<<

стр. 7
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

фанк. В 1977 году Скофилд сформировал свою группу, которая включала Ричи Бейра (Richie
Beirach), Джорджа Мрэза (George Mraz) и Джо ЛаБарбера (Joe LaBarbera). Эта группа ус-
пешно гастролировала в Европе и записала первый альбом - "John Scofield Live". Затем в
1980 году Скофилд создал другую замечательную
группу со Стиви Свэллоу (Steve Swallow) и Адамом
Нуссбаумом (Adam Nussbaum). В этом составе было
записано три очень важных и успешных альбома.
Траектория карьеры Скофилда неожиданно драмати-
чески изменилась когда он в 1982 году присоединил-
ся к Майлзу Дэвису. До момента ухода Майка Стерна
в последующем году, эта группа имела двух гитари-
стов. В течение 1982-85 г.г. Скофилд записывался и
объездил весь мир с Майлзом Дэвисом. Со времен
сотрудничества с Дэвисом Скофилд был и в лидером,
и участником составов других групп, демонстрируя
стилистическое многообразие, включая своеобразную
смесь бопа с фанком, блюза и кантри как на электро-
гитаре (его основном инструменте), так и на акусти-
ческой гитаре.
Похожие исполнители: Steve Khan, John McLaughlin, Leni Stern, Mike Stern, Kevin
Eubanks, John Abercrombie, Ted Dunbar, Dave Stryker, Charlie Hunter
Корни и влияние: George Benson, Jim Hall, Pat Martino, B.B. King, Otis Rush
Иполнял композиции авторов: Pat Metheny, Miles Davis, John Abercrombie
Работал с музыкантами: Steve Swallow, Randy Brecker, Peter Erskine, Miles Davis,
Adam Nussbaum, James Farber, Billy Cobham, Jack DeJohnette, Marc Johnson, Michael Brecker,
Don Alias, Gerry Mulligan, Joe Lovano, Ron Carter, Bill Stewart, Al Foster, Gary Burton, Dave
Baker, Bill Frisell
Дискография (альбомы):
• 1977 East Meets West / Black Hawk
• 1977 John Scofield Live / Enja
• 1978 Rough House / Enja
• 1979 Who's Who? / One Way
• 1980 Bar TalkJive / Novus
• 1981 Shinola [live] / Enja
• 1981 Out Like a Light / Enja
• 1984 Electric Outlet / Gramavision
• 1986 Still Warm / Gramavision
• 1986 Blue Matter / Gramavision
• 1987 Pick Hits Live / Gramavision
• 1987 Loud Jazz / Gramavision
• 1988 Flat Out / Gramavision
• 1989 Time on My Hands / Blue Note
• 1990 Meant to Be / Blue Note
• 1991 Grace Under Pressure / Blue Note
• 1992 What We Do / Capitol
• 1993 Hand Jive / Blue Note
• 1995 Groove Elation / Blue Note
• 1996 Quiet / Polygram
• 1997 A Go Go / Verve
• 2000 Bump / Verve
• 2000 Bump [Import Bonus Tracks] / Polygram Inter
• John Scofield Quartet / Storyville
Компиляции:
• 1989 The Best of John Scofield / Capitol
• 1990 Slo Sco: The Best of Ballads / Gramavision
• 1994 Liquid Fire: The Best of John Scofield / Gramavision
Видео:
• 1984 On Improvisation / DCIv
• 1990 Live Three Ways / Blue Notev
• 1993 Jazz Funk, Vol. 1 / CPPv
• 1993 Jazz Funk, Vol. 2 / CPPv
Участие в проектах других музыкантов:
• John Abercrombie Solar (1982)Guitar, Producer
• Various Artists All Strings Attached (1992)Guitar
• Mose Allison Earth Wants You (1993)Guitar
• Various Artists Alternate Currents (1996)Guitar
• Franco Ambrosetti Movies (1986)Guitar
• Franco Ambrosetti Movies, Too (1988)Guitar
• Ray Anderson Blues Bred in the Bone (1988)Guitar
• Various Artists As Long as You're Living Yours:... (2000)Guitar
• Various Artists Atlantic Blues: Piano (1986)Guitar
• Various Artists Atlantic Blues Box (1986)Guitar
• Various Artists Atlantic Jazz: Best of the '70s (1994)Guitar
• Various Artists Atlantic Jazz: Kansas City (1947)Guitar (Electric)
• Teodross Avery My Generation (1995)Guitar
• Chet Baker You Can't Go Home Again (1977)Guitar (Acoustic), Guitar,Guitar (Electric)
• Kenny Barron Things Unseen (1997)Guitar, Guitar (Electric)
• Richie Beirach Some Other Time (1989)Guitar
• Bob Belden Ensemble Straight to My Heart: The Music of (1989)Guitar lectric)
• Bob Belden Shades of Blue (1994)Guitar
• Mark Bingham I Passed for Human (1989)Blast Blast (1980)Guitar
Shakatak
Сформирована: 1980 г., Лондон, Англия
Участники группы: Джордж Андерсон, Роджер Одел,
Джилл Сэворд, Билл Шарп, Кит Винтер, Найджел Райт
(George Anderson, Roger Odell, Jill Saward, Bill Sharpe, Keith
Winter, Nigel Wright)
Жанр: Джаз
Стиль: джаз-фанк, фанк, соул
Фирмы звукозаписи: Polygram International (3), Polydor (3),
One Way (3), ZYX (2), Verve (2), PolyGram (2), Instinct (2)
Британская джаз-фанк группа Shakatak, созданная в 1980 году в Лондоне, изначально
включала клавишников Билла Шарпа и Найджела Райта, гитариста Кита Винтера, басиста
Стива Андервуда и барабанщика Роджера Одела. Группа быстро добилась успеха со своим
дебютным синглом "Steppin'", мгновенно попала в British Top 50 на следующий год с синг-
лами "Livin' in the UK" и "Brazilian Dawn". Их дебютный альбом "Drivin' Hard" был также
очень хорошо принят публикой. С последующим в 1982 году альбомом "Nightbirds", группа
(которая к тому времени заменила Андервуда на басиста Джорджа Андерсона) попала в два-
дцатку лучших британских музыкальных коллективов, титульный трек на диске также взле-
тел на почетное десятое место в списках популярности. Альбом "Nightbirds" представил пе-
вицу Джил Сэворд, которая стала лидирующей вокалисткой на 5-ти альбомах группы. Серия
в основном инструментальных альбомов, включая "Into the Blue", "Golden Wings", "Da
Makani" и "Niteflite", были затем изданы исключительно в Японии, где группа Shakatak
пользовалась огромной популярностью. Тем временем альбом 1988 года "Manic and Cool" с
яркими композициями "Mr. Manic and Sister Cool" и "Something Special" получил широкое
международное признание. После альбома 1992 года "Open Your Eyes", попавшего на верх-
ние ступени джазовых чартов журнала Биллбоард (Billboard's Contemporary Jazz chart), груп-
па упрочила свои позиции выпуском альбома
1993 года "Street Level" и последующим турне
в Южную Африку. В тоже время последую-
щий альбом "Full Circle" тяготел к хип-хоп би-
ту. В 1997 году после выхода альбома "Let the
Piano Play" Shakatak в составе Шарпа, Одела,
Сэворда и Андерсона снова заставил о себе
говорить.


Похожие исполнители: The Crusaders, Spyro Gyrа, The Blackbyrd Brecker Brothers,
Special EFX Stuff
Исполняли композиции авторов: Roger Odell, Jill Saward, George Anderson, Bill
Sharpe, George Anderson, Jr., Keith Winter, George Duke
Дискография:
• DRIVIN' HARD May 1981 Polydor
• NIGHT BIRDS May 1982 Polydor
• INVITATIONS November 1982 Polydor
• OUT OF THIS WORLD October 1983 Polydor
• DOWN ON THE STREET August 1984Polydor
• SHAKATAK LIVE February 1985 Polydor
• DAY BY DAY/CITY RHYTHM November 1985 Polydor
• INTO THE BLUE June 1986 Polydor
• GOLDEN WINGS June 1987 Polydor
• NEVER STOP YOUR LOVE December 1987 Polydor
• MANIC & COOL April 1988 Polydor
• DA MAKANI May 1988 Polydor
• COOLEST CUTS October 1988 Polydor
• THE VERY BEST OF... October 1988 Polydor
• NITFLITE June 1989 Polydor
• TURN THE MUSIC UP October 1989 Polydor
• FIESTA June 1990Polydor
• PERFECT SMILE October 1990Polydor
• BITTER SWEET April 1991Polydor
• UTOPIA June 1991Polydor
• OPEN YOUR EYES October 1991Polydor
• THE REMIX BEST ALBUM December 1991Polydor
• STREET LEVEL March 1993Inside Out
• UNDER THE SUN November 1993Inside Out
• THE CHRISTMAS ALBUM December 1993Inside Out
• FULL CIRCLE October 1994Inside Out
• JAZZ CONNECTIONS SERIES
• A collection of 6 compilations from the Japanese albums 1996 Inside Out
• LET THE PIANO PLAY August 1997 Inside Out
• THE COLLECTION - RE-RELEASED March 1998 Spectrum
• LIVE AT RONNIE SCOTTS April 1998 Iindigo
• SHININ' ON May 1998 Instinct Jazz
• VIEW FROM THE CITY Jan 1999 Inside Out
• MAGIC Aug 1999 Instinct Jazz
• JAZZ IN THE NIGHT Dec 1999 Inside Out
Archie Shepp
Родился в Fort Lauderdale, Флорида в
1937 году. Он рос в Филадельфии, где он
изучал драматическое искусство в Goddard
College. При попытке найти постоянную
гарантированную театральную работу в
Нью-Йорке, он начал осваивать саксофон
(сначала альт, позднее тенор) и скоро начал
выступать в ансамблях исполняющих аван-
гардный джаз. (в группе Сесil Taylor в 1960
– 1962 гг, с Bill Dixon - «Archie Shepp
Quartet» в 1962 – 1963 гг, New York
Contemporary Five в1963 – 1964 гг.). Он был
дружен с John Coltrane, который очень
сильно повлиял на творчество музыканта. Широкую известность Archie Shepp обрел благо-
даря совместному его выступлению вместе с John Coltrane на Ньюпортском фестивале, кон-
церт с которого был впоследствии (в 1964 году) издан на одноименном диске. В его коллек-
тивах играли такие выдающиеся музыканты как тромбонист Roswell Rudd, Grachan Moncur,
виброфонист Bobby Hutcherson, барабанщик Beaver Harris. В 60-е годы Archie Shepp стано-
виться видным музыкантoм исполняющим free jazz и new thing. Заключен контракт на изда-
ние и запись пластинок с звукозаписывающим гигантом Impulse! Archie Shepp – человек с
активной гражданской позицией, отстаивающий равные права цветного населения. Очень
многие его работы говорят о проблеме расовой сегрегации, и именно музыка была важным
инструментом выражения политических взглядов Archie Shepp и группы других музыкантов
(Max Roach, Albert Ayler и другие). В 1974 году он удостоен титула профессора Университе-
та штата Массачусетс, но продолжает свою карьеру, концертируя главным образом в Евро-
пе. Стиль его в последующие годы становится более традиционным. Его записи сделанные в
70 – 80-е уже нельзя причислить к импровизационной музыке - скорее это мейнстрим. Тем
не менее творчество Archie Shepp – значительно повлияло на развитие Новой Музыки и мно-
гих саксофонистов. Последний его альбом записанный в дуете с его старым партнером,
тромбонистом Roswell Rudd “Live in New York” был восторженно принят публикой.
Nina Simone

21 апреля 2003 года, в своем доме во Франции в возрасте
70 лет скончалась легендарная джаз и соул исполнительница Нина
Симон. Урожденная Уэймон Юнис (р. 21 февраля 1933, Тайрон,
Северная Каролина). Симон считали одной из последних оставав-
шихся в живых великих джазовых вокалисток, критики очень вы-
соко ценили ее композиторский и исполнительский талант. Она
удачно экспериментировала с соул, джазовой и блюзовой музы-
кой. Такая манера исполнения помогала привлекать внимание и
делала уникальными хитами почти все композиции этой велико-
лепной исполнительницы. Она неоднократно удостаивалась наи-
высших музыкальных наград за свое творчество. Одной из самых известных композиций в
ее исполнении стала "My Baby Just Cares For Me", записанная еще в 1966-м, и вновь поко-
рившая чарты уже в 1988-м.
Симон родилась в американском штате Северная Каролина в многодетной семье. На-
чала играть на фортепиано с четырех лет и получила классическое музыкальное образование
в престижной нью-йоркской музыкальной школе - крайне редкая удача для темнокожей
женщины в Америке 1950-х годов. В 1959 году певица выпустила свой первый сингл - ком-
позицию I Love You Porgy из оперы Джорджа Гершвина Porgy And Bess. Пластинка момен-
тально стала хитом, и вскоре за ней последовала ставшая знаменитой песня My Baby Just
Cares For Me. Эта запись была с успехом переиздана через 30 лет после первого выхода; она
превратилась в одну из самых популярных мелодий ХХ века, сделав Нину Симон кумиром
нового поколения слушателей.
В 1973-м году Нина Симоун покинула США, обвинив свою родину в расизме, жила
на Барбадосе, в Швейцарии, Либерии, Тринидаде и Великобритании, а в 1995 году пересе-
лилась во Францию.
Zoot Sims
Полное имя: Джон Хэйли Симс (John Haley Sims)
Родился: 29 октября,1925 в Инглвуде, штат Калифорния , США
Умер: 23 марта, 1985 в Нью-Йорке, США
Жанр: джаз
Стиль: кул, боп
Инcтрументы: саксофон-тенор, саксофон-сопрано
Фирмы звукозаписи: Pablo (14), Original Jazz Classics (9), Prestige (7),
Mobile Fidelity (4), New Jazz (3), Biograph (3), United Artists (2)
В течение всей своей карьеры Зут Сим неизменно олицетворял собой свингующего
музыканта, никогда не играющего не соответствующих жанру фразировок. Он всегда играл
вдохновенно и, хотя его стиль в основном не менялся с начала 50-х годов, энтузиазм и твор-
ческая активность никогда не оставляли Симса. В семье Симса были артисты эстрады, в
юности он играл на ударных инструментах и кларнете. Его старший брат Рэй Симс был пре-
восходным тромбонистом, напоминавшим по звучанию Билла Харриса. В возрасте 13-ти лет
Симс перешел на тенор саксофон, вначале он подражал Лестеру Янгу, но вскоре открыл свое
собственное звучание в стиле кул. В возрасте 15-ти лет он уже был профессионалом и играл
в оркестре Бобби Шервуда (Bobby Sherwood's Orchestra), затем в 1953 году присоединился к
биг-бэнду Бенни Гудмена. Он стал одним из любимейших тенорменов для Гудмена в про-
должение более чем 30-ти лет. После прохождения службы в армии Симс работал с Бенни
Гудменом с 1946 по 1947 год. В 1947-49 г.г. он стал знаменит, как один из участников про-
екта Вуди Германа "Four Brothers". В 1950 году Зут недолгое время работал с Бадди Ричем,
Арти Шоу, Чабби Джексоном и Эллиотом Лоренсом. Затем он записывался и гастролировал
со Стэном Кетноном (1953 г.) и Джерри Маллиганом (1954-56 г.г.). В начале 60-х он был со-
лирующей звездой в оркестре Джерри Маллигана (Mulligan's Concert Jazz Band) и посещал
Советский Союз с оркестром Бенни Гудмена в 1962 году. В течение всей своей музыкальной
карьеры Симс часто создавал собственные комбо и сотрудничал со своим другом Эл Коном
(Al Cohn); оба тенора имели очень похожий стиль и звучание. В начале 70-х годов Зут начал
очень продуктивно играть на сопрано-саксофоне. На протяжении многих лет он выступал
бесчисленное количество раз и всегда был на высоте.
Похожие музыканты: Pete Christlieb, Bob Cooper, Warne Marsh, Stan Getz, Jimmy
Giuffre, Woody Herman, Bill Holman, Flip Phillips
Корни и влияние: Sonny Stitt, Lester
Young, Al Cohn
Последователи: Allen Eager, Dave
Frishberg, Stan Getz, Scott Hamilton, Bobby Jaspar,
Art Pepper, Phil Urso, Ted Brown, Jerry Coker, Al
Cohn, Don Sebesky, Jack Montrose, Frank Socolow
Исполнял композиции авторов: George
Gershwin, Duke Ellington, Ira Gershwin, Al Cohn,
Johnny Mercer, Cole Porter, Andy Razaf, Harold
Arlen, Irving Berlin, Jack Baker, Jack Kerouac,
Victor Young, Fats Waller, Patricia Johnston, Sam
Coslow, Ned Washington, Harry Warren, Tiny Kahn, Gus Kahn
Работал с музыкантами: Gerry Mulligan, Milt Hinton, Clark Terry, Benny Goodman,
Phil Woods, Ernie Royal, Don Lamond, Joe Newman, Bob Brookmeyer, Norman Granz, Urbie
Green, George Duvivier, J.J. Johnson, Jimmy Rowles, Jerome Richardson, Quincy Jones, Hank
Jones, Kai Winding, Shelly Manne
Дискография (альбомы)
• 1949 Zoot Case / The Brothers / Prestige
• 1950 Good Old Zoot / New Jazz
• 1950 First Recordings! / Prestige
• 1950 Brother in Swing / Inner City
• 1950 Zoot Sims in Paris / Disques Swing
• 1950 The Zoot Sims Quartet in Paris / Discovery
• 1950 Trotting / New Jazz
• 1950 Zoot Case / Prestige
• 1950 Zoot Sims Quartets / Original Jazz
• 1951 Swingin' with Zoot Sims / Prestige
• 1954 Zoot Sims in Hollywood / New Jazz
• 1956 One to Blow on / Biograph
• 1956 The Rare Dawn Sessions / Biograph
• 1956 Tonite's Music Today / Black Lion
• 1956 Morning Fun / Black Lion
• 1956 Zoot Sims Goes to Jazzville / Dawn
• 1956 The Big Stampede / Biograph
• 1956 Zoot / Cadet
• 1956 That Old Feeling / Chess / GRP
• 1956 Zoot Sims Plays Alto, Tenor, and Baritone / Paramount
• 1956 Zoot! / Original Jazz
• 1957 Plays Four Altos / MCA
• 1957 Zoot Sims Plays Four Altos / ABC / Paramount
• 1957 The Four Brothers: Together Again / RCA
• 1957 Happy Over There / Jass
• 1958 Stretching Out / United Artists
• 1959 Jazz Alive: A Night at the Half Note / United Artists
• 1959 Choice / Pacific Jazz
• 1960 You 'n Me / Mercury
• 1960 Down Home / Bethlehem
• 1961 Either Way / Evidence
• 1961 Live at Ronnie Scott's / Fontana
• 1961 Cookin' / Fontana
• 1962 New Beat Bossa Nova, Vol. 1 / Colpix
• 1962 New Beat Bossa Nova, Vol. 2 / Colpix
• 1964 Otra Vez / Mainstream
• 1964 Two Jims and a Zoot [Mobile Fidelity] / Mobile Fidelit
• 1964 Two Jims and Zoot / Mainstream
• 1965 Suitably Zoot / Pumpkin
• 1966 Waiting Game / Impulse!
• 1972 Nirvana / GM
• 1973 Body and Soul / Muse
• 1973 Zoot at Ease / Mobile Fidelit
• 1974 Zoot Sims Party / Choice
• 1975 Zoot Sims and Friends / CJ
• 1975 Zoot Sims and the Gershwin Brothers / Original Jazz
• 1976 Zoot Plays Soprano / Pablo
• 1976 Zoot Sims with Bucky Pizzarelli / Classic Jazz
• 1976 Hawthorne NightsPablo
• 1977 If I'm Lucky / Original Jazz
• 1978 For Lady Day / Pablo
• 1978 Live in Copenhagen / Storyville
• 1978 In Copenhagen [live] / Mobile Fidelit
• 1978 Warm Tenor / Pablo
• 1978 The Sweetest Sounds / Pablo
• 1978 Just Friends / Original Jazz
• 1979 Passion Flower / Pablo
• 1979 The Swinger / Pablo
• 1980 Elegiac [live] / Storyville
• 1981 I Wish I Were Twins / Pablo
• 1982 Blues for TwoOriginal Jazz
• 1983 On the Korner / Pablo
• 1983 Suddenly It's Spring / Original Jazz
• 1984 Quietly There: Zoot Sims Plays Johnny Mandel / Pablo
• 1984 In a Sentimental Mood / Sonet
• 1984 Plays Johnny Mandel / Quietly There / Original
• 1996 Plays Soprano / Original Jazz
• 1997 Getting Sentimental / Candid
• 1997 Swingtime / Capitol
• 1998 Live in Philly / 32 Jazz
• Basie and Zoot / Pablo
• Jazz at the Philharmonic / Pablo
• In Paris / DRG
• Tenor Sax Favorites / Prestige
• Zoot Sims All Stars / Prestige
• Zoot Sims Quintet / Prestige
• In a Mellow Tone / E.J.
• East Coast Sounds / Jazzland
Компиляции (альбомы):
• 1950 Zoot Goes to Town / Vogue
• 1962 Bossa Nova Sessions / West Side
• 1965 Koo Koo / Status
• 196 The Modern Art of Jazz / Fresh Sound
• 1974 Zoot Sims / Bucky Pizzarelli / Milton... / Europa
• 1982 Innocent Years / Pablo
• 1989 Somebody Loves Me / Laserlight
• 1993 Send in the Clowns / Onyx Classix
• 1996 Bohemia After Dark / Jazz Hour
• 1998 Quartet & Sextet / BMG Internatio
• 1999 Only a Rose / Koch Internati
• A Summer Thing / Laserlight
• What's New / Drive Archive
• The Best of Zoot Sims / Pablo
Видео:
• 1973 QuartetMobile Fidelitv
Участие в проектах других музыкантов:
• Various Artists 32 Gems from 32 Jazz (1999)Sax (Tenor)
• Pepper Adams Encounter! (1968)Sax (Tenor)
• Manny Albam Jazz Greats of Our Time, Vol. 1 (1957)Sax (Tenor)
• Manny Albam I Had the Craziest Dream (1961)Sax (Tenor)
• Trigger Alpert Trigger Happy! (1956)Saxophone, Sax (Alto)
• Various Artists Art of Jazz Saxophone: Classic... (1997)Sax (Tenor)
• Various Artists Art of Saxophone (1997)Sax (Tenor)
• Various Artists Atlantic Jazz: Mainstream (1947)Sax (Tenor)
• Various Artists Atlantic Rhythm & Blues 1947-1974... (1991)Sax(Tenor)
• Chet Baker Chet Baker with Strings (1953)Sax (Tenor)
• Chet Baker Art of the Ballad (1958)Sax (Alto)
• Chet Baker Chet Baker Plays the Best of... (1959)Sax (Alto), Sax(Tenor)
• Chet Baker Chet Baker Plays (1959)Saxophone, Sax (Alto)
• Various Artists Ballads for Trombone (1998)Sax (Tenor)
• Count Basie Golden Years (1972)Sax (Tenor)
• Count Basie Basie Jam, Vol. 1 (1973)Sax (Tenor)
• Count Basie with Joe... Bosses (1973)Sax (Tenor)
• Count Basie with Zoot Sims Basie and Zoot (1975)Sax (Tenor)
• Count Basie with Dizzy... Montreux '77: Art of the Jam... (1977)Sax(Tenor)
• Various Artists Battle of the Bands: Herman Vs.... (1998)Sax (Tenor)
Jimmy Smith
Полное имя: Джеймс Оскар Смит (James Oscar Smith)
Родился: 8 декабря,1925, Норристаун, Пенсильвания, США (Norristown,
PA)
Жанр: Джаз
Стиль: Грув, хард-боп, соул-джаз (Groove, Hard Bop, Soul-Jazz)
Инструменты: Орган
Фирмы грамзаписи: Blue Note (48), Verve (35), Polygram (4), Milestone
(4), Metro (4), Mercury (3), RTE (2)

Джимми Смит, безусловно, был лучшим исполнителем на Хаммонд - органе в 50-х -
60-х годах: настоящий король соул - джаза, хотя и некоронованный, не получивший ни од-
ного высокого титула. Он революционизировал инструмент, показав, как его можно творче-
ски использовать в джазовом контексте и изменил статус электро-органа от забавной игруш-
ки в базовый джазовый инструмент Он создал новый стиль исполнения: басовые партии иг-
рал ногой (педаль), левой рукой создавал аккордовый аккомпанемент, правой рукой - соли-
ровал, и это сопровождение очень эффектно подчеркивало
каждую джазовую композицию.. Его сессии на Blue Note с
1956 по 1956г г.г. очень высоко зарекомендовали его и ока-
зали огромное влияние на последующую карьеру. Смит из-
менил звучание органа. Орган у него зазвучал как ансамбль.
Смит преобразил палитру звучания ритм-энд-блюза,
блюза и госпел, используя стандартные элементы бибопа и
создал ликующий, притягательный звук, который немедлен-
но подхватили другие.
Смит родился в Норристауне, штат Пенсильвания. С
раннего возраста родители начали учить его играть на фор-
тепиано. Он посещал музыкальные школы Hamilton School
of Music в 1948 году и Ornstein School of Music в 1949 году в Филадельфии. В 1951 году
Смит начал играть на Хаммонд-органе и вскоре заработал отличную репутацию, которая
следовала за ним в Нью-Йорк, где он дебютировал в Кафе Богемия (Cafe Bohemia). Компо-
зиция Birdland, исполненная в 1957 году на фестивале в Ньюпорте, стала знаковой вехой в
его музыкальной карьере. На Ньюпортском джазовом фестивале его провозгласили первой
джазовой органной звездой на интернациональной сцене: до этого на органе в джазе практи-
чески никто не играл.
В 60-е и 70-е годы он интенсивно гастролировал. Его
грамзаписи на Blue Note стали плодом превосходного сотрудни-
чества с Кенни Баррелом, Ли Морганом, Лу Доналдсоном, Айк
Квебеком и Стенли Турентино (Kenny Burrell, Lee Morgan, Lou
Donaldson, Tina Brooks, Jackie McLean, Ike Quebec, Stanley
Turrentine) и многими другими. Он также сделал ряд проектов в
составах различных трио.
С 1963 по 1972 г.г. Смит заново записал свои наиболее
популярные альбомы на студии грамзаписи Verve. Многие из
них представляют биг-бэнды и прекрасно аранжированы Оливе-
ром Нелсоном. В качестве примера можно привести превосход-
ный альбом "Walk on the Wild Side". Его проекты 70-х годов были достаточно пестрые и не-
равноценные. Смит постоянно гастролирует и в 1974-75 г.г посещает Израиль и Европу.
В середине 70-х Смит его жена Лола открыли в Лос-Анжелесе джазовый клуб с на-
званием "Jimmy Smith's Jazz Supper Club", а в начале 80-х Смит возобновил гастрольную
практику и посетил Нью-Йорк в 1982 и 1983 г.г. В 1983 году он подписал новый контракт с
Blue Note и сделал весьма интересные проекты для этой студии и студии Milestone в 90-х
годах.
Напористый стиль игры Смита на электро-органе - уникальный сплав бопа и ритм-
энд-блюза.
Похожие исполнители: Charles Earland, Jimmy McGriff, Don Patterson, Shirley Scott,
Stanley Turrentine, Larry Young, Jack McDuff, Big John Patton, Grady Tate, Charles Kynard, Joey
De Francesco, Richard "Groove" Holmes
Корни и влияние: Wild Bill Davis, Milt Buckner , Bud Powell, Horace Silver
Последователи: Beastie Boys, Lucky Peterson, Charles Kynard, Shirley Scott, Merl
Saunders, Baby Face Willette, Eric Gale, Richard "Groove" Holmes, Jack McDuff Dr., Lonnie
Smith
Исполнял композиции авторов: George Gershwin, Duke Ellington, Johnny Mercer,
Elmer Bernstein, Ira Gershwin, Kenny Burrell, Richard Rodgers, Irving Mills, Mitchell Parish, Will
Hudson Oscar Hammerstein II, Lorenz Hart, Oliver Nelson, Dizzy Gillespie, Thelonious Monk,
Mack David, Jerome Kern, James Oscar, "Jimmy" Smith, Billy Strayhorn
Работал с музыкантами: Donald Bailey, Kenny Burrell, Rudy Van Gelder, Alfred Lion,
Ernie Royal, Jerome Richardson, Eddie McFadden, Quentin Warren, Creed Taylor, Joe Newman,
Snooky Young, Thornel Schwartz, Phil Woods, Lou Donaldson, Oliver Nelson, Jimmy Cleveland,
George Duvivier, Quentin Jackson, Jerry Dodgion
Дискография (альбомы):
• 1956 A New Star, A New Sound: Jimmy Smith at the... / Blue Note
• 1956 The Champ / Blue Note
• 1956 The Incredible Jimmy Smith at the Organ,... / Blue Note
• 1956 The Incredible Jimmy Smith at Club Baby... [live] / Blue Note
• 1956 The Incredible Jimmy Smith at Club Baby... [live] / Blue Note
• 1957 A Date with Jimmy Smith, Vol. 1 / Blue Note
• 1957 The Sounds of Jimmy Smith / Blue Note
• 1957 A Date with Jimmy Smith, Vol. 2 / Blue Note
• 1957 Jimmy Smith at the Organ, Vol. 1: All Day... / Blue Note
• 1957 Jimmy Smith at the Organ, Vol. 2 / Blue Note
• 1957 Plays Pretty Just for You / Blue Note
• 1957 The Incredible Jimmy Smith / Blue Note
• 1957 Jimmy Smith Trio + LD / Blue Note
• 1957 Confirmation / Blue Note
• 1957 Special Guests / Blue Note
• 1957 House Party / Blue Note
• 1957 Groovin' at Small's Paradise, Vol. 1 / Blue Note
• 1957 Groovin' at Small's Paradise, Vol. 2 / Blue Note
• 1957 Groovin' at Small's Paradise, Vol. 1-2 [LP] / Blue Note
• 1957 Groovin' at Small's Paradise [1999] [live] / Blue Note
• 1957 Lonesome Road / Blue Note
• 1958 The Sermon / Blue Note
• 1958 Softly As a Summer Breeze / Blue Note
• 1958 Cool Blues / Blue Note
• 1958 On the Sunny Side / Blue Note
• 1958 Home Cookin' / Blue Note
• 1958 Six Views of the Blues / Blue Note
• 1960 Crazy! Baby / Blue Note
• 1960 Plain Talk / Blue Note
• 1960 Open House / Blue Note
• 1960 Open House/Plain Talk / Blue Note
• 1960 Back at the Chicken Shack / Blue Note
• 1960 Midnight Special / Blue Note
• 1960 Prayer Meetin' / Blue Note
• 1962 Jimmy Smith Plays Fats Waller / Blue Note
• 1962 Bashin': The Unpredictable Jimmy Smith / Verve
• 1962 Hootchie Coochie Man [Verve 1966] / Verve
• 1963 I'm Movin' On / Blue Note
• 1963 Bucket! / Blue Note
• 1963 Rockin' the Boat / Blue Note
• 1963 Hobo Flats / Verve
• 1963 Live at the Village Gate / Metro
• 1963 Any Number Can Win / Verve
• 1963 Blue Bash / Verve
• 1963 Compact Jazz: Plays the Blues / Verve
• 1963 Jazz 'Round Midnight / Verve
• 1964 Who's Afraid of Virginia Woolf? / Verve
• 1964 The Cat / Verve
• 1964 Christmas '64 / Verve
• 1964 Christmas Cookin' / Verve
• 1965 Monster / Verve
• 1965 In Hamburg Live / Metro
• 1965 Live in Concert / Paris / Metro
• 1965 Jimmy Smith and His Trio / RTE
• 1965 Organ Grinder Swing / Verve
• 1965 Got My Mojo Workin' / Verve
• 1965 The Amazing Jimmy Smith Trio / Metro
• 1966 Peter and the Wolf / Verve
• 1966 The Dynamic Duo / Verve
• 1966 The Further Adventures of Jimmy and Wes / Verve
• 1967 Respect / Verve
• 1968 Stay Loose / Verve
• 1968 Livin' It Up / Verve
• 1968 The Boss / Verve
• 1969 Groove Drops / Verve
• 1971 Jimmy Smith in a Plain Brown Wrapper / Verve
• 1972 Root Down [live] / Verve
• 1972 Bluesmith / Verve
• 1973 Portuguese Soul / Verve
• 1973 Other Side of Jimmy Smith / MGM
• 1973 At the Lowry Organ / Decca
• 1973 I'm Gonna Git Myself Together / Verve
• 1974 Blacksmith / Pride
• 1974 Paid in Full / Mojo
• 1975 Jimmy Smith / Blue Note
• 1976 Sit on It! / Mercury
• 1977 It's Necessary / Mercury
• 1978 Tomorrow's Sounds Today / Grosvenor
• 1980 The Cat Strikes Again / Laser Light
• 1980 Second Coming / Mojo
• 1981 All the Way Live / Milestone
• 1982 Off the Top / Elektra
• 1983 Keep on Comin' / Elektra
• 1983 Just for You / Sounds Ultimat
• 1986 Go for Whatcha' Know / Blue Note
• 1989 Prime Time / Milestone
• 1990 Fourmost / Milestone
• 1993 The Master / Blue Note
• 1993 Master 2 / Capitol
• 1993 Sum Serious Blues / Milestone
• 1995 Damn! / Verve
• 1995 Angel Eyes: Ballads & Slow Jams / Verve
• 1996 In Concert [live]RTE
• 1996 Platinum / Dove
• 1999 Paris Jazz Concert 1965 [live] / Malaco Jazz
• 2000 Immortal Concerts: Club Baby Grand,... [live]
• Unfinished Business / Mercury
• Get Yourself a College Girl / Sony Music Spe
• Plays Fats Waller / Applause
Дискография (компиляции):
• 1956 A New Sound, A New Star: Jimmy Smith at the... / Capitol
• 1956 Jazz Profile / Blue Note
• 1956 Greatest Hits, Vol. 1 / Blue Note
• 1956 The Singles / Blue Note
• 1957 The Complete February 1957 Jimmy Smith Blue... / Mosaicx
• 1957 The Best of Jimmy Smith: The Blue Note Years / Blue Note
• 1957 Standards / Blue Note
• 1962 The Best of Jimmy Smith [Verve] / Verve
• 1962 The Hootchie Coochie Man [Verve 1967] / Verve
• 1962 Compact Jazz / Verve
• 1962 Walk on the Wild Side: The Best of the Verve... / Verve
• 1963 Talkin' Verve: Roots of Acid Jazz / Polygram
• 1965 Got My Mojo Workin' / Hoochie Cooche Man / Polygram
• 1966 Jeepers Creeper / Sears
• 1980 Mr. Jim / Manhattan
• 1994 Verve Jazz Masters, Vol. 29 / Polygram
• 1999 Ultimate Jimmy Smith / Polygram
• Greatest Hits, Vol. 2 / Blue Note
• The Best of Jimmy Smith / Curb
• Lalo Schifrin/The Cat Strikes Again / Laser Light
• 24 Karat Hits / Verve
Участие в проектах других музыкантов:
• George Benson Compact Jazz: George Benson (1967)Organ
• Various Artists Best of Blue Note, Vol. 2 [Japan] (1995)Organ
• Various Artists Best of Blue Note, Vol. 1 Organ
• Various Artists Blue Note 50th Anniversary... (1991)Organ
• Various Artists Blue Note 50th Anniversary... (1991)Organ
• Various Artists Blue Note Plays Gershwin (1999)Organ
• Dee Dee Bridgewater Love and Peace: A Tribute to... (1995)Organ (Hammond)
• Kenny Burrell Ellington Is Forever, Vol. 1 (1975)Organ
• Kenny Burrell Ellington Is Forever, Vol. 2 (1977)Organ
• Kenny Burrell Kenny Burrell & The Jazz Giants (1998)
• Cab Calloway His Best Recordings (1996)Bass, String Bass
• Various Artists Jazz Masters: Verve at 50 (1994)Organ
• Johnny Cash Essential Johnny Cash 1955-1983 (1992)Piano
• Various Artists Compact Jazz Sampler Organ
• Various Artists Cool Talkin' Verve (1997)Organ
• Various Artists Cotton Club Stars (1927)
• Various Artists Decades of Jazz, Vol. 3 Organ
• Jimmy Forrest Forrest Fire (1960)Organ
• Tom Freund North American Long Weekend (1998)Keyboards
• Various Artists Blue Gershwin (1992)Organ
Lavay Smith & Her Red Hot Skillet Lickers
Лавэй Смит (вокал)
Чарли Сиберт (гитара)
Крис Сиберт (фортепиано)
Аллен Смит (труба)
Билл Стюарт (саксофон)
Говард Уайли (саксофон)
Дэнни Армстронг (тромбон)
Дэвид Эвелл (контрабас)
Марк Ли (ударные)


А также многие другие музыканты из Сан-Франциско:
состав меняется от концерта к концерту.
Если вы немного устали от нео-свинговых команд, со-
стоящих из десятка белых парней, одетых в zoot suits и играющих что-то более близкое к ро-
кабилли, нежели к свингу, то Lavay Smith and her Skiller Lickers именно то, что вам нужно.
Первый концерт этой группы состоялся в Сан-Франциско в 1989 году, когда о возро-
ждении свинга ещё и подумать никто не мог. А уже в 1991 они были названы лучшей блю-
зовой командой года в газете San Francisco Weekly. С тех пор успех не оставлял их - статьи о
них появлялись даже в журнале Downbeat, а в 1998 году читатели двух самых крупных газет
Сан-Франциско - Chronicle и Examiner - выбрали их
лучшей группой года. Lavay Smith and her Skillet
Lickers безустанно гастролируют по всей стране, и
вот уже в течение шести лет подряд на их концер-
тах, проходящих по пятницам в знаменитом бас-
тионе нео-свинга Cafe DuNord зал заполнен до от-
каза.
Их состав весьма необычен для нео-
свинговой команды - самому молодому члену груп-
пы 26 лет, а самому старому - Аллену Смиту, иг-
равшему ещё с Эллингтоном, Гудманом и Фицдже-
ральд - 77! Более того - аранжировки для них делает
никто иной, как Дэвид Бергер, бывший дирижёр
Lincoln Center Jazz Orchestra.
Сама Лавэй, словно сошедшая с обложки
pin-up журнала 1940-х, представляет собой золотую
середину между белой певицей биг-бэнда и чёрной
блюзовой королевой - не слишком невинная, но и
не слишком жёсткая. В её пении вы попеременно
услышите Билли Холидэй, Бесси Смит, Дайну Уо-
шингтон, Иду Кокс, Литтл Эстер Филипс, Джулию
Ли... И всё-таки это Лавэй!
Они фантастически, просто невероятно стильны - стиль-
ны без китча, отмечающего многие нео-свинговые команды.
Как говорит Лавэй, "Мы живём в прекрасное время - можно
возродить весь стиль и всё очарование той эпохи, не вспоминая
о тёмных сторонах того периода".
И они действительно возрождают этот стиль. Как в от-
ношении одежды, так и в отношении музыки, Lavay Smith and
her Red Hot Skillet Lickers настолько близки к "настоящему"
свингу (а также би-бопу, jump blues и новоорлеанскому R&B),
насколько это только возможно.
Дискография:
• 1996 - One Hour Mama (Fat Note)
• 2000 - Everybody's Talking About Miss Thing (Fat Note)
SOFT MACHINE
Этот ансамбль, рекордсмен по текучести состава,
как и многие его английские авангардные современники,
ведет свое происхождение от группы Wilde Flowers, со-
ставленной из учеников школы Саймона Лангстона в Кен-
тербери. В начале 60-х годов в ней играли, кроме прочих,
клавишник Майк Рэтлидж, басист Хью Хоппер, певец и
ударник Роберт Уайетт (урожденный Эллидж), а также
клавишник Дэвид Синклэр.
Приятели собирались в доме у матери Уайетта, сце-
нариста радиопередач, и играли в основном джаз, пока в 1962 году Роберт не вышел из ком-
пании и не поступил в Кентерберийский колледж искусств, где, впрочем, он учился очень
недолго и вскоре без денег, автостопом, отправился путешествовать по Европе. В Париже он
встретился с 21-летним австралийским битником Дэвидом Алленом, который обладал впе-
чатляющими талантами авангардного композитора и гитариста. Позже к тандему присоеди-
нился басист Хью Хоппер, который немедленно увлекся экспериментированием в духе "зву-
ковой петли", внедренной в музыку тогда еще неизвестным широкой публике Терри Райли.
Когда к ним присоединился приехавший из Франции Аллен, группа стала отдавать
предпочтение смеси рока и свободных импровизаций. Wilde Flowers записали только не-
сколько демосов в конце 1965 года в студии своего приятеля. Там были в основном версии
классических ритм-энд-блюзовых песен от Джеймса Бpауна до Нины Саймон, простенькие
джазовые вещицы типа "Watermelon Man" Херби Хэнкока. Но в их репертуаре можно было
услышать и некоторые песни от Beatles и Чака Беppи.
Разделавшись со своими занятиями в Оксфордском университете, в Кентербери вер-
нулся клавишник Майк Рэтлидж - его приезд явился чем-то вроде катализатора. Хью Хоппеp
решил завязать с активными выступлениями в Wilde Flowers. (Позже он стал pоуди Soft
Machine и взялся снова за бас-гитаpу к моменту работы над их вторым альбомом, когда из
состава ушел Кевин Эйpс). A Рэтлидж, Уайетт (ударные), Эйрс (бас, вокал) и Аллен пере-
брали массу названий, пока не остановились на Soft Machine из романа Уильяма Берджеса.
Приехав в Лондон весной 1967 года, выступили в клубе UFO с доступной лишь "по-
священной" публике смесью рока, фри-джаза и эффек-
тов авангардистской электронной музыки. Первые де-
монстрационные записи они выполняли на сессиях, ор-
ганизованных Джорджио Гомельски. Документом этих
времен является диск "In The Beginnings", который, об-
ладая и сильными и слабыми местами, сейчас может
представлять интерес только для завзятых коллекцио-
неров и поклонников Роберта Уайетта. Чуть позже экс-
центричный Ким Фаули с западно-американского по-
бережья оказался продюсером их первого сингла
"Feelin' Reelin' Squeelin'/Love Makes Sweet Music", при-
чем в записывающей сессии на ритм-гитаре играл
Джими Хендрикс, чей дебютный сингл "Hey Joe" запи-
сывался тогда же, в той же студии.
Сингл в середине 1967 года прошел почти незамеченным, и группа отправилась во
Францию. В Сен-Тропезе они приняли участие в хэппенинге "тотального участия" Алана
Зайона по пьесе Пикассо "Desire Attrappe Par La Queue". Этот эксперимент был разогнан ме-
стной жандармерией, что помешало быстрому росту популярности группы во Франции.
К несчастью, во время возвращения в Англию въезд Аллену из-за отсутствия у него
визы был запрещен. Он отправился в Париж, где основал группу Gong.
Сокращенный до трио, коллектив провел 1968 год в гастрольной поездке по США,
сопровождая Джими Хендрикса. В конце года с продюсером Томом Уилсоном из Нью-
Йорка они записали дебютный альбом, на котором уже обозначено движение к нормальной
поп-музыке. Как нигде больше отчетлива линия басовых Эйрса, впечатляют органные соло
Рэтлиджа. Однако самих музыкантов результат, особенно продукция, не удовлетворил, и
Softs свернули свою деятельность.
Эйрс отправился на Майорку писать песни, Рэтлидж вернулся в Лондон, а Уайетт, за-
державшись в Нью-Йорке, отправился работать в Лос-Анджелес.
В следующем году фирма Probe надумала-таки выпустить дебютный альбом и угово-
рила Уайетта для дальнейшей работы собрать ансамбль вновь. Рэтлидж согласился, Эйрс,
заявив, что их музыка стремится к излишнему переусложнению, стал строить собственные
планы, и Уайетт для записи диска "Volume Two" мобилизовал Хью Хоппера. На альбоме
есть и обычные поп-номера ("Dedicated to You", "As Long As He Lies Perfectly Still"), есть и
продолжительная импровизация "Ester's Nose Job". Многими критиками альбом этот почита-
ется лучшим в работе "футуристических Beatles", которые деформировали музыку в эхо-
камере, фильтрах и модуляторе, и могли музицировать, чередуя агрессивные и элегические
настроения, без пауз по два часа.
Вся музыка Softs была, по словам
Уайетта, выражением взаимной друже-
ской приязни, где главным смыслом кол-
лектива являлось именно совместное об-
щение. Уже после того, как они сумели
создать себе когорту стойких почитате-
лей в Европе, а владельцы ночных клубов
во Франции сражались за право заполу-
чить ансамбль на свою сцену, английский
менеджер держал их на голодном пайке.
Американский импресарио во время тур-
не 1968 года обращался с коллективом,
как с ручным багажом. "Но мы никогда
не печалились, является наша музыка
коммерческой или нет. Мы никогда не пытались попасть в категорию делателей хитовых
пластинок" (Хоппер).
Ансамбль прошел через довольно трудную серию английских гастрольных выступле-
ний, а к концу 1969 года увеличил состав до семи человек с добавлением джазменов: саксо-
фониста Элтона Дина, трубача Майка Черига и тромбониста Ника Ивенса (все из группы
Кита Типпетта), а также Лина Добсона (ситар, флейта, сакс). Этот состав поклонники груп-
пы до сих пор считают наилучшим. К сожалению, он не оставил после себя никаких записей.
Репутация ансамбля консолидировалась, он стал первым роковым коллективом, выступив-
шим в джазовом клубе Ронни Скотта, являлся участником джазовых марафонов Ньюпорт-
ского фестиваля и Берлинского Jazztage. Их приглашали участвовать в своих концертах та-
кие джазовые звезды, как Майлз Дэвис. Softs даже выступили со своими затянутыми номе-
рами, причудливым ритмом и шокирующими аккордами на фестивале электронной музыки
в западногерманском городе Донауэшингене.
Во время работы над двойником "Third" из-за финансовых соображений ушли Ивенс,
Черинг и Добсон. Альбому это не помешало стать одним из лучших у группы - четыре сто-
роны, четыре продолжительных композиции с длинными импровизациями продемонстриро-
вали широкий спектр влияний от Терри Райли до Эрика Сати. Альбом "Fourth", менее дра-
матичный и холодный, чем его предшественник, обозначивший смещение к джазу, оказался
последним, записанным с Уайеттом, который ушел из-за трений в отношениях с Рэтлиджем.
Для записи диска "Fifth" место ударника занял Фил Хоуард, но и он вскоре разругался
с Рэтлиджем и сессии заканчивал бывший член группы Nucleus и Jack Bruce Band Джон
Маршалл. Лонгплей этот оказался еще одним шедевром группы, содержащим впечатляю-
щую работу Элтона Дина, особенно на композиции "All White".
В 1972 году Дина (в сольной карьере и с другими группами выпускавшего более джа-
зовые альбомы) сменил еще один воспитанник Nucleus Карл Дженкинс. Этот состав выпус-
тил двойник "Sixth", с невпечатляющим концертным диском и студийным, на котором выде-
лялась, пожалуй, только композиция "Chloe & the Pirates". Стало очевидно, что Рэтлидж в
своих импровизациях начал терять чувство меры и застревать в повторах. После этого аль-
бома своим путем пошел и Хоппер, записавший сольник в 1974 году, а затем присоединив-
шийся к группе Isotope. Его место занял еще один джазмен Рой Баббингтон.
Неудивительно, что неровный альбом "Seventh", закончивший основной период дея-
тельности ансамбля, продемонстрировал еще более возросшие джазовые акценты и показал,
что группа попала под контроль Дженкинса. Одновременно диск обнаружил недостаток чув-
ства и разума, которые в значительной степени улетучились из музыки группы вместе с ухо-
дом Уайетта.
Начало меняться к худшему и отношение критики. "Вместо того, чтобы использовать
свое мастерство для заработка денег, как это делает большинство поп-групп, Softs, в проти-
воположность им, решили вернуться в артистически ничейную зону" (Observer). Они разде-
лили судьбу многих авангардных коллективов той поры: для любителей рока Soft Machine
звучал слишком по-джазовому, а поклонникам джаза отдавало роком.
В феврале 1974-го на год пришел гитарист Алан Холдсуорт, с участием которого был
записан альбом "Bundles". В музыке группы сменились некоторые акценты - Рэтлиджа почти
не слышно, функции клавишника стал натягивать на себя Дженкинс, ослабляя при этом зву-
чание духовых. Новый гитарист влил свежую кровь в звучание ансамбля, но ненадолго. На
следующем альбоме "Softs" на этом инструменте играл уже Джон Этеридж. Ушел Рэтлидж,
последняя связь с оригинальным составом Softs, и к ансамблю присоединился двоюродный
брат Рика Уэйкмана, Алан. Результатом стал малоинтересный диск "Alive & Well".
Записанный только через три года альбом "The Land Of Cockayne" оказался, скорее,
всего лишь сольным проектом Дженкинса, выполненным с участием оркестра, Джона Мар-
шалла, Холдсуорта и Джека Брюса. Под этим названием группа продолжала выступать
вплоть до начала 90-х, но это было всего лишь название.
Со своими революционными структурами и гармониями, необычным джаз-вокалом и
свободными импровизациями, Soft Machine оказали сильное влияние на европейскую роко-
вую сцену. Однако их наиболее сильные и глубокие работы были выполнены лишь в ранней
фазе их творчества, примерно в первых четырех альбомах.
Примечание к дискографии: альбом "In The Beginnings" выпускался и под другими
названиями: "Rock Generation, vols 7&8"; "Faces and Places, vol.7"; "Jet Propelled Photo-
graphs". Альбомы "Turns On Paradiso", "Live At The Proms", "The Peel Sessions" записаны в
составе: Уайетт, Рэтлидж, Хоппер, Дин и приглашенные гости. Композиции диска "Rubber
Riff" записаны, главным образом, после создания лонгплея "Fourth" и предназначены для
исполнения в кинофильмах, на ТВ и радио. Сейчас их смогут слушать, пожалуй, только са-
мые крутые фэны группы.
Дискография:
• The Soft Machine (Probe 1968)
• Volume Two (Probe 1969)
• Third (CBS 1970)
• Fourth (CBS 1971)
• Fifth (CBS 1972)
• In The Beginnings (записан в 1967) (Big 1972)
• Sixth (CBS 1973)
• Seventh (CBS 1974)
• Bundles (HRT 1975)
• Softs (HRT 1976)
• Alive & Well (HRT 1978)
• The Land of Cockayne (HRT 1981)
• Turns on Paradiso (бутлег с концерта 1969 г.) (1988)
• Live at the Proms (записан в 1970 году) (Reckless 1989)
• Jet Propelled Photographs (записан в 1968 г.) (Decal 1989)
• The Peel Sessions (SFT 1990)
• As If.... (1991)
• Complete Peel Sessions (SFT 1991)
• Live In Paris (SFM 1992)
• BBC Live In Concert (зап. в 1971 году) (Win 1993)
• Rubber Riff (VPR 1995)
Сборник:
• Triple Echo (1977)
• The Untouchable (1990)
Записи Элтона Дина:
• Elton Dean (CBS 1971)
• Cruel but Fair (с Хью Хоппером) (Compendium 1976)
• Oh! For the Edge (в группе Ninesence) (Ogun 1976)
• Ninese nce (в группе Ninesence) (Ogun 1977)
• They All Be On This Old Road (Ogun 1977)
• Cheque Is In the Post (Ogun 1977)
• Happy Days (Ogun 1978)
• El Skid (VRG 1978)
• Boundaries (Japo 1981)
• Wolcomet - Live in Brazil 1986 (Impetus 1987)
• Duos and Trios (1989)
• Unlimited Saxophone Company (1989)
• All the Tradition (1990)
• Silent Knowledge (1995)
• Two's & Three's (1995)
• Rumours of an Incident (1996)
• Bladik (1997)
• Into the Nierika (1998, с Марком Сандерсом и Роберто Беллата)
• Moorsong (2000)
John Surman
Джон Шурмэн
Родился: р. 30 августа 1944 в
Тэвисток, Англия
Джон Шурмэн был одним из
очень немногих саксофонистов Анг-
лии конца 60-х годов, который смог
найти свою аудиторию в рок-музыке,
регулярно выступая в лондонских
клубах типа Marquee Club. В конце 70-
х впечатляющие звуки, которые он из-
влекал из своих духовых инструмен-
тов (саксофон сопрано, саксофон ба-
ритон, кларнет) становятся основным
активом для студии ECM.
С 1968 по 1974 г.г. на поп-
ориентированных лейблах Deram,
Futura и Dawn он записал 7 сольных альбомов, а на Island - "Morning Glory". Шурмэн - один
из наиболее маститых джазовых музыкантов Англии и непревзойденный баритон-
саксофонист последних десятилетий. Шурмэн играл на джазовых семинарах, когда еще
учился в хай-скул.
В 60-х годах он занимался в Лондонском музыкальном колледже и университете
(London College of Music, London University Institute of Education) и играл с Алексисом Кор-
нером и Майком Вестбруком (Alexis Korner, Mike Westbrook) до конца 60-х. В 1968 году он
был признан лучшим солистом на Фестивале в Монтре, где возглавлял собственный бэнд. В
60-х Шурмэн работал с Грэхемом Коллиером, Майком Гиббсом, Дэйвом Холландом, Кри-
сом Макгрегором и Джоном Маклафлином (Graham Collier, Mike Gibbs, Dave Holland, Chris
McGregor,John McLaughlin), а в 70-х гастролировал по Европе с биг-бэндом Кенни Кларка и
Френси Боланда. В этот же период Шурмэн работал с Бэрри Филлипсом и Стю Мартином
(Barre Phillips, Stu Martin), а в конце 70-х к ним присоединился Альберт Мангельсдорф
(Albert Mangelsdorff). Они называли себя "Трио", потом - "Mumps".
В середине 70-х Шурмэн играл с Майком Осборном и Аланом Скидмо (Mike Osborne,
Alan Skidmore) в саксофонном трио "SOS", а также - с Кэролин Карлсон (Carolyn Carlson) в
Парижской Опере. Он записывался со Стэном Трейси и Кэрин Крог (Stan Tracey, Karin
Krog), работал с Мирославом Витусом (Miroslav Vitous) и группой "Azimuth". В начале 80-х
Шурмэн основал проект "The Brass Project" и играл с биг-бэндом Коллиера и оркестром Гила
Эванса (Gil Evans' British Оrchestra). Шурмэн продолжает записываться в 80-х, главным об-
разом на ЕСМ.
Он работал с такими известными музыкантами как Терье Рюпдалем, Джеком ДеДжо-
нетте, Пьером Фавром, Бенгтом Халлбергом, Арчи Шеппом и Редом Митчеллом (Terje Ryp-
dal, Jack DeJohnette, Pierre Favre, Bengt Hallberg, Archie Shepp, Red Mitchell). Большинство
своих альбомов Шурмэн записал на ЕСМ, и он остается одним из наиболее ярких артистов
на этом лейбле посей день.
Дискография (альбомы):
• 1968 John Surman /Deram
• 1969 How Many Clouds Can You See? /Deram
• 1969 Anglo Sax /Deram
• 1970 The Trio /Dawn
• 1971 Tales of Algonquin /Deram
• 1971 Where Fortune Smiles /Dawn
• 1972 Westering Home /Island
• 1973 Morning Glory /Antilles
• 1974 S.O.S. /JGO
• 1978 Sonatinas /Steam
• 1979 Upon Reflection /ECM
• 1981 The Amazing Adventures of Simon Simon /ECM
• 1981 Live at Moers Festival /Moers
• 1982 Such Winters of Memory /ECM
• 1984 Withholding Pattern /ECM
• 1987 Private City /ECM
• 1990 Road to Saint Ives /ECM
• 1991 Adventure Playground /PolyGram
• 1992 Brass Project /ECM
• 1993 Stranger Than Fiction /ECM
• 1995 Nordic Quartet /ECM
• 1995 Nordic Quartet /ECM
• 1998 Proverbs & Songs /ECM
• 2000 Coruscating /ECM
Компиляции:
• 1996 A Biography of the Rev. Absalom Dawe /ECM
• 1999 The Dawn Sessions /Sequel
Koko Taylor
Ее не миновала ни одна сколько-нибудь замет-
ная премия или награда в области ритм-энд-блюза,
включая 19 премий Уильма Хэнди и «Грэмми» в 1984
году.


Настоящее имя Cora Walton. Ведущая певица
чикагского блюза, почти сорок лет носящая титул
«королевы блюза» (Queen Of The Blues) родилась 28
сентября 1935 в пригороде Мемфиса, штат Теннеси. В
семье чернокожих издольщиков она была шестым ре-
бёнком. За пристрастие к шоколаду девочка получила
прозвище Коко (созвучно с английским «chocolate»).
В религиозной семье все с младых ногтей увлекались
музыкой госпел, братья на досуге играли на самодельных инструментах, Кора выделялась
сильным, выразительным голосом. Предметом всеобщего внимания являлся радиоприемник,
благодаря которому Коко услышала повлиявших на неё великие голоса блюза — Бесси
Смит, Мемфис Мини, Ма Рейни, Биг Мейбелл, а также гигантов чикагского блюза и Би Би
Кинга.
В 1953 Кора приехала с приятелем Робертом Тейлором (прозвище Pops — «папаша»)
в Чикаго. Она тут же нашла работу служанки и…вышла замуж за Попса. Конец недели чета
посвящала развлечениям, посещала клубы, где нередко Коко Тейлор пела, под аккомпане-
мент знаменитых групп Мадди Вотерса, Джоржа «Бадди» Гая, Джимми Рида, лидеры кото-
рых в качестве интермедии позволяли новичкам попробовать свои силы.
В начале 1960 года Тэйлор была представлена Вилли Диксону, художественному ру-
ководителю главной компании звукозаписи чикагского блюза Chess Records. Его предпри-
ятие испытывало ощутимый дефицит вокалисток. Учитывая это обстоятельство и талант Ко-
ко Тэйлор, Диксон сделался куратором ее карьеры. Для начала он организовал выпуск пары
ее песен на маленькой фирме USA. Затем он устроил импровизированную сессию звукоза-
писи в своей домашней студии, причем Тэйлор даже не была поставлена в известность о
том, что идет запись, и узнала об этом лишь через год, после выпуска пластинки на фирме
Spivey. Она получила копию альбома и денежный чек за работу.
Только после этого, в 1964 году Коко Тэйлор стала записываться для фирмы «Чесс».
Песни, написанные для нее специально Диксоном. Вилли также настаивал, чтобы певица со-
чиняла собственный материал. Первая ее песня появилась в 1965 году и была посвящена
мужу.
В этом же году Диксон предложил записать своей протеже песню, ставшую ее визит-
ной карточкой и до сегодняшнего дня — «Wang Dang Doodle». Кстати, композиция стала
последней из продукции «Чесс Рекордз», попавшей в ритм-энд-блюзовый ТОР-10.
Наличие в репертуаре такого шлягера привело к расширению концертной географии
Коко Тэйлор за пределы Чикаго. В конце 60-х она выступила в Европе.
Не менее важным для чернокожего артиста было то, что ее гастрольные дороги при-
вели ее к белой аудитории самого Города Ветров: возможность петь в клубах северной части
Чикаго, то есть для белой аудитории, являлась еще более крупным успехом, чем поездка за
океан.
1972 год стал во многих смыслах ключевым для Коко Тэйлор. В этом году она рас-
сталась с фирмой «Чесс Рекордз» и в этом же году она выступила на крупнейшем тогда блю-
зовом фестивале Америки — Энн Эрбор Блюз Энд Джаз Фестивал. Тэйлор основала свой
собственный ансамбль The Blues Machine, руководил которым Попс Тэйлор. Выходит пер-
вый концертный альбом певицы на одной из крупнейших фирм Atlantic Records. Венцом ус-
пеха Тэйлор стало подписание контракта с одной из концертных компаний об организации
ее выступлений на общенациональном уровне, то есть по всей Америке.
1975 год стал новым этапом в карьере Коко Тэйлор. Она подписала контракт со стре-
мительно восходящей компанией «Аллигатор» и выпустила альбом «I Got Wath It Takes». Он
содержал материал, идентичный ее первым записям середины 60-х годов, который был
аранжирован в современном стиле и с участием электромузыкальных инструментов.
С тех пор Тэйлор не меняет партнеров и скоро будет 40 лет, как она выпускает диски
на Alligator Records, входя в тройку ее самых покупаемых артистов. На этой фирме певица
выпустила 9 альбомов, последний из которых, «Royal Blue», появился после почти 7-летнего
перерыва в 2000 году.
В 1988 году Коко и Попс Тэйлор попали в автомобильную катастрофу, в результате
певица получила многочисленные травмы и переломы, а ее супруг перенес клиническую
смерть. В итоге Роберт Тэйлор не оправился от последствий аварии и умер через несколько
месяцев.
Подобно другим преуспевающим в блюзе коллегам, в 1995 году Коко Тэйлор открыла
в Чикаго музыкальный клуб Taylor?s Celebrity, переживающий ныне как коммерческое
предприятие не лучшие времена.
Певица по-прежнему в высшей степени востребована, однако состояние здоровья
(диабет) и возраст вынуждают её сократить количество концертов порой до 2-3 в месяц.
Sonny Terry
Сонни Терри
Настоящее имя: Саундерс Террел (Saunders Terrell)
Родился: 24 октября, 1911 в Гринсборо, Северная Каролина(Greensboro,
NC)
Умер: 11 марта, 1986 в Минеола, Нью-Йорк (Mineola, NY)
Жанр: блюз
Стили: Field Recordings, Blues Revival, East Coast Blues, Folk-Blues,
Piedmont Blues, Country Blues, Harmonica Blues
Инструменты: вокал, гармоника
Лэйблы: Smithsonian/Folkways (3), Storyville (2), Collectables (2), Charly (2), Capitol (2)
В шестнадцатилетнем возрасте Сонни Терри практически ослеп вследствие двух ав-
токатастроф, после этого он сконцентрировал свое внимание на музыке. После смерти отца
Терри работал на медицинских выставках и в 1937 году, объединившись с гитаристом
Блайнд Бой Фуллером (Blind Boy Fuller), уехал в Дарем, Сев.Каролина, где вместе с Фулле-
ром, Гари Дэвисом (Gary Davis) и исполнителем на стиральной доске Джорджем Вашингто-
ном играл на улице. В декабре 1937 года Терри сделал свою дебютную запись, аккомпани-
руя Фуллеру на губной гармонике. Его вокальные интонации с характерным эмоциональным
фальцетом украшали и разнообразили музыкальное звучание, и он продолжал играть в этом
ключе до смерти Фуллера. К счастью для Терри, в 1938-м году, когда Фуллер находился в
тюремном заключении, Джон Хэммонд пожелал его видеть участником концерта Spirituals
To Swing, и Терри занял место Фуллера. Его сложная замысловатая игра на гармонике и не-
подражаемый вокал стали сенсацией, но, увы, это произвело всего лишь мимолетный эф-
фект, даже, несмотря на то, что студия OKeh Records записала его сольный альбом. В 1942
году Терри появился на концерте в Вашингтоне и продюсер Джей.Би.Лонг (J.B. Long) посо-
ветовал блюзовому гитаристу Брауни Макги пригласить на выступление Терри. Эта встреча
послужила причиной их многолетнему музыкаль-
ному сотрудничеству. В Нью-Йорке Терри запи-
сывался как лидер и аккомпанирующий музыкант
на многих фирмах грамзаписи, ориентированных
на черную аудиторию. В конце 50-х Терри и Мак-
ги активно и успешно выступали для черной ау-
дитории и называли свою музыку "фолк-блюзом".
Макги и Терри создали один из самых долговре-
менных и популярных дуэтов в истории блюза.
Они выступали и записывались вместе почти 40
лет и оказали большое влияние на все поколения
фолк-блюзовых музыкантов.
Похожие музыканты: J.C. Burris Little Walter, Brownie McGhee
Последователи: Norton Buffalo, Papa George Lightfoot, Johnny Mars, Jean Jacques
Milteau, Arbee Stidham, J.D. Short, Tony Glover Koerner, Ray & Glover, Driftin' Slim, Guitar
Nubbit & Alabama Watson, Madcat & Kane, Hans Theessink, Cephas & Wiggins
Исполнял композиции авторов: Brownie McGhee, Traditional, Robert Ellen, Blind
Boy Fuller, Lightnin' Hopkins, Ruth McGhee, Woody Guthrie, Public Domain, Big Bill Broonzy,
Kent Cooper, Bob Malenky, Sonny Terry & Brownie McGhee, Huddie Ledbetter, Leadbelly, Mi-
chael Franks, Charles Segar, Leroy Carr, Alan Lomax , Shelton Brooks
Работал с: Sticks McGhee, Belton Evans, Leonard Gaskin, Josh White, Moses Asch,
Johnny Parth, Melvin Merritt, Bull City Red, Champion Jack Dupree Gene Moore Kenneth S.
Goldstein Rudy Van Gelder Pops Foster, Ralph Willis, Pete Seeger, Buddy Moss
Участник дуэта: Sonny Terry & Brownie McGhee
Дискография (альбомы):
• 1960 Sonny's Story / Original Blues
• 1963 Sonny Is King / Bluesville
• 1976 Black Night Road / Tomato
• 1976 Harmonica Blues / Storyville
• 1976 Sonny Terry's Washboard Band / Smithsonian / Fo
• 1995 Sonny & Brownie / Mobile
• 1995 Wizard of the Harmonica / Storyville
• Sonny Terry's Harmonica and Vocal Solos / Smithsonian / Fo
• Whoopin' the Blues / Charly
• Sonny Terry & His Mouth Harp / Stinson
Дискография (компиляции):
• 1944 The Folkways Years, 1944-1963 / Smithsonian / Fo
• 1976 Chain Gang Blues / Collectables
• 1987 Sonny Terry / Collectables
• 1995 Whoopin' the Blues: the Capitol Recordings / Capitol
• 1995 Sonny Terry / Capitol
• 1996 Blues
• 1999 American Blues Legend / Charly
• 2000 Complete Works in Chronological Order / Document
• 2000 Shake Down / Catfish
• 2000 Absolutely the Best / Varese
Видео:
• 1997 Whoopin the Blues 1958-74 / Vestapol
Участие в проектах других музыкантов:
• Air Supply One That You Love (1981) Harmonica, Vocals
• Big Bill Broonzy Treat Me Right (1996) Harmonica, Vocals
• Ry Cooder Crossroads (1986) Harmonica
• Terry Sonny / Blind Gary Singing Reverend (1994) Harmonica
• Champion Jack Dupree 1945-1953 (1992) Harmonica
• Champion Jack Dupree Champion Jack Dupree 1940-1950 Harmonica
• Blind Boy Fuller Remaining Titles 1935-1940 (1935) Harmonica
• Blind Boy Fuller & Sonny... Worried Man Blues (1937) Harmonica,Vocals
• Blind Boy Fuller Complete Recorded Works, Vol. 4... (1992) Harmonica
• Blind Boy Fuller Complete Recorded Works, Vol. 3... (1992) Harmonica
• Blind Boy Fuller Complete Recorded Works, Vol. 5... (1992) Harmonica
• Lightnin' Hopkins Last Night Blues (1960) Harmonica, vocal
Тери Торнтон




День рождения: 1 ноября 1934
День смерти: 03/05/2000


Джазовая певица


Тери Торнтон родилась 1 ноября 1934 г. в Детройте. В детстве она пела в госпел-
группе вместе со своей матерью и бабушкой. С 1956 г. она работала профессионально на
джазовой сцене.
Первый большой успех пришел к ней в 1960 г., когда саксофонист Джони Гриффин
привел ее на фирму Riverside Records. Выпущенные этим лейблом альбомы "Devil May Care"
и "Lullaby of the Leaves" имели большой успех в США и Европе.
Она много гастролировала и даже выступала в одной из самых популярных телепро-
грамм тех лет - The Tonight Show, однако ее альбом 1963 г. "Open Highway" (Columbia) ока-
зался последним на два десятилетия, так как Тери оставила музыку, чтобы заниматься ис-
ключительно своей семьей.
Ее возвращение на сцену состоялось в Нью-Йорке в середине 80-х. Однако от работы
в клубах под собственный аккомпанемент на фортепиано она вновь перешла к грамзаписи
только в 1999 г., когда лейбл Verve выпустил ее альбом-возращение - "I'll Be Easy To Find".
Альбом вышел после того, как в 1998 г. она неожиданно для себя победила в престижном
конкурсе им. Телониуса Монка; однако уже тогда она знала, что у нее рак.
3 мая в Инглвуде (Нью-Джерси) Тери Торнтон умерла. Смерть последовала от рака на
66 году жизни.
Ralph Towner
Ральф Таунер
Родился: 1 марта 1940 в Чеалис, штат Вашингтон (Chehalis, WA)
Один из отцов-основателей легендарной группы "Oregon" Ральф
Таунер входит в число немногих современных джазовых музыкантов, спе-
циализирующихся только на акустической гитаре. Его игра весьма своеоб-
разна, часто выходит за пределы консервативного джаза и тяготеет к
"world" музыке. В трехлетнем возрасте Ральф начал играть на пианино, а в
пять лет - на трубе. Когда ему исполнилось 13, он уже играл в танцеваль-
ных ансамблях. Классическое образование по классу гитары он получил в
Вене и середины 60-х играет в составе классического камерного ансамбля.
После переезда в Нью-Йорк в середине в 1969 году, он работал с Джимми
Гаррисоном, Джереми Стейгом и Полом Винтером в составе
группы "Winter Consort" (1970-71). В последней, - он познако-
мился с другими участниками: Коллинзом Уолкотом, Гленом
Мур и Полом МакКендлесс (Collin Walcott, Glen Moore, Paul
McCandless). В 1971 году они покинули коллектив и создали
группу "Oregon". Это была очень разносторонняя группа, кото-
рая играла музыку от джаза и свободной импровизации до фол-
ка. Таунер (который принимал участие в записи альбома Weather
Report в 1971-м и немного играл с Гари Бартоном в течение
1974-75) интенсивно выступал и записывался с группой
"Oregon" с момента ее формирования и кроме этого записывался
как бэнд-лидер со многими другими музыкантами на лейбле
ECM.
Дискография (альбомы):
• 1972 Trios/Solos /ECM
• 1973 Diary /ECM
• 1974 Matchbook /ECM
• 1974 Solstice /ECM
• 1974 Works /ECM
• 1976 Sargasso Sea /ECM
• 1977 Sound and Shadows /ECM
• 1978 Batik /ECM
• 1979 Old Friends, New Friends /ECM
• 1979 Solo Concert [live] /ECM
• 1982 Blue Sun /ECM
• 1985 Slide Show /ECM
• 1988 City of Eyes /ECM
• 1991 Open Letter /ECM
• 1993 If You Look Far Enough /ECM
• 1993 Un' Altra Vita (Another Life) /Cam
• 1995 Lost and Found /ECM
• 1997 Ana /ECM
• 1998 A Closer View /ECM
• 2001 Anthem /ECM
Trio Da Paz
Romero Lumbado (гитара) , который записывался с Аструд Джилберто, Херби Мэнном
и Ларри Корриелом. Он представлен на альбоме all-star Rhytmstick.
Nilson Matta (бас) играл с Гато Барбьери и Херби Мэнном, один из основателей вы-
дающегося квинтета Дона Пуллена "The African-Brazilian Connection". Он записывался с
Клаудио Родити, Пакито Д'Ривера и Луисом Бонфа.
Duduka Da Fonseca (ударные) был протеже Клаудио Родити и записывался с Аирто,
Антонио Карлосом Жобимом, Нана Васконселос, Джерри Маллиганом, Хэрби Мэнном, Ас-
труд Джилберто, Эдди Гомецом и "New York Voices".
Фильм 1959 года "Orfeus de Negro" ("Черный Орфей") перенес действие древнегрече-
ского мифа "Орфей и Эвридика" на карнавал в современный Рио. Поставленный режиссером
Марселем Каму, "Черный Орфей" получил главный приз на Каннском фестивале. Фильм с
великолепным саунд-треком Антонио Карлоса Жобима и Луиса Бонфа, произвел мировую
сенсацию и до сих пор является одним из самых популярных фильмов всех времен.
" Мне нравится трио Trio Da Paz с тех пор, как я услышал их первый альбом. Они ра-
ботали со мной, и я люблю то, как они делают свое дело. Альбом "Черный Орфей" - хоро-
ший выбор. Мои поздравления Maucha, Deduka, Romero, Nilson, Herbie Mann !"

Антонио Карлос Жобим
Erik Truffaz
Эрик Трюффаз - культовый французский джазо-
вый музыкант и блестящий трубач, еще в детстве попал в
мир профессиональной музыки благодаря своему отцу,
известному саксофонисту. Еще в возрасте 10 лет он начал
выступать вместе с ним в джазовом коллективе.
В 16 лет на Трюффаза произвел большое впечат-
ление альбом "Kind Of Blue" Майлса Дэйвиса. Дальней-
шее увлечение джазом привело его в Женевскую консер-
ваторию. Обучаясь в Швейцарии, Эрик занимался и клас-
сической музыкой, исполняя Моцарта и Верди в Orchestre
de Suisse Romande. Параллельно с этим он организовал
джазовую группу Orange. В 1991 году Трюффаз выступил
на джазовом фестивале в Монтре, а с 1994 года совершает
турне по странам Европы (в том числе и по России).
Манеру игры Эрика критики лестно сравнивают с игрой великого Майлза, на что сам
музыкант отвечает: «Майлз Девис был гений, а я просто на трубе играю». Как бы то ни бы-
ло, но Трюффазу удалось развить и продвинуть идеи Девиса, а также выработать свой собст-
венный стиль.
Сейчас на счету Эрика Трюффаза более 6 успешных альбомов. Его музыку сложно
отнести к традиционному джазу, скорее это эклектичное смешение электроники, блюза, ро-
ка, восточных мелодий и еще многих компонентов.


На своем новом студийном альбоме "Saloua" Эрик Трюффаз исследует тему востока,
в первую очередь культуру Алжира и Марокко. Среди приглашенных вокалистов - извест-
ные во Франции и за ее пределами музыканты. Это Марчело Джулиани, Марк Эрбетта, Пат-
рик Мюллер, Мунир Труди и другие. Один из самых ярких треков на альбоме "Yabous" ис-
полнен на арабском и английском языках, и речь в песне идет об абсурдности войны.


“Райский мед” // Копцев Алексей, 18 июня 2005 года

Акриды и дикий мед — рацион каждого уважающего себя пророка. Будь то Заратуст-
ра, Иоанн Креститель или неведомый Баха-улла. Теперь им на смену пришли джазмены.
Они тоже любят мед и поют про него красивые и энергичные песни, некоторые даже посвя-
щают ему альбомы.
Saloua — «райский мед» по-тунисски и одновременно — название новой пластинки
Эрика Трюффа (Erik Truffaz), известного франко-швейцарского трубача и поклонника музы-
кальной эклектики. К работе над «медовым» диском Эрик пригласил своих зарубежных дру-
зей: джазовый квартет Ladyland, африканского фолк-исполнителя Mounir Troudi и рэппера
Nya. Так Трюффа пытается сократить расстояние между странами, народами и, конечно же,
национальными культурами.
Хотя, если вдуматься, все жанры-ветки растут от одних и тех же корешков. Музыка
тунисских кочевников изначально насыщена джазовой страстной энергетикой, ведь это Аф-
рика, родина госпела и спиричуэлса.
Джазовая труба Трюффа превращается то ли в армянский дудук, то ли в арабский не-
вероятно печальный мизмар (Saloua, Gedech, а особенно Ines). Метаморфоза истинно удиви-
тельная — еще одно пустынное чудо, зыбкий мираж, воспоминание о эллингтоновском «Ка-
раване». Mounir Troudi здесь великолепен. Его голос наполнен полуденной жарой, перелива-
ется и мерцает подобно потокам раскаленного африканского воздуха.
Следующий номер — и совершенно другие «время и место». Big Wheel — «утомлен-
ное солнцем» рэгги, где солирует сказочник Nya. Напомнивший своей отстраненной, меди-
тативной манерой читки Maxi Jazz из Faithless. Путешествие по теплым странам продолжа-
ется в Whispering. На этот раз мы делаем остановку в летнем, обливающемся потом мегапо-
лисе. Труба здесь — сама традиционность. Вариации уличного джазмена, превратившего в
сцену обычную скамью в парке.
И снова — Восток (Yabous). Но не такой грустный, как прежде, а деятельный и энер-
гичный. Дополнительного драйва прибавляет напористая читка Nya. Экзотика! Такая же, как
шаманская-психоделическая импровизация Dubophone: одержимая духами электрогитара,
прыгающие басовые синкопы, и над всем этим — сияющая из зенита труба. Уже не фолк, а
скорее фри-джаз (сюда же — Tantrik). Тема с крайне сложной ритмической структурой. Ad
Libitum.
Ну и совсем уж неожиданно, прифузованно, по-рокерски звучит тема Ghost Drummer.
Основная мелодическая тема с трудом продирается сквозь языческую какафонию. Дикая
вещь. После такой встряски хочется отдохнуть, взять новое дыхание. Расслабься и слушай
меланхоличную Le soleil d’Eline. Дуэт акустической гитары и засурдиненной трубы. Вол-
шебно.
Сколько треков — столько настроений. Эрик поражает разнообразием своих идей и
вкусов. У Трюффа все интересно, он не способен быть равнодушным, и это находит отраже-
ние в его музыке.
Turre, Steve
(Steve Turre)
b. 12.09.48 Omaha, NE


Один из лучших тромбонистов 80-х и 90-х годов Стив
Туррэ известен также и тем, что ввел в джаз морские ракови-
ны. В детстве он учился играть на скрипке, но уже в 10 пере-
шел на тромбон. Профессионально работает с 13 лет. С 1968
года в разное время неоднократно играл с Рахсааном Роулэн-
дом Керком. В 1970 году записывался с Сантаной, а в 1972
году гастролировал с Рэем Чарлзом. 70-е годы — это годы,
когда Туррэ накапливал самый разнообразный музыкальный
опыт. В 1973 году были гастроли с "Art Blakey's Jazz Messen-
gers" и "Thad Jones-Mel Lewis Orchestra". В 1974-1976 годах
музыкант регулярно сотрудничал с Чико Хэмилтоном, имея
возможность играть не только на тромбоне, но и на бас-
гитаре. А еще он записывался с Вупи Шоу и Рахсааном Ро-
улэндом Керком. Вот последний-то и вдохновил Туррэ на то,
чтобы испробовать экзотический духовой инструмент. В ре-
зультате была выявлена широкая гамма необычайно чистых
тонов. Потом были гастроли с МакКоем Тайнером, Декстером Гордоном, Слайдом Хэмпто-
ном, Пончо Санчесом, Хилтоном Руисом и Тито Пуэнте. В 1987 году музыкант пришел в
Dizzy Gillespie's United Nations Orchestra. Кроме того, он регулярно играл с Lester Bowie's
Brass Fantasy, Leaders и Timeless All-Stars. На Монтерейском джаз-фестивале (1995 г.) Туррэ
выступал со своей группой "Sanctified Shells", включавшей четверых тромбонистов, играв-
ших также на морских раковинах, трубача, басиста, барабанщика и нескольких перкуссио-
нистов. Как лидер записывался для Stash, Antilles, Verve и Telarc.
McCoy Tyner

В 1998 году желание МакКой Тайнера возглавить латиноамери-
канскую джазовую группу с зажигательными мелодиями
построенными на афро-кубинских ритмах не только не вызвала
энтузиазма у его поклонников, но и породила опасения. Тайнер,
прежде всего, - один из наиболее почитаемых современных джазовых
пианистов, стиль исполнения которого одновременно и сложный, и
простой, а неповторимый импровизационный почерк полностью
принадлежит только ему самому.
Запись альбома "McCoy Tyner and the Latin All-stars" состоялась,
когда музыка из Латинской Америки все больше и больше находит до-
рогу к североамериканской аудитории. В то время как официальные американские
чиновники тщетно силятся понять, что же все-таки происходит на Кубе; продюсеры суетли-
во разыскивают и издают песенники бразильских и пуэрториканских композиторов для про-
дажи в США, американские, бразильские, панамские, кубинские и африканские музыканты
сообщаются между собой с большей свободой, чем когда бы то ни было. Все заново откры-
вают, может быть, даже заново создают связи, которые существует в лучшей части челове-
чества. Эта связь набирает возрождающуюся силу и в свободном потоке восстанавливает
жизненный светопровод коллективного вдохновения, информации и ритма.
Для Тайнера нет ничего нового в реализации этих задач. Базовые составляющие уже
присутствуют в его игре: мощное осознание африканских и афро-кубинских корней занима-
ют центральное место в жизни Тайнера с раннего детства. "Еще подростком я был увлечен
африканской культурой" - однажды сказал Тайнер. "Я рос в атмосфере, которая помогала
соединить понимание аспектов моих корней и африканской культуры." Таким образом Тай-
нер еще в раннем возрасте заинтересовался африканской и культурой Африканской диаспо-
ры. Подобно многим музыкантам, которых он знал, Тайнер уделял особое внимание удар-
ным инструментам. Он также изучал африканские танцы. Тайнер даже играл на барабанах
конга , "до тех пор пока мои пальцы мне не стали отказывать", говаривал он.
В возрасте 17-ти лет он познакомился с саксофонистом Джоном Колтрейном, а к 1960
году уже был пианистом в его квартете вместе с басистом Джимми Гаррисоном и барабан-
щиком Элвином Джонсом. Это был опыт, который не только навсегда изменил жизнь Тай-
нера, но в буквальном смысле изменил направление всего джаза. Музыка группы произвела
настоящий шок и мощное духовное воздействие, а для тех, кто слушал с пониманием, - по-
гружала в глубокую связь с с африканскими корнями
Тайнер интенсивно выступал с небольшими латиноамериканскими джазовыми груп-
пами, в частности, в Нью-Йрке на студии Blue Note, в Сан-Франциско и на европейских фес-
тивалях. Концепция Тайнера основана на полном и абсолютном взаимодействии исполните-
лей, что составляет сущность латиноамериканского джаза.
"Мы не стараемся играть сальсу (сальса: род карибской музыки) или что-либо сугубо
латиноамериканское" - высказал он свою точку зрения. "Я помню, как однажды ко мне по-
дошла женщина после концерта и сказала, что я не играю в настоящем кубинском ключе".
"Я улыбнулся и ответил ей, что я джазовый музыкант. Моя культура здесь, понимаешь? Я
вырос в Америке. Я не кубинец, даже если имею такие же корни. Я просто играю джаз. Я
стараюсь делать это так как я умею".
Chucho Valdes
(Чачо Валдес)

Родился: 9 октября, 1941, Квивикан, Куба (Quivican, Cuba)
Жанр: джаз
Стиль: афро-кубинский джаз, латиноамериканский джаз, ку-
бинский джаз
Инструмент: фортепиано
Фирмы звукозаписи: Blue Note, Messidor, International




Сын известного музыканта Бебо Валдеса, Чачо начал играть на фортепиано в трех-
летнем возрасте, и к 16-ти годам уже возглавлял собственную группу. В 1960 году его отец
эмигрировал из Кубы, но Чачо остался дома. В 1967 году он сформировал оркестр Orquesta
Cubana de Musica Moderna и в 1973 году основал Irakere, - лучший кубинский джазовый ор-
кестр, в числе которого изначально играли будущие всемирные знаменитости - Артуро Сан-
довал и Пакито Д'Ривера. Валдес был музыкальным руководителем Irakere почти с самого
основания оркестра и записывался с оркестром, c малыми составами и как сольный блиста-
тельный пианист. Он остается одним из лучших джазовых музыкантов, живущих на Кубе.
Похожие музыканты: Eddie Palmieri, Gonzalo Rubalcaba
Исполнял композиции авторов: Miguel Matamoros, Moises Simons, Victor Young,
Tito Puente, Ernesto Lecuona
Работал с музыкантами: Irakere, Enrique Pla, Carlos Del Puerto, Miguel Diaz, Oscar
Valdes, Orlando Valle, Carlos Morales, Cesar Lopez, Jorge Varona, Chris Lewis, Carlos Averhoff,
Arturo Sandoval, Paquito D'Rivera, Bobby Carcasses, Jesus Valdes, Alfredo Thompson, Javier
Zalba, Roberto Pla
Дискография (альбомы):
• 1986 Lucumi / Messidor
• 1991 Solo Piano / Blue Note
• 1995 Grandes de La Musica Cubana, Vol. 1 / Alex
• 1997 Pianissimo / International
• 1998 Bele Bele en La Habana / Blue Note
• 1999 Briyumba Palo Congo / Blue Note
• 2000 Live at the Village Vanguard / Blue Note
Компиляции:
• 1996Afrocubanismo Live!Bembe
• 1999Toda Cuba Baila con ChuchoRecords
Видео:
• 1998 LiveRmmv
Участие в совместных проектах с другими музыкантами:
• Various Artists As Long as You're Living Yours:... (2000)Piano
• Various Artists Late Night Sessions (2000)Piano
• Bobby Carcasses Jazz Timbero (1998)Piano
• Various Artists Cool Sounds from a Hot Club, Live... (1979)Piano,Keyboards
• Various Artists Cuba Jazz (1996)Piano, Arranger
• Various Artists Cuba Today (1998)
• Various Artists Cuban Gold, Vol. 5: Pa Bailar (1998)Arranger,Director
• Hilario Duran Francisco's Song (1996)Liner Notes
• Frank Emilio Ancestral Reflections (1999)Producer
• Roy Hargrove Habana (1997)Piano
• Irakere Best of Irakere (1978)Piano, Arranger
• Irakere Irakere [CBS] (1979)
• Irakere Legendary Irakere in London (1987)Keyboards
• Irakere Live at Ronnie Scott's (1991)Piano, Arranger, Director
• Irakere Exuberancia (1995)Arranger, Keyboards
• Irakere Felicidad (1995)Keyboards
• Irakere & Chucho Valdes Indestructible [International...(1997)Musical Director
• Irakere Toda Cuba Baila con Irakere (1998)
• Various Artists Jammin' in the Bronx: All-Star... (1996)Piano,Leader
• K-Jazz All Stars Y Amigos Spirit Talk (1997)Piano
Stevie Ray Vaughan

Родился: 3 октября, 1954, Даллас, штат Техас, США (Dallas, TX)
Умер: 27 августа, 1990, Ист Трой, штат Висконсин, США
Жанр: Блюз-рок
Стиль: Modern Electric Texas Blues, Blues-Rock, Modern Electric, Blues
Инструменты: Вокал, гитара (Vocals, Guitar)
Фирмы звукозаписи: Epic (10), Sony (4)
Стиви Рэй Воэн своей изумительной фили-
гранной гитарной техникой инициировал возрожде-
ние блюза в 80-х годах. Буквально впитав в себя ис-
полнительскую манеру таких блюзменов, как Аль-
берт Кинг (Albert King), Отис Раш (Otis Rush), Мадди
Уотерс (Muddy Waters) и рок'н'рольщиков типа
Джимми Хендрикса (Jimi Hendrix) и Лонни Мэка
(Lonny Mack), а также "блуждающих" гитаристов ти-
па Кенни Баррелла (Kenny Burrell, он создал уни-
кальный гитарный стиль и звучание, непохожее ни
на одного известного гитариста, причём, независимо
от жанра исполнения. Воэн ликвидировал водораздел
между блюзом и роком, а это не удавалось сделать
ни одному музыканту с конца 60-х годов. В течение
семи лет Стиви Рэй был гитаристом, на которого
равнялись в американском блюзе, его концерты про-
ходили с аншлагом, его альбомы становились золо-
тыми. Трагическая смерть в 1990 году придала осо-
бое мистическое значение его воздействию на амери-
канский рок'н'ролл и блюз.
Стиви Рэй родился и вырос в Далласе. Ещё
ребенком он начал играть на гитаре, беря пример со
старшего брата Джимми, а в школьные годы играл в
различных "гаражных" группах, которые время от
времени получали ангажемент на разовые выступле-
ния в местных ночных клубах.
В 17 лет он бросил школу, чтобы целиком посвятить себя музыке. Первой реальной

<<

стр. 7
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>