стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

СЕРИЯ ?ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ?




Справочник
по управлению
в области охраны
окружающей среды
Проблемы
Законы
Инструменты
Институты
ПРООН и РБЕС

Справочник по управлению
в области охраны
окружающей среды




Под редакцией
Андрея Штайнера, Генриеты Мартонаковой и Сузаны Гузиовой

Данная публикация издана в рамках Региональной программы по
управлению в области охраны окружающей среды Регионального бюро
ПРООН для стран Европы и СНГ в процессе подготовки к Конференции
Министров “Окружающая среда для Европы” в 2003 г. в Киеве
ПРООН – глобальная сеть ООН в области развития, содействующая реформам и
доступу стран к источникам знаний, опыта и ресурсов с целью повышения уровня
жизни людей во всем мире. Мы работаем в 166 странах мира и помогаем странам
самостоятельно находить и внедрять решения глобальных и национальных про-
блем в области развития. В развитии своих собственных способностей государ-
ства мира опираются на экспертов нашей организации и широкий круг партнеров.
Лидеры государств мира взяли на себя обязательство добиться выполнения целей
тысячелетия в области развития, включая основополагающую цель сокращения
уровня бедности вдвое к 2015 г. ПРООН объединяет и координирует усилия на
глобальном и национальном уровнях, направленные на достижение целей тыся-
челетия.


Мнения, представленные в данной публикации, являются исключительно мнени-
ями авторов и не отображают позицию ООН или ПРООН по рассматриваемым
вопросам.




Авторское право ? 2003
Региональное бюро ПРООН
для стран Европы и Содружества
Независимых Государств

Перевод на русский язык: представительство ПРООН в Беларуси

Торговый номер: E.03.III.B.7
ISBN: 92-1-126155-4

Оригинал-макет: Сузана Чичелеова (Calder design community)
Печать и переплет: Миро Коллар & Стано Йендек (Renesance)

Напечатано в Братиславе, Словацкая Республика


2
БЛАГОДАРНОСТИ

Данная публикация была подготовлена при участии широкого круга авторов,
высокий профессионализм которых заслуживает особой благодарности и при-
знательности. Вместе с тем, подготовка окончательного текста издания была воз-
ложена на редакторский коллектив.


Перечень составителей
Адриана Рогарикова, консультант, Банска Быстрица; Анрей Штайнер, Региональное
бюро ПРООН для стран Европы и СНГ, Братислава; Данка Тайлмейнерова, Academia
Istropolitana Nova, Святый Йур, Элеонора Фабианова, Государственный институт
здоровья, Банска Быстрица; Генриета Мартонакова, Региональное бюро ПРООН
для стран Европы и СНГ, Братислава; Яна Захарова, Министерство окружающей
среды Словацкой Республики; Йен Хосак, Словацкий фонд гражданского общества,
Братислава; Джереми Алкорн, Региональный экологический центр для Центральной
и Восточной Европы, Братислава; Михал Седлачко, Региональное бюро ПРООН
для стран Европы и СНГ, Братислава; Михаил Димовски, Региональный экологи-
ческий центр для Центральной и Восточной Европы, Шентендре; Павол Мисига,
Миссия Словацкой Республики в Европейском Союзе, Брюссель; Ростислав
Врбенски, Региональное бюро ПРООН для стран Европы и СНГ, Братислава; Сара
Сандерс, Региональное бюро ПРООН для стран Европы и СНГ, Братислава; Сюзан
Легро, Региональное бюро ПРООН для стран Европы и СНГ, Братислава; Татьяна
Клуванкова, Институт прогнозирования, Словацкая Академия Наук, Братислава;
Вера Фечкова, Словацкий центр чистого производства, Братислава; Владимир
Гудек, Региональный экологический центр для Центральной и Восточной Европы,
Братислава; Сузана Гузиова, консультант, Братислава.


Ценные комментарии и предложения по данной публикации были получены
от рецензентов: Бранко Босняковича, Университет Рейка, Хорватия; Джейкоба
Верксмана, Группа по экологически устойчивому развитию/Бюро политики в обла-
сти развития, ПРООН, Нью-Йорк, Яноша Злински, Региональный экологический
центр для Центральной и Восточной Европы, Шентендре; Татьяны Клуванковой,
Институт прогнозирования, Словацкая Академия Наук, Братислава; и Владимира
Гудека, Региональный экологический центр для Центральной и Восточной Европы,
Братислава.


Особая благодарность Кристине Ирвин за корректуру.




3
ПРЕДИСЛОВИЕ

Процесс перехода к новым условиям открыл для стран Центральной и Восточной
Европы и новых независимых государств бывшего Советского Союза уникальную
возможность для интеграции интересов охраны окружающей среды в построение
нового демократического рыночного общества. Опыт последних 12 лет показывает,
что реформа экономики, политики и управления в области охраны окружающей
среды – это взаимосвязанный и взаимодополняющий процесс. Развитие новой
политики и учреждений в области охраны окружающей среды, адаптированных
к демократическому рыночному обществу, имеет ключевое значение для повыше-
ния экологической эффективности стран с переходной экономикой и для успеш-
ности реформ в более широком смысле. Успешность реформирования экономики
во многом стимулировала улучшение состояния окружающей среды. Вместе с тем,
являясь ключевым условием достижения более качественной окружающей среды
в долгосрочном плане, экономические реформы, тем не менее, не являются его
единственной достаточной предпосылкой.
Достижение реального улучшения состояния окружающей среды в долгосрочном
плане определяется успехом создания эффективной системы управления на наци-
ональном и межнациональном уровнях. Во многих странах региона темпы созда-
ния эффективных учреждений и механизмов не соответствуют темпам рыночной
либерализации; плохо функционирующие государственные учреждения являются
основным барьером в реформировании всех секторов. Поэтому развитие инсти-
туциональных способностей как государственных органов, регулирующих сферу
охраны окружающей среды, так и тех специалистов, которые должны интегри-
ровать экологические интересы в свою деятельность, а также разработка новых
инструментов политики по-прежнему остается ключевой задачей. Существует
также потребность в реформировании управленческих систем, традиционно
опиравшихся на широкие полномочия и субъективность в принятии решений (во
многих административных процессах на всех уровнях такие системы породили
коррупцию). Для перехода к более эффективной экономике, созданию экономи-
ческих структур, которые оказывали бы менее пагубное воздействие на окружаю-
щую среду, а также, что немаловажно, для привлечения иностранных инвестиций
требуется разработка предсказуемых правил игры, в равной степени обязательных
для всех субъектов. В то же время, инвесторы должны соответствовать столь же
справедливым и хорошо контролируемым правилам поведения и нормативам воз-
действия на окружающую среду в своих собственных странах.




4
Данная публикация разрабатывалась в первую очередь для стран с переходной
экономикой. Она является ответом на многочисленные запросы представителей
правительства на всех уровнях, муниципалитетов, районных и областных советов
и организаций, а также отдельных людей, интересующихся вопросами охраны
окружающей среды. Данное издание не задумывалось как материал для экспертов
в области охраны окружающей среды, скорее для тех, кто принимает решения в
этой сфере, и также для тех, кто занимается обеспечением соответствия реализу-
ющихся решений принципам устойчивого развития. Стиль данной публикации,
язык и терминология, а также детальность информации были подобраны специ-
ально для этой категории читателей.
Вместе с тем, данное издание не было задумано как специальное, ни с чем не
связанное исследование. Публикация представляет собой элемент целостного
подхода Регионального бюро ПРООН для стран Европы и СНГ, направленного на
содействие странам в более эффективной интеграции интересов охраны окружаю-
щей среды в экономические системы, а также в решении социальных последствий
такой интеграции.
Данная публикация была бы не возможна без профессиональных усилий и энту-
зиазма координаторов разработки и основных вкладчиков в его структуру, под-
готовку материалов и редактирование, в связи с чем мы выражаем особую благо-
дарность г-же Генриете Мартонаковой и г-же Сузане Гузиове.



Андрей Штейнер
Главный технический советник
Региональная программа государственного управления ПРООН




5
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

АБР Азиатский банк развития
ВВП валовой внутренний продукт
ВНП валовой национальный продукт
ВОЗ Всемирная организация здравоохранения
ВСПУР Всемирный совет предпринимателей по устойчивому
развитию
ВСУР Всемирный саммит по устойчивому развитию
ГИО генетически измененные организмы
ГЭФ Глобальный экологический фонд
ЕАООС Европейское агентство по охране окружающей среды
ЕБРР Европейский банк реконструкции и развития
ЕИБ Европейский инвестиционный банк
ЕИФ Европейский инвестиционный фонд
ЕС Европейский Союз
ЕЭБ Европейское экологическое бюро
ЕЭК ООН Европейская экономическая комиссия Организации
Объединенных Наций
ЗМТС “зеленое” материально-техническое снабжение
ИМП использование многооборотной продукции
ИМР Институт мировых ресурсов
ИСО Международная организация по стандартизации
ИЭМ инструменты экологического менеджмента
КППП комплексный подход к производству продукции
ЛОС летучие органические соединения
МАГАТЭ Международное агентство по атомной энергии
МБРР Международный банк реконструкции и развития
МГЭИК Межправительственная группа экспертов по изменению климата
МИРЭС Мировой энергетический совет
МКОРД Международная комиссия по охране р. Дунай
МПО межправительственная организация
МСОП Международный союз охраны природы
МФУ международные финансовые учреждения


6
МЧР механизм чистого развития
НАТО Организация Североатлантического договора
НДТ наилучшая доступная технология
НДТ-БЧЗ наилучшая доступная технология, не требующая чрезмерных затрат
НЛОС неметаллические летучие органические соединения
ННГ новые независимые государства
НПО неправительственная организация
ОБСЕ Организация безопасности и сотрудничества в Европе
ОВОС оценка воздействия на окружающую среду
ОЖЦ оценка жизненного цикла
ООН Организация Объединенных Наций
ООСНП Отдел по окружающей среде и населенным пунктам Европейской
экономической комиссии ООН
ОР/УР оценка риска / управление рисками (инструмент экологической
политики на уровне предприятия)
ОУР ООН Отдел Организации Объединенных Наций по устойчивому
развитию
ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития
ОЭУ оперативный экологический учет
ПАУ полициклические ароматические углеводороды
ПВХ поливинилхлорид
ПРООН Программа развития Организации Объединенных Наций
ПХБ полихлорированные бифенилы
ПЭК показатели экологического качества
РВПЗ регистры выбросов и переносов загрязнителей
РЭЦ Региональный экологический центр для Центральной
и Восточной Европы
СНГ Сотружество независимых государств
СОВОС стратегическая оценка воздействия на окружающую среду
СР совместная реализация (механизм Киотского протокола)
СУОСП система управления окружающей средой (на предприятии)
ТВ торговля выбросами
ФАО Продовольственная и сельскохозяйственная организация
Объединенных Наций
ХФУ хлорфторуглероды


7
ЦВЕ Центральная и Восточная Европа
ЧП чистое производство
ЭА экологический аудит
ЭИ экономические инструменты
ЭМ экологическая маркировка
ЭО экологическая отчетность
ЮНЕП Программа Организации Объединенных Наций
по окружающей среде
ЮНЕСКО Организация Объединенных Наций по вопросам образования,
науки и культуры
ЮНИДО Организация Объединенных Наций по промышленному развитию
CAN Сеть неправительственных организаций по проблеме изменения
климата
CENN Сеть экологических НПО Кавказа
CIDA Канадское агентство международного развития
CITES Конвенция о международной торговле видами дикой фауны
и флоры, находящимися под угрозой исчезновения
DEPA Датское агентство по охране окружающей среды
DfID Департамент международного развития Объединенного Королевства
INEM Всемирная федерация национальных ассоциаций экологического
менеджмента
IPPC комплексные меры по предотвращению и контролю за загрязнением
LIFE Финансовый инструмент в области охраны окружающей среды
SIDA Шведское агентство сотрудничества в области международного
развития
US EPA Агентство по охране окружающей среды США
USAID Агентство помощи для международного развития США
WEC Всемирный центр по окружающей среде
WWF Всемирный фонд дикой природы




8
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ | 15

Глава 1
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 21

1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 24
1.1 Изменение климата | 24
Разрушение стратосферного озона | 27
1.2
Подкисление | 29
1.3
Тропосферный озон | 31
1.4
Утрата биологического разнообразия | 33
1.5
Управление пресноводными ресурсами | 36
1.6
Загрязнение морского пространства и береговых зон | 39
1.7
Деградация лесных ресурсов | 42
1.8
Деградация почв | 45
1.9
Oбращение с отходами | 48
1.10
Крупные аварии | 51
1.11
Опасность химического загрязнения | 53
1.12
Риски, связанные с генетически измененными организмами | 58
1.13
Риски, связанные с радиацией | 60
1.14
1.15 Городской стресс | 63

2. ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕГРАДАЦИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 67
2.1 Здоровье и окружающая среда | 67
2.1.1 Отдельные вопросы санитарного
состояния окружающей среды | 68
2.2 Бедность и окружающая среда | 74
2.3 Безопасность и окружающая среда | 81
2.4 Экономика и окружающая среда | 89


Глава 2
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАМКИ УПРАВЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 97

1. ДЕКЛАРАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ | 106

2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ | 109

3. КРАТКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ МНОГОСТОРОННИХ
СОГЛАШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 114


9
3.1 Конвенция о доступе к информации, участию общественности
в процессе принятия решений и доступе к правосудию
по вопросам, касающимся окружающей среды
(Орхусская конвенция) | 114
3.2 Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду
в трансграничном контексте (Конвенция Эспо) | 117
Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий | 120
3.3
Рамочная конвенция ООН об изменении климата | 122
3.4
3.5 Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха
на большие расстояния | 125
Венская конвенция об охране озонового слоя | 128
3.6
3.7 Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах,
которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание,
особенно в Африке | 130
Конвенция о биологическом разнообразии | 132
3.8
3.9 Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих
международное значение, главным образом, в качестве
местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция) | 136
3.10 Конвенция об охране дикой фауны и флоры природных
сред обитания в Европе (Бернская конвенция) | 139
3.11 Конвенция о международной торговле видами дикой фауны
и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES) | 142
3.12 Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных
(Боннская конвенция) | 143
Конвенция ООН по морскому праву | 146
3.13
Региональные морские конвенции | 148
3.14
3.15 Конвенция об охране и использовании трансграничных
водотоков и международных озер | 149
3.16 Конвенция о сотрудничестве в области охраны и устойчивого
использования реки Дунай | 152
3.17 Конвенция об охране всемирного культурного
и природного наследия | 155
3.18 Базельская конвенция о контроле за трансграничной
перевозкой опасных отходов и их удалением | 158
3.19 Роттердамская конвенция о процедуре заблаговременного
информированного согласия в международной торговле
некоторыми видами опасных химических веществ и пестицидов | 161
Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях | 163
3.20
Конвенция о ядерной безопасности | 164
3.21
Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии | 165
3.22
3.23 Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной
аварийной ситуации | 166




10
4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 174
4.1 Директивы в области качества воздуха | 175
4.2 Директивы по качеству воды и управлению водными ресурсами | 177
4.3 Директивы в области охраны природы | 179
4.4 Директивы по обращению с отходами | 180
4.5 Директивы, регулирующие промышленное загрязнение | 182
4.6 Директивы по химическим веществам | 185
4.7 Директивы по генетически измененным организмам | 187


Глава 3
ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 191

1. ИНСТРУМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ | 193

2. ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ | 198

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ | 201
3.1 Экологические налоги и сборы | 206
3.2 Использование многооборотной продукции | 209
3.3 Торговля выбросами | 210
3.4 Финансовые стимулы | 212
3.5 Субсидии | 213

4. ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ | 216
4.1 Оценка воздействия на окружающую среду | 217
4.2 Стратегическая оценка воздействия на окружающую среду | 224

5. ИНСТРУМЕНТЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ | 227
5.1 Экологические показатели | 231
5.1.1 Концепция ДНСВР как основа для показателей
в области охраны окружающей среды | 234
5.1.2 Показатели экологической эффективности на уровне проектов | 235
5.1.3 Показатели устойчивого развития | 237

6. ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ | 240
6.1 “Зеленое” материально-техническое снабжение | 245
6.2 Комплексный подход к производству продукции | 246




11
Оперативный экологический учет | 248
6.3
Оценка жизненного цикла | 250
6.4
Оценка риска и управление рисками | 253
6.5
Показатели экологической эффективности | 254
6.6
Системы управления окружающей средой на предприятии | 256
6.7
Чистое производство | 259
6.8
Экологическая маркировка | 262
6.9
Экологическая отчетность | 264
6.10
Экологический аудит | 266
6.11


Глава 4
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОМОЩИ ПО ВОПРОСАМ
УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 269

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ | 279
1.1 Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) | 284
1.2 Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) | 286
1.3 Продовольственная и сельскохозяйственная организация
Объединенных Наций (ФАО) | 287
1.4 Организация ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) | 289
1.5 Организация Объединенных Наций по промышленному
развитию (ЮНИДО) | 290
1.6 Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) | 292
1.7 Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) | 293

2. ВСЕМИРНЫЙ БАНК | 294

3. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ | 297

4. СОВЕТ ЕВРОПЫ | 308

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) | 310

6. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВА
В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) | 313

7. НАУЧНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ
СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО) | 315

8. АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ (АБР) | 317

9. ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (ЕБРР) | 319




12
10. ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОНД (ГЭФ) | 321

11. ШВЕДСКОЕ АГЕНТСТВО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ
МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗВИТИЯ (SIDA) | 323

12. ДЕПАРТАМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗВИТИЯ
ОБЪЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА (DFID) | 325

13. КАНАДСКОЕ АГЕНТСТВО МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗВИТИЯ (CIDA) | 327

14. ДАТСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (DEPA) | 329

15. ПРОГРАММА МАТРА МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
НИДЕРЛАНДОВ | 330

16. АГЕНТСТВО ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ США (US EPA) | 332

17. АГЕНТСТВО ПОМОЩИ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗВИТИЯ
США (USAID) | 334

18. ИНСТИТУТ МИРОВЫХ РЕСУРСОВ (ИМР) | 336

19. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДЛЯ СТРАН
ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ (РЭЦ) | 337

20. MILIEUKONTAKT OOST-EUROPA | 339

21. ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ (WWF) | 341

22. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ (МСОП) | 343

23. ДРУЗЬЯ ЗЕМЛИ: МЕЖДУНАРОДНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ | 345

24. СЕТЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА (CAN) | 347

25. ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ БЮРО (ЕЭБ) | 349

26. ГРИНПИС | 351

27. CEE BANKWATCH NETWORK | 353

28. СЕТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НПО КАВКАЗА | 355

29. ФОНД ФОРДА | 357




13
30. ФОНД ЧАРЛЬЗА СТЮАРТА МОТТА | 359

31. “ТРАСТ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ” | 361

32. МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СОВЕТ (МИРЭС) | 363

33. ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПО УСТОЙЧИВОМУ
РАЗВИТИЮ (ВСПУР) | 365

34. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ ПО МЕСТНЫМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ
ИНИЦИАТИВАМ (МСМЭИ) | 367



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 369




14
ВВЕДЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

Одна из основных целей данной публикации – проанализировать взаимосвязь
между вопросами охраны окружающей среды и другими аспектами развития
(экономикой, здравоохранением, человеческим развитием, уровнем жизни и без-
опасностью), а также предоставить читателю наиболее свежую информацию о
глобальных, региональных и субрегиональных проблемах охраны окружающей
среды. Другая задача – ознакомить читателя с международными основами поли-
тики в области охраны окружающей среды и стандартными инструментами ее
реализации на национальном и межнациональном уровнях. Наконец, публика-
ция1 ставит целью представить различные источники международной помощи в
решении вопросов охраны окружающей среды, начиная с учреждений глобально-
го уровня до организаций, чья деятельность сосредоточена, в первую очередь, на
регионе стран с переходной экономикой2.
В задачи публикации не входило детальное описание текущей ситуации с управле-
нием в области охраны окружающей среды на национальном и межнациональном
уровнях или разработка рекомендаций по совершенствованию управления в обла-
сти охраны окружающей среды. Данное издание, скорее, следует рассматривать как
очередной вклад Регионального бюро ПРООН для стран Европы и СНГ (РБЕС) и
Регионального центра поддержки РБЕС в наращивание способностей региона с
целью совершенствования экологического управления в странах с переходной
экономикой. Издание содержит фундаментальные знания, необходимые для повы-
шения качества управления в области охраны окружающей среды в регионе.
Термин управление в контексте развития3 (governance) получил широкое
распространение за последние два десятилетия. В контексте развития термин
“управление” употребляется для обозначения более широкой социальной системы
управления общественными процессами и развитием, чем только работа прави-
тельственного аппарата в качестве основного национального органа, отвечающего
за принятие политических решений.
Единого определения термина “управление в контексте развития” не существует.
В данном случае управление обозначает механизмы реализации власти при обра-
щении с ресурсами (природными, экономическими и социальными) и оперирует
широким кругом формальных и неформальных учреждений, реализующих эту
власть.



1 Процесс сбора данных для данной публикации завершился в конце 2002 г.
2 Для целей данной публикации в регион стран с переходной экономикой включены: Албания, Армения,
Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Эстония, Грузия, Венгрия,
Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Румыния, Российская Федерация, Сербия и Черногория,
Словения, бывшая союзная Республика Македония, Словацкая Республика, Таджикистан, Туркменистан, Украина и
Узбекистан.
3 Далее по тексту - управление.



15
ВВЕДЕНИЕ


Помимо прочего, управление включает процессы выборов правительства, отсле-
живания их деятельности, смены, наращивания способностей правительства
по эффективной разработке и реализации национальной политики. Оно также
предполагает развитие уважения граждан и государства к учреждениям, кото-
рые управляют процессами взаимодействия государства и общества. Управление
имеет важный политический аспект, и политические реалии должны осознаваться
и учитываться в осуществлении управления, в обратном случае никакие реформы
не принесут желаемого результата.

Эффективное управление в контексте развития базируется на следующих необхо-
димых предпосылках:
• техническая и управленческая компетентность;
• организационная компетентность;
• подотчетность;
• участие общественности;
• предсказуемость;
• прозрачность;
• независимое и эффективное правосудие;
• соблюдение принципа предосторожности;
• определение приоритетов в соответствии с заранее оговоренными критериями;
• четкое распределение функций и ответственности;
• адекватное использование принципов планирования “с местного уровня до
национального” и “с национального уровня к местному”;
• учет местной и национальной специфики.
Управление во многом определяет результаты экономического и социаль-
ного развития, а также деятельности в области охраны окружающей среды.
Неэффективное управление ведет к обострению политических и социальных
угроз, ошибкам в работе различных организаций и слишком жесткому контролю,
снижению способностей по решению совместных проблем. Для преобразования
неэффективного управления в эффективное требуются структурные и организа-
ционные реформы. Это предполагает такие шаги, как обеспечение более ответ-
ственного использования государственных фондов, наращивание национальных
и межнациональных способностей для разработки более качественной политики,
механизмов ее реализации и контроля за осуществлением. Это означает повыше-
ние участия общественности в разработке и реализации политики, привлечение
гражданского общества и частного сектора к выполнению конкретных функций
и разделению ответственности в рамках партнерств частного и общественного
сектора. Распределение функций и сфер деятельности между различными субъ-
ектами на различных уровнях и формирование общей ответственности – это все
элементы одного процесса, а именно – разработки принципов системы управления
в контексте развития.




16
ВВЕДЕНИЕ


Аналитики утверждают, что между повышением эффективности управления и
достижением дополнительных результатов в области развития, например, повы-
шение дохода на душу населения или уровня грамотности, существует тесная
причинно-следственная связь. Таким образом, эффективное управление имеет
ключевое значение для борьбы с бедностью и может помочь бедному населению
самому решить свои проблемы.
Управление в области охраны окружающей среды – один из элементов эффек-
тивного управления в контексте развития, приобретающий все большее значение.
“Центр тяжести” вопросов охраны окружающей среды гораздо менее устойчив,
чем “центры тяжести” других международных проблем, таких как торговля, здра-
воохранение, труд. Более того, процессы глобализации последнего десятилетия
все более отчетливо свидетельствуют о тесной взаимосвязи между мировой эко-
номикой и качеством окружающей среды. Возникшее на основе лишь недавно
сформировавшегося осознания экологических проблем, долгое время базиро-
вавшееся на решении проблем местного, достаточно обособленного характера,
под постоянным воздействием технологического развития, управление в области
охраны окружающей среды до сих пор характеризуется слабостью развития, раз-
розненностью, отсутствием важных экспертных знаний, ресурсов, воли и закон-
ности. Экологические проблемы, которые нам сегодня приходится решать – такие
как изменение климата, разрушение озонового слоя, загрязнение рек и океанов,
засухи, истощение природных ресурсов – отчетливо демонстрируют масштабы
взаимозависимости процессов в хрупкой системе жизни, поддерживающей суще-
ствование человека и требующей благоприятной социально-экономической среды
для достижения устойчивости.
Необходимо понимать, что сегодня мы имеем дело не с экологическим кризисом, а
с кризисом управления в области охраны окружающей среды. Основным приори-
тетом для нас должна стать разработка различных путей решения наших общих
проблем совместными усилиями всех людей и организаций – как частных, так и
государственных. В связи с этим правительства сталкиваются с трудной дилеммой:
улучшение состояния окружающей среды требует экономических издержек в крат-
косрочной перспективе и выполнения долгосрочных обязательств, в то время как
накопление политического капитала и удержание власти диктуют использование
принципов кратковременных экономических преимуществ. Более того, использо-
вание традиционных международных принципов торга и сотрудничества может
стимулировать появление эффектов “безбилетника” и перекладывания нагрузки
на других. Требуется разработка нового механизма управления в области охраны
окружающей среды, способного изменить структуру стимулирующих факторов
и содействовать укреплению сотрудничества на национальном, региональном и
глобальном уровнях.
Конечным результатом реформ системы управления в области охраны окружаю-
щей среды должно стать улучшение методов обращения с нашими общими вза-
имосвязанными ресурсами – экологическими, экономическими и социальными.
Для этой цели важно обеспечить равное представительство и участие всех заинте-




17
ВВЕДЕНИЕ


ресованных сторон, в особенности, наиболее уязвимых групп общества (бедного
населения, людей с ограниченными физическими способностями, женщин и т. д.)
в формировании “институционального ландшафта” эффективного управления.
Сильные экономические учреждения требуют наличия эффективного режима
охраны окружающей среды, который, с одной стороны, дополняет экономическую
деятельность, а с другой – обеспечивает защиту общих интересов и ценностей.
Новая архитектура управления в области охраны окружающей среды должна
базироваться на более совершенной системе управления знаниями, расширении
роли гражданского общества в политической жизни, совместных инициативах,
сотрудничестве между различными субъектами, строгих обязательствах, способ-
ствующих созданию доверия между партнерами, а также на особенно присталь-
ном внимании к вопросам равенства, торговли и развития.

Основными задачами, которые предстоит решить в процессе совершенствования
управления в области охраны окружающей среды, являются:
• укрепление национальных и межнациональных учреждений в области охраны
окружающей среды;
• развитие институциональных способностей по разработке и реализации
эффективной политики в области охраны окружающей среды;
• реформирование, пересмотр и укрепление политики в области охраны окру-
жающей среды;
• повышение компетентности и способностей учреждений, занимающихся
вопросами охраны окружающей среды;
• повышение политической влиятельности учреждений в области охраны окружа-
ющей среды и привлечение внимания политиков к экологическим проблемам;
• разработка механизмов обеспечения доступа общественности к экологиче-
ской информации и общественного участия в принятии решений по вопросам,
касающимся охраны окружающей среды;
• разработка/корректировка законодательства в области охраны окружающей
среды в рамках международного права;
• определение приоритетов/целей в области охраны окружающей среды;
• децентрализация управления в области охраны окружающей среды (не явля-
ется самоцелью, зависит от ситуации и наличия ресурсов/способностей);
• обеспечение интеграции интересов охраны окружающей среды во все страте-
гии и планы развития;
• политическая интеграция как процесс укрепления взаимосвязи между окру-
жающей средой и экономикой;
• повышение государственных ассигнований на решение экологических проблем;
• внедрение экологических критериев и инструментов в процессы принятия
решений;
• участие в международных процессах в области охраны окружающей среды на
субрегиональном, региональном и глобальном уровнях.


18
ВВЕДЕНИЕ


В процессе совершенствования управления в области охраны окружающей среды
основную роль должны играть правительства. Способность правительства
эффективно решать экологические проблемы краткосрочного и долгосрочного
характера в значительной степени зависит от его способности оценивать будущие
тенденции и вновь возникающие вопросы. Все чаще правительствам в рамках
своей политики приходится решать проблемы, не обеспеченные достаточным
уровнем научных знаний и технологических исследований, где существует веро-
ятность серьезных необратимых последствий. Такие задачи, как правило, имеют
межотраслевой характер, и в основе их решения лежат совместные усилия раз-
личных уровней власти, научного сообщества, производителей и широкой обще-
ственности. В определенный момент решение таких задач требует всецелой под-
держки правительства. В связи с этим, именно правительству необходимо опреде-
лить наиболее оптимальные пути укрепления исследований в тех вопросах, где
существует большая вероятность необратимых последствий, а также повышения
сотрудничества между научным сектором и разработчиками политики. Работа в
этом направлении будет предполагать организацию внутреннего обсуждения всех
аспектов проблемы, связанных с ней рисков и необходимых мер предосторожно-
сти до принятия ключевых политических решений. Она также должна содейство-
вать совершенствованию координации деятельности различных департаментов
и правительственных учреждений, более широкому распространению знаний
научного сообщества, деловых кругов и общественных организаций среди лиц,
принимающих решения.




19
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 1


Глава 1


ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ
1
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В чем заключается взаимосвязь между деятельностью человека и
состоянием окружающей среды и почему так важно ее понимать?
Любая деятельность человека связана с потреблением и производством (в том
числе в духовной и культурной сферах), что, с одной стороны, проявляется в
потребности в природных ресурсах, а с другой – в загрязнении окружающей
среды. Признаки неустойчивости моделей потребления и производства в послед-
ние годы становятся все более очевидными, что выражается в региональных и
глобальных экологических проблемах, таких как: изменение климата, разрушение
стратосферного озона, подкисление почв, утрата биологического разнообразия,
аварии, повышение концентрации тропосферного озона, загрязнение пресной
воды, деградация лесов и почв, проблемы береговых морских зон, интродукция
генетически измененных организмов и рост отходов.
Очень важно найти пути решения, минимизации и, по возможности, предотвраще-
ния этих экологических проблем. Для решения этой задачи важно иметь хотя бы
определенную степень понимания (неопределенности будут существовать всегда)
путей воздействия человеческой деятельности на окружающую среду и здоровье
населения. Человек должен быть осведомлен о степени влияния своих действий,
географических масштабах и временных рамках этого влияния, а также о своих спо-
собностях решать проблемы, возникающие в связи с этим влиянием. Одновременно
крайне важно больше узнавать и лучше понимать суть существующих экологических
проблем, их механизмы, причины, источники и последствия, а также меры, которые
должны быть предприняты для смягчения или устранения негативного воздействия.
Все перечисленные выше аспекты глобальных экологических проблем являются
предметом обсуждения первой части данной главы.
Оценивая взаимосвязь между окружающей средой и деятельностью человека, нео-
споримым является тот факт, что деградация окружающей среды может оказывать
серьезное воздействие на здоровье людей, уровень бедности, экономическое раз-
витие и даже национальную безопасность. Однако серьезность воздействия эко-
логической деградации на перечисленные выше факторы пока плохо изучена и в
связи с этим часто недооценивается. Улучшение понимания этих вопросов – одна
из предпосылок достижения всеобщей поддержки и участия в превентивных
мероприятиях, которые, как показывает практика, наиболее эффективны с точки
зрения экономических и социальных аспектов деятельности в области охраны
окружающей среды.


21
1 | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


Какие виды человеческой деятельности оказывают наиболее негативное
воздействие на окружающую среду и здоровье человека?
Безусловно, любая деятельность человека влияет на окружающую среду в большей
или меньшей степени. Если быть реалистичными, определенный уровень негатив-
1 ного воздействия на окружающую среду неизбежен и даже приемлем (степень
приемлемости обычно выражается с помощью терминов “критическая нагрузка”
и “потенциальная емкость среды”1). Следующие виды деятельности могут иметь
значительные негативные, а значит, недопустимые последствия для окружающей
среды: энергетика (включая атомную), промышленность, транспорт, сельское
хозяйство, городское хозяйство, туризм и рекреация, бытовое хозяйство, лесное и
рыбное хозяйства, аквакультура. (Наиболее “грязные” отрасли и виды деятельно-
сти в странах с переходной экономикой представлены во вставке 1.1). Деятельность
в этих секторах создает такой уровень нагрузки на окружающую среду, который
представляет для нее потенциальную опасность (выбросы загрязнителей в атмос-
феру и воду, образование отходов, шум, радиоактивное воздействие, химическое
загрязнение, природные и техногенные катаклизмы).
Определить самую загрязняющую отрасль или вид деятельности достаточно слож-
но, поскольку во многих случаях очень непросто увязать те или иные виды дея-
тельности с конкретными экологическими проблемами с высокой долей точности.
Это обуславливается значительной сложностью взаимосвязей между деятельнос-
тью человека и изменениями в окружающей среде. Так, повышение потока тури-
стов ведет к росту транспорта, что может привести к росту выбросов углекислого
газа, а значит, способствовать глобальному потеплению и, возможно, повлиять на
сельскохозяйственное производство.

Вставка 1.1 | Деятельность человека, приводящая к загрязнению
окружающей среды, в странах с переходной экономикой
Централизованное планирование экономики в прошлом в странах с переходной эконо-
микой является одной из основных причин современных проблем деградации окружаю-
щей среды, в том числе загрязнения промышленных территорий (например, в Северной
Богемии, Чешской Республике, Верхней Силезии, Польше, Донецке, Украине), загрязне-
ния рек промышленными и бытовыми стоками, неэффективного сельского хозяйства и
использования природных ресурсов (древесины, полезных ископаемых, топлива, земель-
ных угодий и водных ресурсов), халатности в сфере ядерной безопасности и т. д.
Среди самых “грязных” отраслей промышленности региона – цветная металлургия, чер-
ная металлургия, целлюлозно-бумажная отрасль, химическая и нефтехимическая перера-
ботка. В области энергетики основной проблемой, обуславливающей, в первую очередь,


1 “Несущая способность” (также “потенциальная емкость”) – максимальное количество представителей вида, которые
окружающая среда данного района способна поддерживать. Потенциальная емкость территории, как правило,
ограничивается такими факторами, как объем доступной пищи, наличие территорий для воспроизводства,
характер соседних биотопов. Иными словами, несущая способность – максимальный размер популяции, который
может существовать в рассматриваемом районе на устойчивой основе. (Gilpin, A., 1997).
“Критическая нагрузка” на окружающую среду – это количественная оценка уровня воздействия одного или
нескольких загрязнителей, до которой, с учетом современных знаний человека, не происходит серьезных
негативных изменений в заранее определенных наиболее чувствительных элементах окружающей среды. Уровень
критической нагрузки различен для различных экосистем и территорий. (Stannes, D., Bourdeau, P., ed., 1995).



22
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 1



загрязнение атмосферы, является тот факт, что около 70% всего электричества произ-
водится на основе процессов сжигания, главным образом (90%), ископаемого топлива
(почти 50% которого приходится на уголь) (EEA, 2001). Халатность в области ядерной без-
опасности привела в свое время к чернобыльской аварии и продолжает оставаться одной
из основных причин небезопасного обращения с ядерными отходами и отходами
1
обогащения урановых руд. Экономический рост неразрывно связан с ростом транспор-
та, выражающимся в увеличении численности личных автомобилей, что, в свою очередь,
усугубляет проблему загрязнения атмосферы (в первую очередь, углекислым газом).
В сельском хозяйстве стран с переходной экономикой объем использования удобрений
и пестицидов ниже, чем в Западной Европе, но по мере продолжения развития эконо-
мик (в том числе сельского хозяйства) объемы их использования будут возрастать, что,
при отсутствии устойчивых методов хозяйствования, будет способствовать повышению
загрязнения почв и воды. Для лесного сектора всех стран с переходной экономикой
характерно применение интенсивных методов хозяйствования: крупные государствен-
ные и частные предприятия управляют значительными по площади лесными участками.
Одним из последствий таких методов хозяйствования является чрезмерная эксплуатация
лесных ресурсов, выражающаяся в сокращении лесного покрова. Чрезмерная интен-
сивность лесного хозяйства особенно очевидна в странах бывшего Советского Союза,
Польше, Румынии, Чешской Республике и Словакии (Stannes, D., Bourdeau, P., ed., 1995).
Туризм становится все более серьезным источником нагрузки на окружающую среду
и природные ресурсы. Его развитие сопровождается ростом воздушного и наземного
транспорта, а также повышением потребления энергии. Нерегулируемое строительство
дачных домов на охраняемых территориях приводит к утрате биотопов и деградации
ландшафтов. Отдельные регионы (морские зоны) испытывают непропорционально высо-
кую нагрузку, что является результатом строительства гостиниц, бассейнов и других объ-
ектов инфраструктуры.
Домашние хозяйства – конечные потребители товаров и услуг – являются основным
движущим фактором экономики и экологических проблем. Число домашних хозяйств
возрастает по мере того, как все большее количество молодых людей желает жить само-
стоятельно. Это, в свою очередь, приводит к росту потребления воды и энергии. Наконец,
еще одним немаловажным фактором является городской стресс, в числе основных при-
чин которого – постоянная миграция, особенно молодого населения, из сельских терри-
торий в города. В городах возрастает потребность в занятости, жилье, транспорте и т. д. Но
многие города не могут обеспечить этим все возрастающее число жителей. Основными
проблемами, связанными с городским развитием, являются качество воды и воздуха, шум,
рост отходов, дорожные аварии, качество жилья.
Источник: EEA, 1995, 1998, 2001.




23
1 | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ



1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1.1 Изменение климата
1
Что является причиной явления, известного как изменение климата?
Изменение климата является проблемой общемирового масштаба и представ-
ляет серьезную потенциальную угрозу для окружающей среды земного шара.
Механизмом, лежащим в основе этого явления, является т.н. “парниковый эффект”.
Суть его заключается в следующем. В атмосфере содержатся в определенной кон-
центрации т.н. “радиационно-активные” газы, имеющие большое значение для
жизни на Земле, поскольку они задерживают тепло в нижних слоях атмосферы,
тем самым создавая гораздо более теплый климат. Без этих газов температура
земной поверхности была бы примерно на 33 oC ниже (Stannes, D., Bourdeau, P., ed.,
1995). Задержание тепла газами у поверхности и есть парниковый эффект. Однако
повышение концентрации т.н. “парниковых газов” (углекислого газа CO2, метана
CH4, закиси азота N2O, галогенсодержащих газов2, озона O3 и водяного пара) у
земной поверхности приводит к формированию определенной “газовой завесы”,
которая не пропускает избыточное инфракрасное излучение от поверхности
Земли обратно в космос, как это должно быть при нормальной концентрации этих
газов. В результате значительная часть этой энергии остается в приземном слое,
что вызывает потепление у самой ее поверхности.


Что вызывает потепление климата?
Несмотря на продолжающую существовать неопределенность в оценке степени
влияния парниковых газов на потепление климата, достоверно известно о том,
какие парниковые газы вносят наибольший вклад в изменение климата; также
известны и антропогенные источники этих газов (см. таблицу 1.1). Основной
вклад в потепление вносит углекислый газ, а основным сектором экономики с
наибольшим объемом выбросов парниковых газов является энергетика (сжигание
ископаемого топлива).




2 Хлорфторуглероды (ХФУ), хлорфторуглеводороды, перфторуглероды и гексафторид серы (SF6).



24
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 1


Таблица 1.1| Источники парниковых газов и их вклад в глобальное потепление

Вклад в гло-
Газ Основные антропогенные источники бальное поте-
пление (%)
1
Использование энергии, лесопользование, изменения
CO2 65
в землепользовании, производство цемента.
Утечки в газопроводах, ферментация отходов живот-
CH4 новодства, рисовые поля, отходы, полигоны отходов, 20
сжигание биомассы, бытовые стоки.
Галогенсодер-
Промышленность, хладагенты, аэрозоли, пенообразу-
жащие 10
ющие вещества, растворители.
соединения
Внесение удобрений в почву, расчистка земель, под-
N2O кисление, сжигание биомассы, сжигание ископаемого 5
топлива.
Источник: IPCC, 1996 в EEA, 1998.


Каковы последствия изменения климата?
Основные последствия изменения климата заключаются в следующем:
• Повышение глобальной средней температуры у поверхности Земли. По срав-
нению со второй половиной 19-го века средняя общемировая температура у
поверхности Земли повысилась на 0,3 – 0,6 oC (самым теплым был 1998 год)
(EEA, 1998).
• Повышение уровня мирового океана. Глобальное потепление вызывает поте-
пление воды в океанах, что приводит к расширению их границ. Повышаются
темпы таяния ледников и морского льда. Эти факторы в совокупности при-
водят к повышению уровня океана (на 10-25 см за последние 100 лет согласно
данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата,
МГЭИК), что, в свою очередь, оборачивается затоплением территорий, смеще-
нием границ болот и низинных районов, повышением солености воды в устьях
рек, нарушением пресноводных грунтовых горизонтов, а также потенциаль-
ной утратой мест проживания человека.
• Изменения количества осадков. Количество осадков повышается в северной
части Европы и снижается в южной.
• Изменение гидрологического режима, количества и качества водных ресур-
сов. Горные районы могут, в принципе, потерять значительную часть своих
ледников, что приведет к снижению снеговой линии. Это окажет влияние на
поверхностный сток и расход воды в реках (объем воды, проходящей через
определенный участок русла в единицу времени), что, в свою очередь, обер-
нется более частыми и катастрофическими паводками, вероятным снижением
качества воды в связи с проникновением соленых вод в береговые грунтовые
горизонты, а также замедлением течения рек. В регионе стран с переходной




25
1 | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


экономикой территории с наибольшей частотой паводков находятся в долинах
рек Дунай и Тиса в Венгрии (Estrela, T., 2001).
• Влияние на экосистемы, сельское и лесное хозяйство. Повышение темпера-
туры приведет к смещению климатических зон в северном направлении, что
может происходить гораздо быстрее, чем скорость миграции видов, приуро-
1 ченных к определенным зонам (особенно видов дикой фауны). В сельском и
лесном хозяйстве изменение климата может повлиять на сроки сезонов роста
и на продуктивность угодий. Исследования показывают, что глобальное поте-
пление может привести к повышению сельскохозяйственной продуктивности
в Европе. Однако может иметь место и пропорциональное увеличение числен-
ности вредителей и рост болезней.
Все перечисленные выше факты могут оказать катастрофическое воздействие на
здоровье людей, экономику и на общество в целом. Учащение засух и последую-
щий кризис сельского хозяйства может стать угрозой для безопасности и социаль-
ной стабильности в некоторых регионах. В более теплых странах, где существует
проблема водоснабжения, очень остро может возникнуть вопрос распростране-
ния тропических и субтропических болезней.


Каковы меры борьбы с изменением климата?
Политика и меры по сокращению выбросов конкретных парниковых газов, кото-
рые уже приняты или должны быть приняты в будущем, представлены в таблице
1.2.

Таблица 1.2 | Политика и меры по сокращению выбросов парниковых газов

Газ Политика и меры
Переход на альтернативное топливо (с меньшим содержанием углеро-
да, например, на природный газ); повышение энергетической эффектив-
ности промышленности и транспорта за счет выполнения соглашений
в области охраны окружающей среды; повышение энергетической
эффективности домашних хозяйств (например, улучшение тепловой
изоляции жилищ); повышение доли комбинированного производства
CO2
тепловой и электрической энергии3; более активное использование
возобновляемой энергии (солнечной, гидроэнергии, ветровой энергии
и биомассы); использование экономических инструментов (повышение
цен на электроэнергию, углеродные/энергетические налоги, налог на
топливо, отказ от или сокращение субсидий на ископаемое топливо, см.
главу 3/3).




3 В традиционных электростанциях значительное количество энергии теряется в форме отходящей теплоты (от 45
до 70%). Комбинированные теплоэлектростанции позволяют использовать эти “потери”, избегая дополнительной
нагрузки на окружающую среду в связи с отдельным производством тепловой энергии. Совокупный КПД
комбинированного производства энергии выше, чем сумма КПД отдельных производств тепла и электричества.



26
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 1



Газ Политика и меры
Совершенствование методов обращения с органическими отходами;
сокращение объема захоронения отходов (особенно поддающихся
биологическому разложению) на полигонах за счет мер по предотвра-
щению образования отходов и повышения объемов их переработки;
1
CH4
использование свалочного газа в качестве источника энергии; сокра-
щение выбросов метана из угольных шахт (использование НДТ – наи-
лучших доступных технологий); дополнительная информация о НДТ
представлена в вводной части главы 3/6).
Совершенствование методов обращения с органическими отходами;
сокращение использования удобрений; использование НДТ в некото-
N2O
рых промышленных производственных процессах (например, в произ-
водстве азотной кислоты).
Галоген-
Использование новых технологий в производстве галогенсодержащих
содержащие
углеводородов.
соединения



1.2 Разрушение стратосферного озона

Каков механизм разрушения озонового слоя?
Озон образуется в верхнем слое стратосферы4 под воздействием коротковолно-
вой радиации (< 190 нанометров), поступающей от солнца. Под воздействием
радиации молекулы кислорода (О2) распадаются на атомы (О). Атомы кислорода
легко вступают в реакцию с молекулярным кислородом, и образуется озон (O3).
Ультрафиолетовые волны большей длины (< 280 нм) могут расщеплять молекулы
озона обратно в молекулярный и атомный кислород, создавая баланс между про-
изводством и потерей озона. Под воздействием коротковолновой радиации солнца
озоноразрушающие вещества (ХФУ, бромфторуглероды, галогенсодержащие угле-
водороды и т. д.) распадаются с высвобождением хлора или брома. Негативное
влияние этих газов на озон заключается в том, что они катализируют реакции его
расщепления, нарушая баланс, создаваемый длинноволновой радиацией в отсут-
ствие катализаторов. В результате озоновый слой постепенно истощается, что
позволяет чрезмерно высокому количеству ультрафиолета-В проникать в нижние
слои атмосферы, достигая земной поверхности. Совокупный озон измеряется в
единицах Добсона.




4 Стратосфера – слой атмосферы, располагающийся непосредственно за тропосферой на высоте 10 км от поверхности
Земли с постоянной температурой среды. Стратосфера теплее, чем верхняя зона тропосферы, и в ней находится
озоновый слой.



27
1 | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


Каковы причины разрушения озонового слоя?
Разрушению озонового слоя могут способствовать антропогенные и природные
факторы (последние вносят лишь небольшой вклад, как правило, косвенный).
• Антропогенными факторами являются, в первую очередь, выбросы ХФУ,
1 бромфторуглеродов (БФУ) и хлорфторуглеводородов. Эти вещества активно
используются, например, в производстве хладагентов для холодильных уста-
новок и кондиционеров, в качестве аэрозольных вытеснителей, пенообразо-
вателей и чистящих средств, а также в огнетушителях. Другими источниками
веществ, способствующих разрушению озонового слоя, являются выхлопы
двигателей самолетов, содержащие оксиды азота (NOx), водяной пар, не пол-
ностью сгоревшие углеводороды, угарный газ (CO), углекислый газ (CO2) и
двуокись серы (SO2).
• Природные источники включают: крупные пожары и определенные морские
биотопы (поставляющие определенные хлорсодержащие соединения, устойчи-
во переносящие “путешествие” к стратосфере); крупные извержения вулканов,
косвенно влияющие на истощение озона (в процессе извержения выбрасыва-
ется большое количество мелких твердых частиц и аэрозолей, которые повы-
шают эффективность разрушительного воздействия хлора на озон). Однако
аэрозоли способствуют разрушению озонового слоя только тогда, когда в нем
присутствуют хлорфторуглероды.


Каковы последствия разрушения озонового слоя?
Разрушение озонового слоя приводит к проникновению чрезмерного количества
ультрафиолета-В к поверхности земли, что может иметь следующие последствия:
• у человека ультрафиолет-В может быть причиной рака кожи, катаракты глаз,
солнечных ожогов, конъюнктивита, старения кожи, нарушений иммунной
системы;
• в водных экосистемах ультрафиолет-В тормозит развитие фитопланктона
(являющегося основой пищевых цепей в океане) и вызывает нарушения на
ранних стадиях развития у рыб, креветок, крабов, земноводных и других мор-
ских животных;
• ультрафиолет-В способен негативно влиять на рост наземных растений, хотя
некоторые из них способны адаптироваться к повышенному уровню радиа-
ции;
• ультрафиолет-В влияет на химические процессы в нижних слоях атмосферы и
на концентрацию тропосферного озона в загрязненных регионах (вероятность
фотохимического смога увеличивается при повышенных уровнях ультрафио-
лета-В), а также на время жизни и концентрацию определенных соединений,
включая некоторые парниковые газы. Более того, ХФУ и потенциальные веще-
ства-заменители способны поглощать коротковолновую инфракрасную ради-
ацию с поверхности Земли, что усугубляет парниковый эффект.




28
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 1


Вставка 1.2 | Разрушение озонового слоя в полярных регионах
Самым значительным является разрушение стратосферного озона над полярными реги-
онами, что является результатом взаимодействия таких факторов, как антропогенные
выбросы озонразрушающих веществ, стабильность циркуляции атмосферных потоков,
экстремально низкие температуры и солнечная радиация. Результаты исследований в
1
мае 1997 г. показали, что над Северным Полюсом концентрация стратосферного озона
сократилась на 40% по сравнению с нормальным уровнем. Над Европой концентрация
озона в атмосфере упала на 5% с 1975 по 1995 гг.
Источник: EEA, 1998.


Какие меры и политика должны использоваться для замедления темпов
разрушения озонового слоя?
Для того чтобы содействовать скорейшему восстановлению озонового слоя, что в
любом случае займет не одно десятилетие, необходимо предпринимать следующие
меры:
• обеспечить скорейший отказ от использования хлорфторуглеводородов и
метилбромида (выбросы первых повышаются по мере постепенного отказа от
использования ХФУ);
• обеспечить безопасное уничтожение ХФУ и БФУ, содержащихся в контейнерах
и других предметах (старых холодильных установках, огнетушителях);
• предотвращать незаконный оборот озонразрушающих веществ;
• проводить постоянный мониторинг концентрации озонразрашающих веществ
в тропосфере с целью обеспечения соблюдения положений международных
протоколов (см. главу 2/2.5) и контроля за состоянием озонового слоя и уль-
трафиолетовой радиации для подтверждения успешности предпринимаемых
усилий.



1.3 Подкисление

Каковы причины и механизмы подкисления?
Выбросы подкисляющих веществ в атмосферу – двуокиси серы (SO2) и оксидов
азота (NOx) могут сохраняться в воздухе в стабильном состоянии в течение
нескольких дней и перемещаться на тысячи километров. Эти загрязнители, а также
аммиак (NH3), могут окисляться (в процессе переноса или осаждения) с образо-
ванием кислот (серной H2SO4 и азотной HNO3). После осаждения первичные
загрязнители и их кислоты воздействуют на химический состав почвы и поверх-
ностных вод. Так, показатель кислотности5 дождевой воды в Европе без влияния
человеческой деятельности находится в пределах от 5 до 6; на сегодняшний день

5 Показатель кислотности (pH) – степень кислотности или щелочности жидкости или газа; рН=1 означает высоко-
кислотную среду, рН=14 – высоко-щелочную, рН=7 – нейтральную. Чистые реки, как правило, имеют рН от 5 (кислые
проточные воды, поступающие с торфяных болот) до 8,5 (проточные воды ландшафтов на меловых породах).



29
1 | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


на значительной территории Европы наблюдается повышенная кислотность дож-
девой воды (pH 4-4,5), а в некоторых местах значение pH снижается до 3 (EEA,
1998). Такие процессы влияют на экосистемы (растительность) и вызывают явле-
ние, известное как “подкисление”. Осаждение упоминавшихся выше соединений
представляет проблему тогда, когда их количество достигает критической массы, в
1 результате воздействия которой на человека и окружающую среду можно ожидать
значительных негативных последствий в долгосрочном плане. Основные источни-
ки подкисляющих веществ представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 Основные источники подкисления

Вещества Источники / причины
Сжигание серосодержащего топлива (нефти и угля) на электростанциях; дру-
SO2 гие стационарные процессы сжигания; перерабатывающая промышленность
(в частности, нефтепереработка).
Процессы сжигания, главным образом, на транспорте; производство элек-
NOx
тричества и тепловой энергии.
Обработка и внесение органических удобрений и последующая нитрифика-
NH3
ция6 в почве (в нормальном состоянии NH3 – это газ).


Каковы основные последствия?
Осаждение подкисляющих веществ вызывает изменение в химическом составе
почвы и пресной воды, что приводит к нарушениям в экосистемах. Основными
проявлениями таких нарушений являются: опадение листвы и снижение жиз-
неспособности деревьев (сокращение древостоя в Центральной и Восточной
Европе), снижение численности рыб и сокращение разнообразия других водных
животных в озерах, реках и ручьях (в результате повышения токсичности, утраты
растительного корма, изменений химического состава воды), изменение химиче-
ского состава почв. Осаждение подкисляющих веществ может нанести серьезный
ущерб зданиям и памятникам из известняка и мрамора, а также витражам (здесь
за ущерб практически полностью “несет ответственность” газообразный SO2).
Осаждение оксидов азота приводит к наращиванию тропосферного и истощению
стратосферного озона (см. предыдущий раздел). Кроме того, NOx в сочетании с
фосфатами вызывают эвтрофикацию7 водоемов.




6 Нитрификация – процесс преобразования органических соединений азота (в первую очередь, аммиака) в нитраты
в результате деятельности бактерий определенного вида.
7 Эвтрофикация – процесс повышения содержания биогенных элементов в воде, вызывающий бурное развитие
органической массы. При высокой продолжительности процесс приводит к нежелательным экологическим
последствиям. Биогенные элементы включают углерод, серу, калий, кальций, магний, но самые важные – азот и
фосфор. Поглощая эти элементы, красные, бурые и сине-зеленые водоросли активно развиваются (наблюдается т.н.
“цветение воды”). Плотный слой водорослей покрывает всю поверхность воды, затрудняя рост крупной надводной
растительности (их доступ к свету ограничен). Когда начинается разложение крупной надводной растительности,
серьезно ухудшаются условия обитания водных животных. Кроме того, в определенный момент начинается
разложение самих водорослей. При этом из воды поглощаются значительные объемы растворенного в ней
кислорода. Понижение объемов доступного кислорода еще больше затрудняет выживание водных организмов.



30
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 1


Каковы меры по предотвращению и сокращению подкисления?
Меры по сокращению поступления подкисляющих веществ в окружающую среду
представлены в таблице 1.4.

1
Таблица 1.4 | Меры по сокращению поступления подкисляющих
веществ в окружающую среду

Вещества Меры
Повышение энергетической эффективности; переход на альтернативное
топливо в энергетике, промышленности и бытовом секторе: отказ от твер-
SO2
дого и жидкого топлива с высоким содержанием серы в пользу природно-
го газа; обессеривание дымового газа на электростанциях.
Технологии снижения выбросов этих веществ в процессах сжигания и
NOx в автомобильном транспорте (установка каталитических конвертеров в
новых автомобилях).
Сокращение поголовья скота и более разумное обращение с органически-
NH3
ми отходами.



1.4 Тропосферный озон

В чем состоит проблема?
Концентрация тропосферного8 озона у поверхности Земли сегодня гораздо выше
естественной по причине образования избыточного озона в процессе фотохи-
мических реакций в атмосфере. Повышение концентрации приземного озона и
других продуктов фотохимического разложения – результат действия солнечных
лучей на продукты, предшествующие получению озона, такие как оксиды азота
(NOx), неметаллические летучие органические соединения (НЛОС), угарный газ
(CO), метан (CH4). Из всех продуктов фотохимического разложения озон (O3)
способствуют наибольшему загрязнению атмосферы. Низкомобильные системы
высокого давления, которые характеризуются ясным небом и повышенной темпе-
ратурой (главным образом, в летний период), способствуют более интенсивному
протеканию фотохимических реакций и накоплению озона и других продуктов
этих процессов. Образующийся фотохимический смог (также известный как “лет-
ний смог”) может простираться на значительные площади и наблюдаться в тече-
ние нескольких дней. В Центральной Европе такое явление сегодня имеет место
практически каждое лето.
Существуют различные пороговые и критические уровни (для здоровья человека,
растительности, сельскохозяйственных культур, лесов), установленные различ-
ными учреждениями или документами (ЕС, Конвенцией ЕЭК ООН о трансгра-

8 Тропосфера – это слой атмосферы, расположенный на высоте 10-15 км от поверхности Земли.



31
1 | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


ничном переносе загрязнителей на большие расстояния, ВОЗ). В соответствии
с Директивой ЕС 92/72/EEC, пороговым уровнем продуктов фотохимического
разложения для здоровья человека является средняя восьмичасовая концентра-
ция в 110 µg/м3. Степень воздействия оценивается в количестве дней, в течение

стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>