стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ















СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В ЦИФРАХ И ФАКТАХ





















ЧЕБОКСАРЫ-2005

Город Чебоксары - столица Чувашской Республики с населением 453,2 тыс. человек. В городе живут представители более 40 национальностей; 63,2% из них чуваши, 35,1% - русские.
Система образования города включает 208 муниципальных образовательных учреждений из них: 122 дошкольных образовательных учреждения; 3 начальные школы - детских сада для детей с нарушениями в развитии; 1 детский сад при Заволжской школе, 1 начальная школа - детский сад п. Лапсары, 1 начальная общеобразовательная школа; 1 основная общеобразовательная школа; 50 дневных средних общеобразовательных школ (в том числе 10 школ с углубленным изучением отдельных предметов); 4 гимназии; 4 лицея; 1 кадетская школа; 3 специальных (коррекционных) образовательных учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии; 6 вечерних (сменных) общеобразовательных школ; 10 учреждений дополнительного образования детей; 1 межшкольный учебный комбинат. Динамика развития сети образовательных учреждений в городе Чебоксары за последние годы показывает, что она не подверглась значительным изменениям. Ее существенной характеристикой является дифференцированность по типам и видам учреждений, позволяющих удовлетворять различные образовательные потребности обучающихся.

Система образования города Чебоксары
по состоянию на 1 января 2005 г.
Типы и виды образовательных учреждений г. Чебоксары по их организационно-правовой форме
Действующая сеть типов и видов образовательных учреждений г.Чебоксары
Всего ОУ
в том числе
Кол-во детей, воспитывающихся и обучающихся в ОУ

государственных
муниципальных
Негосударственных
I.Дошкольные образовательные учреждения
из них:
122
3
119
-
19801
1. Детский сад
85
85
-
13511
1.1. Детский сад с приоритетным направлением
17
-
17
-
3296
1.2. Детский сад комбинированного вида
6
-
6
-
1081
1.3. Детский сад компенсирующего вида
5
-
5
-
402
1.4. Детский сад присмотра и оздоровления для часто и длительно болеющих детей
2
-
2
-
126
1.5. Центр развития ребенка - детский сад
4
4
847
1.6. Детский сад при Заволжской общеобразовательной школе
1
1
29
II. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
из них:
3
-
3
-
170
1.Начальная школа-детский сад для детей с нарушением речи по адресу:
ул.М.Павлова,62
ул. Гастелло,8
2
-
2
-
121
2. Начальная школа-детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата по адресу:
ул. Лебедева,22
1
-
1
-
49
III. Общеобразовательные учреждения
из них:
81
2
77
2
53734
1.Дневные общеобразовательные учреждения
из них:
75
2
71
2
51674
1.1. Начальная общеобразовательная школа
в том числе:
-начальная школа-детский сад г. Чебоксары (пос. Н. Лапсары)
-начальная общеобразовательная школа (пос. Чандрово)
2


-


-
-


-


-
2


-


-
-


-


-
291






1.2.Основная общеобразовательные школа
1
1
187
1.3. Средняя общеобразовательная школа
в том числе:
52
-
50
2
43778
Школа с углубленным изучением отдельных предметов:
o №№35,40,41,53 Калининского района
o №№ 37, 49 Ленинского района
o №№ 31,39,54,59 Московского района
10
-
10
-
10642



4007

2297

4338
1.4.Гимназия
№№ 1,2,4,46, при ЧГУ
5
1
4
-
3610
1.5.Лицей
№№ 1,2,3,44
4
-
4
-
3007
1.6.ЧНЦО
1
1
-
-
598
1.7.Кадетская школа
1
-
1
-
203
2. Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
6
-
6
-
2060
IV. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии
4
1
3
-
718
4.1. МОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15 VIII вида г. Чебоксары"
4.2. МОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 21 для умственно отсталых детей"




1




1
-




1




1
-




304




161
4.3. МОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 32 для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей"
1
-
1
-
84
4.4. Специальный (коррекционный) лицей-интернат № 4 для слабовидящих
1
1
-
-
169
V. Образовательные учреждения дополнительного образования детей из них:
12
2
10
-
22040
1. Чебоксарский городской Дворец детского и юношеского творчества

1
-
1
-
5255
2. Дом детского творчества
1
-
1
-
3438
3. Центры
7
2
5
-
3.1. Центр детского творчества

1
3950
3.2. Центр развития творчества детей и юношества "Росток"

1
2816
3.3. Эколого-биологический центр "Кайкар"

1
-
356
3.4. Эколого-биологический центр "Караш"

1
1059
3.5. Центр дополнительного образования

1
2668
4. Станция юных техников

1

-

1


984
5. Подростковый морской клуб "Маяк" им.А.Н.Крылова

1

-

1

267
6. Школа искусств пос. Н. Лапсары

1

-

1

1247
VI. Межшкольный учебный комбинат
1
-
1
1050
VII. Учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи из них:

4

1
4
-
1. Городская психолого-медико-педагогическая комиссия(ул.М.Павлова, 11А)

1

2. Центр психолого-медико-социального сопровождения "Содружество" г. Чебоксары (ул. Гагарина, 5а)

1

3. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Семья" (пр. Мира, 26)


1

4. Центр психолого-педагогического сопровождения "Развитие" (ул. Эльгера, 3)

1

VIII. Детские оздоровительные лагеря
3
-
3

1. ДОЛ "Волна"

1
180х4
2. ДОЛ "Бригантина"

1
140х4
3.ДОЛ "Березка"

1
200х4
IX. Образовательные учреждения начального профессионального образования из них:
10
9
1
-
1. Профессиональные училища
9
9
-
-
2. Профессиональный лицей
1
1
-
-
-
X. Образовательные учреждения среднего профессионального образования из них:



16



13



-



3
1.Техникум
5
4
-
1
2.Колледж
7
5
-
2
3.Училище
4
4
-
-
XI. Образовательные учреждения высшего профессионального образования и филиалы
из них:
19
13
-
6





1.Академия
1
1
-
-
2.Университет
3
2
-
1
3.Институт
2
1
-
1
4.Филиалы
13
9
-
4
Направления деятельности муниципальных гимназий и лицеев:

I. Гимназии
1. МОУ "Гимназия № 1" (директор Аллабергенова Луиза Ибрагимовна, руководитель высшей квалификационной категории). Миссия гимназии: создать условия для полноценного психологического развития человека (его интеллекта, воли, эмоции, мотивов), а также склонностей и способностей. Со второго класса в гимназии успешно осуществляется предметное обучение. По окончании начальной школы психологическая служба гимназии на основании результатов изучения склонностей и способностей учащихся дает рекомендации по выбору профиля для дальнейшего обучения: физико-математический профиль (углубленное изучение физики, математики), гуманитарный профиль (углубленное изучение литературы, истории, второй иностранный язык, мировая художественная культура), социально - экономический профиль (углубленное изучение обществознания, экономики, социологии), художественно - эстетический профиль (углубленное изучение ИЗО: рисунок, живопись, композиция, декоративно - прикладное искусство).

2. МОУ "Гимназия № 2" (директор Григорьев Александр Петрович, руководитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ). Основные направления развития: 1) обеспечение условий для эмоционального благополучия, т.е. совершенствование модели школы как муниципальной гимназии, создание единой для всех, но разнообразной для каждого образовательной среды; 2) укрепление здоровья гимназистов; 3) обновление и совершенствование содержания образования на повышенном уровне; 4) реализация целевой программы "Воспитание". Профили обучения: математический, политехнический, гуманитарный.

3. МОУ "Гимназия № 4" (директор Максимова Зинаида Валерьевна). Гимназия является участником международных проектов и программ: Freedom Support Act (обучение в США по конкурсу сроком 1 год), AFS - "Интеркультура" (международная программа обмена школьниками), Secondary School Excellence Program (программа обмена между школами США и России), Российско - американский конкурс учителей года, Российско - американская программа "Открытый мир".


4. МОУ "Гимназия № 46" (директор Грач Галина Александровна). Развитие гимназии: совершенствование системы непрерывного образования в комплексе прогимназия - гимназия - ВУЗ; работа педагогов по различным программам: углубленное изучение русского языка, математики, биологии, расширенное изучение химии, физики с углублением некоторых вопросов, два иностранных языка.

II. Лицеи
1. МОУ "Лицей № 1" (директор Николаева Татьяна Львовна). Основные направления развития школы: факультет экспериментальных наук, факультет гуманитарных наук, факультет экономики и бизнеса. В лицее ведутся научные исследования по темам: "Образовательное поле "Национальный язык - национальная культура" в многонациональной школе"; "Формирование учебно - исследовательских умений у старшеклассников"; "Правовое образование - фактор гражданского становления личности". Лицей является экспериментальной площадкой Российской Академии педагогических наук по проблеме "Воспитательная система школы".

2. МОУ "Лицей № 2" (директор Петрова Татьяна Васильевна, руководитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ). Направления деятельности: инженерное (углубленное изучение математики, физики, информатики, допрофессиональная подготовка по специальностям: оператор ЭВМ, радиомеханик), экономическое (знакомство с прикладными экономическими курсами, необходимыми для грамотного ведения бизнеса: маркетинг, основы предпринимательства, менеджмент), биолого - медицинское (углубленное изучение биологии, химии, физики, вводится предмет "Основы неотложной медицинской помощи", направленный на допрофессиональную подготовку учащихся по специальности: младшая медицинская сестра), юридическое (углубленное изучение предметов гуманитарного цикла, вводится изучение правовых дисциплин: "Из истории права", "Права человека и система защиты в России"), педагогическое (углубленное изучение предметов гуманитарного цикла, вводятся предметы : "Введение в педагогику", "Основы психологии", "Этика", "Мировая художественная культура", "Декоративно - прикладное искусство").
3. МОУ "Лицей № 3"(директор Полбенникова Ирина Ильинична, руководитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ). В лицее ведется физико - математический профиль обучения в 5-11 классах, выбор профильного обучения по любому предмету в 11 классе. Школа участвует в экспериментах российского уровня:
- широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования;
- модернизация образования: перспективные разработки.
4. МОУ "Лицей № 44" (директор Синев Константин Гаврилович, руководитель высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель Чувашской АССР, Отличник народного образования). Основные направления развития школы: естественно - математическое и экономическое; профильные классы: художественно - эстетический, гуманитарно - педагогический, гуманитарный, педагогический.

Направления деятельности муниципальных учреждений
дополнительного образования детей

Городской Дворец детского и юношеского творчества
ПК "Шахматно - шашечный"
ПК "Ровесник"

ул. Урицкого, 20


ул. Кривова, 8/1

ул.М.Павлова, 48

1.Организационно-массовая деятельность и художественное воспитание.
2. Физкультурно-спортивная работа и техническое творчество.
3. Прикладное творчество и натурализм.
4.Учебно-методическая служба.
Центр детского творчества

ПК "Алые паруса"
ПК "Фонарик"
ПК "Огонек"
ПК "Атлет"
ПК "Светофор"
Филиал ЦДТ
ул. Баумана, 1/68


ул. Цивильская.13
ул. Калинина,100
пр. Тракторостроителей,63/21
пр. Тракторостроителей 73
ул. Кадыкова, 12-89
ул.П.Лумумбы, 8
1. Организационно-массовая деятельность.
2. Художественно-прикладное творчество.
3. Художественно-эстетическое творчество.
4. Спортивно-оздоровительная работа.
5. Учебно-методическая работа.
Центр экологического образования учащихся "Кайкар"
пр. Мира, 8
1. Природоисследовательская деятельность.
1. Туристско-краеведческая деятельность.
Центр развития творчества детей и юношества "Росток"

Филиал 2
Филиал 3
Филиал 4

ул. Кукшумская, 25


ул.Ленинского комсомола,16
ул.Хузангая, 1
пр.9-й пятилетки, 28-А
1.Организационно-массовая деятельность.
2.Художественно-прикладное творчество.
3.Художественно-эстетическое творчество.
4.Спортивно-оздоровительная работа.
5.Учебно-методическая работа.
Эколого - биологический центр "Караш"

Филиал 1
ПК "Солнышко"
ул. Кооперативная, 4


ул. Ярославская, 64
ул. Хевешская, 31-А
1.Природоисследовательская деятельность.
2.Туристско-краеведческая деятельность.
Станция юных техников

ПК "Сокол"
Филиал 1
Филиал 2
ул. Кукшумская, 21

ул.Б.Хмельницкого,119
ул.Б.Хмельницкого, 74
пр. 9 - пятилетки, 2
1.Техническое творчество.
2.Спортивно-техническое творчество.
3.Спортивное направление.
4.Пожарно - прикладное направление.
Дом детского творчества
ПК "Березка"
ПК "Умелец"
ПК "Фотон"
ПК "Кировец"
ПК "Дружба"
ПК "Радуга"
Филиал
ул.139 стр. дивизии,9
ул.М.Павлова, 3-42
ул. Гузовского, 40
ул. Грасиса, 11
ул. О.Кошевого, 9/1
ул. Гузовского,15
ул. Гузовского, 14
ул. Эльменя, 12
1.Организационно-массовая деятельность.
2.Художественно-прикладное творчество.
3.Художественное творчество и исполнительское мастерство.
4.Спортивно-оздоровительная работа.
5.Техническое творчество.
6.Учебно-методическая работа.
Центр дополнительного образования
Филиал 1
Филиал 2
Фотостудия

ул. Социалистическая,17

ул. Университетская,25
ул. Университетская,22
ул.139 стр. дивизии,10
1.Художественно-прикладное, техническое творчество.
2.Спортивно-техническое творчество.
3.Профильное обучение.
4.Предпрофильная подготовка.
5.Туристко - экологическое.
6.Спортивно - техническое.
7.Техническое.
Межшкольный учебно-производственный комбинат
пр. Тракторостроителей, 99
Начальное профессиональное образование
ПК "Маяк"

Филиал
ул. Ленинского комсомола,76
ул. Энтузиастов,27
1.Морское дело.
2.Радиотехническое направление.
Школа искусств п. Лапсары
ул. Совхозная,9
1.Эстетическое.
2.Театральное.
3.Музыкальное.
4.Художественное.
5.Хореографическое.
6.Профессиональное.

В целях эффективного использования инновационной среды образовательные учреждения г.Чебоксары участвуют в экспериментах разного уровня.


Участие образовательных учреждений в экспериментах,
проводимых Министерством образования России


Название эксперимента
Образовательные учреждения
1
Введение единого государственного экзамена (постановление кабинета Министров ЧР от 15.03.2001 г. № 44)
Все дневные общеобразовательные учреждения
2
Воспитательное - образовательное пространство: "национальный язык - национальная культура в многонациональной школе" (приказ МО от 12.2000 г.)
Лицей № 1
3
Личностно - ориентированное обучение на основе здоровьесберегающих технологий, формирование школы сопутствующей здоровью (приказ МО ЧР № 527 от 03.10.2003)

СОШ № 62
4
Разработка инструментария и проведение пилотной апробации мониторингового исследования индивидуального учебного процесса учащихся общеобразовательных учреждений (договор ERP/ F2/C/29-03 от 01.10.2003 г.)
СОШ № 56
5
Международное гуманитарное право: внедрение проекта "Вокруг тебя - Мир" в образовательную область "Филология" (приказ МОЧР № 78 от 18.02.2002 г.)
СОШ № 60
6
Введение предпрофильного и профильного обучения (в рамках концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом МО ЧР № 462 от 29.08.2003 г., приказ ГУО № 162 от 12.09.2003 г.)
СОШ № 31, 35, 37, 40, 45, 49,52, 62, лицей № 2, ЦДО
7
Взаимодействие школы и реабилитационного отделения детской городской больницы как условие создания здоровьесберегающей образовательной среды (республиканская экспериментальная площадка)
СОШ № 59
8
Развитие способов обучения учащихся старшей ступени по дифференцированным учебным планам, обеспечивающим частичную индивидуализацию обучения учащихся с учетом выбора дальнейшего образования ( в рамках программы "Модернизация образования: перспективные разработки" Министерства образования и науки России с Национальным фондом подготовки кадров)

Лицей № 3






























1.
Сведения
о педагогических работниках, участвующих в международных, всероссийских, межрегиональных и других проектах и о педагогах, выигравших различные гранты в 2003-2004 годах.

ОУ
ФИО
Должность
Инновации
Тема
Сроки
Руководитель проекта
Партнерство в рамках его реализации
Где можно ознакомиться с результатами
Сведения о возможности организации семинаров
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1. Лицей № 1
г. Чебоксар
Клинк
Надежда Юрьевна
Учитель физики
Инновационные методы преподавания физики
Креативные технологии в преподавании естественных наук
Май
2004 г.
Клинк Н.Ю.
Санкт - Петербургский ИНЖЭКОН
Сайт Всероссийского конкурса учителей физики и математики
www.grantnauka.ru

Возможно проведение обучающих семинаров на базе лицея № 1
2. Лицей № 1
Г. Чебоксары
Филиппова
Алевтина
Альбертовна
Учитель английского языка
Инновационные методы преподавания естествознания с использованием иностранных языков
Креативные технологии в преподавании естественных наук
Май-сентябрь 2004 г.
Клинк Н.Ю
Санкт - Петербургский ИНЖЭКОН
Экспериментальная площадка по использованию британского учебника естествознания
"Science for public understandinq"
Возможно проведение обучающих семинаров на базе лицея № 1
3.СОШ № 2
г. Чебоксары
Михайлова
Лия
Петровна
Учитель начальных классов
"Проект "Перспективная начальная школа
Введение новой системы начального образования в рамках Концепции модернизации российского образования до 2010 года
2004-2005 учеб..год - 2008-2009 учеб.год
Чуракова Р.Г.
(г. Москва), Бескоровайная Р.П. (г. Чебоксары)
Руководители программы и авторы учебников в АПК учителей
( г.Москва)
АПК (г. Москва) ЧРИО (г. Чебоксары)
Семинар на базе СОШ № 2 г. Чебоксары 15.03.2005
4. Лицей № 44 г. Чебоксары
Коростелева Нина Владимировна
Заместитель директора по УВР
Технология создания межкультурного диалога
Формирование межкультурного диалога
2003-2004,
2005 г.г. (продолжение)

ЮНЕСКО
Команда "Русские медведи" лицея № 44 г. Чебоксары и команда "Голубые сапфиры" Медагамаскул, Шри-Ланка
Сайт www/mondialoqo.ru
или www/monschol44.h12.ru
5. Лицей № 44
г. Чебоксары
Коростелева Нина Владимировна
Заместитель директора по УВР
Технология использования инновационной деятельности в процессе преподавания английского языка
Формирование межкультурного диалога
2002-2007 г.г.
Госдепартамент США
(г. Вашингтон),
Американские Советы
(г. Москва)
Школы и ВУЗы России, США, Англии, Германии, Чехии, Швеции, Финляндии
Буклеты, сборники статей (г. Санкт-Петербург 2002 г.;
г. Москва, 2004 г.; сайт офиса Американских советов (г. Москва)
6. Лицей № 44 г. Чебоксары
Синев Константин Гаврилович,
Зобова Ольга Алексеевна,
Михайлова Эльвира Николаевна
Директор


Зам.дир.по УВР

Зам.дир. по ВР
Творческая педагогика
Система организации работы с одаренными детьми
1998-2008 г.г.
Л.И. Рувинский, президент Академии творческой педагогики
Школы России
Академия творческой педагогики
(г. Москва)
7. СОШ № 56
г. Чебоксары
Данилова Эльвира Ивановна,
Яковлева Альбина Леонидовна, Тимофеева Валентина Ивановна
учителя начальных классов
Международный проект "Сообщество"
Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного
2003-2005 г.г.
В.Ф.Базарный, доктор медицинских наук
Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования г. Сергиев Посад Московской обл.
Сайт СОШ № 56
Возможно проведение семинаров учителей начальных классов
8.СОШ № 56
г. Чебоксары
Чернова А.Н.,
Денисова Л.А.,
Токарева Т.А.,
Пигачева Н.М.
учит. матем.
биологии,
истории
литературы
В контексте результатов международного исследования PISA - 2000
Апробация задачников по новым требованиям к содержанию и методике обучения в российской школе
2004 г.
Алексеев Виктор Валерьевич, директор СОШ № 56
Центр изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук
Центр изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук
9.СОШ № 62
г. Чебоксары
Кузнецова Наталья Алексеевна
Директор
Формирование школы содействия здоровью
Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ
2003-2005 г.г.
Сейя Сихвола - руководитель по России от ЕС, Кузнецова Н.А. - руководитель пилотной площадки проекта
Министерства здравоохранения РФ и ЧР
Сайт headoffise@hesp.ru
Подготовлена команда школьных тренеров обучения здоровью. Конт. Тел. 41-38-49
Sosh62@cbx.ru
Примечание. В ноябре 2004 года Кузнецова Н.А. стала победителем конкурса, объявленного программой "Открытый мир" и была отправлена на двухнедельную стажировку в США (г. Чикаго).



Инновационные технологии


В ОУ города Чебоксары используются и внедряются следующие технологии:
- современное традиционное обучение;
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, коллективный способ обучения);
- технология уровневой дифференциации;
- технология развивающего обучения;
- технология программированного обучения;
- информационные технологии.
В начальной школе реализуются следующие программы:
- "Начальная школа XXI века";
- "Школа - 2100";
- "Сообщество";
- "Гармония";
- "Перспективная начальная школа"


Внедрение национально-регионального компонента

- в трех ДОУ обучение и воспитание детей ведется на чувашском языке;
- во всех ДОУ дети с 4-летнего возраста обучаются чувашскому языку;
- в 70 образовательных учреждениях учащиеся 1-9 классов школ города изучают чувашское слово; в 5-9 классах изучается предмет "Культура родного края"; учащиеся 10-11 классов изучают чувашскую литературу; с января 2000 г. в ОУ г. Чебоксары ведется преподавание предмета "Мой город";
- 495 педагогов преподают чувашское слово, их них 465 учителей имеют высшее образование, 358 учителей имеют образование по специальности "чувашский язык и литература" , 54 учителя имеют высшую квалификационную категорию, 201 - первую квалификационную категорию, 189 - 2 квалификационную категорию;
- функционируют 93 оборудованных кабинета чувашского слова и 7 кабинетов культуры родного края, из них 19 - имеют звание "образцовый", 31 - звание "лучший";
- в 12 школах работают этнографические музеи, в одной - музей чувашской вышивки;
- ежегодно проводятся семинары педагогов и заместителей директора по учебно - воспитательной работе, курирующих чувашский язык, по вопросам преподавания предметов национально - регионального компонента;
- в 2004-2005 учебном году впервые проведен фестиваль педагогических находок учителей чувашского слова, позволивший выявить талантливых, творчески работающих педагогов;
- учащиеся активно участвуют в школьных, городских, республиканских олимпиадах по чувашскому языку, в городской научно - практической конференции, во Всероссийской игре - конкурсе "Чувашская ласточка - языкознание для всех";
- в 2004-2005 учебном году проведена игра - конкурс "Салтарчак", победители которой принимали участие в республиканском туре.

В связи с резким спадом рождаемости в 90-х годах прием в 1-е классы сокращался. Лишь в последний год ситуация стабилизировалась.






Сведения о рождаемости детей


Демографическая ситуация приводит к тому, что в ближайшее время резко уменьшится численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Из анализа демографической ситуации и прогноза изменения численности учащихся в ОУ г. Чебоксары на 2002-2008 годы видно, что к 2007-2008 учебному году количество учащихся сократится на 26%.



Прогноз изменения численности учащихся
в общеобразовательных учреждениях г. Чебоксары
на 2002-2008 годы

Создавшаяся ситуация диктовала необходимость проведения реструктуризации имеющейся сети городских образовательных учреждений. Поэтому на основе анализа современного состояния образования в городе, в соответствии с Концепцией модернизации российского образования и республиканской Программой реструктуризации сети общеобразовательных учреждений администрацией г. Чебоксары была принята муниципальная программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений г. Чебоксары на 2003-2005 годы. Программа определяла основные пути оптимизации муниципальной системы образования, направленные на повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений. Исходя из социальных требований к системе российского образования, главная задача образовательной политики состояла в обеспечении современного качества образования. А для этого необходимо создать такую модель современной школы, которая обеспечивала бы новое качество образования, равенство доступа к образовательным услугам, эффективное использование всех ресурсов. Качество работы образовательного учреждения определяется многими параметрами, но одним из показателей оценки деятельности образовательного учреждения является уровень знаний, умений и навыков учащихся.
С учётом сложившихся обстоятельств, проблема обеспечения доступности качественного образования для учащихся в городе решается путём введения новых моделей функционирования общеобразовательных учреждений, новых форм организации образовательного процесса. В результате создаются школы с современной материальной базой, возможностью введения профильного образования в старших классах, что особенно важно для продолжения образования в высших учебных заведениях.
Реструктуризация сети образовательных учреждений в городской местности способствовала решению следующих проблем:
* реализация права выбора учащимися и родителями образовательного учреждения;
* обеспечение психофизической безопасности учащихся;
* обеспечение ориентированности сети школ на рынок труда;
* разнообразие сети и учёт специальных образовательных потребностей;
* профилизация старшей ступени;
* обеспечение целевого распределения ресурсов.

Фундаментом образовательной системы является дошкольное образование, так как здесь закладываются такие основы личности, которые носят определяющий характер для школьного обучения.
В соответствии с муниципальной программой развития образования г. Чебоксары "Столичное образование" основными стратегическими задачами в 2005 - 2007 годах являются:
* обеспечение дальнейшего развития, совершенствование и оптимизация муниципальной сети образовательных учреждений;
* расширение доступности, повышение качества и роста эффективности системы образования.
Основные мероприятия по реализация этих задач:
- разработка программно-методического, организационно-методического и финансового обеспечения новых форм организации дошкольного образования;
- создание системы психологической помощи детям раннего возраста;
- организация психодиагностической помощи детям, не охваченным дошкольным образованием;
- создание условий для максимального охвата дошкольным воспитанием детей в возрасте 5 лет и проведении ранней диагностики развития детей;
- отработка нормативной правовой базы введения долевого финансирования дошкольного воспитания и содержания детей;
- открытие дополнительных групп в ДОУ и строительство 1 нового ДОУ.

В соответствии с законом "Об образовании" дошкольные образовательные учреждения осуществляют образовательную деятельность на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях осуществляет 2338 педагогов, все из которых имеют педагогическое образование.







Сведения о численности детей
в дошкольных образовательных учреждениях
города Чебоксары



Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях осуществляет 2338 педагогов, все из которых имеют педагогическое образование.
В соответствии с планом повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений в Чувашском республиканском институте образования в 2004 - 2005 учебном году прошли курсы 137 человек, что составляет 6,1% от общего количества педагогов ДОУ. Были прослушаны семинарские занятия по развивающим играм (79 человек) и по образовательной системе "Школа 2100" (125 человек).

Качественный состав педагогов ДОУ

Категория
педагогов

Всего
Всего
пед-в
Образование
л
к
м
высшее
н/высшее
Ср-спец.
без


л
к
м
л
К
м
л
к
м
Заведующий
39
36
47
122
39
33
43
-
1
1
-
2
3
-
Старший воспитатель
28
29
40
97
27
29
40
1
-
-
-
-
-
-
Воспитатель
493
512
670
1675
172
196
232
26
26
33
295
290
405
-
Музыкальный руководитель
60
58
84
202
36
31
46
1
-
-
23
27
38
-
Учитель-логопед
12
12
23
47
12
12
23
-
-
-
-
-
-
-
Учитель-дефектолог
11
1
8
20
11
1
8
-
-
-
-
-
-
-
Педагог-психолог
33
27
35
95
30
27
34
2
-
1
1
-
-
-
Инстр. по физ. культуре
30
16
34
80
11
4
20
4
4
1
15
8
13
-


ИТОГО
706
691
941
2338
338
333
446
34
31
36
334
327
459

2338
1117
47.8%
101
4.3%
1120
47.9%



Программно-методическое обеспечение педагогического процесса разнообразно. В детских садах реализуются следующие комплексные программы:
- Программа воспитания ребенка-дошкольника/ разработана ВНИИК под руководством О. В. Драгуновой. - Чебоксары, 1995 г. (125 ОУ);
- Программа "Кроха" (Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеева и др.) (20 ДОУ);
- Программа "Школа 2100" (Под ред. А. А. Леонтьева) (18 ДОУ);
- Программа "Радуга" (Т.Н.Доронова, В.В.Гербова и др.) (8 ДОУ);
- Программа "Сообщество" (К.А. Хансен, Р.К. Кауфман, К.Б. Уолш) (7 ДОУ);
- Программа "Воспитания и обучения в детском саду" (М.А. Васильева) (6 ДОУ);
- Программа "Развитие" (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.) (6 ДОУ);
- Программа "Истоки" (Л.А.Парамонова, Т.И. Алиева и др.) (3 ДОУ);
- Программа "Детство" (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.) (2 ДОУ);
- Программы для (специальных) коррекционных ДОУ (15 ОУ).
Выбор парциальных программ и педагогических технологий в первую очередь зависит от приоритета дошкольного учреждения и колеблется от 1 до 8 в каждом учреждении.
Многие дошкольные учреждения работают в инновационном режиме, реализуя авторские технологии, создавая собственные концепции. Так, в 2004 году ДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 137" стал дипломантом I степени II Всероссийского конкурса воспитательных систем.
Дошкольное образование города выполняет заказ населения в изменившейся социальной ситуации (рост населения с высоким достатком, возросший уровень родительских притязаний). В 2004 г. в 18 дошкольных учреждениях города были открыты группы, представляющие услуги сверх стандарта за счет средств родителей.

Вид группы
Количество групп
Количество
Детей
№ДОУ
Группа индивидуального дифференцированного развития
12
168
№ 25,110,132, 178
Группа выходного дня
1
10
№ 174
Группа "Развитие" интеллектуального направления
13
278
№ 73, 93, 125, 128, 141,156
Группы с комфортными условиями пребывания (дополнительные штаты, меньшее количество детей)
7
108
№ 41,59,75
Группы "Эстет" с комплексом дополнительных услуг
4
80
№ 93, 156, 178
Группы оздоровления
9
164
№ 29, 73, 93, 125, 146, 177, 178, 131
Итого:
46
808
18 ДОУ

В 2004-2005 учебном году в 33 ДОУ города были организованы платные дополнительные услуги для 2841 ребенка; в 110 ДОУ - бесплатные дополнительные услуги оздоровительного и образовательного характера для 10372 детей.

В 2004 - 2005 учебном году 4069 детей 6-летнего возраста охвачены дошкольным образованием в городе Чебоксары, что составляет 90,8% и свидетельствует о предоставлении детям равных стартовых возможностей для поступления в школу.
Для повышения эффективности деятельности детских садов в апреле 2004 г. методические службы районов были объединены в Центр развития дошкольного образования при управлении образования администрации города Чебоксары.
В целях активизации деятельности дошкольных образовательных учреждений по созданию необходимых условий для качественной реализации воспитательно-образовательного процесса в сентябре 2004 года Центром развития дошкольного образования был проведен смотр-конкурс "Лучшее функциональное помещение ДОУ" по номинациям, на 1 этапе которого приняло участие 96 ДОУ г. Чебоксары, на 2 этапе - 39 ДОУ.
По итогам городского смотра-конкурса "Лучшее функциональное помещение ДОУ" были признаны победителями по номинациям:
"Лучшее групповое помещение" - ДОУ №№ 134, 145, 176, 178, МС(К)ОУ "Начальная школа - детский сад для детей с нарушением речи";
"Лучший музыкальный зал" - ДОУ №№ 24, 50, 116, 145, 156;
"Лучший физкультурный зал" - ДОУ №№ 116, 121;
"Лучший кабинет педагога-психолога" - ДОУ №№ 6, 97, 146;
"Лучший кабинет изобразительной деятельности" - ДОУ №№ 85, 141, 185;
"Лучший экологический кабинет" - ДОУ №№ 141, 158;
"Лучший логопедический, дефектологический кабинет" - ДОУ № 137.

С целью повышения качества информационного сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ города в сентябре 2004 года Центром развития дошкольного образования проведен смотр на лучшую организацию информационного пространства ДОУ, в котором приняло участие 117 учреждений, воспитывающих детей дошкольного возраста. Наиболее полная информация об учреждении для педагогов, родителей, выдержанная в едином стиле с учетом художественного дизайна, отмечена в ДОУ №№ 2, 9, 121, 146, 148, 156, 162, 165, 176, 178, 180.
В республике сложилась система проведения смотра-конкурса по охране жизни и здоровья детей "За здоровьем - в детский сад". Городской смотр-конкурс проходил в период с 10 декабря 2004 года по 28 февраля 2005 года в 2 этапа. На 1-м этапе приняло участие 122 дошкольных учреждения и 3 МОУ "Начальная школа - детский сад". По итогам изучения деятельности детских садов по физическому воспитанию на втором этапе городской комиссией в составе специалистов управления образования и здравоохранения администрации г. Чебоксары и ФГУ "ЦГСЭН" были признаны победителями в номинациях:

"Лучший детский сад":
1 место - МДОУ "Детский сад № 181 комбинированного вида";
2 место - МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 178";
3 место - МДОУ "Детский сад № 116";
"Лучший воспитатель":
1 место - воспитатель МДОУ "Детский сад № 26 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха" Павлова Надежда Егоровна;
2 место - воспитатель МДОУ "Детский сад № 128" Ветошник Елена Юрьевна;
3 место - воспитатель МДОУ "Детский сад № 105" Виноградова Альбина Юрьевна;
"Лучшая медицинская сестра":
1 место - старшая медицинская сестра МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 178" Поликарпова Марина Николаевна;
2 место - старшая медицинская сестра МДОУ "Детский сад № 116" Кокорина Лариса Викторовна;
3 место - старшая медицинская сестра МДОУ "Детский сад № 22" Амурина Валентина Васильевна;
"К здоровой семье - через детский сад":
1 место - семья Вани Порфирьева (МДОУ "Детский сад № 125");
2 место - семья Маши Черновой (МДОУ "Детский сад № 116");
3 место - семья Дениса Орендеева (МДОУ "Детский сад № 45");
"Лучший инструктор по физической культуре":
1 место - инструктор по физической культуре МДОУ "Детский сад № 156" Тимофеева Лариса Владимировна;
2 место - инструктор по физической культуре МДОУ "Детский сад № 116" Алексеева Раиса Степановна;
3 место - инструктор по физической культуре МДОУ "Детский сад № 174" Кальметова Надежда Никифоровна.

Материалы детских садов №№ 181, 26, 178, 125 были направлены для участия во II-м туре республиканского смотра-конкурса по охране жизни и здоровья детей "За здоровьем - в детский сад", по итогам которого победителями были признаны воспитатель ДОУ № 26, медсестра ДОУ № 178 и семья ДОУ № 125.

В целях реализации Указа Президента ЧР о годе парков и садов, улучшения экологического и эстетического состояния территории ДОУ Центром развития дошкольного образования в период с 18 марта по 20 апреля 2005 года был проведен городской конкурс проектов по благоустройству территорий ДОУ. Для участия в республиканском конкурсе были направлены проекты ДОУ №№ 9, 64, 75, 96, 97, 121, 134, 145. В результате конкурсного отбора грант в сумме 30 тысяч рублей завоевало ДОУ № 75.

В целях патриотического воспитания дошкольников и поддержки одаренных детей в период с 20 апреля по 14 мая 2005 г. прошел городской конкурс детских рисунков "Мир без войны", в котором приняли участие дети старших и выпускных групп из 114 ОУ г. Чебоксары. Конкурс проходил в 2 этапа:
1 этап - в дошкольных учреждениях города;
2 этап - в городе.
По итогам 1-го этапа определены 1029 детей-победителей, которые были награждены общественным движением "Забота". 114 детских работ были представлены в Центр развития дошкольного образования для участия в городском конкурсе.
Городская комиссия конкурса определила 15 лучших работ воспитанников (ДОУ №№ 13, 17, 26, 42, 46, 96, 110, 128, 131, 148, 160, 164, 167, 168, 178) для участия в республиканском конкурсе. Диплом победителя и ценный приз завоевал воспитанник ДОУ № 26 Алексеев Вадим, лауреатами признаны воспитанники ДОУ №№ 17, 96, 131.

С целью реализации Послания Президента Чувашской Республики Государственному Совету ЧР "Путь к благополучию - через духовность и здоровый образ жизни", совершенствования работы дошкольных образовательных учреждений по духовно-нравственному воспитанию детей 30 ноября 2004 года была проведена конференция работников дошкольных образовательных учреждений по теме "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях", на которой с опытом работы по данной проблеме делились педагоги ДОУ №№ 13, 55, 70, 76, 112, 148.

В целях патриотического воспитания юных граждан на основе духовно-нравственного наследия, ценностей и традиций отечественной культуры, развития творчества детей и педагогов, чествования ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с 14 марта по 29 апреля 2005 года проводился фестиваль детского музыкального творчества "Мир нужен всем", посвященный 60-летию Победы, в котором приняли участие воспитанники дошкольных образовательных учреждений. 26 апреля 2005 года в городском Дворце детского и юношеского творчества проведен заключительный этап фестиваля, в котором приняли участие 224 ребенка из 23 ДОУ города.

Статистические данные по распределению учащихся по классам
в дневных общеобразовательных учреждениях г. Чебоксары


наименование
на начало
2000-2001 уч.г.
на начало
2001-2002 уч.г.
на начало
2002-2003 уч.г.
на начало
2003-2004 уч.г.

на начало
2004 - 2005 уч.г.

число
классов
числ.
обуч.
число
классов
числ.
обуч.
число
классов
числ.
обуч.
Число
Классов
числ.
обуч.
число
классов
числ.
обуч.

1 классы

273

7166

198

4800

185

4497

165

4156

151

3943

5-9
классы

1465

стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>