<<

стр. 14
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


О погранцах

Мы их не встречали.



О себе

До Андроновой горы шли вчетвером на двух Тайменях (2-ка и 3-ка).
Потом двое с трешкой уехало (ох уж эти проблемы с отпусками!) и
один приехал (с ласточкой М-11).
Состав группы:
Таймень (двушка)
1. Александр Крайнов (руководитель).
2. Ольга Листкова
(шли весь маршрут)
Таймень (трешка)
1. Константин (Борода) Орлов
2. Ольга (Ведьма) Бурканова
(шли до Андроновой горы)
Ласточка М-11
1. Антон (Еж) Будковский
(шел от Андроновой горы)



Итог

Маршрут очень понравился. Места красивые, не слишком людные. Для
Карелии река весьма динамичная. Пороги эффектные и интересные
(правда, на мой взгляд, недостаточно техничные). Грибов и ягод море.
Рыбы тоже хватает.


И еще!

Относитесь с некоторым недоверием к советам идти пороги не
глядя!
Оценка сложности порога ВСЕГДА субъективна!
(В том числе и моя).


Ну вот вроде и все, пишите если что ...



Семь футов под оверкилем!
Александр Крайнов
shurton@glasnet.ru
===============================================================
FILE: chirkem3.txt
Муезерка-Чирко-Кемь

Отчет о многодневном водном походе 3-й кат. сложности
по рекам Муезерка-Чирко-Кемь группы туристов школы 414
руководители : Новик А.Б.
Моднова М.А.

Сроки проведения похода : 11.07.95 - 4.08.95

Краткое описание района путешествия.

Маршрут похода пролегает по территории Северной-Западной части Каре-
лии недалеко от границы с Финляндией - данная местность является
частью погранзоны. В связи с этим населенных пунктов встречается не
много. Реки Муезерка и Чирка-Кемь различаются по сложности порогов,
но похожи характером берегов и числом встречающихся разливов озерного
типа. В основном берега рек болотистые, стоянки искать довольно труд-
но если заранее не знаешь где необходимо остановиться. В лесах встре-
чается большое количество грибов, ягод (морошка,черника,голуби-
ка,клюква). Реки на протяжении всего маршрута богаты рыбой (много фо-
рели). В нескольких местах реки пересекаются с автодорогами, ЧТО ПОЗ-
ВОЛЯЕТ ОРГАНИЗОВАТЬ АВАРИЙНЫЙ УХОД С МАРШРУТА. На островах и на бере-
гах рек можно встретить охотничьи домики, пригодные для жилья. Про-
дукты на протяжении маршрута можно купить в поселках Муезерский, Тик-
ша, Боровой. На протяжении всего маршрута на воде в дневное время бы-
вают порывы ветра, что сильно затрудняет движение по разливам и по
озерам. Вообще большая часть маршрута проходит по таким участкам, а
между ними встречаются пороги плотинного типа. Плюсом маршрута явля-
ется удобные заброска и уход с маршрута (не требуется автотранспор-
та).


День первый.

Сели на поезд ... Москва-Петрозаводск. Отметили начало пути поеданием
торта пирожков и других вкусностей, а также пением под гитару до
окончания терпения проводников и пассажиров. Дежурных в поезде не
назначали - все ели домашние харчи.

День второй.

Утром были уже в Петрозаводске, где благополучно купили билеты на по-
езд 680 до Муезерска. За время пребывания в Петрозаводске осмотрели
достопримечательности, посетили КСС, которая теперь подчиняется те-
перь Министерству по ЧС и поэтому находится на 4-м этаже общежития по
адресу Комсомольский просп. д. 1 (Индекс 185030, тел. 6-96-09 (Болти-
кова) или 6-78-38 (оперативный дежурный) и произвели дозакупку про-
дуктов: сыр, колбаса, приправы и т.д. (из Москвы тащить тяжело). На
многие продукты в Петрозаводске цены ниже чем в Москве. В 7 вечера
сели на поезд.

День третий.

Рано утром прибыли в поселок Муезерский. На станции нас встретил на-
ряд пограничников, которые проверили у нас проверили документы и уда-
лились. В 2 захода донесли вещи до моста, где посовещавшись с местны-
ми жителями решили поймать автобус (дойти до реки можно было пешком,
но у поселка не было мест для стоянки). Водитель автобуса за неболь-
шую мзду довез нас до чудесного места с песчаным пляжем на берегу
разлива реки, где мы тут же стали собирать байдарки. Некоторые из них
требовали ремонта и проверки на воде, кои и были проведены в этот же
день. Параллельно дежурные готовили завтрак, а позже обед и ужин. Тут
же были собраны первые грибы и ягоды, прочувствованы первые укусы ко-
маров и мух. После обеда начались массовые обкатывания байдарок (не-
далеко находился небольшой перекат). Вечером пошел дождь, народ начал
скисать, но лагерь уже стоял, тент был натянут - вечером все вспомни-
ли, что в группе есть именинница. Поздравления начались после ужина,
а окончились под утро.

День четвертый.

Несмотря на мелкий дождь решили сделать небольшой переход с целью про-
верки плавучести судов в нагруженном состоянии, и адаптации к водному
образу жизни. Размахивая веслами со скоростью света преодолели 2 км.
за 1 (один) час и увидев мелкий классный островок посреди озера зата-
щились и решили, что на нем-то мы и встанем. Часть группы сопротивля-
лась и настаивала на продолжение пути. Но вопрос решился сам собой -
был замечен охотничий домик (с похмелья принятый за баню). Плюс ко
всему пошел дождь и в домик были покиданы легконамокающие вещи и де-
вочки. Группа быстрого реагирования поставила тент и развела костер,
дежурные занялись приготовлением обеда. Дождь закончился и Химика осе-
нила идея затопить баню. Но отсутствие камней все опошлило. Правда не-
надолго - на континенте ... их тоже не нашли. Сначала. А потом нашли.
Но не просто. И мало. С проблемами. Но нашли. Аж 3 ведра. Закидали их
в костер, дождались раскаления и затащили в избу. Были и веники, и го-
лые туристы - в итоге получилась баня, смывшая поездную пыль. (См. фо-
то 1).

День пятый.

Все было гораздо хуже, чем казалось вчера. Остров оказался прямо таки
невеликим, можно сказать даже маленьким - последствия не заставили се-
бя ждать. Небольшое количество растительности на острове мешало скром-
ному уединению участников похода для отправления естесственных потреб-
ностей. (См. фото 2) Несчастные люди, мучимые самой страшной мукой на
свете вынуждены были изобрести новый способ. Нового превнести не смог-
ли, но сортировка людей по пионерски ( Мальчики - налево, девочки нап-
раво ) дала себя знать. Правда плавать приходилось на соседний берег.
Справившись с нуждой, на небо был брошен коллективный взгляд - западло
- пасмурно. " Пойдем ? " - оптимизм Химика большинству был не понятен:
" На фиг. Под дождем не пойдем ". А ведь пошли - за грибами и на по-
чинку байдарок, что было не менее приятно для души и тела.

День шестой.

Первый день хорошей погоды. Ветер стих, светило солнце. Проснулись ра-
но, еще до завтрака некоторые начали собираться. Расставшись с остро-
вом быстро отыскали протоку (Муезерка) и резво пошли вперед. (См. фото
3) Путь группе преградил порог (старая плотина) - первый приличный по-
рог (2 кс). Был сделан перекус, совмещенный с просмотром порога. По
очереди экипажи проходили препятствие, но заснять порог не удалось -
техника не любит попадания в нее воды (купание оказалось роковым). Все
экипажи прошли порог технически грамотно. Дальше все уперлись в мост,
который хотели обнести, да призадумались и сделали проводку удачно
(смыв руководителя не в счет). (См фото 4) Прошли еще несколько км.
После разлива река повернула налево и начались пороги, обозначенные на
карте. Их можно отнести к категории "шкуродер". (См фото 5) Штурман
забеспокоился и в жутком крике донес до нас информацию о том, что са-
мое время для поиска стоянки, т.к. следующая стоянка только через 30
км. Но на берегах кроме болота ничего видно не было, и тут неожиданно
увидели брод через реку и позже поляну. Встали на этой поляне.

День седьмой.

Дневка. Погода хорошая. Выспаться смогли только руководители, т.к.
предусмотрительно поставили палатку в тени - остальным не повезло,
солнце палило нещадно, да еще слепни о них не забывали. Некоторые осо-
бо отчаянные попытались спастись от них в реке, но стоило вылезти из
холодной воды на берег, как эти гады бросались на мокрую кожу. Было
очень жарко, хотелось позагорать, но приходилось ходить в капроновой
одежде. После обеда вся мужская часть группы активно занялась ловлей
рыбы - практически на одном месте стояли 5 рыболовов, таская форель с
частотой рыба/мин. Вечером форель пустили в расход - рыба была вкус-
ной. Позже пойманная дюжина форелей не съелась и стала сухопутной.
Слепни мягко перешли в комаров и мошку - вредные твари заползали всю-
ду, да и кусались не меньше слепней - бандано спасало лучше всего (См.
фото 6). На этой же стоянке многие замазываем царапин в байдарках пос-
ле последней шиверы (воды в реке было довольно много - средний уро-
вень). (См. фото 7) " Сопля " ложится на байдарку - коллаж с реммасте-
ром (р-р ПВХ в ТГФ).

День восьмой.

Ходовой день, однако. Стартовали с ( откуда Вы думаете? ) - правильно,
с места стоянки. Как обычно первый руководитель шел ( каким ? ) - пра-
вильно, последним, между прочим вместе со штурманом ( ну о такой мело-
чи как карты не стоит упоминать). Вывод : второй руководитель шел ВПЕ-
РЕДИ (!!!), ничего не подозревая ни о каких препятствиях. К счастью
река Муезерка особых порогов не имеет. Как обычно Химик пытался подго-
нять экипаж Submarine (катран 2). Через несколько часов отставшие об-
наружили впередсмотрящих на мысе, кушающих и поэтому довольных. (См.
фото 8) Первый руководитель отругал второго за не соблюдение дистан-
ции. В дальнейшем группа шла в обычном порядке. (См. фото 9) Через
несколько км. река вышла в разлив, которым оказалась Чирка-Кемь. Здесь
состоялся второй перекус и было пройдено еще около 10-и км. до озер
без названия. Идти было трудно - течения почти не было и дул ветер в
харю (лицо - словарь Даля), но ближе к вечеру стоянка была найдена.
Может быть это была не самая хорошая стоянка, но это было первое при-
личное место на Чирке - остальное - болото. Руководитель предлагал ид-
ти дальше - по описанию самые красивые стоянки были дальше, однако са-
гитировать группу ему не удалось.

День девятый.

Все долго спали, кроме Лени и Маши (второго руководителя), которые ра-
но утром отправились пешком в Тикшу за хлебом. Сухари у нас еще были,
но планировалось использовать их позже. В это время все потихоньку
проснулись, умылись, почистили зубы, а некоторые даже искупались и
отправились изучать окресности. При ближайшем рассмотрении место на
котором мы остановились было не таким уж плохим - это был мыс по кото-
рому шла грунтовая дорога. Со стороны реки мы видели остатки деревян-
ного моста (мост был древний - во время финской войны по нему перебра-
сывали танки). Была предпринята попытка доплыть до моста для осмотра
дороги - хитрая дорога шла через болото, что сводило ее ценность почти
к нулю (на карте она обозначена и по ней пешком можно дойти почти до
Тикши). Кроме того в тех местах было большое количество черники (а
также кое-где есть брусника с клюквой). К 11-и вернулись гонцы, измо-
танные и усталые (автобусы там не ходят, а водители на шоссе А-34 не
замечают туристов).

День десятый.

Странно - погода опять хорошая. Руководитель пытался поднять всех по-
раньше и порадовать переходом, ан нет - разложение группы достигло
предела и выход был сорван. Как показало будущее - зря. Дров не хвата-
ло, но рядом с лагерем нашли здоровую сухую сосну, которую смогли по-
валить с помощью спасконцов и лебедки Архимеда. А сосна внутри была
пустая - все круто обломились. Но смекалка вещь полезная - слепили
примус (жарить блины) (См. фото 10). Примус получился на славу - блины
делали в рукавицах и по очереди, демонстрируя попутно пассы шеф-пова-
ра. Отбой был рано.

День одиннадцатый.

Было решено пойти до Тикши и зайти в те магазины, которые были закрыты
2 дня назад, и послать телеграммы в КСС и МосГорСЮТур. Проход по озе-
рам весьма утомительное занятие - перекус был устроен вскоре на песча-
ном берегу (См. фото 11 - левый берег Калмозера), наконец-то избавив-
шись от одного из руководителей. Группа не хотела идти дальше и много
времени было потрачено на получение хорошего загара, так что когда мы
дошли до моста в 4-х км. от Тикши времени на магазины уже не осталось,
плюс еще пошел дождь, а небо становилось все более хмурым и предвещало
глобальное наступление непогоды. Поэтому группа отправилась к Челгозе-
ру, где планировалась стоянка.Остановились на правом берегу, рядом с
лесной дорогой - непогода не заставила себя ждать, нас накрыл ливень.
Спасение от него выглядело в виде группового тента, под которым раз-
местилась вся группа и проторчали там 2 часа. Позже были поставлены
палатки, разведен костер и легли спать.

День двенадцатый.

Погода не менялась, шел дождь, люди сидели в палатках, завтрак и ос-
тальная пища были приготовлены под пинками и с опозданием. Однако в
кратких перерывах между дождем кое-кто собирал ягоды, самой вкусной из
которых была морошка, но ее сбор был сопряжен с неминуемым промоканием
в болоте. После обеда группа энтузиастов хотела было отправиться в
Тикшу, но была обломана в своих лучших намерениях - не успевали они в
любом случае, что пешком - дорога в лесу заболочена, что по воде -
пешком от моста идти тоже долго. Настроение всем подняли позже -
праздничный обед по поводу дня рождения Лени превзошел все ожидания -
копченая колбаса шла за деликатес.

День тринадцатый.

Завтрак был вкусный и ранний. Погода вроде улучшилась. Вход в протоку
находился чуть левее места впадения реки в озеро. Река оказалась узкой
и имела небольшое течение. Тут начинались пороги Нахкопорог и далее
после поворота Лоухипорог, которые особо не впечатляли были пройдены
как шиверы (См. фото 11). Прошли ряд камней недалеко от строящегося
моста. Аналогичное место было и ниже по течению, но там был старый
развалившийся мост. Далее следовал порог, за резким поворотом влево.
Просмотр был сделан с берега и в общем порог осложнений не вызвал. Да-
лее следовал разлив. Километров через несколько опять порог - двухсту-
пенчатый, со сливом посередине и валами по бокам. При просмотре порога
нашли классную поляну на правом берегу и остановились на ней. К поляне
идет лесная дорога, которая дальше выходит на лесовозную. Вниз от по-
ляны есть хороший спуск к разливу после порога, где была найдена тур-
баня. Позже она была использована по назначению. Где-то около 4-х ут-
ра. С плаванием в тумане и визгами.

День четырнадцатый.

День объявили тренировочным. Благо позволяли погода и наличие порога
под боком. В полной экипировке братва двинула на подвиги. В это время
руководитель мялся на берегу с фотоаппаратом и спасконцом. По очереди
проходили порог в разных местах. (См. фото 12-14) Подвиги вызывали
восторг и бурное желание сделать фотку для потомков, что привело к не-
мереному перерасходу пленки. Вечером вторая порция героев, спавшая
сутки назад, решила себя побаловать парком. Визг и крики их слышали
далеко за полночь.

День пятнадцатый.

С утра узнали о том, что предстоит миновать 2 самых серьезных порога
на маршруте - Кривой и Тахко (падун). Через 1.5 км после скальных об-
разований начинался порог Кривой. Зачалились и сделали просмотр с бе-
рега, обеспечили страховку с воды и с берега (См фото 15). Жалко мало
было пленки. Общая длина - 300 м. , вход - по центру, через 100 м.
вправо, в конце - обычный слив. Порог смотрится очень красиво с право-
го скалистого берега, поперек реки - несколько мощных валов и бочек.
Течение сильное, в конце прижим вправо, есть обливные камни, на кото-
рые можно сесть. При выходе по правому берегу сильное обратное течение
(сбойка), впрочем по левому тоже. На наших глазах группа бородатых
чайников на Тайменях (сперевшие у нас юбку) кильнулась на этих сбой-
ках. Мы от них не отстали и кильнулись Субмарина и Руководящая посуди-
на. Оба экипажа были отловлены и посажены на место (опыт майских со-
ревнований пропить не удалось). Репутация руководитель была подмочена,
несмотря на обвинения руководителем штурмана (плохому танцору сапоги
мешают). После Пришлось зачалиться для просмотра - почти сразу же за
Кривым начинался Тахко. Долго думали идти или не идти - порешили на
обносе (против правил не попрешь). Обнесли все кроме руководителя, ко-
торый восстанавливая утерянную репутацию без проблем прошел порог (4-5
кс). Далее вышли в разлив, на левом берегу которого есть ферма (ее
обитатели видимо из разряда New Russians - имеют свой пароход, который
нас неоднократно догонял - пассажирам была развлекуха в виде предложе-
ний взять нас на буксир, однако потом они были оскорблены в лучших
чувствах - пароход в порог не входит). Через пару часов отыскали на
левом берегу реки красивый мыс с песчаным пляжем.

День шестнадцатый.

Обилие ягод целиком компенсировалось обилием комаров. Опухшее от уку-
сов лицо с фиолетовым от черники языком стало писком моды. В обед ва-
рили уху, а вечером были блины с грибами. В свободное время занимались
мелким ремонтом лодок и игрой в волейбол и бадминтон.

День семнадцатый.

Несмотря на сильный встречный ветер группа ломанулась дальше, о чем
сильно пожалела. Река становилась все шире и шире, течение почти не
чувствовалось, пороги отсутствовали. В середине дня группа останови-
лась недалеко от горы Большая Чукури (331 м.) напротив островка и сде-
лала полноценный обед. С новыми силами двинулись дальше и пройдя при-
ток - реку Няогу, остановилась для просмотра порогов на левом берегу.
Ледмопорог показался нам несложным после предыдущих и был пройден без
проблем. После второй ступени начинается разлив и на нем есть несколь-
ко стоянок, но все были полны энтузиазма идти дальше и поэтому мы
проплыли еще около часа до красивой стоянки на высоком правом берегу
(на левом берегу стоянки были заняты). Все осознали свою ошибку и сде-
лали вывод, что все надо делать вовремя. Лагерь и приготовление пищи в
сумерках это Вам не в баню ходить.

День восемнадцатый.

На следующий день встали позже чем обычно и решили идти дальше (дураки
учатся дважды). Вышли после обеда, хотели пройти немного. Разлив вско-
ре кончился и пред нами предстал очередной порог с обнадеживающим наз-
ванием Килба (слава Богу название не оправдало себя - треклятый финс-
кий язык - "Река-а" ). При быстром течении реки не замечаешь пройден-
ные километра - мы быстро оказались перед порогом Омос, порог был нес-
ложным. Далее присутствовал разлив километра на 1.5 и снова пороги
Нкутт и др. Каждый из них интересен по своему, но особой сложности при
прохождении не представляют. Так мы шли - порог за порогом (Железные
ворота, Вигитус, Грядовый, Ручей), пока не стемнело и не пошел дождь.
Догадка пришла сразу - а не поставить ли нам лагерь ? Нашли хорошее
место на правом берегу перед порогом Рокк, но в сумерках оно выглядело
большим болотом с отдельно стоящими камнями (но было кострище с дрова-
ми и было мягко спать).

День девятнадцатый.

Наградой первым проснувшимся была гигантская черника - чуть ли не с
виноград (Мичурин жив!). Вместо сбора лагеря начался сбор ягод. Некто
(не будем показывать пальцем, хотя это был Химик) достал прибор, силь-
но нарушающий экологию, зато эффективный в действии и за полчаса наб-
рал 7-и литровый кан. К полудню чернику доели и тронулись в путь. По-
рог Рокк оправдал таки свое название - многие попортили на нем себе
шкурку (а Химику нервы) (См фото 16). Через некоторое время проплыли
мимо острова Ст. Сосно - течение было быстрым, пороги небольшими. Было
решено идти по правому руслу (См. фото 17). Вскоре доплыли до островов
Шалсари, на которых решили остановиться{ESC}.

День двадцатый.

Дневок решили больше не делать, т.к. была запланирована экскурсия в
Кижи. Вышли не очень рано, около 11-и часов. Погода радовала. Пороги
начались почти сразу и мы часто не видели границы между двумя порога-
ми. По карте мы прошли 8 порогов на одном дыхании (Елисей, Олений, Ло-
ухи). Самым сложным показался порог Горшок, который довольно трудно
просмотреть, т.к. к нему нет подходов. Остальные пороги похожи на
длинную 3-х километровую шиверу с мощными валами и отдельно стоящими в
шахматном порядке бочками, которые можно легко обойти. Позже встреча-
лись отдельные небольшие пороги, которые и за пороги-то не считают.
Просто по берегам реки стоят большие камни, а в центре ускоренное те-
чение (См фото 18). Местные рыбаки предлагали нам остановиться не до-
ходя до пос Боровой, но руководитель настоял на том, чтобы остановить-
ся поближе к ж.д. станции. Вскоре после появления первых домов по ле-
вому берегу мы остановились в километре от моста (по карте напротив
станции). Тут нашли чудную поляну, прямо таки созданную для просушки
лодок и кострище в еловом лесу с валунами вокруг него. Сразу же начали
разбирать лодки чтобы утреннее солнце просушило их. Дежурные пригото-
вили вкусный ужин из остатков продуктов и большая часть группы отпра-
вилась спать. Некоторые остались охранять лагерь от хитрых местных жи-
телей. Но опасения были напрасны - аборигены тут хорошо относятся к
туристам и поэтому пришли к нам в гости с подарками и гитарой.

День двадцать первый.

Просушили лодки, собрались, на прощание искупались несколько раз и
пошли на станцию. Купили билеты, сели на поезд в 4 часа и вскоре (че-
рез 16 часов) приехали в Петрозаводск.

День двадцать второй.

С утра по приезду в город заказали билеты, экскурсию в Кижи. Главный
руководитель здесь насмерть был сражен вкусом местных плюшек с варень-
ем из клюквы и брусники и его любовь к ним выразилась в покупке 3-х кг.
оных по цене 8000 руб./кг. - будьте внимательны, не пропустите !
Там же были отданы в проявку пленки, о чем позже пожалели, т.к. прояв-
ка пленки обошлась в те же 8 штук/пленку и были плохо просушены и про-
явлены.
Заночевали в квартире, которой любезно с нами поделились знакомые ру-
ководителя.

День двадцать третий.

Заказанная вчера экскурсия состоялась. Вечером вновь пришлось потрево-
жить знакомых Химика - и вновь у нас был ночлег (туризм на дому - ве-
село, но уж больно душно).

День двадцать четвертый.

День ушел на подготовку к переезду - как то выкидывание пришедших в
негодность вещей, укладка рюкзаков и закупка продовольствия на поезд.
Кое-кто покатался на "ракете" по Онежскому озеру и погуляли по городу,
который считаем вторым родным городом. Вечером благополучно сели на
поезд 181. 4-го августа были в Москве.


График похода.

э Дня Дата Участок Маршрута Километраж Способ движения

1 11.07 Москва-Петрозаводск -------- поезд
2 12.07 Петрозаводск-Муезерск -------- поезд
3 13.07 дневка -------- ------------
4 14.07 Муезерск - Озеро 5 по воде
5 15.07 дневка -------- ------------
6 16.07 Озеро - р. Муезерка 14 по воде
7 17.07 дневка -------- ------------
8 18.07 Муезерка - Чирко-Кемь 34 по воде
9 19.07 дневка -------- ------------
10 20.07 дневка -------- ------------
11 21.07 Чирко-Кемь-Челгозеро 20 по воде
12 22.07 дневка -------- ------------
13 23.07 Челгозеро-пор.Кривой 12 по воде
14 24.07 дневка -------- ------------
15 25.07 пор.Кривой-р.Чирко-Кемь 12 по воде
16 26.07 дневка -------- ------------
17 27.07 Чирко-Кемь-пор.Кельба 26 по воде
18 28.07 пор.Кельба-пор.Рокк 15 по воде
19 29.07 пор.Рокк-ов.Шалсари 11 по воде
20 30.07 Шалсари-пос.Боровой 15 по воде
21 31.07 Боровой-Петрозаводск --------- поезд
22 1.08 Петрозаводск --------- ------------
23 2.08 Петрозаводск --------- ------------
24 3.08 Петрозаводск-Москва --------- поезд
25 4.08 Москва --------- ------------

Итого : 10 ход. дней - 164 км.
В качестве стоянок указаны ближайшие населенные пункты либо приметы.



Заключение и рекомендации.

В целом поход прошел удачно, т.к. все пороги, которые
необходимо было пройти мы прошли успешно. Погода в общем
была нормальная. Средняя температура воздуха - 20 градусов, а
воды - 18 ( гидрокостюм не нужен ), т.е. если бы не обилие
насекомых - там смело можно открывать курорт. Участники похода
привезли с собой много сухой рыбы, грибов и перетертой с
сахаром черники. Рекомендуем не спешить при прохождении
маршрута - тут достаточно хороших мест для стоянок и отдыха,
а так же большое количество порогов, где можно потренироваться
ничем не рискуя. Не рекомендуем проходить порог Тахту, т.к.
похоже, что в нем лежат либо куски арматуры либо острые камни
- разрезы на дне чужих байдарок выглядели жутковато (иногда
до 0.5 метра). Не пытайтесь заказать экскурсию на Соловецкие
острова - засилье монахов там портит туристический бизнес. Если
останется время - посетите Кижи - не пожалеете ( закажите
экскурсию в ГорТурБюро в бывшем здании КСС). Удачи Вам !
===============================================================
FILE: chirkem4.txt
Муезерка - Чирка-Кемь

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ

Река Чирка-Кемь протекает в субмередианальном направлении в цент-
ральной части северной Карелии. В связи с особенностями геологического
строения района, река изобилует многочисленными препятствиями (пороги,
шиверы, перекаты и т.д.), обусловленными выходами скальных пород.
Рельеф района путешествия моренно-ледниковый: гряды, межгрядовые
долины рек и ручьев, многочисленные ледниковые озера, россыпи валунов.
В прошлом район был повсеместно залесен (леса преимущественно
еловые), ныне, в связи с недавними интенсивными лесоразработками, мно-
гие площади лесов сведены, заболочены.
В связи с интенсивным лесосплавом по берегам местных рек часто
встречаются ряжи, сейчас полуразрушенные; "расчески", завалы и т.д.
В связи с тем, что сейчас лесозаготовка практически прекращена,
район путешествия малонаселен.


КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

Реки Муезерка и Чирка-Кемь входят в бассейн р.Кеми, который
является самым большим в Карелии. Р.Муезерка берет начало из
Муйозера и впадает в Чирку-Кемь с левой стороны. Общая
протяженность реки 52 км. Река Чирка-Кемь берет начало из
оз.Кемаль и впадает в реку Кемь с правой стороны. Общая
протяженность реки 180 км. Обе реки протекают по силно
пересеченной местности, что особенно заметно в среднем течении
Чирки у порогов Кривой и Тахко. Там скальные гряды, или сельги,
как их называют в Карелии, поднимаются до 100м. Раньше обе реки
были сплавными и поэтому тайга по берегам практически вырублена,
хотя и встречаются еще нетронутые участки. По берегам раскиданы
избушки сплавщиков, рыбаков, косарей. Прекрасно ловится рыба: и
на удочку, и на спининг. Практически всюду в подлеске черника,
голубика, брусника; на болотах встречается морошка. Населенных
пунктов на маршруте нет.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Группа шла на шести байдарках "Таймень-2".
Это описание сделано для очень низкой воды и очень жаркой
погоды (случай для Карелии нечастый). Из-за того, что дождей не
было около полутора месяцев, болота высохли основательно. Ягод
было мало, грибов практически не было. Вода настолько низкая, что
требовались частые проводки байдарок, что особенно осложнило
прохождение Муезерки. Мест для ночлега там и так немного, с этого
же года их количество сильно уменьшилось за счет частных
сенокосных угодий, появившихся на берегах. Об этом извещали
таблички почти на каждом километре. Поскольку в это время года по
маршруту идет много групп, прохождение Муезерки превратилось в
азартную гонку за главный приз - удобное место для стоянки. В
первую ночь мы его нашли на десятом километре, зато во вторую
(31-й км) мы, приплыв последними к единственно возможной стоянке
перед выходом в Чирку, ютились "на птичьих правах".
Общая протяженность маршрута по Муезерке и Чирке 150 км плюс
радиальные выходы на озера. Населенных пунктов на маршруте нет,
правда, у турбазы на озере Тахко теперь устроен рыборазвод,
обслуживающий персонал которого обитает в новом домике на берегу.


ПОДЪЕЗДЫ И ВЫЕЗДЫ

Подъезжать к началу маршрута от г.Петрозаводска можно по
местной линии на Костомукшу и Юшкозеро. В Муезерку поезд приходит
около семи утра, пограничники встречают прямо на станции.
Проверив документы, они отправили нас отмечаться в местное
отделение милиции. До начала маршрута (мост через Муезерку) два
километра. Вещи перевозили на взятой напрокат багажной тележке.
Если в конце маршрута встать перед первыми строениями
пос.Боровой, то до станции идти не более полутора километров.
Поезд на Петрозаводск уходит в 14:00 и находится в пути 19 часов.
Из них три часа стоит на станции Линдозеро.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГРУППЕ

N п/п: Фамилия,имя,: Место работы: Турподготовка:Обязанности
: отчество : (учебы): : в группе
-------------------------------------------------------------
1. Коцот С.Я. шк.N728, р.Кожим,3к.с. рук.
учитель участник
2. Жуков В.Ю. шк.728, р.Суна,2к.с. зам.рук.
учитель зам.рук.
3. Моисеев С. шк.728, р.Суна,2к.с. командир
11"А" участник
4. Пилипчук А. шк.728, р.Суна,2к.с. зам.ком.
10"А" участник
5. Трифанов А. шк.728, р.Суна,2к.с. завпит
11"А" участник
6. Филиппов М. шк.728, р.Суна,2к.с. фотограф
11"А" участник
7. Тюрин А. шк.728, р.Суна,2к.с. реммастер
10"А" участник
8. Белых А. шк.728, р.Суна,2к.с. летописец
11"А" участник
9. Лагун И. шк.728, р.Суна,2к.с. медицина
11"А" участник
10. Федяйнов А. шк.728, р.Суна,2к.с. синоптик
10"А" участник
11. Стрий А. шк.728, р.Мста,2к.с. штурман
9"В" участник
12. Санталов А. шк.728, р.Мста,2к.с. завхоз
9"Б" участник
---------------------------------------------------------------

ЛОЦИЯ МАРШРУТА

Река Муезерка

2 км Шестипролетный низкий деревянный мост. В малую воду
проходим легко, в большую может потребоваться проводка.

3 км После небольшого озера каскад из трех маленьких порожков
на крутых поворотах. На выходе из третьего порожка
основная струя выносит на полуразрушенный деревянный
мостик. Ширина русла 10-12м, россыпь камней. В малую воду
необходима частичная проводка. Общая длина каскада около
400м. <Схема N1>

5 км Порог N4 перед пешеходным мостиком. Перед порогом по
левому берегу завал, по обоим берегам россыпи камней.
Проход по центру, ближе к левому берегу. <Схема N2>

7 км Небольшое озеро с красивыми берегами, хорошее место для
ночевок.

8 км Порог N5 на резком сужении русла. Хорошо выражена главная
струя проход по ней безопасен.

9 км Порог N6. Ширина русла около 8 метров. Русло забито
камнями. Косые валы. Проходили по основной струе. Порог
состоит из двух каскадов. Общий перепад около 2 метров.
<Схема N3>.

11 км Красивое озеро с лесистыми островами, чтобы не заблудится
в нем держались левого берега.

13 км Сгоревшая догнивающая плотина, за ней шивера, множество
камней по руслу.

14 км Сразу за плотиной озеро. За выходом из него порог N7
длиной приблизительно 30м; основная струя выходит на
большую обливную платформу. <Схема N4>.

16 км После небольшого озера каскад из трех порожков (N8,9,10)
приблизительно по 30м каждый. Третий порожек в этом
каскаде наиболее сложен из-за обилия камней у правого и
отмелей у левого берега. <Схема N5>.

17 км Ряж по левому берегу; очень мелкий участок с обилием
камней в малую воду. Требуется проводка.

18 км Сразу же за ряжем слева и справа в Муезерку впадают два
небольших ручья с чистой и вкусной водой.

20 км Порог N11 на крутом правом повороте. Проходим без
просмотра.
22 км Порог N12. Перепад приблизительно 1м, камни по руслу.
Проход с просмотром. Через приблизительно 100м порог N13.
Проходим без просмотра по основной струе.

23 км Слева остаток ряжевой стенки, справа камни гребня. Порог
N14 из двух ступеней с общим перепадом около двух метров.
В центре второй ступеньки небольшая бочка. Оптимальный
вариант прохода - через нее. Просмотр с правого берега.
<Схема N6>.

24 км Порог N15 с бочкой посередине. Проход без просмотра по
основной струе. Через 300м порог N16 в узкой левой
протоке. Под правым берегом непроходимая каменная
россыпь. Проход под левым берегом. <Схема N7>.

25 км Порог N17, под мостом обливники на выходе. Проход без
просмотра.

27 км Порог N18, после него перекат. Проход без просмотра.

28 км Два подряд несложных порожка (N19,20). Проход без
просмотра.

31 км Единственное пригодное место для ночлега на правом
берегу. Поляна, хвойный лес.

32 км Небольшой мелкий перекат.

38 км Начало устьевой зоны Муезерки. На протяжении 2,5 км
заливные луга - частные сенокосные владения, о чем
извещают в табличке.

41 км Впадение Муезерки в Чирку. Ширина Муезерки при впадении
приблизительно 20м. Ширина Чирки около 40м.

51 км Вплываем в Монс-озеро Множество песчаных пляжей. Хорошие
места для дневок.

53 км Красивая протока из Монс-озера в Калн-озеро.

59 км Калн-озеро широкое и очень красивое. По берегам хвойный
лес. Много песчаных отмелей.

64 км Бетонный автомобильный мост. За ним разрушенная
погранзастава Андронова гора. За мостом остатки свай
старого деревянного моста и несложный перекат.

66 км ЛЭП.

68 км Начало Челг-озера. Хвойный лес, болота с большим
количеством ягод.

72 км Выход из Челг-озера в северном углу.

73 км Через Чирку строится однопролетный жезнодорожный мост.
Начали его строить в 1993 году для будущей
железнодорожной ветки. Под мостом несложный перекат.
Через 150м первый небольшой порожек на Чирке. Слева
остатки ряжа. Проход под правым берегом. <Схема N8>.

74 км Порог Лоухе. Просмотр с каменной россыпи у левого берега.
Длина порога около 50м. Прямые валы, несколько небольших
бочек. Проход под левым берегом. <Схема N9>.

76 км Мост, под ним небольшой порожек. Проходится без
просмотра.

77 км По левому берегу ряж. Порог Хаудо. Длина приблизительно
120м. Две ступени с перепадом около 1,5м. В русле камни,
небольшие валы. После каждой ступени бочки. Удобный
просмотр с каменистой россыпи на правом берегу. С нее же
удобна страховка спасконцом. Сразу за порогом перекат
около 50м длиной с множеством камней. При большой и даже
средней воде совершенно безопасен. <Схема N10>. Через
приблизительно 250м порог Кривой. Длина около 350м, две
ступени на трех крутых поворотах реки. Бочки на каждом
зигзаге. Течение сильное, приблизительно 1,5, в конце
порога под левым берегом острый камень, на который и
выносит основная струя. Первый зигзаг удобно идти под
правым берегом, за тем по струе переходить под левый и
идти второй зигзаг краями бочек с последующим выходом на
основную струю. <Схема N11>.

78 км Порог Тахко. Красивейшие места. Водопад приблизительно
4м, после него валы до 1,5м. У правого берега жесткие
бочки. Проводка байдарок по правой протоке шириной в
весло, очень мелкой и очень быстрой. На входе в озеро
Тахко устроен рыборазвод, для чего отгорожена левая часть
озера. На левом берегу турбаза. На озере два островка
удобных для стоянки.

87 км Большой лесистый остров, на котором, судя по описанию и
карте, должны быть остатки деревни Клерогоры, но никто из
нас их не заметил.

96 км Левый приток, река Ледма.

98 км Первый ледмоозерский порог. Каменистый слив с двумя
бочками, перед второй большой обливник. Улово под левым
берегом перегорожено разрушенным ряжем. Просмотр с
каменной гряды у левого берега. Проход под правым берегом
краем бочки с последующим выходом в центр на основную
струю. Страховка спасконцом с камней у правого берега.
Общая длина порога приблизительно 150м.

99 км Второй ледмозерский порог. По описанию для средней воды
это чистый слив. Сейчас в русле много камней. Вначале
порога - по центру, затем по обоим берегам. Общая длина
порога около 100 м.

113 км На крутом правом повороте реки порог Кильбо. Течение
приблизительно 0.7, русло узкое, сплошное нагромождение
камней. Первую часть порога (до поворота) прошли по
центру по основной струе. Вторую часть и следующий за
порогом перекат - проводка около 100м (мели, камни).
Общий просмотр порога с левого берега.

114 км По левому берегу две избы - старая и совсем новая, со
службами и полным хозяйством.

115 км Небольшой каменистый перекат - длиной приблизительно 300м.

116 км Порог Осмос. Скорее даже не порог, а каменистый острый
перекат. Проход по центру несложен.

118 км Ряж по левому берегу - ориентир начала порога Никутный.
Две ступени с перепадом около 2.5м, с валунами и бочками.
За порогом по центру каменистый перекат, справа улово.
Удобный просмотр с правого берега. Проход по центру между
бочками первой ступени порога с выходом на основную
струю, вторая ступень проходится под правым берегом.

119 км Начало самого порожистого участка реки. Порог Железные
ворота. Видимо, назван так по выходу железных руд. Пять
ступеней: первая - собственно порог на входе в левый
поворот. На выходе из него четыре ступени каменных
перекатов.Проходится по основной струе. Через 700м порог
Вирутус. Двухступенчатый на левом повороте, вторая
ступень немного сложнее первой. По выходе из нее,
приблизительно 150м гладкой воды. И улово слева. Затем
100м мелкого каменистого переката. Проход слева по
основной струе. Просмотр с левого берега.

120 км Порог Островной. Большой лесистый остров по центру русла
и множество мелких каменистых слева. По всем протокам
порожки-перекаты с валами до 0,5м. Проход по центру
основной струи любой из проток. <Схема N13>.
Через приблизительно 300м порог Битуш около 100м чистых
валов. На выходе по левому берегу очень красивая
неправильной формы скала.

121 км Небольшое озерцо около 0,5 на 1км затем резкое
сужение русла, издалека слышен шум порога Грядовый. Вход
в порог по центру преграждают остатки дамбы. По берегам
каменистые островки делят реку на множество проток. Самый
чистый от камней проход по центральной струе, но там
самые большие валы, есть бочки. <Схема N14>.

123 км Порог Раух. Проход по основной струе без просмотра.

124 км Порог Елоха. Первая ступень - каменистый перекат. Затем
приблизительно 150 км гладкой воды. Вторая ступень - слив
с бочками по центру и обилием обливников. Проход по
центру ближе к левому берегу, затем в правое улово для
отдыха перед следующим порогом, который уже виден.

125 км Порог Ручей. Скорость течений около 0.25, обливники в
русле. Хорошо просматриваются. Общий просмотр порога с
правого берега. Проход требует осторожности главным
образом из-за того, что буквально в ста метрах от него
порог Рокконен. По нашему мнению самый сложный на реке.
По всему руслу большие валуны. На выходе под правым
берегом гряда громадных обливников, под левым - россыпь
мелких и средних. По центру - большая обливная платформа.
Просмотр и страховка спасконцом с правого берега. Проход
по центру между двумя бочками, затем в небольшое улово
справа. <Схема N15>.

129 км В протоке острова Старое Сосно (правой, левая
непроходима, перекрыта каменной плитой). Начались
Сосновые пороги. Их четыре на одном километре. N1 - слив
с перепадом 0.7 и хорошо просматриваемыми камнями. Длина
приблизительно 30 м. Проход по центру слива с последующим
уходом вправо. N2 - сплошное нагромождение камней на,
приблизительно 50м. Мелководье, очень быстрое течение.
Потребовалась проводка. N3 - длина около 20м
двухступенчатый слив с двумя бочками и обливниками по
центру. Проход по основной струе требует внимания и очень
быстрого маневрирования.<Схема N16>. N4 - небольшая
шивера и мелкий каменистый перекат. Проход без просмотра.
Общая ширина этой порожистой протоки колеблется от 7 до
15м. По обоим берегам россыпи камней.

132- Начинается участок Сотых островов. Их очень много:
134 км маленьких и больших, лесистых и каменных. В протоках - то
завалы, то камни. Вода спокойная - течение слабое. Самый
короткий путь - держаться левых проток.

135 км Порог Елисей. Проходим без просмотра. Сразу за ним порог
Олений. Практически это 2,5км сплошной шиверы: русло
каменистое, валов почти нет. Местами по обоим берегам
встречаются прилично сохранившиеся ряжи, "утюгом"
выходящие на русло. Проход требует осторожности и
ювелирного маневрирования.

139 км Перекат Лоухи. Проходили без просмотра.

140 км Порог Горшок. И в самом деле похож. Ориентир - ряж
справа. Порог расположен на крутом правом повороте реки,
очень много обливников особенно в "горловине". Вход в
широкую часть Горшка по центру. Затем вправо; выход из
горловины справа в притирку к ряжу. Общая протяженность
порога около 200м.

141 км Два небольших безымянных порожка с каменистым перекатом
между ними. Из-за обилия обливников по всему руслу проход
требует постоянного напряженного внимания.

142- Порогов на этом участке нет. Река широкая, течение слабое.
150 км Лес по берегам реже и уже, низкий, почти лесотундра.

150 км Поселок Боровой. Конец маршрута. Зачаливаться лучше на
левом берегу у первых строений поселка.

Хронометраж

+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+
|Дата|День |Участок |Кило-|Ходовое|Метеоус- |Прохождение |
| |пути |маршрута |метраж время |ловия | |
+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+
|28.7| 4 |70-й км - |10 км| 6 ч. |t возд. |Выход из Челг- |
| | |80-й км | | | +25 С |озера в Чирку |
| | |(оз.Тахко)| | |t воды |под правым бере-|
| | | | | | +17 С |гом(северный |
| | | | | |С утра пас|угол).Порог Хау-|
| | | | | |мурно,днем|да-первый по-нас|
| | | | | |солнечно, |тоящему сложный |
| | | | | |небольшой |на маршруте(77км)
| | | | | |ветер |Страховка с бе- |
| | | | | | |рега(правая ка- |
| | | | | | |менная россыпь. |
| | | | | | |Страховка не по-|
| | | | | | |надобилась. Все |
| | | | | | |прошли "чисто". |
| | | | | | |2-й и 5-й экипа-|
| | | | | | |жи-через бочку |
| | | | | | |на 2-й ступени |
| | | | | | |порога.Порог Кри|
| | | | | | |вой-самый сложный
| | | | | | |порог на этом |
| | | | | | |участке маршрута.
| | | | | | |Провод нерациона|
| | | | | | |лен из-за жеских|
| | | | | | |валов,проход за-|
| | | | | | |труднен обилием |
| | | | | | |камней,особенно |
| | | | | | |на втором зигзаге
| | | | | | |На самом удобном|
| | | | | | |для прохождения |
| | | | | | |участке-"зуб" - |
| | | | | | |острый камень,вы|
| | | | | | |ступающий из во-|
| | | | | | |ды примерно на |
| | | | | | |30см.На выходе |
| | | | | | |из этого участка|
| | | | | | |страховали с пра|
| | | | | | |вого берега.Стра|
| | | | | | |ховка не понадо-|
| | | | | | |билась.Порог Тах|
| | | | | | |ко.Длина 78м. |
| | | | | | |Проводили по мел|
| | | | | | |кой и быстрой |
| | | | | | |протоке справа. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+

+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+
|Дата|День |Участок |Кило-|Ходовое|Метеоус- |Прохождение |
| |пути |маршрута |метраж время |ловия | |
+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+
|29.7| 5 |Дневка на | - | - |t возд. |Баня,купание, |
| | |самом круп| | | +30 С |загорание,гри- |
| | |ном остро-| | |t воды |бы,ягоды,рыбал- |
| | |ве оз.Тах-| | | +20 С |ка.Клеили бай- |
| | |ко | | | |дарки(мелкие |
| | | | | | |пропоры были пра|
| | | | | | |ктически у всех |
| | | | | | |экипажей. |
Ф====Ь=====Ь==========Ь=====Ь=======Ь==========Ь================µ
|30.7| 6 |Оз.Тахко- | 25 | 6:30 |t возд. |На 87-м км оста-|
| | |105-й км | | | +22 С |тков д.Клерогоры|
| | | | | |t воды |не нашли.96 км -|
| | | | | | +17 С |левый приток - |
| | | | | |Моросящий |Ледма.То,что это|
| | | | | |дождь до |приток поняли |
| | | | | |полудня |лишь сориентиро-|
| | | | | | |вав карту,выгля |
| | | | | | |дит заливом. 96 |
| | | | | | |км.Первый Ледмо-|
| | | | | | |зерский порог, |
| | | | | | |страховали с пра|
| | | | | | |вого берега,за |
| | | | | | |бочкой.Страхов- |
| | | | | | |ка не понадоби- |
| | | | | | |лась. |
| | | | | | |105-й км-прекрас|
| | | | | | |ное место для но|
| | | | | | |чевки на песчаном
| | | | | | |берегу залива |
| | | | | | |слева,чуть даль-|
| | | | | | |ше нового охот- |
| | | | | | |ничьего домика.В|
| | | | | | |глубине местность
| | | | | | |болотистая,но из|
| | | | | | |за сухой погоды |
| | | | | | |ходить можно |
| | | | | | |хоть босиком, |
| | | | | | |хоть в домашних |
| | | | | | |тапочках. |
+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+
|31.7| 7 |105-й км -| 23 | 5 ч. |t возд. |113-й км.Порог |
| | |128-й км | | | +20 С |Кильбо;очень мел|
| | |(За поро- | | |t воды |кий уч-к.Шедшей |
| | |гом Рокко-| | | +16 С |перед нами груп-|
| | |нен) | | | |пе пришлось про-|
| | | | | | |водить катамара-|
| | | | | | |на,поэтому,пройдя
| | | | | | |первую часть по-|
| | | | | | |рога по центру, |
| | | | | | |на выходе и сле-|
+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+

+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+
|Дата|День |Участок |Кило-|Ходовое|Метеоус- |Прохождение |
| |пути |маршрута |метраж время |ловия | |
+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+
| | | | | | |дующем за поро- |
| | | | | | |гом перекате про|
| | | | | | |водили байдарки |
| | | | | | |около 100м.Про- |
| | | | | | |водка заняла око|
| | | | | | |ло часа. |
| | | | | | |118-й км.Порог |
| | | | | | |Никутт.На выходе|
| | | | | | |полностью вышел |
| | | | | | |из воды,выскочив|
| | | | | | |на два обливника|
| | | | | | |,третий экипаж. |
| | | | | | |Снялись сами. |
| | | | | | |120-й км.Порог |
| | | | | | |Островной.Его |
| | | | | | |можно обойти по |
| | | | | | |правой протоке, |
| | | | | | |но этот путь до-|
| | | | | | |лог и скучен,тем|
| | | | | | |более,что проход|
| | | | | | |по центру основ-|
| | | | | | |ной струи неопа-|
| | | | | | |сен и даже прия-|
| | | | | | |тен. |
| | | | | | |125-й км-порог |
| | | | | | |Рокконен,самый |
| | | | | | |сложный порог на|
| | | | | | |маршруте.Сплошные
| | | | | | |валуны.По центру|
| | | | | | |большая обливная|
| | | | | | |платформа.Ско- |
| | | | | | |рость течения 1,5
| | | | | | |Просматривали |
| | | | | | |больше часа.Мно-|
| | | | | | |го спорили о на-|
| | | | | | |иболее рациональ|
| | | | | | |ном прохождении.|
| | | | | | |Проходили по цен|
| | | | | | |тру между двумя |
| | | | | | |бочками с заходом
| | | | | | |в улово справа. |
| | | | | | |Страховали с пра|
| | | | | | |вого берега, но |
| | | | | | |страховка не по-|
| | | | | | |надобилась. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+

+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+
|Дата|День |Участок |Кило-|Ходовое|Метеоус- |Прохождение |
| |пути |маршрута |метраж время |ловия | |
+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+
|1.08| 8 |128-й км- |20 км| 4 ч. |t возд. |129-й км. Сосно-|
| | |пос.Боро- | | |с утра |вые пороги,на |
| | |вой | | | +12 С |втором пороге |
| | | | | |днем |потребовалась |
| | | | | |до +20 С |из-за очень низ-|
| | | | | |t воды |кой воды.Четвер-|
| | | | | | +15 С |тый Сосновый по-|
| | | | | |солнечно |рог-опять камен-|
| | | | | | |ная россыпь и |
| | | | | | |проводка около |
| | | | | | |20м,на это ушло |
| | | | | | |40мин. |
| | | | | | |132-134-й км - |
| | | | | | |петляем между Со|
| | | | | | |тыми островами. |
| | | | | | |На нашей карте |
| | | | | | |(1:200000) они |
| | | | | | |обозначены очень|
| | | | | | |скупо,а их множе-
| | | | | | |ство,мелких и |
| | | | | | |крупных,лесистых|
| | | | | | |и каменистых. В |
| | | | | | |протоках то зава|
| | | | | | |лы,то камни.Са- |
| | | | | | |мый короткий путь
| | | | | | |- держаться ле- |
| | | | | | |вых проток,но в |
| | | | | | |них мелкие и быс|
| | | | | | |трые каменистые |
| | | | | | |перекаты. |
| | | | | | |135-138-й км. |
| | | | | | |Порог Олений-бо-|
| | | | | | |льшая шивера на |
| | | | | | |2,5км, русло ка-|
| | | | | | |менистое,но по |
| | | | | | |техописанию для |
| | | | | | |средней воды там|
| | | | | | |указаны большие |
| | | | | | |валы,но у нас их|
| | | | | | |практически нет,|
| | | | | | |хотя течение си-|
| | | | | | |льное,поэтому ос|
| | | | | | |новную сложность|
| | | | | | |представляет ма-|
| | | | | | |неврирование меж|
| | | | | | |ду валунами. |
| | | | | | |141-й км - два |
| | | | | | |безымянных порож|
| | | | | | |ка,между ними на|
| | | | | | |левом повороте |
+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+

+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+
|Дата|День |Участок |Кило-|Ходовое|Метеоус- |Прохождение |
| |пути |маршрута |метраж время |ловия | |
+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+
| | | | | | |каменистый пере-|
| | | | | | |кат.После этих |
| | | | | | |порожков плавание
| | | | | | |спокойное,тече- |
| | | | | | |ние слабое.Лес |
| | | | | | |по берегам реже |
| | | | | | |и уже,низкий,поч|
| | | | | | |ти лесотундра. |
+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+
|2-3.|9-10 | дневка | - | - |t возд |Просушивались. |
|08 | | | | |до +30 С |Собирались. Отды|
| | | | | |t воды |хали,купались,за|
| | | | | | +18 С |горали,общались |
| | | | | |Безветрен-|с местными жите-|
| | | | | |но |лями,отъедались.|
| | | | | | |В Боровом неско-|
| | | | | | |лько магазинов и|
| | | | | | |изобилие продук-|
| | | | | | |тов вплоть до ар|
| | | | | | |бузов,дынь и ана|
| | | | | | |насов.Свежие мо-|
| | | | | | |лочные продукты,|
| | | | | | |сыры,зато книж- |
| | | | | | |ный магазин и да-
| | | | | | |же газетный киоск
| | | | | | |не работают уже |
| | | | | | |год.Жадно набро-|
| | | | | | |сились на местную
| | | | | | |газетку,купленную
| | | | | | |на почве.Экзоти-|
| | | | | | |ческие цены на |
| | | | | | |хозтовары (Консе|
| | | | | | |рвный нож 5 руб.,
| | | | | | |нитки х/б разных|
| | | | | | |цветов 10р., |
| | | | | | |шнурки 2р.) |
+----+-----+----------+-----+-------+----------+----------------+

ЭКСКУРСИОННАЯ ЧАСТЬ МАРШРУТА

В Петрозаводске можно посетить картинную галерею и съездить на
остров Кижи. Экскурсионный билет стоит туда (на 94 год) 8
тыс.рублей. Сложностей с билетами не было, видимо из-за такой
цены. Впрочем, можно плыть не на экскурсионной "Комете", а на
рейсовой "Петрозаводск - Великая Губа". Это дольше по времени
из-за множества промежуточных остановок, зато на Кижском погосте
можно провести не два часа, как в экскурсионном варианте, а почти
шесть.
АПТЕЧКА
+---------------------------------------+-----------------------+
| Наименование | Количество штук |
+---------------------------------------+-----------------------+
| Бинты стерильные (широкие и средние) | 8 |
| Бинт эластичный | 1 |
| Вата стерильная | 1 |
| Лейкопластырь обычный | 1 уп. |
| Лейкопластырь бактерицидный | 12 шт. |
| Термометр в чехле | 1шт. |
| Ножницы в чехле | 1шт. |
| Йод | 1 |
| Марганцевокисл. калий | 1 |
| Перекись водорода | 1уп.жидкий |
| Спирт медецинский | 150гр. |
| Сода питьевая | 1пачка |
| Нашатырный спирт | 1 фл. |
| Эмульсия синтомициновая | 1 |
| Детский крем | 1 |
| Анальгин | 3 |
| Бесалол | 1 |
| Аспирин | 2 |
| Актив.уголь | 1 |
| Кордиамин, валокардин | 1 |
| Валерьянка | 1 |
| Сульфадемитоксин | 3 |
| Олететрин | 2 |
| Энтеросептол (или фталазол) | 2 |
| Ихтиоловая мазь | 1 |
| Фурацилин | 3 |
| Борная кислота | 2 |
| Аллохол | 1 |
| Но-шпа | 1 |
| Аскорбиновая кислота | 3уп. |
| Димедрол | 2уп. |
| Спички | 1уп. |
+---------------------------------------+-----------------------+
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Чехлы для ножниц и термометра нужно делать прочными, фабричные
чехлы из пластмассы и картона брать не следует.
2. Если маршрут группы проходит в местах, богатых ягодами, то
концентрированные в таблетках витамины употреблять не обязательно.
3. Все фабричные стеклянные упаковки медикаментов следует заме-
нить на полиэтиленовые.
6. Перечисленный состав аптечки считаем удовлетворительным.
РЕМОНТНЫЙ НАБОР

+-----------------------------------+---------------------------+
|Наименование |Количество штук |
+-----------------------------------+---------------------------+
|Клей резиновый | 1 упаковка |
|Заплаты резиновые | |
|Пассатижи | 1 |
|Шило | 1 |
|Напильник трехгранный | 1 |
|Шнурки | |
|Веревки, тесьма | |
|Капроновые нитки | |
|Войлок | |
|Изолента | |
|Наперсток | |
|Точильный брусок | |
|Ножницы | |
|Лоскуты брезента, капрона | |
|Капроновая лента (стропа) | |
| | |
СПИСОК ГРУППОВОГО СНАРЯЖЕНИЯ:

+---------------------+----------------------+------------------+
| наименование | вес | кол-во шт. |
+---------------------+----------------------+------------------+
|палатка "Зима" | 6кг. 500гр. | 1 |
|тент на палатку | 1,5 кг | 1 |
|пленка в палатку | 1 кг | 1 |
|коврики | 2 кг | 9 |
|спальники синтепоновые 11 кг | 3 |
|пленка под продукты | 100 гр | 1 |
|дощечка для резки | 0,25 кг | 2 |
|продуктов | | |
|половник | 150 гр | 2 |
|котлы | 1,5 кг | 2 |
|каны | 2 кг | 2 |
|мешки герметичные | 3 кг | 14 |
|аптека | 2 кг 300 гр | 1 |
|ремнабор | 2 кг | 1 |
|ремнабор швейный | 0,2 кг | 1 |
|фотонабор | 2 кг | 1 |
|топографический набор| 200 гр | 1 |
|синоптический набор | 100 гр | 1 |
|аэрозоль от комаров | 300 гр | 8 пуз. |
|Шампунь | 300 гр | 2 |
|Мыло | 400 гр | 2 к. |
|Спички | | 5 кор. |
|Топор большой | 2 кг | 1 |
|Топор малый | 1,5 кг | 1 |
|Байдарка "Таймень-2" | 150 кг | 6 |
|Непотопляемые емкости| 2 кг | 12 |
|Пила | 1,5 кг | 1 |
+---------------------+----------------------+------------------+
ИТОГО:
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Фонари на маршруте не использовались - т. к. в Карелии в это
время белые ночи.






СПИСОК ЛИЧНОГО СНАРЯЖЕНИЯ:
+--------------------------------------+------------------------+
| наименование | количество штук |
+--------------------------------------+------------------------+
|рюкзак | 1 |
|вкладыш полиэтиленовый | 1 |
|спасжилет | 1 |
|сапоги | 1 |
|кеды /кроссовки/ | 1 |
|стельки войлочные | 2 пары |
|каска | 3 |
|носки шерстяные | 2 компл. |
|носки простые | 2 компл. |
|брюки непромокаемые | 1 |
|брюки х/б | 1 |
|плавки шерстяные | 2 |
|рубашка с дл. рукавом | 1 |
|футболка | 2 |
|свитер тонкий | 1 |
|анорак синтепоновый | 1 |
|штормовка | 1 |
|ветровка | 1 |
|шапочка от солнца | 1 |
|шапочка шерстяная | 1 |
|умывальные принадлежности | 1 |
|КЛМН | |
|спички в непромокаемой упаковке | 1 |
|купальный костюм | 1 |
|спасконец | 2 |
+--------------------------------------+------------------------+
===============================================================
FILE: chirkem5.txt
Муезерка - Чирка-Кемь - Кепа

From: Anton Kamenetsky (tosha000@usa.net)
Date: 29 Jun 1998

Отчет 1992-го года

СОСТАВ ГРУППЫ

+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| # | ФИО, год | Место работы | Домашний адрес | Туристская | Обязанности |
| | рождения | должность | | подготовка | в группе |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 1 |Кац | с.н.с. |г. Москва, |Алаш-Она 4р.|Руководитель |
| |Марк | ИТЭФ |пр-т Вернадского|Кантегир 4у.|Капитан 1 |
| |Моисеевич | |д.97 | | |
| | 1939 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 2 |Минц | инженер |г. Москва, |Алаш-Она 4у.|Завхоз |
| |Людмила | ИПМ |пр-т Вернадского|Кантегир 4у.|Матрос 1 |
| |Алексеевна | |д.97 | | |
| | 1952 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 3 |Студицкий | |г. Москва | |Инструктор |
| |Михаил | ЦМТК | | -- 6 -- |Капитан 2 |
| |Борисович | | | | |
| | 1939 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 4 |Кац | студент |г. Москва, | Охта 3у.|Рыбак |
| |Борис | МИРЭА |пр-т Вернадского| Воньга 3у.|Матрос 2 |
| |Маркович | |д.97 | | |
| | 1975 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 5 |Здравомыслов| АО |г. Москва, |Кантегир 4у.|Капитан 3 |
| |Олег | "Промприбор" |ул. Неждановой, |Бия-Абакан |Фотограф |
| |Никандрович | |д. 2/14 | 4у.| |
| | 1935 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 6 |Здравомыслов| студент ГФА |г. Москва, |Гутара 3у.|Матрос 3 |
| |Дмитрий | |ул. Неждановой, |Белая 2р.|Финансист |
| |Олегович | |д. 2/14 | | |
| | 1972 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 7 |Андреев | студент ГФА |г. Москва, |Белая 2у.|Матрос 3 |
| |Алексей | |ул. Катукова, |Мста 2у.|Рыбак |
| |Борисович | |д. 22, кор 1, | | |
| | 1972 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 8 |Каменецкий | студент МИРЭА|г. Москва, |Белая 2у.|Матрос 3 |
| |Антон | |ул. Кравченко, |Мста 2у.| |
| |Анатольевич | |д. 8 | | |
| | 1972 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| 9 |Володин | |г. Москва, |Катунь 5у.|Капитан 4 |
| |Анатолий |"Здравэкспорт"|ул. Новгородская|Она 4р.|Инструктор |
| |Сергеевич | |д. 19/1 | | |
| | 1950 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
|10 |Володин | |г. Москва, |Мста 2у.|Матрос 4 |
| |Олег |студент М Г У |ул. Новгородская| | |
| |Анатольевич | |д. 19/1 | | |
| | 1976 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
|11 |Плетников | |г. Москва |Воньга 3у.|Матрос 4 |
| |Михаил |студент МВТУ | |Кожа 3у.| |
| |Германович | им. Баумана | | | |
| | 1970 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+

+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
| # | ФИО, год | Место работы | Домашний адрес | Туристская | Обязанности |
| | рождения | должность | | подготовка | в группе |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
|12 |Шульман | |г. Москва, |Воньга 3у.|Матрос 4 |
| |Антон |студент МВТУ |ул. Чертановская|Белая 2у.| |
| |Валерьевич | им. Баумана |д. 58, корп. 2, | | |
| | 1971 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+
|13 |Беляев | с. н. с. |г. Москва, | | |
| |Вячеслав | ИТЭФ |ул. Профсоюзная,| -- 6 -- | К а я к |
| | | |д.136, корп. 1, | | |
| | 1957 г.р. | | | | |
+---+------------+--------------+----------------+------------+-------------+



ПОДХОДЫ И ПОДЪЕЗДЫ

1. Подъезды к р. Чирка-Кемь. Отъезд из Москвы поездом
#112 "Москва-Мурманск" в 01:20. Прибытие в Петрозаводск в
17:30, время в пути 15 часов. Отъезд из Петрозаводска поездом
#680 "Петрозаводск-Юшкозеро" в 19:20 (один раз в сутки).
Прибытие на ст. Муезеро в 05:30, стоянка 30 мин., время в пути
10 часов. На ст. Муезеро - пограничный контроль по паспортам,
маршрутной книжке и списку группы, заверенному гербовой
печатью. До моста через р. Муезерка 1 км., есть возможность
договориться с пограничниками и доехать до реки на грузовике.
2. Окончание маршрута по р. Чирка-Кемь. От реки до ст.
Боровое 2 км. Поезд #680 до Петрозаводска отходит в 15:40.
3. Подъезд к р. Кепа. От ст. Боровое поездом #680 до ст.
Юшкозеро, время оправления 11:40, время в пути 20 мин.
Автобусом "Юшкозеро-Калевала" до пос. Кепа, время в пути 1 час
20 мин. В пос. Кепа - погранконтроль. 4 км. до моста через
реку доехали на погрангрузовике.
4. Выезд с р. Кепа.

<<

стр. 14
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>