<<

стр. 23
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>



ПОГРАНЗОНА

Погранзона распространяется на район от станции Суоярви I
до Игнойльской ГЭС.
Для оформления пропуска в погранзону необходимо в отделение
милиции отнести просьбу от организации, направляющей группу в
поход, в которой говорится, что данная организация просит разре-
шить группе туристов в количестве, столько-то, человек, под ру-
ководством такого-то, с такого-то по такое-то число, на в'езд в
погранзону, в район Южной Карелии.Необходимо написать, что груп-
па совершает поход третьей категории сложности по маршруту тако-
му-то.Отдельно следует подавать список участников с паспортными
данными.Подписывать данные документы должен руководитель органи-
зации и группы.
Копия документов должна остаться у вас, а другая остается в
милиции.На маршрутку ставится печать с допуском в погранзону.
Данную маршрутку необходимо показывать в Петразоводске при
покупке билетов до Суоярви I.
На станции Суоярви I Находится пограничный пост, который
может проверить документы.Как правило документы не проверяются.
Всем участникам необходио с собой иметь паспорта или доку-
менты, удостоверяющие личность.

ОПИСАНИЕ РЕКИ

Река Шуя находится в Карелии на севере Европейской части
России.Река относится к карельскому типу.
Этот тип рек характеризуется короткими, часто мелкими, кру-
тыми каменистыми порогами, разделенными глубокими и широкими,
почти без течения, плесами.Пороги приурочены к выходам в русло
коренных пород.На реке есть водопады (падуны).Питание реки сме-
шанное, снего-дождевое.Река имеет высокое весеннее половодье,
переходящее в устойчивую летнюю межень.В этом году уровень реки
был очень низок.
Река лежит в районе тайги и лесотундры.Леса в основном
хвойные, но в нижнем течении реки преобладают смешанно-листвен-
ные леса.В лесу, в верховьях реки, много ягод.В районе ведутся
лесозаготовки.
Около деревни Киндасово очень часто встречаются топляки.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

______________________________________________________________
дата | день | маршрут | км | примечание
______________________________________________________________
3.08 | 1 | Москва - Петразоводск | | поезд
4.08 | 2 | Петразоводск - Суоярви I | | поезд
5.08 | 3 | Суоярви I - исток р.Шуя | 13 | байдарка
6.08 | 4 | дневка | |
7.08 | 5 | исток р.Шуя - пор.Медве- | 12 | --"--
| | жий | |
8.08 | 6 | пор.Медвежий - оз.Шуясал- | 17 | --"--
| | ми | |
9.08 | 7 | оз.Шуясалми - пор.Сизов- | 19 | --"--
| | ский | |
10.08 | 8 | дневка | |
11.08 | 9 | пор.Сизовский - ГЭС | 15 | --"--
12.08 | 10 | ГЭС - левый берег р.Шуя | 17 | --"--
13.08 | 11 | левый берег р.Шуя - | 17 | --"--
| | - оз.Шотозеро | |
14.08 | 12 | оз.Шотозеро - д.Киндасово | 25 | --"--
15.08 | 13 | д.Киндасово - д.Матросы | 19 | --"--
16.08 | 14 | дневка | |
17.08 | 15 | дневка | |
18.08 | 16 | д.Матросы - д.Ниж.Виданы | 22 | --"--
19.08 | 17 | д.Ниж.Виданы - оз.Укшозеро| 10 | --"--
20.08 | 18 | оз.Укшозеро | 8 | --"--
21.08 | 19 | дневка | |
22.08 | 20 | дневка | |
23.08 | 21 | оз.Укшозеро - пос.Шуя | 10 | --"--
24.08 | 22 | пос.Шуя - Петразоводск - | | автобус
| | Москва | | поезд
| | | |

Л О Ц И Я р. Ш У Я

км между км
об'ектами
ст. Суоярви
От вокзала 200м по правой стороне
железной дороги против движения поезда до будки 0 0
обходчиков.Далее перейти пути и бетонку и по
грунтовой дороге подойти к берегу озера Суояр-
ви.По деревянному мосту можно перейти на остров,
где можно собрать байдарки. Остров обходится
справа.

оз.Суоярви
Озеро проходится вдоль правого бере-
га.Все берега каменистые и изрезанные. Стоянки 0.3 0.3
возможны на берегах и островах.
Напротив станции Суоярви-2 есть остров на 1.7 2
котором оборудована удобная стоянка.

исток р.Шуя
Исток р.Шуя находится в С-В части
озера.В 0.5 км от истока есть о. Муравьиный, 16 18
связанный с берегом 50-метровой косой, которая
в малую воду непроходима.Перед истоком на правом
берегу есть хорошая стоянка.На острове тоже есть
стоянка, но как правило с озеро дует сильный ве-
тер.На острове очень много муравейников.

порог N 1
В истоке реки находится разрушенная 0 18
плотина, за которой находится мелкий порог.

деревянный мост 0.3 18.3

порог N 2 (Устье)
Находится за мостом после небольшого 0.3 18.6
плеса.Делится островами на 3 рукава.Левый и
средний в камнях.

озеро Еккилялампи

порог N 3 (Куст)
Находится после небольшого озера.Над 0.7 19.3
порогом ЛЭП.В русле много камней.Перед порогом в
центре большой камень.Просмотр с правого берега.

порог N 4 1 20.3

порог N 5
Справа от острова.Прижим к левому 4 24.3
берегу.Слив чистый.

порог N 6 (Грива)
Чистый небольшой падун (0.5м).Проход 0.7 25
по струе у правого края бочки.Просмотр с левого
берега.

ж/д мост 0.7 25.7
Под мостом много свай и арматуры.Про-
ход в правом пролете.

порог N 7 (Дамба)
Мелководный, много камней.Проход у 0.8 26.5
левого берега.Гряда поперек реки.

Суойокский каскад (порог Рыжий)

I ступень 1 27.5
Струя явно выражена.Прижим к левому
берегу.

II ступень
Начинается за 30м до деревянног мос- 0.5 28
том.Струя неявная.Много камней.Прижим к левому
берегу.Проход вдоль правого берега под мостом
(2-ой пролет справа),далее к центру, а затем вдоль
левого берега.Стояки до 0.6м.Просмотр с левого бе-
рега.

III ступень
За небольшим плесом.Струя невыраже- 0.5 28.5
на.Проход вдоль левого берега.

IV ступень
После 25м чистой воды.Чистый слив.Да-
лее много камней.

приток р.Тарас'еки
На левом берегу куча камней.

порог N 12 (Медвежий)
Слив чистый.Высокие волны.Проход в 1.5 30
центральный слив, а затем левее валов.За порогом
на левом берегу стоянка.Стоянка также есть перед
порогом на левом берегу.Просмотр с левого берега.

порог N 13 (Древний мост) 5 35
Разрушенный мост.Проход в любом проле-
те.Сразу за порогом на правом берегу стоянка.Про-
смотр с любой страны.

порог N 14 (Луки)
Посреди реки - остров.Правая протока 1 36
в камнях.На выходе левой - большой камень.Струя
явно выражена.Проход по языку со смещением вле-
во.Чуть левее струи зуб.За порогом справа - бухта.
В бухте хорошая плановая стоянка.У берега глубоко
и илистое дно.Просмотр порога с левого берега.

порог N 15
Струя неявно выражена.Проход вдоль пра- 2 38
вого берега.Много камней.Сразу за порогом остров.
Просмотр с правого берега.


оз.Шуясалми 8 46
Перед озером на правом берегу хоро-
шие стоянки.Сразу после выхода в озеро повернуть
направо для входа в Шую.Через 300м после озера
на правом берегу дома.

перекат 4 50

порог N 16 1 51
Много камней.Струя неявная.На правом
берегу стоянка.

порог N 17
Струя явно выражена.Мощный слив.Слева 0.5 51.5
от слива остров.

Хаутаваарские мосты
Сначала автомобильный, потом ж/д.Перед 1.5 53
автомобильным мостом хорошие стоянки.Слева от ж/д
моста погранвышка.Возможна проверка документов.

Разрушенный мост 0.5 53.5

Разрушенный мост 0.5 54
За и перед мостами есть хорошие стоянки.

порог N 18 "Цапфовский" (I Хаут-перекат) 3 57
На выходе остров.Левая протока вкам-
нях.Прижим к правому берегу.Проход по левому
краю струи.Сразу за порогом ЛЭП.

ЛЭП 0 57

ЛЭП 1 58

порог N 19 (II Хаут-перекат) 1 59
Много камней.Проход вдоль левого бе-
рега.Сразу за порогом повернуть налево.Справа от
поворота приток.

порог N 20 (Сизовский) 3 62
Перед порогом берег становится кру-
че, видны скалы.Река поворачивается вправо обра-
зуя лагуну.Осмотр с обоих берегов. При входе
мощный слив образует справа бочку, слева - косой
вал.Стояки до 1.5м, прижим к правому берегу, где
торчит зуб.Проход по языку в бочку, затем левее
основной струи.На обоих берегах стоянки.

порог N 21 "Собачий" (Островной, Безымянный) 2 64
Перед порогом два больших остро-
ва.Левые протоки в камнях.После первого острова
пристать ко второму для осмотра.Слив чис-
тый.За порогом есть хорошая стоянка на левом
берегу.Стоянок до ГЭС нет.За 3 км до ГЭС на пра-
вом берегу деревянный мост через приток.

деревянный мост (на дер. Игнойла.ст.Застава) 12 76

плотина Игнойльской ГЭС
Обнос по левому берегу.За ГЭС на ле-
вом берегу не очень хорошая стоянка.Покосы.

порог N 22 (Кеняйкоски) 2 78
За 300-400м до порога слева поляна с
памятной доской.На входе большой камень.Просмотр
по левому берегу.Мелководный, много камней.
Струя не выражена.Последняя ступень порога -
непроходимый падун.Обнос падуна по любому берегу.
Проход с левого берега при большой воде.Дно илис-
тое.Перед порогом на обеих берегах стоянки.

порог N 23 (Валойне)
Сразу за островом.Много камней.Проход 0.2 78.2
по центру, а затем левее.За порогом на правом бе-
регу стоянка.Просмотр по левому берегу.

порог N 24 (Сарикоски)
Над порогом ЛЭП.Слив чистый.Просмотр 1.8 80
с правого берега.Стояки до 1.5м.Вход в слив.Далее
левее валов.

порог N 25
Справа от порога - остров с ба- 0.5 80.5
ней.Просмотр слева.При малой воде - мощный,трех-
ступенчатый порог.В первую ступень входить по ди-
агонали (справа налево) в центральный слив.Затем
левее.Проход второй ступени в левый язык,практи-
чески прижимаясь к камням.Далее быстро идти к бе-
регу, а там вдоль него в левый слив у камня.

порог N 26 (Кумио)
За 200м до порога река поворачивает
вправо и, упираясь в скалы образует плес.Затем
узкой протокой уходит влево.Просмотр слева.Порог 2 82.5
двухкаскадный.Первый каскад - мощный слив,бочка,
высокие валы.Второй каскад - прижим к правому
берегу, высокие волны, сужение.Много камней.При
маленькой воде - первый каскад - это обилие кам-
ней, а второй - чистый слив с прижимом к правому
берегу.На левом берегу стоянки.

порог N 27
Порог под автомобильным мостом.Много 11 93.5
камней.Перед мостом (за 2 км) начинаются луга.

д. Улялега 2 95.5
На левом берегу реки.

д. Соддер
На правом берегу реки.Через реку пе-
шеходный мост.Мост проходится справа,отодвигая
мостки.Через 300м после моста справа приток, на
левом берегу которого (поднявшись) стоит магазин.

оз.Шотозеро
Проход вдоль правого берега азимутом 2 97.5
120-140 в створ островов.Вход в реку слева от
дачного поселка.Берега заболочены.Стоянок мало.
На правом берегу озера много песчанных кос.Дно
очень мелкое.

д.Салменица 13 110.5

порог N 28 5 115.5
Под автомобильным мостом.Слив чистый.
За порогом мель.Обход вдоль левого берега.

д.Ниж. Салма

оз.Вагатозеро
Из деревни виден (в любую погоду) явно
выдающийся мыс.Идти на него, а затем вдоль левого 8 123.5
берега.Через два мыса будет вход в Шую.На берегах
озера есть стоянки, чего нельзя сказать о входе в
Шую.

перекат 4.5 128

дер.Киндасово 5 133
От д.Киндасово до д.Матросы много хо-
роших стоянок на обоих берегах.Дно илистое и глу-
бокое сразу у берега.Лес смешанный.

порог N 29 (Киндасовский) 0 133
Порог находится под автомобильным
мостом.Проход по основной струе.

порог N 30
Через 5 км после д.Киндасово на суже- 5 138
нии реки.Слив чистый.

порог N 31 (Хабаковский) 4 142
Просмотр по правому берегу.За 1.5 км
до порога видны мачты радиосвязи, которые будут
появляться на правом берегу вплоть до Б.Толли.
Стояки до 1м.На правом берегу перед порогом при-
чалы для лодок.За порогом слева малый остров.Струя
явная.

приток р.Кутижма 3.5 145.5
Приток втекает с левого берега.

порог N 32 (Кутижмский) 0.5 146
Струя явно выражена.Слив чистый.Сто-
яки до 1м.

порог N 33 (Питкакоски) 3 149
Мощные прижимы на поворотах.Стояки до 1м.
Струя явная.Перед порогом на левом берегу стоянка.
Очень крутые и высокие левые берега.Длина около 2км.

порог N 34 (Б.Толли) 1 150
На правом берегу находится деревня
Матросы.Русло перегорожено двумя каменными гря-
дами.Порог делится на три слива.Средний - мощный
слив с перепадом воды 2м на длине 2.5м.После
слива бочка.Левый слив тоже проходим, как впрочем
и правый.На выходе стояки до 1.5м.

порог N 35 (М.Толли)
Слив чистый.Струя явно выраже- 0.5 150.5
на.Просмотр справа.Проход по основной струе.Сто-
яки до 1.5 м.

перекат 1.5 152

порог N 36 (Верхневиданский)
Просмотр справа.Мелководен.При входе 11 163
перегораживается двумя каменными грядами.Проход
в первой гряде по мощному сливу у правого бере-
га.Далее проход по центру.

дер.Кузьминское 2 165

дер.Верх.Виданы 2 167

порог N 37 (Нижневиданский) 1 168
Проход по основной струе.Стояки до 1м.

дер.Ниж.Виданы 2 170

приток р.Вилга 11 181
Приток втекает на правом берегу.

порог N 38 (Верхнебессовецкий) 1 182
Мелководный, каменистый.Проход по
центру.Струя не выражена.Оканчивается под авто-
мобильным мостом.

ж/д мост 0 182

автомобильный мост 0.5 182.5

порог N 39 (Нижнебессовецкий)
Мелководный.Проход по основной 2 184.5
струе.Стояки до 1м.

протока в Укшозеро 8 192.5
Находится справа по ходу движения.

пос.Шуя 5 197.5



ПОД'ЕЗДЫ

Москва - Петразоводск

N поезда | конеч. пункт | отправление | прибытие
-----------+--------------+-------------+----------
344 | Мурманск | 16.00 | 5.54
18 | Петразоводск| 18.17 | 9.10
182 | Мурманск | 19.29 | 10.57
374 | Мурманск | 22.20 | 13.50
16 | Мурманск | 0.35 | 15.56
| (через Питер)| |
112 | Мурманск | 1.20 | 14.26
| | |

Петразоводск - Суоярви

N поезда | конеч. пункт | отправление | прибытие
-----------+--------------+-------------+----------
680 | Костомукша | 19.20 | 0.14
| | |
возможен поезд примерно в 9 часов утра



РАЗНОЕ

Информацию об уровне воды в р.Шуя, а также другую информа-
цию о реке можно получить на Игнойльской ГЭС.

В деревне Суойоки имеется почта, магазин.
В деревне Соддер имеется столовая, магазин, почта и медпункт.


ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Поход в целом прошел успешно.Сомнений, что река Шуя являет-
ся рекой III к.с. у нас не возникало.Все порги в верховьях реки
технически сложны и интересны для прохождения.Особое внимание
надо обратить на следующие пороги : Грива, Сизовский, порог N25,
Большой Толли, Рыжий и Кеняйкоски.Особенности зтих порогов и
правила их прохождения даны в лоции.Необходимо заметить, что при
нашем прохождении была очень малая вода и многие пороги не пока-
зались нам сложными, как говорилось в других отчетах.
При большой воде внимание следует уделить следующим поро-
гам: Сизовский, Кумиу, Большой Толли.
Данный отчет не блистает хорошим фотографическим материа-
лом, но его достоинством является отличная карта р.Шуя (масштаб
1:100000)
Данный отчет является дополнением к уже существующему отче-
ту N 5248, находящемуся в библиотеке МГЦТК.
Отсутствие фотографий по нижней части р.Шуя от Вагатозера
об'ясняется несложностью порогов, а также их длиной (до 2
км).Эти пороги, не что иное, как мощные шиверы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Отчет N 5248. 1988г. Рук-ль Бубнов В.Ю. и Петров А.С.
2. Водный туризм. М.:Профиздат,1990
===============================================================
FILE: shuq5.txt
Южная Шуя. Впечатления 1997

Date: 05 Aug 97
From: Danila Shvetz <dan@glas.apc.org>

Тут были вопросы про Ю. Шую - может, кому будет интересно.

Уровень воды - средний. По отзывам тех, кто, по их словам,
ходил в "малую" воду - воды существенно больше. По сравнению с
тем что я видел в августе 1993 - меньше где-то на полметра.
Например, порог Кумио по нынешней воде интереса не представляет
- этакий зю-образный быстроток с очень небольшим прижимом на
зуб на второй ступени. На Кеняйкоски при нас успешно каталась
на катамаранах группа владимирцев. Более-менее интересны по
этой воде Медвежий, Островной, Малый Валойне, в меньшей степени
Грива и Сарикоски.

Плотина ГЭС в Игнойле полностью открыта, подпора нет.
Несколько километров перед плотиной поэтому местами каменистые
отмели. По правому берегу строят обводной канал, плотину
собираются взрывать и все строить по новой. Причем взрывать
они, по их словам, должны "через неделю-две", а разговор
происходил 27 июля.

Билеты до Суоярви продали безо всяких вопросов - похоже,
что погранзону там сняли официально, хотя по ветке
Суоярви-Юшкозеро погранцы вроде бы ходят. Мы их не встретили ни
разу (кроме одного - об этом ниже), на вышке у хаутаваарских
мостов никого нет. В костомукшинском поезде (N 680) в этом году
ТОЛЬКО ОДИН ОБЩИЙ ВАГОН, и притом СИДЯЧИЙ (данные на 16.07).
Вагон был полон, и хотя билеты продаются с местами, было
несколько человек, которым пришлось стоять. Две тургруппы по ˜8
чел. размещаются с трудом (параллельно ехала группа на Чирку).
Что было бы в случае трех групп, я не знаю... Да, еще в кассах
было объявление, что в связи с тем, что на поезд N 680 местов
мало, билеты на него на все станции до Суоярви продаются
начиная с 17-00.

В Суоярви ночью во время сборов дважды приезжали
подвыпившие местные - похоже, народ оттягивался в каком-то
баре, и периодически выезжал на озеро проветриться. Настроены,
однако, были очень мирно и доброжелательно. Девицы у них в
белых платьях и с сумочками прыгали со всей дури с моста в
воду, а парни потом виновато просили сплавать за сумочкой. Еще
с ними был подполковник- погранец (единственный встреченный
нами представитель ФПС) - примерно в стадии свиньи. Когда
деыушки у нас одевали спасжилеты, он заявил, что спасжилеты им
не нужны - он их сам защищать будет...

В поселке Соддер, что перед Шотозером, есть автобаза, так
что если на озере сильный шторм, а нужно сниматься (как в нашем
случае), можно в Соддере взять машину. После автомобильного
моста перед поселком идти по правому берегу, у любого из
местных спросить, где гараж. До ст. Новые пески довозят за 1-2
"банана" (бутылка водки). Та машина, на которой мы ехали, шла в
Чалну (станция почти перед самым Петрозаводском), куда нас и
предлагали за те же деньги отвезти. Есть там еще частный
грузовик, владельца которого зовут Сергей - с ним лучше не
договариваться. До Новых песков он хотел 50,000, пока дошли от
гаража до его дома, он уже стал хотеть "50 за работу и 20 за
бензин". Ехать там километров 5, так что в принципе можно и
пешком дойти.


Стоимость билетов:

Москва-Петрозаводск (112 скорый, плацк) 105,500 круб
Петрозаводск-Суоярви (680 пасс, общий) 21,300 круб
Новые пески - Петрозаводск (пригородный) 11,300 круб
Петрозаводск-Москва (17 фирм, плацк) 126,100 круб,


Почтово-багажный поезд Мурманск-Питер (931/932) ходит
через день, Петрозаводск проходит по нечетным числам.

Питер-Петрозаводск через Сортавала (655/656) тоже ходит
через день, в Петрозаводск прибывает по четным, в Питер уходит
по нечетным. Поэтому пригородный поезд Суоярви-Петрозаводск по
нечетным _рабочим_ дням ходит по расписанию 655-го
(Суоярви-Петрозаводск ходит каждый день как обычно в 7-13). В
принципе, есть полное расписание по ст. Петрозаводск - могу
кинуть желающим (или сюда, если многим интересно и Инструктор
не против), лучше наверно в uuencode.


Best wishes,
Dan dan@glas.apc.org
===============================================================
FILE: msunash.txt
Малая Суна - Сяпся - Шуя

---------------------------------------------------------------
Если вы используете Netscape и имеете большую скорость связи,
то можете получить более красивые версии этого же документа:

С небольшими Inline-картинками. 50 Kb¦msunash.txt_with-icons.html
С БОЛЬШИМИ иллюстрациями. 100 Kb¦msunash.txt_with-big-pictures.html
---------------------------------------------------------------

Date: 6 Dec 1996
From: Константин Зусманович (random@glasnet.ru) ¦ mailto:random@glasnet.ru

Предлагаемое вашему вниманию повествование есть ни что
иное, как описание маршрута 2-й к.с. оз. Нижнее Нелгомозеро -
р. Малая Суна - оз. Сямозеро - р. Сяпся - оз. Вагатозеро - р.
Шуя - оз. Укшозеро в виде дневника одного чайника (Костика -
младшего) с дополнениями другого чайника же (Костик - старший,
он же random@glasnet.ru).
Общая протяженность маршрута около 175 км. Пройден в
конце июля 1996г. за 10 дней (9 ходовых и 1 дневка).
Состав группы: 10 человек, из них 2 женщины. Возраст
участников 20 - 45 лет. Опыт: 1 чел - несколько походов 3-4
к.с., оба Костика и жена Костика - старшего - 1 поход 2-й к.с.,
"Бывалый" - несколько походов 2-й к.с., остальные без опыта
водных походов или до сих пор ходили только по совсем спокойной
воде. Байдарки - "Таймень-2", 5 шт. Ну, поехали:


Вот так, весело,
С шутками и прибаутками
Наша психиатрическая лечебница
Выезжает на природу.

День 0.

Выбросились на маршрут. Поездка на грузовике, в крытый
кузов которого запихалось 5 байдарок (в сборе), все вещи и 9
человек туристов, доставила огромное удовольствие. Особенно
последние 5 километров по проселочной дороге. Километра за три
до места в кузове опрокинулась банка с бензином, и все
присутствующие наслаждались его ароматом, громко и частично
цензурно вспоминая инструктора, который эту банку не захотел
оставить (особенно в этом деле отличилась Марина, так что я
всерьез начал продумывать варианты действий в случае получения
инструктором телесных повреждений - прим. Костика). Выгрузка
снаряжения, установка палаток, приготовление и потребление
ужина, а также праздничное возлияние по поводу начала похода и
отход ко сну сопровождались дождиком, который с небольшими
вариациями (от моросящего до проливного) продолжался до утра.

День 1.

Погрузились и вышли в Нелгомозеро при ощутимом встречном
ветре. Настроение по случаю отсутствия дождя - выше среднего.
Черпали часа полтора. Ветер стих. Скоро, скоро начнется
долгожданная Малая Суна.
Фиг Вам.
В очередной заводи стало ясно - что-то не так. Проще
говоря - заблудились. В течение часа, объехав раза три вокруг
одного и того же островка, наконец-то нашли протоку и
долгожданную Малую Суну. У самого истока встали на перекус.
(Вместо сорока минут - часа переход по озеру занял что-то около
3-х часов - прим. Костика - старшего).

Дополнения Костика - старшего:
Нелгомозеро - небольшое озеро, довольно мелкое, с большим
количеством островков и очень изрезанной береговой линией. При
поиске выхода в Малую Суну следует идти очень близко к берегу,
заходя в каждый, даже самый маленький заливчик, т.к. выход этот
виден только с расстояния 10-15 м.

Из собственных воспоминаний.
В процессе приготовления еды чуть не свалился в костер, но
успел схватиться за сук и отделался разодранной рукой и легким
испугом.

Дополнения Костика - старшего:
Малая Суна - речка шириной 10-20м и общей длиной от
Нелгомозера до Сямозера около 40-42 км. Множество мелких шивер
и порожков, которые представляют опасность главным образом для
шкуры байдарки (впрочем, у нас один экипаж умудрился дважды на
ней кильнуться). По ней лучше идти при высокой воде, в
противном случае - частые проводки. Есть две удобные стоянки -
одна в 9 км от Нелгомозера, другая - примерно в 17 км от
первой. От этой стоянки до Сямозера около 16 км. Проходится за
1-2-3 дня (в зависимости от состава команды и уровня воды).


После такого удачного начала дня (несколько часов
бестолковой гребли по озеру), река казалась необходимым
разнообразием. Это разнообразие не заставило себя долго ждать.
С обеда и до вечера основную часть времени экипажи проводили в
бесплодных попытках провести (каламбур) байдарки не задев
камней. Прохождение всех порогов заключалось в сидении на
камнях, нецензурных выражениях и шлепании по колено в холодной
воде. Конец мучениям положил порог, ласково названный
участниками "прохождения" "Спокойно, Козлодоев" (сядем усе).

"Спокойно, Козлодоев" ¦ kartinki/msunash/stones01.jpg

И действительно, сели усе. После него зачалились и стали на
ночевку. Наиболее стойкие (и автор в их числе) занялись
ремонтом основательно продранных шкур. Остальные оставили это
на утро.
Из собственных воспоминаний:
В процессе прохождения порога "Спокойно, Козлодоев", когда
моя байда села на камень, идущий следом экипаж, не успев
затормозить, с такой силой въехал мне в борт, что отлетели
заклепки на шпангоуте. На стоянке в срочном порядке пришлось
заменять их гвоздями.

Дополнения Костика - старшего:
Этот порожек наш экипаж проходил последним. Подождали,
пока все скроются за поворотом, затем еще немного на случай
если кто-нибудь сядет (речка - то узкая, обойти ближнего не
всегда можно) и тронулись. Проходим почти весь порожек
нормально, выгребаем из-за последнего поворота, а там четыре
предыдущие байды стоят поперек речки. Аккуратно так стоят, во
всю ширину. Там не то что на байде не пройти - даже пешком их
не обойдешь, на берег не вылезая. А их всех между камнями
зажало и ломает помаленьку. Я, помню, сперва еще подумал:
тормозить или не надо? В общем, классная получилась свалка, да
к тому же был открыт новый метод установки плотин на небольших
реках..

День 2.

Утро и первая половина дня ушли на проклейку шкур и
ожидание обеда. На реку вышли поздно и сразу же началось
повторение дня 1. Гребем, сидим, гребем, сидим и т.д. Это
начало входить в привычку. Народ расслабился, а зря! Как
оказалось, эти небольшие порожки могут доставить большие
неприятности. Это стало ясно, когда из очередного порожка
экипаж Бывалого вышел кверху килем. Сразу надо сказать, что
этот геройский экипаж умудрился кильнуться два раза за 10
минут, утопить спиннинг и мешок с луком и огурцами. Погода в
этот день была, прямо скажем, не жаркой, а к вечеру вообще
ударили заморозки, поэтому после второго киля решили встать на
ночевку.
Мокрые, замерзшие и злые турики, хлюпая носами, выползали
на берег. Казалось, что в жизни каждого это самый черный день.
Положение спас Серега, заявивший, что у него сегодня 10-я
годовщина свадьбы и извлекший на свет божий емкость с
адекватной жидкостью, после принятия которой мир вновь засиял
радужными красками. а процесс установки палаток из тяжелой
обязанности превратился в приятное развлечение.

Дополнения Костика - старшего:
Был еще один такой знаменательный момент: провожу я байду
по одному из мелководных порожков в одиночку - высадив жену для
облегчения. Порожек - то мелкий, но скорость приличная. впереди
узкий проход между камнем и нависающим над водой на высоте
сантиметров 40-50 деревом. Ну не вписался я в этот проход . .
Впереди метрах в двух дерево параллельно воде как раз на уровне
моего лица. Наклониться уже не успеваю, а скорость хорошая.
Пришлось просто голову наклонить. Хорошо треснулся, аж байда
остановилась. Однако, каска крепкая оказалась, но и дерево
выдержало.

День 3.

Утро третьего дня тоже прошло за латанием дыр и войной с
мошкой, которая выползла из своих укрытий и принялась поедать
ни в чем не повинных туристов. Снова вышли на реку после обеда
(около 4-х часов). План был следующий: закончить прохождение
Малой Суны, дойти до Сямозера и в зависимости от погоды по
возможности перейти озеро до истока Сяпси. Народ с энтузиазмом
принялся претворять этот план в жизнь, и, что удивительно,
преуспел. Не жалея сил, весел и шкур наша команда одолела
последние препятствия на Малой Суне и вышла в Сямозеро. За это
мать - природа вознаградила истосковавшихся по теплу водников
видом чистого голубого неба, ласковыми лучами солнца и
обалденным закатом. Ужин был уничтожен под вздохи облегчения.
На следующий день планировали выйти в Сяпсю.

Дополнения Костика - старшего:
Сямозеро - самое большое на маршруте (намного больше всех
остальных). Дальний берег еле виден, да и то в хорошую погоду.
Переход по озеру около 8 км почти вдоль берега, однако ветер
может разогнать довольно большую волну, так что рекомендуется
иметь запас по времени хотя бы 1-2 дня. У истока реки Сяпся
находится одноименный поселок - довольно большой, с несколькими
магазинами.



День 4.

В Сяпсю никто не вышел. В связи с подавленным
самочувствием капитана Костика была объявлена дневка, а
пострадавший Костик накормлен таблетками, упакован в спальник и
уложен в палатку под надзор жены Марины, которая, разрываясь
между обязанностями завхоза и больным мужем, все-таки
мужественно посетила магазин в поселке Сяпся. В магазине были
куплены хлеб, шоколад и четыре бутылки "Онежской". На обратном
пути "Бывалый" пытался приобрести лука и огурцов взамен
утопленных. Вместо этого команда, ходившая в магазин, в
содружестве с одним из местных жителей употребили одну "0.5"
Онежской и благодарный местный житель подарил нам большой пакет
морошки.

Из собственных воспоминаний:
По пути к стоянке нас обгоняет машина. Надо уйти с дороги.
Марина мне говорит: "Костик, держи меня и давай левее". А я ей
отвечаю: "Держу, но левее забор".

Остаток дня был отмечен отличной погодой (как впоследствии
выяснилось, это был единственный солнечный день за весь поход),
роскошным борщом, который приготовил Бывалый и неумеренными
возлияниями все той же "Онежской". Вечером часть группы
совершила прогулку по окрестностям, насладилась видом Сямозера,
а также был прослушан небольшой концерт гитарной музыки.
Ведущее место в хит-параде, как всегда, заняла Марина. Назавтра
решили выйти пораньше, и народ начал расползаться по палаткам,
как говориться, беды не чуя.

Закат на Сямозере ¦ kartinki/msunash/zakat.jpg

День 5.

Самый "Суворовский" переход (45 км за 8 ходовых часов).
Некоторым эти цифры покажутся несерьезными - есть лоси, для
которых пройти за день 60 км. - раз плюнуть. Но мы не из них.
Впрочем, обо всем по порядку. Утром состояние больного Костика
вселяло надежду на то, что грести он все-таки сможет.

Из собственных воспоминаний:
Утром прохожу мимо палатки Костика, вижу его вылезшего на
свет и спрашиваю: "Костик, как твое здоровье". "Не дождетесь!"
- радостно отвечает он.

При сильном ветре с озера вышли в Сяпсю, и ее начало сразу
же напомнило покинутую Малую Суну. несколько таких же
мелководных порожков и шивер. Однако после "Двух мостов" они
закончились и начались довольно быстрые и полноводные шиверы и
перекаты, перемежавшиеся, впрочем, большими участками спокойной
воды. Обедали на месте, называемом "Манин Мост". Это
действительно старый мост, проход под которым сложен из-за
быстрого течения, сносящего к правому берегу, на камни и сваи.
Проход под мостом у левого берега. Мост решили не обносить, как
в прошлом году, а для экономии времени проходить его, но в
облегченном варианте, высадив матросов.

Из собственных воспоминаний:
Перед прохождением моста надеваю каску и отдаю кепарик
Ирине, своему матросу: "Подержи, а то вдруг намокнет". Ирина
говорит "Хорошо". Берет кепарик и тут же роняет его в воду.

После Манина Моста до конца Сяпси самым острым, и, не
побоюсь этого слова, болезненным воспоминанием являются
ощущения, возникающие после 6-ти часов сидения в месте, любовно
называемом "пятой точкой". То и дело тишину, нарушаемую лишь
плесков весел, прорезал стон исстрадавшегося турика, меняющего
положение сидушки.
Из Сяпси вышли в Вагатозеро и в последнем усилии
преодолели его. Этот вечер запомнился огромным количеством
комаров, от которых нас не избавили даже начавшийся дождь и
поднявшийся сильный ветер. Измотанный народ расползся по
палаткам и залег в спячку.

Дополнения Костика - старшего:
Сяпся - река шириной 10-40 м. и длиной от Сямозера до
Вагатозера около 42 км. Первые 25-30 км Сяпси - небольшие
пороги и перекаты, далее - только плесы с редкими топляками.
Ближе к Сямозеру Сяпси довольно мелководна, сразу же за
поселком начинаются Каракульские пороги - мелководные
каменистые россыпи, по которым, правда, в отличие от Малй Суны
можно спокойно пройти даже в среднюю воду. Примерно через 10
км. находится место, называемое "два моста". Это действительно
два моста - автомобильный и железнодорожный, расположенных на
расстоянии 50-100 м. Там есть место для сборки - разборки
байдарок и стоянки небольшой группы. В этом месте можно сойти с
маршрута или начать его в не очень полноводные годы. Еще через
9-10 км есть удобное место для стоянки на левом берегу и почти
сразу же после него за левым поворотом - место, именуемое
"Манин Мост". Это действительно полуразрушенный мост, под
которым можно пройти только в крайний левый пролет вплотную к
левому берегу. Ситуация осложнена тем, что мост находится
сразу же за левым поворотом и почти не виден, а струя выносит
судно из-за поворота на середину реки, откуда попасть можно
только на сваи, вокруг которых байду и обмотает. Поэтому идти
нужно прижимаясь к камням у левого берега, а после поворота
сразу же выходить из струи влево. Далее до Вагатозера остается
около 23 км, из которых на первых 5-10 км попадаются несколько
небольших порожков, из которых два имеют названия - пор.
Горбач, расположенный почти вскоре после Манина Моста и
Царь-порог, последний на Сяпсе.


День 6.

Наконец! Вышли в реку Шуя. Переход начался при синем небе.
Но через полчаса погода опять пришла в свое обычное состояние.
Все первые пороги на Шуе проходили под проливным дождем,
который как по заказу переставал, стоило выйти на спокойную
воду. Как бы в компенсацию за утопленный на малой Суне,
выловили в речке спиннинг. Обедали в дер. Киндасово, где
пополнили запасы хлеба. В общем, был обычный ходовой день, если
не считать неприятных ощущений в изрядно пострадавшем за
предыдущий день месте.

Из собственных воспоминаний:
Вечером на стоянке попробовал порыбачить. Кидал блесну
вдоль берега, наловил травы (средней корове на зиму) и ничего.
Все очень смеялись. С чего бы это они?

Дополнения Костика - старшего:
Через 1-2 км после выхода в р. Шую начинается серия
порогов (Юлимяйне, Коскимяйне, Питкикоски, Пушкас, Отукоски),
практически представляющая собой почти непрерывную шиверу
длиной 6-8 км, которая тянется до дер. Киндасово и некоторое
время после нее. Затем через некоторое время следую небольшие
пороги Хайрянкоски и Сувенкари. Примерно в 26 км. от Вагатозера
на правом берегу находится хорошая стоянка (впрочем, с местами
для стоянок на этом участке маршрута сложностей не возникает).

День 7. "ПРИВЯЗЫВАЙТЕ ВСЕ КАК СЛЕДУЕТ!"

Сегодня предстоит испытание не для слабонервных - Кутижма
и Юманишки. С самого утра все, кто побывал здесь в прошлом
году, ходят с мрачными и сосредоточенными лицами. Вещи особо
тщательно упаковываются в гермы, а сами гермы крепче обычного
привязываются к байдарке.
Выгребли на реку и примерно через полчаса спокойной воды
началось. Сначала был небольшой, разминочный порог. А потом
основные. Держим по главной струе, байда подскакивает на валах,
вода перехлестывает через обвязку, затекает в щели. Постепенно
образуется лужа, в которой придется сидеть до конца перехода. А
что делать? "Юманишки - мокрые штанишки". Сами Юманишки -
обалденное по красоте и силе место. Отвесные берега, поросшие
соснами, ревущая среди них река, метровые волны в главной
струе, коварные камни (об один из них мою байду основательно
"приложило"), и среди всего этого оживленно машущие веслами
турики.

Дополнения Костика - старшего:
Считаю своим долгом отметить, что приведенное выше
описание пор. Юманишки отражает скорее эмоции автора, чем
реальное положение дел. Ориентиром приближения Кутижмских
порогов (а именно про них пишет Костик - младший) являются
большие антенны то ли ретрансляторов каких-то, то ли глушителей
на левом берегу. Причем они должны то появляться, то исчезать
из виду раза 2-3, прежде чем начнется первый из трех наиболее
интересных порогов на маршруте - пор. Кутижмяйне. Его
протяженность - 400-500 метров, ширина реки около 20 м., четко
выраженная главная струя, валы высотой до 1 м, хорошая скорость
течения.
Примерно через 1-2 км начинается следующий порог - пор.
Питкакоски. Похож на предыдущий, только валы чуть поменьше
главная струя просматривается чуть хуже, а сам он несколько
длиннее. И еще через 1-2 км. начинается тот самый пор. Юманишки
(Юминпитка). Ширина реки 15-20 м, длина порога - 1,5 - 2 км. В
начале - хорошо выраженный порожистый слив с валом, затем
шивера с валами до 1м. и, может быть, несколько более. При всем
этом река делает несколько поворотов в высоких и почти отвесных
берегах высотой метров 20-30.

Пройдя Юманишки, встали на Большом Толли. Этот порог по
праву считается "гвоздем маршрута". Это единственный на нашем
участке Шуи порог 3 к.с. Он состоит из 3-х сливов, самый
сложный из которых - правый. Мы с Бывалым набили байду
спасиками, надувными матрасами и прокатились по всем 3-м
сливам, ни разу ни кильнувшись, за что и были награждены
эпитетом "покорители порогов".

3-й слив Большого Толли и Таймень-2 с Костиком - младшим и Бывалым ¦ kartinki/msunash/bigtolly.jpg

Однако основное событие этого дня было впереди. Этим
основным событием по праву считается отмечание дня рождения
Костика, который (вот свинтус) умудряется уже второй год подряд
праздновать его в походе ( и не где-нибудь, а на Большом Толли
- прим. самого Костика). Был сколочен стол, приготовлен борщ,
написана поздравительная открытка, на окрестных деревьях
развешены надувные шарики, а Ирина испекла оригинальный тортик.
Ну и, конечно, опять не обошлось без "Онежской". Народ
развеселился, достали гитару и тут же было получено приглашение
от соседней группы пожаловать к их костру и откушать грибного
супчика, которого они наварили 3-х ведерный кан и никак не
могли с ним управиться. Предлжение было принято, и прихватив
тортик с гитарой, где продолжили праздник супчиком, тортиком и
концертом в исполнении Марины. Обычно на Большом Толли все
делают дневку, но нас поджимает время, и назавтра нам надо
уходить, несмотря на уговоры соседних групп и собственное
желание остаться.

Дополнения Костика - старшего:
От Юманишек до Большого Толли около 1-2 км. Большой Толли
находится почти сразу же за крутым левым поворотом и не всегда
хорошо слышен. Лучше идти поближе к левому берегу и пристать
перед поворотом - наверху отличная стоянка. На правом берегу
расположена деревня Матросы - довольно большая, от нее ходят
автобусы до Петрозаводска, есть магазины, баня, и т.д. и т.п.
Кстати, Костик - младший несколько поскромничал в описании
своих подвигов - он еще и проходил левый слив в спасике
самосплавом (без байды). Ну а я на этот раз воздержался -
самочувствие все еще оставляло желать лучшего, а погода была
холодной. Хотя помня прошлогодние впечатления от Большого
Толли, прокатиться хотелось.

День 8.
Ушли с Большого Толли и сразу же прошли Малый Толли -
короткий порог с большими валами.

Из собственных воспоминаний:
Перед Малым Толли я неплотно затянул обвязку, а в самом
пороге неровно вошел в вал., волна захлестнула байдарку, и все
время до обеда я, грязно ругаясь, сидел в холодной луже, а весь
обед нависал над костром в "любимой позе туриста - водника".
После Малого Толли прошли Виданские пороги и посетили
магазины в дер. Виданы. На обед стали в живописном месте: на
отвесном песчаном берегу растут сосны. Вторая половина дня,
который начинался совсем непримечательно, была отмечена
сильнейшей грозой, под которую мы попали посредине реки. Девать
некуда, сидели в байдах и мокли под прямым ливнем, от которого
начали протекать даже анораки. На ночевку стали под моросящим
дождичком, долго пытались высушиться, плюнули на это дело и
пошли за грибами. Нашли "3 поганки", пожарили их и к ужину было
оригинальное блюдо "картошка с грибным запахом".

Дополнения Костика - старшего:
Малый Толли отделен от Большого только разливом длиной
менее 1 км, и немного виден с места стоянки над Большим.
Предствляет собой порог длиной около 50-70 м и довольно мощными
валами высотой 1 м или чуть больше. Камней нет. За ним через
несколько километров следует пор. Рантукямпи - типа
Кутижмского, но поменьше, вскоре после него - пор. Шверская
Луда и дер. Виданы с Виданскими порогами, скорее напоминающими
длинные шиверы с небольшими порожками. После Виданских порогов
большой разлив с отвесным обрывом на левом берегу. На него
можно подняться и посмотреть на разрушенную линию обороны
времен войны.

День 9.
Этот день можно назвать повторением дня предыдущего с
небольшими вариациями. Пороги в этот день были Бесовецкие -
верхний и нижний. Грозу умудрились переждать, спрятавшись под
нависающими над водой деревьями. Во 2-й половине дня вышли из
реки Шуя и через короткую протоку с несильным встречным
течением вышли в Укшозеро, последнее на маршруте. На стоянку
встали на правом от протоки берегу между деревнями Царевичи и
Косалма.

Дополнения Костика - старшего:
Через дер. Бесовец (или около нее, уже не помню) проходит
автомобильный мост, на котором можно поймать машину, если есть
желание закончить маршрут раньше. От кутижмских порогов до дер.
Бесовец около 30км. Перед Бесовцом есть места для стоянок.
Вскоре после Бесовецких порогов есть место, названное нами
"Лососиный залив". Там вся река перегорожена сетями, сидят
мужики и с этим лососем что - то делают: то ли ловят его, то ли
выращивают, то ли считают . . . Но если идти вдоль левого
берега и поросить их, то они откроют проход, за которым есть
еще один неплохой порожек, из которого немного сложно выйти -
главная струя идет вдоль правого берега, а в конце из нее надо
быстро выбираться на середину, чтобы не вынесло на камни.
Ничего сложного, в общем-то, но интересно. Вскоре после
лососиного залива - деревня, где слева в реку впадает короткая
(1 км) протока из Укшозера. Идти по ней надо против течения, но
оно там почти незаметно. При выходе в Укшозеро слева хорошо
видна Сургуба - она возвышается над озером. На ее оконечности
находится неплохая стоянка. На правом берегу на расстоянии
10-14 км. от протоки есть три варианта окончания маршрута,
следующие один за другим: дер. Царевичи, далее через 2-3 км -
дер Косалма, а еще через 1-2 км - турбаза Косалма, на которой в
рабочие дни, если придти не позднее 4-5 часов вечера, можно
переночевать. Из всех трех пунктов ходят автобусы до
Петрозаводска. Кстати, этот же маршрут можно пройти с этой
турбазы в сопровождении инструктора, на казенных (!) Тайменях и
при входящих в стоимость путевки палатках (плохих), продуктах,
гермах (плохих), спасиках (хороших) и касках (тоже хороших).

Из собственных воспоминаний:
"И на камнях растут деревья". Костик, бродя по берегу,
обнаружил такое глючное место, в котором просто должен быть
проход на другие отражения (тот, кто читал Желязны, Толкиена,
Кастанеду и т.п., меня поймет). Побродив поэтому "месту силы" и
загрузившись почти до отъезда крыши, сделали несколько
фотографий и пошли спать. Засыпали под шум прибоя, который
вызвал поднявшийся ветер.

День 10.
Последний. В этот день ничего особенного не случилось. Те
же бесконечные сборы, нудный дождик и т.д. и т.п. Вышли при
спокойной погоде, но вскоре поднялся боковой ветрер. Хорошо,
что идти было недалеко. Чем ближе база, тем выше настроение. И
вот, наконец, нос байды ткнулся в камни причала и с воплем
"Yes! Мы сделали это!", я выскакиваю на берег, размахивая
изрядно покороеженным веслом, которое эа 10 дней до этого было
совсем новым.

Карелия, 1996 год.
КЧПХ.
===============================================================
FILE: suma.txt
Сума

Mon, 17 Jun 96 09:42:47 +0300
Boris Baranov <Boris_Baranov@p22.f777.n50.z2.fidonet.org>

Знаем-знаем, в прошлом году видел в районе Сумского Посада. Пороги
впечатляют. Правда сами мы решили разведать параллельно ей текущую
р.Колежму, что и осуществили. От Москвы вариантов заброски м.б.два:

1.Через Беломорск, далее в ˜8 часов поезд "Мурманск-Вологда" до Сумпосада,
либо в ˜ 19 "Кемь-Маленга", далее найти машину до пос.Хвойный, или
если хотите, то и выше по течению. От Беломорска до Сумпосада поезд
идет ˜ 2,5 часа.
Есть автобус "Беломорск-Хвойный" в 18.15 (маленький ПАЗик, но на него
не стоит рассчитывать)

2.Через Вологду. В 14.00 поезд ¬ 174 "Вологда-Мурманск" (с билетами проблем
нет). В Сумпосаде он будет в 10.30. Далее как в 1. Лучше для заброски найти
не местную машину (мы нашли Петрозаводский КАМАЗ 1500 руб/км, местные берут
˜ в 3 раза больше, хотя как повезет).

О наличии местных автобусов до Хвойного не знаю, на проходящий
с Беломорска не рассчитывайте.

Да, сам город ˜ 1,5-2 км от станции, можно дойти пешком или на
автобусе, на станции машин как правило нет. Выход проще
простого - прибудете прямо в Сумпосад по воде. О самой реке
пусть расскажет, кто там бывал, я по ней только описание читал.

Борис Баранов

From Alex Tutubalin <lexa@lexa.ru>
Date 3 Aug 1996 21:12:04 +0400

Катер от Сегежи не ходит уже три года. Есть такие варианты
заброски:
- автобус от Беломорска до Хвойного (отправление из Беломорска
в ˜9:00) потом поймать в Хвойном машину и заехать выше (на
Хижозеро или Шунозеро, дело вкуса).
- Автобус от Сегежи до Валдая, потом на машине.
- Поездом Мурманск-Вологда или Кемь-Маленга от Беломорска до
Сумпосада (или автобусом Беломорск-Сумпосад), потом на машине
"вверх".
Последний вариант наиболее удобен, IMHO. Машину в Сумпосаде
найти куда проще чем в Хвойном -- сейчас Сумпосад очень большой
поселок. Поезд Кемь-Маленга проходит через Беломорск в ˜19:00,
т.е. через ˜2 часа после прибытия 344-го поезда
(Москва-Мурманск).

С уважением, Alex Tutubalin

===============================================================
FILE: suna.txt
Суна

От: Konstantin K. Grishin (grishin@com2com.ru)
Дата: 20 мая 1997 г. 23:57

Проезд

- ст. Брусничная. 267 км, КС-III. Озеро - за насыпью
слева по ходу.
Сборка байд - 150 м вперед по ходу поезда, 30 м влево -
поляна у воды.

Лоция

Суккозеро - 13х6 км, плыть восточным берегом. Стоянка
возможна (далее ВС) - ч. час хода в заливе, скрыта мысом с
пляжем + в сужении озера на левом берегу.

Исток Суккозерки - ЮВ озера за двумя о-вами. Ширина 15 м,
берега заболочены. На входе - П1-плотина. Далее П2 -
перекат, просмотр слева.

5км - оз. Колми. ВС - округлая скала ЮВ берега. Выход из оз
- правым берегом не доходя до нее 400м.

П3 - перекат.

П4 - порог , двойной чистый слив в скальном сужении, без
просмотра.

П5 - крутой перекат.

П6 - перекат 100м.

Оз. Сурилампи.

П7 - порог Нежданный, КС-IV. Просмотр слева. В начале -
низкий мост, в русле - шахматка, сильное течение, обливняки
в струе. Во второй части - крутой левый поворот. Падение 7
м. Возможный обнос слева от моста 200м.
Далее до Торосозера возможны завалы. На входе в озеро - ВС
справа.
Выход - левым берегом 500м.

Плес.

П8-порог. Внимание, за ним низкий мост!!! Просмотр слева и
с моста.

Разлив

П9 - перекат.

Оз. Гимольское. 25 х 5,6 км, глуб макс. 3м. ВС - в скальном
архипелаге или на о. Денга.
Идти левым берегом. За Денгой на В - пляж, хорошее место
для дневки. Недалеко геодезическая вышка - по лесной дороге 1,5
км до автодороги, по ней влево, отметка 204 м. Хороший вид.
Если нет захода в Гимолы - вправл в обход островов.

Исток Суны - в дальнем правом углу последнего плеса.

Остров - обход справа.

Оз. Кудамгубское. Берега заболочены. ВС - в истоке реки
слева.

Выход - в конце ЮВ губы озера.

8 км.

Чудозеро. 6х3 км. ВС - основание большого мыса слева по
ходу.

Поросозеро. 9х1км. В поселке почта, магазины.

Конец озера - П10 - порог Пристанский, две ступени, 150 м.

Плес.

П11 - Валамзенский порог, осмотр справа.

Плес с о-вами, проход в правую протоку.

П12 - проход справа от острова.
Сразу пристать влево для просмотра

П13 - Мельничный порог.

Пяльвозеро. Идти по левому берегу. ВС - охотничьи избушки
на правом и левом берегах в середине озера.

5км.

Раздвоение.

П14 - перекат Маркоткоски.

П15 - порог.

Перекат с островом в русле - П16 Коссаниски.

П17 - длинный перекат, переходит в

П18 - порог Корбикошки - два поворота, за порогом - мост
проселка.

Плес.

П19

П20

П21 - порог Лебикоски, многоступенчатый, рек. проход в
несколько приемов.

Плес, с бол. к-вом островов. Идти левым берегом.

Оз. Дяньгаслампи.

Линдозеро. Левым берегом. ВС - слева перед устьем, на
островах, в сужении на берегах.

Дер. Линдозеро. Магазин.

Плес, левым берегом.

Мост, за ним - порог П22, КС-II. Осмотр слева. На входе -
слева шивера. После гряды справа - быстроток. Переход на
пр. берег. У выхода остатки плотины и отмель слева - горка.
В струе два обливняка!

ВС - слева за порогом. Возможна дневка.

Плес 4 км.

П23 - Шильмяйтокоски - шивера 500 м с правым поворотом в
конце, за ним - бочка за плитой. В низкую воду на входе
слив с гяды. ВС - справа перед порогом.

П24 - Ковеланлиете-Коски, КС-II. Прорсмотр слева. 200м.
Вход - слив в узости, затем крутой левый поворот с грядой
слева на выходе.

П25 - 600 м перекат , 3 поворота в широком русле.

П26 - Леполису, шивера 150м, проход правым краем струи.
Осмотр затруднен.

Два простых переката.

П27 - бурный перекат.

мелкий перекат.

П28 - Сухой ,600м, КС-II. Проход левой протокой.

Плес, много камней.

Ламбина с островом. ВС - левый берег за устьем ручья.

П29 - шивера.
раздвоение.

П30 - Каданлоама, КС-II. шивера 300м с правым поворотом, за
ним горка с обливняками.

П31

П32 - Длинный. 1,2 км.
Высокая вода: КС-III. Тщательный осмотр справа.
Вход, плавный правый поворот, основная струя влево от
плиты, за бочкой вправо между струей и отбоем. 500м
быстротока, по центру. Перед островком у правого берега -
справа на центр свал воды с камней, плохо с воды читается.
Крутой левый поворот, водоскат.
Низкая вода: КС-II. Просмотр слева. В сужении у острова
остается горка с обливняками.
ВС-за порогом на высоком берегу

П33 - Корбикошки-2 с островом в начале.

П34

П35 - Блин, КС-II. Просмотр слева.

П36 - водоскат.

П37 - Ледяной. Шивера 600м.
Высокие скальные берега.

6 км.

Впадение р. Семчи.
через 2 км - залив вправо, затем влево - залив Лавалампи.
Справа - перспектива Викшеозеро.

В начале Викшеозеро - ВС справа, на островке перед входом в
пролив на Гирвас.

Перед о-вом на разливе - налево. Перед мостом слева - вход
в Пионерный канал, обонован.

Суна кончилась

В Гирвасе плотина, от Гирваса до Сундозера сухое русло.

Подъем до ГЭС.
Обнос плотины справа. Из поселка ходит автобус до
Петрозваодска, 2 часа.
Пальеозеро, по правому берегу. ВС - северная оконечность о.
Большой.
СЗ залив - выход в р. Нивка.
П38.
Кримозеро.
р. Тивдийка.
П39 - шивера, 1 км, падеие 7 м. Просмотр, при желании обнос
- слева.
Оз. Сандал.
Много островов. Проход по восточному берегу, при выходе
держать справа от Нигострова, дабы не спутать заливы.
ЮЗ залив (Нигозеро)

ст. Кондопога.
===============================================================
FILE: suna2.txt
Суна

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

Ст. Гимолы - Поросозеро - Пяльвозеро - Линдозеро - пос.
Гирвас

Протяженность........................ 160 км

Сроки проведения..................... 26 июня - 9 июля
1993 г.

Руководитель......................... Коцот С.Я.
г.Москва, ул.Липецкая, 13,
кв.187
тел.дом. 328-68-54
тел.служ. 312-62-38

Маршрутная книжка N.................. 04/4-222

Выдана............................... МКК МосГорСЮТур


Маршрут оценен 2 кат. сложности
Зачтен участникам и руководителю

Использовать в библиотеке МосГорСЮТур

3. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Река Суна протекает в западном районе Карелии, граничащем
с Финляндией. Оптимальный вариант подъезда таков: поезд Моск-
ва-Петрозаводск, далее пересадка на поезд Петрозаводск-Косто-
мукша, отправляющийся в 19.30 и прибывающий в поселок Гимолы
в 03.03. До берега Суны ведет грунтовая дорога (4км). Участок
реки от Гимольского озера до Поросозера спокойный; от Поросо-
зера до Гирваского водохранилища - изобилует порогами. Берега
иногда заболоченные, особенно часто между Пяльвоозером и Лин-
дозером, а в основном покрытые лесами (хвойными и смешанными).
На протяжении 160 км маршрута встречаются пять населенных
пунктов: Гимолы, Поросозеро, Линдозеро, Каткары, Гирвасе; в
Линдозеро и Койкары по пятницам приезжают автолавки. В Гимо-
лах, Поросозере, Гирвасе есть магазины.
На озерах много островов, некоторые лесистые. На островах
и по берегам озер много охотничьих и рыбацких домиков. От по-
селка Гирвас есть прямой автобус до Петрозаводска, но твердого
расписания нет, так как не хватает бензина и водителей. В
тридцати километрах от Гирваса на реке Суна находится один из
самых крупных водопадов Европы - водопад Кивач. Чтобы на него
посмотреть нам удалось договориться с водителем автобуса, ко-
торый возит рабочих для ремонта трассы.
Водопад находится в восьми километрах от трассы на Петро-
заводск, поэтому путь обратно не представлял сложности. В Пет-
розаводске всегда можно остановиться в СЮТуре: ул. Толстого,
дом 4; тел. 5-91-18). Ехать до СЮТура на троллейбусе N1 (чер-
ный). Из Петрозаводска можно совершить экскурсию на остров Ки-
жи. Удобнее и дешевле использовать для этого не экскурсионные
катера, а рейсовую "Комету", отправляющуюся в 13.00 из Петро-
заводска и в 20.30 с острова, тогда как экскурсионные катера

<<

стр. 23
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>