<<

стр. 25
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

нее. Надью разожгли такую яркую, что чуть не спалили лес,
пришлось ее делать "сдвинутой". Жахали, на жахи прибежали два
местных рыбака, которые предложили семгу за 35 тысяч кг или за
спирт. Спирт у нас кончается, а денег жалко. Сидим болтаем.
Потом поднимается ветер, и мы расходимся спать.

11.08. ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ

Утро пасмурное и ветреное. Встаем дежурить в половине де-
сятого. Дни пролетают быстро, дежурства подступают неожиданно.
Очень плотно завтракаем - надо подчищать съестные запасы. В
одиннадцать с хвостиком выходим. Женщины бредут по берегу, Ле-
на собирает молоканы и ермаковики - грибы, которые Ира называ-
ет поганистыми. У меня почетная миссия - заснять путь Князя
вверх по Воньге его фотоаппаратом. Есть, что снимать. Интерес-
но смотрятся наши мужчины, когда ведут, как овечек за веревоч-
ку, свои байды, или с трудом перегребают струю. Почти
двухкилометровую шеверу с порогом они проходят за 45 минут.
Князь принципиально не обувает сапоги, весь поход проводит в
кедах, мокрый до пояса. Вместе с шеверой почти кончается тече-
ние. Садимся в лодки экипажами и довольно быстро плывем вверх.
Островские пытаются "сделать" Бабкиных. Слабо! Проще "сде-
лать" Нефедовых, которые сзади. Вновь солнце. Встречаем две
группы. Они все стремятся к Белому морю, а мы наоборот. Перед
д.Воньгой начинается длинная шевера с порожками, раздельно с
капитанами проходим ее. В самой деревне красивый порог, обра-
зованный разрушенной плотиной. В прошлом году его почему-то
никто не заметил. Меняются берега. Теперь вдоль них частоколом
высокие березы и елки, трепещущие осины, высокая трава с сире-
невым иван-чаем.Народу, как и было обещано Антоном и Сережей
О., - тьма. Встаем сразу за деревней в 50-ти метрах от другой
группы. Красивая поляна, но обжитая до безобразия. Мужчины в
помойках находят резиновые заплатки, остатки шпур, Сережа Б.
отыскивает бутылочку не то с ацетоном, не то с ТГФом, который
Сереже совсем не нужен, но вызывает обильное слюноотделение у
Антона. Он хочет найти такое же. Детям здесь нравится. Они бе-
гают по высокой траве в деревне, которая насчитывает две из-
бушки, играют в карты. Нет комаров. Вечером традиционный жах,
очень вкусно приготовленные Леной грибы, последняя сигарета,
раскуренная как трубка мира двумя Сережами и Антоном и сильный
холод. Замерзает вода в ведре, леденеет тент, над прямой рекой
клубы тумана. Идем в палатку греть детей, постояв у надьи и
немного поболтав.

12.08. ДЕНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ

Померзли ночью, Лена проснулась с насморнком. Светит
солнце, но ветер холодный. Решаем после завтрака пойти за яго-
дами. К женщинам присоединяется Князь, только идет в другую
сторону. Остальные мужчины собирают байдарки, дети играют.
После трехчасовых поисков ягод набираем литровый ковшик черни-
ки на четверых. Этого едва хватит на кисель. Все обобрали дру-
гие туристы. Как мы теперь оценили маршрут и те безлюдные
ягодные места, где побывали! Жаль только, что мало постояли на
озерах или море. Но кто же предполагал такое быстрое прохожде-
ние последнего участка пути?! Учтем на будущее. Остаток дня
ничем не примечателен, кроме того, что дети рассорились, и Аня
написала в своем дневнике: "Юля и Таня плохо себя вели. Я тоже
нехорошо". Самокритичная девочка! (Девчонки скоро помирились).
Упорный Князь вернулся через семь часов с полным голубики се-
милитровым каном. И где он ее только нашел! Антону обломился
пузыречек ТГФа после того, как он убедил Сережу Б. отказаться
от находки. Все байдарки собрали, кроме князевской. Князь ак-
куратно разложил ее на составные части и сел вязать морские
узлы, руководствуясь какой-то книжкой. Весь день никто не ку-
рил, но выпили по пиву, купленному на станции во время 2-х ми-
нутной стоянки поезда, исключительно для поддержания традиций.
Опять холодный вечер, вкусный ужин - обилие оладушек со сгу-
щенкой, которые испекли Ира с Леной из 2-х кг муки. Остатками
муки устраивали фейерверк на надье. Потом ложились спать, усы-
панные мучным пеплом.

13.08. ДЕНЬ ПЯТНАДЦАТЫЙ

Кошмарное утро. Ранний подъем, учиненный Сережей О., при-
вел меня к головной боли, а Антона к испорченному настроению.
И просили-то всего лишь 15 дополнительных минут для сна у Се-
реги. Не дал. Суровый. Как не задалось у меня утро, так и пош-
ло. Выпал жребий идти с Олей на станцию в первых рядах и ждать
поезда лишних два часа, сторожа вещи. Станция Воньга - тоскли-
вое зрелище: два грязных дома, помойки кругом, разрушенные са-
раюшки и глупые собаки,лающие понапрасну.Всего там живет 10 че
ловек. За второй заход подтащили все вещи. Шли по широкой
просеке 2 км от деревни. Это было удобно, только бедный Антон
страдал от происков коварной жены, положившей в рюкзак лишнюю
бутылку с водой и Танюшкины брюки. Столько мучений от недос-
панных утром 15-ти минут! Сережа О. пытается исправить ошибку,
поспав по 15 минут за Ларису и Антона на пнях, но это не помо-
гает. Выясняется еще, что мы пришли на станцию за 4 часа до
отхода поезда (если считать от первого захода). Непонятная
предусмотрительность, за которую женщины хотят Серегу побить,
а он их в скрытой форме оскорбляет. Но зато потом, когда при-
ходит поезд, все идет как по маслу. (Коллективная мудрость
мужчин). Мы едем недолго на север до ст.Лоухи, там легко поку-
паем билеты, через час садимся в поезд (приблизительно
20.00.), где за дополнительную плату меняем вагон и заполучаем
2 купе, сидим душевно, едим, пьем, и с чувством превосходства
смотрим на бедняг-туристов в Кеми, которые в час ночи только
садятся в переполненные вагоны на узком перроне, зажатом с 2-х
сторон поездами. Единственное маленькое неудобство - не рабо-
тает тамбур, ведущий в голову поезда, где кипяток. Но мы и это
преодолеваем. Сережа Б., подстрекаемый Князем, перелезает в
разбитое окно двери между вагонами, приносит кипяток, Князь
ему помогает (он бы и сам пролез - комплекция не позволяет).
Ложимся спать и сквозь сон слышим, как какая-то группа проры-
вается в двенадцатый вагон через эту разбитую дверь.Тяжело им
с лодками-то!

14.08. ДЕНЬ ШЕСТНАДЦАТЫЙ

Едем. Спим - едим - спим. Как всегда в конце немножко
грустно. Но все кончается, а, это, надеюсь, не последний по-
ход. У меня он оставит хорошие воспоминания, а другие за себя
пусть сами скажут. Вести дневник старалась добросовестно, и
это все.
Лариса Бабкина.


Определение притока реки по Князю: (def) Если надеть на
себя рюкзак и прыгнуть вперед, то: если остается отпечаток но-
ги на почве - это приток, а если нет, то - увы нет.
Сергей Бабкин.


Этот чудный (от слова "чудной") поход вскрыл огромные ре-
зервы наших с Анютой организмов: в день проходили по 15-20 км,
по болотам и кочкам, в сплошных комарах и редких змеях, и ос-
тавались живы и веселы. Спасибо хорошей компании! У Анюты пос-
ле пройденного открылся писательский талант. Растет достойная
смена тете Ларисе!
Островская Ира.


Мой первый в жизни водный поход. Удивительная Карелия:
чистые леса, шум воды, обилие ягод, ночные костры, очень дру-
жественное отношение ребят. Спасибо всем!
Сабурова Оля.


Процедура покупки пива с вологодского поезда на ст.Воньга
заслуживает отдельного описания.
Еще до прихода поезда выпытали у местных, где останавли-
вается вагон-ресторан, но ошиблись на 2-3 вагона. Когда Серега
Островский дошел до заветного вагона, двери его были плотно
закрыты. Однако, вдруг дверь открылась, и появилась тетя в бе-
лом халате:
- Вам чего?
- Пиво есть?
- 1200.
В этот момент поезд трогается.
- Ой!
- Вам сколько?
- Десять.
- Ой!
Тетя удаляется, мы отсчитываем деньги, поезд набирает
скорость. Тетя возвращается с пятью бутылками, берет деньги и
уходит за оставшимися пятью. Серега бежит за поездом, бросая
на бегу бутылки в траву. Когда тетя принесла еще пять бутылок,
поезд набрал приличную скорость, и Серега принял на бегу три
бутылки из пяти. Ну, все. Руки у Сереги заняты, положить бутыл
ки - потерять скорость, а я безнадежно отстал. Но в этот мо-
мент Островский замечает, что впереди по ходу поезда стоит
Сергей Бабкин. "Ему отдайте", - кричит Островский вслед уезжа-
ющей в северную даль тете. В следующую секунду Бабкин каска-
дерским движением принимает последнюю пару бутылок.
Еще не осознав удачи, мы собираем брошенные в траве бу-
тылки. Все десять на месте! Впрочем, до лагеря мы донесли
только девять. Командировочные расходы...
Сабуров Миша.

Поход длился один день, с 31.07. по 14.08. День был сол-
нечный, ягодный, комариный, рыбный, костровой и запоминающий-
ся. Было много женских упреков. Удалось пройти по ручью, реке,
озерам, морю и опять по реке. День был удачным, но очень ко-
ротким! Хочется вернуться сюда снова! Островский Сергей.
Замечательные были места: практически непосещаемые людь-
ми. Мечта любого рыболова и охотника, грибника и ягодника.
Правда, рыболовы забыли коптерню (а зря!), охотники посчитали,
что 12 (двенадцать) человек можно накормить 1 (одним) глухарем
(который тетерев) всего 1 (один) раз за поход (сомнительно!);
а как не повезло грибникам с погодой (зато как повезло всем
остальным!); ну а ягодники, думается, глядя в свои пустые каны
и ведра, будут вспоминать те немерянные черничные поля, по ко-
торым прошел почти весь поход (ух, ты!). Выводы и коррективы в
раскладке и снаряжении (коптерня, песок для ягод...), думает-
ся, очевидны. Да, кстати, о раскладке. На следующий год она
видится примерно такой:
1. Спирт - 2 л/чел.
2. ...
3. ...
Князев Игорь.


После дневника Ларисы любая добавка к жизнеописанию похо-
да будет выглядеть жалко и бледно, как мне кажется. Поэтому
хотелось бы сделать только некоторые выводы на будущее.
Во-первых, безлюдные места с рыбой и дичью начинаются в
Карелии примерно в пятнадцати километрах от железной дороги,
при условии, что туда нельзя добраться на машине, мотоцикле
или на лодке. При этом расстояние от моря тоже должно быть не
менее десяти-пятнадцати километров.
Во-вторых, для нас не страшен волок по ручьям, при усло-
вии, что байдарки хорошо проклеены. Однако, наверное, такому
волоку может сильно мешать дождь, так как по берегу идти будет
трудно из-за мокрой травы.
Далее, надо брать с собой капроновую черную или коричне-
вую сеть с толстой ниткой высотой один-полтора метра, длиной
метров тридцать-сорок и ячейкой сорок-шестьдесят. Использовать
такую сеть можно как брезент на озерах и для "прочесывания"
порогов на реке.
Наконец, полезно знать, что семга поднимается в реки из
моря примерно в середине августа, но ловят ее в основном в
крупных реках.
Общее впечатление о походе. Похоже, у нашей группы выра-
ботался уверенный душевный стиль, и это хорошо.
Антон Нефедов.
Лена Нефедова.
Таня Нефедова.



===============================================================
FILE: zaonezhe.txt
По озерам и рекам Заонежья

Отчет подготовил Николай Семин (nick@ibrae.ac.ru)
http://www.ibrae.ac.ru ¦ http://www.ibrae.ac.ru


Интересный маршрут можно порекомендовать по району южной
Карелии.

Маршрут легко доступен для приезда и отъезда и в тоже
время проходит по малонаселенной местности. Хотя в этом районе
можно набрать маршрут до 3 категории сложности, но большинство
препятствий находится в районе населенных пунктов, пороги
засорены строительным и прочим мусором и по этой причине
интереса не представляют. Для семейного же отдыха район
представляет несомненный интерес. Маршрут проходит в районе
одним из первых освоенных новгородцами: сведения о поселениях
Шуньга, Толвуя, Кижи относятся к 14 веку, возникли же они еще
раньше. Здесь много сохранившихся деревянных памятников
архитектуры. К его достоинствам можно отнести живописность
мест, удобство подъезда и отъезда, теплую воду (в конце июля
начале августа), хорошую рыбалку, обилие грибов и ягод,
относительную (по сравнению, например с Южной Шуей) малую
посещаемость. Недостатки: встречаются змеи.
Информацию о фрагментах маршрута можно найти: в "Водных
маршрутах европейской части СССР", в журнале "Катера и яхты"
(где-то 1974 год) в статье Л. А. Плечко "Из Лижмозера в
Заонежье", в вышедшей недавно книге А. Л. Шилова "На байдарках
по Карелии". Описание части маршрута по реке Лижма можно найти
на сервере у Максима Мошкова.

Варианты маршрута:

1. ст. Кяппесельга - оз. Шайдомозеро - р. Шайдомка - оз.
Лижмозеро - р. Лижма - оз. Кедрозеро - оз. Тарисмозеро - губа
Бол. Лижемская (Черга-губа) - Уницкая губа - оз. Ладжмозеро -
Турастамозеро - оз. Ванчозеро - оз. Космозеро - губа Святуха -
пос. Великая губа - Петрозаводск. 250 км, число ходовых дней -
10, кат. 1-2.
2. ст. Кяппесельга - пос. Уница - Уницкая губа - далее по
1.
3. ст. Медвежегорск - Повенецкий залив - Кефтенгуба - оз.
Ванчозеро - далее по 1.
4. ст. Новый Поселок - оз. Кедрозеро - далее по 1.
5. ст. Лижма - губа Бол. Лижмская - далее по 1.

Вариант 1

Доезжаем поездом до ст. Кяппесельга. На станции нужно
снять машину. С давних пор недалеко от станции находится
автобус, который привозит рабочих из пос. Уница, который и
можно арендовать. Про этот автобус мне рассказывали знакомые,
которые ходили тут лет двадцать назад, мы тоже добирались этим
автобусом, и каждый раз проезжая мимо вижу его недалеко от
станции. Если автобуса не будет - найти машину не представляет
большого труда. Шайдомское озеро небольшое, берега низкие -
песчаные и каменистые. Двигаемся на юг к противоположному
берегу, где берет начало река Шайдомка. Длина реки около 8 км,
стоянок нет, местами требуется проводка.
оз. Лижмозеро довольно симпатичное с большим количеством
островов, песчаных пляжей. Здесь легко найти стоянку. Вода в
озере очень чистая - в озере по рассказам ловятся раки - нам
поймать не удалось. На озере два селения - дачные поселки на
острове Большой, раньше здесь находилась небольшая, симпатичная
церквушка, но она сгорела. Магазинов нет. Можно совершить
прогулку в пос. Тивдия и пос. Белая гора, очень красиво
расположенного на берегу Тивдийки. Напротив бывшие мраморные
разработки, здесь добывали мрамор для постройки Петербургских
дворцов.
Исток Лижмы находится в Восточной части Лижмозера за
островом Серяк - здесь находится небольшой рыбацкий поселок.
Длина Лижмы 15 км. 5 небольших перекатов (30-100 метров) - все
кроме последнего можно проходить без просмотра. Прохождение
последнего затруднено развалинами моста. Стоянок почти нет. При
впадении в Кедрозеро река раздваивается - лучше выбрать правую
протоку - здесь на высоком берегу стоянка.
Кедрозеро длинное, узкое и довольно скучное. На протяжении
первых 10 км стоянок нет - они появляются только после пос.
Лижма. Из юго-восточной части оз. Кедрозеро вытекает Нижняя
Лижма - здесь небольшой дачный поселок и мост. За которым
начинается порог длиной 1 км. Мост придется обнести. Порог
можно проходить в зависимости от уровня воды. Удобная дорога
для обноса по левому берегу. Порог оканчивается в оз.
Тарисмозере. Небольшое красивое озеро богатое рыбой, которую
ловить запрещено. На берегу завод, построенный финнами по
разведению форели. Вторая часть завода находится при впадении
р. Лижма в губу Бол. Лижемскую. Именно сюда возили Б. Н.
Ельцина и финского президента для ловли рыбы - насколько я
помню Ельцин поймал 8 штук, а финн только 5. Форель, которую
выращивают здесь, можно купить в рыбном магазине в Москве.
После оз. Ламба еще небольшой порог (400 метров) под ж. д.
мостом далее 2-3 км спокойной воды. Затем появляются дома дер.
Лижма и начинается самый большой порог н! а р. Лижма. Порог
довольно красивый, зажат высокими берегами и проходит прямо
через деревню. Длина порога около 1 км. Возможен обнос порога
через деревню. В деревне магазин, почта. За деревней начинается
Лижемская губа (Черга-губа) - недалеко от берега цепочка
островов - где можно найти стоянку.
Отсюда начинается путешествие по губам Онежского озера.
Здесь нужно соблюдать особую осторожность - волна подымается
очень быстро, а на открытых участках Онежского озера может
начаться настоящий шторм - по возможности нужно держаться ближе
к берегу, пересекая большие плесы под прикрытием островов.
При тихой погоде можно пересечь Лижемскую губу и
продвигаться вдоль южного берега. Берег очень красивый,
возвышенный, скалистый - множество симпатичных островочков, но
стоянок немного. Доходим до Уницкой губы - здесь лучше тоже
сразу пересечь ее и двигаться вдоль левого берега. Чудна погода
в этих местах, когда мы плыли по Лижемской губе - вода была
зеркально спокойной - Уницкая же губа встретила нас довольно
сильной волной с барашками и шквальными порывами ветра. Когда
находились в Уницкой губе - волнения почти не было, в Онежском
озере начался шторм и несколько яхт принимавших участие в
регате, довольно сильно пострадали.
Попав в Уницкую губу обязательно нужно постараться
посетить Вегорукскую губу.
В южной части три брошенных деревни (около 200 домов) и
небольшая симпатичная церковь. Поселение было основано еще во
времена Петра 1. В то время здесь находился небольшой завод.
Сейчас жители деревень переселились в Ламбасручей. Из
поселка два раза в день ходит автобус до пос. Великая губа.
Место для стоянки можно найти на небольших полянках около домов
- особую осторожность следует соблюдать при разведении костров.
Все поляны богаты земляникой - но тоже нужно быть осторожным -
часто встречаются гадюки
Далее двигаемся по губе на север мимо острова Миж, ища
небольшую протоку в Уницкую губу. Уницкая губа в этих местах
очень красивая - скалистые утесы, небольшие острова, внутренние
озера оставляют незабываемое впечатление. В конце июля в лесах
много грибов - белые, подберезовики, подосиновики. Со стоянками
проблем нет.
Продвигаемся вдоль правого по ходу движения берега в
поисках остатков пристани - начинается наиболее интересная
часть маршрута, и начинается она с небольшого 3 км волока.
Пристаем к развалинам пристани - здесь небольшая полянка, видны
остатки фундаментов нескольких домов - возможна стоянка. Прямо
к поляне подходит дорога, но волок можно сократить, если найти
в дальней части стоянки заросшую тропинку, которая идет через
лес, небольшое болотце и выходит к дороге. Дорога идет к
Ладжмозеро. Волок еще раз можно сократить, если после
триангуляционной вышки найти небольшую тропинку, уходящую
влево, по ней до озера метров 400. На берегу небольшая полянка,
напротив старинная деревня Черкассы (по рассказам местных
жителей, основанная староверами).
В деревне около десятка домов и два памятника - полу
развалившийся дом купца Абакумова и в таком же состоянии
часовенка 18-го века. Магазина нет, но у местных жителей можно
купить зелень, яйца, молоко.

Ладмозеро одно из красивейших озер этого района. Вода в
озере исключительно чистая - прозрачность около 8 метров.
Двигаемся вдоль западного берега вдоль узкого, но длинного
мысочка (около 6 км) в конце мыса симпатичная стоянка на
высоком скалистом берегу. В восточной части озера небольшая
полянка с развалинами нескольких домов - здесь небольшая
протока соединяющая Ланчозеро и Турастмозеро. Протока
непроходима - небольшой волок (200 метров) через полянку - еще
раз стоит напомнить о змеях. Во время нашего прохождения этого
участка - косцы за день убили на этой поляне 4-х гадюк.
Турастамозеро небольшое симпатичное озеро богатое рыбой.
Если есть время, стоит постоять на небольшой полянке прямо
напротив места обноса. Здесь небольшой холмик, под которым ямка
глубиной 3-4 метра, на дне находится упавшая береза, при нашем
отходе она как новогодняя елка была украшена блеснами. Очень
хорошо брал крупный окунь и щука.
Далее путь лежит по реке Кулома. Сразу нужно подготовить
топор и пилу - наверняка встретится несколько небольших
завалов. Почти сразу речка делится на два рукава - идем левым.
Через 200 метров низко габаритный мост - обнос (30м). Далее
встретятся два порога 150 и 300 метров, скорее всего,
потребуется проводка или обнос. Далее идут плесы с берегами
обрамленными тростником и осокой; на поворотах ивы. Местами
русло сужается до 1-2 метров - здесь и пригодится пила и топор.
Далее Кулома протекает через небольшое озерцо, полностью
заросшее тростником, ориентация очень затруднена, после озера
русло расширяется и скоро появляется Вангозеро. Среднее время
прохождения Куломы 3 часа. При желании можно избежать
прохождения реки, совершив волок (4. 5 км) по дороге.
Вангозеро лучше сразу пересечь, так как восточный берег
более удобен для стоянки. Отсюда предстоит совершить волок в
Космозеро - сначала по тропинке до дороги и затем около 500
метров по хорошей дороге. Берега Космозера в этом месте низкие,
малопривлекательные. Пересекаем его и ищем небольшую протоку в
губу Святуху. По протоке плывем до деревни - отсюда лучше
совершить небольшой волок (400-500м. ). В деревне река мелкая,
завалена мусором - плавание по ней утомительно.
Губа Святуха одно из удивительных мест Карелии. Длина
около тридцати километров ширина 700-800 метров. Скалистые
берега высотой до 80-100 метров, множество прекрасных стоянок.
Недостаток один - много туристов - но стоянок все равно больше.
Можно подняться в одно из прилегающих озер - Чужмозеро,
Гагхозеро. Там мы не были, поэтому приведу отрывок из книги А.
Л. Шилова "На байдарках по Карелии", описывающий этот участок
маршрута:
"Отдохнув на островах, полазив по скалам, половив рыбу,
следует вернуться к устью Чужмуксы, чтобы посетить изюминку
маршрута: оз. Чужмозеро и Гакхозеро. Вход в речку зарос
тростником, и отыскать его не просто. Ширина реки 3-4 метра.
Подниматься по ней предстоит всего около 300 метров, до покоса
справа. На остальных 4 км река имеет перепад 22 метра, т. е.
совершенно не проходима. В этом легко убедится, проплыв или
пройдя берегом 300 метров до спрятанного в кустах и деревьях
водопада с остатками мельницы.
От покоса идет хорошо набитая тропа 700-метрового волока,
спрямляющая петлю Чужмуксы. Тропа приводит к проходимому истоку
реки (до озера осталось 300 метров). Из реки вы попадаете
западный залив Чужмозера, имеющего длину 8 км при наибольшей
ширине 1. 3 км. Озеро и его берега очень красивые. Берега
сухие, скалистые, вода очень чистая. Еще живописнее виды на
Гахкозере, на которое можно попасть недлинной протокой из ЮВ
части Чужмозера"
Путешествие заканчивается в южной части губы. Здесь идет
дорога до дер. Космозеро (около 2 км), где можно найти машину
до пос. Большая губа. В деревне Космозеро есть сохранившаяся
шатровая церковь 18-го века. Отсюда 2-3 раза в день ходят
кометы до Петрозаводска. По пути можно сделать остановку на
острове Кижи.

Вариант 2. От станции Кяппесельга доезжаем до дер. Уница.
Шофер посоветовал нам побыстрее отъехать от деревни - очень
своевременный совет. Буквально через полчаса после нашей
высадки к берегу стали подтягиваться местные мужички, которые
стали проявлять явный интерес к количеству запасов спиртного,
находящегося в наших мешочках. Первые 7 км вдоль берега
довольно скучные - берега низкие, заболоченные. Затем
появляется череда длинных красивых песчаных пляжей с хорошими
стоянками. Вдоль берега идет дорога, которая обрывается у
разрушенного моста - здесь можно и поискать стоянку. Отсюда до
развалин пристани, от которой начинается волок в Ладжозеро
около 12 км. Далее следуем по маршруту 1.

Вариант 3. Он описан в "Водных маршрутах европейской части
СССР". Можно плыть 40 км по Повенецкому заливу до Кевтень губы
(или сразу до губы Святухи). Либо нанять машину и проехать этот
участок. Машины стоят прямо на станции - но народ весьма
избалованный и обычно требует довольно много.

Варианты 4, 5. От станции Новый Поселок до воды 200
метров. Нужно только узнать останавливается ли тут поезд. Когда
мы выбрали этот маршрут - билеты нам продали, но в поезде
выяснилось, что в этом году остановки там нет, правда, нашелся
добрый человек, которому нужно было там выйти - он просто
дернул стоп-кран, этим воспользовались и мы. В этом случае
можно подняться по Лижме до Лижмозера - подъем не особенно
труден. Либо спускаться вниз. От станции Лижма до Лижемской
губы около 3 км.
===============================================================
FILE: lizhma.txt
Лижма

From: Maykl Legzdayn 2:5030/114.3 05 Sep 94

Итак, наш маршрутик в этом году был небольшой, но вот такой:

- До Петрозаводска, от него местным до Кяппесельги. Там нашли
самосвал, на котором (в кузове) были успешно доставлены на
берег Шайдом (Чертово) озера. Собрались, загрузились и пошли
на острова, имеющиеся на этом озере.
- На следующий день ушли из озера по речке ШАйдомке (узкая и
мелкая, местами проводка, но зато чернику собирали не вылезая
из байд). По этой речушке вышли в Лижмозеро и встали,
опять-таки на острове.
- Лижмозеро. По левой стороне тянуться песчаные пляжи и рукой
подать до p.Верхняя Лижма (продолжение пути), но нас понесло по
правому берегу,- углядели мы на карте значок церкви и решили
посмотреть. Шли мы и шли, но оказалось, что церковь два года
назад сожгли, но осталась другая, на острове рядом с первой.
Однако, тоже не действующая, хотя и в приличном состоянии
(стены, конечно, не обстановка). Здесь же познакомились с
местной пожилой парой, которая угостила нас разной "зеленью", и
вообще, пообщались неплохо с ними. Дальше захватил нас
небольшой такой ливень с волнишкой и мы вынужденно прибились к
мысику, на котором сидели две дневки в связи с заболеванием
одной из участниц. Потом пошли мы дальше и вошли в
- р. Верхн. Лижма, прошли чуть и встали. Рыбы там жуть и на
голый крючок кидается :). есть там простенькие перекаты (6-7 по
50 м)
- Дальше Кедрозеро, длинное, узкое и неинтересное. Рыбалки не
было, зато в сельмаг сходили (хлеба свежего, повидла да молока
купили)
- Из Кедрозера в Тарасозеро ведет маленькая, но противная
речушка без названия, состоящая вся из одной мелкой и противной
шиверы. Здесь нас постигла невосполнимая утрата: потонула моя
любимая и единственная кружка (18 лет с ней ходил
у-у-у-у-у-у--у).
- Тарасозеро. Маленькое совсем и спокойное. На берегу чья-то
дача с фонариками и черной "Волгой"...
- р. ижн. Лижма, это так:
шивера 1 км, мелкая, простая
разлив
перекат
мосты ж/д, под ним первый порог (так себе на 2)

авто и на выходе реки, сразу после моста поворот направо и
вход во второй порог (500 м, с поворотами) энтот уже
посерьезнее немного (3-4), но, зараза, сухое лето - воды мало,
подрались немного, но ничего.
- Дальше - Лижемская губа (Черга). Погода к моменту нашего
выхода из порогов в нее испортилась окончательно, дождик сеет,
усе мокрое и снизу и сверху, уставшие и ни одного места под
стоянку. Пргреблись еще часа полтора и нашли маленькую
поляночку. Не выгружаясь запалили костерок и тут на катере
подвалили местные (лет по16) и "попросили" (с воды, правда)
у!@#$#$$%^ь, пообещав вечером (дело происходило часов в 19)
вернуться. Пришлось грябать еще 2 часа по "большой" воде против
ветра, не видя берега куда из-за дождя. Поставились
практически на скале на мысу. Но в кайф:)
- А дальше с погодой и просто привет начался: дождь, волна
от60 см и выше и все это, естественно, в морду, и температура
днем 12-15, ночью 5-7. Три дня были вынуждены стоять на острове
(на нем же застряли две московские группы) и ждать :((( И
обломались наши Кижи (куда собирались), и пришлось нам
сруливать домой :((((. Дошлепали до пос. Горка, поймали машину
и из Кондопоги...
===============================================================
FILE: tunguda.txt
Тунгуда

From: Mikel Zmurov 2:5020/68.30
To: Eugene Pasynkov 25 Jun 95

EP> Посидел я тут как-то над картой и увидел там речку под названием Тунгуда.
EP> Это под Беломорском, начинается где-то километров на тридцать южнее начала
EP> Охты, втекает в Беломоро-балтийский канал, протяженность навскидку около
EP> 100-150 километров.. Но это не важно, а важно то, что она: 1) довольно
EP> широкая 2) с легким подъездом (до Машозера, если кто знает) 3) !!! вся
EP> утыкана порогами, многие из которых имеют имена
EP> Так вот, может ли кто-нибудь сказать что-либо дельное на эту тему?

Библиотека туриста, "Север", Москва, ФиС, 1975.
----------------------------------------------------------------------------
Маршрут 16 Тунгудский (водный)
Ст.Кочкома -- оз.Компаково -- реки Рува -- Куженга -- озера Березовое --
Тунгудское -- p.Тунгуда -- ст.Тунгуда. Протяженность - 182км. КС - 3.

IMHO, интересная речка. Крупных озер, правда, нет. Должна быть довольно
мощная, площадь бассейна к Нов. Машозеру примерно как у Охты к Лежеву озеру.
Перепад уровней примерно такой же (у Охты - ˜50м, у Тунгуды- 58м). Уклон
поменьше (˜1.8 м/км и ˜1.0 м/км)


Маршрут проходит в одном из наиболее малонаселенных районов
Карелии - всего три населенных пункта в верховьях Тунгуды. На
маршруте 24 порога, 3 плотины и три обноса длиной до 100м.

Маршрут начинается от бывшей деревни Компаково, на берегу
одноименного озера. Подьезд к озеру сложен: от ст. Кочкома на
попутке 85км по грунтовке в сторону поселка Тикша; на 57км
поворот направо, на север, к поселку Пертозеро (8км); дальше на
север по левой дороге 15км до очередной развилки, от которой
(левая дорога) еще 5км очень плохой лесной дороги. Оз.
Компаково 8км длиной, 2км шириной, берега заболочены. Из
восточной части северного конца вытекает речка Рува (длина
10км, шир. не более 10м). Рува впадает в Куженгу, а та через 8
- 10км в оз. Березовое. На Куженге 2 несложных порога длиной по
50м.
Размеры Березового 4 на 8км. Оз. Тунгудское отделено от
Березового 4-х км косой.
Река Тунгуда начинается в 6км на восток. Тунгуда (92км)
начинается лесосплавной плотиной. В 70м за плотиной порог около
40м длиной. Следующие 9км без препятствий. У входа в
Космюсозеро порог. Сразу за Космюсозером порог Мельничный
длиной около 1,5км. Две ступени. Между ними мост
Следующие 16км без препятствий. По карте - длинный порог
(150-300м). Да и суммарный перепад между Космюсозером и Верх.
Машозером 7 м - как раз для двух приличных порогов.
Дальше плотина в конце Верхнего Машозера. Сразу за
плотиной - 300-метровый порог Домашний, требующий просмотра.
Через 1км - озеро Козеламбина (по книге - два озера, по
карте - одно :-)

Через 5км - короткий (100м) но
опасный порог Столбовой.
Вероятно, в районе пересечения просек - характерный изгиб русла

Еще через 6км несложный порог Сухой.
2км ! Ряжевые стенки. Ниже порога на левом берегу - сарай

Из Нижнего Машозера - малозаметный выход сразу слева.

За Нижнем Машозером на учаске 6км расположены пороги Лебяжий,
Кривой (Все это в районе моста),

и сложный Корбопорог.
Длина 1 км, повороты, узкое многоводное место с ряжевыми стенками,
опасные камни. Проход в два приема.


На выходе из Корбозера - плотина. Пуск воды каждые 48 часов.
Лучше всего сплавляться через 15-16 часов после полного
открытия плотины.
IMHO, пуск воды непрерывный, поскольку плотина разрушена.

После плотины на 6-ти км участке будет 4-8 (в
зависимости от уровня воды) порогов, наиболее опасны Черный
(через 1км), Стоостровский (через 2км) и Медвежий (через 3км).

Ниже Медвежьего - пара перекатов, затем - плес (оз. Луголамбина)

После озера Нижняя Луголамбина начинается паралельная реке
протока Мельничный ручей.
По карте Деккалручей. Южнее реки. Длина 7 км. Практически непрерывные
шкуродеры. Проводка.

Идти лучше по реке. На следующих
10км 7 крупных порогов. Наиболее сложные последние два - Кривой
(400м) и Падун (600м).
Кривой - резкие повороты в разные стороны.
Падун - 2 слива. Правый водопадный непроходимый (?); левый - узкий с
большим уклоном и мощным потоком.

После Падуна - порог Березовый (150м). Волны до 1,5м.
Через 500м после порога шоссе Ленинград - Мурманск. Можно
продолжить маршрут по реке Выг на станцию Тунгуда или Идель. На
этом учаске еще три порога (сложный - последний, Банный, около
400м. На 7 км - суммарное падение 20 м !
===============================================================
FILE: tunguda1.txt
Тунгуда

---------------------------------------------------------------
Если вы используете Netscape и имеете большую скорость связи,
то можете получить более красивые версии этого же документа:
С БОЛЬШИМИ иллюстрациями. 700 Kb¦tunguda1.txt_with-big-pictures.html
---------------------------------------------------------------

Date: 2 Aug 97
From: Alexey Slavnov (alexey@slavnov.msk.ru)¦ mailto:alexey@slavnov.msk.ru

Москва-Надвойцы-Пертозеро-Тунгуда-Тунгудское озеро-
-Тунгуда-Беломор канал-ст. Тунгуда-Москва.
19.07.97 - 1.08.97. Руководитель Славнов Н. А.

Река доволно болотистая. Все пороги не выше двойки.
Правда много рыбы, в основном щуки. Хорошо подходит для детских
походов и просто начинающих водников, также для человека первый
раз севшего в каяк. На плотинах хорошо отрабатывать основные
приемы.

Заброска

От ст. Надвойцы на машине до Пертозера(можно от Кочкомы,
но там хуже с машинами) примерно 70км. Самый ранний, 344 поезд
приезжает в Надвойцы около 15 час. Т.е. в Пертозере реально
быть в 17-18 час. Лучше собраться и отплыть, встать можно через
10-30 мин.

Лоция

Дальше лучше в первый день не идти начинаются болота и
встать негде. Река в начале очень мелкая, узкая и сильно
петляет. До Кодярви идти 2-3 часа в зависимости от группы.
Один каяк проходит это расстояние за 1.5 часа. Но прочие суда
по узкому руслу идут существенно медленнее.

После Кодярви река становится шире и практически не течет.
Через 1.5-2 часа мост. Здесь болото отступает и есть место для
стоянки. Далее ПБ становиться высоким и остается таким еще 30
мин., после чего опять болота.
Через 3 часа озеро Круглое, есть стоянки на ЛБ. После
Круглого до оз. Келеварака стоянок нет, идти около часа, чуть
меньше. От озера до Тунгудского идти где-то 1.5 часа, есть одна
очень мелкая шивера, возможна необходимость в проводке судов.

фото. Тунгуд-озеро ¦ kartinki/tunguda/Tun_oz.jpg

На Тунгудском озере много стоянок, лучшие на ЛБ. Песчаные
пляжи, скалы и т.д. На выходе из озера старая плотина с чистым
сливом. За которой маленькая шиверка.

фото. Плотина ¦ kartinki/tunguda/Plot1.jpg

До Косьмюсозера стоянки плохие, река течет слабо. В Новом
Машозере есть магазин. Там же начинается порог Мельничный,
около 1.5км длиной б/п.

фото. Плотина ¦ kartinki/tunguda/Plot2.jpg

Через час начинаются стоянки на ЛБ. На выходе из Машозера
плотина, идти в центр. Сразу за плотиной порог, похож на
Мельничный, но короче. Дальше опять болота. Встречаются
перекаты, но ничего серьезного до пор. Корбо-Кошки. К-К можно
идти сходу чуть правее центра. За порогом стоянка на ЛБ.
Ориентир перед порогом - длинная плавующая ряжевая стенка вдоль
ЛБ.

фото. Корбо-Кошки ¦ kartinki/tunguda/K-kos1.jpg

фото. Корбо-Кошки ¦ kartinki/tunguda/K-kos2.jpg

После К-К болота, стоянок нет. На выходе из Корбоярви
плотина, проход по левой протоке.

За плотиной порог Тимонин, с воды виден плохо, можно б/п,
но велика вероятность посадить дыру. После Тимонина перекатик,
за которым стоянка на ЛБ. От этой стоянки до ответвления
Деккалручья идти 3-4 часа. Все пороги можно идти сходу. Стоянки
на этом участке редки и плохо видны с воды.
После раздвоения реки начинаются пороги и перекаты, со
стоянками по-прежнему туго. Через час высокий обрывистый ЛБ со
стоянкой, после нее шивера, за которой начинается порог Кривой,
можно сходу, но лучше посмотреть. После Кривого короткий порог
с приличным уклоном, за которым начинается шивера перед
Падуном.
Шивера длинная и не понятно когда чалиться для просмотра.
В большую воду на судах типа Таймень можно не успеть
зачалиться. На Падуне посреди реки скала, делящая реку на две
протоки, проходимая левая: чистый слив около 1 метра с
недержащей бочкой. Если не успел зачалиться, то лучше идти
сходу точно по центру левой протоки.

фото. Падун ¦ kartinki/tunguda/Padun1.jpg

фото. Падун ¦ kartinki/tunguda/Padun2.jpg

фото. Падун ¦ kartinki/tunguda/Padun3.jpg

За Падуном стоянка на ЛБ. После Падуна через 15 мин мост,
на котором можно закончить маршрут, поймав маштну. От моста до
канала чуть больше часа ходу с порогами, все б/п. Попадаются
довольно интересные. По каналу можно идти на север до
ст.Тунгуда около часа, можно на юг до Идели 3-4 часа.

Выброска

Идель станция побольше и там есть билетная касса и
останавливаются почти все поезда, но возможны конфликты с
местным населением. В Тунгуде ночных поездов в сторону Москвы
нет, зато в 10-02 останавливается 181 поезд, куда можно сесть
без проблем без билета.

Alexey Slavnov <alexey@slavnov.msk.ru>

===============================================================
FILE: tunguda2.txt
ТунгудА ты моя ТунгудА

From: BoKonsI <cuc@mbis.arcom.spb.su>
Date: 16 апреля 1998

Хоть оттуда плыви, хоть туда...

---------------------------------------------------------------
Самиздат палит ПРО свет 1997.
Тунгудский дневник.
---------------------------------------------------------------

Откуда взялась эта речка

Речка эта взялась из описаний на туристском сервере
Максима Мошкова в Интернете и того же самого на faq-сервере
Жени Пасынкова в ФИДО. Отчеты, которые там были до настоящего
времени, весьма скупы, строги и неоднозначны. Кроме того, их
было всего два - за 1975 и 1994 годы. Собрались мы куда-нибудь
и решили - туда.
Правда, поначалу нас несколько шокировало начало маршрута,
то есть, заброска: судя по описанию, надо было шариться по
каким-то лесным дорогам, поворачивая направо и налево чуть ли
не через каждый километр. Но карта дала свое и мы поняли, что
не так страшно то, что написано как то, что на самом деле :).
Сели мы и поехали. Но об этом дальше.


Участники и руководители (или о том, кто и как ездил).

Участники - 5 байдарок разных типов.

Руководители:

Коломенский Дима
(по совместительству фотограф
и штурман, он же лоцман, кацман
и шкипер) Таймень-2
Румянцева Полина

Лукин Леша
(по профессии рем-мужик, к тому
же рыбак) Борхвардт-2
Сербина Яна

Смуров Дима
(фотограф, неплохой рыбак поневоле,
ставший впоследствии финансистом) Катран
Смурова Таня
(она же раскладчик и начпрод)

Лукин Юра (рыбак как и всякий Таймень-2
Лукин (он же Каяк-2)


Болтов Костя (просто рыбак и писатель) Тритон-2
Пушкарева Кира (доктор, она же лекарь)


Описание того, что с нами было


СБОРЫ

подходят к концу, а в голове как всегда стучит...
мысль:"Кто там?!" Да нет, конечно, не "кто там", а извечный
риторический вопрос:"А все ли я забыл?"... То есть, "Ничего ли
не взял?"... А! Вот:"Все ли я взял, чтобы ничего не
забыть?"(Как оказалось, все. Кроме пляжных тапочек, дождевика и
запасного спиннинга)


ВОКЗАЛ

Сели... усе.Правда, вместо намеченных 13:30 собрались
около 14:00. Однако, это только подстегнуло нас, и после
недолгих препирательств решили-таки взвесить наш багаж - на
всякий случай, чтобы потом не носиться вдоль всего поезда,
когда дотошный проводник захочет поднять и измерить наши баулы.
Две тетушки, что обвешивали ;) багажи, скептически осмотрев
наши тюки и осведомившись, сколько нас, выразили сомнение в
наших способностях влезть в поезд с такими котомками, а также
спросили тоном значительного (болезного) материнства: "сынки, а
вы хоть раз ездили в поездах-то?". Ну, тут мы конечно скромно
потупились, дабы дамы наконец-то могли взяться за дело. Когда
контрольные замеры были подведены, оказалось, что едем мы не то
чтобы путешествовать, а толлько чтобы успеть поесть все, что у
нас с собой было - мужицкие рюкзаки потянули под 50 кил (и за,
рекорд - 52кг), а дамские - около 30-ти. Короче, каждому
носителю заплечного мешка было придано еще килограмм по 5-7
дополнительного груза. Хочется верить, что это были продукты в
лице икры красной, черной, а также заморской баклажанной, а не
какие-нибудь заурядные черствые баранки или сухари системы
"кирпич".

Совет дня - для тех, кому попадутся дотошные контромеры:
(ПОМНИТЕ? НОРМА БАГАЖА НА Ж.Д. - 36кг НА НОС! :) на весах
работает антигравитатор по типу аэрофлотовского, если
поддерживать рюкзак (чтобы не падал с весов :) ручкой так
нежно, немного вверх. Правда, если накануне был трудный и
обильный вечер, это может сильно влиять на длительность
поцедуры, периодически сбивая прицел то в +, то в -
незадачливому контромеру :).
Взвесившись, побежали к начальнику вокзала ставить печать.
Начальника, как водится, не оказалось, так что мы остались без
штампов, зато с бумажками о том, что контрольный замер
произведен и вес нашей тары соответствует норме, т.е. 36кг на
нос ;).

К поезду подошли (нет, не в темноте) за 10 минут до
отправления. Так как наши мудрые товарищи взяли билеты в разные
вагоны (количеством три), то основная толпа побежала заселять
3-й и 4-й, а одинокий я, дабы не ходить далеко, сел в первый
попавшийся :) от Питера 16-й вагон, занял последнюю, около
туалета, боковую полку, закинул с помощью подвернувшегося
попутчика рюкзачо-О-к, и стал собираться с силами в трудный и
нелегкий путь из вагона 16-го почти в самый нос поезда. Прошел
ровно час, когда пришла пора есть и, собравшись с мысленными
силами, я пошел разыскивать отбившихся от стаи товарищей.
Мы ели. И пили тоже мы. Вначале даже больше пили. Правда,
оказалось, что некоторые товарищи начали пить задолго до этого.
Но тут пить было совсем не вредно - было душно и совсем
не-чайно. Посему пили в основном из полуторалитрушек и прочих
пластиковых емкостей. Где-то через час снова разбрелись по
своим закуткам, якобы поспать, но спать не хотелось - душно. А
надо. Ночь перед отъездом как всегда выдалась бурной, и сборы
закончились только часам к четырем утра. Вроде, на 10
договорились "поужинать".

Жуткое дело , если с вами в вагоне везут животных или
мальньких детей. Над ними измываются как могут, мучают
по-всякому, а они, по простоте душевной, терпят и покорно
сносят все все эти издевательства, только иногда ка-ак
взгавкнут, или взвизгнут, или заскулят жалобно так, а то и
просто заплачут на худой конец... или на весь вагон... жалобно
так, с надрывом...


16-му вагону посвящается.

Славлю билеты, которые есть,
Но трижды - которые были!


За окном мелькают ели,
Ивы, сосны, провода.
Я гляжу на них с постели,
Видя их не без труда:

В боковой зажатый полке,
Нижней, первой от конца,
Рядом с дверью без защелки,
С чьей-то пяткой у лица,

Вместе с лайкой-животинкой,
В духоте, на сквозняке,
Чувствуешь себя скотинкой
В скоростном товарняке.

В одиннадцатом часу опять ПОЕЛИ и ПОПИЛИ.Чуть раньше, еще
в Волховстрое, был куплен березовый сок объемом 2 кубических
дециметра вместе с сахаром. Видимо, и с мякотью, которая
гроздьями (или кучами) плавала во всем предоставленном ей
объеме. Сок оказался февраля 1995г., коррозионный, правда, на
ходу, потому как все-таки был выпит и все разошлись.


День пока первый, 3 августа.

"А поутру они проснулись", когда часы в вагоне пробили 3
часа и 27 раз и сила неодолимой величины плюс чувство внезапно
остановившегося поезда подняли невыспавшегося меня с постели.
До выхода - полчаса. На сборы ушло 15 минут, 5 - на моцион; в
3:48 тамбур принял меня, рюкзак и еще один сверток килограмм на
10. Какая песня тащить в 3 часа ночи по проходу водяной рюкзак,
кое-где не проходящий по габаритам и цепляющий всех и вся на
своем пути :(. В 3:50 пришел сердобольный Юрик, мужественно
пробившийся через все двери 12 вагонов и тайные кордоны ОМОНа.
Через 5 минут на горизонте замаячили силуэты заводских труб с
правого борта. Одначе, Юрик сумел посеять сомнение в том, что
это наши долгожданные Надвоицы тем, что, дескать, говорят,
будто не было СЕГЕЖИ. По этому случаю был разбужен проводник,
который, как ни странно, "пошел на стук". Он довольно бодро
вскочил, вышел, посмотрел, высунулся и крикнул соседнему
вагону:"Вась, что это?!". После некоторой паузы изрек:"Точно,
Сегежа!". Значит, опаздываем на полчаса. Пошли опять в вагон
(на этот раз без рюкзака :). Посидели, напоследок приклеили в
туалете табличку :

Не закрывайте двери.
Спасибо

потерявшую ночью свою актуальность на двери в тамбур.
Опять завидели трубы. Снова подъезжаем, на этот раз, будем
надеяться, туда. Опять выскочил проводник, на этот раз сам.
Стал открывать дверь. Правда, как оказалось, не с той стороны,
но мы все равно вышли, пусть не туда, но там. На прощание
поздравили бодрствующего проводника с его профессиональным
праздником - Днем железнодорожника. На вокзале встретили еще
одну питерскую группу, которая торчала здесь с 10 вечера
вчерашнего дня. Оказалось, тоже на Тунгуду. Они нас сразу
обрадовали тем, что автобус будет только вечером, и то может
быть. Ис горя мы вышли на улицу и почти сразу пошли по
лестнице, ведущей вверх. Лестница тут, видимо, одна. И ведет
она от вокзала и до самого до дедушки до Ленина. Ведомый
недюжинной силой мысли этого места, я тут же и сел записывать
перипетии наших последних дорожных часов, а ребята пошли
обозревать окрестности. У Ленина, несмотря на столь раний час,
были комары... А, впрочем, кого только не было, но об этом -
ниже. Леша и Яна, что обозрели-таки изрядный кусок городка,
принесли известие о том, что вчера тут были туристы, которые
пытались найти машину ( судя по телам на вокзале - тщетно).
Однако, стало доподлинно известно, что в городе есть МАЗ.
Возможно, один, но есть (как впоследствии оказалось, он был тут
давно и почти так же давно никуда самостоятельно не отлучался
). По этому случаю у Алексея родилась мысль повесить на этот
самый МАЗ записку типа:"Мужик! Хотим дать денег. Мы на
вокзале".

-ВРЕЗКА-
В парке, ведущем к Ленину, был обнаружен местный зверь
редкостной, доселе невиданной породы: должный быть от рождения,
видимо, оленем, при ближайшем рассмотрении оно оказалось
собакой с копытами, которая в свою очередь была признана
овчаркой с полным отсутствием рогов. А еще там есть бывшая
карусель.
-КОНЕЦ ВРЕЗКИ-

Все, уже идут, чтобы вырвать листочек , этот драгоценный папирус, урвать от летописи страничку несбывшей прозы... Пусть идут! Я их не боюсь! Я посмотрю им прямо в глаза и... вырву целых 4 штуки... Ровно столько воззваний следующего плана:
" Доброе утро! На вокзале сидит группа туристов,
стремящихся попасть в Пертозеро. Не могли бы Вы нам помочь?"
было оставлено под дворниками микроавтобусов этой ночью.
Усталые, но довольные, в 6:20 мы было наконец пристроились
поспать на вокзале, однако долго спать не пришлось.
Летом, 3 августа 1997 года, ровно в 6 часов 45 минут по
московскому времени на площади перед вокзалом раскатистым
утренним басом кто-то пророкотал:" ЭЙ, ТУРЫСТЫ!". Как по
команде"Подъем!" во время боевых действий советстких войск в
дружественных Анголе, Намибии и еще десятке-другом
развивающихся стран эпохи холодной войны, двое мужественных
товарищей и товарищиц, принимавших деятельное и
непосредственное участие в развешивании листовок, тут же
вскочили и ринулись прочь. Их ожиданиям не суждено было
обмануться. На площади перед вокзалом стояла почти сверкающая
как новая, чуть-чуть не ревя всеми своими, скорее всего
ненамного меньшими 1000 л.с., удивительно желтого цвета,
вероятно еще на ходу, тойота HiAce. Около нее присутствовали
двое аборигенов весьма несубтильного вида, судя по виду и речи
уже изрядно отметившие столь интересно начинающееся утро Дня
железнодорожника. Местные ковбои четырехколесных коней всем
своим видом и словом выражали недюжинное желание нас куда-то
везти, чему мы совсем не были прочь. Обговорив цифры и факты,
мы тут же покидали все свое шмотье в машину, уложив его
достаточно ровным слоем по дну салона. Наш "кадиллак" при этом
подозрительно просел. Узнав, что тут нас, оказывается, целых 2
группы, аборигены выразили желание "взять усех". Однако,
поскольку объемы зафрахтованного авто не позволяли осуществить
эту затею (у коллег было 2 ката и почти столько же человек),
колонна из тойоты с погруженными рюкзаками, двумя аборигенами и
Алексеем Игоревичем тронулась за вторым "шевролетом", с коим
(примерно того же пошиба) вскоре и возвернулась. Загрузив и
вторую группу, наш конвой торжественно (или величественно?)
отчалил от вокзала и, ведомый жаждой наживы, томительным
превкушением начала и духом неувядающей "Формулы-1", бодро
попылил по залатанному асфальту.

- ВРЕЗКА -
Возможно, уехать отсюда можно и на транспорте завода, до
которого топать обратно по дороге от станции 30-40 минут. Об
этом нам сказали сами местные, они же подсказали и другой
способ - сесть на местный автобус, который ходит где-то раз в
час и проехать дальше (по ходу поезда :) до кольца, где есть
какой-то автопарк, в котором и искать транспорт
-ВРЕЗКЕ КОНЕЦ -

Изрядно попетляв и попрыгав, мы-таки наконец приговорили
колесо нашей "телеги", пробив непонятно где и только случайно
заметив это во время технической остановки. Тут меняли колесо
при непосредственном участии Алексея, паслись на чернике и
пробовали искать грибы (успешность последнего мероприятия не
отложилась у меня в памяти, чего нельзя сказать о двух первых -
они удались). Проделав остальной путь без видимых происшествий,
мы так и не смогли обогнать "болид" конкурентов, зато доехали
до моста чрез вытекающую из Пертозера ту самую, близкую и
далекую, родную и неведомую речку Тунгуду. Высадились за мостом
на левом берегу, который, на сколько хватает взора,
представляет из себя остатки бывшего леспромхоза с кучами
заваленных деревьев и останками разных железных монстров.
Кое-где видны уцелевшие постройки, напоминающие о безбренности
сего момента, вто время как все остальное вопиет об обратном.
Сразу же в месте высадки мы обнаружили целую ленту пробитых
питерских талонов. Наши люди! Путь их, видимо, был тернист,
хотя и более привычен городскому укладу жизни. Итак, мы
начинаем стапель. Начинаем с самого главного - перееда, для
которого на местных дровах уже кипятится вставка будущего чая.
Если стапель наш начался около 10 часов то это вовсе не
означает, что все сразу же бросились собирать свои посудины,
чтобы побросать в них барахло и грести, грести и грести. Нет,
мы чинно разложились на остатках цивилизации :), кое-кто стал
неспешно вынимать изученный до последней заклепки скелет
"Тайменя" и лишь в одном месте не заштопанную его же шкуру, а
кому-то достался набор мелко нарезанных деталей не всегда
понятного назначения (будущий спортивный самопал),
собственность неведомого Борхвардта.
Начав распаковывать рюкзаки, но так толком и не закончив,
мы с радостью и нескрываемым наслаждением принялись за наскоро
порезанный завтрак туристов, к которому подоспела ранее
поставленная та самая вставка чая на цивильных дровах. Колбаса
перемежалась с огурцами, которые в свою очередь уступали место
сыру и помидорам с домашней (садовой :) зеленью. Всему это
подмогой служила "Миринда" и прочие прохладительные напитки.
Когда завтрак был съеден, мы с сытой медлительностию
потащились собирать остовы наших плавучих кораблей. В это самое
время наш стан был посещен местной шальной коровой, белой с
пятнами и рогами. Видимо, это была доселе неведомая нам речная
корова, потому как только она проскочила мимо нас, так тотчас
же залезла в воду себе по пояс и принялась жевать хвощи.
Поедала она их на редкость профессионально, оставляя после себя
поле ровно пдстриженной водной растительности. До этого момента
я скромно считал, что хвощ ядовит, однако корова та была бодра,
весела и, по всей видимости, оставлять своего занятия не
собиралась, о чем свидетельствовали изрядные площади ровно
подкошенной растительности по обоим берегам речки и на
прилегающих озерных плесах.
Сборка судов шла своим чередом. Во время работ мимо
монтажных стендов пропылила сильно редкая отара овец общим
числом 5. Строительство байд и заполнение герм чередовались с
игрой в волейбол на дороге и заплывом на мыс, торчащий в озере
напротив нашего берега. В итоге, мимо нас проехал-таки тот
самый автобус, на котором мы планировали сюда доехать, а мы
наконец собрались.
Около 15:30 мы отчалили от моста у Пертозера. Попрощавшись
с коллегами-катамаранщиками, которые обещали нам рыбу за
зафрахтованный транспорт (и которую они до исх пор мечтают нам
отдать :), и у которых, судя по силуэтам почти готовых катов
тоже не за горами был час заплыва, мы наконец двинулись
проходить этот новый для нас маршрут.

- ЛОЦИЯ -

Судя по карте, нам предстояло пройти километров 5 по
довольно ровной реке, хотя местные нас почему-то предупреждали,
что она тут может оказаться непроходимой для лодок. В разговоре
заодно выяснили, что вода упала, как это и бывает к августу, но
из-за недавно прошедших дождей есть надежда на не самую низкую
воду. Так что, вроде пока ничто не предвещало беды. Однако, все
оказалось так, как было на самом деле.Сразу же, метров через
400, река начала резко петлять, причем провороты на 180 были
самым обычным явлением. Кроме этой напасти кое-где для прохода
между берегом и довольно густыми кустами оставалось буквально
полметра чистой воды.
Глубина речки в этих местах оказалась довольно приличной -
около 1м, много косо стоящих в воде деревьев, поваленных и
притопленных бревен, а также "прижимных" кустов. Довольно скоро
мы встретили первый капитальный завал с красным октябрятским
стягом на берегу и удобным обносом по грунтовке. Вскоре после
этого дорогу преградил сколоченный из бревен небольшой мостик,
который тоже пришлось обнести. Дальше особо страшного ничего не
было, если не считать низко (каких-то полметра от воды)
горизонтально висящей березы через всю реку. Под ней пришлось в
буквальном мсысле слова проползать. Самое забавное на этом
участке - обилие довольно длинных петель, где угол поворота
нередко составляет больше 180 градусов и, проплывая впереди
колонны, можно всего в 5 метрах от себя видеть плывущих в
другую сторону своих коллег из арьергарда. В общем и целом,
вместо положенных 5 километров до первого озера, мы прочапали
по этой протоке около 2.5 часов, совершив попутно 2 обноса. Что
касается стоянок, то в начале-середине этого куска попадаются
участки с высоким берегом и сосной, где наверняка можно встать.
По правому берегу реки в этом месте идет грунтовка. Дальше
берега пониже, встречаются заливные луга и поляны со стогами
сена (довольно сырые).
Выплыли в озеро, на входе в которое и в оном самом растут
белые лилиии кубышки. Поискав стоянку, решили встать сразу
около входа на правом берегу. По всей видимости, это лучшая
оборудованная стоянка в обозримом пространстве.
Погода шепчет, солнышко, легкий ветерок, облачка
величественно и неспешно продолжают свой небесный маршрут. Как
всегда, ничто не предвещало беды. Полчаса после причаливания
прошли тихо и спокойно в "мирной, дружественной обстановке".
Байдарки, мирно покоящиеся на берегу, рабочий бардак из
раскиданных герм и вещей придавали всему обыденность и несли
обычное умиротворение после стль необычного ходового дня. "А
здесь может быть не будет комаров...",- мечтательно сказал Дима
(ДК).Несильный порыв ветра как бы подтвердил жизнеспособность
его идеи. "Возможно, скоро и нас здесь не будет...",- не без
сарказма замеитл КБ. Более сильный порыв ветра подтвердил и
сему право на жизнь. Но того, что случилось в следующие
несколько минут, не мог предположить никто из усталых речных
волков, сновавших по берегу.
Внезапно ветер задул с новой силой и начал еще больше
усиливаться. За полминуты он достиг силы предштормового
Разогнав нехилую волну, он всей грудью налег на наш берег.
Вихрь! Настоящий вихрь, минисмерч обрушился на нас, чуть не
сбив с ног автора этих строк, стоящего ближе всех к воде и
чудом избежавшего купания, тотчас же поднял в воздух анорак и
каску (!!!), довольно тяжелый хоккейный шлемак. Даже не помахав
на прощанье ручкой, они поднялись по спирали метров на 15.
Первой не выдержала каска, которую успело отнести метров на 30
в озеро, где она благополучно и приземлилась с характерным
шлепком. А анорак вел себя как настоящий мужчина - он поднялся
еще метров на 10, совершил круг почета над нашим лагерем и
только тогда по расширяющей дуге тоже пошел в озеро. Глядя на
парящий в небе анорак и обалдев от такой встречи, мы забились в
припадке истерического хохота.Это продолжалось до самого
падения крылатой одежды, когда хозяин (ДК) при виде уходящих
вещей очнулся первым и стал собираться в погоню путем
спихивания нашего и так натерпевшегося за сегодня "Тритона" в
эту противную мокрую воду. Вместе с другим Димой (ДС),
присоединившемся к нему на своем "Катране", причем оба в запале
сели в первое очко лицом к корме, ринулись спасать потерпевших.
Каска была выловлена капитаном "Катрана", а не успевший
затонуть анорак - метрах в 20 дальше вторым капитаном.Когда
охотники вернулись с добычей, мы бурно обсудили только что
виданное диво и поняли , насколько нам повезло: хитрый
фотоаппарат, прописанный в кармане анорака, видя такой поворот
событий, успел выпрыгнуть в последний момент на берегу, где и
был найден счастливым обладателем девайса. А в остальном день
прошел без происшествий. Хотя... озеро это оказалось Кодьярви.

КИРА:
------------------------------------------------------------------------------
Место, где мы высадились, почти остров, но с дровами и
изобилием летающих, а главное - кусающихся тварей.
Массовый заплыв к кусту в озере был воспринят с
энтузиазмом, потасовка там же прошла успешно. Тучный ужин стал
наградой за прожитый непростой день. Все молчат. Двое дорвались
до "Глории" (это "Таймень" такой - КБ :) и отплыли "по рыбу".
Наловивив кучу салата, усталые и голодные - это было до ужина -
двинулись в обратный путь. Юрик поймал сеть, а затем морское
существо, пытавшееся откусить блесну 3 раза, после чего сдалось
на милость победителя. В десятом часу показались коллеги на
катамаранах. Мы их уже не ждали, они медленно и печально
потянулись прочь и скрылись из виду. Народ рассосался по
палаткам. Смешки, хрюки и общий сон. В лагере тишина. Около
24:00 по озеру прошли еще 2 "Тайменя".


Понедельник, 4 августа.

Сон прошел успешно, в теплой, дружественной обстановке.
Жара... Хочется купаться. Смуров развел костер, мясо
кинули в воду, и "группа в полосатых купальниках" поплыла.
Какой кайф! Завтрак прошел хорошо. Съели желе из смородины
Костика. Очень вкусно. Снова купались и начали собирать лагерь.
-------------------------------------------------------------------------------

Лагерь мы все-таки собрали и пустились в путь. Было 12:16.
На горизонте замаячили катамараны наших вчерашних попутчиков.
Обгоняя их у самого хвоста озера выяснилось, что они совсем не
гребут, а только хлещут воду спиннингами во всех направлениях.
Если они всегда так плавают, то я снимаю перед ними шляпу,
особенно за вчерашний день - настоящие мужчины и женщина!
Пожелав им удачи, мы вошли в протоку, которая, по словам
Лоцмана (а также Кацмана, Штурмана и Шкипера :) здесь из
Тунгуды превратилась в Бохту. Загадка природы...Буквально сразу
же за первым или вторым поворотом встретили москвичей (это те
самые запоздалые 2 полночных "Тайменя"). Они, вроде, еще
завтракали и только морально готовились к водным процедурам.
Выяснилось, что они тоже идут до Беломора. "До звиденья,
москали, т.е. москвичи!" :) (Кстати, в этом месте на левом
берегу довольно приличная стоянка).


-ЛОЦИЯ-

Протока после озера довольно широка и глубока. Плавно
петляя, она неспешно течет к следующему озерцу. В этой протоке
есть совершенно удивительное целое поле белых лилий, заселивших
ее по всей ширине, а также множество "белых" кучек. По берегам
везде болото, кое-где вдали изредка темнеет "материковый" лес.
Попили прямо на воде ( а не под :), через час после выхода. Еще
минут через 10 дорогу преградил мост, под которым пришлось
проводить байды. Вылезли и решили перекусить, место к этому
располагает, совместив это с поеданием черники и голубики на
окрестных полях. Здесь же, в круглом болотце, была обнаружена
сохранившаяся морошка, чудом перетерпевшая жару в тенечке
прибрежных кустов. Кроме морошки, в кустах как бы случайно
оказался велосипед, на котором все с удовольствием и
покатались. Спасибо безымянному местному герою, устроившему нам
этот лесной аттракцион. В третьем часу двинулись дальше и через
час болотистых берегов и унылых пейзажей вошли в Шурозеро.
Когда мы на входе в озеро ждали наших задних товарищей,
случайно был заброшен спиннинг, где сразу чуть не откусили
блесну. Испугавшись такого поворота событий, наша армада
ринулась из травы на ровное пространство Шурозера, уравнивая
шансы. После такого тактического приема, чуда-юда насовсем
отказалась от нашего преследования.
Берега озера довольно высокие и сухие, можно найти места
для стоянок. На левом берегу стоит одинокое ранчо с крупным и
не очень рогатым скотом.
На выходе из озера нас ждал сюрприз: из него вытекает 2
(две) протоки. Одна - направо, через дыру в береге, а вторая -
под старым мостом (прямо, в самом конце). 3 экипажа ломанулись
направо и там попали в кишку, которая окольными путями выводит
в конечном итоге обратно в русло реки. Возможно, они взывали о
помощи (мы слышали довольно отдаленные и продолжительные голоса
:), но наш экипаж, ушедший по инерции мышления под мост
(доверившись людям, которые зря ничего не построят, а только
сломают), ничего не слышал ;). Покричав с полчаса, потом
закремнившись и , наверное, напевая "Эй. ухнем!" троица
затащилась обратно в озеро, откуда благополучно ушла под мост.
Для меня до сих пор представляют загадку действия экипажа
"Борхвардта", который и направо не пошел, и под мостом появился
только вместе со всеми, хитрый.
А в это время в небесных весях спешно разрабатывался план
грозовой бани для нашей группы: одна туча грозила нам своей
чернотой справа, другая,серая и большая, наползала сзади, а в
третью, маячившую н горизонте, мы смиренно плыли сами. Участь
наша, казалось, была решена, но казалось так ажно всю часть
пути до нашего Круглого озера, который пролегал по широкой
протоке с болотистыми берегами. Несмотря ни на что, всю дорогу
над нами была дыра в небесах, через которую изредка
проглядывало солнце.
Около 19:00 мы вошли в озеро. Поискав стоянку сразу на
входе, проплыли чуть дальше, гже и нашли искомое на правом
берегу. Атучи все круче... В 19:23 был живенько поставлен
лагерь, горел костерок и под первые капли дождя мы уже
натягивали тенты и вешали котлы. А дальше... Покапав немного,
как бы разминаясь, дождь поддал газу, потом еще наддал, а
спустя несколько минут мы увидели как по озеру, метрах в 300-х
от нас, в нашу сторону движется белая стена воды. При
усилившемся ветре она приближалась к нам грозно и неотвратимо.
ОНО не заставило себя ждать, и через минуту-другую ливануло
так, что все промокли до нитки всего за полминуты. При этом
хитрых и запасливых не спасали даже прикупленные в городе
жалкие приспособления цивилизации от дождя; единственным
спасением могла стать только сухая гидра, но таковой не
оказалось, поэтому досталось всем. Мы не хотели покидать поле
без боя и, приняв причудливые космические позы, позволяя себе
минимум движений, сварили ужин и тут же, не отходя от кассы,
его поели.Лихой дождь шел уже около часа и не думал
прекращаться, начиная действовать нам не нервы. Первые
мокрушники потянулись переодеваться в палатку, в скором времени
затащив туда большинство. Но кремни не унимались. Они пели
всякие песни, выделывали разные ритуальные па народов Африки и
Чукотки, чересчур громко смеялись над собственными шутками с
надеждой, а потом и со скрытой угрозой посматривая на небо.
Когда на плясунах остался минимум одежды и снимать уже было
практически нечего, гроза начала утихать и , сменив гнев на
милость, дождь начал плавно, но нудно, иногда снова заряжая,
сбавлять обороты. Так продолжалось довольно долго. И вот в
22:45, когда казалось все кончено и для самих кремней, дождь,
плюхнув последней порцией капель, совершенно иссяк.
И тут нечеловеческие вопли сотрясли все, что еще
оставалось:
МЫ ЕГО СДЕЛАЛИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
По поводу окончательной победы к ночи был устроен большой
байский той с чаепитием и песнопениями, завершившийся отходом
ко сну часов около двух.
(Именно в этот день я замочил шаровары, которые потом не
мог высушить целых 2 дня. Мораль - не стоит брать х/б-шные вещи
с начесом, а тем более в них мокнуть)


Вторник, 5 августа.

Поутру традиционно первым встал ДС, успев к вылазу второго
товаристча вскипятить целую вставку воды. Сварганив завтрак,
где-то в 10:30, поели и, окончательно расслабившись стали
сушиться и опять разбредаться по палаткам. У нас с Юриком
намечается спиннинговая охота перед отходом.

---------------------------------------------------------------------
ДК:

Небольшая врезка: охота продолжается за кадром.
(БК: а зря. В тот день неведомый кит в первый раз сломал
мне спиннинг, чем, сам того не ведая, положив начало традиции)
Отошли от стоянки где-то в 13:30. На довольно обширном
мысу правого берега, который делит озеро на два плеса, стоит
группа из Люберец. Видимо, им хорошо: стоят на дневке. Стоянка
хорошая.
От мыса следует взять чуть левее, примерно в середину
просматривающегося берегового контура. В начале речки мост.
Деревянный, невысокий. Склоняем головы. Берега низкие, болото
(как и везде). Примерно через 2.5 км - озерцо. Небольшое,
круглое, безымянное. После где-то через 1 км травянистый
остров. Правая протока завалена упавшей сосной. Отгадайте, по
какой надо идти? Правильно, слева. После острова река делает
поворот и уходит под небольшой высокий мостик. Далее до озера -
без приключений и без попутного ветра. Скорее, наоборот.
Озеро Келеварака. Уходим вправо. На противоположном берегу
виден дом и прочее деревенское хозяйство. Левее всего этого -
вход в реку. При желании можно встать справа (недалеко от
дома). Речка несколько меняется. Берега не то чтобы
поднимаются, но хотя бы появляется лес (хилый). Кое-где из воды
выглядывают камни. Примерно 30 минут гребли и мы возле
порога.Порожек несложный. Каменистый. Перепад незначителен.
Проходим без потерь.
После порога в группе возникает продовольственный заговор.
Требуют перееда. Татьяна бросает клич:"Переед будет на первой
сносной стоянке". Первая стоянка оказалась сразу за левым
поворотом на довольно высоком правом берегу. Здесь наверху
лесозаготовочная база. Домики, разобранный движок и, главное,
пункт "МЖ". В лесу за 15 минут насобирали 2 каски грибов,
немеренно черники. Но комаров там...
---------------------------------------------------------------

Откормив комаров, двигаем дальше. Минут через 15 хода
перед нами открылось самое большое озеро нашего маршрута -
Тунгудское-, встретившее нас, как всегда, встречным, чуть
боковым ветром. Стартовали мы около 17:10 и пошли, взяв курс на
самый длинный и дальний мыс правого берега, едва заметный
вдали. Сразу на левом берегу была замечена походно-выходная
баня из каркаса и каменки, песчаные пляжи и хорошие места для
стоянок. Ветер и волна настойчиво пытались сбить нас с курса,
постоянно силясь развернуть наш косяк к берегу, временами не
без успеха. Прошли довольно заметный мыс по правому берегу, где
место с виду тоже довольно приличное. Слева по курсу проступили
классические маленькие и высокие островки как из сказки про
Чудо-Юдо. Как это поется там - " из тумана вырастает...".
Прошли еще один мыс, поменьше первого. Довольно отчетливо стал
виден тот мыс, на который мы держим нос и чуть левее - остров,
торчащий немного поодаль. Еще немного, еще слегка, и около
18:15 наш экипаж высадился в диком месте с большими-пребольшими
карельскими валунами, изобилием поваленных деревьев на берегу и
оборудованной стоянкой с камином и заготовкой под шалаш. Через
какое-то время прибыла вся наша армада (хотя мне почему-то
больше нравится слово "косяк" ;). Вечер прошел в постановке
лагеря, массовом централизованном купании, при выловленной
Лешей щуке, которая оказалась как всегда единственной в своем
роде (хотя здесь водятся шитики, ловить на них так никто и не
стал). Кроме того, этот день был ознаменован вторым, более
глобальным переломом уже ранее пострадавшего моего спиннинга.
Потом все ели, пили, говорили, ругали комаров, мошек и прочих
"федоров" (на нашем наречии так называюся муравьи, которых тут
великое множество), завершив все это традиционным отходом ко
сну.
Время сна прошло в коротких моментах последнего и во
временами успешной борьбе с наседающими на нас полчищами
носатых вампиров.




Среда, 6 августа.

Подняли нас рано - в 8:30. Завтрак начался состояться быть
присутствовать в 8:56 - рекорд последних (возможно, последний,
т.к. мы сильно выбились из графика в лучшую сторону :) дней.
Ели, пили, опять расслаблялись, играли в волейбол, шили.

<<

стр. 25
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>