<<

стр. 26
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Могли выйти в 10:30, в 11:00, а теперь можно попробовать и в
11:30.
Первые попробовали в 11:20. Получилось! Пока попробовали
все, наступило 11:40.
Почапали в дальний речной конец. Сразу за первым поворотом
- разрушенная плотина. Высадив фотографа, который к тому же
оказался еще и сигнальщиком, мы сходу ;) пошли в средний
пролет, многоводный и без всяких инородных вхождений в русле.
Метровый пологий сливуспешно преодолен всеми и мы потекли
дальше. За вторым поворотом начинается несложная небольшая
шиверка. Дальше идет примерно 5 км спокойной воды. Затем мы
прошли мост, на котором была замечена группа из Киева,
собирающая катамараны.
Проплыв через залив, мы зачалились у противоположного
берега и пошли в поселок Тунгуда, где оказались магазин, сахар,
drink, какао со сгущенкой. И все в одном флаконе.
Отчалили от берега и по сложившейся традиции перекусили на
воде. Перекусили мы на воде и пошли в следующий поселок - Новое
Машозеро.
Сразу после озера, при входе в поселок, начинается порог.
Проходить можно просматривая с воды. Везде видна четко
выраженная основная струя, иногда прохождение требует маневров
от берега к берегу. Вход - по центру. Затем поближе к правому
берегу на повороте. После первой ступени зачалились у правого
берега. Пошли в магазин, который тут недалече, через мост.
Затарились свежим хлебом ,который продают в пекарне (напротив
магазина). Разжились 50 рублями у носатого жлоба в тельняшке,
торгующего всяким барахлом тут же.
С моста хорошо видна дальнейшая часть порога. Вход под
мост в средний пролет, затем мы шли под правый берег, после
чего почти отдались струе, за что и были вынесены на спокойную
воду. После этого порога, в простонародье именуемом Мельничным,
стали ждать запланированных на сегодня еще двух, километра
через 3.
Они оказались шиверками с выраженной струей и чистыми
языками для захода. Дальше препятствий не ожидалось. Река
спокойно и достаточно широко текла в низких болотистых берегах,
иногда перемежаясь небольшими озерцами, на каждом из которых
есть удобные рыбацкие стоянки, правда, на небольшую группу.
Встали на стоянку на левом высоком берегу ламбушки, с удобным
подходом к воде, массой черники и достаточным количеством
комаров. Сделав вид, что лагерь поставлен, мы устроили
тройственный заплыв на дружественный мыс, благо вода была на
редкость теплой, спокойной и располагала к подобным процедурам.
Приплыли мы прямо к ужину, который был приурочен и
посвящен празднованию 4-х летней годовщины свадьбы четы
Коломенских.
Невеста вышла в свадебном прикиде, на женихе красовались
те же самые кеды, что четырьмя годами раньше впервые
переступили порог ЗАГСа. Свадьба "пела и плясала" под
поздравления с разными вкусностями в виде шоколада "Тройка" и
банки какао со сгущенкой. По этому же случаю ввечеру была
выловлена торжественная щука и два не менее торжественных окуня
(все - на блесну). Вечер прошел в чаепитии, песнопениях и
побивании комаров в нашей палатке. Возможно, это принесет свои
плоды, так как сегодня были зашиты все видимые глазуу отверстия
в нашем жилище. Битва закончилась в нашу пользу и мы с чувством
видимого удовлетворения на лице все отошли ко сну.
Как ни странно, сон был именно сном. Правда, всю ночь
около палатки жужжало нечто, иногда отлетая в неизвестном
направлении, но с завидным постоянством возвращаясь обратно.


Четверг, 7 августа.

Поздний подъем осуществился около 10 с небольшим.
Оправившись за ночь, отдохнувшие комары со свежими силами
набросились на отдохнувших чуть менее нас. Завтрак стал
продолжением праздничного ужина. Была торжественно запечена
праздничная щука вместе с не менее праздничными окунями, к
которым был подан специально заготовленный в окрестных лесах и
весях хрен в банке. После завтрака подавляющая (почву :) часть
расслабилась над подавляемой в палатке коллег по ночлегу.
Остальные сидят у костра, разбившись на кучки по интересам:
Юрик греет в соленом чаю свой многострадальный палец, группа
товарищей без купальников но во всем остальном ведет беседы про
жаркие страны и бесконечные сериалы. Все, пора пастись...
...И-ик! Вроде, был порожек...
После Козеламбины, на выходе из озера, S-образный порог.
Вход - по струе, на выходе - косые валы с прижимом влево, лучше
держаться центра. Следующим препятствием на пути будет
разрушенная плотина с чистым сливом , за которым, на левом
повороте есть приличный обливняк под правым берегом и бревна.
Через некоторое время порог Сухой. Не зацепились ни за один
камень, хотя при гребке весло все время стучит по дну. Глубина
около полуметра. На выходе слева - чумчик с печкой, есть
небольая стоянка. Ввиду массового непреодолимого хотения дневки
расползаемся по озеру в поисках хорошего рыбного :) места,
которое спустя некоторое время была обнаружена речными акулами
на противоположном (чуть вправо по курсу) высоком берегу. При
разведке там была обнаружена группа из славного из города
Дзержинска (Н.Новгород), днюющая там уже третий день. При
доплыве происходит братание, обмен рыбацкими байками, и
завершается день песнопениями (довольно продолжительными) у
костра соседей. Спим поздно.


Пятница, 8 августа.

Днюем. ДС поймал довольно жирного окуня, чем сделал всех
нас вместе взятых, поймавших еще пару окуней и напугавших щуку,
почему-то не пожелавшую залезать в нашу байду. Девушки
насобирали почти полную (8л) вставку черники и немного морошки.
К семи часам созревает баня, каркас которой здесь имеется,
и чудный черничный компот, который остывает в воде, в то время
как на костре мы греем камни для печки.
Мужики открывают банный день двумя заходами в "парилку" и
выходами в "открытое море". В парилке сквозит. И все-таки это
лучшее сооружение из подручного полиэтилена, пены и весел
которое мог придумать сапиенс в нашей ситуации. Почему-то к
вечеру вдруг вспомнилось, что поутру уехали дзержинцы...
Наверное потому, что в благостном расположении ддуха
вспоминается все хорошее, что было за сегодняшний день, а
прощание было добрым. Да и люди они хорошие. Да и мы ничего ;)
Наша Медицина (в лице Пилюлькина нашей группы :) завтра окажет
помощь аборигену, выдав таблетку от головы. Может быть он будет
рассказывть после, что мы хорошие туристы и добрые. А может что
мы всем таблетки даем. А если не помогло - то что от наших
таблеток голова болит. Кто знает... ( а аборигены поделились с
нами червяками).
А пока...
После бани пошла великая расслабуха и не хотелось уже
ничего, посему от предложения рыбака (которому мы помогли
поставить пару сеток) ехать на рыбалку пришлось отказаться. К
тому же поспевал сытный ужин, от которого тоже отказываться не
стоило. В целом дневка была хорошо и сон наш тоже был. На
удивление крепок.


Суббота, 9 августа.

Все больше и больше аборигенов подтягивается на природу и
на рыбалку. Сегодня все встали в самое разное время, с
максимальным интервалом часа в два с половиной. Когда пожевали,
стали готовиться к рыбалке. Местные подсказали, что окунь
неплохо ловится на рыбца, и мы стали ловить мелких рыбешек на
слепня. Потом, когда Юрику, видимо, надоели рыбешки,
безнаказанно объедающие нашу наживку, он стал им скарливать
мошек, которые хотели его укусить. Сходы практически
прекратились,так что довольны остались все, включая мошек,
которым все же удавалось кого-нибудь укусить.
После такой подготовки просто нельзя было ничего не
поймать. Посему два экипажа возвратились с довольно приличным
уловом окуней и с воспоминаниями об очередной напуганной щуке,
что схватила не ей предназначенную насадку. К нашему улову
добавились два нехилых леща, которых благодарный местный рыбак
подарил нам за помощь в сетном ставе.
Грибники тоже вернулись с богатой добычей, так что
ожидается тучный ужин с общим обилием и частой переменой блюд.
В тот вечер Бог послал нам: вкусный грибной суп, печеных лещей
и окуней, чудный черничный компотик, сухари и сахар по вкусу.
Вечером, под непрерывными поползновениями комаров, мошек и
прочей гадости на наши тела герои-труженики, активисты и
мазохисты наших дней - ДС и я заделали из подручного материала
и реквизированных и Юрика с Лешей тройников 7 жерлиц. Уже к
ночи мы заловили нужное количество живцов общим числом 7, но
один был почему-то отпущен (видимо, наказан нами за грехи свои
рыбьи) и мы поплыми со всей этой ерундой ставить именно всю эту
лабуду.
Ставить жерлицы ночью, доложу я вам - это песня.
Во-первых, между ног стоит вставка с живцами, которая так и
хочет опрокинуться или раслескаться даже при незначительном
крене. Во-вторых, ни черта не видно где и что ставить.
В-третьих, дно везде такое непробиваемое, что воткнуть палку
получается совсем не с первого раза. И в-последних, даже если
получится воткнуть палку, при ветре ставить жерлицу невозможно
в одиночку - нужно еще больше людей, чем для закручивания
лампочек. Нам удалось совершить ЭТО вдвоем: Дима греб, рулил и
светил в одном лице, а я держался за палку, доставал и
насаживал живца в другом. И так 6 раз. Короче, мы всех их
поставили. Вечор мы пели и гоняли чаи. А потом пошли
спа-а-А-а-ть.


Воскресенье, 10 августа.

Проснулись и вылезли в начале 10-го. Погоды опять
прекрасные, правда, ветрит. Поели. Поехали проверять жерлицы.
Проверили. Чисто. Приехали.
Продолжаем собираться, ка всегда, довольно расслабленно,
так что время выхода остается тайной для всех. Завеса тайны
была приоткрыта в 14:00, когда часть экипажей, гонимые ветром в
выставленные ветрила, потекла через озеро навстречу сегодняшней
реке. До мыса в таком режиме мы дорулии к 14:30.
Через 1 км прошли несложный порог Лебяжий. Затем еще
примерно через километр порог Кривой, с явно выраженной
основной струей. Еще где-то через 1.5км - наиболее интересный
из всех пройденных ранее именной порог Корбо-Кошки. Заход не
совсем виден с наплыва, так как закрыт длинной грядой бревен по
левому берегу. Идти ближе к правому, по струе, затем река
делает поворот направо, слегка прижимая к левому берегу -
держаться ближе к центру. Это как бы конец первой ступени.
Вторую можно просмотреть из большой суводи под левым берегом.
Во второй ступени есть небольшие бочки, сливы с валунов, есть
даже местный жандарм. В целом, струя хорошо видна, хотя иногда
требуется маневр. Для экипажей без опыта 2 к.с. неплохо этот
порог просмотреть. У выхода из порога есть стоянка на левом
берегу.
Зачалившись в левой суводи после прохода, мы начали игрища
на воде, поднимаясь вверх и заходя на струю. Катались в
небольшой бочке, траверсировали. И, наконец, наш экипаж был
вознагражден килем при выходе из-под жирного камня. При киле
была проверена глубина порога. Она есть, причем достаточная для
безопасного самосплава. Камней в струе не обнаружено. Нас
спасли. А мы и не сопротивлялись :). Высадились на левый берег
переодеваться, сушиться и пастись. Ветер усиливался, солнце
скрывалось, а нам надо было еще чапать дальше, в Корбозеро.
(Корбо-Кошки мы прошли около 15:25.)
Дойдя до Корбозера, устроили переед на ветру и тронулись
дальше. Ветер крепчал, и даже очень мужественному человеку,
окажись он один в двойке, паче того в "Таймене", будет
несладко. У нас оказался такой Мужчина. И дабы не отдавать его
в жертву богам воды и ветра, байду-каяк подцепили к двойке.
Метод себя оправдал - так веселее. Сразу за Корбозером, на
выходе, разрушенная плотина. Идти в левый пролет, ближе к
правому быку. Слив чистый, На выходе слева - небольшая бочка.
На левом берегу есть место для стоянки.
Буквально за первым поворотом реки после плотины короткий
порог Черный, который лучше просмотреть с левого берега. Слева
в пороге лежит плита, образующая косую бочку почти до середины
реки. Заходной язык с воды не виден - входить лучше почти по
центру, чуть ближе к правому берегу, на выходе уйти влево, так
как прямо в струе обливняки, на которых можно подсесть.
После Черного прошли еще 2 порожка: один сразу за
поворотом, второй немного подальше. За вторым слева удобная
стоянка, на которой мы и устроились на ночлег. Вечер прошел в
постановке лагеря, отцеплении блесны Юрика, которую он
умудрился 2 раза посадить в пороге. ДС катался в пороге на
"Катране". Дамы собирали чернику, которая водится здесь в
изобилии. Увы, но порыбачить в тот вечер не довелось по причине
начавшегося дождя, несильного, но продолжавшегося довольно
долго. Всю ночь дул приличный ветер, так что спали мы без
комаров, а в палатке по такому случаю весьма посвежело.


Понедельник, 11 августа.

Встали около десяти. Неспешно сварили завтрак, я разобрал
свои часы, которые после вчерашнего киля вместо времени
показывали уровень в виде перманентного пузыря. В один
прекрасный момент пакетик с деталями все-таки был перевернут,
несмотря на то, что продержался весь завтрак. Тройственный союз
в лице двух почетных археологов прежних дней - Юрика и Яны и
одного новоявленного меня в камнях и опилках сумел отыскать все
7 микроскопических винтов. Виват и Виктория!
Юрик второй день подряд заматывает на катушку бороду из
лески с выловленной еще вчера блесной. В конце концов он
утомился мотать или разматывать и, намотав чуть поболе
половины, остальное предал огню.
Совершенно упустил из вида тот факт, что вчера в ближайших
окрестностях приличных дров обнаружить не удалось и ребята ушли
в верховья порога, где нашли хорошую сушину. А берег был не
перец с медом - сплошные валуны с дырками между. Пытливые и
опытные умы лесорубов, перетряхнув свою генетическую память,
просто отпустили бревно вниз по течению. Они прибежали в лагерь
как раз в тот момент, когда древо величественно протекало мимо.
Схватив бухту веревки и первый подвернувшийся "Таймень",
охотники за деревьями ринулись в бурные воды порога и после
недолгой борьбы выволокли полено на берег. Это бревно мы
оставляем потомкам как памятник гомо-разуму, тем паче что сами
сожгли все оставленное нам предшественниками. Сейчас 13:40. А
мы сидим у костерка и как будто не помышляем о порогах, которые
ждут нас сегодня.
Вышли в два. Через 20 минут неспешной гребли дошли до
порога Стоостровский. Зашли в левую, самую широкую протоку.
Входить лучше под самым правым берегом в язык, дальше по струе.
Порог оказался и вправду многоостровским. Русло распадается на
множество мелких рукавов. В нужный можно попасть, если дальше
повернуть на 180 и дойти до противоположного берега. Там, на
левом повороте, вторая ступень, которая проходится по струе
около центра. Метров через 150 последняя, третья ступень - по
струе слева от центра.
Через 15 минут дошли до порога Медвежий. Он представляет
собой слив высотой около полуметра, стесненный с двух сторон
ряжевыми стенками. Самый безобидный язык - по центру. Справа -
полуметровая бочка, слева- косые валы, возможны камни. Выход -
ближе к левому берегу. Проходим порог поэкипажно, снимаем. При
проходе обнаружилось довольно много обливных камней, которых с
наплыва не очень-то и разглядишь. Прямо по центру на выходе
лежат 2 камня, слева от них еще 1, побольше. Выходить лучше у
самого левого берега.
Как оказалось, в бочке тоже есть камень, который цапнули
оба наших "Тайменя", оба хвостом. Одной лодке, типа КАЯК, это
сошло, а вот вторая обзавелась тридцатисантиметровой
поперечной(!) дырой от 2-го стрингера до кильсона.
На правом берегу, куда м вылезли шиться и клеиться,
обнаружились две небольшие стоянки в глубине леса. Мы уелись
черникой и насобирали грибов. На берегу втречаются интересные и
неожиданные вещи типа неначатой пачки сигарет "Fine 120".
Подшились и подклеились, благодаря стараниям Леши и ДК к
половине пятого. Решили переесть (но недоспать :) и двигать к
Падуну.
Вышли в 17:30. Через 10 минут подошли к очередному порогу.
Порог несложный, вход ближе к правому берегу, выход - чуть
левее центра. Слева - небольшая бочечка на выходе.
Через 5 минут небольшая шиверка, проход по центру, на
подходе и после втречаются высоко сидящие камни.
Через 15 минут дошли до следующего порога. О его
приближении свидетельствуют бревна по левому берегу: порог
имеет S-образную форму, заход - под правым берегом, в середине
- уход к левому и по струе, выход - в центре.
Почти сразу за этим порогом, за островом, еще 1 порог,
довольно несложный. Однако, за ним есть чуть скрытые под водой
камни. На правом берегу какой-то добрый человек повесил 2
таблички из бересты. На верхней - знак

Р
на нижней -
------------>
50м

Скорее всего, это приятная правда, судя по истоптанности
берега и заготовке под баню, которая стоит сразу за порогом.
За этим порогом перекатик и длинный плесовый участок реки
с порожком, в котором есть ряжи. Подошли к нему в 18:50, прошли
у левого берега.За ним продолжается плес, оканчиваясь следующим
порожком. Его мы прошли в 19:12.
В 19:34 подошли к Луголамбине. Успешно ее прошли и вошли в
левую протоку - русло самой Тунгуды, которая на этом участке
буквально кишит порогами, перекатами и шиверами.
После 3-го порога обнаружили стоянку на правом берегу
наших старых знакомых - киевлян на трехбаллонном тримаране.
20:13.
На следующем, 4-м пороге стоит какая-то группа - 2 ката и
байда (оказавшаяся впоследствии каяком, но об этом позже).
Какое-либо присутствие жизни в лагере отсутствовало напрочь.
Группа признана спящей и в соответствии с Женевской Конвенцией
была помилована. Мы ушли тихо, без призывных свистков и
привычного гомона.
И поплыли мы дальше. А дальше были пороги. И было их, по
нашим подсчетам, еще 5, некоторые весьма быстры. Десятой
оказалась достаточно продолжительная шивера, в конце которой на
левом берегу стоит изба. После нее, через несколько сотен
метров, начинается длинный, достаточно мощный и действительно
кривой порог Кривой. Он требует точных заходов в сливы,
следования основной струе и довольно многочисленных маневров.
На этом пороге, в самом начале, сел на камень "Таймень".
После Кривого будет короткий, но тоже сильный порог,
который можно узнать по левому обрывистому песчаному берегу.
После него, завидев и заслышав характерное шкворчание,
если группа не чувтсвует в себе достаточно сил и опыта или
просто не хочет купаться, лучше вылезти на левый берег и
осмотреть этот 13-й по счету 400-метровый порог, в конце
которого и находится метровый Падун - краса и гордость реки.
Узнать сам падун можно по глыбе посреди реки,
перегородившей последнюю на две части. Основная струя идет
влево. Туда и надо идти.
А там... Слева - обливные камни, косая бочка. Справа тоже
косая бочка. Довольно ровный язык шириной всего около полуметра
находится в центре струи, но попасть на него дано не каждому...
Так как на Тунгуде раньше у нас еще никто не бывал, а в
описании написано, что в этой части маршрута есть 2 порога -
Кривой и Падун, но не сказано где они есть и когда, мы, шли
его, как и все предыдущие пороги, сходу. Первым шел "Катран".
Мы - вторыми. Последнее, что я видел - это как первый экипаж
вошел в левый поворот. Дальше было сложно следить за действиями
кого-либо еще, ибо мы поняли, что вот перед нами ОНО. И
произошло это метрах в 10 от самого слива. Было решено ЕГО
брать :). Уйдя влево по струе и развернувшись, мы вошли левее
основной струи и спрыгнули по самому ее краю между двумя
обливняками. Благополучно съехали лишь слегка зацепив что-то
внизу. Как оказалось, уже во главе колонны, потому что "Катран"
в бочке остановило, зажевало и кильнуло там же, не отходя от
кассы. Но это был только аванс Падуну. Вторым и последним был
киль "Борхвардта" в косой бочке.
Спасработы не заставили себя ждать, тем паче что нас уже
ждали (как оказалось, второй день) с морковкой наши старые
знакомые из Дзержинска. Их точно заброшенная снасть вынула
довольную участницу второго киля, все остальные чуть позже
доставлены к берегу. В общем, все отделались легким испугом,
купанием и выловом немногих выплывших (и выпавших) из байдарок
вещей.
Оперативная часть действа была заснята оперативно
сработавшим видеооператором береговой группы. Все было кончено
около 21:15. Все веселы и мокры.
Место на левом берегу, куда мы высадились, оказалось
весьма пристойным. У воды стояли дзержинцы, они же предложили
нам отличную стоянку чуть выше, метрах в 50 от берега.
Поставить лагерь и отужинать мы все-таки успели до темноты.
Ближе к ночи посетили соседей, которые стояли тут уже второй
день и поведали нам о том, что вчера здесь проходила группа
москвичей, ведомая дамой, бывавшей на Тунгуде уже седьмой раз.
Шли они без фартуков. В одном из экипажей, уже сливавшемся в
последнюю ступень Падуна, метрах в пяти от самой бочки в лодке
поднялся во всеь рост мужик - посмотреть, что там ждет впереди.
Логично, что его ждал однозначный и безвариантный киль.
Сами дзержинцы, в составе которых оказался бывавший в этих
местах человек, взяли Падун тоже весьма оригинальным способом.
Все капитаны знали и препятствии впереди и посему в верховьях
порога заблаговременно были оставлены видеоокамера и
фотоаппараты, а ничего неподозревавшая группа без спасжилетов и
касок (как всегда) смело рулила в стремнине. Я не сторонник
таких мер, но думаю, что с тех пор они (нигде :) не снимают
касок и спасаются жилетами.
Еще у них есть интересная традиция. Когда вскипает вода
под чай, у вставки собирается вся группа и громко кричит, чтобы
испугать чай - тогда он лучше заваривается. Вероятно, это
правда, особенно если во вставку добавить чай ( у них был
преимущественно Dilmah).
Ближе к часу мы пошли спать. Без песнопений, так как
соседи собирались встать рано поутру и за переход оказаться уже
в Идели.
Похолодало.
Комаров нет.
Спим...

Вторник, 12августа.

Очнулись в одиннадцатом часу. Вкусно поели . Соседи уходят
частями - одни да, другие остаютя. После завтрака мы
отваливаемся и отсиживаемся, начинаются шишечные бои,
окончившиеся со всеми окрестными шишками. Но это не
останавливает горячих походных парней и они начинают запускать
очко "Борхвардта"...
Стенография сопутствующих бесед:
Все не любят соленые бананы. В городе замечена тетка с
козой, а у них живут петухи. Завод "Электросила" - непроходной
и там держат кур . На балконе они тоже живут, каждый день
причем, если хорошие. Но перед этим у них были две хрюши,
которым кидают скорлупу от яиц, из которых вылезают страусы.
Короче, днюем.
Пришли соседи снимать нас на видео. Сняли. А мы спели.
Душевно провожаем вторую партию коллег (их тройка ушла утром).
Потом идем играть в крокодила. Самым непростым оказалось
показать "который. Так мы играем, прерываемся, пасемся. Ивдруг
неожиданно в середине дня гонец с берега приносит долгожданную
весть для морковки, со вчерашнего дня заготовленной на берегу:
"Идут".
Оказалось, это немереная группа взрослых и детей тоже из
Питера (та, которая была признана спящей). Они шли на
катамаранах 8 и 4, каяке. Еще у них было безумное количество
спиннингов, которые они переносили в 4 приема. Они долго ходили
туда-сюда с вещами и без. Мы уже начали нервничать и томиться
от ожидания: ну когда же, когда ?!
Наконец, разоблачившись и оставив на себе истинно
джентльменский набор - семейные трусы и болотные сапоги, речные
волки ушли в верховья порога. Потекли томительные минуты
ожидания... И вот, наконец, показался первый кат с 6 членаим
экипажа на борту. Они неспешно текли по струе, как это и
положено солидному чемодану. Перед порогом загребные
напряглись, вспенили гребями воду и... цепляя баллонами камни,
сползли по камням вниз слева от слива. Увидев такое коварство
катамамранщиков, лишивших нас зрелища купания в бочке первых
номеров, мы уже не ждали большего от этакой группы.
Вторым шел каяк, который долго примеривался и наконец
соскочил в суводь слева от бочки. Занесся еще раз и пошел в
слив, где тут же и полег, за что и был выловлен точно брошенной
Алексеем Игоревичем морковкой, точнехонько накрывшей кепку
каякера.
Следующий катамаран прошел более достойно, медленно
слившись с бочку полулагом и притопив авангардного матроса.
Они перекусили, поймали на спиннинг хариуса и вскорости
отплыли.
Теперь была наша очередь развлекаться, и мы двумя
экипажами пошли в Падун. В одиночку он проходится довольно
легко. При двух действующих гребцах был 2 раза перевернут
"Борхвардт", 1 - "Тритон", последний к тому же поплатился
сломанным шпангоутом на деке. Залитую водой посудину просто
протащило по камням, которые на выходе из порога присутствуют в
изобилии.
И тогда в бой пошли совсем старики - по такому случаю был
спущен в воды Падуна заслуженный "Катран". Двухбаллонный
агрегат швырнуло сначала влево, затем вправо, но он устоял,
хотя и был отнесен течением правее основной струи на камни.
Экипаж, во имя спасения и в благодарность спешно покинул судно,
плотно севшее серединой на камень (глубина там по колено :),
чтобы мгновением позже чинно рулить к берегу с чувством
удовлетворения от выполненного долга. Все-таки МЫ ЕГО СДЕЛАЛИ!
Вечером мпробовали кидать спиннинг. Около самого порога
были пойманы 2 (или 1 два раза?) щуренка, отпущенных по
малолетству. И все, и боле ничего...
Вечер прошел мирно и все заснули. Ночью пошел дождь,
продолжавшийся до самого утра.


13 августа, среда.

Сегодня 10 лет со дня гибели человека в Падуне, о чем
свидетельствует табличка на скале:
1963-1987, 13.08.
Встали около 10:30. На завтрак ели чернику со сгущенкой и
усиленную дозу конфет. Сегодня решено встать не доходя Красной
Горки, поэтому все расслаблены и совершенно не спешат выйти на
воду. Учмтывая, что сейчас не меньше 12-ти (а было уже 12:50),
то наша традиция выходить в 2 часа сегодня может быть нарушена.
Впрочем, так оно и случилось. Вышли мы в 14:45. Пройдя 3
переката подошли к порогу - вход справа от центра, выход чуть
левее, ближе к левому берегу. В пороге есть камни.
В 15:12 были у моста. После километрового плеса перекат и
еще порожек, дальше - продолжительный разлив реки. Слева от
травянистого островка есть стоянка. Дальше, за большим
островом, который мы обшли справа, через несколько сотен метров
на левом повороте реки есть хорошая обжитая стоянка на правом
берегу. Здесь же порог. Дальше серия мелких порожков. Затем
посреди реки видны остатки ряжа, который огибает вода. Мы шли
по правому рукаву, обогнув искусственный остров слева, дальше
крутой поворот налево и уход вправо по основному руслу. После
этого порога - порог Банный, который требует маневрирования, с
довольно сильной струей и сужением русла. Есть небольшие бочки
и валы. После порога следуют непрерывные шиверы, которые
внезапно :) заканчиваются двумя рслостеснительными стенками по
обоим берегам. Перед ряжами на левом берегу есть отличная
стоянка, где мы и устроили наш последний лесной привал. Правда,
у берега тут довольно мелко и много камней, так что чалка может
доставить хлопот.
Выгрузились, поставили лагерь и уже во всеоружии встретили
мерзкий моросящий дождик, временами усиливающийся до довольно
приличных осадков. Стойкие рыбари пошли на свой чешуйчатый
промысел (так ничего и не поймав, зато посадив 2 блесны и
испортив еще 1), а все нормальные люди ушли в лес пастись и
грибы тарить.
Грибалка здесь на удивление хороша: мелкие местные
подберезовики перемежались красноголовыми красавцами из более
приличных мест, венчали натюрмморт цари грибов - белые - коих
было принесено общим числом 6. Из них вышел чудный грибной
лапшово-мясной супчик, одобренный всеми участниками. Остальные
грибы были сварены и на следующий день "разлиты" по бутылкам.
Спали мы хорошо, без комаров, иногода под шорох дождя и
всегда под экзотический запах сена, которое мы постелили под
дно палатки, распотрошив небольшой и единственный в своем роде
местный стожок.

14 августа, четверг.

Сегодня должен быть последний ходовой день.
Проснулись мы рано. Первые встали в начале десятого.
Сварганили завтрак и вышли уже в 11:50.
При попутном ветре дошли до моста у выхода в Выг, он же
Беломорканал. У самого моста ветер разогнал довольно крутую и
длинную волну, по котрой было довольно приятно съезжать,
попенивая носом волны.
Вышли в Беломор, ветер почти попутный. Пошел дождь. Лучше
бы он проходил мимо. Вначале мелкий моросящий, но потом
перешедший в нормально противный обычный дождь при значительном
ветре и приличной волне. Редкая удача, что мы пилим этот кусок
при попутном ветре, иначе все могло бы быть намного грустнее. А
пока несет даже если не грести, но не грести не хочется -
холодно и уж очень хочется наконец-то доплыть.
Завидев дома поселка Идель народ приободрился и мы рванули
вверх по Идели так, как давно не ходили.
Мост ( а точнее два) явился нам долгожданным чудом
цивилизации, не говоря уже об уютном зале ожидания на самой
станции.
Разобрав байды и собрав рюрзаки под дождливым ветром, мы
дочапали до станции и, перепаковавшись, приятно расслабились.
Местные сказали, что тут есть деповская столовая,
работающая круглосуточно. Однако оказалось, что сейчас она не
работает , ибо с электричеством эдесь бывают проблемы. В
столовой сказали:"Будет свет - приходите". Но света у нас не
было...
Добрая кассирша тоже пообещала вскипятить чайку при свете,
чак что остается только ждать его, электрического.
Дима и Юрик сходили в магазин, принесли свежачка - хлеба с
булкой. Мы сидим и и ждем света с переедом.
ДА БУДЕТ СВЕТ!
Света мы не дождались. Зато нам выписали билеты на
свободные места по усмотрению контролера, то бишь проводника.
Потом мы играли в контакт, бежали по платформе до вагона,
особенно Кира, видели нашу проводницу и занимали приглянувшиеся
места.
Вагон оказался на редкость приличным (или это нам от
дикости показалось :) и мы вечером попили горяченького чайку,
расстелили спальники на казенных матрацах (кстати, в правилах
проезда, которые были рассмотрены во время ожидания
освобождения заведения OPEN-CLOSE черным по белому написано,
что пассажир имеет право пользовать матрац со всеми атрибутами
независимо от того, взял он постельное белье или нет, так что
если вас будут сгонять с насиженного матраца - не поддавайтесь,
напирая на защиту прав человака и Женевскую конвенцию) так вот,
о чем этоя ... а! и с радостью отдались в лапы Морфея.


15 августа, пятница.

Проснулись мы кто где :). Я - у Волховстроя. Вылезли на
платформу и закупили пирожков с черникой и капустой. Тут же их
и потрескали. На перроне видели мужичка, которому мешал наш
поезд, бабулю, отгонявшую клюкой покупателей от своих огурцов.
Еще была толпа дачников, вывалившихся из электрички... Что было
дальше не помню, но доехали мы. Хорошо. На том и абзац.


Из речений участников о походе.

- Поход удался!

Все было здорово!

Плющ да пороги, два порога водим. Хорошо, но коротко.

Бывает немного грустно, когда едешь обратно, от того, что
все так быстро закончилось, пролетев на одном дыхании.

Это очень хорошо, что пока нам плохо.

Раз упавши с Падуна, вдохновились мы сполна!

Еще одной речкой стало меньше.

Было славно, особенно в конце... Но Падун нам так и
сдался... Обидно!

Опять как всегда!

Иными словами - мечты сбываются с завидным постоянством.


Happy END!
===============================================================
FILE: vuoksa.txt
МАРШРУТ э1. ПО ОЗЕРУ ВУОКСА - РЕКЕ ВУОКСЕ - ОЗЕРАМ
СУХОДОЛЬСКОМУ - ЛАДОЖСКОМУ - ОТРАДНОМУ - КОМСОМОЛЬСКОМУ - РЕКЕ
ВУОКСЕ - ОЗЕРУ ВУОКСА.

Начало и конец маршрута - город Приозерск. Протяженность - 250
километров. Число ходовых дней - 12. Сезонность - 15 мая - 1
сентября. Категория сложности - 2.
Начало маршрута - город и железнодорожная станция Приозерск,
расположенные на берегу озера Вуокса.
Удобное место для сборки байдарок - на берегу озера, рядом с
пристанью, в 150 метрах от железнодорожной платформы.
От Приозерска следует идти на запад, придерживаясь створных
знаков и бакенов теплоходной линии Приозерск - Яркое - Горы.
Если не заходить в Яркое, то на большом плесе нужно взять курс
на Зеленый мыс - на юго - запад и далее по судовой обстановке в
устье Вуоксы.
Река Вуокса берет свое начало из оз. Сайма на территории
Финляндии и, пройдя 143 км, впадает в Ладожское озеро.
Вуокса впадает в Ладогу тремя рукавами: юго - восточным -
через озеро Суходольское и реку Бурную (основной) и двумя
северными - у Приозерска и у поселка Бригадного.
После моста у поселка Горы первое препятствие - небольшой
водоскат от плотины разрушенной мельницы. В низкую воду суда
надо обносить по правому берегу, а в высокую проводить по
бечеве против течения.
Выше Вуокса расширяется, протекая через ряд озер. В русле
много подводных камней, и идти нужно осторожно, особенно на
участках поросших камышом, все время придерживаясь левого
берега и срезая отдельные заливы. Вскоре на левом берегу
покажуться дома поселка Мельниково. При необходимости нужно
остановиться у небольшого пляжа на левом берегу, откуда
недалеко до почты и магазинов. В центре поселка имеется
обелиск.
Следующий населенный пункт (на левом берегу) - Васильево.
Назван поселок по имени Героя Сов. Союза разведчика А. М.
Васильева, отличившегося в боях с белофиннами в 1939-1940
годах.
Миновав Васильево, следует двигаться вдоль левого берега до
моста на дороге, ведущей в Мельниково.
На правом берегу за шоссе сохранились остатки старинной
крепости - Тиверского городища, в 14 - 15 веках служившего
форпостом Новгорода на Карельском перешейке. В 1414 году
крепость была захвачена шведами и разрушена.
В межень Вуокса в этом месте пересыхает, и отсюда начинаются
так называемые Тиверские волоки: первый - от моста по левому
(по ходу) берегу 130 метров, второй и третий - по пересохшему
руслу 30 - 40 метров и четвертый - 100 метров по тропе.
Закончив обнос, следует идти, придерживаясь восточного берега,
и в следующем разливе подойти к мысу Дружбы, южная часть
которого оканчивается огромной гранитной плитой.
Дальше Вуокса протекает через озеро Балахановское, попасть в
которое можно узким проходом среди тростника, начинающегося
слева у острова. Войдя в озеро, взять курс на юг вдоль
восточного берега к месту впадения Вуоксы.
Озеро Балахановское вытянуто с северо - запада на юго - восток
на 7 километров. Озеро мелководное. Средняя глубина - 2, 9
метра. В неустойчивую погоду необходимо держаться ближе к
берегу, так как при ветре на озере быстро поднимается крутая,
захлестывающая волна.
За озером путь идет по Вуоксе мимо островов и гранитных скал.
Кое - где старый фарватер отмечен гранитными столбами и
металлическими шестами. Дойдя до слияния старого и нового русла
Вуоксы, стоит сделать остановку на правом (по ходу) песчанном
берегу, покрытом молодым сосновым лесом, а затем идти на восток
вдоль левого берега по широкому разливу Вуоксы до поселка
Лосева.
Приблизившись к территории турбазы "Лосево" и не заходя за
линию свай старого моста (за ними начинается сложный порог),
надо высадиться на левом берегу и осмотреть порог. Группа,
имеющая достаточный опыт прохождения порогов, может пройти
порог, двигаясь сначала вдоль правого берега, а после
шоссейного моста сразу перейти к левому берегу и, идя вдоль
него, закончить прохождение за железнодорожным мостом.
Малоопытным группам лучше делать обнос - один километр по
левому берегу, через территорию Лосевской турбазы по дороге, а
затем под виадук железной дороги к пристани.
Далее маршрут проходит по Суходольскому озеру, вытянувшемуся
узкой лентой с запада на восток на 40 километров.
Берега озера высокие, поросшие у кромки воды смешанным лесом,
а чуть ниже сосновым. Всречаются песчанные пляжи.
Из юго - восточной оконечности озера вытекает небольшая (10
километров) порожистая речка - Бурная, впадающая в Ладожское
озеро. Берега реки высокие, обрывистые, покрытые кустарником.
Лес находиться далеко. Через один километр от истока начинается
порог, и чтобы успеть высадиться на берег и провести разведку,
надо, войдя в Бурную, идти близко от правого берега. По нему же
удобно сделать обнос порога (600 метров). Опытная группа после
просмотра может пройти порог по краю стоячих волн. Пройдя
порог, следует перейти к левому берегу и идти вдоль него к
устью. Ниже на Бурной препятьствий нет, а перед впадением в
Ладогу она расширяется, образуя небольшую губу.
На Бурной лов рыбы запрещен, так как сюда приходит на нерест
ладожский лосось.
В хорошую погоду можно выйти в Ладогу и, повернув налево, на
север, идти вдоль берега. Через 1. 5 км в районе небольшого
мыса, где лес близко подходит к воде, удобное место для
бивуака.
В случае, если захватит непогода и у группы нет времени
переждать, надо подняться против течения до устья правого
притока Бурной - р. Вьюн и пройти по нему до пос. Запорожского,
откуда идут автобусы до ст. Сосоново ж. -д. линии Ленинград -
Приозерск.
Дальше можно плыть, ориентируясь на большой мыс, обогнув
который, войти в Черемухинский залив и идти вдоль берега до
устья протоки (непроходимой) из оз. Гусиного. В этом месте надо
высадиться на берег (отличный песчаный пляж) и делать волок к
дороге, идущей вдоль залива.
Отсюда можно предложить два варианта продолжения маршрута.
Первый - делать волок по дороге ( или подъехать) 3-4 км до
южной оконечности оз. Гусиного. Это одно из красивейших озер
Карельского перешейка, с высокими берегами, покрытыми сосновым
лесом. Озеро - заповедное, и для прохождения его надо иметь
маршрутную книжку. Стоянки на его берегах и ловля рыбы
запрещены. Идти надо в его с. -з. конец и делать второй волок в
обход сооружений рыбозавода. Далее путь проходит по
трехкилометровой протоке - Поганке - из оз. Отрадного в
Гусиное. На ней предстоит обнос моста, плотины мельницы и ряд
проводок.
Второй вариант - выйти на дорогу и на попутном транспорте
переехать на берег оз. Отрадного.
Оз. Отрадное - второе по величине на Карельском перешейке.
Изрезанность берегов незначительная. На юге несколько островов.
На переход из Ладоги в оз. Отрадное нужно отвести целый день и
заночевать на его берегу. Утром, если погода тихая, можно
пересечь озеро в кратчайшем направлении, держа курс на с. -з.
берег, на мыс, представляющий собой узкую полоску камней с
редкими деревьями. Затем повернуть от мыса на с. -з. и идти
вдоль берега до пос. Плодовое.
В поселке расположена опытная база Ботанического института им.
В. Л. Комарова. Здесь культивируются около 400 видов полезных
растений и св. 100 сортов разнообразных цветов. По
договоренности работники станции могут провести интересную
экскурсию по лабораториям и плантациям.
Дальше курс лежит на запад, на два небольших островка
посередине плеса, а затем - на мыс, около которого находится
поселок и ж. -д. станция Отрадное. Обогнув мыс, следует плыть в
направлении ж. -д. моста, где среди тростника берет свое начало
протока в оз. Комсомольское.
Протока - река Пионерка - неглубокая, извилистая, шириной 8-9
метров, проходимая для байдарок. Течение слабое. Берега заросли
лесом и кустами черемухи. На реке два препятствия - плотина
(обнос 40-50 метров) и на выходе в озеро - мелкая шивера длиной
50 метров (проводка).
Оз. Комсомольское вытянуто с юга на с. -з. на 14 км при
максимальной ширине 2 км. Озеро очень живописное, берега
покрыты сосновым лесом, много выходов гранита - "бараньих
лбов". Из северо-западной части озера вытекает р. Веселая. Она
шире и глубже Пионерки, течение быстрее. На ней также предстоит
обнос разрушенной плотины (40 метров). Впадает Веселая в одно
из озер системы Вуоксы.
Выйдя в озеро, курс надо держать на север, придерживаясь
восточного берега до разветвления, и дальше по правой протоке
(Беличьей) - на северо - восток. Протока мелкая, каменистая,
поэтому местами суда надо проводить.
При повороте протоки на восток на левом берегу пос. Быково.
Здесь есть больница. Дальше протока поворачивает на
северо-запад и за пос. Беличье впадает в оз. Вуокса. Отсюда
путь идет на север. Следует придерживаться островов на оз.
Вуокса и западного берега острова Олений, после которого
держать курс на Приозерск, где маршрут заканчивается.
Приозерск (в прошлом - Корела) - один из древних русских
городов на северо-западе нашей страны. Впервые упоминается в
летописи XIII века. Входя в состав Новгородской Руси, он служил
форпостом на границе со шведскими землями. Шведы, захватив
Корелу, дали ей название Кексгольм. Окончательно город был
освобожден от шведов войсками Петра I в 1710 году. В 1943 году
получил название Приозерск.
В городе сохранились старинные крепостные сооружения XIV и XVI
веков. Во второй половине XVIII века они использовались как
место заточения политических узников царизма. Первыми узниками
были члены семьи Е. Пугачева, затем декабристы И. И.
Горбачевский, Ф. Ф. Вадковский, М. К. Кюхельбекер, А. П.
Барятинский, осужденный по делу петрашевцев Р. А. Черносвитов и
многие другие.
В настоящее время ведутся большие работы по реставрации
крепостных сооружений. Восстановлено здание нового арсенала,
где сейчас размещен краеведческий музей.


МАРШРУТ э2. ПО ОЗЕРУ ВУОКСА - РЕКЕ ВУОКСЕ - ОЗЕРУ
ЛЮБИМОВСКОМУ - БЕЛИЧЬЕЙ ПРОТОКЕ - ОЗЕРУ ВУОКСА - РЕКЕ ПЯРНЕ -
ЛАДОЖСКОМУ ОЗЕРУ.

Начало и конец маршрута - г. Приозерск. Протяженность - 160
км. Число ходовых дней - 7. Категория сложности - 1.
Немного не доходя до пос. Мельниково, справа по ходу надо
повернуть под небольшой мост через узкую речку, впадающую в
Вуоксу. Здесь предстоит короткая проводка судов среди камней
против сильного течения. В километре от моста находится центр
поселка, где расположены магазины, почта, столовая.
После моста путь лежит по узкой извилистой речке с низкими
заболоченными берегами, которая вскоре приводит в небольшое
озеро Синее. Его надо пересечь в северо-западном направлении и
войти в следующую протоку. Через 600 метров русло перекрыто
разрушенной плотиной мельницы. Обнос по правому берегу 120
метров.
Вскоре впереди покажется широкий тихий плес. Это начало озера
Любимовского - узкого, длинного, изогнувшегося большой подковой
на 22 километра. Берега озера высокие, скалистые, покрытые
хвойным лесом. Удобных мест для стоянок мало.
За небольшим островком слева открывается высокий берег,
поросший соснами. Он террасами спускается к воде, вдоль которой
протянулся песчаный пляж. Здесь хорошее место для бивуака.
Далее путь лежит на северо-запад вдоль левого по ходу берега.
После поворота на юго-восток озеро пересекает мост дороги
Мельниково - Маслово. Пройдя под мостом, следует переходить к
правому берегу и идти в конец озера, где в юго-западной части
есть хорошее место для стоянки - песчаный пляж. Протока из
озера, по которой проходит дальнейший маршрут, берет свое
начало в бухте слева от пляжа.
Отсюда начинается самый сложный и интересный участок пути.
Когда-то в этом месте был проложен узкий канал со шлюзом для
регулирования уровня воды в озерах. Протока настолько узка, что
на лодках идти можно только на шестах. На отдельных участках
русло вырублено в граните, а откосы укреплены камнями. В этом
месте она представляет собой зеленый коридор. Берега высокие,
крутые, поросшие у воды кустарником, а выше - хвойным лесом.
Протока перемежается с тремя небольшими озерами.
У моста на шоссе Балаханово-Мельниково обнос справа (20 м).
После шоссе берега протоки укреплены деревянными сваями. Вскоре
она расширяется и приводит в мелководное илистое озеро,
обрамленное тростником, за ним мост на дороге на Васильево и
дальше - оз. Тростниковое. Держаться надо северного (левого)
берега, оставив справа остров, вытянувшийся на 5 км. Справа
останется и мыс Дружбы.
Дальнейший путь, включая Беличью протоку и оз. Вуокса, см. в
маршр. э1.
Выйдя в оз. Вуокса, необходимо взять курс на север, на
Приозерский плес (оставляя Приозерск справа), к истоку р.
Пярны. Ориентиром служит одиночный небольшой дом, стоящий на
берегу левее видимого участка ж. д. на Сортавалу. В этом месте
среди тростника начинается протока Пярна, или Тихая, впадающая
в Ладожское озеро. Слева остается вход в Рыбачий залив озера
Вуокса.
Протока узкая, мелкая, в русле - камни. За ж. -д. мостом Пярна
то широко разливается, то быстро бежит в узком каменистом
русле. Идти следует, все время придерживаясь правого
(восточного) берега. Сложные участки заканчиваются после моста
на шоссе у пос. Бригалное. Ниже, кроме отдельных подводных
камней и быстрин, препятствий нет. Перед впадением в Ладогу
протока разветвляется, проходить нужно левой, более глубокой.
Выйдя в Ладогу, идти следует налево (на запад) вдоль берега,
не удаляясь от него более чем на 200 метров. Берег скалистый,
поросший сосновым лесом. Замысом - бухта Туристов,
представляющая собой песчаный пляж, окаймленный сосновым лесом.
Миновав ее и подойдя к небольшому мысу, следует
ориентироваться, взяв азимут 310-315 град. на вышку на южном
берегу острова Кильпола. Путь к нему лежит среди многочисленных
мелких островов самой причудливой формы. Невысокие гранитные
гряды большей частью полого сходят в воду, а местами обрываются
отвесными утесами. На этих островах множество гнездовий чаек.
После того, как пройдены все островки и пересечен большой плес,
надо идти налево (на запад) близко от берега, чтобы не
пропустить вход в закрытую бухту, отгороженную от Ладоги
гранитными скалами. В ней можно сделать дневку и провести
несколько пешеходных прогулок вдоль берега.
Все острова, кроме Кильпола, необитаемы, на них много черники,
брусники, а на более крупных есть грибы. Почти всегда можно
найти место для стоянки.

Пересекая плесы, необходимо внимательно следить за
всеми изменениями погоды и при малейшем ее ухудшении
немедленно идти к ближайшему берегу.

От острова Кильпола тем же путем следует возвращаться к устью
Пярны, выходить по ней в озеро Вуокса и идти к Приозерску, где
маршрут заканчивается.


МАРШРУТ э3. ПО ОЗЕРУ ОТРАДНОМУ - РЕЧКЕ ПИОНЕРКЕ - ОЗЕРУ
КОМСОМОЛЬСКОМУ - РЕКАМ ВЕСЕЛОЙ И ВУОКСЕ ОТ СТАНЦИИ ОТРАДНОЕ ДО
ПОСЕЛКА ЛОСЕВО.

Протяженность - 80 км. Число ходовых дней - 3 - 4.
Подъезд к началу маршрута - от станции Отрадное. От платформы
до берега озера около одного километра. Собрав бойдарки, идти
вдоль берега на юг. Обогнув мыс, держать курс к истоку протоки
в озеро Комсомольское.


МАРШРУТ э4. ПО ОЗЕРУ ОТРАДНОМУ - РЕЧКЕ ПИОНЕРКЕ - ОЗЕРУ
КОМСОМОЛЬСКОМУ - РЕКАМ ВЕСЕЛОЙ - ВУОКСЕ - БЕЛИЧЬЕЙ ПРОТОКЕ -
ОЗЕРУ ВУОКСА ДО ГОРОДА ПРИОЗЕРСКА.

Протяженность - 110 км. Число ходовых дней - 4 - 5.
Маршрут можно сократить на 20 км., закончив его в поселке
Синево.


МАРШРУТ э5. ПО ОЗЕРУ ВУОКСА ОТ СТАНЦИИ СИНЕВО ДО ГОРОДА
ПРИОЗЕРСКА (КРУГОВОЙ).

Протяженность - 40 км. Число ходовых дней - 2.
От станции Синево до озера - 350 -400 метров. Собрав байдарки,
идти на запад, обходя самый большой остров Олений. Озеро очень
красивое, с изрезанной береговой линией, многочисленными
островами и выходами гранита. На островах много мест для
устройства лагеря и купания.


МАРШРУТ э6. ПО ОЗЕРУ СУХОДОЛЬСКОМУ - РЕКАМ БУРНОЙ И ВЬЮНУ ОТ
СТАНЦИИ ЛОСЕВО ДО ПОСЕЛКА ЗАПОРОЖСКОЕ.

Протяженность - 48 км. Число ходовых дней - 2.
Подъезд к началу маршрута - станция Лосево. От станции до
берега озера Суходольского около 150 метров.
В Лосеве внимание туристов привлекает Лосевский водоскат, а на
южном берегу Вуоксы - остатки предмостного укрепления,
построенного по плану фортификаторов Петра I. Оно находится
между шоссе и железной дорогой. В лиственном лесу видны
очертания валов и рвов, поросших кустарником, замыкающих
небольшое четырехугольное пространство старинного укрепления.
В Лосеве, собрав байдарки, следует держать курс на восток к
истоку Бурной, войти в нее и, пройдя или обнеся порог, идти
вдоль правого берега. Дойдя до устья реки Вьюн, нужно повернуть
направо, войти в устье и идти вверх против течения до поселка
Запорожского, где маршрут заканчивается. Разборка байдарок на
правом берегу, не доходя моста. Затем нужно выйти на шоссе к
остановке автобуса, идущего к ж. д. станции Сосново.
===============================================================
FILE: vonga.txt
Воньга

From: Ivan Kuznetsov 2:5030/254.10 14 Sep 95
Поправки: Левин Дмитрий(LD) resurs@mech.unn.runnet.ru Nov 1996

Северная Карелия
Ст. Энгозеро - оз. Энгозеро - р. Воньга - Белое море - ст. Кузема
Базовая длина - 200 км
11-12 ходовых дней
II к.с. с элементами III-IV для байдарок (зависит от уровня воды;
тенденция к некоторому увеличению категорийности при повышении уровня
воды)

Населенные пункты: пос. Энгозеро (магазин, почта), дер.
Воньга (ничего нет, 10-15 жителей)
Посещаемость: Энгозеро, Пайозеро, Чогозеро - жители пос.
Энгозеро на моторках; Пильдозеро - рыбаки (немного) и косцы во
время заготовки сена, подъезд по грейдеру со стороны Энгозера;
р-н ж.д. моста у ст. Воньга - рыбаки. В сезон много туристских
групп (в основном, москвичи).
Стоянок много, за исключением участка ниже дер. Воньга.

Подъезд

- до ст. Энгозеро (960 км. от Ленинграда).
Останавливаются 4 поезда, в т. ч. 2 скорых. Наиболее удобен
поезд, отходящий из Ленинграда днем (14:30) - прибывает в
Энгозеро утром (10:30).

Отъезд

- со ст. Воньга (останавливаются п/б и пассажирские
поезда, пассажирский отправляется в 14:10) или со ст. Кузема
(останавливаются все поезда).


(LD): ВАЖНО. Станция Воньга с 1996 года перестала существовать.
Правда можно выехать на почтово-багажном (мы так и сделали). Он
останавливается прямо перед мостом (в сторону Ленинграда) но
для большей уверенности нужно позвонить в Кезу (телефон возле
моста) или поговорить с местными рыбаками.

В 1996 году я по Воньге не ходил, но был в том же районе и
разговаривал с группами.
Станция Воньга превратилась в путевой пост. Т.е., всякие
стрелки сняты, диспетчерская заброшена и пассажирские поезда там
не останавливаются. Останавливается почтово-багажный ("Веселый")
поезд СПб-Мурманск. Останавливается в буквальном смысле, т.е.
голосуется. Расписания я точно не помню, но поезд на север (в
сторону Энгозера) проходил около 10-11 утра. По крайней мере, в
Энгозере мы около полудня видели свежеприехавшую группу,
возвращавшуюся с Воньги. На юг этот же поезд проходил раньше, и те
ребята на него не успели.
С уважением, И.А.Кузнецов
Internet ivan@peipk.energo.ru


Точки аварийного схода:
1) Оз. Энгозеро - возврат в пос. Энгозеро
2) Пильдозеро - выезд в пос. Энгозеро на а/м (ходят весьма
нечасто !)
3) Р-н ж.д. моста - пеший выход на ст. Воньга (ост. п/б и
пассажирский поезда)

Река Воньга имеет длину 135 км., впадает в губу Воньга
Белого моря. Общее падение - 71 м., средний уклон - 1.10 м/км.
Основное падение - на порогах в нижнем течении. Соответственно,
Воньга делится на Верхнюю (озерно-речная система с крупными
озерами) и ижнюю (небольшие озера, между ними протоки с
серьезными порогами). Протекает через 12 озер. аиболее красивые
- верхние озера (Энгозеро, Пильдозеро, Синдамозеро,
Мурамозеро). Крупный правый приток - р. Верхняя Куземка (сток
оз. Верхнее Кумозеро) - впадает в Пильдозеро. Заметная речка
впадает в оз. Столбовое.
Средняя ширина Воньги - 25-40 м., глубина вне порогов -
0.7-2.5 м. Количество порогов и перекатов - 27. 2 разрушенные
плотины.
На реку (без Энгозера) нужно 6-7 ходовых дней.

По Белому морю - ˜25 км (2 перехода). Нужно иметь
резервные 1-2 дня на случай непогоды. Заметное ее ухудшение
наступает 15-18 августа. 24-26 июля тоже может быть небольшой
шторм. ОБязателен аварийный запас пресной воды!

Удлинения маршрута:

1) По оз. Энгозеро (+ ххх км);
2) По Белому морю - возможно движение на север к
Калгалакше или на юг к устью Летней реки или в Кемь (+ 35, + 45
и + 80 км);
3) Выход на Энгозеро не со ст. Энгозеро, а со ст.
Амбарный или Боярская. Проходятся озера Боярское, Большое,
Кулежма, Пиртозеро. Далее либо волок в Заячье озеро, либо
проход через систему речек мимо пос. Амбарный в Заячье озеро
(проходимость речек мне неизвестна). Из Заячьего озеро в оз.
Овечье, откуда через р. Пулома в Энгозеро. (+43 км или +13 км,
III к.с.)


Оз.Энгозеро.
------------
Озеро имеет два стока: восточный - через р. Калга,
западный - через р. Воньга (основной сток - через Калгу).
От станции до воды - около 400 м. назад (на юг) вдоль
путей до ручья. По ручью можно попасть в залив Энгозера (при
низкой воде возможна проводка). Площадка для сбора - на правом
берегу ручья ниже ж.д. (плоские каменные плиты). Много битых
стекол (в т.ч. и в воде) :(.
Озеро Энгозеро очень красивое, большое (36х8 км., площадь
136 кв. км). Много островов (144 шт). Берега каменистые, часто
скалистые. Лес по берегам, в основном, хвойный (ель, сосна).
Попадаются пляжи с белым песком (на берегу в этом месте
неглубокое болото). Средняя глубина небольшая (4.5 м),
вследствие чего вода хорошо прогревается (этим летом - до
˜21ь). Прозрачность воды - до 2.5 м. Ближайший к поселку плес
загрязнен.
При ветрах соблюдать осторожность! При усилении ветра
озеро заметно раскачивается за 5-7 мин. Волна высокая и крутая.
До истока Воньги - минимально 40 км. (2.5 ходовых дня).

Пайозеро - Чогозеро

Выход в Пайозеро через разрушенную плотину (хорошо
заметна с Энгозера). Перепад ˜30 см. Левый слив, можно без
просмотра. При необходимости - просмотр, лучше с левого берега.
Бревенчатая переправа над правым сливом ненадежна! Несколько
камней по бокам струи.
После плотины слева - рыбацкий дом, причал. Летом
постоянно живут рыбаки из Энгозера.
Проход в Чогозеро спокойный.

Верхняя Воньга до Пильдозера

Начало Верхней Воньги - разрушенная плотина. Перепад на
сливе ˜0.5 м. Проход в правый слив. Просмотр с правого берега.
иже плотины на протяжении ˜0.5 км. фарватер узкий, по краям
камни. Есть несколько камней прямо в струе. Разветвления русла.
Возможны локальные завалы. Течение заметное.
После озеровидного расширения - порог. Ориентир - высокий
холм на левом берегу (перед ним болото). Осмотр с левого
берега. 3 ступени, общая длина - ˜200 м. Струя. Воды мало, а
камней много :-(

Пильдозеро

Очень красивое озеро. Разделено большим островом на две
части (Верхнее и ижнее Пильдозеро). На острове - остатки дер.
Пильдозеро (сейчас - только заготовка сена). Проходит грейдер в
пос. Энгозеро.
Из Верхнего в ижнее Пильдозеро есть два прохода: через
западный и через восточный мост. Основной поток идет под
западным мостом. Этот путь длиннее, но более красив. Под мостом
особенностей нет. Восточный мост обносится (10 м), за ним -
мелкий залив, поросший травой. В низкую воду - проводка. В
хорошую - можно и не обносить.
При наличии времени и желания можно осмотреть порог на
Верхней Куземке перед впадением в нижнее Пильдозеро. Шум воды
хорошо слышен от западного моста. Можно также прогуляться по
заброшенной лесовозной дороге, проходящей вдоль южного берега
ижнего Пильдозера. В этом году (вторая половина июля) _вся_
дорога поросла грибами :-О Вообще, такого количества грибов я
еще нигде не видел - даже в Карелии...

Верхняя Воньга до Синдамозера

2 переката, разрушенный мост (без особенностей), перекат,
порожек. Все идется с ходу. а перекатах мелко и много камней,
В низкую воду возможна частичная проводка. Порожек имеет четкую
струю.

Синдамозеро - Мурамозеро

Красивые озера. На Синдамозере берег сильно изрезан.
Проход в Мурамозеро неочевиден. ужно внимательно считать мысы,
чтобы в конце озера не уйти в длинный восточный залив.
Геодезическая вышка, отмеченная на карте вблизи точки поворота,
отсутствует! Для экономии времени можно волокнуться (˜400 м)
через гряду, отделяющую Синдамозеро от Мурамозера в районе
точки поворота. а берегу в этом месте - заметная стоянка с
песчаным пляжем.
Протока в Мурамозеро - без особенностей.

Нижняя Воньга до Гагаринских озер

Начало зоны серьезных порогов.
Порог на выходе из Мурамозера. ˜80 м. IIа к.с. Осмотр с
правого берега (приставать в болото). Заход по центру (при
низкой воде возможна проводка), затем влево и сразу направо по
струе, далее по центру. Обратить внимание на камни на выходе
(по высокой воде их можно перепрыгивать на скорости).
Два длинных извилистых переката (на карте помечены как
пороги). Много камней. Движение по обстановке.
Порог Кошка. а карте не отмечен, находится в районе моста
на зимнике. Осмотр с правого берега и с моста. По берегам -
ряжевые стенки, оставшиеся со времен лесосплава. Вначале очень
мелко (даже в высокую воду), проводка. Под мостом - сильный
поток. Прохождение в левый пролет и сразу уход от нижних
камней. Обратить внимание на прижим к центральной опоре моста!
При высокой воде через камни в струе в 5-7 м. ниже моста можно
перепрыгивать.
Мелкий перекат, разделенный островами. Искать наиболее
глубокую протоку. Местами проводка, даже в высокую воду.
Гагаринский порог. 3 ступени. IIа-IIб к.с. Первую ступень
можно идти сходу. Движение по обстановке. Переход струи от
правого к левому берегу и обратно. Середина и низ - вдоль
правого берега. При необходимости - осмотр с правого берега.
Осторожно - не проскочить во вторую ступень! (в 1992 г.
подобная ошибка закончилась погнутым кильсоном :( )
Начало второй ступени на повороте, после прямого и
сравнительно спокойного участка. Приставать к правому берегу не
ближе 50 м. до поворота. Полезно отметить точку причаливания.
Осмотр с правого берега и снизу с воды. Четкой струи нет. Много
обливных и подводных камней. Желательна нижняя страховка с
воды или с камней. При необходимости - обнос по правому берегу.
Третья ступень проходится без просмотра. Ступень короткая
(30-40 м), есть струя.

Гагаринские озера

Озера неинтересные. Берега невысокие, заросшие, хороших
стоянок нет. Можно встать около разрушенной деревни на южном
берегу, но там плохо с дровами.
На выходе из второго Гагаринского озера - короткий порог.
По высокой воде можно идти сходу. Четкая струя. При низкой и
средней воде обратить внимание на камни на выходе. Просмотр с
правого берега.

Нижняя Воньга до Столбового озера

На выходе из озера - Прямой порог (в некоторых описаниях -
это первая ступень Кривого порога :-) ˜200 м IIа к.с. Осмотр с
любого берега (мы смотрели справа). Мощная струя по центру, в
ней кое-где камни. Обратить внимание на две бочки внизу (проход
между ними) и камни по центру на выходе. Внизу стоячие волны до
0.7 м. При необходимости - обнос непосредственно из озера через
гряду (˜200 м).
Кривой порог - начинается почти сразу за Прямым. ˜500 м
IIб к.с. Струя петляет, много камней. Осмотр с левого берега,
разметка. ужны сигнальщики. Обратить внимание на сливы в
средней части и нижнюю шиверу (нетривиальный уход вправо). При
нехватке опыта - частичная проводка вдоль левого берега.

Нижняя Воньга от Столбового до Собачьего

Выход из Столбового - без особенностей. Через ˜1км -
расширение, после которого направо уходит Горбатый порог. ˜700
м IIб-III к.с. ачало - после группы маленьких островков.
Основная часть порога сверху не видна. При нас в порог влетела
группа (2 "таймешка") - вылавливали внизу :( Осмотр с левого
берега (приставать можно к стоянке). Разметка порога.
Извилистая струя, много камней, сильное течение. При низкой
воде - слалом. Обратить внимание на нижнюю шиверу. Особого
внимания требует средняя часть. При нехватке опыта - проводка
вдоль левого берега.
Два безымянных порога. Короткие, есть четкая струя.
Движение сходу.
Озеро (на границе карты), на выходе из него - порог
(названия не знаю). ˜600 м. IIб-III к.с. Осмотр с левого берега
(приставать в болото, до начала порога), разметка. Извилистая
струя, много камней, сильное течение. При низкой воде - слалом.
При нехватке опыта - проводка вдоль левого берега.
Ниже - озерно-речная система. Течение слабое или
отсутствует. Препятствий нет, кроме переката перед Собачьим
озером (сходу).

Пор. Собачий

Порог - на выходе из Собачьего озера. Очень красивый.
Средняя часть _непроходима_ при любом уровне воды - водопадный
слив до 1.5 м на камни. Вероятно, опытный каякер может пройти
его в половодье, но такие мне случаи неизвестны. Порог либо
полностью обносится, либо обносится только средняя часть.

(LD): Своими глазами наблюдал, как Собачий проходили на
катамаране. Еще, говорят его пытались пройти на байде. (Шкуры
ниже по течению тому подтверждение).

В первом случае волок ˜800 м из начала Собачьего озера
напротив мыса по хорошей широкой сухой тропе в направлении ЮЮЗ.
Тут же - отличные стоянки.
Во втором случае проходится верхняя часть порога (IIб
к.с.) до водопада. Перед самым водопадом посреди реки на камне
стоит якорь. Осмотр с обоих берегов, разметка. Заход под левым
берегом, затем в центр и направо, потом резкий (до 60ь к
потоку) поворот в видимости якоря к левому берегу в обход
камней. Точка причаливания - не ниже, чем за 25 м. до водопада!
еобходима страховка с берега и/или камней в точке причаливания
(желательна двойная).
Обнос по левому берегу 50-150 м. по тропе. Далее - сплав
по нижней части порога (III к.с.). Разметка. Слалом. При низком
уровне воды длина обноса увеличивается до 250 м.
До пор. Вяккер больше препятствий нет.

Уманьгозеро - пор. Вяккер

Переход между Уманьгозером и оз. Вяккер - без
особенностей. а оз. Вяккер - остатки бонов, использовавшихся
при лесосплаве.
Сразу за озером начинается порог Вяккер. ˜1200 м IIIб-IV
к.с. Этот порог обычно обносят (мы прошли). Осмотр с обоих
берегов. В начале - остатки плотины (простой прямой слив),
далее по струе вдоль длинного острова (остров примыкает к
правому берегу). иже острова - обход шиверы (петля
влево-вправо, желательно отметить).
В средней части порога - два мощных слива по плитам с
интервалом ˜10 м. Первый слив - прямой плоский, перепад ˜0.7 м
на 1.5 м. Второй слив - косой с мощной узкой косой бочкой и
прижимом влево. Перепад ˜1 м на 2 м. Попадание байдарки в косую
бочку или в прижим аварийно (95%), поэтому нужно обойти по
правому краю пены, для чего после первого слива уйти вправо на
1-1.5 м. из струи. е переборщить - справа слив с камней,
контакт с ними авариен (50%)!. Обязательна надежная страховка
после второго слива! Если не уверен - см. памятник на левом
валуне +-С
После сливов - еще около 600 м. серьезного слалома. IMHO,
эта часть сложнее слива. Движение, в основном, по обстановке.
Четкой струи нет, много камней, течение сильное. В камнях
попадаются остатки байдарок :(. При низком уровне воды нижняя
часть, IMHO, непроходима.
Обнос порога - по правому берегу (причаливать лучше всего
к маленькому песчаному пляжу в 50 м. выше остатков плотины).
Длина тропы - около 1км, местами несколько сыро. Чтобы не
блуждать, тропу лучше разметить, поскольку можно есть несколько
путей, выводящих в середину и в конец порога.
В 250 м. ниже Вяккера - небольшой порожек. Есть четкая
струя по центру, по средней воде можно идти сходу.

Порог Ассу (Железнодорожный)

Начинается в ˜2 км ниже Вяккера. Длина ˜1.5 км. III к.с.
Осмотр - с левого берега (при наличии опыта можно пристать к
обрывистому правому берегу в конце верхней части порога).
Верхняя часть простая, четкая струя, течение не сильное.
Поворот реки сначала налево, потом направо (оба поворота -
˜90ь).
В средней и нижней части - слалом, много камней. Идти по
обстановке сначала вдоль левого берега, затем быстрый переход к
правому. Участок перехода необходимо отметить. При низкой воде
можно сильно продраться. Если нет опыта - проводка вдоль любого
берега. Конец порога - непосредственно под ж.д. мостом (можно
наехать на что-нибудь железное :( ).
Если нет желания, времени или при аварии можно выйти к
ст. Воньга и не проходя Ассу. По тропе с правого берега до
станции около 3 км., вдоль ж.д. - почти столько же.

Нижняя Воньга до Белого моря

После ж.д. моста - пара несложных перекатов (первый идти
правее островка), затем на правом берегу - деревня Воньга.
Жилые лишь несколько домов. Для выхода на станцию остановится
на правом берегу не доходя остатков моста. До станции ˜2.5 км.
по старой ж.д. насыпи (путь снят). Если нужна ночевка, то
встать можно в 300 м. выше (найти выход к воде - он
неочевиден).
В ˜0.5 км ниже моста - остатки лесосплавной плотины.
Общий перепад ˜1 м. Осмотр (с любого берега). Обратить внимание
на железо в бревнах! При необходимости ночевки встать можно на
левом берегу у плотины. иже на протяжении ˜10 км. берег
заболочен, хотя прибрежный вал (ширина 2-4 м.) местами
достаточно сухой.
Далее несколько перекатов (при низкой воде - проводка).
До Морского порога препятствий нет.
Морской порог мы проходили сходу по обстановке, поскольку
тропы для осмотра нет. Много камней, четкой струи нет, течение
умеренное. Перед входом в порог узнать у рыбаков время
прилива/отлива. ижняя часть порога находится уже в море и
проходима только в высокую воду.

Белое море

От устья Воньги идти на ЮВ вдоль правого по ходу берега
до мыса Канчнаволок.
Зайдя за мыс, через систему островов можно выйти в губу
ечаева. Следующие ориентиры - мыс Безымянный наволок (виден
плохо) и деревня Поньгома. Курс - ЮЗ (220ь). За Безымянный
наволок следует завернуть и идти в Губу Домашняя.
Можно закончить в Поньгоме и на а/м доехать до ст. Кузема
(8 км.)
Длинный, низкий и голый Куземский остров (на его берегу
створный знак) лучше обойти слева. Курс - ЗСЗ (265ь) вглубь
губы вдоль ее южного (левого) берега. а этом же берегу у хорошо
заметного причала видны постройки биоцеха. Можно закончить
поход здесь, собраться на причале и уехать в Кузему на а/м.
В прилив (!!) можно зайти в Березовый ручей и подняться
по нему до ЛЭП (до станции около 2.5 км.) или до
железнодорожного моста (1 км.). Чтобы попасть в ручей, следует
взять курс З (270ь) к впадению реки Куземы. Остров у левого
берега обойти справа. Вход в ручей - в мелководном заливе у
левого берега (найти подводное русло)


Информация 1992, 1995 гг (Энгозеро, Верхняя и ижняя Воньги
до района дер. Воньга)
1992 г (р. Воньга до Белого моря)
1990, 1991, 1992 (Белое море)

В 1992 г (конец июля-начало августа) уровень воды в реке
был средний, в 1995 г (вторая половина июля) - высокий.

При движении по маршруту использовались карты M1:200000
(в 1 см. - 2 км.) Q-36-XXI,XXII изд. 1983 г и Q-36-XXIII,XXIV
изд. 1985 г.


(C) 1995 И.А.Кузнецов

================================================================


Все это до ж.д. моста с 15 по 27 июля 1995 г. прошли:

Соколов Модест (modest@parsy.spb.su)
Соколов Ярослав (2:5030/81.48@fidonet)
- байдарка-2 (Жуковская)

Соловьев Андрей
Соловьева Света
Соловьев Максим (4 года)
- катамаран-2 (системы "Тритон")

Рогова Зоя
и ваш покорный слуга Кузнецов Иван (2:5030/254.10@fidonet)
- "Таймешек"-2


С уважением, Иван
===============================================================
FILE: wonxga.txt
Воньга-98: местные воруют

Date: 6 Aug 1998
From: Трушин Николай. (asaprofi@corbina.ru)

Всем привет!

Хочу накатать кляузу-предупреждение на местное население
по маршруту Энгозеро-Воньга. Сразу оговорюсь, что сведения
получены в основном от соседних групп, а мы вообще были
предупреждены еще в Турклубе группой, ходившей по маршруту в
прошлом году (ребята сказали, что могут даже байду увести).

Мы : жена, я, "Таймень-2" он же "Lizard".
Время похода: 26.07.98 (Энгозеро) - 04.08.98 (жд. мост около
дер. Воньга)
Итак:

1. Энгозеро. Местная молодежь видимо вообще не спит,
поджидая субботний 112 поезд (˜4 утра). На ребят (3 парня на
2-х байдах), сошедших вместе с нами, накатили местные с
требованием маршрутного листа :/, те их послали и просигналили
нам. Когда мы подошли к месту сборки, туда подкатил дохлый
оранжевый жигуль, полный датыми мальками. Двое вылезли и
подкатили к нам, но, видимо узрев мою щетину, ограничились
просьбой продать водку, или спирт, им тоже ничего не
обломилось. Потом подошла еще одна группа (1 мужик и 2 здоровых
парня - по-моему на "Таймень-3") и один из местных козырей, уже
постарше, ограничился битием бутылки рядом с местом сборки
(отсюда видимо и обилие там битого стекла).

2. Озеро Собачье, порог Собачий и дальше. Прут все. На
Ассу мы встали с группой у которой на правой стоянке после
порога Собачий сперли всю (!!!) соль, манку, старые постиранные
носки (новые, но грязные, оставили), зубную пасту, мыло. Народ
оставил там записку, что мол прут все, даже "Блендамед".
Несмотря на предупреждение у следующей группы в этом же месте
сперли 5 банок тушенки, 2 батона колбасы и разрезали
"поросенка" (кажется даже в обеденное время см. "12 Стульев").
Ребята из первой группы дошли по следам до избы, но лезть в нее
и бодаться не стали, по всему там народ с ружьишком был. После

<<

стр. 26
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>