<<

стр. 28
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

места для разворота в ручье не было. Жалко, потеряли около 4-х
часов.
Когда вышли в настоящее Пиртозеро, то долго не могли найти
стоянку. Встали на песчаном мысе СВ окончания озера в 22.00.
Плыть далее не имело смысла, так как в километрах 5-6 от места
стоянки уже станция поселка Амбарный. Это была моя первая
стоянка на песке за 20 лет походной жизни. Всегда старался
избегать этого по причине..., да просто не люблю песок и все, а
тут...ну негде встать. Вечер выдался очень тихий, со множеством
летающих кровососов, красивым с зеркальной гладью заливом и
маленькой живописной речушкой, выпадающей из соседнего озера.
Тишина была такая, что слышно было, как летают в предвечерних
сумерках стрекозы, охотясь на мошек и комаров, как рассекают
воздух розовые от заходящего солнца чайки. Я достал камеру и,
пытаясь оставить документальные материалы для потомков, снимал
всю эту красоту, чем навлек на себя несправедливое (на мой
взгляд) замечание завхоза по поводу моего ничегонеделания. День
подходил к концу, устало, как и мы заваливался спать.


День третий - "Обычный"

Утром выяснилось, что действительно, стоянок до самого
Амбарного, да и после него, на протяжении километров 6-7 нет.
Проплывая мимо поселка, на бревнах, во множестве торчащих из
воды, мы увидели толстых, здоровенных чаек, мирно сидевших и
ничего не подозревавших о наших намерениях. Ну, как не гаркнуть
и не пугнуть этих, мягко говоря, птичек. От нашего крика,
по-моему, всполошились не только птички, но местные жители в
лице пузатого мужика в майке, высунувшегося из соседнего сарая
и неоднозначно покрутившего пальцем у виска, чем вызвал еще
один шквал смеха. В поселке перекат, который проходится по
главной струе. Далее порог с метровым сливом в главном русле и
мелким правым рукавом, по которому мы и протащили байдарки.
Река далее спокойная и глубокая. После впадения реки в
маленькое озеро, надо свернуть направо и плыть вдоль высокого
правого берега в речку, несущую свои воды в озеро Заячье.
Недалеко от устья реки хорошая стоянка. Далее, войдя в узость
озера надо держаться правого берега, а после двух островов -
левого, что бы не пропустить вход в озеро Овечье. В Овечьем
встали на стоянке, расположенной недалеко от ручья выпадающего
из озера Ульманга. Вечером заморосил мелкий дождик, который
вместо колыбельной, мелко постукивая по тенту, складывался в
убаюкивающую мелодию.


День четвертый - "Карельские красоты".

Стоянка понравилась всем, так как утром у косы окуни
клевали, будто завтра озеро пересохнет. Девчонки вырыли
аквариум для окуньков, а потом, вволю насмотревшись на
полосатых, отпустили с миром. Солнце выглянувшее казалось на
минутку, осталось на небосводе на радость нам. Тут же достали
купальники и плавки и занялись водными процедурами. Поплавав
вволю и помывшись, мы, наконец, выплыли в 14.00.
Закинув головы вверх, мы как завороженные смотрели на
небеса. Кучевые облака, такие облака я видел только в Карелии,
словно громады сладкой ваты, любовно раскиданной по небесной
глади каким то безызвестным, но, безусловно, талантливым
художником, медленно меняя форму, строились в причудливые
узоры. Озеро Овечье очень красивое с множеством стоянок, где
можно хорошо отдохнуть и половить рыбу. Далее в узком месте
Пуломы берега низкие и болотистые. Выплыв в Энгозеро, пообедали
на первом же острове. Погода начала портиться, набежали серые
тучки, и стало прохладнее. Маршрут далее лежал на юго-запад
Энгозера. Вспоминая путь прошлых походов по озеру, словно
путешествуя по боевым местам, мы проплыли остров Кобрак,
оставили справа остров Домашний, обогнули два мыса большого
полуострова, встали на стоянку на западном окончании
небольшого, но очень карельского острова. Высокие скальные
выходы, залив с раскиданными валунами, напоминающий японский
сад камней, багряный закат и пойманный женой на удочку 1,5 кг
язь - все это привело нас к душевной беседе у костра, и
"теплому" ужину у весело потрескивавшего костра.


День пятый - "Облом No1 и No2"

Вплыли в 11.30, погода отличная - светит солнце и дует
легкий ветерок. Проплываем мост, который соединяет Энгозеро и
Пайозеро и, держась левого берега, выходим в СЗ залив озера.
Ветер крепчает. Наша задача - попробовать подняться вверх по
безымянному ручью до пересечения с автомобильной трассой
Москва-Мурманск. Погода разыгралась, солнце жарит немилосердно.
Если бы не ветерок, сжарились бы. В начале, ручей внушал полное
доверие и надежду на успех нашего предприятия. Но вдруг
...стоп! Ручей перегораживают хаотически набросанные крупные
валуны, за которыми с трудом проглядывается ручей. Пройдя вверх
по ручью около 100 метров, убеждаюсь в постоянстве безымянного.
Мы разворачиваем байдарки и идем обратно - к запасному
варианту, который находится в Пайозере напротив пролива в
Чегозеро. Волны в Пайозере поднялись довольно большие, но
хорошо, что ветер дует почти в спину. Обшарив весь западный
берег, так и не найдя ручья, доплыли до пролива. Несколько
минут мы были в замешательстве. Адмирал принимает решение:
проверить еще раз подозрительные заросли, которые проплыли мимо
15 минут назад. Но почему-то вслух его не высказывает, а как
комиссар, крича, - "За мной, в атаку!", бросается во все весла
обратно. (Надеюсь, что меня извинят за переход к описанию в
третьем лице, но иногда сам удивляешься своим поступкам). Так
оно и есть, ручей именно за этими "камышами". Радость, правда,
недолгая вновь посетила нас. Ручей через 500 обмелел, и
двигаться по нему стало невозможно. Пришлось созывать совет и
выбирать дальнейшую судьбу нашего предприятия. Альтернативы
было две: или попытаться все-таки прорваться на шоссе через
ручей, вытекающий из губы Печной (мы знали, что он проходим,
т.к. форсировали его год назад) и не иметь больше дневок на
маршруте, или бесславно отдохнуть в заливах Энгозера. Победила
лень. И мы направились искать стоянку на противоположный берег
озера. Задача оказалось не из легких, так как мы находились на
оживленной туристической трассе, и найти стоянку оказалось не
так легко, как хотелось бы нам. Но, в конце концов, стоянка
была найдена. К 22.00 ветер утих, и наступающий вечер грозился
быть замечательным. Все женское население полуострова, взяв
ножи и дневной улов, принялось чистить рыбу. И через пару часов
мы наслаждались жарким, рюмочкой и великолепным закатом.


День шестой - "Снова сад камней".

Утром, посовещавшись, мы приняли решение возвратиться на
"наш остров", где собирались сделать баньку. Сказано - сделано!
Хорошая поговорка. Если бы так всегда в нашей жизни! Доплыли
прекрасно, по пути ловили рыбу и пели. Но, подплыв к острову,
увидели, что наша стоянка занята. Хорошо, что в прошлый раз мы
обследовали остров, и поэтому полетели на запасной аэродром,
который находился на высоком плато, закрытом скалами от вида с
озера. Не торопясь, мы выгрузились, обустроили стоянку, и стали
готовить ужин - щуку по латышски "Лудака-ун-ола" с картофельным
пюре - для тех, кому не надоела рыба, и суп из концентратов -
для остальных (как не странно, рыба надоела только детям).
Остаток вечера провели за ловлей рыбы, - но безрезультатно.


День седьмой - "Перед бурей".

Спали, пока не надоело. К 12.00 поднялись и к своей
радости обнаружили, что соседи, которые дерзнули вчера занять
стоянку, испугавшись нашего грозного присутствия, оставили
стоянку. Перед нами дилемма - оставаться здесь или перебираться
на пустеющую стоянку. Думали недолго, нагрузили байдарку и,
посадив девчонок, направили их на старое место. День к тому
времени стал портиться - небо заволокло, подул прохладный
ветерок. К вечеру временами накрапывал мелкий дождик, а к
утру...


День восьмой - "В поиске затонувших ... сапог".

Утром меня разбудил истошный крик супруги "Полундра, все
наверх, тонем!". Действительно, с одного края палатка была
огружена выше ватерлинии (вообще то палатка вся из капрона). Мы
быстренько собрались в центре палатки, подоткнув под себя
шмотки.
- Ну, пошел окапываться! - сказал я, стягивая с себя всю
одежду, и вылез на свет божий почти, в чем мать родила. Свет
оказался холодным, мокрым и снизу и сверху, да еще и ветреным.
Вооружившись топориком, стал окапывать палатку. Для отвода лужи
в одном месте пришлось выкопать яму глубиной около 60 см. Весь
грязный и замерзший, но с чувством выполненного долга, пошел
разводить костер, что бы хоть немного согреться. Натянутый с
вечера тент спас наши дрова, и костер скоро разгорелся, весело
потрескивая. Зубы мои скоро перестали отбивать турецкий марш, и
предложение брата о принятии внутрь согревающего было гордо
отвергнуто - "По утрам не пью!". Еще часа два бушевала
непогода: лил дождь, свистал ветер, нагоняя на озере высокие
волны с пенными барашками. Потом как то все немного утихло,
ветер стал не таким сильным, дождь превратился в мелко
моросящую гадость, и мы, осмелев после завтрака, стали
понемногу вылезать из под тента. Еще через час я забросил
донку, и стал всматриваться в шевеленья колокольчика. Галя и
Женя решили пойти за ягодами, а Сергей решил покататься на
байдарке и поблеснить. Наташка сидела рядом со мной и ловила
рыбу на удочку. Поклевки были редкими и, скорее всего
случайными. Вдруг меня привлек еле слышимый голос брата,
который почему-то без штанов, но в спасжилете бегал по
соседнему острову и махал руками. Я с трудом разобрал, что он
хочет теплой и сухой одежды, и чтобы я приплыл к нему. Одежду я
нашел быстро, но минут пять уговаривал Наташку остаться одну на
стоянке.
Подплыв к Сергею, я увидел, что он трясется как осиновый
лист, до того он замерз.
Оказывается, на противоположной стороне этого острова,
рядом с коренным берегом у него взяла крупная щука, а подсачек
мы оставили еще на первой стоянке. Что делать? Вопрос, который
мучает не только великих писателей и критиков. Высадиться на
берег мешали водоросли, а точнее боязнь упустить щуку. Сергей,
подмотав щуку поближе, перегнулся через борт, схватил окаянную
под жабры, и собрался, было ловким движением руки закинуть щуку
внутрь. Но у щуки планы, явно не совпадали с намерениями брата.
Может, обнял ее не в том месте, где ей хотелось, или сказал что
не так, но она махнула хвостиком и устремилась в родную стихию.
В общем, Сергей вместе с пленницей полетел за борт. Байдарка
изрядно начерпавшись воды, несколько раз недовольно булькнула,
и погрузилась на дно. Всплыли только Сергей, спасжилет, и
переднее сиденье. Сергей (молодец!) стянул с себя плащ
(пластиковый плащ ярко желтого цвета) и привязал его к
причальному концу веревки, которая была привязана к носу
байдарки. Снял в воде с себя сапоги, одел спасжилет и поплыл к
острову. Затем босиком сквозь остров на другой берег, где и
докричался до меня.
Мы сели в лодку и я ему дал весло для сугреву, обогнув
остров, мы не сразу увидели привязанный плащ. Его немного
притопило. Пристав к берегу, байдарка затонула метрах в
пятнадцати от него, я разделся (сколько можно?) и стал нырять,
выискивая затонувшие сокровища. Нашел сапоги и один спиннинг.
Затем за причальную веревку подтащили байдарку к берегу, там,
где помельче (затонула она на глубине 2,5 метров) перевернули и
потихоньку вылили воду. Второй спиннинг, тот который со щукой и
сиденье мы не нашли. После переодевания в сухое, дрожь у Сергея
прошла, и мы погребли к стоянке, где уже у теплого костра брат
поведал остальным, как царь-щука чуть не лишила нас байдарки.
К вечеру ветер сменился на противоположный, и через
полчаса совсем стих. Откуда-то вылез густой туман и скрыл
окрестности. Воцарилось абсолютное безмолвие. Потрясающий
эффект, после столь бурного и шумного дня. Мы сидели и смотрели
на все это, как завороженные, вслушиваясь в звуки падающих
капель воды с деревьев. Вдруг все вскочили, расхватали удочки и
спиннинги, повскакивали в байдарки и поплыли щупать туман и
слушать тишину. Но через двадцать минут ветерок быстро разогнал
клочья тумана, и мы пожалели об этом, слишком было красиво.
За вечерней трапезой решили завтра утром уплыть в СЗ залив
Энгозера, где впадают две небольшие речки и постоять там
немного.


День девятый - "Окуневые места".

Выплыли мы около часа дня, погода стояла прохладная, но
почти без ветра, поэтому плыть было легко. Первый по плану
заливчик с впадающей в него речушкой оказался занят. Обидно
конечно, но у нас был запасной вариант - соседний залив, где на
входе в него нас застал ливень. Быстро достав пленку, мы
развернули ее над собой, и тихо покачиваясь на волнах,
пережидали дождь. Ну, вот и дождь кончился. Тучки разогнались
быстро, и выглянуло солнышко. Решили поискать место в устье
реки, но не нашли и отправились на противоположный ЮЗ берег
залива, он более высокий. Пересекая залив, наловили крупных
окуней и встали на дневку. Вечером еще добавили окуньков и пару
щучек. И стали готовить заливное на завтрашний день.


День десятый - "Долгопрошенные блины и баня".

С утра переменная облачность, с красивыми кучевыми
облаками и желание побаловать себя любимых - банькой, блинами и
заливным. С банькой было покончено к 16.00 - все намытые и
довольные жизнью, завалились поспать. Блины поспели к 22.00 и в
23.00 мы приступили к чревоугодию. В этот день был день
рождения у племянника, который, к сожалению, не пошел снами, и
мы спели ему "Happy birthday to you", а Сергей "Многия лета",
чем вызвал бурю восторга. Картофельное пюре с жареной рыбой,
заливное под лимонную водочку, блины со сгущенкой и с черничным
киселем, - что еще нужно для того, чтобы вечерочек стал
прекрасным.


День одиннадцатый - "Олень".

Как хорошо, когда что-то остается с вечера на утро,
особенно, когда это заливное. Завтрак, как и вчерашний ужин,
отдавал роскошью, чему все были только рады. Встали мы на воду
поздно около 14.00, сказали спасибо этому месту и двинулись на
восток. Настроение, оттого, что поход заканчивается, немного
грустное. Поэтому плывем молча, изредка перебрасываемся
фразами, снимая с крючка очередного полосатого. Вдруг метрах в
150 от нас, я увидел проплывающего оленя, который косился в
нашу сторону испуганными глазами. Мы перестали грести и просто
смотрели на грацию дикого животного, находящегося у себя дома.
Самец с крупными рогами, и гордо поднятой головой, вылез на
берег, отряхнулся, окружив себя веером алмазных брызг, и не
спеша, помахивая белым коротким хвостиком, побрел в лес. Вскоре
мы пристали размяться на островок, где набрали кучу морошки и
черники. Вечером, в поисках стоянки набрели на интересное
место, там росла обыкновенная трава, а не багульник, кусты
можжевельника, росли как английском парке замысловатыми
узорами, ухоженные и как будто подстриженные. Колокольчики,
зверобой и ромашки, радовали глаза, а подосиновики, толпой
росшие вокруг, дополняли картину. Женский состав экипажей
сказали в твердой форме, что они с этого места ни ногой.
Твердая уверенность их поколебалась за 10 минут, такого
количества комаров, ни я, никто другой не видели нигде.
Пришлось быстренько перекинуться на остров, где была неплохая
продуваемая ветерком стоянка.


День двенадцатый - "Последний".

Ну, вот и все. В 15.20 мы в поселке Энгозеро. Грустно.
===============================================================
FILE: kuzema2.txt
Кузема

Date: 15 Jul 1997
From: Юрий Никифоров (y.nikiforov@global-one.ru)

Оз.Энгозеро - р.Воньга - р.Верхняя Кузема - р.Кузема.
17июля - 5 августа 1993г.
(весна поздняя, лето прохладное, вода выше среднего
уровня летней межени)

Транспорт: Ленинградский вокзал, поезд Москва-Мурманск до
станции Энгозеро.

№ поезда Время отправления Время в пути Прибытие
16с 0.35 34.28
112с 1.20 35.40
182п 19.29 46.18
344с 16.05 40.00 21.45
374с 22.20 40.13

После выхода из поезда направляемся по грунтовой
дороге, которая проходит слева от ретрансляционной вышки,
через поселок, к Энгозеру (около 1 км). Удобное место для
сбора байдарок на левом берегу короткого заболоченного
залива, через который можно перейти по мостику.
После сбора байдарок берем курс 280о и движемся до
мыса левого берега (около 1ч10мин). На мысу неплохая
стоянка, которая как бы разбита на две части: с одной
стороны мыса и с другой. В это время года на этой широте
"белые ночи" и при желании можно отправится дальше или
остаться здесь.
Следующий курс по ходу 245о , плыть около 1ч30м до
мыса на левом берегу. Затем короткий переход (около 20
минут) по азимуту 270 о. Затем на карте ошибка (карта 500
м с проложенным маршрутом): большое пространство
пересекается по азимуту 245о, а не 255о. В результате
ошибки оказались на острове, где и остановились на
ночлег. Вечером поймали язя (1,3 кг) и натаскали окуней,
которые ловились на все, что угодно.
Утро вскрыло ошибку - это нам стоило лишних 2 часа
времени. Затем до плотины плыли около 4 часов. Плотину
обходим слева по сливу и попадаем в Пайозеро. По Пайозеру
идем вдоль левого озера до противоположного берега.
Стоянка была на левом высоком берегу с удобным столом и
костровищем. Здесь натаскали плотвы и поймали пару щук.
Далее путь по Нотоозеру до плотины (сход по правому
сливу). Долее проходим несколько несложных порогов и
перекатов и попадаем в Пильдозеро. Держась правого
берега, проходим мост и после моста через 20 минут
упираемся в мост на реке Верхняя Кузема. В основном все
останавливаются на Пильдозере, но а мы движемся вперед.
Низким непроходимым мостом заканчивается порог на реке, и
поэтому мы обносим его по левому берегу (50-70 метров по
болоту). Затем высадив экипажи на берег, где в проводку,
а где верхом идем вверх по течению около 30 минут.
Большое количество комаров, глубокие места по берегам
(ямы) осложняют проводку. Течение на реке очень сильное,
поэтому идти на веслах очень трудно.
Выходим в озеро Кучеламбино. Есть ли здесь рыба не знаем,
очень хочется кушать и спать (время около 2.30). идем к
Майозеру, но путь преграждает низкий мост (обнос по правому
берегу 30 м по сухой тропе). Затем встречается еще один мост,
который проходится свободно. Входим в Майозеро и идем,
придерживаясь левого берега - ищем стоянку. Стоянка на высоком
левом берегу. Долгожданная двудневка с баней. Рыбалка - плотва,
грибов мало.
Затем идем к Челозеру, в которое сложно найти вход. Вход
в первом левом заливе, заваленный деревьями. После завала
- порог (проводка по берегу), затем мост (провод по
бечеве). После этого начинаются щучно-грибные места. Еще
один порог (проводка), и мы попадаем в Челозеро, где в
правом заливе делаем дневку.
На утро через 10 минут проходим ЛЭП и через 40 минут -
мост под трассой Мурманск-Питер с порогом. Приставать
лучше к правому берегу, где есть место для разборки
байдарок. Ждали попутного транспорта 3 часа для
oepeapnqjh на Кузему (15 минут по трассе).
Сбор байдарок на правой стороне дороги возле старого
моста на Нижнем Кумозере. Мы огибаем мыс и
разворачиваемся на лево - под автомобильный мост, где
проходим несложный порог по центральной струе.
Через 1 час останавливаемся на ночлег на левом высоком
берегу реки. На реке небольшие перекатики, стоянка не
ахти какая, к тому же неприятность - один из членов
команды обварил ногу (разорвался трос для костра). Берег
довольно странный потому, что при подъеме на верх берега
обнаруживаем большое болото да и по берегу идет
автомобильная дорога. Рыбалки пока нет.
Далее идем узким озерком до большого завала, который
переходит в порог. Перед завалом стоянка на левом берегу
(лучше стоять здесь). Непосредственно перед завалом среди
бревен на удочку ловится крупный окунь. Обнос завала - 40
метров по правому берегу. Порог длинный и переходит в
шеверу 200 метров. Просмотр порога обязателен. Потом
проплываем маленький левый приток из болота и на правом
повороте реки - порог с мощным сливом под левым берегом.
После порога - мост (проход по центру), после которого
скоро попадаем в озеро Кутно.
На входе в озеро на левом берегу большая стоянка, но
мы идем дальше и встаем на дальнем конце большого
острова. За островом расположен берег с заброшенными
домами. Озеро буквально кишит щуками и окунями, которые
держатся тихих мест рядом с травой. На этом месте
рекомендуем сделать дневку. Правда с дровами могут быть
проблемы т.к. это все таки остров. Далее путь к выходу из
озера
Восточная часть озера более заросшая и как следствие более
рыбная. Кузема после озера буквально кишит крупными
окунями. Через два часа после выхода из озера приплываем
к плотине - обнос справа 30 м. Сразу за плотиной порог,
который переходит в шиверу (100 м). Далее идет красивая
лесная река с редко встречающимися не сложными порогами,
которые проходятся без предварительного просмотра.
Стоянок нет довольно долгое время. Единственная стоянка
перед порогом (река делает правый поворот берег низкий -
подболоченный, но в 50 метрах от берега обросший лесом
скальный выход - стоянка именно на нем). Далее река
входит в заболоченные берега часа на 4 пути. Рыбалка
прекрасная - в основном щуки, реже окуни. И это очень
хорошо т.к. следующая стоянка оборудована коптильней.
Перед стоянкой трехступенчатый порог на выходе из
последней на правом берегу (чуть сзади) как раз стоянка.
Далее по реке большие плесы перемежаются порожками и
шиверами. Последние километров 10 река превращается в
сплошную шиверу с редкими порогами. Плыть лучше по одному
в байдарке. Приходится заниматься поиском на реке
глубоких мест из-за этого трасса байдарки напоминает
зигзаг. Как правило основную струю видно.

Выход с реки можно осуществить тремя путями:

1. Из деревни на правом берегу реки - откуда около
17.00 ходит автобус до ст. Кузема.
2. От ж.д. моста до станции около 2.5 км направо вдоль
ж.д путей.
3. Через Белое море направо вверх по реке Березовке
(до станции 800 м)

При среднем темпе движения маршрут по реке составляет 6
ходовых дней.

===============================================================
FILE: o_kuzema.txt
Озеро Кереть - река Кузема.


Протяженность - 220 км. Число ходовых дней - 14. Сезонность
- июль - август. Категория сложности - III.
Кереть - одно из красивейших озер Северной Карелии -
принадлежит к бассейну Белого моря, в которое впадает вытекающая
из озера река Кереть. Общая площадь с островами 298 кв. км,
наибольшая длина 44 км, ширина 19 км. Имеет чрезвычайно
изрезанную береговую линию и разделено сравнительно узкими
протоками на ряд обособленных плесов, называемых озерами:
Плотничное, Северное и т.д. На озере 140 островов; самый крупный
из них - Винчаны. Кереть - мелководное озеро (средняя глубина 4,5
м), вследствие чего вода хорошо прогревается. В жаркое лето
температура ее достигает 20-21 гр. Берега слабо холмистые,
покрытые хвойными лесами. Возвышенности чередуются с болотами. По
берегам выходы гранита, встречаются песчаные пляжи. Озеро богато
рыбой, а лес - грибами и ягодами.
Подъезд к началу маршрута от станции Лоухи железнодорожной
линии Ленинград-Мурманск. В поселке Лоухи - почта, магазины,
аптека, автотранспортная и сплавная конторы.
От станции до озера можно добраться, заказав в
автотранспортной конторе автомашину, до деревни Парфеево,
расположенной на берегу Плотничного, в 9 км от станции; или,
перевезя вещи в район водной станции, пройти по длинному, узкому
и малоинтересному озеру до перешейка, отделяющего его от озера
Кереть (Плотничного) у Парфеева. При последнем варианте в пути
предстоят два обноса: первый (10 м) - у низкогабаритного мостика
дороги на Парфеево, второй - через перешеек между озерами шириной
около 250 м. От Парфеево осталось несколько домов, а на берегу
много лодок рыбаков, проживающих в Лоухи.
Первый плес озера Кереть (озеро Плотничное) вытянут с запада
на восток и имеет большое количество островов. Его следует
пересечь с севера на юг и по протоке Опорова Салма выйти в
Северное озеро. Очень красив левый, по ходу, высокий берег
протоки, изрезанный глубокими балками и покрытый сосновым лесом.
Дальше путь лежит на мыс Крестовый Наволок со скалистым берегом.
Северное озеро незаметно переходит в Серебряное, с большими
открытыми плесами. Пройдя Серебряное, в юго-восточной его чпсти
попадают узкой протокой в открытое Кукуреозеро.
Очередная протока начинается в юго-восточном углу озера,
между песчаным пляжем справа и островом слева. Войдя в
мелководное безымянное озеро, повернуть на юг и идти влево,
отыскивая протоку, огибающую остров Винчаны. Далее двигаться с
востока на запад до входа в Пиртозеро, придерживаясь левого, по
ходу, берега, покрытого сосновым лесом. В Пиртозере курс на юг к
устью реки Нивы - 4-километровой узкой протоки со слабым
течением, ведущей в Вингельозеро. Берега низкие, болотистые, лес
метрах в 200 от воды. Единственно удобное для остановки место -
около избушки рыбаков на левом, по ходу, берегу.
Войдя в Вингельозеро, взять курс на юго-восток, к небольшой
бухте с полосой песка, где начинается волок в озеро Зимнее. Общая
длина волока около 6 км. Первые 3 км тропа идет по сухому лесу с
низкими болотистыми участками; путь отмечен зарубками на
деревьях. Последние 200-300 м надо пересекать болото перед двумя
озерами. Здесь встретится сухой участок, на котором удобно
устроить бивуак. Далее следовать по ручью, вытекающему из
правого, по ходу, озера. При среднем уровне воды по нему можно
попасть в озеро Зимнее. Поскольку ручей узок и сильно петляет,
загружать вещи лучше через 200 м, где он расширяется. На пути
встретятся два мелких каменистых участка, в 350 и 100 м, которые
придется обнести по левому берегу. При повороте ручья на запад
есть прямая тропа (1600 м) на Зимнее, по которой можно
осуществить волок, если воды мало.
Озеро Зимнее очень живописно, с высокими изрезанными
берегами, покрытыми лесом. Протоку в Верхнее Кумозеро следует
искать в юго-западной части Зимнего. Выйдя в Верхнее Кумозеро,
держать курс в его юго-восточный залив. Здесь волок 4 км в Нижнее
Кумозеро. Высадившись на берег, отыскать тропу, идущую в
юго-восточном направлении. Тропа приводит в северо-западный залив
Нижнего Кумозера, раскинувшегося с запада на восток на 15 км при
ширине около 5,6 км.
Дальнейший путь по реке Куземе, вытекающей из
северо-восточного, постепенно суживающегося залива озера. Чтобы
скорее найти исток реки, нужно идти вдоль северного берега озера.
Длина Куземы 61 км; она впадает в Поньгомскую губу Белого моря.
Исток реки на высоте 80,2 м над уровнем моря, причем основное
падение приходится на порожистые участки. На Куземе 26 порогов, и
почти все нужно просматривать с берега до прохождения. На своем
пути Кузема протекает через озеро Кутно длиной 5,5 км.
Выйдя в Поньгомскую губу, следует остановиться в устье реки
Березовой. Здесь удобное место для разборки байдарок и отсюда 1
км по тропе до станции. Нужно помнить, что два раза в сутки
прилив сменяется отливом, и тогда устье Куземы мелеет. В этом
случае следует остановиться, не доходя до железнодорожного моста,
откуда до станции Кузема 2 км.

Литература:
1) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
===============================================================
FILE: keret6.txt
Кереть-Кузема-95

Date: 10 Jul 1997
From: Дмитрий Вепринцев (dmitry@fluor.iteb.serpukhov.su) ¦ mailto:dmitry@fluor.iteb.serpukhov.su
WWW: http://fluor.iteb.serpukhov.su/dmitry/ ¦ http://fluor.iteb.serpukhov.su/dmitry/
---------------------------------------------------------------
ОТЧЕТ О ПОХОДЕ ПО КАРЕЛИИ ст. ЛОУХИ - оз. КЕРЕТЬ - оз.
ВИНГЕЛИ - оз. ВЕРХНЕЕ КУМОЗЕРО - оз. НИЖНЕЕ КУМОЗЕРО -р.
КУЗЕМА-ст. КУЗЕМА.

20 июля - 11 августа 1995 г.

Руководитель:

Д. Вепринцев (Джипа) ¦ http://fluor.iteb.serpukhov.su/dmitry

Участники:

<LI>И. Абакумова
<LI>Д. Абакумов
<LI>Т. Гайдамак
<LI>А. Томашевский (Том)

<CENTER>ПУЩИНО*АЗИМУТ*1995</CENTER>
---------------------------------------------------------------

РЕЗЮМЕ

Маршрут начинается от ст. Лоухи Окт. ж.д.
Можно начинать как от станции (1 км до воды), так и
доехать на машине до д. Парфеево, где иначе приходится делать
волок 200м (можно обойти за 1 ход. день).
Далее идет на юг по оз. Кереть (цепь озер). Из южной
части озера (Пиртозера) есть легко проходимая протока (р. Нива)
в расположенное южнее оз. Вингели (через оз. Рикка). Эта часть
легко доступна и очень посещаема, как местными, так и
туристами.
Оз. Вигели, как поворотная точка назад для большинства
групп, набито толпами туристов. Эту часть маршрута разумно
пройти побыстрее, так как после волока места существенно менее
посещаемы. Из оз. Вингели (наиболее удаленный юго-восточный
залив, слева от устья ручья, сволочной столб) тяжелый волок (4
км, 7 часов протаскивания байд по ручью, и еще 1 км, мы шли 2.5
дня, ни одна из известных нам групп не прошла быстрее чем за 2
дня) на оз. Зимнее. Неплохая стоянка после 4 км волока у оз.
Карасева. Не исключено, что легче сложить байдарки и сделать
целиком пеший 8 км переход до конца волока. Оз. Зимнее крайне
живописное, здесь стоит постоять.
Из оз. Зимнего широкая протока в оз. Верхнее Кумозеро. На
протоке два моста, один проходим, другой легко обносится. Мы
проходили озеро ночью, и нам оно показалось весьма суровым,
высокие берега, но по свидетельству И. Борщевской оно очень
красиво, если по нему походить. Из наиболее южной точки озера
(сволочной знак на берегу - треугольник из бревен острием вверх
на столбе) относительно легкий волок через промежуточное озеро
(2 км, 1км по озеру, 600м по грейдеру) на оз. Нижнее Кумозеро.
Оглядется на озере не успели. На большом мысу есть несколько
внешне сносных стоянок в районе 30 мин ходу от его оконечности.
На реку надо примерно 3 ход. дня (без учета пропоров,
возможных переворотов и т.д.). Пороги в верхней части реки
лучше осматривать, они не очень длинные и более сложные, чем в
нижней части реки. Длинные пороги в нижней части реки не
сложные, и запомнить 2 км шкуродера все равно не реально, да и
не поможет - просто мелко.
Тем не менее время от времени встречаются сливчики,
щекотяшие нервы. На мелких участках лучше байдарки проводить по
одному, тогда как в верхнем течении реки проходить пороги
вдвоем легче. Мы закончили маршрут у ж. д. моста, от которого
3.5 км по дороге вдоль путей до станции. Надо взять достаточно
много резины, ниток и клея на речную часть маршрута. (у нас
было 200гр клея, 300гр бензина и около 2м резины шириной 6-7см
и рулон скотча - пришли на нуле и честном слове, успевая
отчерпываться).
В реке есть рыба, черничники по берегам реки тоже очень
хорошие, часто не тронутые. Много грибов, но в основном
червивые.
Мест для стоянки достаточно, надо стараться выбирать
наиболее продуваемые - меньше комаров и гнуса.
Весь маршрут занимает около 10 ход. дней, однако сильные
ветра (преобладающее направление от юго-западных до
северо-западных) на озерах вызывает очень сильную волну, идти
невозможно. Выходом могут быть ночные переходы, но "белые
ночи" кончаются к 1 августа, после этого ночью темно. Иногда
затишье наступало с 5 до 10 утра.
Лучше постараться пройти побыстрее первую часть маршрута,
наиболее посещаемую, и дневать начиная с оз. Зимнего.
Нельзя сказать, чтобы мы очень страдали от комаров и
гнуса - только ночуя на болоте на волоке на оз. Зимнее да уже у
ж.д. моста в самом конце маршрута.

ОПИСАНИЕ - ДНЕВНИК МАРШРУТА

20 утром собрались в Азимуте и поехали. Том припахал
каково-то мужика, и он помог нам перетащиться к "Зайчику".
Купили сахар в канистры и поехали. Дождь, промокли насквозь. В
Серпухове одну электричку отменили, а другую пустили на час
раньше, что было нам удобно. В Москве перетащились с Каланчевки
на Ленинградский вокзал, Том и я поехали на оптовый рынок, на
м. Измайловская, покупать тушняк и тд.
Поезд 19:28. Купили Даньке дайперсы. Очень удобно, сухо и
тепло. 22 к 1 часу ночи приехали на ст. Лоухи. Маршрут
начинается отсюда.
В 100 метрах к западу от железной дороги параллельно ей
идет асфальтовая. Примерно 1 км к югу, после автобусной
остановки (напротив нее что-то вроде автобазы), направо 50
метровый грунтовый подъезд к пирсу, возле которого удобно
собираться (надо пропустить первый поворот направо, хотя по
краю болота вдоль забора первого дома в деревне к воде тоже
можно подойти). Из этого небольшого озера есть протока в
северо-западном углу через камыши в следуюшее озеро (примерно в
70 м левее есть еще одна протока в кустах, проходимая, но не
туда куда надо). Вода в протоке зеленая, густоты киселя. Из
второго озерка, держась левого берега, под мостом надо выйти в
следующее оз. Паново, на правом берегу которого распложена д.
Лоухи.
Здесь мы на левом берегу остановились поесть и поспать,
так как поезд пришел около 1 часа ночи (22), около 6 мы вышли и
были полностью обессилены. Место было плохое, дров почти нет.
Удобное для стоянки место (хорошо продуваемый лоб с сушинкой)
есть на левом берегу на мысу сразу после узкого пролива.
Пересекли озеро, в юго-западном углу которого вытекает протока,
проходящяя под мостом (трасса Москва-Мурманск). примерно через
200м после окончания протоки на левом берегу волок (200м) у д.
Парфеево в оз. Плотичное, начинающийся прямо напротив
единственного видимого с северной стороны сарая.
Однако местные советуют, и, как оказалось впоследствии,
ряд групп сделали, нанять машину и доехать от станции до д.
Парфеево (около 10км). От начальной точки маршрута до волока
примерно 2.5 ходовых часа. После волока встали на ночевку на
острове прямо напротив д.Парфево. Хорошая стоянка, с кострищем.
На следующий день (23) прошли по узкому проходу в оз. Северное
(1 х.ч.), но из-за сильной волны (захлестывало через фальшборт)
за 30мин дошли до мыса и встали на обед. Примерно к 9 часам
вечера ветер поутих, и мы попытались пойти дальше, но только
обогнули мыс и встали снова, уже на ночевку.

Весь следующий день (24) дул сильный ветер, ходили пешком
к устью речки ловить рыбу, ничего не поймали. Много морошки и
черники. Жарили грибы. Вышли около 12 ночи и к 2:30 (уже 25)
встали на ночевку на мысу, ограничиваюшем с севера оз.
Серебряное. Утром из-за сильного ветра и дождя простояли и
ночевали еще ночь, и только 26 утром с попутным ветром ушли.
Закатамаранились и под парусом дошли за два часа до пролива,
встали на обед на о. Кукура (сначала с наветренной, а потом
перешли на подветренную (южную) сторону. Очень хорошое место.
Много грибов. Разговорились с местными мужиками (у них сломался
мотор, и они встали там же, как на самом лучшем месте рядом), с
их слов примерно в 0.5 км к юго-востоку у малеленького островка
(30-40 м к северу от него) очень хорошо берет окунь на донку на
маленькие блестны. Щуки много, берет только на белую блестну,
лучше всего на дорожку (5-6 блесен на расст 1.5-2м).
После обеда за 2 часа дошли до мыса на о. Вичаны к югу от
о. Курман, где планировали ночевать. Мыс оказался болотистый и
комариный, в 100 от берега бывший лесоповал, шикарный
брусничник (жаль, зеленая). В результате встали на западном
мысу о. Курман. В северной части острова при осмотре меня
охватило чувство беспричинного ужаса и страха, не выходящее из
под контроля, но ощутимое. В южной и западной части острова
подобного чувства нет, в восточную не ходил. Вечером на блестну
поймали первого окуня.

На следующий день (27) пошли против ветра на запад по оз.
Рухнаволок и за два с половиной часа дошли до северо-западной
оконечности о. Вичаны, где встали на перекус. После перекуса
пошли вдоль острова на юг, и через 40 мин решили встать на
ночевку напротив маленького осторовка прямо перед узким
проходом в следующее озеро, чтобы помыться и половить рыбу. С
10 до 12 вечера в проходе напротив стоянки поймали 25 окуней
(200-300гр) на спиннинг, дорожку с 4 блестнами и блестну на
леске (ловили с двух байдарок). На стоянке очень много черники
и комаров.

Весь следующий день (28) простояли, купались и в 22:45
вышли. За два часа прошли маленькое озеро и под парусами оз.
Нален до западного прохода между о. Лусикон и мысом, там
перекусили. На берегу (мысу) морошка и комары, перекусывали на
плаву. Комары гнались за нами по всему Пиртозеру (еще около 1.5
часов). На Пиртозере можно встать на ночевку на островах, но
около устья р. Нива (где мы планировали заночевать) берега
болотистые и стоянок нет. В 2:45 (уже 29) подошли к р. Нива. В
р. Нива очень слабое течение из оз. Вингели в оз. Пиртозеро,
порог около устья реки, обозначенный на карте - просто
несколько камней. По р. Нива мы прошли за 1:15 мин, к конце
сделали плавучий перекус. Прошли оз. Рикка и в 5 утра встали на
острове сразу после прохода из оз. Рикка в оз. Вингели.

Проснулись в 2 часа дня, купались, мылись, ловили рыбу.
Только Даня поймал два окушка на спининг прямо со стоянки.

На следующий день (30) в 13:20 вышли и за 1:10 дошли до
начала волока в юго-восточном углу озера, слева от устья ручья.
Там стоит столб с вырезанной мордой, укрепленный камнями. У
начала волока есть стоянка (и не одна). Волок 4 км (40 мин
налегке) до оз. Карасева. Есть стоянка не доходя 500м до озера
(где мы и заночевали, закончив волок к 9 вечера), и есть прямо
на озере на мысу. Там тоже стоит столб с мордой. Орентир -
сосны нормальной высоты по сравнению с окружающими низкорослыми
болотными соснами. Много морошки и голубики, грибов. Неплохая
стоянка на другой стороне озера, у истоков ручья, по которому
продолжается волок - протаскивание - проводка байдарок.
Некоторой ошибкой было разведка волока налегке, несмотря на
хорошую тропу. Это привело к холостой ходке. Байдарки носили не
разбирая, на спинках (черепашкой, как выразился Даня). Во время
волока мне сильно хлестнуло веткой по глазу, и я мучался
несколько дней. В корму можно кинуть пару бортмешков, но не в
нос (практически байдарку несет передний). Мужики сделали по 3
ходки с барахлом, женщины по две. Даня испугался посидеть один
в конце волока, подхватил свой рюкзак и бегом со слезами по
следам промчался обратно, мы его встретили уже идя вторую
ходку. На волоке примерно пополам болотистые и сухие участки,
тем не менее гораздо легче таскать в кроссовках, а не в
сапогах. Вечером поймал на блестну щучку и двух окуней, запек в
фольге на следующий день. На озере был сильный туман.

На следующий день вышли около 17. Ручей на веслах не
проходим. Наиболее эффективной тактикой оказалось вести
байдарку на двух длинных чалках, идя по обоим сторонам ручья. У
меня были примерно 6м чалки, и временами их не хватало.
Приходилось скрестись по илу на веслах, что сильно замедляло
движение. 2 обноса по 100-150 м. Жарко. Мочим волосы и одежду
чтобы остыть. На перекусе все, кроме меня разделись и валялись
в ручье как бегемоты. Группа люберов сказала нам что там, где
ручей резко поворачивает на запад есть 2 км волок на оз.
Зимнее, но я его не нашел. После этого поворота речка мелеет,
начинает очень сильно петлять, иногда даже байдарка не
вписывается в поворот. Так вымотались, что в 12 часов ночи
встали, палатки поставили примерно в 300м от ручья на сухом
месте, рядом с тропой идущей точно на юг. Я прошел по тропе 2.5
км на юг (25 мин), никакого озера не нашел и вернулся. Вдоль
тропы есть затесы на деревьях, и местами повалены деревья,
вроде как лесоразметка. Комарятник и гнусятник страшный.

Утром оказалось, что мы не дошли 5 мин по прямой, 30 мин
по ручью до начала 1 км волока на оз. Зимнее (0.5 по суху, 0.5
по болоту), направление примерно на юго-восток. У начала тропы
два кострища (между ними 15м по прямой, пара петель по ручью).
У начала волока сухо, можно встать на ночевку. К 18 часам 1
августа переволоклись.

Очень красивое и приятное озеро, много хороших стоянок,
мало народу (еще одна группа вышла на следущую ночь, были
разбужены сумашедшими криками в 5 утра). Купались, мылись.
Однако было немного гнуса. Вечером поплыли ловить рыбу и
разведывать протоки дальше. Рыбы не поймали, зато сняли
брошенную сеть (была сорвана, заросла водорослями и в ней было
2-3 почти сгнивших рыбы). На этом озере имеет смысл постоять
подольше, рыба там явно есть. Щука бросилась на весло Тому.
Чуть в сторону от стоянки много ягоды. Рядом с озером идет
неплохой грейдер, по-видимому, туда приезжают и на машинах.
Моя попытка поставиь сеть на следущий день кончилась ее
основательным запутыванием, и только через несколько дней я еe
распутал.

2 хотели выйти около 20 вечера, но из-за дождя и сильного
ветра задержались до 22:25. Из оз. Зимнего ведет короткая около
300 м протока в небольшое промежуточное озеро, в этом месте
протоку пересекает грейдер. Под мостом можно пройти. Из этого
озера выходит протока шириной как р. Нива, но прямо перед
выходом в В. Кумозеро тоже мост, который надо обносить. В
Кумозере мы были в 23:28. С местами для стоянки тут туго,
высокий берег и неровно, нет места для палатки. Прошли все
озеро до юго-восточного угла, большой остров, расположенный
вдоль берега, обогнули с восточной стороны (поближе к
предполагаемому волоку) и встали в 3 часа ночи (уже 3).

Утром побежали разведать волок, сначала пошли на восток,
где по описанию должна быть тропа. Встретили группу
ленинградцев, они сказали что обошли все кругом и ничего
хорошего не нашли, но им советовали волочиться западнее через
промежуточное озеро. С западного края озера 2 км волок через
болото, а с восточного - 600м по грейдеру. Весь перешеек -
бывший лесоповал. Безумное количество спелой голубики. И
огромное количество грейдеров из ниоткуда в никуда, но хороших.
И много лосиных следов. Вышли около 15, к 16 приплыли к началу
волока, там на берегу стоит знак - треугольник острием вверх,
на бревне, высотой метра 4. Это место примерно сооответствует
самой южной точке озера, точно к югу от западной оконечности
большого острова, вытянутого вдоль берега. В этом месте грейдер
идет в 30м от берега, поворачивая на юго-запад. Примерно 50м к
северо-востоку (налево) по грейдеру, и справа будет видна гать,
начинающаяся пряпо от грейдера и тропа, уходящая на восток.
Тропа хорошо набита, и в начале даже стоит несколько
"указателей". 20мин по тропе налегке - озеро. Здесь после
волока перекусываем. Болотистые и сухие участки на тропе -
50/50. пройти по озеру около 1 км (оно длинное и узкое). В
самом конце озера - песчаный пляжик размером на 2 байдарки. От
него около 30м до грейдера, по которому еще 600м влево
(примерно восток) до оз. Нижнего Кумозера (оно будет видно с
дороги, которая проходит в одном месте в 10м от воды, где мы и
спускались на воду). Волок закончили в 22:30. Примерно за 40
мин дошли до большого мыса вдоль северного берега озера и
встали из-за сильного ветра (пошли барашки) и дождя на самой
оконечности мыса. Место не очень хорошее, дрова - елка, развели
костер с бензином. На следующий день (4) с утра и весь день
шел дождь урывками. сильный ветер. Никуда не пошли. Зато я
распутал наконец сеть (за 6 часов) и поставил. Ирина набрала 4
литра черники. Вечером ветер поменял направление с
юго-западного на северо-западный.

Решили выйти в 6 утра. Ветер дул прямо во вход палатки,
тент надувался как парус. Было очень холодно, парашютный шелк
палатки продувается как будто его нет. В 6 утра (5 августа) не
выдержал, перевернул тент на 180о абсидой к ветру. Стало
намного лучше, но уже пора вставать. Сняли сеть, одна шт.
"селедки" (типа плотвички). В 10:25 вышли и за 2.5 часа частью
на веслах, частью под парусами дошли под прикрытием берега до
истоков Куземы. Под мостом первый порог, ничего серьезного.
После порога встали на перекус. Длинное озеро в кувшиках, и
примерно через 1 км после высоковольтки порог - завал из
бревен, который надо обносить (100м), а потом метров 200-300
зигзага от берега до берега. Из воспитательных целей Даню
отправили пешком по берегу. После этого еще один порог из двух
ступенек: неплохой спуск на первой и один сливчик на второй,
причет вторая ступень за поворотом после небольшого затончика.
Этот порог стоит осмотреть. Татьяна после первой ступени
потребовала спирту, а на второй сказала что не пойдет, и ее
проходили мы с Томом двоем. После этого несложный порог под
мостом. Том проходил один, сел на камень и упустил весло. Я
поймал одного окуня на спининг. После этого прошли оз. Кутно
под парусом и встали в 20:00 на мысу у слияния оз Узкое и р.
Кузема. Видели двойную радугу, обалденную. Вечером сушились,
сварили варенье, закинули сеть поперек реки. Белые ночи
кончились, в котелок надо заглядывать с фонариком. На следующее
утро (6) встали в 10, сняли сеть. Один окунь. Татьяна заявила.
что они собираются и идут пешком, а на пороги - ни за какие
коврижки. Вышли только в три, так как Том подклеивал вчерашние
пробоины, а я сушил и чистил сеть (вся была в водорослях). На
первом перекате я поймал щучку. 10 мин - и мост. который надо
обносить по правому берегу (100м). У моста стоянка, неплохая.
За мостом сразу начинается порог. Надо осмотреть. Прошли
нормально, пока я проводил байдарку с Томом, Даня поймал
неплохую щуку, раза в полтора больше моей, примерно на 900г.
После этого порог продолжается, мы пошли без осмотра, но надо
осмотреть. Порог состоит из нескольких спупенек, мы сели на
самом последнем сливе, чуть не кильнуло. пришлось всем вылезать
и вытягивать и проводить байдарку. Когда проводили байдарку с
Томом, сели на предпоследней ступени на камень, едва не
кильнулись, продрали дырку 15см, через фальшборт налило
полбайдарки. Том упустил весло, его заклинило между камней в
струе. Подошли к берегу, разгрузились, многое промокло, поплыли
достали весло, и только с рюкзаками прошли последнюю ступень
порога. Шмотки обнесли (30м). Начали грузить байдарку - не
держит. Том на пустой байде дошел еще 100 м до удобной стоянки,
и там шился-клеился, там и перекусили. Я перевез потихоньку
все барахло. Шикарный черничник на правом берегу чуть ниже
порогов. На последней ступени порога левый берег - каменная
стенка, легко узнать, и после него не видно следующих порогом.
Очень удобно вставать в байдарке во весь рост перед сливчиками
и смотреть куда идти. Сиди почти ничего не видно. Вышли после
перекуса-клейки около 21, прошли сливчик (плита поперек всей
речки, и у правого берега струя), Татьяна пошла матросом со
мной на своей байдарке. На левом берегу через 0.5 км - хорошая
стоянка на высоком берегу. Идем дальше, но через 300м я
напарываюсь на сучок на полной скорости (разрез около 60 см).
Благодаря коврику не тону, решил вернуться к хорошей стоянке и
встать на ночевку. Дошел до берега, высадил Ирину с Данькой,
прошел еще 100м и разгрузился и еще 100 до стоянки стоя, так
как вода подступала к фальшбортам. Кроме ковриков, у меня в
носу и корме было привязано по детскому надувному мячу, что
безусловно, тоже сыграло свою роль. Клея осталось мало,
разбавил бензином, клейку оставил на утро. Закопал щук в
костер, оставили до утра, не было сил.

Утром (7) встали в 9:30. Дождь. Разобрал байдарку что бы
можно было шить. Сделал навесик из полиэтилена. К 16:37 наконец
вышли. Байдарка течет, но можно отчерпываться. мин через 20 -
порог. Осмотрели, надо осматривать, прошли. При первом
прохождении мою байдарку заклинило на камнях и пощекотало нервы
возможным оверкилем. С Томом прошли чисто (насколько это
возможно, временами так мелко, что никуда не деться ). У
параллельно идущей группы подсмотрели метод "одноногово
бандита" (или самоката, кому как нравиться): одной ногой в
байдарке, второй толкаешься. Следующий порог через 5 мин тоже
стоит осмотреть. Оторвались от параллельно идущей группы: у них
4 байды, поэтому порог мы проходим вдвое быстрее. Целый час
идем петлю, решили встать на перекус на первом пороге после
петли. На петле порогов нет, просто перекатики. Первая черточка
после петли тоже, по-видимому, соответствует перекату, а там
где мы встали на перекус - развалины избы и воняет сортиром -
порог, который стоит осмотреть. При обоих прохождениях в
нижней четверти порога байду наваливало на камень, и призрак
оверкиля и обернутой вокруг камня байдарки маячил перед
глазами. Оба раза пришлось выпрыгивать и выравнивать байду,
что меня измотало в конец. Кроме того, мои заплатки сильно
текут, байда идет очень тяжело, Том с Татьяной все время
упахивают вперед по тихой воде.

Утром (8) я встал в 8:19, подклеивался, Том в 10, тоже
подклеивался. Вышли в начале первого. Пороги в основном не
сложные, но вспомнить детали мы уже не в состоянии. Был один
сливчик, между двух скал, грозно выглядящий, но легко
проходимый. Я прошел его один, затем вместе с Томом. На
перекус встали около 15:30 там, где река делает шпильку, так
как замерзли и хотелось есть. Сварили суп, я подклеивался, Том
сущился. Простояли 3 часа. Такое ощущение, что байдарка течет
только больше. Пороги несложные, в основном просто перекаты.
Встали посередине порога на левом берегу примерно в 21:50,
хорошее место, запас дров, шепа, даже бензин под столом.

Утром (9) встали около 8 и в 12 вышли. Сплошная
шкуродерка, пороги несложные, но мелкие. Изредка встречается
неплохой сливчик, чистых нет. Часто просто плита, и надо как то
проскребываться. Удобнее всего проводить байдарки по одному,
пуская матросов по берегу. Первый после стоянки порог - с
островком посередине. Прошли с левой стороны. На острове -
жуткое количество черники. Даня предложил огородить забором с
ключиком, что бы у нас там была "зосыпь" ягод. Развалин на
левом берегу, обозначенных на карте, нет. После этого - длинная
шкуродерка, где-то я опять пропоролся на сучке (15см), но не
заметил. Успевал отчерпываться. Следующий порог - слева
каменная скала, справа плита (две черточки на излучине). Около
15 перекусили и начали проходить. Довольно чистый слив у
правого берега, но после слива в струе камень. Так как байда
была полная воды, мы не успели отгрестись, нас навалило. Почти
оверкиль, выпрыгнул и перетащил байду через камень. Встали
сразу после порога, вторую байдарку решили провести (на чалке
кормой вперед, отталкивая нос веслом, вдоль левого берега). Тем
временем оказалось, что Ирина не успевает отчерпываться
литровой кружкой. Порвались на камне, 12 см и еще пробоина.
Встали клеиться, сварили суп. Когда я вынул нос, чтобы
проклеится изнутри, обнаружил пропор от сучка. Коврик тоже был
прорезан. Изнутри проклеивался скотчем, что бы сэкономить
остатки резины. Вышли со стоянки только в 19:15. Следующие
шкуродерки проходили по одному, матросы по берегу. Просто очень
длинные, по нескольку км, но не сложные. было несколько
сливчиков, но все либо проходимые, либо протаскиваемые. В
самом конце семипалочного порога - красивый сливчик, желоб в
плите. Я прыгнул, два ведра под задницу, вторую байду провели.
Мелко. На берегу очень много черники. После длинного
8-палочного (8 черточек на карте) порога через 0.5 км видна
деревня и последний порог, несложный. Опять шкуродерка (мелко).
Первая полянка сбора - прямо перед порогом, но мы дошли до
ж.д. моста и встали там на правом берегу. 3 км по шпалам, 3.5
по дороге, идушей параллельно путям до станции. В Белое море и
затем в Березовку не пошли, не осталось времени. Местные
говорят что прилив в 6 утра и 6 вечера, и какие-то страшные
морские пороги, но они там ходят на моторе. Сбегали на станцию
(32 мин налегке), в начале первого разбудили кассира и заказали
билеты на 5:55 утра на No 181 поезд (No 111 пораньше, около 5,
не успеваем). Собрались, я ободрал проклейку со шкуры, шкуру
бросил. Больше ее клеить нет смысла. Бросил сапоги - оторвал
каблук. Оставили ненужную еду: 200гр раст масла, на одну кашу
топленого масла, пшеничную кашу на 1 раз. Просушиться не
успели, накрапывал дождик. Кошмарное количество гнуса, такого
не было нигде. Коровьи лепешки.
На станции Том выпросил тележку, и мы с кайфом провезли
наше барахло последние 200м по перрону. 2 вагон нашего поезда
останавливается у 4 столба к югу от кассы. Как утверждали
местные, у 181/182 поезда нумерация всегда с головы.
Достучались до проводника, правда с трудом. Кроме нас, еще
групп пять-шесть, кто откуда, одни с Поньгомы.

11 августа около 13:00 были в Москве, и на Тульской
электричке 14:31 уехали в Серпухов. Автобусов не было,
отменили, решили искать машину, нашли ЗИЛ за 45000р, но только
груз и двоих, а потом какой-то левый автобус, с грузом и всех
впятером довез за 30000р. В 18:10 были в Пущино, закинули байды
ко мне (в клубе никого), и по домам мыться.

Д.Вепринцев ¦ mailto:dmitry@fluor.iteb.serpukhov.su


СПИСОК ПРОДУКТОВ И ЗАМЕТКИ

Еда на 4.5 (4 взрослых и один ребенок) человек на 21 день
20-21 июля поезд 10 ход дней 7 дневок 9-10 августа поезд

Итого по дням: 4 дня поезда - 5 перекуса на обратный путь,
пирожки из дома на дорогу туда. 10 ход дней - 10 перекусов 7
дневок - 7 обедов 17 завтраков 17 ужинов + 1 день НЗ

---------------------------------------------------------
Всего взять еды на: 16 перекусов (сухих) 8 обедов (супов)
18 завтраков (мол. каши) 18 ужинов (с тушняком)

Идея расчета: крупа 100гр/раз/нос сахар 100гр/нос/день
---------------------------------------------------------

ПРОДУКТ

Расчет Общее количество Комментарии о нехватке (-) -
избытке (+)

Растительное масло1л +200гр, можно и побольше, 2 л, так
как экономили, рыбу пекли, грибы жарили 3 раза, на блинчики
уходило грамм по 300 на раз.
Топленое масло. 0.94кг +50гр - как раз.
Чай прим 3раза/день по 25гр 1.5 кг Взыли 15п по 90гр,
крупнолистовой "Императорский" +5пач. Чай не очень шел. На
волоке изобрели компот из ягод или чай с лимонной кислотой и
сахаром, его и брали в бутылках.
кисель 5раз 5пачек рассыпался, варили один раз весь, был
развесной и плохой, может лучше брать просто крахмал?
какао 8 раз 50гр пили с сух молоком 3 раза
сухое молоко на 15завт 250гр/раз 2 кг допили в поезде с
какао, примерно по 2/3 маленькой миски (250мл) на раз.
кофе раствор. 1 банк (100гр) допили в клубе 4 порц
Сахар. 10кг ост 2 кг, 3 свар варенье
Соль. 2кг ост 1 кг, рыбу не солили
мука. 2 кг ост 1 кг, были 2 раза блинчики и раз рыба
сгущенка к какао и блинчикам 4бан 2 к блинчикам, 2 так
Хлеб белый
8 начал портиться на 12 день, хранить отдельно от черного,
что бы не заражал, доставать просошуться хотя бы через день
Хлеб черный (круглый серый). 12 прекрасно пролежал в
гермике, доедали в клубе.
Сухари 2бух/нос каждый всего 2 бух промочили на пороге и
выкинули большей частью, выдавали сух пайком, по пара штук,
начиная с реки
конфеты 5шт/нос/день 6кг было по 4 шт/день
колбаса перекус+обед 2кг (3 палки) 'Одесская', начала
портиться сразу же, все время подкапчивали и подсушивали
сыр перекус+обед 2.5кг 'Гауда', прекрасно пролежал в
тряпке, доели в поезде, было по 1 бутерброду в день на завтрак
сало перекус+обед 300гр/раз 2.5кг доели в клубе (100гр),
по большому бутеру на перекус. нормально.
сода к блинам, забыли, стрельнули 30 гр, хватило.
кетчуп. 1.0кг не хватило, кончился на речке, но ели редко
горчица. 2банк Импортная,примерно по 100гр пикантная
лучше, можно взять и побольше- 3 банки.
чеснок. 2кг осталось с полкило, но вначале было экономно.
так что как раз.
лук, 2.5кг Вначале было экономно, только на реке стали
есть на перекус. доели в поезде. можно брать раза в 1.5 больше
изюм 4раза к манке 0.5кр/раз 0.5кг
супы, 32 пач Взяли 5 пакетиков и две банки, нормально,
хорошо бы чуть больше.
вермишель в суп на 8 обедов по 0.25кг 2кг Взяли спагетти.
Размокла на пороге, 0.5 кг сварили на ужин. Длинные спагетти
рвут пакеты.
геркулес 3 завтрак 1.5кг можно брать меньше чем 100 гр/нос
пшеничная каша 2уж 0.9кг один ужин остался, никто не любит
ее. Лучше не брать.
рис 5 завт 2.5кг
рожки 9ужин 10кг Импортных брать больше, грамм
130/нос/раз.
манка 4 завтраков 2кг
пшено 3 завтр 1.5кг
картошка на суп/уху 2.5кг ухи не варили, остатки кинули в
суп в самом конце
гречка 3 завт/7ужин 4.5кг
тущонка, 20 банок по 400гр 4 банки остались на поезд
Бульонные кубики. Хорошо идут на перекусе и с голодухи,
можно в суп.

спирт 100гр/нос/ день 3.5л +0.5 'Vana Tallin' -
облагораживатель Остатки Vana Tallin разбили на пороге в
последний день (надо было перелить в пластик), последние 50гр
спирта допивали в клубе, но на маршруте пили по чуть-чуть и не
каждый день.

Ели в общем и целом хорошо, хотя вместо пшеничной каши
лучше взять пюре "Ancle Ben's". Сахара можно брать вдвое
меньше. Крупы были расфасованы еще в клубе по пакетикам по
дозам, что очень удобно, и в больших п/э мешках хранились в
бортмешке. Проблем не было. Наверное, удобно крупы и рожки
расфасовать в 2л пластиковые бутылки (видели у одной группы).
Сахар брали в 5л канистрах из под кипрского вина, но 2л бутылки
были бы удобнее и легче. 1 кг соли был в пласт банке из под
реактивов, а 1 кг в пакете, и он отсырел. Все надо паковать
еще дома. Спагетти хорошо пошли с тушняком и в суп, но
прокололи все пакеты, надо поломать еще дома. Импортные рожки
хороши, но их надо явно больше чем по 100 гр на нос. Тущенка
была прибалтийская, в плоских банках по 340гр, хорошая. Брали
на оптовом рынке м. Измайловская, там же супы, сгущенку,
горчицу, кетчуп, чай, пиво в поезд, топленое масло, кофе.

ОБЩЕСТВЕННОЕ БАРАХЛО И ЗАМЕТКИ

Двуручная пила - без нее было бы грустно, даже такой
маленькой группе. Пользовались в основном ей.
Топор. Можно было бы взять полегче на более длинной
рукояти. Пользовались в основном для колки чурок и забивания
колышков палатки.
Тросик для костра. Очень удобная вещь, на первой же
стоянке сделали из найденной 5мм стальной проволки крючки
разной длинны, такие чтобы не слетали с тросика, и привязали
стропы (иногда его натягивали метров на 15). Скручивали и везли
в канах когда шли. Единственное неудобство - на него все время
натыкаешься, хотя есть на что повесить сушиться барахло. Многие
стоянки, особенно на речке, были оборудованы обычными палками с
перекладинами, и для удобства из той же проволки выгнули крючки
для палки, съемные, разной длины. Они плавали в ремнаборе.
Бортмешки: крупы ремнабор лук - чеснок хлеб тушняк тушняк
- 2 банки (сух. мол, чай) конфеты сухари сыр - сало. Бортмешки
были брезентовые, синтетичеккие были бы удобнее - легче и
быстрее сохнут. Хорошо бы на бортмешках писать что внутри, но
не очень ясно как это делать от похода к походу.

РЕМНАБОР

Отвертка универсальная, с шилом.
Пассатижи
Резина 2м полосы для проклейки
Резиновый клей 200 гр
Шкурка
Нитки толстые капрон для байдарки 5м
Нитки обычные - катушка
Иголки для толстой нитки и обычные 2шт
Пуговицы
Гвозди
Шурупы
Винты с гайками
Лампочка для фонаря
Брусок для заточки.

Замечания:

Проволка стальная 5мм нашли на месте - пошла на ручку
кана и крючки для них же. Проволка медная 1 мм - тоже нашли -
пригодилась когда отломился кронштейн крепления фальшборта на
"Таймени". Заклепки 40x4мм - были нужны - но не было,
использовал гвозди.

Отвертка понадобилась один раз, просверлить дырку в
фальшборте. Шило было нужно для шитья, но я его сломал еше в
начале похода. Пришлось колоть маленким гвоздиком. Гвозди
(70мм) потребовались 2 раза: один раз зацепить тросик для
канов, другой раз развесить сеть сушиться. Также я сделал из
них заклепки, когда у меня отвалилось от шпангоута гнездо
стрингера. Маленькие гвозди были бы удобны для удочек
(наматывать леску). Шурупы не понадобились. Шкурка была очень
грубая, для циклевальной машины. лучше зерно поменьше. Брусок
(осколок круга) очень нужная вещь, ножи точили часто. Зерно
было крупновато, на мой взгляд. Винтов и гаек я взял явно мало:
ходовые размеры М6x40 - для фальшбортов "Салюта" и вместо
шпилек "Таймени", М5x40 для рулей (один срезали). Меньше или
больше не требовались. Крючки на фальшборте таймени я заменил
на кольца от ключей, по крайней мере не расстегиваются. Ниток
для байды истратили половину (наматывали на кусок коврика),
обычные пошли на пришивание полога. Пуговицы не понадобились.
Проволку нашли на месте, 1мм медную хорошо бы иметь в
ремнаборе, а ручки канов и крючки делать еще в клубе.

КУХНЯ

Два кана - 3.5 и 7 литров. В маленьком варили чай, в
большом суп и кашу. Протвинь. Каны и протвинь сначала ехали в
п/э сумке, но та не выдержала. Перекочевали в парашютную сумку
из под продуктов, что оказалось удобным. Палки-мешалки (штук 5
за весь поход), палочки-лопаточки для переворачивания рыбы и
блинчиков (2 шт), палка-лопатка для помешивания грибов (1).
Губка для мытья посуды (поролон с шершавым покрытием) - очень
удобно. Миски и ложки плыли в канах. Кружки в парашютке с
перекусом, специями, чаем и т.д. Половник не брали, хотя зря.
Суп наливали кружкой, кашу ложкой через край.

АПТЕЧКА

Бинты
Пластырь (бактерицидный, импорт)
Пинцет для вытаскивания заноз
Иод
Вата
Марганцовка
Стрептоцид - на раны
(Валерианка) - для слабонервных
(Синтомицин) - при нагноениях и ожегах
Pan-the-nol spray (аэрозоль с антибиотиками и
обезболивающими для ожогов)
Аспирин
Цитрамон - от головы
Нафтизин - капли в нос
(Альбуцид) - глазные капли пипетка
(Градусник)
Ибупрофен (амер обезболивотель) от простуды - типа coldrex
Тавегил - от аллергий
Нош-па - обезболивающее при спазмах
Бикарбон - от желудка при отравлении
Эритромицин - антибиотик
Анальгин
Валидол - от сердца
Аллохол - от печени
Настойка эвкалипта - полоскание горла.
Бисептол - общеукрепляющее
Ориприм - в начале простуды.
(Фестал) - от расстройства желудка
Звездочка (бальзам)
(Феналгон) - растирание, от ушибов и простуд
(Репеллент от комаров)

* В скобках - надо бы, но не было. В ход пошел иод,
пластырь (весь что был, 10 пластырей), бинт, аспирин и
цитрамон. Раны довольно плохо зарастают, царапины и мозоли
накапливались в концу похода. Был нужен альбуцид (капли для
глаз), но его не было.

СПИСОК ЛИЧНЫХ ВЕЩЕЙ И ЗАМЕТКИ

Обувь: Болотные сапоги кроссовки

Одежда: плавки кепарь джинсы 2шт шорты походные свитер
толст жилетка шерст треники ветровка штормовка куртка хим.
защиты (резинка) носки 4 пары носки шерст 1 пара трусы 4 шт
майки 2 шт рубашки 2шт

Умывалка Фонарь и зап. батарейки.

Замечания: Фонарь - практически не пригодился, не говоря о
запасном комплекте батареек. Хотелось бы полукеды для волоков,
а то кроссовки долго сушить, а в сапогах на волоке тоска.
Ветровка оказалась лишней, либо в майке, либо уж в резинке.
Болотных сапог хватало по глубине на всех порогах, но когда
гребешь и в дождь, а особенно на порогах вся задница мокрая,
удобнее были бы непромокаемые штаны. Шорты и плавки пригодились
пару раз. Туал. бумагу нужно брать из расчета 1 рулон на чел
на 21 день. 125гр тюбик зуб. пасты - как раз на 2.5 чел на 21
день. Кусок мыла на 2.5 чел - пришлось экономить.

РЫБАЛКА

Ловили только на блестну: спиннинг и дорожка (4 блестны на
расстоянии 1.5 м). Чем кидать спиннинг, удобнее медленно идти
на байдарке. Когда идешь с нормальной ходовой скоростью,
блестна идет по поверхности, и ничего поймать не удается, когда
ловили шли очень медленно, просто макали весла. Ловля сетью
была неудачной, но скорее от неумения. На поплавочку ничего ни
разу не клюнуло, хотя пытались. Наверное, надо брать червей,
так как местных (червей) там нет. Местный утверждает, что в оз.
Кереть щука берет только на белую блестну.

ДЕНЬГИ, ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ

Курс доллара - примерно 4,500р. Билеты на поезд
Москва-Лоухи и Кузема-Москва (пассажирский, 181/182) стоили по
70,000р взрослый и 24,500 детский. В Москве взяли по 3,000 за
предварительную продажу. Билет Пущино-Серпухов стоил 2,500 туда
и с нас содрали 5 багажей по 1,000 и 3,500 обратно. Но на
обратном пути мы за 30,000 доехали с грузом на левом автобусе.
Электричка стоила 4,400 взрослый и 1,100 детский. Багаж не
брали. Весь поход с дорогой, едой и пивом в поезд обошелся
примерно по 300,000 на взрослый нос + неучтенные дорожные
расходы.

РАСПИСАНИЕ ПОЕЗДОВ СО СТ. ЛОУХИ (КУЗЕМЫ) В СТОРОНЫ МОСКВЫ 

No поезда Откуда куда Время приб в Лоухи Время стоянки (мин) Примечания


15 скор Мурм-Москва 14.06 23 еж, в Куземе не ост
111 скор Мурм-Москва 5.04 20 еж, по 29 сент
139 скор Мур-Симферополь 7.01 23 ср, пт,вскр по 3 сент
181 пасс Мурм-Москва 3.39 20 еж
393 пасс Мурм-Москва 20.19 20 еж
345 Мурм-Адлер 9.21 20 пн, ср, пт, с 25.5 по 4.9
363 Мурм-Новороссийск 2.30 20 четн, в Куземе не ост
373 Мурм-Москва 6.30 20 по указ МПС

В Куземе 181 по расписанию в 5.55, но он опоздал примерно на 30
мин. Симферопольский и Новороссийский поезда останавливаются в
Серпухове, что удобно.

РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ 181/182 ПОЕЗДА МОСКВА-МУРМАНСК
НА УЧАСТКЕ ПЕТРОЗАВОДСК-КАНДАЛАКША.

No 181 Мурманск-Москва Станция No 182 Москва-Мурманск

12.17 Москва 19.29
19.13 (27) Петрозаводск 12.03 (26)
18.36 (1) Шуйская 12.56 (1)
18.13 (11) Лучевой ------
17.19 (6) Кондопога 13.36 (5)
17.08 (4) Нигозеро ------
16.40 (1) Кедрозеро 14.14 (1)
16.04 (1) Викшеозеро 14.53 (1)
------ Киппесельга 15.07 (1)
15.28 (1) Пергуба 15.32 (1)
15.15 (1) Предмедгорский 15.41 (1)
14.40 (20) МедГора 15.55 (18)
14.23 (1) Ламбушозеро Б.П. ------
14.09 (1) Малыга ------
13.58 (1) Ванозеро ------
13.47 (1) Масельская 17.10 (2)
13.25 (2) Раменцы 17.32 (2)
------ Сумеричи 17.45 (1)
12.55 (1) Уросозеро ------
12.34 (1) Ригозеро ------
12.24 (1) Шпаловой ------
12.07 (3) Сегежа 18.36 (3)
11.39 (14) Майгуба ------
11.22 (3) Надвоицы 19.01 (2)
11.11 (1) Шавань ------
10.54 (1) Кочкама ------
10.40 (1) Идель 19.33 (1)
10.23 (1) Тунгуда ------
10.05 (1) Летний 20.00 (1)
9.50 (1) Кильбо ------
9.36 (1) Сосновец 20.24 (1)
9.21 (1) Уда 20.41 (1)
9.01 (5) Горелый мост ------
8.43 (5) Беломорск 21.03 (4)
8.20 (1) Заливы ------
7.47 (13) Шуерецкая 21.32 (1)
7.35 (2) Б.П. 813 ------
7.20 (1) Мягрека ------
6.43 (18) Кемь 22.10 (18)
------ Ламбино ------
------ Поньгома ------
5.53 (2) Кузема 23.20 (1)
5.42 (1) Воньга ------
5.25 (1) Сиг ------
4.57 (1) Энгозеро 0.11 (1)
4.41 (1) Амбарный 0.29 (1)
4.21 (1) Боярская ------
3.39 (20) Лоухи 1.09 (20)
3.13 (1) Кереть 1.53 (1)
2.57 (2) Чупа 2.09 (2)
2.43 (1) Катозеро 2.26 (1)
2.21 (1) Полярный круг 2.54 (1)
1.54 (1) Пояконда 3.21 (1)
1.30 (1) Ковда 3.45 (1)
1.04 (2) Княжая 4.10 (2)
0.42 (1) Жемчужная 4.34 (1)
0.27 (1) Ручьи Карельские 4.46 (1)
0.10 (1) Белое море 5.02 (1)
23.32 (15) Кандалакша 5.26 (15)

------ поезд не останавливается,
в скобках - время стоянки.
Расписание списано у проводника 21 июля 1995г.

КАРТА МАРШРУТА МАСШТАБА 1:200,000 (1 СМ:2 КМ)

Квадрат сетки соответствует 4 км. Карты выпущены фирмой
"АКВА ЛТД", состояние местности на 1975г., куплены филиале
Московского городского Турклуба на Таганке в магазинчике (Б.
Коммунистическая, 17, ориентир- церковь, т. 911-2740 библ,
911-3871 маг) по цене 1700р за лист.

(карты смотри дальше)

19

18
===============================================================
FILE: keret8.txt
Кереть-Кузема

Оригинал этой странички расположен на
http://www.glasnet.ru/˜lavrov/myhobby.html ¦ http://www.glasnet.ru/˜lavrov/myhobby.html

Я не писатель, я только учусь, так что если что не так, не
судите строго.
Пожалуй основным увлечением в свободное от работы и дел
времени в моей жизни является водный туризм, в частности, на
данный момент- байдарки, хотя в следующем году собираюсь пойти
с друзьями на плотах по Алтайским рекам.

С пяти лет, я каждый год, в компании от двух до шести
человек разъезжаю по стране в поисках приключений. Что ни
поездка, то что-нибудь неординарное, чего в обычной жизни не
встретишь, обязательно происходит. В последний раз в середине
августа 1997 года были в Карелии. Маршрут "Озеро Кереть - река
Кузема" шли вдвоем. Весь путь от станции Лоухи до Куземы (реку
пришлось не идти т. к. она значительно обмелела) занял семь
дней, спешили, шли без дневок в авральном режиме- времени было
мало.
---------------------------------------------------------------

Итак. Приехали мы на станцию Лоухи железной дороги С.
Петербург-Мурманск в четыре часа утра. Нам предстояло в этом
поселке до отправки в плавание добрать некоторые продукты,
которые не успели купить в Москве. Поэтому пришлось ждать
девяти часов- до открытия магазинов. Набрав недостающие припасы
мы поймали попутную машину и доехали до озера, на котором нам
предстояло начать путешествие- самый тяжелый и самый интересный
маршрут из всех мною пройденных. Температура воздуха рано
утром была такой, что пришлось одеть все теплые вещи, которые
были с собой, но часам к одиннадцати, вышедшее на пока
безоблачное карельское небо солнышко, стало изрядно припекать и
мы осмелели до того, что разделись до трусов, правда не надолго
- выйдя из тихой бухточки, в которой собрали байдарку, на
озеро, где во всю гулял ветер, пришлось в срочном порядке
одеваться снова. Первую остановку сделали на небольшой песчаной

<<

стр. 28
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>