<<

стр. 35
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

восточном берегу - поселок лесосплавщиков и лесорубов Новое
Машозеро.
Сразу за Космюсозером порог Мельничный длиной около 1,5 км.
Он состоит из двух ступеней, между которыми небольшой омут справа
от основного течения перед мостом через Тунгуду. Здесь можно
сделать остановку и осмотреть с берега и с моста вторую ступень
порога. В пороге соячие волны более 1 м, много опасных камней и
несколько поворотов до 90 гр. Из-за необходимости интенсивно
маневрировать в пороге его лучше проходить при двух гребцах на
малой или отрицательной скорости.
На следующих 16 км река спокойна, имеет много озеровидных
уширений - ламбин. При необходимости посетить поселок Машозеро
(Старое) удобно свернуть через 6 км в искуственную протоку -
копанку, прорытую на левом берегу реки. Длина ее около 120 м. В
Машозере есть небольшой магазин, где можно пополнить заасы
продовольствия.
Очередное препятствие - лесосплавная плотина в конце
Верхнего Машозера. Проходить ее нужно, как и первую, в левый
слив. Разница в том, что сразу за плотиной начинается
300-метровый порог Домашний, требующий внимательного осмотра.
В 1 км от порога начинаются Верхняя и Нижняя Козеламбины,
образующие практически одно почти 2-километровое озеро. В его
конце удобное место для привала - островок, отделенный от правого
берега зарастающей протокой. В протоке ловятся плотва и окунь. В
5 км за Домашним порогом короткий (100 м), но опасный порог
Столбовой. При его разведке надо быть осторожным: островок, по
которому приходится пробираться, покрыт валунами, упавшими
деревьями и залитыми водой выемками.
В 2 км от Столбового многоводный несложный порог Сухой,
имеющий 6 руслостеснительных ряжевых дамб (по три у каждого
берега).
На левом берегу за порогом - домик лесосплавщиков. Начиная
от этого места легко попасть в тупик, если не придерживаться
левого берега, - река узким заросшим руслом уходит влево, а
широкая протока идет прямо в замкнутое Нижнее Машозеро. Кстати,
на его берегах, особенно восточном и южном, можно остановиться на
ночлег, так как, за исключением упомянутого выше острова в конце
озера Нижняя Козеламбина, на Тунгуде мало мест, удобных для
привала.
За Нижним Машозером на участке 6 км расположены пороги
Лебяжий, Кривой и наиболее сложный - Корбопорог. Растянувшись
почти на 1 км, он имеет повороты, узкое многоводное место,
стесненное ряжевой дамбой, ряд опасных камней. Проходить его
лучше в два приема, сделав промежуточный привал для разведки в
правой заводи сразу после прохождения мимо дамбы.
На следующих 6 км широкий плес и Корбозеро, берега которого
мало пригодны для лагеря. В конце озера - Корбозерская плотина,
полностью перекрывающая русло Тунгуды. Пуск воды осуществляется
подъемом массивных дубовых заслонок раз в 48 часов (через 24 часа
их снова закрывают). В зависимости от состояния лесосплава эта
периодичность может меняться. Через 2-3 часа после перекрытия
плотины ниже по реке плыть нельзя: все пороги превращаются в
сухие каменные перекаты, а нормальное русло - в мелководные
пороги. Поэтому, двигаясь по плесу и далее по Корбозеру, нужно
следить за уровнем воды. Корбозерскую плотину удобно обнести по
деревянным причалам левого и правого берега. На последнем - дом
лесосплавщиков.
Лучшее время прохождения Тунгуды ниже плотины - через 15-16
часов после полного открытия последней: воды уже достаточно, и
есть в запасе около 8 часов для движения по реке. О возможном
изменении графика пуска воды справиться у лесосплавщиков,
обслуживающих Корбозерскую плотину.
Если придется идти вниз по реке сразу после закрытия
плотины, то нужно помнить, что на первом 6-километровом участке
будет 4-8 (в зависимости от уровня воды) серьезных порогов, среди
которых наиболее опасны Черный (через 1 км), Стоостровский (через
2 км) и Медвежий (через 3 км после плотины). Их надо проходить
при частично разгруженных байдарках и одном гребце. Но лучше
преодолевать эти пороги при максимальной воде.
За порогом Медвежий 2 карежки (мелкие пороги), полностью
обсыхающие после ухода воды. За ними плесовый участок реки и
озера Верхняя и Нижняя Луголамбина. На правом берегу последнего -
Оставленный лесорубами поселок с баней у самой воды.
При выходе из Нижней Луголамбины справа начинается
параллельная реке протока Мельничный ручей. Идти лучше по
Тунгуде. Протокой следует воспользоваться лишь при скоплении в
основном русле молевого леса. Из 7 км Мельничного ручья 5 км
приходятся на мелководный порог с валунами и глубокими провалами
между ними. Почти весь ручей преодолевается проводкой. По берегам
протоки высокие скалы, порожистые участки сменяются маленькими
уютными омутами и заводями. Последний порог требует повышенного
внимания: течение здесь быстрое, глубина около 2 м, в русле
отдельно стоящие камни.
Параллельный участок по Тунгуде имет протяженность 10 км.
Пороги и плесы ритмично сменяют друг друга. Крупных порогов здесь
7 (2 самых больших имеют длину 600 м, остальные - 200-300 м).
Наиболее сложны последние пороги этого участка - Кривой (400
м) и Падун (600 м). Кривой (в 1,5 км выше устья Мельничного
ручья) опасен крутыми поворотами в разные стороны: велика
вероятность внезапного появления при лесосплаве застрявших
бревен. Осматривая здешние пороги, следует особое внимание
обращать на остатки лесосплава, застрявшие бревна и, обнаружив
их, обносить это место берегом или проводить байдарки вдоль
противоположного берега на веревках. Порог Падун имеет два слива:
непроходимый правый, отвесно падающий с каменного уступа, и более
пологий левый, но с большим уклоном и мощным потоком. При
малейшем подозрении на застрявшие бревна в левом сливе порог
необходимо обнести: малая ширина слива и мощный поток практически
исключают возможность маневрирования.
После Падуна Тунгуда течет в широком русле, имеются два
крутых поворота реки, где надо внимательно следить за застрявшими
по берегам бревнами. Порог Березовый - короткий (около 150 м) и,
благодаря руслостеснительной ряжевой дамбе, многоводный. Опасны в
нем стоячие волны высотой до 1,5 м и бревна, усложняющие
обстановку на воде.
Примерно в 500 м от Березового, на 11-м км от устья, Тунгуду
пересекает автострада Ленинград-Мурманск. Отсюда начинаетс
плесовый участок реки, используемый как молехранилище. Здесь и
нужно завершить путешествие. По шоссе часто ходят автомашины, и
добраться до ближайших станций Тунгуды, Идели и Кочкомы несложно.
Если путешествие заканчивется в конце августа, когда лесосплав на
Тунгуде полностью прошел, можно выйти в реку Выг и по ней на
станцию Тунгуда или Идель. На этом последнем участке (окоо 10 км)
встретятся еще 3 порога (наиболее значительный последний -
Банный, около 400 м). По сложности Банный аналогичен Березовому,
но из-за отсутствия сплавного леса обстановка здесь проще. При
разведке порога обратить внимание на чистоту ряжевых дамб, у
которых могут еще остаться застрявшие бревна.

Литература:
1) "Север", М., ФиС, 1975 г.
===============================================================
FILE: segozero.txt
Сегозеро


Ст.Медвежья гора - пос.Мяндусельга - оз.Семчезеро -
р.Поруста - озера Поруста - Эникозеро - Селецкое - р.Лужма -
пос.Паданы - оз.Сегозеро - р.Сегежа - оз.Линдозеро - ст.Сегежа.
Протяженность - 216 км. Продолжительность - 16 дней. Категория
сложности - III.
Подъезд к началу маршрута - озеру Семчезеро от поселка
Мяндусельга на автомашине (50 км)Ю
Основные реки Лужма и Сегежа - сплавные, что существенно
усложняет маршрут. Лесосплав по Лужме заканчивается в начале
июля, по Сегеже - в начале августа. На маршруте ловятся хариус,
щука, плотва, окунь, много грибов, черники, брусники. Подъезды
удобные. Сегозеро освобождается ото льда в начале мая, замерзает
в ноябре-декабре.
Верхняя половина реки Лужмы представляет собой порожистый
участок с редкими плесами. Здесь около 10 порогов (в зависимости
от уровня воды): Оянишко, Кирпа, Котомка, Островские, Пушкари и
др. Опасны ряжевые дамбы (их на Лужме 13), окоол которых могут
быть малозаметные в потоке застрявшие бревна. На последнем
километре Лужмы - стометровый Мельничный порог. На реке нередки
молехранилища, сортировочные и сплоточные рейды; их в ряде
случаев рекомендуется обнести.
Сегозеро лучше обойти вдоль западного и северного берегов,
где много островов. Интересно побывать в поселке Паданы.
На реке Сегеже (длина около 35 км) пороги расположены в
верховье - на протяжении 4 км и в низовье - примерно с 6-го по
11-й км (от устья реки). Особенно сложны пороги Попов и Кривой.
В городе Сегеже обелиск в честь народных героев, павших в
боях в 1919 году.

Литература:
1) "Север", М., ФиС, 1975 г.
===============================================================
FILE: lajmola.txt
Лаймола, Укса

From: Алексей Ветрюк alexey@utsfond.spb.su ¦ mailto:alexey@utsfond.spb.su
Newsgroups: relcom.rec.tourism

Ходил в начале мая на Лаймолу (юг карелии, впадает в Ладогу).
Ощущения незабываемые!!! Воды очень много, речка вскрылась
1-2 мая (мы были с 6 по 10), но на порогах остались наледи по краям
!!!!!ОЧЕНЬ ОПАСНО!!!!!!!

Вода и пороги.
Могу порекомендовать Лаймолу и Уксу (параллельна речка) в мае для
любителей очень острых ошушений и красивой природы, посмотреть есть что,
убиться тоже есть где. Мы обнесли на Лаймоле в вернем течении 4 порога, а
в нижнее так вообще не поехали, не смотря на значительный опыт и хорощее
снаряжение( не хотелось зря рисковать байдарками и головами).

Дополнительные комментарии - Валентин Юрин <iourine@iourine.msk.su>
Я был на Уксу прошлым летом, в начале июня. К словам Алексея
Ветрука могу добавить...

1. Вообще

Речки очень похожи по всем параметрам, но Лаймола сложнее

2. Ледовая обстановка

Лед сходит в первых числах мая, по многим описаниям и по
нашему опыту т.е. стоит появляться на реках числа с 4-5 мая.
Выехать до первомайских праздников - почти точно угодить во
льды и ждать пока растаят. Наибольшей проблемой являются озера
со слабым течением или вообше без оного. Можно пробираться
вдоль берега, если есть дророжка воды, а она обычно есть, т.к.
вода поднимается при таяньи. Если попадете в лед не
отчаивайтесь, он может растаять дня за 2 (полностью).
Ледовые наледи на порогах могут оставаться и дольше, это
большая опасность, лед режет шкуру (даже совтранс с пеной) как
бритва, течение имеет тенденцию затягивать под наледи байду,
бр-р-р очень неприятно.

3. Погода

С погодой как обычно - т.е. как повезет. Нам повезло!!! Небо -
ни облачка все 6 дней. Днем +30С, чуть дальше от воды, уже
жарко невыносимо, можно ходить голым, за пол дня сгореть и
купаться с превеликим удовольствием.
Ночью... Ночью очень холодно -10С -15С, точно не знаю, но
очень холодно. За ночь горячий котелок с чаем промерзает до
дна. Один раз встали в 6 утра, руки примерзали (буквально) к
палочкам от юрты.

4. Вода

Воды много, очень много, так много, что можно даже испугаться,
даже утонуть можно.
Если вы видели эти речки летом, то можно умножать колличество
воды на 4, а лучше на 8, ...
Пороги становятся более сложными, на 1 точно, и количество их
увеличивается. Летом эти речки и пороги не опасны, так
шкуродер. Весной спасжилет и каска - норма жизни, вернее
выживания. Можно неожиданно влететь в порог с самыми разными
последствиями. Всего на Лаймоле весной - порогов 10, куда мы
не пошли и не пойдем ни за что. А не Уксе - где то 6, но из них
три и летом неходимы.
Более подробная информация о порогах есть в описаниях,
например в Питерском турклубе, только на самом деле, половину
порогов там забыли, особенно в верхней части, куда торопились,
что-ли? На Уксу есть один порог Сари-коски чуть выше
автотрассы Питкяранта-Петрозаводск и 5 падунов на последних 15
км.

From: Валентин Юрин:

Мы заезжали на падуны снизу. 1-4 падуны высотой порядка 2 м,
все проходятся. Пятый - в одной протоке маловодный водопадный
слив 3 м, в другой крутопадающая шивера длиной около 200 м. Мы
его не проходили исключительно потому, что он находится
фактически в черте пос.Уксу, и ночевать нам там не хотелось, а
чтобы успеть на сегодняшний поезд, надо было уже сматываться.

За год до нас наши знакомые плыли сверху и Сари-Коски прошли
тоже без проблем. Есть еще несколько простых шивер, все
остальное - абсолютно гладкая гребля, по крайней мере, в июне.
Встретили группу финнов, которые повадились кататься там на
лодках для скоростного сплава и всю Уксу (около 100 км)
пробегают за день.

Одновременно с нами 1 байдарка ходила Лаймолу от автотрассы до
низу и не нашла там абсолютно ничего.


5. Заезд

Заезд - ЖОПА!!!
На речки можно попасть только из погранзоны или на половину
маршрута с автомобильной дороги. Заезжать с дороги не советую,
особенно в праздники. Автобусы там принципиально не ездят
Местные мужики празднуют и их просто не уболтать, кого-то куда-то
вести, даже за деньги, даже за большие....
Цены на перевозки - Питер/3, Москва/5 + водка (ну это святое)

Проблемы возникают со стороны Питера. Если ехать из Москвы, то
прямые вагоны Москва-Питкяранта не заходят ни в какую
погранзону. Вечером садишься, утром приезжаешь - удобнее, чем в
Лосево.

С железной дорогой проще. Выписываете всем командировочные
удостоверения ( не забудте поспорта....

И Вы -
!!!Экспедиция ларька МММ по закупке у местных медведей кроликов!!!
или
!!!New Васюки экологически-венерологическая бригада!!!

Только Вам придеся обЪяснять тупому сержанту, что это значит.
С Питера ездют паравозы с Финляндского вокзала.
Или обратно из Петрозаводска.

6. Отъезд

Отъезд нормальный, но неприятный. Вы попадаете на железную
дорогу до Питкяранты, поезд в цивилизацию ходил вечером, часов
в 6. Но едет он долго, достает...

Москвичам хуже с обратным отъездом. На маленьких станциях типа
Уксу поезд хочет - останавливается, не хочет - не
останавливается, поэтому надежнее сделать крюк до Питкяранты и
садиться там. Автобусы ходят регулярно, в т.ч. и по выходным
(насчет праздников не знаю), но машину поймать действительно
немного сложновато. Там народ не жадный, и деньгами их
соблазнить трудно. Но если по пути - подвезут.


7. Снова вообще

Всем желаю туда попасть, и весной тоже, если ни кто не пострадает,
не пожалеете. Можно еэдить и с мальчиками и с девочками, только не
менее двух двоек, а лучше еще и с катамораном, а еще лучше
с двумя ( так для страховки)

RGDS
Алексей Ветрюк
===============================================================
FILE: lojmola.txt
Лоция реки Лоймола

Вскоре за ст.Лоймола - чистый, широкий перекат, за ним - 3-4 км
стоячей воды, потом - цепь из 10-12 шивер на протяжении 12км, особенно
хороши третья и последняя, уже за мостом. Некоторые шиверы
труднопроходимы из-за малой воды. 6 км ниже моста - небольшое озеро,
там можно найти место для стоянки.
От этого озера до оз. Кирпиярви - около 8 км. Ниже озера - 3
небольших переката, за третьим - порог Веер. - горка длиной порядка 2м,
в середине - отвесный слив высотой 0.5м, правее него - зуб с
характерным веером брызг. За порогом - неприятная мелкая шивера, потом
- локальное озерцо, вскоре после него - вход в оз. Кирпиярви.
Озеро Кирпиярви примерно 3 км в длину. Неплохая стоянка - на
полуострове около входа в реку.
Озеро Кирпиярви - оз. Сароярви, примерно 8 км. На выходе из озера
- мостик; далее - два переката, шивера, еще 3 переката и пор. Ядрена
Вошь (Кривая Бочка).. Порог представляет собой горку с большой бочкой.
За порогом - 2 мелких, полунепроходимых переката, после - еще 2-4
переката, за ними - порог Раякоски.. Ориентир - в реке эффектные скалы
с трехметровыми трещинами. Крутая шивера со стояком и одним
непроходимым выходом. По правому берегу - остатки ряжевой стенки. От
порога Раякоски до оз. Сароярви около 3км.
Длина оз. Сароярви - около 3 км. На выходе из озера - мостик и
перекат.
Оз. Сароярви - оз. Орасоярви, 9 км. Вскоре после выхода - длинная
шивера, переходящая в перекат с чистыми проходами. После плеса,
примерно в 1.5 км ниже озера, на прямом участке реки - пор.Цис..
Шиверный заход с камнем в струе; слив порядка 0.5м рядом с огромным
булыжником, с небольшой бочкой, далее - резкий поворот по крутой
шивере. Ниже порога - примерно 4 переката, с более или менее чистыми
проходами, за ними - короткий мощный порог, который сверху
определяется как шивера. Вскоре за этим порогом, примерно в 3 км ниже
пор. Цис - порог Табун., длина - 250 м, перепад - 8 м. Крутая шивера,
далее - каньон, 2 мощных слива с бочками, потом - поворот, шивера, на
выходе - два длинных булдыгана. Сразу за Табуном - озерцо и резкий
поворот влево. На повороте - Пр.51, мощная шивера. Далее - Пр52 -
шивера длиной 300м под высокой скалой на пр/берегу, много камней. За
шиверой - л/поворот, эффектные скалы по пр/берегу. Пр51-53 -
полноводные перекаты. Пр56 - сужение и небольшой слив.
Оз. Орасоярви - длина порядка 10 км. После сужения и моста(?)
лучше брать левее.
Оз.Орасоярви - мост у с. Келатсельга, 16 км. После оз. Орасоярви
- около 12 км стоячей воды, места плохие, болота, мелколесье. В 2 км
ниже последнего озера - пр57, Осиновый каньон.. Длина - около 1 км.
Начинается перекатом с ряжевой стенкой посередине, который перерастает
в шиверу и входит в каньон. На левом повороте - прижим под скалу,
слева - улов. Далее - пологий основной слив с прижимными бочками и 150
м выходной шиверы, далее - длинный выходной перекат. От порога до
автомобильного моста - примерно 4 км. За порогом - средние шиверы Пр58
и Пр59, последняя - со сливом. Пр60 - шивера, начинающаяся перекатом,
который за левым поворотом переходит в шиверу. За большим камнем на
л/повороте - небольшой слив с валом. Под мостом - перекат Пр,61.

Лоция нижней части реки Уукса

ПОРОГ МОСТОВОЙ. Ориентиры : на крутом правом повороте реки
внезапно начинается быстроток, впереди по левому берегу видна дорога.
Чалка - к левому берегу. Порог начинается быстротоком с касательным
прижимом к плите левого берега, за ним - большой левый карман с
уловом, река делает зигзагообразный поворот и уходит под мост. За
мостом - очень пологий слив с довольно мощной бочкой, за ней - стоячие
валы и левый прижим в карман; после этого струя уходит вправо через
перекат, река сильно расширяется. Проходится по центру, по возможности
уходя от карманов. Чалка на левый берег после порога затруднена
перекатом.
Через 200 м после порога - длинная, около 300м, шивера ЛЕСТНИЦА.
0ч 25 мин сплава от Мостового - впадение небольшого правого
притока с быстрым течением, через 5 мин - локальная гряда через всю
реку.
0ч 45 мин сплава от Мостового - река разливается среди островов,
поросших лиственным лесом, течения почти нет.
1ч 35 мин сплава от Мостового - залитый водой перекат.
2ч 20 мин сплава от Мостового - деревянный мост, пролеты забиты
деревьями. Чалка - на левый берег у самого моста, обнос - по мосту на
правый берег.
ПОРОГ БЛЮДЦЕ - расположен в 50 м за мостом. Слив через всю реку,
копия Лестницы на Мсте. После участка ровной воды по центру - пологий
двухступенчатый слив, ограниченный обливными камнями, ближе к берегам
- бочки. Высота слива примерно 1.3 - 1.5 м.
0 ч 50 мин от пор.Блюдце - затопленный короткий перекат.
2 ч 10 мин от пор.Блюдце - ЛОСОСЕВАЯ ШИВЕРА. Орнентир - на правом
повороте виден песчаный обрыв на левом берегу с соснами на нем. Длина
около 700 м, несколько поворотов в узком русле, на заходе - левый
прижим на древесные стволы. Валы до 0.8м. На выходе - лобовой навал на
маленький каменистый островок с двумя кустами, необходимо вовремя уйти
вправо.
2 ч 25 мин от пор.Блюдце - мелкая шивера над затопленным
перекатом.
2 ч 40 мин от пор.Блюдце - выход на пор. Розовый Слон.
Пор. РОЗОВЫЙ СЛОН. Идентифицируется только по сильному шуму воды
после левого поворота. Представляет собой очень мощный слив в левой
трети реки между островом и левым берегом. В правой протоке - очень
пологий мелководный слив по наклонной плите с последующим лобовым
навалом на скалу из розового гранита, похожую на плывущего слона.
Слева - слив высотой примерно 2.5 м, водопадный у левого берега и
более пологий у острова; язык слива по диагонали разрезан
винтообразным валом, отходящим от левого берега. В языке слива у
острова - прижим в карман. После слива у левого берега - котел, улова
под отвесной стенкой, несильный лобовой навал. В 10 м от слива стоит
розовый камень - "слоненок", после него река успокаивается и сильно
разливается. На обеих берегах - стоянки. Просмотр для прохождения - по
левому берегу, обнос - по правому.
Проходили слив в правой трети, там, где винтарь практически
сливается с бочкой у подошвы слива, отгребаясь от правого кармана.
Пор. МЕЛЬНИЦА. Расположен в 200 м от пор. Розовый Слон за большим
плесом со стоячей водой. У правого берега видны остатки каменной
плотины со срубом наверху. Чалка и просмотр - на правый берег перед
плотиной. Порог представляет собой слив высотой 1.8 - 2 м, у левого
берега непосредственно перед сливом - стоячие валы и левый прижим, по
центру - подводный зуб, за ним, в сливе - обливной шар. Проходили
порог под самым правым берегом.
0 ч 30 мин от Мельницы - выход на пор. Каньон.
Пор. КАНЬОН. Ориентиры : видна скала на правом берегу и заход в
мелковдную правую протоку, слышен сильный шум. Чалка - на левый берег.
Начинается стометровой мелкой шиверой в неглубоком каньоне, на выходе
из него - слив 2м, изломанный тремя языками. В правом языке по
диагонали лежит столетнее дерево, центральный - маловодный, с
локальным уловом, довольно крутой. Между ними - пенный котел. Левый
язык - пологий, у левого берега засорен обливными валунами, за ним -
клиновидная бочка. За сливом, у левого берега - плита, пригодная для
страховки и зачалки. Проходил по центру левого языка.
0 ч 10 мин от каньона - затопленный перекат.
0 ч 20 мин от Каньона - выход на пор. Храмина.
Пор. ХРАМИНА - самый сильный на реке. Шум слышен за ближайшим
левым поворотом реки, впереди - прямой участок быстротока, переходящий
в шиверу. Чалка возможна на любой берег. Порог назван по циклопической
кладке бывшей ГЭС из гранитных блоков, расположенной на правом берегу.
Просмотр и страховку лучше проводить по левому берегу, он невысокий и
позволяет более реально оценить мощность порога, чем отвесный правый.
Длина порога около 300м. Начинается стометровой разгонной
шиверой, пересеченной мелководной грядой. Вода прявляет тенденцию к
уходу вправо. В 10 м от гряды - метровый слив через всю реку, за ним -
стоячие валы. Справа начинается отвесная стенка, на которую идет
длительный навал. На небольшом левом повороте - мощный слив высотой не
менее 2 м, водопадный под правым берегом, за ним - мощный котел. По
центру реки сразу за сливом - большой обливной шар с бочкой за ним,
вода преимущественно сваливает с него вправо, левее шара - пологий
язык с отходящей от него продольной бочкой. В 15 м за сливом - куча
надводных камней по центру, от нее к отвесной скале правого берега
отходит вилка из двух мощных бочек; через них устремляется основная
струя. Слева от кучи - маловодная, но проходимая дорожка через слив
высотой 0.8 м. Далее начинается шивера, русло делится вдоль цепочкой
островов, попасть из одной части в другую довольно затруднительно.
Проходили порог, прижимаясь к левому берегу, основной слив
проходили по левому языку, уходя в проход левее центральной кучи
камней.
На правом берегу - множество кострищ, подходит дорога со станции
Ууксу; с реки иногда слышен шум автомобилей.
Сразу за порогом начинается шивера длиной около 1.5 км.
0 ч 35 мин от пор. Храмина - затопленный перекат.
0 ч 45 мин от пор. Храмина - шивера длиной 200 м, валы до 1 м. На
выходе часть воды уходит в боковые протоки. Сразу за ней, после улова
- вторая шивера, на заходе - каменистый перекат, проход справа. Над
шиверой натянут высокий трос. На выходе - разлив, справа за деревьями
видна мачта ЛЭП, через реку идут провода.
На правом берегу видна наклонная плита, на которую можно
зачалиться для разборки. Примерно здесь начинается пос. Ууксу, до
станции - немного более 1 км по шоссе. Желающим сплавиться до
Ладожского озера лучше держаться левого берега и заранее просмотреть
обнос. Река делится на две равнозначные протоки: в левой, по сведениям
предидущей группы - непроходимый водопад; в правой, возле остатков
бывшей ГЭС - порог, в нашу воду оцениваемый 5 к.с., а в обычную воду
непроходимый. Ориентир захода в порог - бетонный "дзот", торчащий из
правого берега примерно в 200 м ниже плиты. Обнос по правому берегу
вдоль реки очень труден, а шоссе вскоре несколько отходит от реки.
Просмотр порога - по остаткам плотины ГЭС высотой 10-12м с дороги,
идущей по правому берегу. Наша группа этот порог не шла.

===============================================================
FILE: uksunjoki.txt
Уксунйоки

А так же Лаймоланйоки, Тулемайоки

From: Woldemar Tyunkov 2:5030/168.5 06 Jul 95

Это реки в Южной Карелии, впадающие в северо-восточную часть
Ладоги.

По Уксунйоки ходил два раза - на катамаране (половину реки
начиная от моста на 43 км) и байде (всю реку от п.Райканкоски
до п.Укса). Категория I-II с элементами V. Длина 100 км 3-4
дня. Населенка вдоль реки отсутствует полностью.
Сезоность реки первая половина мая, в это время ее ширина от
15 до 50 метров. Завалов нет, только ˜30-35 км остатки моста с
набившимися между сваями бревнами и на ˜55 км сломаный
деревяный мост у начала порога (отличное место для стоянки).
Сложность порогов возрастает равномерно, и кончается река 4
падунами, сложность которых тоже нарастает от 1 к 4. Есть 5
падун в п.Укса, но похоже еще не родился тот водник, который
рискнет его пройти. Падуны естественно-исскуственые - скальные
сбросы с разрушеными мельницами или плотинами. 1 падун - 2
слива по 1-1.5 м высотой разделенных островом, до и после слива
река спокойная. 2 падун - разрушеная мельница в 150 м от
первого, 1 слив высотой ˜2 метра, после слива река опять же
спокойная. 3 падун через 3 км после второго (самое красивое
место на реке, стоянка на скале над падуном) 1 слив 2-2.5 метра
высотой в скальных воротах, перед сливом порог 200 м, после
слива мощнейшая бочка дальше спокойное течение. 4 падун через 3
км после третьего (разрущенная электростанция) 1 слив 4 м
высотой после него "шивера" 2 км. На майских она представляет
собой порог с метровыми валами на последних 500 метрах. Идя на
байдах обнесли все 4 падуна, хотя первый ходим по левому сливу,
но есть шанс сломать байду.
Всего на реке около 17 порогов (включая падуны) длиной от 50 м
до 2 км. Все пороги очень удобные в отношении организации
страховки и зачаливания до и после порога.
Из порогов внимательного осмотра требует 7 порог "Плиты" с
тремя сливами (на майских его прошел только 1 экипаж (успешно)
два остальных обнесли) и порог под мостом (действующим) на 43
км (был обнесен всеми, хотя за год до этого мы прошли его на
катамаране).
На катамаране мы прошли первые два падуна (при прохождении
второго 3 из 4 человек команды были смыты, хотя катамаран не
перевернулся), оставшиеся два благополучно обнесли.
Я бы с удовольствием еще раз туда съездил. Про Лоймаланйоки
ничего не знаю. По Тулемайоки ходил один знакомый каякер -
сказал что круто, из этого надо делать соответствующие
выводы...

From: Валентин Юрин. 1995

Недавно (7 июня) вернулся с речки Уксун-Йоки. Это Юго-Западная
Карелия - район, мало известный туристам; он популярен,
насколько я знаю, только у туристов Санкт-Петербурга, поэтому
стоит рассказать о нем подробнее.

Уксун-Йоки (она же Ууксу) впадает в _Ладожское_ озеро с
северо-востока. Маршрут начинается от станции Райконкоски
(линия Петрозаводск - Суоярви - Санкт-Петербург) и
заканчивается на ст.Ууксу (линия Лодейное Поле - Питкяранта -
Янисьярви). Вдоль обоих железных дорог идут автотрассы с
автобусныым сообщением, еще одна пересекает речку посередине.

По словам людей, которые были там в прошлом году и которым я
вполне доверяю, на протяжении ˜100 км препятствий нет:
спокойная вода, болота, озероподобные разливы. Много капитально
оборудованных стоянок, на которых летом подолгу стоят семейные
туристы.

Бурная вода - последние ˜15 км. Здесь расположены 4 падуна,
проходимых в мае-начале июня; высота каждого порядка 2 м,
причем сливы типично карельского типа: вода падает прямо под
огромное улово ниже порога и образует невзрачную на вид, но
очень глубокую и жесткую бочку. После 4 падуна несколько шивер.
В начале поселка Уксу - пятый падун: в одной протоке мощная
крутопадающая шивера длиной ˜200 м, в другой - слив 2,5-3 м,
проходимый только по паводку. Но этот порог требует серьезной
обработки и, как минимум, одной ночевки в черте поселка, чего
не очень хочется. Поэтому мы его не проходили, а разобрались и
уехали. Вообще же в правой протоке - той, в которой шивера -
можно поставить неслабую слаломную трассу, по крайней мере, в
июне. Место весьма удобное.

По некоторым сведениям, вдоль речки можно было заехать снизу по
лесной дороге правого берега до первого падуна. Это часто
делали туристы из СПб, и именно это мы намеревались сделать. Но
сведения оказались устаревшими: хотя сами лесные дороги были
проходимы, вероятно, даже для "Нивы", мостики через ручьи были
размыты или разобраны. Поплутав по этим дорогам, мы в конце
концов вылезли у ближайшего к реке мостика и пешком через ˜0,5
км вышли к ней возле 4 падуна. Отсюда вверх до 1 падуна шли
около 2 часов по хорошей дороге.

Интересна и печальна (но для туристов, наоборот, отрадна)
история этих мест. На падунах раньше стояли небольшие ГЭС,
построенные, вероятно, еще до 1917 года. Они давали ток
окрестным хуторам. В конце 50х - начале 60х годов в ходе
компании по "ликвидации неперспективных населенных пунктов" и
"укрупнению" хутора были уничтожены, а ГЭС взорваны -
специально для того, чтобы люди там больше не жили, а жили в
больших поселках под надзором партийно-государственных
чиновников. Глядя на огромные гранитные глыбы, из которых
когда-то были построены плотины этих ГЭС, можно только
удивляться и мастерству строителей, и целеустремленности
саперов (точнее, тех, кто отдавал приказы): взрывали их, как и
храм Христа Спасителя в Москве, не с первой попытки... Таким
образом, весьма обширная территория Европейской России была
искусственно децивилизована, и теперь там бывают только редкие
рыбаки да туристы.

До 1940 года по Уксуну проходила советско-финская граница, и на
правом (бывшем финском) берегу видны остатки линии Маннергейма:
окопы, доты, колючая проволока. Завалив ее трупами, советские
войска все-таки сумели отнять у финнов эту землю. Отняли и
разорили.

Достоинство этого района - в его доступности. От Москвы до него
одна ночь езды, от Петербурга - и того меньше. Из обоих городов
ходят беспересадочные вагоны до Питкяранты. Московские
перецепляются к местному поезду в Лодейном Поле. Можно ездить
хоть на выходные. Из Петербурга ехать еще ближе, но ,увы, через
погранзону. Развитая сеть хороших дорог, автобусное сообщение.
Правда, начало маршрутов (участок Суоярви - Янисьярви) раньше
попадало в погранзону и, возможно, попадает до сих пор (точно
не знаю). В Питкяранте погранзоны нет. Уезжать обратно лучше не
из пос.Уксун, а из Питкяранты, до которой около получаса
автобусом, потому что в последнее время машинисты взяли в
привычку проскакивать мелкие станции без остановки (да и кассы
там нет).

Существенных недостатков у маршрута два. Во-первых, все падуны
сложны, опасны и не годятся для катания и тренировок.
Во-вторых, очень много комаров.


Валентин Юрин <iourine@iourine.msk.su> Каякеры не тонут!

===============================================================
FILE: uksunjoki2.txt
Ууксунйоки



московская городская станция юных туристов

ОТЧЕТ

о водном (катамараны, каяки) походе по маршруту:
Москва -- С.Петербург -- г.Приозерск -- ст.Райконкоски --р.УУКСУНЙОКИ
(р.Ууксун) ст.Ууксу -- г.Питкяранта --р.ЛОЙМАЛАЙОКИ (р.Лоймала) --
р.ТУЛЕЙМАЙОКИ (р.Тулема) --п.Салми -- г.Сортавала -- острова ВАЛААМ,
ПУТСАРИ --г.Сортавала -- г.С.Петербург -- ст.Гаврилово - оз.Сиясари -
ст.Лейпясуе - г.Выборг -- г.С.Петербург -- г.Москва

2 категория сложности (с элементами 3 кат.сл.)

июнь - июль 1994 г.

Клуб "АЗИМУТ" ДТДиМ Восточного округа г. Москвы
Руководитель похода: Жиряков С.В.
тел.: 167-98-55

Отчет использовать:
..................................................................
........

СОДЕРЖАНИЕ

1. Справочные сведения о походе
1.1. Паспорт маршрута
1.2. Состав группы
1.3. Некоторые замечания

2. Цели и задачи похода

3. Характеристика района похода
3.1. Обзор района похода
3.2. Погодные условия и водная обстановка
в июне-июле 1994 г.
3.3. Под'ездные пути, населенные пункты на маршруте

4. Техническое описание маршрута и лоция реки
4.1. График движения (Таблица дневных переходов)
4.2. Сплав по р.Ууксун
4.3. Сплав по р.Лоймала, Тулема
4.4. Экскурсионно-познавательная часть маршрута
4.4.1 Посещение островов Валаам, Путсари
4.4.2 Пеший поход по линии Маннергейма
4.4.3 Посещение г.Выборг.

5. Выводы и рекомендации

6. Приложение
6.1. Картографический материал
6.2. Сведения о материальном оснащении группы.
6.2.1 Средства сплава
6.2.2 Состапв специального снаряжения

1. Справочные сведения о походе


1.1. Паспорт маршрута

Организация, проводящая поход - Детский турклуб "Азимут"
ДТДиМ Восточного округа г. Москвы

Вид туризма - водный

Район путешествия - Южная Карелия

Категория сложности - вторая с эл.третьей к.с.

Нитка маршрута: Москва - С.Петербург - г.Приозерск -
ст.Райконкоски - р.Ууксунйоки (р.Ууксун) - ст.Ууксу -
г.Питкяранта - р.Лоймалайоки (р.Лоймала) - р. Тулеймайоки
(р.Тулема) - п.Салми - г.Сортавала - острова Валаам, Путсари -
г.Сортавала - г.С.Петербург - ст.Гаврилово - оз.Сиясари -
ст.Лейпясуе - г.Выборг - г.С.Петербург - г.Москва.

Средства сплава - Два четырехместных катамарана, каркасно-надувной
каяк, пластиковый каяк

Протяженность маршрута:
сплав по р.Ууксун : 102 + 2П = 104 км
сплав по рр. Лоймала, Тулема: 53 + 2П = 55 км
посещение островов Валаам, Путсари 12 км
пеший поход по линии Маннергейма 22 км
Всего: 193 км

Продолжительность похода: 27.6. - 12.7 1994 г. 16 дней

Число участников 12 (10 + 2)

Маршрут утвержден МКК МосГорСЮТур, шифр МКК 142-04-4323300

Маршрутная книжка № 04/4-245

Руководитель группы ЖИРЯКОВ Сергей Вячеславович



Для прохождения маршрута необходимо оформить пропуск в
погранзону

1.2. Состав группы

№ ФИО г.рожд. м.учебы Турист.опыт
Обязанности
в группе


1. Жиряков С.В. 1969р. Ока - 4у
руководитель
р.Песчанная - 3р

2. Кузьмина Н.С. 1954 р.Ока - 4у
зам.руководит.
р.Ундоша - 1р

3. Платицин Кирилл 1980 шк 1078 р.Ундоша -

1у лоцман

р.Мста -2у

4. Култыгин Александр 1980 шк 1078 р.Ундоша -

1у летописец

р..Мста - 2у

5. Глейзер Александра 1980 шк 1078 р.Ундоша -

1у завхоз

р.Мста -2у

6. Андреянов Алексей 1979 шк 218 р.Ундоша -

1у командир

р.Мста 2у

7. Кораблев Руслан 1980 шк 314 р.Ундоша -

1у ремонтник

8. Курочкин Илья 1980 шк 767 р.Ундоша - 1у

фотограф

9. Жракова Наталья 1979 шк 767 р.Ундоша -

1у медик

10. Чумаков Сергей 1981 шк 444 р.Ундоша -

1у хронометрист

11. Лурье Евгений 1983 шк 1210 р.Ундоша -



12. Воронков Александр 1980 шк 344 р.Ундоша -







Распределение по судам:

катамаран 1 - уч. 1,3,5,10,12

катамаран 2 - уч. 2,4,7,8,9

каяк 1 - уч. 6
каяк 1 - уч. 11

1.3. Некоторые замечания.

Подготовка к походу осуществлялась по двум отчетам (2-289-р.Уксун, 2-
281-р.Уксун-Тулема) в клубе туристов г.С.Петербурга.
Ленинградские туристы проходили эти реки весной (апрель-май), оценивая их:
р.Ууксун - 3 с эл.5к.с., р.Лоймала-р.Тулема-3 с эл.4к.с.
В Москве сведений о прохождении этих рек не было.
По оценкам ленинградских туристов летом, из-за маловодности,
препятствия 4-5к.с. труднопроходимы. Маршрут можно оценить 2к.с.с
эл.3-4к.с.
В данном отчете нумерация препятствий принята своя, названия
препятствий сохранены.
На весь маршрут даны карты масштаба 1:200000 и 1:100000.

Перечень сокращений.

ПП/ЛП - правый (левый) поворот
ПБ/ЛБ/ - правый (левый) берег
Прп. - препятствие
Прг. - порог
Швр. - шивера
Прж. - прижим
Прк. - перекат
Ф. - фото
Сх. - схема
Ст. - место стоянки

2. Цели и задачи похода.

Выбор района путешествия определялся желанием познакомить данный
состав детского клуба "Азимут" с достопримечательностями
С.Петербурга, Выборга, Приозерска и особенно о.Валаам, побывать на
линии Маннергейма. В то же время привлекала возможность сплава по
рекам Ууксун, Лоймала, Тулема, так как эти реки московскими
туристами-водниками еще не проходились.
Близость района и удобные под'езды сочетались с полным отсутствием
населенных пунктов при сплаве, создавая условия для автономного
похода. Локальные прп.3-5к.с.в. в сочетании с шиверистым участками
2к.с. давали полное представление о характере прп. карельских рек.
Многообразие прп. позволяло использовать различные тактические приемы для
их прохождения (движение тандемами, с нижней страховкой, обносы,
движение без просмотра), а маловодость и локальность прп. делали
сплав более безопасным.
Все перечисленное предполагало, что данный маршрут будет хорош в
учебно-тренировочном и познавательном планах.
Ориентировочная категория сложности маршрута: 2-3 для различных типов судов.

3. Характеристика района похода.

3.1. Район похода - юго-западный озерный край, восточное
Приладожье.
Этот район представляет всхолмленную заболоченную равнину с
перепадом высот от 5м у Ладожского озера до 150-200 м. у
оз.Янисьярви. Озерные побережья изрезаны фиордообразными заливами,
много островов.
Реки района: Ууксун, Лоймала, Тулема зарегулированы в верховьях
озерами. В низовьях они прорываются к Ладожскому озеру сериями
порогов-падунов; на некоторых из них были построены плотины
(сейчас частично разрушены).
До 1970 г. эти реки были лесо-сплавными.
р.Ууксун: длина 134 км. Расход 30-35 куб. м/сек. Скорость
течения - 0,2 м/сек.
Ширина реки 10-15 м (верховья), 30-40 (низовья)
Рр.Лоймала-Тулема. Длина 142 км. Расход 40-45 куб. м/сек.
Скорость течения - 0,5 м./сек.
Ширина реки 20-50 м.

3.2. Погодные условия для проведения похода были идеальными.
Солнечная погода, температура воздуха 20-25, попутный ветер на
плесовых участках. Дождей не было.
Весенний паводок на этих реках: начало мая.
Сравнивая наш уровень воды, с уровнем воды по фотографиям из отчетов и
описаниям прп, можно оценить его на 1-1,5 м. ниже весеннего.


3.3. Под'езд к началу маршрута прост и удобен:
п.249 С.Петербург - Костомукша опр. 13.25 с Финляндского вкз.
Прибытие на с.Райконкоски 0.30.
п.655 С.Петербург - Петрозаводск отпр. 0.55, приб. 11.30.
Выезд из п.Ууксу: автобус до .Питкяранта каждые 30 мин. Далее
поезда на Сортавалу или Лодейное Поле.
Выезд из п.Салми сложнее: Поезд в 8.17 до г.Питкяранта и далее до
Маткаселька. Или поезд: Петрозаводск - Питкяранта - Л.Поле -
Волхов - С.Петербург в 19.00.
Ехали: туда - п.249, на ст.Райконкоски 0.30.
обратно: поезд в 8.17 (от ст.Салми) до Маткаселька - 12.30
Маткаселька - Сортавала отпр. 13.00, приб. 13.40
п. Сортавала - С.Петербург отпр. 5.22, приб. 11.30
Переезд от ст.Ууксу до моста через р.Лоймала на автодороге на
Колатсельга (60 км)
1. Средства сплава перевезли не разбирая на попутном КАМАЗе.
2. Группа переехала на вахтовом автобусе кооператива "Гранит"
Управляющий: Ольшанников Николай Степанович
Кооператив расположен ближе к устью р.Ууксун рядом с пристанью.
Населенные пункты расположены только в начале и конце маршрута:
ст.Райконкоски, Ууксун, г.Питкяранта, п.Салми, где можно при
необходимости пополнить запасы пр одуктов. Цены на продукты в
среднем на 10-15% больше, чем в Москве. Во всех указанных
населенных пунктах имеются почтовые отделения. В г. Питкяранта
есть городская больница.
Информация о работе музеев ост. Валааам и г. Выборг дана в
соответствующих разделах.

4. Техническое описание маршрута и лоция рек Ууксун, Лоймала, Тулема.
4.1. График движения (Таблица дневных переходов).

Дни Дата Участки маршрута Способ Км. Время (час) Характер препятствийПогода Примеч.
передви ходовое
ж. чистое
1-2 27.6- Москва - С.Петербург поезд 650 поезд №30
-28.6 отпр.
1.52
С.П.- поезд 300 прб.10.3
ст.Райконнкоски 0
поезд №249
отпр.
13.25
приб.0.3
0
2. 28.6. ст. - поселок пешком 2 1.00 - 0,5 мелк.дож
сборка судов 2.00 дь
до оз.Уксиярви сплав 8 9.30 - 1,5 мост, завал от Стоянка - ПБ 2
16.00 ЛБ, перекаты, с утра км от
17.00- затем по оз. ясн. - ст.
19.00 среди островов солн.
+22
3. 29.6 до озера на ЛБ сплав 19 10.30- 2 ширина реки 20-30 м,ясн.- Ст.-ЛБ
(поворот долины на 13.00 2 отдельные прк солн. на
юг) 15.00- проводка +22-24 перешейк
17.30 завала у разр. е с
моста озером

4. 30.6 до разрушенного мостасплав 25 11.10- 2.40 шиверистый участок: шврясн.- Ст.-ЛБ у
(завал) 14.00 3.20 до 100м, плесы солн. завала
16.00- до 2 км. +22-24
20.00

5. 1.7 до прп. №16 сплав 22 10.45- 2.00 Прп №9, прп 10-ясн.- Ст.-ЛБ
(прг.Каурокоски) 13.00 2.45 13 (швр)- прп. солн. на прп
16.15- №14 (прг. под +22-24 №16
19.15 мостом), прп
15 (длиная
швр).


6. 2.7 до прп №21 /3 падун/ сплав 18 11.30- 2 Прп 16 ясн.- Ст.-ПБ
13.30 2 (прг.Каурокоск солн. над прп
15.00- и), прп. +22 21
18.00 17(швр), Прп ( 3
19-21, (1-2 падун)
падуны) -
обнос

7. 3.7 тренировки ниже прп № 21 до 10.30- ясн.- Ст.-ЛБ
прп №22 (4 падун) сплав сплав3 14.00 0,5 прп 22 (4 падун)солн. р.Лоймал
до п.Ууксу (плотина) 7 14.00- 1 - обнос, прп- +22 а у
14.30 23(швр Лихая - моста
17.30- 2 км)
18.30 прп 24, 25
(слабые швр)

8. 4.7 до моста через машина, 60 00.00- пасмурно Ст.-ПБ
р.Лоймала автобус 2.30 , дождь
сплав 28 2,5 Прп 1(прг +20,
за 3 км до устья 12.10- 3,5 Деревянный- с обеда
ИсаКиви-йоки 15.00 несл швр), ясн.солн
17.00- прп2(быки .
21.00 моста), прп 3 + 20
(уч.швр до 500
м)
9. 5.7 до 1 ГЭС сплав 12.10- 2.00 Прп 5(прг ясно-солн.Ст.-
обносГЭ 23 15.30 1.5 Кайтилакоски) +20, ПБ(100 м
до 2 ГЭС С 16.00- 0,5 обнос 1 ГЭС - сильный выше ж/д
сплав 17.30 0.5 ЛБ (300 м) ветер моста
до п.Салми обносГЭ 17.30- 1 обнос 2 ГЭС- п.Салми)
С 18.00 ПБ(300 м),
сплав 18.00- прп8(пр
18.30 Колхозный-
18.30- мощная швр 700
19.30 м)
10. 6.7 до ст.Салми пешком поезд2 6.30- по дороге в 2 ясно-солн.Ст.-в
до ст.Маткаселька поезд 112 8.00 ходки +23 лесу в р-
до ст. Сортавала т/х 35 8.15- не
до о.Валаам пешком 40 12.00 поселка
до Никольскоо скита 4 13.00- Никольск
15.00 ий
17.00- скит
19.15
20.00-
21.00
11. 7.7 до Воскресенского пешком 6(6 10.00- 3 по хорошей ясно-солн.Воскресе
скита и обратно ) 13.00 дороге +23 н-нский
Валаам - о.Путсари т/х скит
по острову пешком 25 14.00- 0.5 по тропе г.Елеон
Путсари-Сортавала т/х 2 15.30
35 16.00- Ночевка в
17.00 здании
17.00- вокзала
19.00
12. 8.7 Сортавала - С.Петербург С.П.поезд 205 5.22- ясно-солн.Дот Милли-
- ст.Гаврилово поезд пешком90 11.30 +27 онный
до оз. Сиясари 12 16.17- 2,5 По хорошей Ст. на
18.30 грейдерной бер.оз.
19.00- дороге Сиясари
23.00
Дни Дата Участки маршрута Способ Км. Время (час) Характер препятствийПогода Примеч.
передви ходовое
ж. чистое
13. 9.7 полудневка осмотр линии ясно-солн.
Маннергейма +27
до р.Перовка пешком 8 19.30- 1,5 по лесной дороге Ст.-ЛБ
21.30 р.Перовк
а
14. 10.7 до ст.Лейпясуе пешком 2 9.00- 0,5 по заболоченной ясно-солн.
9.30 тропе +25
до г.Выборга поезд 45 Ночевка в школе-
10.00- интернат
осмотр города Выборга 11.00 е
г.Выборг

15- 11- Выборг - С.П. поезд 110 15.20- ясно-солн.
16. 12.7 С.П. - Москва поезд 650 18.00 +25 поезд № 29
отпр.
20.20
приб.
4.56

4.2. Сплав по р.Ууксун.

Начало сплава ст. Райконкоски.
От ж/д ст. идти вперед по ходу поезда по дороге до первых
домов поселка по правой стороне. За ними направо к пешеходному
мосту через р.Ууксун. За мостом на ЛБ - поляна. Здесь можно
собирать суда (для ночевки место плохое - прямо в пос.). Идя по
пос. по ПБ можно выйти к лесистому холму слева от дороги, за
ним небольшой лесок. Здесь возможна стоянка с ночевкой.
Основной пос. - по ЛБ. Река делает ПП, на повороте поляна.
Ниже этого места в 50 м - автомост через реку. Расстояние от
ж/д ст. 2 км. Сюда же можно выйти более коротким путем (1, 2
км): от станции назад до переезда, затем по дороге мимо гаражей
к мосту.
Прп № 1 - крутопадающая, мелководная швр. Длина 300 м.
Начинается от ж/д моста, продолжается под пешеходным. На ЛП
прижим к деревьям ПБ. Прп. не проходили, т.к. собирали суда
ниже его. Сборка судов 50 м. выше автомоста (Ф1). Через 300 м.
от моста на ПП завал с ЛБ. Проход у ПБ. Ширина реки 10-15 м.
Сильно петляет. Ниже моста береа высокие, лесистые. Через 300
м. от завала на ПП - перекат (прп №2): небольшой островок.
Проход правой протокой. Через 200 м. - прп. № 3 - завал от ЛБ.
Ширина чистого прохода у ПБ 1,5 м. Проводка у ПБ. Ниже
расширение: начинается оз. Солменярви (длина 5 км). Много
островов. Идти ближе к ЛБ. В конце, озеро пересекает линия
электропередач. В сужении автомост (здесь на ЛБ бывш.
п.Майсула). За мостом оз.Уксиярви. В 1 км ниже моста на
песчаном мысу справа хорошее место для стоянки, чуть ниже слева
за песчаным мысом тоже. Отсюда 4 км до истока р.Ууксун. Ширина
реки 20-30 м. (Ф2). Скорость течения 0,2 м/сек. Берега
лесистые, невысокие. Два простых переката. Озерное расширение.
Шли мимо вдоль ЛБ. Река сильно петляет, в русле отдельные
упавшие деревья (проходятся у одного из берегов), топляки.
Через 2 часа движения прп № 4 у старого разрушенного моста
(Ф3). Длина 50 м. Проводили с перетаскиванием через деревья у
ПБ. Через 2 км - остров - проход правой протокой. Через 4 км
устье левого притока. Стоянка на ЛБ при повороте долины на юг
(по ЛБ озеро). Через 1,5-2 км начинается шиверистый участок
(Прп. № 5) (Ф4) это 5-6 мелководных швр протяженностью 70-150
м, разделенных плесами до 1,5 км. Некторые швр в протоках.
Длина участка 5 км. Заканчивается участок шиверой в левой
протоке. Правая протока перегорожена стенкой из камней. В конце
швры, за ЛП, на высоком ЛБ хорошее место стоянки. Через 3 км
небольшой однокилометровый участок мелководных швр прп. № 6
(прк длиной 50-100 м и плесы 200-300 -м (Ф5). Ниже прп нет,
кое-где поваленные деревья в русле. В одном месте перетаскивали
суда через ствол поваленного дерева у ПБ. За 2 км до
разрушенного моста на ЛБ развалины избы. Прп №7 - остатки
моста. Перед ним завал 50 м. Обнесли по ЛБ 60 м. Здесь же
хорошее место для стоянки.
Через 1,5 км от завала - четыре простые швр (прп №8) -
длиной до 70 м. Проход по основной струе. Через 300 м. за
крутым ПП:
прп №9 - прг "Безрадостный". Осмотр по ПБ. У ЛБ островок.
Порог - в правой протоке. Расположен на прямом участке, длиной
200 м. Входная швр - 50 м. Ниже слив с плиты и через 30 м слив
в воротах шириной 4 м между надводными камнями. На выходе
мелко. Улово у ПБ. Прошли тандемами по основной струе
(фактически это прп- шивера средней сложости (Ф7)).
Ниже 4 мелководные швр (прп №№10-13) длиной до 100 м
каждая, разделенные спокойными участками по 300-500 м.
Последняя (прп №13) швр - в левой протоке (Длина 50 м). В конце
ее чалка в улове у ЛБ или за ПП на ПБ у опор моста. Под мостом
и ниже прп №14-прг. Длина 150 м (Ф8-11).На входе слив под
мостом в сужении до 15 м, "бочка", ниже, на небольшом ПП прижим
к камням ЛБ. Затем крутопадающий прямой участок, на выходе в
центре и слева крупнокаменистая отмель. Основная струя справа.
Осмотр с моста и ЛБ. Проходили тандемом двух катамаранов, затем
по одному судну с нижней страховкой катамараном из улова за
отмелью; на входе через слив, далее уходить вправо от прижима,
на выходе правее центра.
Через 300 м от моста прп № 15 - длинная (500 м) швр.
Проходили по основной струе. Через 1 км справа крутопадающий
приток, еще через 3-4 км слева навстречу Ууксуну впадает
р.Пенсаниоки. Ууксун здесь поворачивает направо. Ниже прп нет -
до моста. Мост полуразрушен. Под мостом два низких бревна (в
большую воду обнос по ЛБ 60 м. Сразу за мостом прп № 16 -прг.
"Каурокоски" (Ф 12). Осмотр по ЛБ Здесь же хорошее место для
стоянки. Длина прг.- 250 м. От моста: отдельные камни в центре
русла и слева, через 50 м русло реки по всей ширине
перегораживает гранитная плита. Через нее 3 слива разной
мощности, "бочки". Ниже центральная и левая часть русла забита
камнями на длине 200 м. Проходили прг. правее центра по
основному сливу тандемом из двух катамаранов, затем остальные
суда с нижней страховкой.
До прп. №17 два часа сплава. В середине пути несложный
перекат.
Прп №17-шивера средней сложности длиной до 500 м.
Ориентир: за крутым ПП по ЛБ песчаный обрыв 15 м. Шивера
состоит из 2-х частей. Первая часть (длиной 200 м, затем
быстроток 100 м. Вторая часть, более крутопадающая, начанается
на ЛП, затем прямой участок. (Ф13-14). На выходе по ЛБ ряжевая
стенка и небольшой островок. Правая протока мелкая. Проходили
левой протокой по основной струе.
Через 1,5 км - прп №18-швр.-длина 150 м. Проходили сходу.
по основной струе. Через 40 мин. сплава сужение. За ПП чалка к
ПБ. Справа хорошее место для лагеря.
Прп №19 - Падун-1. (Ф 15-16) Длина 40 м. (Сх.1). Русло на
всю ширину (15 м) перегорожено гранитной плитой. Крутой слив у
ЛБ и в центре; справа более пологий. Перепад 2,5 м. За сливом
пенный котел. Берега скалистые. В большую воду часть ПБ
превращается в остров. Прохождение ближе к ПБ. В нашу воду,
здесь на гребне слива мелко. Прг.4-5 к.с. Обнесли по гранитным
плитам ПБ 20 м.
Ниже плес 100 м и прп №20-Падун 2 (Ф17). Длина 40 м.
Расположен в скальном сужении до 15 м. Здесь остатки плотины. В
центре потока надводный камень. В правом сливе, за подводной
плитой, пенный котел. В левом сливе, ближе к ЛБ, торчат прутья,
но этот слив более пологий. На входе в падун еще один слив по
центру. Слева и справа "бочки". Перепад 2 м. Ширина русла между
камнем и ПБ - 5-6 м. Порог 4-5 к.с. В большую воду проход левым
сливом. Обнесли по плитам ПБ-20 м. (Сх2)
Через 2 км. после ПП в правой части русла остров. Чалка к
ПБ перед островом. За островом начинается прп. № 21-Падун-3 (Ф
18). Длина 50 м. (Сх.3) Осмотр с правого скалистого берега.
Можно зачалиться к ПБ сразу за островом. Здесь хорошее место
для ночевки. На прямом участке два слива образованных надводным
камнем в центре потока. Перепад 1,9 м. Левый слив более
пологий. В сливе обливники, "бочка" за сливом проносная. У ЛБ
улово. Правый слив круче, более узок, засорен обливниками. Прг
3 к.с. Прохождение возможно левым сливом. Ниже прг. плес. 300
м. За прг. возможны тренировки (Ф 19). Обнос прп. по дороге ПБ
200 м. От Падуна 1 до пос. Уукса по ПБ идет дорога. Прошли
левым сливом одним катамараном.
Через 3 км прп № 22-Падун 4. Длина 250 м (Сх. 4). Осмотр
по ПБ. Входная мелководная швр - 100 м. Затем первая гряда
обливных камней через русло. Более чистый слив у ПБ. Через 50
м. вторая косая гряда обливников. Более чисты сливы у ЛБ. За
грядой (через 20 м) начинается скальный коридор. Увеличение
уклона. Перепад 1,5 м. Мощный слив вдоль ПБ, за сливом котел.
От стенки ПБ косой вал. В центре русла большой обливник.
Слева, сливы среди мелких, надводных камней. Через 20 м.
несильный прижим к скале ПБ. Валы, небольшие "бочки" через
русло на выходе. У ЛБ улово. Хорошее место стоянки на высоком
ПБ. У прг. на ПБ - искусственные сооружения (лоток, колодец,
остатки каменной кладки). Возможно прохождение на разгруженных
катамаранах: вход у ЛБ (1, 2 гряды), затем через центр в
основной слив у ПБ. После "котла" уходить в центр от прижима к
ПБ. Ниже чалка к ПБ. Пр. 4 к.с. Обнесли по дороге ПБ 300 м.
Сразу за падуном начинается прп №23-шивера "Лихая" длиной
1,5-2 км. Первые 400 м мелко, затем за ПП, прп становится
мощнее, возрастает уклон, большее количество обливников и
надводных камней в русле. Последние 100 м опять мелко.
Проходили по основной струе тандемами.
После плеса и небольшого переката прп №24-прг.
"Разгонный". - Это фактически шивера средней сложности. Длина
200 м. Ближе к ЛБ остров. Левая протока - мелко. В правой
протоке на ЛП- шивера. Проходили без просмотра тандемами по
основной струе.
Через 700 м-прп №25-прг "Последний" - слабая швр. длиной
300 м. Ниже чувствуется подпор плотины. Чалка на ПБ в 100 м
выше плотины у первых домов п.Ууксу. Место не очень хорошее,
рядом дома, шоссе. Отсюда не разбирая судов переехали на
р.Лоймала. Ниже плотины прп. № 26- Падун 5 - крутопадающий
участок с обилием надводных камней (в нашу воду непроходим).



4.3. Сплав по рр. Лоймала, Тулема.

Начало сплава: от места через р.Лоймала на дороге
Питкяранта- Петрозаводск (Ф20). Стоянка на ЛБ у моста. Перед
мостом озерное расширение, под мостом прк. длиной 20 м. Ширина
реки до 40 м. Через 20 мин сплава устье реки. Через 1 км- прп
№1-"прг". "Деревянный" - (несложная швр. длиной 150 м.)
Несколько больших надводных камней. Далее плесы, быстротоки.
Через 2 часа сплава за ПП (после длинного прямого участка) прп
№2. В русле остатки места (разрушенные быки). Их два. Ниже прж.
к надводным камням у ЛБ. Проходили у ЛБ, затем по центру. Длина
прп №2-30 м. (Ф21). Через 100 м. быстротока перекат, здесь по
ЛБ остатки ряжевой стенки. Отсюда начинается шиверистый участок
- (Прп №3.) Через 1 км-швр. Длина 100 м. Расположена на ПП с
валами, обливников мало. Через 1- 1,5 км еще одна швр. с
небольшими обливниками. Длина 70 м. Затем плес 1,5 км и более
мощная и протяженная (до 300 м) швр. На входе крупные надводные
камни, далее слалом среди обливников.
На следующих двух км, выделяется еще одна швр. длиной 250
Шивера в сужениях на поворотах. Проходили по основной струе.
Следующий участок несложных швр. - за деревянным мостом (Прп
№4) Эти швр (здесь их две) проще (Ф22- 24). Длина каждой до 100
м. Характерных особенностей нет. Ниже прп нет, отдельные
перекаты. Берега низкие, трудно найти место стоянки. Ширина
реки до 50 м. Много топляков. Через 4 часа сплава справа
приток, в устье мост. Расширение русла. Острова. ЛБ повышается.
Через 2 мин. еще один приток справа. Затем впереди видны
скальные выходы по ПБ. Прп №5-прг. Кайтилакоски. Длина 30 м. В
центре русла скальный плоский остров. Левая протока
непроходима. В правой, шириной 15 м, прг. Вдоль острова узкий
слив, от ПБ до центр протоки гряда обливников через русло,
"бочки" Улово за островом. Проход слева, осмотр с ПБ. Прошли
тандемами по основной струе. Через 200 м, плотина 1ГЭС-прп №6
Обнесли по ЛБ через дорогу, затем по плитам и проводка в
мелководной протоке 300 м (Ф25)
Через 2,5 км за ПП плотина 2ГЭС.-прп №7. Основное русло
перед плотиной перегорожено перемычкой. Вода идет по обводному
каналу вдоль ЛБ. В канале длиной 500 м препятстивия 4-5 к.с.
Летом они трудо проходимы - мало воды. Обнесли прп №8- прг по
ПБ 300 м.
За плотиной 3 км плес. Ширина реки до 70 м. В конце два
переката, затем ЛП. "и и и прп. №8 прг.Колхозный" - мощная швр.
длиной до 700 м. Входная швр (200 м), затем две гряды
обливников: первая от ПБ, вторая от ЛБ до центра. Между ними
15- 20 м. Проходили центра, затем справа (Ф26-27). Улово у ПБ.
Быстроток 50 м и за ПП остров. Основная протока левая. Далее на
ЛП еще 200 м мелководной швр. Ниже по берегам начинаются дома
п. Салми. Стоянка на ПБ в 50 м выше ж/д моста. Поляна рядом со
складами. До ст. Салми 1,5 км. Через склад выйти на дорогу,
налево через переезд к памятнику. Далее направо вдоль ж/д по
дороге.

4.4. Экскурсионно-познавательная часть маршрута.

4.4.1 Посещение островов Валаам, Путсари.

Т/х из г.Сортавала за 2 часа доставил нас на остров
Валаам, причалив в Монастырской бухте. Осмотр острова включал
в себя: посещение Спасо-Преображенского монастыря (1887-1896),
Никольского скита (1853), экскурсию к Воскресенскому скиту на
берегу Большой Никоновской бухты, посещение Гефсиманского
скита, под'ем на гору Елеон.
На обратном пути т/х сделал остановку на острове Путсари.
Здесь посетили поклонный крест, монастырскую церковь.
Общая протяженность пеших переходов по островам - 12 км.

5.4.2 Пеший поход по линии Маннергейма. (Ф29-30)
Ст. Гаврилово-дот "Миллионный" - оз.Сиясари - ст.Лейпясуе

От ст.Гаврилово через переезд налево по хорошей грейдерной
дороге (в сторону танкодрома) движение в течении 3 часов, через
хвойный, а затем смешанный лес. Через 1 час движения сначала
справа, затем слева от дороги в лесу видны старые макеты
ракетных установок. Еще через 1 час дорога проходит через
редколесье и постепенно поднимается на возвышенность. Здесь
расположен бывший финский укрепрайон. Много дотов, дзотов,
противотанковые рвы, траншеи, отсечные позиции. На
возвышенности триангуляционный знак. Не доходя 500-700 м до
знака направо отходит проселочная дорога. По ней выйти на
дорогу параллельную основному грейдеру. По ней пройти налево 300-
400 м и свернуть направо.
Эта дорога через 300 м делает плавный левый поворот и
выходит в го-....... Дорога через 200 м начинает подниматься на
высокий правый берег реки. Здесь расположена система укреплений
дота "Миллионный". Если пройти по основной дороге еще 200 м, то
за языком высокого леса справа видна линия надолбов, уходящая
через лес направо. Вдоль нее тоже можно выйти к доту
"Миллионный". От дота тропа спускается к реке, пересекает ее и
выводит через 500 м к оз.Сиясари. Здесь хорошее место для
ночевки.
Назад движение той же дорогой до грейдера, по грейдеру до
макетов установок (1,5 ч) и поворот на грунтовую дорогу
направо. По дороге 1 час движения до р.Перовка. За 400 м до
реки дорога пересекает ручей и поворачивает вправо. Здесь идти
прямо по тропе. Тропа выводит к реке. Ширина реки 5 м, глубина
до 1 м. Переход по бревнам выше по течению места выхода тропы -
50 м. От реки через 600 м тропа выходит в редколесье. Здесь
болото. Последние 300 м. Тропа идет по болоту к ст.Лейпясуо.

5.4.3 Посещение г.Выборг. (Ф31-33)
Ст. Лейпясуо-Выборг-э/поезд-45 мин. Посещение Выборга
включало: осмотр старого города, Замкового острова, крепости,
музея, парка Монрепо.


6. Выводы, рекомендации.

1. Поход по данному маршруту можно оценить 2 к.с. с
элементами 3 к.с. при условии начала похода не ранее 15 июня и
обноса прп №
19-20, 22 р.Ууксун и прп. обводного канала 2ГЭС на
р.Тулема. Сплав по р.Ууксун можно разделить на 2 части:
1 - большая часть сплава характеризуется прп 2 к.с. с эл.
3 к.с. Это шиверы длиной 100-200 м разделенные большими
плесовыми участками. Выделяются прп №14, 15, 17, 23-швр.
"Лихая".
2 - участок падунов - прп №19-22, разделенные плесами от
100 м до - 3 км. Наиболее опасны 1,2 падун (прп р.№19, 20),
наиболее технически сложнее - 4 падун (прп 22). На струе ниже 3
падуна (прп №21) возможна организация тренировок. Здесь
красивое место для стоянки.
Участок падунов - прп. 4-5 к.с. В нашу воду прп №19 -
трудно проходим - мало воды на гребне слива. Прп. №№20-22 -
проходимы экипажами с соответствующим опытом. Р.Ууксун пройдена
за 5,5 дня.
Прп. рр. Леймала, Тулема: можно выделить шиверистый
участок ниже разрушенного моста (прп.р.3) и прп.№8-прг.
"Колхозный". Это прп. 3 к.с. Недостаток сплава по р. Тулема -
необходимость обноса прп.6, 7 - плотин ГЭС. Обос прп. обводного
канала 2ГЭС обязателен - это прп. 4-5 к.с.
Р.Лоймала, Тулема пройдены за 2 дня.
2. При прохождении данного маршрута в июле, августе (при
наличии ягод, грибов) целесообразнее закладывать на прохождение
10-12 дней.
3. Возможны изменения и дополнения маршрута: сплав по
р.Ууксунн до устья и далее вдоль берега Ладожского оз. до
г.Питкяранта или начало сплава по р.Лоймала от ст.Лоймаа.
4. Под'езд выезд с маршрута удобны, населенные пункты на
маршруте только в начале и в конце сплава по каждой из рек.
Здесь возможна закупка продуктов.
5. Выбор мест стоянок на маршруте прост. Хорошие места:
оз.Уксиярви 2 км ниже места (ПБ, ЛБ), прп 16 (ЛБ), прп 19 (ПБ)
прп 21, 22 (ПБ).
6. Направление рек - юго-западное: во второй половине дня
прохождение прп. затруднено из-за солнца. Погода
благоприятствовала прохождению маршрута (солнечно,
безветренно).
7. Маршрут логичен, позволяет познакомиться с новым
районом, автономен, прп. разнообразны и интересны. Сочетание
водной части с посещением острова Валаам и пешим - 2хдневным
походом и осмотром г.Выборг делают его еще более увлекательным.



7. Приложение

7.1. Картографический материал.
В отчете представлена общая карта района похода - М1:500000 и
пять карт рек Ууксун, Лоймала, Туасла - М1:100000,
4 схемы наиболее сложных порогов р.Ууксун.
Условные обозначения на схемах:
- плита

- слив

- "бочка"

- котел

- надводный камень (зуб)

- подводный камень (зуб)

- валы

- косые валы

- прижим

- улово

- направление течения

- направление фотос'емки

- место чалки

- место лагеря

- линия движения

- страхующее судно








7.2.1 Средства сплава.

Один четырехместный катамарана грузопод'емностью 2 т. с
металлической рамой.
Один четырехместный катамаран грузопод'емностью 1,5 т. со
встроенной металлической рамой.
Разборный пластиковый каяк.
Каркасно-надувной каяк.
Экипажи катамаранов: 5 человек - 4 члена д/клуба -
школьники, один руководитуль с опытом походов - 4 к.с.
На каяках сплавлялись наиболее технически подготовленные
участники клуба.



===============================================================
FILE: uksun.txt
Уксун

From: Woldemar Tyunkov 2:5030/168.5 06 Jul 95

<<

стр. 35
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>