<<

стр. 36
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

По Уксунйоки ходил два раза - на катамаране (половину реки
начиная от моста на 43 км) и байде (всю реку от п.Райканкоски
до п.Укса). Категория I-II с элементами V. Длина 100 км 3-4
дня. Населенка вдоль реки отсутствует полностью.

Сезоность реки первая половина мая, в это время ее ширина от 15
до 50 метров. Завалов нет, только ˜30-35 км остатки моста с
набившимися между сваями бревнами и на ˜55 км сломаный
деревяный мост у начала порога (отличное место для стоянки).
Сложность порогов возрастает равномерно, и кончается река 4
падунами, сложность которых тоже нарастает от 1 к 4. Есть 5
падун в п.Укса, но похоже еще не родился тот водник, который
рискнет его пройти. Падуны естественно-исскуственые - скальные
сбросы с разрушеными мельницами или плотинами.

1 падун - 2 слива по 1-1.5 м высотой разделенных островом, до
и после слива река спокойная. 2 падун - разрушеная мельница в
150 м от первого, 1 слив высотой ˜2 метра, после слива река
опять же спокойная. 3 падун через 3 км после второго (самое
красивое место на реке, стоянка на скале над падуном) 1 слив
2-2.5 метра высотой в скальных воротах, перед сливом порог 200
м, после слива мощнейшая бочка дальше спокойное течение. 4
падун через 3 км после третьего (разрущенная электростанция) 1
слив 4 м высотой после него "шивера" 2 км. На майских она
представляет собой порог с метровыми волами на последних 500
метрах.Идя на байдах обнесли все 4 падуна, хотя первый ходим по
левому сливу, но есть шанс сломать байду.

Всего на реке около 17 порогов (включая падуны) длиной от 50 м
до 2 км. Все пороги очень удобные в отношении организации
страховки и зачаливания до и после порога.

Из порогов внимательного осмотра требует 7 порог "Плиты" с
тремя сливами (на майских его прошел только 1 экипаж (успешно)
два остальных обнесли) и порог под мостом (действующим) на 43
км (был обнесен всеми, хотя за год до этого мы прошли его на
катамаране).
На катамаране мы прошли первые два падуна (при прохождении
второго 3 из 4 человек команды были смыты, хотя катамаран не
перевернулся), оставшиеся два благополучно обнесли.
===============================================================
FILE: uuksa.txt
Уукса

From: Nikolay Springis

Список участников похода

+--------------+----------+--------+------------------------+
| Фамилия,имя, | Год рож- | Место | Туристская подготовка |
| отчество | дения | работы | |
+--------------+----------+--------+------------------------+
| Спрингис | 1965 | НПО |Шавла-Аргут-Катунь - 5р,|
| Николай | |"Антей" |Б.Лаба - 2 с эл.5р,Зун- |
| Эдуардович | | |Мурин - 4р... |
+--------------+----------+--------+------------------------+
| Костин | 1972 | РГУ, | Бужа-Пра-Ока -1у, Твер-|
| Тимофей | | студент| ца - 1у |
| Витальевич | | | |
+--------------+----------+--------+------------------------+
| Мележкин | 1971 | МХТИ, | Бужа-Пра-Ока -1у, Твер-|
| Петр | | студент| ца - 1у |
| Юрьевич | | | |
+--------------+----------+--------+------------------------+
| Спрингис | 1971 | РГУ, | Бужа-Пра-Ока -1у, Твер-|
| Екатерина | |студент-| ца - 1у, Осетр - 1у |
| Эдуардовна | | ка | |
+--------------+----------+--------+------------------------+
| Швырев | 1971 | МИФИ, | Бужа-Пра-Ока -1у |
| Андрей | | студент| |
| Владимирович | | | |
+--------------+----------+--------+------------------------+


Общая характеристика района путешествия

Наше путешествие проходило в районе Южной Карелии,
территории, ограниченной с востока Онежским озером, с юга -
Ладожским, с запада - финской границей. Административно
этот район входит в Карельскую автономную республику.
Как и другие районы Карелии, местность здесь
испытала на себе воздействие ледника : сглаженный рельеф
(панорамные точки - не выше 200м над уровнем моря), большая
сеть ледниковых озер, часто связанных между собой,
отдельные скальные выходы.
Реки этого района относятся преимущественно к
бассейну Ладожского Озера и текут в кардинально южном
направлении. В отличие от остальной Карелии реки здесь не
являются цепочками озер, соединенных порожистыми протоками,
а длительное время неспешно текут в собственном русле.
Питание рек в основном дождевое, их режим во многом
определяется озерами, из которых они вытекают. Кроме озер,
аккумуляторами влаги являются многочисленные торфяные
болота.
По природным условиям Южная Карелия скорее
напоминает северные области Средней России: сосновые и
еловые леса чередуются с лиственными рощами, ландшафт
тоже тяготеет к среднерусскому. Погранзона внесла свою
лепту в сохранении здешних лесов : зверей и птиц нам
встретилось больше, чем в некоторых таежных районах. Мы
видели следы лосей и косули, видели кабаньи лежки и
водопои. Каждый день встречались дикие утки, различные
хищные птицы, иногда - глухари. Вся река полна
следами деятельности бобров - свежие погрызы,
сваленные в реку вековые стволы, старые норы. Лес живой,и
его очень хочется сохранить таким...


Туристическая характеристика маршрута

В спортивном отношении река Уукса весьма своеобразна. Она
питается от озер и болот, и ее уровень сильно зависит от
климатических условий этого сезона. В прошлом году, по
сведениям побывавшей там байдарочной группы, река была вполне
стандартной "двойкой", а в наше дождливое лето была переполнена
водой и пороги даже для катамарана стали весьма спортивны.
Перед прохождением некоторых из них группа должна трезво
взвесить свои возможности.
В отличие от большинства карельских рек, Уукса на всем
своем протяжении, исключая первые 8 км, течет в своем русле, и
не является цепочкой озер, соединенных порожистыми протоками. а
равнинных участках теченне довольно слабое (около 3 км/ч),
ближе к концу маршрута несколько убыстряется. Существенно, что
сложность препятствий на реке возрастает постепенно. Сначала
идут простые шиверы-перекаты, потом несложные пороги, сравнимые
по характеру с Мстинскими, а в конце маршрута - довольно
интересные и в большую воду серьезные падуны высотой 1.5 - 2.5
м. Типовое препятствие реки - слив различной высоты и мощности,
шивера с отдельными камнями. Прижимы на реке отсутствуют, за
исключением порогов Мостовой, Розовый Слон и Храмина.

Заброска и отъезд

Заброска на реку осуществляется двумя путями: через
Санкт-Петербург или Петрозаводск. Дорога через Петербург
существенно быстрее, если выехать из Москвы таким образом,
чтобы попасть в Питер поздним вечером; тогда появляется шанс
уехать в Райконкоски местным поездом N С.Петербург -
Петрозаводск(через Сортавалу), отходящим в первом часу ночи от
Финляндского вокзала. По непроверенным данным, существует еще
один поезд, С.Петербург - Костомукша, отходящий также ночью.
Временная прикидка показывает, что на реку можно попасть менее
чем за 20 часов после отъезда из Москвы.
Наше разрешение на въезд в погранзону было весьма
сомнительным, почему и пришлось забрасываться через
Петрозаводск ( в случае, если бы нас не пропустили, можно было
бы отправиться на р. Шуя(Южная). Прибыв в Петрозаводск на
поезде N 373 Москва - Мурманск (отправление из Москвы - 22.20,
прибытие в Петрозаводск - 14.30), мы до 00.50 сидели на
вокзале, дожидаясь отправления все того же поезда N 000
Петрозаводск - С.Петербург(через Сортавала). Билеты купили без
проблем, несколько труднее попасть в общем вагоне на подходящие
места, так как умудренный опытом народ ретиво бежит на посадку.
Железная дорога находится в крайне изношенном состянии, поезд
идет очень медленно; в Райконкоски мы попали только около 7.30
утра. еобходимо сразу заметить, что поезд останавливается на
станциях только тогда, когда его кто-то ждет, или по сигналу
проводника. Проводник, как водится, дрыхнет, запершись в
служебном купе, станции никак не объявляются, поэтому за этим
екжно следить самим. Потеря бдительности обернулась для нас
внезапным авралом: пришлось рвать стоп-кран и
катапультироваться на ходу из вагона под вопли проснувшейся
проводницы.
Река пересекает железную дорогу в километре перед
станцией, там она узкая и довольно быстрая, в русле - камни.
Байдарочникам, вероятно, имеет смысл собираться прямо у моста.
ам же, чтобы нарубить дерева на каркас, пришлось пройти через
поселок на левой по ходу стороне железной дороги, спуститься за
сельсоветом с "главной улицы" под горку и перейти через мост на
правый берег Ууксы. Там, в хорошем лесу, мы построились быстро
и без проблем.
Отъезд со станции Ууксу ( линия Питкяранта - Лодейное
Поле ) осуществляется двумя местными поездами Питкяранта -
Петрозаводск, проходящими станцию Ууксу примерно в 13.30 и
19.50 (впрочем, как говорят местные, возможны вариации в обе
стороны ). Кукушка идет до Лодейного Поля, стоящего на железной
Дороге Ленинград - Мурманск, около четырех часов. Уезжать
предпочтительнее утренней кукушкой, так как она успевает к
длинной серии поездов на Москву, проходящих в интервале от
18.00 до 24.00, кроме того, у нее имеется прицепной вагон на
Москву. Вечерний поезд приходит в Лодейное Поле за полночь, и
попасть можно только на поезда N 181, отправление 00.40 и N
374, отправление 00.50, после чего наступает перерыв до 18
часов следующего дня. Выбираться же через С.Петербург,
вероятно, довольно затруднительно, хотя поезда в том
направлении идут в среднем через час. Успешно загрузившись в
поезд N 374, в 15.00 следующего дня мы были на Ленинградском
вокзале.
Суммируя вышесказанное, можно утверждать, что при
разумной организации заброска и объезд будут занимать не более
суток.

Техическое описание маршрута

Прежде, чем приступить к описанию маршрута, необходимо
отметить, что сплав проходил в условиях сильного паводка и
описание годится, скорее, для похода в сроки майских
праздников. Сплавное время дается для катамарана, идущего по
спокойной воде (скорость течения - 2-3 км/ч) с положительной
скоростью. Отсчет сплавного времени идет от ближайшего
существенного препятствия или ориентира, который каждый раз
оговаривается специально.
От нашей точки старта до выхода в озеро около 10 мин
сплава по узкому, извилистому руслу. В озере необходимо
держаться левого берега по направлению течения реки. До моста
через озеро - полтора часа хода, от моста до входа в реку - 1ч
10 мин. Через 10мин река входит в небольшое озеро, выход из
которого достаточно неочевиден и ищется вдоль левого берега
озерца.
1ч 45 мин от второго озера - большой остров, основная
протока - правая. Течение несильное. За островом, на правом
повороте - завал. Чалка на правый берег, довольно неудобный
обнос по тропе. Вскоре после завала - еще один большой остров,
основная(и более короткая) протока - левая. ачинают попадаться
в большом количестве следы бобриной деятельности.
3ч сплава от завала - мелкая шивера длиной 30м.
3ч 20 мин сплава от завала - шивера на правом повороте,
начинается у многолетнего закола на правом берегу.
4ч 20 мин сплава от завала - длинная шивера с разгонным
участком быстротока. За быстротоком отходит непроходимая левая
протока. За ней, на правом повороте - ступенчатая шивера, на
заходе - дерево в струе, далее - короткий левый прижим, потом -
ступеньки, валы до 0.5 м и трек под левым берегом. За шиверой -
большой участок стоячей воды, стоянки по обеим берегам.
5ч 00 мин сплава от завала - шивера с непроходимой правой
протокой; на выходе - правый прижим на дерево.
5ч 10 мин сплава от завала - два трековых быстротока;
между ними - правая протока, перекрытая искусственной каменной
плотиной для установки сетей или вентеря.
5ч 20 мин сплава от завала - короткая, около 30м, шивера
с двумя выворотнями на струе.
5ч 35 мин сплава от завала - короткая шивера, разделенная
вдоль кокой с отдельными кустиками, сразу за ней - длинный
перекат с чистым проходом по треку слева.
5ч 45 мин сплава от завала - шивера, "лесной коридор" в
левой протоке, нависают деревья; правая протока - очень
мелководная, красивая. Далее река успокаивается, берега - торф,
сфагнум, болота.
6ч 20 мин сплава от завала - завал, сделанный бобрами.
Проход слева по хитрой траектории.
7ч 15 мин сплава от завала - многолетний завал на
остатках быков моста. Ориентир - на высоком левом берегу среди
больших деревьев - большой камень, похожий на дзот. Обнос - по
левому берегу, там же обжитая стоянка.
0ч 10 мин сплава от второго завала - шивера за островом
на правом повороте, длиной около 100м. а заходе - каменистый
перекат.
0ч 20 мин сплава от второго завала - трековый быстроток
за петлевидным левым поворотом, на правом берегу - закол. Через
100м - длинная шивера, за ней река разбивается на узкие протоки
между островками. За ней, на левом повороте - порог Тюфяк.

ПОРОГ ТЮФЯК. Заход под правым берегом, под левым -
очень большая обливная плита. Серия стоячих валов до 1 м, в
середине порога - полуметровая бочка. Идется без просмотра.

0ч 45 мин сплава от второго завала - мощная
двухступенчатая шивера на правом повороте, разделенная
продольными косами и локальными завалами. Ориентир - древесные
стволы у правого берега. За длинным узким островом - короткая
мощная шивера, валы до 1.2 м, после чего река успокаивается.
1ч 35 мин сплава от второго завала - выход на пор.
Мостовой.

ПОРОГ МОСТОВОЙ. 0 Ориентиры : на крутом правом повороте
реки внезапно начинается быстроток, впереди по левому берегу
видна дорога. Чалка - к левому берегу. Порог начинается
быстротоком с касательным прижимом к плите левого берега, за
ним - большой левый карман с уловом, река делает
зигзагообразный поворот и уходит под мост. За мостом - очень
пологий слив с довольно мощной бочкой, за ней - стоячие валы и
левый прижим в карман; после этого струя уходит вправо через
перекат, река сильно расширяется. Проходится по центру, по
возможности уходя от карманов. Чалка на левый берег после
порога затруднена перекатом.

Через 200 м после порога - длинная, около 300м, шивера
ЛЕСТИЦА.

0ч 25 мин сплава от Мостового - впадение небольшого
правого притока с быстрым течением, через 5 мин - локальная
гряда через всю реку.
0ч 45 мин сплава от Мостового - река разливается среди
островов, поросших лиственным лесом, течения почти нет.
1ч 35 мин сплава от Мостового - залитый водой перекат.
2ч 20 мин сплава от Мостового - деревянный мост, пролеты
забиты деревьями. Чалка - на левый берег у самого моста, обнос
- по мосту на правый берег.

ПОРОГ БЛЮДЦЕ - расположен в 50 м за мостом. Слив через
всю реку, копия Лестницы на Мсте. После участка ровной воды по
центру - пологий двухступенчатый слив, ограниченный обливными
камнями, ближе к берегам - бочки. Высота слива примерно 1.3 -
1.5 м.
0 ч 50 мин от пор.Блюдце - затопленный короткий перекат.

2 ч 10 мин от пор.Блюдце - ЛОСОСЕВАЯ ШИВЕРА. Орнентир -
на правом повороте виден песчаный обрыв на левом берегу с
соснами на нем. Длина около 700 м, несколько поворотов в узком
русле, на заходе - левый прижим на древесные стволы. Валы до
0.8м. а выходе - лобовой навал на маленький каменистый островок
с двумя кустами, необходимо вовремя уйти вправо.
2 ч 25 мин от пор.Блюдце - мелкая шивера над затопленным
перекатом.
2 ч 40 мин от пор.Блюдце - выход на пор. Розовый Слон.

Пор. РОЗОВЫЙ СЛОН. Идентифицируется только по сильному
шуму воды после левого поворота. Представляет собой очень
мощный слив в левой трети реки между островом и левым берегом.
В правой протоке - очень пологий мелководный слив по наклонной
плите с последующим лобовым навалом на скалу из розового
гранита, похожую на плывущего слона. Слева - слив высотой
примерно 2.5 м, водопадный у левого берега и более пологий у
острова; язык слива по диагонали разрезан винтообразным валом,
отходящим от левого берега. В языке слива у острова - прижим в
карман. После слива у левого берега - котел, улова под отвесной
стенкой, несильный лобовой навал. В 10 м от слива стоит розовый
камень - "слоненок", после него река успокаивается и сильно
разливается. а обеих берегах - стоянки. Просмотр для
прохождения - по левому берегу, обнос - по правому.

Проходили слив в правой трети, там, где винтарь
практически сливается с бочкой у подошвы слива, отгребаясь от
правого кармана.

Пор. МЕЛЬНИЦА. Расположен в 200 м от пор. Розовый Слон
за большим плесом со стоячей водой. У правого берега видны
остатки каменной плотины со срубом наверху. Чалка и просмотр -
на правый берег перед плотиной. Порог представляет собой слив
высотой 1.8 - 2 м, у левого берега непосредственно перед сливом
- стоячие валы и левый прижим, по центру - подводный зуб, за
ним, в сливе - обливной шар. Проходили порог под самым правым
берегом.
0 ч 30 мин от Мельницы - выход на пор. Каньон.

Пор. КАЬОН. Ориентиры : видна скала на правом берегу и
заход в мелковдную правую протоку, слышен сильный шум. Чалка -
на левый берег. ачинается стометровой мелкой шиверой в
неглубоком каньоне, на выходе из него - слив 2м, изломанный
тремя языками. В правом языке по диагонали лежит столетнее
дерево, центральный - маловодный, с локальным уловом, довольно
крутой. Между ними - пенный котел. Левый язык - пологий, у
левого берега засорен обливными валунами, за ним - клиновидная
бочка. За сливом, у левого берега - плита, пригодная для
страховки и зачалки. Проходил по центру левого языка.
0 ч 10 мин от каньона - затопленный перекат.
0 ч 20 мин от Каньона - выход на пор. Храмина.

Пор. ХРАМИНА - самый сильный на реке. Шум слышен за
ближайшим левым поворотом реки, впереди - прямой участок
быстротока, переходящий в шиверу. Чалка возможна на любой
берег. Порог назван по циклопической кладке бывшей ГЭС из
гранитных блоков, расположенной на правом берегу. Просмотр и
страховку лучше проводить по левому берегу, он невысокий и
позволяет более реально оценить мощность порога, чем отвесный
правый.
Длина порога около 300м. ачинается стометровой
разгонной шиверой, пересеченной мелководной грядой. Вода
прявляет тенденцию к уходу вправо. В 10 м от гряды -
метровый слив через всю реку, за ним - стоячие валы. Справа
начинается отвесная стенка, на которую идет длительный
навал. а небольшом левом повороте - мощный слив высотой не
менее 2 м, водопадный под правым берегом, за ним - мощный
котел. По центру реки сразу за сливом - большой обливной шар
с бочкой за ним, вода преимущественно сваливает с него
вправо, левее шара - пологий язык с отходящей от него
продольной бочкой. В 15 м за сливом - куча надводных камней
по центру, от нее к отвесной скале правого берега отходит
вилка из двух мощных бочек; через них устремляется основная
струя. Слева от кучи - маловодная, но проходимая дорожка
через слив высотой 0.8 м. Далее начинается шивера, русло
делится вдоль цепочкой островов, попасть из одной части в
другую довольно затруднительно.
Проходили порог, прижимаясь к левому берегу,
основной слив проходили по левому языку, уходя в проход
левее центральной кучи камней.
а правом берегу - множество кострищ, подходит
дорога со станции Ууксу; с реки иногда слышен шум
автомобилей.
Сразу за порогом начинается шивера длиной около 1.5
км.
0 ч 35 мин от пор. Храмина - затопленный перекат.
0 ч 45 мин от пор. Храмина - шивера длиной 200 м,
валы до 1 м. а выходе часть воды уходит в боковые протоки.
Сразу за ней, после улова - вторая шивера, на заходе -
каменистый перекат, проход справа. ад шиверой натянут
высокий трос. а выходе - разлив, справа за деревьями видна
мачта ЛЭП, через реку идут провода.
а правом берегу видна наклонная плита, на которую
можно зачалиться для разборки. Примерно здесь начинается
пос. Ууксу, до станции - немного более 1 км по шоссе.
Желающим сплавиться до Ладожского озера лучше держаться
левого берега и заранее просмотреть обнос. Река делится на
две равнозначные протоки: в левой, по сведениям предидущей
группы - непроходимый водопад; в правой, возле остатков
бывшей ГЭС - 2порог, в нашу воду оцениваемый 5 к.с., а в
2обычную воду непроходимый.0 Ориентир захода в порог -
бетонный "дзот", торчащий из правого берега примерно в 200 м
ниже плиты. Обнос по правому берегу вдоль реки очень труден,
а шоссе вскоре несколько отходит от реки. Просмотр порога -
по остаткам плотины ГЭС высотой 10-12м с дороги, идущей по
правому берегу. аша группа этот порог не шла.

Выводы и рекомедации по походу

1. Большие участки стоячей воды делают сплав на катамаранах
недостаточно спортивным, особенно в условиях средней и
малой воды. Вместе с этим при большой воде пороги-падуны
нижней Ууксы становятся труднопроходимыми на байдарках.
2. Постепенный рост сложности препятствий и достаточно
равномерное распределение их по длине реки способствуют
проведению учебно - тренировочных походов.
3. Простота и дешевизна заброски, прекрасные пейзажи,
отсутствие местных жителей, грибы, ягоды и рыба могут
способствовать проведению детских и отдыхательных
походов.
4. Червей для рыбалки необходимо везти из Москвы.
5. еобходимо быть готовым к внезапному изменению погоды,
иметь наготове непромокаемые куртки. Очень желателен
кухонный тент.
6. Торфяные пласты из старых болот часто подступают к самому
берегу реки, поэтому при разведении костров необходимо
тщательно приглядывать за тем, чтобы не поджечь торфяной
пласт и не вызвать подземный пожар. В ряде мест мы видели
следы такой гари, они занимали квадратные километры.
6. Кровососущие насекомые здесь весьма активны, поэтому для
постройки и ремонтных работ желательно иметь с собой
реппелент.
7. Желающим повысить спортивность маршрута можно предложить
связку Верхняя Лоймола - Нижняя Уукса с перезабросом по
шоссе(около 40 км), пересекающем эти реки в середине
маршрута ( сведения приводятся по данным дружественной
группы, прошедшей независимо обе эти реки).

Примечание: расписание местных поездов с тех пор вполне могло измениться.
Все оценки, разумеется, ИМХО !

Всего хорошего, Николай.

===============================================================
FILE: uuksa2.txt
Уксунъйоки 1997

"Ууксун - заброска-98"

В этом году ПОГРАНКОНТРОЛЯ НЕТ. Берете паспорта и в 19-10 из
Петрозаводска на поезде Петрозаводск-Костомукша прямо до
Райконкоски (прибытие в 3-20 ночи).
---------------------------------------------------------------



Date: 22 May 1998
From: "P. Shadrin" (psh@mail.cplire.ru

Группа туристов в составе 3 человек на каяках совершила
водный поход 2 категории сложности (с элементами 5 к. с. ) по
маршруту

ст. Райконкоски-р. Муаннонйоки-р. Уксунйоки-ст. Уукса с 1
по 8 июня 1997 года.
Протяженность пешей части 10 км, протяженность водной
части 7 км по реке Муаннонйоки и 88 км по реке Уксунъйоки.

Список участников группы
1. Соколов Виктор Васильевич, 1952 г. рождения, НИК ФИ,
снс, адрес--Москва, Филевский б-р, 15-57, тур. подготовка-(р.
Тумча, р. Онот, р. Урик)-руководитель группы.
2. Васильев Владимир Иванович, 1963 г. рождения, НИИ
Дельфин, адрес--Москва, Олимпийская дер. 12-148, тур.
подготовка-(р. Шавла, р. Онот, р. Урик)
3. Волков Олег Юрьевич, 1965 г. рождения, ИРЭ РАН, мнс,
адрес--Московская обл. пос. Ильинский, Опаринская 72-б. - 70,
тур. подготовка-(р. Тумча, р. Колвица, р. Кожа)

Общая характеристика маршрута.

Путешествие проходило в районе Южной Карелии. Реки этого
района относятся преимущественно к бассейну Ладожского озера и
текут в южном направлении. Питание рек преимущественно
дождевое, их режим в основном определяется озерами, из которых
они вытекают и болотами, которые их питают. На этих реках
бывает высокий весенний паводок, связанный с таянием снега и
возможны летние подъемы воды, обусловленные длительными
дождями.
Маршрут проходит по ненаселенной местности. Населенные
пункты находятся только в начале и в конце маршрута. В первой
половине маршрута его два раза пересекает автотрасса (между
озерами Солменъярви и Уксиярви и перед пор "Мостовой-2". где
можно начать или завершить маршрут.
Река Уксунъйоки питается из озер (в верхнем и среднем
течении ) и болот(в среднем течении) и ее уровень сильно
зависит от погодных условий сезона.
Р. Муаннонйоки и верхний участок р. Уксунъйоки от р.
Муаннонйоки до ст. Райконкоски содержит несколько интересных
порогов и шивер. На р. Муаннонйоки есть большой многолетний
завал в начале порожистого участка, от которого мы и начали
сплав. На отдельных участках в русле встречаются свежие упавшие
деревья. Ширина реки не больше 6--10 метров. На реке есть
длинная извилистая, крутопадающая шивера(шивера "Снежная").
При впадении реки Муаннонйоки Уксунъйоки представляет
собой вытянутое вялотекущее озеро с красивыми берегами,
поросшими сосной. На реке Уксунъйоки до ст. Райконкоски пороги
короткие, разделенные озеровидными плесами с остатками
лесосплава. Есть несколько многолетних завалов из топляка. Они,
как правило, находятся в начале заваленных бревнами порогов.
Под мостом железной дороги у ст. Райконкоски начинается
довольно сложный порог на уровне 4 к. с. с длинной выходной
шиверой. Порог ослажнен застрявшими в камнях бревнами.
Расположен он полностью в черте поселка.
Далее река протекает через два живописных озера
(Солменъярви и Уксиярви), разделенных мостом автодороги. Берега
первого озера (Солменъярви) холмистые, а у второго (Уксиярви)
более пологие,, поросшие сосновым лесом. После озер река течет
в русле до завершения маршрута. В среднем течении берега реки
сильно заболочены, на большом расстоянии берега поднимаются над
уровнем воды (реки и окружающих ее болот) не более одного
метра. Здесь сложно найти хорошее, ровное место для ночевки.
Постепенно начинаются несложные шиверы, перекаты и порожки,
разделенные плесами. Берега становятся более сухими и
пригодными для стоянок. Постепенно плесы уменьшаются, а
сложность порожков немного возростает. За мостом автодороги
порог 3 к. с. с легкообходимой небольшой бочкой на входе. Далее
следует длинный прогонный участок в районе впадения реки
Пенсанйоки, который завершается порогом "Блюдце", расположенном
ниже остатков развалившегося моста. Ниже по течению находится
шивера "Лососевая", представляющая собой змейку с несколькими
поворотами. После нее до первого падуна плес. Далее следуют
четыре падуна на уровне 5 к. с. Первый падун (порог "Розовый
слон") расположен на правом повороте реки, его ориентир -
остров с сосной ближе к правому берегу, красные гранитные скалы
и заметное падение уровня воды. Второй падун (порог "Мельница")
расположен в трехстах метрах ниже первого(отделен от него
разливом). Третий (порог "Каньон") и четвертый (порог
"Храмина") падуны разделены небольшими плесами от первых двух.
Четвертый осложнен заходной шиверой. Сразу за ним следует
длинная шивера, потом река успокаивается. В черте поселка
находится завершающий порог (в левой части-пятый падун с
зависшими в его главном сливе остатками плота, а в правой
части-крутопадающая шивера, осложненная острыми камнями и
остатками лесосплава в русле. В целом на реке ниже озер,
расположенных в среднем течении, бревна встречаются редко и
чаще на плесах, хотя на некоторых порогах встречаются бревна,
застрявшие в камнях. Участок реки до этих озер больше засорен
остатками лесосплава(особенно верхние пороги и порог под мостом
железной дороги).
Мы попали в спадающую воду(около недели стояла теплая
погода, до этого было холодно), но в верховьях реки Муаннонйоки
лежали по левому берегу большие снежно-ледовые пластины. После
прохождения озер в среднем течении реки было два дождливых дня
с температурой около 5-8 градусов. К концу маршрута наступила
солнечная летняя погода, появились комары и вода прогрелась
градусов до 18, что очень удобно при тренировке на падунах.
Особенно удобен для тренировок третий падун с отличной стоянкой
над ним. Хорошая стоянка есть и на первом падуне, но за дровами
надо ходить далеко в лес. Четвертый падун для ночевки не очень
удобен, по правому берегу около него встречаются куски колючей
проволоки(колючка встречается и на других падунах и иногда даже
в воде-в заливчике у правого берега после третьего падуна).
Перед прохождением падунов следует просмотреть улова ниже
основных сливов--часто там стоят сети, расставляемые рыбаками.
На дороге, идущей вдоль правого берега видели свежие медвежьи
следы.

ЛОЦИЯ

Пешеходная часть.
Пешеходная часть маршрута проходила по красивому лесу,
поросшему сосной и елью.
От станции Райконкоски на восток вдоль железной дороги
около 700 метров до моста через Уксунъйоки. Перешли на левый
(по течению) берег реки и стали подниматься к верховьям реки по
тропе, идущей вдоль берега. Время отсчитывается от момента
пересечения железнодорожного моста через реку.
Через 20-25 минут - развилка: пошли по левой тропе.
35 минут от моста-перешли ручей.
1 час 20 минут перешли второй ручей.
1 час 40 минут - развилка-пошли по правой тропе (левая
тропа через 1 км выходит к реке у пор 2).
1 час 47 минут сошли с основной дороги на тропу, идущую
влево.
1 час 57 минут дошли до реки Муаннонйоки у большого
завала.
У завала собрались. От завала против течения до озера
Ала-Сулкиоярви 2 км спокойной воды (по сведениям местных
рыбаков).
Длина пешей части составила около 10 км.

Водная часть.

Пр1 - перекат, начинается от завала(L=200метров, перепад
около 1 метра). Далее плес 20 минут.
Пр2 - шивера"СНЕЖНАЯ", L=400 метров, перепад около 8
метров. Через 100 м после ее начала дерево в сливе. Ночевка на
правом берегу после дерева в сливе. Шивера узкая с выраженной
струей, змейкой идущая вниз. Далее 10 минут плеса и завал.
Пр3-5-шиверы, разделенные плесами по 100-200 м. Две из них
с заметным уклоном и перепадом около 2м. Через 10 минут впали в
р. Уксунъйоки (Уксунъйоки-узкое озеро с красивыми берегами,
поросшими сосняком). 20 минут хода до выхода из озера.
Пр6-шивера. Начинается после трубы (остатки старого
моста). Далее два завала, разделенных небольшим плесом (второй
на месте переката). Завалы очень солидные.
Пр7-шивера-порог в небольшом скальном корридорчике.
L=100м. Далее завал.
Пр8-Шивера L=100м. Отсюда видна вышка лесобиржи. Через 10
минут хода мост железной дороги.
Пр9-"МОСТОВОЙ-1", L= 1-1. 2 км(вместе с выходной шиверой).
Перепад около10-15 метров., Много камней. Есть застрявшие в
камнях бревна у берегов. Порог начинается под железнодорожным
мостом, проходит под шоссейным мостом и заканчивается под
пешеходным мостом. Далее небольшой плес и начинается озеро
Солменъярви. Много стоянок, очень красивые высокие берега.
Через 1 час 5 минут после его начала проход под автодорожным
мостом и выход в озеро Уксиярви. Берега которого немного ниже и
менее живописные. Через 40 минут стали на ночевку на острове в
конце озера.
Через 25 минут после выхода из озера на реке
справа-разлив. Через 50 минут остатки старого моста на завале.
Изредка встречаются завалы. Много следов деятельности бобров,
но река достаточно широкая и полностью перегородить ее бобрам
сложно. Ширина реки 20-30 метров. Через 1 час 20 минут обед на
левом берегу. Мест для стоянки мало, совсем нет удобных выходов
на берег. Через 30 минут
Пр10-шивера. Через 30 минут
Пр11 и 12-две шиверы подряд. Еще через 30 минут
Пр13-шивера. Через 10 минут
Пр14-порог на правом повороте с мощной струей и валами.
Перепад около 2 м. Через 13 минут
Пр15-короткий порог. Через 5 минут
Пр16 и 17-два переката подряд. Через 1 час 5 минут
Пр18-перекат и за ним
Пр19-перекат, который переходит в
Пр20-порожек с маленьким сливчиком. Здесь на левом берегу
под елками и заночевали. Через 5 минут
Пр21-перекат. Через5 минут
Пр22-шивера. L=100 м. Через 45 минут развалины избы на
левом берегу. За ней две быстрины и через 5 минут старый
разрушенный мост с остатками каменных опор и завал перед ним.
По берегам выходы здоровенных каменных плит и остатки старой
дороги, проходящей по ним. Через 5 минут
Пр23-перекат. Через 5 минут
Пр24 - шивера. L=200 м Далее, разделенные короткими
плесами
Пр25-перекат
Пр26-шивера L=400 м с выраженной струей и перепадом около
2 метров.
Пр27-перекат
Пр28-порог "ТЮФЯК" с небольшой бочкой. Достаточно мощный с
перепадом около 3 м.
Пр29-перекат. Далее плес 6 минут
Пр30-порог достаточно мощный с перепадом около 2-3 метров.
Обед на левом берегу.
От разрушенного моста до обеда шли около 30 минут. Сразу
после обеда
Пр31-шивера, L=200 м. Далее через 5 минут
Пр32-перекат, который заканчивается перед мостом шоссейной
дороги. За мостом сразу начинается
Пр33-порог "МОСТОВОЙ - 2". L=200 м. Перепад около 3
метров. Через 5 минут справа впадает бурный приток. До него от
обеда шли 55 минут. Через 20 минут влево ушли две протоки и
через 200 метров влились снова. После 10 минут гребли слева
впадение реки Пенсанйоки.
Здесь заночевали на правом берегу рядом с сосновой грядой,
поросшей ягелем. До ночевки шли 2 часа 15 минут после обеда.
Через 5 минут
Пр34 - перекат. Через 20 минут развалины моста (чистый
проход слева) и сразу за ним
Пр35-порог "БЛЮДЦЕ", L=100 м. Сначала слив по центру
высотой около полуметра, а через 30 метров два слива под
берегами высотой менее метра с небольшими бочечками за ними.
Через 5 минут справа впал приток.
Через 30 минут
Пр36-перекат, за ним к реке с двух сторон подходит дорога.
Через 25 минут справа из болота вытекает ручеек. Через 5 минут
остров с очень короткой левой и длинной правой протоками.
Через 5-10 минут
Пр37-шивера "ЛОСОСЕВАЯ"-повороты и заметный уклон
L=700-800м, перепад 6-8 метров, валы по основной струе, проход
чистый.
Через 20 минут
Пр38- перекатик
Через 10 минут
Пр39-падун 1-Порог " РОЗОВЫЙ СЛОН". Порог красивый,
находится в скальном сужении, где река прорывается через
гранитную плиту. Чалка перед самым порогом к правому берегу.
Хорошая стоянка. Ночевка на правом берегу перед сливом. Слив
высотой 2-2. 5 метра. Река разделена островом на две протоки:
основная масса воды идет левее острова, через слив проходит
отбойный вал от левого берега. Правее острова пологий слив по
желобу гранитной плиты, но воды правее острова идет мало.
300 метров ниже по течению расположен
Пр40-падун 2--порог "МЕЛЬНИЦА". Очень мощный слив с
перепадом 2. 5-3 метра. За сливом мощные бочки, справа бочка
помощнее и подпирается свалом воды из улова, слева послабее.
Ниже бочек несколько больших поганок. Справа от слива остатки
искуственного сооружения, достаточно хорошо вписывающегося в
гранитные плиты.
В 5 минутах ниже по течению справа впадает ручей. На
тропе, идущей по правому берегу видели следы медведя.
Через 25 минут островок и начало
Пр41-падун 3-"КАНЬОН". Начинается он от острова несложной
заходной шиверкой, плавно переходящей в двухметровый пологий
слив у левого берега. Под правым берегом слив крутой и
непосредственно под сливом камни, близко расположенные к
поверхности воды. Вдоль левого берега достаточно простой
пологий слив. Чалка для осмотра порога перед островом к правому
берегу или после острова к левому берегу. Порог очень удобен
для тренировок. Сделали полудневку с тренировкой на пороге.
Ночевка над сливом на правом берегу.
Через 5 минут
Пр42-перекат.
Через 15 минут
Пр43-падун 4-"ХРАМИНА". Начинается он входной шиверой
L=300 метров с небольшими сливчиками. В скальном сужении слив
около 2. 5 метров высотой, более пологий слева и более крутой
справа. На выходе пара бочек. Сразу за порогом начинается
Пр44-шивера. L=2-3 км. На ее прохождение затрачено 15
минут ходового времени. Далее идет плес 25 минут, после него
Пр45-шиверка, далее плес 10 минут и
Пр46 и 47-две шиверы подряд длиной 200-300 метров. Через 5
минут после щивер начинается поселок и по берегам появляются
сооружения из камней это
Пр48. В левой протоке после плотины - падун 5 с выходной
шиверой, а в правой протоке крутопадающая шивера с большим
колличеством камней и застрявших среди них бревен( много острых
каменных обломков от моста). Воды маловато. Через некоторое
время протоки сливаются. Если выйти на правый берег перед пр48
и собраться, то до станции Уксунъйоки можно дойти за 40 минут.
Группа прошла все препятствия до пр No48
Ходовое время за 1 день (до шиверы "Снежная"-пр No2) --
около 45 минут
2 день (до выхода из озера Уксиярви)--4часа-30 минут
3 день (до пр No21)--5 часов-40 минут
4 день (до пр No34)--3 часа- 45 минут
5 день (до порога "Розовый слон" - пр No39)--2 часа-20
минут
6 день (до порога "Каньон"-пр No41)--50 минут
7 день (до ст Уукса-конец маршрута)--2 часа-20 минут
Общее ходовое время--20 часов-10 минут

Заброска и выброска

Добраться до ст. Райконкоски можно двумя путями
1. Сначала до Петрозаводска, потом на поезде No 656 в
сторону С. Петербурга до ст. Райконкоски. Поезд прибывает на
ст. Райконкоски в 6-46 по нечетным

2. Сначала до С. Петербурга, потом на поезде No 655 С.
Петербург-Петрозаводск до ст. Райконкоски. Поезд отходит из С.
Петербурга с Финляндского вокзала в 1-15 по четным числам и
прибывает на ст. Райконкоски в 11-07. Есть еще поезд No 249 С.
Петербург-Костомукша, который отправляется с Фин. вокзала в
14-25 по нечетным и прибывает на ст. Райконкоски в 23-33.
Мы добирались через С. Петербург (билет от Москвы до С.
Петербурга в сидячем вагоне - 60 тыс. рублей). Нам повезло--:
было два нечетных числа подряд (31 мая и 1 июня)бпоэтому поезд
655 отправлялся 1 июня. Плацкартный билет до ст. Райконкоски-60
тыс. рублей.
Поезд из Питкяранты до Лодейного поля выходит около 17-30.
На станцию Уукса он приходит около 17-50. Билет в сидячий вагон
20 тысяч рублей. В Лодейном поле пересадка на поезд 182(он
отправляется через 20 минут после прибытия в Лодейное поле
поезда из Питкяранты).
Расписание поездов в Лодейном поле к Москве:
343 Мурманск-Москва 14-40 ежедн.
107 Мурманск-Новороссийск 17-48 четные
15 Мурманск-Адлер 19-44 пн. ср. пт
181 Мурманск-Москва 22-31 ежедн.
17 Петрозаводск-Москва 21-46 ежедн.
139 Мурманск-Симферополь 23-46 ср. сб.
Лодейное поле-Питкяранта 4-50 ежедн. (отправление)
Питкяранта-Лодейное поле 22-07 ежедн. (прибытие)

ВЫВОДЫ
Маршрут удобен как небольшой весенний тренировочный поход.
Удобна заброска и выброска. Наиболее сложные мощные препятствия
находятся в конце маршрута. Поэтому к ним подходит группа, уже
достаточно подготовленная на порогах верхнего участка реки.
Маршрут подходит для каяков и байдарок, на катамаранах имеет
смысл заходить только на падуны со ст Уукса. По правому (по
течению) берегу до первого падуна идет хорошая дорога.
Препятствия No2(шивера "Снежная"), No 9 (пор.
"Мостовой-1"), No33(пор. "Мостовой-2") желательно осмотреть
Пр No39(пор. "Розовый слон"), No40 ("Мельница"), No41
("Каньон"), No43 ("Храмина")-пороги с мощными бочками,
требующие правильного захода. Они требуют просмотра и
страховки. При нашем прохождении ниже пор "Каньон" под левым
берегом и ниже пор "Храмина" под правым берегом стояли сети.
===============================================================
FILE: woloma.txt
Волома, Елма, Онда (96 г)

 From: "Alexey Vetruk" <alexey@utsfond.spb.su>
Очень дикий маршрут от одной железной дороги до другой. Если
состав участников сильный то можно сделать волок на Елму и Онду
(рекомендую)

Пороги 2-3 категории в верхнем течении. Проходится с волоком
за 12 дней, но спортивным составом. 2 дневки, 2 дня на волок, 8
ходовых дней по 35 - 40 км Больше рыбы, чем там не было никогда
( 2 кг соли кончилось)


Отчет предоставил
Жуков zhukov@cat.icp.ac.ru ¦ mailto:zhukov@cat.icp.ac.ru

Я думаю, не одного меня заинтересовало сообщение,
промелькнувшее в "конфе" о рыбной речке Волома. Я плохо
представлял себе этот район, хотя лет 15 назад был на Шуе.
(Ранее Карельские реки в спортивном отношении меня мало
интересовали, а для того чтобы "оттянуться" с семьей обычно
ходил на пару недель значительно севернее или в Архангельскую
обл.. Однако, нищета последних лет заставила искать новые
дешевые варианты, исключающие автобусные (автомобильные,
вертолетные и т.п.) заброски. По этой причине я взял на заметку
это письмо и когда появилась возможность прихватив карты,
катамаран, жену и ребенка поехал в Петрозаводск.
То что представлено ниже это не описание маршрута в
строгом понимании (я считаю, что для 2-ки-3-ки это вообще
излишне), а некие впечатления и сведения, которые, как мне
кажется, могут быть полезны тем, кто собирается в этот район.

Бассейн Воломы

В бассейне Воломы можно проложить достаточно много
маршрутов, начиная с простейших - р.Волома - Сегозеро -
р.Сегежа с выходом через Сегежу или через любую жд станцию
ниже. Развитая сеть автомобильных дорог позволяет сделать
заброску или выброску практически в (из) любую(ой) точку(и)
маршрута. например, возможен вариант окончания маршрута в
Маслозере, которое, по слухам, славиться красотой своего
западного побережья и чистотой воды, якобы, позволяющей
рассматривать дно на глубинах свыше 5 м. Возможны более
спортивные варианты, включающие волок на Елмозеро с последующим
сплавом р.Елма - оз.Ондозеро - Онда - жд.ст. Сегежа. Именно
этот маршрут я и планировал к прохождению.

Погранзона

Ближайшая станция к началу маршрута - Пенинга,
находящаяся на ветки Петрозаводск - Костамукша, от которой до
реки км 10-15 или в половину меньше до Воломозера из которого и
берет начало Волома. Первая неожиданность меня подстерегала в
кассах. Выяснилось, что билет в границах старой погранзоны
(отмененных где-то в 90-м году) без разрешения милиции не
продают. Так как я приехал на поезде 18 ("Карелия", отправление
из Москвы 18.10, прибытие - 9.30), то время было достаточно,
чтобы что-то предпринять. В жд отделении милиции мне
подсказали,что надо обратиться в паспортно- визовый отдел или,
если не поможет, в МВД. Оба учреждения находятся в одном
здании по адресу ул. Кирова, 1. Как оказалось, это неподалеку
от оперного театра, напротив универмага и драмтеатра. От жд
вокзала - минут 15-20 пешком. В первом же кабинете (N 10 -
начальник паспортного стола) секретарша сдалась практически без
боя и я получил заветную печать (наличие паспортов -
обязательно). При этом было подчеркнуто, что это делается в
порядке исключения и вообще-то говоря должно было быть сделано
по месту жительства. От нее же я узнал, что пропуска в
погранзону отменены уже давно, но вместо них введено
"разрешение на въезд в пз". (Разница как между пропиской и
регистрацией. Как я уже отмечал, границы погранзоны были
изменены давно, погранзаставы сняты, однако, для жд и милиции
на удивление все осталось как и прежде.) Вся операция получения
разрешения заняла минут 15-20, однако, уже на маршруте я
встретил группу, которой в прошлом году этого сделать не
удалось и теперь они пользуются другим приемом - выписывают
фиктивные командировки в Пенингу, что с их слов, также является
основанием для продажи билетов.

Поезд

Поезд Петрозаводск-Костамукша N 680 отправляется из
Петрозаводска в 19.10 с третьего пути. Примерно за час до этого
с него же отходит пригородный на Токари, а первый путь
занимается 18-м на Москву. По этой причине, если нет желания
таскаться по подземным переходам - можно перетащится заранее по
верху.
Проводницы очень придирчиво проверяли разрешение и
документы, но т.к. погранцы теперь поезд НЕ ПРОВЕРЯЮТ, а на
станциях тем более никого нет, то у меня сложилось впечатление,
что взяв билет до границы погранзоны можно легко договориться с
проводниками, доплатив им разницу. (Через час после отправления
они уже вполне милые и нормальные девушки).
Последний раз паровоз меняют в Суккозере. На этой станции
состав частично расформировывается, поэтому стоянка там 40 мин.
Попытка договориться напрямую с машинистом, насчет остановки на
мосту была неудачной (их график движения контролируют), но он
подсказал законный путь - обратиться к дежурной по станции и
она, запросив разрешение у диспетчера, выписывает предписание
на остановку. Ворчание дежурной и диспетчера были скорее для
порядка и я легко получил нужную бумажку. Единственная
сложность заключалась в том, что никто, включая машиниста, не
знал какой это км (номер следует указывать в предписании на
остановку). Так вот, прямо у моста стоит столб 199 км.
По расписанию в Пенингу поезд прибывает в 4.40. Поселок
от станции довольно далеко (км 2-3), поэтому его встречал
автобус и несколько частников. Так ли это всегда - не знаю, но
часов в 7.30 и затем в 9 этот (или подобный) автобус проезжал
через автомобильный мост, под которым мы собирались. Отсюда
делаю заключение, что существует вариант с автобусной заброской
от Пенинги до моста, а небольшое расстояние не сделает ее
слишком дорогой. Для справки: из Петрозаводска нам предлагали
"рафиком" заброситься куда угодно по цене 1500-2000 р/км.

Собираться лучше у автомобильного моста, который
находиться в 50 м правее от жд. Проблем с материалом для рамы -
нет.


В верхнем течении Волома

В верхнем течении Волома - узка, мелка и извилиста. По
моим оценкам коэф.извилистости по отношению к карте примерно
2.5. Расход - менее 5 м3/с. Рыбы мало, часто встречаются
мелкие, чрезвычайно замусоренные камнями порожки. Шкуродер.
Чуть ниже, за порогами начинаю брать небольшие щучки. Стоянок
мало и они плохие.
Ко второму мосту расход увеличивается мало, однако река
становиться значительно шире. После двух шивер достаточно
интересный порожек - четко выраженный слив с хорошо
сформированной струей на камни. Может представлять серьезную
опасность для байдарки. По нашей воде я бы сказал, что это
непроход для "Тайменей". Как потом мы узнали, случайно
влетевший в него Таймень развернуло и поломало все, что может
быть поломано. Опасность для экипажа - незначительная, т.к.
слишком мелко. К слову сказать, на всем маршруте опасных для
жизни экипажей порогов нет. На участке оз.Шуонъярви до
следующего озера Куранъярви стоянок нет. Сложности даже с
обеденными.
Самые красивые места и самые шикарные стоянки на Воломе в
районе оз. Куранъярви, как при подходе к нему, так и на самом
озере.
На участке до Елозера по-прежнему встречаются порожки.
Некоторые из них ничего, но т.к. воды становиться больше, то
все они проходимые и особых сложностей не представляют.
Выход из первой части Елозера находиться на
противоположенном берегу от места впадения Воломы, чуть правее,
почти сразу же за новым домиком. Выход очень узкий и виден
только в непосредственной близости.
Выход из самого озера виден издалека. Он находится на
участке берега с сравнительно свежими порубками и балком на
левом берегу.

Участок бывшего молевого сплава

С этого места начинается участок бывшего молевого сплава.
Сплошная рубка леса вдоль берегов и его молевой сплав начинался
с устья Воломы с Сегозера и перемещался вверх по реке.
Закончился он на берегах Елозера. Издалека его берега выглядят
так, как будто это деяние окончилось неделю назад, однако уже
порядком сгнившие бревна и развалины сплавных изб опровергают
это. Уже через 1.5 км сплава берега покрываются молодым лесом.
Постепенно следы порубок становятся менее заметными, однако, и
в дальнейшем легко угадываются по всей длине реки по остаткам
боновых заграждений, ряжевых стенок, домиков сплавщиков и
обилию леса на дне.
Как ни странно это прозвучит после всего сказанного,
именно с этого участка начинаются самые рыбные места Воломы. На
протяжении последующих 10-15 км множество стариц и заливов в
которых хорошо ловиться щука и крупный окунь. Последний строго
по расписанию утреннего вечернего и дневного клева и с учетом
одному ему известных погодных условий.
Километрах в двух-трех, после впадения левого притока
Аминдомаоя прекрасная стоянок между каскадами порога на левом
берегу, напротив сплавной избы. В левой протоке (если повезет с
погодой) великолепный клев.

Волок на Елмозеро

Волок на Елмозеро проходит вначале по обозначенному на
карте зимнику через болото, а затем по просеке, идущей почти на
восток. Место волока определить достаточно сложно. Поворот
реки на юг не может служить ориентиром,т.к. река по-прежнему
сильно петляет, и чуть ли не после каждого поворота временно
течет на юг. Так же не следует верить рассказам, что в этом
месте хорошо утоптанный берег и явные следы тропы. Нам эта вера
стоила 1.5 дней и 25 километровой экскурсии, включающий подъем
по реке через два порога.
Для его отыскания можно посоветовать почаще выходить на
левый берег, особенно в местах рыбацких сходов к воде. По
левому берегу идет старая заросшая лесовозная дорога. В месте
волока она заканчивается небольшой поляной от которой через
болото начинается зимник и с которой хорошо видно болото
простирающееся до хребта с отметками высот 256 и 238. Первые
500-700 м следует придерживаться зимника, затем слева появятся
остатки гати, которая проложена до самого хребта. После подъема
на первый перевал вновь начинается болото, влево по которому
уходит зимник ведущий к просеке, выходящей почти к месту
впадения Верхней Елмы, а вправо, остатки гати, которая и
выводит к нужной просеке. Левый зимник даже по нашей сухой
погоде производил впечатление малопроходимого и вызывал желание
попробовать плыть по нему. Мы выбрали правую просеку, которая
является кратчайшим путем на Елмозеро. В начале она густо
заросла молодым осинником через который ведет еле заметная
тропа (по ней изредка ходят охотники и рыбаки). Вскоре после
подъема на перевал тропа становиться очевидной и в ней легко
угадываются признаки строй лесовозной дороге. По пути
встретятся два почти полностью разрушенных моста через ручей.
После последнего через 500-700 м слева к просеке подходит
старая, прекрасно сохранившаяся дорога на Кузнаволок. (Следует
учитывать, что дороги, обозначенные на карте и реально
существующие - не совпадают) Однако, я бы посоветовал не идти
по ней, а продолжить движение по просеке до ее конца (еще
150-200 м) - она упирается в хорошую рабочую дорогу, на
которой, если повезет, можно встретить даже попутку: машины
возят сено и косцев в Кузнаволок. (Продолжение просеки до озера
не нашел. Видимо заросла.) В противном случае, следует
продолжить движение влево по дороге и через 35-40 мин Вы
окажетесь в Кузнаволоке от которого осталось лишь несколько
разваливающихся каменных домов, так называемые, "казармы" -
когда-то в них жили военные связисты.
Если пойти от развилки вправо, то через 150-200 м справа
от дороги откроется озеро, которое местные называют ламбиной
"Светлой" с исключительно прозрачной водой. Зрелище настолько
поразительное, и нехарактерное для Карелии, что очень
рекомендую дойти до него и убедиться в этом самим.
С 20-ти кг рюкзаком разведывательную ходку до развилки я
сумел сделать за 1 час 20 мин. Обратная дорога налегке заняла
ровно час. (Ввиду надвигающейся темноты темп движения был
максимально возможный). На следующий день под полной нагрузкой
волок занял около 7 часов, но надо учесть физически слабый
состав команды, для членов которой эта дорога оказалась очень
тяжелой и потребовала в дальнейшем 2-х дневной дневки с баней.
В Кузнаволоке с мая по октябрь живет гостеприимный
отставной военный врач Валерий Алексеевич из Питера. Он
приезжает туда уже 12 лет и прекрасно знает озеро и
окрестности. С его слов, мы вторая команда, которая за
последние три года прошла этим путем. Обычно для выхода в
Елмозеро туристы предпочитают пользоваться транспортом,
забрасываясь в самую восточную часть озера из Шалговаар.
Елмозеро красивое озеро с высокими красивыми берегами.
Вода чистая, прозрачная. Неплохо ловиться рыба. Самый большой
окунь, который мы видели пойманным на удочку - 1.5 кг, плотва -
около 1 кг. За устьем Верхней Елмы множество прекрасных
оборудованных стоянок. Великолепные места для бани.

Нижняя Елма

Нижняя Елма начинается неплохим порогом (естественно,
относительно тех, что были на Воломе) в середине которого
мощный многолетний завал. Остальных отмеченных на карте порогов
не заметили. Расход при выходе из озера около 7 м3/с.
До первого озера (Кодарви) вода в Елме чистая и
прозрачная. Неплохо ловиться рыба. Озеро Кодарви мелкое с
болотистыми берегами. На первый взгляд стоянок нет. На участке
до следующего озера хорошо берут щуки. Стоянок нет. На озере
Маръярви справа нашли хорошую но маленькую стоянку. Вообще же
они начинаются в 40 мин. ниже по реке и в дальнейшем с ними нет
проблем до Онды.
Д. Каргуба хорошо видна, а после выхода в Ондозеро
появляется другой мощный ориентир г. Хаговара, хорошо видная со
всего восточного побережья. На оконечности косы Хордюкорда
прекрасная стоянка и место для бани.
На Ондозере все время, что мы там были дул сильный
северо-западный ветер. У восточного берега волны были до метра
высотой. Весь этот берег скальный, стоянки отыскать трудно, но
они очень живописны.
Ондозеро самое рыбное место, которое мы встретили на
маршруте. Клев был практически в любом месте, в любое время и
ловились неплохие окуни. На наших глазах местный рыбак с берега
на удочку вытащил 1.5 кг леща !!!
Онда единственная река, где ловиться хариус. Со слов
местных лучшее место для ловли в р-не плотины. Мы узнали об
этом уже в конце маршрута, но все равно поймали на спиннинг
40-ка см экземпляр.
Расход при выходу из Ондозера около 10 м3/с. До слияния
Быстрицей есть хорошая струйка, после - болота, почти стоячая
вода, сплошные петли (меандры, то бишь), коэффициент
извилистости по отношении к карте - больше 2-х. Стоянок нет до
V-образного поворота с озером в основании V (Мы нашли там одну,
но если постараться, я уверен, найдутся еще). Нормальные места
для стоянок начинаются после Куросозера. Пороги более
многоводны, чем были до этого. Особенно хороши 2-й и 3-й пороги
после Куросозера. (Экипажам со опытом 2-к и 3-к обязательно
осмотреть 2-й.)
На Курасозере и Панозере необозначенные на карте дачные
поселки.
Участок Панозеро-Ондское водохранилище - малоинтересен,
особенно после моста с магистральным шоссе М-18.
Ондское водохранилище было бы одним из самых красивых
мест на Онде, если бы не трубы алюминиевого комбината на левом
берегу. Тем не менее отмечу, что на нем множество красивых
высоких островов с прекрасными стоянками и туристскими банями.
Местного населения практически нет.
Пересекая широкую часть водохранилища и уходя в нижнюю
его часть, следует обойти последний остров слева и в дальнейшем
придерживаться левого берега. (Вдоль правого множество
островов).

Мы заканчивали маршрут

Мы заканчивали маршрут примерно в км перед автомобильным
мостом у последнего знака на левом берегу, запрещающего стоянку
на якорь. В этом месте хорошая стоянка максимально долго
освещаемая солнцем. Дорога проходит в 50 м левее и прикрыта
лесом.Вообще место для стоянки и разборки судов можно выбирать
еще до км ранее, т.к. дорога везде идет вдоль берега. Мы
рассчитывали остановит рейсовый автобус Надвоицы-Сегежи
(частота движения примерно раз в час), однако уехали на попутке
через 30 мин ожидания. Большим группам возможно есть смысл
плыть прямо до вокзала, тем более что вода заканчивается от
него примерно в 15 м, однако в этом случае придется ночевать
практически в Сегеже (на островах?). На вокзале достаточно
хороший, даже по московским меркам супермаркет, лучше чем
магазины в городе. Минутах в 20-25 ходьбы два базара и
магазины. Напротив первого базара, через жд линию - хлебозавод
у которого есть лавка и всегда можно купить свежий хлеб.
Билет до Москвы в плацкартном вагоне пассажирского поезда
стоит 78 тыс. На вокзале висит объявление, что по пятницам в
8.00 и вск. 8.00 и 12.00 в Петрозаводск идет автобус. Время в
пути - 4 часа, стоимость - 40 тыс.

Справочные данные

Все ссылки даны на карту "Карелия" масштаба 1:200 000,
листы 8 и 9. Издание 1993 г. по заказу АО "AQUA".

Общее ходовое время - около 60 часов. Из них:
Волома - 22 часа
Волок - 7 часов
Елмозеро+Елма - 10 час
Ондозеро + Онда - 21 час

Для желающих посетить Кижи

Первый Метеор отходит в 7.45, затем около 11 и 13. Билет
туда-обратно - 40 тыс., вход -10 тыс.

Отправление поездов из Сегежи:

15 ск. Мурманск - 11.35
181 пас. Мурманск - 12.10
111 ск. Мурманск - 13.35
Все приходят в Москву в 12.00 +(-) 30 мин.

Выводы и рекомендации

1. Маршрут по походной сложности соответствует примерно 3
к.с. (байдарка).
2. Волок достаточно сложный и "ломовой" и может быть
рекомендован только подготовленным группам.
3. В спортивном отношении пороги особого интереса не
представляют. Самые сложные на Онде. 2-й после Куросозера
оценивается в 3-б - 4-а (в зависимости от воды), 3-й - 3-б
(оценка для байдарок)
4. На карте обозначены далеко не все пороги, и далеко не
самые крупные.
5. Для отдыхающих можно рекомендовать спуститься в
Маслозеро, ос- мотреть его и подняться к месту волока. Подъем
от оз. Лазоревско- го занимает 6-7 часов.
6. Я бы рекомендовал идти не не байдарках, а на небольшом
катамаране. Меньше проблем на порогах и на волоке.


01.09.1996
zhukov@cat.icp.ac.ru
Черноголовка, Московская обл. ИХФЧ РАН
===============================================================
FILE: woloma2.txt
Волома

From Alexander.Gromov@p17.f185.n5020.z2.fidonet.org T
Date: 04 Feb 97

П.В.Струков, А.H.Громов

МАРШРУТ "р.ВОЛОМА - оз.СЕГОЗЕРО" (II категория сложности)

Сроки (с дорогой): 28 июля - 19 августа 1992 г.
Вода - низкая.
См. так же ¦ woloma3.txt

1. Идея. Информация. Ее отсутствие. Сборы. Оформление. А может, не надо?.. Надо!!

Мысль о Воломе зародилась у нас, стыдно сказать, при
взгляде на халтурную "туристскую" 10-километровку Карелии. А в
самом деле! Начало маршрута находится прямехонько на железной
дороге (ветка на Костомукшу - Юшкозеро), далее километров
160-170 по реке в безлюдной местности, потом обширное Сегозеро
и наконец село Попов Порог, от которого недалеко до железной
дороги на Мурманск и можно доехать автотранспортом до
ст.Уросозеро, а нет - продолжить сплав по р.Сегежа до
одноименного городка. Перед самым Сегозером проложена шоссейка
с автобусным сообщением до Медвежьегорска - резервный
(аварийный) вариант окончания маршрута. Выглядит заманчиво.
Едем, а?
Группа: 8 человек взрослых и трое детей от 4 до 9 лет. У
троих взрослых никакого водного опыта, у остальных (кроме
адмирала) - в прошлом всего лишь байдарочные "двоечки". Суда:
одна КНБ и три "тайменя" без фартуков. В городской
турбиблиотеке огромное количество отчетов по Охте, Воньге,
Чирке-Кемь, Нюхче - Илексе и Шуе. По Воломе нет ничего. Ясно,
что по этой реке ходят мало. Почему так? Рабочая гипотеза:
потому что маршрут не шибко спортивный и вдобавок начинается в
погранзоне, а не всем это нравится. За неимением другой
гипотезы принимаем эту.
Река Волома вытекает из северной оконечности озера
Волома, расположенного на Западно-Карельской возвышенности,
течет на восток, кое-где разливаясь в незначительные озера,
принимает справа большой приток Талвиесдеги, затем, свернув на
север, пробирается через Средне-Карельскую возвышенность, снова
течет на восток и уже в нижнем течении сворачивает на юг -
юго-восток, образует довольно-таки значительное Сонозеро и
вскоре впадает в Сегозеро. Из 90 метров перепада высот
наибольшая часть приходится на верхнее и среднее течение реки.
Берега кое-где, особенно в среднем течении, по-настоящему
круты, горизонтали на карте толпятся возле самой воды. Отмечены
пороги, около десятка. Вот и вся информация, которой мы
располагали до похода. Мало? Разумеется, мало, да тут еще эта
погранзона... Может, не ехать? Спонтанные дискуссии вокруг
этого вопроса возникали не раз. То да се, да не зря, наверно,
туристы там не ходят... Решено: сомнения пресечь, оформить
въезд в погранзону и ехать.
В Петрозаводске, простояв час в очереди, взяли билеты до
ст.Пенинга. Из Петрозаводска в том направлении ходит ежедневный
поезд, который сначала заезжает в Костомукшу, а потом идет на
Юшкозеро. А может, и наоборот, нам это не важно. В кассе нужно
предъявить пропуск в погранзону, иначе билеты могут не продать.
(Может быть, хватило бы просто маршрутной книжки? Не знаем.) И
это был первый и единственный случай, когда мы предъявляли
пропуск. Ни на станции Пенинга, ни где-либо еще никто не
поинтересовался, кто мы такие и куда движемся. Ленивы и
нелюбопытны, Пушкин прав.
Кстати, о Пенинге. Не вздумайте ехать до станции Волома -
она дальше и совсем не на этой реке.
Загружаемся в поезд. Проводница, увидев байдарки и сделав
очень круглые глаза, лопочет что-то о багажной квитанции. Не
обращаем внимания. Закипает титан. Обращаем внимание. За окном
начинается классический карельский пейзаж, и это приятно, а то
по дороге из Москвы до самого Петрозаводска было ни то, ни се.
Просыпаться нам рано, еще до 5 часов. Чепуха, главное - едем!

2. Пенинга. Куда податься? Разведка. Нас пугают. Новые сведения. Река

Проспали. Оказалось, изменилось расписание, и в Пенингу
поезд прибывает примерно в 4ч.30м. утра. Поезд стоит одну
минуту, сонная проводница держит флажок, а мы, кто в чем был,
выбрасываем вещи. Приехали.
Белые ночи уже на последнем издыхании. На самом
последнем. Пасмурно, сыро и нежарко. Накрапывает. Нами
завтракают комары. Вокруг ни души. Стоят какие-то жилые
домишки, но людей нет никого. Затаскиваем вещи в деревянное
зданьице станции.
Ура, здесь есть печка! И даже дрова. И еще скамьи, на
которые можно лечь и доспать.
Заниматься этим делом оставляем женщин и детей. Сами идем
на разведку местности. Мы знаем (из карты), что южнее оз.Волома
есть цепочка маленьких озер, соединенных речкой или ручьем, и
надеемся, что по ним можно добраться до озера. Надежды
напрасны. Первое озерко расположено совсем рядом со станцией,
вправо по ходу движения поезда, но берега заболочены и из
озерка вытекает столь тощий ручеек, что пройти по нему на
байдарках невозможно. Идем по шпалам к следующему озерку - там
та же картина.
Что делать? Идти в село Пенинга - вот что. От станции
туда проложена широкая грунтовка. Идем по ней и километра через
три находим автохозяйство. Само село расположено чуть дальше.
Слева от дороги - озеро. За ним стоит гора Лысая, которая,
во-первых, не лысая, а во-вторых, не гора. А выглядит как очень
длинный и довольно высокий (409 м) холм. Говорят, что Лысой эта
возвышенность называется из-за карликовых сосен на вершине. Ну,
может быть. Не видели. От сильного западного ветра гора не
защищает, и вокруг весьма прохладно. Капает дождик. В 7 часов в
автохозяйстве начинают появляться люди. Самое время брать
"языка".
Аборигены настроены доброжелательно, на вопросы отвечают
охотно. Еще одно подтверждение малой исхоженности маршрута.
Уверяют, что до нас с самого мая погода стояла жаркая и почти
не было дождей. Спрашиваем, как добраться до Воломы -
показывают на ближайшее к автобазе озеро. Из него, по их
словам, по протокам можно попасть еще в одно озеро, оттуда в
следующее, а уже из него - в озеро Волома. С сомнением крутим
головами: на нашей карте никаких проток нет. Впрочем, местным
виднее.
Ветер очень сильный. На наблюдаемом нами озере, несмотря
на его малые размеры, он поднимает неплохую волну. Стоит ли
начинать маршрут с перехода по озеру в такую погоду?
Совещаемся. Решаем, что не стоит. Тем более что тащить весь наш
багаж под дождем и ветром 3-4 километра от станции до озера нет
никакого желания, будем нанимать машину, а раз так, то не лучше
ли доехать сразу до реки? Решаем, что лучше.
Местные слегка озадачены нашим решением плыть непременно
по Воломе (они делают ударение на первом слоге). Шоферы иногда
возят туристов на Тумбу, реже - на Чиас, а на Волому идти не
советуют. Река, говорят они, в низовьях сплавная, а еще недавно
была сплавная и в среднем течении, так что будут вам, ребята,
завалы, а рыбы будет мало, да и лес по берегам местами
вырублен, а в каком-то пятом квартале - целиком. Еще говорят,
что за все лето до нас по Воломе прошла всего одна группа. И
вообще всячески нас пугают. Тем не менее вопрос об изменении
маршрута у нас не встает. Раз собрались на Волому - пойдем по
Воломе. А Тумба не волк и в лес до следующего сезона не
убежит.
Довольно быстро находится шофер, согласный довезти нас до
реки и даже не ставящий никаких предварительных условий оплаты.
Через полчаса мы уже у деревянного моста через реку, которая
вытекает из озера не более чем в километре от этого места. На
правом берегу в 50 метрах ниже моста есть место, где может с
удобством встать небольшая группа. Есть ровные места для
палаток и для сборки байдарок, вокруг достаточно дров. Ягод
немного, зато жареных грибов - каждому по миске. Волома здесь
шириной около 10 метров и неглубокая. Течение незначительное.
На другом берегу реки низина, мягкий и глубокий мох, много
голубики, а еще стоят сушины, пригодные для нодьи.
Вообще, о дровах лучше сказать сразу: проблем с ними на
маршруте не было нигде. Только на двух стоянках с топливом было
"удовлетворительно", на остальных - "хорошо" и "отлично".
Группа брала с собой стандартную двуручную пилу, но могла бы
обойтись и без нее. Сухостоя везде навалом. В сравнении,
например, с Воньгой - просто сказочное место в смысле дров.
Дождь то перестает, то начинается снова. В этот день не
плывем, а готовим к походу матчасть. И, черт возьми, просто
наслаждаемся общением с карельской природой. Хорошо-о!

3. Волома. Верховья. Пороги и озера. Природа много себе позволяет. Вампиры и упыри. "Лучше я разобьюсь о камни." Рыба.

Река Волома условно разделена нами на 3 части: верхнее,
среднее и нижнее течение. Среднее начинается после впадения
крупного правого притока Талвиесдеги. Это мы так считаем.
Талвиесдеги - это то, во что превращается река Чиас после озера
Чиасъярви. Но местные жители все равно называют реку Чиасом, и
мы их очень понимаем. Два слога в названии всегда лучше пяти.
Жрут насекомые. От комаров помогает крем, купленный в
Петрозаводске. От мошки не помогает ничего. Любимое ее занятие
- заползти за ухо и уже там покушать вволю. Кровососущих
значительно больше, чем было в предыдущих наших походах по
Карелии. Полагаем, что это не является характеристикой
маршрута, а просто лето нынче такое.
Отплываем. Через полчаса первое препятствие: слабенький
порожек из двух ступеней. Верхняя ступень мелковата. Над второй
ступенью висит упавшее поперек реки дерево. Возможно, в очень
высокую воду его заливает водой. При невысокой воде можно
пройти "под". Для облегчения байдарок перед препятствием
высаживаем женщин и детей на левый берег. Пусть идут пешком.
Здесь растут грибы и ягоды, высится округлая живописная горка.
Красиво.
Далее река некоторое время течет параллельно железной
дороге. Из-за леса слышен шум поездов. В конце этого участка,
перед тем как река уходит от железной дороги, находится остров.
В конце острова мелкие перекаты в обеих протоках.

Мало-помалу уклон реки увеличивается. Препятствий
становится больше. Перекаты и порожки идут, чередуясь со
сравнительно небольшими участками спокойной воды. Порожки
преимущественно мелкие, хотя некоторые бурлят довольно сильно.
Не раз и не два приходится вылезать из байдарки и снимать ее с
камней. И первый ходовой день весь такой. Начали было считать
препятствия для отчета, но сбились и плюнули. Кто был на
Щегринке, поймет почему. В первый день очень уж серьезных
препятствий мы не видели. Большинство порожков можно проходить
без осмотра. Так и делаем. Материальные потери: сломанное весло
(у адмирала). Иногда на особенно мелких местах приходилось
высаживать на берег "лишних" людей и преодолевать пороги по
одному в байдарке. Берега живописны и поросли ягодой, есть
черника, голубика и морошка, но идти по ним (берегам) несладко.
Тропинок вдоль порогов здесь нет и в помине. Тайга. Под ногами
то камень, то мох по колено, то ямы с водой, то поваленные
стихией деревья. Реплика Иры на второй день сплава: "Хватит!
Лучше разобьюсь в пороге о камни, но по берегу больше не
пойду!" И не пошла. И не разбилась.
Погода ведет себя нехорошо. Хамски. На воде пришлось
переждать сначала просто дождик, потом сильнейший ливень с
грозой, потом опять дождь и уже на стоянке - град. В дальнейшем
стало полегче и установилась нормальная карельская погода с
15-20 градусами тепла (чаще 15, чем 20). Правда, из 20 дней
похода только один был совсем без дождя. (Любопытно, что на
маршруте "Поруста - Лужма", как мы узнали от одной группы уже в
обратном поезде, в это самое время практически не было дождей и
стояла теплая погода. Судьба-с...)
До устья Талвиесдеги мы планировали дойти за 2 ходовых
дня, по 5-6 часов ежедневной гребли. И не уложились в график,
благодаря чему пришлось ликвидировать запланированную дневку на
цепочке озер. Очень легко путешествовать в Москве пальцем по
карте. Три дня на верхнее течение Воломы - это то, что нужно.
Первый день сплава кончился у порога под очень низким
деревянным мостом. Пройти его можно, только если лечь на дно
байдарки так, чтобы ничего не торчало. Но опасно, так как
порог бурлит довольно сильно. И время уже позднее. Решаем
встать на ночлег на левом берегу в 20 метрах от моста. Здесь по
левому берегу есть тропа обноса! Первая! Она длиной метров 70.
Местечко для стоянки так себе. Впрочем, во время дождя с
градом любое место выглядит гадко. Транквилизатор в запотевшей
бутылке оказывает свое обычное действие. Ночью кто-то хрустел
валежником вокруг нашей стоянки и временами взрыкивал.
Разошлись по палаткам с ощущением чьего-то взгляда из темноты.
Поглядели в ответ. Ни черта не видно. Зато с утра - яркое
солнце. Ура.
Продолжительный вопль, донесшийся с реки, известил о
событии: на спиннинг Олега поймалась первая щука. Неплохая,
килограмма на полтора-два. Солим рыбину, чтобы вечером
закоптить. Хозяин сломанного весла в окружении помощников и
сочувствующих совершает над сим орудием ручного туристского
труда разные шаманские манипуляции.
До первого озера всего километров пять, но пройти их
отнюдь не просто. По идее, река уже приняла в себя несколько
небольших притоков, но что-то не заметно, чтобы воды стало
больше. И все же примерно половину порожков удается пройти без
облегчения байдарок. Это больше, чем в первый день. Один
Г-образный порог длиной метров 200 более серьезный, чем прочие,

<<

стр. 36
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>