<<

стр. 39
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

| 9. | Саарикоски | 420 | 0.8 | II |
| 10. | Кокосенкоски | 200 | 0.4 | I |
+----------+-----------------------+---------------+----------+-------+


4 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ МАРШРУТА



ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДАМ ЙОЭНСУУ И ЛИЕКСА

Фирма "Спутник Плюс" организовала для нашей группы автобусные
экскурсии по городам Лиекса и Йоэнсуу.
ЛИЕКСА - небольшой (7000 жителей) и очень чистый городок, главные
достопримечательности которого - водонапорная башня XIX в., на которую
теперь водят экскурсии, и новое здание костела, построенное в этом
году на месте сгоревшего. Жители города гордятся этим костелом, т.к.
его проектировал тот же архитектор, по проекту которого построен
Президентский дворец в Хельсинки. В этом костеле прекрасный орган.
С прошлого года жители городка устраивают у себя неделю духовой
музыки для любительских оркестров Европы. На один из таких концертов
попали и мы. Его давал любительский оркестр из Нидерландов, по случаю
хорошей погоды - на открытом воздухе, на ступенях универмага
"Остерман" - самого большого в Лиексе.

ЙОЭНСУУ. По финским масштабам очень большой (60000 жителей) -
четвертый в Финляндии город. Здесь есть университет, именно он
определяет жизнь города. Есть здесь и свои национальные проблемы: в
Йоэнсуу в последние годы обосновались беженцы из Сомали и выехавшие на
постоянное жительство в Финляндию из Карелии карелы и ингерманландцы.
Отношения и с той, и с другой колонией у жителей города (не у всех, а
в основном у студентов) довольно натянутые, с сомалийцами дело
доходило и до открытых столкновений.
В Йоэнсуу нас возили в один из оздоровительных центров с прекрасным
бассейном, в котором был даже зал с гидромассажем, залами для
спортивной и атлетической гимнастики, бильярдными и сауной.

5.2 ЭКСКУРСИЯ В ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Финляндия - страна молодая, ее история не насчитывает и века,
однако ко всему, что имеет к ней отношение, финны относятся очень
бережно.
Этнографический музей, который мы осматривали в течение двух часов
и никак не хотели уходить оттуда, - это большая (около 100 га)
площадка под открытым небом, на которую в последние годы свозят со
всей Финляндии деревянные дома, мельницы, даже старые сараи и
костровища лесорубов и лесосплавщиков, словом, все, что жители страны
хотят сохранить как историческую ценность для потомков. Осматривая
музей, мы часто встречали там финские семьи с маленькими детьми.
Наверное, именно так и воспитывается любовь к своей стране. Внутри
всех помещений воссозданы соответствующие интерьеры, а служители и
служительницы в национальных костюмах показывают, например, как ткут
на старинном ткацком станке или мелют вручную зерно.
В музее собраны экспонаты, связанные как с главным занятием жителей
края (а они прежде всего лесорубы и лесосплавщики), так и с тем, что
можно назвать с историей внедрения научно-технического прогресса в
этот патриархальный уголок: первые типографии, швейные и красильные
мастерские, даже первый паровоз, который появился в этих краях только
в 20-х годах нашего столетия.

50: 7. ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ


1.При сплаве по р.Хаапайоки в июле вода низкая, и на некоторых
порогах целесообразно плыть только капитанам на груженых байдарках.
Первая часть реки характеризуется наличием порогов длиной от 50 до 80
м, при ширине русла от 7 до 20 м и перепаде воды 0.7-1.5 м.
Вторая часть реки включает в себя пороги N 7 Лоухи, N8 - более
сложные для прохождения. Длина порогов составляет 350-500 м, перепад
воды на каждом пороге более 7 м. Пороги N 7,8 целесообразно
использовать для тренировок экипажей, одиночных прохождений, проводки
и самосплава. При наличии времени у порога Лоухи можно сделать дневку,
т.к. там имеется прекрасно оборудованная стоянка (дровник, костровище
с мангалом, туалет), много грибов и ягод.
Третья часть реки представляет собой систему порогов NN 9-21,
расположенных на протяжении 6 км. Длина каждого порога всего 50-60 м,
но общий перепад на этом участке реки составляет 22 м. Русло на этом
участке имеет ширину не более 10 м, берега поросли кустарником и мало
удобны для просмотра порогов. Поскольку течение очень быстрое, а
участки, годные для прохождения, слишком узки, рекомендуемое
расстояние между экипажами на сплаве - не менее 100-150 м. На этом
участке есть два довольно удобных улова (после порога N 12 под правым
берегом и после порога N 16 под левым берегом), где группа может
собраться вместе.
2. Река Лиекса - очень популярный в северной и центральной Европе
рафтовый маршрут. За день мы встречали не менее 5-6 групп, идущих на
рафтах и даже специальных моторных лодках, каждая из которых
рассчитана на 10-12 человек. Такие группы формирует дирекция
заповедника Руунаа, один день маршрута стоит около 70$. Для
байдарочников эти моторки могут быть помехой, особенно перед порогами,
т.к. они создают очень большую волну. По счастью, шум моторок слышен
издалека, поэтому всегда можно зачалиться и переждать. Кроме того, на
этой реке популярен финский национальный вид спорта - сплав стоя на
бревне с шестом-балансиром. Нам этого увидеть не удалось, но, по
отзывам проводников, зрелище захватывающее. На пороге Неитикоски
тренируется Национальная финская сборная каякеров.
На годном для сплава на байдарках участке реки 10 порогов от 1 до 4
категории сложности. Наиболее сложны пороги Неитикоски (Девичий),
Муурокоски (Дробный) и Кяпискоски (Еловая шишка). Наиболее удобен для
тренировок порог Неитикоски: сложный, небольшой по протяженности, с
хорошим уловом под правым берегом и удобными для проноса байдарок
берегами. Есть на правом берегу удобная стоянка, а в 0.5 км от нее -
база для участников международных маршрутов с сауной. Самый сложный
порог на реке - Кяпикоски - к сожалению, для тренировок малоудобен
из-за высоких берегов с густым подлеском, который не дает возможности
возвращать байдарки.
Общая протяженность годного для сплава участка 105 км, перепад воды
26 м. При низкой воде особенно сложен для прохождения из-за обилия
камней в русле будет порог Кяпикоски. Высокая вода сделает очень
сложным порог Муурокоски с мощной бочкой и большими даже при средней
воде валами.
3. На активной части маршрута группа пользовалась промышленными
байдарками "Таймень-2", несколько усовершенствованными нами. Для
проклейки днища мы использовали не стандартные жгуты, а полосы резины
шириной 70 мм и толщиной 1.5 мм. Всячески рекомендуем именно такую
проклейку - она выручала нас на каменистых порогах на р.Хаапайоки.
Часть фартуков мы шили из брезента, а часть - из ткани "серебрянка"
производства Южной Кореи. И тот и другой вариант себя оправдали, хотя
оба имеют и плюсы, и минусы. Брезентовый фартук тяжелее и менее
компактен, зато удобнее крепится, меньше протирается и рвется в местах
крепления; фартук из "серебрянки" легче и компактнее, но в местах
крепления к фальшбортам его необходимо дублировать кусками резины,
кожи или брезента, иначе он рвется. Юбки мы изготовляли из
"серебрянки" и плотного технического капрона. Юбки из "серебрянки"
более себя оправдали: они легче и плотнее крепятся к обручу и легче
отстреливаются при оверкиле.
Для изготовления группового снаряжения (тент на палатку "зима",
групповой тент) мы пользовались услугами фирмы "Синто" и вполне
довольны и внешним видом, и качеством, и функциональностью ее изделий.
Фирма находится в р-не м.Бабушкинская и принимает заказы как за
наличный, так и за безналичный расчет.
4. Выбор района путешествия мы предоставили фирме "Спутник Плюс"
(г.Петрозаводск, ул. Льва Толстого, д.4, СЮТур, тел.: 5-56-60).
Маршрут Хаапайоки-Лиекса МКК Петрозаводского СЮТур (председатель Панов
А.) оценивает III к.с. Мы имеем возможность сравнить его со
стандартной карельской "тройкой" по рекам Муезерка и Чирка-Кемь.
Протяженность активной части маршрута примерно одинакова, причем, к
нашему изумлению, карельский маршрут оказался более "населенным", чем
финский: на реке Хаапайоки населенных пунктов нет вообще, а на Лиексе
- д.Панкаярви и г.Панкакоски лишь на заключительной части маршрута. По
количеству порогов вполне сравнимы Хаапайоки и Муезерка, но на
Муезерке все пороги короткие и не выше 1-2 к.с., в то время, как на
Хаапайоки есть пороги и III, и IV к.с. Километраж обеих рек менее 40
км. По количеству порогов Чирка-Кемь и Лиекса примерно равны. Конечно,
на Лиексе нет порогов, похожих на Тахко-Падун и, пожалуй, Рокконен, но
зато очень интересны и сложны для прохождения пороги Неитикоски,
Муррокоски и Кяпикоски. Поэтому мы вполне согласны с оценкой маршрута
III к.с. Для желающих воспользоваться услугами фирмы "Спутник-Плюс"
добавляем, что по территории Финляндии фирма предоставляет маршрут
I-II к.с. по реке Йонгунйоки (I) и рекам Йонгунйоки-Лиекса (II).
Для маршрута по рекам Хаапайоки и Лиекса (наш вариант) все участ-
ники должны иметь опыт прохождения как минимум "двойки". Возраст - от
15 лет.
Сезонность маршрута очень широка - с мая по октябрь для взрослых
групп. Для детских предпочтительнее июль-август: стабильный уровень
воды, лучшие по многолетним наблюдениям погодные условия, обилие гри-
бов и ягод.
Познавательная часть маршрута составляет следующие экскурсии:
1. Музей Зимний (русско-финской войны).
Специального режима работы музей не имеет, так как он же -
клуб ветеранов, поэтому экскурсии возможны в любой день недели
и в любое светлое время суток.
2. Этнографический музей под городом Лиекса.
Расположен под открытым небом (музей типа острова Кижи, дерев-
ни Малые Карелы и т.д.). Его можно посещать в любой день неде-
ли, но экскурсоводы предоставляются только группам, пришедшим
в музей до 18:00 по финскому времени.
3. Экскурсии по городам Йоэнсуу и Лиекса.
Входят в общий план маршрута, разработанный фирмой "Спут-
ник-Плюс" и проводятся на их автобусе.
Авторы:
Коцот С.Я.
Айбатулин Р.



53: КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

"... на той войне незнаменитой" (А.Т. Твардовский)

Советско-финская война глазами финнов

Русские называют эту войну финской, финны - зимней, а историки
говорят о ней как о войне, которой могло бы и не быть.
Финляндия - одно из самых молодых государств Европы, вышедшее
из состава Российской империи и получившее независимость в 1918
году. Отношения Советского Союза с Финляндией были мирными до
1939 года, когда для военных стратегов стало очевидным, что в
случае войны остаются совершенно незащищенными Ленинград и
Мурманск, расположенные менее чем в 40 км от финской границы,
т.е. на расстоянии дальности прицельной стрельбы артиллерии
крупного калибра. Советское правительство стало предлагать
Финляндии отодвинуть границу, отдав Советскому Союзу уже обжитые
финнами территории и предлагало взамен земли севернее Ладожского
озера, большие по территории, но совершенно неосвоенные. Это
предложение финны сочли неприемлемым и согласились отдать
Советскому Союзу лишь один небольшой участок границы (передвинуть
линию границы с 35 до 45 км от Ленинграда). Это не устраивало
советских правителей и 16 ноября 1939 года на военном совете
Сталин заявил: "Нам придется воевать с Финляндией". 30 ноября
1939 года войска Ленинградского военного округа перешли финскую
границу.
Война, рассчитанная Сталиным на две-три недели, продлилась 105
дней. Уже в декабре 1939 года СССР как агрессор был исключен из
Лиги наций.
Основа укреплений финско-советской гранцы - линия Маннергейма,
названная так по линии ее создателя, одного из самых талантливых
военачальников и военных инженеров Европы.
Кроме того, тактика финской армии была приспособлена к
вооруженной борьбе именно на такой территоррии: дикие леса, озера,
бездорожье; имели финны и многочисленные прекрасно выученные
лыжные отряды. Красная армия, наступавшая крупными соединениями,
утяжеленными к тому же боевой техникой, была менее мобильна и не
имела хорошо обученных лыжников, поэтому наши потери в финской
войне были неоправданно высокими - более 72 тыс. человек (для
сравнения: вооруженные силы Германии, оккупировав почти всю
Западную и Центральную Европу, потеряли убитыми 40,5 человек). Но
высоки были и потери финнов, поэтому они начали мирные
переговоры, и 12 марта 1940 года война была закончена и к СССР
отошли Карельский перешеек, Выборг и все побережье Ладожского
озера, а также часть полуостровов Рыбачий и Средний на Баренцевом
море.
Все это было для нас только строками из трудов историков, пока
нам не довелось увидеть эту же войну глазами финнов в музее
русско-финской войны, расположенном на территории, включающей в
себя небольшой участок сохранившихся укреплений линии Маннергейма.
Комплекс музея занимает площадь 60 га, на его территории
воссоздан участок русско-финской границы 30-х годов ХХ в.
Музей организован на средства ветеранов и спонсоров,
государственной поддержкой не пользуется. При нем существует клуб
ветеранов с кафе, библиотекой и кружками.
Интерес для российских туристов состоит в том, что они
попадают как бы по другую сторону линии фронта - Советский Союз в
контексте экспозиции музея представлен агрессором, против
которого отчаянно сражались финские патриоты.
В музее бережно сохраняются даже самые незначительные
реликвии, относящиеся к периоду Зимней войны: это фотографии,
карты, личные вещи бойцов, снаряды, каски, кружки... В отдельных
залах воссозданы интерьеры финских землянок с прекрасно
выполненными муляжами. Это было нам особенно интересно, потому
что на нашей территории недалеко от старой дороги, идущей левым
берегом Пяльвозера (участок маршрута II к.с. по р.Суна) мы нашли
такую же финскую землянку. В музее нам показали видеофильм,
составленный из воспоминаний ветеранов этой войны.
Через переводчика мы общались с некоторыми из ветеранов,
бывшими в это время в музее. Из их рассказов мы узнали, как
отходили следом за своими войсками целые деревни в глубь
территории Финляндии, как принимали участие в партизанской войне
и женщины, и маленькие дети, как лечили и выхаживали они раненных
бойцов. Странное чувство испытывали при этом мы: наверное, так же
неуютно и смущенно чувствуют себя граждане Германии в
мемориальных комплексах Освенцима или Сталинграда. Но наших
финских собеседников это нисколько не смущало.
Для финнов эти события - не более чем исторические факты,
поэтому к группе российских школьников отношение было
доброжелательным, без предубеждения. При прощании мы сошлись на
том, что война - недопустимый способ решения конфликтов между
двумя странами.

Использованные материалы: 1. Вторая мировая война. Итоги и
уроки. М:Военное изд-во, 1984
2. Материалы музея русско-финской
войны (Финляндия)
3. Видеофильм "Зимняя война".
(Собственность музея русско-
финской войны - Финляндия)

Над составлением работали:
Санталов Алексей,
Пилипчук Алексей

===============================================================
FILE: eesti.txt
Горячие Эстонские Речки

<META NAME="Author" CONTENT="Anton Tilipman">


Обзор Антона Тилипмана.

<B>Предуведомление
Я не <A HREF="mailto:iourine@iourine.msk.su">Юрин</A>, а Северное побережье Эстонии это Вам не
<A HREF="kayakant.txt">Южное побережье Турции</A>, однако для адекватного восприятия местных
названий настоятельно рекомендую использовать именно Турецкую
кодировку.

"Эстонские сплавные речки? А такие вообще бывают?" - спросите
Вы, а я совсем и не обижусь, потому что даже эстонцы не знают,
что они в их стране есть. Из водных видов спорта у них
популярен лишь виндсерфинг, да еще катание на бревнах по
болотам - это такая возрождающаяся традиция. Поэтому информации
- полный ноль, что и побудило меня написать пару слов.

Общая информация
Ниже перечислены реки Эстонии, впадающие в Финский залив
Балтийского моря и пригодные для сплава в половодье и после
него. Для указанных рек характерно крутое падение - до 12 м/км
включительно. Это связано с тем, что северный берег Эстонии
приподнят над уровнем моря на высоту 25-30 метров и достаточно
резко обрывается в оное. Речки пропиливают глубокие и узкие
долины, часты выходы твердых пород - в основном известняков.
Отсюда и порожистый характер этих рек. Часты водопады, высота
которых достигает порой 10-15 метров. Это водопады в прямом
смысле этого слова - вода не прыгает по камням, а именно
падает. Русла рек каменистые, в обилии валуны всевозможных
размеров и, что хуже, обломки известняковых плит с довольно
острыми краями. Завалы практически отсутствуют, что связано с
исключительно чутким отношением местного населения к своей
природе - часто лес можно принять за хорошо ухоженный парк.
Минимально количество техногенного мусора. В связи с близостью
теплого Балтийского моря половодье проходит достаточно рано -
примерно в те же сроки, что и в Московской области и
существенно раньше, чем на Валдае; но довольно сильно растянуто
по времени, поскольку реки имеют не только снеговое, но и
озерно-болотное питание.

Ночевки
Мест для стоянок, по разным причинам, совсем немного. Две
из рассматриваемых рек протекают по территории национального
парка, берега остальных довольно плотно заселены. Но сплавные
участки рек невелики и во многих деревушках и хуторах можно
вписаться на "фермы". Это не значит что Вам придется спать на
сеновале или чистить конюшни - ферма это обычный (по тамошним
меркам) деревенский дом со всеми удобствами (или с большинством
из них). Часто с сауной, а иногда и с русской банькой. В целом,
ферма - это деревенский вариант хостела, но немного
покомфортней. Хостелы также есть, как правило в городах или
пригородах. Должен предупредить, что два хостела в Таллинне на
поверку оказались самыми натуральными Борделями, впрочем если
место есть, то Вас впишут и без предоставления дополнительных
услуг. Цены на ночлег колеблются от 4 до 16$. Адреса борделей
приводить не буду, чтобы избежать обвинений в рекламе заведений
;)

Теперь о речках.


Пуртсе (Purtse)
- заброска от ж.д. станции Пюсси (Pьssi) или от моста
шоссе СПб-Таллинн (М11) (в Эстонии имеет номер 1). Полноводная
речка с уклоном до 7 м/км. На указанном участке протекает, в
основном, по открытой местности. Крутые высокие берега. Справа
от устья пляж. Длина сплавного участка реки 15 и 4 км
соответственно.

Пада (Pada)
заброска от моста шоссе М11 близ одноименной деревни.
Проходима лишь в половодье. До моря около 20 км, средний уклон
около 2.5 м/км. Берега, в основном, покрыты лесом.

Кунда (Kunda)
одна из самых полноводных в Эстонии речек. Заброска
опять-таки от соответствующего моста. Длина участка реки от
моста до моря около 25 км, перепад высот - 50 метров, из
которых половина приходится на последние 2 км. К сожалению, в
устье находится довольно крупный одноименный город с большим
цементным заводом. Условия сплава по городу мне неизвестны.
Долина реки глубокая. Местность по берегам ближе к морю
становится открытой.

Лобу (Loobu)
проходима лишь в половодье. Заброска от моста шоссе М11.
До моря около 25 км, перепад высот - 60 метров. Протекает по
территории национального парка Lahemaa, отличные сосновые леса
по берегам. Уклон до 5 м/км.

Валгейыги (Valgejхgi)
(в переводе Белая река) - довольно большая речка. В
очередной раз упоминая про мост и про шоссе чувствую себя
Якубовичем, объявляющим рекламную паузу в "Поле Чудес". На
25-километровом отрезке до впадения в море падает примерно на
60 метров. Как и Лобу протекает по территории национального
парка. В отличие от прочих речек участок основного падения
приходится не на последние километры перед морем, а напротив,
расположен неподалеку от моста. Не влетите случайно в водопад
Ныммевески (Nхmmeveski) километрах в 7 от начала пути! Он
небольшой - чуть больше метра. Главное не вляпаться в узкий
котел по центру реки. Русло загромождено валунами и здоровыми
глыбами известняка. По берегам отличный лесок.

Ягала (Jдgala)
- заброска от станции Аэгвийду (Aegviidu) до моста
неподалеку от плотины на реке Содла (Soodla). По Содле идти до
Ягалы около 12 км. Далее по Ягале до моря еще около 25 км.
Берега, в целом, лесистые, относительно ненаселенные. Внимание:
2 водопада! Один - в каньоне у деревни Ягала, другой -
незадолго до устья, высотой 8 метров. Будьте бдительны!
Впадающий за несколько километров до второго водопада крупный
левый приток Йыеляхтме (Jхelдhtme) на протяжении 2 км течет под
землей. От устья притока до места его выхода из под земли около
3км. Перепад высот на рассматриваемом участке - 50 метров.
Уклон до 5 м/км.

Пирита (Pirita)
- течет по плотно заселенной местности, впадает в море в
черте Таллинна. Условия сплава неизвестны. Интерес может
представлять участок от моста Старо-Нарвского шоссе до лодочной
станции у моря (6 км), находящийся целиком в черте города,
перепад высот 25 метров. Средний уклон, соответственно, 4
м/км.

Кейла (Keila)
- заброска через деревушку Кейла-Йоа (Keila-Joa), в
переводе Кейла-водопад. Водопад высотой 6 метров расположен
чуть ниже автомобильного моста. Пожалуйста, не влетайте в него
- костей точно не соберете! Сплавной участок - от подножия
водопада (старт у левого берега) до моря. Длина около 1.5 км,
перепад высот около 14 метров, то есть уклон до 10 м/км. Речка
весьма полноводна. Водопад, мягко говоря, внушителен. В русле
валуны и здоровые обломки известняковых плит. В устье
заброшенный погранпост (сейчас не стремно), вышка и окопы.
Песчаный пляж.

The end!

P.S. О забросках.
Писанина надоела, поэтому буду предельно короток. Речки
недлинные. Места для стоянок редкие. С общественным транспортом
напряги (любой ленивый там имеет машину, в связи с отсутствием
собственной автоиндустрии). Автостопщики вызывают неприятие
(даже если мыть голову под водопадом ;) Аренда автомобилей -
дороже чем в Москве. Если ехать на своем - нужен экологический
сертификат. Поэтому ставку надо делать все же на общественный
транспорт, но заблаговременно переписывать ВСЕ расписания во
ВСЕХ местах, через которые проезжаете. Для сплавного средства,
соответственно, критично время сборки/разборки.

С удовольствием приму Ваши отзывы,

<A HREF="mailto:vokati@cityline.ru">А.Т.

</A><A HREF="http://www.user.cityline.ru/˜vokati">http://www.user.cityline.ru/˜vokati</A>
===============================================================
FILE: tumcha.txt
Тумча-92

26 ИЮЛЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ. 1992 год

Встреча на вокзале: Илья Ларин, Петя, Юра, Андей +
Стелла с Володей Староверовым. Недокупленный раскладочный чай
восполнили в тройном количестве. Вместо некупленного 1 kg шоко-
лада купили 3.30 kg халвы и сгущеного кофе. Поезд Петрозаводскн
Кандалакша в 15:58 скорый. Шитье катамарана мной, Ильей и Юрой.
Володя режет ухи, а Стелла их прижигает. Зануда проводница.
Время в пути 15 часов.

27 ИЮЛЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК.

Кандалакша в 6:30. Уезжаем поездом 9:25 до Ковдора
(вместо 18:40 в Алакурти). Так можно заброситься выше по тече-
нию. По дороге в поезде переписываю лоцию параллельной группы.
Ковдор 12:30. Илюша, Петя и Юра пошли в комендатуру оформлять
документы, так в группе появляются два Староверовых - Володя и
Илья. Все остальные ждут примерно до 12:40 на автобусной оста-
новке у вокзала. Пыльно и холодно. Зато ребята заказали отдель-
ный автобус до самой речки по 35 р. Выехали в 16:30. Все сидят!
Доехали до КП. Пограничник позвонил начальству, выяснилось, что
за КП Тумчи нет, а где она, никто не знает (байка про бывшего
начальника гарнизона, не отдавшего единственную точную карту
окрестностей). Едем больше часа вдоль следовой полосы. Две реч-
ки, текущие в Финляндию. Наконец, Тумча. Разворот автобуса на
следовой полосе. Начало стапеля. Из-за дождя пришлось ночевать.
Раз семь приходили пограничники, проверяли, не случилось ли с
нами чего.

28 ИЮЛЯ, ВТОРНИК.

Проснулись в 12:00. Дежурные Петя и Андрей. Манка. Про-
должение степеля. Обед с жутким количеством грибов, в 18:45
вышли. Крокодил - Стелла и Володя, рама вровень с водой - плы-
вут по жуткой траектории, зависимость движения от гребли они за
время сплава понять не смогли. Муравей спускает, но держится
лучше: иногда нам с Юрой удавалось проплыть метров 50 по пря-
мой. В 19:30 байдарка и Тима уплыли вперед. Илюша захотел поси-
деть на Муравье и меня без юбки выгнали в каяк. Стало холодно,
пришлось грести. В результате я оторвалась от катов, встретила
каяк и двушку группы, стоявшей перед нами, и тут впереди что-то
зашумело. Просмотрела: маленький перекат. После уговоров каяке-
ра, который согласился меня подстраховать, поплыла, перед пере-
катом налетела на зуб - в каяке вода. "Каяк - не женская заба-
ва." Две дыры по 3 см и штук 5 мелких пробоин. Хорошо, что с
собой аптечка с лейкопластырем. При дальнейшем сплаве перед
каждым шумящим перекатом чалилась и просматривала, параллельно
собирая грибы. В 21:40 меня догнали Стелла с Володей. В 22:10
доплыла до стоянки с костром и канами над ним. Петя, Андрей и
Тима приплыли в 9:00. Чистка грибов (два кана, так как в один
все не помещается). Спор, надо ли портить вермишель засыпанием
в кан с грибами. Пока варились первые два кана, Илья с Юрой
набрали грибов еще. Общественное порицание. Блины с черничным
вареньем.

29 ИЮЛЯ, СРЕДА.

Подъем дежурных (Стелла и Володя) то ли в 9:00, то ли в
10:00. Дождь. Перенос костра. Подъем в 12:00. Артек с черникой.
Пытаюсь сделать сметану.
Дождь. Стелла начала сушить грибы. Илюша захотел поиг-
рать в медведей, но стал играть на гитаре.


4 АВГУСТА, ВТОРНИК.

Дежурные Эля, Илья. Подъем их в 11:45. Манка, творог,
щербет. От добавки каши Юра и Стелла отказались. Шили наш кат.
Мимо прошла группа из Владимира, 17 человек. Маленькая стремная
двоечка - объемная рама на болтах, выступающая на 10 см за бал-
лон.
Муравей превратился в "тройку": правый баллон: средний
- Андрей, левый баллон: носовой - Юра, кормовой - я. Надули,
связали упоры и стремена и нашли дырку по шву. Первая реакция -
"да ладно", но Илья напомнил Сардай-Миену и мне пришлось дырку
зашивать. В это время разгруженный Крокодил прошел справа Падун
кормой вперед. Все по заветам Петра, только чуть при заходе не
удержали угол и в первую бочку зашли полулагом. Пошел Илья.
Справа киль на сливе без видимой на то причины, в прижим не за-
тянуло. Прошел две бочки рядом с каяком, выбрался на камушек,
сел в каяк и прошел вторую ступень. Вопрос после прохода: "Так
прошел или нет?"
Кат готов - пошел дождь. Перекус под общественным тен-
том, дождь не кончается. Я: "Может еще что-нибудь съедим?" Об-
щество милостливо согласилось. После второго перекуса постано-
вили, что дождь кончился и пошли примерно в 20:00.
Муравей хотел перечалиться на другой берег и просмот-
реть проход слева, но не смог сделать траверс, пришлось идти
направо. Свалились по центру, в прижим не вошли. Илья после
прохода: "Впечатление такое, что вы с катом ничего не можете
сделать." Нагруженный Крокодил опять пошел справа, носом впе-
ред, но в бочку опять въехал лагом, три телемарка за порог.
Пошел дождь. Капли на очках, видимость min, сняла -
лучше не стало. Двойной просмотр по лоции, но чалиться было
лень. Мы прошли, а Стелла с Володей сели на плиту, пока снима-
лись, вырвали ухо. Ищем стоянку. "Каменистый". На правом берегу
сразу за порогом пляж с песочком. Дежурные Андрей, Эля. Дождь
практически не кончается. Вермишель с тушенкой. От супа отка-
зался Илья, Стелла съела 1/2, остальные доели с большим трудом.
Решено впредь уменьшать порцию лишь за особые заслуги. На воп-
рос: "Кто хочет блинов?" ответа не последовало, но через неко-
торое время блины все-таки съели, давясь халвой. Общий отбой
примерно в 2:00.


5 АВГУСТА, СРЕДА.

Подъем в 11:30. Дежурные я и Андрей. "Артек" (успела
посолить, пока Андрей отвернулся). Омлет - первый блин комом.
Стелла с Володей зашились еще до завтрака, но собирались безоб-
разно долго, тянулись мы с Илюшей. Юра поймал первую рыбку фо-
рель. Андрей в это время катался в каяке, кильнулся: "На этом
каяке невозможно встать!" Вышли в 17:00. Доплыли до "Водопадно-
го". Мы пошли по центру в косой высокий вал (ребята уговорили),
постраховали в улове Илюшу (хорошо прошел справа). Во второй
ступени по моему недосмотру недоработали на входе, вошли не ту-
да, сели на камень. Результат - дырка в баллоне от рамы 1 см.
Обед и заклейка (19:00). Когда все было готово, выяснилось, что
существует еще одна дыра. опять клейка. Вышли в 21:30. В 22:20
подошли к порогу "Кривой". Красивая ступень во всю реку меньше
метра высотой, воды достаточно. Мы решили идти справа - доволь-
но крутой чистый слив, правда, камни слева и справа - почти га-
барит. Удачно. Илюша хотел за нами, но ошибся на заходе. Киль.
За катамаран встать не дали и очень долго (примерно метров 300)
тащили Илью за катом по выходной шивере. Полная неудовлетворен-
ность спасработами, хотя вроде бы и не чайники, все все понима-
ют.
Илью с каяком довели до замечательной стоянки сразу за
ступенью порога, а сами пошли вытягивать кат против течения: я
на кате толкалась от берегов, ребята тянули. Когда пришли (при-
менно в 2:00), уже над костром висели каны. Стелла и Володя хо-
рошо прошли где-то по центру. Рядом (перед порогом) группа из
Москвы, руководитель - Миша из МИТХТ. Угостил вяленным мясом,
дал рецепт. Вечером болтали. Вермишель и бутерброды с мясом,
вермишель с грибами, которой никто кроме меня и Ильи не дожда-
лись. Очень хочется спать.

6 АВГУСТА, ЧЕТВЕРГ.

Проснулась в 11:00 от ударов топора, в 11:30 посмотрела
на часы и с ужасом подумала, что через полчаса дежурные Стелла
и Володя объявят подъем. Полвторого долгожданный звук прозву-
чал. Манка с мятой черникой. Мы с Илюшей в 15:00 решили сегодня
быстро собраться и через два часа, в 17:00, мы выплыли. Выход-
ная шивера "Кривого" без приключений. В желанную большую бочку
мы попали левым баллоном (перегребли), а "Крокодил" - правым
(недоработали). Дальше - километра четыре плеса (по лоции
пять). На плесе обнаружили на внешнем шве на "Крокодиле" две
дырки - 12 см и 3 см. Разошелся шов, прошитый один раз. Идем до
первого порога.
Перекат, затем порог ("Распошенка"?). Просмотр с воды.
Через два километра порог "Юрьев день".
Грибы, баня, стол со скамейками и половина моста дров
сделали порог непроходимым. Полудневка с баней. К вечеру подп-
лыли четыре киевлянина на двух двушках. Большая из них - больше
Муравья - примерно 2 тонны, зато трубы - 3 мм - прыжковые пал-
ки. В Падуне от удара о бочку груз, лежащий по центру, их поло-
мал. У ребят рация, приемник, магнитофон, аккумуляторы к ним.
Решено ужинать вместе. Вермишель с тушенкой киевлян, их сало,
водка. Наши грибы со сметаной из сухого молока, которая так и
не успела окончательно скиснуть.
Весь вечер возилась с пирогами с грибами. 10 пирогов
съели сразу же, еще 49 были готовы к 5 часам утра. В это время
Юра с Андреем делали баню. Часа в четыре они и Илюша помылись.
Все довольны собой.

7 АВГУСТА, ПЯТНИЦА.

Я проснулась в 12:00, вылезла из палатки, дала уже вы-
лезшему недежурному Володе ЦУ о завтраке. (Юра где-то в лагере,
Стелла в лесу собирает грибы). Съела 13 таблеток и легла спать.
В 14:15 мне в палатку подали рисовую кашу с сыром. В 17:30 Илю-
ша начал меня будить. Часам к шести удалось вытащить меня из
палатки и заставить заниматься обедом. Потом искала дыру в бал-
лоне.
Рядом встала группа (9 человек). Мимо проплывала еще
одна группа. Их двоечка хотела посмотреть на нашем берегу сто-
янку, но неудачно. При чалке напоролись на бревна с гвоздями
метрах в пяти от берега. Продрали баллон. Минут пятнадцать бро-
сали спасконцы - наш и с двоечки. Девятая их попытка оказалась
удачной, правда застрял наш конец и его потом долго вытаскива-
ли. Этой группе тоже пришлось встать рядом с нами. Удивительно,
но на три группы гитары не оказалось.
Мойка моей головы. Шитье гондолы баллона. Гречка с ту-
шенкой на ужин. В это время Стелла жарит блины. К ним сгущеное
кофе.
Весь день Стелла сушила грибы, точнее собирала их, чис-
тила и мелко резала, а Володя, чертыхаясь, рубил дрова, нанизы-
вал грибы на нитки и пытался их сушить на вчерашней бане. Стел-
ла становилась все более радостней - грибы начали сушиться!!!
Шитье гондолы до и после блинов (примерно 1,5 метра шва). 9
таблеток.
К блинам пришли продравшиеся ребята с огненной водой к
радости Юры и Андрея. Приятные люди, байки всю ночь. Постепенно
ушли Стелла, Володя, Андрей. Осталось нас трое и двое ребят.
4:25 утра. Еще не расходимся.

8 АВГУСТА, СУББОТА.

Дежурные Эля и Илья. Наш подъем в 10:30, общий в 11:30.
Манка, омлет. Часов в 12 встал Юра с птичей болезнью. Долго вя-
зали наш катамаран, часа в три он был в основном готов. Дождь,
перекус. Отплытие в 16:30.
Сбились с лоции: сразу же за "Юрьевым днем" была шиве-
ра, которую мы приняли за выходную, потом еще одна. "Скалистый
глаз" не заметили, было два порога с островами посередине, шли
слева, правые протоки более мелкие, по низкой воде, видимо,
непроход. Потом были плесы, перемежающиеся порогами и порожка-
ми, река разбивалась на протоки, затем опять сходилась. Много
островов. Один из порогов мы посчитали "Надеждой" и, как я и
обещала, сделали перекус на воде. Доедали, плывя по протокам и
шиверкам, ожидая очередной просматриваемый с ходу порог. Объез-
жаем одну шиверу по узенькой канализации между островами справа
и вдруг въезжаем в шиверу мощную. Ребята не в упорах. Юра сел
сразу, Андрей махнул рукой, но тут за шиверой показался мощный
слив с валами и бочкой. Андрей в упоры еле-еле успел впрыгнуть.
Прошли почти все, чальнулись в улове и я с удивлением увидела
каяк, идущий килем вниз и кормой вперед. Но тут его развернуло
о камень и лагом внесло в маленькую бочку. Киль. Спасработы
"Крокодила". Костер и перекус в 20:00. Илюша, Юра и Андрей
очень замерзли. У ребят на другом берегу Володя спросил, что за
порог. "Кра-си-вый!"- был ответ. Выглянуло вечернее солнышко, и
порог действительно стал очень красивым. Илья сломался: каяк
погрузили на "Муравья", Илью - на каяк и поплыли (21:15). "Ве-
черний". Заметили один растрескавшийся валун вместо трех перед
"Узким", а сам порог не заметили. Зачалились через примерно 300
метров перед "Ямой". Там стояли Толик and Co. Толик рассказывал
страсти про жесткий второй вал, где кильнулась двоечка и про
пенный котел в "Котле", где с четверки смыло двух человек. Сна-
чала "Муравей", чтобы не мокнуть, хотел пойти слева по сливу,
но Толик уговорил, и мы пошли справа через бочку и два вала,
там, где полет. 22:30. Стоянка сразу за порогом, слева в бух-
точке, там меньше ветер. Сильно пересоленый суп из пакетиков и
пригоревшая вермишель с тушенкой. Вечером ужастно хололдно. От-
бой в 1:00.

9 АВГУСТА, ВОСКРЕСЕНИЕ.

В 10:30 Володя словами "Вода в канах закипела" разбудил
дежурных меня и Андрея. Никакие мои вопли, что еще очень рано,
не помогли, пришлось вылезать из палатки и готовить молочную
гречку. Володя со Стеллой зашились (Илюша, вылезая после "Кра-
сивого" на катамаран, вырвал ему очередное ухо). Выплыли на
удивление рано - в 15:30. Я заболела и сломалась, поэтому плыла
на каяке: каяк погрузили на "Муравей", а меня на него. Греб
вместо меня Илюша. Холодно, поэтому в "Котле" сам котел у лево-
го берега "Муравей" очень аккуратно объехал еще левее. "Кроко-
дил" повторил его маневр, правда в маленькой бочке их немного
подержало. Примерно через час ходу по плесу прошли "Ночной" и
зачалились перед "Карнизом". Группа с замечательно странными
судами: двоечка длиной 4 метра, а диаметром баллонов 30-40 см
из тонкого рыжего авизента и тримаран из трех подобных балло-
нов, ширина рамы 3 метра (две гондолы из матраса шились на ру-
ках в поезде, баллоны из полиэтиленовой трубы, трубочки с за-
тычками из палочек). "Карниз" они обнесли. Это хороший катама-
ранный порог, действительно самый сложный на речке. Каменная
глыба-остров стоит ближе к левому берегу. Мощного водопада-неп-
рохода, предсказанного в лоции слева, мы не нашли, в нашу воду
справа слив с бочкой на выходе, слева бочка, несколько сильный
валов - моща, киляло четверки. Большинство катов шло справа,
остальные суда обносили. "Муравей" справа слился, его притопило
и немного подержало в бочке. "Крокодилу" пришлось совсем плохо.
Неправильно привязанные рюкзаки помешали Стелле влезть в упоры,
в бочке ее смыло. Володю с катом подержало в бочке, кильнуло,
еще подержало (он все это время пытался из упоров выбраться).
Наконец, его выплюнуло. "Муравей" в это время спасал Стеллу,
потом погнался за "Крокодилом". Зачалились на островке за поро-
гом (остров напротив второй ступени - ряды довольно сильных ва-
лов). Костер. Экипажу кильнувшегося судна адмиральская благо-
дарность за сохраненные весла. Перекус. Дождь. Выплыли часов в
восемь. Час сплава до "Каньонного". Хотели идти без просмотра,
но я замерзла, причалили и меня высадили. В каньоне не было да-
же больших валов, зато в следующем безымянном порожке была и
бочка, и валы. Залило по пояс даже меня, сидящую на каяке. По-
рог "Шляпа". Его Илюша назвал самым красивым для сплава порогом
на речке: слева гладкий слив, изогнутый объемным $, причем по
нему идешь не со струей, а скатываешься, обгоняя воду. Сразу за
ним слева улов, где мы и зачалились для антистапеля. Вторая
ступень порога (метров через 40 после первой) - падение воды с
каменной ступени с несколькими сливами, посередине разбивается
на две протоки каменным островом.
Собираемся уезжать завтра утром на катере до поселка
Зареченский.
===============================================================
FILE: tumcha94.txt
Тумча. Техническое описание

Техническое описание водного маршрута г.Москва - ст.Ковдор -
граница - р.Тумча - Йовское вдхр. - пос.Зареченск -
ст.Кандалакша - г.Москва, пройденного группой под руководством
Д.Марчука (байдарки, катамараны) с 26/06/94 по 10/07/94г.

Составлено М.Афанасенковым, тел. 193-9145 ¦ mailto:afanas@richart.msk.su




Содержание


Страница
Введение. Краткое описание маршрута. 3
Заброска. 3
Выброска. 3
Лоция. 4 - 7
Примечания. 7
Схемы 9 - 10
Фотографии 12 - 16


Введение. Краткое описание маршрута.

Тумча является наиболее сложной и интересной рекой
европейского Севера. На пятидесятикилометровом участке от
г.Алакурти расположено 30 (!) порогов, из которых 11 - 3-ей
категории, 9 - 4-ой и 5-ой (здесь и далее все категории для
байдарок). Все пороги 4-5 категории локальны и при
недостаточной подготовленности легко обносятся.
Общая длина маршрута 180 км. Можно выделить три участка:
1) граница-г.Алакурти - 75км; 2) Алакурти -
пор."Шляпа"(включительно) - 50 км; 3) Йовское водохранилище -
55км.
Первый участок включает большое количество перекатов и
порогов- перекатов не выше 2-ой категории. Очень красивые
берега (сопки, приток-водопад). Можно ради экономии трех дней
его опустить и начинать от Алакурти, но, во-первых, стапель и
ночевка посреди города не очень удобны (есть место и даже
дрова, но много народу) и, во- вторых, прохождение сложных
порогов с первых минут похода опасно.
Второй участок - "спортивный". Большое число локальных
порогов, разделенных короткими спокойными плесами.
Третий участок - озерный. Большое количество островов и
изрезанная береговая линия. Желательно иметь карту ("Северная
Карелия", 1см=2км, листы 1 и 4).
Всего с учетом осмотров, обносов и прохождений - около 50
ходовых часов (45-60, в зависимости от группы), т.е. 10 ходовых
дней плюс 2 запасных (они же - дневки).


Заброска.

В поезде 182 (отправление 19:30 из Москвы) есть
Ковдорский вагон (обычно последний), его отцепляют в Кандалакше
в 5:30 утра и прицепляют к Ковдорскому поезду в 9 утра. Мы с
билетами до Кандалакши просто доплатили проводнику и не
вылезали. Прибытие в Ковдор в 12-30. В вагоне проверяют
паспорта, желательно иметь маршрутку.
В Ковдоре необходимо зарегистрироваться у пограничников.
Удобно заранее подготовить на отдельном листе полный список
группы с паспортными данными. Пограничники подскажут, где можно
взять машину и куда ехать (номер заставы).
Адрес погранпоста в г. Ковдоре: ул. Горняков, 28, авт.
24.
На машине нужно ехать на запад до границы, далее налево
вдоль КСП до моста, перед мостом - налево 200м. Всего около
полутора часов с учетом дополнительной проверки на заставе, у
шлагбаума. У реки удобное место для ночевки и сборки судов.
Полярный день облегчает "ночной" стапель.

Выброска.

Антистапель - на дамбе. От нее до поселка около 3км,
возможна попутка. От поселка в 6:00 уходит автобус до
Кандалакши. Раньше утра малой группе там лучше не появляться
из-за ночной "активности" местной молодежи. В Кандалакше -
днем, поезд на Москву - около 17:00, билеты без проблем, в
Москве в 5 утра через день.

Лоция.

В лоции время на просмотры и обносы не учтено. Для длинных
препятствий время от НАЧАЛА прохождения.

NN Название К Расст Время отОриентир Описание и Примечания
С . от пред. прохождени
нача- (мин) е
ла,
км.
1 Перекатик - 3.5 50 - Плесы,
низкие
берега
2 Перекат 1 7.1 45 Остров Справа, по Мелко
струе
3 Перекат 1 7.9 10 Остров Слева от
острова
4 Перекат 1 8.1 5 Через 5мин - 3
провода
5 Перекатики 1 9.7 20 Левый малень-Справа от
кий приток островов
- Стоянка ЛБ - 13.7 50 Шум правого Плоский берег,
притока из поросший
кустов ягелем
6 Перекат 1 16.1 30 - Валы
7- Перекаты (2шт)1 16.9 10 - - -
8
9- Перекаты (2шт)1 17.7 10 Глыбы на ЛБ Валы
10
11- Перекаты (4шт)1 18.5 10 За большим Длина более У
14 островом километра последнего
- скальные
выходы
15 Перекатик - 22.5 45 - - Стоянка на ЛБ за
перекатом
(желтое
пятно)
16 Порог 2 29.0 75 Глыбы на ЛБ,Обливняки, Есть 2 пере-
правый валы. С катика до
поворот ходу. него
17- Перекат, 1 31.5 30 - - -
18 шиверы
19 Перекат 1 36.5 65 Маленький правыйДлинный, За 45мин до
приток мелкий, него -
стоянка на крупный
ПБ. леый
приток
20- Перекаты (5шт)1 37.0 5 После первого -2 Посередине есть
24 правый последних стоянки
приток - солидные
25 Порог 2 41.0 50 Валы, Валы,
падение. камни, с
ходу по
струе
26 Перекаты (5шт)1 42.0 15 - - 3-ий -
шиверка
27 Перекат, 1 44.5 30 Разлив, Перекат после
за ним - ручей слияния
мель справа, 2 проток;
про-токи мель идти
впереди у ПБ.
28 Порог 2 46.2 20 Каменистый остров,Правая протока.
слева - Валы,
мелко. камни, по
струе с
ходу.
29 Перекат 1 46.4 3 Развалины на ПБ
30 "Каньон" с 1 46.6 сразу - перекаты Перекатов так
перекатами , 45 мин(от мощный перекатмного, что
2 нач) порог (2КС), сони не
100мин(от ходу, слив упоминаютс
нач) ближе к ЛБ я отдельно
30А Конец "каньона"- 66.0 240 Хорошие стоянкиПеред песчанымЭта стоянка -
на ЛБ обрывом на последняя
ЛБ еть до
неприметна Алакурти,
я стоянка а на ЛБ -
на ПБ, у очень
заросшей много
колеи народу из
города(дор
ога)
- Мост, - 72.0 90 Плес
Алакурти

NN Название К Расст Время отОриентир Описание и Примечания
С . от пред. прохождени
. нача- (мин) е
ла,
км.
31 "Первенец" 4 72.5 5 Сразу за мостомТри протоки.Осмотр с ПБ.
Правая - Интересно
обнос пос-
главного мотреть
слива среднюю (с
байдарками острова) -
, далее не
выходная исключено,
шивера. что она
проходима.
32 "Падун" 4 73.3 10 Сразу за левымОстровок. Просмотр для катов
поворотом Слева две - по ЛБ,
мощные для байд -
бочки. по ПБ. На
Справа - ПБ над
несколько порогом -
слив-чиков погранзаст
с правым ава -
прижимом нужно
после зайти
первого. отметиться
Проход
байд -
справа,
катов -
слева
33 Перекат 2 74.0 5 По правой Валы С ходу
протоке
34 "Двойной" 3 74.3 5 Сразу, на Валы, Желательно
пра-вом камни, просмотрет
повороте косые ь с ПБ
бочки. С
ходу
35 "Каменисты 3 75.3 10 На левом Камни, Желателен посмотр с
й" повороте маневр, с ЛБ.
ходу.
36 Порожек 1 75.6 5 Две протоки Сливчик в обеихСправа(гов
орят)-
стоянка на
ПБ.
37 "Водопадны 4 76.6 15 Валы, шум. 2 ступени, Перед порогом-
й" проход стояночка
первой - у на ПБ.
ПБ. Осмотр Осмотр
для только с
байдарок ПБ. Обнос
обязателен удобен по
. ЛБ (левая
протока)
38 "Кривой" 4 85.0 110 Остров. Чалка ЛБ. Про-Стоянка на ЛБ
Слева - ход катов сразу за
входная в ле-вый сливом.
шивера. слив водо- Для прохода
Главный падного справа
слив - за типа. нужно
крутым Байдарки - пройти
левым про-ход по входную
поворотом правому шиверу и
языку или зачалиться
обнос по на ПБ для
ЛБ. просмотра.
39 Перекат 1 90.0 55 - - -
40 Перекат 1 91.0 15 Ветвление Слева мощнееШли справа.
41 "Юрьев 3 92.0 15 Скала на ПБ,Входная шивера,Просмотр.
день" разрушенны затем слив За сливом
е быки с плит с на ЛБ -
моста на бочкой. неплохая
берегах стоянка.
42 Шиверы 2 92.2 сразу - - -
43 "Скалистый 3 93.5 5 Последняя шивера -Мощные валы,Можно с ходу.
глаз" справа от просмотр
островка слева.
44 "Надежда" 3 94.0 5 Остров. Слева - мелкаяПосле бочки и
шивера- слияния
канали- проток -
зация. еще один
Справа - небольшой
бочка. слив около
Просмотр с ПБ.
острова.
45 "Подкова" 1 95.0 15 - Перекат Хорошая стоянка в
конце.
NN Название К Расст Время отОриентир Описание и Примечания
С . от пред. прохождени
нача- (мин) е
ла,
км.
46 "Марч" 3 96.5 15 Остров, Слив с косой
+ большие бочкой.
камни. С Просмотр
воды слив слева.
не виден.
47 Перекат 1 96.8 15 Остров, - Вскоре после
слева - него -
мелко, правый
справа - приток,
перекат при этом
впереди на
го-ризонте
- сопка
48 "Кошмарики 3 101.0 45 Каменный островСлева - шивера,Неплохие стоянки
" справа - над
два порогом на
сливчика. обоих
Про- берегах
смотреть
заход у
обеих
проток.
49 Перекат 1 102.4 10 Ветвление Везде справа
50 Слив с плит 1 103.9 25 Слияние всехС ходу Перед поворотом
проток, - стоянка
правый на ПБ
поворот
51 "Красивый" 5 104.0 сразу Нагроможде Входную шиве-руПросмотр по ПБ.
ния камней. нужно прой- Для байдарок
ти и - возможен
встать в у- обнос
лове у ПБ. главного
Далее - слива по
сужение ПБ.
реки,
мощный
слив,
бочки.
52 "Вечерний" 3 108.0 45 Остров, Заход справа сПросмотр с воды.
камни. уходом к
центру.
Валы.
53 "Узкий" 2 108.7 10 Чистый сливчик.С ходу.
54 "Яма" 5 109.0 5 Сужение реки.Мощный слив сКотел хорошо
пенным тормозит.
котлом в Байды
треугольни лучше
ке из обнести.
мощных от- За порогом
бойников,п на ПБ -
отом еще хорошая
бочка и стоянка.
валы. Просмотр с
ЛБ.
55 "Котел" 4 109.8 5 Виден от "Ямы"Слив,пена, Байдарки прохо-дят
на просмотр и по левому
горизонте. проход краю
слева. слива. Че-
рез 10мин
- Кит-
сайоки
справа.
56 "Ночной" 3 113.0 40 - С ходу у ПБ
57 "Карниз" 5 113.3 5 Каменный островСлева - слив сСамый мощный
ближе к плит порог на
ЛБ. водопадно- реке. При
го типа чалке
(только справа -
для сильно
катов). тянет.
Пра-вая Катамараны
делится на - проход
две: везде.
крутой ши- Байдарки -
рокий слив обнос.
с пенным Можно
котлом попытаться
справа и пройти по
более центру, но
пологий стра-ховка
слив в затруд-
центре, но нена.
с "косым" Обнос
входом. удобнее
Вторая слева.
ступень -
сужение
реки,
валы.
NN Название К Расст Время отОриентир Описание и Примечания
С . от пред. прохождени
нача- (мин) е
ла,
км.
58 "Каньонный 3- 119.0 60 Высокие скальныеТри слива с Просмотр и стоянка
" стены высокими на ОЧЕНЫ
вала-ми. высоком
Можно с ЛБ.
ходу
59 "Змея" 3 119.5 5 Сразу за левымСтруя петляет,До левого
поворотом валы. прижима -
Начало держаться
можно правее,
просмот- после -
реть по ЛБ левее.
60 "Шляпа" 4 122.0 15 За левым Слив с бочкойИнтересный
поворотом. и ,
прижимом, требующий
крутой маневра
поворот на порог.
180 и 2я Просмотр
ступень - по ЛБ.
сливы, Пустой поселок
бочки, лесорубов.
чисто
справа, но
туда
трудно
зайти из-
за
поворота.
- пос. 180.0 12- по карте Плесы, На островах
Зареченск 16час озера, нет
ов волна. комаров.
В графе КС указана примерная категория сложности для байдарок.



Примечания.

Откровенных болот немного, поэтому слово "стоянка" в лоции
означает хорошо заметную или проверенную на собственном опыте (т.е.
другие стоянки тоже есть).
На участок до Алакурти нет карты, поэтому ориентиры описаны
более подробно, чем далее.
В Алакурти населенка от пп. 30А до 35-36 (см. таблицу).
Примерно в 9 км от "Шляпы" река делает левый поворот на выходе в
безымянное озеро. После поворота нужно держаться левого
заболоченного берега. Господствующая асимметричная сопка долго будет
видна за спиной (до середины Тумчозера она должна быть видна сзади).
Вход в озеро четко не выражен.

Примечания от Алексея Руднева

> 1) Какие документы желательно иметь, чтобы погранцы в Ковдоре пропустили?
>
Мы ехали из Аллакурти. У нас был пропуск в погранку, но у меня
осталось впечатление, что можно было бы просто иметь паспорта и
список группы. Там не погран зона, а зона _как то там сказано
хитро, в смысле что зона контролируется погранвойсками_, а
табличка про необходимость пропуска завалена в кювет (на месте
старой заставы).

> поезд из ковдора в кандалакшу уходит примерно 15:00
В Аллакурти сильно быстрее машиной, поезд ходит 2 раза в
неделю и идет с 17 до 23 часов. Машина едет часа 2. В этом
году ходил во вторник и среду.

Обойдется примерно в 1 Млн с группы.

> 4) Не осталось ли у кого-нибудь из вас расписания движения поездов из
> кандалакши до Ковдора и Алакурти?
Позвонить туда надо. Заказываешь по телефону справочную
Кандалакши (они дадут), в ней узнаешь телефон вокзала,
заказываешь вокзал. У нас заняло около 1 часа по заказу Молния
(за 10 минут).

> 5) Если идем от Ковдора, то разве нужно отмечаться у погранцов в Алакуртти?
>
> отмечается "выход" из погранзоны. По идее нужно. Хотя когда
> отмечались мы, было видно, что если б мы и не отметились, никто
> бы этого не заметил.
По моему, не нужно. Хотя и не вредно.

> группой официально не оформит :(
> путей таких мне неведомо. Что посоветовать, не знаю.
Пишешь письмо от ЛЮБОЙ конторы, с печатью - просьба разрешить
СПИСОК посещение района г. Аллакурти для туристского похода по
реке Тумча (список_пунктов). По идее в милиции пропечатают.

> Кстати, в наших двух группах на Тумче кнб и кнк имели 1-3
> обноса, а "таймени" - 6-8
А галоша у fsi - ни одного (у нас байда КНБ - 1 обнос, каты -
естественно - 0), и воды было больше чем у fsi.

> ему не классно получиться:) )
>
> С уважением, Пасынков Евгений.
Это какой же Пасынков? Не сын igp?

Ох, везде Пасынковы (Вадимы, Юли, Игори, ... -:)).

Да, мы обратно автобус заказали заранее (в Кандалакше), так
как в группе было много детей - и выбирались вообще роскошно -
До 13 отдыхали. В 14 пригнали автобус. Прямо к лагерю перед
плотиной. В 15 поехали. В 17 приехали. В 23 сели на поезд в
хорошие купе (билеты через групповую заявку брали, там обычно
очень хорошие места дают).

Обошелся автобус почти в лимон, что для 15 рыл не особо
много... Рейсовый уходит в 6:30 утра, машину в выходной там не
найти. Лесоучасток закрыт,


Схемы.

Примерная схема участка Ковдор-граница-Алакурти.
В 1см - 2км.

Схема участка Алакурти-пор."Шляпа".
В 1см - 2км.


Схема озерного участка.
В 1см - 2км.

Фотографии.

===============================================================
FILE: tumcha95.txt
Тумча 95
---------------------------------------------------------------
Если вы используете Netscape и имеете большую скорость связи,
то можете получить более красивые версии этого же документа:

С небольшими Inline-картинками. 300 Kb¦tumcha95.txt_with-icons.html
С БОЛЬШИМИ иллюстрациями. 1300 Kb¦tumcha95.txt_with-big-pictures.html
---------------------------------------------------------------

Тех, кому требуется техническое описание реки и препятствий,
заброски, выброски и пр., я отсылаю к документу, который в 94-м
году подготовил Михаил Афанасенков:

ЛОЦИЯ РЕКИ ТУМЧА ¦ tumcha94.txt

---------------------------------------------------------------
 КАК Я ПРОВЕЛА ЛЕТО. Дневник Ани Самаровой. 

Список участников и транспортных средств

КНБ "Зорька" ¦ kartinki/tumcha/knb_zorka.jpg

Михаил Афанасенков, ¦ kartinki/tumcha/mihail_afanasenkov.jpg portret
он же адмирал, он же завхоз, он же финансист, он же
видеооператор, он же видеомонтажер...
Аня Самарова ¦ kartinki/tumcha/anya_samarova.jpg portret
старшая "сестра Uppsala"

"Егеря"-каноисты

Сергей Федотов, ¦ kartinki/tumcha/sergei_fedotov.jpg portret
он же fsi, он же прибивал дискеты с надписью Релком
ко всем заметным деревьям на стоянках
Настя Самарова ¦ kartinki/tumcha/nastya_samarova.jpg portret
младшая "сестра Uppsala"
см. "Сестры Uppsala" ¦ kartinki/tumcha/sisters_uppsala.jpg

"Моя старушка Таймень"

Андрей Смирнов, ¦ kartinki/tumcha/andrej_smirnow.jpg portret
главный рыбак
Лада Денисова. ¦ kartinki/tumcha/lada_denisova.jpg portret

"Ласточки" Ровинские. ¦ kartinki/tumcha/lastochka.jpg

Андрей Ровинский.
Наташа Ровинская.

Каяк одиночка "Соло" ¦ kartinki/tumcha/kayak_solo.jpg

Максим Мошков ¦ kartinki/tumcha/maksim_moshkow.jpg portret
он же - Макс


17 июня

17-го числа мы, наконец-то сели на поезд, идущий в Ковдор!
Поезд был 182 - похоже, "я приговорен пожизненно к нему"
(ББС-93, Льняная-94 и вот теперь - Тумча-95, а следом
Варзуга-95). По мере нашего продвижения на север температура
неуклонно понижалась, погода портилась, а лето сменялось самой
настоящей весной. Шортики и футболочки постепенно заменялись на
тельняшки и камуфляжные штаны (% и того и другого необычайно
высок).

19 июня

13:00. Ковдор. В Ковдоре было безнадежно пасмурно. Мы
загрузились в поразительно чистый и пустой вокзал, и стали
ждать Мишу и Андрея Смирнова, которые, лишив нас паспортов,
пошли отмечать погранзону и искать машину ( до реки ˜30 км ).
Так прошел час, два, три (далее везде). Макс периодически
разгонял облака особенно вызывающими песнями про погоду, но в
общем-то фон оставался серым. Он хорошо дополнялся безрадостным
индустриальным пейзажем, открывающимся из окна вокзального зала
ожидания. Часа в 4 ввалилась куча местного народа, но вскоре
уехала на электричке в цивилизацию, т.е. в Кандалакшу. Ковдор -
боковая ветка, от московского поезда сюда приехала только пара
вагонов. Вспоминается уральский поход этой зимой (см. выше): "И
что это мы тащились в такую глушь? Поехали бы на Кольский!"
Оказывается, и здесь такая же глушь.
К 18:00 мы почти сошли с ума от безделья, но тут нас выгнали
из зала ожидания - приятное разнообразие! И стоило нам вытащить
шмотки на улицу, как к вокзалу подьехала машина системы
"вахтовка" с Афанасом и Андреем в ней. Оказалось, что в связи с
с упоминаемыми событиями в Буденовске, расположенном в 3000 км
отсюда, местное начальство испугалось, что туристы косяками
побегут через границу, и в погранзону их пускать никак нельзя.
Если бы не сила убеждения, пришлось бы нам идти на С.Шую.
Некоторые сложности возникли так же и с машиной. Однако в шесть
с чем-то ехали по ужасной дороге (<b><i> ничего ужасного - только и
делов, что временами уклон до 15 градусов. Макс </i></b>) мимо уранового
рудника и других местных достопримечательностей. С нами до реки
ехал местный (ковдорский) турист Слава, который был здесь на
Тумче в этом мае. Паводок был +2.5м, у них разобрало в пороге
кат, утопило видеокамеру, а сам Слава сломал себе на каяке 2
ребра. Дорога пошла вдоль колючей проволоки. Финландия всего в
6 км. Погранзастава с толстыми и жизнерадостными неслужебными
собаками. И, наконец, река! Вода чистая и холодная. Комары
вьются стадами, но мы их морально превосходили диким
количеством разных буржуйских мазей, лосьонов, карандашей,
аэрозолей, присыпок и притирок.
Вечерний стапель. Мишина КНБ - как кубик Рубика. Кругом бродят
пьяные рыбаки и пограничные собаки. (<b><i> Рыбак то был один, но он
действительно был кругом и повсюду. М. </i></b>). Расселение по
палаткам окончательно оформилось: Барак No 1 и Барак No 2 -
он же "Порхалище". ¦ kartinki/tumcha/barak_no_2.jpg

20 июня

Сегодня встали в 8:00. Сборы продолжаются. Удивительное дело,
но сплыли всего в одинадцать, это рано, если учесть, что
укладка вещей была непростым делом. В конце-концов все лишнее
запихали в каное-Егерь к Насте и Сереже. "Егерь", похоже, будет
грузовым судном. Плесы, плесы, плесы... Кругом расстилаются
болота, на горизонте - сопки с заметными нерасстаявшими
снежниками. Разнообразие судов: КНБ, Таймень, вышеупомянутый
"Егерь", каякер одиночка (на одиноком каяке) и две птички -
"Ласточки" ("Кто они, первые ласточки, в небе твоем?"). Почти
из той же песни Ященко: "Там, за кремлем, в огородах, течет
река Тумча". Плесы слабо разбавлены перекатами и перекатиками.
В прошлом году Миша писал очень подробную лоцию с ориентирами в
минутах. Теперь вот сверяли. На плесах - явное преимущество
каркасных судов над надувными. "Егерь" и "Ласточки" гребли не
покладая весел, а остальные разлагались, лениво сплывая и
подставляя солнцу открытые части тела. Обедали на отметке 3:00
(там в прошлом году Марч & Co уже ночевали - халява!)
Встали на стоянку после "порога-переката II к.с" (6:00) на
чудесном пригорке прямо над ним. Барак No 2 проявил
удивительное единодушие и мужественно искупался в речке в
полном составе и дезабилье. Дежурим мы с Мишей. Готовился
извечный "Дядя Бэнс". Погода идеально, даже эталонно хорошая.
Вода холодная, камни на дне скользкие, комары кусают, но не
очень.

21 июня

Сегодня во чтобы-то ни стало мы должны были дойти до
условленной стоянки в 1 часе гребли (именно гребли по плесу) от
Алакурти. Это встало нам в 10 часов сплава "грязными" ( 8 часов
"чистыми"). Ох, ноги мои, ноги! (<b><i> А мои!.. М. </i></b>). Афанас загнал
нас до такой степени, что не только есть, а даже купаться не
хочется, однако же дошли же как-никак! Все с обгоревшими
физиономиями. Хочется лечь и расслабиться. Подробности позже.

День был испытанием на прочность. На самом деле ярких
воспоминаний нет, кроме, пожалуй, каньона. Точнее не каньона, а
довольно узкого ущелья между сопок, иногда со скальными
"каньонистыми" стенками. Все очень красиво, хотя вода очень
простая и гладкая. Даже скучно - перекаты, перекаты,... А под
конец дня, на закуску - 2.5 часа чистого плеса. На последнем
"пороге 2 к.с." (выше него) Миша забыл свою "революционную
кепочку"-бейсболку и возвращался за ней пешком, преодолевая
заросли и бурный приток вброд. Вообще, забывчивость в этом
походе уникальная: к настоящему времени уже посеян один из двух
топоров, мишина анорачка и фляжка с коньяком.

Шедевр дня. "Егерь" отныне называть "Авианосец класса Сникерс" ¦ kartinki/tumcha/eger.jpg
- полон мешками, сел - и порядок! А "Ласточки" таком случае -
"Milky Way" - не тонут даже в молоке.
На тему сникерсов продолжаются непрерывные приколы: вчера
вечером снимали на видеокамеру, как нам якобы раздают к чаю по
два "сникерса" на человека, а мы возмущаемся - надоело, опять
эти сникерсы!

22 июня

Сегодня, после уже вошедшей в привычку гребли (не 1 час, а
целых полтора) мы наконец-то вьехали в город Алакурти, что
означает начало сплошных порогов. И действительно, первый из
них (тавтология, но уж извините) - "Первенец" производит с
непривычки даже жутковатое впечатление. 3 протоки. В правой и
левой при нашей малой воде - непроход. "Егеря" плюхают по
средней, на зависть всем остальным, которые обносятся. Миша
отмечается у пограничников.
"Падун" (4 к.с.) - тоже две условные протоки - все кроме
"Егеря" и "Тайменя", идут по правой (<b><i>Таймень идет еще правее.</i></b>),
и все, кроме Наташи, благополучно. Праздник первого киля: и
"ласточку" и ее хозяйку успешно вылавливают в плесе за порогом.
"Егерь" шел собственно "падун", - т.е. "водопад" - то самое
страшное место, где у ПАЮ погиб человек. Настю все зауважали, а
капитан (Сережа) вообще хвалит все время. Но и справа на КНБ
ощущений хватает. Мерзкая цивилизация - по реке плавают трупы
собак в мешках, а в сам "Падун" сливается натуральная
канализация. (не "канализация", а именно та самая серая
гадостная жижа). Еще два порога - 3 к.с. ("Двойной" и
"Каменистый") - в черте города. Запомнились тем, что я
проходила их с видеокамерой, привинченной к голове (т.е. на
каску) и среди других команд Миши было: "Ниже голову, смотреть
прямо перед собой!.." А вы не пробовали ходить по порогам с
кувшином на голове?..
Встали перед порогом "Водопадный". Прощай, Алакурти! Все таки
цивилизация, это зло. Купались между двумя ступенями
"Водопадного". Солнце палит, как в Сочи (22:35). Сегодня -
самый длинный день в году. ¦ kartinki/tumcha/posidelki.jpg

23 июня

В прошлом году Миша с Леной Афанасенковой пошли "Водопадный"

<<

стр. 39
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>