<<

стр. 4
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

левая протока в котором перегорожена тросом. Пройти можно,
подтопив или приподняв трос. (Похожие конструкции и тросов или
веревок, не полностью перегораживающие реку, есть еще в 4-5
местах. Зачем бы это?) Клязьма у впадения Вори уже последней и
напоминает старицу, но опознается по мосту, видному выше по
течению, которое, кстати, вполне ничего. До моста плыть 2км.

Наконец, касаемо общего километража: Воронов пишет, что
45км и на то очень похоже. Мы (на Салюте-2, Таймене-2 и
Ласточке-11) шли 6 часов до стоянки и 3 после, считая перекусы
на воде (2шт) и технические перерывы. Да и не спешили мы
никуда.

На вопросы отвечу по mail'у: dima@shvarts.mccme.ru
Дима Шварц

===============================================================
FILE: lxnqnaq.txt
Льняная. 1995-98

Пл. 225 км. - р.Льняная - дер.Коржава. - р.Мста - Топорок
Валдайская 2+, 100 км, 4 дня, 19 человек, 29.04-03.05.1995
р. Льняная 100 км, 8 м, 10 кубов, 1-5 м/км

Максим Мошков. moshkow@ipsun.ras.ru ¦ /˜moshkow/

ПОДЪЕЗДЫ

Поездом до станции Окуловка Ленинградской ж/д. 6 часов
Далее электричкой Окуловка-Малая Вишера до платформы 225 км. 30 мин.
(7-я(8?) по счету : ..."220 км", "Вялка", "225 км")
Вперед по ходу поезда 1 км до моста через Льняную.


Поезда Москва - ст.Окуловка ¦ train.txt

NN Пункт назначения отпр. приб.
42 Новгород 22:16 3:50
182 19:28 1:30

Электрички Окуловка-"пл 225 км" ¦ train.txt
Окуловка-М.Вишера
5:20
7:15

Автобусы
Иногда ходят, но обычно переполненные

Такси
В 1997 году в свете новой экономической ситуации оживилось
местное население. В Окуловке напротив вокзала справа через
пути туристов на майские праздники встречают частники на
легковушках и везут куда хотите за 2 рубля километр, даже ночью
(наша группа в 1:30 ночи загрузилась в 4 жигуленка и через пол
часа уже была в деревне Коржава, у начала порожистого участка
Льняной.)

ОТЪЕЗДЫ.

Льняная впадает во Мсту 2 км ниже Топорка. Подняться вверх по
течению до ж/д моста. Станция на левом берегу, 1км по шпалам.

Лучше выбраться на 2 км выше Мсты на п/б, и выходить по
асфальтовой дороге в Топорок пешком - ок. 3км)

Кукушка с 1998 года ходит раз в сутки, имеет только один вагон.
Небольчичи - (Топорок) - Окуловка (выброска с Щегринки) ¦ train.txt
19:20 - 20:30

Электричка Окуловка - Бологое (1998)
20:55 - 22:50

<!-- это были данные за 1992 и уже устарели
?? ?? 8:18
?? 18:30 - 19:30
-->

Характеристика реки.

Узкая река, с заболоченными лесистыми берегами. Местами
заметное течение. Ветки, бревна в русле. Местами локальные
завалы, усложненные течением. Падение 0-1 м/км. Первые 50
километров - незаселенка, много дров, со стоянками проблем нет.
После деревни Коржава - 30 км участок с быстрым течением
(3-6км/ч) - валы, прижимы, основное препятствие - навал на
бревна и завалы. На всю реку 7-10 обносов. Падение 5 м/км. Для
"Тайменя" с новичками вероятность заломаться на завал не менее
50%. После впадения Мшанки слева опять 20 км (2 часа) пологий
участок - ветки в русле, течение 1-3 км/ч, и Льняная впадает во
Мсту.

 * Верхняя Льняная. Дневник маршрута 1995 * 

29 апреля. Суббота

Выплыли в 11:00. И ждали, ждали, ждали отстающих. Лена
(судовладелица и матрос по совместительству) - как стойкий
оловянный солдатик, не мерзнет, не устает и всегда молчит.
Тренируем зацеп с носа, авось пригодится. У соседей - группы
Коссовского - один киль. Утонул завтрак. Наши кадеты потеряли
пол весла, чуть не навернулись, его спасая. В 20:00 к нашей
стоянке доплыл Коссовский, но своего отделения у нас не нашел,
хмуро побродил по берегу, и поплыл дальше. Похоже, что наши -
жлобы - так ему и не налилили.

2 часа. Болотистые берега, слабое течение. Ветки.
1 час. Озеро. Хорошая стоянка на левом высоком берегу.
Река вытекает вперед-справа.

30 апреля. Воскресенье

С утра шел снег, но почти весь потаял. Выплыли в 14:00. Вплыли
в реку - и сразу обнос. Заодно и пообедали. Наклонное дерево -
это классика. 2 киля - под один и тот-же ствол. Один - мой,
спасибо, Марина. На следующий день у Коссовского туда же легли
еще две байдарки. Дальше началась широкая река без течения -
вылитая Мста - это озеро Льняное. Гребли 2 часа. Холодно. Лед
перегородил дорогу, обносить неудобно - 20 минут кололи лед
веслами. Острова. Правый поворот. На берегу прыгают люди. Ну до
чего же холодно...

1 час. Быстрое течение, застые завалы. Несколько обносов.
Показательный участок.
1 час. Ветки в русле
1 час. Течение. Деревья в русле. Остров, и справа - два киля.
2 часа. Озеро Льняное. Река разлилась, ширина метров 60,
течения нет. Деревня на правом берегу. Острова. Резкий
правый поворот.

1 мая. Понедельник

На берегу якорь, аллея, а на горке - развалившаяся баня.
На дереве табличка: "Мыза Утешение. 1879-1979. Здесь в 1879
году в августе месяце жил Лев Толстой с сыном." Умел ведь время
выбрать. Вот бы его сюда в мае ...

Выплыли в 13:00. Надо заплыть за остров, и завернуть
влево. Влево мы завернули, однако немного дальше, чем нужно
было. В итоге загребли в тупик, и выдали крюк в 3 километра.
Речка опять узкая. Пошли "ветки в русле". Классические
упражнения: "Велосипед" - байдарка под бревном, экипаж над
бревном. "Прыжки" - влетаем с разбегу на ствол, и собираемся
на нем втроем...

Красивый участок: наклонное бревно, обливное бревно,
наклонное бревно, и далее завал с обносом. И каждый считает
своим долгом с этим бревном побниматься. Лешенька потом
попомнил мне мои слова: "Матроса на дерево, а сам киляйся..."

К берегу пристала целая стая "Тайменей", и всем
приплывающим кричат дикими голосами: "Чалка, чалка!.." Кто
чалится, получает конфету. Адмирал вместо чалки на полном газу
умотал за поворот. Злодей - он подслушивал, как мы
тренируемся. За это конфет он не получил.

Левый пологий берег, к нему пристали 5 байдарок и
наблюдают представление, как в театральном партере. Явление
первое: дерево над водой, "наташина" байдарка киляется под него
лагом. Матрос долго шевелит ногами из под байды, но потом они
уплывают. Явление второе. Капитан остался один на дереве
посреди реки. Явление третье. Спасатель, добрая душа - весло он
уже спас, а теперь пришел с топором рубить дерево. Сперва он
срубает нижнюю ветку, на которой стоял, затем, вершину, которой
дерево держится за берег. Полный успех. Зрители отправляются в
буфет: артистов надо сушить.

2 часа. Ветки в русле.

2 мая. Вторник

Отплыли в 13:00. Через два часа пришли в Коржаву: начало
порожистого участка. Здесь разобрались, и на следующее утро на
УАЗике уехали в Боровенку - все 23 человека.

2 часа. Плесы. Слабое течение.

Из Коржавы в Акуловку автобус ходит 3 раза: в среду,
пятницу и субботу. Проходит он (приблизительно) в 9 утра и 18
вечера.

?? ?? 8:18

 * Нижняя Льняная. Дневник маршрута 1998 * 


1 мая. Пятница

Обещанные таксисты в час ночи в Окуловке действительно
нашлись - у вокзала через пути, за дырой в заборе - 6 или 7
легковушек, но все без багажников, пришлось брать 4 тачки на 9
человек. В Коржаву ехали полчаса, через Боровенку. Обошлось это
удовольствие по 70 руб за машину - 30 руб на человека.
Проснулись в 8:00, обнаружив, что за ночь приехало еще 4
группы. Отплыли в 11:00. Каяк, два "Егеря", Кнб "Джина" и наши
"смертники" на "Таймень-2".
Течение 4 км/ч хорошо загоняет под наклонные бревна, для
каяка - халява, остальным приходится уворачиться. Экипаж
тайменя, как оказалось, не умеет ходить реверсом, боится ходить
на положительной скорости, и не умеет делать ни зацепов, ни
подтягов, ни отбросов. В арсенале - ровно два гребка: вперед и
назад. Но первый в группе киль исполняет кнб - сразу, как
отплыли от берега. Ловим, сушим, идем дальше. 500 метров после
старта - обносной мост. За мостом поймал весло, хозяева не
нашлись.
2-й час сплава, на 3-м километре в кустах посреди реки
упал таймень, спаслись сами. Вынимаем, выливаем, плывем.
Хорошие валы, поворот, протаскиваем под бревном лодки,
сверху известие: таймень набрал воды на валах, кильнулся и
лежит в завале. С одного берега тянем на гранате, Коля на
другом берегу толкает. Затем на гранате забираем Колю. Итого -
одно весло уплыло, срезало два заклепки, фальшборт сломан.
За бревном перечалка, пошли смотреть ключевой участок.
6км/час, надо попасть между двух наклонных веток в
полутораметровый проход, за ним шиверится дюжина неплохих
валов. Северинский егерь ложится под ветки, спаслись
самостоятельно. Скучаю под шиверой на страховке тайменя. Через
полчаса таймень, пройдя ветки, киляется в валах. Чалим,
вынимаем из под бревна, и идем обедать.
На обеде все сходили просмотреть полузавал за правым
поворотом. Егеря с кнб ушли вперед, вслед сплыл таймень, иду
последним. Отпустил их из виду на 50 метров и пропустил все
интересное. Первым обнаружился афанасовский егерь, намотаный
(sic!) на камень. Когда егерь вытащили, мешка с канами,
таганками, кольями, и посудой на нем уже не было. С канами
вместе уплыла моя походная миска "килька" 1990 года
производства. Привязывать надо было лучше. Как оказалось,
Афанасы в погоне за кильнутым тайменем залетели на камень.
Таймень нашелся еще через 500 метров ниже. Раскидали завал,
уперлись ногами и руками и вытащили репку. Удивительно - у
репки кильсон все еще цел, стрингера тоже, а дырку в борту
заткнули сидушкой - как раз под размер. Перечалка на п/б,
стоянка.

2 часа. Сильное течение, ветки. 6 обносов. 7 килей, из них 4 у
тайменя.

2 мая. Суббота

Сплыли в 10:40. Самый стремный участок уже позади,
скорости чуть-чуть по меньше, но все равно весьма весело.
Пролезая сквозь очередной завал кильнулся таймень.
<a name=stalker></a>
Обносим мост у разрушенного завода. Неплохой слив, но до
настила всего 40см, а за сливом в воде натянута проволка, не
пролезть. Пейзаж индустриального разрушения. В прошлом году цех
еще не успел просохнуть, и тогда вид в нем был прямо как в Зоне
у Тарковского.
Левый приток - Мшанка, на чалке киль кнб. Обед на л/б. На
этом весь стрем окончен, осталось течение 2-3 км, по которому
мы за 40 минут доходим до места ночевки.

1 час. Сильное течение, ветки. 3 обноса. 2 киля.
1 час. Течение, ветки.

3 мая. Воскресенье

Сплыли в 11:00. Вода совсем успокоилась, течение 1-2 км.
50 мин и мы у цели. Напрощанье маленький быстроток, неплохие
валы, поворот, высокий правый берег, и еще поворот направо. На
получившейся высокой косе п/б - антистапель. И о погоде. Дождь
пошел в тот момент, когда мы упаковались и встали под рюкзаки.

1 час. Течение 2 км/час.

Выброска

До Топорка осталось пройти 3 км по асфальту.
Кукушка до Окуловки ходит раз в день, в 19:20, вагон в ней
остался один, и 4-го мая в Топорке случился час пик - ведь
сходили группы сразу с нескольких рек - Щегринка, Льняная,
Хоринка-Перетна, Мста. В 54-хместный плацкартный вагон в
дополнение к 30 уже сидевшим пассажирам влезло еще 80 человек в
полной боевой выкладке.

В 20:30 прибытие в Окуловку, где чуть вперед по путям уже
ждет электричка в Бологое (20:55-22:30). Из Бологое выезжали в
купейном вагоне 23:18. Прибытие в Москву 4:00 на Курский
вокзал.
Если захочется переброситься на Мсту - автобус в Боровичи
в 21:00 (10р.)
===============================================================
FILE: lxnqnaq2.txt
Алексей Савватеев. Покорение Льняной

---------------------------------------------------------------
From: Максим Мошков.
Попытался выправить в отчете ненормативную лексику, но
после первой страницы махнул рукой - это не лечится. Черт с
ним, с Савватеевым, читайте "как есть".
<b>ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Детям до 16 не рекомендуется</b>
В тексте дневника присутствует мат, описание пьянства и
неприглядного поведения участников, а так же сцены сексуального
насилия над сплавным средством (кнб). Слабонервные могут
покинуть эту страницу нажав на кнопку

<center><form><input type=button value="Back" onclick=history.go(-1)></form></center>
---------------------------------------------------------------























---------------------------------------------------------------
From: Алексей Савватеев (asavvate@nes.cemi.rssi.ru)
Date: 13 May 1998

Итак,
Примерный отчет похода 9-11 мая 1998 года
по рекам Льняная (9-10 мая) и Мста (11 мая).

Эпиграф: К, Н, Б сидели на трубе.
К упало, Н пропало. Кто остался на трубе?
(Ответ: Б....!)

Сначала - формальные данные.

Нас ходило трое: автор этих строк (Савватеев Алексей,
asavvate@nes.cemi.rssi.ru, 24 года), Александр Тонис (24 года)
и Карен Исаакян (19 лет). Все - выпускники школы номер 57.
Плавсредства - КНБ и Ласточка-1. Мы с Кареном - в КНБ,
Саша - в Ласточке.
Маршруты: 1. р. Льняная, дер. Коржава - ст. Топорок. 0
(ноль) килей, 7 обносов, 3 стремных проводки (по-хорошему это
тоже обносы).
2. р. Мста, дер. Жадины (6 км. выше Опеч. Посада) - г.
Боровичи. Ноль килей, ноль обносов (естественно).
А теперь - подробнее. Получилось очень много страниц, так
что все читать - можно заебаться. У кого нет времени, отсылаю
сразу к "резюме", в конец отчета. Однако вы тогда пропустите,
возможно, много смешного и интересного!

---------------------------------------------------------------

Идея похода возникла спонтанно. Один из участников
мероприятия узнал о нем вечером предыдущего дня, то есть 7 мая,
от лица, не участвующего в походе, типа: Знаешь, Карен, ты
идешь с Савватеевым и Тонисом на Льняную! Карен: Да? Первый
раз слышу! Ну хорошо, иду!
Ну хорошо, пошли. За день собрались, достали недостающую
снарягу и закупились жратвой. Возник вопрос: на чем плыть? У
Карена есть Т2, но после <a href=lxnqnaq.txt>отчета Максима Мошкова о только что
пройденной Льняной</a> как-то неохота... Нужно что-то надувное или
поддувное. Летом этого года мы ходили по реке Большая Кольского
полуострова (было хуево - не было воды; это так, к слову), и
была там КНБ-шка, вся разъебаная, баллоны рваные,
перекручиваются относительно байды, каркас посередине
саморазбирается, но на порогах вроде идет лучше тайменей. Вот
и решили взять эту КНБ, да починить заодно.
Билеты брали на месте, в Новгородский поезд (отправление
21:20), за 20 минут до отъезда, взяли общие, в детской кассе. Я
пока брал билеты, динамик издавал какое-то противное мычание, и
кассирша говорит: голову-то в динамик не суйте, это касса для
детей, на рост 190 не рассчитана! Вообще рекомендую: обычно
всюду очередь, а в разные там детские, военные, ветеранные
кассы - нет, и обычно соглашаются продать.
Ладно, погрузились. Попутчики - на тайменях да салютах, 7
человек, говорю: куда идете-то? а они: на Льняную! Ну я охуел,
вы чо, говорю, жить надоело? А они: а что? Мы им, ни слова ни
говоря, показали Мошковское описание похода на Льняную. Немая
сцена. Бардак в объединенном королевстве, руководителя у ребят
нет, начинается всеобщий спор, сопровождаемый распитием
несметного количества Балтики-9. Одну из бутылок ебнули об пол,
по вагону распространился чарующий, столь знакомый аромат.....
Вскоре пошли спать - мест полно, даром что общага. У нас -
сортирные места. В соседнем отсеке, блядь, едет баба с двумя
собаками, и всю ночь, до Бологого, кому-то медленно, с
удовольствием повествует, какие они замечательные, как их
кормят, как за ними ухаживать и т.п. Ну, бля, думаю, сука,
спать не дает, ебал я твоих собак, пизда! Но ничего этого вслух
не сказал, а молча лежал и мучился.
В Окуловке, как и обещали, такси - до Коржавы за 80
рублей. Торговаться не стали, очень спать хотелось. Приятная
ночная дорога, лето - красота! На берегу поставили палатку и
часика два поспали.
Утром смотрим - ну, бля, воды дохуища! Похоже, прошедшие
дожди подбавили. Начинает сосать под ложечкой - как-никак,
ничего серьезней Льняной у меня еще не было, особенно если
верить описаниям и рассказам! Ветер охуенный, все к ебеням
срывает и несет, все наскоро брошенные пакеты и т.п. Апофеозом
был баллон КНБ, который мы надули, чтобы клеить, и положили
сушиться. Жрем, вдруг смотрим, подобно "перекати-поле" по земле
летит, подпрыгивая, этот пятиметровый баллон КНБ. Чуть со смеху
не померли, воистину

"Как на Киевском вокзале
Хуй у дяди оторвали.
Дядя плачет и орет,
Хуй по воздуху плывет!"

Мимо проплыли два "егеря", первый раз в жизни я их увидел
- ничего, понравились! Но наша КНБ - это просто пиздец! Мы с
ней ебались 4 часа, все что-то было не так. Выплыли лишь в
14:30.
Теперь - о самой речке. Сразу, за первым же поворотом,
стало ясно, что противник сильнее. Это как футбольный матч -
сборная 57 школы - сборная мира. Объективно мы должны были
киляться, но дух своеобразного спортивного интереса заставлял
собраться с силами, не расслабляться, не пропускать ни одного
гола в свои ворота как можно дольше! А еще эта КНБ - все время
расстегивается, баллоны-таки спускают, съезжают куда-то... В
общем, борьба не на жизнь, а на смерть! Река и впрямь злая,
серьезная, сложная - то завалы, под них охуенной силы струя, то
нетривиальные даже по Карельским меркам пороги с поворотами,
камнями в русле (правда, в основном, залитыми - вода высокая).
Один раз порог просмотрели, но это занятие заебывает, да и не в
Савватеевском это духе - просматривать! Ебашили все подряд,
перед каждым поворотом сердце замирало,
"Вот, Новый поворот", и так далее....
Один раз было очень опасное место - поваленная елка с
ветками, упирающимися в дно - если под нее занесет, можно и не
выплыть... Еле увернулись. Проводка - справа, над стволом елки
(или обнос - в чуть более низкую воду). Другой раз два слива с
поворотом - тоже смотрите, аккуратно будьте, последователи! В
общем, глаз да глаз и хорошая реакция совершенно необходимы!
Прижимы, шиверы, завалы, поваленные деревья с очень узким
проходом, причем струя - под завал, короче, всего не упомнишь.
Обедали около слива под ветки только что упавшей березы, да
пока жрали, ее отнесло, проход освободился! Вообще на всей реке
со времени похода Максима, то есть, за неделю, попадало дохрена
новых деревьев - уже с листочками!
Помню отчетливо "сталкер" - <a href=lxnqnaq.txt#stalker>см. дневник</a> Максима Мошкова.
По этому месту, сравнивая с отчетом Мошкова, мы установили, что
уровень воды - такой же, как был у них. Обнести лучше все сразу
- через весь промышленный пейзаж, ибо только там начинается
более-менее проходимый участок. До этого - какая-то проволока,
деревья поперек реки и т.п. Правда, почти сразу вслед за тем -
еще обнос.
Встали ночевать "по-Коссовски", на очередном обносе,
впрочем, это вполне естественно. Там полно групп явно ночевало,
кострище, сожженный спальник валяется - случаем, не твой,
Максим? [<i>Что ты, как можно. Мой пуховый спальник всегда сухой,
и на костре не сушится. М.</i>] Классное место. Дернули по 30 грамм
сплавных (это называется "предпринимательство" - когда
принимают до общей, официальной попойки, термин, кажется,
принадлежит не то Брему, не то Тотку, не помню), двинули на
гору, сфотографировались. Действительно очень красиво.
Потом добавили, повеселело. А после и все допили - не
вышел план "каждый день по чуть-чуть"! Ебнули, как я и обещал,
за тебя, Максим, что опубликовал мой труд по <a href=istram.txt>Малой Истре</a>!
Появилась первая мошка, и точная формулировка тоста была
следующая: пьем за Мошкова, но не за мошку! Саша прикалывался,
мол, ну как не повезло мужику, такая фамилия! Если мы чего
лишнего сказали, то не со зла, ты, Максим, не обижайся. Еще
ебнули за успех мероприятия и пошли спать.
Наутро решили починить КНБ не на шутку. Саша Тонис срубил
хуй и вставил его ей посредине мостика, выебал на славу, да еще
закрепил его всякими там веревочками. Выплыли около 11-ти (все
КНБ, мать ее ети, иначе мы бы в 9 выплывали, мы совсем не
тормоза!), и сразу же вломило. Пороги с крутейшим уклоном,
опять завалы, крутые повороты и т.д. Запомнилась проводка КНБ
под двумя последовательными деревьями, с расстоянием в 2 метра,
пиздец, будьте аккуратны, не упустите байду, течение дикой
силы!
Вообще уже на Льняной стало ясно, что мы - мудаки. А
именно, нехуя без фартука ходить!!! Водищи за несколько минут
становится выше крыши, а, чтобы вылить, надо разгружать КНБ,
что весьма непросто. Но тут случилась удача - сейчас расскажу.
Знакомтесь - классическая история в духе Савватеева.
Пора выливать воду. А тут еще завал. Вроде ясно - обнос.
Саша обносит Ласточку, а обносить КНБ лень - Карен говорит,
давай как-нибудь протащим! Карен переходит на ту сторону, я
сажусь в КНБ, продгоняю к месту первой проводки - надо
притопить лодку и протащить под деревом. Вылезаю на дерево,
орудую, и тут теряю контроль, байду уносит под ветку - и
оверкиль (я его не считаю, ибо нас в это время там нет). Блядь!
Саша кричит с берега, что нечего на свою жопу приключений
искать. Да поздно. Она подплывает ко второму препятствию -
огромное упавшее дерево, над водой на 5 сантиметров. И тут я
говорю - давай ее одновременно перетащим и перевернем обратно!
Так и сделали, удалось - заодно и воду вылили! Дальше так и
выливали воду, не разгружаясь. Вот так, неисповедимы Твои пути,
и все, что ни случается, - к лучшему!
Еще немного бочек, валов, последний крутой участок - и
все. Река вбирает левый приток - Мшанку, кажется - и становится
равнинной, берега низкие, луга, совсем другой ландшафт. Ура! Мы
победили!! Всухую сделали сборную мира. Вот что значит воля к
победе!! Настроение - заебись, хуй на весь мир стоит столбом,
мат на всю округу, совершенно не обремененный каким-либо
смыслом.
Доплыли до Топорка, точнее, до шоссе на него, он сам еще в
3.5 километрах. Антистапель, жратва. Сашины часы накрылись
пиздой, но мое внутреннее чувство времени подсказывает, что как
раз 14:30, то есть прошли Льняную за полные календарные сутки.

Однако, ребята, еще в запасе полтора дня! Что будем
делать? Может, Перетна? Но там главный порог, говорят, на
территории завода, это противно. Шегринка? Сашу уже заебала,
он там дважды побывал. Мста? Саша там был, но в апреле, толком
порогов еще не было. Пока не решили. Идем на станцию, там в
19:21 едет "кукушка" - поезд с одним вагоном, из Неблочей в
Окуловку. Билет стоит 3 рубля, а для студентов полтора, дешевле
нашего метро! Проводница - очень хорошая тетя, сразу видно.
В Окуловке выясняется, что через 40 минут - автобус на
Боровичи. Выбор сделан. Мста! На самом деле "я так решил
давным-давно, и пусть меняет моду мода" - Мста была с детства
моей голубой мечтой. И чем больше мама с папой говорили, как
она опасна и как там много народу тонет, тем яснее я понимал,
что жизнь без Мсты продолжаться не может. Вам не передать того
настроения, какое было у меня, пока мы мчались в этом автобусе
(отправление в 21:00 из Окуловки, цена около 10 рублей, с
багажом, льгот студентам нет). Душа пела, подъем был охуенный,
да еще пиво подлило масла в огонь. Впереди - моя судьба!
Пролетели мост через Шегринку, вода вроде уже спадает. В
Боровичах невероятный - весенний, майский, теплый вечер, цветет
черемуха, гуляет молодежь. Так здорово... Вспоминается Европа,
Чехия с Польшей, где мы тусовались в 1996-м. Как истинные
пилигримы, двинулись мы пешком в сторону Опеченского Посада -
прямо на луну! Стопим машины, но их мало и не выходит ни черта.
Заночевали в пятидесяти метрах от трассы, поставив палатку за
елочками.

Мста

С утра, нихуя не жрамши ни пивши выходим на дорогу. И
сразу - автобус! Едем до Жадин, это еще выше Посада, Саша
говорит, Воронов указывает на наличие порога между Жадинами и
Посадом. Билеты - по 6 рублей с носу. Проходит где-то около 9
утра, точнее не помню. Стапель. Напротив, через реку -
катамаранщики, как потом выяснилось, группа Немытова (тесен мир
наш!). И, Еб Твою Мать, опять трехчасовая ебля с КНБ! Выплыли
снова только около двух.
Никакого порога до Опеченского Посада не обнаружили - то
был пиздеж чистой воды (да простит меня за эти слова Воронов!).
Зато "ветер в харю - я хуярю", как сказал Карен. Ласточка
проявляет слабость - против ветра ни-ни. Хорошо, что течение
изрядное. Анонс: с берегов местные дети бросают камнями! Будте
к этому готовы. Не советую приставать к берегу и бить морду,
ибо пристать сложно, течение быстрое, а пока пристанешь, тебе в
темечко ебнут камешком, да и съебаться потом наверняка успеют.
Так-то вот, при всем моем врожденном человеколюбии не мог не
послать их в пизду, в ответ на обвинение в мужеложестве. Ну да
хуй с ними, Бог им судья.
Опеченский Посад. На мостиках - плакаты, написано: впереди
- искусственный порог "Максим", уж не знаю, в честь тебя или
нет. [Нет. <a href=msta.txt>См "Мста-98"</a>. М.] И впрямь, слева у порога Малый
что-то "лишнее" шиверится. Мы пошли слева - хуй его знает,
может, там - железяка. Дальше - порог Большой. Вы знаете,
друзья, я вообще-то человек бывалый, много повидал на своем
веку, но мало что впечатлило меня больше, чем Мста в
экстремально высокую воду. Это - пиздец, и это еще мягко
сказано! Справа, у скалы, разъяренные океанические валы скалят
свои зубы, течение - 20-25 км в час, и я не преувеличиваю,
прошу поверить! Валы на порядок выше роста, ощущение полной
беззащитности, только и можешь чуть уклоняться от валов. Все
равно они захлестывают обоих с головой, и заливают КНБ так, что
внутри уровень становится выше, чем снаружи. Но потом в силу
закона о сообщающихся сосудах уровни становятся одинаковыми (в
байде - охуенные дыры, да еще после первого же вала она почти
распадается на каркасную и надувную части). Ребята, не будьте
мудаками, не ходите на Мсту без фартука!!! При первой
возможности - швартуемся, выливаем воду и ремонтируем.
Потом придумали фартук - из ковриков, стало легче. Однако
тем временем баллон совсем порвался, и я надуваю его,
одновременно с греблей. Ебал я ее в жопу, эту КНБ (по крайней
мере, конкретную особь)! И каном вычерпываю из нее воду. Умора,
короче - надо видеть своими глазами! Два мудака проходят Мсту
на дырявом корыте. Так мы всем встречающимся водникам и
объясняем. "Лестницу" на нашей КНБ пошли по центру, под
пристальным взором кучи бездельников на берегу. Окунулись с
головой, но спаслись из бочки, поплыли дальше. Тут и "Егла"
вскоре, Саша все говорил, просматривать ее, просматривать - на
хуй надо? Так и ломанулись, без просмотра. Похуям, все ОК,
только опять чинить и вычерпывать...
Вот так. Уже в Боровичах поровнялись с группой Немытова,
но тогда я это еще не осознавал, только вижу - рожа знакомая, а
чья - не помню, я его один раз видел, год назад, когда я водил
класс его брата по Западной Двине, и он провожал нас.
Поболтали, поплыли дальше. За вторым автодорожным мостом -
антистапель, но, как выяснилось, лучше еще полкило проплыть,
там ближе. Антистапелимся вместе с еще одной группой, те уже
слегка бухие, и чем дальше, тем сильнее.
Вот, собственно, и все. Я пошел за билетами, они, к моему
удивлению, были, поезд Боровичи-Москва, отправление 0:20.
Заодно "затарился" (понимаете, конечно, чем!), и пошел обратно.
Собрались и уехали.
Но это - вкратце. Теперь - для желающих - пикантные
подробности. Нежелающих отсылаю к резюме, в конец повести. А у
кого хватит терпения, слушайте дальше.
Вернувшись с билетами, я для начала раздал всем по джину с
грейпфрутом - классная вещь, такая голубенькая, рекомендую!
Ебнули за наш поход, за удачу. Потом собрали шмотки и
приступили к пиву - Балтика-9. До поезда все равно дохуя
времени остается.
Надо сказать, что в городе Боровичи мы нарушили чуть ли не
все Правила Кого-то (не помню фамилию) - как себя вести, чтобы
не получить по морде от местных. Кстати, я имею здесь довольно
резкое мнение - это хуйня, насчет того, что 90% русских с
удовольствием швырнут камень или изобьют, это какая-то параноя.
Я знаю наш народ, все его недостатки и достоинства, и говорю
прямо - взгляд этот попросту поверхностный. Ну да не об этом
речь - по морде и впрямь можно схлопотать, и Правила те во
многом разумны. Мы же поступали в Боровичах следующим образом.
Во-первых, устроили антистапель на хорошо просматриваемом
месте. Во-вторых, собирались не торопясь, одновременно бухая и
"жря", введем это слово в обиход. В третьих, выпивши, вели себя
нескромно, громко матерясь и хохоча. Хмель девятой Балтики
глубоко внедрился в мой мозг, и чувство опасности полностью
атрофировалось. Восприятие реальности стало сильно искаженным,
и во всем был какой-то "сюр": железные крылья моста, зеленая
ночь... Было дико клево, и я ежеминутно повторял:
"бля..Пиздец... Ну, пиздец! Еб твою мать..." и так далее.
Друзья мои тоже не очень отставали. Короче, я уже в то время
был изрядно пьян.
На наши крики вскоре пришли местные - двое парней примерно
нашего возраста, тоже слегка окосевших. Впрочем, они были
вполне дружелюбны, рассказали, как проходили Мсту на
автомобильных камерах - высший пилотаж! Мы, кстати, видели,
как местные ребятки "тренировались" на таких камерах в
небольшом заливчике Мсты. Мы, в свою очередь, посвятили их в
историю сплава по Мсте на дырявом корыте (= КНБ). Назрела
необходимость выпить вместе.
Мы пришли все впятером в местный кабак. Пива нет, ебаный в
рот, заначки тоже, продавщица клянется. "Странно. Вымя есть, а
хересу нет. Ну я подожду, пока будет" - такой вариант нас не
устраивал, ибо были уже билеты на поезд. Посему мы купили на
пятерых бутылку водяры "Новгородское Вече" - не Кристалл,
конечно, но пить можно, рекомендую. Ебнули для заначки по 50
грамм. Ребята стали угадывать наш возраст - и угадали, как оно
получилось, ума не приложу! Я, в отместку, угадал, что одному
из них 22, а второй сам признался, что ему - 25.
Допили. Ребята оказались слабы, пришлось допивать и за них
тоже. Я изрядно подналег. Пошли на поезд, шатаясь и горланя
песню "Повремени, певец разлук" Никитиных, на слова Самойлова -
знаете, наверное, такая красивая? Но менты рядом на платформе
были, оборвали ("ты что, в лесу, что ли???"). Туряг дохуища.
Платформа, к слову, деревянная, вспомнился Городницкий, снова
запели. Станция, кстати, такая чистая, западная. Висит объява -
"Туристы! Нехуя вносить вещи внутрь вокзала, за это дают по
яйцам!" или что-то похожее. Я уже плохо воспринимал окружающее.
Ребята решили ехать с нами в Москву, прикинулись провожающими,
пошли прятаться в тамбур. Жаль, их менты сняли, но что
поделаешь... Больше мы их не видели.
Честно говоря, я вообще не понимаю, как нас в таком
состоянии посадили в поезд. Дай Бог здоровья проводнице! Хоть
она потом и пиздила дохуя, но все же повезла нас... Сев в
вагон, я начал орать, что, бля, я поеду в августе на Памир и
должен тренироваться - закидывать рюкзаки на верхнюю полку. По
вагону идут менты, а я хуярю на весь вагон матом! Спрашивают:
у вас все в порядке? Я и говорю: все, мол, в порядке, не
извольте беспокоиться. Однако выяснилось, что вопрос был
адресован нашим попутчицам - двум почтенным тетенькам. Они
засмеялись, объяснили ментам, что, действительно, все в
порядке. Те ушли (слава Богу!) и более не появлялись (я, по
крайней мере, не засек).
Здесь мои воспоминания дают течь. Кажется, мне в голову
ударила моча и я пошел по вагонам, держась за Сашу, в поисках
гитары. Всюду свой приход я оповещал громкими восклицаниями не
всегда цензурного характера, прося гитару. Но не дали. А ведь
она была - в соседнем вагоне, в группе Немытова! Ух, я бы
забацал... Но не судьба. На месте хозяина гитары я бы тоже 3
раза подумал, давать ли ее на растерзание какой-то пьяной роже.
Гитары нет. Хуйня! Возвращаемся, беру матрас и подушку.
Саша говорит, не надо, нельзя, если не берешь белье. Хуйня! -
отвечаю ему. Хуйня! - в ответ на предложение не ругаться матом
на весь вагон. Хуйня! - в ответ на идею, что нас ссадят с
поезда. Хуйня! - я достиг того исключительного состояния, когда
весь мир у твоих ног и у тебя нет никаких перед ним
обязательств. Короче говоря, я напился до положения риз. Хуйня!
все хуйня! - думал я, засыпая. Однако, в последний момент перед
сном я увидел далекие, любящие глаза.. Мне стало стыдно. Я
замолк. Извините меня Люди, я перед вами виноват, подумал я, и
окончательно заснул.
Проснулся между Спирово и Лихославлем. Оказывается, Саша с
Кареном ходили гулять в Угловке, где поезд стоит 163 (!!)
минуты. Их не выпускали, и они пролезли сквозь резину между
вагонами, по-Кротовски (как жаль, что меня там не было, но что
делать - всего не ухватишь, одним хуем три пизды не проебешь,
как говорится...)
Поход удался! Просто на славу. Ноль килей, под нами
Льняная и Мста безропотно раздвинули ноги (прошу прщения за
грубость) и отдались, без стыда и сопротивления.

Резюме.

1. Льняная.
Не так страшен черт, как его малюют. Не бойтесь, идите на
Льняную. Не скрою, это - очень сложный маршрут. Но он стоит
того - помимо всего прочего, там безумно красиво! Правды ради
скажу, что у меня было 2 реальных шанса кильнуться, и Т2 бы их,
конечно, не упустил. Но звезды были за нас, и солнце тоже, оно
просто не уходило с неба все три дня (за исключением очень
кратковременного дождика).
Но будьте крайне внимательны и аккуратны, там
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО заносит под бревна, и много где! Полезен фартук,
совершенно необходим спасжилет, не помешает и каска - если лоб
не чугунный!

2. Мста.
Там я абсолютно не контролировал ситуацию. Мста в высокую
воду страшна, просто захватывающе. Без спасжилета и фартука
могут идти лишь просто самоубийцы или мудаки, соответственно.
Мы - мудаки, но не самоубийцы, спасы у всех были. Переворот в
валах более чем реален. Но ради ТАКОГО зрелища, ради того
разъяренного чудовища, коим является половодная Мста, можно и
нужно рискнуть и пойти на нее.
Короче, вот вам мой совет:

Поезжайте на Льняную -
Сделайте ее всухую;
Вслед за тем - пройдите Мсту,
И ПОШЛИТЕ ВСЕХ В ПИЗДУ!!!!

Леша Савватеев, 13 мая 1998 года
===============================================================
FILE: lxnqnaq3.txt
Льняная. Общее описание маршрута.

---------------------------------------------------------------
From: Антон Каменецкий (nhpfond7@cityline.ru)
Date: 9-11 May 1998
[С комментариями Максима Мошкова]
---------------------------------------------------------------

Заброска.

Поездом No30 М-Спб отъезд в час с копейками прибытие на
станцию Окуловка. Поездов много, возможны варианты. Плацкарта
стоит около 70 рублей (1$=6.1 руб.). Особенность при взятии
билетов заранее - дают только коммерческие купе по 150 руб., за
пару дней выбрасывают плацкарту, а за пару часов - вообще все,
что осталось. Общих вагонов нет вообще. Заброска на электричках
дает тот же эффект по времени, если ночевать в Твери. Об
удобствах этого варианта умолчу.

От Окуловки на местной электричке (идет 6-7 раз в день)
нужно добраться до Боровенки, и потом на автобусе до деревни
Коржава, в которой находится мост через Льняную, на поляне
перед мостом - хорошее место для сборов. На мой взгляд лучше
серьезно подумать и доехать до этого моста на машине.

[Думать тут нечего. Однозначно удобнейшая заброска от
Окуловки до Коржавы на такси. Круглосуточно. 30 минут, 35 км,
70 руб за машину. М.М.]

Есть вариант прохождения от верхнего озера, но он требует
минимум двух дней из-за большого количества бобровых завалов, и
оставлять только два дня для не очень сильной группы на
техническую часть на мой взгляд нецелесообразно. Хотя возможен
вариант начала маршрута с озера и его окончания на мосту. Я его
не рассматриваю как некатегорийный. Для очень сильной и
мобильной группы вообще возможно прохождение всей Льняной от
моста за один день, не считая выброски.

Воду в нашем случае я бы охарактеризовал как конец
половодья, т.е. малая. Уровень ниже максимума половодья на 1.5
- 2 метра. Основную сложность на всем техническом участке
представляет мощная струя, характерная для горных рек, и как
следствие, очень высокая скорость течения и хорошие прижимы
практически на каждом повороте. Времени для раздумий и маневра
практически не остается. В большую воду сложность реки
существенно возрастает. Завалы не менее опасны, чем прижимы,
особенно своим внезапным появлением из-за крутых поворотов.
Благодаря мощной струе практически любая хорошая ветка в русле
- весьма вероятный киль для каркасной байдарки. Для групп на
каркасных байдарках, особенно в большую воду я бы рекомендовал
предварительный просмотр всего технического участка. Скорость
прохождения при этом замедлится в 2-3 раза, берега
труднопроходимы, троп просмотра почти нигде нет. Структура и
наличие завалов меняется с каждым половодьем, давать рецепты
априори бессмысленно, в нашем случае на всем маршруте было
порядка 10 обносов длиной 20-200 метров и несколько большее
число проводок.

Реку можно условно разделить на три участка. Первый - от
моста до заброшенного завода около деревни Дерняки. Этот
участок несколько менее сложен, чем следующий, но дает
практически полное представление о характере реки. На участке -
несколько низких мостов и деревьев, перегораживающих всю реку.
После широкого полуразмытого моста, за резким правым поворотом
- опасный завал, просмотр обязателен. Шиверы с хорошим падением
и на этом участке, и по всей реке практически непрерывны и
держат в постоянном напряжении. Характер местности - река течет
вокруг и через деревни Коржава и Дерняки, по берегам -
чернолесье, ближе к концу участка появляются то справа, то
слева отвесные глинистые берега, подмываемые рекой. Участок по
сложности примерно однородный, но по описанию выделяют порог у
деревни Дерняки. Его просмотр начинается после четко
выраженного брода, где проселок пересекает реку. Порог
начинается за левым поворотом, а его просмотр - по тропе с
левого берега. Порог отличается от шивер только тем, что камни
в русле здесь крупнее, за ними - небольшие бочки. По сложности
он несильно отличается от общей сложности реки. Плотина у
заброшенного завода у Дерняков - самый длинный и противный
обнос. Он проходит по огромной свалке, в русле сразу за
плотиной - арматура и завал, приходится нести дальше. Для
отчаявшихся с правого берега через Дерняки около 1,5 км. по
дороге до моста, где начинался маршрут.

Здесь условно начинается собственно техническая часть
маршрута. На ближайшие 20-30 километров идет непрерывная шивера
с горным падением, бесчисленными прижимами и завалами. Характер
местности - суровый, псевдоканьонный, то есть один берег
отвесный, глинистый, с упавшими деревьями, пологие участки на
поворотах захламлены вековым буреломом. Мест для стоянок у реки
нет вообще на всем протяжении участка, они, возможно, есть
наверху, но для этого надо подняться на 50-100 метров по
склону, мы не пробовали. Выход с этого участка сильно затруднен
- до единственной деревни Горинка на правом берегу около двух
километров через лес, без дорог.

[Обычно, самый сложный учаток реки ДО завода. Все, что
ниже - это либо так же, либо заметно слабее. Шивер в прямом
смысле этого слова на реке нет НИ ОДНОЙ. Просто быстрое течение
и ветки с завалами. Что сложности реки не умаляет, естественно.
М.М.]
{Комментарий на комментарий: В нашу воду после завода было
однозначно сложнее. Шивер - полно, поскольку камни обнажены, в
большую воду их нет, только быстроток. А.К.}

Незадолго до впадения слева притока Мшанка шириной в
устье около 10 метров река успокаивается. После впадения Мшанки
характер берегов меняется, крутые склоны исчезают, появляются
поля и перелески, но берега крутые высотой 2-3 метра, стоянок
по-прежнему нет. Ориентируясь по двухкилометровке, при
необходимости лучше стоять почти сразу после впадения Мшанки,
по левому берегу, или в любом месте на поле, без дров. Затем
идет несколько деревень, и после шоссейного моста в последней
деревне судя по карте по правому берегу начинается лес, а по
левому - лес и в лесу дорога. Вновь появляются отвесные склоны,
но река спокойна. Есть завалы. Здесь можно искать стоянку
практически в любом месте, наверху - отличный сосняк, но в лесу
стоит вода, почва глинистая. Лучше вставать на полянах, а за
дровами сходить в лес. Этот участок проходится за 3-5 часов и
после последней деревни начинается заключительный участок, где
необходимо правильно найти место для заключительной стоянки и
сбора судов.

Описание предлагает плыть до впадения в Мсту, затем два
километра вверх по течению до ж/д моста и выброску со станции
Топорок. На самом деле впадать в Мсту - полная глупость,
поскольку течение Мсты здесь очень сильное, на каркасных
байдарках против течения при очень интенсивной гребле скорость
0,5 - 1 км/ч, а на надувных судах и катамаранах вообще
отрицательная. На двухкилометровке все повороты реки обозначены
достаточно точно, и при правильном ориентировании можно точно
определить место стоянки по правому берегу перед последним
левым поворотом реки перед ее впадением в Мсту. Ориентир -
большая поляна справа с характерными деревянными мостками на
склоне, и прямо по курсу - высокий глинистый откос. Наверху -
сосновый бор, идущий до самой Мсты и правее в лес входит шоссе,
до этого идущее по полю. По поляне протекают два лесных ручья,
местами ее заболачивая. Собрав лодки, следует выйти на шоссе по
мосткам наверх и правее еще метров 100, затем по шоссе в
сторону станции пройти метров 500. Как только шоссе начнет
плавный поворот налево и впереди покажутся дома, нужно свернуть
вправо на натоптанную тропу и идти по ней до пешеходного моста
через р. Перетна еще около 500 метров. Этот мост неточно
обозначен на карте выше по реке чем на самом деле. От моста по
деревне налево на другое шоссе, по нему налево. До станции от
моста по деревне еще около 500 метров.

[повороты и приметы можно не запоминать. Просто выйти на
шоссе и идти по нему никуда не сворачивая. М.М.]
{Эти хитрые приметы хотя и сложновато запоминать, позволяют
срезать метров 500 пути. А.К.}

Станция Топорок.
Касса упразднена, в 19:15 идет один вагон до Окуловки
(час езды), билеты в продаются в вагоне и стоят три рубля,
целесообразнее уезжать вечером. Автобус до Окуловки ходит
нерегулярно, надо узнавать на месте. От Окуловки можно доехать
на электричке до Бологого, сэкономив деньги, но потеряв час
сна, Лучше всего сесть на Новогородский поезд в 1:15 и прибыть
в Москву в 6:15, более ранние поезда приходят в Москву глубокой
ночью.

===============================================================
FILE: lxnqnaq4.txt
Льняная'87 (Выдержки из отчета)

---------------------------------------------------------------
Date: 30 Aug 1998
From: Николай Спрингис (springis_ne@hotmail.com)
---------------------------------------------------------------

</pre>
<p align="center"><font color="#400080"><a name="Самое начало">***</a></font></p>
<div align="left">

<table border="0">
<tr>
<td style="color: rgb(0,255,255)" bgcolor="#000080" valign="middle"
align="center"><a href="file:///D:/HTML/history.htm#Льнаная"
style="color: rgb(0,255,255)"><font size="2" face="Arial"><strong>Походы,
маршруты...</strong></font></a></td>
<td style="color: rgb(0,255,255)" bgcolor="#000080" valign="middle"
align="center"><a href="file:///D:/HTML/clinica.htm" style="color: rgb(0,255,255)"><strong><font
size="2" face="Arial">Друзья по несчастью</font></strong></a></td>
<td style="color: rgb(0,255,255)" bgcolor="#000080" valign="middle"
align="center"><a href="file:///D:/HTML/tutties.htm" style="color: rgb(0,255,255)"><strong><font
size="2" face="Arial">Полезные вещи</font></strong></a></td>
<td style="color: rgb(0,255,255)" bgcolor="#000080" valign="middle"
align="center"><a href="file:///D:/HTML/infa.htm" style="color: rgb(0,255,255)"><strong><small><font
face="Arial">Информация </font></small></strong></a></td>
<td style="color: rgb(0,255,255)" bgcolor="#000080" valign="middle"
align="center"><font size="2" face="Arial"><strong><a href="file:///D:/HTML/biennale.htm"
style="color: rgb(0,255,255)">Фотогалерея </a>&nbsp;</strong></font></td>
<td style="color: rgb(0,255,255)" bgcolor="#000080" valign="middle"
align="center"><a href="kuchachuchey.htm" style="color: rgb(0,255,255)"><font size="2"
face="Arial"><strong>Разное...</strong></font></a></td>
<td style="color: rgb(0,255,255)" bgcolor="#000080" valign="middle"
align="center"><font size="2" face="Arial"><strong><a href="file:///D:/HTML/poorchuch.htm"
style="color: rgb(0,255,255)">На главную страницу</a> </strong></font></td>
</tr>
</table>
</div>

<hr>

ЛЬНЯНАЯ'87. Выдержки из отчета
<hr>
<font FACE="Courier New" SIZE="2">

<h1></font><font size="3"><font face="Times New Roman"><strong>ВСТУПЛЕНИЕ,
написанное перед публикацией материалов на 1-ed BBS
&nbsp; и не потерявшее актуальность.</strong></font></h1>
</font><font SIZE="2">

<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; После долгих колебаний
решил загнать в компьютер дело давно минувших
дней - отчет 1987 года о прохождении р.Льняная.
Тогда эта речка была открытием, мы попали на нее
одними из первых и искренне верили в ценность
написанного нами отчета, как выяснилось, не зря.
По этому отчету успешно сходили несколько групп,
и, помыслив и посмотрев на данные по Льняной,
живущие на 1-ed BBS, я решил внести свою долю в
замусоривание ее диска. Может, кому пригодится... </p>

<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Заранее вынужден
предупредить, что это была неоформленная
официально водная школа начальной подготовки,
поэтому отдельные препятствия маршрута могут
показаться завышенными, а дневной переход -
заниженным. Этим и объясняется выбор в качестве
средства сплава катамаранов-четверок, для данной
реки совсем не подходящих. </font><font FACE="Courier New" SIZE="2"></p>

<hr>

<p></font><font size="3" face="Times New Roman"><strong>ПАСПОРТ МАРШРУТА </strong></font><font
FACE="Courier New" SIZE="2">

<ul>
<li></font><font SIZE="2">Средство сплава - катамаран-4 </li>
<li>Район путешествия - Hовгородская область </li>
<li>Категория сложности - 2 (засчитали, как 1 с эл.3 - от
автора) </li>
<li>Время проведения - с 27 апреля по 4 мая 1987г. </li>
<li>Протяженность путешествия - 7 дней Москва -
Москва </font><font FACE="Courier New" SIZE="2"></li>
</ul>

<hr>

<p></font><font size="3" face="Times New Roman"><strong>ЗАБРОСКА </strong></font><font
SIZE="2"></p>

<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Производится любым
ночным поездом Москва-Ленинград. Задача - попасть
на местную электричку, идущую в сторону Малой
Вишеры, в первой половине дня, иначе светлый день
будет потерян. В те времена расписание
электричек выглядело следующим образом: </p>

<p>5.25&nbsp;&nbsp; 8.07&nbsp;&nbsp; 8.49&nbsp;&nbsp; 14.25&nbsp;&nbsp; 16.37
&nbsp;&nbsp; 17.53&nbsp;&nbsp; 20.23 </p>

<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В нынешние времена
расписание могла измениться только в хучшую
сторону. Станция назначения - пл.220 км, 40 мин от
Окуловки,до реки - около 1 км вперед по ходу
поезда, лес для постройки - на левом берегу.
Стоять пришлось у самого моста, лес по весне
заболочен. </font><font FACE="Courier New" SIZE="2"></p>

<hr>

<p></font><font size="3" face="Times New Roman"><strong>ГРАФИК ДВИЖЕHИЯ НА
МАРШРУТЕ </strong></font><font SIZE="2"></p>
<div align="left">

<table border="1">
<tr>
<td width="45" align="center">Дни пути</td>
<td width="147" align="center">Дата </td>
<td width="305">Перемещение за день</td>
<td width="211" align="center">Средство передвижения</td>
</tr>
<tr>
<td width="45" align="center">1</td>
<td width="147" align="center">28.04.87</td>
<td width="305">Москва - Окуловка<p>Окуловка - пл. 220 км</p>
<p><font SIZE="2">Постройка</font></td>
<td width="211" align="center">Поезд<p>Электричка </p>
<p>&nbsp;</td>
</tr>
<tr>
<td width="45" align="center">2</td>
<td width="147" align="center">29.04.87</td>
<td width="305">Мост - сплав по р. Вялка и оз.Островенок
до выхода из озера </td>
<td width="211" align="center">Катамараны</td>
</tr>
<tr>
<td width="45" align="center">3</td>
<td width="147" align="center">30.04.87</td>
<td width="305">Оз.Островенок - д.Мельница </td>
<td width="211" align="center">Катамараны</td>
</tr>
<tr>
<td width="45" align="center">4</td>
<td width="147" align="center">1.05.87</td>
<td width="305">Д.Мельница - оз.Льняное - исток р.Льняной </td>
<td width="211" align="center">Катамараны</td>
</tr>
<tr>
<td width="45" align="center">5</td>
<td width="147" align="center">2.05.87</td>
<td width="305">Исток р.Льняной - д.Коржава </td>
<td width="211" align="center">Катамараны</td>
</tr>
<tr>
<td width="45" align="center">6</td>
<td width="147" align="center">3.05.87</td>
<td width="305">Д.Коржава - р.Мста </td>
<td width="211" align="center">Катамараны</td>
</tr>
<tr>
<td width="45" align="center">7</td>
<td width="147" align="center">4.05.87</td>
<td width="305">Устье Льняной - пос.Топорок<p>Топорок -
Окуловка</p>
<p>Окуловка - Москва</td>
<td width="211" align="center"></font><font FACE="Courier New" SIZE="2">пешком</font><font
SIZE="2"><p></font><font FACE="Courier New" SIZE="2">местный поезд</font><font
SIZE="2"></p>
<p></font><font FACE="Courier New" SIZE="2">три электрички </font><font
SIZE="2"></font></td>
</tr>
</table>
</div><font FACE="Courier New" SIZE="2">

<p></font><strong><font size="3">ОТЪЕЗД </font></strong><font SIZE="2"></p>

<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; До Топорка идет
грунтовая дорога, около 40 мин. ходу, по дороге -
мост через Перетну. Через Топорок проходит
местная линия Акуловка - Hеболчи, по которой утром
и вечером ходит кукушка до Акуловки. Утренняя
проходит Топорок около 6.30, вечерняя - около 18.00.
более точное расписание необходимо уточнить в
Oкуловке по дороге туда (В 1996 году вечерняя
кукушка отправлялась в 21.50, причем с 20 апреля по 10
мая! Специально для турья, что ли? - прим.авт.). Если
пользоваться вечерней кукушкой, то возникает
некоторый шанс попасть на один из поездов
Ленинград - Москва, проходящий через Oкуловку
вечером-ночью. но поездов в Окуловке
останавливатся мало,турья же скапливатся
немеряно, и возникают определенные сомнения в
том, что ты завтра утром выйдешь на работу.Если уж
вы попали вечером в Акуловку, то пробуйте любой
ценой добраться до Бологого! Там останавливается
все, кроме ЭР-200.После утренней кукушки легче
добираться электричками с пересадкой в Бологом и
Твери. </p>

<hr>

<p></font><strong><font size="3">ТЕХHИЧЕСКОЕ ОПИСАHИЕ РЕК ВЯЛКА
И ЛЬHАHАЯ </font></strong><font SIZE="2"></p>

<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; При использовании этой
лоции необходимо учитывать, что ее хронометраж
дан для спокойно идущего катамарана. Опущены
также описания всех проблематичных завалов и
расчесок - со временем они меняются, да и
прохождение их на Льняной является более чем
рядовым явлением. </p>

<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В течение первого часа
сплава Вялка извивается в низких, заболоченных
берегах. После этого начинается разлив, идти по
которому около часа. Далее река снова сужается и
входит в возвышенные берега. Скорость течения - 4-5
км/ч, небольшие прижимы, расчески и отдельные
деревья в русле. Через 3 часа сплава - маленькая
шивера, ширина реки здесь - 6-7 м, часом позже -
ориентир, ЛЭП. Вскоре берега понижаются, скорость
падает, река очень сильно петляет. Это - дельта
р.Вялки. В дельте - мост/гать на уровне воды. Через
5 часов сплава - выход на оз.Островенок. Чтобы
снова попасть в реку, надо около получаса идти
вдоль правого берега. </p>

<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В истоке нижней Вялки -
остатки старого моста. После этого река в течение
3.5 часов сплава представляет из себя сплошной
завал. Течение - порядка 6 км/ч, берега высокие.
Далее около часа тянется широкий, спокойный
разлив, неожиданно переходящий в узкий овраг.
Ширина русла - 6-7 м, скорость течения - около 8 км/ч.
Шивера с заметным падением воды, улов через всю
реку, затем быстроток и снова шивера. Маневр
осложняется узостью реки и изгибами русла
порядка длины катамарана, встречаются расчески.
Чалка сильно затруднена - по берегам крутые
склоны и ледяные козырьки. В последней трети
шиверы река расходится на два рукава, на остров -
лобовой навал. В левой протоке - габаритный
непроход, в правой - мелкий каменистый перекат на
правом повороте. Далее продолжается такая же
мелкая шивера, с расческами и отдельными
0.5-метровыми валами, но река постепенно
расширяется. на правом берегу - деревня Мельница.
Прохождение всего каньончика длится около
получаса. Мост в конце шиверы проходится
спокойно. </p>

<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; После моста около часа
спокойного сплава до выхода в озеро Льняное.
Длина его около 15 км. Двигаться необходимо вдолб
левого берега. Через 5 км - большой залив с
цепочкой островов по краю, потом - насыпная дамба
через озеро с низким мостом посередине - обнос. на
правом берегу озера - дер. Горка. Дальше озеро
постепенно сужается. на возвышении левого берега
- полуразрушенный завод, за ним - глухая
деревянная плотина. Перед заводом - неплохая
рощица, дальше - лес плохой. </p>

<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Около часа пути от
плотины Льняная течет, по сути, под завалом.
Завалы кончаются около деревни на правом берегу,
начинаются расчески. После этого - 5 часов
спокойного сплава в широкой долине, заросшей
ольхой и осиной, потом - широкий разлив по
луговине. Течения почти нет, ориентироваться
трудно. </p>

<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; У дер. Коржава река
собирается в узкую долину. До большого
автомобильного моста - течение быстрое, но
спокойное. Сразу за этим мостом - старый
деревянный, обнос. После моста падение реки
усиливается, начинаются локальные шиверы с
отдельными обливными камнями, потом - короткий
порог с прижимом к расческе и изломанной линией
небольшого слива. Скорость течения постепенно
растет. </p>

<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Три низких пешеходных
моста проходятся под берегом. Перед третьим
мостом начинается шивера. Стенки долины, часто
обрывистые, повышаются где-то до 15 м, чалка
затруднена. </p>

<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; За мостом - самая
эффектная шивера с хорошим падением, тугой
струей и валами 0.5-0.8 м. Ее пересекают несколько
больших расчесок, в конце - поворот с прижимом и
опасный завал, необходима экстренная чалка на
струе. </p>

<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В полукилометре от
завала - автобаза, мост, перед ним через реку
переброшена стальная балка на уровне 1м от воды.
После автобазы около двух ходовых часов
продолжается шивера того же типа. Описывать
каждое препятствие в отдельности бесполезно. Это
прижимы, как правило, с затопленными деревьями и
корягами, завалы с габаритным проходом, обливные
стволы. Скорость течения достигает 12-14 км/ч, река
сильно петляет в высоких берегах - часты повороты
более, чем на 90 градусов. надо быть всегда готовым
к чалке и работать очень оперативно. </p>

<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Каньон обрывается резко
и неожиданно, препятствия исчезают. Река течет в
живописных берегах. До впадения в Мсту - 4 ходовых
часа и 3 слабых шиверы с пологими валами. Перед
впадением в Мсту на правом берегу - высокий
крутой обрыв, под которым противно разбирать
суда. Выше по течению Мсты есть хорошая лужайка,
но необходимо пройти метров 100 против течения.</p>
</font>

<hr>
<font SIZE="2">

<p></font><font size="3"><strong>ДНЕВНИК ПОХОДА</strong></font><font SIZE="2"></p>

<p><strong>28.04.87 , день нолевой. </strong></p>

<p>До 9.30 кукуем в поезде. Поезд не спешит, вежливо
пропуская всех желающих. Результат - 5 часов
отсидки в Окуловке. Это отнюдь не центр мира, но
народ рьяно взялся ее исследовать. В результате
закуплены торт, хоккейный шлем неизвестной
конструкции и... флог РСФСР. </p>

<p>Электричка оказалась такой же сонной. Через 45
минут высадились на 220 км и по шпалам тронулись к
заветной Вялке. Первое впечатление - Щегринка
шире. По берегам местами лежит снег, всюду
стекают ручейки. Разбили базовый лагерь,
водрузили флаг на длинном шесте. Проходящие
поезда салютуют гудками. До вечера ркбим ставы.
Лес - сплошное болото, привередничать не
приходится. Ставы получились разномастные - от
ели до осины - зато относительно прямые.</p>

<p><strong>29.04.87, день первый. </strong></p>

<p>Тронулись в путь по ласковому солнышку. Через
полчаса - экстренная чалка на болото: у Олега
хрустнул став, слишком длинные продолины.
Поставили бандаж, но вечером придется
укорачивать. </p>

<p>Едем дальше. Повсюду живописные, яркие краски -
небо, вода, снег. Начался разлив, и вот - первая
ледовая пробка, подтопленное ледяное поле на
глубине от 5 до 30 см. Где скребемся поверху, где
проводим, где идем по разводьям. Без гидрокостюма
(отдал дуре-женщине, не успевшей купить, хотя
обещала - прим.авт.) ноги отнимаются напрочь.
Солнце исчезло, стало неуютно. На ум приходят два
озера впереди - что ждет нас там? Народ устает
сидеть в упорах, чалимся и десять минут отдыхаем.</p>

<p>Постепенно берега поднялись, долина сузилась.
Появились прижимчики и коряги, река очень похожа
на паводковую Каширку. Несколько деревьев в
русле пришлось обнести. По берегам лежит снег, и
это хорошо - груженые суда можно тащить волоком. В
одном месте, правда, пришлось разгрузить и волочь
на ребре.</p>

<p>В одном месте возникла микрошивера. Река очень
узкая, единственный эффективный маневр -
параллельное смещение. Расчесок много, каждое
судно получило свою порцию.</p>

<p>Вскоре ощутили подпор, река очень сильно
запетляла. По течению поплыли разных размеров
&quot;айсберги&quot;. Иногда перретаскиваем суда
через них - развлечение не из самых приятных. В
устье - старый мост на уровне воды, перед ним -
ледяной залом. При перетаскивании судрв обе дамы
с флагмана искупались. Иришкина обувка осталась
на дне Вялки.</p>

<p>Поворот, другой - и под заходящим солнышком
сверкает ледяное поле. Озеро Островенок. Вдоль
берега - узкий дискретный канал.Идем в ледяной
каше, иногда проводим. Вот, наконец, и вход в реку.
Чалимся налево к высокому обрыву. Странно, но на
сегодня план выполнен.</p>

<p><strong>30.04.87, день второй.</strong></p>

<p>Утром Олег свирепо пилит продолины.
Сбрасываемся на воду... и через 5 минут уже
обносим. Подлые бобры стараются вовсю и
перегрызают даже вековые сосны. Обнос, обнос, еще
обнос! Река петляет, т при обносах мы часто
срезаем петли. Затопленные деревья проходим
поверху. Одно, другое... Змеиное шипение, и правая
гондола флагмана сморщивается, как соленый
помидор. В надувашке - 30см дырки. Чалимся, чинимся,
кушаем, обносим. Еще одна серия завалов. При
скорости струи 6-7 км/ч это не очень приятно.</p>

<p>...Широкий, живописный разлив. Течение
ослабевает - и рвение народа тоже. Петляем среди
кустиков. Внезапно перед нами стеной поднимается
поросший лесом &quot;материковый берег&quot;. Вялка
входит в ущелье. Начинается &quot;верхний
прорыв&quot;.</p>

<p>Темно, сумрачно. Река забурлила. Вдоль берегов -
ледяные козырьки. В русле неправдоподобно тесно,
это как-то не укладывается в голове. После первой
шиверы и быстротока впереди ледяной мост, под ним
- глухой ледяной затор. Экстренно чалимся
направо, под чальщиком ломается ледяной козырек.
Принимаем чалку второго ката, осматриваемся. В
это время подходят какие-то каяк и КНБ, легко
обносят затор и сбрасываются в ближайшей
бухточке. Мы же с трудом втаскиваем корабли на
террасу, заросшую вековыми елями, и обносим их на
ребре. Спускаем на воду - и началось...</p>

<p>Река немыслимо петляет, бурлит, из берегов
лезут коварные расчески. С обеих берегов
нависают отвесные &quot;ледники&quot; до 1.5 м высотой.
Ситуация меняется ежесекундно. Вдруг -
расширение, река делится на протоки, к острову -
лобовой навал. Уходим в правую протоку и садимся
на перекат. Хорошо, что садимся - река полностью
уходит под лед. </p>

<p>Бежим предупредить Олега. Мимо нас проносится
ЛАС, отскакивая от стенок каньона, как мячик. У
экипажа очень круглые глаза. За ними идут два
&quot;Тайменя&quot;, им тоже хорошо. Вот и Олег. Идет
сравнительно чисто, но в протоку не попадает и
вркбается в прижим. Вылезает, докладывает -
сломана продолина, но до вечера терпеть можно.</p>

<p>Тащить каты по ледовым мостам опасно - они
проваливаются под ногами, а там хорошее течение и
довольно глубоко. Рубим просеку через островок,
перетаскиваем оба корабля. </p>

<p>Последние метры. Те же повороты, расчески, в
паре мест - настоящие валы. Две расчески
пробиваем в лоб, через третью прыгаем, кат
проходит снизу. На мгновение над обрывом
возникают домики. Чалимся на левый берег, как
водится, на козырек. На этот раз он выдерживает и
людей, и кат. Вовочка бежит принимать чалку от
Олега, но тот опять задерживается - решил не
рисковать и перепилил самую большую расческу. </p>

<p>Денек получился жаркий. Река показала коготки,
и эмоций хватило всем.</p>

<p><strong>1.05.87, день третий.</strong></p>

<p>Как-то сразу пришла весна. Снег стаял почти
весь, воды в реке прибыло, из земли полезли
цветочки. Проходим для начала остаток шиверы,
потом - низкий мостик, народ при этом растекся по
ставу. Высоченный крейсер Олега обносим поверху.
Около часа спокойного сплава, и снова тяжелые
льды - озеро Льняное, извилистое, узкое, с
островами. Канал у берега очень узкий, проводим
суда.</p>

<p>Впереди по курсу - огромный залив, по его
границе - цепочка островов. Петлять не хочется,
начинаем ледовое плавание. К первому острову
пробились довольно легко, потом ледовая
обстановка заметно ухудшилась. Сколько могли,
рубились веслами, потм выбросились на лед и
сделали волок до второго острова. Второй
катамаран последовал нашему примеру, но
провалился в кольцевую полынью. По грудь в воде
вернулись к кромке льдов и веслами пробили ему
канал.</p>

<p>После обеда начинаем волок на материк.
Выбрасываемся с разгону на лед. Держит.
Напяливаем спасы, спрыгиваем и бегом гоним кат
вперед. КАМАЗная шкура скользит великолепно.
Рысью, марш-марш! Прошли 50 м - стоп, отдых. Лед
потрескивает и прогибается под ногами. Дотянули
до воды, на кромке льдов торжественно перекурили.</p>

<p>Испытывать судьбу ледовым волоком больше не
захотелось, опять пошли вдоль берега.
Перетащились через мост - и увидели открытую
воду! Вспомнили, что сегодня 1 мая, подняли
штандарт. Где по открытой воде, где по ледяной
каше дохромали до развалин завода, по местной
легенде принадлежащего Родзянко. От
неприветливой каячно-байдарочной группы узнаем,
что &quot;Гана&quot; (дружественная маевская группа с
бурным прошлым, вышедшая на маршрут несколко
позже нас - прим.авт.) стартовала. Интересно, когда
она нас догонит?</p>

<p><strong>2.05.87, день четвертый.</strong></p>

<p>Утром обносим полуразрушенную плотину в истоке
Льняной. От самого завода остался только
здоровенный каменный барак и поросшие травой
фундаменты. На берегу лежит несколько морских
якорей.</p>

<<

стр. 4
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>