<<

стр. 40
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

без просмотра и кильнулись в I ступени. Вчера, во время
купания, Макс изрек что-то типа того, что сегодня купание будет
"техногенным", т.е. результатом технических причин. Сегодня я
сказала сакраментальную фразу "Мы сегодня не киляемся!" Эти 3
роковых события суммировались, и мы кильнулись в примитивно
простой (при правильном заходе) II ступени "Водопадного". Нас
положило в бочке, причем не в ту сторону, куда велит
гидродинамика (уж не обошлось ли тут без злых сил?) Дальше мы
выбрались на мелкое место, Миша титаническими усилиями
перевернул байду обратно, и мы дочапали до плеса на полной
водой байдарке, впрыгнув в нее на ходу. Вот так! Было жарко и
солнечно, и "техногенное купание" не (о)казалось катастрофой.
После длинного плеса располагался страшный порог "Кривой", где
в прошлом году лег Северин на "двоечке" и его долго "варило в
бочке", и т.д. и т.п. Этот самый жуткий слив был пройден
вначале смелыми "ласточками", а затем каяком и КНБ (правда с

"Зорька" в Кривом ¦ kartinki/tumcha/knb_w_kriwom.jpg

Максом вместо меня. Мне что-то не захотелось прыгать с
вертикального 1.5 метрового слива). "Егерю" же, поскольку ему
все по фигу, пришлось идти под правым берегом - по основной
воде. Северину эти кадры на в/фильме будут как острый нож в его
самолюбивую душу (или сердце?). Там и пообедали. Хочется пить,
а не есть (жара!), поэтому чая перерасход, а на сахар и сухари
- "коммунизм". Еще один здоровый плес до порога "Юрьев день".
Товарищи! Настойчиво овладевайте техникой гребли на гладкой
воде! (А уж пороги как-нибудь прошлепаем). В "Юрьевом дне" у
меня опять на голове была камера. Сняли небо и брызги при
прохождении центрального слива с бочкой.
Потери продолжаются: Миша потерял солнечные очки, Макс -
ксивник с часами и лоцией, а я - гидроштаны! Как? Очень просто
- они были засунуты под обвязку и не привязаны. В бочке такую
"халяву" смыло в два счета. Встали мы на том же пороге.

24 июня

Продолжим по порядку. День был богат порогами. Сразу после
выходной шиверы "Юрьева дня", (на котором мы стояли, и были
зверски покусаны мошкой и разбужены ночью ревом трактора и
мотоцикла) начинался несложный порог с красивым названием
"Скалистый глаз", про кототрый кроме названия ничего не
запомнилось. Далее подряд шли "Надежда" и безымянный до
прошлого года "Марч" (с нынешнего года - "Март"). Удивительно
похожие "симметричные" пороги. Ключевое место - косой слив с
бочкой. На "Надежде" она косила вправо, а на "Марче" - влево
(или наоборот, не помню?). В пороге "Марч" в прошлом году
кильнулся Марч на КНБ, а в этом году очень пытался это сделать
Макс... "Но что-то его держало. Может быть хвост каяка?.." Все
тоже неубиенное солнце, с лиц некоторых участников кожа
слезает, как старая шкурка у змеи, и вырастает новая, которая
тут же опять обгорает. "Группа туристов доставлена из заполярья
в больницу с тяжелыми солнечными ожогами". Долго ли еще
продержится эта благодать?.. В этот день Зыков выехал из
Москвы, а ему всегда, говорят, с погодой не везет. Ну, ничего,
ему до Ковдора еще 2 дня ехать, да день стапелиться, а пока
погода на НАШЕЙ стороне.
Очередной часовой плес - и мы у порога "Кошмарики". Там мы
обедали (я нашла умирающий от жары подосиновик), а потом шли -
все по левой протоке, а "Таймень" по правой. Везде было не
страшно, никаких кошмариков, а тем более кошмаров.
Порог "Красивый". И вправду очень красиво, но для байдарок и
"ласточек" - лотерея: влететь в огромную бочку на сливе слева,
бульники через несколько метров справа, или валы в центре. Миша
прошел с Максом, ничего из вышеперечисленных призов не выиграв,
а у меня уже второй прогул. Андрей на "ласточке" кильнулся,
соскользнув с одного из валов прямо в бочку, и уплыл дальше на
спасжилете, а "ласточку" затащило в улов посреди порога, и ее
спасали на КНБ-шке, что оказалось нетривиально. Потом все
стояли на берегу и со злорадством наблюдали, как Андрей
Смирнов протаскивает "старушку Таймень" слева по канализации,
проваливаясь в воду по грудь, а местами раскидывая в стороны
огромные камни.
После плеса с несколькими небольшими порогами (в т.ч.
"Вечерний", где все кроме нас вползли в канализацию, и "Узкий",
в котором мы - халявщики - нырнули в бочку без юбок и касок)
добрались до "страшного ужастного" порога "Яма". М-да...
Треугольный слив метров 5 шириной, через который устремляется
вся река - горка с падением 2 метра на десять метров. А ведь на
плесах Тумча шириной с Оку в Пущино. Слив окружен косыми
валами, но самая гадость чуть дальше - все это дело "ухает" в
этакую огромную бочку, благодаря которой, видимо, порог и
назвали "Яма". Все поужасались, заглянув туда, в глубину, а
"Егерь" взял да и прошел прямо по бочке, причем его там ¦ kartinki/tumcha/bochka_na_egere.jpg
остановило, развернуло на 180 градусов, наплескало внутрь воды
"по самые уши", постояли они там, подумали, и поплыли дальше.
Ни забот, ни хлопот. Потом под бурные аплодисменты
прошел Макс, проскочив сквозь страшную бочку с правого края. ¦ kartinki/tumcha/kayak_w_yame.jpg
Кстати, он до сих пор утверждает, что пошел туда сразу, только
потому, что ему было лень тащить вещи до стоянки.
Стоянка на левом берегу очень живописная, с пляжем из белого
песка и здоровенными бульниками на берегу, где дуют ветра и нет
комаров. Там, (то есть здесь, где мы сейчас сидим)
народ вьет гнезда и отягивается. ¦ kartinki/tumcha/uzhin_na_yame.jpg

25 июня

Сегодня дневка! Поздний подъем, хорошая погода, вымытые
головы, и, конечно же, "поедем, красотка, кататься!" Сразу
после завтрака народ начал нервно переглядываться: кто, мол,
первым пойдет? У Миши, похоже, бронхит, вчера была высокая
температура, а сегодня просто канонический бронхитный кашель.
Он решил поправить свое здоровье хорошей дозой адреналина и
стал с целеустремленным видом загидриваться, поддувать
спасжилет - в общем, мне ничего не оставалось, как к нему
присоединиться. Затем были долгие томительные обсуждения с
почесыванием в затылках и осмотром порога с разных ракурсов.
Как лучше - делать маневр, но терять скорость, или тупо
"рубиться" через бочку? Порешили на втором. Мы разогнались,
"рубанулись" ... я уже увидела за сплошной пеной чистое
небо..., но тут нас все же положило. Видимо не хватило
какого-нибудь одного гребка. Обидно, да! Первый Мишин вопрос,
когда нас вымывает из бочки и я показываюсь из под байды:
"Весло есть?". Хозяйственный, бережет снаряжение! В магическом
составе "Макс+Афанас" зловредная бочка была наконец побеждена.
Но спортивный пыл нашей группы еще не угас. Андрей Смирнов все
с тем же Максом удачно прогнали "старушку Таймень", а Сережу с
трудом отговорили идти на "ласточке". Наконец, апогеем катания
стало повторное прохождение героического "Егеря". На него
уселись: впереди Макс, далее Андреи Ровинский и Смирнов с
половинками весел и Сережа на своем месте. Уже с самого начала
все было прекрасно: когда они стали выгребать на слив,
оказалось, что у Сережи не подтянуты упоры и он стал их
перевязывать. Чуть позже Андрей Ровинский заметил что у него
упоров совсем нет, и ему не за что держаться. На что Макс
ответил: "Держись за мои кеды!" - и добавил,- "только когда
будем киляться, не забудь их отпустить." Когда эта посудина,
груженная 4-мя мужиками, показалась над сливом, все уже
корчились от смеха. А когда их (само собой) положило в бочке, и
трое поплыли дальше, чуть не передравшись ¦ kartinki/tumcha/overkill_na_egere.jpg
из-за того, кому грести "целым" веслом, а Макс выполз в улов на
перевернутом "егере", лениво подгребая веслом - тут на берегу
народ так хохотал, что даже если бы надо было кого-нибудь
спасать, никто не смог бы. Макс у нас сегодня герой дня -
прошел порог на 4-х видах судов.

Мыли головы и ходили смотреть следующий порог ("Котел") - он в
500 метрах ниже. Красота обалденная! Наши горячие головы
задались идеей прыгнуть в самую "чучу" и с этой целью вяжут
сейчас кат-двоечку. Ну, флаг им в руки! На обратном пути наш
"барак" купался - конечно же, опять в голом виде. Возможно,
наши белые тела приманили рыбу со всей рек:
Смирнов поймал огромную щуку и форелей (тоже здоровых). ¦ kartinki/tumcha/smirnov_s_ryboj.jpg
Сейчас ругаются, кому их жарить (никто не хочет). Интересно, а
будут ли так же спорить, кому их есть?..

P.S. Рыбу ели все (кроме самого А.Смирнова). Было очень вкусно,
особенно форель и кумжа.

27 июня

Стоим на пороге "Карниз". Вчера утром все же погода
испортилась. Ну и кто после этого будет отрицать, что Зыков
несет с собой плохую погоду? По этому поводу все загрустили,
впали в тоскливое состояние, и не смотря на ранний подъем в
7:30, барак No 1 бессовестно проспал в палатке часа два после
завтрака. Потом, наконец, Сережа и Макс, преодолев хандру и
апатию, вызваную плохой погодой и недосыпом (вязали двоечку до
двух часов ночи) "прокатили" ее по порогу "Яма" и остались,
естественно, недовольны. Я подписалась на добровольное
самоистязание - перегнать катамаран вместе с Максом чрез плес
от "Котла" до "Карниза" (˜5км). Поэтому в виде тренировки я
села на двоечку и на участке между порогами с похожими
названиями "Яма"-"Котел". Бедную двоечку то и дело заносило из
стороны в сторону, и вообще, 500 метров показались очень
длинными ( <b><i> Позор на мою седую голову. Заносило нас в основном
налево, как раз на тот борт, на котором сидел я. М. </i></b> ).

"Котел". Сережа с Максом дорвались таки до самой "задницы",
где их благополучно кильнуло под проливным дождем и сильным
ветром. После этого Макс на каяке и мы на КНБ "всосались в
дырочку" под левым берегом, обойдя все ужасы. (<b><i> Я бы сказал,
обойдя их частично по этому самому берегу. М. </i></b>)
Погоду бросало из крайности в крайность - наше прохождение
было встречено ярким солнцем. Мучительно (причем страдали не
только мы, но и Миша, оставшийся на байде один) преодолели
плес, обнаружив непосредственно перед ним простой порог
"Ночной", который на кате вообще не показался.

"Карниз - самый сложный порог на Тумче" (цитирую лоцию).
Падение в главном сливе метра два,
слева все падает по камням ступеньками градусов под 45, ¦ kartinki/tumcha/lewyj_karniz.jpg
и внизу большая бочка. Под правым
берегом - сливы типа водопадных - 1.5-2м, и только в центре
чистый трек, но в который очень извилистый заход. Макс
бесшабашно прыгнул на каяке слева и закономерно кильнулся, ¦ kartinki/tumcha/overkill_na_kayake.jpg
изобразив внизу безуспешную попытку "эскимоса", за что был
обозван "Mad Max". После этого решили, что килей на сегодня
хватит, тем более, что кругом холод, ветер, и (временами)
дождь, и остаток дня был проведен в основном в горизонтальном
положении тела у источников тепла (костер, теплые соседи по
палатке). Вечером опять с наслаждением ели рыбу.

Принята новая классификацция (водных препятствий в частности и
всех жизненных явлений вообще) - все делится на "фенечки" и
"задницы". Первое обозначает положительное явление (например
чистый слив, хороший проход или радикальное средство от
комаров), второе - отрицательнные (в основном в пороге).
Используются эти термины почти всеми и постоянно.

Сегодня утром был ветер и жуткий "дубильник". Я держалась в
палатке до последнего, (т.е. до остывания каши и угроз вылить
"кофе в постель") Следующую пару часов "спустили на тормозах".
Потом из палатки вылез Афанас и стал уговаривать броситься в
"Карниз" с ним на КНБ-шке. (Вчера они с Сергеем ходили и слева,
и справа на кате, и Миша со жлобским видом говорил "Фи! Что
Северин тут делал на двоечке? Это даже не халява, это просто
скучно")
Для начала мы с Максом "прыгнули" слева на двоечке. Мне было
очень в кайф: никакой борьбы за жизнь, но "горка" довольно
крутая, и я не пожалела о подтянутых упорах. Здорово! Андрей
Смирнов и Макс прошли сразу после этого все на той же двоечке
справа. Ну а дальше пошли приключения с элементами драмы.
Афанас (как вы думаете, с кем?) пошел вправо на КНБ, но они
перегребли и врубились в правую "задницу", где судьба их
решилась мгновенно. Интересная картина наблюдалась, когда байда
еще стояла на боку, а из-за нее уже синхронно показалось две
головы и две руки, хватающиеся за днище. Далее была борьба со
стихией и друг с другом - кому плыть дальше с байдой, а кому
без, благополучно закончившаяся для Макса в ближайшем улове, а
для Миши вылившаяся в самосплав по 1.5-2 ступеням с байдой в
обнимку, и затем попытками подгрести к берегу на плесе против
ветра. Макс победил таки правый проход на каяке, а у Миши
энтузиазма на вторую попытку не хватило.
И, наконец, заключительным номером были "егеря". Сережа
(вероятно уверовав в то, что "егерь" - это тот же катамаран,
только лучше) решил прыгнуть слева, ничего радикального при
этом не предпринимая. Ну что же, под сливом их развернуло,
сложило под острым углом почти пополам (так что Сережа оказался
совсем близко к Насте), медленно и постепенно завернуло винтом,
начиная с носа, и кильнуло. Настя каким-то образом потеряла и
каску и весло. Поплыла догонять именно каску (наверно, Лени
боится больше, чем Сережи). Самым драматическим в этой истории
было спасение весла Андреем Смирновым на "ласточке", на которую
он сел впервые в жизни. Еще чуть-чуть, и пришлось бы спасать
его самого. А самым обидным было то, что это не снимали на
камеру. "Егерь" прошел со второй попытки, дубль киля сделать
почему-то не захотели.

Потом все лениво валялись под вновь возникшим солнцем, и
только часов в шесть вечера наконец сплыли. После длительного
изнурительного перехода в 45 минут по плесу доплыли до
классного места - порога "Каньонный", где встали над ущельем с

"Каньонный" ¦ kartinki/tumcha/kanionnyj.jpg

абсолютно отвесными каменными стенами метров на 20-30. Далеко
внизу бурлит река, а наверху дует ветер и нет комаров. Ночью
надо будет пристраховываться к дереву, чтобы по ошибке в
приступе лунатизма не упасть в пропасть.

P.S. Эти пернатые твари все же прилетели.

28 июня

Сегодняшнее утро началось с того, что дежурный А.Смирнов
пытался выманить нас из палатки, громко чавкая перед входом
кашей, подкапывая веслом под дно и, наконец свалив палатку на
нас. Но даже это не сработало! В конце концов, лениво выползли
к остывшей каше. Когда уже собрались сплывать, появился Андрей
Смирнов и, потрясая огромной щукой, радостно заявил: "Все таки
победил я ее, гадину!" Погрузили зверюгу под фартук "егеря".
Пороги "Каньонный" и "Змея" - не очень сложные, но безумно
красивые. В первом из них Миша вертел головой с привинченной на
каску камерой, снимая скальные виды (но так до самого верха и
не достал). К полудню зачалились на последнем пороге Тумчи -
"Шляпа". Это такой шляпообразный изгиб реки, где надо сначала
прыгнуть в "задницу", потом убежать от прижима и от следующей
бочки за почти 180 градусным поворотом струи. "Егеря" прошли
"Ok", хотя и слились лагом в первую ступень. Сережа все
технические недостатки прохождения списал на то, что в самый
ответсвеннный момент щука выпрыгивала из под фартука и "мешала
спокойнно работать". Макс кильнулся на каяке (5 килей на 4-х
разных судах - это не каждому дано!). Мы прошли. Ласточки
прошли ("всосавшись в дырочку" второй ступени). Макс прошел.
"Таймень", как обычно, избрал свой собственный путь, и поехал
обноситься на противоположный скальный берег. Пороги кончились,
ах! Раньше отсюда ходил катер до Зареченска, а теперь халява
кончилась, и 60 километров плеса предстоит плестись своими
силами.

Озеро - не озеро, а лабиринт проток и островов. ¦ kartinki/tumcha/tumch_ozero1.jpg
Обедали на том же самом месте, где в прошлом году у группы
Марча был поздний ужин в 2 часа ночи, и вперед, заре навстречу!
Мы на КНБ делаем всех, кроме, пожалуй, Макса. Долго и
придирчиво выбираем место для ночевки на островах. В итоге
встали на "Сникерсном острове" - не то чтобы совсем уж хорошее
место, зато это "веха" - здесь в прошлом году стояли после
ночного перехода (2 ночи - 8 утра). (Кстати, эти крутые люди
шли сюда сразу от "Ямы", а Северин с Корнетом, как самые
"крутые", на этом не остановились, и погнали свой катамаран
дальше - до самого Зареченска.) Кроме того, на пригорках здесь
наблюдались месторождения прошлогодней брусники и черники,
которой мы радостно объедались под прицелом видеокамеры, и пока
не расчистили от ягод площадку, палатку не ставили. Теперь еще
жарят рыбу. В еде "коммунизьм" почти на все, кроме чая. Макс
оттягивается на сахаре.

29 июня

С утра проснулись от мерзкого мелкого дождика, который
пропитался насквозь через нашу обвисшую палатку и прилепил к
ней тент. Лениво позавтракав, опять обнаружили, что хитроумный
Барак No 1 залез в палатку, и там релаксирует. Но как только мы
во главе с Максом и гитарой последовали их примеру, они вдруг
решили, что срочно надо собираться и стали наводить шухер. Мы
держались стойко (<b><i> Мы держались вместо стоек. М. </i></b>), однако,
сопротивление было сломлено, и мы все же сплыли в 14:10
Ну как не вспомнить наши выходы выше Алакурти в пол-десятого!
Проплыв где-то час по пасмурному озеру, решили провести смелый
эксперимент: что будет, если посадить нас с Настей в КНБ, а
Мишу к Сереже в "егерь"? Результат превзошел все ожидания.
Следующий час мы, несчастные, корячились, пытаясь обеспечить
прямолинейное движение; но байда никак не могла понять, куда
нам надо, и ее носило по озеру в лучшем случае зигзагами, а то
и вовсе телемарками. "Большая земля" была где-то далеко
впереди, а на крики "Help! Trouble!" никто не отзывался. Когда
мы поменялись обратно, то счастью всех 4-х участников
эксперимента не было предела.
Обедали на очередном мысу ЛБ в 16:30-17:30, с ужасом наблюдая,
как прямо на нас надвигается грозовая туча. Сплыли уже под
дождем в новом варианте: Макс на "егере", Настя на КНБ,
Наташина "ласточка" на буксире у КНБшки. Дождь, радуга, солнце
и несильный (слава тебе господи) ветер "мордевинд". Я на каяке
ловила кайф, в последний час войдя в состояние, близкое к
медитации, и возглавив флотилию.
Встали в 19 часов на мысу. Поставили палатки, и тут же хлынул
дождище. Ну и погода!
А в нескольких км светит солнце, и голубое небо. ¦ kartinki/tumcha/tumch_ozero2.jpg
Сейчас (после ужина) ловим минуты солнца и тепла. ¦ kartinki/tumcha/zakat_na_tumche.jpg
Витают мысли о купании. По берегам валяются деревяшки очень
нетривиальной формы, оббитые водой, похожия на рога, кости,
колья и весла. Завтра - последний день.

30 июня

Проснулись солнечным утром, хотя еще вчера по всем признакам
ожидался дождь. Впрочем, на этом самом Иовском водохранилище
"очаги" хорошей и плохой погоды очень локальные, и бродят в
непредсказуемых направлениях. С точки нашей ночевки
просматривались и далекие бархатистые сопки, освещенные
солнцем, и страшного вида грозовые тучи с косыми "занавесками"
дождя, и облака, облака... кучевые, пухлые, как куски ваты;
подсвеченные по контуру; похожие на маленькие летающие тарелки,
на КНБшку с двумя "очками", на нас с вами, и на все, что только
можно придумать.
15-километровый переход до дамбы (перед Зареченском)
показался очень коротким; возможно, это субьективное ощущение
человека, который прошел их на КНБ и каяке. (Макса мучали
сначала "ласточкой", а потом - "егерем"). Перед дамбой, куда мы
приплыли абсолютно мокрые от дождя, но освещенные солнцем,
берега завалены сплавными бревнами, "растут" какие-то
разваливающиеся строения. На ЛБ валяется ( иначе не скажешь)
куча старых кораблей, которые ходили раньше отсюда до поселка
лесорубов на "Шляпе". Было очень грустно, и хотелось оттянуть
момент "финиша". Однако, зачалились на ПБ среди бревен, и
поволокли суда и шмотки наверх, по глинистому грязному крутому
берегу.

Антистапель. As usual ¦ kartinki/tumcha/antistapel.jpg
- многие метры веревок с мокрыми шмотками, жуткий бардак,
дохлые шкурки разделанных судов и эротическая выставка
разнокалиберных баллонов. В этом месте не было даже ягеля,
чтобы разжечь костер. Пришлось впервые за весь поход достать
плекс (или гекс?) (<b><i>Плекс.</i></b>) После каяка почему-то подгибаются
ноги (вероятно, по форме упоров). А все же вирус "каякерства",
по-моему, проник в мою душу. Кто знает...
Вяло отбивались от настойчивых приглашений местных пьяноватых
"оперуполномоченных" выпить с ними водки. Удалось отбиться
почти всем, лишь Андреем Ровинским пришлось пожертвовать.
Миша нашел укромное местечко чуть в стороне от дороги, где мы
встали на последнюю "полуночевку". Удивительно ровная
каменистая площадка. Выключите шум проносящихся по дороге
мотоциклов, не поднимайте взгляд, чтобы не видеть ЛЭП - и
лучшей стоянки не найти. Установили систему систему дежурств
(only for men) около костра. (<b><i> Пошедший в час ночи проливной
дождь смыл эту систему спать по палаткам. М. </i></b>)

1 июля

Началось очень рано - для дежурного Макса в пол-четвертого. Все
встали в начале пятого, проглотили по кружке чая с куском сыра
и целым (!) "сникерсом". Природа прощалась с нами слезами
беспробудного дождя. Дочапали до автобусной остановки. Путь в
Кандалакшу начался точно по расписанию, в 6:00. Ехали туда 3
часа, сперва по грунтовой дороге, потом по асфальту. Мокро и
ужасно холодно. Речки выглядят очень неприветливо. Бедные Зыков
& Co!..
В Кандалакше дожидаясь поезда No 343 (16:45) шатались в
верхних гидрах под дождем, изредка отогреваясь в многочисленных
здесь продуктовых магазинах. Похоже, кроме еды, в "промозглой
Кандалакше" ничего не продается. Тепло посидели в кафе за кофе,
мороженным и "Монастырской избой", обсуждая судьбу, в основном
нашу с Настей, на ближайшие 2-3 года. Мне напророчили диссер, а
Насте семью. Похоже, не меня, ни ее, такой прогноз не
устраивает. На вокзале неожиданно встретили Галкина &
Есаловича, возвращающихся с ББС. Мир тесен!
Надо сказать, что в последние 2 суток не радует почти ничего.
Пожалуй, кроме того, что в такую погоду лучше ехать в поезде,
чем плавать по порогам.

Эпилог

Ваши милые чумазо-облупленные лица выделяют вас в толпе серых
пассажиров, дорогие "согруппники". Лучше думать не о том, что
будет через сутки, а о том, что через год, иначе легко впасть в
депрессию.

P.S. Пора начинать избавляться от паталогической привязанности
к "Сникерсам". До следующего похода в этой кампании.

Приложение 1. Кили.

1. "Падун". Наташа на "ласточке"
2. "Водопадный-II". Мы с Афанасом на КНБ
3. "Красивый". Андрей Ровинский на "ласточке"
4. "Яма". Мы с Афанасом на КНБ
5. "Яма". Макс, оба Андрея, Сергей на "егере" ¦ kartinki/tumcha/overkill_na_egere.jpg
6. "Котел". Макс с Сергеем на катамаране
7. "Карниз". Макс на каяке ¦ kartinki/tumcha/overkill_na_kayake.jpg
8. "Карниз". Афанас с Максом на КНБ
9. "Карниз". Настя с Сережей на "егере"
10. "Шляпа". Макс на каяке

Итого килей:

Макс - 5 (2 каяка, 1 КНБ, 1 "егерь", 1 кат)
Сережа - 3 (2 "егеря", 1 кат)
Афанас - 3 (3 КНБ)
Аня - 2 (2 КНБ)
А.Ровинский - 2 (1 "ласточка", 1 "егерь")
А.Смирнов - 1 (1 "егерь")
Настя - 1 (1 "егерь")
Наташа - 1 (1 "ласточка")

Приложение 2. Список утерянных вещей

1 день, обед. Топор.

2 день, утром. Анорачка Афанаса осталась на берегу.
днем была забыта кепочка Афанаса, но ее спасли.

3 день забыта на берегу фляжка с коньяком, которую, впрочем,
почти никто не видел.
пропала Большая Наташина Иголка.

4 день. п. "Ю.День". Афанасовы солнечные очки, ксивник Макса с
заржавевшими часами и оберткой от "Сникерса",
в бочке уплыли навсегда мои гидроштаны и пояс от них

8 день. Потеряна для общества Ксюхина каска - сломалась под
весом груженого каяка (35 кг)

неизвестно где потеряна чудесная жидкость для мытья посуды и
сопровождающие ее тряпочки.
Лада потеряла капюшон от своей анорачки

<hr noshade>

Еще один эпилог. Год прошел

Все кончилось. По Тумче с тех пор прошли десятки групп, многие
- прочитав этот отчет. Думаю, всем понравилось, хотя, было ли у
них так хорошо, как у нас? Who knows? Ах, как хочется вернуть
это лето и вернуться в него самому...
"Так чтож так грустно, слышишь?.."
Максим Мошков.
---------------------------------------------------------------


 Тумча, Егерь, впечатления и рекомендации 

From: fsi@kiae.su [ Sergey Fedotov ]
Subject: [News] Тумча, Егерь, впечатления и рекомендации
Date: Thu, 06 Jul 95 11:00:41 GMT

Приветствую Всех !

Только-что вернулся с Тумчи (Кольский полуостров) и хочу
поделится некоторыми наблюдениями. Не буду останавливатся на
техническом описании, поскольку в архиве есть отличная лоция.
По моим личным впечатления речка очень интесна для легких
судов, но в мае она превращается в ОЧЕНЬ серьезную катамаранную
реку. Со слов местных туристов и по личным наблюдениям в
паводок вода поднимается на 2-3 метра и пороги становятся
ничуть не слабее Кавказских 4-6 КС. Впрочем сейчас там группы
Зыкова и Руднева (последний с детьми) рубятся на четверках и
мне их искренне жаль. Обилие плесов и около 60-и км. по озеру
превращают их заплыв в героизм. Следует еще отметить наличие
элитарных сортов рыбы (форель, кумжа) и обычной щуки. Много
хороших стоянок, особенно на порогах. Достаточно несложная
заброска через Алакурти (поездом от Кандалакши), хотя мы ехали
до Ковдора, а уже там после долгого препирательства с
пограничниками забрасывались на границу 8-ми километровой
приграничной полосы. Оказывается в Заполярье может быть очень
жарко - первые полторы недели мы обгарали на солнце, зато
последние дни было мокро, промозгло и противно. Комаров на
удивление немного, в подмосковье больше. Впрочем их колличество
сильно зависит от погоды и места стоянки.

Теперь о судах.

В группе был Таймень, Егерь, каяк, КНБ и две Ласточки-11. Еще
на Яме и Котле (см. лоцию в архиве) собирали кат-двойку и
устраивали катания. Сравнительный анализ показал, что
оптимальное судно все-же КНБ. У Егеря обносов вообще не было,
прошли все почти по максимуму. На плесах вперед вырывался
Таймень, каяк и КНБ. Ласточки плелись в хвосте.
Таймень как водидится отлично вел себя на озере и плесах, но
на шиверах и каменистых порогах дело часто доходило до обносов
и регулярных пробоях.
Каяк везде каяк и коментариев не требует. Легко прошел везде,
но из осторожности имел несколько обносов. КНБ имела несколько
обносов в местах, где перед и после интересного слива во
множестве торчали обливники.
Ласточка - вообще скорее похожа на огромный гребной спасжилет.
Из деки выступает только грудь и голова, почти не управляема,
но абсолютно нечувствительна к камням и феноменально устойчива.
Боится в основном силных косых струй, которые вызывают
немедленный киль. В перевернутую Ласточку залезть на воде
практически невозможно.
Егерь в целом показал себя очень неплохо. Совершенно
пофигистичен к камням и может пройти практически везде. Обносов
мы не делали и прошли практически все пороги в самых стремных
местах. Особенно рекомендую использовать Егерь на реках, где
много мелких каменистых шивер и перекатов, которые для обычных
судов опасны пробоями и повреждениями шкуры. При наличии упоров
исключительно удобной оказалась коленная посадка.
Грузоподьемность практически на порядок превосходит Таймень,
причем лишний вес только увеличивает устойчивость в порогах.
Много проблем принес родной фартук - его однозначно надо
переделывать и сажать юбки на кольца. Без фартука можно
обойтись, но валы выше 1.5 метров заливают судно, и оно
становится почти не управляемм. Но если всю внутренюю
поверхность забить вещами или поддувными емкостями, то для воды
практически не остается места. На плесах приходится много
работать, но угнатся за Тайменем практически невозможно. Есть
некий пороговый предел, за которым любые усили не приводят к
заметному увеличению скорости. Хотя в общем идется не так-уж и
медленно. На удивление очень легко крутится сзади, причем
гораздо легче КНБ и тем-более Тайменя. В коленной посадке
вообще очень хорошо управляется. В общем Егерь вовсе не
спортивное судно и валы до 2-х метров просто давит, а бочки на
удивление легко проскакивает. Без особых проблем вытаскивается
из бочки усилиями одного матроса. В общем ведет себя иногда
лучше ката-двойки. В качестве судна сопровождения это идеальный
вариант. Вообще известно всего два киля на Егере. Один был
вызван искуственно, путем сажания в судно четырех человек и
усиленного дураковаляния в пороге. Второй раз я поленился
поддуть балоны, после солнца в холодной воде они здорово осели.
В итоге когда мы свалились с двухметрового слива в бочку, нас
сложило пости пополам, капитана нагло разложило "загарать"
верхом на деке, а матросу (нежное и беззащитное создание) не
хватило сил в одиночку вытащить судно из бочки. Потом нас
месило лагом в бочке, матроса смыло, капитан некоторое время
(пока не надоело) удерживал судно от киля, упершись веслом в
какой-то камень на дне, а потом все. Собственно от обычного
молниеносного киля КНБ-шки это отличалось величествнной
медленностью и сосикообразным извиванием. Кстати когда мы
поддули судно и попробовали сделать дубль-2 перед камерой,
ничего не получилось. Крепко подкачаный Егерь со свистом
выкинул нас из бочки. В общем это судно из категории "задавим
массой", но многое выигрывает за счет своих хитрых обводов.
Пожалуй идеальный вариант для каменистых рек, ленивого экипажа
или как судно поддержки. Что касается самой реки, то мне она
очень и очень понравилась.

Fsi.
--
Serge

 From moshkow Fri Jul 7 01:53:15 +0400 1995 

To: fsi@kiae.su
Newsgroups: relcom.rec.tourism
Subject: Re: Тумча, Егерь, впечатления и рекомендации



> катания. Сравнительный анализ показал, что оптимальное судно все-же
> КНБ. У Егеря обносов вообще не было, прошли все почти по максимуму.

еще бы - груженый "егерь" - 100 кг - попробуй, обнеси

> На плесах вперед вырывался Таймень, каяк и КНБ. Ласточки плелись в
> хвосте.

Пожалуй, справедливей было написать так:
кнб, каяк, таймень, егерь, ласточки. Многие удивятся, но факт остается
фактом - именно так мы и шли все время - Такая у нас в команде кнб была.
а что еще примечательней - когда Аня Uppsala пересела из кнб в каяк, то каяк
стал САМЫМ быстрым судном в группе.

Скажем так - обычно вперед вырывалось судно, на котором сидела Аня.
Впрочем и Настя кажется на каяке шустро плыла.
Мда - UUUpsala однако. Уважаю.
Правда при попытке пройти Яму матросом на Егере сыграла отбой, но
как выяснилось полноценным матросом на Егере может быть только
Настя. Никто из мужиков не сравнился, по крайней мере с точки
зрения капитана ;)

> Каяк везде каяк и коментариев не требует. Легко прошел везде, но
> из осторожности имел несколько обносов.
чтоб быть точным каяк обнес 2, а сам каякер - 1 порог
(посчитав, что ему достаточно прохождения "Красивого" в адмиральской кнб

> КНБ имела несколько обносов в местах, где перед и после интересного
> слива во множестве торчали обливники.

один там был у кнб обнос - "Первенец" - два перекошенных метровых
слива подряд.

> Ласточка - вообще скорее похожа на огромный гребной спасжилет.
> Из деки выступает только грудь и голова, почти не управляема, но
> абсолютно нечувствительна к камням и феноменально устойчива.
> Боится в основном силных косых струй, которые вызывают немедленный
> киль. В перевернутую Ласточку залезть на воде практически невозможно.

согласен, окромя того что залезть в воде каякеры могут на что
угодно, а по поводу феноменальной устойчивости - это резко
выраженное егерестическое заблуждение.

> Егерь в целом показал себя очень неплохо. Совершенно пофигистичен к
> камням и может пройти практически везде. Обносов мы не делали и прошли
> практически все пороги в самых стремных местах. Особенно рекомендую
> использовать Егерь на реках, где много мелких каменистых шивер и
> перекатов, которые для обычных судов опасны пробоями и повреждениями

и при условии наличия матроса, который не знает, что такое каяк или кнб,
и потому не сбежит туда при первой возможности.

Ну тут еще многое зависит от личности капитана.
Вот от меня Настя в итоге кажется убежала :[
Или от Егеря ?

> шкуры. При наличии упоров исключительно удобной оказалась коленная

маленькое уточнение: посадка коленная, но весла - ОБЯЗАТЕЛЬНО - байдарочные,
причем неукороченные.

> посадка. Грузоподьемность практически на порядок превосходит Таймень,

где порядок равен 20 кг

> На удивление очень легко крутится сзади, причем гораздо легче

на удивление ВООБЩЕ не крутится с носа

> управляется. В общем Егерь вовсе не спортивное судно и валы до 2-х
> метров просто давит, а бочки на удивление легко проскакивает. Без
> особых проблем вытаскивается из бочки усилиями одного матроса.

при том, что на всей Тумче не было НИ ОДНОГО вала выше 0.5 м,
утверждение это оставим на совести автора.
Со своей стороны замечу, что "Егерь" действительно запросто взял на Тумче
все катамаранные пороги 4-й категории, и категорически не в состоянии
пройти НИ ОДНОГО 5-й и выше.

> поленился поддуть балоны, после солнца в холодной воде они здорово
> осели. В итоге когда мы свалились с двухметрового слива в бочку, нас
> сложило пости пополам, капитана нагло разложило "загарать" верхом на
> деке, а матросу (нежное и беззащитное создание) не хватило сил в
> одиночку вытащить судно из бочки.

Как в известной истории: "... было тому 9 причин, 1-я - не было пороха..."
Грести надо! До бочки, да и в ней тоже не мешало бы :)

> Потом нас месило лагом в бочке,

А какое было зрелище - "егерь" скрученный винтом, матрос "уже", капитан -
"только начал". Черт бы побрал этого видеооператора - все пропустил...

> не получилось. Крепко подкачаный Егерь со свистом выкинул нас из

Значит гребли :^

> бочки. В общем это судно из категории "задавим массой", но многое
> выигрывает за счет своих хитрых обводов. Пожалуй идеальный вариант
> для каменистых рек, ленивого экипажа или как судно поддержки.

Классная баржа, что и говорить, но все равно:
"Только каякеры не тонут!"

-------------------------------------------
"... мы сегодня ме киляемся ..."
----------------.
Mad Max. "Третий киль"

> Что касается самой реки, то мне она очень и очень понравилась.

P.P.S. fsi, а какие там были девушки ;)

Золото - а не девушки ! Я давно теоретически верил в
существование таких, но живьем встретил в первый раз.
Ничего. Скоро - скоро настанет 20-е. ¦ parachute.txt

P.P.S. Леша Красноперов рассказал свой сон, который приснился
ему по дороге домой - про доставку сплавных кедов Юрию
Алексеевичу Гагарину из Ижевска в Москву самосплавом по крутой
равнинной реке, я его попозже обязательно запишу.
===============================================================
FILE: kutsajo9.txt
Кутсайоки'98

---------------------------------------------------------------
Карпович Сергей
skarpovi@alfabank.ru
---------------------------------------------------------------

ОТЧЕТ о походе группы туристов из городов Дзержинска
Нижегородской области, Нижнего Новгорода и Москвы по рекам
Кутсайоки, Тумча

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

Категория сложности - IV.
Нитка маршрута : оз.Юрхямяярви (Чертов мост) - р.Кутсайоки
- р.Тумча - Иовское водохранилище - пос.Зареченск.
Средства сплава : надувная лодка "Палава" - 1, надувная
лодка "Скаут" - 2.
Число участников : 6 человек.
Сроки проведения : 26 июля - 3 августа 1998 года.

СОСТАВ ГРУППЫ
1. Иванчук Остап (1969, Москва) - капитан 1-го "Скаута",
руководитель.
2. Ефимов Дмитрий (1969, Дзержинск) - матрос 1-го
"Скаута".
3. Пронченко Андрей (1968, Дзержинск) - капитан 2-го
"Скаута", повар.
4. Ежов Александр (1968, Дзержинск) - матрос 2-го
"Скаута".
5. Курносов Илья (1968, Дзержинск) - капитан "Палавы",
интендант.
6. Карпович Сергей (1961, Н.Новгород) - матрос "Палавы",
штурман.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
26.07.98 - заезд на оз.Юрхямяярви, сплав до каньона
"Короткий";
27.07.98 - сплав до оз.Пюхяярви;
28.07.98 - сплав до порога "Муравей";
29.07.98 - сплав до водопадов, обнос, сплав до порога
"Ступенька";
30.07.98 - сплав до порога "Водопадный";
31.07.98 - сплав до порога "Карниз" на реке Тумча;
1.08.98 - сплав до Иовского водохранилища и 2-часовой
переход по нему;
2.08.98 - переход по Иовскому водохранилищу, стоянка в 2
км от пос.Зареченск;
3.08.98 - переход до пос.Зареченск, выезд в г.Кандалакша.

ЗАБРОСКА - ВЫБРОСКА
1. 24 июля - 18.15 поезд No63 "Нижний Новгород -
Санкт-Петербург". Прибытие в Санкт-Петербург 25.07.98 в 10.20.
Цена билета 120 руб.
2. 25 июля - 14.35 поезд No11 "Санкт-Петербург -
Мурманск". Прибытие в г.Кандалакша 26.07.98 в 12.50. Цена
билета 150 руб.
3. Проезд "Кандалакша - оз.Юрхямяярви" сначала двух
легковых автомобилях, затем на ЗИЛ-130, общая стоимость наема -
900 руб.
4. Проезд "пос.Зареченск - г.Кандалакша" на двух легковых
автомобилях, общая стоимость наема - 560 руб.
5. 3 августа - отъезд из г.Кандалакша в 17.57 поезд No343
"Мурманск - Москва". Прибытие 5.08.97 в 4.15. Цена билета 170
руб.
6. 5 августа - 14.05 поезд No46 "Москва - Нижний
Новгород". Цена билета 65 руб.
Билеты Нижний Новгород - Санкт-Петербург - Кандалакша
(поезд No63 "Нижний Новгород - Санкт-Петербург" идет через
Дзержинск - Москву) приобрели за 45 суток.

Поезда по ж.д. ветке Кандалакша - Алакуртти не ходят из-за
ремонта пути.

Относительно заброски из на оз.Юрхямяярви договаривались
заранее с водителем Валерой (телефон в г.Кандалакша 3-21-82).
Утром он забрасывал группу с московского поезда, поэтому нас
встретил его сын с двумя легковыми автомобилями. В районе КПП
г.Алакуртти, где у нас проверили паспорта, мы встретили
возвращавшегося Валеру и перегрузились в его ЗИЛ-130. Очень
желательно иметь маршрутный лист. Общее время заброски до
оз.Юрхямяярви - 4,5 часа. Дорога грунтовая, но неплохая.
Выброска из пос.Зареченск прошла без проблем. При
швартовке около лодочной станции (правый берег) нас ожидала
вереница легковых машин. Аборигены сказали, что ждали нас еще
вечером - они осматривают окресности водохранилища на предмет
приближающихся туристов при помощи техсредств, и готовы везти в
Кандалакшу и в 9-10 вечера. За две машины запросили 600 рублей,
но быстро сторговались на 560.
В Кандалакше легко купили билеты на ближайший поезд до
Москвы и (приятный сюрприз !) из Москва до Дзержинска - Нижнего
Новгорода.

 * ДНЕВНИК ПОХОДА * 

26 июля
Собрали суда на правом берегу р.Кутсайоки (оз.Юрхяямярви),
где встретили еще одну группу, прибывшую на ГАЗ-53 немного
раньше нас. Вода средняя. Начали сплав чуть ниже моста около
19.00. До каньона "Короткий" шли без просмотра. Погода начала
портиться, пошел дождь. Поэтому после осмотра встали на стоянку
на высоком правом берегу в конце каньона. Стоянка - не очень,
но возвращаться утром назад для прохождения каньона не
хотелось.

27 июля
Утром начали прохождение каньона. Входные сливы и гребенка
в середине нам показались непроходимыми из-за малой воды и
острых камней, поэтому стартовали с плоской плиты у правого
берега чуть ниже гребенки и проходили оставшуюся часть каньона
(2 слива). Все экипажи шли на "Скаутах" и прошли нормально.
"Палаву" обнесли до конца каньона. Далее - плес.
Выход из разлива по правому берегу перед мысом с хорошей
стоянкой. Река сразу входит в порог, разбитый на две протоки
скальным островом. Шли сходу левой протокой. Через 200 м плеса
на левом повороте шивера, длиной около 300 м. Шли сходу по
валам. После короткого плеса порог, представляющий собой горку
высотой около 1,5 м. Осмотр (по большой воде можно сходу) и
возможный обнос по левому берегу. Воды маловато, но решили
идти. При прохождении все экипажи садились в разных местах на
камни, но снимались собственными силами.
Далее до порога, ориентир которого - очень большой камень
в середине русла, несколько простых шивер, идущихся сходу.
Порог осмотрели с левого берега. Правая протока труднопроходима
из-за большого количества камней и представляет интерес только
для проводки крупногабаритных судов. В левой протоке ближе к
камню почти отвесный водосброс высотой около 1,5 м, а у левого
берега довольно крутой язык шириной не более 1,5 м. Все экипажи
успешно прошли его и выходную шиверу.
Река постепенно входит в каньон "Крутой", скальные берега
становятся выше и круче. После непродолжительного сплава видно
резкое сужение русла, бом слева, нагромождение камней справа -
ориентир порога "Прыжок". Осмотр, обнос вещей и страховка
"морковками" по правому берегу. По нашей воде зуб в сливе
полуобливной. Порог проходим как слева, так и справа от него.
Первый "Скаут" успешно прошел правым сливом, который при высоте
чуть больше 2 м довольно крут, но бочка слабая, проносная.
Левый слив положе, но косой с отбойкой от скалы левого берега.
Второй "Скаут" шел слева и был на грани от переворота, но все
же устоял. Учитывая, что устойчивость "Палавы" хуже чем у
"Скаута", на ней успешно прошли правым сливом.
Через 100 м сплава начало шиверы, переходящая в порог
"Щечки". Ориентиры : на правом повороте при ширине русла около
7 м первый слив небольшой с слабым прижимом к отвесному левому
берегу, через 10 м на левом повороте сужение русла до 2 м с
косым сливом влево около 1 м. В центре слива подводный "зуб",
под скалой левого берега с отрицательным наклоном слив более
крутой и мощный. Осмотр и обнос вещей (очень неудобный) по
правому берегу. На выходе спокойный плес. Первым прохождение
порога начал экипаж 1-го "Скаута". После первого слива, уходя
от левого прижима, они взяли слишком вправо и сели на камни.
Пока они снимались с камней, их обогнала "Палава", успешно
прошедшая весь порог. После этого экипаж "Палавы" в плесе
страховал с воды и выловил несколько мелких вещей, смытых с
первого "Скаута", который после снятия с камней благополучно
завершил прохождение порога. Экипаж второго "Скаута" успешно
прошел порог, однако, уходя от прижима во втором сливе, сильно
помял оба весла.
За коротким плесом начало порога "Кавказский". Осмотр и
обнос (сложный и неудобный) по правому берегу. В центре два
обливных камня, служащие началом короткой шиверы перед порогом,
который состоит из четырех ступеней со сливами водопадного
типа. Прохождение третьей ступени на наших судах сомнительно, а
четвертая ступень в нашу воду просто непроходима для любого
судна из-за обилия острых камней. Было намечено прохождение
шиверы и двух первых сливов, однако осуществить это не удалось.
Первый "Скаут" неудачно вошел в шиверу, был прижат к левому
обливняку и притоплен. Был вытащен на берег ценой пятиминутного
купания команды. На втором "Скауте" решили пройти только шиверу
(меньше обносить), но даже с учетом предыдущего опыта его
постигла такая же участь, с той разницей, что его затопило
полностью. С большим трудом он был вытащен на берег усилиями 4
человек (2 - в реке, 2 - со спасконцом на берегу). При этом
смыло матроса "Скаута", который был спасен "морковкой" в конце
шиверы до первого слива. После этого, учитывая непрекращающийся
с утра дождь, отрицательный психологический настрой и сильную
усталость экипажей, было принято решение обнести пороги
"Кавказский" и "Горку" с выходной шиверой и встать на стоянку
на озере Пюхяярви. Место было выбрано на противоположном берегу
озера напротив впадения реки (с воды не просматривается). Место
для данного маршрута неплохое, но довольно много комаров.

28 июля
Утром дождь прекратился, и мы на "Палаве" подплыли к
выходной шивере для осмотра и фотографирования. При этом на
каком-то предмете явно искуственного происхождения продрали дно
судна (разрезало как бритвой при движении против течения) и
были вынуждены вернуться для ремонта. Из-за этого вышли только
в 12.30 и приняли решение не возвращаться на порог "Горка". В
целом, этот порог выглядит проходимым с некоторой долей риска
на наших судах, проходимость же выходной шиверы сомнений не
вызывает.
На выходе из Пюхяярви короткая шивера и далее разлив,
уходящий вправо с двумя простыми шиверами посередине. Сплав до
порога "Сомнительный" около 15 минут.
Следует отметить, что во всех описаниях, которые мы
читали, время сплава между препятствиями (до водопада "Маманя"
включительно), видимо, указано для катамарана с неторопливыми
гребцами, так как мы проходили их в 1,5-2 раза быстрее. После
водопада время в описании соответствует действительному времени
сплава.
На "Сомнительном" было много туристов. По нашей воде
чистый проход первой ступени по языку у левого берега (косой
слив около 2 м), перед второй ступенью -сильный прижим к
правому берегу, а перед третьей - к левому. Страховали после
каждого слива "морковками". Сначала в порог пошел второй
"Скаут". Легли в первом же сливе через правый борт. Матрос был
спасен после второго слива, капитан и лодка - после третьего.
Затем на "Скауте" пошли Иванчук (капитан) и Курносов (матрос).
Первый слив прошли успешно, взяв в языке чуть правее и занеся
весло в отбойную от левого берега струю, однако были прижаты к
правому берегу и во второй слив вошли кормой. Киля удалось
избежать, но при развороте лодка села на камни у правого
берега. При снятии с камней матрос не удержался в стременах и
пошел в третий слив самосплавом, держась за лодку. Был спасен
после слива "морковкой", капитан и судно прошли третий слив
успешно. Вещи и "Палаву" обнесли по левому берегу.
Через 5 минут сплава по плесу на резком повороте влево
лесистый скальный остров - ориентир порога "Муравей". Правая
протока - мелкая, в левой - после S-образного захода язык у
левого берега и далее крутая горка с "бочками", в конце прижим
к скале правого берега. При прохождении "Палава" в конце горки
была прижата к правому берегу и развернута на 180 градусов, но
выправила ситуацию усилиями экипажа и благополучно завершила
прохождение. Первый "Скаут" прошел чисто. Второй "Скаут" из-за
пассивных действий матроса "кильнулся" в середине порога,
команда была спасена "морковками" в плесе на выходе.
После этого, учитывая непрерывное "купание" экипажей и
приближение водопадов, около которых стоянки могли быть заняты,
встали на ночлег на левом берегу. Стоянка небольшая (не более 2
палаток), с воды просматривантся плохо, пришлось поискать.
Поздно вечером произошел курьез : встретили сильно уставшую
группу из 10 девчонок (!) и 2 парней, идущую на 4 "Тайменях"
(!), 1 КНБ и 1 "Егере". Сказали, что замучились с обносами
(можно понять!). На вопрос о соответствии характера реки и
класса судна сказали, что пошли на том, что есть. Мы их
вспоминали до конца маршрута.

29 июля
Утром погода опять испортилась, и к порогу "БСТ" подошли
под хорошим дождем. После просмотра решили сплавиться на
"Палаве" по правой протоке и высадиться на гряду камней в
центре русла для страховки около "жандарма". Прошли почти
чисто, лишь несколько раз задели камни. Затем первый "Скаут"
пошел левой протокой. Порог требует большого количества сложных
маневров, не всегда очевидных заранее. Например, после выхода
из S-образной шиверы судно оказалось развернутым почти на 180
градусов, но успело совершить маневр до захода в слив. Уход от
"жандарма" также очень непрост, и в полной мере его осуществить
не удалось : примерно третья часть корпуса судна сзади
"шаркнулась" об него. Второй "Скаут" и вещи обнесли по правому
берегу. На наш взгляд при кажущейся простоте порог очень
серьезный и опасный. Не забудьте внимательно просмотреть
входную шиверу - там много камней!
После небольшого плеса за правым поворотом начинается
водопад "Оба-на". Обнос, учитывая вес наших судов (пустое ˜20
кг), прошел легко. Следует предупредить идущих на маломерных
судах : будьте осторожны, выходя из залива под водопадом через
бочку. Груженый "Скаут", проходя через нее, погрузился в воду
на полборта, из автоосушки кокпита в лодку полезла пена, и он
едва избежал киля.
После короткого плеса за левым поворотом водопад "Маманя".
Обнос осуществляли по скалам левого берега. Лодки и вещи
спустили на спасконцах прямо с плиты около слива, а мимо бочки
под водопадом перенесли на руках. Обнос обоих водопадов занял
около 2 часов. На водопадах погода улучшилась, и удалось
сделать фотографии и видеозапись. На обносе встретили большую
катамаранную группу из Москвы. По их словам, они прошли
"Оба-на" на кате-2. На обносе "Мамани" у них чуть не уплыл в
слив кат-4, плохо привязанный к камню. Мы успели его поймать.
Далее 20 минут движения по красивому плесу, в конце
которого галечная отмель у правого берега и скальное сужение
русла. Это ориентир порога "Тесный". Воды в пороге оказалось
достаточно для прохождения. Вещи и один "Скаут" обнесли по
тропе правого берега. Два входных слива наметили проходить
правыми протоками, а на выходе - левой (в правом сливе острые
камни). Страховали в середине порога с правого берега
"морковками", а в плесе на выходе стоял катамаран туристов из
Москвы. При выходе из слива около второго камня из-за сильного
прижима к правому берегу "Палаве" не удалось избежать
столкновения со скалой, в результате последовал молниеносный
киль. Матрос ушел самосплавом в правую протоку, где сумел
выбраться на один из небольших камней до слива. Его переправили
через протоку и вытащили на берег спасконцом. Капитан и судно
по отдельности пошли в левую протоку. Капитан выбрался на мель
левого берега после слива самостоятельно, а судно было поймано
страхующим катамараном. Весло, утеряное матросом, сначала
попало в "мышеловку", а затем было выброшено потоком в левую
протоку и после слива застряло в камнях. Вытаскивали его при
помощи "живца" на спасконце. С учетом этого опыта "Скаут" не
набирал на входе большой скорости и прижимался ко второму камню
левым бортом, что помогло избежать столкновения с правым
берегом и успешно пройти порог. Стоянка на пороге плохая из-за
большого количества комаров и мошки.
За порогом характер реки сильно меняется : горы постепенно
отступают, берега становятся низкими, сильно заросшими лесом и
травой. Появляется большое количество простых шивер. Река
становится типично карельской.
Остров через час сплава мы обошли левой протокой. Далее
река разделяется на три рукава, из которых группа опять выбрала
левый. Затем река снова становится единой, и на пути
встречается полностью разрушенный деревянный мост. Минут через
20-25 после моста довольно серьезная для маломерных судов
шивера с большим островом посредине. "Палава" шла правой
протокой и сильно поцарапала дно на камнях. "Скауты" легко
прошли левой. С воды выбор протоки неочевиден. Далее в течение
1,5 часов идет движение по плесу с отдельными шиверками, берега
низкие, заросшие травой, русло петляет, стоянок нет. В конце
этого участка простой порог на левом повороте, ступенчатая
структура, перепад 1,5 м, длина 20 м. Шли сходу. Через 150 м -
начало порога "Ступенька". Ориентиры : сужение русла, скальные
образования у правого берега. При чалке несет. Стоянка в начале
порога была занята, встали в середине, напротив основного
слива. Место терпимое (но не более того), но очень плохо с
дровами. Время 22.00. Похолодало.

30 июля
К утру погода окончательно испортилась, пошел дождь,
который не прекращался весь день. Порог серьезный, протяженный,
с большим количеством камней. Несколько прямых и косых
сливчиков во входной S-образной шивере (немного похож на "БСТ",
но сложнее). Далее в правой части хаотично разбросанные камни
без выраженного русла. На наш взгляд непроход. Основной поток -
вдоль левого берега. Слив косой с "зубом" посредине (вписаться
можно). На выходе мелкая стоячая бочка. Далее выходная шивера,
слаломная, с камнями и хорошими валами. Решили попробовать
пройти порог одним гребцом. Капитан первого "Скаута" после
основного слива выпал из лодки в бочку. Ему удалось снова сесть
в лодку и продолжить прохождение порога. Глядя на это
безобразие, было решено остальные суда и вещи обнести, несмотря
на то, что обнос длинный и тяжелый.
После "Ступеньки" около 2 часов сплава по плесам до порога
"Малый Каньонный". Ориентиры : скальное сужение русла реки,
характерный шум воды. После беглого осмотра по тропе левого
берега прошли по валам, на выходе уходя под правый берег. За
порогом на левом берегу хорошая стоянка (была занята).
Далее на протяжении 1 часа цепь несложных шивер и
перекатов, затем - полностью разрушенный мост, шивера и вскоре
на правом повороте порог. Возможный просмотр по правому берегу.
Река делится островами на протоки, в правой и центральной - по
сливу не более 1 м, после их соединения еще один некрутой слив
около 1,5 м. "Палава" шла правой протокой (более мелкой),
"Скауты" - центральной. Через 150 м движения по плесу за
поворотом вправо начинается порог "Водопадный". Чалились к
правому берегу. Слышен мощный шум воды. На пороге стояло
несколько групп. Мы встали на стоянку ближе к третьему сливу.
Место очень болотистое - вблизи впадают несколько ручьев. С
дровами проблем нет. Есть баня. До конца дня погода так и не
улучшилась.

31 июля
Утром дождь прекратился. После просмотра решили, что порог
слишким мощный для наших судов (особенно бочка после первого
слива) и не пошли. За порогом русло разворачивается резко
влево. Далее несколько шиверок и примерно через 1 час последний
на Кутсайоки порог, расположенный на правом повороте. Русло
разбивается островами на протоки. Правая, мелкая с камнями,
непроходима. Основная - левая, в ней слив около 1 м, слева -
косой, пологий, в центре и справа - ступенька. Через 10 м после
слива крутой поворот вправо. Один "Скаут" прошел косым сливом,
другой и "Палава" - через ступеньку. На катах можно идти без
осмотра.
До слияния рек Кутсайоки и Тунтсайоки 1 часа сплава без
препятствий. Далее по Тумче 30 минут до порога "Ночной",
который можно идти сходу. От него после небольшого плеса на
правом повороте видны скальные образования - порог "Карниз".
Чалились к левому берегу. После просмотра многократно проходили
левый слив высотой 3-3,5 м на всех судах различными составами.
Заход справа ближе к острову. Проблемы были только у одного
экипажа, не привязавшего стопорные петли и в бочке выпавшего из
"Скаута". Спасали "морковками". Вещи обнесли. Выходную шиверу с
валами высотой около 1,5 м шли вместе с вещами. На высоком
левом берегу в конце порога отличная стоянка, где и
остановились. Чалились в плесе слева. Сделали баню.

1 августа
Через час сплава по плесам - каскад препятствий, которые
называются порог "Каньонный". Ориентиры : большой лесистый
остров (обходили левой протокой), после короткого плеса видны
высокие скалы по обоим берегам. Причалили к левому берегу и
осмотрели прямой участок, посчитав, что это все. На самом деле,
смотреть не нужно : несколько прямых сливов высотой до 1 м, в
конце небольшой уход под правый берег. Пройдя, обнаружили, что
впереди еще S-образный участок и опять причалили к левому
берегу. Идущим на маломерных судах советуем просмотреть :
довольно крутой вираж и высокие валы. В общем, ничего сложного,
но требуется определенная аккуратность. Все экипажи прошли
благополучно.
Через 200 м плеса порог "Шляпа". Чалились к левому берегу.
Вещи и один "Скаут" обнесли до конца порога. После осмотра в
порог пошел экипаж первого "Скаута". Заходили по центру чуть
ближе к правому берегу, оставляя бочку слева. Далее интенсивно
уходили от прижима влево. Выходной слив прошли также успешно.
Курносов (капитан) и Пронченко (матрос) сделали попытку
прохождения порога на "Палаве" у левого берега по косому сливу.
Однако, при заходе течением корму вынесло вперед, в слив вошли
бортом и в бочке сразу кильнулись. После мероприятий по
спасению лодку опять занесли, и Курносов с Иванчуком успешно
прошли порог маршрутом первого "Скаута". Как сказали туристы,
стоявшие на пороге, в этой бочке у них едва избежал киля кат-2.
Через 1 час после порога "Шляпа" встретился небольшой
остров - последняя возможность для стоянки. Далее на Тумче и
первые 10 км на Иовском водохранилище стоянок нет. Чтобы найти
выход в озеро, необходимо держаться широкого русла, которое
сначала постепенно поворачивает вправо, затем делает поворот
влево почти на 360 градусов и опять постепенно поворачивает
вправо. Встали на стоянку в узкой протоке длинного мыса в
22.00, пройдя по озеру больше 2 часов. Место плохое.

2 августа
Ветер был попутный, волна - небольшая. За 8 ходовых часов
мы пересекли Иовское водохранилище и встали на стоянку в заливе
у левого берега, не дойдя до Зареченска около 3 км. Место
посредственное. Сделали баню.

3 августа

Выброска с маршрута прошла под унылым моросящим дождем.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Маршрут проходит по территории, контролируемой
пограничными войсками, поэтому всем членам группы необходимо
иметь паспорта с Российским гражданством. Очень желательно
наличие маршрутного листа.

2. При сплаве на маломерных судах все препятствия 3
категории сложности и выше требуют обязательного осмотра и
страховки.

3. Ввиду того, что надувные лодки "Скаут" и "Палава" имеют
недостаточную бортовую устойчивость, следует тщательно
оценивать возможность прохождения порогов с косыми сливами
("Горка", "Сомнительный", "Тесный" и т.п.).

4. Хорошие стоянки на маршруте есть только на порогах,
причем, не на всех (на "Тесном" много гнуса, на "Ступеньке" нет
дров, на "Водопадном" - болотисто).

5. Прохождение верхнего участка от оз.Юрхямяярви до
оз.Пюхяярви, особенно по низкой воде, целесообразно только на
маломерных судах (даже на кате-2 не все препятствия по
габаритам проходимы), ввиду особой сложности и трудоемкости
обноса на этом участке реки.
===============================================================
FILE: kutsajo8.txt
Кутсайоки-98, приглашение в поход

Date: 3 Jun 98
From: Mikhail A.Afanasenkov (afanas@richart.msk.su) ¦ mailto:afanas@richart.msk.su

Хотелось бы сходить на Кутсайоки на "егерях". Сроки
20июня-4июля. Кроме Ровинских пока никого нет. В связи с
этим:
2) не положишь ли на свою страничку приглашение от меня к
Егеристам Москвы - пусть пишут письма на afanas@richart.msk.su
И приписку вроде "Тайменьщиков и КНБстов прошу не беспокоить"
Это все, возможно, имеет смысл cунуть еще и в район отчетов по
Кутсайоки - типа - вот вам отчет, а вот и компания.

Отчеты здесь
Кутсайоки. Отчет 1996 ()¦ kutsajo3.txt
Кутсайоки. Технический отчет 1996 ()¦ kutsajo2.txt
Кутсайоки. Краткая лоция 1996 ()¦ kutsajok.txt
Кутсайоки. Дневник 1996 ()¦ kutsajo4.txt
Кутсайоки-97 в картинках 1997 картинки ()¦ kutsajo5.txt
Кутсайоки-97 дневник 1997 картинки ()¦ kutsajo6.txt
Кутсайоки отчет 1997 ()¦ kutsajo7.txt
===============================================================
FILE: kutsajo3.txt
Кутсайоки

---------------------------------------------------------------
Вместо предисловия. Алексей Руднев

Date: 21 Jul 1997
From: alex@newcom.kiae.su (Rudnev Aleksei)

Так вот, вернулся я из детского похода по Кутсайоки (не
думайте, что это _детская_ речка, просто она действительно
пригодна для спортивных походов с детьми - когда дети пороги по
берегу проходят). Ну, что сказать? Достойная река для Карелии
- пороги действительно 4-ка для ката или 5 для каяка, а водопад
если не 20 метров по вертикали, так 20 по наклонной точно
будет.

Если серьезно - очень все хорошо, но нужно иметь в виду
следующее:

- (1) из отчетов у Мошкова пользуйтесь двумя - тем, в
котором табличка с временем сплава (вот этот файл)
kutsajo3.txt ¦ kutsajo3.txt
и тем, в котором есть верховья.
kutsajo2.txt ¦ kutsajo2.txt
Кстати, они там правы - меньший вариант реки начинается с
притока, а _Карельский Башкаус_, кажется, и есть сама Кутсайоки
(точно не скажу - у меня не было точной карты на самое начало
реки).

- (2) пороги нужно смотреть все, кроме разве что шивер в
низовьях. ПРичина - в двух порогах - БСТ и Тесный - имеются
хорошие мышеловки для каякеров и само- сплавщиков - слив под /
вокруг камня и вревно в нем.

- (3) воды в конце похода уже было мало - на Карнизе через
карниз вода не текла совсем, дождя не было минимум 2 недели (у
нас всего 1 дождь прошел в самый первый день похода), и начали
гореть леса. Если так пойдет, въезд туда могут закрыть по
пожароопасности.

- (4) по отзывам егеря на озере, многие идут туда в конце
лета или начале осени. Так вот, в это время на озерах все время
дует ветер и стоят большие волны, так что на них надо
закладывать не 2 - 3 дня, как обычно (мы дошли за 3, как и
планировали, на 2 катах-4, на самом деле там по тихой воде ходу
- на одни сутки с небольшим, но если будет вморду-винд, мало не
покажется), а на 2 - 3 дня больше.

- (5) не ошибитесь с подъездами. Перед нами группу из
парня с девчонкой на каяках забросили по ошибке на мост ниже
порога Тесный, и они оттуда поднимались до верхнего озера на
своих каяках. У меня есть телефон мужиков в Кандалакше, завтра
опубликую тут - мы просто позвонили из Москвы и нас встретили
прямо на вокзале.

- (6) это не погран-зона, а приграничный район - требуются
паспорта, но не требуется отдельных пропусков.

В общем, не поход получился, а почти что КРЫМ! 27 градусов тепла
в тени в день отъезда, дети из воды на озерах почти не вылезали.
---------------------------------------------------------------

Date: 19 feb 1997
From: A. Ovchinnikov (postar@dol.ru) ¦ mailto:postar@dol.ru

О Т Ч Е Т
о совершенном водном путешествии
III ( с эл. V ) категории сложности
по маршруту : г.Кандалакша - г.Ала-
курти - п.Вуорвиярви - мост через
р.Кутсайоки - р.Кутсайоки - р.Тумча -
- г.Зареченск - г.Кандалакша.

( 2.08.96г. - 24.08.96г. )


Средства сплава : катамараны,
каяк


М О С К В А 1 9 9 6 г о д


1. Общая часть

1.1 Состав группы

+----------------------------------------------------------+
| N | Фамилия Имя Отчество | Год |Подготовка|Обязанности|
| | |рождения|Опыт |в группе |
+----------------------------------------------------------+
| 1.|Офицеров С.А. | 1961 |Катунь V |руководи- |
| | | |Ока-Ия IV | тель |
| | | |Оять рук. | |
| | | | | |
| 2.|Ксензенко С.А. | 1974 |Катунь V |фотограф |
| | | | | |
| 3.|Кулясова С.И. | 1967 |Катунь V |завхоз |
| | | | | |
| 4.|Сиротина И.В. | 1974 |Оять II |ремонтник |
| | | | | |
| 5.|Федин С.В. | 1935 |Инструктор|штурман |
| | | | | |
| 6.|Федина Н.Н. | 1937 |Инструктор|пом.завхоза|
| | | | | |
| 7.|Бейлин С.И. | 1937 |II разряд |фотограф |
| | | | | |
| 8.|Балесков А.А. | 1934 |II разряд |ремонтник |
| | | | | |
| 9.|Курашкина Н.И. | 1951 |III разряд|санинструк-|
| | | | |тор |
|10.|Нечаева Г.И. | 1951 |II разряд |дневник |
+----------------------------------------------------------+

Путешествие проводилось совместными силами клуба ту-
ристов " Фортис " Московской Государственной академии ав-
томобильного и тракторного машиностроения и командой
" Сплав " Таганского клуба туристов.
Средства сплава: катамаран 4-ка ( 1,9 м.куб. )
катамаран 2-ка ( 1,2 м.куб. ) - 2 шт.
каяк каркасно-надувной

Цель путешествия:

1. Повышение спортивно - туристской квалификации
2. Составление отчета для МГЦКТ



1.2 Общая характеристика района путешествия

Поход по р.Кутсайоки ( река " Смерти " в переводе с
финского ) и реки Тумче доставит удовольствие самому иску-
шенному путешественнику. Сочетание высоких гор, узких кань-
енов, мощьных и очень красивых порогов с обилием ягод,
грибов, хорошей рыбалкой давно привлекает туристов России.
Маршрут мало известен, так как проходит в паграничной
зоне с Финляндией.
Путешествие дает прекрасное представление о природе юга
Мурманской области.
Горная страна, богатая реками, озерами, трудными поро-
гами и величественными водопадами напоминает о близости
Финской Лапландии и Норвежских горах.
Климат этих мест, расположенных у полярного круга, по-
казался нам приятным во всех отношениях.
Маршрут достаточно сложен технически ( пять порогов V
категории сложности ) и имеет удбные варианты подьезда и
выезда.
Маршрут можно квалифицировать III с элементами V кате-
гории сложности в зависимости от сроков и способов преода-
ления препятствий.

1.3 Общая характеристика водной части

По водному маршруту реки Тумча открытому для посещения
туристами несколько лет назад уже написаны отчеты, правда
храняться они в районных клубах г.Москвы и Подмосковья и
для использования широкими массами туристов закрыты.
Те, кто ходил на р.Тумча рассказывали нам, что существу-
ет правый полноводный приток с интересными порогами. И вот
в 1995 году в журнале " Спортивный туризм " N1 появилась
статья " Неизвестная Карелия ". В ней в очень сжатой форме
была описана р.Кутсайоки приток р.Тумча.
Протяженность р.Кутсайоки от автомобильного деревянного
мостика до впадения в р.Тумча 79 километров.
Река первоначально узкая и мелкая постепенно переходит
в узкое и длинное озеро с величественными скалами по берегам.
После правого бурного притока " Карельского Башкауса " начи-
нается самая интересная часть маршрута. Пороги следуют один
за другим:
порог " Сомнительный " - V к.с.
порог " Муравей " - IV к.с.
порог " Б.С.Т. " - III к.с.
Вслед за последним порогом открывается вид на жемчужину реки
Кутсайоки - водопады " Оба-на " и " Маманя ". Река зажатая


с обеих сторон между скалами низвергает свои воды сначала с
10-ти метровой, а затем с 30-ти метровой высоты.
Через час сплава после водопада " Маманя " порог " Тес-
ный " - V к.с. ( для байдарок и каяков ).
После порога " Тесный " река несет свои воды более разме-
ренно. Иногда встречаются перекаты и шиверы. Так продолжается
до порога " Ступенька " - V к.с.
Через 1,5 километра в узком каньене порог " Безымянный "
- II к.с. После него начинаются плесы. После порогов такое
движение утомительно.
С порога " Безымянный 2 " - II к.с. начинается 3-ий кас-
кад порогов:
порог " Водопадный " - V к.с.
порог " Безымянный 3 " - II к.с.
порог " Безымянный 4 " - II к.с.
Затем впадение в р.Тумсайоки после которого река носит
название р.Тумча.
Препятсвия р.Тумча уже известны многим туристам:
порог " Ночной " - II к.с.
порог " Карниз " - IV - V к.с. в зависи-
мости от выбранного
пути движения
порог " Каньенный " - II к.с.
порог " Шляпа " - III - IV к.с. в зави-
симости от выбранного
пути движения
После порога " Шляпа " препятствий на реке нет.


1.4 Подходы и сходы с маршрута.

1.4.1 Подьезд

Время в пути от г.Москвы до г.Кандалакши 30 часов
для скорого поезда N 112. Отправление из Москвы в 1 час
19 минут. Прибытие в Кандалакшу в 7 часов 40 минут.
Внимание !!! Маршрут проходит в пагранзоне. Необ-
ходимо иметь маршрутные документы и паспорта - обязатель-
но.
На вокзальной площади можно договориться с автобусом
или крытой машиной, или добираться до Алакуртти на рей-
совом автобусе ( летом 1996 года он не функционировал ).
Мы наняли автобус " ПАЗ " за 600 тысяч рублей и в 10.00
были в Аллакуртти ( перед вьездом проверели документы ).
В Алакуртти слева от ж/д станции стандартные пятиэтажки.
Возле них оранжевые " Уралы " в вахтовом исполнении. Мо-
гут взять человек 20 с грузом. Они довозят до моста че-
рез р.Кутсайоки, либо до погранотряда для заброски на
" Карельский Башкаус ".

1.4.2 Отьезд

<<

стр. 40
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>