<<

стр. 41
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


Не доходя 500 метров до плотины в г.Зареченске можно
собраться на шоссе идущем вдоль реки, до автобусной оста-
новки 1 час хода, или подплыть к дамбе ( слив плотины на-
ходится у самого правого берега ), обнести по левому бере-
гу 800 метров и плыть 2 километра до автомоста ( при от-
крытой плотине за ней порог V к.с. ). Перед мостом справа
есть удобная поляна для сборки, на ней же можно переноче-
вать.
Варианты отьезда:
1. На рейсовом автобусе до Кандалакши. Необходимо перехва-
тить водителя автобуса прямо на мосту при прибытии авто-
буса в г.Зареченск около 22.00 часов и договориться с
ним о посадке ( цена билета на 1996 год 36 тысяч рублей)
2. Наш вариант: У паромной переправы, пока мы сушились, нес-
колько раз останавливались и предлагали услуги грузовики,
автобус, легковые машины с прицепами. В 22.00 за нами
приехали два " Жигуля " с большим прицепом. Они довезли


к 24.00 в Кандалакшу всего за 400 тысяч рублей.
Ночью идут два поезда отправлением в 1 час 50 минут и
3 час 25 минут. Билеты продают за 1 час до прихода поезда.

1.4.3 Аварийный сход с маршрута.

Несмотря на то, что с левого берега иногда подходят ста-
рые лесовозные дороги ( на карте их нет совсем или они не-
точны ). Выход по ним труден. Движение по лесу еще более
трудоемко.
Реальный выход с реки находится в 2 часах сплава после
порога " Тесного ". Ориентир: широкий перекат и лесовозный
мост. По дороге слева от моста до п.Вуорвиярви 1,5 часа пеш-
ком.


2. Техническое описание и график прохождения маршрута.

2.1 День первый - подьезд, стапель. ( 3.08.96 )

7 часов 40 минут наш поезд прибывает к вокзалу г.Кан-
далакша. Идет сильный дождь нередко переходя в ливень.
Прохладно.
На вокзале выяснили, что в этом году автобус до Ала-
куртти не ходит. К 8 часам нам удалось нанять автобус
" ПАЗ " и в 10.00 наша группа прибыла в Алакуртти. Неза-
долго до нас суда же приехала еще одна группа. При вьезде
в город погранпост проверил у нас паспорта и маршрутные
документы.
Водители уже знают где можно нанять автомобиль до
п.Вуорвиярви и дальше к реке Кутсайоки. В 10.40 наша и
соседняя группа загрузилась в вахтовку.
Необходимо отметить, что дорога на Вуорвиярви прохо-
дит через танковый полигон, который судя по свежим следам
гусенец действующий.
У деревянного моста через р.Кутсайоки мы выгрузились в
12.45. Далее дорога идет левее вверх через гряду и приводит
к погранотряду. Это направление для заброски на " Карель-
ский Башкаус ".
К вечеру несмотря на активный жор финских комаров ( ко-
торые гораздо злее наших и по своему телу поджарые словно
гончие ) лагерь стоял, сплавсредства собраны.
Вообще же стоит упомянуть, что снег в 1996 году сошел
в этих местах в середине июня. После этого целый месяц стоя-
ли холода +6 - +8 градусов и только перед нашим приездом по-
года стала налаживаться. В связи с этим комаров в этом похо-
де было неестественно мало, гнуса и мошки небыло совсем.

2.2 День второй - сплав. ( 4.08.96 )

От стапеля до озера ( 1 час 30 минут ) река мелкая, мно-
го каменистых перекатов, местами проводка.
Постепенно река переходит в длинное и узкое озеро с ве-
личественными карельскими скалами по берегам. Околдованные
этой красотой мы рано встали на ночлег на правом берегу за-
лива слева. Кроме нашей относительно ровной площадки места
для стоянки расположены высоко и далеко от воды.

2.3 День третий - сплав. ( 5.08.96 )

Солнечный день. Озеро напоминает каньен. Мы даже и не
смогли понять когда изменилась погода. Налетел шквал, небо
заволокло тучами, начался дождь.
При выходе из озера ( справа приток " Карельский Башка-
ус" ) перекат.
Стоянка на стрелке справа неудобная, затапливается при
подьеме воды. Наша группа прошла перекат и остановилась мет-
ров через 150 - 200 на левом берегу.

2.4 День четвертый - дневка. ( 6.08.96 )

Солнечное утро. Часть группы начала подготовку к бане,
другая же часть провела разведку реки " Карельский Башкаус "
Реку можно осмотреть ее правого берега. Здесь есть какое-то
подобие тропы.
Выходной каскад тянется на 300 - 350 метров. Заход в не-
го через ворота. Это две глыбы между которыми устремляется
река. Далее следует каскад сливов, бочек в перемешку с мно-
гочисленными камнями в русле.
Из разговоров с водителями мы выяснили, что сплав по
" Карельскому Башкаусу " на катамаранах лутше проводить на
спаде "большой воды" в середине июля.
В нашу же воду техническое прохождение реки не была оче-
видна. Буквально перед нами туристская группа обнесла ката-
мараны, а нижний каскад был пройден только одним каяком.

2.5 День пятый - сплав. ( 7.08.96 )

После небольшого озера шивера и " Каменные ворота ", а
за ними на березе предупредительный знак ! . Порог " Сом-
нительный " - V к.с. - осмотр левому берегу. После 2-х глав-
ных сливов струя бьет в острую скалу и поворачивает направо
на 90 градусов. Избежать столкновения со скалой можно только
прижавшись к левому берегу, зайти в " карман ", развернуться
и зацепившись справа зайти на последнюю ступень.
Организация страховки:
1. С берега - " морковками " в районе " кармана ".
2. С воды - после последней ступени справа улов.


Через 500 метров порог " Муравей " - IV к.с. Осмотр по
левому берегу. При входе в первый слив нужно точно попасть
в струю в двух метрах от левого берега, иначе слева посадит
на " барьер ", а справа на " зубья ". Далее проход по струе,
подтягиваясь влево.
Организация страховки:
1. С берега - " морковками " после последнего слива
справа.
2. С воды - после последнего слива справа за обливня-
ком " тень ".

Через 500 метров порог " Б.С.Т. " - III к.с. Осмотр по
правому берегу. Заход зигзагом на слив под левым берегом.
После слива " бочка ", в которой нужно развернуться и уйти
поперек реки под правый берег - на выходе камни. Если после
слива продолжать идти по струе вдоль левого берега, то обя-
зательно навалит на камень " убийца ". Это громадная глыба
в струе с подводным гротом, в котором зажато поперек реки
громадное бревно под поверхностью. С берега его не видно.
В 1995 году здесь произошел несчастный случай с группой из
Рязани.
Организация страховки:
1. С берега - " морковками " и подручными средствами
у камня " убийца ".
2. С воды - после слива справа от бочки.
- на выходе в озеро.

Сразу после окончания порога на правом берегу удобное
место стоянки. В этот же день провели разведку обноса водо-
падов.

2.6 День шестой - сплав,обнос. ( 8.08.96 )

Через 300 метров водопад " Оба-на ". Перед ним неболь-
шое озеро. При подходе на левом берегу виден предупредитель-
ный знак - " кирпич ". Водопад с воды не виден и не слышен.
Нужно прижаться к правому берегу перед сужением скал и выса-
диться на четко видимою тропу обноса. Обнос по правому бере-
гу короткий и удобный. Высота слива 10 метров.
Под водопадом озеро длинною 500 метров и заканчивается
оно вторым водопадом " Маманя ". С воды он тоже не виден и
не слышен. Надо прижаться к левому берегу и дойти до неболь-
шой площадки в 15 метрах от уреза воды. Обнос можно совер-
шить двумя способами:
1. по веревочным перилам вниз вдоль слива.
2. по осыпной тропе верхом, с последующим спуском по ве-
ревочным перилам прямо на площадку для стоянки.
Мы использовали оба способа. Первый - хорош в сухую по-
году. Второй - требует больших физических затрат и времени.
Высота слива - 30 метров.
У подножия водопада на левом берегу красивейшая стоянка,
Здесь у нас стала ловиться рыба. В основном хариус, реже фо-
рель.

2.7 День седьмой - дневка. ( 9.08.96 )

Не смогли мы устоять перед искушением остановиться на
дневку в этом райском уголке.
Высокие скалы, брызги и шум водопада. Солнечный свет при-
ламляясь к капелькам воды образует радугу.

2.8 День восьмой - сплав. ( 10.08.96 )

Через 1 час порог " Тесный ". Осмотр и обнос по правому
берегу. Катамаранам здесь не пролезть. Каяк прошел без ослож-
нений.
Организация страховки:
1. С берега - " морковками " после 1-го слива
2. С воды - катамараном на выходе из порога.

До моста лесовозной дороги много мелких перекатов. Недо-
ходя 100 метров до моста удобное место для стоянки. Здесь мы
прощаемся с частью нашей группы. Из-за нехватки отпускного
времени члены экипажа 4-х местного катамарана сходят с мар-
шрута.

2.9 День девятый - дневка. ( 11.08.96 )

Разборка и просушка 4-х местного катамарана. Поход в
Вуорвиярви за автотранспортом.

2.10 День десятый - дневка. ( 12.08.96 )



-
Сегодня у одного из членов нашей группы день рождения.
Было решено не сходить с этого вообщем-то удобного места,
тем более, что здесь очень хорошо ловится рыба, есть грибы
и ягоды.

2.11 День одиннадцатый - сплав. ( 13.08.96 )

За мостом цепь озер ( около часа ), а затем шивера
" Длинная ". Она начинается коротким и узким каньеном с чет-
кой струей. Затем река разбивается островом на два рукова.
Нужно идти справа. В русле много камней. Шивера тянется око-
ло одного километра. Осмотр по правому берегу.
После шиверы река успокаивается, неся неспеша свои воды
вдоль невысоких, по большей части, берегов. Мест для стоя-
нок не было. На ночевку встали за 70-100 метров перед малень-
ким порожком с левого берега.

2.12 День двенадцатый - сплав. ( 14.08.96 )

Порог " Ступенька " - V к.с. После продолжительного плеса
маленький порожек с четкой струей, а через 300 метров главный
слив. Осмотр по правому берегу.
При заходе на первую ступень необходимо подтянуться влево,
иначе сбросит на камни в середине реки. До острова идти по ле-
вой струе, а затем повернуть вправо на 90 градусов. Струя раз-
бивается камнем " Топор ". Нужно обойти его справа и посторать-
ся ослабить удар судна, так как на " Топор " все равно навалит.
Далее лавировка под правым берегом. На выходе много камней.
Организация страховки:
1. С левого берега - сразу после слива " морковками ".
С правого берега - напротив камня " Топор " " морков-
ками ".

Через 1,5 километра порог " Безымянный " - II к.с. в узком
каньене. Мощьная извилистая струя ступеньками падает вниз.
Просмотр обязателен по левому берегу.
После порога стоянка с баней на левом берегу.
Течение становится спокойнее. Начинаются плесы. По правому
берегу открывается вид на господствующую высоту - гору Пязи-
вара ( 488 метров ). Встали на ночевку у впадения справа безы-
мянной речки. Из-за отсутствия дождей река заметно " села ".

2.13 День тринадцатый - сплав. ( 15.08.96 )

После плесов перекат длинною 500 метров в узком ущелье. В
русле слева остатки разрушенного моста.
После нескольких несложных перекатов порог без названия -
- II к.с. Просмотр обязателен. После основного слива вправо
уходит хорошая струя под 90 градусов. Можно идти и прямо, но
тогда предстоит преодалеть еще одну ступень после каменного
подпора. Проход справа от острова предпочтительней.
Через 300 метров река делает резкий поворот направо и слы-
шен рокот водопада. Это порог " Водопадный " - V к.с. Он сос-
тоит из трех ступеней.

Первая ступень - V к.с.

Нужно держаться правого берега. Есть тропа для обноса и
просмотра. Можно сделать проводку вдоль правого берега и
и тогда обнос будет легче по камням, а не по тропе. .
Ступень высотой 6 метров. Вода падает на крупные зубья
На длинном судне можно попытаться прыгнуть вдоль левого
берега. Внизу после ступени хороший слив и бочка. После
обноса есть смысл их пройти.
Справа после главной ступени отличная стоянка на пра-
вом берегу.

2.14 День четырнадцатый - дневка. ( 16.08.96 )

Погода остается солнечной. Есть грибы и ягоды. После 3-ей
ступени порога хорошо ловится рыба. Осмотрели все ступени " Во-
допадного ". Подготовка к бане.

2.15 День пятнадцатый - сплав. ( 17.08.96 )

По озеру 100 метров и за ним вторая ступень порога " Водо-
падный ".

Вторая ступень - III к.с.

Заход с правого берега, затем пересечь струю к левому
берегу.

Третья ступень - III к.с.

Заход в слив ступени ближе к левому берегу оставляя
остров справа. На выходе много камней.

Организация страховки:
Первая ступень.
Из-за отсутствия дождей прохождение не было очевидно.
Вторая и третья ступень.
1. С острова - " морковками ".
2. С воды - катамараном после острова.

Повстречались с группой туристов из г.Электростали на 4-х
местном катамаране. Они поднялись с р.Тумчи для разведки.
Перед слиянием с р.Тумсайоки три несложных порога, но ос-
мотр их обязателен.
Река Тумча ( после слияния )
После слияния поворот направо, начинается плес. В километре
от стрелки порог " Ночной " - II к.с. преодалевается без про-
смотра по основной струе.
Через 300 метров порог " Карниз " - V к.с. Осмотр по ле-
вому берегу. Два варианта прохода:
1. Прямой слив у левого берега, затем через каменную гре-
бенку и поворот на 90 градусов направо на центральную
струю к последнему сливу ( стояк 1,5 метра ).
2. Заход за островом по правому берегу и зигзагом на цен-
тральную струю. В середине ступенька, за которой хоро-
шая " бочка " и далее на последний слив.
Организация страховки:
Слив у левого берега.
1. С левого берега - " морковками ".
2. С воды - катамараном после слива слева.

После плеса ( 1 час ) порог " Каньен " - II к.с. Четкая
струя с виражами длинной 300 метров. Осмотр по левому берегу.
Сразу за " Каньеном " короткая шивера, разделенная остро-
вом. Проход по левой протоке.
В начале шиверы по левому берегу на пригорке приемлемое
место для стоянки. Здесь мы и заночевали.
Для любителей " орлиных гнезд " с шикарным видом на окрест-
ности предлагаем стоянку недоходя до порога " Каньен " метров
20. Вверх по тропе на скалу.



2.16 День шестьнадцатый - сплав. ( 18.08.96 )

Через 15 минут порог " Шляпа ". Два варианта прохода спра-
ва и слева от острова:
1. Справа узкий каньен с одной ступенькой ( 1 метр ) на
выходе камни. Проход - III к.с.
2. Слева зигзаг вокруг скалы, перегораживающей реку -
- IV к.с. Заход ближе к левой скале, иначе размажет по
стенке ( можно повредить судно ). После главного слива
" бочки " слева и в центре.
Это последний порог на маршруте. Есть смысл покататься.
При левом проходе - короткий обнос через скалу. При правом про-
ходе обнос по острову.
Организация страховки:
Правый проход.
1. С воды - катамараном на выходе из каньена.
Левый проход.
1. С левого берега - " морковками " сразу после глав-
ного слива.
2. С воды - после главного слива.
- после конца стенки.

Далее препятствий на реке, озере, водохранилище нет.

2.17 День семнадцатый - дневка. ( 19.08.96 )

Порог " Шляпа " последнее препятствие на реке. Недоходя
100 метров до порога на левом повороте прекрасное место для
стоянки. Песчаный пляж. Отлично ловится хариус и фарель ( даль-
ше мы их не встречали ). В километрах трех ниже по течению
перекат. Хорошо берет окунь, плотва.
Члены группы загорали, отрабатывали различные варианты
прохождения порога.

2.18 День восемьнадцатый - сплав. ( 20.08.96 )

Через час после " Шляпы " скалистый остров - последнее
место для стоянки до островов на озере.
При входе в озеро посередине реки скала, а слева мысок
с молодыми березами. Нужно повернуть направо, придерживаясь
левого берега после поворота. Огибая затопленный лес, пос-
тепенно повернуть налево ( 1 час хода ) и взять генеральное
направление на восток. Дойдя до кладбища деревьев, обгнуть
его справа, продолжая идти на восток до выхода на широкую
акваторию с разбросанными островами. По акватории надо идти
вдоль левого берега ( в 500-800 метрах от него ). Генераль-
ное направление юго-восток.
После пяти часов гребли наша группа была прижата ветром
к большому острову. Приняли решение встать на ночевку.

2.19 День девятнадцатый - дневка. ( 21.08.96 )

Неожиданно для нас остров оказался на редкость богатым
грибами и ягодами. День ушел на их заготовку.

2.20 День двадцатый - сплав. ( 22.08.96 )

Выход с акватории в протоку обозначен разрушенным сараем
и предупредительным знаком слева.
Из протоки поворот налево по водохранилищу. Отсюда начи-
нается наш поход под парусом. До конца водохранилища необхо-
димо идти ввиду левого берега.
Ах, как хотелось именно в этот день дойти до г.Зареченска.
В итоге в надвигающихся сумерках приходится искать место сто-
янки.

2.21 День двадцать первый - сплав. ( 23.08.96 )

Оказывается мы недошли до г.Зареченска километра четыре-
пять. Ветер немного изменился. Импровизированными прямыми
парусами становиться все труднее управлять. Но это уже не
важно, последние сотни метров можно дойти и на веслах.
Остановились у паромной переправы. Антистапель. Этим же
вечером уезжаем в г.Кандалакшу.


Расчет времени.
+--------------------------------------------------------------+
| N | Пункты назначения | Прохождение| Время |
+--------------------------------------------------------------+
| 1.| г.Москва - г.Кандалакша | поезд |30 час.|
| 2.| г.Кандалакша - г.Алакуртти | автобус |2 часа |
| 3.| г.Алакуртти - мост через р.Кутсайоки| УРАЛ |2 часа |
| 4.| Стапель - " Карельский Башкаус " | сплав |4,5 час|
| 5.| " Карельский Башкаус " - пор.Сомни- | | |
| | тельный | сплав |0,5 час|
| | Просмотр пор.Сомнительный | сплав или | |
| | | обнос |1 час |
| 6.| Пор.Сомнительный - пор.Муравей | сплав |0,5 час|
| | Просмотр пор.Муравей | сплав |0,5 час|
| 7.| Пор.Муравей - пор.Б.С.Т. | сплав |0,5 час|
| | Просмотр пор.Б.С.Т. | сплав |0,5 час|
| 8.| Пор.Б.С.Т. - водопад " Оба-на " | сплав |0,1 час|
| | Просмотр водопада " Оба-на " | обнос |0,5 час|
| 9.| Водопад " Оба-на " - водопад " Ма- | | |
| | маня " | сплав |0,1 час|
| | Водопад " Маманя " без просмотра | обнос |1 час |
|10.| Водопад " Маманя " - пор.Тесный | сплав |1 час |
| | Пор.Тесный | обнос |1 час |
|11.| Пор.Тесный - лесовозный мост | сплав |2 часа |
|12.| Лесовозный мост - шивера | сплав |1 час |
| | Просмотр шиверы | сплав |1 час |
|13.| Шивера - пор.Ступенька | сплав |2 часа |
| | Просмотр пор.Ступенька | сплав |1 час |
|14.| Пор.Ступенька - пор.Безымянный | сплав |0,5 час|
|15.| Пор.Безымянный - разрушенный мост | сплав |4 часа |
|16.| Разрушенный мост - пор.Безымянный 2 | сплав |1,5 час|
|17.| Пор.Безымянный - пор.Водопадный | сплав |0,1 час|
| | Пор.Водопадный - просмотр верхнего | | |
| | слива | обнос |0,5 час|
| | Пор.Водопадный - просмотр нижних | | |
| | двух сливов | сплав или | |
| | | обнос |1 час |
|18.| Пор.Водопадный - приток Тумсайоки- | | |
| | пор. Карниз ( на р.Тумча ) | сплав |1,5 час|
| | Просмотр пор.Карниз | сплав |1,5 час|
|19.| Пор.Карниз - пор.Каньен | сплав |1 час |
| | Просмотр пор.Каньен | сплав |0,5 час|
|20.| Пор.Каньен - шивера - пор.Шляпа | сплав |0,5 час|
| | Просмотр пор.Шляпа | сплав |1 час |
|21.| Пор.Шляпа - озеро | сплав |1,5 час|
|22.| Озеро от устья р.Тумча до входа в | | |
| | протоку | сплав |4 часа |
|23.| По протоке от озера до водохранилища| сплав |1 час |
|24.| По водохранилищу до паромной пере- | | |
| | правы ( антистапель ) в 3 километрах| | |
| | от г.Зареченска | сплав |6,5 час|
|25.| Антистапель - г.Кандалакша | легковой | |
| | | автомобиль|2 часа |
|26.| г.Кандалакша - г.Москва | поезд |30 час |
| | | | |
+--------------------------------------------------------------+


Удобные места для стоянок.

1. Стапель - поляна в 100 метрах слева от дороги, 50 мет-
ров не доезжая до моста через р.Кутсайоки ( хороший
подьезд и удобный спуск на воду ).

2. После правого притока " Карельский Башкаус " - пере-
кат - 150 - 200 метров ниже переката на левом берегу.

3. Порог Б.С.Т. - на правом берегу в конце порога ( при-
чал в улово ).

4. У подножия водопада " Маманя " на левом берегу.

5. На левом берегу не доходя 100 метров до лесовозного
моста.

6. Порог " Ступенька " - на правом берегу ( причал в улово
после порога ).

7. Порог " Водопадный " - на правом берегу после главного
слива.

8. Порог " Карниз " - на левом берегу перед порогом.

9. Порог " Шляпа " - на левом берегу не доходя 100 метров.

10. На островах в озере.

11. У выхода из озера в протоку на левом берегу.

12. У выхода из протоки в водохранилище на правом берегу.

13. На островах водохранилища.

14. Антистапель на правом берегу у паромной переправы -
- подходит дорога из г.Зареченска.

Примечание: Кроме указанных в перечне имеется много мест
для стоянок.


Выводы и рекомендации.

Это путешествие можно рекомендовать только турис-
там, имеющим опыт сплава по горным рекам.
Необходим самый тщательный просмотр всех препят-
ствий и организация двойной страховки - особенно в
высокую воду.
Маршрут катамаранный. Для байдарок он возможен при
условии многочисленных обносов основных препятствий.
Ширина реки на порогах позволяет организовать кино -
- видео - фотосьемку. После каждого порога есть воз-
можность зачалиться. Протяженность порогов небольшая.
На маршруте нет ни одного населенного пункта, но
к левому берегу подходит лесовозная дорога, по которой,
в случае необходимости, можно добраться до п.Вуорвиярви
( от лесовозного моста 1,5 часа пешком ) и договориться
с машиной до г.Алакуртти.
Как любой северный маршрут, этот также богат комара-
ми. Необходимо это предусмотреть при подготовке похода.
Могут понадобиться и репшнуры для преодаления скальных
участтков при пеших выходах.
В конце порога Б.С.Т. на правом берегу на отвесной
скале есть вход в ледяную пещеру. Ее можно осмотреть,
соблюдая страховку при наличии фонарей.
Рыба в основном начинает ловиться после водопада
" Маманя " - хариус и фарель. На старых вырубках хоро-
шие черничники. Заготовка леса в этом районе сейчас не
ведется. Зареченский леспромхоз прекратил свою деятель-
ность.
Возле порога " Шляпа " заброшенный поселок сплавщи-
ков. По всему маршруту на удобных стоянках стоят карка-
сы и каменки для бани.
При прохождении по озеру и водохранилищу надо опа-
саться топляков. Желательно предусмотреть резервные дни
на случай встречного ветра.
Продукты можно закупить в г.Алакуртти.


Смета расходов

+--------------------------------------------------------------+
| N | Наименование | На 1 чел.| Кол-во | Итого |
| | | тыс.руб. | чел. | тыс.руб. |
+--------------------------------------------------------------+
| 1.| Проезд поездом в г.Кан- | | | |
| | далакшу | 191,5 | 10 | 1915 |
| | | | | |
| 2.| Автобус до г.Алакуртти | 60 | 10 | 600 |
| | | | | |
| 3.| Урал до реки ( стапеля )| 10 | 10 | 100 |
| | | | | |
| 4.| Урал от лесовозной доро-| | | |
| | ги до г.Алакуртти | 25 | 4 | 100 |
| | | | | |
| 5.| Проезд на легковых авто-| | | |
| | мобилях до г.Кандалакша | 66,67 | 6 | 400 |
| | | | | |
| 6.| Проезд части группы от | | | |
| | г.Алакуртти до г.Канда- | | | |
| | лакша | 50 | 4 | 200 |
| | | | | |
| 7.| Проезд поездом в г.Моск-| | | |
| | ву | 191,5 | 6 | 1149 |
| | | | | |
+--------------------------------------------------------------+


И Т О Г О :

При маршруте - г.Москва - г.Кандалакша - г.Алакуртти - р.Кутсай-
-йоки - р.Тумча - г.Зареченск - г.Кандалакша - г.Москва
затраты на проезд составляют 503 000 руб. на 1 человека.

При маршруте - г.Москва - г.Кандалакша - г.Алакуртти - р.Кутсай-
-йоки - лесовозная дорога - п.Вуорвиарви - г.Алакур-
тти - г.Кандалакша - г.Москва
затраты на проезд составляют 528 000 руб. на 1 человека.


Примечание: Снижение затрат возможно при
- проезде в плацкартных вагонах
- при проезде из г.Зареченска в г.Кандалак-
шу на рейсовом автобусе



Литература и источники информации исполь-
зованные при подготовке путешествия.

1. Журнал " Спортивный туризм " N 1 за 1995 год

2. Рассказы туристов-водников г.Мытищи побы-
вавших на реке в 1995 году.
Группа под руководством В.Мельникова



ПРИМЕЧАНИЕ:

По итогам путешествия были созданы:
- фотоальбомы
- видеофильм
- три песни автором и исполнителем
А.А.Болесковым

Контактные телефоны:

Руководитель похода
Офицеров Сергей Альбертович
тел. 144-1044

Штурман похода
Федин Сергей Владимирович
тел. 455-6290

===============================================================
FILE: kutsajo2.txt
Кутсайоки

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Маршрут проходит по рекам Кутсайоки и Тумча, протекающих
по нагорью Манселькя Кольского полуострова.

Нитка маршрута: оз.Юрхямяярви - р.Кутсайоки р.Тумча -
Тумчаозеро. Протяженность маршрута - 182 км.

Средства сплава: каяк, четырехместный и три двухместных
катамарана. Число участников 10 человек.

Заявочные материалы были рассмотрены Днепропетровской
областной МКК, шифр 20400-5254401.

Группе была выдана маршрутная книжка No 595.
Автор отчета Б.И.Шульман.
Компьютерное обеспечение В.В.Горячий, 0.Н..Гужва.
Список группы

2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ Путешествия

Общегеографическая и туристская характеристика

Маршрут нашего путешествия проходил по территории
Мурманской обл. и Карельской автономной республики России (на
границе Карелии и Кольского полуострова). Нагорье Манселькя,
по которому проложена основная часть маршрута, находится за
полярным кругом и относится к южной части Кольского
полуострова. Отсюда - природные особенности района:
продолжительная зима, поздний ледоход (середина мая), половодье
в конце мая - начале июня, короткое лето . Растительность
типично таежная (ель, сосна, береза), сопки невысокие, покатые,
до вершин поросшие тайгой.

Реки юга Кольского полуострова имеют преимущественно
осадочное питание. Очень развита гидрографическая сеть -
множество болот, марей, озер, замкнутых и соединенных протоками
в огромные системы . Сток рек зарегулирован озерами, из-за чего
дождевые паводки слабо выражены и растянуты во времени.

Нагорье Манселькя посещается туристами гораздо меньше, чем
Хибины и другие районы Кольского полуострова. Для пешеходников
район не представляет интереса в связи с невысокой сложностью и
небольшим разнообразием препятствий (почти дет категорийных
перевалов и тундровых участков). Водникам же до недавнего
времени была известна лишь река Тумча - классическая четверка
Для байдарок (не отраженная в классификаторе туристских
спортивных маршрутов 1989 г.). По отзывам многих туристов Тумча
является одной из самых сложных рек Севера Европейской части
России.

С нашей точки зрения незаслуженно забытыми остались
притоки Тумчи: р. Кутсайоки, р. Эньяньйоки и др. По разным
причинам информация об этих реках отсутствует в туристских
библиотеках Днепропетровской области, городов Киева и Москвы.
Сведения о р.Кутсайоки мы почерпнули из статьи московских
туристов "Неизвестная Карелия" в журнале "Спортивный туризм" No
1 за 1995 год, а также из картографического материала и устной
информации, полученной от туристов, путешествовавших по р.
Тумче, а также в КСС г. Кандалакши.

Общая характеристика реки

Река Кутсайоки вытекает из озера Юрхямяярви, имеет длину
около 84 километров, расход воды в истоке около 8 куб. м/с, при
впадении в Тумчу - 25 куб./с. Реку можно условно разделить на
три участка- верхний, средний и нижний;

- верхний участок - исток - оз. Пюхяярви - имеет уклон до
10 м./км. (в каньонах - до 20 м./км.).

- средний участок - оз, Пюхяярви (левый приток Вуориярви
имеет уклон до 5 м/км (основное падение Приходится на пороги и
водопады "Оба-на" и "Маманя"); препятствия разделены плесами).

- нижний участок имеет уклон 2-3 м/км и состоит из
отдельных порогов, разделенных многокилометровыми плесами).

Оставшийся участок маршрута, проходящий в нижнем течении
Тумчи, имеет уклон и распределение перепадов, аналогичные
нижнему участку Кутсайоки.

Расход Тумчи в устье 50-40 куб. м, длина участка от
впадения Кутсайоки до Тумча-озера - 35 км, длина маршрута по
озеру 60 км.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

Было разработано несколько вариантов маршрута. Основной
вариант предполагал прохождение реки Тумча от Ковдора до
Тумча-озера и далее до Зареченска. Трудности со въездом в
погранзону (машина пограничников могла забросить нас лишь до
Алаккурти) и большой наплыв туристов на Тумчу (около десяти)?
групп только с нашего поезда) заставили нас обратиться к
запасным вариантам.

После получения информации в Кандалакшинском КСС (карты,
устное описание, рекомендации) мы выбрали вариант,
предполагающий прохождение реки Кутсайоки от истока (озеро
Юрхямяярви), включая сложный 15-километровый участок до озера
Пюхяярви (техническое описание которого, вероятно, будет дано
впервые), ошибочно названный московскими туристами в статье
"Неизвестная Карелия" притоком Кутсайоки. Небольшая речка, по
которой они начинали сплав, впадает в северную оконечность оз.
Пюхяярви. Кутсайоки же впадает в Юго-Западную часть озера.
Далее предполагался сплав по описанному в "Неизвестной Карелии"
участку Кутсайоки от озера Пюхяярви до впадения в реку Тумча,
сплав по Тумче и Тумча-озеру до поселка Зареченск.

Все суда и большая часть участников прошли проверку в
апреле - мае во время выезда на соревнования "Интерралли
Прут-95" .

4.ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Заезд, постройка судов, глубокая разведка участка реки - 1
день

Сплав до первого каньона, обнос 300 м., сплав до второго
каньона, прохождение первых. порогов. Разбивка лагеря перед
основными препятствиями каньона, разведка до конца каньона. -
2,3 день

Обнос груза к выходу из каньона, прохождение каньона,
пересечение юго-восточной части озера Пюхяярви, сплав до порога
"Сомнительный" -4 день.
Разведка участка реки до водопадов "Оба-на"" и "Маманя"
Обнос груза за водопад "Маманя", прохождение верхнего участка
до водопадов. - 5 день
Обнос водопадов. 6 день
Сплав до порога "Ступенька", Дневка. 7, 8 день

Прохождение порога "Ступенька", сплав до порога
"Водопадный". - 9 день

Прохождение порога"Водопадный", сплав до р, Тумча и по ней
на 5-7 км. ниже порога "Шляпа". - 10 день

Сплав (на веслах и под парусами) до Тумча-озера и по
озеру. Ночевка на острове. 11 день

Переход по озеру (под парусами), ночевка на восточном
берегу озера. 12 день.

Переход (на веслах) до поселка Зареченск. 13 день

ИТОГО 13 дней, 250 ? км

5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Суда собрали в истоке р. Кутсайоки (оз. Юрхямяярви). Вода
малая, расход около 8 куб. м/с. Сплав начали от моста.

Через 300 а простой порог No 1, перепад 1 м, Проходили
сходу. За ним разлив длиной 1,5 км - подпор перед препятствием
№ 2-й (каньон "Короткий"). Вход в каньон в дальней левой части
разлива. Длина препятствия - 350 м. Структура сложная, уклон
около 20 м/км, в связи с малой водой - несколько сомнительных
для прохождения мест и один бесспорный негабарит: полуобливной
"зуб" в узком сливе (в середине каньона). При большой воде
порог проходим, предполагаемая категория сложности - 5 . Мы
обнесли каньон по правому берегу.

За каньоном разлив. Шли, держась правого берега. Через
1-1,5 км река уходит вправо, через 30 м. препятствие No 3. Река
разбита на две протоки скальным островом. В левой, короткой,
прыжок не более 1 м, в правой - мелкий быстроток с камнями.
Сложность 2 к.с.. Проходили обеими протоками. Через 20 минут
сплава - порог No 4 аналогичной структуры и степени сложности.
Между порогами несколько простых шивер и перекатов. Вес экипажи
прошли с ходу. За препятствием No 4 цепь мелких перекатов.
Река постепенно Входит в каньон "Крутой" - слева появляются
скальные бомы. Стояли перед "Прыжком", но место
отвратительное.

Препятствие No 5 - порог "Прыжок" - можно считать первым в
ряду сложных препятствий каньона. Ориентиры: короткий подпор
перед порогом, за ним - резкое сужение русла, бом слева,
нагромождение камней справа, крупный "жандарм" в середине русла
перед сливом. Порог водопадного типа, длина 20 м., падение
крутое, высотой около 2 м, "бочка" слабая. Посередине перегиба
- "зуб". Входили в порог справа от "жандарма" (в левой части
мелко), "зуб" обходили слева. За "Прыжком" хорошие места для
чалки, Сложность (по нашей воде) - 3-4 к.с., каяк обнесли.
Первый экипаж страховали с берега спас-концом, остальные - с
воды катамараном.

Дальше плес длиной 100 м, переходящий в шиверу. За ней
начинается порог "Щечки". Ориентиры: скальное сужение русла в
узкую щель вперед. Первый слив порога небольшой при ширине
русла ок, 7 м, через 10 м сужение до 1,8 м со сливом 1 м. Слева
очень высокий бом, справа пониже - 5-7 м. Общая длина порога
25-30 м, на выходе спокойная вода. Пробовали проходить
"двойкой" с береговой страховкой спасконцами. Первый экипаж при
чистом заходе "затерло" прямо в сливе. Снялись усилиями
экипажа. Остальные суда провели на чалках и обнести по скалам
правого берега. Обнес и проводка затруднены рельефом. Сложность
порога -3 к.с.

Далее плес 100 м. За ним шивера начало препятствия 4 7,
Чалка в конце шиверы справа. Препятствие No 7 порог с двумя
основными водопадными ступенями, имеющими сложную структуру.
Разделены коротким участком с камнями и сливами. Длина порога
150-200 м, Перепад около 8 м. Назвали "Кавказский" (напоминает
участок сложного каньона на реке Маруха (Северный Кавказ)).
Из-за малой воды непроходим. Проводку комбинировали с обносом
вдоль правого берега. Порог "Кавказский" - один из сложнейших
на маршруте (при больной воде предполагаемая сложность 5-6).

После короткого Плеса снова сужение реки под левый бом -
ориентир препятствия No 8 - порога "Горка". На входе мелко,
далее бурный водоскат наискосок слева направо, угол падения -
около 45 % заканчивается небольшим прижимом к скале правого
берега. Длина порога 20 м., перепад около 4 м.. Проходили на
прямой скорости, уходя от прижима влево. Сложность порога для
катамаранов - 4 к.с. Каяк обнесли по правому берегу. Страховали
за сливом спасконцами и с воды.

За порогом - препятствие No 9 - довольно сложная шивера,
забитая крупными камнями, с пологим выходным сливом по центру
русла. Мелко.

Страховали друг друга с воды, проходя тандемом. Судовой
ход ход - смещение вправо, затем влево и к центру, на слив,
лавируя между камнями. Каяк страховали спасконцами и
катамаранами. Сложность препятствия 3 к.с. катамаранов, 4 к.с.
для каяка (при большой воде может возрасти на 1).

выходной слив шиверы впадает и озеро Пюхяярви. Это конец
каньона "Крутой", и с ним заканчивается до сих пор не описанный
участок Кутсайоки. Длина каньона от порога "Прыжок" до озера
Пюхяярви около 2,5 км. Прохождение этого участка, включая
предварительный обнес груза (до озера), осмотр, проводки и
обносы судов занял около 6 часов (без обноса груза 3 часа). При
большой воде все пороги каньона проходимы, в этом случае
интегральная сложность его прохождения не менее 5 к.с.
Сложность пройденного нами комплекса препятствий каньона
"Крутой" - 4 к.с. Проходили На разгруженных судах, обносы,
осмотры и страховки - по правому берегу.

Через 30 минут сплава - следующее препятствие, начало
нового каньона, порог No10 "Сомнительный". Ориентиры: сужение
русла, скальный бом справа, более пологие и низкие скалы и
лежащие в воде большие камни слева. Было видно большое дерево
поперек входа в порог. Чалка слева. Порог имеет три ступени,
расположенных примерно на равном расстоянии друг от друга.
Первая и вторая ступени, соответственно 2 и 1,5 м, расположены
на одной линии третья (1м) после крутого поворота вправо.
Первая ступенью разделена надвое полуобливной плитой на линии
перегиба (на ней и застряло дерево, диаметром не менее 40 см ,
перегородившее почти всю реку, оставшиеся справа и слева
проходы по нашей воде очень сомнительны. Перед третей ступенью
слабый прижим к левому берегу. Вторую и третью ступень пройти
возможно, но без первой, на наш взгляд, не имеет смысла. Порог
обнесли по левому берегу. Длина порога 50 м, сложность - 4-5.
До и после порога плес.

Через 10-15 мин сплава по плесу - резкий поворот влево. На
повороте лесистый островок - ориентир препятствия No 1 1 порога
"Муравей". Правая протока мелкая, в левой - бурная крутая горка
длиной 70 м с "бочками" на входе и выходе, очень узко, по нашей
воде проход сомнителен. После осмотра обнесли по левому берегут
Сложность - 3-4 к.с.

После полутора километров сплава порог No12 "БСТ".
Ориентир- скальный полуостров по правому берегу, оставляющий в
русле узкий проход слева. Это вход в порог.
Возможны несколько вариантой прохождения. Линии движения
сложны, необходимо лавировать между надводными плитами. Наш
выбор - наиболее полноводный проход под левым берегом - сложный
слалом с применением телемарка при выходе (уход от прижима к
"жандарму" на выходе). "Четверка" проходила правее - не
обошлось без перетаскивания через мель. Длина порога около 120
м, Уклон и скорость невелики. Сложность - не выше 3 к.с., хотя
недооценивать порог нельзя - за день до нашего прохождения в
пороге погиб рязанский байдарочник.

Через 200 м плеса - препятствие No 13 - водопад "Оба-на".
Представляет собой наклонную плиту длиной 30 м и перепадом 10
м. Основная масса воды падает по плите вдоль левого бома, на
выходе мощная бочка. Часть воды сваливает с рваного отвесного
правого края плиты и разбивается о лежащие внизу камни. Обнос
по правому берегу. При большой воде есть вероятность
прохождения слева по плите. Предполагаемая категория сложности
- 6.

После 400 м плеса - препятствие No 14 водопад "Маманя"
высотой 20 м., угол падения - около 70 градусов, мощный "котел"
под левым берегом в нижней четверти. Безусловно непроходим!
Обнос по скалам левого берега. Скалы крутые, внизу, возле
водопада, мокрые и скользкие от водной пыли, в районе "котла"
узко. Необходимо наведение страховки. Нами были навешены
перила, длиной 30 м.

Сразу за водопадом на левом берегу хорошая стоянка для
небольшой группы (не более 3 палаток).

Через 20 минут хода по плесу скальное сужение русла, перед
ним по правому берегу галечная отмель. Это ориентиры порога No
15 "Тесный". Порог вполне соответствует названию: большие
скальные обломки перегораживают и без того узкое русло . Длина
порога 50 м, по нашей воде есть негабариты. Обнос по правому
берегу по тропе вдоль порога или по сухой Протоке, идущей от
галечное отмели на входе. Обнос по тропе более короткий, но
затруднен густо растущими деревьями, по сухой протоке - мелкая
поросль и крупные камни под ногами. Использовали оба варианта,
потратили 30-40 мин. По большой воде предполагаемая сложность -
4-5 к.с.

"Тесный" - последнее препятствие 3-го каньона. Длина
каньона около 11 км.

За порогом плесы, разделенные небольшими шиверами,
перекатами. Берега понижаются.
Через час сплава встречается островок, Обходим по правой
протоке, за ним - разбой на 3 протоки. Проходили левой. Через
100 метров протоки сливаются. За слиянием - деревянный
автомобильный мост на заброшенной дороге. Перед мостом мелко,
проходы между ряжами забиты мусором. Высота достаточная для
похождения, катамараны проводили.

За мостом плес, длиной около 1 км. 0 конце - узкая протока
с перекатом. На перекате была отличная рыбалка на хариуса,
попадалась и форель. После переката - плес с поворотом вправо,
за ним простая шивера . Далее 3,5 часа плесов. Берега низкие,
река петляет, по левому берегу недалеко от реки проходит
дорога. Места посещаются рыбаками, по их словам здесь ловится
кумжа и двухкилограммовые окуни. Мы ловили форель.
В конце участка по левому берегу перпендикулярно к реке
подходит грунтовка. Здесь есть место для стоянки. Отсюда до
порога No 16 150 м.

Порог No16 расположен на левом повороте, имеет ступенчатую
структуру, перепад 1,5 м, длина 20 м. Для катамаранов 2 к.с.,
для каяка 3 к.с. Шли сходу, страховали с воды катамаранами.
Можно осматривать с любого берега.

За порогом поворот вправо, 500 м плеса и сужение русла -
ориентиры порога No 17 "Ступенька". За сужением входная шивера,
длиной 100 м. Основной слив около 2 м. сложной структуры через
всю реку (слева более крутой, справа - более пологий, но с
обливняками и "бочками" .Далее выходная шивера по всей ширине
забитая камнями, длиной 350 м. Общая
длина порога около 500 м, перепад - 5м. Проходили в два
этапа с чалкой в удобном улове справа перед основным сливом.
Основной слив проходили ближе к правому берегу, выходную шиверу
- сначала вправо, потом влево, выход по центру, Каякер основную
ступень обнес. В этом случае сложность для всех судов - 4 (при
большей воде возрастает на 1). Страховали спасконцами ниже
основного слива. Осмотры возможны по обоим берегам.

За "Ступенькой" около 2 часов сплава по плесам до
препятствия No 18 порожка "Малый каньонный". Ориентир: скальное
сужение, характерный шум. Порог каньонного типа, в скальном
каньончике - валы, "бочки" не более 0,6 м, слабый прижим к
левой скале, на выходе надводные камни. Ширина 100 м, для
катамарана - 2 к.с., для каяка - 2-3. Осмотр по тропе левого
берега. Каяк страховали с воды катамаранами.

После 4,5 часов сплава несложный порог No 19, состоящий из
одного слива высотой около 1 метра и нескольких камней за ним.
Длина 20 м, сложность - не выше 2. Шли без осмотра, сначала
катамараны, затем каяк.

В ста метрах за порогом No 19 река "упирается" в скалу
левого берега - это крутой поворот вправо - ориентир порога No
20 "Водопадный. Чалка к мысу правого берега. С наплыва слышен
мощный шум. "Водопадный" - один из сложнейших порогов маршрута.
За поворотом большая плоская надводная плита ближе к левому
берегу, далее сужение к скале слева, слив 0,8 м., м,
разделенный надвое полуобливным "зубом", за ним водопадный слив
высотой ок. 3,5 м с мощным валом на входе. Через 15 метров
быстротока еще один слив с бочкой более 1м, за ней бочка
послабее. Общая длина до 100 м. Общий перепад около 8 м.
Заходили справа, обходя по широкой дуге плиту, первый слив
проходили и справа и слева от зуба, вал обошли слева под
скалой, выравнивая курс перед водопадом. Далее -
перпендикулярно бочкам, за порогом чалка справа. Каяк обнесли.
Проходили на разгруженных судах. Страховали с правого берега
спасконцами и катамаранами за порогом. Обносы и осмотры по
правому берегу, здесь же вдоль всего порога и за ним несколько
отлично оборудованных стоянок. Для катамарана сложность порога
- 4-5, для каяка - 5 (при подъеме воды сложность может
возрастать на категорию).

Через 120 м порог No 21. Состоит из двух ступеней через
все русло (Шириной 50 м).
Обе ступени имеют перепад около 1 ,5 м и разделены по
ширине на несколько сливов валунами и плитами. Основные сливы
по центру, расстояние между ступенями 50 м. Вода спокойная.
За второй ступенью короткая выходная шивера. Длина порога
100 м. Категория сложности 2-З. Проходили, страхуя каяк
катамаранами. За порогами "Водопадный" и No 21 хорошо ловится
хариус.

За препятствиями резкий поворот влево. До впадения в Тумчу
около 2 часов сплава без заметных препятствий. Кутсайоки
впадает в Тумчу широким плесом . Расход в устье около 25 куб.
м. Расход Тумчи после слияния около 60 Куб. м.

Тумча

От стрелки 40 минут сплава по плесу со слабым течением до
порога No 22. Порог "Несложный". Ориентиры: выступающие с обоих
берегов плоские плиты. Перепад 1,5 м, длина 20 м, 2 категории
сложности. Проходили, страхуя каяк катамаранами.

Через 400 метров порог "Карниз" - препятствие No 23.
Ориентир: плоский Каменистый остров ближе к левому берегу.
Правее острова большой валун. В узкой левой протоке водопад до
3 м. От правого берега чуть ниже линии остров-валун реку до
середины перегораживает перпендикулярный берегу "карниз"
высотой 2 м., с которого вода падает в пенный котел. Узкий
проносной слив по левому краю "карниза". Далее скальное сужение
с валами высотой 1 м. Длина порога -100 м, общий перепад - 5 м.
Осмотр возможен по любому берегу (целесообразнее справа) и с
острова. Сложность порога для катамарана - 4 к.с., для каяка -
4-5. Катамараны проходили справа от валуна с заходом в улова за
ним из улова выходили на струю влево и до ней в слив мимо
котла, дальше - по струе. Каяк заходил между островом и валуном
прямо в слив мимо котла. Страховали за пенным котлом с
катамаранов и с берега спасконцами.

От порога 1 час сплава по плесу до несложного "каньонного"
каскада порогов. Ориентиры: скальное сужение, за 100 м до
первого порога (No 23) - большой остров. Проходили слева.
Следующий порог No 24 " несложный; No 25 - каньонного типа, No
26 - зигзаг. Пороги следуют один за одним, разделены очень
короткими плесами. Характерны небольшими (до 0,5 м) валами и
бочками, слабыми прижимами, отдельно стоящими обливными и
надводными камнями. Сложность для катамаранов - 2, для каяка -
Зк.с. Проходили все сходу, страхуя друг друга с воды, чалясь
для страховки в удобных местах. Длина каскада до 1 км, Уклон
около 10 м/км.


После 1 часа сплава по плесу - последний порог на Тумче -
No27 "Шляпа". (ориентиры: сужение русла, пологие скалы с обоих
берегов, лесистый остров по центру. Правая протока мелкая и
узкая, пригодна для байдарок. Левая протока круто поворачивает
влево, а затем вправо, петлей огибая остров. На входе по центру
"жандарм". Справа от него струя поворачивает и уходит в мощный
прижим к левым скалам, на выходе слив, валы до 0,5 м, длина
пирога 80 м, перепад 4 м. Катамараны проходили используя два
варианта: справа, уходя от прижима в тень "жандарма", с
траверсом струи влево и по левому водопадному сливу с
прохождением бочки. В обоих случаям чалились сразу в улове за
водопадным сливом для страховки последующих экипажей. Каяк
проходил первым вариантом. Дальше - по струе. За порогом слева
вагончики, которые изредка посещаются рыбаками.

После порога "Шляпа" около 15 километров до устья Тумчи.
Препятствий нет, течения нет, места для стоянки найти трудно,
если встречается хоть немного подходящее - нужно становиться
(дальше будет только хуже). Участок 7-8 километров после"Шляпы"
прошли в тот же день по штилю. На следующий день остаток Тумчи
проходили при встречном ветре.

На скорость передвижения от последнего порога до конца
маршрута влияют сила и направление ветра и качество
ориентирования. После поворота на Восток (генеральное
направление движения по озеру) ветер оказался практически
попутным. Благодаря этому озеро (2,5 дневных перехода по
плану) пересекли за один ходовой день под парусом. Конец
маршрута - пос. Зареченск. От устья Тумчи до него по озеру было
пройдено около 60 км, учитывая отклонения из-за ветра.

6. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ.

Маршрут был пройден всеми участниками в установленные
сроки безаварийно на условиях полной автономии.

После прохождения маршрута в группе сложилось единодушное
мнение, что река Кутсайоки насыщенней и интересней традиционной
Тумчи и многих известных нам рек Кольского полуострова (Умба,
Колвица, Поной, Йоканга и др.), за исключением, быть может, рек
северной части полуострова, которые могли бы доставить радость
первопрохождения опытным туристам, наиболее подготовленным
технически, тактически, имеющим современное снаряжение. Однако
планирование таких маршрутов было осложнено в этом году отменой
морского сообщения между городами Кандалакшей и Мурманском.

Можно предположить наличие подобных участков на соседнем
притоке (к нашим сведениям - нехоженном); кроме того
представляет интерес верхний участок Тумчи - Тунтсайоки, около
60 километров от верховьев до п. Алакуртти.
Препятствия там не сложны, но места дикие, малохоженные.
Участок Тумчи от п.Алакуртти до Тумча-озера в последнее время
довольно активно используется туристами при выборе маршрутов,
поэтому хорошая рыбалка здесь маловероятна, на обилие грибов и
ягод также рассчитывать не стоит, зато река содержит 38
порогов) многие из которых оцениваются 4 к.с для надувных судов
и 5 к.с. для байдарок. Учитывая это, есть перспектива освоения
рек данного района, и, может быть, удастся связать (с
использованием пешеходных переходов) некоторые из них в
"пятерку". И все это с относительной дешевизной и простотой
заброски.

Сплав по рекам Кутсайоки, Тумче и Тумча-озеру (система
Иовского водохранилища) проходил в первой половине августа (с
по) по малой воде. В качестве средств сплава использовались
катамаран-4 - 1 шт.., катамаран-2 - 3 шт.., каяк 1 шт.

7.ТРАНСПОРТ И НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

В верховья Тунтсайоки можно попасть, пройдя пешком 20-25
км от станции Ковдор, конечной на ж/д ветке. Сюда ходят
электрички из Кандалакши. Таким же образом или автобусом можно
попасть в Алакуртти. Расписание движения автобусов лучше узнать
перед выездом в Кандалакшинской КСС. При заброске могут
возникнуть трудности с въездом в погранзону (в ней находятся и
Ковдор, и Алакуртти), поэтому нербходимо иметь маршрутную
книжку и сопроводительные письма от КСС или федерации туризма.
Имея эти бумаги, мы обратились в ФСБ (Кандалакшинское
отделение находится в здании УВД), где нам помогли решить этот
вопрос. Из Алакуртти до Юрхямяярви доехали на УАЗике по
грунтовой, но вполне сносной дороге. Кроме Ковдора, Алакуртти и
Зареченска населенных пунктов практически нет. Реку один раз
пересекает заброшенная грунтовая дорога и один раз дорога
подходит к реке в районе порога "Ступенька". В низовьях реки
Тумча, в районе последнего порога ("Шляпа") находятся изредка
посещаемые рыбаками вагончики. Западнее линии Ковдор -
Алакуртти - Зареченск расположены только заброшенные селения,
грунтовками пользуются в основном рыбаки.

Из конечного пункта Зареченска раз в день ходит автобус в
Кандалакшу, мы же доехали на машине, нанятой в местной школе.

Примечания Аникина Д.Л.:

Этот отчет был составлен группой Днепропетровских
туристов, с которой я как-то ходил на Чхалту (Ацгару)-Кодори
осенью 1991, а может быть 1992 года. К сожалению, я не смог
связаться с разработчиками этого отчета, но я думаю, они
простят меня за публикацию данного материала. Материалы данного
отчета послужили при подготовке маршрута Кутсайоки-Тумча,
пройденного группой под моим руководством. Следует отметить,
что руководством это можно было только называть, т.к. многие
члены группы имели опыт значительно больший, нежели мой. Отчет
составлен довольно точно, почти никаких замечаний к нему у нас
не возникло.

Однако хочется отметить, что порог "БСТ", который авторы
отчета охарактеризовали как "тройку" на самом деле кажется
значительно более сложным. Во всяком случае, у нас все
катамараны с завидной регулярностью вставали на "свечку" только
в этом пороге. Он очень коварен и опасен именно из-за кажущейся
простоты.

Хорошие стоянки на самом деле на Кутсайоки почти не
встречаются, да и те только на порогах. На плесах встать почти
нигде нельзя, очень болотисто. Правда, находятся любители
стоять в болоте, но я к ним не отношусь. Б-р-р!

Выброска с маршрута в последнее время представляет собой
определенные трудности, т.к. по Тумче ходит очень много народу,
а вот уехать из Зареченска можно только на школьной машине или
автобусе. В ценах 1996 года машина из Зареченска стоила 400
тыс. рублей безотносительно от количества перевозимых в ней
туристов. Машина - "Газон" с фурой (не армейский).

Если кто-то хочет получить более подробную информацию -
связывайтесь со мной по
e-mail: dla@alex.mbrd.ru ¦ mailto:dla@alex.mbrd.ru
или по телефону 382-6193 (вечером).

Аникин Дмитрий
===============================================================
FILE: kutsajok.txt
Кутсайоки

Техническое описание водного маршрута г.Москва - г.Алакурти -
р.Кутсайоки - р.Тумча-Йовское вдхр. - пос.Зареченск -
ст.Кандалакша - г.Москва, пройденного группой под руководством
Д.Марчука (байдарки, каяки, катамараны-2) с 5/07/96 по
16/07/96г.


From: Сергей Федотов fsi@relcom.eu.net

Речка очень интересная, можно идти практически на любом судне,
плесов мало. Для байдарок как минимум четыре обноса. У нас в
группе был ребенок - шли без проблем. Правда народ в группе
был в основном с опытом суровых горных рек 5-6, но в основном
на легких судах. Вообще все они к концу имели побитости и
погнутости каркаса средней тяжести, но мы активно катались в
порогах.
Пороги либо серьезные с мощными сливами и бочками, либо
сильные шиверы, требующие активного маневра. Вообще речка очень
красивая, в верхней части после озера течет фактически в
ущелье, как класическая Кавказская речка.
Если первый водопад слышен и виден издалека, то с подходом ко
второму стоит быть очень осторожным. Если идти на
кате-четверке, то можно пройти слева даже первый водопад, но
это занятие для одержимых. Во второй соватся не советую, хотя
теоретически катамараном он проходим. Кстати стоять под ним
красиво, но очень сыро.
Комаров и мошки в меру, до Тумчи ловится только форель и
кумжа.
Удобная заброска из Кандалакши вышла на трех легковушках с
одним прицепом. На 13-человек обошлось в 800-тыщ р. Они-же нас
ждали в условленое время в Зареченске.

From: Elvira O Kamenskaya elya@mic.phys.msu.su

Сокращения: "Т" байдарка "Таймень"
КНБ каркасно - надувная байдарка
К-2 катамаран - двойка


Примерно 20 мин. речка петляет по лесу. Крутые повороты, струя
("Волгуша весной").
Голубое озеро - узкое озеро, по берегам - грациозные скалы.
Нет места для стоянки. Далее несколько последовательных озер,
между ними - два переката. На левом повороте крупный правый
приток (примерно через 3 часа от начала сплава), падающий по
лестнице из крупных камней, частично проходим на каяке (?). За
правым поворотом перекат, после него река входит в скальные
ворота перед порогом "Сомнительный".
Порог "Сомнительный". Падение 5м на 50 м. Киль 2 КНБ, каяка.
Обнос "Т" и каяка по левому берегу примерно 100 м. Стоянка
плохая. 500 м плеса
Порог "Муравей". Горка h˜1м, через 20 м слив h˜1м в сужении.
Киль КНБ. Проводка "Т" по протоке левого берега примерно 60 м.
Сразу за ним порог "БСТ" - мощная шивера. Просмотр правым
берегом. В большую воду малые суда шли справа (два киля каяка),
в малую воду этого прохода может не быть. Слева 3 слива
h˜0.7-1м. На левом берегу рама от катамарана-4 и остатки
стоянки группы из Ростова (?), 1995 - гибель каякера.
100м плеса.
Водопад "Оба - На". Падение 7 м. Проход К-2. Обнос правым
берегом. Очень плохая стоянка.
300 м плеса.
Водопад "Маманя". (Возможно обозначен штрихом на карте -
двушке) Падение 15-18 м. С воды не виден и не слышен.
Осторожная чалка на левый берег (место чалки в 3м от уреза
воды). Обнос по левому берегу по камням у воды (100м) или по
верхней тропе. Плохая стоянка.
Час сплава по плесу. (Примерно посередине крупный правый
приток). Порог "Тесный". (Возможно обозначен ущельем на карте).
По малой воде габариты шириной менее 1м. По нашей воде три
последовательных слива между камнями, общее падение h˜3-4м на
50 м. Киль К-2 и двух каяков. Обнос байдарок по правому берегу
˜50м.
Два часа плесов, перемежающихся мелкими шиверами и перекатами,
до моста (обозначен "зимником" на карте). Хорошие стоянки.
После моста два "озера" с перекатом между ними (примерно 30 мин
сплава).
Порог - шивера с правым поворотом посередине. Просмотр по
высокому правому берегу. Два слива на заходе, далее - шивера
100м. Прошли все суда. 30 мин плеса. Небольшой порожек 20 м
длиной, просмотр по правому берегу. Сразу за ним порог
"Ступенька". I ступень - короткая заходная шивера, несколько
сливов подряд ("Васильевский спуск в крупный дождь"), высота
основного слива h˜1.5м, обнос байдарок по правому берегу, киль
каяка, с К-2 смыло человека. II ступень - шивера, шли все суда,
киль "Т".
10 мин плеса, перекат, 10 мин плеса.
Небольшой порожек. Горка с камнями на выходе. Просмотр с воды
или по правому берегу.
20 мин плеса.
Порог "Струя". Красивый порог в каньоне. Мощные бочки и валы
(по высокой воде). Просмотр по левому берегу. Шли все суда,
киль "Т".
Плес 1.5 часа.
Перекат "У старого моста". Обрушившийся мост с левого берега.
20 мин плеса. Перекат. 20 мин плеса. Перекат. 50 мин плеса.
Порог "В трех протоках". Сливы h < 1м в протоках между
островами. По нашей воде лучшие проходы по правым протокам.
Просмотр с правого берега. Стоянки (стоянка на левом берегу
лучше).
400м плеса.
Порог "Водопадный". Четыре ступени по h˜2м, общее падение
h˜10м. Обнос байдарок по правому берегу 150м. Обнос каяками I
ступени, киль двух каяков в III ступени. Оборудованные стоянки
на правом берегу.
35 мин плеса. Перекат. Небольшой порожек "Лесенка", просмотр с
воды или по правому берегу. Оборудованная стоянка с лесенкой на
правом берегу сразу после порога.
20 мин плеса.
Порог "Два острова". Основная струя течет по левой протоке.
Просмотр по правому берегу. Байдарки проходили правой
канализацией.
15 мин плеса. Река впадает в Тумчу справа. 30 мин плеса. Порог
"Ночной". Порог "Карниз".

См. техотчет Михаила Афанасенкова по реке Тумча ¦ tumcha94.txt


Примечания

1. Данная лоция по очень высокой воде.

2. До порога "Тесный" включительно хороших стоянок на реке
мало. После него найти стоянку не составляет проблемы. У
больших порогов стоянки оборудованы, вдоль берега идут тропы.


===============================================================
FILE: kutsajo4.txt
Кутсайоки

Вера Хвостова. 1996.

Папа, хочу, чтобы кораблики покилялись!

- А еще в походе были дети?
- Ну что вы! Разве на такую речку можно брать детей!

(Из разговора с участником похода Димой, 6 лет)


Мы говорили всем, что едем на Кольский "половить рыбки и
размяться перед летним походом". Правда, Корнет был твердо
намерен пройти оба водопада.
Состав группы удивлял своим разнообразием еще в Москве:
два катамарана-двойки (большая и поменьше), две
каркасно-надувные байдарки (КНБ), три каяка и "Таймень-3". 12
как бы взрослых и один ребенок. В начале июля на Кутсайоки мы
застали бурное цветение черемухи и брусники и невероятно
высокую воду. Голубые Озера, из которых вытекает река, - узкие,
в скалистых берегах, соединенные еще более узкими протоками.
Возможно, в хорошую погоду озера на самом деле голубые, но у
нас было пасмурно, иногда накрапывал дождь. В конце цепочки
озер справа впала вполне сплавная протока с большим падением и
множеством камней. Детально исследовать ее не удалось -
передовые лодки уже зачалились перед первым порогом.
Порог - три слива примерно 1.5м, 2м и 1м - смотрелся
убедительно. Решено было здесь же и ночевать. Большая двойка
первые два слива прошла успешно, но потом раскрутилась и
сделала телемарк. Однако крик восторга, изданный одним из
участников прохождения, тем не менее слегка заглушил шум реки.
Скорость воды в пороге позволяет с наслаждением, как
полагается, отклониться назад на заходе в слив и вывеситься
вперед на выходе. Мы на второй двойке проехали следом и пошли
ставить палатку, не разгидриваясь, ибо собирался дождь.
Первым из каякеров полез в порог Женя. В первом же сливе
он перевернулся, у него выбило весло, и дальше он плыл под
каяком, вниз головой. На ровной воде он вылез из-под каяка и
оказалось, что он вполне ничего. Мы опять пошли ставить
палатку. Однако тут же прибежала каякерша Марина и попросила ее
постраховать, "раз вы еще в гидре". "Уж если Женя вниз головой
прошел,- сказала она, - то вверх-то головой я пройду!" После
второго слива она изобразила потрясающую кормовую свечку,
отдышалась в улове у левого берега и чисто прошла третий слив.
Мы опять взялись было за палатку, но тут воодушевленная Марина
и капитан одной из КНБ Серега решили прыгнуть в порог на
байдарке, "а раз вы еще в гидре...". Они проехали первый слив,
а во втором все-таки залегли, причем Марина с лодкой уехала
вниз, а Серега завис на камне посреди реки и тут же ему с
берега стали давать какие-то советы. После того, как их всех
внизу собрали, мы немедленно переоделись. Прохождение порога
прервалось - до завтра.

Утром в порог выехали Марч и Корнет. На страхующем
катамаране с энтузиазмом ловили рыбу, изредка равнодушно
поглядывая на порог. КНБ легла в первом же сливе, а после
второго все разъехались в разные стороны: лодка вниз, Корнет -
к левому берегу, а Марч вовсе непонятно куда. Больше желающих
не было. Мы привязали к каждому судну по воздушному шарику -
Дима отмечал в этот день шестилетие - и всей компанией
переместились на 500 метров вниз.
Второй порог на фоне первого впечатляет не особенно: слив
на заходе, горка и в сужении второй слив и мощная сбойка струй.
Поэтому туда и поехали все лодки, кроме "Тайменя". Первым
кильнулся Корнет - на сбойке струй, затем там же легла КНБ с
Марчом и Элечкой. С остальными как-то обошлось. На этих двух
порогах определилась основная тактика прохождений: пороги шли в
основном катамараны и каяки. Пока каякеры бегали вдоль порога с
озабоченными лицами и оценивали прохождения других, пытаясь
понять, что будет здесь с ними самими, экипажи лодок сновали

<<

стр. 41
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>