<<

стр. 42
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

туда-сюда по тропе, обнося вещи и сами лодки. Наш местный юмор:
глядя на штормовку руководителя, кто- то произнес:"Что-то ты,
Марч, пообносился". Реакция была мгновенная:"Так ведь обношу
все время". Особенно жалко было женский экипаж КНБ - Сашу с
Элечкой, они-то собирались идти на катамаране, но Марч сказал,
что женской двойки на озере он не потерпит...
Третий порог почему-то называется "БСТ". Названия порогов
на Кутсайоки - это отдельная тема. Что такое это "БСТ", мы так
и не догадались. Надеемся, что это - что-нибудь хорошее, к
примеру, инициалы. Составители лоции, опубликованной в журнале
"Спортивный туризм", дали названия даже водопадам: первому
досталось имя "Оба-На", а второму - "Маманя". Первый порог
называется "Сомнительный". Следуя логике авторов, так можно
назвать все пороги на этой реке.
Итак, "БСТ" - скорее, мощная шивера, чем порог. Это было
первое препятствие, пройденное на всех судах штатными, а не
штурмовыми экипажами. Здесь дебютировали женский экипаж КНБ и
смешанный экипаж другой КНБ.
На левом берегу в конце порога мы обнаружили кучу вещей -
снаряжение, продукты, одежда. Все это явно пролежало здесь
зиму. Мы строили разные предположения, и, к сожалению, они
подтвердились, когда Митя нашел спрятанную в каску записку. КСС
Санкт-Петербурга сообщала о гибели туриста из Рязани и просила
ничего не трогать. Было ли это воспринято как предупреждение,
особенно в преддверии водопадов - не знаю. В основном всех
интересовало, что могло случиться в таком простом пороге. Конец
дурацкой дискуссии положила мрачно сказанная фраза, что вовсе
не обязательно нужен порог, для того, чтобы что-то случилось.
Чем дальше вниз, тем ближе водопады. Каякеры говорили:"Ну,
мы посмотрим, какой там заход. И какая струя." Первый водопад
мы оценили в 8 метров. Каякеров дружно уговаривали прыгнуть по
правой, отвесной струе. Они вежливо отвечали: "В другой раз,
знаете ли...". Корнет последовательно обходил участников
мужского пола и настойчиво предлагал место правого на большой
двойке. Хвост с Корнетом прыгать отказался, но стал уговаривать
меня. Стало ясно, что если он поднажмет, то никуда мне не
деться, но почему-то нажимать он не стал. Зато усилия Корнета
увенчались успехом - Серега уже подгонял упоры.
Дальше все произошло захватывающе быстро: я вышла на
камень - присмотреть точку съемки, и вдруг наверху, над
водопадом, показалась двойка! Я успела сделать несколько кадров
совершенно случайно. И тут сзади раздались горестные крики -
Саша даже не успела достать камеру! На самом деле, просмотры,
как правило, занимают столько времени, что зрители успевают
соскучиться. Но Корнет не любит долгих раздумий - с одной
стороны, а с другой - Дима заприметил наверху среди вещей мешок
с сухарями и потянул туда маму. Возвращаясь, Саша случайно
глянула вверх и увидела катящуюся с водопада двойку.

Неудача со съемкой очень расстроила экипаж двойки. Корнет
с Серегой уже оценивали высоту водопада в 9 метров (к концу дня
водопад возрос еще на метр). А через 300 метров, в конце
широкого плеса, виднелось облако водяной пыли - единственная
примета второго водопада. Правда, с левого берега добрые люди
привязали к дереву красную тряпочку. На нее мы и
ориентировались. Но по ходу нашего приближения к водопаду стало
ясно, что это дерево растет метра на три ниже (!) уреза воды.
Добрые люди оказались еще и шутниками.
Второй водопад (его высоту мы оценили метров в 20)
впечатляет еще пуще первого. И все это на каких-то пятистах
метрах одной реки! Мысль о прохождении может прийти в голову
только на теплой кухне.
Под водопадом, на озере, мы и заночевали. Экзотика давала
себя чувствовать непрерывно. Дождя, как ни странно, не было, но
от брызг тут же намокла палатка, поставленная на ровном месте,
но слишком близко к водопаду, не говоря уже о спальнике,
который любители комфорта вывесили "просушиться". Вечером
спиннинги были нарасхват - под водопадом самая ловля! К этому
моменту мы уже поняли, что при таком паводке с рыбой будет
плохо. Однако все надеялись! Повезло Марине - она вытащила
кумжу. За ужином Марч, обалдевший от всего увиденного, поднял
тост за сына: "Мало кому довелось встречать свое шестилетие в
ТАКОМ месте...".
Нам повезло - мы провели под водопадом еще полдня. Туман и
дождь были такие, что плыть никому не хотелось. Но после обеда
Марч все-таки вспомнил, что он руководитель, и пинками выгнал
группу на реку. Мы ехали по плесу и смотрели назад, пока
водопад не исчез в тумане.

Через час река резко сузилась и впереди что-то
заплескалось. В тумане просматривались три слива, последний -
около двух метров, общее падение - метра четыре на 50 метров.
Все вроде было ясно - идем по центру, после второго слива
уходим вправо. Примерно так же подумали и на берегу, по слухам,
была сказана фраза: "Да что тут снимать, разве Хвосты тут
кильнутся". После второго слива мы с удивлением почувствовали,
что вправо не очень-то и уходится. Катамаран перед порогом мы
не разгружали, а рюкзаков на нем было, между прочим, три -
такова участь катамарана в лодочной группе. Мы успели
развернуть нос вправо и оказались почти лагом в самом крутом
месте слива. Последовал классический киль через левый борт - "а
сейчас Хвост покажет, как не надо проходить пороги". Первая
реакция была - удивление. Ничего себе, карельская речка! Хотя к
этому времени мы уже поняли, что река эта совсем не карельская.
Большая двойка проехала третий слив кормой, а из каякеров не
кильнулась только Марина. Зато у нее на каяке полетел шпангоут
(к концу похода это станет нормой). Байдарки традиционно
обнесли. На мягких мхах над порогом состоялся даже не разбор
полетов - выброс эмоций.
Часа два мы плыли по плесам, мелким шиверам и перекатам.
Где-то впереди, судя по карте, должен был быть мост. Стоять у
моста никто не хотел, однако именно у моста мы в этот день и
ночевали, потому что перед ним оказался длинный участок
быстротока, и наши лодки просто не смогли пристать там к
берегу. Естественно, что вокруг моста в радиусе 100 метров
сильно ощущалась военная специфика края. Недалеко от лагеря мы
обнаружили старый блиндаж и почему-то огромную гору кирзовых
сапог. Все очень оживились и мне тут же предложили выбрать себе
подходящий экземпляр вместо утерянного при киле кеда. Зато на
мосту нашли банку с червями и наловили форели (правда, мелкой).
Главным развлечением следующего дня оказался порог
"Ступенька" - горка с хорошим сливом под левым берегом и косыми
бочками на заходе. Осталось загадкой, почему мы смотрели порог
с правого берега. С большой двойки смыло Митю, вторую двойку
задержало в бочке, а Марина перевернулась в заходной косой
бочке и ее протащило весь порог вместе с каяком по камням.
Собственно, больше никто туда и не сунулся. Все остальные суда
спустили на воду у выходной шиверы. Первым пошел Марч на
"Таймене" и, естественно, перевернулся. С круглыми от ужаса
глазами экипажи КНБ благополучно эту шиверу преодолели, хотя
страхующие уже потирали руки и отпускали безобразные шуточки.
Но после этого подвига наши байдарочники расхрабрились
настолько, что прошли оба следующих порога. Во втором из них -
пор. "Струя" - на выходе стояла мощная бочка, туда съехал
"Таймень", лег на бок и долго думал - перевернуться или нет.
Зрители, как всегда, махали руками и кричали. Подумав,
"Таймень" все-таки кильнулся и был внизу подобран нашей
двойкой. Это место запомнилось еще и потому, что здесь мы, чуть
ли не впервые за поход, увидели солнце и радугу. Это
существенно украсило следующие полдня, которые мы провели в
поисках порога "В трех протоках". По меньшей мере, три места
очень подходили к описанию. Наконец, мы плюнули и поехали
просто так. Очередное сужение реки в невероятно красивом месте,
где река разделяется не на три, а на гораздо большее количество
проток, было выбрано для ночевки. В этот вечер Женя приготовил
изумительный плов, так что на некоторое время пороги были
забыты.
Вариантов прохождения "Трех проток" очень много.
Просмотреть можно либо с островов, либо крайние протоки - с
берега. Слева виден был водяной горб, оказавшийся сливом с
хорошей бочкой. Место фантастически красивое и очень необычное,
жаль, не было времени проехаться по всем протокам.

"Водопадный" - последний мощный порог Кутсайоки -
оказался за поворотом. Первая ступень - горка с общим падением
в несколько метров. Когда несешься вниз, ощущения бешеной
скорости не возникает, хотя все ориентиры, которые мы наметили,
пролетели мимо мгновенно.
Вторая ступень - очень мощная бочка. Сюда принесли каяки.
Место идеальное для катания, обнос - 10 метров. Но чтобы
заехать близко к центру бочки, надо сделать хороший траверс
струи. Несколько экипажей прокатилось на нашей двойке, а потом,
осторожно, по краешку, проехали каяки. 3 и 4 ступени
представляют из себя горки с кашей из камней и воды. Найти
проходы очень непросто. А сверху, с воды, каякеры вообще ничего
не видели, им подавали знаки с берега. Только Корнет умудрился
как-то проскочить обе ступени, а Женю с Мариной и с их каяками
подобрали внизу. Оба катамарана сплавились по более чистому
боковому проходу справа.
Дальше до самой Тумчи порогов не ожидалось. Все
расслабились и были удивлены, когда влетели в несложный, но
требующий маневра порог. Большой катамаран так тряхнуло в
бочке, что оторвало от рамы каску, набитую разным добром. Каску
спасти удалось, а вот добро - куртка, телеобъектив и отснятая
только что пленка - утонули. Шура Северин, хозяин добра, был
безутешен. Мы тоже. Прыжок с водопада, таким образом, остался
зафиксированным только на моей пленке - самые последние кадры.
Серегу с Корнетом уже поддразнивали - "а ведь никто не
поверит!".
Когда мы впали в Тумчу... Почти все на Тумче бывали, и по
большой воде. Когда мы увидели эту "великую русскую реку", мы
конечно поняли, что внизу будет весело. Основной ориентир
самого сложного на Тумче порога "Карниз" ушел под воду почти
полностью. Но даже когда мы увидели, как вода прет через камни,
на которых в прошлом году стояли фото- и видеооператоры,
каякеры еще обсуждали, идти или все-таки обнести. И тем не
менее, только когда большая двойка (прошедшая без единого киля
весь Чулышман) перевернулась почти мгновенно, основная часть
группы поняла, что местечко очень неслабое. Первыми
сориентировались каякеры - Корнет с Мариной, глядя на
застрявший в бочке катамаран, кинулись наверх за каяками. Хвост
рванул к своему катамарану. Когда каяки были спущены на воду,
экипаж двойки уже благополучно подплывал к берегу, а катамаран
выкинуло из бочки и тихо несло вниз. Каякеры бросились его
догонять. Тем временем в бочке залегла и вторая двойка.
Большую двойку каякеры заарканили только в конце шиверы,
идущей за "Карнизом" - таким образом, вопрос о прохождении
"Карниза" был закрыт. Вторую двойку экипаж зачалил чуть ниже
основного слива. Было около 9 часов вечера - самое время для
обеда. Разбор полетов за обедом был настолько эмоциональным,
что Корнет не выдержал и закричал: "Вы что, думаете, этот порог
непроходим, да?" И они с Хвостом понесли двойку наверх. Борьба
продолжалась 13 секунд, несколько раз катамаран съезжал назад и
казалось, что киль неминуем. Однако выползли под восторженные
крики зрителей. Ночевали мы на высоком обрыве над порогом
"Каньонный". Часа в 2 ночи энтузиасты сбегали к "Шляпе",
последнему порогу Тумчи. Вернувшись, рассказали, что две
ступени "Шляпы" слились в одну, а через огромную скалу
посередине порога хлещет вода. Почти все поверили - это было
нетрудно при нашем уровне воды. В действительности оказалось не
совсем так, но бочки в "Шляпе" стояли мощнейшие.
Мы выбрали правую, каньонную протоку, а вслед за нами туда
доверчиво поехала КНБ с Серегой и Ирой. Ира на всякий случай
спросила: "Хвост, а мы тут не кильнемся?" Хвост ответил что-то
уклончивое. Легли они в первом же сливе, Ира шустро выбралась
на берег, а за Серегой мы сплавали на озеро. Ира была уверена,
что киль ей подстроили, поскольку к этому моменту только они с
Сашей не переворачивались ни разу.
Отчаянные наши каякеры тем временем полезли в "Шляпу" и
показали представление из большого количества килей,
эскимосских переворотов, лихих чалок и хитрых маневров. Всех,
кто не смог зачалиться сам, собрали Шура Северин и Митя на
большой двойке. Отряхнувшись и прийдя в себя, мы проехали час
по спокойной воде и остановились на обед на острове посреди
реки. Спортивная часть была завершена. Можно было подвести
итоги. Итак, на 54 боевых вылета - 17 килей, не считая тех,
после которых каякер вставал. Например, Корнет в "Шляпе" лег 4
раза и 3 раза встал. Плюс 3 киля катамаранов.
Одним словом, "половили рыбки и размялись".

===============================================================
FILE: kutsajo5.txt
Кутсайоки-97 в картинках

---------------------------------------------------------------
Если вы используете Netscape и имеете большую скорость связи,
то можете получить более красивые версии этого же документа:

С БОЛЬШИМИ иллюстрациями. 400 Kb¦kutsajo5.txt_with-big-pictures.html
---------------------------------------------------------------
From: Дмитрий Каган, kagan@landau.ac.ru ¦ mailto:kagan@landau.ac.ru
Date: 26 Sep 1997

Воспоминания о "страшной" речке Кутсайоки,
которой я долго и упорно боялся.

P.S. Смысл слова "боялся" выяснится ниже.

Август, 1997г.

Каким словом назвать это "писание" - я не знаю. В
любом случае это не дневник, поскольку написан(а,о) сильно
после приезда обратно. Скорее просто отрывочные впечатления о
вполне приятной речке с цветными картинками.

Наверное с точки зрения большинства участников наше
похождение (а точнее поплавание) было организовано сумбурно и в
спешке. Дело в том, что за месяц до отъезда откололся капитан
нашей "женской" четверки (кроме него на ней должны были плыть
три дамы - весь наш женский состав). Поэтому перспектива была
мерзопакостная в первую очередь для меня - вместо каяка плыть
по маловодной речке на тяжелом катамаране, на котором я до
этого сидел полтора раза (хотя и на каяке я сижу всего третий
год). К счастью нашелся мой спаситель Федор, который меня и
нас всех выручил и, надеюсь, получил удовольствие.
Все это, как я уже сказал, - за месяц до похода. А
обсуждаться он начал за полгода. Такие темпы - для меня большая
новость. Я привык, что поход планируется за неделю, а билеты
покупаются за день. Что ж поделать, чайник - он (то бишь я) и в
Африке чайник. А сейчас я иду в поход с "серьезными людьми на
больших катамаранах".
Итого, состав: две двойки совершенно одинаковой
конструкции (хвала "начальнику"), четверка, груженая большим
количеством рюкзаков и женщин и управляемая Федором (ох съедят
меня наши дамы) и я с каяком (точнее каяк со мной, он здоровый,
а я мелкий).

Первое яркое впечатление после дороги (спасибо Алексею
Рудневу за телефон водителя в Кандалашке) и стапеля - это
конечно "голубые озера". Несмотря на все описания на такое в
Карелии (ну конечно не совсем в Карелии) мы не рассчитывали.
Дальнейшие километров 15 реки только усугубили ощущение того,
что нас надули и привезли совсем не на север европейской части.
Со стоянками хреновато, везде скалы (я где-то с большим трудом
вылезал из каяка "за кустик"). Только где-то под конец озера
скалы ненадолго расступаются. Как раз в этом месте в озеро
справа впадает ни то приток, ни то исток Кутсайоки, названый в
некоторых описаниях (видимо в порыве ажиотажа) "Карельским
Башкаусом". Хотя он, конечно - это второе яркое впечатление.
Прежде всего потому, что падает откуда-то с недосягаемой
высоты. Люди идущие оттуда, говорили, что этот последний кусок
- это "семечки", и повыше - гораздо круче во всех смыслах.
Правда при выполнении одного малюсенького условия - воды бы не
мешало налить. Это впрочем относится (хотя и в меньшей степени)
ко всей остальной речке. Однако судя по всему воду тамошний
Илья-пророк наливает в достаточном количестве только в начале
июня. А у нас ее и для начала августа маловато, насколько можно
было судить по Тумче. Видимо плохо себя ведем :-).

В общем, начитавшись описаний, долго-долго лопатили и
доплыли до порога "Сомнительный" в надежде на хорошую стоянку.
На чем наши надежды благополучно рухнули: стоянка
препоршивейшая, с трудом нашли места для трех палаток. По
поводу названий уже проезжались все кому не лень, но я не
удержусь. Порог свое название оправдывает на все сто.
Сомневались вплоть до середины следующего дня. Правда у нас это
обычно называлось другим словом. Например, подходит вечером,
скажем, Шурик Фаддеев, и говорит: "Пошли на порог. Боятся.
Туалетной бумаги не забудь." (К слову сказать, эта часть
снаряжения туриста-водника под конец стала дефицитом). Я раньше
по наивности считал, что боятся - это состояние души. А
оказалось, что это еще и вполне конкретное действие.

Порог "Сомнительный" ¦ kartinki/kutsajo5/porog31.jpg

В конце-концов "добоялись" до обноса двух катов (это все
естественные страхи первого порога) якобы по причине
негабарита: на заходе прямо посередине лежит обливняк. Решились
я и Шурик с Федором на новоиспеченной двойке ("Мои сомненья
рваной тенью..."). Я со страху лег в первом же сливе (да-да,
ваши реплики совершенно правильные, тот самый, с носиком), и
чтобы не угодить в таком виде во второй долго тягал прижатый к
скале правого берега каяк, на чем сломал шпангоут (говорят для
данной речки это норма).

1-я ступень ... ¦ kartinki/kutsajo5/somnit1.jpg

Боевое крещение новой двойки закончилось сломанной рамой в
третьей ступени, на которую никто особого внимания не обратил.
То ли заход в нее оказался сложным, то ли рама слабая, то ли
экипаж проявил излишнюю ретивость...

Шурик с Федором во II-м сливе "Сомнительного" ¦ kartinki/kutsajo5/somnit3.jpg

Для специалистов (я таковым не являюсь): на "встать" после
первого слива времени очень мало, так что проделать это может
только тот самый "специалист". Правда он и не ляжет...

Выход из 3-й ступени "Сомнительного" ¦ kartinki/kutsajo5/porog35.jpg

Только доплыли до второго порога "Муравей", Саня Колдаев
(он же "начальник") прибегает и говорит: "Идем!!! Сначала на
четверке!!!" Я пошел смотреть - тут ведь точно негабарит, по
крайней мере на заходе, не то что в "Сомнительном". Куда его
несет... Видимо сильно заел его предыдущий обнос. В результате
скрежет был устрашающий, но прошли все без приключений.
Основная бяка для каяка - это сбойка на выходе (она
почему-то очень напоминает плохо заткнутый унитаз). Плюхаешься
в нее с крутой горки высотой около метра. Но зато потом -
гладь. Катамаранам же это дело не страшно, но надо, чтобы не
заклинило по дороге.

Заход в "Муравей" ¦ kartinki/kutsajo5/muravei.jpg

Следующий порог "БСТ" не запомнился практически ничем
кроме обилия камней и отсутствия воды над и между ними.
Постепенно растет спрос на театральный бинокль, который Шурик
зачем-то прихватил в качестве "ненужной" вещи (в прошлом году
на Тумче таковой являлась тяжеленная железная мясорубка, что
существенно хуже). Бинокль используется в основном для
разглядывания собратьев-туристов на другом берегу. Федор таким
способом на БСТ заприметил какую-то "рыжую" и разглядывал ее
еще несколько дней подряд, над чем все почему-то дружно
потешались. Человек с театральным биноклем на пороге смотрится
потрясающе: у всех проплывающих создается ощущение, что они
сюда приехали давать спектакль специально для данного субъекта.
Кстати, туристы - это третье яркое впечатление. Видимо
отсутствие воды здешнее начальство (вместе с вышеупомянутым
Ильей) решило компенсировать явным избытком этих странных людей
(вроде нас). Их число явно превосходило количество комаров (ох,
предупреждал же Алексей Руднев), что конечно сказалось на
трудностях и приключениях обратной дороги.

Дневка у первого водопада на левом берегу ("Оба-на"). Со
стоянками постепенно становится лучше, кроме того погода
потрясная, купаемся непрерывно (ну я же говорю, нас надули). По
поводу дневки некоторые особо ретивые индивиды решили устроить
лазание по скалам, а чтобы ощущения были поострее, скалу
выбрали прямо над водопадом (и из-за этой дешевой хохмы я пер с
собой кучу железа!). Так что "лазальщики" свешивались на
веревке почти в самую струю и вылезали обратно, страшно
довольные мокрой задницей.

"Оба-на" ¦ kartinki/kutsajo5/vdp1.jpg

Сам водопад - вовсе и не водопад и представляет собой
наклонную горку типа "шкурка" с общим перепадом метров до
десяти (до десяти, как известно, - это любое число меньше
десяти). Она (горка) вполне проходимая, в чем мы убедились на
примере какой-то группы с "Куликами", но это порог из серии "до
батареи одни уши доедут". Хотя "Кулики" утверждали, что не
просадили ни одной дыры.

Портрет "Мамани" ¦ kartinki/kutsajo5/vdp2.jpg

Половина следующего дня ушла на обнос двух водопадов.
Описывать второй ("Маманя") смысла не имеет, все равно ничего
не получится (да подтвердят мои слова очевидцы). Обнос всех
умучал, поэтому в этот день уже никуда не плыли. Все разбрелись
на ловлю рыбы, разведку пор. "Тесный", катание и т.д. В общем
все оттягивались.

Последний порог каньона - "Тесный" - не пошел никто.
Катамараны вообще сюда не лезут, а я не захотел и не жалею.
Заклинить там может сразу три предмета: каяк, каякера и весло,
если им пытаться грести (по берегу).
Из следующих нескольких дней запомнились какие-то сильно
каменистые шиверы, а также порог "Ступенька", где я лег,
поскользнувшись (в буквальном смысле слова) практически на
ровном месте прямо перед этой ступенькой, и чудом успел вылезти
на берег. На ступеньке одни камни. Шурик опять насиловал новый
катамаран и съезжал со "ступенчатых" камней, но больше его
подвиги никто не повторял. "Ступенька" заканчивается шиверой с
большим уклоном и без воды. Похоже к ее отсутствию постепенно
привыкаем. Большой популярностью пользуется песня про то, что
"от чего же, от чего нет воды в фарватере".

"Водопадный" ¦ kartinki/kutsajo5/porog5.jpg

К концу следующего ходового дня - порог "Водопадный". По
описанию последний серьезный до впадения в Тумчу. Стоит уже
четыре группы :-(. Поэтому ужин довольно поздний (долго место
искали), после чего все дружно идем боятся на первую ступень.
Даже в надвигающихся сумерках нетрудно разглядеть круглые глаза
потенциальных клиентов этого порога. Этому правда изрядно
способствовала темнота, а также столб пара и водяной пыли над
основной пеной.

Он же... ¦ kartinki/kutsajo5/porog56.jpg

По утру порог смотрелся уже не так страшно и все больше
нарастало удивление, чего это мы вчера так испугались. По
случаю дневки есть даже идея сделать баню после катания, но
совместить приятное с полезным не получилось, поскольку
прокатались весь день. Порог действительно чрезвычайно
приятный. Воды по сравнению со всей предшествующей развлекухой
довольно много. И практически безопасно, унести в перевернутом
состоянии может разве что в следующий метров через 20 чистый
слив, за которым спокойно. Бочка очень мягкая несмотря на
грандиозное падение (больше двух метров) в основном сливе перед
ней. Видимо вода разбрызгивается на каком-то трамплине, перед
тем как упасть, так что и каяк и катамаран уходит в пену по
самые уши и не спешит всплывать.

"Быстрей тикать из этой бочки..." ¦ kartinki/kutsajo5/porog53.jpg

В результате порог - самый что ни на есть катальный. Хотя,
надо сказать, дух захватывает. Я с такой высоты еще не летал.
Из двух прохождений один раз прошел (со страху), другой раз лег
(наверное тоже со страху). Не знаю насчет сложности, но
"Водопадный" - наверное самый красивый на всей речке.

"Я плыву на катере..." ¦ kartinki/kutsajo5/porog52.jpg

Наши катамаранщики тем временем дорвались до долгожданной
воды. Сначала осторожненько шли носом, что правда не всегда
получалось (при нашей малой воде весьма нетривиальный заход
откуда-то с правого берега с хорошим траверсом).

"Начальники" (Колдаев с Ромахиным) купаются ¦ kartinki/kutsajo5/porog51.jpg

Потом начались запланированные проходы задом и лагом.
Кончилось все это дружным катанием во втором сливе, в котором
стоит бочка с хорошим противотоком, но очень узкая. Так что
практически все попытки остановить там катамаран и поставить
его на свечку не удались, неумолимо сносит боковыми струями
(хотя немного адреналина кое-кто все-таки получил).
Говоря о полной безопасности основного слива я немного
слукавил: под самый конец дня обнаружилось, что в левой его
части прямо в бочке сидят не слишком глубокие зубья, увидеть
которые ну никак нельзя. Некоторые особо резвые "проходимцы"
их даже основательно прощупали рамой от ката (а так же
остальными частями тела), свалившись слишком влево. Так что
ложиться (или вылетать из катамарана) до бочки не
рекомендуется, а дальше - сколько душе угодно.

На следующий день около 2-х часов ленивой гребли до Тумчи
и запланированный подъем вверх до "Ямы" c обносом "Котла".
Кстати, сплавляясь по Тумче, очень даже имеет смысл потратить
день и подняться до "Водопадного", Там надо обнести (или
провести) только пару коротких порожков, так что подъем займет
максимум часа 2-3. Таких порогов на Тумче нет, и огромное
удовольствие можно получить даже от простого разглядывания, не
говоря уж о прохождении. Собирался дождь, поэтому обнос
"Котла" прошел в рекордные сроки. Вообще погода все чаще
напоминает о том, что мы все-таки за полярным кругом, не смотря
на неделю "миража". На дневке опять есть идея совместить баню
с катанием, но на этот раз дилемма решается в пользу бани.

Заход в "Яму" (по кочкам, по кочкам...) ¦ kartinki/kutsajo5/yama1.jpg

В "Ямку" бух! ¦ kartinki/kutsajo5/yama2.jpg

Катание на "Яме" отложилось на следующий день и
совместилось с прохождением "Котла" и "Карниза". На Кутсайоках
все поднабрались не столько опыта, сколько наглости, поэтому,
пройдя по разу носом, все решили сунуться лагом в самую бяку.
Но вода здесь заметно пожестче и помощнее, и каты вставали на
хорошие свечки даже при нормальном проходе. В общем, две наши
дамы, обнаглевшие после прохождения "Водопадного" задом, решили
"показать класс" и восхитить зрителей мастерством "зацепов". В
результате одна из них (Алька) уехала на этом зацепе вместе с
катамараном, а вторую (Светку) забыла в бочке. Светку
прополоскало там весьма продолжительное время, после чего она,
потеряв весло с кедом (которые я потом вылавливал), была
вынесена к поджидавшей ее в улове подруге с катамараном.

Перед Ямой ¦ kartinki/kutsajo5/yama3.jpg

Я тоже время даром не терял и благополучно лег, застряв в
бочке, постояв там некоторое время, получив пинок под зад и
встав на свечу. Все-таки не пробивается эта бочка, ни в прошлом
году по большой воде, ни в этом по маленькой. Интересно, что в
малую воду она прилично больше засасывает и выход из нее
требует заметных усилий.

"Меня засосало опасное сосало..." ¦ kartinki/kutsajo5/yama4.jpg

Второй раз я решил не испытывать судьбу и ушел в суводь
сразу после захода, обойдя все неприятности. Вообще, я заметил,
что на Тумче при желании можно миновать практически все
основные бяки (на каяке), на Кутсайоках же нельзя обойти ни
одну.

Киль немного охладил мой пыл (холодно было, а вы что
подумали?), и "Котел" с "Карнизом" я уже шел, старательно
обходя основные водные гадости, что особого труда не составило.
Про пыл остальных ничего подобного сказать было нельзя, поэтому
все шли в самую пену и некоторые не по одному разу (Шурик с
Серегой в один из разов съехали с собственно Карниза)

"Котел" ¦ kartinki/kutsajo5/kotel.jpg

"Карниз" ¦ kartinki/kutsajo5/karniz.jpg

Из оставшихся дней запомнились "Шляпа", которую прошли на
удивление легко и быстро, а также длинный пилеж по озеру. На
чем впечатления с картинками кончаются и начинаются впечатления
без картинок о дороге домой. Но это уже не интересно.

Как оказалось, чрезвычайно полезно и приятно потратить
лишний день (точнее чуть больше часа) на подъем по Тумче. Это
позволяет захватить на ней лишних два хороших порога (коих там
и так немного) и всласть "покушать" ее более мощную и страшную,
но значительно менее злобную воду.

Дмитрий Каган, kagan@landau.ac.ru ¦ mailto:kagan@landau.ac.ru
===============================================================
FILE: kutsajo6.txt
Путешествие по Кутсайоки Сергея Кондрашкина

Создано: 20 ноября 1997 г.
Сергей Кондрашкин <a href="mailto:ksa@inist.ru">ksa@inist.ru</a>
Оригинал этого отчета расположен на
http://www.inist.ru/˜ksa/ ¦ http://www.inist.ru/˜ksa/

---------------------------------------------------------------
Если вы используете Netscape и имеете большую скорость связи,
то можете получить более красивые версии этого же документа:
С небольшими Inline-картинками. 300 Kb¦kutsajo6.txt_with-icons.html
С БОЛЬШИМИ иллюстрациями. 1300 Kb¦kutsajo6.txt_with-big-pictures.html
---------------------------------------------------------------

Пролог

Наконец-то, после долгого перерыва мне удалось пойти в
серъезный водный поход. Это было путешествие по рекам Кутсайоки
и Тумча в августе этого, 1997 года, где были пороги III-V
категории сложности. Группа состояла из семи человек: наш
заслуженный руководитель Гаврилов Григорий с отроком Кириллом
пятнадцати лет на большой каркасно-надувной байдарке (КНБ);
завхоз Рыжов Костя с Сысоевым Алешей (круглым чайником) на КНБ
поменьше; Андреев Борис с Монаховым Димой (бывалые чайники),
которые впервые пересели с байдарки "Таймень" на
катамаран-двойку; ну и я, Кондрашкин Сергей на приобретенном
этой весной каяке с каячным опытом, гораздо меньшим, чем мой
катамаранный опыт сплава.

Итак, "олитературенный" с помощью Костика дневник.

30 июля, среда

В Кандалакшу наш поезд прибыл в 9 часов утра, слегка
отстав от расписания. Как только выгрузились на перрон,
появились таксисты и милиционер. Первые, узнав цель нашего
путешествия, предложили довезти группу до Алакуртти,
представителя власти же интересовали маршрутная книжка и
отдельный список группы. Через несколько минут после
удовлетворения любопытства представителя власти, мы уже
грузились в машины. Три жигуленка "отдались" за 700 тысяч
рублей, хотя, как выяснилось, приложив усилия для поиска, можно
было бы найти транспорт дешевле. В Алакуртти мы приехали около
одиннадцати часов, по дороге останавливались на пограничном
посту, где у всех проверили документы.

Группа высадилась у моста, а таксист повез Борю и Диму для
поиска машины для дальнейшей загрузки. Пока ожидали, специально
подъезжали два "КаМАЗа", предлагая свои услуги. Впору было
открывать аукцион. В итоге за 200 тысяч поехали на "ГАЗе".
Водитель спрашивал карту для уточнения места заброски, хотя
таксисты говорили, что водителям достаточно сказать пароль:
"Голубые озера". Наш водитель этот пароль не знал, и около
Вуорвиярви, как оказалось, повернул не в ту сторону. В итоге,
мы оказались у моста лесовозной дороги, ниже порога "Тесный".
Навстречу выскочила рассерженная дама и сообщила, что нас
обманули, также как и их, забросив ниже водопадов, что водопады
здесь недалеко, указав при этом на поросшую травой дорогу вверх
по реке. Вновь погрузившись в машину, тронулись. Через 45 минут
прыжков по камням и сквозь кусты газик взобрался на бугор, и мы
поняли, что дальше пройдет только танк. Слегка исследовав
окружающую местность, продолжили испытания машины и своего
вестибулярного аппарата в обратном направлении. А водитель при
этом все вспоминал пословицу про курицу, которая не птица.

У моста приключения решили закончить: у водителя бензина
было уже немного, а Гриша из-за малоопытности группы был даже
рад такому исходу.

"Первый лагерь" ¦ kartinki/kutsajo6/1_lager.jpg

Поставив лагерь, большинство группы "рвануло" со
спиннингами к реке. Вечером мы смаковали кусочки четырех
рыбешек - одна форель и хариусы - целое море восторга. Видели
выдру. При сборке каяка я обнаружил, что забыл коврики для
прокладки в каяк. Следствием этого стал большее количество
дырок в его оболочке в течение похода, чем могло бы быть, хотя
я восспользовался пожертвованным Борей ковриком для обматывания
кильсона. После постройки кораблей Костя провел учебный
оверкиль с Алексеем в байдарке; интересно, что, наверное,
точное определение всех впервые "киляющихся" - это большие
круглые глаза после того, как "жертва" появляется из воды.

31 июля, четверг

В 9 часов - завтрак. А старт - лишь в 12-35. Вообще, эта
раздражающая особенность похода - поздний выход на воду - стала
чуть ли не правилом.

Прошли два небольших озера за полчаса и хотели пройти
шиверу сходу, но вовремя одумались. Шивера представляет собой
два небольших слива вначале, а потом, собственно, сама шивера.
Байдарки и каяк проводили через сливы, а я дальше,
погорячившись, сел в каяк и прополз до конца шиверы. Итог -
парочка дырок и потертости. Обе байдарки проводили до конца,
умудрившись при этом их по разу залить до верху водой.
Катамаран же - это просто песня. Поползав по камням,
новоявленные катамаранщики решили обнести вещи. Поупражнявшись
в свободном скалолазании с гермоупаковками, обнесли всего лишь
50 метров за какие-то полчаса, загрузили катамаран и дальше
пошли просто, как и все остальные (нормальные), обгонявшие нас,
катамараны других групп.

Через полчаса хода по плесам и перекатам, на которых
иногда приходилось выскакивать из байдарок, дабы не подрать
шкуры кораблей, подошли к маленькому порожку. За ним, примерно
в двухстах метрах, начиналась "Ступенька". На ней и
остановились. Я невзначай растревожил осиное гнездо, за что осы
меня пару раз укусили, Лехе тоже досталось. Вечером устроили
катание на катамаране. Обкатали всевозможные варианты. Наиболее
эффектным посчитали тот, где после первого слива уходили влево
и почти натурально прыгали на полтора метра вниз. По нашей
низкой воде для катамарана порог не представляет никаких
проблем, для остальных судов существовала возможность слегка
(или не слегка) "порваться". Дима вошел во вкус катания на
порогах.

Нашли немного морошки, поймали одну небольшую форель.

1 августа, пятница

С утра пошли разведывать тропу для обноса, но выяснили,
что освобождается хорошее место для стоянки. Решили
перебазироваться и отдохнуть денек. Жаль только, что не было
камней для бани. До обеда вновь катались на пороге на
катамаране. Наконец-то у нас получился "чистый" проход со
сложным маневром по правому сливу. Дима видел сломанную
четверку в центре главного слива, вечером ее принесли в наш
лагерь, и мы поняли важность нормального каркаса для
катамарана. После обеда расслаблялись на плесе: некоторые
купались в реке, некоторые катались на каяке. Началось
продуктовое изобилие.

2 августа, суббота

"П.Безымянный" ¦ kartinki/kutsajo6/besymyan.jpg

Мое дежурство с Гришей продолжается, встал в 7-45. Небо
было чистое, ночь холодная. Полдевятого утра - позавтракали
геркулесовой кашей с изюмом. Отчалили в 11. Километра через
полтора прошли три перекатика, а полпервого были на пороге
Безымянный, он же Малый Каньонный, он же Струя. Увидев порог, а
за ним хорошую стоянку с баней, решили - бане быть!

Порог - по-настоящему учебный. Катались на катамаране,
байдарке и каяке. Мои попытки освоить эскимосский переворот
рычагом не увенчались успехом, хотя при демонстрации этого
фокуса Григорием возникало ощущение необычайной простоты. Я
слегка "потянул" плечо. Алексея учили искусству вылезать из
каяка при оверкиле. Алексей ободрал ногу.

Баня же удалась на славу. Распарившись, дипломированные
физики и химик за ужином разработали целую теорию исчезновения
порций опоздавших со стола, которая сопровождается громким
схлопыванием воздуха на месте пропавшего продукта (теория
Большого Хлопка).

3 августа, воскресенье

Подъем в 10 часов, неторопливый завтрак и выход на воду в
12-30. До первого переката у разрушенного моста шли около двух
часов, до второго - минут десять. Примерно столько же до
третьего, а там и "Три протоки". Самая правая была почти
полностью перекрыта упавшим деревом, поэтому пошли сначала в
левую протоку, а потом ушли вправо. Здесь не обошлось без
небольших дырок в байдарках. Ну и через 400 метров - порог
Водопадный, главный слив которого около 5 метров. Зрелище
приятное, особенно когда в него, словно утята, ныряют ребятишки
лет десяти на полиэтиленовых каяках. Ниже слива наблюдаются
ремонтные работы по починке катамаранов. Выбрали место для
лагеря и, слегка поспорив с другой группой, заняли его. Обнесли
первую ступень. Объяснив конструктивные недостатки нашего
катамарана, Гриша не рекомендовал проходить главный слив
порога. Народ же катался. Минимум еще два ката там же и хорошо
порвались из-за хитрой особенности первой ступени - острого и
почти незаметного зуба внизу слива. Мы же катались ниже на
катамаране и каяке аж до полпервого ночи. Прервали катание
наступившие сумерки и усталость.

4 августа, понедельник

Подъем в 9. Пасмурно. Все ходят хмурые и уставшие после
ночных катаний. Лишь Дима по-прежнему проявляет горячий
энтузиазм к катанию. Отчалили, как обычно, полпервого. Перед
этим я пару раз кильнулся. Через час спокойной воды -
"Лесенка". Затем порожек Два острова. Дальше - сплошные плесы,
вышли на слияние с рекой Тумсайока, дальнейшее неторопливое
путешествие идет уже по реке Тумча. Без просмотра прошли порог
"Ночной" (псевдоним - Несложный), и примерно в 14-45 увидели
порог "Карниз". Порыскав по обоим берегам в поисках свободной
стоянки, нашли единственное свободное место ниже порога на мысе
левого берега. Оно оказалось самым лучшим - высоко, красиво, с
видом на порог и, что немаловажно, с баней.

"Начало Карниза" ¦ kartinki/kutsajo6/totop.jpg

Как водится, байдарки проводили, а катамаран с вещами
прошел по порогу. Обустроившись, народ принялся за катания и
рыбалку. Рыбалка - неудачная, катания - блестящие. Варили
сгущенку.

6 августа, вторник

Дневка. Напилив немеряно дров для бани, все, кроме Гриши и
Кирилла с легкой совестью продолжили катания. Гриша, как
настоящий полководец, внимательно наблюдал за этим с высокой
скалы. Первую ступень справа на кате прошли все и всеми
возможными способами. Костя ниже осваивал каяк, всего три
переворота. Боря закончил водные процедуры самосплавом, хотя бы
раз стоит это сделать для тренировки духа. Я же, обнаглев,
пошел на каяке по левому

"После бани" ¦ kartinki/kutsajo6/banya.jpg

сливу. Задницей понял, что он чрезвычайно каменист, но
прошел чисто, заработав при этом несколько пробоин. Со стороны,
говорят, вид был, словно это была поездка по стиральной
доске.

Разомлевший шеф разбил очки. Дима поделился с ним очками,
благо были запасные.

Обед. Баня. Ежечасные купания в реке. Рыбалка. Щука, увы,
сорвалась. Поймали и выпустили хариуса. Поздно вечером - блины
во фритюре со сгущенкой. Раздавались громкие хлопки.

6 августа, среда

"Вид сверху" ¦ kartinki/kutsajo6/peysag.jpg

Подъем в 9-20. Было чрезвычайно томительно ждать загрузки
ката. Старт, как обычно, поздно. Час плеса, и перед нами порог
Каньонный. Вид сверху, с нависающих над рекой скал, просто
изумительный.

"Киль ката" ¦ kartinki/kutsajo6/kil_kat.jpg

Потом еще чуток - и последний порог на реке "Шляпа".
Обосновались на левом берегу перед порогом, вскоре к нам
присоседилась группа из Пскова. От обустройства лагеря нас
отвлекло громкое скандирование юных зрителей: "Лагом! Лагом!".
Вскоре мы присоединились к болельщикам, которые наблюдали за
попытками катамарана-двойки перевернуться в пороге. Это им
удалось с большим трудом, лишь после того, как оба спортсмена
устроились на одном баллоне.

Воодушевленные этим зрелищем, я с Костиком составили
заговор с целью искупать Диму и Борю, благо, получили на это
добро босса. После обеда, запасшись "морковкой", пошли
воплощать задуманное. После нескольких попыток катамаран со
мной и Димой, наконец-то, рухнул в бочку через диагональ.
Всплыв, я обнаружил Диму крепко вцепившимся в палубу без каски,
без весла и без очков. Лишь с третьего раза его удалось убедить
отцепиться от катамарана. Дальше было просто. Ему бросили
"морковку" и вытащили на берег, а я занялся спасением
катамарана и упущенного весла.

"Правая протока" ¦ kartinki/kutsajo6/shlapa_r.jpg

Потом пару раз прошли по правой протоке, где довольно
мощная струя проносится по узкому небольшому каньону.

"Свечка" ¦ kartinki/kutsajo6/svecha.jpg

Дальше было еще веселей. Делали кормовые и носовые
"свечи". Ощущение такое, как будто скачешь на диком мустанге.
Псковские, заразившись, тоже занимались "упражнениями в бочке":
ловлей каякеров на "живца", всевозможными киляниями ката,
спусканием желающих в бочку на спасконце. В качестве нашего
"живца" использовали Кирюху.

"Мой киль" ¦ kartinki/kutsajo6/my_kil.jpg

Я, как самый хитрый, пропустил вперед Костю покататься на
каяке и имел удовольствие видеть его киль. Учитывая его опыт, я
дважды прошел порог. После второго прохода я решил испытать
себя в бочке. Испытание закончилось неудачно. При выныривании
из каяка спасатель из Пскова умудрился набросить мне петлю на
шею, наверное, для надежности. Пришлось отпустить каяк на
произвол судьбы и выпутываться. Судьба оказалась немилосердной
к нему. Поболтавшись в бочке и сделав свечку, каяк вышел из нее
полным воды и изрядно помятым. Хорошо, что перед этим мы
приняли решение разобрать мой каяк, а мне пересесть на байдарку
и стать тягачом для катамарана. После этого я и занялся
разборкой.

За ужином приключилась хохма: подошел к столу рыжий парень
и спросил, далеко ли до "Шляпы". На что псковские ответили, что
он стоит на ней. И лишь после повторной просьбы отойти он
посмотрел под ноги и действительно обнаружил, что стоит на
чьем-то головном уборе. Совсем поздно, я и Дима, раззадоренные
примером соседей, сходили на противоположный берег по грибы.
Кстати, днем видели на одном из катамаранов-четверок небольшой
подвесной мотор, наверное, для преодоления озера.

7 августа, четверг

После вчерашнего Гришиного внушения экипаж собрался в
рекордные сроки и в 11 часов с небольшим мы покинули "Шляпу".
Взяв вскоре катамаран на буксир, пошли по речным плесам, плавно
перешедшим в озеро. Из-за отсутствия компаса ориентировались по
солнцу и с помощью фотокопии карты. Через пару часов вдалеке
увидели блеск весел и дальше дело пошло веселее. Немного
напрягшись, дальше ориентировались по обгоняемым группам и
лагерям на берегах островов. В течение ходового дня было два
перекуса, первый - минут на пятнадцать, второй, с горячим чаем
- минут 45. Остановились в шесть часов вечера на небольшом
островке. Рыбачили. С катамарана Боря при участии Кости и Димы
поймали спиннингом щуренка весом примерно на один килограмм, и
корягу, которую вываживали также осторожно, как и щуку, весом
поболее. Кирилл поймал три окунька. Я же, поспав после ужина,
после полуночи на щучьи потроха ловил на простой крючок мелочь:
плотву, окуня.

8 августа, пятница

"На катере" ¦ kartinki/kutsajo6/kater.jpg

С утра опять рыбачил мелочь. Мимо прошел катамаран с
подвесным моторчиком. А вскоре, пол-одиннадцатого неожиданно
услышали шум катера, и с Гришей смогли договориться о том, что
нас заберут на обратном пути сразу в Зареченск. Мы были рады
беспредельно. Расслаблялись на острове почти до трех часов,
почти доварили знатную уху, как услышали шум идущего обратно
катера. Погрузились за три минуты и обедали уже на катере.
Прямо на катере разобрали катамаран, и через два с половиной
часа хода, преодолев свыше тридцати километров озерных
просторов, оказались на причале перед Зареченском. Это
неожиданное удовольствие обошлось нам в 120 тысяч рублей. Меня
отрядили на поиски транспорта, и по дороге навстречу попался
ГАЗ, который нашла еще одна московская группа, прибывшая к
причалу пораньше нас. Антистапель занял у нас всего 45 минут. В
седьмом часу загрузились в грузовик и веселой компанией
домчались до Кандалакши меньше чем за два часа, видимо,
водитель очень торопился домой, так как умудрились даже
обогнать на узкой дороге легковую машину. Ну а в
пол-двенадцатого вечера уже загрузились в "туристский" вагон
No16 "веселого" поезда No181 Мурманск - Москва.

Итоги

"Вокзал" ¦ kartinki/kutsajo6/voksal.jpg
"Вокзал" ¦ kartinki/kutsajo6/

Замечательная речка, но лично мне достаточно было побывать
на ней один раз, хотя, кто знает... Слишком много плесов, да в
конце маршрута еще и озеро, по которому нужно немало лопатить,
или надеяться на попутный ветер или, как в нашем чрезвычайно
счастливом случае, на катер. Возможности для совершенствования
есть немалые, страховка в большинстве случаев удобная. Погода,
не считая парочки дождей сначала, была просто великолепная, в
озере купались с удовольствием. Правда, обратная сторона медали
- это очень низкий уровень воды в реке. Рыбалка для умеющих
рыбачить очень хороша. В этом году было очень много туристов,
мы обогнали, наверное, всего около пятнадцати групп. Общая
стоимость похода (без стоимости продуктов) вышла в 540 тысяч
рублей с носа. Есть возможность сэкономить на заброске и
выброске. Лоции и описания маршрута взяли на сервере у Мошкова,
в целом они оказались верны, были лишь небольшие разночтения.
Для прохождения погранконтроля не помешает маршрутная книжка и
отдельный список членов команды в нескольких экземплярах. Для
ориентировки по озеру весьма полезен компас.


---------------------------------------------------------------
Пишите: <a href="mailto:ksa@inist.ru">ksa@inist.ru</a><BR>

Создано: 20 ноября 1997 г.
Сергей Кондрашкин
===============================================================
FILE: kutsajo7.txt
Кутсайоки

---------------------------------------------------------------
Оригинал этого текста расположен на
Рязанской странице водного туризма
http://www.rcs.ru/win/public/water/index.htm ¦ http://www.rcs.ru/win/public/water/index.htm
---------------------------------------------------------------

О Т Ч Е Т
о походе по рекам Кутсайоки, Тунтсайоки, Тумча,
совершенного группой туристов т/к "Альтаир" и т/к "Вибр"




Вид туризма - водный
Категория сложности - IV
Сроки проведения - с 3 по 16 августа 1997 года



1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

Маршрут проходил по рекам Кутсайоки, Тунтсайоки, Тумча, про-
текающих по нагорью Манселькя южной части Кольского полуострова.

Нитка маршрута: оз.Юрхямяярви (Чертов мост) - р.Кутсайоки -
р.Тунтсайоки (пор. Котел) - р.Тумча - Иовское водохранилище -
Тумчаозеро.

Средства сплава: катамаран-"четверка" и два катамарана -
"двойки".

Число участников: 8 человек.

Маршрутная книжка: 26/4 - Туристская маршрутно-квалификаци-
онная комиссия 154-00-4335200

2. СОСТАВ ГРУППЫ

1. Губарев Игорь Владимирович - руководитель
2. Губарева Надежда Васильевна - завхоз
3. Скрябин Александр Викторович - участник
4. Скрябина Елена Анатольевна - врач
5. Лукин Сергей Константинович - ком.кат.2
6. Кабро Анжелика Андреевна - фотограф
7. Гущаков Андрей Юрьевич - зав.рем-набор
8. Марков Александр Иванович - ком.кат.4


СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Маршрут путешествия проходил по территории Мурманской облас-
ти и Карельской автономной республики России. Нагорье Манселькя,
по которому проложена основная часть маршрута находится за поляр-
ным кругом на южной части Кольского полуострова. Отсюда, природ-
ные особенности района: продолжительная зима, поздний ледоход,
половодье в начале лета, белые ночи. Рельеф сложный, сопки невы-
сокие, растительность: ель, сосна, береза, осина. Реки юга Коль-
ского полуострова имеют преимущественно осадочное питание. Очень
развита гидрографическая сеть: множество болот, озер, замкнутых
или соединенных протоками в единую систему (страна тысячи озер).
Сток рек зарегулирован озерами, из-за чего дождевые паводки слабо
выражены.
Нагорье Манселькя посещается последнее время массой турист-
ских групп. С точки зрения нашей группы маршрут является самым
сложным из известных в данном направлении. Категория сложности -
4, во время паводка или большой воды возможно - 5.

ОБЩАЯ ХАРАКТАРИСТИКА РЕКИ

Река Кутсайоки вытекает из озера Юрхямяярви, имеет длину
около 84 километров, расход воды в истоке около 8 куб.м в сек.,
при впадении в Тумчу - 25 куб.м в сек. Реку можно условно разде-
лить на три участка: первый - каньон короткий, второй - каньон,
третий - плесы от порога N 14 до порога N 20.
Первый участок уклон до 10 м/км (в каньонах до 20 м/км)
Второй участок уклон 5 м/км, водопады Оба-на, Маманя.
Третий участок уклон 2-3 м/км.
Далее маршрут лучше продлить за счет реки Тунтсайоки (пороги
"Котел", "Яма"). От слияния р.Кутсайоки и р.Тунтсайоки до порога
"Котел" около 1 км вверх по течению. От порога "Котел" до порога
"Яма" меньше одного километра вверх по течению. У порога "Котел"
отличные стоянки, места под дневки и баню. Далее путешествие про-
должается по р.Тумча и Иовскому водохранилищу. Расход воды в
устье р.Тумча 40-50 куб.м в сек.. Длина участка от впадения Кут-
сайоки до водохранилища 35 км, длина маршрута от порога "Шляпа"
до пос.Зареченск - 80 км, в том числе чисто по озеру - 60 км.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

5.08.97г.- заезд, постройка судов, прохождение порога N2 "Ко-
роткий", сплав до порога N3;
6.08.97г.- сплав от порога N3 до озера Пюхяярви;
7.08.97г.- сплав от оз.Пюхяярви до водопада "Оба-на";
8.08.97г.- дневка: осмотр водопада, ремонт средств сплава;
9.08.97г.- сплав, обнос водопадов, сплав до порога N20 "Водо-
падный";
10.08.97г.- дневка: ремонт средств сплава;
11.08.97г.- дневка: ремонт средств сплава, тренировка на по-
роге "Водопадный";
12.08.97г.- сплав: порог N20 "Водопадный" - р.Кутсайоки, -
р.Тунтсайоки - порог "Падун";
13.08.97г.- сплав: порог "Падун" - порог "Шляпа" - остров в
3км выше поселка Зареченск;
14.08.97г.- дневка: сушка судов, подготовка к выезду в г.Кан-
далакша.
15.08.97г.- выезд: сплав до пос.Зареченск,
пос.Зареченск - г.Кандалакша.
Итого: 11 дней чистого сплава.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

При разработке маршрута учитывалось все по максимуму.
1. Набор группы: пятеро из группы проходили маршрут по
р.Тумча. Один человек принимал участие в попытке сплава по р.Кут-
сайоки в 1995 году, которая закончилась трагически.
Опыт участников соответствовал маршруту.
2. Нитка маршрута была разработана по отчету группы туристов
из г.Днепропетровск и статье "Неизвестная Карелия".

ПОДЪЕЗД - ОТЪЕЗД

1. 3.08.97г. - 10.37 электропоезд "Рязань-Москва". Цена 20
тыс.руб. на каждого; общая сумма - 160 тыс.руб.
2. 3.08.97г. - 18ч.29 мин.поезд N 182 "Москва-Мурманск".
Прибытие в г.Кандалакша 5.08.97г. в 5ч.04мин. Цена одного билета
127 тыс.руб.; общая сумма - 1 016 000руб.
3. Проезд "Кандалакша-Алакуртти" на двух частных автомобилях
"Жигули", стоимость наема каждого - 300 тыс.руб.
4. Проезд "Алакуртти-Чертов Мост" на машине ГАЗ-53, оплата -
400 тыс.руб.
5. Проезд "Зареченск-Кандалакша" на двух частных автомоби-
лях, стоимость наема каждого - 250 тыс.руб.
6. 15.08.97г. - отъезд из г.Кандалакша в 5ч.30мин. поезд N
373 "Мурманск-Москва". Прибытие 16.08.97г.в 14ч.43мин. Цена одно-
го билета 162 тыс.руб.; общая сумма 1 296 000руб.
7. 16.08.97г. - 19ч.14мин. электропоезд "Москва-Рязань". Це-
на одного билета 20 тыс.руб.; общая сумма - 160 тчс.руб.

По прибытии в г.Алакуртти мы столкнулись с проблемой, как
попасть именно в то место реки, куда нам нужно. Дело в том, что
местное население, как правило, довозит к реке в местечке "Голу-
бые озера", которое находится на оз.Пюхяярви. В таком случае наш
маршрут начинался бы с порога "Сомнительный". Нам же необходимо
было добраться до места "Чертов мост", что гораздо дальше. Время
движения от г.Алакуртти до ост."Чертов Мост" 1час 45мин. Дорога
проложена для лесовозов и напоминает "Американские горки".

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Суда были собраны на правом берегу р.Кутсайоки (оз.Юрхяямяр-
ви). Вода малая, расход около 8 куб.м в сек. Сплав начался из-за
моста. Здесь же была проведена первая тренировка на слаженность
экитажей.
Через 100м сплава пройден простой порог N1, перепад прибли-
зительно 1м. Далее следует разлив длиной 1,5 км с цепью несложных
перекатов. В конце разлива пройден порог (нигде не указанный) на
правом повороте, перепад 1,5м, длина 15 м., далее - вход в кань-
он. Структура сложная, уклон 20м/км, длина - 350м, предполагаемая
категория сложности - 4. Первый слив провели, из-за малой воды,
кругом острые камни и полный непроход.
Далее стартовали из-под правого берега и проходили оставшуюся
часть каньона. Препятствие очень слаломное и требует большой сла-
женности экипажей. Далее - разлив. Продолжение реки по правому
берегу в середине разлива. Первый день сплава закончился стоянкой
в разливе на мысу.
Сразу из разлива река переходит в порог N3, разбитый на две
протоки скальным островом. Обе протоки представляют из себя сла-
ломные треки. Левый слив не более 1,5м, сложность приблизительно
второй категории. Группа шла левой протокой. Через 20минут движе-
ния - порог N4 аналогичной структуры и степени сложности. Между
порогами несложные шиверы. За препятствием N4 слдедует цепь мел-
ких порожков и шивер , река постепенно входит в каньон "Крутой",
слева и справа появляются скальные бомы. Первое серьезное пре-
пятствие каньона - порог "Прыжок" третьей-четвертой катогории
сложности, который имеет следующие ориентиры: короткий подпор пе-
ред порогом, за ним следует резкое сужение русла реки, скальный
бом слева и нагромождение камней справа, средний "Жандарм" в се-
редине русла перед сливом. Порог водопадного типа, длина - 20м,
падение крутое высотой около 2 - 2,5м, бочка проносная. На верх-
нем срезе слива посередине располагается "Зуб", который из-за
больших размеров нельзя пропустить между гондол. Проходили порог
справа от "Жандарма" и "Зуба", страховку осуществляли с берега
спас.концами.
Далее через 100м сплава шивера, переходящая в порог "Щечки"
третьей категории сложности по малой воде. Порог имеет следующие
ориентиры: при ширине русла 5-7м первый слив порога небольшой,
через 10-15м сужение русла до 1,8м с косым сливом около 1м. Слив
зажат отвесными скалами. Длина порога 25м, на выходе спокойные
уловы. Прохождение первого катамарана-двойки страховали туристы
из г. Москвы с берега спас.концами, прохождение двух остальных
экипажей страховал экипаж первого с воды. Четырехместный катама-
ран застрял, но снялся усилиями экипажа.
За коротким плесом шивера начало порога N7 "Кавказский".
Порог пройден всеми судами целиком за исключением последнего сли-
ва водопадного типа. Перед сливом чалились к левому берегу на
камни и обносили его. Порог очень слаломный, общий перепад 5-6м
на 100м реки, по нашему мнению 4 категории сложности по малой во-
де и 5-6 по большой.
Далее после небольшого плеса снова сужение реки и короткий
подпор перед порогом N8 "Горка". На входе мелко, затем бурный
крутой водоскат слева направо, заканчивающийся прижимом к скале
(мысу) правого берега. Длина порога около 20м, перепад приблизи-
тельно 4м. Первый катамаран-двойку, прямо прошедший слив прижало
к скале правого берега, левую гондолу подтопило, снялись с по-
мощью участника похода, стоявшего на страховке. Остальные два
экипажа, учитывая опыт первого, прошли более удачно, хотя их и
разворачивало кормой вперед после слива. Группой был сделан вы-
вод, что после слива нос катамаранов надо разворачивать на 60
градусов влево относительно основной продольной оси порога. Порог
заканчивается сложной слаломной шиверой пр.N9, впадающей в озеро
Пюхяярви. Это окончание каньона "Крутой". Общая протяженность
каньона 2,5км, средняя сложность прохождения - 4, при наличии
большой воды - 5.
Сразу за каньоном "Крутой" разлив, уходящий вправо и разде-
ленный посередине двумя шиверами. Сплав до порога N10 "Сомнитель-
ный" приблизительно 30 минут. Между шиверами на левом берегу неп-
лохие места для стоянок. Порог N10 "Сомнительный имеет следующие
ориентиры: русло реки сужается под правый берег, слева - скальный
бом, на березе прибит автомобильный знак "Внимание", чалка слева.
Порог имеет три ступени, расположенных примерно на равном рассто-
янии друг от друга. Первые две ступени соответственно 2м и 1,5м
расположены на одной прямой, третья ступень высотой 1м после по-
ворота на 90 градусов вправо. Кроме того, первая ступень разделе-
на надвое полуобливной плитой на линии перегиба. По нашей воде
проход первой ступени слева от обливника, перед второй ступенью
прижим к правому берегу, а перед третьей - к левому. Проходили
всеми судами, второй катамаран-двойку после первого слива прижало
вправо, выйти из прижима составило для экипажа большую проблему.
Длина порога - 50м, категория сложности - 4 - 5. До порога и пос-
ле - плес.
Через 10-15 минут сплава по плесу резкий поворот влево, на
котором лесистый скальный остров - ориентир препятствия N11, по-
рог "Муравей". Правая протока от острова - мелкая, в левой - бур-
ная крутая горка длиной 50м с "бочками" на входе и выходе, сла-
ломным треком, последняя выходная "бочка" прижата к скате правого
берега. Общий перепад - 6м. Препятствие 4 категории сложности.
После плеса длиной около 1 километра препятствие N12, порог
"БСТ", ориентиром которого является скальный полуостров по право-
му берегу. Вход в порог лучше осуществлять вдоль левого берега.
Очень сложна линия движения, поэтому успех прохождения порога оп-
ределяется в основном слаженностью работы экипажей. В нашей груп-
пе ощущалось внутреннее психологическое напряжение, поскольку в
1995 году здесь погибла Татьяна Дубинина и нам предстояло устано-
вить табличку на месте ее гибели. Что и было сделано на левом бе-
регу, на скале среди берез, в пяти метрах от вещей и "катрана",
оставленных группой, в которой произошла эта трагедия.
Все суда прошли без особых замечаний. Порог можно определить
как третьей категории сложности, хотя , учитывая наличие скалы на
выходе из него, от которой очень сложный уход вправо (в левой
протоке пройти нельзя), можно считать и 4. Длина препятствия
120м, перепад 4м.
Далее через 400м сплава по плесу сделали стоянку-дневку в
15м от начала водопада "Оба-на". Туристская группа из г.Твери
прошла водопад на наших глазах. Мы рисковать не стали, не наш
уровень подготовки. Предполагаемая категория сложности - 6.
Следующий день группа встала в 6ч.30мин., в 8ч.30мин. начали
движение. Обнос водопада "Оба-на" провели по правому берегу. Да-
лее - плес 200м. Водопад "Маманя" с реки практически не видно.
Обнос водопада осуществляли по скалам левого берега. В общей
сложности обнос обоих водопадов занял 90 минут времени. Сразу за
водопадом "Маманя" на левом берегу отличное место для стоянки.
Примечание: Руководитель группы "Тверчан" сообщил, что в
водопаде "Маманя" погибла каякерша, не заметившая верхнего
среза слива.
Через 20 минут движения по плесу наблюдается галечная отмель
у правого берега, затем скальное сужение русла. Это можно считать
ориентирами препятствия N15 порога "Тесный". Порог полностью оп-
равдывает свое название: большие скальные обломки перегораживают
и без того узкое русло реки. Длина порога 50м. Из-за малого коли-
чества воды, учитывая габариты наших судов, пришлось препятствие
обносить по тропе правого берега. По "большой воде" порог можно
считать 4 категории сложности. Порог "Тесный" - последнее пре-
пятствие третьего каньона, длина которого около 11км.
За порогом идут плесы, шиверы, перекаты, берега становятся
ниже. Шиверы довольно интересны.
Через час сплава встречается остров, который мы обошли по
правой протоке. Далее река разделяется на три рукава, из которых
группа выбрала левый. Через 100м река становится снова единой и
на пути встречается деревянный мост. За мостом - плес длиной око-
ло 1км, в конце которого узкая протока с перекатом, затем снова
плес, поворачивающий направо и простая шивера. Далее в течение
3,5 часов движение идет по плесу, берега низкие, заболоченные,
русло реки петляет, вдоль левого берега - дорога. В конце этого
участка пути по левому берегу перпендикулярно к реке подходит до-
рога, отсюда до препятствия N16 - 150м. Порог расположен на левом
повороте реки, имеет ступенчатую структуру, перепад 1,5м длина
20м. Проходили сходу, страховали с воды. Через 500м пути - пре-
пятствие N17 порог "Ступенька". Его ориентиры: русло реки сужает-
ся, разгонная шивера, S-образный заход в основной слив, высота
которого 2м,. Слив косой с обливными камнями и пенной бочкой, за
ним выходная шивера длиной 350м, слаломная с хорошими валами. Об-
щая длина порога 500м, перепад - 5-6м.
Поскольку из-за малой воды в основном сливе была видна гре-
бенка острых камней, и группа, которая шла впереди нас, порвала
все суда, приняли решение основной слив обнести. Но даже без него
препятствие можно считать 4 категории сложности.
За порогом "Ступенька" около 2 часов сплав идет по плесам до
препятствия N18 порог "Малый Каньонный". Его ориентиры: скальное
сужение русла реки, характерный шум воды. Порог каньонного типа,
в скальном каньончике - валы, "бочки" не более 1м, на выходе над-
водные камни. Для катамарана сложность этого препятствия 3 кате-
гории, хотя и требует слаженной работы экипажей.
Прошли сходу, страховали друг друга с воды.
Примечание: Стоянки близ порогов "Ступеньки" и "Малый
Каньонный" были заняты. От порога "Малый Каньонный" до
препятствия N20 порог "Водопадный" 4,5 часа сплава по плесам,
но мест для стоянок нет. Таким образом, общее время сплава и
этот день составило 12 часов, включая обносы. На стоянку встали
в 22.30.
За 7км до порога "Водопадный" проявляется цепь несложных ши-
вер и переков, далее - разрушенный мост, шивера и вы упираетесь в
порог N19. Река делится на протоки островами, в большой протоке
слив около 1,5м по высоте, сложность порога - не более 3 катего-
рии. Через 200м движения по плесу поворот направо и препятствие
N20 порог "Водопадный"- один из сложнейших на реке Кутсайоки. Ча-
литься нужно у правого поворота к скальной плите. Здесь слышен
мощный шум воды. Порог состоит из трех ступеней: соответственно:
6м - 2м - 4м. За поворотом располагается большая плоская надвод-
ная плита ближе к левому берегу и сужение русла к скале слева.
Слив 0,8м, разделенный надвое полуобливным "зубом", за которым
идет слив водопадного характера высотой около 4,5м - 5м с мощным
пенным валом на выходе. Через 10м быстротока - еще один слив с
"бочкой" более 1м. Общая длина ступени до 100м.
Заходили в порог справа, обходя широкой дугой скальную пли-
ту. Далее траверсили под левый берег, выравнивая каты носами на
основной слив. Страховали с берега спас.концами. Вторую и третью
ступени проходили, выставив сигнальщиков и страховку. Особо надо
отметить третью ступень: слив косой влево, поэтому каты надо раз-
ворачивать носами влево уже в сливе. На выходе хорошая "бочка"
глубиной более 1м.
После порога "Водопадный" русло реки разворачивает резко
влево. До места слияния рек Кутсайоки и Тунтсайоки 2 часа сплава,
где на пути встречается один порог не более 3 категории сложности
длиной приблизительно 30м и перепадом около 2м.
Расход воды в устье реки Кутсайоки около 25куб.м в сек.; рас-
ход воды в реке Тумча после слияния с р.Кутсайоки - 60куб.м в
сек. После слияния рек поднялись вверх по течению реки Тунтсайо-
ки. Через 800м - разлив и порог "Котел". Порог "Котел" - один из
интереснейших на реке Тунтсайоки: косой слив, косая бочка, длина
- 10м, перепад воды - 2,5м. Проходили на разгруженных катамара-
нах, страховали как с правого берега, так и с воды спасс.концами.
Катамараны-двойки прошли успешно, у катамарана-четверки переднего
левого участника выбило из дуг.
Через 40 минут сплава на пути встречается порог "Несложный",
который можно считать 2-3 категории сложности в зависимовти от
количества воды. Его длина 20м, перепад 1,5м.
Далее на расстоянии 400м находится порог "Карниз"- один из
сложнейших на реке Тумча. Его ориентиры: правый поворот, валуны
перегораживают все русло, в узкой протоке вдоль левого берега во-
допад около 3м. От правого берега к валуну посередине реки идет
карниз высотой 2м, с которого вода падает в пенный котел. Далее
выходная шивера, на выходе валы и бочки около 1м, общий перепад
приблизительно 5м. Сложность порога 4 категории. Катамараны-двой-
ки прошли препятствие нормально, из катамарана-четверки левого
кормового участника выбило из дуг.
Через час сплава по плесам - каскад препятствий, которые на-
зываются порог "Каньонный". Его ориентиры: разгонная шивера и
S-образный порог между больших валунов. Проходили сходу, страхуя
друг друга с воды. Общий перепад воды 6 метров при длине каскада
- 600м, порог третьей категории сложности.
Сразу за порогом "Каньонный" через 200м плеса начало порога
"Шляпа", сложность которого зависит от количества воды. Его ори-
ентиры: русло реки перегорожено лесистым островом с отличным мес-
том для стоянки на противоположной его стороне. Правая протока
представляет собой узкий каньон с бочкой около 1м посередине.
Особого интереса для сплава не представляет. Левая протока - это
сложный трек с огромным прижимом. Струя после ряда мелких сливов
бьет перпендикулярно в скальную стенку и поворачивает на 90 гра-
дусов влево, затем разворот вправо на 180 градусов Порог требует
хорошей слаженности экипажей при выходе из прижима. Страховали с
острова. Прошли все суда благополучно. Сложность препятствия 4
категории.
После порога "Шляпа" около 15км пути по реке Тумча до Тум-
ча-озеро. По нему и Иовскому водохранилищу до г.Зареченск около
70км.
Поскольку третий день шли дожди, дул сильный северо-восточ-
ный ветер, и на Иовском водохранилище нам встретился буксир,
группой было принято решение добираться до г.Зареченск на нем.
На большой воде озера мы поняли, что решение принято правильно:
ветер сильный встречный, дождь, волны более 1м. Стоимость буксира
30тыс.руб. с человека. Высадили нас за 3км от плотины на мысу ле-
вого берега. Один день сушки, и в 23час.40мин. четверо из группы
вышли к плотине пешком, остальные на катамаране-четверке туда же
доставили вещи. Встав у последних лодочных гаражей, мы наняли две
легковые машины до г.Кандалакша. На вокзал прибыли 15.08.97г. в
4часа.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Маршрут проходит по территории, контролируемой погранич-
ными войсками, поэтому всем членам группы необходимо иметь пас-
порта с обозначением Российского гражданства.
2. Пороги: "Короткий", "Прыжок", "Щечки", "Кавказский",
"Сомнительный", "Муравей", "БСТ", "Ступенька", "Водопадный", "Ко-
тел", "Карниз", "Шляпа", - требуют обязательного осмотра и стра-
ховки.
3. Особую осторожность следует проявлять в районах водопадов
"Оба-на" и "Маманя".
4. В связи с тем, что по данному маршруту ходит все большее
количество групп, каждую свободную стоянку следует использовать
для остановки.
===============================================================
FILE: umba.txt
По Ловозеру, Саранчозеру, Умбозеру и реке Умбе.


Протяженность - 250 км. Число ходовых дней - 14. Сезонность
- июль - август. Категория сложности - IV.
Маршрут проходит по юго-западной части Кольского
полуострова.
Подъезд к началу маршрута - от станции Оленья (Оленегорск)
железнодорожной линии Ленинград-Мурманск рейсовым автобусом или
попутным автотранспортом до села Ловозеро (3 часа езды), на
окраине которого протекает река Вирма. Удобное место для сборки
судов в 500 м от стадиона. Вначале Вирма мелкая, с камнями в
русле, но вполне проходима для байдарок. После моста она
становится глубже, шире и впадает в небольшое, мелководное озеро
Поповское, с низкими берегами, соединенное широкой протокой с
Ловозером. Идти надо на юго-восток, придерживаясь середины озера,
так как у берегов очень мелко. Далее путь на юг, по Ловозеру -
третьему по величине озеру Кольского полуострова.
Ловозеро (площадь 208,5 кв. км) вытянуто с севера на юг,
имеет сильно изрезанную береговую линию и много островов. Делится
на северную, среднюю и южную части, соединенные узкими проливами.
На Ловозере нередки сильные затяжные ветры, поднимающие крупную
волну. Направление ветров - с севера на юг или наоборот;
возникают они внезапно.
От устья речки, вытекающей из Сейдозера, идти вдоль
западного берега Ловозера в юго-западный залив, куда впадает
безымянная речка. По ней подняться до начала волока в
Саранчозеро. Устье речки появиться через 1 км после того, как
пройден гористый участок берега. Перед впадением ее в Ловозеро
каменистый перекат. Выше короткие плесы чередуются с перекатами и
порожками. Плесы проходятся на веслах и бечеве, а на перекатах и
порожках суда придется проводить вброд.
Примерно через 7 км - небольшое озеро, в западный конец
которого впадает узкая, быстрая, порожистая речка, скорее протока
длиной 0,6 км, вытекающая из очередного озера. Во второе озеро
впадает речка такого же характера, как и предыдущая. По ней
подняться 2 км до впадения справа протоки шириной 2 - 3 м,
протекающей в болотистых берегах. Протока ведет в третье озеро,
значительно больше предыдущих. Из его юго-западного конца надо
делать 5-километровый волок в Саранчозеро. До выхода нужно
разведать наиболее удобный путь, так как волок проходит частично
по хорошему лесу, а местами по болоту. Из западного конца
Саранчозера вытекает Понга - извилистая, мелкая речка с
множеством перекатов. В ее устье небольшой поселок, а против него
остров, пригодный для остановки.
Умбозеро - второе по величине на Кольском полуострове
(площадь 419,4 кв. км, длина 45 км, ширина 12 км). Кроме того,
оно самое глубокое - до 110 м. Опасно внезапно налетающими
северными и южными ветрами.
Войдя в Умбозеро, лучше перейти на другую сторону и
двигаться вдоль берега в юго-западный залив, откуда вытекает река
Умба. Вход в реку и поселок Зашеек (несколько домов) видны только
после того, как обогнешь мыс. Справа, по ходу, остаются два
больших залива. Дальнейший путь лежит по Умбе. Ширина ее (в
истоке) от 50 до 100 м, глубина около 1 м, дно каменистое, в
русле много валунов. Первый серьезный порог - Островной в 8 км
от истока реки. В этом месте Умба разделена островом на две
протоки: левая - широкая, мелкая, правая - с поворотом и
ступенькой, за которой имеется косой отбойный вал. На выходе
высокие стоячие волны.
Через 1 км после Островного два моста - железнодорожный и
шоссейный (проходить по центру). Ниже ряд перекатов и порожков со
стоячей волной до 0,5 м. Через 7 - 8 км большой плес, в конце его
река суживается и резко идет под уклон влево. Впереди
непроходимый порог Падун длиной около 1 км. Первые 200 м идут
ступеньки с косыми отбойными и стоячими волнами, затем русло
расширяется и впереди мелкий участок длиной 0,8 км с быстрым
течением и большим количеством камней. По обоим берегам имеются
тропы, по которым можно сделать обнос полностью или частично.
После Падуна до озера Верхне-Капустного порогов нет. Озеро
мелкое, в узких местах заметно течение. Двигаться нужно на юг,
придерживаясь правого по ходу берега. В протоке между озерами
Верхне-Капустным и Средне-Капустным расположен остров более 1 км
длины и 500 м ширины, покрытый лесом. Правый рукав мелкий, имеет
постепенный спад и проходим без разведки. Левая протока более
многоводная и короткая, с довольно сложными ступенями.
Нижне-Капустное озеро - очень мелкое, встречаются песчаные мели,
протянувшиеся поперек русла на 100 - 200 м.
На южном берегу Средне-Капустного видна возвышенность -
Лысая гора, на которую и надо держать курс. Еще через 2 км -
опасный порог Разбойник длиной 1,5 км. Первая часть порога - 4
невысокие ступеньки - сливы и очень трудный выход с большим
количеством камней и ступеней, расположенных в шахматном порядке,
с высокими стоячими волнами. Порог проходим только для опытных
экипажей. При недостатке квалификации его нужно обнести. После

<<

стр. 42
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>