<<

стр. 43
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Разбойника плес 1 км, небольшой порог и далее до поселка
леспромхоза Дедко-Ламбина 3 - 4-километровый плес. Перед поселком
невысокий мост, пересекающий залив. В Дедко-Ламбине есть магазин,
телефон, в случае необходимости отсюда можно уехать на машине
леспромхоза.
В 1 км за поселком трудный Семиверстный порог. Он начинается
2 несложными ступенями по 0,5 м каждая, затем главная струя идет
вдоль высокого правого берега, в русле ряд крупных валунов. Ниже
на протяжении 3 - 4 км серия несложных порожков и перекатов.
Дальше основная струя уходит влево и после короткого плеса делает
резкий зигзаг. Надо быть внимательным, чтобы на повороте течение
не выбросило судно на мелкий, каменистый перекат, захватывающий
большую часть реки.
За порогом на 3 - 4 км вытянулся жемчужный плес с высоким
правым берегом, покрытым сосновым бором. В конце плеса Умба
делится на два рукава, идти лучше правым, в нем два несложных
порога (Карежки - 100 и 300 м). Через 3 км впереди шумит очень
трудный, красивый Карельский порог (1 км) с множеством камней,
высокими стоячими волнами и сливами.
Через 3 км после поворота реки вправо путь преграждает
непроходимый Канозерский порог. Водяной поток разбивается на ряд
мощных струй между камнями, разбросанными в шахматном порядке, и
двумя мелкими рукавами впадает в Канозеро, вытянувшееся на 20 км
с севера на юг. Здесь следует обнести верхнюю часть порога по
левому берегу, а затем проводить суда по основному левому рукаву.
Выйдя в озеро, держать курс на юг, мимо двух красивых
скалистых островов. Против второго острова несколько домов
сплавщиков. Указанный на картах на берегу озера поселок Муна
фактически находится в 28 км от берега. Ближайший поселок, где
имеется магазин и почта, - Инга (в 9 км от берега, вверх по реке
Муне). В 4 км южнее островов, на том же восточном берегу, -
метеостанция Канозеро, а в южном конце озера - поселок Зашеек,
состоящий из нескольких домов.
Имеется три варианта пути вниз по Умбе. Первый вариант -
вдоль восточного берега Канозера с выходом в залив, из которого
вытекает река Кица, и по ней в Пончозеро. В юго-западном заливе
озера находится исток Умбы. (По этому варианту точных описаний
нет).
По второму варианту - от поселка Зашеек идти вниз по реке
Родвинге (Умбе), вытекающей из южного конца Канозера. Вначале
500-метровый плес, переходящий в короткий, бурный
Нижне-Канозерский порог. Потом река течет в низких, заболоченных
берегах, и от нее отделяется правый рукав - Низьма, идущий в
обход Пончозера. На стрелке, образованной ими, стоит изба
сплавщиков, а ниже реку перекрывает плотина. Если щиты закрыты и
основная масса воды идет в Низьму, то нужно идти по ней. Через
небольшую бурную протоку Низьма уходит направо, затем
поворачивает налево. На ней два порожка. За ними она течет в
низких, болотистых берегах, которые дальше повышаются, и река
пересекает холмистую гряду. В этом месте сложный порог Кривец,
длиной 0,5 км, с пологим сливом и двумя поворотами. За ним Низьма
петляем меж живописных холмов. В русле попадаются порожки и
перекаты.
Перед слиянием Низьмы с Умбой непроходимый порог Падун (0,7
км). В этом месте река суживается до 8 м и падает с 1,5-метровой
ступени. Ниже - высокие стоячие волны и шивера с множеством
камней, идущая вдоль вогнутого обрывистого левого берега. В конце
несколько крупных подводных камней, за которыми большие суводи.
Падуен нужно обносить по левому берегу.
Третий, основной, вариант - обнос плдотины и спуск по
Родвинге (Умбе) в Пончозеро. На этом участке всего несколько
несложных порогов и перекатов. Выйдя в Пончозеро, пройти в его
юго-западный край, откуда вытекает Умба. До слияния с Низьмой
встретятся два сложных порога - Пончозерский и Подкривец.
После слияния Умбы с Низьмой 2-километровый плес,
заканчивающийся несложной шиверой Малый Кривец (0,5 км). Затем
еще один плес и небольшой порог Варакозеро. От него уже видны
строения села Погост, где маршрут обычно заканчивается. Из
Погоста ежедневно ходит автобус в поселок Лесной.
Отсюда начинается Приморская зона - самый красивый участок
Умбы: высокие скалы, покрытые сосновым лесом, подходят к воде. От
Погоста рекомендуется пройти на байдарках до рыбзавода и
высадиться на левый берег, не доходя до непроходимого порога
Падун. Получив разрешение, можно осмотреть завод и затем
отправиться попутной автомашиной в Лесной (7 км). Проще совершить
экскурсию на рыбзавод пешком, а из Погоста уехать на автобусе или
попутной автомашине. В Лесном можно выгрузиться около пристани,
от которой ежедневно идет катер в Кандалакшу. Необходимо помнить,
что сплав по Умбе проводиться по мере накапливания леса и в
период сплава пороги проходить нельзя.

Литература:
1) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
===============================================================
FILE: harlovka.txt
С Ловозера на Харловку.


Ст.Оленья - с.Ловозеро - исток р.Вороньей - р.Воронья -
р.Уйма и р.Собачья - волок - р.Няльмйок - р.Харловка.
Протяженность - 220 км. Продолжительность - 20 дней. Категория
сложности - IV.
Этот сложный маршрут требует немалых физических усилий из-за
подъема против течения, волока по болотистым участкам и сплава по
опасной реке.
Маршрут начинается в селе Ловозеро. По Ловозеру движутся на
север через Ловозерскую салму (пролив, соединяющий северную и
центральную части озера) и совершают переход до устья Вороньей,
что занимает один день. По Вороньей также за день добираются до
устья Уймы, впадающей справа. Воронья в верховье довольно
спокойная, ширина ее 60-70 м. В 10 км от истока на ней несложные
перекаты.
Уйма, правый приток Вороньей, имеет среднее падение 2,3
м/км, плесы чередуются с порожистыми участками. Длина порогов
100-150 м, плесов 300-400 м, идти на веслах трудно, байдарку
приходится вести бечевой. Путь до впадения правого притока - реки
Собачьей (около 22 км) обычно проходят за 2 дня.
Подъем по Собачьей труден, так как пороги на ней идут почти
непрерывно, в маловодное лето река мелеет: приходится разгружать
байдарки, чтобы провести их без повреждений. На прохождение
Собачьей затрачивают в среднем 3 дня (подъем к району волока).
Последние километры пути даются легче, так как камней становится
меньше, течение слабее.
Волок из верховья Собачьей (от места слияния двх ее истоков)
в верховье реки Няльмйок можно совершить двумя путями. В первом
случае (длина волока 8 км) подниамются по левому истоку Собачьей
до пересечения с грейдерной дорогой и отсюда движутся на
северо-восток к Няльмйоку. Здесь долина его суше, чем к югу,
однако в сухое лето подъем по истоку невозможен. Можно делать
волок и на восток через болотиситую местность с выходом на
возвышенную часть водораздела Собачьей и Няльмйока. В 3-4 км на
юго-восток после пересечения грейдерной дороги берет начало ручей
- приток Няльмйока. Двигаясь параллельно ему, выходят к месту,
где можно спустить байдарки на воду. Из-за обилия заболоченных
участков маршрут волока (около 12 км) тщательно разведывают,
чтобы выбрать сухой путь.
На Няльмйок выходят в 25 км от его устья (второй вариант
волока). Общая длина реки 32 км, падение 68 м. Первые 10-12 км -
сплошные перекаты (необходима проводка судов), ширина русла 10-12
м. Далее длинные плесы (до 1 км) перрываются порогами, нередко с
большим падением. Няльмйок проходят за 2-3 дня.
Берега Няльмозера, через которое протекает река Харловка и
куда впадает Няльмйок, сильно заболочены, место для стоянки найти
трудно. Длина Няльмозера около 12 км. От него до Пагозера 7 км.
Харловка на этом участке падает на 10 м. Ширина ее на плесах
80-100 м, на порогах 25-30 м. Здесь много порожистых мест, на
последнем километре - сложный длинный порог с большим падением.
Между Пагозером и озером Вунтасъявр (3 км) несложные перекаты. На
последнем участке (47 км) Харловка имеет падение около 190 м. На
нем значительное количество порогов и несколько водопадов. Есть
каньонные участки, пороги протяженностью до 1 км с высокой
стоячей волной. Там, где река резко поворачивает на северо-восток
(36 км от устья), расположены два водопада (падуна) высотой около
2 м каждый. Расстояние между ними 250 м. В 8 км еще один водопад
высотой 4 м. Далее каньон длиной около 10 км. Примерно в 6 км за
каньоном, где река падает почтьи на 40 м, самый крупный водопад
на Харловке - Большой Падун, высотой 5 м. Сразу за ним после
порога длиной 100 м три падуна.
На последнем участке Харловки еще несколько порогов. Все
пороги реки нуждаются в тщательной разведке. В зависимости от
уровня воды может потребоваться обнос опасных мест или проводка
судов. Особенно сложно прохождение каньона из-за отвесных скал по
берегам, трудностей разведки и страховки.
В устье Харловки самый северный в нашей стране заповедник
"Семь островов", входящий в состав Кандалакшского заповедника.
Здесь расположены птичьи базары, где гнездятся десятки тысяч птиц
(к августу их число снижается).
Из Харловки в Мурманск добираются пароходом. Следует заранее
узнать расписание, так как судно приходит раз в несколько дней.

Литература:
1) "Север", М., ФиС, 1975 г.
===============================================================
FILE: iokanga.txt
С Ловозера на Иокангу.


Ст. Оленья - с. Ловозеро - р. Вирма - оз. Поповское - оз.
Ловозеро - р. Курга - оз. Ефимозеро - р. Ленъявр - волок (1-й
вариант - на р. Рову, 2-й вариант - на Поросозеро) - р. Рова (до
Кальмозера) - Поросозеро - оз. Кальмозеро - р. Иоканга -
Иокангское озеро. Протяженность - 300 - 320 км. Продолжительность
- 27 дней. Категория сложности - V.
Один из самых сложных маршрутов на Кольском: туристы
пересекают обширные лесотундровые и тундровые пространства
северной части полуострова, преодолевают трудные препятствия на
одной из крупнейших рек района.
Путешествие начинается в селе Ловозеро. Первый участок пути
- пересечение Ловозера и переход в залив на его севеер. Залив,
отделенный от озера большим островом (Курга), называется озером
Зимняя Курга (или озеро Круглое) и связан с Ловозером двумя
протоками.
По Курге движение против течения. На большинстве порогов
проводка байдарок бечевой. Общий уклон реки 0,8 м/км, длина (с
учетом озер) около 40 км. От устья до озера Ялового ширина русла
60-80 м. Пороги и перекаты на Курге начинаются в 3-4 км от устья,
первый значительный участок имеет длину около 1 км. Следующий
сложный участок (около 3 км) расположен в 10 км от устья. В 18 км
от устья затяжной порог (около 1,5 км) перед озером Яичным. Здесь
падение реки местами до 1 м на 10-20 м расстояния. Через порог
суда проводят бечевой. Озеро Яловое (около 6 км в длину) окружено
лесами, за ним река спокойна на протяжении 1 км. Длина протоки
между озерами Яловым и Яичным 5 км. Небольшое красивое озеро
Яичное соединено с Ефимозером (Сейявр) мелкой порожистой
протокой. Ефимозеро вытянуто с запада на восток, с сильно
изрезанными, заболоченными, каменистыми, кое-где песчаными
берегами. Подъем до Ефимозера занимает 3-4 дня.
Дальнейший путь - по Ленъявру, впадающему в Ефимозеро с
востока. По этой прожистой реке (падение до 6 м/км) поднимаются
на 12-14 км выше второго по ходу озера - Средний Ленъявр (озеро
Нижний Ленъявр соединено с Ефимозером протокой около 300 м).
Есть два варианта перехода в бассейн Иоканги: волок на реку
Рову и волок в систему Поросозер (оба пути примерно равноценны,
после Кальмозера маршруты совпадают).
Волок на Рову начинается в 2-3 км выше озера Средний
Ленъявр. В 2,5 км от реки (на юго-восток) есть возвышенность, с
которой хорошо просматривается путь до водораздела между
бассейнами Ровы и Ефимозера. Продолжая движение в том же
направлении, после переправы через левый приток реки Ленъявр,
пологим подъемом выходят на плато водораздела, откуда до истоков
Ровы 2-3 км. Рова етчет по широкой, открытой равнине шириной
1,5-2 км. Сплавляться по реке целесообразно после устья первого
крупного правого притока. Весь волок составляет около 12 км,
ориентировка не сложна.
Рова имеет длину 75 км (падение 87 м). На байдарках ее
проходят за 2-3 дня. Ширина ерки в верховье - 3-10 м, в среднем и
нижнем течении 15-20 м. В Кальмозеро она впадает широким рукавом
(200 м). В верховье Рова мелкая, в русле много камней, есть
порожистый участок длиной около 7 км, ниже его лишь изредка
встречаются отдельные камни. Берега в верхнем и среднем течении
сухие, удобные для стоянки, в нижнем - болотистые. Рова впадает в
Кальмозеро, через которое проходит Иоканга - самая длинная река
северного стока.
Второй вариант волока начинается несколько выше по реке
Ленъявр, с берега озера Верхний Ленъявр. Подъем по реке Ленъявр
труден: она мелкая, изобилует порожистыми участками и камнями.
Почти все время приходится проводить и протаскивать байдарки
между камнями. Особенно сложен последний участок перед озером
Средний Леъявр. Волок можно осуществить с северного берега
Верхнего Ленъявра, из залива в его северо-восточном углу. Волок
проходит в северном направлении через несколько гряд
возвышенностей, протянувшихся с запада на восток параллельно друг
другу . На водоразделе между реками Ленъявр и Иокангой в
многочисленных неглбоких котловинах разбросаны мелкие озера с
топкими берегами. Общая протяженность волока около 8 км. С
середины пути просмтриваетс второе озеро из системы Поросозер, на
которое выходит маршрут волока.
Поросозера (преодоелваются 5 из 6) соединены короткими
бурными протоками. Далее по мелким протокам попадают в неглубокие
Колмозеро и Кетьозеро, соединенные с таким же мелким Кальмозером.
На участке Иоканги от Кальмозера до Иокангского озера (около
170 км) туристские описания обычно отмечают 34 сложных порога,
падение русла 137 м (наибольшее падение - перед Иокангским озером
- 9 м/км, а среднее - по всей реке - 1,2 м/км).
Первый участок Иоканги (от Кальмозера до озера Юпечкесты)
имеет длину около 60 км (падение 16 м). Здесь пороги встречаются
лишь на последней трети пути (два порога в 5 км ниже устья
притока Чунсайок). В основном река спокойная (ширина 40-80 м,
глубина 1-2 м). Второй участок (длина около 70 км, падение 57 м)
в районе характерного излома Иоканги: сначала она течет на
юго-восток, затем в районе впадения притоков Сухой и Пуйвы
поворачивает на север, а чеерз 40 км снова отклоняется к востоку.
Здесь насчитывают 23 порога и несколько перекатов. Река тут имеет
ступенчатый профиль: широкие плесы сменяются порогами. Начало
порогов мелкое, струя формируется в средней их части, сложные
отерзки завершаются сливами, иногда ступенчатыми (до 1-1,5 м).
Все пороги на Иоканге нуждаются в тщательной разведке. Особо
сложны следующие пороги (отсчет от озера Юпечкесты): 3-й (3,5 км
от озера), имеющий сложные вход и выход; 5-й (в 1 км ниже) с
большими стоячими волнами; 10-й и 11-й (перед впадением реки
Сухой); 17-й (в 3 км ниже устья реки Поккруэй) - длиной около 2
км (четыре слива, из которых особенно опасен третий).
На последнем участке реки (перед Иокангским озером,
протяженность 25 км) 10 порогов и несколько перекатов. Здесь река
широкая (80-100 м), скорость течения высокая даже на плесах,
пороги в основном длинные, разведка их затруднена, страховку во
время движения также трудно организовать. Следует соблюдать
большую осторожность и местами, избегая риска, проводить байдарки
или обносить по берегу. Длинный порог (800 м) расположен после
впадения реки Лыльйок. Ниже Иокангского озера река непроходима.
На озере путешествие оканчивают. Отсюда по дороге до села
Гремихи 11 км. От Гермихи до Мурманска курсирует пароход.

Литература:
1) "Север", М., ФиС, 1975 г.
===============================================================
FILE: kukas.txt
оз. Кукас (Мурманская обл.)

From: Sergey.Marevsky@f1084.n5020.z2.fidonet.org
Date: Jun 1997

Был ˜10 лет назад, так что многое могло измениться.

Доставка

Поездом Москва-Мурманск до станции "Княжая" Это километров
в 50-ти за полярным кругом.

В том месте начинается система озер: Ковдозеро, Нотозеро
и масса разных других. Сразу скажу, что там масса комаров и
мошки, которая гораздо неприятней первых - и в накомарники
пролезает, и укусы сильнее.
Озера эти большие: и широкие и длинные, со множеством
больших заливов. В ветренную погоду на байдарке там весьма
опасно - волны могут быть больше метра.
От Княжной ходит (тогда ходил) буксир до поселка Моша,
который находится на Нотозере. Плыть до него довольно долго -
несколько часов, так как растоние километров 100 будет точно.
На буксире плыло тогда довольно много туристов - весь забит
был.
Поселок Моша был тогда заброшенным. Масса домов, но все
практически разрушены - одни стены, а в некоторых даже и стен
нет. Однако тогда было 3 дома, в которых жили люди. И найти дом
для ночлега было делом не сложным - там даже посуда имеется.
Противоположный берег Нотозера оттуда еле виден.

Маршрут

Мы поплыли на запад. В нескольких местах были острова,
причем некоторые были затоплены, так что из воды торчали
бревна. Где-то в километре от берега мы натолкнулись на мель
(как минимум так казалось). Был солнечный день, и дно было
хорошо видно (вода чистая, не то что в Москва-реке;-).
Очень неплохая стоянка была на западе Нотозера. Надо
сказать, что стоянку мы тогда искали долго. Тогда поднялся
сильный ветер и пристать к берегу из-за больших волн было
весьма сложно - во многих местах в доль берега огромные камни.
Стоянка эта представляла из себя 2 острова, причем довольно
больших. С первого взгляда казалось, что это вовсе не остров, а
просто впадает река или какая-либо протока. Мы плыли вдоль
берега, с северна на юг. В этой протоке берег был практичечки
непригоден для стоянки - весь порос ельником. Но зато сам
остров был зорош: стоянка была высокой и продуваемой. Как затем
оказалось, за этим островом находится еще один, где была еще
лучшая стоянка, но была уже занаята. В протокой между двумя
островами было масса небольших окуней - минут за 30 штук 10-20
вылавливалось запросто. Однако острова эти все-таки невелики, и
с наплывом туристов вполне могли превратиться в общественный
туалет;-(
Затем мы плыли дальше на юг, к южному берегу Нотозера,
где нам пришлось сделать волок в Челозеро. Волок был небольшим,
по крайней мере управились быстро.
Челозеро - это уже длинное, довольно узкое озеро, на
котором нет таких волн, каких мы насмотрелись на Нотозере. В
западном краю озера есть водопад (он как раз выходит из оз.
Кукас), величина водопада кажется около 50-ти метров. Вообще
зрелище красивое.
В восточном берегу озера есть протока, которая соединяет
Челозеро и Нотозеро. Но эта протока в виде небольшого порога,
так что подниматься по нему сложно, но можно так как порог
небольшой и не сложный (порог в сторону Нотозера).
Единственная неприятность - это то, что из этого озера
сплавляют лес. Бревна сковывают цепями и тд, так что могут
быть запруды. Между бревнами правда хватает расстояния чтобы
прошла Таймень, но мой Салют уже не пролезал.
На южном Берегу Челозера впадает небольшая речка (ну с
километр), которая вытекает из другого озера. Речка эта также в
виде порога, но уже довольно сложного. Стоянка неплохая в устье
этой речки, с правой стороны. Именно на этом пороге один
экипаж спортменов-дилетантов сложил пополам байдарку. Озеро,
из которого вытекает эта речка довольно небольшое, в
противоположном конце в него пвадает река Винча (кажется так
зовется) - это довольно порожестая река, вытекающая из
Тикшозера. Там же находится лесопилка.
На Челозере, в более западном конце есть также очень
неплохая стоянка. Там можно как раз и сделать волок на оз.
Кукас. Волок этот большой - примерно 3-4 километра. Дорога там
есть, но по ней ходили только лесовозы.
Само озеро Кукас крайне красивое. Там мало туристов, так
как доставка туда оных дело нелегкое. Из озера вытекает
порожестая речка, которая и будет переходить в водопад,
падающий в Челозеро. Красота обалденная.

Назад же добираться довольно просто: через порожек из
Челозера в Нотозера, и практически сразу, на южном берегу будет
типа пристани (напротив Моши). Там масса туристов и иногда
приходит буксир. (буксир мы ждали 4 дня, так как были огромные
волны). Есть однако смельчаки, которые до Княжной добираются на
байдарках.

Рыбы в тех местах было много, даже очень. Туристов тоже.
Если кто собирается - могу дать карту (довольно хорошую).
Сам я чувствую что уже многое забыл, а потому рассказ такой
однобокий.


===============================================================
FILE: varzuga.txt
По Цаге, Пане и Варзуге.


Ст.Оленья - с.Ловозеро - оз.Ловозеро - р.Цага - волок -
р.Пана - р.Варзуга. Протяженность - 270 км. Продолжительность -
18 дней. Категория сложности - III.
Этот самый популярный маршрут на Кольском полуострове
начинается в селе Ловозеро. Подъезд к началу маршрута - от
станции Оленья (Оленегорск) железнодорожной линии
Ленинград-Мурманск рейсовым автобусом или попутным
автотранспортом (3 часа). На окраине села протекает река Вирма.
Удобное место для сборки судов в 500 м от стадиона. Вначале Вирма
мелкая, с камнями в русле, но вполне проходима для байдарок.
После моста она становится глубже, шире и впадает в небольшое
озеро Поповское, с низкими берегами, соединенное широкой протокой
с Ловозером. Ловозеро (площадб 208,5 кв. км) вытянуто с севера на
юг, имеет сильно изрезанную береговую линию и много островов.
Делится на северную, среднюю и южную части, соединенные узкими
проливами. На Ловозере нередки затяжные ветры, поднимающие
крупную волну. Направление ветров с севера на юг или наоборот;
возникают они внезапно. По озеру Ловозеро переходят в южную его
часть. Можно сделать пеший выход на Сейдозеро. До Мотка-Губы,
куда впадает река Сейдйок, при хорошей погоде 4-6 часов на
байдарке. При выходе на озеро с байдарками надо отводить больше
времени, так как при возвращении спуститься по реке Сейдйок на
байдарках сложно (падение 30 м на 4 км) и есть риск повредить
судно.
К устью Цаги обычно идут вдоль правого берега Ловозера (на
юг): Цага впадает в его юго-восточный угол. На последнем участке
пересекают самую южную оконечность озера, держа курс на лесистый
мыс, за которым слева виден песчаный берег, поросший деревьями:
там и расположено устье Цаги. Участок окружен старой гарью. Вдали
по курсу заметна возвышенность - Панские горы. От Мотка-Губы до
устья Цаги около 4 часов.
В устье ширина Цаги около 25 м, глубина 0,3-0,5 м. На
начальном участке подъема река петляет, много перекатов,
чередующихся с плесами, в русле отдельные камни. На плесах можно
идти на веслах, на перекатах требуется проводка судов. Берега
здесь высокие, с песчаными откосами, покрыты хвойным и смешанным
лесом. По мере удаления от устья Цаги берега постепенно
понижаются, становятся заболоченными. После первого левого
притока, впадающего за большим лесистым островом, на Цаге
появляются длинные плесы, перемежающиеся короткими бурными
порожками. Выше притока берега неудобны для стоянки, хороший лес
начинается лишь за 2,5-3 км до первого (по ходу вверх) озера,
называемого Большим Цагским; до него 7-8 ходовых часов. На
участке реки до озера свыше 30 перекатов и порожков.
Озеро (3*0,5-0,8 км) неглубокое, с мелями, сухими берегами,
просшими еловым лесом. Вытянуто с севера на юг. Южный берег
(правый по ходу) высокий. На южной оконечности неиспользуемые
постройки бывшего поселка геологов. Сразу за озером через Цагу
переброшен старый автодорожный мост (дорога от станции Титан;
дорогой этой пользуютсмя редко и обычно только до моста, так как
он в плохом состоянии). За мостом справа по ходу небольшое озеро,
соединенное с Цагой заросшей протокой. Исток Цаги сразу за
мостом, слева по ходу (на восток), выход узкий, зарос
водорослями.
Примерно через 10 км после Большого Цагского озера (около
2,5 часа хода) река меняет направление течения (с северо-востока
на юго-восток). До этого места от устья Цаги около 13 часов.
Почти в самом переломе реки, примерно на 500 м ниже по течению, в
Цагу впадает приток, иногда называемый Южной Цагой, по которому
продолжают путь. В месте слияния ширина Цаги и притока примерно
одинакова (4-5 м). Берега притока сильно заросли кустарником,
нависающим над водой. Река исключительно извилиста. Постепенно
приток сужается до 1,5 м, иногда приходится продираться сквозь
кусты. Русло, однако, достаточно глубокое. Через 0,5 часа хода
берега становятся чище, хорошо просматриваются Панские тундры (на
восток).
Приток через 4 км выше впадения в Цагу раздваивается, дальше
продолжают путь левым (по ходу) ручьем. Иногда эти сливающиеся
ручьи называют Левой и Правой Южными Цагами. Примерно в 100 м от
развилки этих ручьев установлена тренога. Правая Южная Цага -
узкий ручей, на заболоченном берегу редкий сосновый лес. Через
1,5 ходовых часа показывается небольшое озеро, соединенное
протокой со следующим озером (Малое Цагское, или Сиговое). За ним
река петляет в заболоченной низине среди кустов и травы (ширина
ее 1,5-2 м), проводка байдарок затруднена.
Через 2 часа движения от Сигового озера слева по ходу на
берегу заметен сухой холм (отсюда в маловодное лето можно
начинать волок через болота на Пану). Можно пройти дальше по реке
до небольшого озера (около 0,5 часа хода), от южной оконечности
которого начинать волок по заметной тропе, петляющей по болотам и
сухим возвышенностям. Чтобы от устья Цаги добраться до этого
места, обычно затрачивают 20-25 часов. Указателей начала волока
несколько. Они установлены туристами и выводят к третьему
Панскому озеру. Один из них отмечен столбом, стоящем слева по
ходу на сухом бугре, с надписью "Пана - 6 км". Общая длина пути
по Цаге до волока около 55 км.
Между Цагой и Паной лежит заболоченная равнина с невысокими
лесистыми холмами - отрогами Федоровой и Панской Тундр, с
северо-востока и с юго-запада примвкающих к этому району. На
равнине много мелких озер, большинство из них сильно заросло.
Попадаются участки топкой коричневой трясины - при волоке их надо
обходить. На возвышенных местах сухо, растет ягель: здесь легко
идти.
Расстояние между реками по прямой около 4 км. В дождливое
лето лучше совершать волок по границе леса, стоящего на
юго-западной окраине болота. Тропа ведет к основной лесной гряде,
где можно двигаться к востоку, следуя по просеке (теодолитный
ход) или обращая внимание на затесы на деревьях. Гряда постепенно
понижается (на юго-восток), слева старая гарь. По тропе волок с
грузом занимает 2,5-3 часа. В сухое лето можно начать волок ниже
по течению Цаги. Двигаться в этом случае строго на юг, мимо
небольшого озера (0,3 км от реки), через проходимое в это время
болото до лесной гряды, тянущейся с запада на восток. Старая гарь
здесь заросла молодым лесом, далее путь совпадает с описанным
выше (по просеке). Волок оканчивают на озере, через которое
протекает Пана. Это третье по счету Верхне-Панское озеро (от
исотков реки).
Пана вытекает из сложной системы озер и болот южнее
Ловозера. Местность сильно заболочена, покрыта смешанным лесом. В
самых верховьях, от истоков, двигаться на байдарке нельзя. В
местах, где по Пане уже может пройти байдарка, ширина реки 2-5 м.
Встречаются каменистые перекаты и небольшие плесы. Река течет в
лесу, поэтому здесь часты завалы. По обеим сторонам поймы
поднимаются сухие берега. В верхнем течении Пана проходит через
четыре озера. На них всегда можно найти песчаные берега, удобные
для привала. Между озерами река, извилистая, неширокая, течет
через густые заросли кустарника, образующие зеленый свод над
водой.
После волока из верховьев Цаги попадают на третье (считая от
истоков) озеро, имеющее форму треугольника. Озеро со всех сторон
окружено лесом, на северном, сухом, берегу можно организовать
ночлег. Из озера Пана втекает через небольшой, осложненный
острыми камнями, перекат. Глубокий плес длиной меньше километра
отделяет третье озеро от четвертого. Отсюда до устья Паны около
90 км. Четвертое по счету Верхне-Панское озеро крупнее третьего,
берега большей частью заболочены, но и здесь можно найти песчаные
отмели и небольшие сухие возывшенности. Пана вытекает из
северо-восточного угла озера у самого конца длинного острова,
лежащего вблизи северного берега.
От четвертого озера до впадения реки Черной на Пане тихие
широкие плесы чередуются с многочисленными перекатами и
небольшими порогами (наиболее сложный - порог Зубастый в виде
гряды камней, пересекающей реку). В малую воду на некоторых из
них приходится проводить байдарку через каменистые мели.
Пятое озеро на Пане (Нижне-Панское озеро) - большое, длиной
около 3 км. Берега в основном заболочены. Пана выходит из озера в
конце длинного залива, за озером начинается длинный спад без
камней в русле. Берега покрыты сосновым лесом.
Приток Полисарка добавляет воды и облегчает прохождение
многочисленных перекатов. Каменистых перекатов, широких и мелких,
в сухое лето на этом участке Паны немало. Река бежит среди
высоких берегов с песчаными откосами и обрывами, к краю обрывов
подступают могучие сосны. Каменистый участок тянется около 10 км,
затем его сменяют широкие плесы, довольно глубокие, изредка
прерываемые короткими перекатами. Перекаты кончаются, а длинный
широкий плес продолжается еше примерно 10 км, до самого устья
крупного левого притока Паны - реки Пасынок (Парамуай).
За устьем Пасынка малый порог, и через 500 м плеса
начинается новый каскад порогов. Это порог Пасынок, состоящий из
трех ступеней, отделенных друг от друга короткими плесами, на
которых встречаются одиночные камни. Самая трудная часть порогов
- выход из них: много камней и очень мелко.
На правом берегу - невысокая скала, за ней мелкие шиверы.
Такие участки продолжаются до устья Индели, правого притока Паны.
За 2 ходовых часа до реки Индель Пану пересекает автодорога от
поселка Индель в сторону Варзуги.
Ниже впадения Индели (20 км от устья Паны) снова начинаются
длинные плесы, прерываемыые галечными перекатами. Река зажата в
высоких сухих каменистых берегах, украшенных сосновыми лесами.
Это последний участок Паны: еще несколько километров - и Пана
через мелкий каменистый перекат вливается в Варзугу. Прохождение
Паны с верховьев требует 5-7 дней.
Пана впадает в Варзугу широким шумным мелким перекатом. Вода
в Пане светлее, чем в Варзуге, и некоторое время струи притока
текут, не смешиваясь с коричневатой водой Варзуги. Приняв Пану,
Варзуга расширяется до 100 м. Течение слабое, много мелей и
перекатов. В малую воду некоторые участки широкой реки приходится
проходить, меняя направление движения от берега к берегу в
поисках фарватера среди многочисленных и обширных песчаных мелей.
Спокойный участок продолжается около 25 км. Дальше на реке
снова появляются пороги. Можно условно выделить два участка:
первый тянется до села Варзуги, второй - это Морские пороги между
селами Варзугой и Кузоменью. На первом участке явно выражены лишь
пороги Ареньгский и Сухой Иовас. Очень красив скалистый берег
перед устьем левого притока - Яломы. Ниже течение ускоряется до 3
км/ч и начинается сложный перекат.
Ареньгский расположен у устья Ареньги (в 600 м выше устья),
правого притока Варзуги. Собственно порог выглядит так: широкая
река рассыпается на множество струй, текущих между беспорядочно
торчащих из воды многочисленными большими камнями. Порог проходим
почти всюду, можно провести байдарку и возле берегов. Отсюда
интересно совершить прогулку на водопад высотой 10 м,
расположенный выше по Ареньге (1-1,5 км вверх по реке).
Сухой Иовас - один из самых сложных и технически интересных
порогов на Варзуге. Это 3 ступени, следующие одна за другой почти
без разрывов. На первом из них хорошо видна глубокая струя.
Второй нужно проходить очень внимательно, придерживаясь основного
направления, выбранного при осмотре порога с берега. На втором
участке много одинаковых по мощности струй и следует быть
осторожными: некоторые из них уходят в нагромождения камней,
откуда трудно вывести байдарку. Третий участок - на повороте
реки, заканчивающийся каменистой отмелью у правого берега.
Основная масса воды уходит к левому берегу, где находится
главный слив порога - мощная струя со стоячими волнами. Сразу
после выхода из струи надо держаться ближе к левому берегу.
За Сухим Иовасом нетрудный порог Оралиха, образованный двумя
перепадами, легко проходимый по хорошо видным струям.
На сравнительно коротком участке между впадением в Варзугу
Ареньги и Серги - 8 несложных порогов. Заметны лишь пороги
Шатерный, Медвежий, Сережный (перед устьем Серги).
На участке от Серги до села Варзуги, пожалуй, только
Кивитемская Низка и Порокушка заслуживают внимания. Река здесь
имеет быстрое течение и красивые лесистые берега, местами
довольно высокие.
Кончается лес, и впереди на высоком правом берегу видна
деревянная церковь - памятник русской северной архитектуры (1674
г.). Интересна композиция церкви: основной объем и четыре
прируба, ступенчатое бочечное покрытие которых образует эффектный
переход к высокому восьмигранному шатру, увенчанному главой. На
левом и правом берегах расположена Варзуга - одно из самых старых
русских поселений на Кольском.
Заключительная гряда порогов Варзуги, протяженностью около 4
км, лежит ниже села, начинаясь почти сразу за последними домами.
При желании можно миновать этот участок, отправившись на машине в
село Кузомень. Однако многие туристы предпочитают пройти Варзугу
до самого устья. Встречающиеся на пути Морские пороги - это
четыре сложных участка (Собачий, Клетной, Койтугов, Морской) и
нетрудный порог Сковородка - последнее препятствие на Варзуге.
Собачий - бурный порог, состоящий из нескольких крутых
перепадов, судовой ход по нему сложный. Особого внимания требует
порог Клетной, в который постепенно переходит Собачий. Здесь надо
следить за струей, так как можно легко потерять верное
направление движения и оказаться в клетке из камней, откуда уже
трудно выбраться. Несколько легче пороги Койтугов и Морской. В
Морском имеется хорошо выраженная струя, но вход в нее на 300 м
завален камнями. Морские пороги рекомендуется предваритеьлно
разведать.
За последним порогом Варзуга течет по почти 2-километровому
руслу между низкими берегами. В устье много островов. Каждый
остров - громадный малинник. Последние километры река течет в
песчаных дюнах. Это совершенно своеобразный пейзаж. Желтые дюны
унылыми грядами уходят к горизонту. На них мало растительности.
Идти по широкой реке, особенно в прилив и при встречных
ветрах, очень трудно, с этого места можно воспользоваться
рыбацкими судами ("дорами"), чтобы от села Кузомени добраться до
Усть-Варзуги.
От Усть-Варзуги раз в три дня ходит пароход до Архангельска
(или Кандалакши). В ожидании парохода можно совершить экскурсию
на рыбозавод.
Участок Варзуги от впадения Паны проходят за 4-5 дней.
Отправляясь в поход по данному маршруту, необходимо помнить:
1) Ловозеро освобождается полностью ото льда только к концу
июня;
2) надо иметь не менее 2-3 резервных дней на возможную
штормовую погоду на Ловозере и на задержку с отъездом из
конечного пункта маршрута;
3) в реках, впадающих в Белое море, лов рыбы запрещен.

Литература:
1) "Север", М., ФиС, 1975 г.
2) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
===============================================================
FILE: warzuga2.txt
Ловозеро - Цага - Пана - Варзуга. 1996

From: Stas.Viazhlinsky@p42.f368.n5020.z2.fidonet.org
Date: Jun 1997

Был, в августе 1996 г., по маршруту Ловозеро - p.Цага - p.Пана
- p.Варзуга - д.Кузомень.

1. О теплоходах забудь, раньше они ходили 3 раза в месяц,
теперь 1 раз и то расписание даже местные жители не знают,
поговорив с большим кол-ом людей вплоть до представителей
власти я так и не смог узнать его расписание.
2. Сообщение производится по дороге, идущей вдоль южного
побережья попутным транспортом, напр. вахтовыми машинами
дорожной службы, ведущей строительство дороги по побережью или
рейсовым Уралом(2 раза в неделю).

Расписание:

Варзуга-Умба: понед., пятн. - отъезд от 13:30 до 16:00 (!
только господь бог знает во сколько поедет Урал)
Умба-Варзуга: понед. - отъезд 09:00 (строго)
пятн. - отъезд 10:00 (строго)

Проезд 40 тыс.p., груз по договоренности с водителем, но
вполне вероятно, что за каждый большой рюкзак придется
заплатить как за человека.
Дорога грунтовка.

3. Умба-Кандалакша - прекрасное шоссе, ежедневное
автобусное сообщение.

Расписание Умба-Кандалакша (от автостанции):
11:20 (кроме ср., чт., пт.)
21:00 (ежедн.)

Проезд - 26 тыс.p., место багажа - 5 тыс.руб.

4. Восточнее Кузомени забраться/выбраться трудно, дорога
доходит только до кузоменя и Варзуги.
5. Мошки и интересных мест навалом как и на всем Кольском
п-ве, из особых достопримечательностей запомнился запрет на
рыбную ловлю во всех реках впадающих в Белое море и массовый
заезд ОМОНа в конце августа на охрану хода семги.
6. Задавай конкретные вопросы, расскажу, что знаю...


С наилучшими пожеланиями, Stas
Втр Июн 03 1997, 03:08.

===============================================================
FILE: pana.txt
Пана-Варзуга

From: Boris Baranov Boris_Baranov@p22.f777.n50.z2.fidonet.org

Был там в 1991 г. Весь отчет вместе с фотками д.б. на 1StED
BBS у 2:5020/272.20 (Boris Ashkinadze - Москва) и без фоток у
2:5030/395 (Eugene Pasynkov - Питер).

Технический паспорт похода

Район проведения похода: Кольский полуостров
Вид туризма: Водный
Категория сложности: Вторая
Средство сплава: Байдарки
Маршрут похода: г.Киров-г.Москва-г.Оленегорск-пос.Рев-
да-с.Ловозеро-р.Вирма-оз.Поповское-
оз.Ловозеро-р.Цага-волок-р.Пана-р.Вар-
зуга-с.Варзуга-с.Кузомень-с.Кашкаранцы-
пос.Умба-г.Кандалакша-г.Москва-г.Киров
Протяженность маршрута: Сплав на байдарках - 270 км;
волок на р.Пану - 6 км;
*
волок к устью р.Цаги - 7 км
Ходовое время: Сплав на байдарках - 53 часа;
волок на р.Пану - 7 часов;
*
волок к устью р.Цаги - 9 часов
Сроки проведения: 30 августа - 27 сентября 1991 г.
Продолжительность похода: Всего - 29 дней, в том числе:
дорога - 9;
сплав - 13;
пешком - 2;
дневок - 5
Радиальные экскурсии: 1.В Ловозерские тундры по долине реки
Светлой - 10 км пешком;
2.В Ловозерские тундры на Сейдозеро -
4 км пешком;
3.На Ареньгский водопад - 2 км пешком.

* - волок к устью р.Цаги выполнялся в связи со штормовой по-
годой на Ловозере

Подъезды и выход с маршрута

Наиболее удобный подъезд к началу маршрута - по железной до-
роге через Москву до Оленегорска, а далее рейсовым автобусом до
с.Ловозеро (транзитом или с пересадкой в Ревде). Билеты на поезд
лучше приобрести через автоматизированную систему "Экспресс" за
45 суток. Покупку билетов на более поздний срок откладывать не
стоит, так как в конце летнего сезона очень плохо с местами от
Москвы в сторону Мурманска. Через систему "Экспресс" оформят пря-
мую плацкарту до Оленегорска и билеты на поезд N 17 "Вятка", а
также на любой из поездов N 16, N 112, N 182, N 344, N 374 при
наличии мест. Все указанные поезда сообщением "Москва-Мурманск"
отправляются с Ленинградского вокзала г.Москвы в вечернее время и
прибывают через сутки в Оленегорск в утренние часы, что очень
удобно. Наша группа выехала из Москвы 31 августа в 22.20 на поез-
де N 374 "Москва-Мурманск" и прибыла в Оленегорск 2 сентября око-
ло 13 часов.
Автовокзал находится в ста метрах от железнодорожного вокза-
ла. Автобусы местного формирования и проходящие из Мурманска хо-
дят на Ловозеро с 7 утра и до 19 вечера с интервалом 1,5-2 часа.
На проходящие автобусы билеты продают после прибытия автобуса на
автовокзал. В салон автобуса пассажиров с грузом не пускают, по-
этому сначала нужно договориться с водителем о размещении снаря-
жения, а затем идти покупать билеты. За багаж в кассу платить не
нужно - рассчет с водителем. Заброска снаряжения нам обошлась в
25 рублей. Услуги трансагенства, находящегося рядом с автовокза-
лом, примерно в пять раз дороже. Рейс в 15.40 был только до Рев-
ды. Следующего автобуса ждать не стали, так как неизвестно нали-
чие мест на него. До Ревды автобус идет около 2,5 часов. В 19 ча-
сов сели на местный автобус до Ловозера и примерно через час были
на месте. За снаряжение на местном автобусе можно не платить, что
мы и сделали. Недалеко от конечной остановки (автовокзала в селе
нет) находится гостиница "Вирма", где без проблем устроились на
ночь. Снаряжение разрешают заносить прямо в номер. В гостинице
можно сходить в душ. Окрестности села объявлены зеленой зоной,
поэтому рядом с селом ставить палатки, а тем более жечь костер
запрещено.
Вариантов выхода с маршрута может быть несколько. В основном
все зависит от наличия попутного транспорта из Варзуги в сторону
Кандалакши, но лучше выход с маршрута привязать к расписанию теп-
лохода. Это пока наиболее надежный транспорт, так как грунтовая
дорога с твердым покрытием до Варзуги еще не построена (осталось
построить около 50 км).
Наша группа пришла в Варзугу 21 сентября. По нашим сведениям
22 сентября на Кандалакшу должен быть теплоход, поэтому мы сразу
же пошли в правление колхоза узнать расписание теплохода, а заод-
но и выяснить: пойдут ли машины в сторону Кандалакши с Варзуги
или с Кузомени. И тут же первая неожиданность - теплоход стал хо-
дить только до Умбы, но расписание его почти не изменилось. Теп-
лоход должен быть в Кузомени 23 сентября в 14.30. Хотя и нужно
делать лишнюю пересадку, такой вариант нас устраивал. Вот распи-
сание теплохода "Юшар" на Умбу в 1991 году: 8, 16, 23 июля; 1, 9,
17, 28 августа; 6, 14, 23 сентября. Второй вариант выхода с марш-
рута - через Архангельск. Вот расписание теплохода "Юшар" на Ар-
хангельск в 1991 году: 10, 18, 25 июля; 3, 11, 19, 30 августа; 8,
16, 25 сентября. Прибытие теплохода в 7.00.
В правлении колхоза мы также узнали, что возможно 22 сентяб-
ря с утра пойдет машина в Умбу или Кандалакшу, нужно только утром
подойти к водителю и уточнить. Этот вариант нас устраивал еще
больше, так как посадку на теплоход при неблагоприятной погоде
могли отменить. Узнав, что машины из Варзуги идут в объезд Кузо-
меня, мы приняли решение закончить маршрут в с.Варзуга, не дойдя
20 км до с.Кузомень.
Переночевали недалеко от села на левом берегу. В 5 утра сня-
ли лагерь и пошли в село на переправу, так как весь колхозный
транспорт находится на правом берегу реки. Сообщение между бере-
гами с помощью колхозных лодок (фото 22), моста в селе нет, паро-
ма тоже. После переправы сразу занялись поисками машины. Действи-
тельно, в этот день несколько машин уходило в Кандалакшу, причем
этот факт председатель колхоза от нас скрыл. Попробовали догово-
риться с водителями, но они без разрешения председателя нас не
брали, так как он, как выяснилось, ехал вместе с ними. Больше в
этот воскресный день надеяться было не на что, поэтому пора было
подумать и о ночлеге. Устроились в колхозном общежитии. Днем ос-
мотрели "жемчужину" деревянного зодчества Кольского полуострова -
Успенскую церковь (фото 23). Вечером договорились насчет колхоз-
ной бани, где прекрасно попарились и помылись.
Утром 23 сентября сразу же пошли в гараж и договорились с
заброской до Кузомени. Осталось только молиться на погоду, чтобы
не испортилась, и ждать теплохода. Договорившись с местными рыба-
ками о заброске нас на катере до рейда, сходили на Белое море
(около 2 км от Кузоменя). Начался прилив, вода в Варзуге пошла
против течения. Уже показался и наш теплоход на горизонте, но не-
удача сопутствовала нам второй день кряду - катер наш не завелся,
что-то случилось с двигателем. Не теряя времени бросились на по-
иски машины хотя бы до Кашкаранцев (40 км от Кузомени). Нашли во-
дителя, согласившегося за бутылку водки доставить нас прямо к
теплоходу. Началась погоня за теплоходом, постоянно маячившим на
горизонте. К нашему великому удивлению, мы успели вовремя. В Каш-
каранцах за 25 рублей быстро договорились с рыбаками и на двух
"дорах" забросили все снаряжение на теплоход, стоящий на рейде.
Белое море нас изрядно покачало, так как к вечеру усилился ветер
и начала портиться погода. В Умбу теплоход приходит в полночь, но
проблем с ночлегом нет, так как всего за 3 рубля можно прекрасно
переночевать в каюте.
24 сентября. Погода порядком испортилась, пошел дождь. В Ум-
бе с утра сходили до автобусных касс. На Кандалакшу ходит три ав-
тобуса. Билеты купили на дневной рейс. Автовокзала в Умбе нет,
поэтому в ожидании автобуса торчали на крытой остановке в центре
поселка. Автобус до Кандалакши идет около 5 часов. Когда автобус
проходит через Колвицкие тундры, за окном открывается красивый
пейзаж: горы и море. В Кандалакше без проблем купили билеты на
поезд N 181 "Мурманск-Москва" и отправили телеграммы в Кировск и
Киров о завершении маршрута. 26 сентября прибыли в Москву и купи-
ли билеты на "Вятку".

С наилучшими пожеланиями Борис Баранов

===============================================================
FILE: ymba.txt
Умба - Колвица, в районе Кольского п-ва,

Этот отчет предоставил Максим Шнырин, Санкт-Петербург.
maxim@uland.com ¦ mailto:maxim@uland.com


Ленинградская область
федерация туризма
тур.клуб "Маяк"







 Отчет

о водном /байдарки/ туристском путешествии
четвертой категории сложности по рекам
Умба - Колвица, в районе Кольского п-ва,
совершенным с 20 июля по 5 августа 1991 года




Маршрутная книжка N 130/91
Руководитель группы Шнырин М.В.
Домашний адрес: Ленинград
пр. Маклина







Маршрутно - квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает,
что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.
Маршрут имеет __________ категорию сложности. Отчет можно
использовать в ___________________________



Ленинград 1992



 Оглавление


1. Справочные сведения
2. Состав группы
3. Сведения о районе путешествия
4. График движения
5. Техническое описание
6. Выводы и рекомендации
7. Подъезды и отъезды с маршрута
8. Приложение 1. Схемы
9. Приложение 2. Фотографии

 2. Справочные сведения
---------------------------------

Маршрут : р.Печа - оз.Верхнее Симбозеро - р.Чуда - оз.Умбозеро
- р.Умба - р.Черная - оз.Колвицкое - р.Колвица

Продолжительность : 12 дней
Протяженность : 226 км

зал. Печгуба 2 км
р. Печа (против течения) 4 км
оз. Печозеро 6 км
волок 2.5 км
оз. Симбозеро 10 км
р. Симба (против течения) 5 км
оз. Долгое 3 км
волок 1 км
оз. Чудозеро 3.5 км
р. Чуда 10 км
оз. Умбозеро 48 км
р. Умба 74 км
оз. Канозеро 4 км
р. Черная (против течения) 20 км
волок 6 км
оз. Колвицкое 15 км
р. Колвица 12 км



 2. С О С Т А В Г Р У П П Ы

+--+--------------------+------------+------------+------------+-----+
| N| Ф И О | дом.адрес | тур. опыт | должность |судно|
+--+--------------------+------------+------------+------------+-----+
| 1| Шнырин Максим |пр.Маклина |5у Бурятия |руководитель|бай- |
| | Владимирович | |3р С.Кавказ | |дарка|
+--+--------------------+------------+------------+------------+-----+
| 2| Шнырина Галина |пр.Маклина |4у Алтай |летописец |бай- |
| | Владимировна | | | |дарка|
+--+--------------------+------------+------------+------------+-----+
| 3| Кузнецов Николай |Софьи-Перов |3у Карелия |ремонтник |бай- |
| | Ильич |ской | | |дарка|
+--+--------------------+------------+------------+------------+-----+
| 4| Мазалова Яна |ул.Шотмана |4у Алтай |врач |бай- |
| | Юрьевна | | | |дарка|
+--+--------------------+------------+------------+------------+-----+
| 5| Кириллов Александр |ул.Космона- |4у Алтай |гитарист |бай- |
| | Владимирович |втов | | |дарка|
+--+--------------------+------------+------------+------------+-----+
| 6| Елисеева Надежда |ул.матроса |4у Кавказ |казначей |бай- |
| | Владимировна |Железняка | | |дарка|
| | | | | | |
+--+--------------------+------------+------------+------------+-----+
| 7| Григорьев Алексей |пр.Настав- |4у Алтай |завхоз |бай- |
| | Юрьевич |ников | | |дарка|
+--+--------------------+------------+------------+------------+-----+
| 8| Джобинова Анастасия|Гражданский |3у Карпаты |метеоролог |каяк |
| | Владимировна | | | | |
+--+--------------------+------------+------------+------------+-----+
| 9| Афанасьев Павел |Центральная |4у Алтай |ремонтник |каяк |
| | Николаевич | | | | |
+--+--------------------+------------+------------+------------+-----+
|10| Кантор Андрей |пр.Новоиз- |4у Алтай |ремонтник |каяк |
| | Иванович |майловский | | | |
| | | | | | |
+--+--------------------+------------+------------+------------+-----+
|11| Григо Антон |7 Красноар- |4у Саяны |ремонтник |каяк |
| | Генадьевич |мейская | | | |
+--+--------------------+------------+------------+------------+-----+
|12| Краснова Елена |Московский |3у Карпаты | |каяк |
| | Владимировна | | | | |
+--+--------------------+------------+------------+------------+-----+

 2. Сведения о районе путешествия.
--------------------------------------

Кольский полуостров находится в северо-восточной оконечности
Балтийского кристаллического щита, сложенного в основном древнейшими
изверженными породами - гранитами, гнейсами. Рельеф полуострова
обусловлен многочисленными разломами и трещинами кристаллического щита,
а также носит следы воздействия ледников. Крупные реки полуострова,
образовавшиеся еще до оледенения, текут в U-образных долинах,
разработанных ледником, а мелкие, появившиеся после оледенения,- в
узких каньонообразных долинах.
Большая часть полуострова лежит севернее Полярного круга, поэтому
здесь полтора месяца летом не заходит солнце. Весна поздняя. Снег
сходит в конце мая - в начале июня, в это же время вскрываются озера.
Лето наступает с установлением полярного дня. В конце июня распускаются
цветы, на деревьях появляется листва, прекращаются ночные заморозки.
Полярное лето длится 2.5 - 3 месяца: с середины июня по конец августа.
Средняя температура самого теплого месяца (июля) 12-13 градусов тепла.
Температура неустойчивая. В любое время летом возможны заморозки из-за
столкновения масс холдного воздуха с теплыми воздущными течениями.
Полуостров относится к районом избыточной влажности (около 80%).
На Кольском полуострове большое количество рек и озер. Озера в
основном мелкие, ледникового происхождения, за исключением крупных озер
Имандра, Умбозеро и Ловозеро. Русла рек сложены скальными породами в
сочетании с валунами, галькой, иногда песком. Выходы твердых
кристаллических пород или вымытые из ледниковых отложений крупные камни
образуют пороги и водопады. Основным источником питания рек Кольского
полуострова служат талые снеговые воды, составляющие до 60% годового
стока. Весеннее половодье длится 2-2.5 месяца (май-июнь), после чего
реки сильно мелеют. Уровень воды в них зависит от летних дождей.
На Кольском полуострове три зоны растительности : тундровая,
лесотундровая, лесная. Основная растительность для тундровой зоны - это
мхи, лишайники, стелющиеся разновидности карликовой березы и ивы; в
лесотундровой - березовое криволесье с примесью ели и низкорослой
сосны, различные виды кустарников, обширные ягодники(брусника, морошка,
голубика, вороника)


 4. Г Р А Ф И К Д В И Ж Е Н И Я
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
| д| | участок | |характеристика пути | | |
| н|даты | пути |км|препятствия | погода | примечание |
| и| | | |опасные участки | | |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
| 1|20.07|Ленинград | | | | поезд |
| | | ст. Куна | | | | |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
| 2|21.07|р.Печа | 8| обнос порога |t=+15 | много мошки |
| | |(против | | 600м |перем. | |
| | | течения) | | | | |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
| 3|22.07|оз.Печозеро | | |t=+18 | хорошие |
| | |волок на | 7| |солнечно|стоянки на |
| | |оз.Симбозеро | | | |пр. берегу |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
| 4|23.07|р.Симба |18| обнос плотин на |t=+12 | стоянки |
| | |оз.Долгое | | реке |перем. | только на |
| | | | | | | озерах |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
| 5|24.07|волок |22|обнос мелей и водо- |t=+12 | |
| | |оз.Чудозеро | |пада на реке Чуда |пасмурно| |
| | |р.Чуда | | | | |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
| 6|25.07|оз.Умбозеро |38|между горными масси-|t=+11 | плохо со |
| | | | |вами всегда пасмурно| | стоянками |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
| 7|26.07|р.Умба: |25|Ширина реки 30-50м |t=+15 | стоянки в |
| | |пор.Островной | |перекаты,валы |перемен.|районе поро- |
| | |пор.Падун | | | |гов |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
| 8|27.07|р.Умба: |21| на озерах встречают|t=+15 |сложное |
| | |Капусные озера| |ся мели |перемен.|ориентирова- |
| | |пор.Щелистый | | | |ние |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
| 9|28.07|р.Умба: | |ширина реки 30-40м |t=+20(a)|хорошие сто- |
| | |плес |11|перекаты, пороги |солнце |янка на плесе|
| | | "Жемчужный" | | | | |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
|10|29.07|дневка | | |t=+18(a)| |
| | | | | |перемен.| |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
|11|30.07|р.Умба |12|серьезную опасность |t=+14 |много рукавов|
| | |оз.Канозеро | |представляют |перемен.|в дельте реки|
| | | | |рыбацкие "кораблики"| | |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
|12|31.07|р.Черная |11|проводка на порогах |t=+16 |стоянок нет |
| | |(против | | |перемен.| |
| | | течения) | | | | |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
|13|01.08|р.Черная | 9|волок по хорошей |t=+14 | стоянка |
| | |волок | | дороге |перемен.|на Ламбине |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
|14|02.08|оз.Колвицкое |32|большие валы |t=+15 | стоянка у |
| | | | | встречный ветер |перемен.|истока реки |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
|15|03.08|р.Колвица |12|пороги |t=+20 | |
| | | | | |солнце | |
| | | | | | | |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+
|16|04.08|пос.Колвица | | | |автобус |
|17|05.08|г.Ленинград | | | | поезд |
+--+-----+--------------+--+--------------------+--------+-------------+


 4. Техническое описание маршрута
-------------------------------------

Маршрут начинается от станции Куна. На станции нет почты !!! Здесь
живут несколько лесников. У них в "Красном" уголке можно разобрать
суда. От станции до воды около 300 метров, проход к озеру слева от
железной дороги. До реки Печа по Печгубе около 25 минут активного хода.
Устье реки хорошо видно с озера. В устье реки находится порог.
Проводить удобнее по левому берегу. Через 400 метров выше порога
расположен каньон. Обнос по правому берегу 1км. С середины каньона
открывается красивый вид на устье реки и Печгубу. Выше каньона до
Печозера плесы, перекаты, несложные шиверы. Иногда необходима проводка
лодок. Очень много мошки и гнуса. На реке мест для стоянок практически
нет, поэтому лучше всего вставать на Печозере. На озере при ветре
возможна высокая волна.

 1 волок 
---------------
Начало волока в левом крае дальнего залива озера. Ориентиром
начала волока служат многочисленные зарубки на деревьях. Генеральное
направление волока Юго-Восток. При сходе с тропы возможна встреча
мелких озер. Волок сухой, мелко-выраженный рельеф. Длина волока около
1.5 километров. Симбозеро по размерам существенно больше Печозера.
Озеро открытое без островов.

В ветренную погоду на озере возможен подъем высокой волны.
Двигаться удобнее вдоль левого берега. Ориентиром устья реки Симба
служит вышка на левом берегу озера. Река находится справа от нею. В
устьи реки ее ширина колеблется от 4 до 7 метров.
После устья реки, через некоторое время встретится правый приток
"Верхняя Симба". Идти влево. Ширина притока не меньше ширины основной
реки !!! После притока несколько несильных, но мелких порожков,
требуется проводка. Еще через некоторое время на пути встретится завал,
обнос по левому берегу. После завала небольшое озеро. Выход из озера
находится в левом дальнем краю (по ходу движения). Река с воды не
видна, устье сильно заросшее, течение слабо проглядывается. Однако уже
через несколько сотен метров, речка превращается в быстрый ручей. Для
дальнейшего продвижения требуется проводка. После 40 мин. подъема
река упирается в плотину - это выход в озеро Долгое.
Озеро Долгое представляет из себя четыре озера, соединенных между
собой короткими каменистыми мелями. Это верховое озеро, промерзающее
зимой до дна. Рыбы в нем нет. В конце озера на левом берегу сложен тур
- это начало второго волока. Здесь можно сделать стоянку.

2 волок.
------------------
Волок практически весь сухой. От озера Долгого до Чудозера идет
только одна тропа. Длина волока 1 - 2 километра. Посредине неширокий
ручей, в конце при подходе к Чудозеру болотце.

Чудозеро состоит из двух : Верхнего и Нижнего. Озера соединены
узким проливом. Озера мелкие, рыбы нет. Из Нижнего Чудозера вытекает
река Чуда. Исток легко определить по направлению водорослей в воде.
Река оправдывает свое название. На плесах - нормальная река, на порогах
полное отсутствие воды "каменная река". На реке 4 "порожистых" участка.
Обнос первого по правому берегу. Остальных по левому или
непосредственно по камням. Последний порог заканчивается небольшим
живописным водопадом. Отсюда, в ясную погоду, открывается неплохой вид
на Ловозерские тундры. В дельте реки много островов. Если вторая
половина дня имеет смысл сделать стоянку в дельте реки, не входя в
Умбозеро.
Умбозеро это большое, глубокое, холодное, неприветливое озеро.
Северная часть его (1/3), лежащая между двумя горными массивами
практически всегда закрыто облаками. Здесь постоянно дует ветер,
преимущественно северный. При сильном ветре поднимается волна до 2
метров. По восточному берегу озера идет дорога. Двигаться нужно вдоль
западного берега. В Северной части не рекомендуется вставать на
стоянку. При попутном ветре можно пройти за 1 день.

 р. Умба
--------------
Умба - одна из крупнейших рек Кольского полуострова. Долина ее
лежит в тектонической трещине, протянувшейся с севера на юг. Умба имеет
типичный для рек полуострова ступенчатый профиль чередование плесов и
порожистых участков. Уровень воды в реке регулируется озерами, что
уменьшает его колебание в сухое лето.
Около истока реки поселок Зашеек. При подходе с озера поселок не
виден. Домики расположены за мысом и заметны обратно по ходу движения.
Ориентиром может служить старый баркас на мысу. До порога Островной
хороших стоянок нет.
Первые два порога - мелкие перекаты. Первое серьезное препятствие
порог Островной.
приметы : 3 острова в русле
Идти в узкую правую протоку. Просмотр не обязателен. После порога
реку пересекают два моста. Ниже моста река представляет из себя
сплошной плес с быстринами и мелкими перекатами. До порога Падун
серьезных препятствий нет.

 Порог ПАДУН. (длина 1км перепад 10.4 метра)
-----------------------------------------------
приметы : резкое падение воды (хорошо заметно по деревьям)

Просмотр по левому берегу. ОБЯЗАТЕЛЕН !!! Порог представляет из
себя две ступени. Первая ступень разделена островом на две части. С
обеих сторон падение воды на 1.5 метров, бочки, камни. Проходили по
центру. Ниже ступени находится небольшой каньон без суводей.
Организация страховки за ступенью сложная. За каньоном есть небольшая
суводь у левого берега, где можно зачалиться перед прохождением второй
ступени. Вторая ступень Падуна представляет из себя три ступени. В
каждой из ступений есть широкий проход. В первой - у правого берега, во
второй у левого и в третьей опять у правого. Сложность заключается
только в умении смещаться от одного берега к другому. На пороге есть
хорошие стоянки.
Ниже до Капустинских озер никаких серьезных препятствий нет. На
озерах есть хорошие места для дневок. Неплохо ловится рыба. Между
Верхним и Средним в левой протоке порог Межозерный. Это хороший
троечный порог с валами до метра, бочками и камнями. Просмотр не
обязателен. Проходится по основной струе, обходя большие препятствия.
При прохождении Среднего и Нижнего Капустинских озер держать курс на
Лысую гору. Перед Лысой горой поворот направо. После озер три несложных
порожка, затем широкий плес. Идти направо. На выходе из плеса порог
Щелистый (Разбойник).
Порог многоступенчатый, обилие камней в русле. В первой ступени
большая плита посредине реки, проходится у левого берега. Дальше слалом
между камнями и бочками, линия движения непроглядывается. Просмотр
необязателен. В Нижней части порога есть хорошие стоянки.
За порогом несложный порог, за ним озеро. Посредине озера мост. На
правом берегу расположен леспромхоз Дедко-Ламбина (есть магазин). После
моста идти налево. Там начинается порог Семиверстный, длинной примерно
10 километров, в русле масса камней, плит, между ступенями короткие
плесы. На этом участке реки большую опасность представляют рыбацкие
"караблики", можно легко насадиться на крючок. За порогом плес
Жемчужный. Плес характеризуется высоким обрывистым левым берегом.
Здесь прекрасно ловится хариус, есть хорошие стоянки, много морошки и
грибов.
Ниже плеса две шиверы, потом порог Карельский. Порог
характеризуется большим нагромождением камней. Промотр необязателен.
Через некоторое время Канозерский порог. Порог расположен на правом
повороте реки. Порог характеризуется большими камнями, бочками, узкими
проходами в сливах на первых ступенях и очень мелкий на последней.
Просмотр первой ступени обязателен !! Глубина реки на последней ступени
Канозерского порога от 20 до 10 сантиметров. После порога река дробится
на рукава и вытекает в Канозеро. В дельте реки легко потерять друг
друга. Собираться лучше всего в озере.
Азимут на устье реки Черная 290ь. Устье Черной находится в одном
заливе с устьем реки Кана. Слева от последней избушки нет ! Сожжена.
Часть Канозера, расположенная севернее рек заросла осокой. В устьи реки
Черной мелкий каменный порог. Вода черного цвета. После порогарека
течет в болоте. Ширина 5-10 метров. За первым левым притоком, окол
третьего каскада порогов есть единственная на реке стоянка. Через
некоторое время приток справа (отвилка в Нижнее Контозеро). За притоком
начинается длинный порожистый участок. Почти постоянно требуется
проводить лодки. В этом месте река дробится на рукава. После
порожистого участка река выходит из леса на открытое болото. Река
сильно меандрирует. Здесь в болоте находится приток из озера Горелого.
Двигаться влево. Через некоторое время маленькое озерцо. Впереди
становится явно виден водораздел. В левом углу озерца продолжение
речки. Ручей соединяющий Черную и Березовую Ламбины очень мелок. На
левом берегу Березовой Ламбины можно встать на стоянку. На правом
находится вырубленная сопка, от нее идет хорошая грунтовая дорога на
Колвицкое озеро (около 13 километров)
Озеро Колвицкое - обширное водное пространство с большими лесистыми
островами. Здесь нередки ветры, преимущественно Юго-Западные,
вызывающие сильное волнение. К юго-западному берегу примыкают
Южно-Колвицкие Тундры - часть массива Кандалакшских гор. На берегах
озера есть рыбачьи избы. Здесь можно провести несколько дней, сделать
радиальные выходы в горы и к озерам, которых много в окресностях.
Исток Колвицы находится в Юго-Западном заливе озера. Залив длинный.
Много живописных островов. Хорошие стоянки. У самой реки встать негде.
Колвица - короткая, бурная, полноводная река с падением 60 метров на 12
километров длины. Речка начинается порогом под двумя мостами. Если воды
много порог непроходим из-за низкого моста. Обнос по правому берегу.
Сразу после мостов короткий порог. Проходится по центру, просмотр не
обязателен. После небольшого плеса порог КРИВОЙ.

 Порог КРИВОЙ
-------------------
Ориентир: резкий правый поворот реки

Главную опасность представляет мост !!! Просмотр по левому берегу.

Порог имеет два резких поворота : напрво и затем налево. В русле
много камней, валов, бочек. Линия движения просматривается с воды.

Ниже Кривого два мелких порога. Пороги имеют характер "шкуродеров".
Линия движения просматривается с воды. После "шкуродеров" небольшой
плес и, затем на правом повороте реки порог ПРИЖИМИСТЫЙ. Просмотр по
левому берегу. В середине порога слева впадает приток, за притоком
прижим к скале у левого берега. В русле много больших камней. После
короткого плеса порог ПРЯМОЙ. Посреди порога слева впадает второй
приток. Просмотр не обязателен. Дальше длинный плес. В прозрачной воде
полно рыбы. Ловится хариус, кумжа, горбуша. Лов рыбы в реке запрещен!
Плес заканчивается сложным порогом БЕЛЫЙ.

 Порог БЕЛЫЙ (Белый падун)
-----------------------------
Ориентиры: левый поворот реки. Резкое падение воды (как на плотине)

Просмотр обязателен !!! (по правому берегу реки)

Порог начинается 1.5 метровым водопадным сливом. Основная струя
идет под правым берегом образуя мощную бочку. После слива река делает
правый поворот. В русле полно камней и плит. Очень мало места и времени
для маневра. Первый слев проходили под левым берегом, с последующим
уходом от камней под правый берег. В случае переворота страховку можно
организовать на плесе за порогом. Длина порога около 600 метров.
После порога короткий плес и порог с камнем "БОМ". (Большой черный
камень на левом берегу реки, хорошо заметен с воды). После этого порога
плес на левом повороте реки. За поворотом начинается заходная шивера
порога ЧЕРНЫЙ. На плесе обычно заканчивают маршрут.

 Порог ЧЕРНЫЙ (Черный падун)
--------------------------------
Только для подготовленных !!!

Порог начинается несложной шиверой. После нее правый поворот реки.
Уклон реки увеличивается. Порог состоит из многочисленных сливов,
идущих один за другим. (Чем-то напоминает лестницу). Участок имеет
протяженность около 100 метров , за ним 20 метров быстротока и водопад.
Река разделена островом на две протоки. Основная струя уходит в правую
протоку. Водопад состоит из двух водопадных сливов (3 метра) и
5-метровой "ванны" между ними. Сложность прохождения заключается в том
что 1-я ступень проходится слева, а 2-я справа.
За порогом выход в Кандалакшскую губу.

 5. Выводы и рекомендации
------------------------------

Маршрут интересен в позновательном и спортивном отношениях.
Рекомендуется группам, решившим проверить себя в сложных природных
условиях. Наибольшую сложность представляют подъемы по рекам протива
течения и ориентирование на волоках. Для облегчения рекомендуем идти в
поход на малых легких судах.
С точки зрения воды наиболее интересными участками является река
Колвица и "Падун" на реке Умба. Колвицу можно рекомендовать для похода
выходного дня для жителей Кандалакши.


 6. Подъезды и отъезды с маршрута
-------------------------------------

Туда : Пассажирский поезд С.-Петербург - Мурманск 185

Обратно : от станции Колвица в Кандалакшу ходит рейсовый автобус
ехать около 1 часа
От Колвицы автобус отходит : 9, 13, 19 часов
От Кандалакши до С.-Петербурга можно доехать на
Мурманских поездах

Отправление
скорые поезда : 55 4.15
49 13.52

Вдоль всей реки Колвица идет дорога. Сойти можно с любого места
С других участков сойти с маршрута можно на Умбозере, в деревне
Капустино, леспромхозе Дедко-Ламбина и пос. Канозеро.

===============================================================
FILE: umbad.txt
Умба-Колвица

Лоция (1981, 1989гг.)


Информация о себе. Зовут Дмитрий Кувалин (1961 г.р.). В
1980-1986гг. ходил на байдарках, с 1987г. и до сих пор на
каяке. Неплохо знаю Кавказ, Восточные Альпы (Австрия), Саяны.
Бывал на Алтае, Тянь-Шане, в Карпатах и Карелии.
Email: kuv@ecfor.msk.su ¦ kuv@ecfor.msk.su


В 1994 году рыбнадзор на Умбозере объяснял, что лов рыбы на
самом озере разрешен, за исключением сколько то метровой зоны у
устьев и истоков рек и ручьев. Учитывая мелководность данного
озера, лов на нем требует времени на поиск хороших мест.
Непосредственно рыбнадзор базируется в нижнем конце озера у
егеря.
На Умбе был дважды и собираюсь снова. Отношение к ней зависит
от того с какими целями идти. Достаночно уникальная природа
Кольского, начало от Хибин (можно в радиалочку сбегать), конец
в приморской зоне Белого моря, грибов, ягод и рыбы хватает
всем, не смотря на популярность в последнее время. С точки
зрения сплава - это система озер с чисто условным течением, но
по сравнению с Карелией протоки (пороги) между озерами
подлинней, по динамичней и составляют процентов 20 от общей
потяженности реки. Рубиконом является греб за горизонт по
Канозеру (20 км) с одинокой скалой в первой трети, в сильный
встречный ветер практически непреодолимое. Из Канозера можно
выходить тремя путями, потом они объединяются снова в Умбу,
быстрее по Родвинге, красивее по Низьме. Весь маршрут идется за
20-22 ходовых часа. Лучше и быстрее всего на четверках,
байдарки будут биться - выходы из большинства порогов широкие
шкуродеры.
Заброска от Апатитов а/транспортом до моста через Умбу,
выброска от моста шикарной трассы Умба-Кандалакша. В Кандалакше
всегда были билеты до Москвы. Можно выкатиться в Белое море и
пожить в уютных бухтах.

Васильев Александр

Подъезды

Наиболее простой подъезд к реке: мурманским поездом до станции
Апатиты, затем на автобусе, который отходит прямо от местного
вокзала 2-3 раза в час, или на электричке до г.Кировск (40-50
мин.езды). Автобус предпочтительнее, так как он подвозит прямо
к нужной точке (рынку) в Кировске.
Из Кировска несколько раз в день ходит автобус до
пос.Октябрьский. Автобус отправляется от городского крытого
рынка. До моста через Умбу автобус идет меньше часа. Мост
находится чуть ниже препятствия 1.
Наиболее удобное место для стапеля находится на правом берегу
Умбы метрах в пятистах выше моста, где есть ровные и сухие
поляны.

Уровень воды

Уровень воды в Умбе колеблется слабо (не более 1-2см в сутки)
из-за большой зарегулированности стока реки озерами. В то же
время уровень реки на участках ниже озер может изменяться из-за
ветровых сгонов и нагонов воды. Общая длина описываемого
сплавного участка - 100-120 км.
Начало всех порогов хорошо видно с наплыва, чалка перед
порогами и их просмотр трудностей не представляют.

О классификации, применяемой в лоции

Классификация препятствий на реке приводится по принципам,
принятым в Западной Европе.
Там также, как и в России, используются 6 категорий сложности.
Но при этом есть и существенные различия.

<<

стр. 43
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>