<<

стр. 44
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Например, участок без препятствий на Западе не имеет вообще
никакой категории сложности, тогда как у нас такой участок
классифицируется единичкой.
С другой стороны, шестерка у нас - это вполне проходимое
препятствие. По западным же меркам препятствие VI категории
сложности "проходимо только при самых благоприятных
обстоятельствах на пределе возможностей".
Кроме того, на Западе для категорирования препятствий
используют "плюсы" и "минусы" (и вообще там предпочитают
классифицировать отдельные отрезки, а не реки в целом).
Сравнение классифицированных отрезков в Союзе и в Европе
привело нас к следующим выводам. Для того, чтобы понять, какую
категорию сложности получил бы порог в Западной Европе, надо от
категории, принятой в отечественных описаниях, отнять:
- для рек с малыми расходами - 1-2 единицы;
- для рек со средними расходами - 1 единицу;
- для рек с большими расходами - 0 единиц.
Нам западная система категорирования препятствий кажется более
точной и логичной, поэтому мы используем ее в приведенном
описании рек.
Основными адресатами данного описания мы считаем
квалифицированных людей (скажем, с опытом походов пятой
категории сложности). А остальным не следует легкомысленно
относиться к низкому номиналу категорий в лоции - он низок
только для тех, кто видел и существенно более сложные реки.
И еще. Тем, кто идет реку на груженых серийных байдарках,
пожалуй, стоит просматривать перед прохождением все именные
препятствия или, во всяком случае, наиболее сложные их отрезки.


Лоция маршрута.

n п/п (категория сложности)

Препятствие 1 (Пр.1) (I - I+)
Порог "Островной". Находится в 3-4 км ниже выхода реки из
Умбозера. Низкие, поросшие деревьями острова разбивают реку на
несколько проток. В протоках мелководные шиверы. Правые
протоки, кажется, поглубже.
Затем вода постепенно собирается у коренного правого берега. В
начале этого отрезка есть заметный сливчик через подводную
плиту, а после стоят средних размеров валы. Траектория движения
в пороге - произвольная. Просмотр необязателен.

За порогом на правом берегу - хорошая стоянка (место для
стапеля). Полно леса, пригодного для катамаранных рам.

Пр.2(I)
Через 0,8-1 км после "Островного" находятся два моста: сперва
железнодорожный, а затем мост автодороги Кировск -
пос.Октябрьский. Под вторым мостом - сильная струя, которая
может быть перекрыта низким тросом или кабелем. Сразу за
автомостом - короткая простая шивера. Эта шивера - неплохое
место для тренировок, так как в ней имеются четко выраженные
границы между сильной центральной струей и уловами у обоих
берегов.

До "Падуна" - около 8 км практически гладкой воды. В том
месте, где река втекает в первый озероподобный плес, надо
повернуть на 90 градусов направо и искать выход там, в самой
правой части плеса. На остальных плесах, встречающихся до
порога, выход находится в противоположном от входа конце.

Пр.3 (III - IV-, в зависимости от траектории прохождения)
Порог "Падун". Самый красивый и интересный на реке. Перед
самим порогом - очередной широкий плес, за ним хорошо видны
взлетающие вверх из -за перегиба брызги. Это начало порога.
Чалиться и смотреться лучше слева. Хотя для групп на мощных
судах просмотр не является обязательным, мы рекомендуем это
сделать хотя бы для того, чтобы получить эстетическое
удовольствие от разглядывания ландшафта. Общая длина порога -
более 1 км.
На входе река делится надвое скальным островком. В левой и
более узкой протоке - водопадный слив высотой около одного
метра с очень мощным пенным котлом за ним. Через 10м левая
протока опять сливается с правой.
В правой протоке водоскат длиной 10-12м и перепадом около 2м.
Верх и низ водоската обозначаются двумя поперечными грядами,
каждая из которых образует рваные мощные бочки, расположенные
поперек всей протоки. В грядах есть разрывы, в которых
находятся сравнительно гладкие языки. Ближе к островку языки,
разрывающие первую и вторую гряду, находятся практически на
одной продольной линии. Это наиболее удобный проход, который,
однако, не так просто увидеть с воды. Все это называется первой
ступенью порога.
Далее идет высокая, но длинная и мягкая стоячка. Через 100м на
плавном левом повороте есть сужение, где высота валов еще
увеличивается и достигает 1-1,5м. Затем 100м очень быстрой, но
практически гладкой струи. Этот отрезок называется второй
ступенью.
Далее следуют 3 гряды, которые образуют мощные бочки. Каждая
из гряд выдается от берега до середины реки. Первая и третья
гряды - от левого берега, вторая - от правого. В районе второй
гряды у правого берега имеется скальный островок, который
отделяет часть струи, изгибающейся крутой подковой справа и
позволяющей теоретически обойти все три гряды. Длина отрезка -
около 300м. В лоциях он называется третьей ступенью.
Очевидцы говорят, что во второй по счету (и самой мощной)
бочке третьей ступени придерживало, бывало, отдельно плывущих
людей, которые болтались там чуть не по минуте. По рассказам
свидетелей, именно в этой бочке перевернулся с байдаркой,
нахлебался и не сумел потом выплыть бедолага, погибший здесь в
1975 году (памятник ему стоит на левом берегу). Был он, кстати,
без спасжилета.
Четвертая ступень - мелководная шивера.
Линия движения в пороге - достаточно произвольная. В конце
порога на левом берегу - очень хорошая стоянка.

Капустное озеро

Затем, после нескольких перекатов, Умба втекает в Верхнее
Капустное озеро. Расстояние от "Падуна" до озера - около 3 км.
Войдя в озеро, надо двигаться, повернув градусов на 60 влево и
постепенно приближаясь к правому берегу. Река вытекает из озера
двумя протоками.
Всего по озеру плыть 4-5 км (до левой протоки). Кое-где на
берегах, особенно на правом, есть неплохие стоянки.
В одном из заливов правого берега начинается правая протока в
Среднее Капустное озеро. Вход в нее нетрудно угадать по
ощутимому течению, ведущему из озера. Протока скрывается из
вида за поворотами русла в лесу. По некоторым сведениям, на
выходе она очень мелкая и требует проводки, поэтому лучше
миновать ее и двигаться дальше вдоль правого берега озера.
В 1км отсюда находится еще один небольшой залив, в оконечности
которого видны брызги, взлетающие из-за перегиба, и отчетливо
слышен шум порога. Это левая протока.

Пр.4 (II)
Порог "Верхний Капустный". Левая протока из Верхнего
Капустного озера в Среднее и представляет собой этот порог.
Общая длина - 300-400м. Начинается узкой (метров 20) струей с
неколькими высокими валами. Далее протока раширяется, река
становится мельче, а валы ниже. Кое-где торчат камни.
Просматривать порог необязательно. А если это делать, то
лучше, пожалуй, справа.

Сильно вытянутое в длину и неширокое Среднее Капустное озеро
имеет болотистые берега. Ощущается некоторое течение, по
которому и надо плыть около 4 км точно в противоположный от
входа конец. Стоянки средней паршивости имеются только в самом
начале озера, далее их, кажется, нет.

Через пролив, соединяющий Среднее и Нижнее Капустные озера,
переброшен мост. Мост низкий, большие суда, видимо, придется
обнести. От моста можно добраться до населенных мест по дороге.
После 1990 года на этом мосту рыбнадзор полюбил проверять
туристов на предмет наличия рыболовных снастей и пойманной
рыбы. При обнаружении вышеупомянутого наложение приличного
штрафа на туристов почти неминуемо. Впрочем рыбнадзор может
прицепиться и в других местах на реке. Так что те, у кого есть
снасти, прячьте их похитрее.
На правом берегу Нижнего озера видна гряда невысоких холмов,
покрытых редким, видимо, горелым лесом. Плыть надо на правую
оконечность этой гряды. Выход из озера находится как раз около
этой точки, а само озеро тянется дальше. Всего по Нижнему озеру
нужно плыть 3-4 км.
Нижнее Капустное озеро большей частью очень мелкое. В самой
середине есть места, где можно встать на песчаное дно, и
глубина будет меньше, чем по колено. Удовлетворительную стоянку
на берегах найти не очень легко.
После выхода из озера на реке имеется пара перекатов. Затем,
примерно в 1-1,5 км ниже озера находится широкий плес с
возвышенным левым берегом. Из плеса река вытекает, поворачивая
направо. Здесь начинается порог "Разбойник".

Пр.5 (II)
Порог "Разбойник". Длина более 1 км. Просмотр (необязательный)
- слева. На левом берегу перед порогом и в конце него есть
хорошие стоянки.
Первые 500м - мелководная шивера с локальными бочечками,
сливчиками и многочисленными камнями. Русло здесь широкое,
уклон невелик. Под левым берегом есть чистый и вполне глубокий
проход вдоль всего отрезка.
Далее река двумя небольшими островами делится на три протоки.
Много воды лишь в центральной. Длина протоки - 150м, вода
гладкая.
В месте слияния всех проток уклон возрастает. Здесь река
усыпана заметных размеров пенными бочками и валами. Первые 100м
проще идти слева, затем почти все равно. Длина отрезка
400-500м.

Далее несколько километров стоячих плесов. У моста на правом
берегу деревня Дедко-Ламбино (брошенная). От деревни можно
добраться до населенки по дороге.
Мост низкий. Байдарка пролезет под ним, но едва-едва, а при
застревании можно оказаться перевернутым струей и уплыть на
широкие просторы.
За мостом - напротив деревни - широкий плес. Река вытекает из
плеса двумя протоками у самого левого берега среди камышей.
Сразу за плесом начинается участок реки, называемый
"Семиверстным порогом".

Пр.6 (I - II)
Порог "Семиверстный". Смотреть не надо. Начинается двумя очень
мелководными протоками, которые через 100-200 м сливаются.
Левая, видимо, чуть глубже и потому предпочтительней. Общая
длина порога - 7 км. На первом и пятом километрах заметные
шиверы с валами и приличными локальными бочками, остальное -
перекаты или просто быстрая, но гладкая струя. Стоянок мало.

Затем начинается неширокий, но длинный Жемчужный плес. Его
длина - километра 3-4. Плес очень живописен. Дно песчаное, на
берегах высокие сосны. Комаров относительно мало, а рыбы в
реке, похоже, много. На высоком левом берегу повсюду есть очень
хорошие стоянки.
После Жемчужного плеса с небольшим разрывом идут два
простеньких, но именных переката: Карежка-1 и Карежка-2 (I
к/с). Около них стоянки, кажется, даже еще лучше. В перекатах
много надводных камней. Вообще, большое количество надводных
камней характерно для участка реки от Карежек до Канозера.
Через несколько сот метров после второй Карежки на прямом
участке начинается порог "Карельский".

Пр.7(II)
Порог "Карельский". Длина примерно 1 км. Просмотр
(необязательный) возможен, по-видимому, с обоих берегов реки.
Около порога есть неплохие стоянки.
Порог представляет собой шиверу с локальными бочками,
заметными валами, многочисленными надводными камнями. В начале
много проходов достаточной глубины, в конце порога мелковато, и
надо быть внимательным, чтобы со всего маху не сесть на одну из
острых гранитных гряд, коих здесь хватает. С наплыва они видны
плохо, а струя здесь очень быстрая. Поэтому, как говорят
очевидцы, на них частенько налетают байдарочники. В иные годы
обломки каркасов и клочки шкур на берегах наглядно подтверждают
это. Тем не менее, траектория движения в пороге достаточно
произвольная.
Далее опять гладкая вода. На этом отрезке стоянку найти,
видимо, можно, но вряд ли она будет хорошей. Через пару
километров сплава на довольно крутом правом повороте начинается
порог "Канозерский".

Канозеро

Пр.8(II+ - III)
Порог "Канозерский". Длина больше 1 км. Просмотр возможен с
обоих берегов, но лучше справа. Те, кто сильно торопится и
уверен в себе, могут не смотреть вовсе.
В начале порога - довольно крутой уклон. Вода переливается
через гряды валунов и плиты, образуя весьма мощные сливы, бочки
и валы. При этом чистые проходы между камней и бочек довольно
узки и требуют энергичного маневра.
Через 150-200м уклон выполаживается, размеры валов и бочек
уменьшаются. Главное препятствие в оставшейся части порога -
мелководье с острыми камнями. В конце порога река разбивается
на множество проток. Здесь уже совсем мелко, и поэтому весьма
возможна проводка судов.
Линия движения в пороге достаточно произвольная, однако
прохождение начальной части порога вдоль правого берега
представляется более простым.
Стоянки в районе порога есть, но не самые лучшие.

Сразу за порогом - Канозеро. По нему надо проплыть 18-20 км.
Выйдя в озеро, необходимо повернуть налево и плыть к пока
невидимому дальнему берегу мимо круглого скалистого острова.
Хорошие стоянки находятся в основном на островах, а на коренном
берегу таковую найти вовсе даже непросто.
Самая лучшая стоянка на озере, а может быть и на всем маршруте
находится на уже упомянутом круглом острове. От места впадения
Умбы в Канозеро он находится не более, чем в 3-4 км. На острове
есть замечательные места для лагеря, купания и рыбной ловли.
Хотя остров невелик, проблем с дровами нет. Если
предшественники все не съедят, то на острове можно собрать
немало ягод и грибов. А ветер, гуляющий по озеру, сдувает
напрочь всех комаров. Короче, мы всячески рекомендуем построить
маршрут так, чтобы хотя бы одну ночевку можно было организовать
на этом острове.
Одна из характерных особенностей Канозера заключается в том,
что ветры могут разгонять здесь высокую волну. Особенно
неприятен южный ветер, предельно затрудняющий движение в нужном
направлении. Иногда такое движение просто невозможно. Причем
труднее всего будет плыть в начале, так как волны, бегущие от
южной оконечности озера, набирают за 15-20 км очень приличную
высоту. Так что альтернативный теоретический подход к
планированию похода по Умбе гласит, что если погода позволяет,
Канозеро надо пересечь как можно скорее безо всяких остановок.

Двигаться по озеру лучше вдоль левого берега - он не такой
изрезанный. Умба вытекает из Канозера двумя протоками. Левая
носит название Кица, а правая - Родвиньга. Обе протоки вытекают
из самого дальнего и самого южного залива озера. Неподалеку от
истока Родвиньги стоят домики брошенной деревушки. Они видны на
правом берегу озера с расстояния 5-6 км. Исток Родвиньги
находится левее них (если смотреть на домики со стороны озера).
На правом берегу озера рядом с истоком Родвиньги видны также
небольшие песчаные пляжики, намытые ветром.
Исток Кицы находится на левом берегу озера примерно напротив
домиков. Так что, двигаясь вдоль левого берега, раньше увидишь
исток Кицы, а затем Родвиньги.
Теория сплава по Умбе рекомендует выходить в Родвиньгу, так
как это, в конечном счете, позволяет не заходить еще в одно
озеро - Пончозеро.

Родвиньга

До развилки Родвиньга медленно течет среди болот. Хорошие
стоянки только у истока - фактически на озере. Развилка
находится в 2-3 км ниже Канозера. Здесь Родвиньга распадается
еще на две протоки. Левая продолжает называться Родвиньгой и
впадает затем, как и Кица, в Пончозеро. Правая протока
называется Низьма и обходит Пончозеро справа.
На развилке находятся остатки лесосплавных сооружений
(бейшлотов), вода переливается через их бывшие сливы, образуя
довольно бурный перекат. Проходя этот перекат, лучше
придерживаться центра струи, так как у берегов могут попасться
бревна с гвоздями. Плыть надо по правой протоке, т.е. по
Низьме.
В Низьме расход воды заметно меньше, чем был в Умбе в начале
сплава. После развилки плесы чередуются с несколькими
перекатами, на которых также можно увидеть остатки ряжевых
стенок. Длина отрезка 2-4 км. Стоянку здесь найти, наверно,
можно, но только плохонькую.
Затем река замедляется и 8-10 км течет очень тихо среди болот.
Стоянок на этом отрезке, похоже, нет в принципе.
Наконец, берега и лес на них повышаются, и после одного
переката следует симпатичный порожек под названием "Кривец".

Пр.9(II)
Порог "Кривец". Находится на S-образном участке. Просмотр
(необязательный) - справа. Длина 200-300м. В начале порога у
правого берега стоит ряжевая стенка, левый берег заметно выше.
В порожке есть невысокие валы, мелкосидящие камни, два
достаточно крутых поворота с намеками на прижимы.

Затем перекаты и шиверки следуют довольно часто. Хотя эти
препятствия не нумерованы, некоторые из них не уступают по
сложности, например, шиверкам на пороге "Семиверстный".
Неплохие стоянки на этом отрезке встречаются достаточно часто.
Немало можно встретить и остатков лесосплавных сооружений.
Через 50-60 минут сплава (6-7 км от "Кривца") находится порог
"Падун".

Пр.10(II+ - III)
Порог "Падун" (он же "Низьменская ступенька"). Начало порога
определяется по островку с остатками ряжевой стенки и бревнами
на нем. В правую протоку идет совсем чуть-чуть воды. В левой с
наплыва хорошо заметен крутой перепад на входном сливе. Чалка и
просмотр (не очень обязательный) лучше слева. Длина
"Падуна-на-Низьме" около 1 км.
Входной слив имеет перепад около 1м и представляет собой
длинный острый язык. Сразу за ним идут высокие (выше 0,5м) и
достаточно жесткие валы. Через 30-40м стоячка становится меньше
по высоте, но остается достаточно крутой и жесткой, следуя без
перерывов до самого конца порога. Обойти ее почти невозможно,
поэтому лодку будет сильно захлестывать сверху. Через 2-3
плавных поворота порог заканчивается.

Через несколько сот метров после порога Низьма опять сливается
с Родвиньгой. От места слияния хорошо видно окончание порога
"Большой Кривец" на Родвиньге (этот порог, по отзывам, весьма
интересен). На стрелке - домик лесников.
Далее вниз по реке (до моста) препятствий естественного
характера практически нет. За небольшим плесом после слияния
проток в единую Умбу расположен перекат "Малый Кривец" (смысл
названия загадочен, так как перекат находится на абсолютно
прямом участке реки). Длина его метров 200.
Вскоре за ним стационарная рыболовная сетка на семгу,
перегораживающая всю реку. Проход в этом месте обычно находится
у правого берега.
Далее почти сплошные плесы. Через 2-3 км после сетки первая (и
последняя) населенная деревня на реке. Называется она, кажется,
Погост. Из нее, наверно, можно уехать на машине. Машины,
впрочем, заходят сюда нечасто, но этот вариант можно
рассмотреть, если неохота шлепать еще 5-7 км по плесам,
перебираясь при этом через запани.
Река у деревни опять раздваивается. Плыть надо направо.
Возможно, придется пересечь 2-3 запани, которые непонятно где
начинаются и непонятно где заканчиваются. В запанях вполне
могут быть и скопления бревен. Перебираться через эти запани
довольно утомительно. Повсюду встречаются большие поля белых
лилий. Есть неплохие стоянки.
Через 3-4 км река поворачивает налево и еще через 2 км
подходит к мосту автодороги Умба - Кандалакша. У моста есть
хорошая, но грязноватая площадка для разборки судов.
До поселка Умба 4 км. Ехать к нему надо налево от моста (если
смотреть вниз по течению реки). В поселке неплохое снабжение и
можно подкупить продуктов. Автобусы на Кандалакшу ходят четыре
раза в сутки, последний - в районе 9 часов вечера. Билеты
желательно покупать в Умбе.
До Кандалакши отсюда около сотни километров, до моста через
верховья Колвицы - около семидесяти.

Автодорога Умба - Кандалакша

P.S. Ниже моста автодороги Умба - Кандалакша на отрезке до
впадения Умбы в море есть еще 3 порога. Живьем видеть эти
пороги не довелось, поэтому ниже мы предлагаем их описание,
сделанное по рассказам очевидцев, а также по результатам
просмотра видеокадров.

Пр.11 (II+ - III+)
Порог, кажется, носит название "Паялка". Находится в 4-5км
ниже моста на дороге Умба - Кандалакша. Длина порога 600-800м.

Судя по всему, перед порогом река делится надвое довольно
большим островом, поросшим лесом. Кроме того, на острове
расположено какое-то деревянное строение (или строения). Через
левую протоку переброшен деревянный мост, а над правой протокой
натянут трос.
Далее по левому берегу на расстоянии 100-150 метров от реки
видны строения поселка. Ближе к концу порога у левого же берега
расположена ряжевая стенка, которая затем упирается в небольшой
лесистый остров.
Порог начинается в обеих протоках (несколько выше моста и
троса) разгонной шиверой. Самое сложное место порога находится
на слиянии проток (в 20-30 метрах ниже троса и в 30-50 метрах
ниже моста). Здесь сильные струи сбиваются почти под прямым
углом, а затем переливаются через каменную гряду, образую
весьма мощный рваный слив (высотой примерно 1м) поперек почти
всей реки. Впрочем, этот слив можно обойти под самым правым
берегом (а также, кажется, совсем слева - между маленьким
скальным островком и коренным берегом). Далее за сливом река
плавно поворачивает влево. При этом почти по всей ширине реки
стоят высокие стоячие валы, видны также 2-3 мощных локальных
бочки. К концу порога высота валов уменьшается.
По всей видимости, выбрать более-менее спокойный проход не
очень сложно (например, обойти главный слив справа, а затем
сместится в центр струи). Просмотр порога возможен с обоих
берегов.

Пр.12 (II - II+)
Порог средней сложности. Расположен вскоре после предыдущего и
начинается на плавном правом повороте. Длина 500-600м. Во
второй половине порога по левому берегу расположена низкая
ряжевая стенка. За ряжевой стенкой глубоко влево вдается залив,
на берегу которого стоят два каменных строения.
Центральная струя порога образует несколько мощных бочек,
которые, впрочем, без труда обходятся. Судя по всему, если
двигаться все время вдоль правого берега, можно пройти порог
без каких-либо проблем. Просмотр порога лучше осуществлять
справа.

Пр.13 (I - I+)
Порог. Расположен в поселке Умба. Очевидцы утверждают, что
этот порог не сложнее порога "Островной".


 * р.Колвица * 

ЛОЦИЯ (1989, 1993гг.)

Подъезды

Подъезд к реке по автодороге Умба - Кандалакша. Из Умбы
рейсовые автобусы идут не менее четырех раз в день, из
Кандалакши намного чаще. Из Кандалакши автобус идет до деревни
Колвица 50-60 мин. С водителем нетрудно договориться, чтобы он
подвез до моста через верховья Колвицы. Это еще 8-9 км по
дороге. Попутных машин также немало.
Дорога пересекает реку в месте, где она вытекает из Колвицкого
озера. В 200-300м выше моста расположено лесничество (на правом
берегу). Удобное место для стапеля - старый мост и площадки
около него. Однако, вблизи этого места довольно туго со
стационарными стоянками. Можем порекомендовать только маленькую
площадку на берегу Колвицы в 150-200м ниже мостов на правом
берегу (напротив пр.2).

Описание реки

Сток Колвицы зарегулирован очень большим Колвицким озером и
несколькими другими озерами, поэтому уровень воды в реке не
должен испытывать резких колебаний.
Вместе с тем в течение лета он может изменяться весьма
значительно. Так, в июне 1993г. абсолютный расход воды в
Колвице был, на наш взгляд, не менее 30-40 куб.м/сек., и в
1,5-2 раза превышал расход в июле 1989г.
Судя по всему, уровень воды в Колвице снижается по мере того,
как стаивают снега в Хибинах. Уровень воды также, видимо, может
меняться и под воздействием ветровых сгонов и нагонов воды в
Колвицком озере. Дожди на уровень воды влияют мало.
Длина реки от озера до моря - 10-12 км. Поэтому скоростной
сплав без просмотра по Колвице занимает менее часа. Начала всех
порогов хорошо видны с наплыва, зачаливаться перед порогами
легко. Единственное место, где требуются повышенные усилия при
чалке и страховка, - это участок между порогом 10 и водопадом.

У реки есть два заметных левых притока - ручьи Черный и Белый.
В июне в них достаточно воды, чтобы сплавляться по ним на
прочных полиэтиленовых каяках. Следует учесть, однако, что
техническая сложность притоков заметно выше, чем у Колвицы.
По самой Колвице можно сплавляться на всех видах судов. Но
наибольший интерес представляет сплав на каяках и байдарках.

Лоция реки Колвица

N п/п (к/с)

Пр.1(II)
Это шиверка, которая находится как раз под новым и старым
автомостами в месте, где Колвица вытекает из озера. Длина
50-70м. Просмотр с старого моста.
Под новым мостом струя резко ускоряется и через 20-30м влетает
под полуразрушенный старый мост. После старого моста струя с
небольшими валиками тянется еще 30-40м.
Старый мост очень низкий. Для каяков и байдарок проходим самый
левый пролет. Но чтобы попасть туда со струи, нужен очень
точный маневр. Рекомендуем его выполнять только людям, имеющим
неплохие слаломные навыки, поскольку влетание в любое другое
место под мостом означает практически стопроцентный киль. При
этом весьма вероятно, что лодку сильно заломает. А гребцы
вполне могут зацепить старые гвозди и нагели, кое-где торчащие
из бревен.
В принципе возможно прохождение через центральный пролет с
помощью эскимосского переворота, но для этого желательно
убедиться в том, что в струе не торчит никаких железок или
бревен.
Для больших судов это место непроходимо.
Особого спортивного интереса препятствие не представляет.
Поэтому если кто-то не хочет рисковать лодкой или собой, может
обнести его без угрызений совести.

Начало следующего препятствия хорошо видно уже с мостов. За
пр.1 следует выдающийся далеко влево глубокий плес длиной
100-150 метров. Затем река снова сужается. В этом месте у
левого берега находятся остатки какой-то деревянной дамбы.

Пр.2(I+)
В сужении реки сразу за дамбой находится довольно волнистая
шивера-порожек длиной 70-80м. Шивера абсолютно прямая. В малую
воду в ней имеются мелкосидящие подводные камни, которые надо
обойти. Просмотр (необязательный) - справа.
За шиверой следует 1-1,5км практически гладкой воды, в
основном широкие плесы со слабым течением.

Пр.3(II - II+)
Интересный порожек ("Кривой"?). Начинается на довольно крутом
правом повороте. Данное препятствие лучше просмотреть,
поскольку на середине отрезка находится низкий мост, который не
виден при входе в порог.
Логичнее всего чалиться перед самым порогом на левом берегу (у
березовой рощицы). Отсюда начинается удобный просмотр всего
препятствия.
Первая половина порога имеет длину 100-150м и представляет
собой шиверу с локальными бочками и заметными валами. Эта
шивера начинается на правом повороте, а затем уходит за слепой
поворот налево. На вогнутом берегу в месте левого поворота
расположена ряжевая стенка. Основная струя заметно тянет к этой
стенке, образуя небольшой прижим.
После конца ряжевой стенки валы заканчиваются, и остается
30-40м гладкой струи до низкого моста. Зачаливаться для обноса
моста можно с обеих сторон, но делать это надо быстро, так как
перед мостом струя вновь ускоряется.
Для байдарок и каяков в малую воду для прохода, возможно,
хватит высоты в центральном пролете. Но, скорее всего, пройти
под мостом без проблем можно только с использованием
эскимосского переворота. Центральный пролет обычно достаточно
глубок и чист для сплава вниз головой, но в этом факте надо
удостовериться заранее, потому что из верховий всегда может
приплыть свежее бревно и застрять.
Вторая половина порога начинается сразу после моста и имеет
длину примерно 100м. Она представляет собой серию валов и
бочек, которые особенно мощны и высоки (до 1м) в правой части
русла.
Общая длина порога 200-300м.

Далее следует 700-800м гладкой воды.

Пр.4(I - I+)
Простая шивера длиной 150-200м. Расположена на прямом участке
реки. В низкую воду в конце может быть мелко. С наплыва
просматривается практически до конца.

Затем следует еще 500-600м гладкой воды.

Пр.5(I - I+)
Шивера, похожая на предыдущую. Расположена на прямом участке и
целиком просматривается с воды. Длина 100-150м. В конце
возможно мелководье.

Далее опять 600-800м гладкой воды.

Пр.6(II - II+)
Интересный порожек длиной 200-250м ("Прижимистый"?).
Начинается на слабо выраженном левом повороте. Конец порога
скрывается за плавным правым поворотом.
В начале порога слева впадает небольшая речка (Черный ручей).
В конце порога на левом берегу - невысокая скала. На правом
берегу на небольшом пупыре находится очень хорошее место для
стоянки.
Для просмотра целесообразнее чалиться справа. Сам просмотр,
вообще говоря, необязателен и рекомендуется нами скорее из
эстетических, чем из спортивных соображений.
В пороге есть заметные валы и бочки. В малую воду появляется
немало обливных камней. Струя, благодаря приличному уклону,
разгоняется на пороге довольно сильно.
Линия движения в пороге - произвольная. Благодаря большому
количеству теней у берегов и за бочками, резким границам струй,
большой скорости течения и валам правильной формы
порогпредставляет собой отличное место для тренировочного
катания на каяках.
(Черный ручей (или по крайней мере последние его километры)
вполне пригоден для сплава на прочных полиэтиленовых каяках в
мае-июне. А может быть даже и весь сезон.
Техническая сложность нескольких сотен метров перед устьем -
от II до III. Но выше вполне могут встретиться и более сложные
места, включая непроходимые водопады и завалы из бревен.
Расход воды в Черном ручье, увиденный нами в конце июня
1993г., не превышал 3-5 куб.м/сек. Уклон приустьевого отрезка -
свыше 10 м/км при ширине ручья 2-3 метра. Поэтому сплав по
Черному ручью в основном происходит на отрицательной скорости.)


За порогом 6 находится широкий плес длиной метров 200.

Пр.7(I+ - II)
Сразу после этого плеса начинается порожек длиной 500-700м
("Прямой"?). В начале порога реку пересекает высоковольтная
линия.
Колвица в этом пороге течет довольно широко. Уклон здесь
небольшой. Поэтому в пороге много мелкосидящих камней,
особенно в конце. Есть застрявшие на мелководье деревья,
которые, правда, сплаву особенно не мешают. Валы в пороге
невысокие. Просмотр необязателен, линия движения произвольная,
но в конце надо быть внимательным, чтобы найти достаточно
глубокий проход и не сесть на камни.

За порогом 7 следует 800-1000м гладкой воды.

Через 100-200 после окончания порога слева впадает еще одна
маленькая речка - Белый ручей.
(Белый ручей также проходим на полиэтиленовых каяках. Но его
нижняя часть заметно сложнее, чем на Черном ручье. Достаточно
сказать, что всего в 200-250м от устья на Белом ручье
расположен великолепный каскад водопадов с общим перепадом
10-15м. С Колвицы этот водопад, кстати, не виден.
К сожалению, каскад водопадов в целом непроходим, так как
ручей в этом месте разбивается на многочисленные протоки, где
вода падает прямо на камни. Вдобавок в русле валяются упавшие
деревья.
Но прыгнуть на каяке можно, например, с самой нижней ступеньки
водопада (2,5м) в основной протоке, поскольку перед ней и за
ней имеются достаточно глубокие лоханки.
Расход воды и уклон в Белом ручье примерно такие же, как и в
Черном. Техническая сложность отрезка ниже водопада - III-IV
к.с. Характеристики участка выше водопада нам неизвестны.)

За 200-300м до начала порога N8 на правом берегу расположена
будка водомерного поста. Над рекой в этом месте протянуты
тросы.

Пр.8(II+ - III+)
Красивый порог ("Белый"?), который по сложности превосходит
все предыдущие. Его начало находится на крутом левом повороте
среди высоких берегов. Течение перед порогом слабое. Чалиться и
просматривать порог лучше справа.
Общая длина порога 200-250м. В начале расположены сливы с
гранитных плит. В правой части русла перепад выбирается крутым
сливом высотой около полутора метров. Слева находятся две
последовательные ступеньки, высотой 50-60см каждая.
Сразу за входными сливами река поворачивает направо. На
повороте в струе стоят довольно высокие валы, которые
постепенно уменьшаются. В этом месте есть также небольшой навал
на левый берег, что надо учитывать при заходе в порог слева.
Далее до конца порога тянется шивера с невысокими валами и
локальными бочками.
Линия движения в пороге произвольная. Отметим только, что
прыжки на каяках и байдарках с высокого входного слива в правой
части русла нередко кончаются утыканием носа лодки в донную
плиту, поскольку за сливом очень мелко.
В целом порог является очень хорошим местом для тренировок.
Котлы за сливами и стоячие валы мягкие, камней в струе почти
нет.

За порогом следует метров 100-200 гладкой струи.

Пр.9(I+)
Шивера длиной 300-400 метров. В начале довольно заметные валы.
Затем немало мелкосидящих камней. Просматривать необязательно.


Далее за пр.9 следует двух-трехкилометровый участок, который
нельзя назвать гладкой водой, так как перекаты и шиверистые
куски следуют один за другим.
Вместе с тем они довольно однообразны, сложность их не
превышает первой категории, поэтому выделять их в лоции нет
смысла.

За шиверкой, в начале которой у левого берега лежит большой
(2-2,5м высотой) валун, река втекает в очередной плес. В конце
плеса в левой части русла находится небольшой низкий островок с
несколькими деревцами на нем. Через 50-60м после островка на
плавном правом повороте Колвица резко сужается. В сужении видны
высокие валы. Это начало пр.10. (пор."Черный").

Пр.10 (IV - IV+)
Короткий, но сложный порог. Особенно внушителен в высокую
воду. Общая длина порога 120-150м. На правом берегу перед
порогом находится хорошая стоянка. В двухстах метрах от нее, за
леском, - крайние дома деревни Колвица. До автобусной остановки
отсюда метров 600-700.
Просмотр и страховку также предпочтительней осуществлять с
правого берега.
Порог начинается цепью достаточно мощных локальных бочек,
между которыми есть гладкие языки. Далее по всей ширине реки
стоят довольно крутые и высокие валы, перемежающиеся с
локальными бочками. Затем река еще более сужается, а течение
разгоняется еще сильней.
Здесь струи, отраженные от берегов, образуют высокий стоячий
вал в центре. Сразу за валом стоят одна за другой две мощные
бочки поперек всей струи. Сразу после второй бочки на правом
берегу - остатки ряжевой стенки. Напротив ряжевой стенки стоит
3 или 4 постепенно уменьшающихся вала, а затем река разбивается
на три шиверистые протоки. В этом месте порог 10, в сущности, и
кончается, а следующий участок следует рассматривать уже как
заход в водопад.
Заключительные бочки порога 10 смотрятся весьма угрожающе,
особенно в высокую воду. Однако эти бочки, в общем, проносные,
и пробить их не так сложно.
Линия движения в пороге достаточно произвольная. Но наиболее
логичный способ прохождения заключается в следующем: сперва
надо постараться обойти наиболее мощные бочки и валы в
начальной части порога, а затем, разогнавшись, по центру
прострелить финишные бочки.
Пожалуй, наибольшей трудностью является не столько сам порог,
сколько страховка за ним, так как менее чем в 100 метрах за
порогом Колвица образует самый натуральный водопад.

Сразу после порога 10 река разбивается на три протоки. Левая и
центральная протоки мелкие. Попав в них, плывущий человек
вполне может встать на дно и самостоятельно выйти на берег.
Правая протока заметно глубже, течение в ней также более
быстрое.
Основная струя после порога обычно сбрасывает все плывущие
предметы именно в правую протоку. Поэтому оптимальной является
одновременная страховка с правого коренного берега за порогом и
с верхней оконечности правого острова. Для этого желательно
иметь, как минимум, 2-3 морковки. Страховка с воды
нецелесообразна - страхующее судно струя запросто может утянуть
в водопад. При низком уровне воды страховка заметно проще.

Пр.11 (V - VI)
Водопад. Река падает в водопад двумя протоками. При этом
конфигурации водопадов в левой и правой протоках довольно
сильно отличаются друг от друга.
Просмотр водопада в правой протоке осуществляется с правого
коренного берега, водопада в левой протоке - с левого коренного
берега. Этого достаточно, чтобы получить общее впечатление.
Для более детального просмотра обоих водопадов надо перебраться
на левый остров, так как отсюда гораздо более четко видны
основные сливы.
Как уже говорилось выше, сразу после порога 10 Колвица
разбивается на три протоки, но правая и центральная протоки
сливаются перед самым началом водопада. В правую протоку
водопада попадает не менее 70-80% речной воды.
Конфигурация водопада в правой протоке довольно сложна и,
кроме того, сильно видоизменяется в зависимости от уровня воды.
Там, где падает основная струя, перепад выбирается не одним
сливом, а тремя ступенями общей высотой метров шесть. При этом
в высокую воду на второй ступеньке образуется мощнейший косой
котел. А сразу за второй ступенькой струя поворачивает вправо
на девяносто градусов. Именно это место ставит под сомнение
благополучное прохождение порога даже на очень больших судах
(при высокой воде).
В двух-трех местах прямо по центру основной струи торчат едва
залитые водой (или открытые) острые гранитные зубья. Да и
вообще струя в водопаде буквально мечется среди камней,
особенно в низкую воду.
После сливов на протяжении 50-70м следует очень быстрая и
мощная струя с высокими валами. В этом месте вода наваливается
(не очень сильно) на бревенчатую стену бывшей электростанции,
остатки которой расположены на правом берегу.
В высокую воду часть воды падает через камни и бревна совсем
справа - у остатков электростанции - и образует слив высотой
4-5 метров и крутизной около шестидесяти градусов. Теоретически
на каяках и даже катамаранах можно прыгнуть и здесь. Однако при
этом придется заныривать в воду и маневрировать среди мощных
завихрений воды в непосредственной близости от гвоздатых бревен
и острых гранитных зубьев. Это очень опасно в случае
переворота, который весьма и весьма вероятен.
Полноценную страховку в правой протоке организовывать весьма
непросто. Для этого потребуется не менее трех-четырех человек и
двух-трех спасательных концов, размещенных на разных берегах.
В целом водопад в правой протоке, несомненно, препятствие
шестой категории сложности, особенно в высокую воду. Поэтому
правая протока до сих пор (к 1994г.), по-видимому, не пройдена,
хотя пройти ее, в общем, можно. Особенно в малую воду на каяке.

В левую протоку водопада идет гораздо меньше воды. Перед
водопадом расположена неглубокая простая шиверка длиной метров
сто. В конце шиверы левая протока разбивается еще на три струи
и падает с гранитной скалы крутизной 40-50 градусов. Высота
всех трех сливов - 5-5,5 метров. Левый и правый сливы не имеют
разумных проходов. Центральный же представляет собой идеальное
место для прыжков (во всяком случае в высокую воду).
Даже в высокую воду в центральный слив левой протоке идет лишь
4-6 кубометров воды в секунду. Выступов на скале немного, и они
недостаточно высоки, чтобы всерьез осложнить прыжок вниз. Прямо
по центру этого слива есть проход шириной метра полтора, где
вообще нет выступов. Именно здесь лучше всего прыгать на каяке.

Струя перед сливом совершенно прямая и не очень быстрая,
поэтому заход несложен. Для того чтобы лучше видеть с наплыва,
где находится наилучшее место для прыжка, желательно выставить
сигнальщика либо на краю слива, либо на высоком берегу за
водопадом.
После слива вода падает в глубокую круглую лагуну. В середине
лагуны растет гриб из отраженной ото дна воды, который образует
медленное вращательное течение и сбрасывает все плавающие
предметы прямо к берегам. Опасных камней в лагуне нет. Выход
из лагуны не шире 4-5 метров, так что страховать прохождение в
этом месте очень удобно и легко. Для этого достаточно одного
человека с морковкой.
Удар об воду после слива получается мягким при любой
траектории падения судна. Поэтому для того, чтобы избежать
травм, достаточно в полете не стучаться собою об скалу.
Категория сложности водопада в левой протоке - 5. Автор этого
описания дважды прыгал с этого водопада на каяке 22.6.93г.,
причем однажды удалось обойтись без переворота. В этот же день
были сделаны два еще более лихих прыжка на катамаране-четверке,
но для прохождения водопада без переворотов чуть-чуть, к
сожалению, не хватило удачи.

Через 60-80 метров после правого водопада и через 100 метров
после левого водопада основные протоки опять сливаются. Здесь
начинается уже следующее препятствие.

Пр.12(I+)
После слияния проток начинается несложная шивера длиной
300-400 метров. Река в этом месте довольно широкая. Быстрая
основная струя с заметными валами извивается среди мелководных
участков и островков. Глубокие проходы хорошо видны с наплыва.


Еще через несколько сот метров река впадает в Колвицкую губу
Белого моря. Расстояние от последней шиверы до моря слегка
меняется при чередовании приливов и отливов.

Отъезд

Возвращаться в Кандалакшу можно на автобусе, который ходит из
деревни Колвица раз десять в сутки, а в выходные дни - каждый
час, и привозит прямо на вокзал. Некоторые плывут в Кандалакшу
по морю. По расстоянию это примерно 30км. Говорят, что это
очень живописный, хотя и трудоемкий маршрут. Главная сложность
заключается в том, что морские ветры могут разогнать очень
высокую волну, и тогда надо причаливать к берегу.

Д.Кувалин

Некоторые дополнительные соображения общего характера:

1. Колвица - замечательная тренировочная речка. Препятствия
совершенно различной сложности расположены так, что и очень
квалифицированные люди, и относительные новички без труда
найдут наилучшие для себя варианты сплава и тренировок. Хорошее
место для базового лагеря у водопада, асфальтированная дорога
вдоль реки, большое число попутных машин и белые ночи позволяют
сплавляться по Колвице хоть по 3-4 раза в день. Попасть на
Колвицу из центров цивилизации также просто. Единственный минус
реки - северный климат (хотя солнечные дни здесь вовсе
нередки), а то бы Колвица в качестве места для тренировочных
сборов давно бы затмила собой Южный Буг.
2. Судя по карте и некоторым визуальным ощущениям, район
Кандалакши и окрестности Колвицы могут быть местом серьезной
долговременной экспедиции для сильной команды каякеров. Такие
речки как Нива, Нижняя Лувеньга, верхняя часть Тикши (впадает в
Колвицкое озеро со стороны гор), Валас и Гусеничный ручей
(впадают в Кандалакшскую губу с стороны карельского берега) и
некоторые другие явно должны иметь каскады сложных порогов
(вплоть до 5 к.с.) и водопады. Правда, для того чтобы подробно
исследовать все эти водотоки, надо выполнить 3 условия: взять с
собой прочные полиэтиленовые лодки, иметь в своем распоряжении
джипообразное транспортное средство, а также подгадать под
высокий уровень воды (что скорее всего возможно в июне).
3. Раз в 2 дня к одному из кольских поездов цепляют багажный
вагон. Этот вагон разгружается и загружается на всех крупных
станциях, включая Кандалакшу. Поэтому любые неразборные лодки в
этот район завозятся без труда.
4. С хорошими стоянками на Умбе не очень, поэтому рекомендую
решать эти вопросы заранее, а не в конце ходового дня. Для
предварительного планирования можно использовать мою лоцию -
все, что я называю хорошими стоянками, проверено мною лично.
5. Кому не лень, возьмите с собой саперную лопатку. А то в
некоторых местах попадется так много мусора от рыбаков и
туристов, что захочется его закопать. Да нечем будет.
Д.К.

===============================================================
FILE: umba1.txt
Умба-Колвица

Оригинал этого докмента лежит здесь ¦ http://reef.tau.ac.il/tur/umba.html

</pre>
<base href=http://reef.tau.ac.il/tur/umba.html>
<center>
<h1>О Т Ч Е Т</h1><br><br>
о водном походе 3 категории сложности<br>
по рекам Кольского полуострова<br>
Умба и Колвица<br>
с 5 по 17 июля 1995 г.<br><br>
</center>
Руководитель: Климшин А.В.<br>
Маршрутная книжка: 9В-95<br>
Адрес руководителя: г.Саратов, ул.Астраханская
<br><br><br>
<center><h4>Саратов 1996</h4></center><hr>

Справочные сведения о путешествии


Вид туризма: водный<br>

Район путешествия: Кольский п-ов<br>

Категория сложности: третья<br>

Число участников: 6<br>

Сроки проведения: 5 июля - 17 июня 1995г.<br>

Продолжительность похода: 13 дней<br>

Протяженность маршрута: 147 км<br>

Маршрут группы:<ul>
г. Апатиты - р. Умба: пор. Островной, пор. Падун, оз. Капустные, пор.
Разбойник, пор. Семиверстный, пор. Карельский, пор. Канозерский -
оз. Канозеро - р. Родвинга - р. Низьма: пор. Кривец, пор. Падун -
р. Умба - р. Колвица: пор. Кривой, пор. Белый, пор. Черный - г.
Кандалакша. <BR><br>
</ul>

Маршрут утвердила Саратовская ОМКК 22 июня 1995г. (в
составе: Вехов П.П., Свердлов М.И., Сафронов В.А.)
<br><br>


МКК рассмотрела отчет и признала, что путешествие может быть зачтено всем
участникам и руководителю. Маршрут соответствует .............. категории
сложности.<br>

Отчет использовать в библиотеке ОМКК.<br><br>

Состав группы

<table border=5% cellpadding=25 cellspacing=5 >
<TD ALIGN=middle VALIGN=top>

Климшин Александр Викторович<hr>Любушкина Елена Владимировна<hr>
Пузанкова Инна Юрьевна<hr>Афанасьев Андрей<hr>Паровой Олег
Николаевич<hr>Андреева Анна
Николаевна</td><td><br>руководитель<hr><br>врач<hr>
<br>завхоз<hr>хронометрист<hr><br>участник<hr><br>
участник</td><td>У:5 Шавла-Аргут-Катунь(1993)<br>
Р:2 Смотрич-Днестр (1991)<hr><br>У:5 Шавла-Аргут-Катунь (1993)<hr><br>
У:5 Сандалаш-Чаткал (1995)<hr>У:1 Терешка (1995)<hr><br> У:5 Сумульта-Катунь (1992)
<hr><br>Р:4 Саянская Ока
</table>
<center><h2>!!!!</h2></center>
<dd>Реки Кольского полуострова (в их числе Умба и Колвица) являются
нерестовыми для семги, поэтому лов рыбы в них запрещен. Появление на реке
с рыболовными снастями приравнивается к браконьерству. Для сплава по этим
рекам требуется разрешение Мурманскрыбвода (г.Мурманск ул.Комсомольская,
2), куда следует обратиться за несколько месяцев до похода.

Транспорт

<dd>До станции Апатиты можно доехать поездами, идущими в Мурманск. До
моста через Умбу регулярного железнодорожного сообщения нет. Рейсовые
автобусы туда ходят из Кировска. Наиболее логичным представляется доехать
до трассы, по которой ходят автобусы (например автобусом Апатиты -
Кировск), и на этом перекрестке ловить автотранспорт, идущий в нужном
направлении.<dd>

При переезде с Умбы на Колвицу, суда в собраннном виде были отправлены
попутным КАМАЗОМ, а личный состав доехал на рейсовом автобусе, идущем в
Кандалакшу, который проходит по мосту через Умбу около 21 час. Следует
иметь в виду, что в выходные движение грузового автотранспорта почти
отсутствует, а автобус - переполнен.
<dd>При отсутствии разрешения органов
рыбохраны на сплав, не следует долго светиться на мосту через Колвицу.
<dd>
Из поселка Колвица до Кандалакши в 9, 13 и 19 часов идут рейсовые
автобусы.
<dd>
Более свежую и полную информацию следует добывать на месте.

Техническое описание маршрута

<dd>Описание составлено для уровня воды заметно выше среднего.
Оценка сложности, проходимости и опасности порогов для более низкой воды
может существенно отличаться от приведенной ниже.

<center> <b> Река Умба.</b> </center>

<dd>Умба - типичная равнинная
река европейского севера. Длинные утомительные плесы, озера и локальные
мощные пороги, некоторые из которых (Падун(1), Канозерский, Падун(2)) в
книге ''Водные маршруты СССР. Европейская часть'' названы непроходимыми
(для байдарок). Такая оценка их сложности явно
завышена. Пороги Падун(1), Карельский и Канозерский могут представлять
интерес для отработки катамаранной техники.
<br>
<b>5 июля.</b>
<br>
Маршрут начинался от порога Островной (Островский), до которого следует пройти
от мостов (автомобильного и железнодорожного) правым берегом вверх по течению
1.5-2 км. Берег заболочен, но можно найти места для стоянки и сборки
судов.
<br>
<b> 6 июля.</b>
<br>
<b> ПОРОГ ОСТРОВНОЙ.</b> (к.т.- 2)
<br>
Свое название порог получил из-за нескольких островков, разделяющих реку в
этом месте на две протоки. Более бурная - правая с невысокими валами и
двумя сливами <0.5 м, которые при желании без труда обходятся.
Заканчивается порог (ниже слияния проток) довольно мощной шиверой с
валами до 1м и большими обливниками в струе. Общая длина порога около
1км. Порог можно идти без просмотра на всех типах судов, но, поскольку
это единственное заслуживающее внимания место перед порогом Падун(1), на
нем стоит покататься для срабатывания экипажей.
<br>
От окончания порога до мостов минут 10 сплава. Под мостами быстрина с языками
между опорами. Еще минут через 15-20 сплава река впадает в систему
небольших озер, где следует вдоль правого берега через узкую протоку идти
в самое дальнее из них. От моста до порога Падун(1) 2-2.5 часа
чистого ходового времени (ЧХВ). Весь этот участок можно
охарактеризовать как плес с несколькими несложными перекатами.
<br>
<b> 7 июля.</b>
<br>
<b> ПОРОГ ПАДУН(1)</b> (На р.Умба существует 3 порога с названием Падун, в
данном отчете они пронумерованы сверху вниз по течению). (к.т.- 3-4(н),
не ниже 4(б)).
<br>
<b>Просмотр(!)</b> с левого берега. Хорошие стоянки.
<br>
<b>1 ступень:</b> Двухступенчатый мощный слив высотой 2-2.5м
перегораживающий всю реку с двумя или тремя (в зависимости от варианта
захода) бочками. Вблизи левого берега стоит огромный камень,
левее которого возможен проход. При этом варианте прохождения слив
одноступенчатый, менее мощный, но более крутой, с бочкой после него.
Далее, до начала второй ступени - мощная струя с крутыми жесткими
валами. Эффективная страховка байдарок с берега возможна только при
прохождении первого слива по левому варианту. При остальных вариантах
прохождения страховка может осуществлятся катамараном, с вывозом
аварийного судна и экипажа на остров во 2 ступени порога.
<br>
<b> 2 ступень:</b> Большая часть воды идет между левым берегом и островом
(справа от острова - мелкая и узкая "канализация"). При движении по
основной струе судно неминуемо проходит через пульсирующий вал высотой
около 1.5м и следующий за ним слив (1.5-2м) с мощной бочкой (сценарий
событий для судна, потерпевшего аварию в 1 ступени). Если перед 2
ступенью выйти из струи влево, то судно проносит левее бочки по
относительно гладкому треку. Ниже порога - спокойное течение. Порог
идется на всех типах судов, но из-за недостаточной схоженности к тому
моменту байдарочных экипажей, без оверкиля ими пройден не был.
Порог не представляет серьезной опасности для экипажей, имеющих опыт
аварийного сплава в спасжилете по порожистым участкам.
<br>
<b> 8 июля.</b>
<br>
Ниже порога Падун до Капустных озер серьезных порогов нет. ЧХВ около 3 часов.
Озера мелкие. Между Верхним и Средним Капустными озерами - остров длиной
1км и шириной 0.5км, образующий 2 протоки. Правая - мелкая. В левой -
порог Межозерный (2-3 к.т., валы до 1м, камни). Ниже порога за мысом
левого берега озера очень приятный песчанный пляж. Между Средним и Нижним
Капустными озерами - мост. При движении по Нижнему Капустному озеру
следует держать курс на Лысую гору, стоящую на южном берегу озера. Выход
из озера находится правее этой горы.
<br>
<b> 9 июля.</b>
<br>
На выходе из озера несложный порог, а в 2км ниже - порог Разбойник.
<br>
<b> ПОРОГ РАЗБОЙНИК (Щелистый).</b> (к.т.- 3)
<br><b>Желателен просмотр.</b><br>
<b> 1 ступень:</b> По центру реки сложная структура струй, 2 крутые
ступеньки, за которыми мощные бочки. Вся эта радость без труда обходится
вдоль левого берега. Просмотр с левого берега.
<br>
<b> 2 ступень:</b> Участок с большим уклоном длиной ок. 500м. Основные
препятствия: крутые валы и большое количество плохо различимых с воды
обливников. Между ступенями - мелкий каменистый участок, за которым
байдаркам следует пристать к любому берегу для просмотра. Катамараны
могут идти 2 ступень без просмотра.
<br>
Ниже порога до пос. Дедко-Ламбина (нежилой, можно встретить только
браконьеров) ок. 2 часов ЧХВ - скучный плес. Перед поселком - низкий мост.
Сразу за поселком начинается порог Семиверстный.
<br>
<b> ПОРОГ СЕМИВЕРСТНЫЙ.</b> (к.т.- 2-3)
<br>
В начале порога мелкий перекат, а далее порог представляет собой длинную
шиверу средней сложности с валами и рядом камней в струе. Самым сложным
препятствием являются 2 слива-ступеньки с бочками, совершенно не видимые с
воды (обходятся под правым берегом). Ориентиром служит низкий
каменный остров, перегораживающий левую половину реки. Байдаркам стоит
пристать к высокому правому берегу метрах в 100 выше этого острова для
просмотра.
<br>
<b> 10 июля.</b>
<br>
Ниже на протяжении 3-4км короткие участки плеса чередуются с короткими
шиверами, среди которых встречаются весьма бурные.
Следующие 6-7км до Карельского порога - Жемчужный плес, очень красивый и
не представляющий никакого технического интереса. Немного выше
Карельского порога на левом берегу видны домики турбазы.
<br>
<b> ПОРОГ КАРЕЛЬСКИЙ.</b> (к.т. - 3)
<br>
Длина порога ок. 1км. В этом месте река достаточно широкая, поэтому возможно
множество вариантов прохождения. Характерные препятствия: сливы (в начале
порога), бочки, высокие валы, разных размеров камни. Наиболее сложна верхняя
часть порога, ниже он постепнно упрощается. Просмотр с любого берега, по
берегам - тропы. Удобные стоянки.
<br>
Через 3км за крутым правым поворотом начинается Канозерский порог.
<br>
<b> 11 июля.</b>
<br>
<b> КАНОЗЕРСКИЙ ПОРОГ.</b> (к.т.- 3(н), 4(б))
<br>
<b>Просмотр(!)</b> порога с крутого скального левого берега. Вдоль берега тропы. Удобные
стоянки.
<br>
В пороге мощная струя и высокая насыщенность препятствиями: мощные сливы,
бочки, высокие валы и камни в струе. Наиболее простые варианты
прохождения: вдоль правого берега или (для байдарок в высокую воду) по
скальному желобу под левым берегом.
<br>
<b> 12 июля.</b>
<br>
Ниже Канозерского порога Умба впадает в Канозеро. Между порогом и озером очень
мелкий перекат, по которому суда приходится проводить вручную.
<br>
<b> КАНОЗЕРО:</b>
<br>
Мы пересекли озеро в месте впадения Умбы и дальше двигались вдоль правого
берега. Мыс правого берега, отделяющий от озера залив, с озера
кажется островом, но таковым не является, поэтому не следует пытаться
обойти его справа. В южном конце озера - бывший поселок Зашеек, состоящий
из нескольких полуразрушенных домов, который и служит ориентиром.
<br>
Условия, в которых мы преодолевали озеро:<br>
Холодно. Сильный ветер (попутный!!!), при котором катамараны с
импровизированными парусами по скорости не уступали Тайменям. При таком же,
но встречном ветре, движение катамаранов было бы проблематичным. Волна до
1.5м высотой, в ложбине между волнами Таймень укладывался вдоль(!) с запасом.
На такой волне в байдарке без страховки катамараном очень неуютно.
ЧХВ по озеру ок. 6 часов.
<br>
<b> 13 июля.</b>
<br>
Река Умба (Родвинга) вытекает из озера около поселка Зашеек. На протяжении
следующих 6-7 ходовых часов берега заболочены и мест, пригодных для
лагеря нет, поэтому во второй половине ходового дня двигаться дальше не
стоит! В 0.5км от озера простой Нижне-Канозерский порог, а в 2-3км ниже
на Родвинге стоит плотина (открыта, использовалась в те времена, когда
производился сплав леса), выше которой отходит правый рукав - Низьма.
Низьма начинается коротким простым порожком. Ниже еще 2 порожка, а дальше
- плес между болотистых берегов. Через 5-6 ходовых часов участки плеса
начинают чередоваться с порожками, где и появляются первые после озера
места для стоянки. Порог Кривец выделяется из этих порогов только большей
длиной, их категория трудности не превосходит 2. От начала этих порогов
до порога Падун(2) ок. 2 часов ЧХВ. Ориентиром начала порога Падун служит
завал из бревен у правого берега, перегораживающий большую часть русла,
после левого поворота.
<br>
<b> 14 июня.</b>
<br>
<b> ПОРОГ ПАДУН(2).</b> (к.т.- 3)
<br><b>Просмотр(!)</b><br>
<b> 1 ступень:</b> Язык слива высотой ок. 1.5м, дальше - быстрая
струя, камни. Длина ступени 200-300м.
<br>
<b> 2 ступень:</b> Несколько поворотов реки,
мощная струя, высокие (до 1м) валы и множество больших камней,
расположенных в шахматном порядке. Участок очень неприятен для сплава вне
судна.
<br>
Страховка байдарок в 1 ступени катамараном ниже слива. Просмотр
с левого берега. Вдоль берега - тропы и старая дорога, по которым
возможен обнос. Удобное место для стоянки.
<br>
Ниже порога - слияние Низьмы с Умбой. Через 1 час сплава река
перегорожена сеткой - рыбзавод. Еще через 1--1.5 часа на левом берегу
крутого правого поворота появляется село Погост (с шведским флагом на
мачте и явно импортными любопытными физиономиями). На этом участке
несколько простых пророгов. Дальше река расширяется и больше напоминает
озера почти без течения. Двигаться следует, придерживаясь левого берега.
От Погоста до автомобильного моста ок. 2 часов ЧХВ.
<br><br>
<b> Комментарий к погоде:</b><ul>
При сплаве по Умбе - ежедневный дождь с 13 до 15 час.
При этом по ночам - почти всегда солнечно (24 - часовой световой день),
поэтому некоторые группы, ловя хорошую погоду, предпочитают плыть ночью.
Неприятностью такого режима является то, что при общем движении на юг,
приходится плыть против низко висящего солнца и, из-за бликов на воде,
препятствий совершенно не видно.</ul>

<center> <b> Река Колвица.</b> </center>
<br><br>
<b> 15-16 июля.</b>
<br>
<dd>Колвица - очень приятная речка с берегами, поросшими сосновым лесом, и
незагаженными удобными стоянками через каждые 200-300м по обоим берегам.
Вдоль правого берега - дорога.
<br>
<dd>Сплав по Колвице - это сплошное чередование коротких плесов и порогов.
На 12 км реки их больше 10. Большинство из них не выше 2 к.т.
<br>
<dd>Выделяются из всех следующие:
<br><br>
1.<b> ПОРОГ КРИВОЙ.</b>(к.т. - 2, но опасен)
<br>
Один из первых порогов на Колвице.
Начинается правым поворотом, за ним левый поворот с прижимом к полуразрушенной
стенке из бревен, а дальше - низкий мост над бурной струей. Просмотр по левому
берегу. При прохождении порога следует зачалиться к правому берегу между
стенкой и мостом (страховка при зачаливании) и обнести мост. От начала порога
прижим и мост за поворотами не видны.
<br><br>
2.<b> ПОРОГ БЕЛЫЙ</b> (3-х метровый водопад). (к.т. - 3(н), 4(б))
<br><b>Просмотр(!)</b><br>
От автодорожного моста до водопада ок. 4 часов ЧХВ. Ориентир начала порога -
водомерный пост на правом берегу, от которого над рекой протянут трос. Сразу
после троса надо чалиться к левому берегу до левого поворота реки!
<br>
Скальные плиты образуют 2 полутораметровые ступеньки с мощными бочками, ниже
которых участок быстротока с валами (сразу после ступенек валы имеют высоту
>1м) и обливниками в струе длиной 150-200 м.
<br>
Мощные бочки предъявляют серьезные требования к снаряжению и опыту байдарочных
экипажей. Обнос первых двух ступенек возможен по левому берегу (15-20м).
<br>
Все пороги ниже этого надо просматривать, чтобы не влететь в Черный порог.
<br><br>
3.<b> ПОРОГ ЧЕРНЫЙ.</b> (к.т. - 6, без прохождения 2 ступени - 4(н), 5(б)).
<br><b>Обязателен просмотр(!)</b><br>
От 3-х метрового водопада ок. 20 мин сплава.
<br>
<b> 1 ступень:</b> Участок длиной 100м с большим
уклоном, мощной струей с валами и каскадом сливов
<a href="/tur/riverbig.html">(фото)</a>. В конце этого
участка река разделяется на два рукава. Опасен тем, что за этим участком
быстрая струя, а в 50м ниже в левом рукаве - 6м отвесный водопад,
в правом - через 50м разрушенная мельница.
<br>
<b> 2 ступень (порог Мельница):</b> (к.т.- 6)
<br>
Разрушенная мельница. Каскад из 3-х сливов, с общим падением 6м, мощная струя,
мощные бочки, сложная линия движения. Заход в валах на быстрой струе.
<b> Порог опасен!!!</b> Ошибка при заходе может привести к очень неприятным
последствиям. Было совершено два прохождения на катамаране-четверке
усиленными экипажами, составленными из участников двух саратовских групп, со
стартом, непосредственно перед точкой входа во вторую ступень.<br> Этапы
прохождения представлены на <a
href="/tur/river_1.html">(фото_1) </a><a href="/tur/river_2.html">
(фото_2)</a><a href="/tur/river_3.html"> (фото_3)</a>.
<br>
Байдарки порог Черный не шли.
<br>
Мельница расположена на окраине села Колвица.
<br>
В 0.5км ниже порогов Колвица впадает в море.


Выводы и рекомендации

<dd>Если группа не ставит перед собой других целей, кроме прохождения
маршрута, то наиболее предпочтительное судно для пройденных рек -
байдарка. Для катамаранов маршрут интересен возможностью обучения
элементам ТВТ на мощной воде в достаточно безопасных условиях локальных
порогов. <br><dd>
Приведенные рекомендации о просмотрах в первую очередь относятся
к байдаркам. Опытный экипаж катамарана может пройти весь маршрут (кроме
пор. Черный) без просмотров.<br>
Данный маршрут может быть категорирован:
<dd>для байдарок - 3(сл.),
<dd>для катамаранов - 3.
<br>
<dd>Байдарки для сплава по этим рекам должны быть оборудованы фартуками и
юбками. Экипажи (в первую очередь байдарок) должны иметь спасжилеты
объемом не менее 20л и (очень желательно) гидрокостюмы сухого типа.
<br>
<dd>Характер порогов на Умбе - большая длина (порядка 1км), наиболее сложные
препятствия в начале порогов, невозможность эффективной страховки -
требует от участников навыков поведения в пороге при сплаве в спасжилете.
При отсутствии таковых, следует отработать этот элемент во время похода
на безопасных участках реки.
===============================================================
FILE: umba2.txt
Умба-Колвица

ОТЧЕТ
О ВОДНОМ ТУРИСТСКОМ ПУТЕШЕСТВИИ
3 КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ПО МАРШРУТУ
р.УМБА - р.КОЛВИЦА,
СОВЕРШЕННОМ С 1 ПО 13 СЕНТЯБРЯ 1993 г.
ГРУППОЙ ТУРИСТОВ ЯРОСЛАВСКОГО
ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Маршрутная книжка No
Руководитель группы Харитонов А.В.
Адрес: 150043, Ярославль,
Чкалова 24-62

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и
считает,что путешествие может быть зачтено всем участникам и ру-
ководителю 3 категории сложности.
Отчет использовать в ______________________________________


ЯРОСЛАВЛЬ 1993


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

По рекам Умбе и Колвице (средняя вода).

Категория сложности - 3 (с элементами 4).

Маршрут проходит по югу Кольского полуострова.Начало пути
- станция Апатиты,откуда местным автобусом или попутным автот-
ранспортом доехать до автодорожного моста через реку Умбу,где
начинается маршрут.Собирать байдарки лучше на правом берегу.
Ниже железнодорожного моста ряд перекатов и порожков со
стоячей волной до 0.5 метра.Через 7-8 км большой плес,в конце
его река суживается и резко идет под уклон влево. В переди
непроходимый порог Падун длиной около 1 км ( перепад 10,4 м ).
Он проходим со страховкой ближе к правому берегу. Первая часть
представляет собой водопадный слив 1,5 - 2 м после которого
200-300 м по валам. Далее, у острова, находится вторая бочка (
около 1 м ) от которой можно уйти к левому берегу, но не слиш-
ком прижимаясь к скале . По обоим берегам имеются тропы для
полного или частичного обноса. После Падуна до озера Верх-
не-Капустного препятствий нет. Озеро мелкое, в узких местах
заметно течение. Двигаться нужно на юг,придерживаясь правого
по ходу берега. В протоке между озерами Верхне-Капустным и
Средне-Капустным находится остров 1 х 0.5км,покрытый лесом.
Правый рукав мелкий,имеет постепенный спад и проходим без раз-
ведки.Левая протока более многоводная и короткая,с довольно
сложными ступенями. Нижне-Капустное озеро очень мелкое,встре-
чаются песчаные мели,протянувшиеся поперек русла на 100-200 м.
Войдя в озеро Нижне-Капустное держать курс на мост. После
моста надо держаться левого берега до истоков Умбы. Весь пере-
ход от Падуна до истоков Умбы в Нижне-Капустном озере занимает
около 5 часов. В 3,5 км за Нижне-Капустным озером, за двумя
небольшими порогами перед небольшим озерцом еще один серьезный
порог - Щелистый (Разбойник). Этот многокаскадный порог со
сливами до 1м требует разведки, но она осложнена наличием ост-
ровов в русле. Прохождение порога - ближе к правому берегу.
Через 200м еше один небольшой порожек. В 4км от порога ,
за мостом, поселок Дедко-Ламбина. За мостом надо держаться ле-
вого берега . Через 2 км начинается порог Семиверстный , дли-
ной 7 км. В русле масса камней и плит, между каскадами плесы
по 150-300 м. На входе в порог большой слив с бочкой , от ко-
торой можно уйти , прижимаясь к правому берегу. За порогом Жем-
чужный плес ( 7.5 км ) и после двух небольших порожков
(Карежка Первая и Вторая) и Золотого плеса (2-3 км) порог Ка-
рельский. Длина порога около 800 м. Он образован многочислен-
ными камнями и плитами с высокими стоячими валами. На выходе
мелко.
Через 4 км порог Канозерский. Разведка по левому берегу.
Первая часть порога - плиты через всю реку. Далее , у левого
берега можно зачалиться в небольшой бухточке. Вторая часть -
1-1.5 метровый слив за островом с последующим очень мелким вы-
ходом.
Далее около 3 км по Канозеру по азимуту 320 до устья Чер-
ной . Волок по Черной возможен только для малозагруженных бай-
дарок в большую воду.
Для продолжения маршрута по Умбе курс держать на остров,
который виден при входе в озеро. От острова до истоков Род-
виньги около 5 часов хода. Ориентиры - каменистая отмель ,
песчаный берег с избушкой. Через 2 км река разделяется на два
рукава (Родвиньга и Низьма). Наиболее быстрый путь по Родвинь-
ге (влево). Пройдя около часа по небольшим перекатам выходим в
Пончозеро. Держаться правого берега . Через 3 км входим в Умбу.
На ней два порога Пончозерский ( очень мелкий ) и Большой Кри-
вец (5 км). Второй порог довольно мощный (валы и сливы до 1м).
После порога выходим к дачному поселку. От него до а/д
моста 6-8 км. От моста 3км до поселка Умба и 72 км до а/д
моста через реку Колвицу.
Колвица, вытекающая из юго-западного угла озера Колвицко-
го, - короткая, бурная, полноводая река с падением 60 м. на 12
км. длины. По правому берегу Колвицы проходит автомобильная
дорога. Туристам с небольшим опытом сплавляться по Колвице не
рекомендуется.
Первые 2-3 км сплава друг за другом следуют небольшие по-
рожки. Разведка не требуется. На левом повороте реки первое
серьезное препятствие - порог с мостом. Прохождение затруднено
малой высотой моста. Первая часть порога проходится по струе с
уходом вправо к ряжевой стенке, срузу после которой чалка для
обноса или проводки судов.
Далее 4 км чередуются плесы с небольшими порогами. После
ЛЭП начинается порог Белый. Длина его более километра, в русле
много камней, нет четко выраженной струи. После полутора-кило-
метрового плеса на правом берегу находится переправа. Через
200 м порог. Разведка по любому берегу. Он представляет собой
три ступени, каждая из которых не более 1 м. Далее около 3 км
по струе уходя от отдельных камней.
Ориентир порога Черный - большой камень по левому берегу.
Порог довольно длинный. Разведка по правому берегу. В конце
порога река разделяется на два русла и заканчивается водопада-
ми. Зачалится можно перед островом на правом берегу. Правый
рукав заканчивается четырьмя ступенями 1,5-2 м высоты. Прохо-
дим в большую воду. Для осмотра водопада Падун в левом русле

<<

стр. 44
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>