<<

стр. 46
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Порог хороший, а берега -- среднее м/у плохим и очень
плохим (это я про обнос имею ввиду). И тем не менее повторяется
история как на Падуне : "Хочу (хотим) кататься", - "Таскать
будете?" - "Не-а. Ломает" -- "Катим дальше, девоньки, нема
базару ..." Дальше идут шиверы на которых зевать в общем-то
некогда. После шивер и стремнин, на плесах видим
баночки-поплавки -- рыбачьи, т.е. конечно браконьерские сетки.
Но не трогаем их, т.к. стоят иногда по берегам люди и
непонятно, м.б. это их сети. А пальнут ежели сдуру-то? Еще один
мост по ходу - на правом берегу поселки Дедково и Ламбино. Мост
обнесли слева по берегу не разгружая катеров. Народу поменьше,
смотрим сети -- рыбы нет. Правда в одной из, запутанной и
брошенной кем-то, находим крупного хариуса. Берем, т.к. "перед
дареной рыбой удочкой не машут" (Рекламная служба Умбинского
радио). Где-то около 20:50 подходим к 1й ступени порога
Семиверстный. Проход без просмотра. Чалимся перед второй
ступенью и идем ее смотреть ( на правый берег, перед заходом).
При просмотре встречаем группу товарищей инспекторов из местной
рыбохраны вместе со шведами. Как выяснилось из короткого
общения, шведы ловят рыбку -- приехали окунуться в нашу дикую
природу, своей-то видимо не хватает ...
Уточнили в очередной раз время -- 21:00 и пошли. Мы -- на
фотосъемку, а дамы -- вперед. По валам, во все бочки. Чуть было
их не зажевало в первом же бочаге -- но бог миловал и дальше
прошли чисто. Шведы стояли на берегу и аплодировали. Идем и мы
- немного крадучись - под берегом, с траверсом в середину и
уходим от основных валов и бульников. Тема -- уже 2ой
"троечный" порог. Ура! Растет боец! Опять битва с Юлей. М.б. ее
фамилия, которую она упорно скрывает -- Достоевская? Тот же
вопрос, тот же диалог. -- "А покататься?" -- "А носить?" -- "А
если лагерь поставить?" - "Где ??? С рыбнадзором и шведами
вместе?" Третью ступень порога прошли с ходу, даже и не
заметили -- все залито водой. В поисках возможной стоянки на
левом берегу нашли на дереве кукан с двумя крупными хариусами.
Жабры чистые, взяли с собой. Идем далее. Чуть дальше видим
троих мужиков на правом берегу. Один утюжит реку на "резинке"
-- наверняка таскает дорожку. Когда проходим мимо, он догребает
до нас и просит передать какому-то длинному с собакой, что они
задерживаются здесь. Идем по плану до Жемчужного плеса. Река
струячит достаточно прилично и где-то в 23:00 приходим к плесу.
Очень красивое место -- высокий левый берег, река изгибается
дугой влево, потом плавно вправо и течет прямо около километра.
Чалимся налево, поднимаемся наверх. Сразу -- хорошая полянка,
костровище -- тоже прирученное место двухгодичной давности.
Разбиваем лагерь. Погода стоит на удивление хорошая -- почти
тепло (где-то около 20ти град. С), небольшой ветер и НЕТ ДОЖДЯ
!! Все поставили, распаковали для просушки. Оказывается, что
ставить общественный тент (с точки зрения "нижегородских
фефочек" - пижонство. Как будто они уже забыли, что куковали
практически всю предыдущую стоянку под двумя тентами? Коротка
ты, девичья память ... Но мы же ребята грамотные -- не надо
слушать молодых и неопытных (читай -- глупых) женщин, а делать
так, как положено. Тент -- ставить, вещи -- под него. Вот со
вторым можно и повременить, но под рукой его держать на всякий
пожарный. А то мы уже поняли, какие погоды изменчивые и
непостоянные нынче, ну прямо как женщины ... Костер, готовка
еды, сушка вещей -- все как обычно. Чуть дальше нас по берегу
уже стоят прибалты. Появился длинный мужик -- и "...затеялся
странный, чудной разговор ..." (почти по В.Высоцкому). "Слушай,
мужик, а у тебя собака есть?" -- "Нет, а что?" -- "Да тут
просили передать кое-что длинному с собакой мужики на реке" -
"Так это -- я. А собака убежала. Временно."
Так и познакомились мы с бичом Сашей Воробьем. Кликуха
местная у него такая. А наша -- "Тудым-Сюдым". Поскольку если
не через одно, то через два слова на третье в разговоре это
выражение у него присутствует. Слово за слово, тыдым-сюдым,
глядишь уже и о рыбе договорились. Вообще-то надо сразу сказать
две вещи. "Рыба" -- это семга и не что иное. Хариус и все
остальное -- это не рыба, а так... И что на спирт семга ловится
гораздо лучше, чем на спиннинг или нахлыст. Про удочку вообще
разговор не идет. Не та это рыба, что мелочь по крючкам
собирать. Рыбу он принес, спирта мы ему накатили. Часть его, за
разговором, мы тут же и выпили. Общения ему нехватает, вот
чего. Прибежала псина, красивая такая лаечка -- зовут Ксюша.
Вполне порядочная -- улеглась поближе к костру, т.е. к еде.
Жрет почти все подряд, проверено. Ба, да тут у них гнездо! Еще
и буль бродит! (зовут Гарри) Интересно, откуда он тут взялся? И
почему до сих пор не оброс густой косматой шерстью, как
порядочный медведь например? Загадки природы -- и нет им конца
... Проходили мимо литовцы-рыболовы. Пообщались -- приятные
ребята. А одно их выражение (Паулюс), ну очень нам понравилось
-- "каникулы!" Так и пошло дальше -- чуть, что -- "А у нас
каникулы ..." Класс! Ну, повечеряли -- и в люлю, бай-бай

29.07. Среда.

Дневка объявлена со вчерашнего вечера (хотя вечер ли это
был на самом деле -- скорее ночь) и поэтому встали где-то около
12-ти. Весь день прошел просто в отдыхе. ДД и АД пробовали
ловить, фефочки ходили по морошку, комиссар осуществлял
дежурство по лагерю и все попеременно общались с Воробьем. В
итоге общения мы у него поймали 3-х рыб на спирт. Одну -- это
вчера, одну он принес свежую -- мы ее жарили и еще одну -- в
прок, чтоб попробовать довезти до дому. Вместе с командиром
ходили в гости к литовцам, сверялись с картой. Вечеряли поздно
-- жаренной семгой. Супер! Вот это рыбка!!


30.07. Четверг.

С раннего утра Тудым-сюдым устроил нам легкий "атас". Спим
это себе мы, спим, время где-то около 5-ти утра -- будит нас. Я
проснулся, вылезаю -- "Что случилось?" -- "Менты идут по реке
-- прячте рыбу, я -- не я, рыба -- не моя, короче ничего не
знаю ..." Да, видать сильно тут мужика зашугали, раз он так
дергается среди ночи, можно сказать. Ну припрятал разбуженный
командир эту рыбину подальше, ну и что? Думаете, кто-нибудь
пришел нас проверять на предмет ловли? Ни фига подобного! Все
тихо было. Ну баламут чертов! (это я о Воробье) Улеглись и
уснули до 11:00. П-а-а-дъ ем! Готовим завтрак, собираем
лагерь. Сашок -- "М.б. вы останетесь? Я Вам рыбки принесу?"
Отходим где-то уже после обеда, впереди нас ждут очередные
Коряжки, что-то типа шивер и пороги Карельский и Канозерский
(расположен фактически на входе в Канозеро). До него надо дойти
-- план на сегодня и встать, если будет место подходящее.
Тудым-Сюдым каким-то образом уломал фефочек перевезти его пару
раз с берега на берег и эти "пару раз" вылились в катание по
реке с берег на берег в течении часа -- то ли искал он что-то,
то ли сетки свои проверял -- мы не знаем. Так не спеша, получая
удовольствие от продолжающихся каникул, подходим к п.
Карельский. Погода начинает портится, накрапывает мелкий
дождик. Чалимся и идем смотреть порог. Фефочки догребают и
делают тоже самое. На пороге первый раз встретили группу
москвичей -- каяк (Игорь) и две байды (КНБшка -- Ира и Виталий,
Таймень -- Аня и Дима). 18:00. Не увидев ничего экстремального,
командир командует, и мы идем с Темой, как обычно -- с вещами и
с командиром. Девушки отстают где-то на берегу, и мы их долго
ждем внизу порога, медленно сплавляясь по течению. Чуть позже
нас сваливаются литовцы и за ними -- москвичи. Фефочек не
видно. Подходят литовцы. Общаемся, обмениваемся планами по
маршруту -- от ДД они получают ценнейшую, почти "секретную"
информацию о Колвице. Пока общались, видели классный момент --
из воды, как торпеда, вылетела семга килограмма на 2-3,
сверкнула в воздухе брюхом и плюхнулась назад. Красиво, до
обалдения! Фефочек не видно. Дождь усиливается, мы гидримся
сверху и идем дальше. Шли примерно 1 час, проскакивали разные
Коряжки и вот уже нарастает конкретный шум -- Канозерский
порог. "Какой питон?" -- "А вот и он ..." -
Па-ба-да-ба-да-ба-да. Слышен топот убегающей массовки.
Оперативно-тактическое время -- 19:00. Чалимся на левый, более
удобный для просмотра берег. Хор-р-роший порог! А при такой
воде он приближается к "четверке" - можно получить
удовольствие. Пока мы осмотрели первую часть, пришли наши
фефочки. Общим голосованием решаем ставить лагерь, выбираем
место. Желающие (догадайтесь с двух раз -- кто?) идут кататься
и носить катер. А для инвалидов -- работы по лагерю. Т.е.
тенты, палатки, дрова, костер, еда и т.д. и т.п. Попутно
смотрим, как проходят порог литовцы и москвичи. С литовцами как
бы все понятно -- попрыгали по бочкам и ОК. А вот москвичи
прошли достаточно осторожно и аккуратно -- все-таки, как
говорится в одной песне : "байда -- транспорт для мужчины, но
не каждый вал берет". В результате все сплавились хорошо, без
травм и аварий. Москвичи встали внизу порога, литовцы видимо
повалилсь дальше, т.к. их не видно. Уставший и подмерзший
Темсон ушел спать, но к ужину выполз -- голод не тетка, однако.
Фефочки прокатились раз пять, проутюжили первую часть везде,
где могли и угомонились на сегодня. ДД опять надыбал грибов.
Кстати о грибах. Это второе доп-блюдо, которого мы поели за
поход в достатке, благодаря, в основном ДД. Ужинали под тентом,
под аккомпанемент дождика. Темка пошел спать, а взрослые сидели
до 4-5 часов утра.


31.07. Пятница.

Утро. Солнышко. Дневка. 11:00 -- что-то типа подъема. ДД &
сын, взяв удочки, пошли кормить червями реку. Артемий бегал то
за мормышкой, то за крючками, то за ножом. Они оторвались и
надергали 5-6 небольших хариусов и кумжи (или это опять была
форель?). Комиссар и Доктор готовят завтрак. После завтрака --
время отдыха. Мимо идут группы дедушек туризма с детьми,
внуками, домочадцами и их друзьями. Мы наблюдаем прохождение
особо экзотических экипажей. И тут ретивое у командира не
выдерживает -- кататься-то все равно собирались. Команда Теме -
"Загидриться. Весла, каску, спас. На берег" Т.е. смысл такой --
"счас мы им покажем как НАШИ "дети" ходят пороги".
Образцово-показательный проход. Затем и у комиссара заело.
Быстро -- в гидру, весло -- в руки. "Тема! Прокатимся?" -- "А
то", - отвечает бывалый моряк Артем Дмитриевич и мы катимся в
свое удовольствие по первой ступени. Затем все-таки решаем
дневку не проводить, сворачиваем лагерь, загружаем катера. Мы
втроем идем на скалы в конце первой части порога чтобы долбить
хариуса, а фефочки -- утюжат порог. ДД и АД опять пошли кормить
червями реку. И тут попер хариус, так, что даже безрукий
комиссар -- и тот вытянул рыбца весом в 1 кг. Дали ему
подержать удочку, а он взял, да и забросил. Бац! Готово. С
первого раза. Во, как! Ну, естественно, что основные рыбаки
надолбили много больше таких же красавцев. "А в это время
рабочие под окном несли тяжелый радиатор" - это нижегородские
фефочки продолжали утюжить порог. Ну наконец им надоело и они
сплавились к нам. А солнышко греет, погодка такая чудненькая
стоит. Ну и естественно фефочки стали принимать разные
соблазнительные позы для фотосъемок и для получения небольшой
порции загара. Впрочем рыба тоже имеет обыкновение
заканчиваться. Собираемся и идем дальше. Вторая часть порога
состоит из трех сливов, разделенных островком и скалой. Мы
пошли посередине. Прошли хорошую ступеньку и -- по выходной,
мелкой шивере, через короткий плес -- вышли в озеро. Короткий
перекус на берегу и продравшись через камыши около левого
берега, идем курсом на остров Буян (красивое лирическое
название), до него где-то около 4-х км. Гребли командир с
комиссаром, Тема -- отдыхал. Мы дошли за 2,5 часа, фефочки --
на час позже. Догребали усталые и измученные. Это им наказание
за упрямство -- предлагали же связаться, чтоб всем легче было.
Так нет же, блин! -- "Алеша Птицын вырабатывает характер"! На
острове встретили уже знакомых москвичей, приятное общение
продолжается, но недолго. Они торопятся перейти озеро в ночь, в
надежде на более тихую и менее ветреную погоду. На острове уже
стоит еще одна команда москвичей -- большой катер 4-ка и две
байды (Таймень и КНБ). Видимо у них имеется идиотская привычка
-- занимать ВСЕ возможные места там, где они встают. Но, перед
тем как уйти (а жаль все-таки! -- уже появилась некая общая
душевная волна) наши москвичи оставляют нам свою стоянку. Мы
падаем, получаем разожженный костер, хорошую полянку -- есть
где посидеть, где поставить тент и пару более-менее ровных
площадок для наших палаток. В свете приближающейся непогоды
(начинается дождь, усиливается ветер) быстро ставим лагерь.
Провожаем москвичей, они обещают подождать нас на выходе из
озера. Комиссар, как ответственный за работу с населением, идет
договариваться со второй группой насчет связки катеров для
штурма озера. "Что это такое, мы не знаем. Давайте попробуем."
Правда потом, утром, они добавили "Если нам не понравится, то
расстыкуемся". Готовится ужин -- жаренный хариус, надолбленный
на п. Канозерском. Командир старается вовсю, но все портит
быстро надвигающаяся туча. Ветер усиливается и начинается
сильная гроза. Нам на берегу-то становится не весело, а нашим
на воде-то сейчас каково? Ветер очень сильный, молнии лупят
где-то совсем рядом, короче погода -- жуть в полосочку!! ДД не
успел прожарить до конца рыбу, пришлось убегать из-под ливня
под тент. Где мы и заканчивали ужин в экстремальных условиях.
Засиживаться не стали и песен не пели (естественно) и быстро
нырнули в палатки. Комиссару успели сделать очередную
перевязку, командир тоже потребовал какой-либо ласки от Доктора
и его все-таки допустили к телу. Сделать массаж - но только
через олимпийку. Она конечно же издевалась над ним -- еще бы
гидрокостюм с защитой одела!! Все, хватит - идем баять.


01.08. Суббота.

Ставший уже обычным в этом походе поздний подъем, готовка
завтрака. Время где-то в районе полудня. Вялые сборы лагеря.
Наши соседи ремонтируют КНБшку и тоже потихоньку собираются.
Народ пошел вязать катера по схеме: 2+4+2 = "фефочки" +
"соседи" + "комсостав". Вроде все собрали, погрузили и
привязали. Отчаливаем. Но оказалось, что чуть было не забыли ДД
с нашими веслами и спасами на берегу. Покричал конечно для
порядка, но потом утих. Отход от острова ˜17:30. "И галера
пошла". Ветер -- встречный, очень сильный, около 30-40 градусов
к основному курсу. Он гонит навстречу крупную волну и нам
приходится бороться не только с ветром, но и уходить от крупных
"барашков". С нашим катером -- беда. Точнее их две: 1)
расстыковались обе последние трубы на командирском баллоне; 2)
об выступающие трубы из 4-ки у нас на носовых частях протерлись
две приличные дырки на шкуре. Трубы просто вынули, чтоб не
потерять, а на их трубы привязали свои каски. Средней части
нашей галеры скоро надоело изображать из себя "двигатель
прогресса" и идти курсом, более оптимальным для нас (ведь
заправляем-то мы!). И где-то часам к 20:00 они решают
причалить для отдыха и перекуса. Чалимся к правому
подветренному берегу и быстро готовим горячий перекус. Тут их
командир и заявил о желании расстыковаться: "Нам на
понравилось". Да, ребята, ненадолго же вас хватило. Но, нема
базару -- быстро отвязываем их халабуду от наших катеров,
стыкуем их тут же между собой. Поев, быстро пакуемся и уходим.
"Привет вам, одноглазые любители чужих стоянок!" Идем после
перекура ходко, нормально. Фефочки - под контролем, гребут
нормально. Пробуют пересаживаться -- ну прямо как в басне у
дедушки Крылова! Это они оптимизируют ... Идем от мыса к мысу и
часам к 23:00 сильно уставшие чалимся к последнему правому мысу
перед последним большим заливом, перед последним переходом.
Совсем немного впереди группа "не наших". Они валятся куда-то
дальше забирая почему-то влево. У командира сильно ноет
натруженная за день рука и мы решаем ставить лагерь. Полянка
удачная, ветра почти нет. Дождь попытался попугать нас, но его
тут же унесло ветром. Артема очень сильно задела ситуация с "не
нашими" -- "Они же нас бросили! Отмахнулись от нас!" Успокоили
парня -- в жизни еще и не такое бывает, да плюнь ты на них!
Вечеряем по-тихоньку. И тут -- почти как по Толкиену: "...
раздалось тихое стройное пение и на поляну вышли ...". Ну
конечно не эльфы и не гномы, да и не на поляну вовсе. Это наши
старые знакомые -- 2 лодки литовцев чалятся к нашему берегу.
"Привет ребята! Идите к костру, погрейтесь, чаю выпейте. Мы
рады Вам!" Ребята хорошие -- приятно хоть чем-то помочь. Тем
более (как потом выяснилось) с понятием "чай" у ни не все в
порядке. Они отдохнули и идут дальше. Все, на сегодня хватит.
Как любит говаривать наш товарищ Каталыч -- "отбой в
велосипедных войсках".


02.08. Воскресенье.

Подъем чуть раньше обычного -- где-то около 10:00.
Завтрак, сборы. Погода меняется каждые полчаса -- то пасмурно,
тучи набегают, то их раздувает ветром и вовсю жарит солнце.
Быстро собираться лень (и чувствую, что не мне одному).
"Каникулы", как сказал бы Паулюс. Но, надо двигаться дальше и
поэтому, напрягшись, мы собираем лагерь и стартуем около 17:00.
Надо пройти последний залив -- по лоции около 7 км. Погодка
шепчет, ветер -- почти попутный, справа-сзади подгоняет нас.
Фефочки разоблачились до купальников, предвкушая сочетание
приятного (загар) с полезным (отработка приемов гладкой
гребли). Но прошли мы только чуть больше одной трети пути, как
налетел шквал. Едва успели футболки с курточками натянуть --
как даст дождик! Да такой, что мы - мокрые насквозь
моментально. Как прилетел, так и улетел быстро -- было
отчетливо видно, как он двигался по воде. И снова солнышко
пригревает и мы постепенно отогреваемся и сушим все на себе.
Чуть позже заметили над левым берегом две радуги, успели даже
сделать пару снимков. Явно видна река выходящая из озера.
Целимся на левый берег -- там красивый песчаный пляж, но стоят
уже какие-то группы. Командир утешает нас, что там места хватит
всем. Тем более одна группа уже уходит. Приглядываемся и
понимаем, что это наши знакомые байды медленно, но верно
отваливают и уходят вниз по реке. Какая жалость! Не дождались
нас ребята, да и мы лишились приятных соседей. А мы им ни
крикнуть, ни махнуть не можем на прощанье -- слишком далеко.
Чалимся к берегу и с отвращением видим, что ВЕСЬ берег, ВСЕ
стоянки заняты "не нашими уродами". И даже на месте, которое
только что оставили ребята, эти балбесы уже вывесили пустой
тент. Чтоб показать приближающейся группе -- ВСи здесь занято,
ВСи здесь только для нас. "Уроды", они и в Африке -- "уроды".
Это не лечится. Ребята, не будьте такими гадкими! И тут
неожиданно встречаем Игоря -- каякера москвичей. Легкая надежда
-- может не ушли? может рыбачить поехали? -- тут же исчезает.
Они ушли. Это он остался порыбачить, т.к. не стеснен временем
как они. И уже успел устроиться к "этим" на постой. Мы
попробовали его уговорить пойти с нами, а он, в свою очередь,
попытался уговорить нас остаться. Не удалось. Стоять с "ними"
рядом уж больно не хочется. И хотя очень хотелось отдохнуть
после озерного перехода, баньку истопить наконец-то (комиссар
все время командира подзуживает -- "пора бы уж ..."), мы,
перекусив на скорую руку, расстыковываемся, отчаливаем и
валимся в Родвиньгу. Это Умба после озера делится на два, а
потом и на три отдельных самостоятельных рукава -- Кицу,
Родвиньгу, Низьму. Кица ушла влево много раньше нашего места.
Родвиньга чуть позже делится на себя и на Низьму. Отпустили
фефочек вперед минут на 30ть, а потом спохватились -- "А вдруг
они в Низьму уйдут? Догнать бы надо ..." - "Ну уйдут и уйдут!
Бог с ними -- позже отловим" -- "А у них -- командирский рюкзак
с колышками от палатки" -- "Значит надо догонять!" И приходится
нам идти мимо чудных перекатов, где живет очень хороший и
вкусный хариус. Опять повезло и ему, и червям. Втопили,
догнали, направили в левую протоку. Прокатились по горке --
остатки старой плотины в месте, где Родвиньга и Низьма
расходятся. После одной шиверы фефочки грамотно сели на мель.
Мы уходим вперед и встаем половить рыбу. Но - "крокодил не
ловится ..." Чапаем дальше, входим в Панчозеро. Фефочки --
куда-то рвутся первыми. На входе в озеро встают и ждут нас --
"А куда идти дальше?" У нас на катере - тихое ржание. "Ладно
уж, - соглашаются фефочки, - мы за вами пойдем". Проходим,
прижимаясь к правому берегу, и за очередным мысом находим
нужную нам дырку -- и скорей, скорей в нее. "Несет меня течение
..." Хорошо, когда не надо лопатить и упираться против ветра,
когда река струячит. Шиверы, шиверки. Солнце клонится к закату.
Начинаем посматривать на берега -- ищем признаки стоянок. Но,
не везет пока, хоть тресни. Пока чалились, фирма "Десятник и
сын" настреляли грибов. Набиваем ими каски, вяжем их к
выступающим местам рюкзаков. За 1,5 км до слияния с Низьмой
начинается красивый и сложный порог Большой Кривец. Длинная,
постепенно набирающая мощь извилистая горка с большими валами.
Попытались в самом начале разгона зачалится -- проверить левый
берег на предмет стоянки. Нет стоянок -- по определению. Второй
катер проскакивает нас и чалится где-то за ближайшим поворотом.
Идем дальше. Порог набирает силу, валы все плотнее. "Я не хочу
в тот вал! И в этот не хочу!" - кричит командир. Оберегая его,
стараемся уходить от них. Но от всех-то не уйдешь, и ему
естественно достается. Ну а комиссару -- сам бог велел. Даже
Темку окатывает, хотя тот (редкий случай в этом походе) едет
пассажиром. Фефочки шли первыми и на одном из поворотов ушли с
основной струи и в итоге поплатились за это -- сели на мель, на
камни. Мы уже все прошли, хорошо побегав от валов, сплавляемся
вниз по течению и даже не гребем. Ждем их. Ловцы рыб опять
кормят реку червями. Река их не ест - не хочет наверно. Долго
ждем, минут около 30ти. Анекдот про двух киллеров помните?
Во-во -- "... что-то я переживаю -- не случилось ли с нашим
чего!" Смех-смехом, а придется нам видимо лопатить в обратном
направлении, к выходу из порога. Разворачиваем кат и после пары
гребков видим фефочек, вываливающихся из последней шиверки.
"Идут вроде ..." Идем далее и мы. Продолжаем смотреть стоянки
по берегам. Замечаем дымок, а потом и стоящего на берегу
рыбака. "Местные, идем далее". Но при ближайшем рассмотрении
местный оказался настоящим литовцем. Ба, знакомые все лица! Тут
же чалимся к ним. Хорошую стоянку они нашли -- на правом
высоком берегу -- как полочка с полянками. Удобно. Нас
приглашают к костру, угощают чаем. "Отдохните, ребята" Теперь
их черед проявлять гостеприимство. А мы и не отказываемся
передохнуть в приятной компании. Комиссар сбегал на разведку --
насчет соседних полянок. В принципе есть места, куда можно
упасть, но командир все еще сомневается, стоит ли мешать людям.
Тут и фефочки догребают. "Ну, что? Как порог?" - "Хороший
порог. Да только у нас проблемы -- раму разобрало ..." - "Как?"
- "Сначала баллон сдулся -- пробку зацепили. А потом и до рамы
черед дошел" Ну, что ж -- аварийная стоянка. "Ребята, вы не
против соседей?" Да нет, вроде не прогоняют. Костром тоже можно
будет попользоваться -- и у нас решена проблема со стоянкой. Мы
быстро ставим свой лагерь, добавляем дров в общую кучу. Приняли
общее решение делать что-то вроде совместного ужина. Пока
народ, т.е. -- женщины, заняты готовкой, джигиты, т.е. мужчины
-- общаются. После стольких пересечений на реке нам удается
познакомиться более близко с этой загадочной командой. Витас
(их командир), Гедрюс, Витас (тот, что постарше), Далюс --
шаман, Стасис (оба -- заядлые рыбаки), Паулюс ("каникулы"),
Раса (жена командира) и Рима. "А нас всех зовут -- Дима. Кроме
Артема, Инны и Юли" Вот и познакомились. За разговором и ужин
поспел. Супец с грибами получился отменный. Тут же начали
запивать его. На закусь -- хорошее литовское сало и мяско.
Рыбка, опять же. "Тудым-Сюдыма" вспоминали не раз. А как дело и
до чая дошло, заварили мы им опять нашего, нормального чайку. А
то пьют они какие-то ягодки-цветочки. Тут на реке какое-то
движение наблюдается. Что за день сегодня такой удачный -- с
одними хорошими ребятами только что познакомились поближе, а
тут еще одни (с которыми уже потеряли надежду увидеться) вдруг
нам на голову валятся. Две знакомых байды москвичей
приближаются к нам. Ура! Вот это встреча! Они оказывается шли
по Низьме и поэтому мы их обогнали (путь по Родвиньге короче).
У них тоже не все в порядке -- на последнем пороге они получили
дырку на "Таймене" и неплохо погнули его каркас. Был киль.
Получив согласие литовцев (все-таки они первыми пришли на
берег) ребята ставят лагерь на следующей полянке и
присоединяются к общему костру. Постепенно мы все
перезнакомились и соорудив хороший костер, сидим вечеряем. А
получилось все очень славно. Литовцам очень нравится наш
"черный" чай -- всегда пожалуйста! А также и "мужской" напиток
"ОН"(о-аш) пришелся по душе. В ответ пошли -- и литовские
мясные изделия, и припасенная рыба (не путать с хариусом,
которого командир Дима накоптил на пробу), и классный первач --
ничуть не хуже хорошего вискаря! В промежутках между питием и
едьбой комиссар развлекал всех национальными КСПещными песнями.
Громадную и действенную поддержку ему в этом оказали девушки --
Ира и Аня. А когда гитара уже выпала из "уставших" пальцев, то
ее подхватила Аня и бодро завершила вечеринку. Короче, всем
хватило и мало не показалось -- самые стойкие расползались
около 8-ми утра. Даже и отбоем-то назвать это -- язык не
поворачивается.


03.08. Понедельник.

А про подъем и говорить-то не приходится -- мы продрали
глаза часам к 3-м дня. Супер! Наши литовские братья и сестры
встали несколько раньше нас -- уже завтракают и собираются. А
кто ж это там у костра ковыряется? Ба, да это же "нижегородские
фефочки"! Вот это подвиг! Вот это героизм в походе ! Встать
раньше командного состава и без всяких указаний сварить
завтрак. Браво, девчонки! Вы нравитесь мне все больше и больше!
А кашка получилась "в жилу" -- хорошо пошла. Спасибо.
Потихоньку, в меру слабых возможностей, собираемся и мы.
Литовцы уходят естественно раньше нас. Договорились идти до
моста -- вечером намечаем продолжение встречи. Часам к 6-ти
стартуем и мы. Ребята задерживаются -- у них байды и догнать
нас они всегда успеют, т.к. впереди в основном гладкие участки.
Да, случилась беда у командира -- вчера, при разгрузке катера,
потерялась (утонула наверное) его любимая куртка "Hiko". А т.к.
нелюбимой у него не оказалось, то остался наш Дима без верхней
водо-защиты. Обидно, да...На отходе -- на первом же плесе -
перегороженная река. Вот где они рыбку-то берут! А вот и
скромный рыбозаводик на берегу притулился. Идем далее. Редкие
горочки-шиверочки перемежаются длинными прогонами-клизмами,
т.е. плесами. Фефочки со старта опять упилили вперед (разрыв по
времени -- где-то около часа) и мы идем в гордом одиночестве.
Подходим к заброшенному поселочку (как нам карты говорят) --
совсем он и не заброшенный, враки все это. В поселке стоит
вполне приличная хибара с двумя флагами -- российским и
шведским. Вот откуда они разбредаются по окрестностям, вот где
у них гнездо! Дернулись пойти влево (не очень хорошая лоция!),
но быстро поняли ошибку и повалились резко вправо -- -за угол.
Там маленькая горочка и мы впадаем в длиннючую клизму. Хорошо,
что еще погода более менее -- булыганы с неба не падают и на
том спасибо. Гребем с командиром -- неплохо упираемся, пытаемся
дотянуться до ушедших вперед. Но, что-то "не видать красной
армии" -- проходим уже очередной поворот, а фефочек все нет и
нет. Во, блин подруги оторвались. Делать нечего - пилим дальше.
Вдруг зоркий старший матрос АД, очередной раз обернувшись
назад, изрекает: "Что-то там беленькое синеется --
подозрительно знакомое. Может это фефочки?" - "Да нет, вряд ли.
Впереди должны быть" -- "А вот и цвета спасиков знакомые, и
катер бело-синим мелькает ..." -- "Ну если это -- они, то где
их носило?" -- "А помнишь левую во всех отношениях протоку
около шведской базы -- вот туда они и упилили!" -- "Н-да.
Нормальные герои всегда идут в обход ...". Ну, что, рыболовы,
покормим реку червяками? Покормим. Только вот рыбы не видать.
Никакой. Может потом повезет? Почапали. Идем не торопясь.
Фефочки нас постепенно догоняют -- идем в пределах прямой
видимости. Дамы чалятся на левый берег -- там стоит моторка,
мужик бродит -- чего им там понадобилось? А это, дружок, мы
тебе потом расскажем. Перед последним поворотом налево чалимся
для разминки и мы. Набираем попутно щавеля и быстро уходи
дальше -- немилосердно жрет мошка. Фефочки совсем нас догнали и
произошло выяснение ситуации. Оказывается они действительно
упилили левее базы, поплутали и вернулись взад (а мы уже
проскочили в это время!). Девочки! Надо хотя бы иногда
интересоваться картой и описанием маршрута! А к мужику на левый
берег пошли затем, чтобы спросить дорогу -- правильно ли они
идут? (весь вопрос в том -- куда?). Итак с шутками и
прибаутками мы дочапали до моста. Чалимся на правый берег и
идем смотреть место и литовцев. Место есть, литовцев -- нет.
Ищем следы пребывания людей. Их тут слишком много, а нам нужны
наши, знакомые следы. Нашли -- по логике выходит, что они
причалили, поймали машину и уехали на Колвицу. Ну что ж, мы
ждем отставших "фефочек" и вместе с догнавшими нас ребятами
выбираем место и ставим лагерь. Хорошая полянка -- прямо
наверху ближайшего мыска, перед большим валуном. И с воды, и с
моста (что важно!) не видно и не слышно. Сообща варится ужин,
ставится лагерь -- все при деле, все в ожидании. Комиссар
намекнул командиру, что пора бы и приговорить припасенную
пол-литру спирта с красной смородинкой. Командир согласился и
попросил Юлю принести баклажку. На что Юля резонно заметила:
"Так вы же ее вчера выпили -- у меня ничего нет!" -- "Как нет?"
-- "А так -- Дима, ты же сам спросил, есть ли еще? Я сказала --
есть. - Неси. - Я принесла и отдала" "А почему я не помню ее?"
-- "А это уже твои проблемы..." Гвоздем программы был конечно
испеченный брикет теста с изюмом. Поскольку пекли его в
темноте, то было не видно, что мы ели. Вкус был, изюм
присутствовал, сгущенку выдали -- что еще надо. Потом утром
ужаснулись внешнему виду брикета-- толстая черная корка, зато
как пошел!! Повечеряли, попели чуток -- и в люлю. Намаялись
сердечные за день-то. Да и ребятам собираться поутру -- бежать
искать транспорт в Кандалакшу.

 * Этап 3. Каникулы. Часть 2 (р. Колвица). * 

"Я под горку шла ..."
(из воспоминаний о Колвице)

04.08. Вторник.

Часов эдак в 8-мь будят нас с командиром Виталик и Димка.
"Машина нужна ?" -- "Куда едем-то?" -- "Вам -- до Колвицы. Нам
-- до Кандалакши" -- "Годится. А как же пивка в Умбе попить
собирались?" - "Нет проблем. Щас мужика попросим". Ну вот вам и
отработка быстрого подъема -- быстрый завтрак, быстрые сборы.
Катера мы, естественно, не разбираем и по приходу машины
грузимся как есть, по-боевому -- в гидриках, упакованные. Нам
дают обещанного пива -- "троечка" хорошо идет, залетает без
вопросов. Но тут же начинает искать близлежащую дырочку и ...
находит. А ехать около 60 км, а "узелки-то развязываются"! И
как только нас высадили -- бегом за ближайший камень! Ну, слава
богу, отпустило ... Разгружаем наш багаж, катера и прощаемся с
ребятами до Москвы -- последние фото на память. Душевно было,
жаль что все хорошее быстро заканчивается -- впрочем, как
всегда. Идем смотреть на воду, перетаскиваем весь скарб к мосту
и устраиваем небольшой перекур перед стартом -- для тез, кто не
успел утренний туалет закончить и грибов насобирать. Ну, что,
все готовы ? -- Все! -- Поехали! Из под моста -- струя, потом -
короткая заводь и хорошая горка. Как приятно прокатиться после
разливов Умбы. Сразу за горкой, на правом берегу стоят литовцы.
Чалимся и идем общаться. Нас угощают чайком (жиденьким,
естественно!) и мы устраиваем быстрый перекус. АД и ДД опять
надолбили грибов. Ребята остаются, обещав догнать нас через
день. Они планируют ночевку на Белом Падуне -- предпоследнем
пороге на Колвице. Наши планы -- пройти всю реку и выйти к
морю, в Колвицкую губу. Пока, ребята, увидимся позже! Как и
обещал нам дядя Дима, река набирает силу по мере ее прохождения
-- от шиверы к шивере, от горки к горке, от порога к порогу.
Класс! Хорошо запомнились следующие препятствия : S-образный
порог у разрушенного моста, длинная шивера-порог, что-то типа
п. Большой Кривец на Родвиньге и, естественно, -- Белый Падун и
Черный Падун. Кроме обоих Падунов все это можно записать на
Темкин счет. Здесь опять -- "Ура"! старшему матросу Артему
Десятнику! Слава героям! (слышен звон бокалов). Белый Падун шли
после аккуратного и тщательного просмотра по левому берегу (там
более удобно). Оба экипажа прошли удачно: мужской более
сдержано, женский -- более нахально. И сделали это на глазах
публики, которая перетаскивалась по правому берегу. Дойдя до
Черного Падуна идем просматривать порог. И если честно, то
порогом его можно назвать только по 1ой заходной части.
Остальное -- каскад коротких и мощных сливов, общей перепад
воды -- 10 метров. Водопад -- класс! Нам нет никакого резона
соваться туда -- разберет по косточкам и катер и нас -- мало не
покажется. Короче - приходи кума любоваться! Мы не решились
идти даже заходную часть -- у командира ноет рука, а комиссару
даже смотреть на это безобразие не хочется ... Лучше быть
здоровым и богатым, чем бедным и больным. Берем вещи и смело
обносим по "правой протоке". Не ведающие страха и отважные до
жути нижегородские "фефочки" решают идти заходную часть.
Командир Дима идет организовывать им страховку, Тема --
запечатлеть это мероприятие на фотопленку, а комиссар --
таскает вещи вниз водопада. Вот вам и распределение
обязанностей -- всем сестрам по соответствующим серьгам. А
впрочем, все справились с поставленными задачами на отлично :
Командир подстраховал "фефочек" и на призывный крик уплывающего
катера "Дима, зачаль нас!" успел вовремя (а то б им было бы
...); Тема отснял как их мотало на валах, а комиссар --
перетащил основную часть скарба. Закончили обнос судов,
сфотографировались на фоне водопада и стартуем дальше вниз.
Очень бережем шкуру нашего катера, т.к. в последний день были
обнаружены две расходящиеся по швам дырки. Аккуратненько
проскреблись по последним перекатам Колвицы и ввалились в губу
-- как раз во время вечернего отлива. Оперативно-тактическое --
20:00. Идем, целясь вдоль правого берега, стараясь найти
стоянку 2х-годичной давности. А отлив надо сказать штука
занятная -- вид с воды изменяет берег до неузнаваемости. В
итоге дядя Дима-командир с помощью старшего матроса Артема и
дяди Димы-комиссара в течении часа пытался обнаружить ту самую
стоянку. Уставший, обессиленный народ валялся около катеров и
жалобно стонал : "Мы замерзли, давайте вставать..." Но наши
усилия не пропали даром и стоянка обнаружена. Костер, тент,
лагерь, сушка вещей, готовка еды. Девушки устроили себе
головомойку, набрав воды из ближайшего ручейка. Вот тут их
планы расходятся с нашими. Они торопятся в Нижний, домой, мы же
-- на каникулах! И будем отдыхать на южном берегу Кольского
п-ва еще полтора дня. Устраиваем прощальный ужин команды --
так, посидели, попили что еще оставалось. Дамы усиленно
собираются, пакуются, суетятся -- хотят успеть на утренний
автобус (9:00 из поселка). Последние усилия и короткий сон --
как перед боем (имеются в виду фефочки).

 * Этап 4. Отправка по предписанию. * 


"Лицо укутай в холодный дым, водой соленой умой --
И снова станешь ты молодым, когда придем мы домой"

(из рекомендаций старых поморов-туристов)

05.08. Среда.

А как известно -- суета до добра не доводит. Все стало ясно
поутру, когда произошли последние телодвижения по упаковке
рюкзаков. и-мое! Надо было видеть эту картину. Суматошный
подьем где-то около 7:30, суматошный завтрак -- вернее,
запихивание еды в горло, последние до-упаковки вещей в
оставшиеся пустые места рюкзаков -- и все это "галопом-по
Европам -- как конница Буденного". Тот кто видел Инкин рюкзак,
тот не забудет это никогда. Супер! Но, несмотря ни на какие
задержки, мы успели выйти на дорогу, поймать проходящий мимо
автобус и посадить туда девушек -- "Пока! Счастливо добраться
-- звоните, пишите, шлите апельсины бочками !..." Идем обратно
в лагерь. Темка сладко спит, мы с командиром занимаемся
хозяйством. Разбираем наш катер, вывешиваем баллоны и шкуру, а
заодно и другое снаряжение для просушки и проветривания.
Попутно обнаруживаем вещи из личного туалета, забытые девушками
при отъезде. Погодка пока отличная -- солнышко, облачка редкие
пробегают. Правда тепла не чувствуется -- приличный дульник
сводит на нет все усилия солнышка согреть наши стареющие
туристские косточки. Пообщались с местным населением --
проходил мимо местный рыбачок с сыном. Общнулись, угостили
мужика стопариком, пошли по своим делам : мы -- готовить
завтрак, рыбачок -- дальше. Покушали, отдохнули, занимаемся
своими хоз. делами : просушка, протруска вещей и снаряжения.
Командир давит "на массу", комиссар повторяет со старшим
матросом уроки узловязания -- отдыхают кто, как может --
каникулы же!! Устроили себе помывку -- скоро выходить в люди, а
видок у нас -- так себе, на троечку. И все потому, что с
банькой нам в этом году обломилось -- время и место не совпали.
Накипятили пресной воды, набрали морской для промывки и
ополаскивания и, вот они мы -- слегка очищенные и посвежевшие.
Периодически поглядываем в сторону устья Колвицы -- ожидаем
наших литовцев. Где-то после 16:00 они и появились. Сначала --
послышалось пение, а затем и две быстро приближающиеся черные
точки. -- Идут! Правда пришлось выйти на берег и
помахать-посвистеть им, чтоб заметили и причалили к нам, на наш
бережок, а не просвистели мимо. Ну вот и все -- "С окончанием
водно-технической части похода вас, ребята!" Они ставят лагерь
на небольших оставшихся пятачках, делают легкий перекус. Затем
начинаем готовить большой костер и ужин. Прощальный и
завершающий. Ребята должны уехать завтра утром, т.к. у них уже
есть обратные билет на питерский поезд. Ну что ж, опять мы
будем в роли провожающих. Видать нам так было определено на
этот раз -- уходить последними, проводив всех друзей-товарищей,
закрывать стоянку. Надеемся до следующего раза, не навсегда.
Речки тут хорошие, красивые -- надо будет обязательно
вернуться. Пережуем, переживем и доживем и до этого момента. А
куда мы денемся ... У проплывающих мимо рыбаков
поинтересовались насчет рыбы -- можно ли купить? Выяснили, что
рыбы в губе, имеется в виду -- селедка, либо треска, скорее
всего не будет -- не тот ветер и рыба сюда из моря не заходит.
А значит и тюленей, которые ее тут ловят, мы тоже не увидим. А
говорят -- были.
А вечерок удался на славу. За разговором, за общением мы
очень чудно провели время. Пели песни (командир с комиссаром),
рассказывали анекдоты и разные смешные и несмешные истории из
жизни -- короче, общались по полной программе. Нам довелось
понаблюдать две интересные вещи -- обряд крещения новичка в
походе и игру Шамана (т.е. Далюса) на флейте. Новичком у них в
этот раз был Паулюс. Он получил ведро холодной воды на голову
-- окрестили его, и использовав весло вместо меча, посвятили в
водные туристы. Хорошая традиция -- надо будет принять на
вооружение. Так жалко было расходиться, но -- надо. Ребятам и
отдохнуть хорошо бы перед утренними сборами.


06.08. Четверг.

8:00. Подъем для тех, кто хочет проводить друзей. Ребята
встали естественно раньше, и к нашему выползу из палатки уже
предлагали нам вкусный ароматный кофе. Вот это настоящая
дружеская услуга. Ну, вот и все готово к отходу. Берем вещи и
ползем вверх по тропе, на дорогу. Стоим в ожидании автобуса.
Спеты прощальные туристские песни, автобус подходит и мы
помогаем ребятам погрузиться. Не хочется прощаться -- "До
свидания, ребята! Счастливо Вам добраться! Мы будем помнить о
Вас!" Остались только телефон Витаса для контакта и хорошие
добрые воспоминания о совместном походе. Будем держать связь,
крепить литовско-российскую дружбу на походном уровне.
Возвращаемся назад, в лагерь и продолжаем свои сборы. Скоро и
нам в обратный путь. Особых событий, по большому счету, не
происходило и поэтому можно достаточно коротко упомянуть о том,
что до Кандалакши мы добрались благополучно, билеты купили на
181-й поезд и дождавшись его, погрузились и поехали.


07.08. Пятница.

Утро, день и вечер, проведенные в поезде, ничем особым
тоже не отличались, кроме как общением с ребятами из соседних
купе. Семейный туризм процветает -- большими группами народ
ходит по озерам, ловит рыбку, отдыхает. Тоже неплохо. Вечерком
общались более плотно -- разогнав мелких, собрались у них в
купе и вмазали по хороший закусь. Хорошо, что поезд прибывает в
Москву не в рано утром, а после 12-ти часов -- всегда можно
успеть и выспаться и спокойно собраться перед выгрузкой на
перрон. А вот и он. Вытащили вещи, встали в кружок, спели
прощальную "А все кончается ..." и разбежались в разные
стороны.


<i>ВНИМАНИЕ! Для заключительной линейки, посвященной
благополучному завершению похода по маршруту
Москва-Кандалакша-Умба-Колвица-Москва, прошу всех встать!


Товарищи участники! Разрешите мне от имени и по поручению
командования поздравить Вас с завершением похода 3-й категории
сложности по вышеупомянутому маршруту. Желаю Вам здоровья,
успехов в труде и личной жизни.
А себе -- встретиться с Вами на туристской тропе еще не
раз.
Ура, товарищи! Ура!
(слышен звон бокалов)</i>

---------------------------------------------------------------
Москва-Заполярье, июль-август 1998 года.
===============================================================
FILE: kolvitsa.txt
Колвица
---------------------------------------------------------------
From: Mikel Zmurov 2: 5020/68. 30 16 Jun 95 09: 38: 24
Subj: р. Колвица
---------------------------------------------------------------


Маршрут 6 по Большой и Колвице (водный)
Ст. Хабозеро -- оз. Сайгозеро -- p. Большая -- оз. Колвицкое
--p. Колвица -- c. Колвица -- Кандалакша. Протяженность --
около 120км. Продолжительность -- 12дней. КС-- 2, если не
проходить пороги на колвице.
Маршрут начинается на Сайгозере, в 8км от ст.
ХабозероМурманской жд. На ю-в из Сайгозера вытекает Большая. До
впадения первого правого притока спокойная. Первый порог
находится перед самым устьем притока. За обширным плесом
начинаются затяжные порожистые участки длиной 1-1, 5 км,
чередующиеся плесами длиной 3-5км. В сухое лето перекаты
труднопроходимы. Встречаются отрезки c серьезным перепадом
уровня воды - по существу небольшие водопады. Последние 7км до
оз. Большого длинный плесв низких берегах. За озером река
сужается и, пройдя через несколько коротких порогов, впадает в
Коловицкое. Коловица, вытекающая из юз угла озера -- короткая,
бурная, полноводная река c падением 60м на 12км. Она спадает к
Кандалаккшской губе несколькими ступенями. Есть два водопада
высотой 3 и 6м. Все пороги требуют тщательного просмотра,
большинство из них короткие. Выделяется Белый порог,
протяженный, c сильной струей и без четко выраженного
фарватера. Перед поселком Колвица практически непроходимый
Черный порог, заканчивающийся водопадом Падун (6м). По правому
берегу проходин автодорога. По ней можно добраться до поселка,
минуя сложный участок водного пути.

> Туристам c небольшим опытом сплавляться по Колвице не
> рекомендуется, потому что водопады находятся в конце порогов.

До Кандалакши из пос. Колвица можно добраться морем или по
автодороге.
------------------------------------------------------------------------------
===============================================================
FILE: kolvicp.txt
Колвица

Оригинал этого документа лежит на
http://chaos.ssu.runnet.ru/tur/fall.html ¦ http://chaos.ssu.runnet.ru/tur/fall.html
http://reef.tau.ac.il/tur/fall.html ¦ http://reef.tau.ac.il/tur/fall.html


Дмитрий Постнов ¦ http://chaos.ssu.runnet.ru/nld/postnov.html

Вся длина Колвицы укладывается в 12 километров от Колвицкого
озера до Кандалакшской губы. Участок реки от автодорожного
моста до поселка Колвица в самом устье замечателен как
гирляндой порогов и порожков разного достоинства, так и
великолепной природой прибрежной зоны. Особый охранный статус
этого района позволил сохранить красоту северного леса с
неповторимым ковром мха. Проложенные тропы с чистыми и удобно
расположенными оборудованными стоянками создают ощущение
национального парка в какой-нибудь из европейских стран.

Дивные красоты природы и замечательная погода настраивают на
благодушный сплав с любованием берегами. И вот тут-то Колвица
и приготовила сюрприз. Сразу за будочкой водомерного поста, на
крутом левом повороте, расположен потрясающей красоты порог
"Белый" с несколькими сливами, двумя огромными бочками,
перегораживающими всю реку и прижимом к скале левого берега. Не
встать здесь на стоянку просто невозможно. Для завершения
нашего "троечного" школьного похода лучшего не придумать.

Он (школьный поход) и завершился через 15 минут сплава от
порога "Белый". Поскольку то, что выделывает Колвица, прежде
чем разлиться широким потоком в устье, не лезет в рамки ни
третьей, ни четвертой, да и не пятой категории сложности. Реку
завершают две ступени порога "Черный". Или, скорее, два порога
в связке, с крошечным 80-метровым интервалом.

На следующий день наиболее опытная часть группы лунатически
бродила по берегу, время от времени обмениваясь короткими
репликами и снова пытаясь чего-то выглядеть в каскадах пенной
струи. Первый из двух порогов связки особых сомнений не
вызывал. Было ясно, что лестница сливов с жесткими бочками
уверенно идется опытным экипажем, если не делать глупых ошибок.
Но за окончанием этого порога, после сотни метров быстротока,
начиналось нечто особенное. Когда-то здесь была мельница.
Теперь об этом напоминают остатки бревенчатых стенок, кое-где
принимающие на себя косой удар струи. Со смотровой площадки
правого берега порог предстает во всю свою мощь: река летит
вниз с шести метров - высоты второго этажа - четыремя косо
расположенными сливами. Все боковые варианты перекрыты
торчащими из потока скалами, а о том, что будет, если влететь в
очередной пенный котел лагом и с разодранным баллоном, не
хочется и думать.

После первых непроизвольных "Ухх.." приходит понимание того,
что порог проходим, хотя и не дает права на ошибку. Но такое
уже бывало, и на Алтае, и в Средней Азии. Вот уже собран старый
боевой экипаж из капитанов, да и катамаран-четверка тот же,
видавший виды. Час напряженных тренировок на первом пороге
связки . - и возвращается непередаваемое чувство единства
экипажа, когда почти не нужны команды, а ныряющий в бочку
катамаран кажется твоим собственным продолжением

На заходе решили не рисковать. Катамаран выставлен на нужную
струю с полузатопленного островка в 15 метрах выше первого
слива. Вид со стартовой позиции не для слабонервных: за срезом
первого слива порога не видно вообще. Где то дальше, глубоко
внизу, змеится успокаивающаяся река, застыл маленький
страховочный катамаранчик. Ну, пора! Глубокий вдох, ребята...

Первый слив не страшен, но он выносит на водяной бугор,
разваливающий поток в разные стороны. Куда рванется здесь
катамаран - не угадать. Прыжок, и экипаж едва успевает ощутить,
что катамаран летит во второй двухметровый слив под углом 45
градусов, на радость пенному месиву бочки. Экипаж, не
сговариваясь, ложится налево, рвет на себя весла, пытаясь
дотянуться до дальней струи. Бесконечные секунды яростной
борьбы за проглоченный бочкой катамаран, наконец последний
рывок - выскочили! Уже под восторженные вопли зрителей четверка
гарцует на выходных полутораметровых ступенях с косыми валами.
Экипаж выскакивает на берег, переполненный эмоциями и
адреналином.

И на всю это вакханалию благодушно взирают округлые пятнистые
вершины Колвицких тундр под незаходящим летним северным
солнышком...

===============================================================
FILE: kolvica.txt
Большая - Колвица

Date: 14 Aug 97
From: "Sergey N.Kojevnikov" snk@topaz.yaroslavl.su ¦ mailto:snk@topaz.yaroslavl.su

Ходили мы Большая-Колвица. Состав - кат 4-ка, кат 2-ка и
каяк. Шли по описаниям из твоей библиотеки.

Заброска

Описание маршрута Большая - Колвица взято из книги "Север"
и мягко говоря устарело - поезда на станции Хабозеро не
останавливаются уже три года. Об этом мы узнали когда в
Вологде пытались взять билет. Благо поезд чапыжный и мы
договорились с машинистом на счет тормознуть в Хабозере. А
вообще на маршрут ходят. И люди едут до Африканды, а дальше
электричкой.
От станции до Сайгозера, где начинается маршрут можно
добраться двумя путями:
- по дороге (8 км)
- по тропинке через болото (2 км по колено в грязи)
В принципе на дороге можно поймать машину (т.е. они ездят,
но все кого мы встречали шли пешком на полную катушку)

Лоция

Из озера вытекает Сайго-ручей который и впадает в Большую.
На ручье встречаются шиверки (некоторые даже с большим
уклоном), но все они (в нашу воду - говорят среднюю) были
непроходимы для катов и большей частью непроходимы для каяка.
Я практически все шиверы Сайго-ручья и Большой прошел на
каяке руками по дну.

Препятствия на Большой не отличаются от Сайго-ручья. Чем
ниже по Большой тем длиннее шкуродеры. В принципе для каяка
хватило бы еще сантиметров 15-20 чтобы везде идти, но это был
бы изрядный слалом между камней. Возможно во время весеннего
паводка здесь и ничего.
Что касается Колвицы, то это приятная речка с малым
количеством плесов и частыми препятствиями.
Лоция хорошо составлена Дмитрием Кувалиным. Добавлю только
что второй мост уже не является препятствием которое надо
обносить. Теперь там моста нет, а есть чистый проход.
В нашу воду немного другой конфигурации был Белый порог -
поперек всей реки двухступенчатый слив увеличивающийся слева
направо.
Во всех порогах много мелкосидящих камней.
Это был мой первый поход на каяке. Прошел все кроме
Черного порога. Когда катался на Белом кильнулся и каяк был не
в состоянии идти дальше.
На кате 4-ке прыгнули Черный падун в правой протоке (там
где разваленная мельница). В нашу воду он представлял из себя
три ступени, между второй и третьей смещение поперек реки (т.е.
после второй ступени поток поворачивает на 90 градусов и перед
третьей тоже на 90 градусов в обратную сторону).
В левой протоке было мелко.

Вот вроде и все.
---
Сергей Кожевников

 * По Большой и Колвице * 

Описание маршрута Большая - Колвица взято из книги "Север"
и мягко говоря устарело.

Ст.Хабозеро - оз.Сайгозеро - р.Большая - оз.Колвицкое -
р.Колвица - с.Колвица - Кандалакша. Протяженность - около 120 км.
Продолжительность - 12 дней. Категория сложности - II, если не
проходить пороги на Колвице.
Этот маршрут для туристов с разным опытом, так как его
сложность можно менять, включая некоторые порожистые участки или
минуя их. Можно увеличить и продолжительность похода, дополняя
его пребыванием на озерах и пешими выходами. Переход на байдарках
по Кандалакшской губе также может разнообразить путешествие.
Маршрут начинается на Сайгозере, в 8 км от станции Хабозеро
Мурманской железной дороги. Поверхность Сайгозера почти всегда
зеркальная: лес на невысоких берегах закрывает его от ветров. С
озера видны вершины Хибин. На юго-востоке из Сайгозера вытекает
река Большая. До впадения первого правого притока Большая
спокойно течет в низких болотистых берегах. Первый порог
находится перед самым устьем притока. За обширным плесом
начинаются затяжные порожистые участки длиной 1-1,5 км,
чередующиеся с плесами длиной 3-5 км. В сухое лето перекаты
труднопреодолимы: местами приходится разбирать проходы в камнях и
разгружать байдарки. Встречаются отрезки с серьезным перепадом
уровня воды, - по существу, некрупные водопады.
Последние 7 км до озера Большого - длинный плес в низких
берегах. Озеро окружено холмистыми берегами, покрытыми таежным
лесом. Имеет несколько островов. Дно песчаное, у берегов в воде
много камней. За озером река Большая снова сужается и, пройдя
через несколько коротких порогов, вливается в озеро Колвицкое.
Берега вдоль этого участка реки низки и труднопроходимы.
Озеро Колвицкое - обширное водное пространство с большими
лесистыми островами. Здесь нередки ветры, вызывающие сильное
волнение. Длинный залив на северо-западе носит название озера
Глубокого. К юго-западному берегу примыкают Южно-Колвицкие тундры
- часть массива Кандаалкшских гор. На берегах озера есть рыбачьи
избы. Здесь можно провести несколько дней, сделать радиальные
выходы в горы и к озерам, которых много в окрестностях.
Колвица, вытекающая из юго-западного угла озера, - короткая,
бурная, полноводная река с падением 60 м на 12 км длины. Она
спадает к Кандалакшской губе Белого моря несколькими ступенями и
на коротком отрезке демонстрирует все типичные признаки рек
Кольского полуострова: ревущие пороги с высокими стоячими волнами
чередуются со спокойными плесами. Есть два водопада высотой 3 и 6
м;. Все пороги требуют тщательного просмотра, большинство из них
короткие. Выделяется Белый порог, протяженный с сильной струей и
без четко выраженного фарватера. Перед поселком Колвица
практически непроодимый Черный порог, заканчивающийся водопадом
Падун (6 м). Берега Колвицы поросли сосновым лесом, много пологих
участков, удобных для стоянки. К устью берега повышаются.
По правому берегу Колвицы проходит автомобильная дорога. По
ней можно добраться до поселка, минуя сложный участок водного
пути. Туристам с небольшим опытом сплавляться по Колвице не
рекомендуется. Тем же, кто рискнет на текое прохождение, надо
быть особенно осторожными, так как водопады находятся в конце
порогов.
До Кандалакши из поселка Колвица можно добраться морем или
по автодороге. Если позволит погода, стоит совершить байдарочный
переход вдоль морского побережья (30 км). На этом участке оно
очень красиво, вдоль берегов стоят крутые лесистые горы (до 600
м). В Кандалакшской губе разнообразные подводная растительность и
животный мир.

Литература:
1) "Север", М., ФиС, 1975 г.
===============================================================
FILE: belomorxe.txt
Белое море

IK>> Вообще-то, я тоже по Белому морю ходил на байдах. И
IK>> неоднократно... Район Карельского берега.

Июль (˜6-10 числа) 1990 г: устье р. Сиг - Кузема
Июль (˜20-25 числа) 1991 г.: дер. Калгалакша - Кузема
Август (˜5-7 числа) 1992 г.: губа Воньга - дер. Поньгома

И хочу сходить еще - красотища там, особенно в белые ночи... :)

Итак:

Берега.

Каменистые, местами весьма :) На участке берега Калгалакша -
губа Домашняя прибрежных скал нет, валуны, плиты. Севернее
(р-н Гридино), по сведениям коллег, скалы до 10 м. На южном
берегу Домашней губы и немного южнее - скалы до 15 м. В 50-100
м. от берега начинается лес. Где какой, может быть редкий
крученый березняк (красота), может быть сосняк, на скалах -
отдельные покореженные сосны. Дальше от берега - тайга. Стоянку
можно найти легко. Лучше стоять на средних островах в шхерах -
красиво. Ягоды (черника - в конце июля - начале августа,
морошка - немного раньше), грибы (начиная со второй половины
июля).

Дрова

Дрова найти не проблема - по берегам много выброшенных бревен
(плавник). Он обычно достаточно сухой, хорошо пилится и
колется.

Приливы-отливы.

Приливы-отливы. В этом районе правильные (т.е. синус), период
- около 12:25. Амплитуда - 1-1.5 м. При выходе в море из речки
нужно узнать время высокой воды заранее (рыбаки, местные
жители), т.к. все устья в отлив сильно мелеют. Если берег
пологий, то большая приливная зона может представлять некоторую
трудность при высадке. Типа "приплыли - все Ok, а через час
байды тащили обратно в море полкилометра по грязи". При отливе
вид такого берега очень непривлекательный: слизь, грязь,
водоросли, небольшие камни. С этой точки зрения лучше стоянки с
каменными плитами на берегу. Часты рыболовные избы, если они не
заняты, то вполне пригодны для ночлега.

Морские пороги.

Морские пороги. В шхерных районах, в узостях возможны заметные
приливно-отливные течения, которые воплне могут посадить байду
на камень. В 1990 г. наблюдал мощные течения около 1.5 м/с. В
узких длинных заливах и проливах могут быть классические
порожные ступеньки со стоячками. Впрочем, все это скорее
неприятно, чем опасно.

Пресная вода. 

Пресная вода. С водой на побережье плохо. В сухое лето нужно
возить с собой, пополняя запасы при первой возможности (колодцы
в деревнях и у изб на берегу, лужи в камнях - воду
профильтровать!). Морская вода годится лишь в качестве
приправы.

Рыбалка.

Рыбалка. На удочку и спиннинг можно кое-что поймать, но
регулярно этим кормится трудно. Ловят на блесну на глубине или
на морского червя (серые такие толстые и очень непрочные
червяки, выкапываются из песка в отлив). Местные ловят на
клетчатую удочку :) В устьях рек можно на спининг/сетью поймать
семгу или сига, но рыбнадзору лучше не попадаться. Сейчас с
этим стало круче. Если нет желания ловить, семгу за спиртное
местные обычно охотно продадут. В 1992 г. 1.5 кг семга стоила 1
л. водки


Зверье и охота. Сразу заявляю, что я сторонник фотоохоты.
В море плавает не только рыба, но и тюлени :) Подпускают к
себе метров на 100. В районе мыса Каменный два года подряд
(1990 и 1991) видел большого оленя. В 1991 г. мы с ним
столкнулись на расстоянии 30-40 м, зверь не уходил, я спокойно
сменил объектив на фотокамере и его снял. На побережье
попадаются медвежьи следы. На пресных водоемах вблизи побережья
(и не только) много уток и гусей, но они осторожны и близко не
подпускают.
Местное население (рыбаки) на побережье обычно достаточно
лояльно, а если "жидкости" налить, то вообще...

Ориентирование.

Ориентирование. По существующим двухкилометровкам довольно
затруднено, т.к. существует большое количество мелких островов,
геодезических знаков, изб и пр., не отмеченных на картах.
Говорят, очень хорошо иметь морскую карту. В 1991 г. я, будучи
штурманом, проскочил в сумерках мимо мыса и чуть было не ушел
чер-те-куда вдоль берега :( Короче говоря, уверенно можно
ориентироваться только по крупным объектам. Кроме карты нужен
хороший компас (лучше с пеленгатором) и бинокль или что-либо
иное подозрительное :)


Погода.

Погода. Весьма непостоянная, даже летом. Влажный морской
воздух проникает на 100-150 км над сушей и вызывает
туманы/дожди/грозы. На самом море погода может меняться 2-3
раза в день, в сильные затяжные шторма я не попадал, но ветер и
дождь в течении суток - бывало.
Когда нет дождя и светит солнце, за ветром весьма приятно,
можно даже походить в плавках. t ˜22ь, но при ветре такого
желания не возникает - олимпийку одеваешь сразу, потом -
ветровку :( Если пасмурно и ветер, то заметно холоднее. После
холодных фронтов могут быть утренние заморозки даже в июле -
какая-нибудь теплая куртка не помешает.
Дожди могут быть длительными и неприятными. В брезенте
ходить/спать некомфортно.
Вода на мелководье при хорошей погоде прогревается до 20-21ь,
можно искупаться. Купание в открытом море удовольствия не
доставляет. Правда, в шерсти/капроне/спасжилете полчаса
протянуть можно. Мой максимальный опыт такого купания
составляет минут 10 без существенных неприятных ощущуений.
Волна обычно пологая и не сравнима с пресноводной. Море
раскачивается медленно, за несколько часов. Успокаивается,
впрочем, еще медленнее - до нескольких сутокОбычно при ветре
наблюдается две системы волн: очень длинная зыбь и сравнительно
более короткая волна. Впрочем, если на байде фартук, волна до 1
м неприятностей не доставляет. при волне опасны две вещи: мысы,
вокруг которых из-за волновой интерференции образуется
непредсказуемая толчея (бррр, вспоминать страшно пЖ:-О) и
прибойная волна, образующаяся на каких-нибудь камнях в 200-300
метрах от байды (на чем я и килялся ;) Любители потренероваться
могут это использовать, но не очень далеко от берега :)
Ветер практически постоянный и по направлению меняется не
быстро. Если же он начал меняться - жди и перемены погоды
(достаточно 30ь). Другим признаком перемены является туман
(может накрыть очень быстро). Впрочем, обычно несколько часов
до окончательно порчи погоды все же есть. В этом случае лучше
не вставать на отдельных островах - можно хорошо завязнуть без
воды :-(
По моему опыту, наиболее устойчивая погода держится с конца
июня по ˜25 июля. 25 июля - штормик (видел это дважды и
говорили местные), окончательно погода ухудшается где-то 20-го
августа.


С уважением, Иван

Internet: Ivan@vt.etu.spb.ru
Fido: 2:5030/254.10
AKA /215.24

===============================================================
FILE: belomor95.txt
Белое море, 1995

From: Alexander.Simo@p1.f155.n5030.z2.fidonet.org
Date: APr 1998

SK> Вот возникла (бредовая? хорошая?) идея поплавать между Соловецких островов
SK> на байдарках. В конце июля. Подскажите, пожалуйста,

SK> 2. Как туда заброситься

нерегулярно ходит кораблик из Кеми

Отсканеная карта есть у меня
http://private.peterlink.ru/abris-a/ ¦ http://private.peterlink.ru/abris-a/
(это главная страница, про Белое море найти не трудно)
Там-же куча фотографий и не только по Белому морю Текстовую
часть одной из страниц про Белое море см. ниже, если есть
интерес могу кинуть сюда (или мылом) дневник.

У меня есть предположение, что моих писем не видно, т.ч. если видно напишите
мылом.

БЕЛОЕ МОРЕ 1995

С 17.07.95 по 01.08.95 мы прошли от Кеми до Соловков и обратно.
ас было четверо Саша и Таня Симо - на байдарке "Таймень - 3"
и Саша и Марина Сочавы - на байдарке "Таймень - 2".


Погода
В конце июля 1995 года мы наблюдали следующее:
Погода меняется по несколько раз в день. На солнце 20-25
градусов - можно позагорать. В дождь 8-12 градусов. Бывает
сильный туман. Ходили по компасу. Много теплых вещей не
помешают.

Ветер
Меняется медленно, но может начаться в любое время суток,
даже вечером и ночью. Если начал дуть, то это на несколько
дней.

Волна
Большая и пологая. На байдарке можно идти по волне высотой
несколько метров. Мы на Соловки вышли по полутораметровой
волне. Все проблемы от приливов и отливов. Если высокая волна
совпадает с волнами вызванными обтеканием островов, то море как
кипит. Острые метровые плюхи бьют байдарку с разных сторон. В
такой ситуации легко перевернуться. Выгрести из такого места
трудно т.к. течение на краях островов и проливов быстрое (>1
м/с). В общем надо избегать плыть в проливах между островами
при максимальной скорости течения. Идти по высокой волне
легко, но приставать к берегу трудно. Волна у берега
обрушивается и я сидя сзади получал волну в спину, которая была
выше моей головы.

Приливы и отливы
На Белом море приливы высокие, в некотрых местах говорят
до 2 метров. Мы выше 1 метра с немножким не видали. Рядом с
островами и берегом образуются зоны которые в момент отлива
представляют из себя грязный и мокрый песок с водорослями, в
момент прилива - море как море. Надо в общем на карту смотреть.
Так можно вдруг оказаться посреди грязного болота в нескольких
километрах от берега и глубокого моря.Нас так на Соловки
штормом выкинуло. Пришлось по колено в грязи тащить байдарки и
барахло до суши примерно километр. На юге в онежской губе
приливная зона по 20 километров. Зона отмеченная как приливная
в момент отлива не обязательно свободна от воды. Иногда она
достаточна глубока и по ней можно пройти а байдарке.
Скорость течения в открытом море не велика, но в проливах
островов очень высокая (несколько метров в секунду). На
байдарке не выгрести. В проливах течение
приводит к водоворотам. Они для байдарки совершенно
безопасны. Мы прошли по центру водоворота, в центре которого
была воронка 10 см глубиной не почувствовав ничего. Куда
опаснее волны на выходе и входе в пролив. Если они
накладываются на ветровые, то может получитья нечто ужасное.
Идешь ты по большой пологой волне и вдруг волны становятся
беспорядочными и в несколько раз выше, а байдарку несет
непонятно куда, назад не выгрести. Приливы происходят как
понятно 2 раза в сутки. Увидев один прилив легко посчитать
когда будет следующий. Отходить лучше всего в конец прилива или
отлива.

Стоянки
Стоять можно почти везде, за исключением отвесных скал.
Скалы занимают примерно половину периметра островов. В бухтах
бывают хорошие песчаные пляжи. Хорошие песчаные пляжи в момент
прилива, в момент отлива могут оказаться далеко от берега. а
мысах ровные каменные плиты, иногда поросшие мхом. На карте
места наших стоянок отмечены номерами. Это тоже хорошие места.

Вода
Соленая. 35 г./л. (в три раза солоней чем в черном море).
Даже больше чем в тропических морях. Пить как понятно нельзя.
Температура: на ощупь 5-10 оС. Холодно в общем, но мы
купались. В момент отлива образуются небольшие лужи, некоторые
из них глубиной примерно в полметра прогреваются в теплую
погоду до 20оС. На Соловках есть много внутренних озер. Вода в
низ темная торфяная, зато пресная. Температура 15 - 20 оС.

Вода пресная
В сухую погоду большая проблема. Надо возить с собой. У
нас уходило на четверых по 10 литров в день. Возили 40 литров в
пластиковых бутылках. Добыть пресную воду можно на островах в
трещинах скал или маленьких болотцах. На дне их можно найти
воду. Чем суше, тем труднее найти, тем грязнее найденная вода.
Устья рек впадающих в море на несколько километров в верх по
течению могут быть солеными и за пресной водой придется плыть
долго. Вода в трещинах есть не на каждом острове. Например на
Немецком Кузове мы не нашли воды в радиусе 200 метров от
стоянки, а на соседнем Вороньем воды много (не зря видимо на
нем стояла изба). На Русском Кузове говорят есть колодец, но мы
его не нашли, зато нашли родник. На Соловках пресной поды
изобилие. На острове Топы есть небольшое озерцо не пересыхающее
даже в сухие годы. Если кто готов продолжить этот список -
напишите мне письмо. Для путешествий по Белому морю это
жизненно важно.

Комары
На побережье и на Соловках, особенно рядом с болотами
комаров много. Ночью рядом с палаткой плотный слой в несколько
комаров толщиной. Гудение мешает спать. На островах летают, но
мало.

Гнус
Мало. Летом у меня в комнате (60 км от Питера) гнусу
больше, чем на Белом Море на улице.

Медведи
Говорят есть. а Русском Кузове нашли дохлого медвежонка.

Лесники
Не встречали. Даже на Соловках о них ничего не слышно.


Прочая живность
В море тюлени. Много. На о.Топы лежбище. Тюлени очень
любопытные. Высовывают морды рядом с байдаркой. Видимо они
безопасны. В море плавают огромные страшные звери. Киты в
общем. Метров 3-5 в длину. С черной спиной, белым брюхом,
пускают фонтанчик. Думали , что это белухи, но не очень похожи
по книжным описаниям. Когда такой выныривает рядом то очень
страшно. Байдарку перевернет и поломает, а вода холодная. Все
это правда в открытом море. У прибрежных островов никого нет.
Морских звезд говорят много, но под водой. На берегу чайки
находят их моментально и мы находили только объедки. Водоросли
зато красивые.

Местное население
Весьма доброжелательно. На огонек периодически приплывает
пообщаться.


Населенность берегов
На Кузовах народ пасется постоянно. Лучшие стоянки заняты
круглосуточно. В основном катамаранщики.

Монастырь на Соловках
Стоит и выглядит хорошо. Монахи ездят на велосипедах и
моторках, жить не мешают. Стоит строяк второкурсников на
реставрации монастыря. Лет 10 назад понаставили щитов с всякой
дребеденью для туристов, понаделали дорожек из досок, чтоб
организованный турист не топтал природу. Сейчас все это успешно
догнивает. На горе Секирной скит. Монахи по черному ругаются
друг с другом матом. Про монастырь есть хорошая страничка
http://www.chg.ru/Newspaper/324/article6.html ¦ http://www.chg.ru/Newspaper/324/article6.html

Ягоды, грибы
Грибов так много, что сердце кровью обливается, когда
очищаешь площадку для палатки сшибая ногами красные. Белых тоже
много. Из ягод много морошки.

Прочая растительность
На островах скалы и тундра. На Русском Кузове был пожар,
теперь трудно проходимые заросли молодняка. а Немецком Кузове
следы тайги. Соловки - смесь болот и темного хвойного и
смешанного леса.

Топливо
По берегам много плавняка. Можно устроить очень большой и
теплый костер.


Рыба
Мы ее не ловим, но и у местного населения ее было мало. а
Соловках рыба только в магазине и дороже чем в Кеми.


Другие странички про Белое Море.
Об Соловках
http://www.chg.ru/Newspaper/324/article6.html ¦ http://www.chg.ru/Newspaper/324/article6.html
На катамаране
sewer96.txt ¦ sewer96.txt
Про Белое Море Можно сплавать организованным туристом
http://www.onego.ru/koi/maritime/index_a.html ¦ http://www.onego.ru/koi/maritime/index_a.html


Транспорт.
В Кеми железная дорога. Билеты всегда есть. По городу
ходят автобусы. Лучше ехать на ¬10 до Рабочеостровска.
Остановка на берегу залива, вода в котором есть только в
прилив. Можно собираться прямо в Кеми. На Соловки за 50 000 р.
ходит катер (если есть кого везти). Изредка заходят другие
корабли с туристами. а Соловках много местных машин.


Населенные пункты: магазины, почты.
Кемь. Можно купить все что угодно. Город очень
цивилизованный. Цены почти как в Питере. Почта, банки,
больницы, рестораны и т.д. Есть черный хлеб очень высокого
качества.
Рабочеостровск. Есть Магазин с довольно широким выбором.
Соловки(Кремль). есколько магазинов. Цены чуть выше. Все
необходимое имеется. Почта есть.
Исаково. есколько домов. Магазинов и т.д. нет.

На вершине Вороньего острова есть развалины избы. Может
кто знает что там было. Сделана из таких кирпичей.


Интересные места.
Немецкий Кузов. Русский Кузов . О-ва. Коловар О. Северный
Кильяк. О-ва Топы с маяком и кварцевой скалой. Вороньи острова.
Як Остров

А&TS c 1995-1998
Sincerely, Alexander
===============================================================
FILE: belomor1.txt
По озерам Приполярья к Белому морю

ст. Чупа - оз. Ниж. И Верх. Котозеро - оз. Лебединое - оз.
Нольозеро - Княжегубское водохранилище - оз. Серяк - р. Ковда -
оз. Верховское - оз. Долгое - Белое Море (губа Бабье море, губа
Ругозерская) - ст. Пояконда.

Общая протяженность 250 км.
Категория сложности I-II. Число ходовых дней 8.

Отчет прислал Николай Семин
nick@sk.ibrae.msk.su (nick@ibrae.ac.ru) ¦ mailto:nick@sk.ibrae.msk.su

Общая характеристика маршрута

В августе 1996 году мы прошли небольшой маршрут по
Приполярным озерам с выходом в Белое море. До этого мне не
удалось найти подробного описания этих мест, думаю, это
небольшое описание будет полезно для туристов. Маршрут
практически не посещается туристами - нет оборудованных стоянок
и других атрибутов массового сплава. Маршрут удобен в смысле
приезда и отъезда. Половину маршрута подымаемся вверх по
течению. На маршруте нет прохождения сложных порогов - правда
много волоков и обносов. Маршрут проходит по границе Мурманской

<<

стр. 46
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>