<<

стр. 6
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

считать порог &quot;Стикс&quot; на р.
Колпинке, который вкупе с
протяженным шиверисто-порожистым
участком &quot;кавказского&quot; типа
представляет собой уникальный и
красивейший природный объект
Валдая, соперничающий по красоте и
спортивной сложности, пожалуй,
только с &quot;каньонами&quot; на реках
Хоринке и Торбинке. </font></p>

<hr size="6" color="#808000">

<p><font size="3"><strong>2.2. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕК </strong></font></p>

<p><font size="3">р. Волма берет свое начало
из озер Большого Борового и
Нездринского. Протяженность ок. 80
км. Общий перепад от истока до устья
ок.120 м. Судя по расходу воды и
количеству завалов, сплав от истока
возможен только для каяка и не
представляет спортивного интереса.
Приблизительно через 2 км после оз.
Белого, при впадении ручья Радуга
(не пригодного для сплава), р. Волма
представляет собой тихую лесную
речку, шириной до 10 м, протекающую в
узком глубоком овраге. Встречаются
участки быстротока, отдельные
поваленные деревья. Стоянок нет,
берега неприступные. Расход воды в
ПП ок. 15 м'/с. Реку условно можно
разделить на 3 участка: </font></p>

<p><font size="3">- верхний участок (от
моста до устья р. Колпинки, в
картографическом измерении ок. 6 км,
по реке - минимум на 20%, больше)
является наиболее сложным и
динамичным на реке и требует в ПП
около 1,5 ходовых дней для
прохождения слаженной малой
группой (6-8 человек), имеющей опыт не
ниже III к-с. (в М), либо опыт
прохождения (в П) левых притоков р.
Меты - Шегринки, Хоринки, Льняной,
Ходовы, Веребьи, Торбинки, либо
таких подмосковных рек как Скнига.
Вашана, Беспута. Уклон до 3 м/км; </font></p>

<p><font size="3">- средний участок (от
устья р. Колпинки до впадения рек
Черной и Олешонки) Уклон до 2 м/км.
Основное падение приходится на
системы шивер выше д. Волна и в
районе д. Низовка (в ПП притоплены); </font></p>

<p><font size="3">- нижний участок (от
впадения рек Черной и Олешонки до
впадения Волмы во Мсту). Уклон около
1 м/км, основное падение приходится
на препятствие N5 перед впадением р.
Воробушки. </font></p>

<p><font size="3">-р. Колпинка собирается из
множества лесных ручьев и малых
речек. Протяженность ок. 20 км. Общий
перепад ок. 95 м. Расход воды в ПП 25
м3/с. В НП и М Колпинка сильно мелеет
(до 1/2-1/3 расхода Волмы). Реку условно
можно разделить на 2 участка: </font></p>

<p><font size="3">- верхний участок (от
истока до слияния с р. Клочухой, что
на 6-7 км выше д. Карпово) - узкая
лесная речка, перекаты, завалы,
уклон неизвестен; </font></p>

<p><font size="3">- нижний участок (от
слияния с р. Клочухой до впадения в
р. Волму) - спортивная сплавная река
&quot;кавказского&quot; типа. Средний
уклон 5-6 м/км, основное падение
приходится на порог &quot;Стикс&quot; (до
15 м/км). </font></p>

<hr size="6" color="#808000">

<p><font size="3"><strong>2.3. ЗАБРОСКА НА
МАРШРУТ И ВЫХОД С МАРШРУТА. </strong></font></p>

<p><font size="3">Район путешествия
населен относительно равномерно,
однако большинство мелких
поселений заброшены, либо не имеют
нормального транспортного
сообщения. В целом, плотность
населения невелика. Рейсовый
автотранспорт до отдаленных
деревень ходит 3-4 раза в неделю.
Ликвидировано пассажирское ж/д
сообщение по ветке Крестцы -
Бологое. </font></p>

<p><font size="3">Поселок Окуловка
является в настоящее время
транспортным узлом северной части
Валдая (расписание движения авто- и
железнодорожного транспорта через
п. Окуловка по состоянию на 1 мая 1997
г. см.</font><a href="#pr1"><font size="3"> в
приложении 3).</font></a><font size="3">
Заброска на маршрут. </font></p>

<p><font size="3">г. Рязань - г. Москва -
электричка. г. Москва - п. Окуловка -
пас. поезд. п. Окуловка - п. Боровенка
- электричка. </font></p>

<p><font size="3">п. Боровенка - д. Мал.
Воротно - мост через р. Волма -
попутный транспорт. </font></p>

<p><font size="3"><strong>Выход с маршрута. </strong></font></p>

<p><font size="3">д. Жерновка - п. Крестцы -
автобус. л. Крестцы - п. Окуловка -
автобус. п. Окуловка - г. Москва - пас,
поезд. г. Москва - г. Рязань -
электричка. Возможный экстренный
выход с маршрута. </font></p>

<p><font size="3">Вариант 1. </font></p>

<p><font size="3">д. Бол. Заполёк - п.
Боровенка - автобус (3 раза в
неделю-попутный транспорт/пешком 18
км. п. Боровенка - п. Окуловка -
электричка. п. Окуловка - г. Москва -
пас, поезд. г. Москва - г. Рязань -
электричка. </font></p>

<p><font size="3">Вариант 2. </font></p>

<p><font size="3">д. Волма - п. Крестцы -
автобус. п. Крестцы - п. Окуловка -
автобус. п. Окуловка - г. Москва - пас,
поезд. г. Москва - г. Рязань -
электричка. </font></p>

<p><font size="3">Начало маршрута (п.
Борованка). </font></p>

<p><font size="3">Прибыли в п. Боровенка
около 8.30. В электричке
познакомились с группой московских
туристов (14 человек с байдарками
&quot;Таймень&quot;). Отправили открытку
о выходе на маршрут. Почта
находится в первом этаже
двухэтажного жилого дома (от ж/д
станции по ходу поезда, затем
направо и вверх на высокий холм, на
котором расположен поселок). По
поиску транспорта решили
скооперироваться с москвичами.
Грузовиков в поселке довольно
много, однако крайне де фицитен
бензин (другим группам стоит это
учесть). Наконец подходящий
грузовик был найден и нанят за 200
тыс. руб. (на 20 человек) на заброску
от п. Боровенка до места начала
сплава (14 км). Дорога в основном с
асфальтовым покрытием, около 20%-
щебенка. Местность сильно
пересеченная, преимущественно
лесная. Озера, встреченные по пути,
были почти полностью во льду, в лесу
виднелся снег, шел дождь с градом.
Всем пришлось залечь в кузов для
защиты от сильного ветра. Окончание
маршрута (д. Жерновка). </font></p>

<p><font size="3">Погода в день отъезда
менялась по несколько раз в течение
часа: дождь, град, ветер, солнце,
кучевые облака. Рейсовым автобусом
доехали от д. Жерновка до п. Крестцы,
откуда отправили открытку о
завершении похода. Далее - рейсовым
автобусом до п. Окуловка. Поскольку
все пассажирские поезда по ст.
Окуловка - проходящие, билеты можно
купить только за 1 час до прибытия
поезда. Проводников поезда не
успевают оповестить о проданных
билетах, и нужный вагон может
оказаться закрытым. Проводники
открытых вагонов не горят желанием
впускать &quot;чужих&quot; пассажиров,
поэтому приходится проявлять
деликатность и одновременно
настойчивость. В любом случае, к
месту стоянки нужного вагона стоит
подойти заранее - поезда стоят в
Окуловке 1-2 минуты.</font></p>

<hr size="6" color="#808000">

<p><font size="3"><strong>3. ОРГАНИЗАЦИЯ
ПУТЕШЕСТВИЯ. </strong></font></p>

<p><font size="3">Малые сплавные реки
Валдая интересны в первую очередь
как тренировочные маршруты, не
требующие больших временных и
финансовых затрат, но сочетающие в
себе спортивную ценность,
динамичность прохождения, мало
затронутую цивилизацией природу, а
в межсезонье относящиеся к
условной категории
&quot;экстремального&quot; туризма,
требующего от участников хорошей
спортивной подготовки,
выносливости, освоения &quot;школы
выживания&quot;. </font></p>

<p><font size="3">Более или менее подробная
информация о малых реках Валдая и
бассейна р. Меты (кроме Шегринки)
отсутствует в туристических
библиотеках г.г. Москвы и Рязани.
Начальную информацию о пройденных
в 1996 г. реках Хоринке и Льняной, а
также описанных в данном отчете 1997
года Волме и Колпинке мы почерпнули
из так называемого буклета
&quot;Сплавные притоки р. Меты&quot; (11),
содержащего весьма
приблизительную и очень краткую
информацию о маршрутах, характере
основных препятствий и
категорийности. Большим подспорьем
стали 2-х километровые карты этого
района, а также устная информация,
полученная от Сергея Стрыгина из г.
Москвы туриста-водника с огромным
стажем, воспитанника, а ныне
наставника турклуба МАИ. </font></p>

<p><font size="3">Наибольший интерес для
нашей группы представлял порог
&quot;Стикс&quot;. Однако сроки для ПП на
р. Колпинке миновали (поход
проходил в первых числах мая). Кроме
того, информация о верхнем ее
участке отсутствовала полностью,
кроме большой вероятности завалов
и трудности заброски. Поэтому было
решено сплавиться по р. Волме от
истока до устья, сделав попутно
тренировочный выход на нижний
участок р. Колпинки с минимальными
временными затратами. Несмотря на
то, что описание порога &quot;Стикс&quot;
было неправдоподобно искажено в
сторону усложнения в [11), он
оказался несомненно заслуживающим
внимания, о чем уже было сказано.
Благодаря необычно затяжной весне
1996 года, нашей группе удалось
застать одновременно ПП на р.
Колпинке и ПП на р. Волме, что дало
возможность увидеть обе реки в
апогее их спортивных
характеристик, а также провести
ревизию изложенных в [1]
предположений. Для тренировки и
преодоления узких препятствий наша
группа была укомплектована двумя
каркасно-надувными каяками. </font></p>

<hr size="6" color="#808000">

<p><font size="3"><strong>4. ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОПИСАНИЕ (для ПП)</strong></font></p>

<p><font size="3"><strong>4.1. р. Волма - верхний
участок. </strong></font></p>

<p><font size="3">Суда собрали на левом
берегу перед мостом. Чуть раньше
нас стартовали еще 2 группы (14
человек с &quot;Тайменями&quot; и 10
человек с катамараном-2,
катамараном-4 и 2-мя
&quot;Катранами&quot;.</font></p>

<p><font size="3">Река уходит под дамбу
автодороги через 3 трубы большого
диаметра (затоплены). Из под дамбы -
высокий слив с пенным котлом,
&quot;блюдце&quot;, далее - шивера на
крутом правом повороте. На всем
протяжении шиверы (около 100 м
сплава) арками нависают деревья,
что сильно затрудняет работу
гребцов на судах с высокой осадкой.
Далее следует серия коротких
завалов через каждые 30-50 м. Характер
реки на этом участке - сплошные
притопленные шиверы, ощущается
постоянный уклон. На шиверистом
фоне много завалов (через каждые
100-200 м, преимущественно на
поворотах). Больше половины из них
требуют обноса. Излучины мелкие
(радиусом 50-70 м). Местность
заболоченная, крайне много снега
для этого времени года (по северным
склонам глубина сне га достигает 1
м). Средняя ширина разработанной
долины между коренными берегами
150-200 м. Лес - смешанный, очень глухой
и заваленный. Стоянки не удобные. На
описанном участке - 2-3 потенциально
возможных стоянки (с воды
практически не различимы).
Возможность маневра на реке сильно
ограни чена. Рекомендуется идти с
интервалом в 30 секунд, т. к, места
зачаливания не могут вместить
одновременно более 1-2 судов и
строго локализованы. Груп па в 14
человек оказалась не подготовлена
ни технически, ни тактически, и
после 2-х часов сплава, изобилующего
оверкилями байдарок, сошла с
дистации. </font></p>

<p><font size="3"><strong>Препятствие N1 . </strong></font></p>

<p><font size="3">Через 3 часа сплава и
обносов на левом повороте реки
выделяется шивера с сильным
прижимом к завалу в первой трети
русла справа. Правый берег -
обрывистый. Бревно с левого берега
образует с завалом косые ворота.
Наблюдались неоднократные кили
судов следующей группы в 10 человек
(в т.ч. катамарана водоизмещением до
2 м</font><font size="2">3</font><font size="3">).
Рекомендуется страховка с левого
берега. </font></p>

<p><font size="3">Далее, до Лагеря 2.
характер реки прежний. Мелкие петли
на реке. Ходовое время ок.1 часа. В
этом месте - наиболее спокойная
струя. Встать можно толь ко на
слегка заболоченном плесе левого
берега. Следующий участок
начинается прямым участком
быстротока 150-200 м. далее уклон
увеличивается и становится
ощутимым. Сплошной шиверистый фон,
русло петляет в узком коридоре
зарослей. Торчащие на 1/2 - 2/3 ширины и
нависающие арками деревья требуют
высокоманевренного прохождения.
Рекомендуется выдерживать
интервал движения. Попадаются
отдельные крупные валуны, островки
и большие бревна на уровне уреза
воды. Катамараны достаточного
водоизмещения и высокой осадки
возможно перевалить с наплава,
выйдя на бревно. </font></p>

<p><font size="3"><strong>Препятствие N2.
&quot;Западня&quot;. </strong></font></p>

<p><font size="3">Шиверистая петля с
валунами на входе и уклоном 5-7 м/км.
Сложная чалка справа перед завалом
(обязательна). Одно место для
зачаливания. Рекомендуется
страховка. Секундное промедление
шедших впереди наших каякеров
привело к совместному оверкилю.
Одно из весел ушло в завал. Следует
отметить, что обозначенные на рис. 2
&quot;завал&quot; и &quot;бревно&quot; опасны
для жизни. Русло узкое, глубина
большая. Справа - хорошее место для
стоянки или короткой остановки -
невысокий плоский берег с ельником.
Слева - обрыв. </font></p>

<p><font size="3">Перед преп. N2 мы встретили
еще одну группу из Москвы на
спортивных 2-х местных байдарках.
Они успешно преодолели описанный
участок, хотя он отнял у них на
сутки больше времени, чем у нас. Эта
группа была на Волме в предыдущем
1996 году, в ЗП, характерный для
типичной весны, и в этот раз со
вершенно не узнавала реку, ставшую
гораздо труднее для прохождения. </font></p>

<p><font size="3">Следующий за
препятствием N2 участок имеет
характер предыдущего. Перед
отметкой N3 по карте, слева впадает
ручей шириной 2-3 м, круто падающий
со склона и выполаживающийся при
впадении (с воды почти не виден). </font></p>

<p><font size="3"><strong>Препятствие N3.
&quot;Застава&quot;. </strong></font></p>

<p><font size="3">Сразу за местом впадения
ручья - плоская терраса левого
берега, высотой около 5 м . Река
делает петлеобразный правый
поворот, заваленный в 2-х местах
(было найдено потерянное в прел. N2
весло), и через 30-40 м от последнего
завала - широкий мощный метровый
слив через гигантское бревно,
лежащее целиком под водой через все
русло. Зачаливание в левый улов
через 50 м после слива. Каяки донесли
по правому берегу через овраг с
валунами до места старта,
обозначенного на рис. 3. Катамаранам
этот путь проделать не удалось
из-за сильнопересеченной местности
и отвесного спуска к воде. При шлось
пропиливать проход через верх
&quot;террасы&quot; левого берега
(обозначено: &quot;обнос&quot; на рис. 3).
Далее характер реки - шиверистый
без завалов. Правый коренной берег
отступает на 100-150 м. </font></p>

<p><font size="3"><strong>Препятствие N4. Порог
&quot;Сальто&quot;. </strong></font></p>

<p><font size="3">Струя внезапно выносит
под правый берег. Слева на 1/3 русла
на повороте торчит бревно в
полуметре над водой. Поворот - менее
90 градусов. Нависающее справа в
метре над водой разветвленное
дерево требует очень быстрого и
сильного маневра телемарком влево
под берег. Под висящим деревом - 3
мощных (1м) бочки без промежутков,
через все русло. Препятствие </font><a
href="#pr2"><font size="3"> </font></a><font size="3">возникает
неожиданно. Бочки видны только
после обхода бревна левого берега,
когда маневр телемарком становится
невозможен. </font></p>

<p><font size="3">Результат недостаточного
маневра: оверкиль каяка-разведчика
и катамарана-2 (водоизмещение 1,2 м</font><font
size="2">3</font><font size="3">) через борт
полулагом (зацеп правого гребца за
дерево над первой бочкой).
Страховка с левого берега после
порога. Струя мощная, глубина по
центру русла - 2-2,5 м. Порог опасен
для жизни (в ПП). В шедшей за нами
группе москвичей на спортивных
байдарках также произошел
оверкиль, не обошлось без легких
ранений. </font></p>

<p><font size="3">Далее, за несколькими
поворотами - серия завалов. Среди
них - препятствие N5, аналогичное
порогу &quot;Сальто&quot;, но послабее.
Река делает относительно широкую и
плавную излучину вправо. По правому
берегу - пологие полукруглые
террасы в 4 яруса: 2 верхних - лесные.
2-й нижний удобен для стоянки
(Лагерь 3). Очень красивое место.
Сразу после Лагеря 3 река меандром
уходит в обрывистую теснину..
Течение сильное, ощутимый уклон. В
З-м повороте меандра - завал. Далее,
на 0,5 км участке - 2 завала и одно
наплавное бревно, еще через 50 м -
брод и низкий мостик из двух бревен
с поручнем. Брод образует глубокие
улова - единственно возможные места
чалки перед мостом . Просвет под
мостом в высокую воду составляет
50-70 см. После моста справа впадает
ручей шириной 1,5 м. От брода и моста
до впадения р. Колпинки около 3 км (1
час хода). На этом участке -
быстроток, кое-где на поворотах -
змейки, 3 завала (обнос). Недалеко
перед впадением Колпинки - торчащее
справа бревно, оставляющее проход
не более 3 м. </font></p>

<hr size="6" color="#808000">

<p><font size="3"><strong>4.2. р. КОЛПИНКА -
НИЖНИЙ УЧАСТОК</strong></font></p>

<p><font size="3"><strong>Заброска. </strong></font></p>

<p><font size="3">Дорога, ведущая через
брод, соединяет деревни Бол.
Заполек и Карпово. Подъезд к броду с
обеих сторон - сильно размытые
колеи, не пригодные для легкового
транспорта. Объездов нет. Дорога до
Карпово (1-1.5 км) идет все время
вверх, чередуя крутые (до 30°)
подъемы с пологими, и переходит
вброд ручей, впадающий в Колпинку в
районе нижней шиверы. </font></p>

<p><font size="3">Деревня Карпово
расположена в живописном месте на
нескольких высоких плоских холмах,
доминирующих над окружающей
местностью. Отсюда видны все
окрестности в радиусе 5-10 км. Д.
Карпово основана в 1732 г., как
значится на придорожной вешке. На
подходе к деревне стоят идолы,
странно сочетающие в себе
языческие и христианские символы. В
деревне 4 двора (когда-то было в 2-3
раза больше). Быт крайне беден и
архаичен. Цивилизация принесла
сюда только электричество. Чисто
натуральное хозяйство, встречаются
с/х орудия 70-ВО-летней давности на
конной тяге, нет ни одного
бензинового двигателя и ни одного
резинового колеса. Жители
умышленно скрылись при нашем
приближении. Наша группа за 1.5 часа
не увидела ни одного человека, хотя
все дома были открыты. В связи с
вышеописанным, туристам не
рекомендуется навязывать свое
общение жителям Карпово,
прикасаться к каким-либо предметам,
пить воду из колодцев и т.п. </font></p>

<p><font size="3">Дорога, идущая прямо
через деревню, теряется на спуске с
холма. Далее - заболоченный овраг,
перелески. Дорога к р. Колпинка
сворачивает направо за крайними
домами (наезжена 2-3 года), на спуске
к реке превращается в сильно
разбитую заболоченную тропу и
уходит в лесной овраг, круто
падающий к реке . Мост снесло,
вывернув береговые крепежи (тем не
менее, далее обозначается
&quot;мост&quot;). На противоположной
стороне признаков дороги больше
нет (предположительно вела к д.
Давыдовичи, согласно старых карт и
схем). </font></p>

<hr size="6" color="#808000">

<p><font size="3"><strong>Техническое описание
нижнего участка р. Колпинки. </strong></font></p>

<p><font size="3">Подходы к началу
просматриваемого участка (на 200 м
выше моста) затруднены. Правый
берег - обрыв. У моста - единственно
возможное место старта. Справа и
слева высокие стены узкого оврага. </font></p>

<p><font size="3"><strong>Участок N1</strong> -
прямая разгонная шивера (-200 м) с
заметным уклоном, невысокие валы. В
конце - небольшой обливняк и бочка.
Затем река делает пово рот влево и
образует островок. </font></p>

<p><font size="3"><strong>Участок N2 </strong>плохо
просматривается с высокого правого
берега, однако серьезных
препятствий нет - несколько мелких
бочек. Относительно спокойная из
лучина огибает болотистую
заваленную низину. Левый берег -
очень крутой, подступает вплотную. </font></p>

<p><font size="3"><strong>Участок N3</strong> -
змейка перед порогом. Виден
высокий, вдающийся клином выступ
правого берега - ориентир возможной
чалки справа и слева. Перед самым
порогом - завал в виде
противотанкового ежа из трех
бревен. </font></p>

<p><font size="3"><strong>Участок N4. </strong>Собственно
порог &quot;Стикс&quot;. Сразу за завалом
русло резко сужается до 6-8 м и через
гряду валунов наподобие турникета
в метро река сливается в пенную
шиверу с беспорядочным разбросом
камней и бочек. В ПП почти все камни
скрыты под водой и пеной, уклон на
локальном участке 4 до 15м/км
(визуально). В нижней трети участка 4
справа вдается в реку большой (до 2
м) камень, сужая русло на четверть.
От линии этого камня вдоль левого
берега начинается ступенчатая
гряда полуобливных камней, образуя
завершающий перепад участка 4.
Основная струя справа, прижим. </font></p>

<p><font size="3"><strong>Участок N5 </strong>- более
пологий. Слева - крупные
полуобливные камни. Плавный левый
поворот. Струя разделяется надвое
крестообразно лежащим топля ком. На
повороте - расширение русла до 30 м. </font></p>

<p><font size="3"><strong>Участок N6 </strong>Равноценные
ступенчатые сливы справа и слева
переходят в мощный пологий язык
справа. Над ним - низко нависающее
дерево. Далее на прямом участке -
перекат, серия обливных камней
слева и косых бочек справа. На
плавном правом повороте - бочка.
Ориентир - высокий, вдающийся
острым клином крутояр правого
берега. За ним - серия обливных
камней. </font></p>

<p><font size="3"><strong>Участок N7 </strong>Островок
в первой трети русла слева. В левой
протоке - завал. В правой протоке - 2
пары косых ворот, под ними - бочки,
на выходе - обливняк с бочками до и
после, выполаживание, слева
подступает постепенно
понижающийся до 2-3 м обрыв. Участок
N6 - слаломная змейка. Непростая
траектория между обливных камней,
валы. Участок N9 - змейка. Река
вспучена, прижимы. Встречаются
неопасные завалы. Слева - невысокий
обрыв, справа открывается долина
ручья, видна до рога, соединяющая
деревни Бол. Заполёк и Корпово. </font></p>

<p><font size="3">Далее сплав по р. Колпинка
до слияния с Волмой не представляет
трудностей. Характер реки -
быстроток, перекаты. Оба каяка
успешно дошли до стрел ки и
встретились с катамаранами,
подошедшими по Волме. </font></p>

<hr size="6" color="#808000">

<p><font size="3"><strong>4.3. р. ВОЛМА - СРЕДНИЙ И
НИЖНИЙ УЧАСТКИ</strong></font></p>

<p><font size="3">После впадения Колпинки
русло Волмы становится шире,
просматривается 200-300 м быстротока.
Завалы встречаются до д. Волма, но
крайне редко. В описанный ПП шиверы
притоплены. Характер реки -
быстроток, змейки. Через 2 часа
сплава показалась д. Волма, где
сделали двухчасовую остановку. Еще
1 час сплава до д. Низовка. Самая
красивая природа - на участке от д.
Волма до впадения р. Черной. Завалов
практически нет. От ручья Огородик
до д. Вороново течение спокойное,
быстроток только на отдельных
участках. Возможно, по малой воде
это перекаты. Через 3 часа 45 мин
сплава - стоянка в 3 км до д.
Вороново. Перед стоянкой -
последний сплошной завал. От д.
Вороново до д. Заволонье ок. 50 мин
сплава. После д. Заволонье, перед
впадением р. Воробушки -
препятствие N6 - порожек с высотой
слива 0.7 м и 150-200 м шивера с крупными
валунами. От д. Заволонье до д.
Жерновка приблизительно 30 мин
сплава. Река широкая, течение
спокойное, препятствий нет. </font></p>

<hr size="6" color="#808000">

<p><font size="3"><strong>5. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ,
ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ </strong></font></p>

<p><font size="3">Большинство препятствий
(в ПП) можно охарактеризовать II - III
к.с. в техническом смысле, однако
следует учитывать их специфику,
связанную с повышенным риском для
жизни, необходимостью четкой и
слаженной работы всех членов
группы и высоким физическим
напряжением, характерным для спор
тивных походов более высокой
категорийности. </font></p>

<p><font size="3">Типичные для малых
сплавных рек Валдая дополнительные
препятствия на общем
шиверисто-порожистом фоне - завалы,
&quot;арки&quot; и &quot;косые ворота&quot;.
Описывать завалы нет
необходимости, поскольку это
явление распространенное. </font></p>

<p><font size="3">&quot;Арка&quot; представляет
собой разновидность завала -
упавшее с берега на берег большое
дерево, зачастую впившееся в дно
реки мощными сучьями, между
которыми остаются проходы, которые
могут быть негабаритными ни по
ширине, ни по высоте, и размеры
которых приходится оценивать с
наплава, поскольку общий фон -
шивера в узком коридоре зарослей.
При прохождении &quot;арок&quot; многие
технические моменты приходится
отрабатывать из положения лежа (для
катамарана). Наиболее увлекательна
в этом плане р. Льняная. </font></p>

<p><font size="3">&quot;Косыми воротами&quot;
условно названо препятствие,
образованное упавшими с
противоположных берегов до уровня
уреза воды стволами деревьев,
образующими с некоторым интервалом
друг за другом как бы горловину
рыболовной снасти типа верши.
Наиболее опасны тонкие упругие
стволы, диаметром 8- 10 см, которые от
столкновения с идущим судном
подсаживаются на полметра и на
сильной струе создают неприятный
килевой момент, подобный прижиму.
Поэтому при прохождении &quot;косых
ворот&quot; необходимо ставить
катамаран кормой к дальнему
(выпускающему) их створу для
обеспечения дальнейшего маневра, а
если общая ширина створа не
позволяет этого сделать - точно
отрабатывать траекторию движения.
Наиболее &quot;урожайны&quot; такими
препятствиями р. Волма и р. Хоринка. </font></p>

<p><font size="3">Поскольку Волма и
Колпинка, как и многие другие реки
этого района, протекают в глубоких
лесных оврагах, куда проникает мало
солнечного света, а зимы на Валдае
снежные, в ПП возможно сохранение
существенного снежного покрова.
Так, на северных склонах, глубина
мокрого снега может достигать 1 м.
Валежник или болота, скрытые под
снегом, затрудняют преодоление
таких участков в случае осмотра или
обноса завалов на реке. Поэтому
настоятельно рекомендуется
использовать неопреновые
гидрокостюмы и плотную защитную
капроновую одежду. </font></p>

<p><font size="3">Катамараны-2
продемонстрировали свои
неоценимые достоинства на малых
реках с точки зрения высокой
проходимости, водоизмещения,
остойчивости. обеспечения надежной
страховки, подготовительных и
аварийных работ с наплава. </font></p>

<p><font size="3">К сожалению, не обошлось
без нескольких оверкилей, однако
все участники действовали
правильно и их последствия не
принесли ущерба ни людям, ни судам. </font></p>

<p><font size="3">Наша группа взяла на себя
смелость присвоить названия
&quot;арка&quot; и &quot;косые ворота&quot;
типично валдайским препятствиям,
которым ранее нигде не было уде
лено внимания, а также трем
препятствиям на р. Волме:
&quot;Западня&quot;, &quot;Застава&quot; и
&quot;Сальто&quot;, что полностью
соответствовало их характеру и
настроению участников похода в тот
момент. Собственно порогом может
считаться только последний
(&quot;Сальто&quot;). </font></p>

<p><font size="3">На наш взгляд, правильным
было бы считать описанный нижний
участок р. Колпинки сплошным
шиверисто-порожистым каскадом, а
собственно порогом &quot;Стикс&quot; -
только участок N4, начинающийся
каменистым гребнем и имеющий
максимальный ярко выраженный
уклон. Видеоприложение можно
переписать у Корабельникова Игоря
(тел. 728569). </font></p>

<hr size="6" color="#808000">

<p><a name="pr1"><font size="3"><strong>8. ПРИЛОЖЕНИЕ
N3.</strong></font></a><font size="3"><strong> </strong></font></p>

<p><font size="3">Расписание движения
транспорта через п. Окуловка по
состоянию на 1 мая 1997 г. </font></p>

<p><font size="3">Автобусы: </font></p>

<p><font size="3">Новгород-Москва (транзит,
через Крестцы): 15.35, (17.35), 19.30. (19.45). </font></p>

<p><font size="3">Новгород-Боровичи
(транзит):7.30,9.10,10.30, 10.55, 17.10, 18.45, 19.30.
дополнительные 12.40, 15.10, 16.05, 21.05.</font></p>

<p><font size="3">Окуловка-Боровичи: (7.00),
7.50, (12.00), 14.00, 18.00 </font></p>

<p><font size="3">Окуловка-Нароново: 6.00, 15.30
(пн., пт.)</font></p>

<p><font size="3">Окуловка-Завод: 6.00, 15.30
(пн., пт., ВС.). </font></p>

<p><font size="3">Окуловка-В.Остров: 6.10, 15.30
(пн., пт.). </font></p>

<p><font size="3">Окуловка-Горы: 8.30, 17.00 (пн.,
пт., ВС.). </font></p>

<p><font size="3">Окуловка-Топорок: 6.10, 16.45
(пн., ср., пт.)</font></p>

<p><font size="3">Окуловка-Угловка: 13.00 </font></p>

<p><font size="3">Маршрутные такси: </font></p>

<p><font size="3">Окуловка-Горы (6000 руб., в
пути 2 часа): 8.00, 17.00 (Вт.. ср., чт., сб.). </font></p>

<p><font size="3">Окуловка- В.Остров (15000
руб., в пути 2 часа): 6.10, 15.30 (вт., ср..
чт., сб., ВС.). </font></p>

<p><font size="3">Окуловка-&quot;ЦРБ&quot; (2000
руб., в пути 30 мин.): 8.00, 9.10, 10.10, 11.10,
15.00, 16.00, 17.00. </font></p>

<p><font size="3">Электрички (отправление): </font></p>

<p><font size="3">Окуловка-Бологое (ежедн.):
7.32, 9.56, 16.21, 19.04 </font></p>

<p><font size="3">Окуловка-М.Вишера (ежедн.):
5.35, 8.07, 10.00, 14.25, 17.21, 20.56 </font></p>

<p><font size="3">Электрички (прибытие): </font></p>

<p><font size="3">из Бологого (ежедн.): 7.32,
9.56, 16.21, 19.04, 21.44</font></p>

<p><font size="3">из М.Вишеры (ежедн.): 7.53, 9.46,
16.53, 19.28, 22.34 </font></p>

<p><font size="3">Проходящие пасс. поезда
по ст. Окуловка: </font></p>

<p><font size="3">N29 СПБ-М /0.02-0.16/ежедн. </font></p>

<p><font size="3">N41 Новгород-М/1.12-1.13/ежедн. </font></p>

<p><font size="3">N37 Выборг-М /1.08-1.10/ по
четным </font></p>

<p><font size="3">N181 Мурманск-М /6.17-6.18/ ежедн
. </font></p>

<p><font size="3">N247 СПБ-Самара /приб.15.35/
вт., чт., сб. </font></p>

<p><font size="3">N941 СПБ-М - п/б /15.50-16.20/
ежедн. </font></p>

<p><font size="3">N23 СПБ-М /16.03-16.04/ вт., чт.,
сб., ВС. </font></p>

<p><font size="3">N49 СПБ-Кисловодск /приб.
17.25/ вт., чт., пт., ВС. </font></p>

<p><font size="3">N43 СПБ-Новороссийск /приб.
18.28/ по нечетным </font></p>

<p><font size="3">N35 СПБ-Адлер /приб. 20.41/ пн.,
ср., пт., сб. </font></p>

<p><font size="3">N7 СПБ-Севастополь /приб.
21.33/ по четным. </font></p>

<hr size="6" color="#808000">

<p><font size="3"><strong>9. ИСТОЧНИКИ
ИНФОРМАЦИИ. </strong></font></p>

<p><font size="3">[1] Буклет &quot;Сплавные
притоки р. Мсты&quot; 11 Рукописный.
Копия 11 авторы: А. Камышев тел. (095)
1673060, М. Кульков тел. (095) 5340246, С.
Литманович тел. (095) 1320412. </font></p>

<p><font size="3">Буду признателен за
отзывы (тел. 728569). Игорь
Корабельников. </font></p>
</body>
</html>
===============================================================
FILE: mstaprit.txt
СПЛАВНЫЕ ПРИТОКИ РЕКИ МСТА.

+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|N | Река |П|ВСплава| Дополнения |ОМС|ПрС|ТребОпыт
+--+-----------+родолж-----------------------------------------------------------------------------------------------+
| 1|Вельма |С| 2|Слабые перекаты, редкие завалы. Быстрое течение. Возможны 1-2 каменистые прегра-| П|1,5|2М |
| | | | |ды и несколько труднопроходимых (непроходимых) завалов. | | | |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
| 2|Белая |С| 2|Редкие перекаты, завалов немного (в основном проходимы). | П|1,5|1М |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
| 3|Отня |К| Н|Маловодный ручей | - | - |- |
| 4| |К| 1|Русло мелиорировано. Обилие завалов. | ПП|1,5|2М |
| 5| |С| 3|Завалов мало. Слабые перекаты между устьем Куренки и д.Хотилово. | НП|1,5|1 |
| 6| |С| 2|Первые 3 км - пороги, далее - перекаты. | П|0,5|2К |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
| 7|Радуля |С| 1|Много завалов. | ПП|1 |1 |
| 8| |С| 2|Вначале - завалы, перед устьем - слабые перекаты и плотина со сливом. | П|1 |1К |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
| 9|Холщица |С| 1|Обилие завалов. | ПП|1,5|1М |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|10|Одринка |К| 1|Много завалов, перед устьем - шивера. Сложная заброска. | ПП|1,5|1М |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|11|Куренка |К| Н|Маловодна. | - | - |- |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|12|Мда |К| Н|Маловодна. | - | - |- |
|13| |З| М|Встречаются завалы. Течение слабое. | НП|2,5|1 |
|14| |З| М|Перекаты, быстрины. | М|2,5|1 |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|15| - |С| 2|Сплав несложен. | П|0,5|1 |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|16|Ольха |З| Н|Много завалов. | ПП|2 |1 |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|17|Крута |К| 1|Узкая, быстрая, маловодная. Течет в глубоком овраге. Берега открытые, плотно за-| ПП|2 |2М |
| | | | |селенные. | | | |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|18|Шилониха |К| Н|Маловодна. | - | - |- |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|19|Щегринка |З| 3|Течение медленное, завалы. | П|3 |1 |
|20| |З| 3|Чередование плесов и перекатов. Ниже Лунина - система шивер и перекатов, протя-| П|2 |2К |
| | | | |женностью 15 км. | | | |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|21|Кринична |К| 2|Слабые перекаты у д.Котово. | П|1 |1К |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|22|Боровна |З| М|Спокойная; завалы. | НП|2 |1 |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|23|Перетна |З| 3|Ниже моста у бумажной фабрики - порог. Слив с бочкой. Ниже - узкие проходы между| П|0,5|3-4ВК |
| | | | |камнями, навалы, валы, сбой струй. Струя мощная. В 1990 г. фабрика закрыта. | | | |
|24| |З| М|Несложные перекаты, прижимы. Перед Топорком - шиверка. | М|1,5|1-2К |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|25|Хорянка |С| 2|Быстроток, завалы. Ниже д.Моняшково луга. | ПП|1 |2М |
|26| |С| 2|Порог за мостом. Далее каньон с камнями, прижимами, сбоем струй. Отдельные зава-| ПП|1 |3ВК |
| | | | |лы. | | | |
|27| |С| 2|Высокая скорость течения, сбой струй, прижимы. | ПП|0,5|3В |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|28|Старка |К| Н|Маловодна. | - | - |- |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|29|Мологжа |К| Н|Маловодна. | - | - |- |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|30|Льняная |З| 3|Завалы. На оз.Льняное долго стоит лед и плохие стоянки. У д.Мельница простые пе-| П|2 |1КМ |
| | | | |рекаты, шиверка. | | | |
|31| |З| 3|В д.Коржала - порог. На окраине д.Дерняки шивера. Весь участок - сплошная систе-| П|1 |3К |
| | | | |ма шивер, перекатов и прижимов. В русле много камней. | | | |
|32| |З| 3|Быстроток, перекаты. | П|1 |1К |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|33|Мощенка |К| 1|Камней нет, мелководна, мелиорирована. | ПП|1 |1В |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|34|Веребья |З| 3|Перекаты, шиверы, 2 порога со сливом 0,5 - 0,8 м. | П|1,5|2(3)ВК |
|35|(Воробушка)|З| 3|Перекаты, шиверки. | НП|2,5|2К |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|36|Торобытенка|С| Н|Завалы. | - | - |- |
|37|(Торопенка)|С| 3|Каньонообразный участок с шиверой. Возможен сплав с базовым лагерем на Веребье. | П|0,5|3(4)ВК |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|38|Волма |З| 3|Завалы. | П|1 |1 |
|39| |З| 3|Перекаты, шиверы. В ПП ТО - 3ВМ (1-я система преград). | П|2 |3ВКМ(4)|
|40| |З| М|2 системы перекатов и шивер. 1-я перед д.Волма (2 к.с.), 2-я ниже д.Низовка (3| НП|1 |3ВК(2) |
| | | | |к.с.) - 2-я и 3-я системы преград. | | | |
|41| |З| М|Перекаты. | М|1 |1 |
|41|* |З| М|Шиверки, плесы. Порожек-плотина (4-я система преград). | НП|0,5|2 |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|42|Колпинка |К| Н|Очень короткий паводок. Завалы. | ПП|2-4|1 |
|43| |К| 1|Перекаты, завалы. | ПП|1,5|1М |
|44| |К| 1|Порог "Стикс". В П ТО 3-4. В НП - непроходим. | ПП|1 |4-5ВК |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|45| - |К| Н|Маловодна. | - | - |- |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|46|Кисса |К| 1|Шивера с завалами. | ПП|1,5|3(2)КМ |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|47|Олешня |К| 1|Шиверы, перекаты, завалы. | ПП|2 |2(3)КМ |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|48|Канечага |К| 1|Шиверы, перекаты, завалы. | ПП|2 |3КМ |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|49|Холова |С| 2|Сплошная система шивер. Ниже Литаново преграды локальные. | П|2,5|3ВКМ |
|50| |С| 3|Спокойная река. | М|2 |1 |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|51|Каменка |К| 1|Завалы, перекаты. | ПП|2 |2КМ |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|52|Олешенка |К| 1|Завалы, перекаты. | ПП|2,5|2КМ |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+
|53|Яймля |С| 1|Спокойная, завалы. | ПП|1 |1 |
|54| |С| 2|Преград нет. | П|0,5|1 |
|55| |С| 3|Перекаты. | НП|2 |1 |
+--+-----------+-+--+------------------------------------------------------------------------------------------------+

ПОЯСНЕНИЯ К ТАБЛИЦЕ.

1. N - номер характеризуемого участка реки.
2. Река - название притока.
3. П - продолжительность весеннего пика и среднего паводка: К - короткий (до 7-10 дней), С - средний (до 15
дней), З - затяжной (до 20-25 дней). Пик паводка обычно составляет 20-40% от указанных сроков. На
реках с питанием из болот и озер паводок более растянут во времени, а пик паводка менее ярко выражен.
Низкий паводок продолжается 10-20 дней. В период дождей летом и осенью могут наблюдаться паводки,
притом в октябре не редко такие же и даже мощнее весенних. После бесснежной зимы и в сухое лето
(осень) паводки могут практически отсутствовать.
4. ВС - возможность сплава. Н - участок непроходим (из-за завалов и мелководья к непроходимым отнесены и
участки, на которых средняя скорость байдарки не превышает 2,5 км/ч); 1 - короткий сплав возможен в
течение 6-10 дней; 2 - сплав возможен в течение 10-15 дней; 3 - сплав возможен в течение 15-25 дней; М
- участок проходим в межень (средний летний уровень воды). Следует учитывать, что на озерах лед
сохраняется до 25 апреля - 1 мая.
5. Дополнения - дополнительная информация об участке.
6. ОМС - оптимальный момент весеннего сплава. ПП - пик паводка (обычно на притоках максимум его наблюдается
12-15 апреля); П - средний паводок (с 18-25 апреля по 1 мая); НП - низкий паводок (с 25 апреля по
10-15 мая); М - межень.
7. ПС - продолжительность сплава в днях по участку в оптимальный момент. Принято, что среднее ходовое время -
8 часов.
8. ТО - требуемый опыт: 1-5 - имеются преграды, требующие опыта соответствующей (1-5) категории сложности.
Причем, если со знаком В, то на многоводных реках с валами и бочками; а со знаком К - на маловодных,
каменистых реках. Категорийный опыт до 3К может заменить успешное прохождение в паводок в Подмосковье
рек Городенка и Сукуша, а в Тульской области рек Вашана и Скнига. Знак М требует уверенного
прохождения Подмосковных рек типа Каширки (Северки с верховий, Незнайки, Вели с верховий и т.п.).
======================================================================================================================

------------------------------------------
| СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРИТОКОВ РЕКИ МСТЫ. |
------------------------------------------

3 Отня
12 Мда | 7 Радуля
| 4 |
13===16 Ольха | 1=======|==9 Холщица
| 5 Одринка |
15===| 11======| | 2 Белая 1 Вельма
- 14 Куренка 6==========8 | |
| | | Топорковые | Опеченские
МСТА v Мда v Отня v пороги v пороги
======================================================================================================================
^ Холова ^ Волма ^ Льняная ^ Перетна ^ Щегринка ^ ^
| | | | | | |
|===55 |================35==\ 33======32 29=======\ | | | |
| | | ^ | Мощенка | Мологожа | | 21=======| | 19 Крута
50 54 41====47 Олешня | | 31 V | Кринична | |
| | | ^ 37 34 Веребья | 28=====| | 18 Шилониха
| 53 Яймля | | | | Старка | 20
| | 48 Канечага 36 Торобытенка | | |
|<===52 Олешенка | 30 Льняная | 19 Щегринка
| ^ ==================+<===46 Кисса ===>|
| | | 27 24
| 51 Каменка 44=========>40 | |
| | | 25=====26 23 Перетна
49 Холова 44 39 Хоринка ^
45==>| | |
- 43 38 Волма 22 Боровна
|
42 Колпинка
===============================================================
FILE: msta.txt
Мста

Новости 1998-го года

Date: May 1998

В Большом пороге прямо в валах установлено несколько
бетонных тумб, а перед ними - стальные трубы для крепления
волнорезов. С воды практически незаметны. За майские праздники
на них заломалось несколько байдарок. Несколько человек
покалечилось, один из них чуть не утонул. Предположительно там
пытаются построить исскуственный порог для стационарного
катания с системой уловов.
Координаты коммерсанта, который врыл эти тумбы:
Николаев Влад. Александрович. тел. в Боровичах: 2-1384

From: Artem B. Krestinine razv@sistema.ru

9. Мужики сами признают, что наворотили, что-то не то и
очень этому не рады. Одна из целей их приезда была
проконсультироваться: что же дальше со всем этим делать ?
Возможные варианты:
а) удалить все к чертям собачьим;
б) таки залить железяки бетоном, чтобы сделать более
безопасными эти искусственные камни в случае навала на них
лодки/ката/плота;
в) удалить тумбы и продолжить строительство по плану,
который после долгого обсуждения предложит общественность
(вроде бы все склонялись к идее строительства системы уловов
под левым берегом) - за подробностями к Бегемоту, т.к. с ним
данный вопрос они подробно обсуждали и хотят продолжать
обсуждение при ближайшем визите в Москву.
10. По словам мужиков, то что сейчас торчит в "Большом"
даже еще не "цветочки" по сравнению с тем, что осталось от
плотогонов петровских времен. Когда они летом лазали с маской в
районе "Лестницы", то наткнулись на старые, острые, толстые
металлические колья, вбитые в дно вдоль берегов. Колья торчат
остриями против течения, причем длинна их весьма различна
(мужики пытались объснить мне предназначение кольев, но я
нечего не сумел понять - ИМХО они еще сами в этом не
разобрались). А в районе Опеченского Посада они наткнулись на
остатки ряжевых стенок. Кроме того кучу всякого весьма
небезопасного антропогенного хлама более позднего
происхождения.

Выброска, транспорт

Date: 24 Apr 1998
From: Michael Poliakov (polk@inforis.ru)

>Не подскажет ли уважаемый Олл, как обычно добираются
>до ст. Мста из Питера?
>Есть ли подкид со ст. Бологое?

Любым поездом до Бологого (мы ехали в обратном
направлении, на поезде Н.Новгород - СПб, но он шибко фирменный,
дорогой и единственный от нас), далее:

SA> Кто-нть знает pасписание электpичек / поездов по ветке
SA> Бологое- Мста- Удомля- Максатиха.

Есть из ПВП Кротова, но за 7.1996 :-( могло устареть

Бологое 8.29 12.54 17.41 20.26
Удомля 10.32 14.42 19.23 22.01
Максатиха 11.50 не идет не идет 23.20

>Кто-нть знает pасписание электpичек / поездов по ветке
>Бологое- Мста- Удомля- Максатиха.

Весной 1996 было:

Б. - Сонково 8:30
Б. - Удомля 12:54, 14:31
Б. - Максатиха 20:26, 23:12

>И еще может кто в курсе, как часто ходят поезда из Боровичей?

Редко.

Весной 1996 г. было:

Боровичи - Угловка Угловка - Боровичи
8:15 9:15 9:47 10:47
17:10 18:10 18:57 19:57

Боровичи - СПб СПб - Боровичи
13:10 19:25 м.б. через день 1:25 7:09

Боровичи - Москва Москва - Боровичи
23:40 10:17 м.б. через день 20:45 4:33

Боровичи - Новгород Новгород - Боровичи
21:50 5:00 22:55 7:09

Subject: Дорога до Мсты и Питера...
From: Evgenij.Karpel@p58.f871.n5020.z2.fidonet.org
Date: Tue, 13 May 97 22:34:27 +0400

SA>> Хреново уезжать из Боровичей, Московский поезд
SA>> через день, а влезть на Питерский или какой другой
SA>> в Окуловке, Бологом или Угловке ОЧЕHЬ сложно.
Hint: По октябрьской дороге еще идут поезда до Петрозаводска,
Мурманска и еще куда-то. Сходят они с нее после Hовооктябрькой,
т.е. после Малой Вишеры. Есть такой 182 пассажирский, так там
есть общий вагон, и идет он imho по всем полустанкам. Мы на нем
летом в Хибиня ехали. До Hефелиновых Песков билет в общий стоил
˜85 тыров. Делайте выводы...

NS> Кстати, плацкартные вагоны на Питер почти исчезли, как класс. А в
NS> купейных дыр немного :(
А на дальних, если брать не скорый а пассажирский, даже общий сохранился...

Описание

Мста, полноводная, наиболее сложная в дальнем Подмосковье
река. На участке между Опеченским Посадом и Боровичами
прорезает твердые породы и в половодье превращается в
стремительную горную реку. Летом здешние пороги менее опасны,
но прохождение их требует от водников определенного опыта.
Туристы используют Мсту для тренировок перед дальними походами
для отработки техники и проверки снаряжения.

Протяженность участков маршрута:
Вышний Волочек - ст. Мста - 50 км; ст. Мста - Опеченский Посад
- 85 км; Опеченский Посад - Боровичи - 30 км; Боровичи -
Любытино - 100 км; Любытино - ст. Мстинский мост - 70 км;
Мстинский мост - Новгород - 150 км.

Оз.Мстино

Поход по Мсте можно начать от оз. Мстино (около 1.5 км от
Вышнего Волочка). Ранней весной, когда у выхода из озера
скопляются льды, или в непогоду лучше, миновав его, доехать до
автовокзала, а оттуда автобусом до д. Подол.
Длина оз. Мстино 12 км, ширина 2 км, глубина до 10 м. Много
островов и заливов, берега высоки и живописны. Лес подходит к
воде лишь в северном конце озера. На западном берегу, в светлом
сосновом лесу, Дом творчества Художественного фонда СССР. Сюда,
на бывшую дачу Академии художеств, приезжали на этюды
И.Е.Репин, И.И.Левитан, В.А.Серов. Озеро замыкает плотина. Во
времена рассцвета Вышневолоцкого водного пути она поддерживала
уровень воды в верховьях Мсты. Обнос плотины по левому берегу.


Ниже плотины Мста имеет ширину 25-30 м, довольно высокие (10 -
15 м) и крутые берега. Но от источника до пересечения с
железной дорогой лесов мало и они далеко от воды.
Весной от плотины и до ст. Мста течение быстрое, но спокойное.
Препятствий практически нет. Летом река сильно мелеет,
появляются небольшие перекаты, обнажаются мели. В сухое лето
возможна проводка судов.

Ст.Мста

Ст. Мста связана со ст. Бологое (линия Москва - Ленинград) и
может служить одним из вариантов начала маршрута. От станции до
воды 500 м.

Участок реки от ст. Мста и до впадения Березайки вначале похож
на предыдущий. Затем лиственные леса подступают к воде и с
перерывами тянутся почти до Березовского Рядка. Летом
обнажаются каменистые перекаты, но при высокой воде они
закрыты. У Березовского Рядка, недалеко от впадения в Мсту
Березайки, в малую воду обнажаются каменные гряды, разделяющие
реку на несколько узких сливов. В межень байдарки лучше
проводить по левому берегу (в половодье вода скрывает камни и
место порога трудно определить).

Устье Березайки

В 3 км ниже устья Березайки, на левом берегу Мсты, хорошее
место для ночевки. Ниже д. Васютино леса отступают, только у
Семерицы и Полонаи сохранились небольшие массивы. От Семерицы
возможен лесосплав до льнозавода. До впадения справа Увери
течение Мсты сильное, но в большую воду серьезных препятствий
нет. Ниже Увери река покидает ложе древнего ледника и
пропиливает русло среди коренных пород.
Затем долина Мсты сужается, берега становятся крутыми, течение
ускоряется. До Бол. Чернеца препятствий на реке нет. В большую
воду около этой деревни быстринка с невысокими стоякми, а в
малую перекаты. Ниже Бол. Чернеца берега поросли сосновыми
лесами, тянущимися до пос. Жадино, о приближении которого
возвещают на правом берегу трубы льнозавода.
За Жадино начинается 3-километровый порог, прохождение
которого в малую воду служит неплохой тренировкой перед
Опеченскими порогами. Однако в высокую воду Жадинский порог
становится проще, а Опеченские - сложнее и опаснее.
За поселком река делится на два рукава. Плыть лучше левым, у
выхода из него расположены два острова. Потом нужно обогнуть
три гряды, которые в половодье скрываются под водой. Этот порог
можно пройти с ходу, но лучше предварительно просмотреть с
правого берега.
От Жадино до Опеченского Посада течение быстрое, но порогов
больше нет. Перед Опеченским Посадом, на правом берегу,
сосновый лесок, но берег высокий, крутой, и не везде удобен для
причаливания.

Опеченский посад

До поселка ходят автобуусы и грузовики из Боровичей. Отсюда
обычно и начинается короткий весенний сплав по Мсте.

В 2 км от лесочка начинаются строения Опеченского Посада.
Низкий подвесной мост в поселке в высокую весеннюю воду может
доставить несколько веселых приключений катамаранам и
"тайменям". Поселок возник в начале 18 века как лоцманская
слобода. Описан в романе Н. А. Некрасова и А. Я. Панаевой "Три
страны света".

С давних времен дурной славой пользуются пороги между
Опеченским Посадом и Боровичами. Здесь Мста, встретив твердые
породы, пропиливает в них русло с крутыми, а кое-где и с
отвесными скалистыми берегами. Местами плиты из известняков и
доломитов перегораживают ее во всю 150-метровую ширину, и река
скачет со ступеньки на ступеньку метровыми прыжками. Вода
продолжает свою разрушительную работу и сейчас: за последние 40
лет отдельные ступеньки, разрушаясь, отступили на 5-10 м.
В половодье скорость течения достигает 20 км/час. В высокую
воду главное препятствие этой группы порогов - крутые валы
высотой 1-1.5 м, а во время сильного половодья высота валов на
Большом пороге достигает 2-2.5 м. В этом случае судно
рекомендуется держать по оси мощной струи, не давая ему
зарыться. Тогда Большой порог будет пройден. При средней воде,
при обязательном наличии спассредств, прохождение Мстинских
порогов вполне безопасно.

Малый порог начинается у одноименной деревни, в 3 км от
Опеченского Посада. Малый и следующий сразу за ним Большой
пороги надо обязательно просмотреть, для чего пристать у
мостков одного из последних домов.
Осмотр возможен и с левого берега.
Длина Малого порога около 500 м. Главная струя идет по
середине русла. Почти вплотную к левому берегу подходит длинная
плита. В половодье с реки она плохо видна. Вода падает с плиты
почти отвесно, вздымаясь валом 1-1.5 м. С берега в середине
плиты виден треугольник слива. У правого берега есть несколько
плит со стоячей волной за ними высотой до 1 м. В середине реки
высота волн не превышает 0.5 м.

Большой порог начинается через 300 - 400 м. Мста здесь
относительно спокойна. Затем она поворачивает вправо и на
участке 500 м пересекает несколько подводных плит,
расположенных как у левого, так и у правого берега. За плитами
волны до 1-1.5 м. По середине русла плит нет, высота волн около
0.5 м. Затем река резко поворачивает влево и бьет в отвесную
скалу. В начале участка плит больше у левого берега, ниже - у
правого, а дальше, на повороте, валы до 1.5 м. Напротив, у
вогнутого берега, подводная гряда, за которой также высокие
волны. На этом участке линия движения - по серелине реки. Через
1 км Мста поворачивает вправо и несколько успокаивается. Правый
берег спускается к воде узкой площадкой, на ней можно
передохнуть.

Ниже на протяжении 1 км Мста пересекает еще несколько плит, но
валы не превышают 0.7 м. За островом на левом берегу видны две
низкие пещеры, откуда небольшим водопадом низвергается
подземная речка Понеретка. За поворотом левый берег понижается.
За устьем Понеретки по берегам имеется несколько плит, плыть
лучше по середине реки. Далее до д. Ровное она хотя и быстра,
но спокойна. В конце деревни русло делится на три протоки двумя
узкими островами, заросшими осокорем - редким для этих мест
деревом.

Левая протока наиболее широкая - около 50 м. В начале ее один
из самых красивых на Мсте порогов - "Лестница". Русло почти
целиком перекрывается дугообразной плитой. Вода ровным слоем
падает с высоты 1.5 м, а потом вздымается белым кружевным

<<

стр. 6
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>