<<

стр. 9
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

скорость струи позволяет использовать и катамаран-двойку.
Чистое ходовое время - порядка 7 часов, и более-менее
подготовленный человек спокойно пройдет ее за один день (мы не
надрывались, и шли по 3 часа в день, пока не становилось
лениво). Долина реки очень эстетична, и, хотя вокруг находится
множество живых и мертвых воинских частей, их с реки не видно и
почти не слышно, если не вылезать из могучего оврага. Еще года
3 назад эта территория была полностью закрытой зоной, но наш
личный опыт и данные за последние 2 года говорят - идти можно
спокойно.

ЗАБРОСКА
Оптимальный, и не раз опробованный вариант - Мурманским
поездом 0.30 до Бологого, а там пересадка на кукушонок Бологое
- Дно. К этому кукушонку есть прямые вагоны из Москвы, которые
прицепляют к Боровичскому поезду, но это менее удобно, так как
он выходит из Москвы в 20.30, и, если время на сборы ограничено
работой, пропадает ценный вечер. Кукушонок выходит из Бологого
в 6.00 и в 7.50 приходит на станцию Дворец. Чтобы попасть к
реке, нужно выйти на левую по ходу сторону полотна и от
переезда пройти через деревню к тракторному броду сразу за
околицей. Это существенно, так как речка течет в обрывистых
берегах и подходов к ней не так много. Экипаж "Катрана" из
Сельскохозяйственной академии (единственные, кроме нас, туристы
на Поломети), который собирался у железнодорожного моста перед
станцией, спускался к воде с элементами горной техники.

ТЕХИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
(Хронометраж дается для спокойно идущего груженого каяка.)
На старте - ровная струя, река неширокая, но глубокая,
крутые травянистые берега.
Через 10 мин сплава - железнодорожный мост, вскоре за ним
- автомобильный. После моста берега существенно повышаются,
начинаются отдельные перекаты. а обеих берегах - огороженные
пастбища.
Примерно через 0.5 часа сплава, вскоре после большого ( с
пятиэтажку!) песчаного обрыва на левом берегу внезапно
начинаются шиверы с большим количеством обливных камней и
высокой скоростью течения. Чалка практически невозможна -
уловов нет, берег - подмытая "ступенька" высотой 1.5 м или
обрыв. Через 45 минут спортивного сплава над рекой натянут
высокий трос, около него - возможная чалка на правый берег,
несколько плохих стоянок (вероятно, по аварийному завершению
сплава). Трос/провод ведет к явно действующему сооружению
неизвестного назначения на правом берегу - поэтому лучше
остановится на левом. Через шиверу можно зачалиться к галечной
отмели левого берега, еще ниже, возле характерного
улова-воронки под отвесным обрывом правого берега - идеальная,
но похоже популярная у местных стоянка. Впадает два левых
притока, воды несколько прибавляется.
Через полчаса сплава от провода - мост. Перед мостом, на
правом берегу - остатки каких-то строений. В виду моста-
неплохая шивера, в которую свисают тросы - остатки тросового
мостика (по нашей воде - обходятся без проблем). Под мостом -
небольшой правый навал на опору.
После моста берега понижаются, по берегам видны следы
деятельности военных. Ровная, чистая струя. Почти сразу - еще
один мост, потом - остатки старой плотины. Плесовый участок с
локальными быстринами тянется примерно 2 км.
После серебристой трубы над рекой - мощная шивера с валами
около 0.7 м, потом - разбои с береговыми заломами. После
капитального острова (мы проходили левой протокой) - млщный
лобовой навал на следующий островок. Обойти его можно с любой
стороны, важно вовремя среагировать.
Вскоре ниже островов река расширяется, начинаются
шиверы-перекаты с мощной и равномерной струей - мечта
слаломиста. Спортивный участок обрывается довольно резко, а
после моста кончается вообще. Долина потихоньку расширяется.
Через 2 с небольшим часа сплава (от все того же троса) к реке
слева выходит капитальный тракторный брод. Становится слышна
дорога, идущая по правому берегу. Так как после впадения
крупного правого притока река резко выйдет из лесного оврага,
то ночевать лучше где-нибудь здесь, желательно - на левом
берегу.
От притока до моста в Яжелбицах - 40 минут сплава. Река
выходит к Яжелбицам через 15 мин, в принципе, если
запланировано ловить попутку на трассе Москва-Питер, то можно
разобраться и раньше.

ОТЪЕЗД
Самая неопределенная составляющая отъезда - отрезок от
Яжелбиц до Валдая. Остановка автобуса - на правом берегу реки,
в 200 м от моста. В течение дня в сторону Валдая идет несколько
местных автобусов, но по весьма свободному графику. Можно
попытаться поголосовать на трассе или подсесть в дальний
автобус, как мы пытались делать в прошлом году. Задача -
попасть в Валдай к кукушонку на Бологое, отходящему в 15.20. Он
приходит в Бологое где-то в 16.45, как раз под тверскую
электричку, но с расписанием электричек ж/д начальство
обращается весьма вольно. Есть еще кукушонок Дно-Бологое,
проходящий Валдай около 20.00 и прибывающий в Бологое в 22.10 -
тогда остается шанс попасть в Москву ночными питерскими
поездами. а псковский и таллиннский ночные поезда рассчитывать
особенно не стоит, так как в конце праздников на них валит
толпа дачников со всей области, а билеты берутся не в кассе, в
в трансагенстве ( интересно, где оно там?), где стоит компьютер
системы "Экспресс", очередное извращение местных
железнодорожников. Легче попробовать выбраться на Бологое
автобусным транспортом.

ЭМОЦИОАЛЬЫЙ ОЧЕРК, НАПИСАЫЙ ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ

Начало было печальным - в последний момент мы с Тимофеем
остались вдвоем, и только в силу инерции притащились на
Ленинградский вокзал, сгибаясь под тяжестью каяков и прочих
доспехов. Подошли к вагону и ахнули - в него грузился цыганский
табор! Пока цыгане пробивали погрузку совершенно немерянного
количества тюков,за которые они не заплатили принципиально, мы
успели проскочить в дальний конец вагона и вместе с прочим
турьем занять круговую оборону. О номерах мест разговора уже не
шло... Проклятые цыгане устаканивались до самого Клина. Решили
поберечься и спать посменно: Тимофей - до Твери, я - до
Бологого. Досыпали уже в полупустом кукушонке, на деревянных
скамейках.
Выгрузились на станции Дворец, прошли через пустынную
деревню к тракторному броду, где и собрали лодки. На солнышке,
после бесшумной ночи провозились довольно долго. Решили, что
дойдем до начала порогов и там отоспимся - головыопределенно
трещали, и надевать каски не хотелось.
Тронулись. Речка - зеленый коридор в крутых берегах -
течет весьма резво и компактно, в метре от берега уже глубоко.
После автомобильного моста начался глубокий живописный овраг,
поросший смешанным лесом. Легкий ветерок доносил ароматы хвои и
цветущей черемухи - одним словом, парадиз! А уклончик знай себе
увеличивался, появились шуршунчики и перекатики... Так, в
состоянии некоторой эйфории, миновали мы огромный глинистый
обрыв - а за ним началось...
В шиверу ухнули с ощущением - будто в прорубь. Первый
вывод - что на другой речке смотрится, как стоячий вал, здесь
скорее всего обливной камень! Ударился кильсоном раз, два,
потом стал обходить... Урок второй - хорошо груженый каяк
разгоняется паршиво. Сновать челноком поперек реки не
получалось ну никак - всегда не хватало полуметра и пары
секунд. Впрочем, уворачиваться успевал - чаще всего по
какому-то наитию.
Очередной обливной шар. Свалился с него, опять ударился
днищем так, что подпрыгнул на седушке, проломил бочку. В лодке
резко прибавилось воды - похоже, посадил серьезную дырку.
Огляделся в поисках чалки, и вот новое открытие - уловов нет в
принципе! Крутые глинистые откосы падают прямо в струю. Прошел
одну шиверу, вторую... Вода в корпусе прибывает. Боковым
зрением рассмотрел, что с левого борта соскочила юбка. Сейчас
это для меня не лучше дырки... Борясь за жизнь, пролетел еще
двести метров и наконец выскочил на низкий галечный островок.
Перевернул лодку. На первый взгляд дырок нет, но на
проклейке - глубокие и какие-то оплавленные борозды. Значит,
все проблемы в юбке, и это уже хорошо, но соваться в порог уже
не хочется. Оглядели островок и ближайший берег. На нем -
несколько кострищ и размокшие продукты явно туристского
происхождения. Одна из стоянок нас было устроила, но над рекой
в этом месте тянется подозрительный кабель... Неугомонный Тимка
на поленился залезть на стенку оврага и нашел там непонятное,
но явно действующее сооружение. Решили пройти еще немножко и
зачалиться на другой берег, тем более что хороший улов там был.
Перечалились, нашли не идеальное, но вполне культурное
место. Вернувшись на берег, обнаружили там "Катран" с парнем и
девушкой (первые и последние туристы, которых мы видели на
реке). Мысленно посочувствовали, каково плясать среди
булдыганов на такой колбасе, но ребята очень грамотно поехали
дальше на отрицательной скорости. Кажется, на реке им было даже
комфортнее, чем нам...
Разгрузили лодки, пару раз прокатились для фотохроники.
Да, пустй каяк - это здорово. Вот где чувствуешь пользу от
"грузовой платформы", да где ж ее взять?
Спать легли часов в восемь, и пол-ночи не могли заснуть
под шум реки.

x x x

Такое же ясное, праздничное утро. Сквозь молодую листву
просвечивает солнце.Покопался в памяти - с удивлением
обнаружил, что это все напоминает мне Северный Кавказ - нет
только горных цепей на краях долины. И еще - нет здесь цветущих
диких слив, зато есть черемуха...
Стали на воду - и почти сразу вышли к автомобильному
мосту. По счислению, до него было километров пять. Ай да речка
- выходит, что нас несет со скоростью 7-8 километров в час.
Вокруг моста - явные следы военной зоны, какие-то столбы,
тросы, непонятные постройки.
Стенки оврага снизились, появились длинные участки
быстротока, но зато - расчески и береговые заломы. Возникло
впечатление, что спортивный сплав кончается, но нет - ниже
переброшенной через реку серебристой трубы влетаем в тугую
шиверу с пирамидальными валами - почти метр! Впрочем, груженые
лодки честно протаранили их у основания - пару раз и в
физиономию хлестнуло. Началась серия вторая.
Река здесь шире, но камней явно больше. В какой-то момент
пришло понимание, как нужно идти по этой реке - очень быстро
прикинуть пологую траекторию, и - вперед! Получилось раз, два -
вот он, ритм реки, неужели поймал? И тут же расплатился за
такое самомнение, каякер доморощенный...
Острова, разбои, камни и подтопленные деревья, пара
расчесок от берега до берега. Вот ведь пакость - а выше моста
ни одного выворотня не встретилось. Вылетел из-за острова - и
тут же попал в лобовой прижим к следующему. Попытался
прострелить влево - не удалось, прижало к здоровенному бревну и
тут же закусило борт. Понял, что открениться не смогу, лег на
опору, ушел с головой под воду. Отстрелился, поймал ногами
дно. Лодка, похоже, засела очень прочно. Прибежал Тимофей,
помог вылезти на завал. Несколькими пинками поставили лодку на
ровный киль, прыгая по бревнам, затащили в ближайший заливчик.
Потерь, кроме ссадин на руках, нет. Что с гермухами -
будем смотреть потом. Минут десять ловил ртом воздух, потом с
удивлением понял, что вполне могу идти дальше. Великое
преимущество каяка - небольшие моральные издержки оверкиля.
Снова разбои, потом - уже знакомые "каменные поля". И
вдруг препятствия как отрезало. Речка бесшумно летит в глубоком
овраге. По камням снуют трясогузки, в одном месте спугнули
журавля - он величаво пролетел над рекой и ушел куда-то за
береговые кусты.
Пол-часа сплава - и мы услышали шум большой дороги. Ясно,
что это уже трасса Москва-Петербург. Река снова нас обманула -
и снова "в плюс". Решили определиться более четко, вылезли на
стенку долины. На грунтовке - километровый столб, до Яжелбиц -
2 км. На часах - 15.00. Пока доедем, пока разберемся - время
уйдет, и автобус, скорее всего, тоже, а ночевать в большом селе
может быть весьма неуютно. Решили остановиться здесь, а утром
встать пораньше и по возможности успеть к первому автобусу.
Пол-дня травили байки, доедали продукты, слушали соловьев.
Кстати, как они нам мешали спать!

x x x

Утром без будильника поднялись в семь. По-прежнему пели
совершенно сумасшедшие соловьи. Отчалили, и - через 15 минут
были уже на задворках Яжелбиц. Овраг резко отступил, речка
зазмеилась среди полей. Еще минут через 15 дошли до автомоста,
разобрались, высушили лодки на ветерке. До остановки - метров
200. Потрепались с местными - утреннего автобуса не было,
говорят, сломался... Следующий - в три, что грозило опозданием
на валдайский кукушонок и лотереей с поездами в Бологом. Но тут
- о радость! - местный парень, с которым мы только что
разговаривали за жизнь, предложил подбросить до Валдая на своих
"Жигулях". Так, на мажорной ноте, и закончился наш
микро-поход. Впрочем, он во всех отношениях был удачен... До
свидания, Полометь, сюда мы непременно вернемся!

ВЫВОДЫ

1. Ходить на Полометь на 9 мая можно и нужно. Как было
сказано выше, она вполне идется за ходовой день и маленький
кусочек следующего, чтобы не ночевать в Яжелбицах. а 1 мая
(судя по следам паводка и рассказам местных) там творится
что-то очень крутое, по априорной оценке - между 3 и 4 к.с.
2. Речка великолепная, но не для чайников. По нашей воде -
препятствия двоечные, но их количество и расположение вполне
тянет на слаломную "тройку". По реке встречаются рваные шкуры и
остатки каркасов. ИМХО реки спортивнее в овогородской области я
не видел. Круче - разве что Льняная, да и то исключительно в
силу немеряного количества завалов и прочих баобабов,
представляющих опасность для жизни.
3. По данным дружественных групп, сплавляться как от
верховьев до Дворца, так и на участке Яжелбицы-Лычково
нерационально. В верховьях - завалы и довольно ровная вода,
ниже Яжелбиц - сплошные луга, а перед Лычковым - разлив по
болотистому лесу, результат неудачной мелиорации. Лично знаю
народ, занимавшийся там проводкой каяков по болоту. Ниже
Лычково - обычная шустренькая "единица".
===============================================================
FILE: doshan.txt
Тех. описание р. Дощаница
</pre>
<META NAME="Author" CONTENT="Alexey M. Afinogenov">
<H1 ALIGN=CENTER><B><FONT SIZE=+3>р. Дощаница </FONT></B></H1>

<H2 ALIGN=CENTER><FONT SIZE=+1>(местное название Дощанка) </FONT></H2>

<H2 ALIGN=CENTER><B><FONT SIZE=+1>Краткий отчет-сообщение с претензией
на первопрохождение</FONT></B></H2>

<H2 ALIGN=CENTER><FONT SIZE=+2>(С) 1998 <I>А.М. Афиногенов.</I></FONT></H2>

<P><B>Химический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова, (095)9393223, Е-mail:
<A HREF="mailto:afin@radio.chem.msu.ru">afin@radio.chem.msu.ru.</A></B></P>

<P>
<HR WIDTH="100%"></P>

<UL>
<P><B>Административный район:</B> Любытинский район, Новгородская область,
РФ. </P>

<P><B>Географический район:</B> Шереховецкие высоты. </P>

<P><B>Река:</B> р. Дощаница (Дощанка), правый приток р. Ольха. </P>

<P><B>Суда:</B> 2 "Катрана", 2 "Егеря" </P>

<P><B>Команда:</B> 8 человек </P>

<P><B>Сроки: </B>25.04.-04.05.1998 </P>
</UL>

<P>
<HR WIDTH="100%"></P>

<P><I>Наш первоначальный замысел состоял в следующем: узкоколейкой и просеками
добраться до р. Ольха (см. карты района [<A HREF="#1">1</A>, <A HREF="#2">2</A>]),
сплавиться по ней, затем по Мде (которая начинается после слияния Ольхи
и Мдички) и Мсте до ст. Мстинский Мост. Хотелось исследовать не пройденный
нами участок рр. Ольха -- Мда выше д. Веснино, покататься по мдинским шиверам
и подневать на живописных мдинских берегах.</I></P>

<P><I>Но судьба распорядилась иначе.</I></P>

<P><I>Узкоколейка после моста через р. Дощаница (Дощанка) оказалась непроходимой
(снег по колено и выше). Местные охотники, возвращавшиеся в Теребутенец
на лыжах, были весьма озадачены нашей навьюченной процессией. Мы решили
рискнуть и пойти по этой самой Дощанице-Дощанке.</I></P>

<P>
<HR WIDTH="100%"></P>

<UL>
<P><B>Транспорт (весна 1998 г.)</B></P>
</UL>

<P><B><U>Туда:</U> </B>пассажирский поезд #198 М. -- СПб., отправление
с Савеловского вокзала в 20.01 по вторникам и субботам. Прибытие на ст.
Теребутенец в 10.31.</P>

<P><B><U>Обратно: </U></B>поезд местного сообщения (один общий вагон) #6757
Неболчи -- Окуловка, отправление в 17.05, прибытие около 20.20 (ежедневно).
Электропоезд Окуловка -- Бологое, отправление в 20.49, прибытие около 22.20.
Бологое -- Москва -- как получится (последние годы получается Курский вокзал
около 3-х часов ночи).</P>

<P>Возможен выход у д. Веснино до ст. Теребутенец (5.5-6.0 км) (описан
у Плечко <A HREF="#3">[3]</A> как классический путь заброски на р. Мда),
а также в д. Верхняя Лука (Ваган) (автотранспорт до Неболчей).</P>

<P><B><U>Заброска:</U></B> картам [<A HREF="#1">1</A>, <A HREF="#2">2</A>]
можно доверять. На ст. Теребутенец слева от ж.-д. полотна (если смотреть
в сторону СПб.) -- остатки лесобиржи, металлические фермы. Мимо них в южном
направлении уходит узкоколейка, по которой 1.2-1.3 км (30-40 минут) до
моста через р. Дощаница. Тропа вполне хорошая, но метров за 100 до моста
начался глубокий снег.</P>

<P><B><U>Выброска:</U></B> правый берег р. Мда у пос. Неболчи (у реки --
покатая поляна, выше -- крутой подъем в гору 200-250 м мимо сельских домов,
затем по дороге направо, к станции (всего около 1.2 км, 25 минут)).
<HR WIDTH="100%"></P>

<CENTER><P><B><FONT SIZE=+1>Краткое техническое описание р. Дощаница (11
км, 18.5 техн. х. ч., III кат. сл.)</FONT></B></P></CENTER>

<UL>
<P><B>Простой участок (около 7 км, 5 технических ходовых часов (с учетом
времени обносов и проводок)).</B></P>
</UL>

<P>Место стапеля -- правый берег реки чуть ниже моста узкоколейки. </P>

<P>Река течет сквозь лес. Течение умеренное. Основное русло определить
трудно, его ширина летом, по-видимому, вряд ли больше 1-2 метров. Несмотря
на обилие древесных препятствий и подтапливаемых ледяных плит, проход всегда
можно найти, тогда как свободный от снега берег, пригодный для стоянки,
найти затруднительно.</P>

<P>Лишь через два с четвертью часа сплава появляется высокий правый берег,
пригодный для стоянки (похоже на старую вырубку, поросшую подлеском). Еще
через полчаса сплава -- капитальный завал, требующий короткого (5-10 м)
обноса по левому берегу.</P>

<P>Характер реки не меняется, однако основное русло становится более очевидным.</P>

<P>Примерно через 10-15 минут -- два удобных для стоянки места подряд:
сначала высокий левый берег и в 100-150 м ниже -- высокий правый берег.</P>

<P>Ниже река опять теряется в сыром лесу с низкими заболоченными берегами.
В течение получаса встречаются несколько низких бревен, через которые приходится
проволакиваться.</P>

<P>В течение следующего часа берега постепенно повышаются, течение ускоряется,
встречается небольшая шиверка.</P>

<P>Отрезок заканчивается короткой проводкой возле бревна, перегородившего
русло (по левому берегу ). Рядом -- крутой левый берег, почти полностью
заснеженный.</P>

<UL>
<P><B>Сложный участок (около 4 км, 13.5 техн. х. ч. (с учетом времени обносов,
проводок, осмотров и расчистки)).</B></P>
</UL>

<P>Начиная с этого места характер реки резко меняется. По-видимому, где-то
здесь пересекается 180-я горизонталь.</P>

<P>Русло реки прослеживается предельно четко. Ширина от 5 до 7 метров.
Мощный петляющий быстроток, практически одна сплошная шивера, с более-менее
равномерным падением на всем 4-х километровом участке. Высокие каньонообразные
берега. Солнце появляется поздно и заходит рано. Температура воздуха на
дне каньона существенно отличается от температуры наверху. Ночью видно
лишь Большую Медведицу в зените. Шум падающей воды, местами переходящий
в грохот, сопровождает до самого устья.</P>

<P>Нижеследующее описание полезно лишь для создания общего представления
о реке, поскольку, очевидно, с каждой новой весной расположение древесных
препятствий будет меняться, что повлечет за собой необходимость новой расчистки.
Следует также иметь в виду, что в среднем на каждые 30-40 м трассы приходится
как минимум одно древесное препятствие: либо нависающая ветка, либо полузатопленная
коряга в фарватере, обливное бревно и т. д. Все эти препятствия вполне
проходимы, но требуют аккуратной работы. В описании упоминаются далеко
не все, а лишь особо выдающиеся "засады".</P>

<P>Рекомендуется осмотр по берегу участка реки длиной от 300 до 800 метров
с целью поиска места "логического завершения" отрезка (затона,
улова, очередного завала) с сопутствующей ликвидацией захламляющих трассу
дров. Следует заметить, что перемещение вдоль русла в девственных зарослях
связано с большим физическим напряжением, а прохождение подготовленного
этапа, хотя и занимает считанные секунды, вызывает значительные нервные
перегрузки.</P>

<P><B>1-ый отрезок (300 м, 1 техн. х. ч.)</B></P>

<P>Начало -- плавная дуга слева направо, несколько валов 0.6-0.8 м, резкий
поворот на 90<SUP>о</SUP> вправо, обливной камень левее центра, затем разворот
на 180<SUP>о</SUP> влево вокруг "языка" низкого левого берега.
На развороте у высокого правого берега -- улов, где можно причалить. Здесь
-- неплохое место стоянки в брусничнике, рядом -- заброшенная дорога, резко
поднимающаяся в гору и уходящая поверху в северном направлении (проехать
здесь может лишь что-нибудь гусеничное).</P>

<P><B>2-ой отрезок (150-200 м) </B>(На преодоление 2, 3 и 4 отрезков в
сумме ушло 3 техн. х. ч.)</P>

<P>30 м после улова по прямой, поворот вправо на 90<SUP>о</SUP>, мощный
слив до 1 м, шивера с валами 0.6-0.8 м. На полпути шиверу аккуратно перегораживало
сухое "звенящее" бревно диаметром 20 см с зазором 20-30 см над
уровнем воды (убрали).</P>

<P>Далее разгон несколько уменьшается и река упирается в бобровую плотину.
Плотину расчистили до "полупроходимого" состояния. "Катраны"
и "Егеря" с ходу влетали на полузатопленные бревна и с помощью
двух страховщиков, стоящих на плотине, сползали дальше.</P>

<P><B>3-й отрезок (500 м)</B></P>

<P>Ниже бобрятника -- мощный отрезок без резких поворотов около 500 м.
Валы 0.8-1 м, древесные препятствия. Причалить можно только в конце участка
-- в районе резкого поворота направо у подножия высокого заснеженного склона
левого берега.</P>

<P><B>4-ый отрезок (250-300 м)</B></P>

<P>Далее -- несколько поспокойнее (все относительно: поленились нацепить
фартуки, потом долго себя ругали), поворот 90<SUP>о</SUP> вправо, несколько
сливов, поворот 90<SUP>о</SUP> влево -- и непроходимый завал (обнос справа).</P>

<P><B>5-ый отрезок (800 м, 1 техн. х. ч.)</B></P>

<P>800-метровый извивающийся отрезок, изобилующий обливными камнями, низкими
ветками. Ближе к концу -- резкий поворот вправо. Заканчивается завалом
(проводка вдоль правого берега). При необходимости на склоне правого берега
(свободен от снега) можно найти место стоянки.</P>

<P><B>6-ой отрезок (600 м, 2.5 техн. х. ч.)</B></P>

<P>Начинается разгоном на изгибе реки, далее следуют два слива подряд через
обливные бревна 0.5 м и 1 м, несколько поворотов шиверы, резкий поворот
вправо на 90<SUP>о</SUP> и выход на 200 м прямой быстроток с валами 0.4-0.6
м.</P>

<P>Участок заканчивается резким поворотом на 90<SUP>о</SUP> влево (в этом
месте с горы правого берега в Дощанку падает ручей). На повороте два косых
бревна поперек реки (можно использовать как надежную переправу), прижимает
в правый берег. Ниже бревен (2-3 м) -- еще одно полузатопленное бревно.
</P>

<P>В принципе зазор у левого берега достаточен для прохождения, но пригибая
голову под косые бревна, необходимо одновременно заводить нос лодки за
нижеследующее полузатопленное бревно. Возможно, это под силу многоопытным
умелым каякерам.</P>

<P>Обнос по левому берегу (зачалиться нужно за 10-15 м до начала поворота).</P>

<P><B>7-ой отрезок (300 м, 1 техн. х. ч.)</B></P>

<P>Более-менее прямое начало, много веток. Две "арки" на быстротоке,
сразу за второй -- полуобливной валун левее центра. Чалиться в затоне справа,
перед небольшой горушкой.</P>

<P>Далее следуют два ската через бревна и толстое негабаритное бревно сразу
за ними. Обнесли по правому берегу (30-40 м).</P>

<P><B>8-ой отрезок (300 м, 2 техн. х. ч.)</B></P>

<P>Далее следует на прямом участке обливное бревно, проходимый бобрятник
с 1 м падением, резкий S-образный изгиб-быстроток (прижимы), проходимый
полузавал-коряга и мощный 1.2 м слив через упавшую елку. Перед сливом в
5-10 м можно зачалиться на каменистой отмели правого берега.</P>

<P><B>9-ый отрезок (350 м, 1.5 техн.х. ч.)</B></P>

<P>После слива следует каскад из 3-х полуобливных бревен (валы 0.8-1 м)
и еще один S-образный быстроток, изобилующий неприятными полузатопленными
корягами. Река упирается в обширный непроходимый завал. Метрах в 30-40
перед завалом нужно чалиться к правому берегу для обноса (около 50 м).
Желательна страховка.</P>

<P><B>10-ый отрезок (250 м, 1.5 техн. х. ч.)</B></P>

<P>После завала -- разгон на повороте влево, выход на каменистую отмель,
где нужно подсесть и провести резкий поворот вправо, почти полностью перекрытый
длинным низким бревном, оставившим проход лишь у правого берега под кустами.
Следующие 100 м -- прямой скоростной участок с немилосердным прижимом в
кусты правого берега. После прижима -- резкий поворот влево по двум обливными
бревнам, которые проходятся с подстраховкой с этих самых бревен. Через
50 м поворота вправо Дощанка впадает в просторную, залитую солнцем Ольху.</P>

<P>
<HR WIDTH="100%"></P>

<CENTER><P><B><FONT SIZE=+1>Устье р. Дощаница (Дощанка) -- пос. Неболчи
(57-58 км, около 6 техн. х. ч., II кат. сл.)</FONT></B></P></CENTER>

<P>По Ольхе -- Мде 7-8 км (45 минут) до д. Веснино. Левые притоки (р. Мдичка
и р. Гусинка с воды не видны). Хорошо видна р. Теребутенец (на карте --
безымянный правый приток перед д. Веснино). После Дощаницы Ольха -- Мда
кажется похожей на Волгу перед Дубной.</P>

<P>Первые 10 минут после устья Дощаницы -- хороший шиверистый петляющий
участок (валы 0.6-0.8 м), далее -- спокойный быстроток (течение 8-10 км/ч).
За р. Теребутенец -- небольшая шивера, один слив 0.4-0.5 м. Ориентиры д.
Веснино (сезонно-жилая деревня, с воды не видна) -- р. Теребутенец, слив,
высокий правый берег (прямой участок реки вдоль него метров 200-250).</P>

<P>До пос. Неболчи остается около 50 км и 5 часов сплава (этот участок
неоднократно пройден нами ранее и его описание будет представлено в Библиотеку
в ближайшее время).</P>

<P>
<HR WIDTH="100%"></P>

<H2 ALIGN=CENTER><FONT SIZE=+1>ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ</FONT></H2>

<P>1. Отрезки шиверы ## 1, 3, 7 и 9 можно отнести как минимум к III-ей
категории сложности. Среди 4-х членов команды, которые были на р. Льняная,
двое определили Дощаницу "сложнее и опаснее Льняной", двое --
"не проще". В среднем уклон на описанном сложном 4-х километровом
отрезке составляет 7-8 м/км. По моим непросвещенным представлениям, Дощаница
-- типичная каячная река. Если бы не завалы, она вполне подошла бы под
слаломную соревновательную трассу, типа тех искусственных, которые иногда
показывают по телевизору.</P>

<P>2. Специфика маршрута такова, что время заброски должно совпадать с
изобилием снега на подходах к реке. Нам говорили, что более опытные группы
берут с собой в таких случаях лыжи. Если снег уже сошел, то, скорее всего,
на Дощанице делать нечего. Судя по всему, в благоприятный год высокая вода
держится в Дощанице 4-5 дней.</P>

<P>В этом году нам повезло трижды: вода была на редкость большая; мы попали
в самый пик половодья (26-27 апреля вода поднималась, 28-29-го был максимум,
30-го - заметное снижение уровня к вечеру, 1 мая -- резкий спад (20-30
см) воды в Дощанице. Во Мде, тем не менее, 1 мая воды было еще очень много.
Резкий спад произошел несколько позже -- за ночь с 1 на 2 мая (на 30-40
см) и в дальнейшем снижение продолжалось); всю дорогу стояла теплая солнечная
погода, почти без дождей.</P>

<P>3. Согласно В. Юрину и В. Васильеву <A HREF="#4">[4]</A> "...новых
речек вы не найдете... Все маршруты, которые можно было придумать, уже
были кем-нибудь пройдены и опробованы, и если они не стали популярными
и общеизвестными -- значит, на то есть серьезные причины". Еще несколько
недель назад это положение не вызывало у нас никаких сомнений. Однако,
на Дощанице мы не встретили <B>ни одного</B> признака туристической деятельности,
хотя оба берега реки были нами исхожены неоднократно. Лишь на стрелке Дощаницы
и Ольхи было обнаружено кострище 2-3-х летней давности, по-видимому, охотничье.
Вряд ли четыре предустьевых километра Дощаницы претендуют на популярность,
хотя бы в силу необходимости "ловить" паводок, но на известность
-- обязательно (трудно представить, чтобы турист, побывавший здесь, не
поделился своими впечатлениями с общественностью). Так, может быть, нет
правил без исключений, и все-таки можно оказаться первопроходцем в наше
время? Или где-нибудь, в малогабаритной квартирке усталого 60-летнего ветерана
водного туризма валяется пыльная записная книжка с надписью "р. Дощанка.
Весна 1958 г."?</P>

<P>Более того, весьма перспективным кажется соседний правый приток Ольхи
р. Погорелица (просим считать эту идею условно-бесплатной), до которой
около 2.5 км по той же узкоколейке от моста через Дощаницу. По водосбору
Погорелица аналогична Дощанице, но вытекает из небольшого (400х700 м) озерка.
Длина Погорелицы от моста узкоколейки до устья -- порядка 6-7 км, падение
-- до 9 м/км. Если звезды расположатся удачно, то на будущий год, похоже,
больших проблем с выбором маршрута не будет. Главное -- не забыть лыжи
:).</P>

<P>Что касается других малых притоков Ольхи и верховьев ее самой, то уклоны
там поменьше.</P>

<P>4. Местные жители первым делом предупредили нас о здешнем изобилии медведей.
И действительно, следы их жизнедеятельности (метки когтями на деревьях
на высоте до 2.5 м, шерсть на деревьях, экскременты) видны повсюду. Один
раз даже прозвучал предупреждающий рев. Соседство с весенним медведем не
всем нравится, поэтому, отправляясь в эти края, может быть, окажется полезным
захватить с собой ружье (хотя бы для самоуспокоения).</P>

<P>Лосей, кабанов (по следам), бобров и дичи немеряно.</P>

<P>
<HR WIDTH="100%"></P>

<H2 ALIGN=CENTER><B><FONT SIZE=+1>ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ</FONT></B></H2>

<P>Каково же было наше удивление, когда после нескольких дней неспешного,
но тем не менее весьма утомительного ковыряния в каньоне, вечером 30 апреля
нас нагнала большая команда на 7-ми "Тайменях"(!). Их продвижение
по реке, с учетом класса судов и гораздо более позднего старта, иначе как
героическим назвать нельзя. Эта московская команда, попавшая на Дощаницу
еще более случайно чем мы, начала сплав от моста ж.-д. обычной колеи. По
их словам, верхний участок Дощаницы между ж.-д. мостом и мостом узкоколейки
(около 5 км) представляет собой ухудшенный вариант нашего начала (ниже
моста узкоколейки): с завалами, требующими пилы и топора.</P>

<P>Краткие рабочие эпизоды общения с этой командой оставили у нас самые
теплые воспоминания.</P>

<P>
<HR WIDTH="100%"></P>

<H2 ALIGN=CENTER><FONT SIZE=+1>ЛИТЕРАТУРА</FONT></H2>

<P><A NAME="1"></A>1. Ленинградская область. Топографическая карта. Масштаб
1:200000. ВТУ ГШ. 1997.</P>

<P><A NAME="2"></A>2. Новгородская область. Топографическая карта. Масштаб
1:200000. ВТУ ГШ. 1997.</P>

<P><A NAME="3"></A>3. <I>Плечко Л.А. </I>Водные маршруты Ленинградской
области, Л.: Лениздат. 1987. C. 136.</P>

<P><A NAME="4"></A>4. <I>Юрин В., Васильев В. </I>Куда пойти на паводок?
Информация к размышлению. 1996 <A HREF=moskwa.txt>(http://moshkow.relline.ru:5000/win/TURIZM/moskwa.txt)</A></P>

<P>
<HR WIDTH="100%"></P>

<H2 ALIGN=CENTER><FONT SIZE=+1>БЛАГОДАРНОСТИ</FONT></H2>

<P>Автор выражает глубокую признательность Дощаницкой Команде: В.Г. Блиадзе,
С.А. Градобоеву, <A HREF="mailto:kan@tern.ru">А.Н. Карасеву</A>, А.С. Кожуховскому,
В.В. Пелех и <A HREF="mailto:smvs@icp.ac.ru">В.С. Смирнову</A>; а также
К.А. Лозе.</P>

<CENTER><P><B><FONT SIZE=+1>ПРОСЬБА</FONT></B></P></CENTER>

<P>Мужики-"тайменщики"! В суете ночных пересадок не удалось обменяться
координатами. Если вам попался на глаза сей опус, бросьте адресок!</P>

<P>
<HR WIDTH="100%"></P>

<P>Редакция и HTML <A HREF="mailto:smvs@icp.ac.ru">Смирнов В.С</A>. Last
Modified 26.05.98</P>

===============================================================
FILE: wolga2.txt
Верховья Волги

From: Veselov A. (mkzf@glasnet.ru)
Оригинал этого файла расположен на странице
http://www.chat.ru/˜vs259/ ¦ http://www.chat.ru/˜vs259/


Как и на чем добраться

Из Москвы - поезд до Осташкова.

Расписание http://www.msk.tsi.ru/express/ ¦ http://www.msk.tsi.ru/express/

Выйти в Пено. Осташковский поезд прибывает рано утром, поэтому нужно
подготовиться к высадке: перенести тяжелую кладь в тамбур. Перед остановкой
состав пересечет Волгу (ширина ее в этом месте 15-20 метров). Если Вам
повезло и у Вас были билеты в последний вагон, то идти придется меньше. Идти
нужно в сторону, противоположную движению поезда до переезда. Перейти через
переезд и свернуть направо по ближайшей улице. Если Вы случайно заблудились,
то спросите как пройти к памятнику Лизе Чайкиной. Здесь на травке, недалеко
от ж/д моста удобнее всего собирать лодки. Есть смысл во время сбора лодок
отрядить ходоков в магазин для закупки хлеба и сигарет. До "центральной
площади" Пено можно дойти по той улице, по которой Вы шли к воде. Желающие,
могут посетить местную столовую (еда там общепитовского качества, но грести
на сытый желудок веселее).

Старт

Многие туристы совершают поломничество к истоку Волги (красная стрелка
на схеме). Я же предлагаю отправиться в противоположную сторону (по
течению). В этом и заключается нетрадиционность маршрута. Итак, Вы
двигаетесь в сторону моста. Чуть меньше километра за мостом начинается
лабиринт. Волга здесь разливается на несколько рукавов. Некоторые из них -
просто тупики. Для прохождения лучше узнать у аборигенов о состоянии плотины
в Селищах. Это очень важно ! Если плотина прикрыта, то воды в озерах много и
Ваши лодки легко пройдут через плавни, а, может быть, Вы не заметите их
совсем. Если плотина открыта, то низкий уровень воды заставит вас искать
русло и петлять вместе с ним. Не стесняйтесь в этом случае спрашивать
"дорогу" у рыбаков. Со своей стороны, могу посоветовать в этом случае
поискать "копанку" слева (как только кончатся дома на левом берегу). Это
узкая канава, прорытая вероятнее всего марсианами в зарослях осоки и камыша.
Она позволит Вам значительно сократить время движения до первой стоянки.
Правда, работать веслом придется как шестом, отталкиваясь от дна и берегов.
Берега здесь топкие и остановки невозможны. Перед выходом в озеро Малое
Волго ("Малым" называется часть озера до поселка Лохово) река делает левый
поворот. Здесь на правом берегу стоят несколько домов (их даже нет на схеме)
- это место для разминки. Вообще-то на большой воде после полудня, как
правило, поднимается большая волна, поэтому, мой Вам совет: не
расслабляйтесь. Сделали свое маленькое дело - и в лодки. Если ветер в спину
и у Вас есть парусное вооружение - это место для его установки. В Малом
Волго держитесь левого берега, река сделает поворот влево. Перед входом в
русло на левом берегу нужно остановиться и убрать мачту. При высокой воде Вы
рискуете зацепить провисшие провода, по которым подается электричество в
Выселок-Ильинское. Да и до первой стоянки (цифра 1 на схеме) уже недалеко.
Место это видно издалека - песчаный плесик. Если вдруг уже стоят палатки
недалеко от воды, пройдите дальше вглубь берега по направлению к Занепречью.

Занепречье

Сосновый бор. Берите с собой двуручную пилу типа "Дружба 2" - здесь
трудности с топливом. Если встать к воде лицом - справа брусничник (помните
- ягода мочегонная). За спиной в 20 минутах ходьбы - поселок Занепречье. В
поселке постоянно работает магазин. В былые годы на прилавке были только
спички и лавровый лист, потом положение улучшилось до сникерсов. Узнайте дни
поставок, пригодится. Не спешите покупать в дорогу хлеб и тушенку и таскать
на себе все это. К магазину можно подойти по воде и .отдуши набить "трюмы".
На схеме не нарисован ручей, протекающий через этот поселок, но на самом
деле этот полезный ручей есть.

Второй переход

Дальнейший путь будет проходить по довольно просторному пространству с
"подводными камнями". Здесь до Лохово при низкой воде очень монго топляка,
который угрожающе торчит ветками вверх. Вперед смотрящему зевать нельзя,
особенно, если ветер дует в парус. И, хотя озерам этим уже не один десяток
лет, и затопленные деревья изрядно подгнили, столкновение с какой-нибудь
корягой на крейсерской скорости - удовольствие мало приятное, скажу я Вам.
Тем более, что для высадки с целью ремонта здешние берега непригодны. В
левом повороте при входе в русло от мачты также нужно избавиться. В Лохово
натянут стальной трос паромной переправы. Пройдите на неспешном ходу еще
минут 20. До места, где справа впадает Леменка. Место возможной стоянки
обозначено цифрой 2.

Лохово

Место это рыбацкое. С ними лучше дружить, тогда рыбы свежей, копченой,
вяленой и раков будет много по доступной цене (раки бесплатно), а если
повезет, то Вас угостят деликатесом - жареными рыбными потрошками. Сколько
ни пытались ловить здесь рыбу (судака), ничего не получалось. Незря рыбаки
неделями кормят свою будущую добычу. Глубже в лес - полно грибов. Если
хочется черники - нужно с воды зайти в залив (в сторону Леменки) и справа
ткнуться в берег под одиноко стоящим у воды деревом. Здесь черничник. Если
хочется брусники - ниже по течению Волги на левом берегу (только пересечь
залив по диагонали). В Лохово иногда приходит автолавка. Если ее ждешь до
полудня, а ее все нет, лучше вспомнить о Занепреченском магазине. До него
всего 8 км по суше. Зато, там - макароны. Дорога всего одна - не
заблудитесь. Два раза из шести мы проскакивали это место, пообедав, двигали
дальше.

Дальше

При подходе к Большому Волго река живописна, но этими пейзажами
любуются в основном рыбаки. Закачало на волнах - крутите направо. Под ивами
на песчаной отмели можно искупаться и сделать сами знаете чего. Впереди
справа будет песчаная коса. При большой воде, можно не обходить, а найти
протоку. Если ветер сильный и попутный - не приближайтесь к отмели,
намучаетесь сниматься. Обогнув косу, вдалеке справа Вы увидите (где
Колобово) зовущий песчаный берег. Это место для отдыха и купания. Можно,
конечно, и остановиться для стоянки. Можно также перейти на левую сторону
под Польки, но это место непригодно для стоянки - огромные полчища муравьев.
Обогните мыс со стороны Польков и идите вдоль левого берега к месту стоянки
*3 (На схеме оно совпадает с положением буквы "и" в названии деревни).
Почему здесь лучше? Правый берег высокий и доступен автолюбителям. Остров
(аборигены называют его "Белый Плав") продувается всеми ветрами. Неуютно
там. Рыбаки спят, не ставя палаток, заворачиваются в тулупы с головой и не
жгут костров. Пламя стелится - все-равно ничего не вскипит.

Польки

Однажды Польковские лошади, неизвестно зачем проходившие мимо, сожрали
весь запас лука-репки. Не разбрасывайте продукты по берегу !!! В вашем
распоряжении песчаный пляж 2,5 километра длиной, за грибами топайте на
север, в сторону залива, там всякие: и белые и лисички и сыроеги. Дров здесь
навалом. Здесь применим новый способ рыбной ловли. Лицензия при этом не
нужна, но понадобятся удочки, бинокль и небольшая коллекция монет второй
половины 20 века (в былые времена конвертируемой валютой было спиртное.
Попробуйте...). Вечерком (до заката) садитесь на бережок и закидываете
удочки в сторону леса, они Вам больше не понадобятся. Берете бинокль и
обозреваете водный простор (4 х 4 км). Лодки, из которых ловят на спининг не
берите. Не берите и тех, кто только ставит сети. Ваша добыча у тех, кто сети
вестит. Берете свою коллекцию, весло, байду и туда. Уверяю, цены Вас приятно
удивят. Если планируете застрять здесь на 2-3 ночевки, то можно попробовать
договориться о доставке (добавив немного к договорной цене). По ту сторону
озера находится большой поселок Селище. До него в 2 мужские силы в пустой
лодке ходу 1 час 15 минут. Там магазин.

Через Большое Волго

Выходите пораньше, так как этот переход самый длинный. Остров лучше
обойти слева. Остановитесь у турбазы "Чайка". В лучшие времена на насыпи
работало кафе. Затем к Селищам. Аккуратней под мостом. За ним - правый
поворот и плотина. Зайдите в заводь слева, чтобы меньше таскать на себе.
Дайте своим спутникам команду "на плечо" и идите осматривать местные
достопримечательности: обелиск, развалины старой плотины и новое бетонное
сооружение. А когда они все перетащут за Бейшлот, не торопитесь навалиться
на весло. Здесь также очень важно состояние заслонок на плотине. Когда идет
активный сброс воды - река ниже плотины проходима для моторных лодок. Если в
Самаре воды в Волге достаточно, то плотину прикрывают и протиснуться среди
камней проблематично даже на байдарке. Вода здесь хорошо несет, а камней на
всех хватит. Заплатки, клей и свечка для просушки должны быть под рукой.
Смена ландшафта действует завораживающе. Река здесь шириной не более 30
метров.

Последняя стоянка

Ориентиры для того, чтобы ее отыскать - мосток над водой (мы с
Василичем строили), если его еще не смыло и столик на полянке. Все это
слева. Отсюда уже слышен лай Селижаровских собак. Вообще-то, мест для
остановки много и на правом, более высоком берегу, но там дорога и лежа в
палатке Вы будете чувствовать себя на Арбате в часы пик. Прежде, чем ставить
палатки, соберите землянику. На это может уйти часа полтора. За дровами
лучше переправиться на другую сторону - там валежник. Там же и огромный
брусничник. На следующий день можно сгонять в Селижарово и купить билеты на
автобус до Твери на следующий день. Касса автовокзала находится в здании ж/д
вокзала. Не скупитесь и оплатите багаж, иначе при посадке могут возникнуть
проблемы.

Последний переход

Время подъема будет зависеть от того, на какой автобус у Вас билеты.
Более удобный рейс дневной. До Твери всего 4,5 часа и в Москву можно доехать
электричкой до наступления темноты. В Селижарово под деревянным мостом есть
будьте внимательны. Постарайтесь не проскочить впадающую слева Селижаровку.
Бойкая речка. И Вам придется поработать веслами, чтобы подняться по ней до
каменного пирса (справа). Здесь удобно разобрать, промыть и даже просушить
лодки. Поднимаетесь на пригорок и направо. Метров 100-200 и Вы на вокзале.

И последнее

Протяженность маршрута около 60 км. Он будет интересен не "ходакам", а
любителям уютных стоянок, ягод, грибов и купания. В случае аварийного схода
с маршрута можно уехать автобусом в Осташков или Селижарово практически из
любого поселка. Семь футов под килем !

Карта маршрута

Карта маршрута (120Kb) ¦ kartinki/karty/seliger1.jpg

===============================================================
FILE: luh.txt
Байдарочный маршрут Ландех-Лух-Клюзьма, ˜80 км

From: Михаил Поляков polk@inforis.nnov.sи¦мailto:polk@inforis.nnov.su


Маршрут: пос.Нижний Ландех - р.Лух (15-20 км) - пос.Талицы (˜10 км) -
пос.Фролищи (50 км). н/к - р.Клязьма

Время: 29 апреля - 1 мая 1995 г.

Транспортные условия и расписания соответствуют вышеозначенному
периоду. Уровень воды высокий, характерен для описанного
времени года. Сведения о километраже частично взяты из книги
Ю.Б.Воронова "Сто избранных маршрутов для путешествий на
байдарке", частично базируются на предположении о скорости
моего "Тайменя-2" на данном маршруте 7 км/ч.



Общая характеристика

Лух - совершенно замечательная и абсолютно неспортивная река на
стыке Ивановской, Владимирской и Нижегородской областей. Очень
живописные места, чистые и малонаселенные. Хорошие сосновые и
смешанные леса. В среднем течении Луха (то есть на описываемом
участке) много удобных стоянок, где абсолютно нет проблем с
дровами. Река достаточно популярна среди туристов, чтобы не
чувствовать себя одиноким, но проблем с выбором места не будет.
Один из лучших маршрутов для средней полосы России.

Заброска - до ст.Ильино Горьк.ж.д. любым поездом Москва-Нижний
Новгород, часов 6 от Москвы, лучше, разумеется, ехать ночью.
Билет сейчас (после повышения) примерно 70 тыс., 100 тыс. -
если скорым поездом в купе. От Ильино по боковой ветке трижды в
день ходит тепловоз, 3 общих вагона, к которым в сезон (для
грибников, которых бывает _очень много_, но они сходят на
полпути) цепляют 3-4 теплушки. Отправление - (примерно) 6:50,
14:10 и 19:20, идет примерно час до Фролищ (конечная), час
стоит там и обратно (если кому понадобится) в 9:00, 16:10 и
21:10.

От остановки во Фролищах перпендикулярно ж.д. налево, мимо
футбольного поля или чего-то подобного местной воинской части,
до реки меньше километра.

По Луху километров 50-55 до Клязьмы, места отличные, очень
много мест для стоянок. Мост, который примерно на полпути
упорно изображают на картах, развалился лет 15-20 назад.


Заброска

Традиционный путь подъезда со стороны Москвы - от ст.Вичуга
(поезд Москва-Кинешма) автобусом до села Лух (35 км, асфальт).
Со стороны Нижнего Новгорода можно добраться "кукушкой" от
Балахны до пос.Талицы либо доехать по автодороге до села Мыт
(километров 150-200) через Балахну - Заволжье - пос.Пурех -
пос. Пестяки.

Если ограничиться нижним течением Луха и Клязьмой, которая в
этом районе довольно широка, можно заезжать от ст.Ильино
Горьковской ж.д., где останавливаются 7-8 поездов из Москвы,
Санкт-Петербурга, Ярославля и Самары и, разумеется, электрички
из Нижнего Новгорода (примерно каждый час; ехать 1,5 часа),
Гороховца (ехать минут 15-20), Вязников (3-4 в сутки; ехать 1
час 15 мин). От Ильино до пос.Фролищи 3 раза в сутки ходит
тепловоз с тремя общими вагонами. См. расписания в конце.

В нашем случае заброска производилась заказным автобусом, но не
до Мыта, а до села Нижний Ландех на притоке Луха. Дорога вполне
приличная, но километра за 3 до села асфальт кончается. По
грунтовой насыпи (видимо, дорога строится) доехали до околицы.
Въезд в село был, как водится, разбит, ехать дальше не
рискнули. К счастью, до реки Ландех осталось метров 300,
дотащили байды до моста, собрались и поплыли.


Ландех

Приток Луха, очень приятная для байдарки река, шириной метров
10-15, петляет среди лесов и лугов. Коряги (немного, жизнь не
отравят), могут быть завалы и "расчески" - весной берега
подмывает. В паре мест - навесные мосты с разрушенным настилом
и провисшими до воды тросами. Километрах в десяти ниже села -
мост узкоколейки, за которым, как водится, торчит из воды пара
небольших труб с острыми краями. Вечером на фоне закатной
дорожки не видно!

Хотя местами берега подболочены, стоянку найти просто. Если
дело к вечеру, лучше встать до моста - ниже больше болот и река
"дремучей".


Лух

Примерно через час (7 км) после моста Ландех впадает в Лух.
Справа, выше по Луху, остается деревня, кажется,
Мугреево-Никольское. После лесного Ландеха Лух кажется
необъятным, весной широко разливается по лугам. Сразу после
устья очень живописные "аллеи", где река делится на рукава меж
островков с выстроившимися вдоль реки березами.

Минут через сорок ходу на правом высоком берегу деревня. Река
входит в знаменитые гороховецкие сосновые и дубовые леса,
которые тянутся от холмистого побережья Клязьмы около Гороховца
до поселка Мулино, не случайно облюбованного военными. Конечно,
в хорошем сухом лесу приятно рыть окопы и кататься на танках, и
вокруг Мулино полным-полно полигонов, военных городков и
лагерей.

Через полтора часа (километров 10) после устья Ландеха -
Талицы, довольно крупный поселок. Возле моста ж/д можно
остановиться и пройти в поселок пополнить продукты (даже в
праздники работали 2-3 магазина). Ходит местный поезд (не чаще
раза в сутки) в Балахну, город в Нижегородской области, немного
выше Нижнего по Волге; оттуда можно уехать электричкой или
автобусом. Правда, рекомендуется делать это, только если
внезапно замерзнет река, или группу поразит массовое
умопомешательство - не самый удобный способ эвакуации, а самое
приятное еще впереди. Правда, обратный путь через Балахну
используется гораздо чаще, для заброски.

От Талиц на протяжении 50 км до Фролищ населенных пунктов не
будет. Места классные. Если нет причин упираться, разумно
отойти километров на 20-30 и сделать дневку.

Километров через 35 от Талиц на правом берегу - так называемый
Крутой яр. На Крутом яру часто проводятся турслеты и звездочки.
Река делает поворот, и в излучине расположены островки,
протоки, затоны. На одном из островов - бревенчатый
навес-теремок. Ориентир - незадолго до места на левом берегу у
воды хижина из жести, плакатов и прочего хлама.

От Крутого яра до Фролищ - часа 3-3,5.

Незадолго до Фролищ, километров за 7, ж/д мост (узкоколейка?).
Если ближе к вечеру, разумно вскоре встать, мест подходящих
много, а до Фролищ от моста доплыть можно за час. Примерно
посередине - на левом берегу какое-то странное сооружение,
здоровый "форт" из красного кирпича, из которого торчат к реке
полые трубы. Каких-либо коммуникаций поблизости я не заметил.


Фролищи

На подходе к поселку на левом берегу памятник, затем мыс,
поросший соснами, крутой левый поворот, и открывается вид на
Фролищи и постройки известного в прошлом монастыря, Флорищевой
пустыни. Далее мост. Если вы решили сойти во Фролищах, не
следует обманываться близостью цивилизации и вставать у моста -
до станции там километра 2,5-3 через военный лесопильный завод
размером с Бельгию и Голландию вместе взятые, либо по дороге
между этим заводом и прибрежными болотами через свалки и топи.
Нужно проплыть еще километра 4 (минут 40) и встать в строго
определенном месте, откуда до станции около 0,5 км и не мешают
болота. Ориентиры: незадолго до того реку пересекает просека с
опорами ЛЭП (пока без проводов), само место - на левом берегу,
скамейка у самой воды, какая-то некрупная железная рама рядом.
На противоположном берегу напротив пара столбов высотой
метр-полтора, сбитых перекладиной. Вперед по реке метрах в
двухстах видна еще опора ЛЭП.

Станция представляет собой избушку с дежурной, сараи рядом и
бетонные блоки, у которых, собственно, и останавливается поезд.
Фролищи - конечная, поезд приходит из Ильино, стоит около часа
и идет обратно. Может быть довольно много народу, туристов или
грибников, и имеет смысл подойти к приходу поезда (3 обычных
общих вагона).

Далее

Если вы решили продолжить маршрут (что очень стоит сделать
летом, когда тепло и вода спала), до впадения Луха в Клязьму 53
км и еще 20-25 км до Гороховца, где можно собрать байдарки
практически на центральной площади, откуда автобусом до станции
километров восемь. На станции Гороховец останавливаются
пассажирские поезда на Москву, Питер и электрички на Нижний
Новгород.

Если есть время до вечера, можно посмотреть этот старинный
купеческий городок, расположенный на шоссе Москва-Нижний
Новгород и входящий номинально в Золотое Кольцо России.



Расписания электричек

ОТ СТ.ИЛЬИНО
Остановочные 954 956 958
пункты Е Е Е
Ильино 6.50 14.10 19.20
Фролищи 7.42 15.02 20.12

955 957 959
Фролищи 9.00 16.10 21.10
Ильино 9.55 17.03 22.04
-------------------------------


Нижний Новгород - Гороховец - Вязники

6301 6303 6305 6349 6307 Остановочные 6309 6311 6313 6315
Е Е Е Е Е пункты Е Е В Е
5.05 5.35 5.45 -- 7.20 Горький-Моск. 8.15 8.30 9.25 10.10
5.54 6.25 6.33 7.05 8.12 Дзержинск 9.09 9.20 10.15 11.01
6.34 7.06 -- -- 8.54 Ильино 9.49 10.00 -- 11.41
6.51 7.25 -- -- 10.10 Гороховец 10.08 10.32 -- 12.00
7.40 -- -- -- -- Вязники -- 11.25 -- --
-----------------------------------------------------------------------
6317 6417 6319 6321 6323 Остановочные 6325 6327 6329 6331
В Е Е Е Е пункты Е Е Е Е
11.10 -- 12.20 13.20 14.25 Горький-Моск. 14.50 15.15 15.30 16.10
12.01 -- 13.12 14.12 15.19 Дзержинск 15.42 16.07 16.22 17.02
-- -- 13.52 14.52 16.02 Ильино -- 16.48 17.02 17.42
-- 13.15 14.10 15.10 16.21 Гороховец -- 17.05 17.20 18.00
-- 14.00 -- -- 17.20 Вязники -- -- -- --
Владимир
--------------------------------------------------------------------------
6333 6335 6337 6339 6341 Остановочные 6343 6345 6347
Е Е Е Е Е пункты Е Е Е
16.30 17.12 17.30 18.25 19.20 Горький-Моск. 20.35 21.30 23.10
17.20 18.04 18.20 19.15 20.10 Дзержинск 21.22 22.15 23.57
18.01 18.44 19.00 -- 20.51 Ильино 22.03 22.55 0.37
18.20 19.01 19.15 -- 21.10 Гороховец 22.42 23.13 0.55
-- 19.46 -- -- -- Вязники 23.35 -- --
====================================================================

Вязники - Гороховец - Нижний Новгород

6302 6304 6306 6308 6310 Остановочные 6312 6314 6358 6316 6318
Е Р Р Е Е пункты Е Е Е Е Е
-- -- -- -- -- Вязники 4.30 -- -- -- --
4.10 -- -- 5.10 -- Гороховец 5.30 5.58 -- -- 6.52
4.22 -- -- 5.22 -- Ильино 5.42 6.10 -- -- 7.04
5.03 5.40 5.48 6.02 6.13 Дзержинск 6.23 6.50 7.15 7.28 7.45
5.55 6.35 6.43 -- 7.10 Горький-Моск. 7.18 7.44 8.10 8.23 8.32
---------------------------------------------------------------------
6322 6322 6324 6326 Остановочные 6328 6408 6330 6332 6336
В Е В Е пункты В Е Е В Е
Ковров
-- 7.50 -- -- Вязники -- 9.52 -- -- --
-- 8.41 -- 9.50 Гороховец 10.26 10.50 11.40 -- 13.00
-- 8.53 -- 10.02 Ильино 11.38 -- 11.53 -- 13.12
-- 9.34 10.33 11.00 Дзержинск 11.17 -- 12.33 13.23 13.52
9.23 10.25 11.25 11.53 Горький-Моск. 12.10 -- 13.28 14.18 14.48
-----------------------------------------------------------------------
6334 6338 6340 6342 Остановочные 6344 6346 6350 6352 6354 6348
Е Е Е Е пункты Е Е Е Е Е Е
-- -- 15.33 -- Вязники -- -- -- 18.33 -- 19.56
14.20 15.20 16.27 -- Гороховец -- 17.17 -- 19.37 20.35 20.56
14.32 15.32 16.38 -- Ильино -- 17.29 -- 19.49 20.47 21.08
15.12 16.12 17.17 17.34 Дзержинск -- 18.06 19.45 20.29 21.27 22.03
15.08 17.05 18.10 18.25 Горький-Моск. 18.24 19.00 20.35 21.20 22.20 22.55
-----------------------------------------------------------------------------
===============================================================
FILE: luh-klq2.txt
Лух-Клязьма

Date: 25 Dec 1996
From: Глеб Байда (gbaida@utmem1.utmem.edu, baida@iname.com) ¦ mailto:baida@iname.com

Я с компанией этим летом плавал по Луху и Клязьме, очень
впечатлился и кое-что записал. У тебя в библиотеке уже есть про
Лух, но, на мой взгляд, суховато и не про весь. Неправильно
плавают. Об этом в моих "впечатлениях" в резюме сказано.
---------------------------------------------------------------
Гладкая красивая речка для семейного сплава. Категорийность 1.
---------------------------------------------------------------


Как мы плавали по Луху и Клязме: 215 км от Луха до Гороховца.
Впечатления Байды Г. (baida@iname.com)

Действующие лица и плавсредства. Экипаж "Салюта-4,7": Романов
В. и Чернышев С. Экипаж "Тайменя-2" (семейный): Байда Г.,
Белова Л., Байда Ж (5,5 лет).

Подъезд

Выехали 6 июля 1996 поездом Москва-Кинешма до ст. Вичуга,
на которую прибыли до полудня на следующий день, проведя в
вагоне часов 10. От станции автобусом до с. Лух, которое и
стоит на левом берегу речки Лух.
Впечатления первого дня. Наскоро осмотрев-обегав сельский
парк с валами да пару церквей, собрав лодки да уложившись, мы
отплыли в пятом часу вечера. В этот день пришлось пройти
километров 15, ибо не было возможности встать на ночлег из-за
заболоченности берегов. Поразила чистота воды, обилие водной
растительности, цветов. В прозрачной толще хорошо виднелись
стайки мелких серебристых рыбешек. Мы продирались через
немыслимо узкие водные протоки, изгибающиеся порой по столь
крутой дуге, что пятиметровый "Таймень" заметно проигрывал в
проходимости перед "Салютом", который короче на 30 см да еще
был пока без руля. Когда ж долгожданный ориентир и твердь
земная - с. Худынское?! Вот, наконец, и оно - как раз через два
часа от старта, как обещал Рыжавский. Вдоль берега стоят серые
бревенчатые баньки - попарился - и в речку! А меж банькой да
речкой - столик со скамеечкой - можно и перекусить, глядя на
красу земную, что мы и сделали. Лариса вынула хлеб, купленный в
Лухе, начала резать. Слышу, шепчет мне: "В хлебе-то
жучки-червячки! Что делать?". А что делать - супермаркетов
здесь нет - мажь толще шоколадной пастой, да ешь! Так и
сделали, и не пожалели. Я так и не глянул, что там запечено в
хлебе для вкуса. После Худынского плыли - по открытой воде в
прикрытых тростниками берегах - часа полтора или больше. Еще
сельцо миновали. Увидишь кого - спросишь, когда, мол, земля?
Скоро да скоро. Уже почти темнело, когда, наконец, показался
единственный и без преувеличения удобный выход на берег,
который к тому же был хорош и для ночлега.

Мыт

Мытарства на пути к Мыту. На следующий день отправились очень
поздно - в час дня. Несколько часов убегали от непогоды, но где-то
в 5-6 часов она нас таки настигла и как! Натянутый струной фронт
клубящихся облаков догнал нас на маленьком острове, куда мы, к
счастью, догадались высадиться. Никто из нас еще не попадал под
такой дождь в средней полосе России. Сбились в кучку, накрывшись
нашим старым "керженским" тентом, заволокли туда же кое-что из
снаряжения. Жутко было от молний и раскатов грома. Фронт прошел, и
дождь почти прекратился. Каково же было наше удивление, когда все
повторилось: и бешеные потоки воды с небес, и вырывающий тент
ветер, и устрашающий блеск молний... Непогода прошла, и надо было
двигаться дальше. Вылив из "Тайменя" ведра два воды ("Салют" был
накрыт), мы стали собираться. Мы сами, наше снаряжение и фототех-
ника были сухими. На берегу супротив нашего островка возникла дол-
говязая фигура аборигена, который, кажется, пас коров неподалеку и
пережил как-то вышеописанное явление природы. Затеяв обсуждение
совместно пережитой непогоды и дав нам "ценные указания" относи-
тельно продолжения маршрута, с особенным акцентом на поджидающие
нас препятствия, пастух предложил нам подкрепить свои тела и души
банкой молока и караваем самопеченого хлеба. Живописуя размеры
хлеба, пастырь закруглил руки у пуза, чем и сразил нас всех. Кое-
как передали деньги - 5 тысяч - с острова на берег. Благодетель
исчез, обещав явиться через минут 25-30. Это время как раз ушло на
сборы: выливание воды из лодки, укладку вещей. К обещанному сроку
"благодетель" не явился, а ждать более мы не могли, так как надо
было успеть добраться до места ночлега, а сколько до него еще
предстояло добираться было не ясно. Итак, мы отправились, не дож-
давшись припасов и перешучиваясь на этот счет. Это не оказалось
неожиданностью, ибо некий другой абориген сообщил нам, что лич-
ность "благодетеля" весьма ненадежна. Однако ж, может он и явился
позже и вовсе не имел намерения помошенничать, а просто по сель-
ской привычке "не наблюдал часов". По описанию маршрута, встать
можно было в 5-7 км ниже села Мыт, однако, мы и до самого села
никак не могли добраться. Наконец, увидали купол. Вечерело. Надо
было становиться на ночлег, ибо за село плыть уже не было времени.
Река предложила два варианта подхода к селу и, как мы надеялись, к
долгожданной тверди. Выбрали тот, что был прямо по курсу и более
широкий и, как оказалось, верный - прямо напротив села выглянуло
небольшое место удобное для выхода. Вышли. Да, вполне пригодное: и
ровно, и высоко над водой, и недостижимо из села, хоть и вот оно,
напротив, и сушняк есть. Стали выгружаться на бережок. Удобный пя-
тачок был занят местной лодкой, поэтому причалить можно было толь-
ко носом к берегу, а не бортом. Так и причалили: двумя байдарками
по бортам этой лодки. Вот тут и произошло некоторое приключение.
Володя был в "Салюте" и передавал мне вещи, а я принимал их, сидя
или стоя в центральной лодке, и придерживал "Салют". Володя от
усталости потерял бдительность, и встал, видимо, на край байдарки.
В одно мгновение борт "Салюта", что я придерживал, взметнулся
вверх и встал почти вертикально. Я увидел володькины руки, вцепив-
шиеся в поднявшийся фальшборт, тогда как сам он, как мне показа-
лось, был по шорты в воде. Две-три мысли мелькнули в моем созна-
нии: "Не удержу!", "Ишь, как крепко держится!" (с досадой), "Нет,
удержу!" К своему удивлению, я успел среагировать на случившееся
и, навалившись на подскочивший борт, удержал байдарку от переворо-
та, а затем с усилием выровнял ее. Никто из наших ничего не заме-
тил. Володя, как оказалось, не был в воде с ногами - ноги были
лодке, а вот пятую точку он макнул. В сумерках установили палатки
и развели костер. К моему удивлению, сухие сучья и ветки не про-
мокли насквозь под ливнем, а были сыры только снаружи. Возвышенное
место, на котором мы встали, было окончанием старой дороги в Мыт,
продолжавшейся мостом через реку. Несколько рядов свай этого моста
перегораживали реку как раз перед нашими палатками. Справа видне-
лась еще не в конец доломанная церковь, точнее, довольно большой
храм, по колокольне которого мы ориентировались, подбираясь к
Мыту.

От Мыта до "Зоны покоя": в поисках стоянки. В двух мытовских
продуктовых хлеба не оказалось, а Лух за Мытом был все таким же
тростниковым. Проплывая ниже, мы не увидели явно обещанной картой
стоянки в 5-7 км от села. Большое впечатление - на фоне слабого
беспокойства - произвели разливы Луха. Один из них был настоящим
озером. Простор глазу, мелководная - с метр или несколько больше -
гладь прозрачной воды, проросшей изнутри и поросшей поверху расти-
тельностью. Практически отсутствующее течение, в лучшем случае
едва угадываемое по невразумительному наклону трав.
Выбравшись из разливов и безбережья, мы причалили к деревеньке
Гоголи, как нам сказали местные жители. Маленькое тихое милое мес-
течко на берегу тихой чистой речки. Полюбовались на колодец-
журавль, купили три литра молока, перекусили и сфотографировались
на причале и отправились дальше... Воронов обещал еще стоянку
километрах в 20 от предыдущей - не замеченной нами. И в этот раз
мы ничем не прельстились, хотя пару раз где-то в указанном районе
можно было выбраться и встать. Невольно пренебрегая рекомендацией
плыть левой протокой, а правую оставить в покое - в соответствии с
надписью на щите "Зона покоя", - мы встали сразу вскорости за этим
щитом на правом берегу, поскольку левую протоку мы проворонили, а
место стоянки уже было обжито и удобно и уединено. Ночь оказалась,
говоря мягко, волнительной. Женька впервые за все наши походы
вполне внезапно оказался простывшим, что произвело - не могло не
произвести - большой переполох в нашем стане. Нагрели питье, дали
аспирин. За ночь было два аврала. Как это было ни неуместно, я
сделал два чудных кадра раннего - на исходе зари - утра над рекой:
блекнущее розовато-желтое солнце, отраженное в глади воды на фоне
мягко-молочного тумана. Вообще же вставал вопрос о прекращении по-
хода. Утром, однако, оказалось и мудренее, и веселее ночи: Женька
заметно повеселел. Сетенка наша, поставленная накануне вечером и
единожды за весь поход, никого не поймала.
На пути к Мугреево-Никольскому. Плывем дальше. Впереди - Мугре-
ево-Дмитриевское и Мугреево-Никольское. В первом Никольском мы
наконец-то купили десяток яиц - раньше везде был отказ. Видать, в
июле куры на Лухе в отпуске. Прикупив еще и творога - больше кило-
грамма за 4 тысячи! - и молока, от души подкрепились на бережку.
Правда, во время этого блаженного занятия к нам очень некстати
подсел местный очень общительный, бывалый и интеллектуальный пас-
тух и немилосердно отвлекал от этого серьезного дела.

Приключения в Мугреево-Никольском. Вот и Мугреево-НикольскоеЖ
пляжик, плещущиеся дети. Тут же река раздваивается: часть воды
уходит в более узкую левую протоку, частично перегороженую забор-
чиком. Вышли, искупались, набрали весьма мутной воды из колодца,
тщательно испросили как лучше плыть. Сказали, налево и предупреди-
ли, что пониже будут проблемы. И как правы они оказались! Левая
протока вскорости, как мы убедились, соединялась с правой, образуя
некое расширение, где виднелось буйное шевеление детворы. В этой
протоке оказались какие-то незначительные деревяшки и колья, пот-
ребовавшие от нас предварительного осмотра и проводки. Это, навер-
ное, заняло минут 20, учитывая наши основательность и трусова-
тость. Радоваться, однако, было рано. Упомянутое расширение как-то
неожиданно сужалось, вода заметно ускорялась, прорывалась через
неплотный деревянный заборчик, образуя маленький перекатик, и, еще
более сужаясь, уже довольно стремительно ныряла под узкий деревян-
ный безопорный мост и сразу же за ним круто - под прямым углом -
сворачивала налево, минуя вымытое на повороте углубление в правом
берегу и ощетинившееся качающимися в потоке сучьями и корнями
дерево. Сразу после поворота на левом берегу был маленький пляжик,
а река вскорости уходила вправо. Все это мы подробно осмотрели,
повздыхали и стали разгружать наши суда, вынося все тонущее,
непринайтовленное и оптико-механическое. Ну и Женьку, разумеется.
Первыми пошли мы с Ларисой - как более крутые по части передряг.
Подплыли к окошечку в заборчике - шириной с метр или чуть больше
-, сложили весла вдоль бортов, проскочили, прошли под мостом и
сразу же резко, орудуя изо всех сил, вырулили веслами и рулем
налево, выбрались на пляжик. То же самое мне пришлось повторить на
"Салюте" с Сергеем, только в этот раз я уже сидел спереди - впер-
вые за все мои плавания! И в этот раз прошли хорошо, только на
повороте наш не вмеру могучий Сережа, вспомощенствуемый мною, не
ожидающим такой его прыти, так крутанул лодку, что мы чуть не раз-
вернулись в обратном напрвлении. И чуть ли не пристали к левобе-
режному пляжику правым бортом. На этом пляжике мы развернули наши
припасы, вытащили кашку и, довольные собой, поели. Ну кто ж знал,
что самое впечатляющее на сегодня нас еще поджидало - и в непо-
средственной близости. Поплыли дальше. Речка раздвоилась, предло-
жив два варианта пути. Сунулись вправо, так как вход в левую про-
току венчали деревянные воротца-заборчик, выглядевший негосте-
приимно. В правой протоке, однако, сели на мель да и вид вперед
как-то не понравился: так же мелко и быстровато. Наш семейный эки-
паж развернулся и пошел в левую протоку.Ворота оказались вполне
проходимыми, как мы оценили на глаз предварительно и на практике.
Дальше же нам ни думать, ни выбирать не пришлось. Мы даже не успе-
ли предупредить Сергея с Володей. За воротами речка довольно стре-
мительно продолжала бег, а в русле "елочкой" отдыхали огромные
тесаные брусы от снесенного раньше моста. Здесь нам пришлось изо-
бразить наконец-то водный слалом, увертываясь от брусьев, упираясь
веслом, спрыгивая с мели. Причалив к пляжику, мы смогли увидеть
прохождение второго экипажа. Миновали удачно.

На ночевку встали вскорости - виднелись серые крыши деревеньки,
ныне уже считающейся "пригородом" Мугреева-Никольского. Ровное
открытое место на сухом и довольно высоком правом берегу. За
дровами надо идти в недалекий лес. Пошел. Срубил что-то и скорее
назад. Вылез весь облепленный комарами. Но коряжку не выпустил.
Экипировался: поднял капюшон анорака, под ним - кепка с длинным
козырьком, сверху на все - цилиндрический капроновый накомарник,
влез в непробиваемые комариными носами штаны, натянул разноцветные
перчатки. Вот теперь можно было работать. Жарковато, однако. Лес
молодой, частый, гнилой. Под ногами мягко, подпружинивает, влага.
Запах сырости. Вместо сушняка - трухлявая гниль: рубишь ствол
внизу, а он ломится посредине сам. Выволочь добычу нелегко. Сделал
несколько ходок. Закончил с облегчением - жутковато в этом леске,
хоть и свои рядом... А на биваке - ни комарика! Всех
выдувает. К темноте все ж появились немного. А мы с Сергеем затея-
ли ночное купание, за которым последовало бегание нагишом по бере-
гу с целью высыхания, удирания от комариков - хоть не комарищ! - и
морального удовлетворения. Завтра - после Лукино, а особенно после
Талиц, Лух, наконец-то, должны одеться в сухие лесные берега.
Лукино, кажется, прошли, не заметив. А вот во Взвозе и
искупались, и перекусили, и отдохнули. Собирались даже в магазин
заглянуть, но нам сказали, что не стоит - скоро Талицы, а в
Талицах есть все.

Талицы. Пришвартовались у понтонного причала, где бабы стирают
белье и драют ковры. Володя остался стеречь корабли, а остальные
отправились в город. Босиком. Едва идем - солнце раскалило и до-
рожную пыль, и асфальт. Приличное местечко: есть и многоэтажки, и
даже зона. Заключенные в форме ходят по улицам. Купили буханки
четыре хлеба. И - не удержавшись - бутылку холодного пива. Мы с
Сергеем отправились на деревянный узкоколеечный мост - посмотреть
как его проходить. Глубже всего слева, два хороших прохода, а ниже
моста какие-то минимальные проблемы: тут завернуть, там сваи обой-
ти. Однако, все же шевельнуься надо. Обдумали. Донесли до осталь-
ных. Посмотрели от причала. Ребята пошли первыми. Идем на расстоя-
нии сзади. Что такое: передние что-то замедлились-зависли перед
мостом. Выбирают в какой пролет идти? Довыбирались: на довольно
слабом течении прилипли левой "скулой" прямо к опоре. Замешкались.
Мы подходим, правый пролет занят, значит, что ж выгребаем в левый.
Под мостом оказываемся одновременно - каждый в своем пролете, а
замостные пустяки требуют прохода по-очереди. Резко прибавляем
ходу, из под моста выходим первыми, проходим меж рядом свай и ле-
вым берегом. Мужики сзади. Впереди купается толпа детей и взрос-
лых. Народ наглый, городской, тертый - норовит удаль показать, то
поднырнуть, то лодку догнать да зацепиться, а дальше - бог его
знает, чего хочет. Прибавляем ходу, лавируем, угрожающе разговари-
ваем с местным населением. Прошли и этих.
От Талиц до Фролищ. Талицы остались позади. И - все верно! -
река оделась лесом. Минутах в двадцати ниже Талиц - высокий бело-
песочный обрывистый левобережный яр, покрытый сосной. Так неожидан
и красив, что так и проплыли, не сфотографировав. Плыли, наверное,
не больше часа - хотелось наконец-то встать на стоянку пораньше.
Как только шум Талиц стал не слышен, выбрали левобережный пляжик,
наверх наискось - тропка, выше - ровная площадка с костровищем
среди сосен. Комаров нет. Как выяснилось, они "выходят на работу"
к 10.30-11. Сергей образцово-показательно натянул палатку, потом
взялся одной рукой за колышек, в другой руке - топор, приложил
обух к колышку и попросил себя запечатлеть. Некоторых остальных -
которые по-вреднее - это весьма позабавило. Запечатлели, однако,
предложив предварительно все ж постучать по колышку для большей
правды жизни. Фото вышло вполне замечательное: серегины мускулы
играли, палатка была высока и туга.

На следующее утро порешили немного проплыть и встать совсем рано
- на "полудневку". Погребли часа два и встали часа в два. Очень
уютная рыбацкая стоянка: стол со скамьями, бревна и дрова вокруг
костра. В дальнейшем все наши стоянки на Лухе были так же комфор-
табельны. И при этом - весьма опрятными. Я наконец-то наладил сна-
сти: две донки-закидушки, а потом и примитивную удочку без поплавка
и грузил. Подходящий хлыст был здесь же на стоянке. В качестве
наживки для донок использовал ракушечье мясо. Рыба, кажется, на-
садку объедала, но не ловилась. В речке недалеко от берега суети-
лась какая-то рыбья мелкота, вот я и взялся за нее. Самый малень-
кий крючок был якобы четверочка, но и этот едва умещался во рту у
этой мелкоты. А клевала она очень настырно. Поймал аж семь штук.
Серебристые, с желтовато-серыми плавникпми они очень фотогенично
смотрелись в белой прямоугольной пластиковой тарелке на фоне мед-
но-сосновых брусьев скамьи. Только месяца через два, после основа-
тельной работы со специальной литературой, мне наконец удалось
идентифицировать улов. Уклейка! Первый улов рыболова-"чайника".
Уху мы из нее сделали, но она горчила, ибо мы, не побрезгамши, не
потрудились ее выпотрошить. Природа располагает гребца к антропо-
морфизму и одушевлению ее тварей. Пьем какао. На краю кружки -
капелька питья. Прилетает мушка полосатая с тонкой талией и прини-
мается пить. Да как - за обе щеки! Выпила всю каплю. Мы ей еще.
Увидала, подбежала - и прям с глазами туда голову макнула, только
видно как ходит брюшко-насосик. Отошла покачиваясь, едва перестав-

<<

стр. 9
(всего 47)

СОДЕРЖАНИЕ

>>