СОДЕРЖАНИЕ

c.Крушинский
Краткий курс астрологии
1.Гороскоп рождения
Гороскоп рождения
 
Чтобы получить представление о человеке, астролог составляет гороскоп рождения (радикс, натальную карту, карту рождения). Так называется картина неба в момент рождения человека. Графически, любой гороскоп представляет собой проекцию небесной сферы на плоскость.
Горизонталь, пересекающая его представляет линию горизонта. Она делит гороскоп на южную (сверху) и северную (снизу) полусферы.
Вертикаль (в некоторых стилях карт это наклонная черта) -- это небесный меридиан, т.е. линия, которую солнце пересекает в полдень и в полночь. Небесный меридиан делит гороскоп на две полусферы: восточную (слева)  и западную (справа).
Гороскоп разделен на 12 астрологических домов. Как правило, их границы пронумерованы.
Круг домов совмещен с зодиакальным кругом, который делится на 12 знаков. (Дома и зодиак совмещаются примерно так же, как шкала диафрагмы и выдержки на объективе фотоаппарата).
Планеты, обозначенные специальными символами, на большинстве схем располагаются во внутреннем кольце.
В некоторых схемах изображаются также аспекты -- угловые расстояния между планетами (см. рис. "карта с аспектами"). В других схемах внутри гороскопа записываются данные о родившемся: имя, время и место рождения.
Небесные тела находятся в определенных точках своих орбит. Кроме того, для земного наблюдателя они расположены под разными углами к горизонту, что зависит от времени суток, а также пункта земного шара, с которого ведется наблюдение. Эта общая картина мира практически не повторяется. Каждый момент уникален. И уникально все, что появляется на свет в этот момент, будь то человек, растение или идея. В момент первого вдоха, состояние мирового организма становится вторым "Я" родившегося, своего рода матрицей характера и судьбы. Если какая-то ситуация в жизни повторяется, подобно тому, как повторяются сюжеты снов, можно не сомневаться, она -- часть матрицы.
Небо с точки зрения астролога -- как бы большая шахматная доска, каждый участок имеет свое "стратегическое" значение; Солнце Луна и планеты -- фигуры, имеющие свои сильные и слабые позиции, способные помогать друг другу или сдерживать друг друга. Насколько сбалансированы эти силы? Где акценты? В чем гармония, в чем ее нет?

Пример. Люди, родившиеся днем, отличаются от родившихся ночью настолько, что можно обозначить два типа: первый социально активен, на виду, экстраверт. Второй более погружен в себя. Родившиеся на рассвете -- инициаторы, индивидуалисты, лидеры; родившиеся на закате более тактичны, внимательны, редко что предпринимают, не взвесив все "за" и "против". (см. также: Дневная и ночная полусферы)
Другой пример: новолуние и полнолуние. Луна связывается в астрологии с психикой человека, а Солнце -- с центральным источником физических и духовных сил, целями и стремлениями. В новолуние с точки зрения земного наблюдателя Солнце и Луна находятся на одном участке неба. Родившемуся в новолуние, трудно отвлечься от своих переживаний. Для него понять значит вжиться. Ему трудно выполнять работу, к которой он равнодушен. Люди полнолуния, наоборот, стремятся все проговорить и осмыслить. 


Существует много астрологических факторов и каждый все четче прорисовывает детали портрета. Помимо Солнца и Луны есть еще восемь планет Солнечной системы, каждая отвечает за определенные стороны жизни и характера. Чтобы ответить на конкретный вопрос, астролог изучает элементы гороскопа, связанные с данным вопросом.
 

На чем основано влияние планет?
Выдвигающиеся объяснения можно разделить на три категории:
Естественнонаучный подход. Объяснение, считают сторонники этой точки зрения, следует искать в реальном воздействии небесных тел на организм. В качестве посредника предлагаются самые различные факторы -- как известные, так и неизвестные современной науке.
Интуитивный подход. Планеты сами по себе не играют никакой роли. Значение имеют архетипы, символически представленные на карте рождения в виде планет. Созерцая эти символы, астролог связывает свое сознание с универсальным источником знания, где содержатся ответы на все вопросы.
Холистический подход. От греч. "целый", "весь". Если мир не механизм, а единое, живое целое, организм, вполне ясно, почему по состоянию одних элементов можно судить о других.
Впрочем, многие практикующие астрологи принципиально не задаются вопросом о причинах. Гороскоп работает, это проверено. Как и почему -- вопрос не к практику, а к метафизику. Напрямую ли влияют на нас планеты, через какие-то излучения или же они связаны с событиями иначе: например, как стрелка на вокзальных часах с прибытием поездов; или у них есть собственные души; или так пожелал Всевышний -- все это не так уж и важно с практической точки зрения.

Не так давно Мишель Гоклен, сотрудник Французского национального центра научных исследований, решил с помощью статистики доказать несостоятельность астрологии. Он и его группа изучили десятки тысяч (!!!) гороскопов представителей 10 профессий и создали ценнейшую базу данных, которая... только подтвердила опыт, накопленный астрологами в течение столетий. Так скептик сделался астрологом поневоле. (Работы: "Влияние звезд", П.1955; "Человек и звезды", "Планетарная наследственность", П.,1960).

"Что наверху, то и внизу"
Не установлено, кем был Гермес Трисмегист, автор "Изумрудной Скрижали" и приведенного высказывания. Некоторые считают, что он был жрецом в Древнем Египте, которого позднее обожествили и связали с богом письменности Тотом и античным Гермесом-Меркурием. Другие полагают, что он жил уже в христианскую эру. Как бы то ни было, существует понятие "герметические науки", то есть такие, которые базируются на указанном принципе. К ним относится и астрология.  


Величайшая известная нам система, которую мы называем миром, на разных своих уровнях обнаруживает поразительное сходство в строении больших и меньших структур. Вспомним подобие молекулы и звездной системы. Другой пример: по одному жесту и интонации можно понять, что человек любит, чем тяготится, как выглядит обстановка у него дома... И наоборот, по явлениям крупного масштаба можно судить о частностях.
То же самое можно сказать и о времени. Малые циклы, такие как сутки, и месяцы, вписываются в крупные, такие как год. Во всех циклах есть нечто общее: утро напоминает весну, детство; вечер -- осень и старость... Они похожи настолько, что суть происходящего, независимо от масштаба, может быть описана одними и теми же образными формулами (см. Геометрия цикла).

В народном сознании давно укрепились представления о структуре и внутренней симметрии циклов. Так, согласно русскому народному календарю, какая погода была в осенние дни, такую следует ожидать и в соответствующий весенний период, т.е. в диаметрально противоположных точках, если год представить в виде круга. В разговорном и поэтическом языке можно найти много интересных примеров. Старость называют "закатом дней". Луну в первой фазе -- "народившимся месяцем". Про звезды говорят, что они "рождаются и умирают".
 
Геометрия цикла
Геометрическая окружность как символ любого цикла выражает идеи:
повторяемости;
движения, изменения, плавного развития;
единства, нерасчлененности
Дневная и ночная полусферы
Цикл непрерывен, поэтому трудно уловить миг, когда меняется сезон, утро переходит в день, ребенок взрослеет. Мы только констатируем через некоторое время: "все выглядит иначе"! Наконец, наступает пора, когда вещи приобретают совершенно иной облик. Начиная с момента, который можно символически определить точкой, диаметрально противоположной некоей начальной точке, характер процесса приобретает совершенно иное качество. Так, если для весны характерен рост, накопление, цветение, то для противоположного сезона, осени -- упадок, потери, увядание.


Окружность оказалась разделенной на две половины.  Первую можно условно назвать дневной, вторую -- ночной. Каждая из них обладает уникальным качеством. В астрологии их называют полусферами, поскольку астрономические события происходят на небесной сфере.

 Астрологические кресты
Крайние точки дневной и ночной полусферы наиболее ярко выражают особенности "дневного" и "ночного". Они отстоят от первых двух точек ровно на 90 градусов дуги. Объединив все четыре точки, мы получим крест и квадрат, вписанный в окружность. Каждая из получившихся четвертей в астрологии, как и в геометрии, называется квадрантом.



Кардинальный крест
Углы квадрата служат ориентирами на единой, по сути непостигаемой окружности. Нашему сознанию свойственно использовать такие ориентиры: четыре времени года, четыре стороны света, четыре состояния вещества, четыре возраста, четыре темперамента...  В астрологии эта основополагающая фигура называется кардинальным крестом, от латинского cardinalis -- "главный", "важнейший", "существенный".
Фиксированный крест
Четыре кардинальные точки соответствуют "крутому повороту" в ходе событий, каким является, например, смена годичного сезона. После него наступает "разгар" -- период стабильности. Все кажется прочным и незыблемым. Идет работа, русло для которой уже намечено. Никто не удивляется, когда в апреле выпадает снег, ибо апрель -- капризный, нестабильный месяц. Снег в мае -- сенсация.



Отметим на окружности новую точку, отстоящую от первой на тридцать градусов. От нее, как и от первой, строится крест. Он носит название фиксированный (от лат. fixus -- "твердый", "нерушимый", "крепкий"). Русское название: постоянный.
Мутабельный крест
Наконец, наступает стадия плавного перехода к следующему этапу. Уже не весна, еще не лето; уже не утро, еще не день. В окружность вписывается новый крест -- мутабельный (от лат. mutatio -- "изменение", "перемена"). Его также называют переменным, подвижным, а в англоязычной литературе --  общим (common).


Таким образом, каждый квадрант (четверть цикла) делится на три стадии:
становление (кардинальная);
разгар, расцвет (фиксированная);
упадок, переход  (мутабельная).
Или, в терминах обыденного сознания: начало, середина и конец. Метафорически единство трех начал часто иллюстрируют образом  колеса:
втулка -- кардинальный крест;
спицы -- фиксированный крест;
обод -- переменный крест.
Можно также провести аналогию с тремя базовыми геометрическими фигурами:
линия -- кардинальный крест (динамика, движение вперед);
квадрат -- постоянный крест (стабильность, определенность)
треугольник -- мутабельный крест  (гибкость, гармония, адаптация).
Мотивировка личности
Три стадии используются также для классификации типов мотивировки личности. В каждом из нас присутствуют все три качества, но в разной пропорции.
Склонные приспосабливать мир к себе. Если что-то их не устраивает, они стараются изменить в первую очередь обстоятельства. Эти люди, как правило, не любят рутину и потому не склонны доводить до конца начатое дело. По духу они скорее первооткрыватели. К решению жизненных проблем подходят "кардинально". Этот тип отвечает кардинальному кресту.
Склонные к постоянству; выбрав какую-то более или менее ограниченную область, стремятся добиться в ней совершенства. Отношения с миром строят на равных: что-то дают, что-то берут. У них достаточно сил и терпения, чтобы довести дело до конца. Иногда им трудно поставить точку, они готовы работать над идеей до бесконечности, поскольку нет предела совершенству. Речь идет о фиксированном кресте.
Предпочитающие приспосабливаться к обстоятельствам. Они неспокойны, любят учиться, их жизнь полна перемен. Может сложиться впечатление, что им труднее добиться успеха, но это не так. На помощь приходит врожденное чувство такта, умение находить со всеми общий язык, чего не достает представителям первой категории. Делу, которое было начато, затем усовершенствовано, они находят применение.
Гармония трех крестов обеспечивает жизенеспособность общества. Кардинальный крест прокладывает путь новым идеям. Постоянный -- организует, совершенствует, "доводит до ума". Переменный -- приспосабливает к требованиям времени, где надо внося коррективы.
Четыре стихии
Каждая из четырех вершин любого креста характеризует одну и ту же стадию квадранта, будь то сезон, время суток или возраст. Очевидно, каждая вершина должна обладать еще и неким отличительным свойством, качеством, которое отличает, скажем, осень от весны. В астрологии такое качество обозначается термином стихия (реже -- элемент) . Различаются четыре стихии:
огонь -- импульс, прорыв,  действие;
вода -- течение, растворение, наполнение, переживание;
воздух -- распространение, связывание, размышление;
земля -- укрепление, затвердевание, применение.
Разумеется, данные определения весьма приблизительны. Каждый перечень можно было бы продолжать до бесконечности. Образы стихий гораздо красноречивее. 

Так, достаточно сказать: "огненный нрав", чтобы сразу же стало ясно, что речь идет о человеке импульсивном, вспыльчивом, нетерпеливом, страстном, целеустремленном. Когда говорят "глубина чувств", "поток воспоминаний",  "в тихом омуте...", подразумевают качества, присущие исключительно водной стихии. "Ветреный", "легкий на подъем", "открытый" -- воздух. "Приземленный", "конкретный" (от лат. concretus -- "густой",  "уплотненный"), "воплотить в жизнь" -- земля. Эти образы изначально заложены в нашем языке и мышлении.
Активные и пассивные стихии
В алхимии стихии обозначали треугольниками. Каждый из них имеет два отличительных признака: поворот (вверх или вниз), а также наличие или отсутствие горизонтальной линии, пересекающей его посередине. Поворот символизирует направление, стремление. Линия -- "тяжесть", иначе говоря -- инертность.


Огонь и воздух стремятся вверх, не признавая преград. Вода и земля -- вниз. При этом воздух более инертен, чем огонь, а земля инертнее, чем вода.
Воздух и огонь называют мужскими, позитивными, активными началами.
Воду и землю -- женскими, негативными, пассивными.
Интересно, что в русском языке, где присутствует род как категория, "огонь" и "воздух" -- существительные мужского рода, а "вода" и "земля" -- женского.
Сочетаемость стихий
Проблематичными считаются все сочетания между мужскими стихиями с одной стороны и женскими -- с другой (огонь+вода, огонь+земля, воздух+земля, воздух+вода). И, наоборот, огонь+воздух, земля+вода -- гармоничные комбинации.
Огонь обладает целью и большей силой, воздух -- широтой и  пониманием. Поэтому они стимулируют, поддерживают друг друга. А вот соединение огня и воды дает конфликт. На психологическом плане: чувства неспокойны (страсть), с другой стороны, действия импульсивны, продиктованы не разумом, а капризами и смутными предчувствиями. Вода и земля  дополняют друг друга, дают возможность выразиться. Если земля -- форма, то вода -- содержание. Человеку не только есть чем поделиться, но присутствует и дар воплотить содержание в форму.
Двенадцать стадий цикла
Когда на окружности обозначены все три креста, она оказывается разделенной на 12 равных 30-градусных сегментов. Каждый из двенадцати участков характеризуется уникальным сочетанием креста и стихии.



Четыре вершины первого (кардинального) креста соответствуют четырем разным стихиям. Стихии же, в свою очередь, всегда следуют одна за другой в одном и том же порядке, при котором чередуются мужские и женские стихии: огонь -- земля -- воздух -- вода. 


Каждая стихия проявляет себя в трех ипостасях.
Огонь
Кардинальный (0 градусов)  -- прорыв, соперничество, самоутверждение.
Постоянный (120 градусов) -- власть, покровительство, поддерживание.
Переменный (240 градусов) -- освобождение, стремление выйти за ограничивающего и известного.
Земля
Кардинальная (270 градусов) --  кристаллизация, укрепление, концентрация.
Постоянная (30 градусов) -- накопление, резервы
Переменная (150 градусов) -- применение, обслуживание,  детализация.
Воздух
Кардинальный (180 градусов) -- уравновешивание, сопоставление, партнерство.
Постоянный (300 градусов) -- общность, единение, дружба, синтез
Переменный (60 градусов) -- разнообразие, распространение, осведомленность
Вода
Кардинальная (90 градусов) -- родство, защита, созревание
Постоянная (210 градусов) -- выносливость, проницательность
Переменная (330 градусов) -- растворение, жертвенность
Эта модель служит символическим выражением полноты бытия, единства и многообразия, богатства возможностей. 

Сверх двенадцати уже ничего не может быть. Не случайно число 13 называют "чертовой дюжиной" -- появляется нечто лишнее, переполнение. 


 Замкнутые фигуры
Квадрат, а также крест символизируютют ряд идей, во многом контрастирующие с тем, что было сказано об окружности:
дискретность;
определенность, осознанность;
ограниченность;
Сопоставив круг и квадрат в другом контексте, можно сказать, что первый характеризует непосредственное, целостное восприятие, переживание, тогда как второй -- осознание, рациональный анализ.
Если вписать в окружность равносторонний треугольник, то все его вершины окажутся в одной и той же стихии.


Квадрат всегда указывает на конфликт, что противоречит основной идее круга. Мотив тройки, наоборот -- полнота, гармония, легкость. Поэтому треугольник можно рассматривать как приближение к изначально непостижимой идее окружности  (не случайно целая часть тригонометрической константы PI  равна 3.
Волшебные числа
В свете всего сказанного становится понятен смысл некоторых чисел, всегда игравших особую роль в человеческой культуре и восприятия мира:
1 -- цикл, равно как и любой выделенный сознанием объект, целый и нерасчлененный, единство;
2 -- первоначальный анализ, осознание, конфликт;
3 -- гармония, легкость, объединение, стремление к единству, дух;
4 -- устойчивость, ограничение, материя;
12 -- полнота, совершенство, богатство возможностей.
Существуют и другие важные числа. Они получаются в результате комбинации основных и интерпретируются исходя из этого. Можно провести  резкую разграничительную черту междуинтерпретацией  нечетных и четных чисел. Первые традиционно связывались с мужским, дневным началом, вторые -- с женским, ночным принципом. Ко вторым отношение всегда было более настороженное.



СОДЕРЖАНИЕ