стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

250
5. Schmalensee R. Monopolistic Two-Part Pricing Arragements // Bell Journal of
Economics. 1981, vol.12, pp. 445-466.
6. Spence AM. Nonlinear Prices and Welfare //Journal of Public Economics. 1977,
vol.8, pp. 1-18.
7. Spulber G. Spatial Nonlinear Pricing // American Economic Review. 1981, vol.71,
pp. 923-933.
8. Stigler GJ. A Note on Block Booking, In: Stigler GJ. The Organization of Industry,
Homewood, 111., Irwin, 1968.
9. TiroleJ. The Theory of Industrial Organization. Cambridge, Mass., MIT Press, 1993.
pp. 133-168 (на русском языке Тироль Жан. Рынки и рыночная власть: теория
организации промышленности. Спб., 1996. С. 202-260).



Глава 10

ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА
Эффективная организация отраслевых рынков в реальном мире невозможна без
осуществления оптимальной промышленной политики государства. Именно
деятельность государства определяет ту экономическую среду, в которой принимает
решения современная фирма. Государство определяет правила, по которым
совершаются деловые операции экономических агентов, оказывает воздействие на
потоки товаров и ресурсов в экономике, поддерживает или препятствует той или иной
деятельности индивидов и институтов экономической системы. Мы проанализируем
лишь некоторые проблемы, связанные с государственным регулированием рыночной
структуры и поведения фирм.
С точки зрения микроэкономической теории, базовой причиной необходимости
государственной отраслевой и промышленной политики служат так называемые
провалы рынка. К провалам рынка относятся монопольная власть, внешние эффекты
(экстерналии), общественные блага и несовершенство системы информации. В целом
провалы рынка снижают эффективность спонтанной рыночной конкуренции.
Применительно к конкретным рынкам они проявляются в высоком уровне
необратимых издержек входа и трансакционных издержек. В предыдущих главах мы
частично проанализировали провалы рынка, связанные с асимметрией информации.
Мы разбирали и нестратегические факторы рыночной структуры, при спонтанном
функционировании рынка порождающие монопольную власть, а также связанные с ней
потери общественного благосостояния.
Общей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем,
связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния.
Основными концепциями, составляющими базис отраслевой политики, служат:
• экономическая эффективность. Конкуренция на товарных рынках не является
сама по себе целью, она лишь служит способом достижения экономической
эффективности. Конкуренция является средством создания среды,
благоприятствующей снижению издержек производства, созданию новых продуктов,
новых видов деятельности, новых методов производства и организации, развития
НИОКР, технического прогресса и инноваций. Необходимым уровнем конкуренции
служит тот, при котором обеспечивается достижение указанных частных целей.
Следовательно, оптимальный уровень конкуренции, государственной отраслевой
политики в целом и антимонопольной в частности меняется в зависимости от
особенностей страны, периода ее экономического развития, места в мировом хозяйстве
и многих других факторов. Развитие конкуренции является процессом, а не
результатом деятельности, и какие бы то ни было количественные ориентиры
конкурентной политики (например, низкая концентрация производства и продаж)
должны использоваться с многочисленными оговорками и крайне осторожно;
• оптимизация поведения экономических агентов. Развитие конкуренции - это
процесс, а не результат. Подмена самостоятельных решений экономических агентов
государственным регулированием неэффективна из-за:
эволюции рынков благодаря использованию частной информации, которой
располагают только фирмы;
внешних шоков, воздействия которых на экономическую систему невозможно
предугадать;
невозможности в государственной политике учесть весь комплекс интересов
экономических агентов. Усилия государства по созданию конкурентной отраслевой
структуры должны способствовать тому, чтобы субъекты экономики имели наиболее
широкие возможности принимать самостоятельные решения. Применительно к
товарным рынкам это означает создание условий, благоприятных для конкуренции, -
прежде всего, снижение барьеров входа в отрасль путем развития рыночной
инфраструктуры.

Типы отраслевой политики
Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной
степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических
решений. С известной долей условности по мере возрастания государственной
активности в экономике можно выделить следующие типы отраслевой политики:
По используемым методам
Пассивная Активная
Конкурентная политика путем Антимонопольное регулирование в
Защитная




контроля над доминирующими сочетании со структурной и
По выдвинутым целям




фирмами, антимонопольное внешнеторговой протекционисткой
регулирование политикой
Конкурентная политика, Структурная политика в целях
сочетающая антимонопольное ускорения экономического роста,
Наступательная




регулирование с созданием разработка системы координации
благоприятного экономического экономических решений (вплоть до
климата путем использования создания системы индикативного
методов фискальной, финансовой, планирования), контроль над
монетарной и правовой политики потоками капитала в экономике

Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с
монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению
ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой
политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и
вертикальными слияниями и поглощениями. Мы классифицируем такую политику как
защитную, поскольку большинство ее целей «негативны»: государство лишь
противодействует возникновению и использованию монопольной власти. Несмотря на
энергичные и решительные действия, связанные с осуществлением такой политики, мы
условно можем классифицировать ее как политику пассивную: с одной стороны, ее
мероприятия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной
структуры от конкурентной, с другой стороны, этот тип отраслевой политики не
вызывает никакой производственной активности. Пассивная и защитная отраслевая
политика служит лишь прообразом отраслевой политики для большинства
современных экономических систем. Одним из аргументов против выбора модели
пассивной и защитной отраслевой политики является то, что ее осуществление ставило
бы конкретную страну в неблагоприятное положение в системе международной
торговли. Более активное антимонопольное регулирование любой страной приводит к
снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий как на
внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран.
Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная, но
пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с
монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности.
Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не
укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но безусловно
содействуют развитию конкуренции. В качестве другого примера политики,
содействующей развитию конкуренции, можно привести антиинфляционную политику.
Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет
классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такого типа
отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений
фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные
решения. Такая модель экономической политики наиболее близка правительствам,
отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой
политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной
безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут
потребовать от государства принятия более конкретных мероприятий.
Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие
конкретную направленность, но в целях предотвращения тех или иных решений фирм.
Примером может послужить протекционистская внешнеторговая политика,
оказывающая существенное воздействие на развитие отраслевых структур. Страны
Европейского Сообщества приняли подобную модель политики в 70-80 гг. под
воздействием обострения конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных
стран на мировом рынке.
Активная наступательная отраслевая политика характеризуется сочетанием
конкретных, наряду с общими, и позитивных целей, и направленного воздействия
государства на решения экономических агентов. Такова отраслевая политика в любой
реформируемой экономике. Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое
развитие могут быть различны. Такая отраслевая политика оказывает наиболее
существенное влияние - как положительное, так и отрицательное, - на развитие
экономической системы в целом.
Мы рассмотрим лишь некоторые сферы отраслевой политики государства:
регулирование естественных монополий, внешнеторговую политику в условиях
несовершенной конкуренции, а также проблемы антимонопольного регулирования.

Естественная монополия
Естественная монополия возникает на рынке в том случае, когда одна крупная
фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько
более мелких фирм. Для естественной монополии характерно снижение средних
издержек производства с увеличением выпуска при любом его объеме, так что
эффективность производства крупной фирмы выше, нежели мелких фирм. Функция
издержек для случая подобной технологии характеризуется свойством
субаддитивности: TC(?Qi) < ?TC(Qi), издержки производства данного объема меньше,
когда он выпускается одной фирмой, а не несколькими.
Причинами возникновения естественной монополии могут быть:
• особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при
любом объеме выпуска. Положительная отдача от масштаба обеспечивает снижение
долгосрочных средних издержек с ростом выпуска (экономию от масштаба);
• экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные
наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности;
• недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным
выпуском.
Многопродуктовые фирмы - естественные монополии существуют в таких
отраслях, как электроэнергетика, железнодорожные перевозки, телефонные услуги.
Помимо собственно производства различных продуктов и предоставления разных
услуг, фирмы могут считаться многопродуктовыми (и в особенности это касается
телефонных компаний) благодаря тому, что предоставляемые в разное время услуги
могут рассматриваться в качестве продуктов-несовершенных заменителей.
Для многопродуктовой фирмы различают два вида средних издержек:
• средние издержки производства товарного набора
TC(?Qi)
АСТ = ——————
k
где k - число товаров в наборе; Qi - объем выпуска 1-го товара;
• средние издержки производства товара
TC(q, Qi) - TC(q, 0),
АС: = ——————————
Qi
где q - объем производства всех остальных товаров.
Для многопродуктовой фирмы могут быть характерны два вида экономии:
экономия на масштабе производства всего товарного набора или экономия на
разнообразии (при увеличении числа товаров в наборе совокупные издержки товарного
набора увеличиваются в меньшей пропорции), что ведет к снижению средних издержек
производства товарного набора. Экономия на разнообразии порождается
положительными внешними эффектами одновременного использования ресурсов при
производстве различных товаров;
экономия на масштабе производства каждого конкретного товара благодаря
положительной отдаче от масштаба.
Если естественная монополия возникает благодаря экономии от масштаба
производства или экономии от разнообразия (ассортимента), кривая долгосрочных
средних издержек имеет так называемый «L-образный вид»- (рис. 10.la). Кривая
издержек естественной монополии, возникшей благодаря недостаточной емкости
рыночного спроса, может иметь стандартный «U-образный» вид (рис. 10.16). Кривая
средних издержек, имеющая «L-образный вид», характеризуется так называемой
глобальной субаддитивностью функции издержек. При стандартном виде кривой
издержек существует лишь локальная субаддитивность. Во втором случае
возникновение естественной монополии или демонополизация связаны с
характеристиками спроса.
LRAC

Рис. lO.la. Естественная монополия,
вызванная экономией от масштаба
или от разнообразия
Рис. 10.16. Естественная монополия,
вызванная недостаточной емкостью
спроса
Если спрос на продукцию незначителен (кривая спроса D1), даже при цене,
обеспечивающей лишь нормальную прибыль фирме-продавцу, объем спроса равен
минимально эффективному выпуску. В этом случае фирма, уже действующая на рынке,
может легко установить цену, ограничивающую вход, благодаря относительному
преимуществу в издержках (вспомним модель Ф.Модильяни). Незначительное
увеличение спроса (кривая спроса D2) также может не привести к входу на рынок
нового продавца, поскольку средние издержки фирмы, производящей количество
Q?[Q1; Q2], будут ниже, чем средние издержки фирмы, производящей разницу между
объемом рыночного спроса и этим выпуском Q2 - Q. Следовательно, возможность
ограничивающего вход ценообразования благодаря относительному преимуществу в
издержках сохраняется. Таким образом, даже повышение средних издержек с ростом
выпуска не гарантирует отсутствие естественной монополии. Однако если функция
спроса имеет вид D3, так что Qd3 = 2Qd1, отрасль теряет свойства естественной
монополии. Единственный производитель уже не может полностью удовлетворить
объем рыночного спроса, не потеряв преимущество в издержках. Достаточно
существенное повышение спроса приводит к входу на рынок новых фирм-продавцов.
Итак, демонополизация может произойти в результате увеличения рыночного
спроса. Если же возникновение естественной монополии вызвано технологическими
особенностями, демонополизация произойдет в результате изменения технологии (рис.
10.2а и 10.26) при неизменном уровне спроса. В этом случае вероятность
демонополизации тем выше, чем ниже объем инвестиционных расходов, необходимый
для изменения технологии (снижения минимально эффективного выпуска или
замедления роста средних издержек с увеличением объема выпуска).
Р*
LRACi
LRAC2
LRACi
AC(Q2) AC(Qj+Q2)
AC(Qs) AC(Ol)
Рис. 10.2a. Демонополизация при снижении минимально эффективного
выпуска
02 QlQd(P!)Qd(P2) Q
Ог Qi Q1+Q2 Оз О
Рис. 10.26. Демонополизация
при замедлении роста издержек с ростом выпуска

В первом случае естественная монополия разрушается благодаря снижению
минимально эффективного выпуска, с одной стороны, и минимального уровня средних
издержек с другой. Объем рыночного спроса при цене P1, равной минимальному
значению средних издержек, лишь незначительно превосходит величину минимально
эффективного выпуска. Вторая фирма, которая попыталась бы войти на рынок, не
смогла бы производить товар с более низкими издержками, нежели фирма, уже
действующая на рынке. После снижения минимально эффективного выпуска объем
рыночного спроса при цене Р2 позволяет действовать в отрасли двум фирмам,
производящим количество, несколько превышающее минимально эффективный
выпуск.
Во втором случае, при первоначальной форме «U-образной» кривой средних
издержек, крупная фирма, производящая количество (Q1 + Q2) обладает
преимуществом в издержках перед фирмой, которая могла бы попытаться войти на
рынок, производя количество Q2. После изменения характера кривой средних издержек
крупная фирма теряет преимущество: естественная монополия разрушается, в отрасли
могут действовать по крайней мере две фирмы, производящие количество, близкое к
минимально эффективному выпуску.
Однако даже если единственная фирма способна производить выпуск,
удовлетворяющий весь рыночный спрос, более эффективно (с более низким уровнем
средних издержек), это не означает, что она всегда в состоянии одновременно
предотвратить вход потенциальных конкурентов, удовлетворить всех
платежеспособных покупателей и покрыть свои затраты. Барьер входа, возникающий
благодаря относительному преимуществу в издержках, обеспечивает устойчивость
естественной монополии только в том случае, если необратимые издержки входа
достаточно высоки, а время, необходимое потенциальному конкуренту для
проникновения на рынок, продолжительно. Такая естественная монополия называется
устойчивой. На устойчивость и неустойчивость естественной монополии оказывает
существенное воздействие государственное регулирование.
Государственное регулирование естественных монополий
Если отрасль является естественной монополией, это дает фирме возможность
установления цены выше издержек и ограничения объема выпуска по сравнению с
оптимальным для общества. Такая отрасль требует определенных мероприятий со
стороны правительства для достижения эффективности производства и размещения
ресурсов. Основными формами государственного регулирования естественных
монополий служат:
• ценообразование на продукцию естественных монополий;
• ограничение доходности фирмы-естественной монополии;
• регулирование отношений собственности на фирмы, действующие на рынке
естественных монополий.
Методы ценообразования на продукцию естественных монополий
Схемы установления цен на продукцию естественной монополии преследуют
общую цель снижения потерь общественного благосостояния от монопольной власти,
не жертвуя производственной эффективностью. Рассмотрим преимущества и
недостатки основных моделей государственного ценообразования.



• Ценообразование по предельным издержкам. Ценой, обеспечивающей Парето-
эффективное равновесие на рынке, является цена, равная предельным издержкам.
Однако при назначении цены на уровне предельных издержек фирма-естественная
монополия будет получать
нормальную (экономическую) прибыль
только в случае постоянной
(убывающей) отдачи от масштаба
производственной функции. Если же
отдача от масштаба положительная,
средние издержки снижаются и при
любом объеме выпуска превышают
предельные, назначение цены,
обеспечивающей Парето-эф-
фективный выпуск («первое лучшее»),
должно сопровождаться
субсидированием фирмы со стороны
государства (рис. 10.3). Изменение
общественного благосостояния по
сравнению с нерегулируемой
естественной монополией
складывается из следующих компонентов:
1 - рост потребительского излишка благодаря снижению цены до уровня
предельных издержек,
2 - снижение прибыли естественной монополии;
3 - сумма субсидии, необходимая для безубыточности естественной монополии.
В нашем случае положительный эффект ценообразования по предельным
издержкам превосходит отрицательный, ценообразование на уровне предельных
издержек приводит к повышению благосостояния по сравнению с рынком
нерегулируемой монополии. Рост благосостояния достигается путем его
перераспределения в пользу потребителей продукции естественной монополии, за счет,
во-первых, прибыли фирмы-естественной монополии, во-вторых, налогоплательщиков,
в том числе тех, кто не потребляет конкретную продукцию. Такая модель
ценообразования теоретически могла бы быть эффективной. Однако в реальной жизни
выбору оптимальной цены и оптимального объема субсидии препятствуют, с одной
стороны, асимметричность информации между фирмой-естественной монополией и
регулирующими органами об уровне издержек, с другой стороны, проблемы, связанные
с введением новых налогов. Потери благосостояния от повышения налогов государство
редко способно - если вообще когда-либо способно - компенсировать выигрышем от
осуществления отраслевой политики. В немалой степени это связано с высокими
издержками, необходимыми для административного перераспределения средств через
бюджет. Кроме того, государственное субсидирование порождает проблему мотивации
менеджеров: если менеджеры знают, что убытки неизбежны и будут возмещены
государством, они перестают стремиться к минимизации издержек. В результате
выигрыш общества от установления низких цен на уровне предельных издержек может
даже не компенсировать потери производственной эффективности. Поскольку
источником государственного субсидирования являются налоги, государственное
субсидирование сопровождается в этом случае непомерным ростом налогового
бремени.
Большинство применяемых в практике современных экономических систем схем
ценообразования на продукцию
естественной монополии
используют принцип не «первого
лучшего», а «второго лучшего»
Такова, к примеру, схема
ценообразования по Рамсею.
• Цена Рамсея («социально
справедливая» цена) для
однопродуктового монополиста.
Принципом установления
социально справедливой цены
служит максимизация
потребительского выигрыша при
условии безубыточности
деятельности естественной
монополии (рис. 10.4). Это требует
выбора такого уровня цены, чтобы
фирма могла получать нормальную
прибыль, лишь производя выпуск,
равный объему спроса на ее продукцию. Результатом установления цены на уровне
«социально справедливой» является чистый выигрыш общественного благосостояния.
Таким образом, достигается субоптимальное распределение ресурсов, хотя цена выше
предельных издержек, потери общественного благосостояния минимизированы. Тем не
менее многие проблемы, указанные нами в связи с ценообразованием по предельным
издержкам, сохраняют свою силу и для «социально справедливой» цены. Это относится
к асимметрии информации об уровне издержек, создающей стимул к завышению
отчетного уровня затрат естественной монополии.
Кроме того, ценовое регулирование естественной монополии предполагает, что
производитель должен не только возместить свои издержки, но и получить доход,
соответствующий альтернативной ценности использования капитала. Практически
оценка уровня нормальной доходности для естественной монополии чрезвычайно
затруднена. Довольно сложно определить уровень риска, соответствующий положению
естественной монополии, и следовательно, величину премии за риск. Дополнительные
проблемы связаны с тем, что уровень хозяйственного риска естественной монополии
преимущественно зависит от осуществляемой государством политики.
Поскольку условия спроса и издержек подвержены постоянным изменениям,
регулируемая цена также требует постоянной корректировки. Чем более
неопределенными, а следовательно, более изменчивыми, являются условия внешней
экономической среды, тем чаще должны проводиться подобные корректировки. Но чем
чаще происходит пересмотр регулируемой цены, тем меньше у фирмы стимулов
вводить технические усовершенствования, способные понизить издержки производства
с тем, чтобы выиграть на разнице между уровнем цены и уровнем реальных издержек.
Выбирая периодичность пересмотра регулируемых цен, государственные органы
сталкиваются с дилеммой: эффективность размещения ресурсов или эффективность
производства (чем короче интервалы между пересмотрами цен, тем в большей степени
ценовые рычаги способствуют эффективному размещению ресурсов, но тем ниже
стимулы к эффективным управленческим решениям и производству).
• Цена Рамсея для многопродуктового монополиста.
Проблема выбора уровня цены для многопродуктовой естественной монополии
несколько сложнее. Принцип «второго лучшего» требует, чтобы на все производимые
товары были установлены цены, обеспечивающие максимизацию потребительского
выигрыша за вычетом затрат на производство продукции, - причем так, чтобы
естественные монополии не несли убытков.
Определение такого уровня цен (цен Рамсея) описывается следующей задачей.
Предположим, что монополист производит товары с независимым спросом
(перекрестная эластичность близка к нулю). Обратные функции спроса на n товаров:

Рi = Рi (qi), i = 1, 2,...,n.
Общая выручка многопродуктовой фирмы составляет:

TR (q1( q2,...,qn) = ?Рi (qi) qi, i = 1, 2,. .,n,
а функция издержек товарного набора:

ТС (q1, q2,.,qn) = ТС (qi).
Цель государства - максимизировать выигрыш, выбирая соответствующий объем
выпуска, при ограничении безубыточности монополиста (сбалансированного бюджета).
Чистый общественный выигрыш для каждого продукта определяется как разница
совокупного выигрыша и объема издержек:
qi
?Pi(qi)dqi - ТС (qi).
0
Целью государственного ценообразования служит максимизация чистого
выигрыша для всех продуктов, производимых фирмой-естественной монополией
qi
[? ?Pi(qi)dqi - ТС (qi), i = 1, 2,. .,n,]
о
при ограничении безубыточности производства товаров ?Рi (qi) x qi = ТС (q).
Решая задачу методом множителей Лагранжа, мы получаем, что оптимальные цены на
продукт многопродуктового монополиста удовлетворяют условию:
Pi – MCi ?
———— = - —————
Pi (l + ?)Edi
где МСi - предельные издержки производства i-го товара;
Edi - показатель ценовой эластичности спроса на i-й товар;
? - множитель Лагранжа.
Иначе говоря, индекс Лернера, показывающий уровень монопольной власти на
каждом из рынков, контролируемых естественной монополией, находится в прямо
пропорциональной зависимости от величины, обратной ценовой эластичности спроса.
Коэффициент пропорциональности k = - ? /(1 + ?) одинаков для всех товаров, которые
производит монополист. Оптимальная цена в наибольшей степени превышает
предельные издержки на тот продукт, спрос на который наименее эластичен.
Интуитивно ценообразование по Рамсею следует логике, по которой система цен
тем лучше, чем меньше объем спроса на каждый товар из производимого монополией
набора отклоняется от объема спроса, соответствующего ценообразованию по
предельным издержкам. По этой логике действительно наиболее существенное
отклонение цены от предельных издержек допустимо для товаров с наименьшей
ценовой эластичностью спроса. Однако здесь государственное ценообразование
наталкивается на соображения социального характера. Известно, что в доходах
малообеспеченных домохозяйств расходы на товары с неэластичным рыночным
спросом занимают большую долю, чем в доходах домохозяйств с высоким уровнем
дохода. Следовательно, ценообразование по Рамсею усугубляет неравенство
распределения реальных доходов.
• Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки.
Модель ценообразования по издержкам пиковой нагрузки разработана для таких
регулируемых государством отраслей, где нагрузка вслед за объемом спроса меняется в
течение сезона, недели или дня. Схема ценообразования, помимо общей цели
достижения максимума общественного благосостояния, должна заинтересовать
компании в создании производственных мощностей, достаточных для удовлетворения
«пикового» объема спроса.

SRTC2.




LRTC
Рис. 105. Изменение издержек
регулируемого монополиста в
зависимости от выбора мощности

Предположим, что технология имеет постоянную отдачу от масштаба в
долгосрочном периоде и постоянную отдачу от ресурса в краткосрочном. Тогда
совокупные издержки будут зависеть от выбранного уровня производственной
мощности так, как это показано на рис. 10.5.
Объектом выбора фирмы является уровень производственной мощности К.
Если предположить, что расширение мощности от К1 до К2 происходит в период
перехода от непиковой к пиковой нагрузке, то связанное с ним увеличение издержек
будет в точности отражать долгосрочные предельные издержки. Долгосрочные
предельные (и средние, по условию постоянной отдачи от масштаба) издержки будут
включать средние переменные издержки (AVC) и средние постоянные издержки
краткосрочного периода.
Предположим, что фирма достигает пиковой нагрузки в период времени Н. Объем
спроса на продукцию компании в этот период составляет Qdh.
Государство устанавливает цены таким образом:
для всех периодов, кроме Н (периода пиковой нагрузки) на уровне Р= AVC;
для периода Н на уровне Рн = LRAC.
Постоянные затраты целиком оплачиваются потребителями в период пиковой
нагрузки. В свою очередь, цена для потребителей в период непиковой нагрузки равна
средним переменным издержкам по той логике, что альтернативная ценность
мощности в период непиковой нагрузки нулевая.
Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки служит модификацией
ценообразования по предельным издержкам. Принцип ценообразования по предельным
издержкам, обеспечивающий максимизацию общественного благосостояние и
достижение «первого лучшего», выполняется. Выполняется и условие безубыточности:
когда мощность равна объему пикового спроса, бюджет фирмы сбалансирован, и
фирма получает нулевую экономическую прибыль.
Легко заметить, что ценообразование по издержкам пиковой нагрузки
предполагает использование ценовой дискриминации по отношению к потребителям.
Влияние схем государственного ценообразования, использующих принцип ценовой
дискриминации, на рынок естественной монополии противоречиво. Использование
различных тарифов в зависимости от емкости платежеспособного спроса разных групп
покупателей повышает общественное благосостояние. Однако, во-первых, система
«перекрестного субсидирования» может иметь довольно сильные побочные негативные
результаты, которые не могут быть заранее учтены при разработке схемы
ценообразования. Во-вторых, использование ценовой дискриминации потенциально
повышает неустойчивость рынка естественной монополии, создавая стимулы для входа
на рынок потенциальных конкурентов. Такая ситуация складывалась на рынке
телефонных услуг США [8, р. 874] незадолго до расформирования АТТ. Высокие цены
на услуги междугородной телефонной связи использовались для субсидирования
производства местных телефонных услуг. Междугородная связь других телефонных
компаний стала конкурентоспособной, несмотря на преимущество АТТ в издержках.
Начался вход конкурентов на рынок естественной монополии. Таким образом,
используя схему ценовой дискриминации, регулирующие органы должны учитывать
наличие потенциальных конкурентов. В случае угрозы входа использование
перекрестного субсидирования должно сочетаться с созданием барьеров входа - в
противном случае не будет обеспечена сбалансированность бюджета естественного
монополиста.
Одной из проблем, связанной с ценообразованием на продукт естественной
монополии, является проблема качества продукции. В условиях регулируемой цены
фирма не имеет стимулов к повышению качества товара. Более того, при данной
установленной государством цене фирма может повысить прибыль путем снижения
издержек производства за счет снижения качества товара. Дополнительная прибыль от
продажи товара худшего качества по ценам, соответствующим более высокому
качеству, присваивается фирмой, а при отсутствии конкуренции на рынке снижение
качества продукции не оказывает существенного влияния на ее положение.
Теоретически для контроля уровня качества товаров, выпускаемых регулируемой
естественной монополией, государство может использовать два рычага: включение
показателей качества в перечень регулируемых нормативов и практику компенсации
потерь потребителей за счет фирмы-производителя в случае снижения качества товара
ниже допустимого уровня. Легко заметить, однако, что эти меры не в состоянии
создать стимулов для повышения качества.
Регулирование доходности естественной монополии
Прямое регулирование цен на продукцию естественной монополии государством
может быть заменено контролем над уровнем доходности. Именно такой метод
используется в практике США. Установление максимальной границы нормы
доходности по сравнению с нерегулируемой естественной монополией приводит к
снижению цены и росту объема продаж. С точки зрения общества, ограничение нормы
доходности приводит к росту благосостояния.
Однако многие экономисты считают, что регулирование нормы доходности
оказывает существенное побочное воздействие на инвестиционные решения
регулируемой фирмы. Максимизируя прибыль в условиях ограниченной регулируемой
государством доходности на капитал фирма стремится заместить капитальными
ресурсами другие используемые факторы производства. Наблюдается так называемое
избыточное инвестирование. Использование более капиталоемких методов
производства по сравнению с теми, которые преобладали бы в отсутствие
регулирования, в свою очередь, приводит к повышению средних издержек по
сравнению с минимально возможным уровнем. В этом состоит так называемый эффект
Аверча-Джонсона.
Рассмотрим эффект Аверча-Джонсона на условном примере. Спрос на товар
естественной монополии описывается формулой Qd = 20 - Р. Производственная
функция Q =- LK/4. Цены единицы труда (ставка заработной платы) и единицы
капитальных ресурсов (ставка арендной платы) составляют соответственно w = 8; г = 8.
Рассмотрим, какой выпуск и цену выбрала бы нерегулируемая естественная монополия,
и сравним результаты использования двух методов регулирования - социально
справедливой цены и регулирования нормы доходности.




Норма доходности (rate of return) определяется как

TR(L,K)-TC(L,K) PQd(P)-wL-rK
ROR = ———————— = ————————
RK rK
Государство устанавливает максимальную норму доходности для естественной
монополии на уровне 8%. Различные комбинации использования труда и капитала,
выпуска, цены, прибыли, нормы доходности, потребительского выигрыша и
общественного благосостояния представлены в табл. 10.1. На рис.10.6а и 10.6б
представлены графические иллюстрации рыночного равновесия и выбора технологии
естественной монополией. Нерегулируемая естественная монополия производит
количество, равное 6,25. Естественная монополия, для которой установлена предельная
норма доходности, равная 0,08, увеличивает объем производства до 8,75.
Таблица 10 1
Прибыль и норма доходности при различных комбинациях использования
ресурсов естественной монополией
Капитал Труд Выпуск Цена Прибыль Норма
доходности
4 4 4 16 0
4 5 5 15 3 0,094
4 6 6 14 4 0,125
4 7 7,5 12,5 5,75 0,18
5 4 5 15 3 0,075
5 5 6,25 13,75 5,94 0,148
5 6 7,5 12,5 5,75 0,12
5 7 8,75 11,25 4,44 0,11
6 4 6 14 4 0,083
6 5 7,5 12,5 5,75 0,12
6 6 9 11 3 0,02
6 7 10,5 9,5 -4,25 -
7 4 7 13 3 0,054
7 5 8,75 11,25 4,44 0,079
7 6 10,5 9,5 -4,25 -
7 7 12,25 7,75 -17,1 -
Регулирование нормы доходности приводит к росту общественного
благосостояния благодаря росту объема продаж и снижению цены на товар
естественной монополии.
Тем не менее, на рис.10.6 а мы видим, что государственное ценообразование на
уровне социально справедливой цены привело бы к еще большему росту
благосостояния по сравнению с регулированием нормы доходности. Параметры
равновесия рынка в зависимости от выбранного метода государственного
регулирования представлены в табл. 10.2.
Таблица 10.2
Параметры рыночного равновесия в зависимости от метода
государственного регулирования
Цена Объем Прибыль Выигрыш Общественное
продаж фирмы потребителей благосостояние

Нерегулируемая монополия 13,75 6,25 5,94 19,5 25,44

Нормирование доходности на 11,25 8,75 4,44 38,3 42,74
уровне 8%
Социально справедливая цена 10 10 0 50 50


Помимо повышения общественного благосостояния, регулирование доходности
естественной монополии приводит к изменению пропорций использования ресурсов:
фирма делает выбор в пользу более капиталоемкого метода производства (рис. 10.66).
Фирмы выбирают технологию, не обеспечивающую эффективное размещение
ресурсов. Условие равенства предельной нормы технологического замещения труда
капиталом относительной цене труда не выполняется. Затраты на единицу выпуска
растут: в приведенном примере их увеличение составляет около 2%.
Интуитивно эффект Аверча-Джонсона объясняется тем, что ограничение нормы
доходности повышает заинтересованность фирм в наращивании выпуска
преимущественно за счет использования капитальных ресурсов, что позволяет в
соответствующих условиях увеличивать общую сумму прибыли существенно быстрее
по сравнению с ростом доходности используемого капитала. Действие эффекта Аверча-
Джонсона тем сильнее, чем выше эластичность замещения труда капиталом для данной
производственной функции и чем ниже ценовая эластичность спроса на товар фирмы.
Высокая эластичность замещения облегчает изменение технологии производства,
низкая ценовая эластичность спроса дает возможность перекладывать растущие
издержки на единицу продукции на покупателей товара.




КТО96 ТС=94,4
K/L=1,4 K/L=1
55,9

268
Рис. 10.66. Эффект Аверча-Джонсона: регулирование
доходности заставляет фирму выбирать неэффективный объем
использования ресурсов


Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии
Одним из возможных способов снижения потерь общества от монопольной
власти, альтернативных прямому регулированию деятельности фирмы, служит
стимулирование конкуренции на рынке естественной монополии. Наиболее сложным
вопросом является проблема определения оптимальной остроты конкуренции. Полное
отсутствие конкуренции ведет к злоупотреблению монопольной властью и
неэффективности производства. Избыточная конкуренция снижает стимулы
инвестирования и в долгосрочной перспективе также наносит ущерб эффективности
производства. Вопрос выбора масштаба фактической и потенциальной конкуренции в
каждом конкретном случае служит предметом особого решения. Принимая такое
решение, необходимо адекватно определить рынок естественной монополии и по
возможности сузить сферу деятельности, где конкуренция невозможна или
нежелательна. Так, рынок природного газа традиционно относится к естественной
монополии. В действительности естественной монополией в полном смысле этого
слова является лишь газотранспортировка. Добыча и реализация природного газа
потенциально могут быть рынками с достаточно высоким уровнем конкуренции. Точно
так же в рамках отрасли железнодорожного транспорта можно выделить относительно
обособленные сегменты: прокладка железнодорожных путей, эксплуатация и
собственно железнодорожные перевозки - причем первый и третий сегменты являются
потенциально конкурентными. Применительно к потенциально конкурентным
сегментам сферы деятельности естественной монополии государственная политика
должна состоять в стимулировании входа новых фирм и снижении барьеров входа
на рынок.
В ряде случаев выигрыш эффективности производства, обеспечиваемый
единственным производителем, не компенсирует потери общества от злоупотребления
монопольной властью. Тогда государству целесообразно пойти на реорганизацию
отрасли естественной монополии путем разукрупнения фирм-производителей.
Примером эффективной реорганизации отрасли естественной монополии может
служить компания АТТ (США) [8, pp. 774-800] - крупнейший поставщик услуг
телефонной связи. В 1982 году компания под давлением Антимонопольного Комитета
США вынуждена была согласиться на разделение. За центральной компанией остались
междугородние звонки, в то время как местные телефонные услуги были отданы ряду
вновь организованных небольших фирм (их насчитывалось 22). Несмотря на все
попытки АТТ доказать неэффективность поставки телефонных услуг небольшими
компаниями, разделение АТТ успешно завершилось в 1984 году, и хотя она осталась
лидером рынка телефонных услуг, конкуренция привела к тому, что в некоторых
областях тарифы на телефонные разговоры все-таки были понижены.
В тех отраслях, где реорганизация или дерегулирование невозможны или
нежелательны, альтернативным способом усиления конкурентных элементов является
развитие конкуренции за право доступа в отрасль, за право быть единственным
поставщиком данного товара. Государство продает естественной монополии право
осуществлять тот или иной вид деятельности в форме франчайзинга. Подобный метод
государственного регулирования используется в таких отраслях естественной
монополии, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание.
Цена предложения фирмы за право действовать в отрасли в одиночку зависит от
ее ожиданий относительно будущего потока прибыли. Чем больше ожидаемая
монопольная прибыль в отрасли, тем выше будет конкуренция на стадии тендера за
право покупки франчайзы и тем выше уровень цены предложения. Уплаченную сумму
можно рассматривать как компенсацию за злоупотребление рыночной властью. Однако
государство в состоянии увязать конкуренцию за право доступа в отрасль с
обязательствами фирмы-естественной монополии поставлять продукцию по возможно
более низкой цене.
Преимущества франчайзинга как метода регулирования отрасли естественной
монополии заключается в том, что он предоставляет эффективное ограничение
деятельности монополиста, поскольку всегда существует угроза невозобновления
контракта, если его условия не были выполнены должным образом. Безусловно, с
использованием системы франчайзинга связан ряд объективных проблем. Организация
тендера предполагает конкуренцию между значительным числом независимых фирм,
которые обладают одинаковым доступом к необходимой для принятия решения
информации. Однако на практике число фирм, конкурирующих за франчайзу,
ограничено, так что существует опасность сговора между ними. Кроме того, если в
отрасли уже действует какая-либо фирма, то она обладает явными преимуществами
перед независимыми фирмами-аутсайдерами, поскольку ее опыт и информационные
возможности выше.
Непростым вопросом служит определение срока действия франчайзы. Поскольку
осуществление деятельности в отрасли влечет за собой необратимые издержки
(включая издержки по получению франчайзы), более продолжительный контракт
способен привлечь большее число фирм, особенно крупных. Краткосрочный контракт
может снизить стимулы фирмы к инвестированию, так как фирмы будут опасаться
расторжения контракта и потери всех необратимых затрат, связанных с его
получением. С другой стороны, краткосрочный контракт в большей степени может
учесть все возможные последствия изменения рыночных условий, что снижает риск
оппортунистического поведения фирмы-франчайзера. Чем продолжительнее срок
действия контракта, тем труднее специфицировать его условия, тем выше риск его
невыполнения и ожидаемые издержки мониторинга выполнения соглашения.

Внешнеторговая политика в условиях несовершенной
конкуренции на мировом рынке
Внешнеторговая политика служит важным компонентом отраслевого
регулирования. Импортно-экспортные потоки, демпинг, тарифы, субсидии и квоты
оказывают существенное влияние на развитие рынков внутри страны и на
формирование их структуры.
Международная торговля, порожденная сравнительными преимуществами
производства в разных странах и позволяющая использовать специализацию и
повышать эффективность, ведет к росту общего благосостояния. Любые ограничения,
налагаемые на экспорт/импорт, снижают эффективность производства и ухудшают
экономическое положение использующих их стран. История внешнеторговой политики
противоречит столь упрощенной трактовке роли либерализма и протекционизма во
внешнеэкономических отношениях. Практика показывает, что в ряде случаев
использование импортных/экспортных тарифов и квот может быть оправданным, когда
на мировом рынке отечественным производителям противостоят конкуренты,
обладающие монопольной властью. Государство в этом случае может стремиться
повысить общественное благосостояние либо ограничивая монопольную власть
зарубежных фирм на внутреннем рынке, либо помогая отечественным производителям
приобрести/усилить монопольную власть на зарубежных рынках.
В первом случае государство использует элементы протекционизма для
повышения конкурентоспособности отечественных производителей по отношению к
иностранным конкурентам, обладающим преимуществами в издержках.
Инструментами государственного регулирования могут быть либо импортные тарифы,
либо импортные квоты Основной проблемой регулирования служит достижение
компромисса между интересами потребителей, производителей и государственного
бюджета. Во втором случае государство опирается на стимулирование экспорта для
повышения прибыли отечественных производителей, используя экспортные субсидии.
Эффективность такой политики определяется соотношением суммы субсидий и роста
прибыли экспортеров. Мы рассмотрим проблемы, связанные с проведением политики
протекционизма и импортозамещения и политики стимулирования экспорта, используя
модели
• доминирующей зарубежной фирмы на внутреннем рынке;
• олигополии в международной торговле.
Доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке
Будем предполагать, что на внутреннем рынке действует множество
отечественных фирм-производителей товара, не обладающих монопольной властью. На
рынке доминирует зарубежный производитель, обладающий преимуществом в
издержках. Введение (повышение) импортного тарифа на товар предназначено для
поддержки отечественных товаропроизводителей (рис. 10.7).
S=IMC,
AC+t=MC+t
Q
Q2 Ql MRrd

Рис. 10.7. Доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке:
результат введения импортного тарифа

Введение импортного тарифа повышает цену на внутреннем рынке на величину,
равную половине ставки импортного тарифа. Объем продаж зарубежной
доминирующей фирмы снижается с Q1 до Q2, объем продаж отечественных
производителей растет с Qd1 до Qd2. Рост продаж отечественной продукции меньше
сокращения реализации импортной вследствие действия закона спроса. Изменение
общественного благосостояния на внутреннем рынке складывается из следующих
компонентов:
1 - общественное благосостояние снижается в результате сокращения выигрыша
потребителей из-за повышения цены на внутреннем рынке. Чем ниже ценовая
эластичность спроса на внутреннем рынке, тем выше будут потери потребителей;
2 - общественное благосостояние повышается в результате роста выигрыша
отечественных производителей. Рост выигрыша производителей вызван, во-первых,
импортозамещением, повышением доли отечественной продукции на внутреннем
рынке, во-вторых, ростом прибыли благодаря увеличению цены на внутреннем рынке.
Положительный эффект, связанный с выигрышем производителей тем сильнее, чем
больше ценовая эластичность предложения и, следовательно, чем существеннее
импортозамещение;
3 - общественное благосостояние повышается за счет дополнительных
поступлений в государственный бюджет в результате введения импортного тарифа.
Чем выше импортозамещение, тем при прочих равных условиях меньше
дополнительные поступления в государственный бюджет.
При достаточно высокой ценовой эластичности спроса, предложения
отечественных производителей и первоначально низкой доле отечественных товаров на
внутреннем рынке введение импортного тарифа может привести к росту
общественного благосостояния. Помимо импортного тарифа, в качестве инструмента
протекционистской внешнеторговой политики может использоваться импортная квота.
Сравним результаты их использования. Предположим (рис. 10.7), что государство
устанавливает импортную квоту в размере Q2. Зарубежная фирма-ценовой лидер,
учитывая реакцию отечественных производителей на свою ценовую политику,
установит цену в точности на уровне P1 + t/2. Параметры равновесия внутреннего
рынка будут в точности такими же, как и в результате установления импортного
тарифа, за исключением дополнительных доходов государственного бюджета.
Поскольку снижение потребительского излишка превосходит повышение выигрыша
производителей, общее влияние введения импортной квоты на общественное
благосостояние, в отличие от импортного тарифа, всегда отрицательно.
Влияние установления импортной квоты на параметры равновесия внутреннего
рынка будет отличаться от результата введения импортного тарифа, если на
внутреннем рынке продажа товара контролируется производителем, обладающим
монопольной властью (рис. 10.8). Предположим, продавец импортного товара играет
роль ценового лидера по отношению к отечественному монополисту благодаря
преимуществу в издержках. Результат введения импортного тарифа будет тот же, что и
в случае множества конкурирующих производителей на внутреннем рынке.
Введение импортной квоты в размере O’ окажет принципиально иное влияние на
равновесие внутреннего рынка. Остаточный спрос на товар отечественного
монополиста снизится на величину импортной квоты. Максимизирующая прибыль
фирма выберет объем продаж Оз, что меньше количестваQ2, который она продавала бы
в условиях введения импортного тарифа. Обладая возможностью влиять на цену,
отечественная монополия выберет более высокий уровень цены, нежели установился
бы в результате введения импортного тарифа. Таким образом, мы видим, что




импортный тариф в качестве инструмента протекционистской политики обладает
преимуществом перед импортной квотой.
Квотирование импорта в определенных условиях может полностью устранить
конкурентную угрозу для отечественной монополии. Предположим, что государство
устанавливает импортную квоту как определенную пропорцию от объема продаж
отечественной фирмы - Q' = ?Qdom. Средние и предельные издержки производства
товара отечественной фирмой будем считать постоянными (АС = МС). Целью
отечественного монополиста служит максимизация прибыли:

? = [P(Qdom + Q') - МС] Qdom
или

? = [P(Qdom (1 + d) - МС] Qdom.
Условие максимизации прибыли отечественного монополиста:
Р-МС 1
———— = - ———
Р Ed
совпадает с условием максимизации прибыли в отсутствие иностранной
конкуренции. Международная торговля не приводит к снижению цены на внутреннем
рынке. Интуитивно полученный результат объясняется тем, что подобный механизм
определения импортной квоты позволяет отечественному производителю эффективно
контролировать объем продаж на внутреннем рынке. Монопольная власть сохраняется
на уровне, свойственном экономике, изолированной от внутреннего рынка.
Олигополия в международной торговле
Рассмотрим товар, производимый двумя фирмами в двух странах. Предположим,
что функции издержек этих фирм одинаковы, средние издержки на производство
товара постоянны. Если бы деятельность фирм была замкнута в национальных
границах (например, вследствие очень высоких транспортных издержек или
импортного тарифа), они выступали бы монополиями. Однако при относительно
невысоких транспортных расходах и в отсутствие запретительных импортных тарифов
установление монопольной цены одной из фирм на «собственном» внутреннем рынке
создаст стимулы для другой фирмы импортировать товар.
Особенностью стратегических решений продавцов служит сегментация рынка:
фирмы принимают решение не только об объеме продаж, но и об оптимальном
распределении выпуска между двумя рынками. Предположим, что фирмы ведут себя
так, как это предусматривает модель Курно: максимизирующий прибыль выпуск
каждой фирмой зависит от объема продаж другой.
Пусть q - выпуск отечественной фирмы, реализуемый на внутреннем рынке; q* -
выпуск той же фирмы, реализуемой на зарубежном рынке; уровень транспортных
издержек на единицу продукции - Т. Средние и предельные издержки отечественной и
зарубежной фирмы одинаковы и равны АС. Функция издержек отечественной фирмы
tc(q + q*) = ACq + (AC + T)q*. Аналогично для зарубежной фирмы общие издержки
TC(Q + Q*) = (AC +t)Q + ACQ* . Для простоты будем считать, что рыночный спрос на
товар в обеих странах одинаков, функция спроса (обратная) P(q + Q).
Условием максимизации прибыли для обеих фирм служит выбор такого объема
выпуска, чтобы предельная выручка была равна предельным издержкам:
• для отечественной фирмы
oP(q + Q)
mr = P(q + Q). + ————— q = AC
o(q + Q)
• для зарубежной фирмы
oP(q + Q)
Mr = P(q + Q) + ————— Q = AC + T
o(q + Q)
Эти уравнения задают функции реакции для обеих фирм. На рис. 10.9
оптимальный объем продаж зарубежной фирмы на нашем внутрением рынке
положителен. То же самое относится и к внутреннему рынку страны - нашего
конкурента. «Встречная торговля» выгодна для фирм-участников в том случае, когда
равновесная цена на каждом из рынков в отсутствие иностранной конкуренции
превышает сумму средних издержек производства товара и транспортных расходов на
единицу продукции. Тогда при нулевом объеме продаж зарубежной фирмы на нашем
внутреннем рынке (Q, = 0) ее предельная выручка превышает предельные издержки
производства дополнительной единицы продукции, что доказывает неоптимальность
выбранного объема продаж.
Встречная торговля (или «встречный демпинг») приводит к выравниванию уровня
цен в странах, участвующих в международной торговле. Однако фактически фирмы на
внутреннем и внешнем рынке продают товар по разным ценам. Чистая цена,
получаемая на зарубежном рынке, ниже цены, получаемой на внутреннем рынке, на
величину импортного тарифа и транспортных расходов на единицу продукции. На
первый взгляд, такая торговля служит растратой ресурсов - поскольку зарубежная
фирма по сравнению с отечественной несет дополнительные затраты, по крайней мере
транспортные. Однако она может привести к повышению благосостояния по
сравнению с ситуацией рынков, изолированных от международной торговли, благодаря
снижению цен на рынках стран, участвующих во «встречной торговле» по сравнению с
их монопольным уровнем.

На рис. 10.10 показано влияние встречной торговли на благосостояние
внутреннего рынка. Проникновение на рынок
зарубежного конкурента понижает цену с Ра до
Р*, а объем продаж отечественной фирмы - с q*а
до q*. По сравнению с изолированным
внутренним рынком с единственной
господствующей фирмой, устанавливающей
монопольную цену, встречная торговля
повышает излишек потребителя (сумма
площадей А + В); прибыль отечественного
продавца снижается (сумма площадей А + D).
Общее изменение общественного
благосостояния будет зависеть от разницы
между ценой изолированного рынка и
равновесной ценой в условиях встречной
торговли, от разницы между равновесной ценой
в условиях встречной торговли и уровнем
предельных издержек (индекса Лернера) и от
эластичности спроса на внутреннем рынке Возможна ситуация, когда встречная
торговля приведет к положительному изменению
общественного благосостояния (не забывая, что
мы говорим только о благосостоянии на
внутреннем рынке). Графически это будет
отражаться превышением площади В над
площадью D. Импорт зарубежной фирмы
приведет к сокращению прибыли отечественного
производителя, монопольная власть на
внутреннем рынке снизится. Соответствующее
понижение цены будет сопровождаться
увеличением выигрыша потребителя.
Как повлияет на общественное
благосостояние в условиях «встречной торговли»
изменение - понижение или повышение -
импортного тарифа? Предположим, первоначально государство практикует
запретительный импортный тариф, лишающий зарубежного продавца стимулов входа
на наш внутренний рынок. Переход от закрытой к открытой экономике в результате
отказа от запретительного импортного тарифа сопровождается как выигрышами, так и
потерями благосостояния. Эффект чистого выигрыша возникает в результате
понижения цены и соответствующего расширения потребительского излишка, а также
увеличения объема собранных государством налогов; потери вызваны сокращением
прибыли отечественной фирмы.
Влияние дальнейшего снижения импортного тарифа на общественное
благосостояние будет состоять из четырех компонентов (эффектов) (рис. 10.11):
1 - повышение потребительского излишка вследствие снижения цены;
2 - сокращение прибыли отечественной фирмы в результате экспансии
зарубежного конкурента;
3 - снижение поступлений в государственный бюджет из-за снижения импортного
тарифа;
4 - расширение поступлений вследствие расширения объема продаж зарубежной
фирмы на внутреннем рынке.




q+Q
Чо

чистые выигрыши чистые потери
Рис 1011 Изменение общественного благосостояния в
результате снижения импортных тарифов в модели
"встречной торговли"
Общее изменение благосостояния зависит от соотношения величин указанных
четырех эффектов. При запретительном значении импортного тарифа его
незначительное снижение будет сопровождаться небольшой величиной эффекта
снижения налоговых поступлений (третий эффект), в то же время первый и четвертый
эффекты будут достаточно велики, поэтому общее изменение благосостояния будет
положительным. Напротив, при значении тарифа, стремящемся к нулю, величина
первого и четвертого эффектов также стремится к нулю. В этом случае снижение
импортного тарифа окажет отрицательное воздействие на благосостояние Можно
заключить, что оптимальной стратегией государства при достаточно низком уровне
импортного тарифа будет его повышение, при высоком уровне – повышение. Иными
словами, существует оптимальный импортный тариф Т* > О
Помимо внешнеторговой политики по отношению к зарубежной фирме,
существует проблема выбора оптимальной политики по отношению к отечественному
производителю. Предположим, отечественная фирма конкурирует по Курно с
зарубежной на рынке третьей страны. Общественное благосостояние в данном случае
совпадает с суммой прибыли, полученной отечественным продавцом. Экспортная
субсидия (рис 10.12) приводит к повышению максимизирующего прибыль объема
продаж отечественной фирмы при любом объеме продаж зарубежного конкурента, что
отражается на графике сдвигом функции реакции вправо.

Под воздействием экспортной субсидии помимо роста общего объема продаж,
происходит перераспределение доли мирового рынка и суммарной прибыли в пользу
отечественного производителя Повышается
благосостояние общества (прибыль
производителя за вычетом суммы субсидии).
Итак, в определенных ситуациях
оптимальной внешнеторговой политикой
государства на рынке олигополии может
служить ненулевое значение импортных
тарифов и экспортных субсидий. Проблема
состоит в том, что в долгосрочной
перспективе выигрыш или проигрыш от
использования протекционистской
внешнеторговой политики зависят от
реакции на нее других стран. Политика
ограничения импорта или стимулирования
экспорта безоговорочно приносит выигрыш,
если страны-конкуренты в международной торговле не реагируют на нее принятием
адекватных мер. Ситуация хорошо иллюстрируется известной «дилеммой
заключенного» (величина выигрыша условна)
Страна 2

Использует субсидирование Не использует
экспорта субсидирование экспорта
Использует субсидирование экспорта (50, 50) (150,10)
Страна 1




Не использует субсидирование (10, 150) (100, 100)
экспорта

В долгосрочной перспективе на мировом рынке лучшей политикой (безусловно,
это относится к описанным нами упрощенным примерам) будет служить отказ от
протекционизма. Если рассматривать повторяющееся взаимодействие стран-торговых
партнеров, использование протекционизма будет лучшей стратегией для них только в
условиях высокой неопределенности относительно перспектив будущего положения на
мировом рынке. В то же время в краткосрочной перспективе для принимающих
решение правительств существует сильный стимул использования протекционистских
мероприятий, причем с ростом монопольной власти в международной торговле
укрепляется и заинтересованность в их осуществлении.

Антимонопольная политика государства
Еще одним важным направлением государственного регулирования отраслевых
рыночных структур и поведения фирмы в экономике является антимонопольная
политика правительства, то есть корректировка такой деятельности фирм, которая
рассматривается как наносящая ущерб конкуренции на рынке.
Цели антимонопольной политики государства
Среди целей государственной антимонопольной политики можно выделить такие,
как:
• обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в
экономике;
• предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и
нежелательного поведения экономических агентов - то есть таких ситуаций, которые
рассматриваются как нарушающие общественное благосостояние;
• помощь одним группам экономических агентов за счет других (например,
содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их
эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами
деятельности).
Хотя каждая цель является важной с точки зрения экономики в целом, отдельные
страны уделяют разное значение целям в своих антимонопольных законодательствах,
что отражает те или иные предпочтения стран в стимулировании конкуренции. Все же
большинство стран стоит на позиции препятствования определенной деятельности
фирм, которая рассматривается как незаконная.
Согласно традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое
считается незаконным, относят следующие типы действий:
• фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой
цены выпадают из сферы влияния рынка;
• ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом
месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено
фирмой-продавцом;
• ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в
другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом
с фирмой-покупателем;
• связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он
покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы;
• недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах
продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или
подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у
него могут и не быть;
• недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара таким
образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних
характеристик, которые продукту не присущи;
• вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции: давление на
поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный
продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через
принудительное навязывание партнерам своих правил поведения. На практике
проведение антимонопольной политики сталкивается с определенными трудностями,
среди которых можно выделить следующие;
• зачастую отсутствуют однозначные трактовки последствий поведения фирмы.
Например, слияние двух фирм может привести, с одной стороны, к росту продажных
цен товара (отрицательное последствие несовершенной рыночной структуры), а с
другой стороны, подобное взаимодействие двух фирм может выразиться во внедрении
нового продукта или в улучшении качества старого товара (положительное
последствие монополии). То есть при проведении антимонопольной политики должен
быть подведен баланс последствий как отрицательных, так и положительных;
• неопределенность субъекта ущерба от несовершенной рыночной структуры.
Часто не столь очевидно, кто должен подавать в суд и считать себя ущемленной
стороной: розничный продавец-дилер товара, выпускаемого монополистом, или
конечный потребитель продукции, поскольку непосредственное воздействие
ограничений со стороны фирмы, обладающей рыночной властью, может проявляться
не столько в отношении посредствующего звена товарной цепи, сколько на положении
индивида, покупающего товар для потребления, так как торговец нередко способен
переложить бремя монопольного воздействия на своего покупателя. В свою очередь
разрозненность конечных покупателей ведет к тому, что не всегда нарушения
добросовестного поведения фирмы на рынке фиксируются и становятся объектом
регулирования государства.
Для измерения последствий государственного регулирования применяются ряд
методов, например:
• сравнение последствий и условий функционирования регулируемых и
нерегулируемых фирм и рынков;
• использование вариаций степени интенсивности регулируемых ограничений на
одном и том же рынке или в одной и той же отрасли;
• контролируемые эксперименты: проведение регулирующих мероприятий в
небольших масштабах для выяснения воздействия какой-либо меры на поведение
фирм;
• моделирование поведения фирм и рынков с разными условиями
функционирования (например, с использованием компьютеров).
Для оценки антимонопольной деятельности правительства рассмотрим разные
варианты осуществления конкурентной политики стран с развитой рыночной
экономикой и российский опыт.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой
в регулировании рыночных структур и проведении
антимонопольной и конкурентной политики государства
Проанализируем, каким образом организована антимонопольная политика в
развитых странах, как те или иные государственные мероприятия по контролю
рыночных структур и поведения фирм осуществляются в экономиках с разными
традициями. Вначале исследуем государственную конкурентную политику США,
поскольку многие другие страны взяли за основу Антимонопольное законодательство
именно этой страны. Затем остановимся на особенностях регулирования поведения
фирм в Западной Европе и в Японии. И наконец, рассмотрим специфику
недобросовестного поведения фирм в переходных экономиках и в России.
Антимонопольная политика в США
Цель антимонопольной политики в США заключается в том, чтобы определять
допустимость той или иной практики экономических агентов с точки зрения ее
воздействия на конкуренцию.
Антимонопольную политику в данной стране проводят федеральные и местные
суды, антитрестовский отдел Министерства юстиции (главный законодательный
орган); Федеральная торговая комиссия (главная исполнительная власть).
К основным законодательным документам, принятым в США, относятся:
Акт Шермана (1890), который предполагает запрет трестов, запрет практики
монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм
трактуются в качестве объекта уголовного преступления, что предусматривает
наказание в виде тюремного заключения сроком до 3 лет; штрафа до 1 млн долл для
компаний и до 100 тыс. долл. для частного лица или расформирование компании.
Монополия здесь понимается как доминирующее положение фирмы на рынке
Акт Клейтона (1914), который делает акцент на поддержку конкурентной
ситуации в целом. Он запрещает слияния при угрозе конкуренции и направлен главным
образом против горизонтальных слияний.
Акт Робинсона-Пэтмана, который предполагает запрет ценовой дискриминации и
уголовную ответственность за политику хищнических (грабительских) цен -
установление цены ниже уровня средних/предельных издержек с целью вытеснения
конкурента с рынка.
Согласно законодательной классификации США, выделяют следующие виды
антиконкурентных действий фирм:
1) незаконные как таковые (по сути, на основании буквы закона). Эти действия не
обладают какими-либо достоинствами, позволяющими компенсировать их
антиконкурентное воздействие;
2) незаконные на основании правила разумности (духа закона).
Решения суда по данным действиям принимаются на основе сравнения и
сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентного
действия.
К первому виду относятся следующие виды взаимодействий фирм:
• горизонтальное фиксирование цен;
• горизонтальный сговор о доле рынка;
• групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с
целью ее вытеснения с рынка);
• договоренность о взаимных продажах и закупках;
• связанные продажи;
• неправильная информация о товаре.
Ко второму виду можно отнести такие действия, как:
• регулирование цен в рамках вертикальных контрактов;
• отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы,
• исключительное право покупки или продажи;
Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование
слияний и поглощений фирм - определение критериев, при которых подобное
взаимодействие фирм не допускается.
Горизонтальные слияния и поглощения запрещаются при следующих
соотношениях долей двух фирм на рынке (табл. 10.3).
Таблица 10.3
Запрет слияний и поглощений в США
Поглощающая фирма, % Поглощаемая фирма, %

Высококонцентрированные отрасли (CR4>75%)
4 4 и более
10 2 и более
15 1 и более
Низкоконцентрированные отрасли (CR4<75%)
5 5 и более
10 4 и более
15 3 и более
20 2 и более
25 1 и более
Источник: [8, Р.755].

Антиконкурентным считается при индексе Херфиндаля-Хиршма-на (HHI) от 1000
до 1800 каждая сделка, которая увеличивает индекс на более чем 100 пунктов; при
индексе для отрасли более 1800 - сделка, которая может увеличить индекс на 50 и более
пунктов. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана меньше 1000, такой рынок считается
слабо концентрированным и не регулируется.
Другим направлением государственной политики служит регулирование
информационного обеспечения рынка. Подобная проблема возникает в связи с
наличием у фирм стимулов к искажению информации в тех случаях, когда трудно
проверить качество товара; фирмы выпускают экспериментальные товары; происходят
одноразовые продажи изделия или совершаются спекулятивные операции
краткосрочного характера. Во всех подобных ситуациях органы регулирования -
государственные (федеральная комиссия по качеству товаров и по стандартам;
комиссии по качеству лекарственных препаратов; по безопасности товаров);
потребителей (общества потребителей; журналы потребителей) и производителей
(объединения производителей высококачественных товаров) оказывают влияние на
параметры поведения фирмы - объекты регулирования:
• на стандарты качества (обязательное установление, в частности, для пищевых
продуктов и лекарств);
• на стандарты упаковки: требования маркировки товара (обязательное указание
ингредиентов изделия);
• на гарантии бесперебойного срока службы (устанавливаются для товаров
длительного пользования);
• на стандарты использования товара (обязательное приложение инструкции по
пользованию товаром повышенной сложности с указанием того, что потребитель
может и чего не должен делать с продуктом).
Антимонопольная политика в Западной Европе
К особенностям государственного регулирования отраслевых структур экономик
Западной Европы следует отнести следующие общие характеристики:
1) запрет монополий в Европе мало распространен;
2) в основном происходит регулирование монополий и доминирующих фирм.
Монополия рассматривается в качестве другой формы конкуренции; прогресс в
монополии идет через совершенствование методов производства и дифференцирование
товара, что расширяет возможности потребительского выбора и указывает новые
направления технологических поисков;
3) при проведении отраслевой политики активно используется концепция
«эффективной конкуренции» - конкуренции, которая способствует структурной
перестройке национальной экономики.
Основой регулирующих мероприятий стран-членов Европейского Сообщества
является Римский договор, который (ст. 85) запрещает картели и другие
ограничительные соглашения между фирмами; (ст. 86) осуждает злоупотребления
доминирующим положением на рынке; предусматривает регулирование слияний,
запрет слияний, которые могут создать доминирующее положение для данной фирмы;
(ст. 92) запрещает государственную помощь фирмам, которая искажает торговлю
между странами. Исключения предусматриваются в тех случаях, когда картели и
доминирующие фирмы способствуют техническому или экономическому прогрессу в
интересах покупателей (например, в случае кооперации в сфере НИОКР).
Антимонопольная политика отдельных развитых стран
В ФРГ к органам проведения отраслевой политики относятся Министерство
экономики (осуществляет общее руководство), Федеральный орган по картелям
(разбирает конкретные дела), Антимонопольный комитет (комитет экспертов, дающих
советы по выработке конкурентной политики, действует как консультативный орган).
Здесь контролю подвергаются:
- приобретения активов предприятия полностью;
- приобретение долей 25, 50 и более процентов акций фирмы,
- любая сделка, в результате которой фирма приобретает прямой или косвенный
контроль над предприятием;
- любая сделка, включая приобретение менее 25 процентов акций предприятия,
если это дает возможность фирме-покупателю влиять на конкурентное поведение
другой фирмы.
Антимонопольный закон ФРГ включает рассмотрение дел о создании холдинга
или кооператива из других предприятий (при условии координации поведения фирмы-
матери и фирмы-дочери). При этом используются такие критерии оценки фирмы, как
создание или усиление доминирующего положения. Доминирующее положение фирмы
представляет собой ситуацию на рынке, когда у фирмы нет конкурентов или сильных
конкурентов; когда фирма располагает большей властью на рынке по сравнению со
своими конкурентами. План анализа фирмы с точки зрения ее доминирующего
положения включает следующие факторы:
- доля рынка;
- финансовые показатели (прибыль, выручка, затраты);
- доступ к каналам распределения;
- связи с другими предприятиями;
- барьеры входа на рынок;
- наличие товаров-субститутов;
- возможность обращения клиентов к другим поставщикам.
При этом фирмы могут рассматриваться как находящиеся в состоянии
коллективного доминирования, если конкуренция между ними незначима или если у
них есть сильная власть над третьей стороной на рынке.
Количественные показатели, при которых фирма (или группа фирм)
рассматривается как доминирующая на рынке (или обладающая излишней рыночной
властью), характеризуются следующим образом:
1/3 рынка для одной фирмы;
не менее 50 процентов рынка для трех фирм;
не менее 2/3 рынка для пяти фирм.
В Великобритании органами контроля при проведении антимонопольной
политики являются Министерство торговли и промышленности; Комитет по слияниям
и монополиям (консультативный орган); Комитет по свободной торговле (наблюдает за
проведением конкурентной политики, проводит предварительное расследование)
Критерием доминирования на рынке служит доля фирмы в 25 процентов рынка.
При рассмотрении антиконкурентных дел принимаются во внимание следующие
практические соображения:
влияние данного мероприятия на платежный баланс страны;
влияние государственной отраслевой политики на занятость в Великобритании.
В Италии проведение отраслевой политики осуществляется Комиссией по
конкуренции на рынке, которая рассматривает дела промышленных предприятий, за
исключением средств массовой информации и банков, а также расследует дела о
приобретениях, слияниях и создании общих филиалов. В качестве наказания
предусмотрен штраф за совершение сделки без разрешения Комиссии - до 1 процента
оборота в год ее совершения; штраф за сделку, которая была совершена вопреки
запретительному решению Комиссии - 1-10 процентов оборота.
Для Японии характерно проведение антимонопольной политики такими
органами, как: Комиссия по свободной торговле, Министерство промышленности и
торговли. Механизм государственной политики осуществляется специфическим
образом: органы регулирования обычно не принимают официальных решений, а
предпочитают неформальные переговоры с фирмами в «трудных» случаях. Так, фирмы
с годовым оборотом в 2 млрд. иен и выше должны ежегодно представлять в Комиссию
отчет о своих участиях в деятельности других компаний и отчет о предполагаемых
слияниях. В действительности фирмы консультируются неформальным образом с
Комиссией прежде, чем предпринять какие-либо действия (слияния, участия).
Доминирующие слияния разрешаются:
• в случае кризиса, угрожающего сектору/отрасли экономики;
• в случае необходимости выполнения зарубежных обязательств Японии;
• для поддержания курса иены;
• в интересах занятости;
• в случае необходимости спасти предприятие от банкротства.
Особенностью отличается и антимонопольная (скорее, однако, промонопольная)
политика регулирования отраслевых структур во Франции. Здесь в послевоенный
период в соответствии с политикой правительства предусматривалось создание в
каждой отрасли 1-2 крупных предприятий (национальных лидеров), которые должны
были защищать средние и мелкие предприятия - своих поставщиков и потребителей.
Предусматривалось также создание региональных правительственных агентств для
оказания помощи этим крупным предприятиям в случае банкротства.
В 80-е годы национальным лидерам отводится роль экспертов в отдельных
секторах рынка, что позволяет им быть конкурентноспособными в этих нишах рынка.
90-е годы характеризуются как политика «ниш»: происходит оказание государственной
помощи отдельным отраслям - нишам экономики - для обеспечения вертикального
потока продукции. Политика правительства направлена на стимулирование слияний,
поощрение НИОКР, производство на экспорт. Правительство финансирует инвестиции,
подготовку рабочей силы, государственные закупки товаров частных фирм.
Конкурентная (антимонопольная) политика не представляется значимой. Однако
незаконными считаются:
• коллективные ограничения торговли;
• злоупотребления доминирующим положением;
• контроль уровня розничной цены;
• дискриминация покупателей.
К органам регулирования во Франции относятся: Комиссия по конкуренции и
Министерство экономики, которые в основном контролируют слияния и поглощения.
Общая характеристика антиконкурентного поведения
экономических агентов в странах с переходной экономикой
Монополистические действия экономических агентов в Восточной Европе
представляют собой следующие варианты поведения фирм переходных экономик:
• экономически необоснованные повышения цен;
• заключение договоров в зависимости от выполнения условий или
предоставления услуг, не связанных с предметом договора;
• вынуждение партнеров к обязательству по закупке или продаже исключительно
данному агенту;
• отказ от заключения договора или его немотивированное прекращение;
• ограничение объемов производства и продаж с целью повышения цены;
• раздел рынка сбыта.
В разных странах по-разному борются с этими антиконкурентными действиями
переходных предприятий. Мы подробнее проанализируем опыт антимонопольной
политики в России.
Антимонопольная политика в России
Первый вариант антимонопольного законодательства в России - Закон
Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» - был принят в 1991 году. Он базировался главным
образом на принципах конкурентной политики, изложенных в Римском договоре ЕС (в
частности, ст. 85 и 86). Закон определил основные положения государственной
антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение
злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на
товарном рынке, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее
преодоления. Впервые в этом нормативном правовом акте был законодательно
оформлен ведущий антимонопольные орган - Государственный комитет Российской
Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
(ГКАП). Значительные изменения в закон были внесены в мае 1995 года.
Рассмотрим основные характеристики антимонопольного законодательства
России в современном виде.
1. Прежде всего, Закон регулирует злоупотребления, связанные с доминирующим
положением экономического агента на рынке. К действиям фирмы, которые
запрещаются антимонопольным законодательством, относятся:
• изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на
рынке либо для повышения цен;
• навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не
относящихся к предмету договора, таких как необоснованные требования передачи
финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы и др.;
• включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента
в неравное положение по сравнению с другими экономическими субъектами;
• согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений,
касающихся товаров, в которых потребитель не заинтересован;
• создание препятствий доступу на рынок или выходу с рынка другим фирмам;
• нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
• установление монопольно высоких или монопольно низких цен;
• сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос
или заказы потребителей при наличии возможности их безубыточного производства;
• необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при
наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
2. Российское законодательство проводит четкое различие между
горизонтальными и вертикальными соглашениями фирм. Как мы знаем,
горизонтальные соглашения в большей степени подрывают конкуренцию на рынке, они
более очевидны и потому объявляются незаконными как таковыми во многих странах.
Сложнее обстоит дело с вертикальными соглашениями (соглашениями типа
«покупатель-продавец»). Здесь вопрос о степени антиконкурентности каждого агента,
включенного в вертикальную цепочку, решается индивидуально, поскольку часто
вертикальные соглашения могут представлять собой превентивную меру против
злоупотребления доминирующим положением какой-либо фирмы и в
действительности, несмотря на согласованность действий покупателя и продавца,
способствовать конкуренции. Различение подобных ситуаций является сильным
местом антимонопольного законодательства России. В отличие от горизонтальных
соглашений, которые всегда попадают под действие закона, вертикальные соглашения
становятся объектом внимания антимонопольных органов, только если они ведут к
доминированию отдельной фирмы и если одновременно ограничивают конкуренцию.
Согласно закону, соглашения (согласованные действия) между конкурентами
считаются противоправными при условии, что его стороны имеют или могут иметь в
совокупности долю на рынке какого-либо товара более 35 процентов.
К безусловно антиконкурентной практике относится деятельность
хозяйствующих субъектов, направленная на ограничение цен, объемов производства,
раздел товарного рынка по территориальному принципу или по ассортименту
реализуемых товаров, установление барьеров входа для потенциальных конкурентов,
дискриминацию продавцов или покупателей.
3. В отдельных случаях допускается создание явных картельных соглашений,
если согласованная политика фирм, формирующих картель, способствует насыщению
рынка товарами, улучшению качества товаров, росту конкурентоспособности
российских товаров, в том числе и на мировом рынке, а также если положительный
эффект картеля превосходит негативные последствия жесткости картельных цен на
соответствующем рынке.
4. Важную роль в законодательстве играет определение доминирующей фирмы.
Определение доминирующей фирмы дается через ее функциональные характеристики.
Фирма признается доминирующей (и следовательно, подвергается возможным
санкциям), если она оказывает решающее воздействие на общие условия товарооборота
на рынке или затрудняет доступ на рынок другим экономическим агентам. В то же
время российское законодательство определяет количественные параметры возможного
доминирования или недоминирования; если рыночная доля фирмы меньше 35%, фирма
ни в коем случае не признается доминирующей; при рыночной доле от 35 до 65%

стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>