СОДЕРЖАНИЕ

Куббина [9], Шмалензи [17]).
Отдельное место в теории отраслевой организации занимает концепция рынков,
на которых отсутствуют барьеры входа для потенциальных конкурентов [5].

Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература

1. Agnion P. and P. Bolton. Contracts as a Barriers to Entry // American Economic Review.1987. vol. 77,
pp. 388-401.
2. Bagwell K. and G. Ramey. Advertising and Limit Pricing // Rand Journal of Economics.1988. vol. 19,
pp. 59-71.
3. Bagwell K. and G. Ramey. Oligopoly Limit Pricing // Rand Journal of Economics. 1991, vol. 22, pp.
155-172.
4. BainJ. Barriers to New Competition. Cambridge, Mass., Harvard Univ. Press, 1956.
5. Baumol W., Panzar and R.Willig. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure. N-Y.,
Harcourt Brace, 1982.
6. Bonanno G. Location Choice, Product Proliferation and Entry Deterrence // Review of Economic
Studies. 1987, vol.54, pp. 37-45.
7. BranderJ. and B.Spencer. Strategic commitment with R&D: the Symmetric Case // Bell Journal of
Economics. 1983, vol.14, pp. 225-235.
8. Caves R. and M.Porter. From Entry Barriers to Mobility Barriers // Quarterly Journal of Economics.
1977, vol. 91, pp. 241-261.
9. Cubbin J. Advertising and the Theory of Entry Barriers // Economica. 1981, vol.48< pp. 289-298.
10. Dixit A. A Model of Duopoly Suggesting a Theory of Entry Barriers // Bell Journal of Economics.
1979, vol. 10, pp. 20-32.
11. Dixit A. The Role of Investment in Entry Deterrence // Economic Journal. 1980, vol.90, pp. 95-106.
12. Gaskin D. Dynamic Limit Pricing // Journal of Economic Theory. 1971, vol. 16, pp. 306-322.
13. Gilbert R. and D. Newbery. Preemptive Patenting and the Persistance of Monopoly // American
Economic Review. 1982, vol.72, pp. 514-526.
14. Milgrom P. and]. Roberts. Limit Pricing and Entry under Incomplete Information: A General
Equilibrium Analysis // Econometrica. 1982, vol. 50, pp. 443-459.
15. Modigliani F. New Development on the Oligopoly Front //Journal of Political Economy. 1958, vol.
66, pp. 215-232.
16. New Developments in the Analysis of Market Structure. Cambridge, Mass., MIT Press, 1986.
17. Schmalensee R. Advertising and Entry Deterrence: An Exploratory Model //Journal of Political
Economy. 1983, vol.91, pp. 636-653.
18. Spence A.M. Notes on Advertising, Economies of Scale and Entry Barriers // Quarterly Journal of
Economics. 1980, vol.95, pp. 493-508.
19. Sylos-Labini P. Oligopoly and Technical Progress. Cambridge, Mass., Harvard Univ. Press, 1962.
Глава 5



Г

Г
ГЛАВА 5
ИНФОРМАЦИЯ



Важной причиной снижения интенсивности конкуренции и приобретения
монопольной власти на рынках служит неполнота и асимметричность информации.
Информация является одним из важных типов экономических ресурсов. Каждому
экономическому агенту доступен лишь ограниченный массив информации. Неполнота
информации об объекте сделки, об осуществлении сделки и о ее возможных
последствиях вызвана следующими причинами:
• получение информации связано с затратами ресурсов. Рациональный
экономический агент не будет платить за информацию больше того уровня, на котором
предельные издержки на ее получение превышают предельный доход от ее
использования;
• не всегда информация надежна. Даже если информация, получаемая
экономическим агентом сегодня, была точной, завтра она может устареть в силу
изменения экономической среды и, следовательно, на нее нельзя будет более
полагаться при принятии экономических решений;
• экономические агенты не в состоянии запомнить и переработать весь объем
доступной им информации. Они вынуждены отбирать для хранения и
непосредственного использования только наиболее важную информацию. Часть
совокупной информации неизбежно теряется;
• не все экономические агенты обладают достаточными знаниями и навыками,
которые позволили бы им адекватно переработать поступающую информацию.
Неполнота информации является непременным признаком экономической жизни.
Большая или меньшая неполнота информации может влиять на условия и особенности
функционирования рынков, создавая дополнительные трансакционные издержки для
экономических агентов. Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает
особый тип неполной информации - асимметричная информация Асимметричность
информации создает возможность злоупотребления одного из участников сделки
неинформированностью контрагента. Асимметричность информации, в отличие от
собственно неполноты, приводит к резкому снижению общественного благосостояния.
Мы рассмотрим воздействие асимметричной информации на общественное
благосостояние, стратегии экономических агентов, особенности конкуренции на
рынках.

Модель «рынка лимонов» Акерлофа

Пусть на рынке подержанных автомобилей существуют два вида товара:
автомобиль типа А («персик») - высокого качества, автомобиль типа Б («лимон») -
низкого качества. При этом максимальная готовность покупателей платить за товар
типа А равна 600 долл., а за товар типа Б - 200 долл. В свою очередь, продавцы готовы
продавать товар типа А не меньше, чем за 500 долл., а товар типа Б - не меньше, чем за
150 долл. Предположим далее, что на рынке 100 автомобилей типа А и 100
автомобилей типа Б.

Подержанный автомобиль Количество Максимальная цена Минимальная цена
покупателя продавца
Высокого качества 100 600 500
Низкого качества 100 200 150
Рассмотрим три варианта рыночного равновесия в зависимости от полноты и
симметричности информации о качестве автомобилей.
1. Информация полная и симметричная. Если бы качество конкретного
автомобиля было известно и продавцу, и покупателю, возникло бы два независимых
рынка - рынок автомобилей типа А и рынок автомобилей типа Б. На первом
равновесная цена установилась бы в интервале от 500 до 600 долл., на втором - в
интервале от 150 до 200 долл. Объем продаж автомобилей составил бы 200 штук,
выигрыш потребителей - (600 - Рр)100 + (200 – P1)100; выигрыш производителей -(Рр -
500)100 + ( Р1 - 150)100.
2. Информация неполная, но симметричная. Предположим, что ни покупателю, ни
продавцу неизвестно качество выбранного наугад автомобиля. При этом и продавцы, и
покупатели знают, что из 200 автомобилей половина - высокого качества. Вероятность
того, что выбранный наугад автомобиль - высокого качества, составляет 0,5. Тогда
покупатель готов заплатить за автомобиль максимальную цену Pd= 600 х 0,5 + + 200 х
0,5 = 400 долл., а продавец готов продать автомобиль минимум за Ps = 500 х 0,5 + 150 х
0,5 = 325 долл. Цена установится в этих границах. Объем продаж автомобилей составит
по-прежнему 200. Обратим внимание, что по сравнению с первым вариантом
общественное благосостояние (сумма выигрышей покупателей и продавцов) не
снизится. Часть покупателей понесет потери, заплатив за автомобиль низкого качества
больше, чем их действительная готовность платить. Однако другая часть покупателей
выиграет, заплатив за автомобиль высокого качества существенно меньше, чем были
готовы. То же самое относится и к продавцам.
3. Информация неполная и асимметричная. Теперь предположим, что информация
о качестве товара известна только продавцу этого товара. Максимальная цена спроса
для выбранного наугад автомобиля составляет 400 долл. Однако если продавец знает,
что его товар - высокого качества, он не захочет продавать его только за 400 долл., что
ниже его минимальной цены продажи. В результате на рынке останутся только товары
низкого качества. Объем продаж - 100 автомобилей. Асимметричная информация о
качестве приведет к снижению общественного благосостояния.
Проблемы, связанные с асимметричной информацией о качестве, имеют
различное значение для рынков разного типа. Экономическая теория разграничивает
товары следующим образом:
• товары, качество которых легко определить до потребления («search goods»);
• товары, качество которых можно определить только после потребления
(«experience goods»);
• товары, качество которых затруднительно определить даже после потребления
(«credence goods»). Проблемы, связанные с асимметричной информацией - риск
безответственного поведения и негативный отбор, - наиболее остро стоят на рынках
товаров двух последних типов.

Эмпирическая проверка модели «рынка лимонов»
С октября 1978 по апрель 1980 года Федеральная торговая комиссия провела обследование рынка
подержанных автомобилей США. Покупателей подержанных автомобилей, купивших товар в течение 12
месяцев, просили указать канал приобретения автомашины (родственники и знакомые, продавцы,
найденные по частным рекламным объявлениям, и дилеры), оценить технические характеристики
купленного автомобиля (на момент приобретения) по 10-балльной шкале, предоставить сведения о
необходимости ремонта и затратах на ремонт. Эксперимент подтвердил рабочую гипотезу о том, что на
тех сегментах рынка, где асимметричность информации о качестве сильнее (приобретение автомобилей у
дилеров), качество купленных машин было ниже. Подтверждением служили более высокие расходы на
ремонт. Люди, купившие автомобиль у друзей или родственников, потратили в среднем за год на ремонт
418 долларов, купившие автомобиль у продавцов, рекомендованных знакомым, - 449 долларов, а те, кто
приобрели автомобиль у дилеров, - 533 доллара.
Источник: D.Cariton, J.Perloff. Modern Industrial Organization. N-Y., 1994, p. 565-566.


Проблемы «риска недобросовестности контрагента»
и «негативного отбора»
Рассмотрим проблему выбора политики продавца на рынке с асимметричной
информацией о качестве в общем виде. Предположим, фирма может выбирать между
производством и продажей товара плохого качества и товара хорошего качества.
Издержки производства товара хорошего качества (мы будем считать средние
издержки постоянными) равны АС1, издержки производства товара плохого качества
равны АС0. Издержки производства товара хорошего качества превышают издержки
товара плохого качества AC1>АС0). Пусть готовность потребителя платить за товар
высокого качества (резервационная цена, marginal willingness to pay) равна ?, такому,
что ? > АС1. Готовность платить за товар низкого качества равна нулю. Продавец знает
качество своей продукции, а покупатель нет. Если покупатель считает, что вероятность
того, что товар обладает высоким качеством больше нуля (р > 0), продавец, очевидно,
заинтересован в том, чтобы продавать на рынке товар низкого качества, поскольку при
любых значениях издержек производства хорошего и плохого товара, при любой
максимальной готовности покупателя платить за товар и при любой оценке
покупателем вероятности приобрести хороший товар в случае производства товара
плохого качества прибыль продавца окажется выше р? - АС0 > р? - AC1. Таким
образом, если покупатель рассчитывает, что с ненулевой вероятностью предлагаемый
ему товар имеет высокое качество, продавец имеет стимул продать ему товар низкого
качества. Ожидания покупателя создают стимулы недобросовестного поведения
контрагента (moral hazard).
Насколько вероятна такая ситуация на рынке? Чтобы ответить на этот вопрос,
следует задуматься - какой механизм способен решить проблему «риска
недобросовестного поведения»? Наиболее простой вариант: наличие на рынке
покупателей, осведомленных о качестве товара. Это, вероятнее всего, тот случай, когда
продавцы и покупатели встречаются на рынке не однажды.
Предположим ситуацию, когда какая-то доля покупателей на рынке осведомлена
о качестве товара. Если считать, без утраты общности, число покупателей равным 1,
пусть число осведомленных о качестве покупателей составляет а. Выбирая качество
товара, фирма будет сопоставлять объем прибыли, который она получит, производя
товар высокого качества а (? - AC1) + (1 - а) х (р? - АС1) и производя товар низкого
качества (1 - а) (р? - АС0). Для того чтобы фирма была заинтересована в производстве
товара высокого качества, должно выполняться условие
AC1 - АС0
а>——————
? - АС0
Доля осведомленных покупателей на рынке, необходимая, чтобы заинтересовать
фирму в производстве товара высокого качества, тем выше, чем выше разница между
издержками производства товара высокого качества и товара низкого качества, и тем
выше, чем меньше максимальная готовность платить за товар высокого качества. Эта
довольно простая формула во многом помогает лучше понять экономическую основу
проблемы качества товара в России. Снижение реальных доходов населения сокращает
спрос на большинство товаров, а следовательно, максимальную готовность платить за
товар высокого качества. Минимальная доля покупателей, достаточная для того, чтобы
заинтересовать продавца в предложении высококачественного товара, растет.
Следовательно, снижаются стимулы для продавцов предлагать на рынок товар
высокого качества.
Мы пришли к выводу, что фирма при прочих равных условиях будет тем более
заинтересована в производстве товара высокого качества, чем выше доля
информированных покупателей на рынке. Верно и обратное: если доля покупателей,
информированных о качестве, низка, фирма заинтересована в продаже товара низкого
качества. На таких рынках (например, в кафе и ресторанах, расположенных в местах,
посещаемых туристами) проблема «риска безответственного поведения» будет стоять
чрезвычайно остро.
Проблема негативного отбора (adverse selection) тесно связана с риском
недобросовестного поведения. Представим себе, что производитель не может выбирать
качество своей продукции - его товар имеет или высокое, или низкое качество. Если
покупатель не может отличить товар высокого качества от товара низкого качества,
продавец товара низкого качества заведомо получает большую прибыль, чем продавец
товара высокого качества. Конкурентоспособность товара низкого качества вызвана
прежде всего низкими затратами на его производство. Причем, если с точки зрения
покупателя вероятность встретить на рынке товар низкого качества достаточно высока,
цена, которую покупатель готов уплачивать за товар неизвестного качества, может
оказаться недостаточной даже для того, чтобы продавец высококачественного товара
смог возместить свои затраты. В итоге - чем ниже оценивает покупатель вероятность
приобретения хорошего товара на рынке, тем в действительности больше вероятность,
что ему предложат плохой товар. Негативный отбор состоит в том, что покупатели,
несмотря на заинтересованность в приобретении высококачественного товара, своими
решениями способствуют вытеснению с рынка производителей качественных
продуктов.
Как можно разрешить проблему негативного отбора? Очевидно, продавец товара
высокого качества должен дать покупателю возможность отличить его товар от товара
низкого качества. Причем он должен сделать это таким образом, чтобы продавец товара
низкого качества не мог скопировать его стратегию. Прямая информация о качестве
проблему не решит - продавец товара низкого качества точно так же может утверждать,
что его товар является самым лучшим. Рассмотрим, какие условия деятельности фирм
на рынке и какой тип политики фирм помогают разрешать проблему асимметричной
информации о качестве и предотвращают вытеснение хороших товаров плохими.

Решение «проблемы лимонов»: сигналы о качестве
В реальной жизни мы наблюдаем не так много рынков, где товары низкого
качества действительно вытесняют высококачественные товары. В действительности
этому препятствует, во-первых, деятельность государства, направленная на поддержку
производителей и продавцов высококачественных товаров; во-вторых, деятельность
независимых организаций потребителей, в-третьих, целенаправленная политика
производителей высококачественных товаров.
Государство, поддерживая производителей высококачественных товаров, может
использовать такие рычаги, как:
• поддержка стандартизации и сертификации;
• контроль рекламной активности продавцов;
• ценовая политика.
Стандарты - набор критериев, которым соответствует высококачественный
товар, - могут вводиться по инициативе не только государственных регулирующих
органов, но и по инициативе союзов потребителей, промышленников и т. д.
Сертификация - определение соответствия того или иного товара стандарту, - опять-
таки может осуществляться по инициативе промышленников, однако для ряда товаров
государственными органами может быть предусмотрена в обязательном порядке. К
таким рынкам безоговорочно относятся рынки продуктов питания и лекарственных
препаратов.
Примером ужесточения государственной политики в области сертификации
служит российский рынок алкогольных напитков и в особенности рынок водки, на
котором вытеснение качественной продукции некачественной с 1992 года проходит
особенно активно и уже поставило едва ли не на грань банкротства предприятия,
производящие качественную продукцию. Политика государства по сертифицированию
служит примером разрешения проблем, вызванных так называемыми «провалами
рынка», среди которых асимметричная информация занимает важное место.
Однако стандарты и сертификаты приносят и побочные отрицательные
результаты. Во-первых, они могут использоваться в откровенно антиконкурентных
целях. Во-вторых, стандартизация не в состоянии предусмотреть разработку новых
продуктов, достоинства которых могут не укладываться в рамки стандартов. В-третьих,
наконец, стандартизация и сертификация сопряжена с немалыми дополнительными
издержками. А следовательно, хотя требования к качеству товара, отраженные
стандартами, повышают в среднем качество, однако они приводят и к повышению
цены, ограничивая тем самым доступ некоторой части потребителей с низким доходом
на рынок.
Контроль рекламной активности рыночных агентов ставит целью преградить путь
недостоверной информации, усугубляющей проблему вытеснения добросовестных
продавцов заведомо недобросовестными. В России действует федеральный закон «О
рекламе», ограничивающий рекламную деятельность пределами, за которыми ее
влияние на рынки становится негативным Государственный комитет по
антимонопольной политике активно противодействует недобросовестным
рекламодателям как на федеральном, так и на региональных рынках. Только в 1996
году антимонопольными органами было проведено 4 000 расследований по факту
нарушения законодательства о рекламе. Проблема состоит в том, что рекламное
законодательство не в состоянии предусмотреть все возможные способы
недобросовестного информирования покупателей. И даже максимально эффективное
действие рекламного законодательства может предотвратить агитацию в пользу
низкокачественного товара, но не его производство и продажу.
Регулирование цен со стороны государства преследует цель предотвратить
использование производителями низкокачественной продукции преимущества в
издержках, ограничивая ценовую конкуренцию на рынке. Примером регулирования
цен с целью решения «проблемы лимонов» служит назначение государством
минимальных оптовых и розничных цен на водку и алкогольные напитки крепостью
более 28%. В сочетании с обязательным сертифицированием товара эта мера должна
была привести к тому, чтобы повысить конкурентоспособность высококачественных
товаров - при относительно небольшой разнице цен они становятся предпочтительнее
для покупателя. Эффективность государственного регулирования цен ограничена тем,
что низкокачественные товары продаются в «сером» секторе экономики, недоступном
для государственного контроля.
Мы показали, что государственное регулирование неспособно полностью решить
«проблему лимонов». Для предотвращения вытеснения «хороших» товаров «плохими»
необходимы целенаправленные действия продавцов высококачественной продукции,
направленные на информирование покупателей. Самый действенный метод убеждения
покупателей в высоком качестве товара - репутация фирмы-производителя и продавца.
Производителю, обладающему высокой репутацией, продажа некачественного товара,
как правило, невыгодна. Дополнительная прибыль, полученная от продажи
низкокачественного товара по цене высококачественного, составляет (? - АС0) (считая
число покупателей равным 1, а их спрос - единичным). Используя эту стратегию,
продавец несет потери от утраты репутации - в будущем он не сможет продавать свою
продукцию по цене высококачественного товара. Текущая ценность его потерь
составит (? - АС1)р? + (? - АС1)р2?2 + ... = р?(? – AC1)/(l - р?), где р - вероятность в
период t того, что в период (t + 1) фирма будет продавать товар на рынке, ? -
дисконтирующий множитель, отражающий межвременные предпочтения ? = 1/(1 + i),
где i - ставка дисконтирования. Чтобы фирме было выгодно пожертвовать репутацией
для приобретения единовременной дополнительной прибыли, должно выполняться
условие р?/(1- р?) < (? - АС0)/ (? - АС1) – то есть либо дисконтирующий множитель мал
(мала текущая ценность завтрашней тысячи рублей), либо риск деятельности на рынке
велик (мала вероятность повторных продаж).
Итак, репутация практически всегда свидетельствует о том, что продавец не
собирается использовать асимметричную информацию о качестве для продажи
низкокачественного товара. Но, к сожалению, это не означает, что репутация
производителя позволяет полностью решить проблему асимметричной информации о
качестве. На рынке видеотехники торговые марки «Sony», «Philips, «Panasonic»
заслуженно пользуются высокой репутацией. Фирмы-владельцы этих торговых марок
ни в коем случае не заинтересованы в подрыве репутации марок путем продажи
низкокачественной продукции. Однако асимметричную информацию о качестве могут
использовать для продажи низкокачественного товара, во-первых, производители, так
или иначе маскирующиеся под известные марки, во-вторых, торговые фирмы,
продающие под пользующимися доверия марками. Далее, репутация не может служить
сигналом о качестве в случае, когда на рынок входит новая фирма, еще не имеющая
доброго имени, несмотря на добросовестность намерений.
Помимо репутации, сигналами о качестве товара для покупателей может служить:
• предоставление гарантий;
• расточительные расходы;
• низкая входная цена.
Если производитель гарантирует покупателю возмещение потерь в случае, когда
качество товара отличается от объявленных характеристик, проблема «рынка лимонов»
разрешается. Поскольку продавец низкокачественного товара не заинтересован в
предоставлении гарантий, покупатель приобретает критерий определения качества
товара конкретного продавца. Основная проблема - полнота гарантии. Интуиция
подсказывает, что неполная гарантия может быть истолкована покупателями как
свидетельство дефектов предлагаемого товара. Но, с другой стороны, полная гарантия
предоставляет покупателю стимул небрежно обращаться с приобретенным товаром.
Здесь вновь возникает проблема асимметричной информации - продавец не может
контролировать, как покупатель будет обращаться с покупкой, - а следовательно, и
проблема риска безответственного поведения контрагента (в данном случае
покупателя), и проблема негативного отбора (полная гарантия более привлекательна
для недобросовестного покупателя). Кроме того, система гарантий может
использоваться при продаже далеко не всех типов продукции.
Другим способом сигнализировать покупателю о качестве служат
расточительные расходы (wasteful expenditure), в качестве которых могут
рассматриваться расходы на рекламу. Чтобы расточительные расходы служили
сигналом о качестве, они должны быть настолько велики, чтобы фирма не могла их
покрыть
MCh MCL




АСЬ
РО -
выпуск;
Чо 41 42 чз 44
Рис. 5.1. Сигнал о качестве с помощью расточительных расходов
из текущей выручки за небольшой промежуток времени, и покупатель должен
быть осведомлен об этом. Чтобы проанализировать воздействие расточительных
расходов на рыночное равновесие, рассмотрим рис. 5.1. Средние и предельные
издержки товара высокого качества (АСh, MСh) превышают средние и предельные
издержки товара низкого качества (ACL, MCL). Продавец не получит за
высококачественный товар цену P1, так как покупатель не имеет информации о
качестве товара, но знает, что продавец товара низкого качества заинтересован в
продаже по цене P1 количества q3. Однако если продавец осуществит расточительные
расходы - постоянные невозвратные затраты, только часть которых он может покрыть
из текущей выручки, причем средние издержки вырастут до АСb, покупатель будет
готов платить цену Р2. Разница между P1 и Р2 составляет «премию за качество».
Текущая ценность потоков «премии за качество» позволяет производителю
высококачественного товара в долгосрочном периоде покрыть сумму расточительных
расходов. Расточительные затраты представляют собой разновидность инвестиционных
расходов: их можно рассматривать как инвестиции в репутацию. Инвестиции в
репутацию будут эффективными только в том случае, если продавец сможет получать
премию за качество в течение достаточно длительного времени. Эти расходы являются
необратимыми - в любой момент времени однократная продажа низкокачественного
товара приведет к падению репутации фирмы и снижению готовности платить за товар
фирмы со стороны покупателя. Благодаря этому расточительные расходы могут
служить сигналом о высоком качестве товара продавца. Проанализировать
эффективность расточительных расходов можно с помощью подхода, предложенного в
четвертой главе. Предпочтительность политики расточительных расходов зависит от
текущей прибыли, которую может получить фирма, не рекламируя товар, от суммы
прибыли, которую она может получать в будущем, рекламируя товар, от высоты
дисконтирующего множителя и от уровня хозяйственного риска.
Если рассматривать рекламные затраты как разновидность расточительных
расходов, можно сделать интересный вывод: независимо от правдивости информации,
которая содержится в рекламных объявлениях, сама сумма затрат на рекламу
свидетельствует о добросовестных намерениях продавца. Чем больше расходы
продавца на рекламу, тем дольше он должен получать премию за качество, чтобы
компенсировать необратимые расходы, тем сильнее стимул производить и продавать
товар высокого качества.
Альтернативой расточительных расходов служит низкая входная цена на товар.
Пусть средние издержки товара высокого и низкого качества соответственно
составляют АС1, и АС0. Чтобы сигнализировать о высоком качестве товара, продавец
должен выбрать такую ценовую стратегию, которой невыгодно было бы
придерживаться продавцу товара низкокачественного. В противном случае покупатель
не сможет разграничить продавцов товаров разного качества, и цена не будет служить
сигналом высокого качества товара. Если готовность покупателя платить за товар
низкого качества равна нулю, продавец товара низкого качества никогда не назначит на
свой товар цену ниже средних издержек, так как однократная продажа приведет к
отказу покупателей от повторных покупок, и продавец не сможет компенсировать
полученные убытки. Напротив, производитель высококачественного товара при
определенных условиях может, реализовав товар при входе на рынок по низкой цене
(или даже раздав его бесплатно) в будущем компенсировать убытки, продавая товар
уже по цене, равной q - максимальной готовности покупателя платить за товар
высокого качества. Таким образом, максимальная цена, которую может назначить при
входе на рынок продавец товаpa высокого качества, стремящийся предоставить
покупателю сигнал о качества, должна быть ниже средних издержек производства
товара низкого качества Р = АС0 - ? (где ? - бесконечно малая величина). Если фирма не
осуществляет расточительных расходов, низкая, а не высокая цена служит сигналом о
качестве товара.
Низкая входная цена будет эффективна, если использовав ее в качестве сигнала,
продавец сможет получить в долгосрочном периоде неотрицательную экономическую
прибыль. Предположим, что продавцы и покупатели встречаются на рынке
неоднократно. Продавец товара высокого качества продает свой товар в первом
периоде по цене ниже издержек производства товара низкого качества P1 < АСо Если
предположить, что покупатели знают издержки производства товара низкого качества,
они должны сделать вывод о том, что данный конкретный продавец предлагает товар
высокого качества именно в расчете на то, что во втором периоде покупатели
воспользуются его услугами, будучи готовы платить за товар максимальную цену,
соответствующую товару высокого качества q. В этом случае максимальная текущая
ценность прибыли продавца товара высокого качества составит (АС0 – AC1) + р?(? –
АС1) + р2?2(?в - АС1)+ ...
Сигнал о качестве будет эффективным, позволит продавцу получить
неотрицательное значение прибыли только в том случае, если p?/(1- p?)?( АС1- АС0)/(?
– АС1). При данных издержках производства товаров низкого и высокого качества и
при данной готовности покупателей платить за товар высокого качества эффективность
сигнала находится в прямой зависимости от величины дисконтирующего множителя и
в обратной -от уровня риска деятельности фирмы на рынке. Чем выше
дисконтирующий множитель и ниже хозяйственный риск, тем больше заинтересован
продавец в сигнализации о качестве своей продукции.
Эта простая модель позволяет охарактеризовать важную проблему, возникающую
на рынках с асимметричной информацией. Любая форма сигнализации о качестве
связана с дополнительными издержками. Продавец будет готов нести эти
дополнительные издержки только в том случае, если будущая прибыль от продажи
товара по цене, соответствующей максимальной готовности потребителя платить за
высокое качество, компенсирует убытки, понесенные в момент входа на рынок.
Насколько будущая прибыль способна компенсировать текущие убытки - зависит и от
соотношения издержек производства товара низкого и высокого качества, и от
максимальной готовности покупателя платить за товар высокого качества, и от общего
уровня риска на рынке, и от величины дисконтирующего множителя.
Расточительные расходы и входную цену как сигналы о качестве объединяет то,
что продавец высококачественного товара при входе на рынок несет необратимые
издержки. Эти издержки могут быть как явными (расточительные расходы), так и
неявными (отказ от адекватной цены товара). В обоих случаях только повторные
продажи позволяют фирме компенсировать убытки, которые она терпит при входе на
рынок. Обратим внимание на то, что и расточительные расходы, и низкая входная цена
могут играть роль сигналов только при достаточно высоком уровне экономической
грамотности покупателя. «Премию за качество» покупатель платит, зная, что фирма не
может покрыть расточительные расходы из текущей выручки. Следовательно,
покупатель должен иметь представление не только об объемах затрат фирмы,
например, на рекламу, но и о ее издержках вообще. Низкая входная цена
воспринимается как сигнал качества благодаря знанию покупателя о том, что она ниже
средних издержек производства низкокачественного товара.
Все перечисленные нами сигналы позволяют покупателю получать косвенную
информацию о качестве производимой продукции. Чем эффективнее действует система
сигналов, тем при прочих равных условиях меньше отклонение рыночного равновесия
от Парето-эффективного. Эффективность как каждого из названных нами сигналов, так
и системы сигналов в целом ограничена и противоречивостью их действия, и
способностью покупателей адекватно воспринимать и анализировать полученные
сигналы.
Существование проблемы асимметричной информации о качестве на товарном
рынке создает дополнительные барьеры на пути новых фирм. Прежде чем
производитель товара высокого качества сможет продавать свой продукт по цене,
позволяющей получать хотя бы нормальную прибыль, он должен сигнализировать
покупателю о качестве своей продукции. Независимо от конкретной стратегии
продавца (предоставление гарантий, низкая входная цена, расточительные расходы)
продвижение и позиционирование товара на рынке сопряжено со значительными
дополнительными расходами - инвестициями в репутацию.

Асимметричная информация и негативный отбор
на рынке кредитов
Проблемы асимметричной информации существуют не только на товарных
рынках. Не меньшее влияние асимметрия информации оказывает на развитие рынков
факторов производства. Рассмотрим проявление неполноты и асимметрии информации
на рынке кредитов.
Спрос на заемные средства определяется уровнем эффективности
инвестиционных проектов фирмы. Чем выше показатели эффективности
инвестиционного проекта, тем выше максимальная ставка процента, которую в
состоянии уплатить фирма. Собственно эта максимальная ставка процента (reservation
interest rate) равна внутренней норме доходности (internal rate of return) - такой ставке
дисконтирования, при которой чистая текущая ценность инвестиционного проекта
(разность между текущей ценностью потока чистой выручки и текущей ценностью
инвестиционных затрат) равна нулю. Если ранжировать инвестиционные проекты по
убыванию внутренней нормы доходности, равновесной ставкой процента будет та, при
которой кредитом воспользуются фирмы, имеющие инвестиционные проекты с
внутренней нормой доходности, большей или равной ставке банковского процента.
Использование заемных средств под процент, превышающий внутреннюю норму
доходности, приносит фирме убытки. Равновесие на рынке кредитов, при котором
заемными средствами пользуются только те проекты, внутренняя норма доходности
которых больше либо равна ставке банковского процента, является Парето-
эффективным.
Простая модель равновесия на рынке кредитов существенно изменится, если мы
предположим, что:
• существует асимметрия информации об уровне внутренней нормы доходности
инвестиционного проекта между кредитором и заемщиком;
• осуществление инвестиционного проекта и связанные с ним риски находятся вне
контроля кредитора;
• при выборе инвестиционного проекта кредитор и заемщик в силу
институциональных условий демонстрируют разное отношение к риску.
Рассмотрим проблему «кредитор-заемщик» на условном примере. Фирма просит
у банка 10 000 млн. руб. на осуществление инвестиционного проекта длительностью 1
год. В случае удачного осуществления инвестиционного проекта фирма выплачивает
кредитору долг с процентами. В случае неудачного осуществления инвестиционного
проекта фирма становится банкротом. И тогда получение кредитором хотя бы части
суммы кредита становится весьма проблематичным. Для фирмы величина чистых
потерь, связанных с банкротством (явных и неявных - расходы на ликвидацию, на
судебные издержки, потеря марки и репутации и т. д.) составляет 2 000 млн. руб.
Фирма имеет три варианта осуществления инвестиционного проекта,
характеризующиеся следующими параметрами:
Вариант Вероятность Кредитный Чистая выручка инвестора, млн руб Ожидаемая
удачного осу- риск чистая
в случае удачного в случае неудач-ного
ществления выручка, млн
осуществления осуществ-ления
проекта р руб
проекта Net Rev1 проекта Net Rev0
1 0,8 низкий 17500 5000 15000
2 0,5 средний 25000 5000 15000
3 0,2 высокий 55000 5000 15000
Зависимость величины чистой выручки в случае удачного осуществления проекта
от вероятности его осуществления описывается формулой Net Rev1 = 5 000 + 10 000/р,
где р - вероятность успешного осуществленния инвестиционного проекта. Конкретный
вариант осуществления инвестиционного проекта фирма выбирает после
предоставления кредита. Поскольку ожидаемая чистая выручка одинакова для всех
вариантов осуществления проекта, но уровень риска для них различен, то при условии
что фирма не склонна к риску, она будет выбирать из доступных вариантов
осуществления инвестиционного проекта вариант с наименьшим уровнем кредитного
риска. Выбор варианта осуществления инвестиционного проекта с наибольшей
вероятностью успешного осуществления при данной ставке процента в интересах
банка, поскольку для него ожидаемая прибыль отрицательно зависит от уровня
кредитного риска.
Предположим, что банк является монополистом в отношении фирмы. Банк, как
никакой другой экономической агент, обладает широкими возможностями ценовой
дискриминации. Он имеет возможность выявить максимальную готовность платить за
кредит, изучив бизнес-план фирмы и другие документы, обосновывающие
экономическую целесообразность кредитования инвестиционного проекта.
Банк назначает ставку процента на уровне максимальной ставки-процента,
которую готова заплатить фирма (reservation interest rate). Эта ставка процента должна
быть такой, чтобы ожидаемая чистая выручка фирмы после выплаты банку кредита с
процентами была равна нулю. Зависимость чистой выручки фирмы от удачного или
неудачного осуществления проекта выглядит следующим образом:
Осуществление Вероятность Чистая выручка фирмы (за вычетом выплаты суммы кредита с
проекта процентами в случае успешного осуществления инвестиционного
проекта)
Удачное Р 5 000 + 10 000/р - 10 000(1 + i),
где i - ставка банковского процента
Неудачное 1-р -2 000

Максимальная ставка процента, которую готова уплатить фирма, определяется из
уравнения:
(5 000 + 10 000/р - 10 000(1 + i))p + (- 2 000)(1 - р) = 0,
i = -0,3 + 0,8/р.
Мы видим, что максимальная (резервационная) ставка процента для фирмы
обратно пропорциональна вероятности успешного осуществления инвестиционного
проекта. Ее зависимость от варианта осуществления инвестиций выглядит следующим
образом:
Вариант Вероятность удачного Кредитный риск Максимальная (реэервационная)
осуществления проекта ставка процента

1 0,8 низкий 0,7 ( 70%)
2 0,5 средний 1,3(130%)
3 0,2 высокий 3,7 (370%)
Если бы банк был абсолютно уверен, что фирма выберет первый, второй или
третий вариант осуществления инвестиционного проекта, он назначил бы
соответствующую ставку процента по кредитам. Однако банк не может с полной
достоверностью знать, какой вариант осуществления инвестиционного проекта выберет
фирма, так как ее действия по использованию кредита находятся вне контроля банка.
На основе изучения бизнес-плана банк выдвигает следующие предположения
относительно вероятности осуществления трех упомянутых вариантов
инвестиционного проекта:
Вариант Вероятность удачного Вероятность, что будет
осуществления проекта осуществляться данный вариант
1 0,8 0,8
2 0,5 0,19
3 0,2 0,01
Ожидаемая вероятность успешного осуществления инвестиционного проекта с
точки зрения банка составляет 0,737. Исходя из ожидаемой вероятности успешного
осуществления инвестиционного проекта, банк назначает для фирмы ставку процента,
равную i = -0,3 + 0,8/0,737 = 0,785 или 78,5% годовых.
Как повлияет это решение банка на поведение фирмы? Видно, что при ставке
процента, равной 78,5% годовых, неотрицательную чистую выручку фирма получит
только осуществляя варианты инвестиционного проекта со средним или высоким
уровнем кредитного риска. Мы наблюдаем на рынке кредитов с асимметричной
информацией ту же проблему риска недобросовестности контрагента (moral hazard),
что и на товарном рынке. Если кредитор ожидает, что вероятность осуществления
инвестиционного проекта с низким уровнем кредитного риска отлична от единицы, при
назначаемой им ставке банковского процента в интересах заемщика - выбрать
инвестиции с более высоким уровнем кредитного риска. Интересы банка при этом
страдают. Назначая ставку процента, равную 78,5% годовых, банк рассчитывает на
ожидаемую сумму возврата кредита с процентами через год, равную 10 000(1 + i)p в
размере 12 802 млн. рублей. Если фирма выберет вариант осуществления
инвестиционного проекта со средним уровнем кредитного риска (вероятность
успешного осуществления проекта 0,5), ожидаемая сумма возврата кредита с
процентами составит 8 685 млн. рублей - иначе говоря, банк потерпит убытки.
Мы наблюдаем, как и на товарном рынке, негативный отбор (adverse selection) -
если банк назначает ставку процента, не зная с полной достоверностью кредитного
риска инвестиционного проекта, проекты с высоким уровнем кредитного риска
вытесняют проекты с низким уровнем кредитного риска
Само знание банка о существовании проблемы негативного отбора проблемы не
решает. Пусть банк проделал вслед за нами те же самые выкладки и пришел к выводу о
том, что ставка процента 78,5% годовых слишком высокая для инвестиционного
проекта с низким уровнем кредитного риска, но слишком низкая для проекта со
средним уровнем кредитного риска. Каковы будут действия банка? Снижение ставки
процента до уровня 70% годовых не решит проблемы, поскольку риск
безответственного поведения контрагента сохраняется: по-прежнему фирма имеет
стимул выбирать более рискованный вариант осуществления инвестиционного проекта.
Назначить более высокую ставку процента? Предположим, банк изменит свои
ожидания относительно того, какой вариант инвестиционного проекта выберет фирма:
Вариант Вероятность удачного осуществления Вероятность, что будет
проекта осуществляться данный вариант
1 0,8 0
2 0,5 0,95
3 0,2 0,05
Ожидаемая вероятность успешного осуществления инвестиционного проекта с
точки зрения банка составляет 0,485, и банк назначает ставку банковского процента
1,35 или 135% годовых. Однако при такой ставке процента фирме невыгодно
осуществлять инвестиционный проект со средним уровнем кредитного риска.
Неотрицательную чистую прибыль с учетом выплаты кредита принесет ей лишь
осуществление инвестиционного проекта с высоким уровнем кредитного риска. И в
этом случае ожидаемый возврат кредита с процентами для банка означает убытки.
Следовательно, единственной стратегией, которая не принесет банку убытков,
является стратегия выбора ставки банковского проекта, равной 370% годовых.
Стратегией фирмы, следовательно, будет осуществление инвестиционного проекта с
самым высоким возможным уровнем кредитного риска.
Итак, мы пришли к выводу о том, что асимметрия информации о кредитном риске
инвестиционных проектов приводит к повышению ставки процента и преобладанию на
рынке рискованных инвестиционных проектов. Следует обратить внимание, что в
рассмотренном нами примере «рискованность» служит отрицательной
характеристикой, поскольку не сопровождается повышением ожидаемой чистой
выручки фирмы. Как можно разрешить проблему негативного отбора на рынке
кредитов? Рассмотрим два варианта.
1. Контроль заемщика над осуществлением инвестиционного проекта. Эта мера
используется в большей или меньшей степени всеми заемщиками на кредитном рынке.
Однако полное устранение асимметрии информации о кредитном риске требует
слишком тщательного контроля над деятельностью заемщика и сопряжено с крайне
высокими издержками мониторинга. Издержки мониторинга служат разновидностью
трансакционных издержек, снижающих эффективность функционирования рынка.
2. Сигналы об уровне кредитного риска. Наиболее надежным сигналом об уровне
кредитного риска для банка служит кредитная история. Заемщики, не имеющие
добротной кредитной истории, вынуждены ceteris paribus пользоваться кредитами по
более высокой ставке процента. Как расточительные расходы фирм и низкая
первоначальная цена служат инвестициями в репутацию на товарном рынке, так
выплату дополнительной суммы процентов можно рассматривать как затраты фирмы
на создание репутации на рынке кредитов.

Источники информации о потенциальных заемщиках коммерческих банков
Асимметричная информация о кредитном риске ухудшает условия деятельности коммерческих
банков и снижает их прибыль, создавая предпосылки вытеснения добросовестных заемщиков
недобросовестными, низкорисковых проектов высокорисковыми, «хороших» кредитов «плохими». Для
решения проблемы «рынка лимонов» кредиторы используют различные каналы получения информации
о потенциальном клиенте:
• непосредственно заявка о выдаче кредита;
• интервью, проводимое специально для выяснения вопросов, не освещенных в заявке на выдачу
кредита;
• данные кредитных бюро, организуемых банками и финансовыми организациями для обмена
информацией.
Основными критериями оценки потенциального заемщика служат:
• кредитная история;
• готовность предоставить залог и сумма залога;
• поток доходов;
• репутация в глазах деловых партнеров;
• резервные активы и собственность, которые могут быть реализованы с целью получения средств
для возврата кредита,
• финансовая отчетность (баланс и счет прибылей и убытков);
• список кредиторов, партнеров и клиентов.
Обратим внимание на то, что все эти критерии оценки не сообщают непосредственно информации
о кредитном риске, а служат косвенными сигналами о «качестве» потенциального заемщика.
Источник: Виноградов Д. В. К вопросу о структуре инвестиционного отдела коммерческого
банка. ВШЭ, 1996.
Если асимметричная информация о качестве на товарном рынке наносила ущерб
интересам производителей товаров высокого качества (новая фирма должна нести
невозвратные потери, чтобы сигнализировать покупателю о качестве своего товара),
асимметрия информации о кредитном риске на рынке кредитов наносит ущерб
интересам заемщиков с низким уровнем кредитного риска. Следовательно, для новой
фирмы асимметричная информация о кредитном риске создает барьеры входа на
рынок. Чем сильнее проблема асимметрии информации на рынке кредитов, тем выше
барьеры входа на рынок, тем больше преимущества уже действующих в отрасли фирм
по сравнению с их потенциальными конкурентами, тем при прочих равных условиях
выше потенциал монопольной власти.
Упомянутые нами контроль над осуществлением инвестиционного проекта и
кредитная история смягчают проблему асимметричной информации об уровне
кредитного риска. Но одновременно на рынке существуют факторы, усугубляющие эту
проблему. К ним относится прежде всего проблема противоречивости интересов
собственников и менеджеров (см. главу 1). Мы предполагали в нашем примере, что
фирма не заинтересована в использовании кредитов по ставке процента, превышающей
внутреннюю норму доходности. Это верно в том случае, если принимающие решение
об использовании кредита агенты несут полную ответственность за результаты
осуществления проекта. Следовательно, они не заинтересованы в предоставлении
банку неверной информации об уровне кредитных рисков. Но для фирмы с
разделенными собственностью и управлением это может быть неверно. Различия и
противоречивость интересов собственников и менеджеров проявляется, в частности, в
том, что менеджеры могут быть заинтересованы в использовании кредитов под ставку
процента, не соответствующую уровню эффективности деятельности фирмы. В этом
случае поиск кредита может сопровождаться предоставлением неверной информации о
характеристиках инвестиционного проекта. Проблема асимметричной информации
возникает в новой форме - банк сталкивается с двумя типами заемщиков -
добросовестными и недобросовестными, - и не может с полной достоверностью
утверждать, к какому типу относится конкретная фирма.

Асимметричная информация о ценах
Неполная информированность покупателя о ценах товара, как и его
неинформированность о качестве, позволяет фирмам на рынке с низкой концентрацией
продавцов получать экономическую прибыль. Ценовая конкуренция между фирмами
на рынке ограничена тем сильнее, чем хуже покупатели осведомлены об уровне цен на
товары-заменители у разных продавцов. Неинформированность хотя бы части
покупателей об уровне цен аналогичных товаров у разных продавцов дает возможность
повысить цену.
Рассмотрим особенности рыночного равновесия в случае, когда продавцу
противостоят покупатели, из которых хотя бы часть не знают относительных цен
аналогичных товаров. Проанализируем такой рынок на примере продажи сувениров в
городе, где их приобретают туристы и местные уроженцы.
Предположим, что турист приезжает в город N на очень короткий срок. Он хотел
бы купить какой-нибудь сувенир на память. Поскольку у туриста нет времени на обход
всех сувенирных киосков и сравнение цен, а в этот город он вряд ли еще вернется,
турист подходит к первому попавшемуся киоску и покупает сувенир. Какова будет
цена сувенира, если в городе много туристов?
Будем предполагать, что:
• все фирмы продают одинаковые товары (совершенные заменители);
• издержки на единицу товара для продавцов одинаковы;
• функции полезности туристов одинаковы;
• путеводители предоставляют туристам информацию о распределении цен
(сколько в городе дешевых и дорогих магазинов), но не об уровне цены в каждом
конкретном магазине;
• издержки, связанные с поиском и приобретением товара (как явные - например,
расходы на такси, - так и неявные, в том числе альтернативная ценность затраченного
времени), равны С на один магазин.
Проанализируем ценовую стратегию продавцов в краткосрочном периоде.
Предположим, что число фирм на рынке достаточно высоко, так что рыночная доля
каждого продавца ничтожно мала. Возможно ли на этом рынке равновесие совершенно
конкурентного рынка? Да, возможно. Но будет ли оно равновесием?
Рассмотрим максимизирующую прибыль ценовую стратегию одного из
продавцов - обозначим его А. Пусть все фирмы, кроме рассматриваемой фирмы А,
назначают на товар цену, равную предельным издержкам Рс = МС. Предположим, что
фирма А назначает цену РА = Рс + ?, где ? - небольшая положительная величина.
Покупатели-туристы попадают к разным продавцам случайным образом, и небольшое
повышение цены не снижает числа потенциальных клиентов. Турист знает, что в
другом магазине он сможет купить товар по более низкой цене, однако это будет
сопряжено с дополнительными расходами на поиск. Выбор покупателя будет зависеть
от соотношения затрат на поиск С и потенциального выигрыша от приобретения товара
по более низкой цене. Если ? < С, покупатель предпочтет купить товар.
Следовательно, фирма А может поднять цену на величину ? < С и получить
ненулевую экономическую прибыль в результате превышения цены над предельными и
средними издержками. Но точно так же могут поступить и остальные продавцы. Ни у
одной фирмы нет стимула придерживаться цены, равной предельным издержкам.
Следовательно, несмотря на большое число продавцов на рынке, параметры рыночного
равновесия будут отличаться от равновесия конкурентного рынка.
Если все продавцы устанавливают цены выше, чем предельные издержки, фирма
А снова может поднять цену до величины Рс+2?. При этом остаточный спрос на товар
фирмы А не снизится. Но точно такими же соображениями будут руководствоваться в
своей политике и другие фирмы. Следовательно, цена на рынке окажется еще выше.
Пределом повышения цены будет служить монопольная цена Рm, при которой
предельная выручка продавца равна его предельным издержкам. Таким образом на
рынке создается «ловушка для туристов», вынужденных оплачивать разницу между
ценой и предельными издержками из-за своей неинформированности.
Оппортунистическое поведение фирм - снижение цены по сравнению с
монопольной ценой - будет осуществляться только в том случае, когда разница цен
достаточна высока по сравнению с издержками на поиск, чтобы расширить остаточный
спрос на товар фирм, снижающих цену. Чем больше продавцов на рынке, тем при
прочих равных условиях менее вероятен поиск покупателем фирмы, устанавливающей
более низкие цены. Экономическая прибыль продавцов за счет цен, превышающих
предельные издержки, вызовет вход новых фирм на рынок. Остаточный спрос каждой
фирмы будет снижаться до тех пор, пока средние издержки не достигнут уровня цены,
а экономическая прибыль - нуля. На рынке возникнет равновесие, свойственное
монополистической конкуренции, но в отличие от монополистической конкуренции
избыточная мощность будет служить платой не за разнообразие товаров, а за
неинформированность покупателей.
До сих пор мы предполагали, что никто из покупателей не знает цен конкретных
продавцов. Но для рынков гораздо более типична ситуация, когда существуют разные
группы покупателей, в разной степени информированные о ценах товара в разных
торговых точках. Разный уровень информированности может объясняться различием
предпочтений, различием альтернативной ценности времени, различной частотой
покупок и многими другими причинами.
Предположим, что покупатели делятся на две группы: неинформированных и
информированных о ценах разных продавцов («местных уроженцев» в
противоположность «туристам»). Пусть на рынке действуют L потребителей, aL
потребителей 1-го типа и (1 - a)L потребителей 2-го типа. Каждый потребитель
покупает ровно одну единицу товара. Остаточный спрос на товар каждой фирмы
зависит не только от количества продавцов, но и от доли информированных
покупателей на рынке (рис. 5.2).
При ценах выше q объем остаточного спроса равен нулю. При цене, равной q,
объем спроса равен отно шению числа неинформированных о цене покупателей к
числу фирм на рынке: Qd(P = ?) = (1 - a) q/n, где q - общее число покупателей; n - число
фирм на рынке.

При цене, равной предельным издержкам (цене рынка совершенной
конкуренции), объем спроса равен числу информированных покупателей,
приходящихся на одну фирму: Qd(P = МС) = a q/n. При цене ниже цены рынка
совершенной конкуренции на величину е объем остаточного спроса равен числу
информированных о ценах покупателей и доле неинформированных о ценах
покупателей, приходящейся на одного продавца. Если число информированных о ценах
покупателей, приходящихся на одну фирму, достаточно велико, для фирмы
предпочтительна цена, равная предельным издержкам: она позволяет, по крайней мере,
получать нормальную прибыль. Число информированных покупателей играет для
продавца роль, аналогичную роли ценовой эластичности остаточного спроса: чем
больше на рынке информированных потребителей, тем меньше возможность назначать
цену, превышающую предельные издержки и получать экономическую прибыль.




Если на долю фирмы приходится относительно мало информированных
потребителей, продавец может получать экономическую прибыль, назначая цену,
равную максимальной готовности платить за товар неинформированных покупателей
(рис. 5.3). При небольшом числе информированных потребителей на рынке возникает
равновесие с двумя ценами: часть магазинов продает товар по цене ?, часть - по цене,
равной минимуму средних издержек.
Итак, выбор фирмой высокой (равной ?) или низкой (равной предельным издержкам)
цены зависит от числа информированных о цене покупателей, приходящихся на одну
фирму. Но это число, в свою очередь, зависит от ценовой политики, которую проводят
остальные фирмы этого рынка.
Предположим, все фирмы, кроме фирмы A, назначают цену, равную ?. В этом
случае понижение цены приведет к существенному расширению остаточного спроса
благодаря тому, что все информированные покупатели будут приобретать товар у
фирмы А. Следовательно, понижение цены по сравнению с ценой конкурента, но не
ниже, чем минимальный уровень средних издержек, будет максимизирующей прибыль
стратегией для фирмы А.
Напротив, если все фирмы, кроме фирмы А, назначают цену, равную минимуму
средних издержек, фирма А сможет получить экономическую прибыль, подняв цену до
? и снизив объем продаж. Таким образом, максимизирующая прибыль ценовой
стратегии для фирмы А зависит:
• от соотношения количества информированных и неинформированных
покупателей;
• от политики, выбранной другими фирмами.




Отличительной чертой долгосрочного равновесия на рынке служат две
равновесные цены: цена ? для неинформированных потребителей и цена, равная
предельным и средним издержкам для информированных потребителей. Конечно,
поскольку неинформированные потребители совершают случайные покупки, часть из
них тоже воспользуется преимуществами низкой цены случайным образом. Назначать
цену ниже ? ,но выше минимума средних издержек невыгодно, так как в этом случае
все информированные потребители все равно будут покупать только там, где цена
равна Рс, а прибыль при продаже товара неинформированным потребителям выше в
случае цены ?. Поэтому такое двухценовое равновесие будет стабильным. При
долгосрочном двухценовом равновесии фирмы будут получать нормальную прибыль,
независимо от того, какой уровень цены они выбрали (рис. 5.4).
В условиях двухценового равновесия продавцы, назначающие низкие цены, среди
своих клиентов будут иметь всех информированных покупателей и часть удачливых
неинформированных покупателей, так что их доля рынка будет выше, чем доля рынка
магазинов, назначающих высокие цены. Доля рынка, контролируемая продавцами,
назначающими низкие цены, может служить показателем информированности
покупателей.
Влияние информированности покупателей на цены: эксперимент в Оттаве

Уровень влияния информированности покупателей на стратегии фирм в выборе цен отчетливо
демонстрирует экономический эксперимент, проведенный в 1974 году в Оттаве. Исследование
проходило в три этапа: на первом этапе была собрана информация о ценах продовольственных товаров в
городе, где проводился эксперимент (Оттава), а также в контрольном городе (Виннипег). В течение пяти
недель второго этапа информация о ценах публиковалась в газетах, а кроме того, специально
предоставлялась группе покупателей, чье поведение исследовалось более детально. На третьем этапе
информация о ценах в разных супермаркетах собиралась повторно. Результаты эксперимента оказались
внушительными: относительные цены продовольственных товаров в Оттаве снизились относительно цен
в Виннипеге на 6,5%. Кроме того, в Оттаве повысилась доля супермаркетов, назначавших низкие цены.
Причиной было изменение поведения покупателей: эксперимент показал, что 43% покупателей
контролируемой группы изменили место покупок.
Источник: D.Carlton, J.Perloff. Modern Industrial Organization, 1994, 2-d edition. Co ссылкой на:
Devine D.G. and Marion B.W. The Influence of Consumer Price Information on Retail Pricing and Consumer
Behavior. American Journal of Agricultural Economics, 1980, p. 61, 62.

Так как неинформированность потребителей играет на руку фирмам, позволяя им
получать дополнительную прибыль от более высоких цен, фирмы стремятся увеличить
издержки по получению информации для потребителей. Различный уровень
информированности может служить критерием ценовой дискриминации. Как и любая
другая форма ценовой дискриминации, разные цены на один и тот же товар одного и
того же продавца позволяют повысить прибыль. Нередко для более эффективной
ценовой дискриминации фирмы пользуются продажей одного и того же товара под
разными марками. Так как трудно проследить все цены и установить потребительские
характеристики для всех марок товара, информационные издержки потребителей
возрастают, уровень их информированности снижается, что позволяет продавцу
получать дополнительную прибыль.
Асимметричная информация о ценах, как и асимметричная информация о
качестве, снижает эффективность конкуренции и создает основы монопольной власти
на товарных рынках. В приобретении информации о ценах заинтересованы прежде
всего сами участники рынка. Если ими являются фирмы, то в отличие от покупателей в
модели «ловушки для туристов» они будут оплачивать приобретение информации о
ценах. Однако среди отраслевых рынков есть и такие, где в силу тех или иных
обстоятельств покупатели (или продавцы) товара не в состоянии оплатить весь
необходимый им массив информации о ценах и спросе. Примером могут служить
рынки сельскохозяйственной продукции. Каждый отдельно взятый производитель не в
состоянии оплатить необходимую ему оперативную информацию о возможных
клиентах. На таких рынках информация о ценах и спросе служит общественным
товаром, финансирование его предоставления может взять на себя государство.

Рынок молока в Калуге: «ловушка для совхозов»

Адаптация российских предприятий к рыночным условиям в первые годы экономической
либерализации протекала нелегко. Одной из причин было отсутствие традиции и навыков сбора и
использования информации о ценах и спросе, что существенно снижало ценовую конкуренцию. Роль
государственных регулирующих органов в сборе и распространении информации на начальном этапе
либерализации была чрезвычайно велика. Продуманная целенаправленная политика в области
информации позволяла резко и быстро повысить эффективность конкуренции на товарных рынках.
Примером может служить организованная Министерством сельского хозяйства России система
информирования продавцов молока - сельскохозяйственных предприятий - в Калужской области.
Молокозаводы - основные покупатели молока у сельскохозяйственных предприятий - в условиях
низкой конкуренции благодаря неинформированности сдатчиков молока о ценах обладали
монопсонической властью. Они проводили крайне негибкую ценовую политику, пересматривая цены (в
1992 году с его гиперинфляцией) лишь однажды в квартал. За считанные месяцы ситуация изменилась
благодаря организации сбора информации о потенциальных покупателях молока и предлагаемых ими
закупочных ценах и предоставлению ее сельскохозяйственным предприятиям. Государству удалось
повысить конкуренцию на рынке и усилить ее эффективность только за счет столь «неосязаемого» блага,
как вовремя предоставленная информация. Молочные заводы-покупатели молока быстро утратили свое
квазимонопольное положение, закупочные цены на молоко в Калужской области выровнялись и,
конечно, пересматривались по крайней мере раз в 2-3 дня.
Источник: Серова Е.В., Мелюхина О.А. К проблеме монополизма в сфере переработки
сельскохозяйственных продуктов // Вопросы экономики. - 1995. - № 1. -С. 67-76.

Асимметричная информация о качестве служит одним из основных типов
«провалов рынка». Она служит одним из главных факторов неэффективности
конкурентного рынка для товаров, чье качество невозможно определить до
потребления: острота ценовой конкуренции, присущая рынку с отсутствием
монопольной власти, с одной стороны, требует стандартизации товаров разных
продавцов, при которой невозможно разграничить товары разного качества; с другой
стороны, вытесняет с рынка товары с более высокими издержками производства - то
есть товары высокого качества. В свою очередь, разграничение товаров разных
продавцов фактически создает особый тип дифференциации продукта на рынке, и,
таким образом, мы видим, что решение проблемы «рынка лимонов» сопряжено с
созданием монопольной власти. Асимметричная информация создает основы
квазимонопольного поведения на рынках даже с достаточно большим числом
продавцов.
Асимметричная информация о ценах снижает эффективность ценовой
конкуренции и дает возможность получать продавцам экономическую прибыль по
крайней мере в краткосрочном периоде. Расходы на информацию, как и расходы на
предоставление сигналов о качестве, могут повышать барьеры входа на рынок для
новых фирм.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Какие причины вызывают неполноту информации на рынке?
2. Охарактеризуйте особенности «риска безответственного поведения контрагента» и
«негативного отбора» на товарных рынках и на рынке кредита.
3. Почему проблема асимметричной информации не может быть решена путем предоставления
покупателями (продавцами) прямой информации о качестве товара?
4. Может ли государственная политика способствовать решению проблемы асимметричной
информации о качестве? Асимметричной информации о ценах?
5. Организации защиты прав потребителей создаются для предоставления покупателям
информации о качестве товаров и услуг, о ценах и правах потребителей. Можно ли дать какую-либо
количественную оценку результатов их деятельности? Как деятельность таких организаций влияют на
общественное благосостояние? Как государство может стимулировать предоставление этими
организациями оптимального объема информации покупателям? Как мы определим оптимальный объем
информации?
6. Охарактеризуйте достоинства и слабые стороны разных типов сигналов о высоком качестве
товара. Какие факторы определяют эффективность сигналов о качестве?
7. Концепция расточительных расходов утверждает, что сумма расходов на рекламу, независимо
от содержания рекламных объявлений и их правдивости, сама по себе свидетельствует о
добросовестности продавцов. В 1994 году в России лидером по объему предоставленной рекламы была
небезызвестная компания «МММ». Опровергает ли история «МММ» выводы концепции расточительных
расходов?
8. «У фирмы, продающей товар на рынке совершенной конкуренции, стимулы предоставлять
сигналы о качестве выше, чем у монополии». Обсудите это утверждение.
9. «В отличие от неполноты информации о качестве товара, проблема неполноты информации о
ценах - вполне преодолима, поэтому не может служить провалом рынка и препятствовать эффективной
конкуренции». Обсудите это утверждение.
10. Зависит ли острота проблемы асимметричной информации о ценах от ценовой эластичности
спроса на товар? от эластичности спроса по доходу на товар? от перекрестной эластичности спроса на
товар?

Задачи
1. Монополист, производящий товар высокого качества, стремится сигнализировать о качестве
своего продукта с помощью низкой входной цены. Число покупателей на рынке считаем неизменным.
Издержки производства товара низкого качества равны 1, издержки производства товара высокого
качества равны 3. Ставка процента составляет 10% годовых, вероятность повторных продаж в
следующем периоде - 85%. Какова должна быть максимальная готовность платить за товар высокого
качества, чтобы сигнал о качестве был эффективным:
а) если фирма рассчитывает продавать товар только в течение двух периодов?
б) если фирма рассчитывает продавать товар в течение неопределенно продолжительного
времени?
2. На рынке с низкой концентрацией продавцов торговые фирмы с идентичными затратами
продают товар информированным и неинформированным о ценах в других магазинах покупателям.
Общее число покупателей в день - 8000 человек, из них 20% - неинформированные о ценах.
Информированные о ценах готовы платить цену, равную минимальным средним (экономическим)
издержкам фирм на товар. Неинформированные о ценах покупатели готовы платить цену, равную 11
тыс. руб. Зависимость средних издержек (экономических) фирмы от объема продаж товара АСi, = 3 +
0,5(8 - q)2 (тыс. руб.). Определите оптимальную ценовую стратегию для фирмы на этом рынке.
3. Шоколадные конфеты продаются по цене 100 тыс. руб. за коробку. Известно, что на рынке доля
информированных о качестве потребителей составляет 60%. Средние издержки производства товара
низкого качества постоянны и составляют 70% от уровня издержек производства товара высокого
качества. Определите:
а) при каком уровне средних издержек монополисту выгодно производить шоколадные конфеты
высокого качества (подсказка: ответ будет различаться в зависимости от того, рассчитывает ли фирма на
повторные продажи или нет)?
б) если рынок шоколадных конфет является конкурентным, будут ли фирмы на этом рынке
заинтересованы в производстве товара высокого качества?
4. Монополия продает товар, причем может выбирать между производством и продажей товара
высокого и низкого качества (предполагаем, что производить одновременно товары и высокого, и
низкого качества фирма не будет). Издержки производства на единицу продукции для товара высокого
качества постоянны и составляют 15, для товара низкого качества - постоянны и составляют 5.
Максимальная готовность платить за товар высокого качества - 40, за товар низкого качества - 10.
Неинформированные о качестве товара покупатели предполагают, что вероятность того, что
«неизвестный» им продукт - хорошего качества, составляет 0,1. Монополия назначает для каждой
группы покупателей цену, равную максимальной готовности платить (и не может отсечь группу от
приобретения товара, даже если его продажа приводит к убыткам). Задания:
а) покажите, при какой доле информированных покупателей фирме выгоднее производить товар
высокого качества, если она не рассчитывает на повторные продажи;
б) покажите, при каком значении дисконтирующего множителя и вероятности повторных продаж
на рынке фирме, рассчитывающей на повторные продажи, всегда выгоднее производить товар высокого
качества (в этом случае мы предполагаем, что «неинформированные» покупатели становятся
информированными о качестве после первой покупки товара).
5. Фирма просит у банка кредит 100 тыс. долл. на осуществление инвестиционного проекта
длительностью 1 год. Фирма имеет три варианта осуществления инвестиционного проекта,
характеризующиеся следующими параметрами:
Вероятно Чистая выручка Ожидаем
сть удачного ая чистая
в случае в случае
осуществления выручка, долл
удачного неудачного
проекта
осуществлени осуществлени
0,4 242 500 50000 127 000
0,6 178 333 50000 127 000
0,8 146 250 50000 127 000
Зависимость величины чистой выручки в случае удачного осуществления проекта от вероятности
его осуществления описывается формулой Net Rev1, = 50 000 + 77 000/?, где ? -вероятность успешного
осуществления инвестиционного проекта. В случае неудачного осуществления инвестиционного проекта
фирма становится банкротом. Величина чистых потерь, связанных с банкротством (явных и неявных),
составляет 70 000 долл. Банк назначает ставку процента на уровне максимальной ставки процента,
которую готова заплатить фирма (reservation interest rate). Однако банк не может с полной
достоверностью знать, какой вариант осуществления инвестиционного проекта выберет фирма, так как
ее действия по использованию кредита находятся вне контроля банка. На основе изучения бизнес-плана
банк выдвигает следующие предположения относительно вероятности осуществления трех упомянутых
вариантов инвестиционного проекта:
В Вероятность Вероятность, что
ариан удачного осуществления будет осуществляться
1 0,4 0,05
2 0,6 0,45
3 0,8 0,50
а) определите ставку процента, которую назначит банк для фирмы;
б) сделайте вывод относительно выбора фирмой варианта осуществления инвестиционного
проекта.

***

Анализ проблем асимметричной информации в мировой теории восходит к
модели «рынка лимонов» Дж.Акерлофа [1]. Исследования, развивающие анализ
проблемы, можно условно разделить на две группы: анализ последствий
несовершенства информации на разных рынках и изучение возможности и
эффективности различных типов сигналов о качестве.
Модели, показывающие влияние асимметрии на рыночное равновесие и его
эффективность, стали неотъемлемой частью анализа не только продуктовых рынков, но
и финансового рынка, рынка страховых услуг, рынка труда, а также проблем,
связанных с государственным регулированием. «Негативный отбор» (adverse selection)
и проблема неконтролируемых действий контрагента (hidden action problem) на
финансовом рынке проанализированы Стиглицем и Вайссом [22]. Было показано, что в
условиях асимметричной информации об уровне ожидаемой доходности
инвестиционных проектов и риска у разных заемщиков равновесие на рынке может
быть сопряжено с дефицитом кредитных ресурсов: при равновесной (в рамках модели
полной и симметричной информации) ставке процента объем спроса на кредиты со
стороны потенциальных заемщиков превысит объем их предложения банками.
Возможности использования различных дополнительных условий контрактов в
качестве сигнала были проанализированы Бестером [7]. Проблеме оптимальных
контрактов на финансовом рынке в условиях неполной информации посвящена статья
Уильямсона [23]. Влияние асимметричной информации на формирование
макроэкономического равновесия показано Бернанке [6].
Риск недобросовестности контрагента, подталкивающий страховые компании к
использованию контрактов неполного возмещения потерь, проанализирован
Гроссманом и Хартом [9]. «Негативный отбор» на рынке страховых услуг и
возможности разрешения этой проблемы с помощью «контрактов лакмусовой
бумажки» (revealing contracts) рассмотрены Ротшильдом и Стиглицем [19].
Модель, рассматривающая образование как сигнал на рынке труда, решающий
проблему «негативного отбора», принадлежит Спенсу [21]. Эффективная заработная
плата, превышающая резервационную цену труда, как способ избежать последствия
неконтролируемости действий контрагента, проанализирована Шапиро и Стиглицем
[20], а также Акер-лофом [4] и Йеллен [11].
Воздействие асимметричной информации на эффективность государственного
регулирования, когда контракт, предлагаемый регулирующим органом, должен решить
проблему выявления типа производителя (например, наличие преимущества в
издержках одного из них), исчерпывающе проанализировано Лаффонтом и Тиролем
[14]. В их книге можно найти хороший обзор литературы по проблеме.
Важным направлением анализа проблем асимметричной информации служит
теория сигналов, частично охарактеризованная выше. Первыми работами,
сформировавшими традиции исследования в этой области, стали статьи Нельсона [16;
17]. Он первым предложил анализировать рекламу вне ее информативного содержания
(см. выше), просто как сигнал определенного уровня качества товара продавца. Модель
Нельсона впоследствии формализовалась, уточнялась и дополнялась. Килстрем и
Риордан [13] сформулировали условия, при которых реклама может или не может
служить сигналом высокого качества и способом приобретения репутации. Бэгвелл и
Риордан [5] предложили аналогичное условие для цен товаров, обратив особое
внимание на их динамику. Милгром и Роберте [15] объяснили использование фирмой в
качестве сигналов комбинации ценовой и рекламной политики.
Помимо взаимодействия продавцов с покупателями, асимметричная информация
играет важную роль при определении стратегического взаимодействия продавцов
между собой. Асимметричная информация об издержках, остаточном спросе на товар
конкурента, его прибыли и т. д. может оказать существенное влияние на рыночную
политику фирм. Этим проблемам посвящена работа Крепса и Уильсона [12].
Эмпирические исследования в области асимметричной информации не столь
обширны. Одна из немногих работ [8] рассматривает влияние асимметричной
информации на формирование принципа продвижения сотрудников по служебной
лестнице. Другая [24] посвящена регулированию водоочистки в Калифорнии. Волак
обнаружил, что асимметричная информация о производительности и издержках при
прочих равных условиях ведет к снижению выпуска на 10% по сравнению с уровнем,
равновесным при выполнении предположения о симметричной информации. Таким
образом предложена методика измерения потерь от неполноты информации.

Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература

1. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм / В сб.
THESIS. 1994. Вып. 5. С. 91-104.
2. Haйm Ф. Понятие рынка и неопределенности / В сб. THESIS. 1994. Вып. 5. С. 12-28.
3. Стиглер Дж. Экономическая теория информации. В сб. «Теория фирмы». Спб, 1995. С. 507-529.
4. Akerlof G. Labour Contracts as Partial Gift Exchange // Quarterly Journal of Economics. 1982, vol. 97,
pp. 543-569.
5. Bagwell K. and M.H.Riordan. High and Declining Prices Signal Product Quality // American
Economic Review. 1991, vol. 81, pp. 224-239.
6. Bernanke B.S. and M. Gertler. Agency Costs, Net Worth and Business Fluctuations // American
Economic Review. 1989, vol. 79, pp. 14-31.
7. Bester H. Screening versus Rationing in Credit Markets with Imperfect Information // American
Economic Review, 1985, vol.75, pp. 850-855.
8. Bourguignon F. and P.A.Chiapppori. Executives' Promotion in an Internal Labour Market: An
Econometric Analysis, Essays on Honor of Edmond Malinvaud, vol.3, Cambridge, Mass., MIT Press, 1990, pp.
25-49.
9. Grossman S. and O.Hart. An Analysis of the Principal-Agent Problem // Econometnca.1983. vol.52,
pp. 1-45.
10. Hillier В. The Economics of Asymmetric Information, London, Macmillan Press, 1997.
11. Yellen J.L. Efficiency-Wage Model of Unemployment// American Economic Review.1984. vol. 74,
pp. 200-205.
12. Kreps D.M. and R. Wilson. Reputation and Imperfect Information//Journal of Economic Theory.
1982, vol.27, pp. 253-279.
13. Kihlstrom R.E. and M.H.Riordan. Advertising as a Signal //Journal of Political Economy. 1984,
vol.92, pp. 427-450.
14. LaffontJJ., Tirole J. A Theory of Incentives in Procurement and Regulation. Cambridge, Mass., MIT
Press, 1993.
15. Milgrom P. and J.Roberts. Price and Advertising Signals of Product Quality //Journal of Political
Economy. 1986, vol.76, pp. 796-821.
16. Nelson P. Information and Consumer Behaviour // Journal of Political Economy. 1970, vol.78, pp.
311-329.
17. Nelson P. Advertising and Information //Journal of Political Economy. 1974, vol.84, pp. 427-450.
18. Phlips L. The Economics of Imperfect Information. Cambridge, Cambridge Univ.Press, 1988.
19. Rotschild M. and StiglitzJ.E. Equilibrium in Competetive Insurance Markets: An Essay on the
Economics of Imperfect Information // Quarterly Journal of Economics. 1976, vol. 90, pp. 629-650.
20. Shapiro C. andJ.E.Stiglitz. Equilibrium Unemployment as s Worker Discipline Device // American
Economic Review. 1984, vol. 74, pp. 433-444.
21. Spence A.M. Job Marketing Signalling // Quarterly Journal of Economics. 1973, vol. 87, pp. 355-374.
22. StiglitzJ.E. and Weiss A. Credit Rationing in Markets with Imperfect Information // American
Economic Review. 1981, vol. 71. pp. 407-430.
23. Williamson S.D. Costly Monitoring, Financial Intermediation and Equilibrium Credit
Rationing//Journal of Monetary Economics. 1986, vol. 18, pp. 159-179.
24. Wolak F. And Econometric Analysis of the Asymmetric Information, Regulator-Utility Interaction
// Annales s'Economie et de Statistique. 1994, pp. 13-69.

Глава 6
Глава 6

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА

Все рынки в экономике делятся на две большие группы. К первой группе
относятся рынки однородных продуктов. На таких рынках товары разных
производителей являются совершенными заменителями. Конкурентоспособность
товаров зависит главным образом от цены продавца Примерами рынков с однородным
продуктом могут служить рынки биржевых товаров - и в особенности рынки ценных
бумаг (рынок ГКО, рынок валютных фьючерсных контрактов и т. д.). К другой группе
относятся рынки неоднородных или дифференцированных продуктов Дифференциация
продукта тем выше, чем менее совершенными заменителями служат товары разных
продавцов на рынке. Основой дифференциации служат субъективные предпочтения
потребителей: продукты дифференцированы только потому, что сами покупатели
рассматривают различные марки товаров как разные товары. Если потребительские
характеристики двух марок сигарет идентичны, но потребители считают, что они
различны, то с точки зрения экономического анализа рынок, включающий продавцов
этих двух марок сигарет, будет рынком дифференцированного продукта. Если же,
напротив, две марки телевизора существенно отличаются друг от друга по своим
характеристикам, но потребители рассматривают их в качестве одного и того же
товара, то с точки зрения экономиста рынок будет являться рынком однородного
товара.
По мере роста дифференциации продукта масштабы и значение ценовой
конкуренции снижаются, напротив, неценовые методы конкуренции - качество товара,
обновление продукта, рекламные кампании, торговые марки - все в большей степени
определяют конкурентоспособность товара фирмы

Модель Чемберлина дифференциации продукта

Исторически первая концепция деятельности фирмы на рынке
дифференцированного продукта - модель монополистической конкуренции - была
предложена Эдвардом Чемберлином. Остаточный спрос на товар фирмы на рынке
монополистической конкуренции отражает наличие у фирмы рыночной власти.
Предельная выручка продавца ниже цены. Максимальная готовность платить за товар
фирмы зависит не от объема продаж всех продавцов (как на рынке совершенной
конкуренции), а от объема продаж каждого из них Рi, = P(q1, q2, ..,qn) Влияние объема
продаж фирмы-конкурента на остаточный спрос 1-й фирмы тем меньше, чем в большей
степени различаются их товары в глазах потребителей. Чем ближе положение фирмы к
монопольному, тем сильнее ее рыночная власть.
Показателем дифференциации продукта служит эластичность остаточного спроса
на товар фирмы При прочих равных условиях эластичность остаточного спроса тем
ниже, чем сильнее товар фирмы отличается от товара конкурента, то есть чем выше
дифференциация продукта. В краткосрочном периоде фирма максимизирует прибыль,
выбирая объем продаж, при котором предельная выручка равна предельным
издержкам. Положительная экономическая прибыль 1-й фирмы вызывает стремление
конкурентов копировать потребительские характеристики ее продукта Кроме того, на



СОДЕРЖАНИЕ