СОДЕРЖАНИЕ

2. Самуэльсон П.Э. Монополистическая конкуренция - революция в теории / В
сб.: Теория фирмы. Спб, 1995. С. 354-370.
3. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М., 1996.
4. Шерер Ф.М. и Д. Росс. Структура отраслевых рынков. М., 1997. С. 565-606.
5. Cowling К. and J. Cubbin. Price, Quality and Advertising Competition // Economics
1971, vol.38, pp. 378-394.
6. Dorfman R, and P.O Steiner. Optimal Advertising and Optimal Quality // American
Economic Review. 1954, vol.44, pp. 826-836.
7. Hotelling H. Stability in Competition // Economic Journal. 1929, vol.39, pp. 41-57.
8. Lancaster KJ. A New Approach to Consumer Theory //Journal of Political Economy.
1966, vol.74, pp. 132-157.
9. Lancaster KJ. Variety, Equity and Efficiency. N-Y, Columbia Univ.Press, 1971.
10. Lancaster KJ. Consumer Demand: A New Approach, N-Y., Columbia Univ.Press,
1979.
11. Metwally MM. Advertising and Competetive Behaviour of Selected Australian
Firms// Review of Economics and Statistics, 1975, vol.57, pp. 417-427.
12. Salop S. Monopolistic Competition with Outside Goods // Bell Journal of
Economics. 1979, vol. 10, pp. 141-156.
13. Sutton J. Sunk Costs and Market Structure. Cambridge, Mass., MIT Press, 1991.
14. Tirole J. The Theory of Industrial Organization, Cambridge, Mass., MIT Press,
1993, pp. 277-303.


ГЛАВА 7
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ


Базовый анализ рынков, особенностей конкуренции, причин и последствий
монопольной власти до сих пор опирался на анализ рынка как такового. Нами
практически игнорировались проблемы, возникающие в результате особенностей
взаимоотношений между производителями промежуточной и конечной продукции,
между производителями и дистрибьютерами товара. В неявном виде анализ
монопольной власти отталкивался от одномерного представления о фирме как
продавце потребительских товаров. Потери общества от монопольной власти
рассматривались в первую очередь как потери потребителей вследствие ограничения
продавцами объема продаж и понижения цены. Ограниченность такого подхода
очевидна: монопольная власть на рынке промежуточной продукции влияет на остроту
и особенности конкуренции не менее, если не более сильно, чем монопольная власть на
рынке конечной продукции. Это связано прежде всего с особенностями спроса на
промежуточную продукцию: как правило, возможности ее замещения у фирм-
покупателей существенно ниже, нежели возможности замещения потребительских
товаров. Кроме того, изменение цен на промежуточную продукцию в результате
усиления или ослабления рыночной власти оказывает существенное влияние на
положение производителей и потребителей во многих секторах экономики (вспомним
классический пример - создание ОПЕК явилось одним из важнейших событий
послевоенной экономической истории, последствия которого проявляются вплоть до
настоящего времени). Данная глава ставит целью рассмотреть причины и последствия
особых форм взаимоотношений между производителями и продавцами на рынке -
вертикальной интеграции и вертикальных ограничений.

Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения: общие понятия
Прежде чем перейти к анализу проблем вертикальной интеграции и вертикальных
ограничений, определим сами эти понятия. В рыночной экономике существуют такие
организационные формы ограничения конкуренции:

Степень Организационные формы ограничения конкуренции
устойчивости (от
неустойчивых к Горизонтальные Вертикальные
устойчивым формам)
Соглашения Картели Долгосрочные соглашения о
поставке
Участие в Участие в капитале, синдикаты, Участие в капитале, совместное
собственности взаимное членство в советах управление, взаимное членство в
директоров советах директоров
Слияния и Тресты, концерны Вертикальные концерны
поглощения
Причины и результаты горизонтальных объединений частично уже были
рассмотрены нами, частично - будут рассмотрены в главе о стратегическом
взаимодействии фирм на рынках. Объектом анализа в этой главе станет вертикальный
контроль, включающий в себя как разновидности вертикальную интеграцию и
вертикальные ограничения. Вертикально интегрированной называется фирма,
включающая более одной стадии производства конечной продукции, в
противоположность неинтегрированной фирме, приобретающей сырье и материалы для
производства товара. Однако и неинтегрированная фирма может заключать
долгосрочные контракты со своими поставщиками и покупателями, в которых помимо
цен оговариваются вопросы особых условий поставки, особых условий реализации
произведенной продукции, нормативов запасов, минимальной или максимальной цены
перепродажи и т. д. Такие типы контрактов называются вертикальными
ограничениями.
Основные вопросы, которые нам предстоит проанализировать в связи с
вертикальной интеграцией и вертикальными ограничениями, - каковы основные
стимулы к вертикальной интеграции и вертикальным ограничениям, какие проблемы
призваны решить вертикальные ограничения в отношениях между производителями на
разных этапах технологической цепочки, а также между производителем и
дистрибьютором, как вертикальная интеграция и вертикальные ограничения
воздействуют на рыночную структуру, какой должна быть государственная политика в
отношении вертикальной интеграции.

Вертикальная интеграция: за и против

Начнем с изложения соображений против вертикальной интеграции (издержек
вертикальной интеграции): они носят гораздо более общий характер, нежели мотивы
вертикальной интеграции, которые должны быть разобраны подробнее.
• Первым мотивом против вертикальной интеграции служит известная истина,
согласно которой разделение труда повышает его производительность. Отказ от
разделения труда и специализации может снизить эффективность производства и
привести к росту издержек на единицу продукции. Поэтому может оказаться, что
издержки самостоятельного производства для фирмы окажутся выше, нежели цена, по
которой данный товар можно было бы купить на рынке.
• Второй мотив против вертикальной интеграции связан с усложнением процесса
управления вместе с увеличением масштаба фирмы, следовательно, с ростом издержек
на управление.
• Третий мотив против вертикальной интеграции состоит в том, что слияние и/или
поглощение - форма вертикальной интеграции - сопряжены со значительным объемом
расходов (как явных, так и неявных) на совершение такого рода сделки.
Три перечисленных мотива против вертикальной интеграции рассматривают ее
влияние на производственную эффективность и экономическое положение
вовлеченных в этот процесс фирм.
• Наконец, четвертым мотивом против вертикальной интеграции служат
создаваемые ею барьеры входа на рынок и монопольная власть фирм-продавцов.
Вертикальная интеграция, объединяющая поставщиков промежуточной и
производителей конечной продукции на любом этапе технологической цепочки
снижает фактическую и потенциальную конкуренцию на рынках как промежуточной,
так и конечной продукции. На рынках промежуточной продукции доступ новых
покупателей ограничен из-за невозможности заключения контрактов с фирмами,
включенными в вертикально интегрированную структуру, или из-за неблагоприятных
условий этих контрактов. Если вертикально интегрированные фирмы объединяют
только часть поставщиков промежуточной продукции, повышается монопольная
(монопсоническая) власть не вовлеченных в объединение фирм. На рынках конечной
продукции вертикально интегрированная фирма обладает преимуществом в издержках,
позволяющее повысить монопольную власть.
Учитывая все названные издержки вертикальной интеграции, ее целесообразность
должна быть обоснована серьезными соображениями. Стимулы вертикальной
интеграции чрезвычайно разнообразны: с одной стороны, они могут быть вызваны
особенностями рыночного спроса и характеристиками производимого продукта, с
другой - свойствами технологии производства.
• Вертикальная интеграция позволяет снижать трансакционные издержки.
Высокие трансакционные издержки создаются благодаря привлекательности
оппортунистического поведения со стороны контрагентов. Возможности снижения
трансакционных издержек служат важными стимулами вертикальной интеграции.
Оливером Уильямсоном были проанализированы по крайней мере два типа
вертикальной интеграции, связанных с трансакционными издержками. Первый тип
связан с собственно экономией на трансакционных издержках, возникающих при
заключении контрактов. В данном случае выигрыш от вертикальной интеграции вполне
определен и относительно невелик. Второй тип вертикальной интеграции связан с
производством продуктов, спрос на которые в будущем полностью не определен.
Контракт между поставщиком промежуточной и производителем конечной продукции
оказывается неполным из-за невозможности предусмотреть все состояния будущего.
Отсутствие вертикальной интеграции в таких случаях ставит под сомнение
инвестиционные программы поставщика промежуточной продукции. Дополнительным
стимулом вертикальной интеграции служит стремление избежать «риска
безответственного поведения» со стороны одной из сторон, заключивших контракт.
Это особенно актуально в случае неопределенности относительно технологии и
издержек производства конечной продукции. Контракт, перекладывающий риск с
поставщика промежуточной на изготовителя конечной продукции, лишает
производителя на промежуточной стадии стимулов минимизировать затраты
Вертикальная интеграция для снижения трансакционных издержек особенно
актуальна в случае, когда фирма использует специализированные активы. Рынок
специализированных активов не может быть конкурентным. Высокий риск, связанный
с ограниченностью спроса, создает барьеры входа на рынок, поэтому предложение
специализированного оборудования, специализированного труда, специализированных
природных ресурсов фактически монополизировано. Для фирмы-производителя
трансакционные издержки, вызванные неопределенностью, весьма высоки,
невозможность своевременной поставки специализированных активов влечет за собой
опасность остановки производства. Очевидно, что фирмы предпочитают производить
сложное специализированное оборудование в рамках вертикально интегрированной
структуры, заключать долгосрочные контракты с работниками, обладающими
специальными навыками, а также контракты на право разработки и использования
уникальных природных ресурсов.
Высокие трансакционные издержки заставляют фирмы использовать методы
вертикальной интеграции в случае существования асимметричной информации о
качестве поставляемого оборудования и промежуточной продукции. Острота проблем,
возникающих в результате асимметричной информации о качестве, на рынке
оборудования существенно выше, чем на рынках потребительских благ: более высокие
цены в сочетании с невозможностью определить характеристики оборудования не
только до его использования, но и в течение длительного времени с момента начала его
использования создают стимулы поставки некачественных товаров. Если вдобавок
издержки, связанные с проверкой качества оборудования (или мониторингом процесса
его изготовления) высоки, стратегия вертикальной интеграции становится для фирмы
предпочтительной по сравнению с приобретением оборудования у самостоятельных
поставщиков.
• Мотивом вертикальной интеграции служит стремление фирм к увеличению
прибыли за счет решения проблемы «двойной надбавки» или «двойной
маржинализации». Проблема «двойной надбавки» возникает в случае, когда и рынок
промежуточной, и рынок конечной продукции являются рынками несовершенной
конкуренции. Рассмотрим общий случай - олигополию на рынках промежуточной и
конечной продукции.
На рынке промежуточной продукции (назовем его рынком А) действуют m
продавцов, а на рынке конечной продукции (рынке В) - n производителей,
одновременно являющихся продавцами. Технология производства продукта В такова,
что одна единица промежуточного продукта А необходима для производства единицы
конечного продукта В (иначе говоря, производственная функция товара В -
Леонтьевского типа, промежуточные продукты В и С служат совершенными
дополняющими ресурсами). Предположим для простоты, что все n фирм на рынке В
идентичны. Объем продаж отрасли складывается из выпуска каждого производителя
так, что QB = ZqBi, i = 1,2,..., n, где qBi - выпуск каждой фирмы на рынке. Предположив,
что Рс - цена промежуточного продукта С, используемого при производстве конечного
продукта, a FB - постоянные издержки фирмы на рынке В, прибыль фирмы на рынке
конечной продукции определяется как:

?Bi = PBqB – PAqB – PCqB – FB

Предельные издержки производства товара В МСв = (РА + Рс). Условие
максимизации прибыли фирмы на рынке В (см. главу 2):
1
PB(1 - ——) = PA + PC
nEd

где Ed - эластичность рыночного спроса на конечный продукт.
Одновременно это условие в неявном виде задает спрос на промежуточную
продукцию А. Учитывая, что по условию задачи для производства единицы товара В
необходима единица продукта А, можно записать индивидуальную обратную функцию
спроса на товар А со стороны одного продавца на рынке конечной продукции как:
1
PA(Q) = PB(Q)(1 - ——) - PC
nEd
причем PB (1 - 1/nEd) - предельная выручка продавца на рынке конечной
продукции. Видно, что объем спроса на промежуточную продукцию определяется, с
одной стороны, зависимостью предельной выручки продавца на рынке конечной
продукции, с другой - затратами на промежуточную продукцию С. Рассмотрим
упрощенный случай, когда и на рынке конечной, и на рынке промежуточной
продукции действуют фирмы-монополисты (n = l, m = l). Если они принимают решения
независимо друг от друга (рис. 7.1 а), на рынке промежуточной продукции монополист
устанавливает цену PA, на рынке конечной продукции другой монополист - цену PB,
всего на рынке продается количество Q*. Если фирмы объединятся в вертикально
интегрированную компанию, затраты




производителя конечной продукции на промежуточный продукт А понизятся
(рис.7.16), объем рыночных продаж увеличится, цена конечной продукции понизится.
Если мы сравним обе ситуации, то обнаружим, что для производителей конечной и
промежуточной продукции «двойная максимизация прибыли» в условиях
неинтегрированных фирм невыгодна: в этом случае при равновесной цене на рынке
остаются покупатели, чья максимальная готовность платить за товар В настолько
велика, что производство и продажа дополнительных единиц конечной продукции
принесли бы фирмам дополнительную прибыль. В случае вертикально
интегрированной компании объем прибыли оказывается выше, чем суммарная прибыль
производителей конечной и промежуточной продукции при отсутствии вертикальной
интеграции. «Двойная надбавка» или «двойная маржинализация» (от последовательной
- «двойной» - максимизации прибыли производителем промежуточной и конечной
продукции) служит примером отрицательного внешнего эффекта в отношениях между
производителями в рыночной экономике. В условиях, на первый взгляд, более
конкурентной рыночной структуры оказывается ниже не только прибыль
производителей продуктов А и В, но и прибыль фирм, производящих промежуточную
продукцию С, и выигрыш потребителя на рынке конечной продукции (рис. 7.1 а и б).
Если мы рассмотрим рынки промежуточной и конечной продукции как рынки не
монополии, а олигополии (m > 1 ; n > 1), ситуация изменится не принципиально. С
увеличением числа фирм на рынке предельная выручка будет приближаться к
рыночной цене. Рыночный спрос на промежуточную продукцию будет складываться
как сумма индивидуального спроса всех фирм, производящих конечную продукцию.
При относительно небольшом числе фирм-олигополистов на рынке (рис.7.2а)
вертикальная интеграция будет сопровождаться большим уровнем прибыли, нежели
сумма прибыли самостоятельных компаний. Однако по мере роста числа компаний на
рынке и приближения рынка к совершенно конкурентному, выигрыш от вертикальной
интеграции сокращается. В конце концов при достаточно большом числе фирм на
рынке вертикальная интеграция не приносит дополнительной прибыли (рис. 7.26).
Мы рассматривали упрощенный случай, когда вертикальная интеграция меняет
только критерии ценообразования на промежуточную и конечную продукцию, не влияя
собственно на издержки производства промежуточной продукции. Издержки
производства конечной продукции меняются лишь благодаря исключению
монопольной «надбавки» над предельными издержками производства промежуточной
продукции. Мы не рассматривали возможность изменения технологии производства -
замещения промежуточной продукции С продуктом А, предполагая Леонтьевскую
производственную функцию для продукта В. Очевидно, что замещение относительно
более дорогого ресурса менее дорогим создает дополнительные стимулы вертикальной
интеграции. Рассмотрим это на втором условном примере. Пусть на рынке
промежуточной продукции действуют 5 идентичных поставщиков (m = 5), на рынке
конечной продукции - 10 идентичных производителей (n = 10). Эластичность
рыночного спроса на конечную продукцию постоянна и равна (-1). Предельные
издержки производства промежуточной продукции А постоянны и равны 1. Однако
поставщики, пользуясь монопольной властью, осуществляют ценообразование по
принципу «издержки плюс» и назначают цену, равную 1,2. Кроме продукта А, в
производстве конечной продукции используется продукт С, приобретаемый на
конкурентном рынке по цене, равной 2. Производственная функция Кобба-Дугласа
имеет вид QB = vQAQc • Цена продукта С равна 2. В долгосрочном периоде при условии
минимизации издержек производителями конечной продукции функция издержек ТСв
=
3,5QB. Рыночная цена, определяемая из условия максимизации прибыли на рынке
олигополии Курно с n производителями, составляет Р = 3,89. Общий объем продаж на
рынке конечной продукции равен 0,26. Прибыль фирм на рынке В -0,1, индекс Лернера
монопольной власти на рынке конечной продукции В составляет также 0,1.
Производители конечной продукции используют промежуточные продукты - 0,3
единицы А и 0,225 единиц С. Производители промежуточной продукции получают
прибыль в размере 0,06. Предположим, что произошла вертикальная интеграция по
инициативе производителей промежуточной продукции. Теперь на рынке конечной
продукции 5 продавцов, функция издержек для каждого из них (благодаря экономии на
исключении монопольной «надбавки») TCB = 2,8QB- Рыночная цена конечной
продукции снижается до 3,5, объем продаж увеличивается до 0,29, прибыль
вертикально интегрированных фирм составляет 0,2. Таково же значение и индекса
монопольной власти Лернера. Использование промежуточной продукции изменилось -
продукта А выросло с 0,3 до 0,41, а продукта С снизилось с 0,225 до 0,205 (рис. 7.3).
Вертикальная интеграция дала возможность снизить предельные издержки
производства путем изменения технологии.
Помимо изменения технологии производства конечной продукции, вертикальная
интеграция приводит к многочисленным перекрестным эффектам:
• меняется экономическое положение поставщиков других типов промежуточной
продукции (в нашем примере - промежуточного продукта С), так как спрос на их товар
снижается;
• в случае, если только часть поставщиков промежуточной продукции и часть
производителей конечной продукции включаются в вертикально интегрированные
структуры, остальные поставщики промежуточной продукции могут получить
монопсоническую власть благодаря снижению числа конкурентов на рынке;
• если промежуточный продукт А используется в производстве других конечных
продуктов, вертикально интегрированная производственная единица получает
возможности скрытого использования ценовой дискриминации.
Вертикальная интеграция как условие
ценовой дискриминации

Американский алюминиевый концерн - АЛКОА - обладал монопольной властью на американском
рынке алюминия с 1888 по 1930 год благодаря контролю над отечественной добычей бокситов, а также
высоким импортным тарифам на алюминий. Помимо собственно производства алюминия, АЛКОА
внедрялся на ряд рынков конечной продукции путем приобретения фирм, перерабатывающих алюминий.
Исследования американских экономистов показали, что одной из целей, достигаемых АЛКОА путем
вертикальной интеграции, было использование системы ценовой дискриминации. Традиционное
применение схем ценовой дискриминации было исключено из-за широких возможностей арбитража.
Понижение цены для покупателя, ценовая эластичность спроса которого высока, было возможным
только путем его включения в вертикально интегрированную фирму. Ниже приведены отрасли, которые
потребляли в совокупности более 90% общего выпуска алюминия АЛКОА. Ценовая эластичность спроса
на алюминий фирм в тех отраслях, где АЛКОА не практиковала слияний и поглощений, существенно
ниже, что позволяло назначить для них более высокие цены на алюминий.
Основные отрасли-потребители алюминия
Отрасли Эластичность Инт
спроса на алюминий егрирован
Производство Эластичен, Ed * - Да
кухонной посуды 16
Производство Эластичен Да
электрического кабеля (заменитель - медь)
Автомобилестроение Эластичен, Ed = - Да
(производство деталей) 15
Черная металлургия и Неэластичен (нет Нет
производство стали заменителей)
Авиастроение Неэластичен (нет Нет
заменителей)
Источник: [13]

Снижение издержек производства в результате вертикальной интеграции
позволяет представителям Чикагской школы в теории отраслевой организации
рассматривать этот феномен в качестве не столько рыночного, сколько
внутрифирменного явления. С этой точки зрения эффективная вертикальная
интеграция сопровождается дополнительными выигрышами общественного
благосостояния. Если рынки конечной и промежуточной продукции достаточно
конкурентны, рыночные агенты не заинтересованы в вертикальных слияниях и
поглощениях. Следовательно, вертикальная интеграция должна рассматриваться как
вторичное явление, а не как самостоятельная причина квазимонопольного положения и
поведения фирм на рынках.
• Еще одним мотивом вертикальной интеграции может быть стремление снизить
давление государственного регулирования, в том числе уменьшить объем налоговых
отчислений. Вертикальная интеграция также позволяет манипулировать объемом
полученной прибыли, перераспределяя ее между подразделениями фирмы, что важно в
том случае, когда государство вводит ограничения на норму прибыли некоторых
продуктов или услуг компании. В рамках вертикально интегрированных компаний
сумма уплаченных косвенных налогов (например, налога на добавленную стоимость)
будет ниже, чем сумма, которая была бы уплачена самостоятельными компаниями.
Вертикальная интеграция зачастую дает возможность обойти установление
государством максимальной границы цен на продукцию.
• Самостоятельным мотивом вертикальной интеграции может стать
диверсификация производства. Диверсификация выпуска компании позволяет
снизить общий риск хозяйствования, что особенно важно в условиях расширения
деятельности.
• Наконец, мотивом вертикальной интеграции может стать стремление снизить
потери от монопольной власти. Так, независимые поставщики сельскохозяйственной
продукции, сталкиваясь с закупочной фирмой, обладающей монопсонической властью,
повысят прибыль, объединившись в кооператив и построив предприятие по
переработке сельскохозяйственной продукции.

Формы вертикального контроля

До сих пор, говоря о вертикально интегрированной фирме, мы подразумевали
комбинацию контроля над собственностью предприятий, принадлежащих к разным
стадиям технологической цепочки, с контролем над их поведением. Вертикально
интегрированная единица в полном смысле слова предусматривает сочетание этих двух
типов контроля. Однако в действительности они могут существовать относительно
независимо друг от друга: в системе холдинга возможен вертикальный контроль над
собственностью фактически без контроля над поведением, а рыночное поведение
формально самостоятельных предприятий, в свою очередь, может контролироваться в
отсутствие контроля над собственностью. В последнем случае можно говорить о
вертикальной квазиинтеграции или вертикальном контроле, не закрепленном
отношениями собственности.
Основным способом создания вертикально интегрированных фирм в полном
смысле слова, сочетающих контроль над собственностью и контроль над поведением,
служат слияния и поглощения. Способы возникновения квазиинтегрированных
объединений гораздо разнообразнее, они существенно зависят от конкретных
особенностей экономической системы. В условиях развитой рыночной инфраструктуры
- устойчивых правовых норм, наличия информационной базы принятия решений,
урегулированных отношений собственности, эффективного финансового рынка -
возможности возникновения отношений вертикальной квазиинтеграции (контроля над
поведением без контроля над собственностью) более ограничены, а сам контроль над
поведением менее устойчив. Для поддержания контроля над поведением он должен
быть дополнен контролем над собственностью. Напротив, неразвитость рыночной
инфраструктуры порождает широкие возможности существования устойчивых
квазиинтегрированных цепочек. Более того, неурегулированность отношений
собственности делает контроль над поставками и реализацией фирмы в целом более
эффективным, нежели контроль над ее собственностью.
Вертикальная квазиинтеграция возникает на многих монопсонических рынках
промежуточной продукции. Безальтернативность покупателя/канала сбыта оказывает
сильное влияние на поведение фирмы, в частности, ее политику определения выпуска и
цен, ассортимента, специализации/диверсификации, типов, направлений и масштабов
исследований и инноваций. Контракты субподряда, подчиняющие политику мелких
производителей интересам крупных покупателей, могут служить достаточным
условиям вертикального контроля над поведением субподрядчиков.
Особым типом вертикальной квазиинтеграции, присущим российской экономике,
служат отношения давальчества или толлинга, предусматривающие сохранение права
собственности поставщика промежуточной продукции на конечный продукт при
условии оплаты добавленной стоимости его производителю. Заметная доля давальчес-
кого сырья в общем объеме промежуточной продукции, получаемой производителем,
ведет к трансформации текущих целей и ориентиров хозяйствования, политики
предприятия - и в конечном итоге, при прочих равных условиях, к снижению
конкурентоспособности продукции (что не исключает текущего краткосрочного
выигрыша от использования системы давальчества). В условиях переходной экономики
активное использование системы давальчества равнозначно возврату к нерыночным
принципам хозяйствования, когда поставщик сырья заменяет министерство или
объединение. С точки зрения институционального анализа происхождение
давальчества может быть объяснено особой формой интернализации трансакционных
издержек: внешние трансакционные издержки, связанные с информацией и
обеспечением контрактов, трансформируются во внутренние неявные издержки
вертикального объединения. На прикладном уровне развитие давальчества в
российской экономике обусловлено в значительной степени возникшей вместе с
либерализацией экономики проблемой неплатежеспособности производителей,
особенно выпускающих промежуточную продукцию.
Другой немаловажной основой формирования квазиинтегрированных
объединений в российской экономике служит использование так называемых
альтернативных форм расчетов - бартера, расчета наличными (рублями или валютой),
векселей различных эмитентов, налоговых освобождений, казначейских обязательств и
других финансовых инструментов. Использование неденежных расчетов
непосредственно было вызвано стремлением смягчить для предприятий отчественной
промышленности проблему неплатежеспособности. В отсутствие механизма
банковской поддержки коммерческого кредитования и, следовательно, вексельного
обращения, для использования векселей и других ценных бумаг в расчетах оказалось
необходимым заключение особых соглашений между предприятиями-производителями
вдоль технологической цепочки от сырьевой до конечной продукции. Негативные
последствия развития альтернативных расчетов связаны с тем, что их развитие дает
возможность уклонения от налогов и в конечном итоге способствует уходу российских
фирм в «теневую» или, по крайней мере, в «серую» экономику. Кроме того,
преобладание неденежных расчетов в общем объеме расчетов накладывает
существенные ограничения на выбор предприятием канала поставки и канала сбыта
продукции и таким образом снижает потенциальную конкуренцию.

Использование неденежных расчетов
в российской экономике

Масштабы и причины использования альтернативных форм расчетов российскими предприятиями
в последние годы служат объектом пристального внимания экономистов-теоретиков и регулирующих
государственных органов.
Исследование, проводимое в рамках проекта «Мониторинг состояния и поведения промышленных
предприятий» Высшей школы экономики по заказу Министерства экономики, показало, что в 1995 году
больше половины расчетов между предприятиями осуществлялось с помощью использования
неучтенного наличного оборота в рублях и валюте, бартера, векселей и других финансоых инструментов.
Результаты исследования представлены в табл. 7.1.

Таблица 7.1
Доля различных расчетов в промышленности в 1995 г.
Отрасли промышленности Наличный оборот Бартер Векселя и др Всего
рубли валюта
Промышленность в целом 12 5 34 12 63
Химическая и нефтехимическая 12 14 42 14 82
Машиностроение 14 9 31 10 67
Лесная и целлюлозно-бумажная 15 5 33 8 61
Легкая 20 8 33 9 70
Пищевая 15 4 19 5 43
Крупные предприятия, с численностью занятых свыше 1000 человек чаще используют
альтернативные формы расчетов и ожидают большего расширения сферы их применения, нежели
мелкие. Среди отраслей промышленности наибольшую активизацию альтернативных форм расчетов
прогнозируют предприятия химической и нефтехимической промышленности.
Исследования Межведомственного аналитического центра (МАЦ), проводимые в 1996 году в трех
регионах России (Тульская область, Республика Удмуртия и Иркутская область) позволили сделать
вывод об активном использовании альтернативных форм расчетов российскими предприятиями. В
платежах покупателей предприятию они занимают чуть меньше половины (рис. 7.4а). Альтернативные
формы расчетов чуть больше распространены среди предприятий, находящихся в более сложном
финансоом положении, и существенно больше - среди крупных предприятий в противоположность
мелким.
Наряду с возможностями смягчения проблемы неплатежеспособности и частичного вывода
произведенной продукции из-под налогов, использование альтернативных расчетов порождает ряд




проблем для предприятий. Расчеты бартером и наличными приводят к снижению привлекательности
предприятий как потенциальных клиентов банков, для которых немаловажным фактором оценки
предприятия служит большой оборот средств по счетам. Использование бартера вызывает
дополнительные расходы на транспортировку, хранение и реализацию полученной продукции. Расчеты
наличными ведут к нежелательной криминализации деятельности предприятия. Активность вексельных
расчетов ограничена принадлежностью предприятия к финансово-промышленной группе.
Использование альтернативных форм расчетов с поставщиками представлено на рис. 7.4б.
Благополучные предприятия используют альтернативные формы расчетов с поставщиками реже,
чем кризисные предприятия. В то же время крупные предприятия чаще расплачиваются с поставщиками
бартером и векселями, нежели мелкие.
Источники: Ф.Глисин, А.Яковлев. Пятая часть оборота в промышленности оказывается
нелегальной / Финансовые Известия, 19августа 1996; Ю.В.Симачев. Финансовая политика
производственных предприятий: Доклад на Международной конференции «Переход от выживания к
развитию в поведении предприятий и роль малого бизнеса в российской экономике». ВШЭ, 4-5 апреля
1997 года.


Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и
дистрибьюторами


Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и
дистрибьюторами возникают для решения таких проблем, как:
• проблема «двойной надбавки» (аналогично рассмотренной нами выше);
• проблема «дистрибьюторов-безбилетников»7;
• проблема «производителей-безбилетников»;
• проблема избыточной конкуренции между дистрибьюторами.
Выше мы рассматривали вертикальную интеграцию как метод решения проблемы
«двойной надбавки»-. Однако в практике деятельности производителей вертикальная
интеграция с дистрибьюторами может быть сопряжена со слишком высокими
издержками. Создание собственной сбытовой сети или поглощение существующей
требует необратимых издержек, дестимулирующих проникновение производителя на
новые товарные рынки. Альтернативой вертикальной интефации служит использование
системы вертикальных ограничений.
Такими вертикальными ограничениями могут стать установление максимальной
цены реализации со стороны производителя, использование минимальной квоты
реализации (минимального объема продаж дистрибьютором), а также система
франчайзинга. Два первых метода напрямую регулируют объем продаж и цену
дистрибьютора. Ограничение максимальной цены перепродажи может решить
проблему «двойной надбавки». Ограничение на минимальный объем реализации
дистрибьютора также препятствует установлению высокой «монопольной надбавки».
Проблема «дистрибьюторов-безбилетников» возникает в том случае, когда
усилия конкретных дистрибьюторов по продвижению товара на рынок не
контролируются производителем. Каждый конкретный дистрибьютор может получать
выигрыш в результате усилий и затрат производителя и других дистрибьюторов,
направленных на увеличение объема продаж. Поведение «безбилетника»
дистрибьюторы могут демонстрировать:
• во-первых, отказываясь от расходов на рекламу. Производитель должен либо
мириться со снижением интенсивности рекламы по сравнению с оптимальным,
максимизирующим прибыль уровнем, либо самостоятельно нести расходы на рекламу
в полном объеме. В последнем случае необратимые расходы проникновения на рынок
(а следовательно, риск) полностью перекладываются на производителя;
• во-вторых, отказываясь от расходов на обучение пользователей, на организацию
демонстрационных залов и т. д. Эта проблема весьма остро стоит перед продавцами
компьютерной техники. Любопытный пример, в чистом виде отражающий проблему
«дистрибьюторов-безбилетников», - объявление на двери небольшого магазинчика,
расположенного по соседству с фирменным магазином, продающим аудио- и
видеоаппаратуру и оборудованным по последнему слову техники, с роскошным
демонстрационным залом - «Зайдите в соседнюю дверь, выберите нужное
оборудование и возвращайтесь к нам - у нас дешевле»;
• в-третьих, продавая низкокачественный продукт под маркой
высококачественного продукта производителя. Пользуясь асимметричной
информацией о качестве, дистрибьютор может нанести ущерб репутации как
производителя, так и остальных дистрибьюторов, повысив объем собственной прибыли
в краткосрочном периоде. Обладая преимуществом в издержках благодаря низкому
качеству товара, недобросовестный дистрибьютор может предлагать его потребителям
по ценам, ниже цен других дистрибьюторов. Стимул для продажи низкокачественного
продукта под маркой высококачественного тем сильнее, чем выше ценовая
эластичность остаточного спроса на товар дистрибьютора, чем большее расширение
объема продаж произойдет в результате сокращения цены для привлечения
дополнительных покупателей.
«Дистрибьютор-безбилетник» получает большую прибыль по сравнению с
добросовестными дистрибьюторами, поскольку его расходы ниже - и это дает ему
конкурентные преимущества. В этом случае каждый дистрибьютор обладает
стимулами не предпринимать усилий по продвижению товара на рынок, масштаб
затраченных усилий сокращается и объем реализации товара на рынке падает. Усилия и
затраты производителя и дистрибьюторской сети в целом создают положительный
внешний эффект для недобросовестного дистрибьютора (чем больше затратили
производитель и другие дистрибьюторы на рекламу, на организацию обучения
пользователей и демонстрацию продуктов, на повышение качества товара, тем выше
прибыль недобросовестного дистрибьютора). В свою очередь, политика
«безбилетника» создает отрицательный внешний эффект для производителя и системы
реализации товара в целом.
Вертикальными ограничениями, позволяющими решить или по крайней мере
ослабить проблему «дистрибьюторов-безбилетников», служат:
• система «исключительной территории», снижающая возможности ценовой
конкуренции между дистрибьюторами и «положительных экстерналий» для одного из
дистрибьюторов, созданных усилиями всей дистрибьюторской сети. «Исключительные
территории» не обязательно означают локальные ограничения круга покупателей
дистрибьютора - сферы деятельности могут быть разделены по отраслям
промышленности, по организационно-правовой форме покупателей (продажа
государственным/частным предприятиям и т. д.);
• ограничение числа дистрибьюторов оказывает на их поведение действие,
аналогичное эффекту системы исключительных территорий. Снижение числа
продавцов создает основы монопольной власти с одновременным ограничением числа
потенциальных конкурентов в будущем. Как следствие, повышаются стимулы
добросовестного поведения, снижаются - недобросовестного по отношению к
производителю и сети дистрибьюторов в целом;
• третьим типом вертикальных ограничений, используемых для этой цели,
является установление минимальной цены перепродажи. Практика минимальной
цены перепродажи ограничивает ценовую конкуренцию, а следовательно, снижает
стимулы для «ценовой войны» между дистрибьюторами и заинтересованность в
понижении издержек путем отказа от усилий по продвижению товара на рынке.
Четвертый тип вертикальных ограничений связан с совместным - производителя и
дистрибьюторов - финансированием усилий по продвижению товара, например,
рекламных кампаний. Наконец, проблема «дистрибьюторов-безбилетников» может
быть решена путем мониторинга их усилий по продвижению товара. Излишне
доказывать, что этот путь сопряжен с наибольшими затратами со стороны
производителя, что может свести на нет положительные результаты мониторинга.
Проблема «производителей-безбилетников», как и проблема «дистрибьюторов-
безбилетников», связана с возможностью одних агентов Рынка получать
«положительные экстерналий» в результате усилий других. Легко предположить
ситуацию, когда дистрибьютор реализует товар двух или более производителей.
Реклама товара одного из производителей - независимо от того, кто конкретно
расходует деньги на рекламные кампании, - служит продвижению на рынок товаров
всех производителей. При этом конкурентным преимуществом - за счет более низких
издержек, - пользуется тот из них, чьи расходы на рекламу наименьшие. Помимо
рекламы, поведение «безбилетников» со стороны производителей возможно в области
обучения персонала дистрибьютора и покупателей пользованию продуктом (например,
компьютерным обеспечением). Решение проблемы «безбилетников» со стороны
производителей возможно благодаря системе «исключительного дилинга» (exclusive
dealing), - что ограничивает возможность конкурирующих производителей
пользоваться мощностями дистрибьютора, в том числе созданными благодаря затратам
другого производителя.
Недостаточная координация деятельности дистрибьюторов - еще одна проблема,
создающая необходимость вертикальных ограничений, может привести к избыточной
(с точки зрения производителей) конкуренции между дистрибьюторами. Избыточная
конкуренция может проявляться, к примеру, в слишком большом объеме расходов на
рекламу, что ведет к сокращению экономической прибыли дистрибьюторов до нуля и
делает положение рынка в целом более неустойчивым. Избыточная дифференциация
цен на рынке - возникшая опять-таки в результате недостаточной координации
действий дистрибьюторов - повышает у покупателей стимулы к поиску товара с низкой
ценой, понижает текущую выручку на рынке и, следовательно, объем прибыли. Другим
проявлением недостатка координации деятельности дистрибьюторов является низкий
уровень дифференциации продукта - и в узком смысле неэффективного размещения,
когда магазины расположены слишком близко друг от друга, и в широком смысле,
когда ассортимент продукции в разных магазинах слишком мало различается.
Проблемы избыточной конкуренции, возникающей в результате недостаточной
согласованности деятельности дистрибьюторов, могут решаться производителями при
использовании уже названных выше механизмов вертикальных ограничений, чаще
всего - их комбинации.

Франчайзинг как особая форма вертикальных ограничений

Особой формой стимулирования объема продаж дистрибьютора служит система
франчайзинга. Контракт франчайзинга предусматривает приобретение франчайзи (как
правило, относительно мелкой фирмой), права действовать, используя торговую марку
крупной авторитетной фирмы - франчайзера. В США активный рост числа
франчайзинговых соглашений пришелся за десятилетие с 1975 до 1985 год. К началу
90-х годов на основе франчайзинговых соглашений действовали 100% фирм-дилеров
автомобилей, 85% бензоколонок, 60% закусочных («предприятий быстрого питания») и
40% магазинов самообслуживания. Заинтересованность мелких фирм в использовании
системы франчайзинга очевидна: он позволяет им снизить риск деятельности и
преодолеть барьеры входа на рынок, связанные с необходимостью инвестировать в
репутацию. В то же время франчайзеры получают возможность осуществлять
вертикальный контроль за деятельностью франчайзи, не прибегая к методам,
запрещенным антимонопольным законодательством.
Вертикальный контроль со стороны франчайзера может быть различным в
зависимости от типа заключенного соглашения. Обязанности, которые принимает на
себя фирма-франчайзи, могут сводиться к реализации продукции франчайзера и
поддержании его торговой марки. Именно такой тип контрактов характерен для
дилеров автомобильных компаний. Франчайзер может устанавливать план продаж,
стандарты производства и качества, форму оперативной отчетности. Такими
контрактами пользуется фирма МакДональд, на их основе действуют компании по
прокату автомобилей. Наконец, контракт франчайзинга может предусматривать
полную регламентацию деятельности. На основе таких контрактов работают
бензоколонки, мастерские по ремонту автомобилей.
Плата за пользование франчайзингом складывается из двух частей -
фиксированной суммы (franchise fee, или франшизы) и отчислений от выручки
франчайзи, называемой роялти. Для разных компаний соотношение франшизы и роялти
различно. Манипулируя величиной этих сумм, франчайзер может существенно влиять
на конкуренцию между франчайзи и их ценовую политику. Чем ниже роялти и выше
франшиза, тем в большей степени заинтересованы франчайзи в увеличении объема
продаж. Если рассматривать контракт между производителем и дистрибьютором,
величина франшизы ограничивает возможности дистрибьютора повышать цену - так
как он должен продать достаточное количество товара для того, чтобы покрыть
расходы не только на товар, но и на право продажи товара. В то же время высокий
процент роялти приведет к снижению объема продаж дистрибьютора и повышению
цены.

Вертикальная интеграция на рынке цемента США

В период с 1944 по 1969 год на рынке цемента США активизировались вертикальные слияния и
поглощения между производителями промежуточной продукции (цемента) и конечной продукции
(бетона): было зарегистрировано 80 слияний и поглощений по инициативе поставщиков промежуточной
продукции и 3 слияния по инициативе производителей конечной продукции. Непосредственные причины
и условия вертикальной интеграции были исследованы МакБрайдом. Вертикальная интеграция
послужила реакцией отрасли на снижение рыночного спроса на бетон. В условиях высокой доли
постоянных издержек в затратах производителей бетона важнейшим фактором производственной
эффективности служил высокий коэффициент использования производственной мощности. Вследствие
высокой доли транспортных расходов в ценах покупателей бетона большинство производителей могли
приобрести монопольную власть на региональных рынках путем снижения расходов на промежуточную
продукцию. Это стало возможным благодаря использованию системы вертикальной интеграции.
В 1960-х годах Федеральная комиссия по торговле США предприняла шаги против вертикально
интегрированных фирм, в конечном итоге приведшие к дезинтеграции многих вновь созданных
компаний. Мотивом действий Федеральной торговой комиссии было то, что слияния приводили к
созданию антиконкурентных условий на рынках. Они создали возможность активного использования
ценовой дискриминации. Интегрированные фирмы, пользуясь полученным преимуществом в издержках,
смогли оказывать давление на аутсайдеров путем снижения цен на бетон при неизменных ценах цемента.
Эта политика квалифицировалась как разновидность грабительского ценообразования. Вертикальные
слияния привели к вытеснению с рынка конкурентов-аутсайдеров. Наконец, они повысили барьеры
входа на рынок - потенциальный конкурент, рассчитывающий на успешное внедрение на рынок бетона,
изначально должен включать подразделения, производящие цемент.
Источник: [12]
Мы показали, что в ряде случаев система вертикальной интеграции и
вертикальных ограничений на рынке повышает эффективность производства и
благосостояние общества. Тем самым использование вертикального контроля может
быть оправданным, несмотря на то, что он создает монопольную власть. Монопольная
власть (и связанные с ней потери благосостояния общества) в данном случае служит
платой за снижение издержек производства (явных и неявных), а также за решение
проблем «внешних эффектов», возникающих, в частности, в отношениях между
производителями промежуточной и конечной продукции, между производителями и
дистрибьюторами.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Какие существуют формы вертикального контроля на рынках? Чем вертикальная интеграция
отличается от вертикальных ограничений?
2. Какие хозяйственные проблемы фирм позволяет решить вертикальная интеграция? В каком
случае для их решения необходим контроль над собственностью предприятий, а в каком - контроль над
их поведением?
3. Как экономисты Чикагской школы рассматривают влияние вертикальной интеграции на
рыночное положение и поведение фирм?
4. Что такое проблема «двойной надбавки»? В каком случае устранение «двойной надбавки»
приводит к росту суммарной прибыли производителей конечной и промежуточной продукции?
5. Охарактеризуйте характер и формы трансакционных издержек, побуждающие фирмы
использовать вертикальную интеграцию.
6. В каких случаях вертикальная интеграция позволяет использовать схему ценовой
дискриминации?
7. Как вертикальная интеграция влияет на положение фирм-аутсайдеров, не входящих в
вертикально интегрированные объединения, а также потенциальных конкурентов-производителей
конечной продукции?
8. Какие внешние эффекты могут возникать в отношениях между производителями и
дистрибьюторами?
9. Что такое франчайзинг? Почему франчайзинг можно рассматривать как разновидность
вертикального контроля?

Задачи

1. Фирма производит специфический продукт. Издержки его производства зависят от выпуска
продукции как ТС = 2q + 0,2q2. В момент производства фирма не знает, найдет ли ее товар сбыт. С
вероятностью ? она сможет продать любое его количество по цене, равной 5, с вероятностью (1 - ? ) - не
сможет продать ничего. Произведенный продукт не подлежит хранению. Крупная фирма предлагает
заключить долгосрочный договор на поставку 8 единиц продукта на условиях оплаты по цене «средние
издержки + 5%». В каком случае долгосрочный контракт предпочтительнее производства на свободный
рынок?
2. Рыночный спрос на конечную продукцию описывается уравнением Qd = 100 - Р. Технология
производства конечной продукции предполагает фиксированные пропорции использования двух типов
промежуточной продукции (назовем их А и С): для выпуска единицы конечной продукции необходима
одна единица промежуточного продукта А и одна единица промежуточного продукта С. Рынок
промежуточного продукта С конкурентный, средние издержки производства продукта составляют 2.
Средние и предельные издержки производства промежуточной продукции А также равны 2. Определите,
как повлияет вертикальная интеграция на прибыль фирм на рынке и выигрыш потребителя на рынке
конечной продукции, при условии:
а) и на рынке промежуточной продукции А, и на рынке конечной продукции действует по одному
производителю-монополисту;
б) и на рынке промежуточной продукции А, и на рынке конечной продукции действует по пять
фирм-олигополистов, взаимодействующих по Курно.
Сделайте выводы относительно предпочтительности вертикальной интеграции:
• с точки зрения фирм;
• с точки зрения потребителей;
• с точки максимизации общественного благосостояния.
3. Фирма-монополист, производящая конечную продукцию Z, продает ее на рынке, где спрос
описывается формулой Qdz = 100 - Pz. В производстве конечного продукта используются два типа
промежуточной продукции - X и Y. Производственная функция Qz = =vXY Рынок промежуточной
продукции Y является рынком совершенной конкуренции, причем средние издержки производства
постоянны и равны 1. На рынке промежуточной продукции X действует фирма-монополист,
производящая товар со средними издержками 0,5.
а) определите функцию спроса на промежуточную продукцию X и ценовую эластичность спроса;
сделайте выводы относительно оптимальной ценовой политики продавца промежуточной продукции по
отношению к производителю товара Z;
б) представим себе, что производитель промежуточной продукции X выбирает между тремя
вариантами ценообразования на товар:
Рх = 1; Рх = 4; Рх - 9.
Для каждого уровня цены определите объем спроса на промежуточную продукцию X, объем
спроса на промежуточную продукцию Y, прибыль производителей промежуточной и конечной
продукции;
в) определите параметры равновесия в том случае, если бы производитель конечной продукции
поглотил фирму, производящую промежуточную продукцию X. Существует ли на таком рынке проблема
«двойной надбавки»? Заинтересованы ли производители в вертикальной интеграции?
4. Пусть на рынке в модели «кругового города» (см. главу 6) действуют пять официальных
дистрибьюторов производителя X на одинаковом расстоянии друг от друга Максимальная готовность
платить за товар фирмы ? = 10, транспортный тариф t = 6, предельные издержки производства товара
постоянны и равны 1. Предполагаем, что затраты дистрибьюторов на транспортировку и хранение товара
нулевые. По условию договора между производителем и дистрибьюторами сумма прибыли, полученной
при продаже товара конечным потребителям, делится пополам.
а) определите сумму прибыли производителя в том случае, когда он не проводит политику
«исключительных территорий» (подсказка: дистрибьюторы имеют возможность конкурировать между
собой);
б) определите сумму прибыли производителя в том случае, если он проводит политику
«исключительных территорий», ограничивая круг потенциальных покупателей каждого дистрибьютора
20% рынка.
5. На локальном рынке действует независимый мелкий продавец, обладающий монопольной
властью. Предельные издержки на производство товара постоянны и равны 1. Крупная фирма предлагает
ему воспользоваться системой франчайзинга. Использование торговой марки крупного авторитетного
продавца повысит спрос на товар независимой фирмы. Остаточный спрос на товар фирмы, не
использующей систему франчайзинга, описывается уравнением Qd = 10 - Р, использующей систему
франчайзинга уравнением Qd = 10 - 0,5Р. Крупная фирма принимает решение о схеме оплаты
фразчайзинга, выбирая из трех вариантов:
1) фиксированная плата за использование торговой марки плюс 30% от общей выручки;
2) фиксированная плата за использование торговой марки плюс 10% от общей выручки;
3) фиксированная плата за использование торговой марки без отчислений от выручки.
Определите, какая схема предпочтительна для крупной фирмы.

***

Анализ вертикальной интеграции в рамках различных концепций фирмы
приводит к разным выводам, зачастую прямо противоположным. Рассматривая
вертикальную интеграцию с точки зрения проблемы «двойной надбавки» и ее решения
[1; 4; 14; 15; 17], исследователи приходили к выводу о том, что потери общественного
благосостояния от вертикальной интеграции неочевидны и строгие ограничения на
использование вертикальной интеграции, которые налагает антимонопольное регули-
рование, не вполне оправданы. Примером анализа вертикальной интеграции в рамках
контрактного подхода к фирме являются работы Уильямсона [1; 2]. Полный обзор
работ, рассматривающих вертикальную интеграцию в рамках контрактного подхода,
представлен в [19].
Исследование вертикальной интеграции в рамках стратегического подхода [12;
13] фиксирует внимание на том, каким образом вертикальная интеграция создает
основы осуществления монопольной власти и может служить стратегическим барьером
входа для потенциальных конкурентов. Однако и в рамках такого подхода существуют
точки зрения о том, что вертикальная интеграция может обеспечить повышение
общественного благосостояния. Так, в ставшей классической работе по вопросу о роли
вертикальных ограничений в отношениях производитель-дистрибьютор Телсер [18]
утверждает, что регулирование розничной цены решает проблемы внешних эффектов,
предотвращая ценовую конкуренцию между агентами рынка и стимулируя неценовую,
в частности, конкуренцию услуг. Производитель может выбрать такой уровень
розничной цены, чтобы оптимизировать объем услуг, предоставляемых
дистрибьюторами, а затем максимизировать прибыль. Таким образом, от
регулирования розничных цен выигрывают и производители, и потребители.
Аргументы Телсера впоследствии были формализованы Марвелом и МакКаферти [9;
10; 11].
Среди современных работ, посвященных вертикальной интеграции, выделяются
исследования, посвященные сравнительной характеристике результатов использования
различных форм вертикальных контрактов. Долгое время считалось, что разные
методы вертикальных ограничений (в частности, регулирование розничной цены и
система исключительных территорий) в известном смысле заменяют друг друга [6].
Однако это утверждение верно лишь при условии полной и симметричной информации
об издержках, о спросе и т. д. Как показали Рей и Тироль [16], соотношение между
результатами использования этих двух типов ограничительной политики существенно
зависит от преобладающего типа асимметрии информации.

Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература

1. Уильямсон О.И. Вертикальная интеграция производства: соображения по
поводу неудач рынка / В сб.: Теория фирмы. Спб, 1995. С. 33-53.
2. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Спб, 1996.
3. Adelman M. Concept and Measurment of Vertical Integration. Business
Concentration and Price Policy. Princeton Univ.Press, 1955, pp. 281-322.
4. Blair R. and Kazerman D. Law and Economics of Vertical Integration and Controle,
NY, 1983.
5. Bock B. An economists appraises vertical restraints // Antitrust bulletin. 1985, vol.30,
pp. 117-141.
6. Bork R. The Rule of Reason and the Per se Concept: Price Fixing and Market
Division: I and II // Yale Law Journal. 1965, vol.74, pp. 775-847 and 1966, vol.75, pp. 373-
475.
7. Martin S. Vertical Relationships and Industrial Performance // Quarterly Review of
Economics and Business. 1983, vol.23, pp. 6-18.
8. Martin S. Causes and Effects of Vertical Integration// Applied Economics. 1986,
vol.18, pp. 737-755.
9. Marvel H.P. and S.McCafferty. RPM and Quality Certification // Rand Journal of
Economics. 1984, vol. 15, pp. 346-359.
10. Marvel H.P. and S.McCafferty. The Welfare Effects of RPM // Journal of Law and
Economics, 1985, vol.33, pp. 363-379.
11. Marvel H.P. and S.McCafferty. The Political Economy of RPM // Journal of
Political Economy. 1986, vol.94, pp. 1074-1095.
12. McBride M.E. Spacial Competition and Vertical Integration: Cement and Concrete
Revisited // American Economic Review. 1983, vol.73, pp. 1011-1022.
13. Perry M.K. Forward Integration by ALCOA //Journal of Industrial Economics.
1980, vol.29, pp. 37-53.
14. Pozner R. Antitrust Law: An Economic Perspective. Chicago, Univ.of Chicago
Press, 1976.
15. Pozner R. The Nest Step in the Antitruse Treatment of Restricted Distribution: Per
se Legality. Univ. of Chicago Law Review, 1981, vol.48, pp. 6-26.
16. Rey P. And J.Tirole. The Logic of vertical restraints // American Economic Review.
1986, vol.76, pp. 921-939.
17. SpenglerJ. Vertical Integration and Antitrust Policy //Journal of Political Economy
// 1950, vol.58, pp. 347-352.
18. Telser L.G. Why Should Manufacturers Want Fair Trade? // Journal of Law and
Economics. 1960, vol.3, pp. 86-105.
19. Tirole J. The Theory of Industrial Organization. Cambridge, Mass., MIT Press,
1993. pp. 201-204 (на русском языке Тироль Жан. Рынки и рыночная власть: теория
организации промышленности. Спб., 1996. С. 314-319)
Глава 8

ГЛАВА 8
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРУПНЫХ ФИРМ НА РЫНКЕ

До сих пор мы имели дело с экономическими агентами, поведение которых строго
укладывалось в рамки понятий «получающий цену» («price taker») и «назначающий
цену» («price maker»). Эти экономические агенты ориентировались только на свои
собственные цели и представления о рынке и не принимали во внимание поведение
других субъектов рынка. Сейчас мы приступаем к рассмотрению поведения фирм,
которые преодолевают ограничения и совершенной конкуренции (отсутствие какого-
либо значимого влияния на рынок), и совершенной монополии (консерватизм,
«задавливание» рынка, неучет действий прочих агентов, включая потенциальных).
Соответственно и ценовое поведение таких агентов выходит за рамки только пассивной
или только активной политики, включая в себя более гибкое реагирование цен и
объемов выпуска на изменение окружающей экономической среды.
Рынки, где действуют несколько достаточно крупных фирм, которые, обладая
определенным влиянием, все же вынуждены считаться с наличием и поведением
других контрагентов, носят название олигополии. Олигополия - это не только
характеристика числа фирм в отрасли, но и особое состояние рынка, когда поведение
фирм является стратегическим.
Стратегическим поведением фирмы называется такое ее поведение, когда при
выборе варианта деятельности (цены, количества и качества товара) фирма принимает
во внимание возможные ответные действия конкурентов. Стратегическое поведение
свойственно только рынку олигополии: в условиях свободной конкуренции объем
выпуска фирмы не зависит и не влияет на объемы выпуска других фирм, поскольку
число фирм на рынке слишком велико, чтобы такое влияние можно было бы
эффективно осуществить.
Рассмотрим, каким образом осуществляется стратегическое поведение.
Реализация стратегического поведения фирмы в условиях олигополии происходит
в двух основных формах: в виде некооперативного взаимодействия фирм (когда фирмы



СОДЕРЖАНИЕ