<<

стр. 6
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

- Африканская практика, соответствующая международным
нормам по правам человека и народов;
- Обычай, общепризнанный в качестве права;
- Общие принципы права, признаваемые африканскими
государствами;
- Правовой прецедент;
- Доктрина.
Любопытный комментарий некоторых источников дает нигерийский
профессор международного права Эммануэль Белло. Так,
например, о применении африканского обычного права, Э. Белло
пишет, что «прежде чем применить его, Африканская Комиссия
должна, прежде всего, определить юридическую правомерность
определенного правила как нормы обычного права. В некоторых
случаях Комиссии бывает необходимо принять во внимание
источник происхождения нормы и источник придания ей силы
нормы права.1
За время своей деятельности с 1986 году Африканская Комиссия
не только рассмотрела конкретные дела, но внесла вклад и
развитие общих принципов международного права, африканского
их понимания. Так в деле Katangese Peoples’ Congress v. Zaire
(1995) Африканская Комиссия по правам человека дала свое
толкование принципа самоопределения народов и наций в свете
проблемы провинции Катанга в Заире. Заявитель жалобы Жеральд
Моке, президент Конгресса народа Катанги, просил Африканскую
Комиссию:
- Признать его организацию как национально-освободительное
движение, имеющее целью достижение независимости
Катанги;
- Признать независимость Катанги;
- Помочь уходу Заира из Катанги.
По этому поводу Комиссия заявила: «Все народы имеют право на
самоопределение. Однако вопрос о том, кто является народом,
весьма сложен. Вопрос в данном деле состоит в том, кто является
субъектом права на самоопределение – народ Заира или только
народ Катанги. Являются ли жители Катанга этнической группой
или несколькими этническими группами (народами)? Никаких
свидетельств первой точки зрения нам не предоставлено.
Комиссия считает, что право на самоопределение может быть
реализовано в следующих формах:
- Независимость;

1
Bello E., The Mandate of the African Commission on Human and Peoples’ Rights, //
African Journal of International Law, 1988, vol.1, #1, p.35-36.

154
- Самоуправление;
- Местное управление;
- Федерализм;
- Конфедерация;
- Унитаризм или любая другая форма отношений, которая не
противоречит чаяниям народа, но, в любом случае,
соответствует принципам международного права, особенно
принципам суверенитета и территориальной целостности.
Комиссия обязана учитывать суверенитет и территориальную
целостность государства Заир, члена ОАЕ и участника
Африканской Хартии прав человека и народов.
В отсутствие конкретных доказательств нарушений прав человека
в смысле территориальной целостности Заира и в отсутствие
свидетельств, что народ Катанги не получает возможности
принимать участие в управлении, как это гарантировано ст.13(1)
Хартии, Комиссия считает, что Катанга обязана выбрать такой
вариант самоопределения, который не противоречит суверенитету
и территориальной целостности Заира.»

Механизм раннего предупреждения.
Статья 58 Хартии требует информировать Ассамблею глав
государств и правительств ОАЕ о всех сообщениях, касающихся
массовых и серьезных нарушений прав человека и народов или
чрезвычайных ситуациях (дословно: «case of emergency»).
На своей 19 сессии Комиссия рассмотрела две концепции
механизма раннего предупреждения серьезных и массовых
нарушений прав человека:
- «раннего предупреждения» (early warning) и
- «ранних действий» (early action). Ряд членов Комиссии
склонялись к «действиям», напомнив, что «предупреждения» не
оправдали себя в случаях с Руандой (1994 год) и Нигерией (1995
год). Высказывалось мнение, что в этом случае будет больше
координации между Комиссией и Механизмом ОАЕ по разрешению
конфликтов, а также генеральным секретарем ОАЕ.1 На
следующей, 20 сессии было предложено, чтобы Комиссия не
ждала получения сообщения, а действовала по собственной
инициативе, и что все случаи серьезных и массовых нарушений
прав человека являются чрезвычайными и неотложными. Какие же
действия могут быть предприняты в рамках «early actions»?


1
Report on the 1996 session of the African Commission on Human and Peoples’ Rights,
// Human Rights Law Journal, vol.18, # 1-4, p.20.

155
Посещения, дипломатическое урегулирование и концентрация
внимания на отдельных сообщениях.

Права человека в отдельных странах
НИГЕРИЯ. 16 сессия (1994) Комиссии осудила аннулирование
результатов президентских выборов в июне 1993 года1, осудила
серьезные нарушения прав человека в Нигерии, свидетельством
которых были приведены следующие факты:
-исключение Африканской Хартии прав человека из декретов,
принятых новым военным режимом;
-заключение в тюрьму «про-демократических» активистов и
журналистов;
-закрытие газет;
-исключение из юрисдикции судов декретов военного режима;
-принятие законов без соответствующей процедуры в уголовных
делах и ретроактивное применение уголовного закона.
Комиссия призвала военное правительство передать власть
законно избранному правительству без промедления, не
вызванного необходимостью.
Следующая, 17 сессия (1995) приняла новую резолюцию по
Нигерии. Осуждалось введение новых военных трибуналов, отмена
habeas corpus в отношении политических заключенных,
ограничение права покидать свою страну, ограничение права на
свободу ассоциаций, введение законов и декретов, отказ от
применения Африканской Хартии прав человека и народов и
препятствование судам рассматривать дела о нарушении прав
человека. Комиссия призвала освободить политических
заключенных, открыть все газеты, отменить необоснованные
запреты на возможность покидать страну, уважать права
меньшинств. Комиссия обратилась к военному правительству
Нигерии с просьбой предпринять немедленные шаги к
восстановлению демократического правления.
Вопрос о правах человека в Нигерии продолжал оставаться в
повестке дня Комиссии длительное время. Так, на 19 сессии (1996)
ряд неправительственных организаций заявили, что не верят в
искренность желания военного правительства Нигерии передать
власть гражданскому правительству и попросили Комиссию
послать делегацию наблюдателей за выборами, кроме того,
обратили внимание на необходимость расследования арестов лиц,

1
В 1993 году во время правления военной хунты неожиданно победил независимый
кандидат Мошуд Абиола. Глава хунты, рассчитывавший на иной результат отменил
результаты выборов, а избранного президента посадил в тюрьму.

156
мирно протестовавших против военного правления и нарушений
прав человека. Они привлекли внимание Комиссии также на то, что
военное правительство не изменило те указы, которые Комиссия
ранее признала нарушением Хартии. Представитель Нигерии
заявил, что положения Хартии были инкорпорированы в
национальное право страны. (Правда, при этом не было сказано,
что в своем Political Parties Dissolution Decree, 1993, правительство
попыталось отменить Акт, придавший национальный характер
положениям Хартии. Это стало объектом рассмотрения в Комиссии
(Дело Civil Liberty Organization v. Nigeria см. ниже).
Представитель правительства Нигерии также отметил, что имеют
место необоснованные и ложные обвинения западных
правительств и международных организаций и СМИ против
Нигерии.

СУДАН. 17 сессия (1995) Комиссии в своей резолюции по Судану,
«напомнила» ему, что Судан юридически связан обязательствами
по международным договорам по правам человека, в частности по
нормам международного гуманитарного права. Особо приходится
обратить внимание на список международных договоров,
приводимых в данной резолюции «в частности»: это Африканская
Хартия прав человека, Конвенции о рабстве, Конвенция о правах
ребенка, Женевские конвенции и Пакты об экономических,
социальных и культурных правах и гражданских и политических
правах. Таким образом, через «напоминание» Комиссия обвиняет
государство в невыполнении им положений данных Конвенций.
Комиссия пришла к выводу (на основе отчетов экспертов ООН,
неправительственных организаций и других), что правительство
Судана совершает грубейшие нарушения прав человека. «Для
баланса» Комиссия отметила, что такие же нарушения прав
человека по международным конвенциям совершает и Суданская
Народная Освободительная Армия и Освободительная Армия
Судана (оппозиционные группы, ведущие вооруженную борьбу с
правительством). Особо следует отметить обращение Комиссии к
данным группам с требованием уважать международное
гуманитарное право, в частности статью 3 Женевских конвенций и
прекратить внесудебные казни и пытки заключенных и пленных.
Комиссия призвала правительство Судана немедленно принять
все необходимые шаги, направленные на уважение прав человека,
включая приведение права и практики в соответствие с
международными стандартами прав человека и провести
независимые расследования нарушений прав человека. Комиссия
призвала правительство страны обеспечить всем заключенным

157
соответствующий и регулярный доступ к членам их семей, юристам
и врачам.

ГАМБИЯ. 16 сессия (1994) Комиссии рассмотрела ситуацию с
правами человека в Гамбии буквально через 2 месяца после
произошедшего там государственного переворота. Комиссия
отметила, что захват власти вооруженным путем представляет
угрозу правам человека и правам государства в Гамбии, является
явным нарушением фундаментального принципа демократии. В
частности, Комиссия привлекла внимание к статье 13 Хартии и
заявила, что государственный переворот - грубейшее нарушение
прав гамбийского народа на свободное избрание правительства.
Комиссия обратилась к новым властям Гамбии с просьбой
передать власть свободно избранному народом представителю.
Комиссия обратилась к военному правительству, чтобы Билль о
правах, включенный в конституцию, сохранил свою высшую силу
над всем законодательством страны; чтобы во время переходного
периода были обеспечены и международно-признанные
стандарты справедливого суда и обращения с заключенными.

Отчеты государств
Одной из форм контроля за выполнением норм Хартии, является
направление государствами-участниками своих отчетов, и
обсуждение их Африканской Комиссией по правам человека.
Рассмотрим некоторые вопросы практики составления и
рассмотрения таких отчетов.
Одна из сессий Комиссии началась с длительной дискуссии ее
членов о том, что делать, если на обсуждение периодических
докладов государств не прибыли представители соответствующих
стран.1 Последовавшее затем обсуждение отчета Нигерии (ее
представитель прибыл) наглядно показало необходимость
обсуждения отчетов государств в присутствии их представителей.
В подтверждение данной мысли стоит привести несколько
вопросов членов Комиссии и ответов на них представителя
военного правительства Нигерии госпожи Додову.
1. Вопрос члена Комиссии г-на Мокама: Как соотносятся нормы
Хартии с введением специальных трибуналов в Нигерии? Вопрос
члена Комиссии г-на Бухедма: Как право на справедливый суд
может быть гарантировано без права на апелляцию (в военных
трибуналах)? Ответ: «Специальные военные трибуналы были

1
См. стенографический отчёт о заседании 13 сессии Африканской Комиссии по
правам человека и народов (1993 г).

158
учреждены военным правительством так как обычные суды были
перегружены делами, но и в военных трибуналах предусмотрено
выполнение всех условий соответствующего процесса. Несмотря
на то, что обычного права на апелляцию не предусмотрено, все
решения военных трибуналов пересматриваются в
административном порядке».
2. Вопрос члена Комиссии г-на Бухедма: «Как ограниченное число
политических партий (а их всего 2) может соответствовать
принципу свободы ассоциаций? Ответ: «В настоящее время
существуют только две политические партии, потому, что во
времена гражданского правления после независимости
политические партии формировались только по религиозным или
этническим признакам, что не соответствует целям политических
партий».
3. Вопрос члена Комиссии г-на Бен Салема: В чем заключается
необходимость введения новых военных трибуналов и как
объяснить нарушение принципа независимости судебной власти,
ведь в этих трибуналах заседают военные? Ответ: Необходимость
введения военных трибуналов – ускорить судебный процесс,
гражданские суды не справляются со своими обязанностями, и как
следствие, тюрьмы переполнены лицами, ожидающими суда.
Военные трибуналы учреждены по специальным категориям дел –
вооруженным грабежам. Процедура в трибуналах – такая же, как и
в обычных судах и военные, заседающие в них – также являются
юристами».
Как видим, ответы представителя правительства Нигерии были
весьма логичными, в то время как вопросы членов Комиссии были
довольно типичными для международных организаций по правам
человека. Создается впечатление, что члены Комиссии были
подготовлены минимально (заготовили по 1-2 примитивных
вопроса, которые казались им «несокрушимыми»), в то время, как
подготовка представителя Нигерии оказалась весьма сильной. Во
всяком случае, ответы нигерийского представителя требовали
контраргументов. Ни один из задававших вопросы членов
Комиссии не смог сделать этого. Позволю себе повториться, что
данная картина типична для международных органов по правам
человека. Работая с текстами стенографических отчетов о
заседаниях разного рода международных комиссий по правам
человека, к сожалению, убеждаешься, что абсолютно большинство
их членов разговаривает логическими штампами и газетными
клише. Лишний раз мне пришлось убедиться в этом на личном
опыте, когда мне довелось присутствовать на заседании Комитета
ООН по правам человека в Женеве. Во время обсуждения отчета

159
Камеруна о выполнении им Пакта о гражданских и политических
правах, один из членов Комитета спросила делегацию: «А
смертная казнь у вас есть?» Этот и ряд других членов Комитета
продемонстрировали свою полную некомпетентность в знании
положения в стране (и это при том, что проблема смертной казни в
Камеруне стоит очень серьезно уже много лет именно в плане
невыполнения этой страной Пакта о гражданских и политических
правах!).
Не менее интересным было обсуждение доклада Ганы. В 1993 году
состоялось обсуждение первичного доклада о состоянии прав
человека в Гане. Во время этого обсуждения состоялась
интересная дискуссия. Так, один из виднейших африканских
юристов-международников, специальный докладчик по отчету
Ганы, профессор У. О. Умозурике (Нигерия) задал ряд вопросов
представителю правительства Ганы.
Вопрос: Насколько реализовано право на образование, особенно
учитывая инициативу первого президента Ганы Кваме Нкрумы о
полном бесплатном образовании?1
Ответ: Право на образование обеспечивается в должной мере. В
стране имеется 5 университетов (против 3 раньше). По новой
системе обучения созданы специальные младшие средние школы,
которые дают возможность многим людям получить элементарное
образование. (Как видим ответ на вопрос о бесплатном
образовании не дан).
Вопрос: Что Вы можете сказать о положении женщин, особенно о
практике фактического подневольного положения маленьких
девочек? Что делается по устранению такой практики?
Ответ: В отношении традиционных обычаев к женщинам,
конституция запрещает такие обычаи, которые унижают женщину.2
Что касается практики трокоси (когда маленькие девочки
попадают в положение схожее с рабством, то, к сожалению, в
нашей стране много таких анти-социальных примеров. Все это
происходит на домашнем, личном уровне. Правительство будет
реагировать на подобные сигналы.
Вопрос: В Хартии содержатся статьи об африканском единстве.
Можете ли Вы привести примеры того, как выполняются эти нормы,
особенно учитывая, что идея африканского единства была

1
Стенографический отчёт заседаний 14 сессии Африканской Комиссии по правам
th
человека и народов, // Report on the 14 session of the African Commission on Human
and Peoples’ Rights, Addis Ababa, 1-10 December 1993, p.15.
2
Статья 26 конституции Ганы гласит: «Все традиционные обычаи, которые унижают
или наносят физический или психический ущерб нормальной здоровой личности,
запрещаются».

160
инициирована именно Ганой1 и Ваша страна сыграла выдающуюся
роль в ее реализации?
Ответ: Африканское единство – краеугольный камень нашей
внешней политики. Мы очень активны в региональной
экономической и политической интеграции. Мы активно принимаем
участие в ЭКОВАС и ОАЕ.
Большое внимание при рассмотрении докладов государств
всегда уделяется вопросу о характере имплементации Хартии в
национальное право страны. Не обошли своим вниманием эту
проблему и в случае с Ганой. Сразу два члена Комиссии – У.
Умозурике (Нигерия) и Р. Кисанга (Танзания) задали вопрос о том,
как инкорпорирована Африканская Хартия прав человека в право
Ганы, и каков статус ее норм.2
Ответ дан не был. Как видим, в отличие от представителя Нигерии,
представитель Ганы подготовился к защите доклада своей страны
гораздо хуже.
Африканская Комиссия по правам человека рассматривает
отдельные вопросы соблюдения прав человека и принимает по
ним резолюции и рекомендации. Так, в 1995 году была принята
специальная резолюция по ситуациям в африканских тюрьмах. В
данной резолюции отмечалось, что тюремные условия во многих
государствах Африки не соответствуют положениям Африканской
Хартии права человека и народов (плохие физические,
медицинские и санитарные условия, плотность, большой процент
лиц, ожидающих суда по несколько лет). Резолюция побуждала
страны, не присоединившиеся к Конвенции против пыток, сделать
это, а также включать информацию в свои периодические отчеты.
В 1994 году Комиссия вынесла свое решение по вопросу о роли
военных. Комиссия отметила, что в течение последних
десятилетий вторжение армии в политическую жизнь стран Африки
было очень активным,3 и лишь немногие страны избежали этого
феномена. Комиссия утверждала также, что лучшее правление –
избранное народом, и военные перевороты противоречат статьям
13(1) и 20(1) Африканской Хартии. Комиссия призвала
африканские военные правительства уважать права человека, и

1
См. переведённые на русский язык книги первого президента Ганы К. Нкрумы
«Африка должна объединиться», «Автобиография» и «Я говорю о свободе».
2
Стенографический отчёт … // Ibid., p.14, 19.
3
В самой резолюции этот тезис не раскрывается подробно, но, вероятно, стоит
привести некоторые статистические данные. Так, например, в Того, Нигерии,
Сьерра Леоне за их историю произошло по 10 и более государственных
переворотов. В этот список уже нет смысла включать страны, где произошло
«всего» 2-3 переворота.

161
напомнила, что армия создана национальными властями
исключительно с целью национальной обороны и поддержания
внутреннего порядка под руководством легитимной власти.
Комиссия призвала также военные правительства без
необоснованных задержек передать политическую власть
демократически избранным правительствам.

Африканский Суд по правам человека
В декабре 1997 года Конференция министров юстиции и
генеральных прокуроров ОАЕ приняла проект Протокола к
Африканской Хартии прав человека и народов о создании
Африканского Суда по правам человека и народов. В 1998 году
Протокол был принят Ассамблеей глав государств и правительств
ОАЕ.
Доктор права Ибрагим Али Бадави эль-Шейк, бывший президент
Африканской Комиссии по правам человека, пишет, что
философия учреждения Суда заключается в усилении роли
Комиссии и ее целей. Комиссия столкнулась с рядом трудностей в
выполнении своего мандата.1
Место Суда в обще-африканской системе определяется статьями 1
и 2:
Во-первых, Суд учреждается в рамках ОАЕ, и во-вторых, имеет
особый дополняющий и защитительный мандат. Юрисдикция
Африканского Суда по правам человека распространяется на все
дела и споры, переданные ему в связи с толкованием и
применением Африканской Хартии, Протокола к нему и других
документов по правам человека, ратифицированными
соответствующими заинтересованными государствами. В случае
спора о наличии или отсутствии юрисдикции, этот вопрос решает
сам Суд. Кроме того, по просьбе государства-члена ОАЕ, ОАЕ или
любого ее органа, любой африканской организации, признанной со
стороны ОАЕ, Суд может давать свои Консультативные
Заключения по любому правовому вопросу, касающемуся Хартии
или любого другого международного документа по правам
человека, ратифицированного заинтересованными государствами.
Судьи могут прилагать к Консультативному Заключению свои
особые или несогласные мнения.



1
Badawi el-Cheikh I. A., Draft Protocol to the African Charter on Human and Peoples’
Rights on the Establishment of an African Court on Human and Peoples’ Rights.
Introductory note, // African Journal of International and Comparative Law, vol.9, pt 4,
December 1997, p.945.

162
Что касается стороны, которая может инициировать рассмотрение
дела в Суде, то ей могут быть:
1)Африканская Комиссия по правам человека и народов;
2)Государство-участник, которое направляет жалобу в Комиссию;
3)Государство-участник против которого поступила жалоба в
Комиссии;
4)Государство-участник, чей гражданин является жертвой
нарушения прав человека.
Если то или иное государство-участник заинтересовано в
определенном деле, оно может подать в Суд просьбу о вступлении
в это дело.1 Суд может разрешить международной
неправительственной организации со статусом наблюдателя
Комиссии или индивидам возбуждать дела напрямую в Суд, в
соответствии со статьей 34(6) Протокола.
Решение о предоставлении физическим лицам права возбуждать
дело в Суде напрямую являлось наиболее сложным вопросом во
время подготовки Протокола. Первоначально, на конференции
экспертов в Кейптауне (ЮАР) в 1995 году, был представлен проект,
который содержал фразу: «Суд может, в исключительных случаях,
разрешить индивиду, неправительственной организации или
группе лиц представить дело в Суд» без предварительного
рассмотрения в Комиссии. Проект не предусматривал особого
согласия государства о признании им компетенции Суда в этом
случае. Формулировка подверглась массированной критике. На
следующей конференции экспертов в Нуакшоте (Мавритания) в
1997 году был представлен текст, предусматривающий
предоставление такого права индивидам только в «неотложных
делах или в случаях серьезных, систематических или массовых
нарушений прав человека». Но и эта формула была отвергнута.2
В настоящее время статья 34(6) предусматривает, что прямые
жалобы в Суд со стороны индивидов могут быть приняты только в
том случае, если государство-участник сделает специальное
заявление о согласии с обязательной юрисдикцией Суда
принимать такие жалобы от физических лиц.
Что касается источников права, которые Суд может применять, то
они обозначены достаточно широко: «Суд применяет положения
Хартии и любые другие соответствующие документы по правам
человека, ратифицированные соответствующими
заинтересованными государствами. Как отмечает доктор Бадави
эль-Шейк, «формулировка статьи избегает детального

1
African Journal of International and Comparative Law, vol.9, 1997, # 4, p.954.
2
Badawi Еl-Cheikh, Op. cit., p.947.

163
перечисления и ссылок» на конкретные статьи и документы, однако
«ясно, что статья 60 и 61 Хартии1 имеют здесь существенное
значение»2.
Суд может попытаться достигнуть мирного разрешения в
переданном ему деле в соответствии с положениями Хартии.
Судопроизводство является публичным. Допускается создание
камер Суда.
Стороны в Суде могут выбрать своего юридического
представителя. Любое лицо, свидетель или представитель сторон,
которые предстают перед Судом имеют защиту и все возможности,
в соответствии с международным правом, необходимые для
исполнения их функций, задач и обязанностей в отношении Суда.
Суд состоит из 11 судей, которые являются гражданами
государств-членов ОАЕ, избираемых среди юристов высших
моральных качеств и признанных в практической, юридической или
академической деятельности и обладающие опытом в области
прав человека. Судьи действуют в личном качестве, они не
представляют свои государства, поэтому государства могут
предлагать для избрания до трех кандидатов, и не обязательно
только своих граждан. В то же время, не может быть дух и более
судей с одинаковым гражданством. Статут предусматривает
«адекватное» половое представительство, как в представлении
кандидатур, так и при избрании. Судьи избираются тайным
голосованием Ассамблеей глав государств и правительств ОАЕ из
числа кандидатов специального списка. Этот список составляет
генеральный секретарь ОАЕ в алфавитном порядке из тех
кандидатур, которые представили государства-члены. Данный
список не позднее, чем за 30 дней до начала сессии Ассамблеи
рассылается для ознакомления. Ассамблея должна обеспечить,
чтобы в Суде было соблюдено представительство основных
регионов континента и его основных правовых систем. Судьи
избираются на 6 лет и могут быть переизбраны лишь 1 раз. Кроме
Председателя Суда, остальные судьи исполняют свои обязанности
на временной основе. Независимость судей должна быть
полностью обеспечена в соответствии с международным правом.
Ни один судья не может принимать участие в слушании дела, если
он до этого выступал в том же деле как агент, консультант или
адвокат одной из сторон или как член соответствующего
национального или международного суда или в любом другом

1
Cтатьи перечисляют источники права, применяемые Комиссией, о чём мы
подробно говорили выше.
2
Badawi Еl-Cheikh, Op. cit., p.948.

164
качестве. С момента их избрания судьи обладают иммунитетом,
которым обладают дипломатические агенты в соответствии с
международным правом. Судьи не могут быть сняты или их
полномочия приостановлены, кроме случаев единогласного
решения других членов Суда, если они сочтут, что данный судья не
удовлетворяет более необходимым требованиям, предъявляемым
к судьям. Это решение является окончательным, если только не
передается на ближайшую сессию Ассамблеи глав государств и
правительств ОАЕ. Суд избирает из своего состава Председателя
и его заместителя на два года. Они могут быть переизбраны лишь
один раз. Если судья является гражданином того государства,
которое является стороной в деле, он не может участвовать в нем.
Суд может получать письменные и устные свидетельства, включая
экспертные, и выносить свое решение на основе этих
свидетельств. Если Суд находит, что было нарушение прав
человека или народов, он делает соответствующее распоряжение,
включая уплату достаточной компенсации или репарации. В
случаях особой важности или тяжести, и когда необходимо
избежать нереальных требований для физического лица, Суд
может установить такие предварительные меры, какие он сочтет
необходимым.
Суд выносит свое окончательное решение по делу в течение 90
дней после завершения слушаний. Решение выносится
большинством, является окончательным и обжалованию не
подлежит. В то же время, Суд может пересмотреть свое решение,
если обнаружатся новые свидетельства. Если решения Суда не
было единогласным (в целом или в части), любой судья может
приложить к нему особое или несогласное мнение.
Все государства-участники обязываются согласиться с решением
Суда в любом деле, где они являются стороной и гарантируют его
исполнение.
Суд должен представлять свои отчеты на очередную сессию
Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ. В отчете, в
частности, должны быть указаны страны, не выполнившие
решений Суда.
По мнению многих юристов-международников, создание
Африканского Суда по правам человека являет собой прогресс в
эволюции африканской региональной системы защиты прав
человека и народов.




165
На середину 2002 года Протокол был подписан 36 государствами
Африки, но ратифицирован пока только пятью.1 Когда Суд начнет
свою деятельность, это должен стать серьезным шагом вперед в
деле выполнения Африканской Хартии прав человека и народов.

Подраздел 2. Азиатская система защиты прав человека
Что касается азиатского континента, то здесь не принято ни
одного юридически обязательного документа по правам человека.
Международной азиатской системы защиты прав человека не
создано. Поэтому мы рассмотрим лишь отдельные документы,
принятые в форме резолюций международных организаций
юристов, которые в той или иной степени лишь отражают
тенденции формирования и развития азиатской концепции
международной защиты прав человека.

Всеобщая Исламская Декларация прав человека.
Всеобщая исламская декларация прав человека была
подготовлена по инициативе Исламского Совета для Европы и
обнародована 19 сентября 1981 года в Париже. Эта декларация –
один из документов Исламского Совета, принятый на
международной конференции, посвященной пророку Мухаммеду и
его посланию. Указанная конференция состоялась в Лондоне 12-15
апреля 1980 года. Данная Декларация, таким образом, не является
межгосударственным документом, она принята в рамках
международного религиозного движения. Следует достаточно
осторожно относится к ее названию, ибо, она, безусловно, не
отражает точку зрения ислама как религии или точку зрения всех
мусульман.
Декларация состоит из преамбулы и 23 статей. В преамбуле
констатируется наличие «исконного стремления к более
справедливому устройству мира, в котором народы могли бы жить,
развиваться и процветать в окружении, свободном от страха,
угнетения, эксплуатации и нужды». В преамбуле подчеркивается
также религиозный характер данного документа, в частности,
отмечается божественное происхождение прав человека и
божественные санкции, лежащие в основе их обеспечения, Из
божественного характера происхождения прав человека вытекает и
то, что они не могут быть ограничены, упразднены, нарушены
властями, ассоциациями или какими-либо другими институтами.

1
Буркина Фасо, Гамбия, Мали, Сенегал, Уганда. (Resolution of the African Union on
the ratification of the Protocol to the African Charter on Human and Peoples’ Rights,
Pretoria, 16.05.2002).

166
В Декларации особо подчеркивается обязанность мусульман
содействовать установлению исламского порядка, который должен
характеризоваться гуманностью, равенством, отсутствием
дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, социального
происхождения, языка, запретом рабства и принудительного труда.
При исламском порядке предполагается. Что управляющие и
управляемые должны в равной степени быть равными перед
законом, и каждый человек несет обязанности по своим
возможностям и соответственно отвечает за свои действия.
Личность не должна лишаться прав, гарантированных ей законом,
за исключением прямых указаний закона и в разрешенной им мере.
Статья 1 декларации посвящена праву на жизнь. Она гласит:
«Человеческая жизнь священна и неприкосновенна». Она
подлежит защите, в частности, личность не должна подвергаться
ни оскорблению, ни смерти, за исключением предписаний закона. В
статье 2 говорится о праве на личную свободу, которое толкуется
здесь в двух аспектах. Во-первых, человек рождается свободным,
без каких-либо ограничений, за исключением случаев,
предусмотренных законом. Во-вторых, каждый индивид и каждый
народ имеет неотъемлемое право на свободу во всех ее формах –
физической, культурной, экономической и политической, им
должна быть предоставлена возможность бороться всеми
возможными средствами против любого нарушения или
упразднения рассматриваемого права. Профессор Б.Г. Манов,
комментируя эту статью, пишет, что такая трактовка дает
основание считать, что данное положение в специфической и
несколько завуалированной форме закрепляет право народов на
самоопределение.1
Право на труд и равенство по признаку пола при этом
провозглашается в статье 3. Статья 4 предусматривает, что любое
лицо имеет право на обращение в суд в соответствие с законом, а
также право на защиту против любого обвинения в свой адрес и
право получать справедливое решение независимого судебного
органа. Любой мусульманин имеет право и несет обязанность
отказаться подчиниться приказу, противоречащему закону, каким
бы ни было основание этого приказа. Право на справедливый
судебный процесс изложено в статье 5, где отражена презумпция
невиновности и говорится о необходимости накладывать наказание
в строгом соответствии с законом. В статье 7 отмечается, что

1
Обеспечение прав и свобод человека в международном праве, Сборник обзоров,
Академия наук СССР, Институт научной информации по общественным наукам, М.,
1987, с. 81.

167
«никто не должен подвергаться ни психологическим, ни
физическим пыткам, ни унижению, ни угрозам как в отношении него
самого, так и близких и сочувствующих». Кроме того, близкие лица
и сочувствующие ему не должны подвергаться «принуждению в
признании чего-либо, приносящего вред его интересам».
О праве убежища говорится в статье 9. Статья 10 посвящена
правам меньшинств, при этом имеется в виду религиозные
меньшинства. Им предоставлено право выбора правил для
ведения их личных и гражданских дел.
Декларация предусматривает свободу слова (статья 12). Однако
она не является абсолютной и должна осуществляться в пределах,
предписанных законом, без ущерба для других лиц и общества в
целом. При познании и поиске истины мусульманин может
оказывать сопротивление государству в соответствии с законом.
Другие статьи провозглашают право на образование и на
свободный выбор профессии, свободу передвижения и
проживания. Ряд статей закрепляют права человека в семейной
жизни. Подчеркивается, что мужчины и женщины должны делить
свои обязанности в зависимости от пола, дарования и талантов и
естественных склонностей. 1

Азиатско-Тихоокеанская Декларация прав человека и народов
Данная Декларация была принята 15 февраля 1988 года в Дели. В
конференции принимало участие около 200 юристов из 22
государств региона.
Декларация предусматривает следующие права:
-Право на жизнь. Никто не должен посягать на высший дар. Все
индивиды, народы и государства обязаны уважать право всех на
жизнь, независимо от расы, пола, религии, национальности, уровня
развития.
-Право на мир и безопасность в своем коллективе, государстве, на
Земле в целом. Сохранение мира и безопасности на всех этих
уровнях – забота, долг и обязанность каждого индивида, каждого
народа, каждого государства.
-Право на достойное существование – материальное, духовное,
физическое – независимо от расы, национальности, религии, пола,
уровня развития. Человеческое достоинство нерушимо и
неотъемлемо. Индивиды имеют право на гарантирование того,
чтобы жизнь их была уважаема, и на личную физическую и

1
Аметистов Э.М., Клинова Е.В., Манов Б.Г., Обеспечение прав и свобод человека
в международном праве, Сборник обзоров, АН СССР, Институт научной
информации по общественным наукам, М., 1987, с. 80-84.

168
умственную целостность. Никто не может быть подвергнут ни
интеллектуальным или физическим пыткам, ни жестоким или
унизительным наказаниям или обращению.
-Право на достойную среду обитания. Сохранение должного
состояния окружающей среды на Земле – долг и обязанность
каждого индивида, народа и государства.
-Право на развитие. Согласно этому праву каждый индивид и
каждый народ может участвовать в таком экономическом,
социальном, культурном и политическом развитии, которое
обеспечивает все человеческие права и основные свободы, и
имеет право содействовать такому развитию и пользоваться его
благами.
-Право быть свободным от насилия и страха. Ненасилие должно
быть основой жизни человеческого сообщества на всех
социальных и политических уровнях.




169
Насырова А.М.*

Раздел 4. Механизм защиты интересов государств и прав
человека в рамках Содружества Независимых Государств

Глава 1. Защита интересов государства в рамках Содружества
Независимых Государств

После распада СНГ постсоветские государства, получив свою
независимость, осознали, тем не менее, необходимость развития
внешних связей и укрепление внешнеполитического статуса. С
1990 года в рамках СНГ заключено множество многосторонних и
двусторонних межгосударственных договоров в различных сферах
взаимодействия. Однако, по истечении 10 лет с момента
образования СНГ стали выражаться мнения, причем
обоснованные, что Содружество является неэффективным
межгосударственным образованием. Это объясняется, прежде
всего, в нежелании стран-участниц СНГ к интеграции и
проявляется в отсутствии реально действующего механизма
охраны и защиты интересов сторон, провозглашенных в качестве
принципов и задач Содружества, а также стремление стран СНГ
создать иные межгосударственные образования (Шанхайская
организация сотрудничества) или вступить в уже существующие
организации (Европейский союз, ООН).
Цель «обеспечение государственной безопасности» стран-
участниц Содружества Независимых Государств провозглашается
и преследуется в многосторонних соглашениях,
предусматривающих создание механизма для достижения такой
цели в той или иной области, а также в двусторонних Договорах
или Декларациях о дружбе, добрососедстве, взаимной помощи и
т.д.1
В настоящем разделе мы рассмотрим различные аспекты
государственной безопасности стран на постсоветском
пространстве и механизмы ее обеспечения, а также уделим
внимание тому, каким образом гарантируется соблюдение и
защита прав человека.

*
Насырова Алсу Миннуфаязовна, аспирант кафедры конституционного и
международного права Казанского государственного университета, выпускница
Высшего курса по правам человека Хельсинкского фонда по правам человека
(Польша), выпускница обменной программы DAAD, 2002 г., сотрудник
Правозащитного Центра г. Казани, преподаватель Татарского института содействия
бизнесу.
1
Подробнее см.: Моисеев Н.Г. Россия в современном мире. М. 2002.

170
Итак, мы выделили следующие основные сферы государственной
безопасности: экономическая, экологическая и военная.

А) Экономическая безопасность
Деятельность в области экономического сотрудничества занимает
особое место во взаимоотношениях между странами-участниками
СНГ. В двусторонних договорах стороны подчеркивают большую
значимость расширения и углубления экономического
взаимодействия. С образованием Содружества Независимых
Государств достигнуто множество договоренностей между его
участниками по вопросам экономической деятельности. Для
охраны их интересов при этом в рамках СНГ создан ряд
учреждений и институтов. С целью облегчения регулирования
экономических отношений бывшие страны СССР в Заявлении
правительств о координации экономической политики1 согласились
о проведении скоординированных экономических реформ,
направленные на создание полноценных рыночных механизмов,
трансформацию отношений собственности. Страны, представители
которых подписали указанное Заявление2, взяли на себя
обязательство воздерживаться от любых действий, наносящих
экономический ущерб друг другу. Помимо того, они закрепили
стремление обеспечить единство экономического пространства и
проводить согласованную антимонопольную политику (в 1993 году
страны СНГ подписали Соглашение о согласовании
антимонопольной политики и Договор о проведении согласованной
антимонопольной политики). В соответствии с Договором, был
создан Межгосударственный совет по антимонопольной политике –
Антимонопольной совет, задачей которого является выработка
критериев и способов оценки монополистической деятельности,
недобросовестной конкуренции, процедур расследования дел по
нарушению правил конкуренции, правил и механизмов воздействия
на хозяйствующие субъекты, органы власти и управления,
нарушающие правила конкуренции в общем экономическом
пространстве, и согласование их между государствами-
участниками Договора.
Для обеспечения экономических интересов стран, входящих в
Содружество, идет процесс формирования Экономического Союза.
Учитывая негативный опыт самоизоляции, взаимного отчуждения в
первые годы существования независимых постсоветских
государств, страны-участники СНГ признали необходимость

1
газ. «Известия», 1991 год, 10 декабря.
2
Беларусь, Российская Федерация и Украина.

171
формирования союза с целью интеграции экономики и создания
единого таможенного и валютного пространства на базе рыночных
отношений. Таким союзом призван был стать Экономический союз,
на создание которого направлен Договор от 4 сентября 1993 года1.
Договором предусматривается несколько этапов формирования
союза. Первый этап связан с созданием межгосударственной
ассоциации свободной торговли, предусматривающей отмену
таможенных пошлин и беспрепятственное движение товаров. На
втором этапе образуется таможенный союз, в рамках которого
устанавливается в отношении других стран общий таможенный
тариф и проводится скоординированная внешнеторговая политика.
На третьем этапе планируется формирование общего рынка
капитала и рабочей силы. И на заключительном этапе должен
сформироваться валютный союз, предполагающий согласование
бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики.
Стороны Договора выразили намерение сблизить хозяйственное
законодательство и содействовать сохранению и развитию
взаимовыгодных экономических связей между предприятиями и
организациями.
Однако не все страны готовы одновременно переходить к тому или
иному этапу развития. Так, для проведения согласованной
кредитно-денежной политики и создания единой денежной системы
в государствах-участниках СНГ на сегодняшнее время сложился
разный уровень цен. До сих пор существует различие в методах
государственного управления экономикой. К тому же сами страны
не готовы пойти на объединение денежных систем.2
На пути к созданию и эффективного действия Экономического
союза уже сделаны немалые шаги. 15 апреля 1994 года
руководителями стран СНГ были подписаны Соглашение о
создании зоны свободной торговли3, Соглашение о содействии в
создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-
финансовых, страховых и смешанных транснациональных
объединений. Тем не менее процесс создания Экономического
союза осложняется такими факторами, как различие уровней
либерализации цен, несоответствие в тарифном и нетарифном

1
Дипломатический вестник, 1993, № 19-20, стр. 36-41. Договор подписали
Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Россия, Таджикистан,
Узбекистан. Украина и Туркменистан входят в Союз в качестве ассоциированных
членов.
2
Между Россией и Беларусью уже с конца 1990-х годов идет процесс подготовки к
введению общей валюты. Однако стороны не могут найти компромиссного решения
организационных вопросов.
3
Дипломатический вестник, 1994, № 9-10, стр. 40-46.

172
регулировании внешней торговли, неурегулированность платежно-
расчетных отношений, несоответствие экономических интересов
государств к Экономическому союзу, а также то, что экономика
большинства государств находится в состоянии глубокого кризиса,
продолжается спад производства.
Для формирования Экономического союза на основании
1994г.1
Соглашения от 21 октября был создан
Межгосударственный экономический комитет (МЭК), наделенный
контрольно-распорядительными и исполнительными функциями.
Его решения члены Содружества признали обязательными для
исполнения. МЭК является постоянно действующим
исполнительным и координирующим органом Экономического
союза. Одним из основных направлений деятельности МЭК
является достижение гармонизированного регулирования
экономических отношений стран-участниц СНГ. Комитет
представляет собой первую наднациональную структуру, которая
своим решением может обязать государство-члена Содружества.
В 1994 году все страны СНГ подписали Соглашение о создании
СНГ2,
Платежного союза который призван обеспечить
бесперебойность расчетов в режиме использования взаимной
конвертируемости национальных валют и формирование на этой
основе платежной системы.
Значительным событием во взаимоотношениях стран СНГ стало
создание Таможенного союза. Таможенный союз стран СНГ,
основанный соглашением от 20.01.1995г., включает в себя Россию,
Беларусь, Казахстан и Киргизию (Киргизия присоединилась к
соглашению в 1996г.).
Целями союза было провозглашено:
- обеспечение социально-экономического прогресса своих стран
путем устранения между ними препятствий для свободного
экономического взаимодействия между хозяйствующими
субъектами,
- гарантирование устойчивого развития экономики, свободного
товарообмена и добросовестной конкуренции,
- укрепление координации экономической политики стран и
обеспечение всестороннего развития национального народного
хозяйства,
- создание условий для формирования общего экономического
пространства,

1
Дипломатический вестник, 1994, № 21-22, стр. 35-42. Соглашение подписали все
страны-участницы СНГ, кроме Туркменистана.
2
Дипломатический вестник, 1994, № 21-22, стр. 39-42.

173
- создание условий для активного выхода государств-участников
союза на мировой рынок.
Принципы Таможенного союза заключаются в том, чтобы, во-
первых, создать единую таможенную территорию государств
(достигается путем: отмены таможенных пошлин, налогов и
сборов, имеющих эквивалентное действие, а также
количественных ограничений; установления и применения в
отношениях с третьими странами одинакового торгового режима,
общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования
внешней торговли; формирования механизма взаимоотношений
Таможенного союза с третьими странами и международными
организациями), и во-вторых, создание однотипного механизма
регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах
хозяйствования и унифицированном законодательстве. Стороны
Таможенного союза обеспечивают единство управления
таможенными службами, организуют совместный контроль за
перемещением товаров и транспортных средств, отменили
таможенный контроль на общей границе и обязались безусловно
обеспечивать надежный таможенный контроль на своих внешних
границах.
Стороны-участники Таможенного союза стремятся к тому, чтобы
преобразовать его в международную экономическую организацию.
Для охраны и развития своих экономических интересов по внешней
границе СНГ 15 мая 1992 года страны-участники СНГ заключили
Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической
деятельности1. Каждое из государств-участников Содружества
обязалось не допускать реэкспорта товаров, в отношении которых
другие государства-участники Соглашения применяют меры
тарифного или нетарифного регулирования. Реэкспорт таких
товаров может осуществляться только с письменного согласия и на
условиях, определяемых уполномоченным органом государства,
являющегося страной происхождения данных товаров. В случае
нарушения этого положения государство-участник, интересы
которого нарушены, вправе вводить меры по регулированию
вывоза товаров на территорию государства, допустившего
несанкционированный реэкспорт. Страны СНГ обязались
осуществлять беспрепятственный пропуск экспортных и импортных
грузов друг друга при соблюдении согласованных таможенных
правил и процедур, а также применять режим не менее


1
Бюллетень международных договоров, 1994, № 6, стр. 3-5. Соглашение не
подписали Азербайджан, Туркменистан и Грузия.

174
благоприятный, чем для национальных субъектов хозяйственной
деятельности.
В развитие изложенных положений государства Содружества
подписали Соглашение об обмене информацией в области
деятельности1.
внешнеэкономической Стороны обязались
обмениваться информацией и текстами документов о
внешнеэкономических отношениях, о таможенных пошлинах и
тарифах, о квотировании и лицензировании товаров, о
деятельности на рынках третьих стран, о реэкспорте продукции и
другим вопросам. Государства СНГ обязались не осуществлять
продажу или передачу экономической информации, являющейся
предметом данного Соглашения, третьим странам без согласия его
участника, представившего такую информацию.
С целью устранения отрицательных для экономического развития
факторов и недопущения действий, наносящих ущерб
государственным экономическим интересам вследствие
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
страны-участницы СНГ договорились проводить антимонопольную
политику на основании Договора о проведении согласованной
2000г.2
антимонопольной политики Были объявлены
недопустимыми действия, которые приводят к ограничению
конкуренции, ущемлению законных интересов других
хозяйствующих субъектов или потребителей, либо являются
проявлением недобросовестной конкуренции, то есть навязывание
цен, дискриминационный подход к партнерам, раздел рынка по
территориальному принципу, получение, использование,
разглашение научно-технической, производственной или торговой
информации и т.д. Механизмом реализации договора является
Межгосударственный Совет по антимонопольной политике, в
компетенцию которого, в частности, входит выработка процедур
расследования дел по нарушению правил конкуренции и
разработка правил и механизмов воздействия на хозяйствующие
субъекты, органы власти и управления, нарушающие правила
конкуренции на товарном рынке. Стороны, узнав о нарушении
антимонопольного законодательства, могут самостоятельно
посредством соответствующих национальных антимонопольных
органов расследовать факты нарушения и принять решение,
проконсультировавшись с заинтересованным государством-
участником Договора во избежание возникновения конфликта.
Механизм Межгосударственного Совета по антимонопольной

1
Бюллетень международных договоров, 1994, № 1, стр. 17-19.
2
Подписан всеми странами-участниками Содружества.

175
политике предусматривает помощь сторонам Договора в
совершенствовании национальных законодательств по вопросам
конкуренции, а также рекомендации сторонам правил и
механизмов реализации конкретных действий по предупреждению,
ограничению и пресечению монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции. Решения Совета носят
рекомендательный характер, однако стороны Договора могут
прийти к согласию о признании обязательности исполнения
решений Совета.
В рамках двустороннего сотрудничества стран-участниц СНГ
процесс взаимодействия идет более активно. Как уже говорилось
выше, между всеми государствами СНГ заключены договоры о
дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В качестве задач
стороны указывают содействие углублению экономической
интеграции между ними, согласование основных направлений
осуществления экономических реформ, создание условий для
формирования единого экономического пространства. В этих
договорах стороны обязались строить экономические и торговые
отношения на основе предоставления взаимного режима
наибольшего благоприятствования или национального режима в
зависимости от того, какой из них наиболее благоприятен. Страны-
участницы договоров в рамках Содружества обязались
воздерживаться от действий, могущих нанести экономический
ущерб друг другу и дестабилизирующих экономическое положение
одной из сторон. Более того, они обязались взаимодействовать в
различных международных экономических, финансовых и других
организациях и институтах и оказывать поддержку друг другу в
участии в тех международных организациях, членом которых
является одна из сторон, или при вступлении в них.
С целью продвижения своих экономических интересов при
взаимодействии по экономическим вопросам государства-
участники СНГ заключают соглашения об основных принципах и
направлениях торгово-экономического сотрудничества, соглашения
о свободной торговле. В соответствии с ними, взаимоотношения
между сторонами строятся на принципах равенства и взаимной
выгоды; стороны не осуществляют квотирование и лицензирование
поставок товаров при взаимном товарообмене, не применяют
таможенные пошлины, налоги и сборы на экспорт и импорт
товаров, происходящих из таможенной территории одной из сторон
и предназначенных для таможенной территории другой стороны.
Ни одна из сторон не должна допускать реэкспорта товаров, в
отношении экспорта которых другая сторона, откуда происходят
эти товары, применяет меры тарифного и (или) нетарифного

176
регулирования. На основании таких договоров были созданы
межправительственные комиссии по экономическому
сотрудничеству, которым поручалась координация по
обозначенным вопросам, разработка совместных программ
развития межгосударственных экономических отношений.
Для развития экономики постсоветских стран большое значение
имеют соглашения о научно-техническом сотрудничестве (к
примеру, между Россией и Грузией 1994г., Россией и
Азербайджаном 1995г.). Они предусматривают осуществление
совместных научно-исследовательских программ и проектов,
создание совместных научно-исследовательских организаций и
формирование совместных научных коллективов, проведение
научных работ в научно-исследовательских учреждениях, на
промышленных предприятиях, в ВУЗах сторон соглашений,
привлечение отдельных ученых и специалистов одной из стран к
выполнению работ в другой, проведение совместных семинаров,
научных конференций, рабочих встреч и пр.
Необходимым условием торгово-экономического сотрудничества
государств является эффективная охрана промышленной
собственности. В этих целях между государствами-участниками
СНГ были подписаны соглашения о сотрудничестве в области
охраны промышленной собственности (например, между Россией и
Азербайджаном 1994г.). Данными соглашениями их стороны
урегулировали вопросы, связанные с использованием прав на
объекты промышленной собственности, обязались взаимно
упростить процедуры подачи и рассмотрения на выдачу охранных
документов.
Поскольку экономика обогащенных энергоресурсами стран
строится на продаже их другим странам, с созданием новых
независимых государств появилась необходимость обеспечения
безопасной доставки, транзита энергоносителей. С этой целью
страны-участники СНГ заключили между собой двусторонние
договоры о взаимодействии в области транспортировки нефти, при
эксплуатации нефтепродуктопроводов, о транспорте природного
газа через территорию того или иного государства и поставках его
потребителям1, о сотрудничестве в области электроэнергетики.
Направлениями деятельности государств в области



1
См. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от
20.07.1992г. // Бюллетень международных договоров. 1993, № 10, стр. 75;
Соглашение между Россией и Украиной от 24.06.1993г. // Бюллетень
международных договоров. 1995, № 2, стр. 63.

177
электроэнергетики1 являются производство, передача и
распределение электроэнергии; совместные научные
исследования, проектирование и строительство объектов
энергетики; обучение, подготовка и повышение квалификации
кадров для работы на предприятиях электроэнергетики.
В целях развития и обеспечения транспортного движения в рамках
СНГ подписана Конвенция о международных автомобильных
перевозках пассажиров и багажа 1997г.2 и дополнительные
двусторонние соглашения. Конвенция закрепляет единые правила,
обязательные для всех стран, подписавших ее. Контроль за
соблюдением этих правил осуществляется на основании
двусторонних межправительственных соглашений - о координации
деятельности железнодорожного транспорта3, о воздушном
сообщении4 и т.д. Предметом таких соглашений и договоров
является, в частности, согласование и совместное
координирование движение транспорта, разработка и
согласование единых документов, в соответствии с которыми
осуществляется функциональная деятельность железнодорожного,
воздушного транспортов, изготовление и содержание технических
средств, обеспечение безопасности движения транспортов,
сохранность грузов, организация перевозочной работы,
взаимодействие различных видов транспорта. А некоторыми
соглашениями предусмотрено даже формирование общей
транспортной системы с едиными тарифами по перевозке грузов и
пассажиров5.
Бесперебойное функционирование сетей и средств электрической
и почтовой связи обеспечивается также двусторонними
межгосударственными договоренностями. Страны-участники СНГ
обязались обеспечить на своей территории беспрепятственный
прием, обработку, перевозку и доставку адресатам всех
пересылаемых почтовых отправлений, а также предоставлять

1
К примеру, по Соглашению между Россией и Киргизией о сотрудничестве в
области электроэнергетики от 28.03.1996г. // Бюллетень международных договоров.
1996, № 7, стр. 70.
2
Конвенцию не подписали Грузия и Туркменистан.
3
Такие Соглашения Российская Федерация, к примеру, заключила с Беларусью
20.07.1992г., Азербайджанской Республикой 28.05.1993г., Украиной 28.05.1993г.;
между Россией и Туркменистаном подписано Соглашение о сотрудничестве в
области создания транспортного коридора Север-Юг через территорию Российской
Федерации и Туркменистана от 18.05.1995г.
4
См. Договор России и Казахстана от 28.03.1994г.; России и Белоруссии от
20.07.1992г. и др.
5
К примеру, подобное Соглашение заключено между Российской Федерацией и
Республикой Беларусь.

178
взаимные услуги по распространению периодических изданий1.
Они гарантируют свободу транзита через свои территории всех
видов почтовых отправлений и специальной связи, передачу
программ телевидения и радиовещания. При этом стороны
обязались строить свои отношения в этой области в соответствии с
положениями актов Всемирного почтового союза и
рекомендациями Международного союза электросвязи.
Для обеспечения выполнения договоров и соглашений,
соблюдения и защиты интересов государств, заключивших его, как
правило, закрепляется механизм разрешения споров, а также
возможность применения к нарушителям экономических санкций.
Так, 20 марта 1992 года в г. Киеве было подписано Соглашение о
порядке разрешения споров, связанных с осуществлением
хозяйственной деятельности.
В целях обеспечении единообразного применения соглашений
государств СНГ и основанных на них экономических обязательств
и договоров был учрежден Экономический суд СНГ, созданный в
соответствии с Соглашением о мерах по обеспечению улучшения
расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц
СНГ и действующий на основании Соглашения о статусе
Экономического суда и Положения об Экономическом суде
Государств2.
Содружества Независимых В компетенцию
Экономического суда входит разрешение двух категорий дел: 1) по
вопросам, возникающим при исполнении экономических
обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета
глав государств, Совета глав правительств Содружества; 2) по
вопросам соответствия нормативных и других актов государств-
участников СНГ, принятых по экономическим вопросам,
соглашениям и иным актам Содружества. Предусмотрено также,
что соглашениями в рамках СНГ к ведению Экономического суда
могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением
соглашений и принятых на их основе актов Содружества. Споры
рассматриваются Экономическим судом по заявлению
заинтересованных государств в лице их полномочных органов,
институтов Содружества. По результатам рассмотрения спора
Экономический суд принимает решение, в котором
устанавливается факт нарушения государством-участником
соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо
отсутствие нарушения) и определяются меры, которые

1
Указанные обязательства, например, взяли на себя Российская Федерация и
Республика Беларусь в отношении друг друга.
2
Бюллетень международных договоров, 1994, № 9, с. 4-8.

179
рекомендуется принять соответствующему государству для
устранения нарушения и его последствий. Государство, в
отношении которого принято решение Суда, должно обеспечить
его исполнение. Тем не менее, решения Экономического суда
носят рекомендательный характер.
Количество рассматриваемых Судом дел невелико. Так, с марта
1993г. по октябрь 1996г. Экономическим судом рассмотрено 18 дел
по запросам и заявлениям правительств государств-участников
СНГ, органов и институтов СНГ, высших арбитражных,
хозяйственных судов государств-участников. В том числе: 15 дел о
толковании актов Содружества и 3 – по спорам о неисполнении или
ненадлежащем исполнении экономических обязательств. Так, по
запросу Арбитража Республики Молдова Экономический суд
разрешил спор между Молдовой и Республикой Беларусь по
поводу взимания таможенных пошлин. Суть дела заключалась в
том, что Молдова и Беларусь обязались не взимать таможенные
пошлины, налоги и сборы на взаимный экспорт или импорт
товаров. Но после того, как 6.01.1995г. правительство РБ
подписало с Правительством РФ соглашение о Таможенном союзе,
Кабинет Министров Республики Беларусь вернулся к взиманию
пошлин в торговле с Молдовой. Это решение и обжаловала в суде
Молдова. После вмешательства суда положение было
восстановлено. В отечественной литературе отмечается, что на
современный период можно выделить следующие категории
споров, для разрешения которых предусмотрены соответствующие
механизмы: а) экономические споры между хозяйствующими
субъектами разных государств Содружества; б)
межгосударственные экономические споры, возникающие при
исполнении экономических обязательств1.

Б) Экологическая безопасность
Поскольку проблема экологической безопасности не может быть
ограничена «национальными» (государственными) рамками ее
обеспечения в силу выхода экосистем за границы стран,
целостности и неделимости природы, глобальности проблемы,
определенное внимание уделяется международным отношениям и
сотрудничеству при обеспечении экологической безопасности.
Анализ официальных документов и результатов научных
исследований свидетельствуют о наличии различного понимания
категории «экологическая безопасность», либо об отсутствии

1
Клеандров М.И. Какие международные суды нужны для СНГ? // Московский журнал
международного права, 2000, № 4, стр. 23.

180
адекватных дефиниций. Как утверждает Серов Г.П.1, сущность и
определение экологической безопасности выражается в
количественной мере отклонения определенных параметров,
признаков, факторов, характеризующих состояние окружающей
природной среды, от их установленных (оптимальных, допустимых)
значений. Деятельность в целях обеспечения экологической
безопасности – это создание условий, обеспечивающих
соответствие фактических параметров, признаков, факторов,
которые характеризуют экологическую безопасность,
закрепленным нормам. Можно лишь дополнить, отметив, что
безопасность в экологическом смысле выражается в
защищенности населения, животного и растительного мира,
окружающей природной среды в целом от последствий
антропогенного воздействия, а также от стихийных бедствий и
катастроф.
Подчеркивая важность экологической безопасности, необходимо
отметить, что она в качестве общественной ценности, выражения
права человека на благоприятную окружающую среду включена в
особый запас социальных ценностей. Экологическую безопасность
следует гарантировать наравне с военной, государственной и
личной безопасностью. Причем экологическая безопасность
обеспечивается ради реализации прав и интересов и даже жизни
человека, а не государства как неодушевленного образования.
Одной из целей государства при обеспечении экологической
безопасности является охрана жизни и здоровья человека от
неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Среди особенностей экологической безопасности также следует
выделить сложный и противоречивый характер ее взаимодействия
с другими социальными ценностями, необходимость нахождения в
каждом конкретном случае равновесия между «экологическими»
целями и другими социальными приоритетами стран. Таким
образом, проблема обеспечения экологической безопасности
должна рассматриваться в единой целостной системе
межгосударственных интересов.
В соответствии с международным принципом охраны окружающей
среды, государства должны выполнять обязательства по
обеспечению благоприятных условий для жизни своих народов и
народов других государств, а также будущих поколений.

1
Серов Г.П. Экологическая безопасность – составная часть национальной
безопасности России // Экологическая безопасность: проблемы законодательного
обеспечения. Материалы российско-германского теоретического семинара. Москва,
15-17 июня 1994г.

181
В Уставе СНГ страны Содружества закрепили одной из целей
совместное сотрудничество в области экологии (кроме того, в
двусторонних договорах государства выражают свое намерение о
сотрудничестве в этой сфере1). Стороны обязуются сотрудничать
не только в области охраны окружающей среды, но и в области
защиты и улучшения ее состояния. В качестве формы такого
сотрудничества можно назвать «осуществление совместных
природоохранных мероприятий, оказание взаимной помощи в
ликвидации последствий экологических катастроф и других
чрезвычайных ситуаций» (ст. 4 Устава СНГ). Для того, чтобы
хозяйственная или иная деятельность на территории стран СНГ не
наносила ущерба природной среде, качеству жизни населения и
хозяйственной деятельности других стран, государства-участники
Содружества обязались принимать согласованные правовые акты
в области экологии и охраны окружающей среды, а также
согласовывать стандарты и экологические нормативы,
обеспечивающие экологическую безопасность и благополучие
каждого человека.
Положения об охране окружающей природной среды в рамках СНГ
получили свое развитие в принятом 8 февраля 1992 года
Соглашении о взаимодействии в области экологии и охраны
окружающей природной среды. В соответствии с ним, государства-
участники договорились вырабатывать и проводить согласованную
политику в обозначенной сфере с учетом ранее заключенных
Союзом ССР международных соглашений (об охране и
использовании земель, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха,
растительного и животного мира, естественных ресурсов
континентального шельфа, экономической зоны и открытого моря
за пределами действий национальной юрисдикции). Стороны
соглашений, заключенных в рамках СНГ, обязались вести учет
природных ресурсов и их использования по количественным и
качественным показателям и проводить экологический мониторинг;
осуществлять эффективный государственный контроль за
состоянием и изменением окружающей природной среды и ее
ресурсов; принимать меры по воспроизводству живых ресурсов,
сохранению и восстановлению биологического разнообразия.
Государства Содружества обязались создать и поддерживать
специальные силы и средства, необходимые для предупреждения
экологических катастроф, бедствий, аварий и ликвидации их
последствий. Они обязались совместно разрабатывать и

1
См, например, договор о сотрудничестве между Республикой Беларусь и
Республикой Казахстан.

182
осуществлять межгосударственные программы и проекты в
области природопользования и охраны окружающей природной
среды и экологической безопасности, включая программы
безопасного уничтожения и нейтрализации химического и ядерного
оружия, высокотоксичных и радиоактивных отходов. Для
выполнения положений Соглашения государства Содружества
создали Межгосударственный экологический совет и при нем
Межгосударственный экологический фонд для выполнения
согласованных межгосударственных экологических программ, в
первую очередь для ликвидации последствий экологических
катастроф. Межгосударственный экологический совет призван
осуществлять координацию и проводить согласованную политику в
области экологии и охраны окружающей природной среды. В
компетенцию совета входит также проведение экологической
экспертизы программ и прогнозов развития производительных сил,
инвестиционных и прочих проектов, реализация которых
затрагивает или может затрагивать интересы двух и более стран
СНГ; оказание содействия в разрешении экологических споров
между ними; ведет межгосударственную Красную книгу, готовит
предложения и материалы для нее. В Межгосударственный
экологический совет входят руководители природоохранных
ведомств государств-участников Соглашения. Совет формируется
на паритетной основе и принимает свои решения на основе
консенсуса.
Данное Соглашение подписано почти всеми членами Содружества,
кроме Украины. Делегация Туркменистана выразила особое
мнение, предложив исключить положения о создании при
Межгосударственном экологическом совете экологического фонда
и рабочих органов совета.
Вопросы экологии были развиты в трех протоколах, касающихся
проблем Каспия, последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и
проблемы Арала. В одном из них говорится о необходимости
подготовки правительствами Азербайджана, России, Казахстана и
Туркменистана соглашения по сохранению рыбных ресурсов
Каспийского моря. В другом протоколе выражено предложение
правительствам России, Белоруссии и Украины уточнить перечень
мероприятий по ликвидации последствий чернобыльской аварии.
Все члены Содружества подтвердили готовность оказать
гуманитарную помощь по ликвидации последствий аварии. Третий
протокол зафиксировал, что правительства Казахстана,
Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана
обязаны подготовить специальные соглашения по ликвидации
последствий спитакского землетрясения. Все три проблемы по

183
настоящий момент остаются насущными и волнующими все в
большей степени.
Экологическая проблема вокруг Каспия была осложнена после
распада СССР, т.е. увеличением количества государств в
Прикаспийском регионе (Иран, Россия, Казахстан, Азербайджан и
Туркменистан). Вопросы, связанные с урегулированием
деятельности государств по использованию ресурсов Каспийского
моря, не могут быть решены однозначно до сих пор. Несмотря на
многочисленные заявления прикаспийских стран о необходимости
выработки договоренности о правовом статусе Каспийского моря,
предлагаемые той или иной стороной варианты не устраивают
других заинтересованных участников. Позиции одних сторон не
совпадают с позициями других. Прикаспийские государства уже
неоднократно обменивались разработанными ими проекты
Конвенции о правовом статусе моря. Однако единого текста
таковой так и не было разработано. Были также предложения
создания Организации каспийских государств, которое не получили
реального воплощения. Тем не менее, на совместном заседании в
2002 году стороны все же признали, что воды Каспийского моря
находятся в общем пользовании, а территория пользования дном
Каспия проходит по границам прикаспийских государств. Решение
вопроса о правовом режиме Каспия затрудняется тем, что он не

<<

стр. 6
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>