<<

стр. 5
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

0,0521,251,413,9ТожеКрасный (red)Сталь с мед­ным покры­тием (Copper covered stel)Гладкая (Smooth)
0,0218,751,363
ТожеТожеГладкая с бо­роздкой (Smooth with a groove)
0,0116,251.322,3-'*--**--**-Гладкая (Smooth)


Глава 54 Международные финансовые институты
Международные валютно-кредитные и финансовые органи­зации располагают большими полномочиями и ресурсами и призваны регулировать международные экономические отноше­ния. Общая цель — развитие международного сотрудничества и обеспечение целостности и стабильности всемирного хозяйства. К таким организациям в первую очередь относятся: Междуна­родный валютный фонд (МВВ); группа Всемирного банка, включающая Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (MAP), Между­народную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Банк меж­дународных расчетов и Всемирная торговая организация (ВТО).
Международные финансовые институты призваны:
1) объединять усилия мирового сообщества в целях стабили­зации международных финансов и мировой экономики;
2) осуществлять международное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
3) разрабатывать и координировать стратегию и тактику ми­ровой валютной и кредитно-финансовой политики.
Вкратце остановимся на некоторых из них.
Международный валютный фонд (МВФ) был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, про­ходившей 1—22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих. Исполнитель­ный орган — директорат. Штаб-квартира МВФ находится в Нью-Йорке.
МВФ предназначен для:
— содействия развитию международной торговли и валют­ного сотрудничества;
— поддержания устойчивости валютных паритетов и устра­нения валютных ограничений;
— оказания финансовой помощи странам-участницам при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН и служит институциональной основой мировой валютной системы.
Членство в МВФ является обязательным условием для всту­пления страны в Международный банк реконструкции и разви­тия и другие, близкие ему валютно-кредитные организации.
Группа Всемирного банка (ВБ) — специализированное фи­нансовое учреждение ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне. В состав ВБ входят: МФРР, MAP, МФК и МАГИ. У каждого ин­ститута, входящего в группу Всемирного банка, свои функции, но их деятельность подчинена единой стратегии.
Основными функциями ВБ являются:
— инвестиционная деятельность в развивающихся странах;
— аналитическая и консультативная деятельность по эконо­мическим вопросам;
— систематическая корректировка состава и содержания оказываемых услуг и деталей реализуемых программ;
— посредничество в перераспределении ресурсов между бо­гатыми и бедными странами.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) начал свою деятельность с июня 1946 г., МБРР — головной институт в группе Всемирного банка.
Руководящие органы МБРР — Совет управляющих и дирек­торат (исполнительный орган)
Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15—17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммер­ческие банки. За 50 лет своей деятельности на реализацию более 6000 программ в 140 странах мира Банк предоставил займов на сумму более 300 млрд. долл.
В МБРР действует в рамках следующих программ:
— борьба с бедностью и экономическое управление;
— социальное развитие и экология;
— финансы, частный сектор, инфраструктура;
— развитие человеческого потенциала.
МБРР в 1998 г. предоставил кредитов на сумму 19,2 млрд. долл.
Одно из первых мест среди получателей кредитов МБРР за­нимает Россия, которая за 1993—1998 гг, получила средства в сумме 5,4 млрд. долл.
Международная ассоциация развития (MAP) была образова­на в 1960 г. Кредиты MAP выдаются развивающимся странам на срок от 35 до 40 лет, льготный период — 10 лет. Ссуды — беспроцентные, плата взимается только на покрытие админи­стративных издержек в размере 0,5% годовых. Льготные креди­ты могут получить только те страны, которые по классифика­ции ВБ относятся к группе государств с низкими доходами на душу населения. В 1998 г. MAP предоставила кредитов на сум­му — 5,6 млрд. долл.
Все страны, являющиеся членами МБРР могут вступить в MAP.
Международная финансовая корпорация (МФК) образована в 1956 г. с целью стимулирования частных инвестиций в эконо­мику развивающихся стран, укрепления там частного сектора без получения правительственных гарантий.
МФК инвестирует средства в акционерные капиталы пред­приятий, которым оказывает кредитную поддержку, финансиру­ет создание новых и реконструкцию действующих предприятий. Большое внимание МФК уделяет развитию малого бизнеса и охране окружающей среды.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) было создано в 1988 г. для стимулирования прямых ин­вестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков, к которым относятся:
— отмена конвертируемости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей;
— экспроприация имущества инвестора;
— военные действия;
—политические катаклизмы и связанные с ними изменения в социально-политической обстановке;
— невыполнение контракта вследствие правительственного решения.
МАГИ могут быть гарантированы следующие инвестиции:
— взносы в денежной или материальной форме в акционер­ный капитал;
— ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами;
— некоторые формы неакционерных прямых инвестиций.
МАГИ, как правило, предоставляют гарантии сроком на 15 лет, а иногда и до 20 лет. При этом гарантии могут покры­вать до 90% объема инвестиций. Деятельность МАГИ коорди­нируется с национальными страховыми компаниями.
Банк международных расчетов (БМР) — это первый междуна­родный банк, созданный в 1930 г. с целью содействия сотрудни­честву центральных банков Англии, Бельгии, Германии, Ита­лии, Франции и Японии и обеспечения между ними междуна­родных расчетов.
В настоящее время членами БМП являются более 30 госу­дарств.
Управление деятельностью БМР осуществляется Общим со­бранием и Советом директоров.
Основными функциями БМР являются:
— обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций;
— выполнение роли доверенного лица, при проведении меж­государственных расчетов участников;
— проведение депозитно-ссудных, фондовых и других опе­раций, в том числе с золотом;
— осуществление межгосударственного регулирования валютно-кредитных отношений.
БМР также является крупным мировым экономическим ин­формационно-исследовательским центром. При этом БМР ак­тивно сотрудничает с другими международными кредитно-финансовыми организациями.
Всемирная торговая организация (ВТО) — это международная межправительственная организация, созданная в 1994 г. в соответ­ствии с заключительным актом Уругвайского раунда и призванная заменить Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).
Перед ВТО стоят следующие цели:
— обеспечение полной занятости;
— содействие росту производства и торгового обмена това­рами и услугами;
— оптимальное использование источников сырья с целого обеспечения долгосрочного развития, защиты и сохранения ок­ружающей среды.
Основные функции ВТО:
— осуществление административных функций в отношении многосторонних торговых соглашений, составляющих Соглаше­ние о ВТО, и организация их выполнения;
— является форумом для проведения многосторонних торго­вых переговоров между членами ВТО;
— содействие разрешению торговых споров между своими членами;
— осуществление контроля за национальной политикой сво­их членов в области торговли;
— развитие сотрудничества с другими международными уч­реждениями, занимающимися выработкой политического курса в сфере глобальной экономики.
Глава 55 Правовые основы деятельности Союзного государства
Развитию процесса всесторонней интеграции, объединения усилий в интересах социального и экономического прогресса двух государств во многом содействовала ратификация Договора о соз­дании Союзного государства Россией и Республикой Беларусь.
Договор о создании Союзного государства, подписанный Президентом РФ Б.Н. Ельциным и Президентом Республики Беларуси А. Г. Лукашенко 8 декабря 1999г., разработан в соот­ветствии с Декларацией о дальнейшем единении России и Бела­руси от 25 декабря 1998 г. и является новым шагом на пути ин­теграционного объединения России и Беларуси.
При сохранении суверенитета, независимости, международ­ной правосубъектности и государственного устройства России и Белоруссии Союзное государство обладает признаками государ­ственности — территорией, границами, гражданством, органами власти, символикой.
Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются по­литическое и идеологическое многообразия.
Перед Россией и Республикой Беларусь стоят очень сходные реформаторские задачи, которые в общем виде можно предста­вить так:
— преобразование республиканского народного хозяйства в национальную многоукладную, социально ориентированную, встроенную в мировые хозяйственные структуры рыночную экономику, что должно стать базой для политической стабиль­ности, подъема благосостояния и качества жизни населения до уровня мировых стандартов;
— создание политических, организационно-правовых и хо­зяйственных предпосылок для проведения самостоятельной эко­номической политики как ключевого фактора утверждения на­циональной государственности;
— снятие негативных последствий узкой специализации в рамках бывшего СССР, модернизация экономики, повышение эффективности производства, использование ресурсного потен­циала для самостоятельного выхода на мировые товарные и фи­нансовые рынки;
— достижение макроэкономической стабилизации, выход из бюджетного и инвестиционного кризиса, подавление ин­фляции, укрепление национальной валюты, сокращение бюд­жетных расходов на реальный сектор экономики и социальную сферу, адресная поддержка малообепеченности групп населе­ния;
— утверждение частной собственности, активизация на этой основе личной инициативы и предпринимательства, культива­ция и поддержка «среднего класса»;
— ограничение функций государства как субъекта хозяйство­вания, приватизация государственных предприятий, ставка на «ответственного и эффективного хозяина»;
— либерализация контрактных отношений, торгово-посред-нических, внешнеэкономических, денежно-кредитных, банков­ских, валютных, платежно-расчетных операций;
— «демонополизация» сферы производства и услуг, создание конкретной сферы для приоритетного развития малого и сред­него бизнеса;
— формирование на коммерческой основе биржевых, бан­ковских, инвестиционных, страховых, торгово-посреднических институтов, финансового рынка, рынков страхования, недви­жимости и рабочей силы;
— создание благоприятных условий для привлечения внеш­них кредитно-инвестиционных ресурсов на поддержку рыноч­ных реформ, обеспечение социальной стабильности, модерниза­цию национальной экономики.
Целями Союзного государства являются:
— обеспечение мирного и демократического развития брат­ских народов государств-участников, укрепление дружбы, по­вышение благосостояния и уровня жизни;
— создание единого экономического пространства для обес­печения социально-экономического развития на основе объеди­нения материального и интеллектуального потенциалов госу­дарств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
— неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
— проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
— формирование единой правовой системы демократического государства;
— проведение согласованной социальной политики, направ­ленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
— обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
— укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного со­трудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.
Главные же усилия Беларуси и России должны быть сосре­доточены на решении задач экономического сближения, гармо­низации законодательства и экономической политики двух го­сударств и подготовке предпосылок будущего валютного союза между ними. К числу же таких предпосылок относятся как структурные предпосылки, так и функциональные. Попробуем сформулировать их.
Итак, к числу структурных предпосылок валютного союза Беларуси и России относятся:
— завершение рыночных реформ и стабилизации новых ба­зисных социально-экономических моделей;
— выход из кризиса и стабилизация реальной экономики;
— полная монетизация экономик двух стран, ликвидация бар­терных отношений и создание стабильных современных финан­совых систем;
— организация действенной системы валютного контроля и валютного регулирования, способных обеспечить избранный ва­лютный режим и недопустить незаконного оттока капиталов за границу;
— завершение строительства таможенного союза;
— достижение высокого уровня взаимного товарообмена и производственной кооперации на базе рыночных принципов;
— интеграция валютных и финансовых рынков, создание эффективных межстрановых платежных и расчетных систем и обеспечение свободного движения капиталов;
— гармонизация хозяйственного и финансового законода­тельства и утверждение правопорядка в экономической жизни.
К функциональным предпосылкам относятся следующие:
— введение полной взаимной конвертируемости валют;
— сужение пределов курсовых колебаний до минимума (в странах Европейского Союза этот минимум в 1998 г. составлял 1,25%) и постепенный переход к жесткой фиксации обменных соотношений;
— оздоровление государственных финансов, снижение бюд­жетных дефицитов и государственного долга до экономически оправданных пределов (Европейский Союз соответственно 3% и 60% ВВП);
— снижение долгосрочных процентных ставок, а для этого восстановление среднесрочного и долгосрочного кредитования;
— снижение инфляции.
Однако создание данных предпосылок пока осложняет крупные различия в экономических потенциалах Беларуси и России, а также в территории и населении.'
Основными принципами Союзного государства являются сле­дующие:
— суверенное равенство государств-участников.
— добровольность,
— добросовестное выполнение ими взаимных обязательств.
Союзное государство основано на разграничении предметов ведения и полномочий Союзным государством и государствами-участниками. И для реализации целей Союзного государства создаются Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд, Счетная палата Союзного государства. Госу­дарственную власть в государствах-участниках осуществляют об­разованные ими в соответствии с их конституциями государст­венные органы.
Каждое государство-участник сохраняет с учетом доброволь­но переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство. Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Кроме того, государства-участники сохраняют свое членство в ООН и других международных орга­низациях. Возможность единого членства в международных ор­ганизациях, других международных объединениях определяется государствами-участниками по взаимной договоренности.

* Подробнее см.: Козик Л.П., Кохно П.А. Союз Беларуси и России: финансово-экономические проблемы (валюты, бюджета, собственности). — М. — Минск, 1999.

В Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, признаваемые на территориях государств-участников, обеспечиваются равные права граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имущест­вом. В Союзном государстве принимаются необходимые законо­дательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно-правовых форм, а также гражданам, обладающим статусом пред­принимателя, в соответствии с законодательством государств-участников. Правовое положение и порядок деятельности ино­странных юридических лиц на территории государств-участников осуществляются в соответствии с законодательством государств-участников и их договорами с третьими странами.
В Союзном государстве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Граждане Союз­ного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними.
К исключительному ведению Союзного государства относятся:
— создание единого экономического пространства и право­вых основ общего рынка, обеспечивающего свободное переме­щение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах тер­риторий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
— единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и цено­вая политика;
— единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
— объединенные транспортная и энергетическая системы;
— разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспе­чения вооруженных сил государств-участников;
— единая торговая и таможенно-тарифная политика в отноше­нии третьих стран, международных организаций и объединений;
— единое законодательство об иностранных инвестициях;
— разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;
— управление собственностью Союзного государства;
— международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключи­тельному ведению Союзного государства;
— функционирование региональной группировки войск;
— пограничная политика Союзного государства;
— стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, мет­рическая система и исчисление времени, геодезия и картогра­фия;
— статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;
— установление системы органов Союзного государства, по­рядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.
К совместному ведению Союзного государства и государств-участников относятся:
— принятие в состав Союзного государства других госу­дарств;
— координация и взаимодействие в сфере внешней полити­ки, связанные с осуществлением настоящего Договора;
— проведение согласованного курса на укрепление Содруже­ства Независимых Государств;
— совместная оборонная политика, координация деятельно­сти в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств-участников, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обо­роноспособности Союзного государства;
— взаимодействие в международном сотрудничестве по воен­ным и пограничным вопросам, включая реализацию заключенных государствами-участниками международных договоров по вопро­сам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;
— взаимодействие в области осуществления демократических преобразований, реализация и защита основных прав и свобод граждан Союзного государства;
— гармонизация и унификация законодательства государств-участников;
— осуществление инвестиционной политики в интересах ра­ционального разделения труда;
— охрана окружающей среды;
— совместные действия в области экологической безопасно­сти, предупреждения природных и техногенных катастроф и ли­квидации их последствий, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
— развитие науки, образования, культуры, создание равных условий сохранения и развития этнической, культурной и язы­ковой самобытности народов;
— формирование общего научного, технологического и ин­формационного пространства;
— согласованная социальная политика, включая вопросы за­нятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;
— обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оп­лате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий;
— борьба с терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и другими видами преступлений.
В Союзном государстве поэтапно вводится единая денежная единица (валюта) с одновременным созданием единого эмисси­онного центра. Основной функцией единого эмиссионного цен­тра является защита и обеспечение устойчивости единой денеж­ной единицы, и эту функцию он осуществляет, взаимодействуя с другими органами Союзного государства и государственными органами государств-участников. При этом единый эмиссион­ный центр не вправе предоставлять кредиты органам Союзного государства и покупать ценные бумаги Союзного государства при их первичном размещении на финансовом рынке.
Союзное государство предоставляет и получает кредиты и дает гарантии по кредитам, выпускает займы и ценные бумаги в порядке, определяемом Парламентом Союзного государства и утверждаемом Высшим Государственным Советом.
В Союзном государстве осуществляется единая политика в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов, действует общий рынок ценных бумаг, предусматри­вающий их свободное обращение, и создаются соответствующие учреждения по эмиссии ценных бумаг и регулированию фондо­вого рынка.
Исходя из основных принципов эффективного банковского надзора, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору, государства-участники унифицируют требования к ор­ганизации надзора за банками и иными кредитными учрежде­ниями и будут применять единые ставки рефинансирования и общие нормы резервных требований к банкам.
В Союзном государстве действуют единые принципы взима­ния налогов, не зависящие от места нахождения налогопла­тельщиков на его территории, и единое таможенное пространст­во, в отношений которого применяются:
— единый порядок экспортного контроля;
— единые меры нетарифного регулирования, включая при­менение количественных ограничений, лицензирование ввоза и вывоза товаров, ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения ввоза и вывоза;
— единый порядок взаимного признания лицензий, серти­фикатов и разрешений на ввоз или вывоз товаров.
Бюджет Союзного государства призван обеспечивать финан­сирование программ и проектов Союзного государства, его функционирование, включая расходы, на содержание его орга­нов. Он формируется за счет ежегодных согласованных отчислений государств-участников. В порядке и в случаях, установ­ленных Высшим Государственным Советом по предложению Совета Министров, одобренному Парламентом, наполнение бюд­жета может осуществляться также и из иных источников.
Вопросы финансово-хозяйственной деятельности органов Союзного государства, отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства регулируются Советом Мини­стров Союзного государства в соответствии с нормативно-пра­вовыми актами Союзного государства, а также законодательст­вом государств-участников.
Бюджет Союзного государства не может иметь дефицит. Проект бюджета Союзного государства вносится в Парламент Советом Министров Союзного государства, и после принятия Парламентом утверждается Высшим Государственным Советом.
Высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов госу­дарств-участников. В заседаниях Высшего Государственного Со­вета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства. Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если государ­ства-участники не договорились об ином.
Высший Государственный Совет выполняет следующие функции:
— решает важнейшие вопросы развития Союзного государства;
— образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функ­ционального характера;
— назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
— утверждает бюджет Союзного государства, принятый Пар­ламентом Союзного государства, и годовые отчеты о его испол­нении;
— утверждает международные договоры Союзного государст­ва, ратифицированные Парламентом;
— утверждает государственную символику Союзного государства;
— определяет местопребывание органов Союзного государства;
— заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Мини­стров о реализации принятых решений;
— и иные функции, отнесенные к его ведению настоящим Договором либо переданные на его рассмотрение государства­ми-участниками.
Для осуществления контроля за финансами Союзного госу­дарства создается Счетная палата, которая состоит из 11 членов, назначаемых сроком на 6 лет из числа граждан государств-участников, имеющих опыт работы в контрольно-ревизионных и аудиторских организациях, профессионализм и добросовест­ность которых не вызывают сомнений.
Члены Счетной палаты назначаются Парламентом Союзного государства по представлению Совета Министров независимо от того, гражданами какого из государств-участников они являют­ся. В состав Счетной палаты не может входить более 7 граждан одного и того же государства-участника.
Члены Счетной палаты избирают из своего состава Предсе­дателя и его заместителя, которые выполняют свои обязанности в течение двухлетнего периода и могут быть переизбраны. При этом Председатель Счетной палаты и его заместитель не могут быть гражданами одного и того же государства-участника.
Счетная палата осуществляет контроль за исполнением до­ходных и расходных статей бюджета Союзного государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку отчетов о доходах и расходах всех органов Союзного государства, устанав­ливает, являются ли законными полученные доходы и произве­денные расходы, а также выявляет, насколько рациональным бьыо управление финансами, контролирует эффективность ис­пользования имущества Союзного государства.
Органы Союзного государства, национальные аудиторские организации либо компетентные органы государств-участников направляют в Счетную палату по ее запросу любые документы и информацию, необходимые для выполнения Счетной палатой возложенных на нее функций.
По итогам финансового года Счетная палата представляет Совету Министров и Парламенту ежегодный отчет. На основа­нии рассмотрения доклада вышеупомянутые органы, действуя самостоятельно или совместно, могут вносить в Высший Госу­дарственный Совет предложения относительно оздоровления финансов Союзного государства.
Счетная палата может, действуя по собственной инициативе или по просьбе любого из органов Союзного государства, давать в рамках своей компетенции заключения по отдельным вопросам.
Счетная палата устанавливает собственный регламент, кото­рый утверждается Советом Министров.
Список использованной литературы
1. Артемов Н.М., Горбунова О.Н., Денисова И.Г. и др. Финансовое право. — М.: Юристь, 1996.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы:
Учебник. - М.: ЮНИТИ, Финансы, 1999.
3. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, 1999.
4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской. — М.: Перспектива, 1999.
5. Григорьев В.Н., Кучеров И.И. Налоговая полиция. Правовое регулирова­ние деятельности. — М.: ЮрИнфоР, 1998.
6. Дознание и предварительное следствие в органах Федеральной службы налоговой полиции России: Сборник правовых актов / Под ред. В.Е. Мануйлова. — М.: 1999.
7. Живалов В.И. Финансовая система России. Эффективность и устойчи­вость коммерческих банков. — М.: Экономика, 1999.
8. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части пер­вой (постатейной) / Отв. ред. канд. юр. наук А.В. Брызгалин. — М.: Аналитика-Пресс, 1999.
9. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яков­левой. — Ч. I-II. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998.
10. Кочетков А.И. Анализ налоговых ошибок. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело и Сервис, 1999.
11. Налоги и налоговое право: Учебн. пос. / Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс, 1997.
12. Общий аудит. Законодательная и нормативная база, методика и приемы осуществления: Учебн. пособ. М.: Рос. академия государств. службы при Президенте РФ, 1996.
13. Основы налогового права: Учебн.-методич. пособ. /Под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: Инвест Фонд, 1995.
14. Сборник кодексов Российской Федерации. На 10 февраля 1998 года. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1998.
15. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. докт. юр. наук, проф. Н.И. Химичева. — М.: Юристь, 1999.
16. Финансовый менеджмент / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, Фи­нансы, 1997.
17. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. — М: Перспектива, Юрайт, 2000.
18. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. чл.-корр. РА-ЕН Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, Финансы, 1997.
19. Экономика и право: Учебн. пособ. для вузов. — М.: Закон и право, 1999.

Оглавление
Предисловие...................................................................................................................................................................................... 2
Раздел I Правовые основы и принципы финансовой деятельности......................................................................................... 3
Глава 1 Понятие финансового права и его сущность............................................................................................................. 3
1.1. Предмет и источники финансового права Российской Федерации......................................................................... 5
Глава 2 Краткая история становления финансовой системы России.................................................................................. 6
Глава 3 Финансовая система Российской Федерации.......................................................................................................... 16
Глава 4 Сущность и функции финансов................................................................................................................................... 18
Глава 5 Правовые основы финансовой деятельности государства................................................................................... 22
Глава 6 Финансовый контроль, его сущность и виды........................................................................................................... 24
Глава 7 Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль................................................................. 27
7.1. Счетная палата Российской Федерации........................................................................................................................ 27
7.2. Министерство финансов РФ............................................................................................................................................ 30
7.3. Федеральное казначейство............................................................................................................................................... 34
7.4. Министерство РФ по налогам и сборам....................................................................................................................... 39
7.5. Федеральные органы налоговой полиции.................................................................................................................... 42
7.6. Государственный таможенный комитет РФ................................................................................................................ 44
Глава 8 Негосударственный финансовый контроль — аудит............................................................................................. 48
8.1. Причины возникновения и этапы становления аудита в России............................................................................ 48
8.2. Понятие и цели аудиторской деятельности, ее организация.................................................................................... 50
8.3. Правовые основы аудиторской деятельности............................................................................................................. 57
Глава 9 Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности........................ 59
Глава 10 Виды ответственности за нарушение финансового законодательства............................................................. 70
Раздел II Правовой режим государственного и местных (муниципальных) бюджетов.................................................... 75
Глава 11 Краткая история становления и развития бюджета............................................................................................... 75
Глава 12 Бюджетная система Российской Федерации.......................................................................................................... 81
Глава 13 Субъекты бюджетных правоотношений и нормы их регулирования............................................................... 84
Глава 14 Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.............................................................................................................................. 87
Глава 15 Бюджетное устройство и его принципы.................................................................................................................. 99
15.1. Бюджетная классификация........................................................................................................................................... 100
15.2. Структура доходов бюджета........................................................................................................................................ 101
15.3. Структура расходов бюджета...................................................................................................................................... 102
15.4. Правовое регулирование государственных доходов и расходов........................................................................ 104
Глава 16 Бюджетное финансирование: понятие и принципы........................................................................................... 107
Глава 17 Бюджетный дефицит и источники его финансирования................................................................................... 109
Глава 18 Бюджетный процесс и его правовое регулирование.......................................................................................... 110
Раздел III Правовое регулирование налогообложения........................................................................................................... 124
Глава 19 Экономическая сущность налогообложения....................................................................................................... 124
19.1. Возникновение и развитие налоговых систем в мире........................................................................................... 125
19.2. Сущность, функции и виды налогов.......................................................................................................................... 128
Глава 20 Налоговое право и его основные принципы........................................................................................................ 134
Глава 21 Правовое регулирование основных видов налогов............................................................................................ 135
21.1. Налог на добавленную стоимость.............................................................................................................................. 135
21.2. Налог на прибыль предприятий и организаций...................................................................................................... 140
21.3. Подоходный налог с физических лиц......................................................................................................................... 141
21.4. Акцизы.............................................................................................................................................................................. 146
21.5. Таможенная пошлина................................................................................................................................................... 148
21.6. Налоги в дорожные фонды.......................................................................................................................................... 151
21.7. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения............................................................ 155
21.8. Государственная пошлина. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний........................................................................................................................................ 159
21.9. Налог на имущество предприятий. Единый налог на вмененный доход........................................................... 160
21.10. Налог с продаж.............................................................................................................................................................. 163
21.11. Налог с продаж в Москве........................................................................................................................................... 166
Глава 22 Правовое регулирование местных налогов.......................................................................................................... 168
22.1. Земельный налог............................................................................................................................................................ 170
22.2. Налог на имущество физических лиц........................................................................................................................ 171
Глава 23 Проблемы налогообложения в экономике России............................................................................................. 173
23.1. Процесс реформирования системы налогообложения в России...................................................................... 175
Раздел IV Правовые основы государственного и муниципального кредита..................................................................... 178
Глава 24 Государственный кредит и его сущность.............................................................................................................. 178
24.1. Функции государственного кредита.......................................................................................................................... 179
24.2. Государственные займы и их классификация......................................................................................................... 180
Глава 25 Государственные ценные бумаги........................................................................................................................... 181
Глава 26 Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом 183
Раздел V Правовое регулирование организации страхового дела........................................................................................ 188
Глава 27 История возникновения страхового дела............................................................................................................... 188
Глава 28 Страховые правоотношения. Особенности, функции и виды страхования................................................... 192
Глава 29 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования....................................................................... 197
Глава 30 Страховые платежи в государственные внебюджетные фонды....................................................................... 199
Раздел VI Правовое регулирование банковской деятельности.............................................................................................. 200
Глава 31 Возникновение и развитие банковской системы России.................................................................................. 200
Глава 32 Центральный банк РФ................................................................................................................................................ 203
32.1. Расчетно-кассовый центр Банка России................................................................................................................... 207
Глава 33 Коммерческие банки.................................................................................................................................................. 209
33.1. Виды вкладов. Договор банковского вклада............................................................................................................ 212
33.2. Банковский счет.............................................................................................................................................................. 213
33.3. Права и обязанности сторон по договору банковского счета............................................................................ 219
33.4. Ответственность банка за нарушения налогового законодательства................................................................. 221
Глава 34 Прекращение деятельности кредитной организации.......................................................................................... 222
34.1. Отзыв лицензии кредитной организации.................................................................................................................. 223
Глава 35 Правовое регулирование заема и кредита............................................................................................................ 228
Глава 36 Банковская гарантия................................................................................................................................................... 232
Глава 37 Формы безналичных расчетов................................................................................................................................. 232
37.1. Платежные поручения.................................................................................................................................................. 233
37.2. Чековая форма расчетов.............................................................................................................................................. 234
37.3. Расчеты по аккредитиву................................................................................................................................................ 237
37.4. Расчеты по инкассо........................................................................................................................................................ 240
37.5. Электронные банковские услуги................................................................................................................................ 240
Глава 38 Векселя........................................................................................................................................................................... 268
Раздел VII Правовое регулирование лизинга............................................................................................................................. 279
Глава 39 Понятие, формы и виды лизинга............................................................................................................................. 279
Глава 40 Правовые основы лизинга в Российской Федерации......................................................................................... 285
Глава 41 Особенности лизинга.................................................................................................................................................. 292
Глава 42 Договоры лизинга....................................................................................................................................................... 293
Глава 43 Налогообложение лизинговых операций и проблемы развития лизинга...................................................... 294
Раздел VIII Правовые основы денежного обращения и расчетов........................................................................................ 312
Глава 44 Деньги: сущность, функции и виды. Публично-правовые характеристики денег....................................... 312
Глава 45 Денежный оборот. Правовое регулирование безналичного и налично-денежного обращения............ 314
Глава 46 Расчетно-кассовые операции. Порядок ведения кассовых операций............................................................ 319
Раздел IX Правовые основы валютных отношений.................................................................................................................. 321
Глава 47 История развития мировых валютных отношений в XX веке.......................................................................... 321
Глава 48 Валютные отношения................................................................................................................................................. 325
Глава 49 Валютный курс............................................................................................................................................................. 333
Глава 50 Валютные риски........................................................................................................................................................... 334
Глава 51 Валютный контроль.................................................................................................................................................... 336
51.1. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК) России................................................ 339
Глава 52 Ответственность за нарушения валютного законодательства........................................................................... 340
Глава 53 Евро — путь к интеграции......................................................................................................................................... 342
Глава 54 Международные финансовые институты............................................................................................................. 348
Глава 55 Правовые основы деятельности Союзного государства.................................................................................... 351
Список использованной литературы.................................................................................................................................. 356


Учебник
Эриашвили Нодари Дарчоевич
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Редактор Л.И. Булычева
Корректор Л.И. Ганина
Оригинал-макет АВ. Егоровой
Художник А.В. Лебедев
Лицензия № 071252 от 04.01.96 Подписано в печать 10.04.2000. Формат 60х88 1/16 Усл. печ. л. 38,0. Уч.-изд. л. 32,0 Тираж 20000 экз. (1-й завод — 5000). Заказ 799
ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА"
Генеральный директор В.Н. Закачдзе
123298, Москва, Тепличный пер., 6 Тел. (095) 194-00-15. Тел/факс (095) 194-00-14 E-mail: unity@tech.ru
Отпечатано в ГУП ИПК "Ульяновский Дом печати" 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

<<

стр. 5
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ