<<

стр. 6
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных го­сударств и международных денежных или расчетных единицах.
Валютный курс означает соотношение валют двух или более стран. Валютный курс обычно устанавливается на основе спроса-предложения валют на валютном рынке, однако может носить и односторонний характер, когда государство во властном, односто­роннем порядке устанавливает валютный курс. Так было, в част­ности, в СССР в 1930—1980 гг.
В современном российском законодательстве и экономической практике часто используется понятие «валютная интервенция Банка России», означающее его деятельность на рынке валют по поддержанию необходимого курса российского рубля путем купли-продажи иностранной валюты* и по воздействию на сум­марный спрос и предложение денег.
Валютные ценности — ценности, в отношении которых ва­лютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории страны.** Законом РФ «О валют­ном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям отнесены:
______________________
* См.: ст. 41 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федера­ции (Банке России)».
** См.: Коммерческий словарь. С. 31.



а) иностранная валюта,
б) ценные бумаги в иностранной валюте — платежные доку­менты (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
в) драгоценные металлы. — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
г) природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумру­ды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых из­делий из этих камней и лома таких изделий.
Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных метал­лов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бы­товым изделиям и лому таких изделий устанавливаются Прави­тельством РФ.
Валютные операции — это:
а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе связанные с исполь­зованием в качестве средства платежа иностранной валюты и пла­тежных документов в иностранной валюте;
б) ввоз и пересылка и Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
в) осуществление международных денежных переводов. Возни­кающие при функционировании валюты и валютных ценностей отношения в значительной части входят в предмет финансового права. Это касается отношений, возникающих в процессе валютно­го регулирования и валютного контроля.
За нарушение валютного законодательства, в зависимости от содержания правонарушения, устанавливается уголовная, адми­нистративная и гражданско-правовая ответственность.
6.3.2. Понятие и содержание валютного регулирования
Валютное регулирование — это деятельность государствен­ных органов, направленная на регламентирование порядка совер­шения валютных операций.
Государство вообще и Российская Федерация в частности регу­лируют валютные отношения с учетом экономических задач госу­дарства. Для Российской Федерации с момента провозглашения ее суверенитета (12 июня 1990 г.) характерна политика либерализа­ции в регулировании валютных отношений. Отменена существо­вавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны ва­люты и ряда валютных ценностей. Допускается в известных пре­делах обращение на территории страны иностранной валюты в ка­честве платежного средства.
В процессе валютного регулирования изменяется и система ор­ганов, осуществляющих это регулирование.


Допуская в известных пределах обращение иностранной валю­ты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной валюты.
Так, денежные обязательства, возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте Российской Федерации.* В соответствии с решением Со­вета Безопасности РФ «Об итогах работы Государственной комис­сии по рассмотрению причин резкой дестабилизации финансового рынка» от 2 ноября 1994 г. в расчетах между конечными потреби­телями запрещено применять валюту иностранных государств. В связи с этим на предприятиях розничной торговли и других предприятиях, обслуживающих население, запрещается объяв­лять цены на товары и услуги в иностранной валюте.**
Оценка вложения капитала в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями осуществляется в валюте Россий­ской Федерации.***
___________________
* См.: п. 3 Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации // СЗ РФ. 1994. № 11. Ст. 1291.
** См.: Российская газета. 1994. 9 нояб.
*** См.: абз. 3 ст. 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. // Российская газета. 1999. 14 июля.



Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.
Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (раз­работке и утверждении) правовых норм, объектом которых явля­ются общественные отношения, связанные с валютой.
Индивидуально-правовое регулирование — это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение кон­кретных валютных правоотношений.
Основы организации и осуществления валютного регулирова­ния определены Законом РФ «О валютном регулировании и ва­лютном контроле». Более детальное регулирование частных во­просов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных и иных нормативных актах, в том числе ведомственных (однако имеющих общее значение).
В соответствии с законодательством органом государственного валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации (Банк России) (ст. 53 Федерального закона «О Цент­ральном банке Российской Федерации (Банке России)»; ст. 9 Зако­на РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
В этих целях Банк России:
а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Феде­рации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Рос­сийской Федерации резидентами и нерезидентами;
в) осуществляет все виды валютных операций;
г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезиден­тами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила прове­дения нерезидентами в Российской Федерации операций с валю­той Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Россий­ской Федерации;
д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пере­сылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;
е) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных опе­раций и выдает такие лицензии;
ж) устанавливает единые формы учета, отчетности, документа­ции и статистики валютных операций, в том числе уполномочен­ными банками, а также порядок и сроки их представления;
з) готовит и публикует статистику валютных операций Россий­ской Федерации по принятым международным стандартам;
и) выполняет другие функции, предусмотренные Законом.
Указанный Закон закрепляет статус всех субъектов валютных отношений, в том числе резидентов и нерезидентов.
Резиденты — это:
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;
г) дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;


д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в п. «б» и «в».
Нерезидентами являются:
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находя­щиеся в Российской Федерации;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодатель­ством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностран­ных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
г) находящиеся в Российской Федерации иностранные дипло­матические и иные официальные представительства, а также меж­дународные организации, их филиалы и представительства;
д) находящиеся в Российской Федерации филиалы и предста­вительства нерезидентов, указанных в п. «б» и «в».
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает, что операции с иностранной валютой и пенными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие ва­лютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Под текущими валютными операциями понимаются:
а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федера­ции иностранной валюты для осуществления расчетов без отсроч­ки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспорт­но-импортных операций на срок не более 180 дней;
' б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федера­ции процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвести­циям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогич­ные операции.
Под валютными операциями, связанными с движением капи­тала, понимаются:


а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал пред­приятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
в) переводы в оплату права собственности на здания, сооруже­ния и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими ва­лютными операциями.
Действует правило о том, что расчеты между резидентами осу­ществляются в валюте Российской Федерации.
Вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Россий­ской Федерации и иных ценных бумаг, выраженных в российской валюте, а также ввоз и пересылка в Российскую Федерацию рос­сийской валюты и ценных бумаг, выраженных в валюте Россий­ской Федерации, осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Банком России совместно с Минис­терством финансов РФ и Государственным таможенным комите­том РФ.
Законом определены правовые основы функционирования внутреннего валютного рынка.
Покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федера­ции производятся через уполномоченные банки в порядке, уста­навливаемом Банком России.
Банку России в целях регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации предоставлено право устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты.
Юридические лица обязаны продавать государству часть ва­лютной выручки, полученной от реализации экспортной продук­ции.
В 1999 г. в соответствии с Указом Президента РФ «Об измене­нии порядка обязательной продажи части валютной выручки» № 334 от 15 марта 1999 г., а также в соответствии с Инструкцией Банка России «О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через


уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем ва­лютном рыке Российской Федерации», утвержденной приказом Центрального банка Российской Федерации № 02-104Аот 29 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями) юридические лица осу­ществляют обязательную продажу 75% валютной выручки от экс­порта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной дея­тельности) через банки и иные кредитные организации, имеющие лицензии Центрального банка РФ на осуществление банковских операций в иностранной валюте по рыночному курсу иностранных валют к рублю, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день (момент) продажи.*
____________________
* СЗ РФ. 1999. №11. Ст. 1279; Экономикам жизнь. 1992. №28; Вестник Банка России. 1999. № 1; Экономика и жизнь. 1999. № 17.

Освобождение от этой обязанности производится на основании указов Президента РФ при условии, что выручка будет использо­вана на государственные или общественные цели.
Например, Указом Президента РФ «Об освобождении Инфор­мационного телеграфного агентства России и Российского инфор­мационного агентства «Новости» от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информа­ции и услуг» от 22 ноября 1994 г. эти агентства освобождены от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информации и услуг, при условии направления высвобождаемых валютных средств на приобретение современно­го оборудования и совершенствование базисного сбора, обработки и передачи информации.*
_______________________
* СЗ РФ. 1994. №31. Ст. 3262.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» уста­навливает следующий порядок осуществления текущих валют­ных операций резидентами:
текущие валютные операции осуществляются без ограни­чений;
валютные операции, связанные с движением капитала, осу­ществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации;
право без ограничений переводить, ввозить и пересылать ва­лютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении тамо­женных правил; порядок обязательного перевода, ввоза и пере­сылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, уста­навливает Банк России. Порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, природных дра­гоценных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, определяет Правительство РФ;
право продавать иностранную валюту за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федера­ции в порядке, предусмотренном ст. 4 Закона;
порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается высшим представительным органом Российской Федерации. Порядок обязательной продажи резидентами поступ­лений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Рос­сии устанавливается Президентом РФ с последующим представле­нием информации высшему законодательному органу Российской Федерации;
физические лица — резиденты имеют право переводить, выво­зить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указан­ных в декларации или ином документе, подтверждающем их пере­вод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию;
порядок вывоза и пересылки из Российской Федерации валют­ных ценностей (за исключением случаев, указанных в п. 6 ст. 6 Закона) устанавливает Банк России совместно с Государственным таможенным комитетом РФ.
Федеральным законом от 5 июля 1999 г. № 128-ФЗ установлено право физических лиц—резидентов вывозить из Российской Феде­рации без разрешения, но при соблюдении таможенных правил, наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США (Российская газета. 1999. 7 июля).
В отношении нерезидентов действуют следующие правила. Они имеют право:
иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской Феде­рации в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной ва­люте и в валюте Российской Федерации устанавливает Банк Рос­сии;
без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;
продавать и покупать иностранную валюту за валюту Россий­ской Федерации в порядке, устанавливаемом Банком России;


беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Рос­сийской Федерации валютные ценности при соблюдении таможен­ных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобрете­ны в Российской Федерации на основаниях, указанных в Законе, и в иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом физические лица—нерезиденты вправе вы­возить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышаю­щем сумму иностранной валюты, ранее ввезенную, переведенную или пересланную в Российскую Федерацию, с предоставлением подтверждающих документов;
переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности, за исключением случаев, указанных в Зако­не, в порядке, установленном Банком России совместно с Государ­ственным таможенным комитетом РФ.
Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих на­логов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за грани­цу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте (ст. 11 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.).
Порядок реализации гражданам на территории Российской Фе­дерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту устанавли­вается Банком России.* В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 ян­варя 1994 г. Банк России запретил реализацию гражданам на тер­ритории России товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту.** При этом все расчеты между уполномоченными предпри­ятиями и гражданами за реализуемые последним товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации могут осущест­вляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.
___________________
* См.: Указ Президента РФ «О реализации гражданам на территории Россий­ской Федерации товаров (работ, услуг) аа иностранную валюту» от 27 октября 1992 г. // Российская газета. 1992. 30 окт.
** См.: письмо Центробанка РФ «Об изменении порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валю­ту от 1 октября 1993 г.//Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию. 1994. № 3. С. 61—62. См. также: положение ЦБ РФ № 503 «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализацию физическими лицами товаров (работ, услуг)» // Вестник Банка России. 1997. № 63.

Вопросы понятия драгоценных металлов и драгоценных кам­ней, собственности на них и порядка осуществления операций с ними урегулированы Федеральным законом «О драгоценных ме­таллах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г.*
____________________
* СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463; Российская газета. 1999. 7 апр.



В соответствии с законом под драгоценными металлами пони­маются: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Этот перечень может быть изменен только федеральным законом.
Под драгоценными камнями понимаются: природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоцен­ным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, который устанавливается Правительством РФ. Пере­чень драгоценных камней может быть изменен только федераль­ным законом.
Закон предусматривает, что добытые из недр драгоценные ме­таллы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче указанных объектов, являют­ся собственностью субъектов добычи, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации. Если драгоценные металлы и драгоценные камни добыты незаконно, то их собственником является Российская Федерация.
Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федера­ции, могут находиться в собственности: федеральной, субъектов Федерации, муниципальной собственности, а также в собственнос­ти юридических и физических лиц.
Закон гарантирует преимущественное право Российской Феде­рации и субъектов Российской Федерации на заключение догово­ров о приобретении ими добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и произ­водства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоцен­ных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Феде­рации.
Добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, по­лучившими соответствующие разрешения (лицензии).
Закон дает понятие старательской добычи — способ организа­ции работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней с отрывом работников от мест их постоянного проживания на срок больший, чем четыре месяца. Старательская добыча может приме­няться при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, кроме алмазов, организациями различных форм собственности, в том числе артелями старателей.
В Законе определен правовой статус государственных фондов и запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, подробно характеризуются цели, содержание и механизм государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, государственного контроля в этой сфере.
6.3.3. Валютный контроль
Валютный контроль — деятельность государства, направлен­ная на обеспечение валютного законодательства при осуществле­нии валютный операций.
Для обозначения этого вида деятельности следовало бы исполь­зовать термин «надзор».
«Надзор» в общепринятом смысле означает обеспечение закон­ности какой-либо деятельности, в то время, как под «контролем» понимают обеспечение соблюдения как законности, так и целесо­образности определенной деятельности. Обеспечение государством соблюдения различными субъектами правовых норм о валютных операциях служит гарантией законности соответствующей дея­тельности. Обеспечением целесообразности валютных операций (например, на какие именно цели расходуется валюта) государство не занимается (за исключением государственных организаций). Однако, поскольку термин «валютный контроль» является обще­принятым, поэтому он широко используется, несмотря на отме­ченную неточность.
Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты.


В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является соблю­дение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операцией действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий (разрешений);
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностран­ной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
в) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валю­те Российской Федерации.
Органы валютного контроля — это
• Центральный банк Российской Федерации;
• Правительство Российской Федерации;
• Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.*
_____________________
* См.: пост. Совета Министров Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю» от 16 июня 1993 г. с изм. от 7 июля 1998 г. // САПП. 1993. № 25. Ст. 2394; СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3364.



Агенты валютного контроля — это организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля (эти агенты подотчетны соответствующим органам валютного контроля) и уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Рос­сийской Федерации.
Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 12) закреплены полномочия органов и агентов валютного кон­троля.
Указанные органы:
1) издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации;
2) определяют порядок и формы учета, отчетности и докумен­тации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компе­тенции:
а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской феде­рации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиями лицен­зий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерези­дентов в Российской Федерации.
Федеральная служба России по валютному и экспортному кон­тролю является центральным органом федеральной исполнитель­ной власти, образованным для реализации функций Правительст­ва РФ по валютному и экспортному контролю.
В качестве основной задачи Службы установлено проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением российского законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономи­ческих операций. Этот орган осуществляет межотраслевую коор­динацию и регулирование по вопросам, находящимся в ведении РФ. В пределах своей компетенции Служба обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации министерствами, ведомствами, организациями и предприятиями, участвующими в регулировании и осуществлении валютных, экс­портно-импортных и иных внешнеэкономических операций.* В системе Федеральной службы имеется сеть территориальных ор­ганов (региональных центров и отделений).**
____________________
*' См.: Указ Президента РФ «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю» от 24 сентября 1993 г. // САПП. 1993. № 39. Ст. 3605. См. также: СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5807; 1998. № 28. Ст. 3364.
** См.: пост. Правительства РФ «О территориальных органах по валютному и экспортному контролю» от 3 февраля 1994г. с изм. от 7 июля 1998г. //САПП. 1994. № 7. Ст. 563; СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3364.

Валютный контроль осуществляет также Государственный таможенный комитет Российской Федерации. В соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса Российской Федерации* Государст­венный таможенный комитет — орган валютного контроля, а иные таможенные органы — агенты валютного контроля, подот­четные этому Государственному комитету.
____________________
* ВВС. 1993. №31. Ст. 1224.



На основании ст. 199 Таможенного кодекса России таможен­ные органы Российской Федерации осуществляют валютный кон­троль за перемещением лицами через таможенную границу Феде­рации (за исключением периметров таможенных зон и свободных складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютны­ми операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
В валютном контроле участвуют и другие органы исполнитель­ной власти. В соответствии с Указом Президента РФ «О Федераль­ной службе России по валютному и экспортному контролю» от 24 сентября 1993 г. Министерство безопасности Российской Феде­рации (ныне — Федеральная служба безопасности), Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство обороны РФ информируют Федеральную службу России по валют­ному и экспортному контролю о ставших им известными фактах нарушения резидентами и нерезидентами валютного и таможенно­го законодательства и иных нормативных актов, касающихся осу­ществления валютных и других операций.* Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 151-93 включил в полномочия налоговых орга­нов контроль за соблюдением валютного законодательства, осу­ществляемый в пределах их компетенции.**
______________________
* САПП. 1993. № 39. Ст. 3605.
** См.: п. 2 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» // Российская газета. 1999. 14 июля.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое иностранная валюта?
2. Каковы различия в правовом режиме валюты Российской Федера­ции и иностранной валюты на территории России?
3. Что такое валютные ценности?
4. Перечислите состав валютных ценностей по законодательству Рос­сийской Федерации.
5. Кто понимается под «резидентами» и «нерезидентами» по валютно­му законодательству Российской Федерации?
6. Дайте понятие валютного контроля.
7. Какова система органов валютного контроля в Российской Федера­ции?
8. Есть ли различия в понятиях: «орган валютного контроля» и «агент валютного контроля»? Если есть, то в чем они состоят?










Содержание

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.............................................................................................................................................. 1
ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................................................................... 2
ОБЩАЯ ЧАСТЬ..................................................................................................................................................................... 4
1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований 4
1.1. Финансы и финансовая система Российской Федерации..................................................................... 4
1.2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, роль и методы 11
2. Финансовое право Российской Федерации как отрасль права.......................................... 17
2.1. Предмет и понятие финансового права....................................................................................................... 17
2.2. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права 20
2.3. Система и источники финансового права................................................................................................... 24
3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.......................................... 29
3.1. Понятие и виды финансово-правовых норм................................................................................................. 29
3.2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды............................................................................ 34
3.3. Субъекты финансового права......................................................................................................................... 37
3.4. Защита прав субъектов финансовых правоотношений........................................................................... 41
4. Правовые основы и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований................................................................................................................................................................. 45
4.1. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.... 45
4.2. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности................................................................................................................................................................ 48
4.3. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления 64
5. Финансовый контроль...................................................................................................................................... 67
5.1. Понятие и значение финансового контроля................................................................................................. 67
5.2. Виды и органы финансового контроля.......................................................................................................... 70
5.3. Методы финансового контроля...................................................................................................................... 85
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ......................................................................................................................................................... 87
1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ...................................................................................................................................................... 87
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) БЮДЖЕТОВ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ 87
1.1. Бюджетное право и бюджетное устройство в Российской Федерации...................... 87
1.1.1. Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) бюджетов 87
1.1.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.............................................................................. 91
1.1.3. Бюджетное устройство в Российской Федерации............................................................................... 96
1.1.4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами..... 98
1.2. Бюджетные права(компетенция) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований............................................................................................................................................................... 107
1.2.1. Понятие и содержание бюджетных прав (компетенции)................................................................ 107
1.2.2. Особенности бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации...................................... 109
1.2.3. Особенности бюджетных прав (компетенции) субъектов Российской Федерации................. 111
1.2.4. Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований............................ 114
1.3. Бюджетный процесс....................................................................................................................................... 118
1.3.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы................................................................................. 118
1.3.2. Стадия составления проекта бюджета................................................................................................ 121
1.3.3. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета............................................................................... 123
1.3.4. Стадия исполнения бюджета.................................................................................................................... 128
1.3.5. Отчет об исполнении бюджета................................................................................................................ 130
1.4. Правовой режим целевых государственных и местных денежных фондов....... 132
1.4.1. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных фондов 132
1.4.2. Правовой режим целевых бюджетных фондов.................................................................................... 134
1.4.3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов....................................... 139
1.4.4. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ...................................................................... 143
1.4.5. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов............ 145
2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 148
2.1. Понятие и основы правового регулирования финансов государственных и муниципальных предприятий............................................................................................................................................................... 148
2.1.1. Понятие финансов государственных и муниципальных предприятий........................................... 148
2.1.2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования 150
2.1.3. Правовые основы планирования финансовых ресурсов предприятия............................................ 152
2.2. Правовое регулирование источников образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий...................................................................................................................... 153
2.2.1. Выручка и прибыль предприятия.............................................................................................................. 153
2.2.2. Правовое регулирование определения себестоимости продукции (работ, услуг).................... 156
2.2.3. Правовые основы использования кредита, амортизационных отчислений и прочих поступлений государственными и муниципальными предприятиями......................................................................................................................... 159
2.2.4. Порядок распределения и использования прибыли государственных и муниципальных предприятий 162
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ........... 164
3.1. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов......................................................................................................................................................................... 164
3.1.1. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов.... 164
3.1.2. Система государственных и муниципальных доходов....................................................................... 166
3.1.3. Неналоговые государственные и муниципальные доходы................................................................. 168
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ........................................................................................................................................ 172
3.2. Общие положения налогового права.............................................................................................. 172
3.2.1. Налоги, их понятие и роль........................................................................................................................... 172
3.2.2. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Порядок установления налогов и сборов 176
3.2.3. Налоговое право Российской Федерации, его источники................................................................. 183
3.2.4. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права.............................................................. 186
3.2.5. Ответственность и защита прав налогоплательщиков................................................................... 193
3.3. Налоги с физических лиц......................................................................................................................... 197
3.3.1. Общие положения.......................................................................................................................................... 197
3.3.2. Подоходный налог с физических лиц........................................................................................................ 198
3.3.3. Налоги на имущество физических лиц..................................................................................................... 205
3.3.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения..................................... 208
3.4. Налоги с организаций................................................................................................................................ 211
3.4.1. Общие положения.......................................................................................................................................... 211
3.4.2. Налог на добавленную стоимость............................................................................................................ 214
3.4.3. Акцизы............................................................................................................................................................... 217
3.4.4. Налог на прибыль предприятий и организаций.................................................................................... 219
3.4.5. Налог на имущество предприятий........................................................................................................... 223
3.4.6. Налог на операции с ценными бумагами................................................................................................. 225
3.5. Налоги целевые................................................................................................................................................. 227
3.5.1. Общие положения.......................................................................................................................................... 227
3.5.2. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды............................................................................................... 228
3.5.3. Земельный налог.............................................................................................................................................. 230
3.5.4. Сбор на нужды образовательных учреждений.................................................................................... 233
3.5.5. Налог с продаж.............................................................................................................................................. 234
3.6. Иные налоги, общие для организаций и физических.......................................................... 236
3.6.1. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте 236
3.6.2. Налог на игорный бизнес.............................................................................................................................. 237
3.6.3. Налог на отдельные виды транспортных средств.............................................................................. 238
3.6.4. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.................................. 239
3.6.5. Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства................ 241
3.6.6. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит.................................................................. 243
3.7. Местные налоги и сборы............................................................................................................................ 245
3.7.1. Особенности местных налогов и сборов................................................................................................. 245
3.7.2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории Российской Федерации 248
3.7.3. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления....... 249
3.8. Иные платежи, входящие в систему налогов и сборов....................................................... 255
3.8.1. Общие положения.......................................................................................................................................... 255
3.8.2. Государственная и таможенная пошлины............................................................................................. 255
3.8.3. Лицензионные сборы..................................................................................................................................... 261
3.8.4. Платежи за пользование природными ресурсами............................................................................... 263
3.9. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды.............................................................................................................................................................................. 279
3.9.1. Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и принципы их взимания 279
3.9.2. Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды............................................................................................................................................. 283
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ........................................................................................................................................ 294
4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА И ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА................................................................................................................................................................................................. 295
4.1. Правовые основы государственного и муниципального кредита........................... 296
4.1.1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный внутренний долг.......................................................................................................................... 296
4.1.2. Формы государственного и муниципального внутреннего долга.................................................... 304
4.1.3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита....... 311
4.1.4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом............................................................................................................................................ 314
4.1.5. Правовое регулирование сберегательного дела................................................................................... 323
4.2. Правовое регулирование организации страхового дела................................................. 331
4.2.1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела............................ 331
4.2.2. Виды страхования. Обязательное страхование................................................................................... 338
5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАСХОДОВ 353
5.1. Государственные и муниципальные расходы как финансово-правовая категория 353
5.1.1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов................................................. 353
5.1.2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов 356
5.1.3. Правовые основы финансирования капитальных вложений............................................................. 359
5.2. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования................................................. 363
5.2.1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты...................................................... 363
5.2.2. Смета бюджетного учреждения и ее значение.................................................................................... 364
5.2.3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений............................. 366
6. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РАСЧЕТОВ. ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ............................................................................................... 368
6.1. Правовые основы банковского кредитования.......................................................................... 368
6.1.1. Понятие, принципы и виды банковского кредита................................................................................ 368
6.1.2. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями..................................................... 370
6.1.3. Банк России — орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций 373
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ........................................................................................................................................ 376
6.2. Правовые основы денежного обращения и расчетов............................................................ 377
6.2.1. Понятие денежной системы...................................................................................................................... 377
6.2.2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации........................................................ 380
6.2.3. Правовые основы обращения наличных денег........................................................................................ 382
6.2.4. Правовые основы безналичного денежного обращения..................................................................... 383
6.2.5. Правила ведения кассовых операций....................................................................................................... 385
6.3. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.................. 388
6.3.1. Понятие валюты и валютных ценностей................................................................................................ 388
6.3.2. Понятие и содержание валютного регулирования............................................................................. 390
6.3.3. Валютный контроль...................................................................................................................................... 396
Содержание.................................................................................................................................................................... 399





<<

стр. 6
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ