<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

усиливает роль политических партий, которые становятся главным звеном формирования федеральных
ирегиональных органов государственной власти. Прокомментируйте изменения в избирательном зако-
нодательстве, основная цель которых создание высококачественного, соответствующего реальной прак-
тике избирательного законодательства, обеспечивающего реализацию конституционного принципа на-
родовластия путем референдума и свободных выборов.
В третьем вопросе покажите основные стадии избирательного процесса от момента назначения да-
ты выборов до объявления о результатах голосования. Выделите особенности проведения выборов в
субъектах РФ, предусмотренные меры ответственности за нарушение порядка выборов и нарушения,
избирательных прав граждан.
В заключительном вопросе объясните основания назначения референдума, порядок его организа-
ции и проведения. Референдум – это всенародное голосование граждан России по законопроектам, дей-
ствующим законам и другим вопросам государственного значения. Перечислите вопросы, выносимые
на референдум в обязательном порядке и вопросы, которые не могут выносится на референдум (ст. 32,
84).



Список литературы

1 Астафичев П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития.
Орел, 1999. 201 с.
2 Выборы во всем мире: Электоральная свобода и общественный прогресс: Энцикл. справочник /
Авт.-сост.: А.А. Танин-Львов. М., 2001. 1112 с.
3 Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законода-
тельстве РФ. М., 1997. 195 с.
4 Дмитриев Ю.А., Комаров В.В. Референдум в системе народовластия. М., 1995. 215 с.
5 Янковский И.Р. На пути к реальному народовластию: избирательные технологии в России XX
века. М., 1999. 73 с.



Источники

1 О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 10.10.1995; в
ред. от 27.09.2002. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921; 2002. № 39. Ст. 3641.
2 Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы ме-
стного самоуправления: Федеральный закон № 138-ФЗ от 26.11.1996 // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
3 О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон № 19-ФЗ от 10.01.2003 // СЗ
РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
4 О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ: Федеральный закон
№ 175-ФЗ от 20.12.2002 // СЗ РФ. 2002. № 51. Ст. 4982.
5 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ:
Федеральный закон от 12.06.2002; в ред. от 12.09.2002. № 67-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
6 О референдуме Тамбовской области: Закон Тамбовской области от 29.02.2000 // Тамбовская
жизнь. 2000. 14 марта.
7 О выборах главы администрации Тамбовской области: Закон Тамбовской области от 27.03.2003 //
Тамбовская жизнь. 2003, 15 апр.

Т е м а 14

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



1 Правовой статус Президента РФ. Порядок избрания. Прекращение обязанностей.
2 Полномочия Президента РФ. Акты Президента РФ.
3 Администрация Президента РФ и его представители в субъектах Федерации, других органах гос-
власти.
4 Комитеты, комиссии и другие органы при Президенте.

Пост Президента впервые был учрежден в России в 1990 г. Первый Президент РФ был избран пу-
тем прямых выборов 12 июня 1991 г. Конституция 1993 г. определила статус Президента, порядок его
избрания, компетенцию, процедуру отрешения от должности и др.
В соответствии с Конституцией (ст. 80) Президент является главой государства. Это означает, что
Президент занимает особое место в системе органов госвласти, не входит непосредственно ни в одну из
ее ветвей. Объясните данное положение с точки зрения взаимоотношений Президента с другими ветвя-
ми власти, а также наличие системы "сдержек и противовесов", которая способствует сбалансирован-
ному взаимодействию властей.
Важно и понять систему гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного
правителя.
Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией России (ст. 81) и ФЗ от 10.01.2003 "О
выборах Президента Российской Федерации". Подробно остановитесь на принципах выборов, требова-
ниях, которым должен отвечать кандидат в Президенты, порядке выборов и т.д.
В соответствии с Конституцией (ст. 91) Президент России обладает неприкосновенностью. Это оз-
начает, что личность главы государства, его достоинство и правовой статус охраняются в особом, уста-
новленном законом порядке. Конституцией РФ (ст. 92, 93) установлен и особый порядок прекращения
полномочий Президента. Рассмотрите основания прекращения полномочий Президента РФ. Президенту
гарантируется личная безопасность и определенные материальные условия, и после прекращения своих
полномочий.
Президент России обладает весьма значительным кругом полномочий. Полномочия Президента из-
ложены в ст. 83 – 90, 107, 111. Подробно рассмотрите полномочия в различных сферах деятельности.
По вопросам своей компетенции Президент России издает указы и распоряжения. Указы по своей юри-
дической силе бывают нормативными (т.е. имеющими общеобязательный характер и содержащие пред-
писания общего характера) и ненормативные, т.е. распространяющиеся условия на конкретных субъек-
тов правоотношений и имеющие одноразовое применение). Президент России обладает правом вето на
законопроекты, принятые Федеральным Собранием (отлагательное вето ст. 107).
Для выполнения своих полномочий Президент РФ формирует Администрацию Президента РФ. Ее
задача – создать необходимые организационные, информационные, материально-технические и прочие
условия для обеспечения деятельности Президента. Для обеспечения взаимодействия Президента с пар-
ламентом, главой государства назначается полномочный представитель Президента в Федеральном Со-
брании, а также в Конституционном Суде. Перечислите основные комитеты, комиссии и другие органы,
находящиеся при Президенте и определите их назначение и функции.



Список литературы

1 Огородников А.А. Институт президентства России как институт высшей центральной государст-
венной власти. М., 2001. 459 с.
2 Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента: Науч.-прак. пособие. М., 1999. 346 с.
3 Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса //
Вестник МГУ. Сер. II. Право. 1998. № 1. С. 8 – 40.
4 Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Ду-
мы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе // Гос. и право. 1998. № 10. С. 87 – 101.
5 Сахле М.А. Организационные формы взаимодействия Президента РФ с субъектами РФ // Законо-
дательство. 1998. № 6. С. 23 – 28.
6 Тухтаметов Р.Т. К вопросу о концепции президентской власти в России // Проблемы публичного
права. 2001. Вып. 1. С. 31 – 39.



Источники

1 О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон № 19-ФЗ от 10.01.2003 // СЗ
РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
2 О гарантиях Президенту Российской Федерации прекратившему исполнение своих обязанностей
и членам его семьи: Федеральный закон № 12-ФЗ от 12.02.2001 // СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 617.
3 Об официальных символах президентской власти и их использовании при вступлении в долж-
ность вновь избранного Президента РФ: Указ Президента РФ № 1138 от 5.08.1996 // СЗ РФ. 1996. № 33.
Ст. 3976.
4 Положение об Администрации Президента РФ: Указ Президента РФ № 1412 от 2.10.1996, с изм.
и доп. // СЗ РФ. 1996. № 41. Ст. 4689.
5 Об утверждении Положения о Совете Безопасности РФ: Указ Президента РФ № 949 от 2.08.1999,
с изм. // СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4041; № 47. Ст. 5684.
6 О полномочных представителях Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ: Указ
Президента РФ № 169 от 10.02.1996 // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 674.
7 О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе: Указ Президента РФ №
849 от 13.05.2000 // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.
8 Об утверждении концепции национальной безопасности: Указ президента РФ от 17.12.1997; в
ред. от 13.12.2001. № 1300 // СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5909.

Т е м а 15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Занятие 1.

1 Принцип народного представительства. Исторические корни.
2 Федеральное Собрание в системе органов государственной власти РФ. Структура Федерального
Собрания. Состав палат.
3 Порядок выборов Государственной Думы.
4 Порядок формирования Совета Федерации.

Учитывая обширность темы, целесообразно рассмотреть ее на двух семинарских занятиях, с тем,
чтобы детально ознакомиться с деятельностью Федерального Собрания, которое согласно Конституции
РФ (ст. 94) является парламентом России.
Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парла-
менты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII – XIII вв. Но в современном по-
нимании парламенты стали формироваться в ХVII – ХIХ вв. Именно тогда они были конституционно
учреждены и стали избираться на основе всеобщего избирательного права в США и большинстве Евро-
пейских государств. Расскажите об истории парламентаризма в России.
Напомните, что идея народного представительства, была выдвинуты Д. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-
Ж. Руссо и другими мыслителями, воплощенная в парламентаризме – особой системе государственного
руководства обществом, характеризующая разделением труда исполнительного и законодательного.
Охарактеризуйте важнейшие элементы парламентаризма: разделение властей, законность, представи-
тельство, уделив особое внимание последнему.
Рассматривая вопрос о месте ФС в системе госорганов, в первую очередь обратите внимание на
следующее принципиальное положение: Конституция РФ учреждает ФС как один из органов, осущест-
вляющих государственную власть в РФ (ч. 1, ст. 2). Другой важнейший принцип – ФС самостоятельно
по отношению к другим органам власти. Это важно, поскольку независимость – важнейшее условие
выполнения парламентом своих функций, что соответствует принципу разделения властей. Уделите
внимание положениям ст. 94 Конституции, где ФС определяется как представительный и зако-
нодательный органы РФ.
Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. ГД
представляет все население РФ, СФ (верхняя палата) состоит из представителей регионов. Палаты рабо-
тают раздельно и могут собраться только в трех установленных Конституцией случаях: для заслушива-
ния послания Президента, для заслушивания посланий КС РФ, для заслушивания выступлении руково-
дителей иностранных государств. Объясните, почему установлен такой порядок? Почему парламент
России двухпалатный, какую роль двухпалатность играет в принятии решений? Рассмотрите состав па-
лат, принцип их комплектования.
В третьем и четвертом вопросах остановитесь на порядке выборов депутатов ГД и порядке форми-
рования СФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года
(ст. 96, 97). При этом используются две системы избрания: мажоритарная и пропорциональная. Отметь-
те положительные стороны и негативные, имеющиеся у такого двухсистемного порядка выборов в ГД.
Отметьте, что новый закон о выборах депутатов ГД не вносит радикальных изменений в порядок их из-
брания. Новеллы документа касаются механизма выдвижения кандидатов. Так закон определяет три
субъекта избирательного процесса, имеющих право выдвижения кандидатов: политическая партия,
блок, гражданин. Предусмотрен и иной механизм составления партийных списков, усиливается кон-
троль за финансированием избирательных компаний, барьер для политических партий на выборах в ГД
остался с 5 % до 7,5 %. Обратите внимание на изменения в порядке формирования СФ, который опре-
деляется в настоящее время ФЗ от 5.08.2000 "О порядке формирования Совета Федерации Рос-
сийской Федерации". Этот закон не нарушает положений Конституции о вхождении в СФ по два пред-
ставителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов госвласти
(ч. 2. ст. 95). Тем более, что в ч. 2. ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирования СФ уста-
навливается федеральным законом. Новое в формировании СФ заключается в том, что если раньше в
него входили по должности главы законодательного и исполнительного органа субъектов, то теперь
входят определяемые на месте представители от госорганов и работающие на постоянной основе. Гла-
вам же исполнительной власти предоставляется возможность обсуждать государственные проблемы в
Государственном Совете.

Занятие 2.

1 Регламенты палат и внутренняя организация палат.
2 Компетенция Федерального Собрания и его палат.
3 Порядок принятия федеральных законов. Законодательный процесс. Акты Федерального Собра-
ния.
4 Статус депутата ГД и члена СФ.
5 Порядок и основания роспуска ГД.

В соответствии со ст. 99 Конституции ФС является постоянно действующим органом, поэтому тре-
буется четко организованный порядок его работы. Порядок работы регулируется Регламентом палат.
Он регулирует все стадии работы палат – открытие, обсуждение вопросов, голосование и т.д. Опреде-
лите роль руководителей палат, назначение комитетов и комиссий. Назовите основные из них, опреде-
лите их статус и назначение, а также значение депутатских объединений: фракций и депутатских групп.
Начиная второй вопрос, отметьте, что компетенция парламента – это объем полномочий, через кото-
рые раскрываются его основные функции. Компетенция устанавливается Конституцией на основе
принципа разделения властей. Парламент выполняет строго определенные функции, не дублируя пол-
номочия исполнительной и судебной властей. Федеральное Собрание выполняет три классические пар-
ламентские функции: принятие законов; утверждение государственного бюджета, контроль за исполни-
тельной властью. Далее опираясь на ст. 102 и 103 Конституции конкретизируйте основные полномочия
палат ФС.
В третьем вопросе рассмотрит порядок принятия законов. Именно посредством принятия законода-
тельных актов Российский парламент осуществляет свои властные полномочия. Процесс принятия за-
конов (законодательный процесс) складывается из ряда стадий: 1) Законодательная инициатива; 2)
Предварительное рассмотрение законодательного проекта; 3) Рассмотрение законопроектов в ГД в трех
чтениях; 4) Принятие закона; 5) Рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации;
6) Подписание Президентом и обнародование закона. Подробно рассмотрите все стадии законодатель-
ного процесса, в том числе и порядок преодоления разногласий, возникших между Советом Федерации
и Государственной Думой, в связи с отклонением СФ принятых ГД законов.
Что касается статуса депутата ГД и члена СФ, обратитесь к положениям ФЗ от 05.05.1994 "О стату-
се депутата члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собра-
ния РФ" с последующими изменениями и дополнениями. Принципиальное положение заключается в
том, что членам парламента предоставляется особое право и дееспособность для того, чтобы парламен-
тарий мог участвовать в законотворчестве и осуществлении других функций. Раскройте содержание
этой особой право- и дееспособности по следующей схеме: характер мандата парламентариев (импера-
тивный или свободный); общие требования к депутатам ГД и членам СФ; срок полномочий; формы дея-
тельности; права и обязанности; неприкосновенность (иммунитет) членов парламента; материально-
финансовые условия.
В заключительном вопросе изложите порядок и основания роспуска ГД в соответствии с Конститу-
цией РФ (п.6 ст. 84) Президент РФ имеет право распускать ГД в случаях и порядке, предусмотренных
Конституцией. (Речь идет о досрочном прекращении деятельности палаты вопреки ее воли). Оснований
для роспуска ГД всего три и они сформулированы в ст. 3 и 117 Конституции РФ.
Список литературы

1 Булаков О.Н. Парламентское право. Учеб. пособие / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2002. 128 с.
2 Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва
19.12.1999 года: Итоги / Сост. Ю.В. Балтрукович и др. М., 2000. 238 с.
3 Гранкин И.В. Парламент России. М., 1999. 301 с.
4 Елчев З.А. Аппарат Государственной Думы и законотворческий процесс. М., 1999. 237 с.
5 Любимов А.П. Парламентское право России: основные источники. СПб., 1999. 175 с.
6 Прудников А.С. Федеральное Собрание (парламент) РФ. М., 1998. 63 с.
7 Журавлев М.К. К вопросу о правовом иммунитете членов СФ и депутатов ГД РФ // Уголовное
право. 2000. № 1. С. 88 – 93.
8 Крестьянинов Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных
законов // Государство и право. 1997. № 9. С. 56 – 72.


Источники

1 О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ: Федеральный закон
№ 175-ФЗ от 20.12.2002 // СЗ РФ. 2002. № 51. Ст. 4982.
2 О статусе члена СФ и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ:
Федеральный закон от 5.07.1994; в ред. от 09.07.2002. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.
3 О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ: Федеральный закон №
113-ФЗ от 05.08.2000 // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3336.
4 О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, феде-
ральных законов, актов палат федерального собрания: Федеральный закон № 5-ФЗ от 14.06.1994, с изм.
и доп. // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
5 О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средст-
вах массовой информации: Федеральный закон № 7-ФЗ от 13.04.1995 // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170.
6 О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ: Постановление Совета Федерации
№ 33-СФ от 30.01.2002 // СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 635.
7 О регламенте Государственной Думы Федеративное Собрание РФ: Постановление Государст-
венной Думы от 18.01.2000; в ред. от 13.12.2001. № 1-IIIГД // СЗ РФ. 2000. № 4. Ст. 355.

Т е м а 16

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



1 Правительство РФ в системе органов государственной власти.
2 Состав, формирование и отставка Правительства РФ.
3 Компетенция Правительства. Правовые и организационные формы деятельности. Акты, изда-
ваемые Правительством РФ.
4 Правовой статус федеральных органов исполнительной власти, подчиненных Правительству РФ.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство (ст. 110). Положение
Правительства в системе органов госвласти вытекает из принципа разделения властей. Оно осуществля-
ет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами. Правитель-
ство является органом госвласти, возглавляющим единую систему исполнительной власти России. То
есть его юридическая природа – высший исполнительный орган госвласти, осуществляющий государ-
ственное управление. Это положение обеспечивается соответствующими полномочиями закрепленны-
ми в Конституции (гл. 6) и в ФКЗ от 17.12.1997 "О правительстве Российской Федерации".
Во втором вопросе важно уяснить состав и порядок формирования правительства. Состав прави-
тельства четко определен. В него входят Председатель Правительства, заместители Председателя и фе-
деральные министры. Рассмотрите порядок назначения членов Правительства, а также основания и
процедуру отставки Правительства РФ.
Важное значение имеет вопрос о полномочиях Правительства (ст. 114). Целесообразно сгруппиро-
вать полномочия по сферам деятельности общие полномочия: реализация внутренней и внешней поли-
тики, обеспечение единства исполнительной власти в стране и др.; в сфере экономики, регулирование
экономических процессов, обеспечение свободы экономической деятельности и др.; в сфере бюджета и
финансов, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики и др.; в социальной сфере
– социальное обеспечение и др., в сфере науки, культуры, образования; в сфере природопользова-
ния и охраны окружающей среды; в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьба
с преступностью; в сфере обороны и государственной безопасности; в сфере внешней политики и др.
Далее рассмотрите порядок деятельности Правительства РФ, который определяется ФКЗ "О прави-
тельстве Российской Федерации". Раскройте функции Председателя Правительства, его заместителей,
федеральных министров. Подчеркните, что Правительство РФ – орган коллегиальный и его заседания
проводятся систематически, объясните, как они проводятся и какие вопросы на них рассматриваются.
Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением решений
Правительства, образуется Аппарат Правительства РФ. Кратко охарактеризуйте его деятельность.
Полномочия Правительства РФ реализуются посредством его актов-постановлений (нормативные)
и распоряжений (ненормативные). Рассмотрите порядок их принятия.
В четвертом вопросе раскройте систему федеральных органов исполнительной власти, подчинен-
ных Правительству РФ. В нее входят федеральные министерства, государственные комитеты, феде-
ральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры. Дайте характе-
ристику их деятельности и основных функций.



Список литературы

1 Исполнительная власть в РФ. Науч.-прак. пособие. М., 1996. 181 с.
2 Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 1998. 227 с.
3 Надеев Р.К. Структура федеральных органов исполнительной власти. Нужна система // Журн.
рос. права. 1999. № 3 – 4. С. 57 – 61.
4 Окуньков Л.А. Правительство и Президент (Грани взаимодействия) // Журн. рос. права. 1998. №
9. С. 72 – 75.
5 Пронин В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журн. рос. права. 1998.
№ 2. С. 16 – 21.
6 Салищева Н.Г. Правительство Российской Федерации // Человек и закон. 1994. № 7. С. 17 – 22.



Источники
1 О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ от
17.12.1997 с изм. и доп. // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5772; 1998. № 1. Ст. 1.
2 Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации: Федеральный закон №
40-ФЗ от 03.04.1995 // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 2325 – 2340.
3 Об обеспечении взаимодействия президента РФ и Правительства РФ: Указ Президента РФ от
11.07.1994; в ред. 3.05.95 № 436 // СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 697; 1995. № 19. Ст. 1732.
4 О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ № 867 от
17.05.2000 // СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2168.
5 Регламент Правительства РФ: Утв. пост. Правительства РФ № 6041 от 18.06.1998 с изм. и доп. //
СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3176; 1999. № 14. Ст. 1730; 2000. № 10. С. 1132.
6 Положение об Аппарате Правительства РФ: Утв. пост. Правительства РФ № 604 от 18.06.1998 с
изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3176; 1999. № 14. Ст. 1730; 2000. № 10. Ст. 1132.
7 О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нор-
мативных правовых актов, федеральных органов исполнительной власти: Указ президента РФ №
763 от 23.05.1996, с изм. и доп. // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663; 1997. № 20. Ст. 2242; 1998. № 33. Ст.
3967.


Т е м а 17

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 Судебная власть в системе органов государственной власти в РФ.
2 Принципы и формы судебной деятельности. Конституционно-правовой статус судей.
3 Конституционный Суд РФ: порядок формирования, компетенция, процедура деятельности.
4 Верховный Суд РФ: порядок формирования, компетенция, процедура деятельности.
5 Высший Арбитражный Суд РФ: порядок формирования, компетенция, процедура деятельности.

Судебная власть является одной из разновидностей государственной власти. Ее главная задача –
осуществление правосудия. Правосудие – вид государственной деятельности, содержание судебной
деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных конфликтов между людьми, на
основе правовых правил и в установленной законом процессуальной форме. Конституционные основы
судебной власти закреплены в Конституции РФ (гл. 7) и в ФКЗ от 31.12.1996 "О судебной системе Рос-
сийской Федерации".
Важно понять, что судебная власть занимает свое самостоятельное, специфическое место в системе
органов госвласти. РФ. Это именно власть, а необыденная деятельность, что предопределяет ее непо-
средственное воздействие на права и свободы человека. Судебная власть признается Конституцией как
разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной. Самостоятель-
ность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции
РФ и закону. Принципиально положение о том, что судебная власть принадлежит всем судам РФ.
Во втором вопросе рассмотрите конституционные принципы правосудия. Один из важнейших
принципов – осуществление правосудия только судом (ст. 118).То есть не может быть никаких судов,
кроме судов государственных или иных органов, имеющих право рассматривать и разрешать граждан-
ские уголовные и другие дела. В связи с этим охарактеризуйте судебную систему РФ, которая включает
федеральные суды, суды общей юрисдикции, конституционный, (уставные) суды и мировых судей
субъектов федерации. Второй принцип – единство судебной системы. Определите, какими способами
реализуется этот принцип. Кроме того, к принципам относятся: открытость разбирательства дел во
всех судах (за исключением оговоренных законом случаев), состязательность и равноправие сторон в
судебном процессе, право граждан участвовать в осуществлении правосудия и др. Носителями судеб-
ной власти в РФ являются судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять
правосудие. Поэтому, очень важно для справедливого отправления судопроизводства конституционно-
правовой статус судей, позволяющий быть независимым и объективным. Конституционно-правовой
статус судей определяется Конституцией (ст. 119, 120, 121, 122, 128). Федеральным Законом от
26.06.1992 "О статусе судей РФ". Новая редакция Закона от 15.12.2001 вносит определенные изменения
в статус судей. Рассмотрите их.
В последующих вопросах остановитесь на характеристике высших судебных инстанций. Конститу-
ционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть по-
средством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности оп-
ределяется Конституцией РФ (ст. 125) и ФКЗ от 21.07.1999 "О Конституционном Суде РФ". Верховный
Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным
делам, подсудным судам общей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд РФ возглавляет отдельную
форму судебной власти – арбитражную юстицию, главная задача которой разрешать экономические
споры между юридическими и физическими лицами, т.е. это высший судебный орган по разрешению
экономический споров (ст. 127). Обратитесь к положениям ФКЗ "Об Арбитражных судах в Российской
Федерации" от 28.04.1995.
Нельзя оставить без внимания и прокуратуру РФ. Прокуратура не входит в судебную власть, но она
непосредственно связана с судебной системой в силу ее функций и полномочий. Расскажите вкратце об
основных функциях прокуратуры.



Список литературы

1 Абросимова Е.Б. Суд в системе разделения властей: российская модель: Конституционно-
теоретические аспекты: Учеб. пособие. М., 2002. 112 с.
2 Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: Проблема становления и развития. СПб.,
2001. 368 с.
3 Кряжнов В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в РФ. Учеб. пособие. М., 1998. 332 с.
4 Черников В.В. Судебные правоохранительные и контрольные органы России. Учебник. 2-е изд.
М., 2002. 285 с.
5 Комментарий законодательства о судебной власти в РФ (Отв. ред. В.П. Кашепов). М., 2000. 327
с.
6 Судебная система России: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Ершова. М., 2001. 320 с.
7 Абзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом РФ. Теоретические и практиче-
ские проблемы // Государство и право. 1998. № 5. С. 5 – 12.
8 Дмитриев Ю.А., Черных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защита прав и
свобод человека // Государство и право, 1997. № 8. С. 82 – 89.
9 Сивицкий В.А. Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ // Юридический мир.
2000. № 9. С. 45 – 51.
10 Полудняков В.И. Современная российская судебная реформа: На пути в мир правосудия. СПб.,
2002. С. 74 – 91.
Источники



1 О Конституционном суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-
ФКЗ от 21.07.1994 // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
2 О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от
31.12.1996 // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
3 Об арбитражных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФЗК
от 28.04.1995 // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
4 О статусе судей Российской Федерации: Федеральный закон от 26.06.1992; в ред. 15.12 2001. №
3132-I // Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 179.
5 О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон № 188-ФЗ от 17.12.1998 // СЗ
РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
6 О Прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон № 168-ФЗ от 17.11.1995 // СЗ РФ.
1995. № 47. Ст. 4472.
7 Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон № 63-
ФЗ от 31.05.2002 // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
8 Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: Федеральный закон № 30-ФЗ от
14.03.2002 // СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022.
9 О третейских судах в Российской Федерации: Федеральный закон № 102-ФЗ от 24.07.2002 // СЗ
РФ. 2002. № 20. Ст. 3019.
Т е м а 18
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ


1 Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов РФ.
2 Организация и осуществление законодательной власти в субъектах РФ.
3 Организация и осуществление исполнительной власти в субъектах РФ.
При изучении темы обратите внимание на следующее принципиальное положение: федеративный
характер России предполагает осуществление власти, как федеральными органами, так и органами
субъектов Федерации. Наличие двух уровней власти требует четкой конституционно-правовой основы,
для того чтобы обеспечить единство государственной власти в РФ. Общефедеральные основы органи-
зации государственной власти в субъектах РФ закреплены в Конституции, конкретные же положения о
системе органов государственной власти – в конституциях (уставах) субъектов Федерации.
В ч. 2. ст. 2 Конституции РФ устанавливается, что государственная власть в субъектах РФ осущест-
вляют образуемые ими органы государственной власти. Придерживаясь принципа самостоятельности
субъектов федерации в определении системы органов власти, Конституция не указывает субъектам, ка-
кие органы должны быть, как они должны именоваться и т.д. Однако Конституция устанавливает прин-
ципы организации органов власти. Так, ст. 10 Конституции, закрепляющая принцип разделения властей,
имеет императивный характер. К конституционно-правовым основам относятся также принципы право-
вого, социального, светского государства. Общие принципы содержатся и в ФЗ от 06.10.1999 "Об об-
щих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государ-
ственной власти субъектов РФ".
Законодательными (представительными) органами власти республик в составе РФ являются их пар-
ламенты, именуемые по-разному: Народное Собрание, Государственное Собрание, Верховный Хурал и
т.д. Парламенты республик избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права
при тайном голосовании сроком на четыре или пять лет. Порядок формирования и численный состав
парламентов определяются конституциями республики и законами о выборах. Рассмотрите компетен-
цию и порядок деятельности парламентов республик, акты, принимаемые ими, правовой статус депута-
та парламента. Представительными (законодательными) органами власти краев, областей и других
субъектов являются думы, собрания и т.д. этих субъектов Федерации (например, Тамбовская областная
Дума). Они избираются на основе принципов избирательного права, закрепленных в Конституции РФ,
Рассмотрите порядок их формирования и работы.
При изложении третьего вопроса выделите следующие моменты: система органов исполнительной
власти республики в составе РФ – это совокупность органов, включающая правительство республики,
министерства, комитеты и др. ведомства, возглавляемая Президентом (главой) республики, либо Прави-
тельством или его главой; правовой статус Президента республики в составе РФ определяется консти-
туциями республик, а также законами республик о Президенте. Расскажите о порядке избрания Прези-
дента республик, его статусе и полномочиях, а также порядок сформирования и компетенцию Прави-
тельства.
Органом исполнительной власти в крае, области и других субъектах РФ является администрация
(правительство). Наименование органа исполнительной власти края, области и т.д. и его главы устанав-
ливается с учетом исторических, национальных и других условий и традиций, соответствующим зако-
нодательным органом субъекта РФ. Глава администрации (губернатор) является высшим должностным
лицом края, области и руководит органами исполнительной власти субъекта. Рассмотрите порядок на-
значения главы администрации, его полномочия. Можно это сделать на примере администрации Там-
бовской области.

Список литературы

1 Васильев В.И. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: Правовые вопросы
формирования, компетенция и организация работы. М., 2001. 187 с.
2 Игнатюк Н.А. Компетенция органов исполнительной власти субъекта РФ. М., 1999. 125 с.
3 Законы области как субъекта РФ / Под ред. Ю.Д. Тихомирова. Воронеж, 1996. 107 с.
4 Полянский И.А. Организация исполнительной власти субъекта РФ: Учеб. пособие. М., 2001. 252
с.
5 Осавелюк А.М. Зарубежный Федерализм: организация государственной власти в субъектах фе-
дерации. М., 1996. 242 с.
6 Выдрин И.В. Уставы областей РФ (сравнительно-правовая характеристика) // Рос. юрид. журн.
1995. № 3. С. 32 – 37.
7 Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федера-
ции (1990 – 2000). М., 2001. 671 с.

Источники

1 О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта
Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ от 7.12.2001 // СЗ РФ. 2001. №
52 (ч. I). Ст. 4916.
2 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ор-
ганов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный конституционный закон
№ 184-ФЗ от 06.10.1999 // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
3 О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ: Федеральный закон №
119-ФЗ от 24.06.1999 // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.
4 О наименовании географических объектов: Федеральный закон № 152-ФЗ от 18.12.1997 // СЗ РФ.
1997. № 51. Ст. 5718.
5 Об основные положения региональной политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от
03.06.1996 // Российская газета. 1996. 11 июня.
6 Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федера-
ции и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов
ведения и полномочий / Сост.: И.В. Гранкин, М.В. Деменков. М., 1999. 385 с.
7 Устав (основной закон) Тамбовской области принятый областной Думой 30.11.1994. Тамбов,
1994. 75 с.
8 О выборах главы администрации Тамбовской области: Закон Тамбовской области от 27.03.2003
// Тамбовская жизнь, 15 апр. 2003.
9 О выборах депутатов Тамбовской областной думы: Закон Тамбовской области от 25.04.2003 //
Тамбовская жизнь, май. 2003.

Т е м а 19
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В РФ

1 Конституционно-правовые основы местного самоуправления: понятие и истоки.
2 Система местного самоуправления.
3 Полномочия местного самоуправления.
4 Конституционные гарантии местного самоуправления.

Местное самоуправление в России имеет давние исторические корни. Поэтому полезным будет
вначале рассказать об истории местного самоуправления, в частности, о земской о городской реформах
60 – 70-х гг. XIX столетия.
Важно уяснить в первую очередь принципиальные положения. Во-первых, местное самоуправление
один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти. Во-
вторых, это право граждан в рамках закона управлять самостоятельно в собственных интересах значи-
тельной частью общественных дел. В-третьих, орган местного самоуправления не входит в систему ор-
ганов государственной власти (гл. 1. ст. 112). Но это не означает, что органы местного самоуправление
обособленны или оторваны от органов государственной власти. Ведь они решают местные вопросы на
основе законов и иных нормативно-правовых актов, принимаемыми государственными органами вла-
сти, т.е. государство устанавливает юридические рамки самостоятельности органов местного само-
управления, законодательно определяет пределы их полномочий. Таким образом, местное самоуправ-
ление представляет собой специфический уровень власти, на котором решаются местные про-
блемы посредством государственно-властных полномочий. Посмотрите, как понимается местное
самоуправление Европейской хартией о местном самоуправлении (октябрь 1985). Федеральным зако-
ном от 28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-
ции". Рассмотрите основные положения проекта нового Федерального закона о местном самоуправле-
нии, который вносит существенные изменения в организацию и деятельность органов местного само-
управления. В частности в проекте уточняется понятие территории, где граждане имеют право на вы-
борную власть (местное самоуправление). Предполагается введение двух типов муниципальных обра-
зований: муниципалитеты, муниципальные округа, имеющие определенную компетенцию и территори-
альную определенность. Обратите внимание на то, что главное в муниципальной реформе – финансо-
вые изменения. Проект нового закона устанавливает долговременное закрепление за местным само-
управлением источников дохода, а также четкое разграничение полномочий между местным само-
управлением, регионами и федеральным центром.
Под системой местного самоуправления понимается совокупность организационных форм и инсти-
тутов, посредством которых населением решаются вопросы местного значения. К ним относятся: мест-
ный референдум, выборы, собрания (сходы) и др. Охарактеризуйте их. Полномочия местного само-
управления – это закрепленные федеральным законодательством, а также нормативно-правовыми акта-
ми местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного
самоуправления. Согласно п. 1. ст. 192 органы местного самоуправления самостоятельно управляют
муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавлива-
ют местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные во-
просы местного значения. Можно выделить четыре основные группы вопросов местного значения: 1)
Управление объектами, находящимися на данной территории и имеющими для нее общехозяйственное
значение – средства сообщения, дороги, жилой фонд и т.п.; 2) Управление общесоциальными объектами
(здравоохранение, образование, культура); 3) Планирование социально-экономического развития терри-
тории (застройка населенных пунктов, занятость населения, коммуникации и т.п.); 4) Защита прав и
свобод человека и гражданина, охрана общественного порядка и окружающей среды. Данная классифи-
кация включает лишь основные вопросы. Полный перечень конкретных вопросов закрепляется в зако-
нодательных актах субъектов РФ и уставах муниципальных образований. Посмотрите, какие вопросы
отнесены к вопросам местного значения в законе Тамбовской области о местном самоуправлении. В за-
ключении остановитесь на конституционных гарантиях местного самоуправления, под которыми пони-
маются правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления. В ст. 133 Конституции
РФ эти гарантии определены как право на судебную защиту, право на компенсацию дополнительных
расходов, возникших в результате решений, принятых органами госвласти, запрет на ограничение прав
местного самоуправления (кроме случаев необходимости обеспечения государственной и общественной
безопасности).


Список литературы

1 Дмитриев Ю.А., Тарасов О.Ю. Европейская хартия местного самоуправления и муниципальное
право РФ. М., 1998. 76 с.
2 Жабин А.П. Местное самоуправление в системе российского федерализма. М., 2002. 112 с.
3 Васильев А.В. Местное самоуправление: опыт, проблемы и перспективы. М., 2002. 235 с.
4 Еремян В.В. История местного самоуправления в России (XII – нач. ХХ вв.). Учеб. пособие. В 3-
х ч. М., 1999. 287 с.
5 Ковешников Е.М. Государственное и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы
взаимодействия. М., 2001. 272 с.
6 Рабинович Е.И. Местное самоуправление в России: становление и развитие. М., 1999. 32 с.
7 Формирование органов местного самоуправления в РФ, 1995 – 1998. М., 1999. 85 с.
8 Цицик П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образо-
ваний и пути их решения М., 2002. 151 с.

Источники

1 Европейская хартия местного самоуправления: принята Советом Европы 15.12.1985: Ратифици-
рована Федеральным законом РФ № 55-ФЗ от 11.04.98 // СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695.
2 Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон № 154-
ФЗ от 28.08.1995, с изм. и доп // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
3 О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон
№ 126-ФЗ от 25.09.1997 // СЗ РФ. 1997. № 36. Ст. 3707.
4 Об основах муниципальной службы в Российской Федерации: Федеральный закон № 8-ФЗ от
08.01.1998 // СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 17.
5 Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть из-
бранным в органы местного самоуправления: Федеральный закон № 138-ФЗ от 26.11.98 // СЗ РФ. 1996.
№ 49. Ст. 5497.
6 О выборах в органы местного самоуправлении Тамбовской области: Закон Тамбовской области
от 1.08.1995, с изм. и доп. Тамбов, 1995. 42 с.

Т е м а 20
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ

1 Значение и возможности изменения Конституции. Понятие учредительной власти и ее разновид-
ности.
2 Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ.
3 Толкование Конституции.
4 Изменение состава РФ и наименований субъектов РФ.
Главная задача при изучении заключительной темы курса – понять логику порядка пересмотра Кон-
ституции РФ и внесения в нее поправок. Вспомните, что существуют "гибкие" и "жесткие" конститу-
ции, что отражает порядок их изменения: легкий и усложненный. Конституция РФ относится к "жест-
ким" конституциям. Смысл изменения Конституции состоит, во-первых, в необходимости совершенст-
вования текста основного закона, во-вторых, когда меняются условия и требуется смена смысла тех или
иных положений; в-третьих, когда меняется расстановка политических сил в стране и определенные по-
литические круги стремятся изменить конституцию в соответствии со своими идеями и представления-
ми. Конституция 1993 г. с точки зрения защиты демократических ее начал содержит два начала: она за-
щищает себя от произвольных политических решений путем усложненного порядка пересмотра, с дру-
гой, – не исключает возможности необходимых изменений с соблюдением всех норм конституционного
института пересмотра и поправок. В Конституции принята концепция установления конституции уч-
редительной властью, особой, а не обычной законодательной властью. Принятие новой Конституции
отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять ее 2/3 голосов
от общего числа его членов или вынести на всенародное голосование. Иерархически учредительная
власть стоит выше чем учреждаемые ею конституционные органы государственной власти. Она облада-
ет высшей легитимностыо, так как выражает народовластие. Помните, что это власть, ограниченная од-
ной, конкретной целью и она не перечеркивает значения государственных органов госвласти.
Во втором вопросе рассмотрите основные положения гл. 9 Конституции РФ "Конституционные по-
правки и пересмотр Конституции". Конституция ввела новую норму, устанавливающую перечень субъ-
ектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок (ст.
134). Назовите их. Отметьте, что на повышение стабильности Конституции направлено то, что ее главы,
выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть пересмотрены Федеральным Соб-
ранием. Это относится к главам 1, 2, 9. Рассмотрите, какой порядок пересмотра предусмотрен в этом
случае. Поправки допускаются только к гл. 3 – 8 (ст. 136). Проанализируйте нормы ФЗ "О порядке
принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".
Конституция 1993 г. ввела институт толкования Конституции, толковании официальном,
имеющим юридическую силу и обязательным для всех правоприменяющих субъектов. Цель толкования
– юридически точно определить, как понимать норму Конституции. Конституция РФ закрепила функ-
цию толкования Конституции за Конституционным Судом (п. "г", ст. 125). Определите круг субъектов
по чьей инициативе Конституционный Суд может давать толкование Конституции. Приведите примеры
толкования КС положений Конституции.
Положения Конституции 1993 г. о ее изменениях относятся только к нормам ст. 65, определяющей
состав РФ. На основании ФКЗ о принятии в РФ и образование в ее составе нового субъекта, об измене-
нии конституционно-правового статуса субъекта вносятся соответствующие изменения в ст. 65 (ст.
137). При изменении наименования субъекта Федерации (это относится к компетенции субъекта) новое
наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур указом Президента РФ
(ч. 2, ст. 137) Попытайтесь определить, какие, на ваш взгляд, положения Конституции РФ требуют в
перспективе пересмотра и внесения поправок.



Список литературы



1 Лучин В.О. Конституция Российской Федерации: Проблемы реализации. М., 2002. 687 с.
2 Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционные права: Вопросы и ответы. 2 изд., доп., испр. М.,
2001. 145 с.
3 Иванец Г.И., Калинский И.В. Червонюк В.И. Комментарий к Конституции РФ: Вопросы и отве-
ты. М., 2001. 288 с.
4 Абзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом РФ. Теоретические и практиче-
ские проблемы // Государство и право. 1998. № 5. С. 5 – 12.
5 Зиновьев А.В. Концепция первоочередных поправок в Конституции России // Известия ву-
зов. Правоведение. 2000. № 4. С. 46 – 61.
6 Лукащук И.И. Глобализация, государство, право, XIX век М., 2002. 385 с.



Источники



О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта
1
Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ от 17.12.2001 // СЗ РФ.
2001. № 52 (ч. 1). С. 4916.
2 О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон
№ 1-ФКЗ от 21.07.1994 // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
3 О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации:
Федеральный закон № 33-ФЗ от 04.03.1998 // СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1242.
4 Конституционное право Российской Федерации: Сб. судебных решений. СПб., 1997.


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
контрольных работ, рефератов
по конституционному праву России


1 Конституционное право Российской Федерации как юридическая наука и отрасль права.
2 Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы.
3 Конституционно-правовые отношения, их субъекты.
4 Источники конституционного права.
5 Юридические свойства и функции Конституции РФ.
6 Основы конституционного строя РФ: понятие, закрепление в Конституции.
7 Политические основы конституционного строя России.
8 Экономические и социальные основы конституционного строя России.
9 Правовое государство: основные характеристики.
10 Суверенитет народа и формы его реализации.
11 Основы правового статуса личности как государственно-правового института.
12 Система политических прав и свобод.
13 Личные права и свободы.
14 Политические права и свободы граждан в РФ.
15 Осуществление и защита гражданских прав.
16 Основные конституционные обязанности человека и гражданина.
17 Религиозные объединения: свобода слова и вероисповедания.
18 Международные стандарты защиты прав и свобод человека и гражданина и российское законо-
дательство.
19 Понятие и принципы гражданства в РФ.
20 Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в РФ.
21 Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
22 Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законода-
тельству.
23 Правовой режим чрезвычайного положения.
24 Уполномоченный по правам человека в РФ.
25 Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
26 Правовые основы российского федерализма.
27 Конституционно-правовой статус субъектов РФ.
28 Правовые основы публичной власти в РФ.
29 Принцип разделения властей: содержание и реализация.
30 Система государственных органов РФ.
31 Государственная власть как правовая категория.
32 Система высших органов государственной власти РФ.
33 Избирательное право России: современное состояние и перспективы.
34 Представительная система в РФ.
35 Избирательный процесс в РФ: политико-правовые и технологические аспекты.
36 Президент РФ и его правовой статус.
37 Компетенция Президента РФ.
38 Институт полномочных представителей Президента России в федеральных округах.
39 Федеральное собрание РФ и его правовой, статус.
40 Парламентское право России.
41 Совет Федерации Федерального собрания РФ: формирование, полномочия, порядок деятельно-
сти.
42 Государственная Дума Федерального Собрания РФ: порядок выборов, полномочия, порядок
деятельности.
43 Статус депутата ГД и члена СФ Федерального Собрания.
44 Акты Федерального Собрания и его палат. Законодательный процесс.
45 Порядок формирования и структура правительства РФ.
46 Правительства РФ. Организация деятельности.
47 Организация государственной власти в субъектах РФ.
48 Организация исполнительной власти субъекта РФ.
49 Организация исполнительной власти Тамбовской области.
50 Принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государ-
ственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
51 Иерархия нормативно-правовых актов в РФ.
52 Судебная власть в системе разделения властей.
53 Судебная система России.
54 Конституционные принципы правосудия.
55 Статус судьи.
56 Конституционное правосудие в РФ.
57 Правовые основы местного самоуправления.
58 Полномочия органов местного самоуправления.
59 Порядок принятия, изменения и отмены конституции в РФ.
60 Тамбовская областная Дума: законодательство, структура, практика.
61 Процесс законотворчества в субъектах РФ (на примере Тамбовской области).
62 Местное самоуправление в Тамбовской области: практико-правовые проблемы.
63 Устав Тамбовской области: конституционно-правовой анализ.
64 Система законодательства Тамбовской области как субъекта Российской Федерации.
65 Администрация Тамбовской области: формирование, структура, порядок деятельности.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1 Понятие, роль и предмет Конституционного права как отрасли права.
2 Источники и система конституционного права.
3 Исторические этапы развития конституционного права России.
4 Понятие и юридические свойства конституции.
5 Сущность и структура Конституции РФ.
6 Классификация конституций.
7 Особенности принятия Конституции РФ 1993 г.
8 Понятие конституционного строя. Сущность конституционного строя РФ.
9 Конституционные характеристики российского государства.
10 Экономические и политические основы конституционного строя.
11 Правовой статус личности.
12 Личные права и свободы граждан РФ.
13 Политические права и свободы.
14 Социально-экономические права и свободы.
15 Международные стандарты прав человека.
16 Конституционные обязанности граждан РФ.
17 Конституционные гарантии прав и свобод.
18 Понятие гражданства. Признаки российского гражданства.
19 Понятие и формы государственного устройства.
20 Конституционно-правовой статус РФ.
21 Конституционно-правовой статус субъектов Федерации.
22 Понятие органа государственной власти. Система государственных органов РФ.
23 Понятие избирательной системы и избирательного права.
24 Принципы избирательного права избирательной системы.
25 Проведение выборов (Избирательный процесс).
26 Понятие референдума. Назначение и проведение референдума.
27 Правовой статус Президента РФ.
28 Порядок выборов Президента РФ и отрешения его от должности.
29 Компетенция Президента РФ. Акты Президента.
30 Федеральное Собрание в системе органов государственной, власти РФ.
31 Совет Федерации.
32 Государственная Дума.
33 Акты Федерального Собрания и его палат, Законодательный процесс.
34 Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
35 Внутренняя организация палаты. Регламенты.
36 Правительство РФ в системе органов государственной власти.
37 Состав, формирование и отставка Правительства РФ.
38 Полномочия Правительства РФ.
39 Организация деятельности Правительства. Акты Правительства РФ.
40 Судебная власть в системе органов государственной власти.
41 Конституционные принципы правосудия.
42 Статус судей.
43 Конституционный Суд РФ.
44 Система судебной власти в РФ.
45 Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Прокуратура РФ.
46 Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов Федерации.
47 Органы законодательной власти субъектов РФ.
48 Органы исполнительной власти субъектов Федерации.
49 Понятие местного самоуправления. Конституционно-правовые основы.
50 Система местного самоуправления.
51 Полномочия местного самоуправления.
52 Конституционные гарантии местного самоуправления.
53 Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РОССИИ



АБСЕНТЕИЗМ – добровольное неучастие избирателей в голосовании.
АДМИНИСТРАЦИЯ – наиболее распространенное название исполнительных органов государст-
венной власти на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.
АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО (ПРАВО ГОЛОСА) – право избирать в выборные государ-
ственные органы и органы местного самоуправления. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЫБОРЫ – избрание
должного лица в какой-либо орган из двух и большего числа конкурирующих между собой кандидатов
на должность.
АПАТРИДЫ – лица без гражданства. Состояние, при котором лицо, находящееся на территории го-
сударства, не является гражданином этого государства и не имеет доказательств принадлежности к гра-
жданству другого государства.
АУТЕНТИЧНЫЙ – подлинный, исходящий из первоисточника.
БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ – соглашение нескольких политических партий о совместном выдвиже-
нии кандидата или списка кандидатов на выборах.
ВЕДЕНИЕ – понятие, используемое в Конституции РФ для предметного разграничения компетен-
ции между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между палатами Федерального Собрания.
ВЫХОД ИЗ ГРАЖДАНСТВА – добровольное прекращение гражданства, осуществляемое либо по
ходатайству на имя Президента, либо в порядке регистрации органами внутренних дел.
ВНЕОЧЕРЕДНАЯ (ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ) СЕССИЯ – сессия парламента, на которой рассматривается
только определенная повестка дня и которая закрывается с исчерпыванием повестки дня.
ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – предоставление активного избирательного права всем
совершеннолетним гражданам страны (за исключением лиц, признанных судом недееспособными, и
лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы), а также пассивного избирательного права всем
гражданам, удовлетворяющим избирательным цензам.
ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ – требование закона, согласно которому право участвовать в выборах пре-
доставляется лишь по достижении определенного возраста.
ВЕТО – акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения каких-либо ор-
ганов. Правом вето обладает Президент РФ на законы, принятые Федеральным Собранием, но не всту-
пивших в силу.
ВОТУМ ДОВЕРИЯ (НЕДОВЕРИЯ) – постановка на голосование парламента (нижней палаты) во-
проса об оценке деятельности правительства, которое в случае неблагоприятного для правительства
решения влечет за собой его отставку. Основная форма реализации принципа ответственности прави-
тельства перед парламентом.
ВОЕННЫЕ СУДЫ – суды общей юрисдикции, действующие в Вооруженных Силах и входящие в
единую судебную систему России.
ГИПОТЕЗА – в теории права структурный элемент нормы права, который указывает на условия ее
действия.
ГОЛОСОВАНИЕ – подача голоса на выборах, референдуме и при принятии решения в коллегии. В
избирательном праве – решающая стадия избирательного процесса.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – система гарантий государства от угроз извне и основ
конституционного строя внутри страны.
ГАРАНТИИ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД – условия и средства, которые обеспечивают их реа-
лизацию.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ОФИЦИАЛЬНЫЙ) ЯЗЫК – основной язык государства, используемый в
законодательстве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве и т.д.
ГРАЖДАНСТВО – устойчивая правовая связь человека с государством, обуславливающая их вза-
имные права, обязанности и ответственность.
ДЕМОКРАТИЯ (власть народа) – ведущая форма социальной и политической организации общест-
ва, политического режима в стране, призванная обеспечивать суверенитет народа, власть большинства
при охране прав меньшинства, неотчуждаемость прав человека и гражданина.
ДИСПОЗИЦИЯ – структурный элемент нормы права, ее ядро, раскрывающее содержание поведе-
ния субъекта права, имеющее юридически значимый характер.
ДЕНОНСАЦИЯ – одностороннее правомерное расторжение международного договора одним из
участников.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО – в теории конституционного права понятие, означающее совокупность
принципов, правил и ценностей, продиктованной самой природой человека и в силу этого не зависящих
от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.
ЗАКОН – нормативный акт, принимаемый представительным органом. Регулирует наиболее важ-
ные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.
ЗАКОННОСТЬ – строгое соблюдение и исполнение конституции и федеральных законов, один из
важнейших элементов правового государства.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – строго регламентированная процедура принятия закона, за-
крепленная в Конституции государства и регламенте представительного органа. Включает в себя пять
стадий.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – совокупность всех правовых актов, принятых уполномоченными на то
органами государства и регулирующих общественные отношения в целом, или один из видов общест-
венных отношений.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – порядок формирования выборных органов власти, включающая в
себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и поря-
док выборов.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО (в объективном смысле) – система правовых норм, регулирующих по-
рядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО (в субъективном смысле) – гарантированная государством возможность
гражданину участвовать в выборах и быть избранным
ИНАУГУРАЦИЯ – церемония вступления в должность главы государства.
ИНВЕСТИТУРА – наделение лица или группы лиц властными полномочиями, предусмотренными
Конституцией.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ – нормы, закрепленные в Конституции. Регулируют конституци-
онные отношения. Обладают высшей юридической силой,
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ – выраженные в Конституции общие основополагающие на-
чала, определяющие содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно-
правового регулирования.
КОЛЛИЗИЯ ЗАКОНОВ – расхождение содержания (столкновение) двух или более формально дей-
ствующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу.
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ – правление, ограниченное конституцией, политическая система, опи-
рающаяся на конституцию и конституционные методы правления. Политико-правовая теория, обосно-
вывающая необходимость установления конституционного строя.
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ – режим неукоснительного соблюдения Конституции и
иных конституционно-правовых актов всеми субъектами конституционно-правовых отношений.
КОНФЕДЕРАЦИЯ – форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют
свой суверенитет в полном объеме.
КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ – предоставление какой-либо этнической общности, составляющей
меньшинство в данном государстве, определенной самостоятельности в вопросах организации образо-
вания и других форм культурной жизни.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ – совокупность конституционно – правовых норм,
закрепляющих положение человека в обществе, определяемое достигнутым уровнем экономического,
социального, политического развития государства.
ЛЕГИСЛАТУРА – 1) Срок полномочий, а также период деятельности избранного представительно-
го органа. 2) Наименование законодательных органов в некоторых странах.
ЛЕГИТИМНОСТЬ – юридический термин, применяемый для характеристики правового порядка,
обладающего законностью, в силу которого он диктует обязательные требования и установки.
МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМ – система выборов, при которой избранными
считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где
они баллотируются.
МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ – народное голосование по наиболее важным вопросам местного само-
управления; решения, принятые референдумом, являются окончательными.
МНОГОПАРТИЙНОСТЬ – наличие в стране многих или нескольких политических партий, которые
реально участвуют в политическом процессе.
НАРОДОВЛАСТИЕ – осуществление народом своей власти непосредственно, а, также через орга-
ны государственной власти и органы местного самоуправления – непосредственное и представительное
народовластие.
НОРМЫ ПРАВА – общеобязательные правила поведения, устанавливаемые органами государства и
охраняются его принудительной силой.
НАТУРАЛИЗАЦИЯ – прием в гражданство РФ иностранца по его заявлению при условии соответ-
ствия им требованиям законодательства.
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ – прямое осуществление власти народом, различные фор-
мы принятия самим населением решений общего и местного характера. Важнейшей из таких форм яв-
ляется референдум.
ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА – сумма правил, определяющих возможность применения нового за-
кона к отношениям, возникшим до его вступления в силу.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – добровольная организация, создаваемая в результате сво-
бодного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов.
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ВЕТО – отказ главы государства в санкционировании закона, лишь приоста-
навливающий вступление его в силу.
ОПТАЦИЯ (выбор гражданства) – способ приобретения и прекращения гражданства при изменении
государственной принадлежности территории.
ОМБУДСМЕН – институт народного защитника. В РФ – уполномоченный по правам человека
ПАРЛАМЕНСКОЕ ПРАВО – часть норм конституционного права, предмет которых – высший
представительный и законодательный государственный орган, его организация и деятельность.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – совокупность приемов и методов, при помощи которых осуществля-
ется власть государственными органами (демократический тоталитарный, авторитарный).
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – порядок определения результатов голо-
сования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в
представительный орган, производится пропорционально полученному ими количеству голосов.
ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – право избираться в выборные органы государства и
местного самоуправления.
ПРОМУЛЬГАЦИЯ ЗАКОНА – издание Президентом специального акта (указа) содержащего рас-
поряжение об официальном опубликовании закона.
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – система правления, характеризующаяся четким распределением законода-
тельной и исполнительной функций при формальном верховенстве парламента по отношению к другим
органам власти.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – демократическое государств организация деятельности которого,
всех его органов, должностных лиц основаны на праве и связаны с ним.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ – осуществление народом власти через избранные им го-
сударственные органы.
ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – принцип избирательной системы, предполагающий непо-
средственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов, а не
через выборщиков-посредников
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ – принцип организации и осуществления государственной власти, тре-
бующий строгого разграничения законодательной, исполнительной и судебной властей.
РЕГЛАМЕНТ – правовой акт, детально определяющий внутреннюю организацию и порядок дея-
тельности представительных и других государственных органов.
СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ – право каждого искать, получать, передавать, производить и распро-
странять информацию любым законным способом.
СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ – право человека к гражданина на свободу передвижения в пределах
своей страны и право покидать свою и любую страну.
СВОБОДА СЛОВА – важнейшее конституционное право граждан, обеспечивает возможность пуб-
лично выражать свое мнение или убеждения в печати, в иных средствах массовой информации, на ми-
тингах, собраниях и т.д.
СВОБОДА СОВЕСТИ – право любого лица исповедовать любую религию или не исповедовать ни-
какой религии, распространять религиозные или антирелигиозные убеждения.
СЕЦЕССИЯ – выход из состава государства какой-либо его части.
СЛУЖЕБНЫЙ ЦЕНЗ – положения закона, ограничивающие избирательные права граждан по при-
знаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана.
САНКЦИОНИРОВАНИЕ ЗАКОНА – одобрение закона главой государства посредством подписа-
ния его официального текста.
СУБЪЕКТ ПРАВА – лицо (физическое и юридическое) обладающее по закону способностью иметь
и осуществлять права и юридические обязанности.
СОВМЕСТНОЕ ВЕДЕНИЕ – круг вопросов, которые совместно решаются двумя или несколькими
органами, центральными и местными органами, в федеративных государствах – федерацией и ее субъ-
ектами.
УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – полномочия по принятию и существенному изменению конститу-
ции.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО – сложное (простое) государство, большинство частей которого не
имеют статуса государственных образований, является единицами административно – территориально-
го деления, которые управляются на основе законов, принимаемых центральными органами.
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО – сложное (союзное) государство, состоящее из государствен-
ных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – организация власти, характеризуемая структурой и правовым положением
высших органов государственной власти, а также устанавливает порядок взаимоотношений между ними
(монархия, республика).
ФИЛИАЦИЯ – приобретение гражданства по рождению на основе принципов: "права крови", т.е. с
учетом гражданства, родителей и "права почвы", т.е. в зависимости от места рождения.
ЭЛЕКТОРАТ – 1) Совокупность лиц, имеющих право участвовать в выборах; 2) Круг избирателей,
голосующий за определенную политическую партию, определенного кандидата.
3 Конституционные права и обязанности

Граждане Иностран- Лица без
Основные права
Российской ные граж- гражданст-
и обязанности
Федерации дане ва
Личные права и
свободы челове-
ка
Политические
права и свободы
Социально-
экономические и
культурные пра-
ва и свободы
Обязанности
жителей РФ


4 Федеративное устройство Российской Федерации

Конститу- Субъекты федерации
ционно пра- Феде- края,
вовые респуб- автоно-
рация области,
характери- лики мии
города
стики
Наименова-
ние и коли-
чество
Юридиче-
ская основа
правового
статуса
Государст-
венно-
правовые
признаки
Предметы
исключи-
тельного ве-
дения
Предметы
совместного
ведения
5 Система органов государственной власти
Российской Федерации
Ограниче-
Органы Поря- Возрас-
Срок ния по Пол-
государ- док тные
полно- сроку за- номо-
ственной форми- ограни-
нимаемой чия
мочий
власти рования чения
должности
Прези-
дент
Госу-
дарст-
венная
дума
Совет
федера-
ции
Прави-
тельство
Консти-
туцион-
ный суд


6 Система судебной власти Российской Федерации



Порядок
Состав и
Суды формирова- Полномочия
структура
ния
Конституци-
онный суд
Верховный
суд
Высший Ар-
битражный
суд
Генеральная
прокуратура

Задания для самостоятельной работы

На основе учебного материала заполните таблицы:


1 Характеристики Конституции Российской Федерации


Вопросы Ответы
Этапы развития Конституции России
(перечислить годы принятия Конститу-
ций России)

Юридические свойства Конституции

Виды Конституций в РФ

Формы Конституций в РФ

Типы Конституций (в зависимости от
процедуры принятия и изменения)

Задачи конституционного контроля




2 Основные характеристики конституционного права Российской Федерации

Вопрос Ответ

Предмет конституционного права РФ

Конституционно-правовые нормы и
института

Конституционно-правовые отноше-
ния и их субъекты

Источники конституционного права
РФ

Отличие конституционного права от
других отраслей права

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ