<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Объектами приватизации могут быть только те земельные участ-
ки, которые не изъяты из оборота в соответствии со ст. 27 ЗК, другими
законами и подзаконными актами.
К настоящему моменту сложилось несколько способов приобре-
тения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или
муниципальной собственности. В зависимости от условий приватиза-
ции и целевого использования приобретаемых земельных участков
применяются следующие процедуры:
– приватизация земель в порядке реорганизации колхозов и
совхозов;
– приобретение прав на земельные участки гражданами для це-
лей, не связанных со строительством;

39
– приобретение права собственности на земельные участки, пре-
доставленные гражданам и организациям на праве постоянного (бес-
срочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения;
– приобретение прав на земельные участки, на которых располо-
жены здания, строения, сооружения;
– приобретение прав на земельные участки для строительства.
Приватизация может быть платной и бесплатной.

4. Иные земельно-правовые сделки
На стадии скорее начального развития находится правовое регу-
лирование сделок мены, дарения и залога земельных участков.
Мена земельных участков является земельно-правовой сделкой,
близкой по сути и процедуре к купле-продаже.
Принципиальная разница между земельно-правовыми сделка ми
мены и купли-продажи заключается в том, что в первом случае ком-
пенсацией за передаваемое право собственности на получаемый в об-
мен земельный участок служит право собственности на другой
земельный участок.
Объектами сделки мены выступают права собственности на об-
мениваемые земельные участки (в том числе земельные доли в общей
собственности). При совершении сделки мены фактически происхо-
дит обмен этими правами между их обладателями.
Применительно к пожизненному наследуемому владению прямо
установлено право владельцев лишь передавать земельные участки по
наследству. Сделки, связанные с отчуждением земельного участка,
не допускаются.
Еще одной разновидностью земельно-правовой сделки, фактичес-
ки применяемой лишь к праву частной собственности физических и
юридических лиц на земельные участки, является сделка дарения.
Дарение – действие, в результате совершения которого одна сторона
(даритель) передает или обязуется передать безвозмездно другой сто-
роне (одаряемому) право собственности или иное имущественное право
на земельный участок.
Залог (ипотека) земельного участка означает действие, когда соб-
ственник либо арендатор земельного участка (залогодатель) берет на
себя обязательство в надлежащий срок либо при наступлении установлен-

40
ных событий передать свои права на земельный участок другому лицу
(залогодержателю) взамен на предоставляемый им кредит, заем или иное
обязательство, в том числе основанное на купле-продаже, аренде, дру-
гих договорах или причинении вреда. Событиями, служащими основа-
нием возникновения права залогодержателя на земельный участок,
является невыплата предоставленного займа либо невыполнение иного
обязательства к определенному сторонами времени.
Залог представляет собой одну из форм обременения земельного
участка.
Объектом залога могут быть право частной собственности на зе-
мельный участок либо земельную долю в общей собственности, а так-
же право аренды. Не могут быть предметом залога земельные участки,
находящиеся в государственной и муниципальной собственности, по-
жизненном наследуемом владении либо пользовании. Не допускается
залог права частной (общей) собственности либо аренды полевых зе-
мельных участков личных подсобных хозяйств.
Внесение земельной доли в уставный (складочный) фонд юриди-
ческого лица является особой формой сделки, установленной только
для собственников земельных долей.
Внесение права собственности или пользования земельной долей
допускается только в том случае, если это прямо установлено учреди-
тельным договором данной сельскохозяйственной организации. При
передаче права собственности на земельную долю сельскохозяйствен-
ная организация как юридическое лицо приобретает право собствен-
ности, и соответственно собственник пере данной земельной доли его
теряет. Право нового собственника организации удостоверяется над-
лежащим образом зарегистрированным государственным свидетель-
ством.

5. Государственная регистрация земельно-правовых сделок
Действия по совершению земельно-правовых сделок осуществ-
ляются под контролем государства. В качестве формы контроля при-
меняется государственная регистрация земельно-правовых сделок,
производимая в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997
г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним».
41
Договоры о совершении сделок, приложения к договору и иные
документы регистрируются в Едином государственном реестре прав
на недвижимое имущество и сделок с ним.
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Земельный кодекс Российской Федерации.
4. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
5. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И.
Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С.А. Москва, 2002 г.
Контрольные вопросы:
1. Понятие и виды земельно-правовых сделок.
2. Купля-продажа права собственности на земельный участок как вид
земельно-правовой сделки.
3. Приватизация земель как вид земельно-правовых сделок.
4. Договоры мены, дарения и залога как вид земельно-правовых
сделок.
5. Государственная регистрация земельно-правовых сделок, понятие и
назначение.


ТЕМА № 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Учебные вопросы:
1. Понятие и виды юридической ответственности за земельные право-
нарушения.
2. Понятие и состав земельного правонарушения.
3. Земельное преступление.
4. Административная ответственность за земельные правонарушения.
5. Возмещение вреда, причиненного правонарушением.

42
1. Понятие и виды юридической ответственности
за земельные правонарушения
Юридическая ответственность за земельные правонарушения
регулируется нормами земельного, уголовного, административного,
трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих
процессуальных отраслей.
При этом, в большинстве случаев положения земельного за-
конодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы при-
влечен ия к юриди ческой ответственности к специа льному
законодательству – Уголовному и Гражданскому кодексам, КОАП.
Юридическая ответственность – это государственное принужде-
ние к исполнению требований прав; правоотношение, одна из сторон
которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной –
обществом, государством.
Юридическая ответственность наступает при наличии условий,
именуемых юридическими и фактическими основаниями:
– наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей
предпринять опр. действие;
– факт несоблюдения этой нормы;
– наличие вины правонарушителя;
– наличие причинно-следственной связи.
2. Понятие и состав земельного правонарушения
Земельное правонарушение – общественно опасное, противоправ-
ное действие или бездействие, нарушающее земельное законодатель-
ство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу
возникновения таких последствий и наказуемое по закону; такие дей-
ствия или бездействие, предметом посягательства которых является
земля.
Объект – закрепленные в законодательстве общественные отно-
шения, возникающие по поводу земли в её юридическом понимании.
Объективную сторону образует противоправное деяние, совер-
шенное в нарушение земельного законодательства.
Субъект земельного правоотношения относятся физические
(граждане и должностные лица) и юридические лица.
Субъективная сторона выражается в наличии вины правонару-
шителя. Умышленная и неосторожная.
43
Вместе с тем, в случае причинения вреда предприятиями, учреж-
дениями и организациями, деятельность которых связана с повышен-
ной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает
независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что
вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпев-
шего.
Составы материальный (при наличии последствий) и формаль-
ный (с момента совершения).
Классификация: уголовные преступления; административные и
гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки.

3. Земельное преступление
Земельное преступление – виновно совершаемое, общественно
опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под уг-
розой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступле-
ния наступает в соответствии с УК РФ.
Субъекты – только физические лица.
Существует 5 составов земельных преступлений. (ст.ст. 167, 168,
170, 179, 254 УК РФ).

4. Административная ответственность
за земельные правонарушения
Административная ответственность применяется за совершение
противоправных действий, которые по сравнению с уголовными пре-
ступлениями отличается меньшей степенью общественной опасности.
Главный признак административной ответственности – преимуществен-
но внесудебный порядок назначения и применения санкций.
Существует 20 составов правонарушений.
1 группа, деяния нарушающие право собственности и право
пользования земельным участком.
2 группа нарушение порядка государственного управления.
3 группа нарушения требований в области охраны земель.
Субъекты не только физические, но и юридические лица.



44
5. Возмещение вреда, причиненного правонарушением
Вред, причиненный нарушением норм земельного права – убыт-
ки, которые несут государство, физические или юридические лица в
результате умышленного или неосторожного нарушения правовых зе-
мельных требований, либо в результате неправомерной нормотворчес-
кой деятельности государственных органов.
2 способа возмещения вреда – реальное (ст. 76 ЗК) путем восста-
новления физических и химических характеристик земель, либо в виде
возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановле-
ние земель (ст. 61 ЗК).
За нарушение отдельных требований земельного законодательства,
выражающихся в ненадлежащем использовании предоставленного
земельного участка, предусматривается применение такой санкции, как
принудительное прекращение права на такой земельный участок.
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации.
4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Феде-
рации.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации.
6. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
7. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И.
Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С.А. Москва, 2002 г.
Контрольные вопросы:
1. Понятие, состав и виды земельных правонарушений.
2. Понятие и виды юридической ответственности за нарушения земель-
ного законодательства.
3. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодатель-
ства.

45
4.Административная ответственность за нарушение земельного зако-
нодательства.
5. Способы возмещения вреда, причиненного земельным правонару-
шением.

ТЕМА № 10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Учебные вопросы:
1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.
2. Общая характеристика правого режима данного вида земель.
3. Правовой режим крестьянских хозяйств.
4. Правовой режим сельскохозяйственных предприятий.
5. Особенности использования сельскохозяйственных угодий.
6. Фонд перераспределения земель.

1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за
чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а
также предназначенные для этих целей.
Главная особенность этой категории земель состоит в том, что
земля здесь выступает в качестве основного средства производства
продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для про-
мышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения
установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и
повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких зе-
мель из сельскохозяйственного оборота.
Субъектами прав на земельные участки с\х назначения могут быть
граждане и организации, отвечающие установленным критериям для
пользователей этой категории земель.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:
– сельскохозяйственные угодья;
– земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуника-
циями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для
обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) при-
родных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоема-

46
ми, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для
производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйствен-
ной продукции.
2. Общая характеристика правого режима данного вида земель
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться
для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных
насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с
сельскохозяйственным производством целей:
гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские)
хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животновод-
ство, огородничество;
хозяйственными товариществами и обществами, производствен-
ными кооперативами, государственными и муниципальными унитар-
ными предприятиями, иными коммерческими организациями;
некоммерческими организациями, в том числе потребительскими
кооперативами, религиозными организациями;
казачьими обществами;
опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учеб-
но-производственными подразделениями научно-исследовательских
организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного
профиля и общеобразовательных учреждений;
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития
их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

3. Правовой режим крестьянских хозяйств
Крестьянское хозяйство – форма ведения коммерческого с\х про-
изводства, основанного на индивидуальном предпринимательстве.
Право на создание крестьянского хозяйства и на получение зе-
мельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный граж-
данин РФ, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в
сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо про-
шедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких пре-
тендентов преимущественное право на получение земельного участка
имеют граждане, проживающие в данной местности.

47
Гражданам земельные участки из состава земель сельскохозяй-
ственного назначения могут быть предоставлены для создания кресть-
янского (фермерского) хозяйства. В этом случае гражданин приобретает
правовой статус индивидуального предпринимателя и использует пре-
доставленный земельный участок для ведения товарного сельскохо-
зяйственного производства.
Личное подсобное хозяйство – это своеобразная форма произ-
водства сельскохозяйственной продукции, имеющая характер лично-
го потребления.
Правовой режим земель, которые используются для ведения са-
доводства и огородничества, регулируется главным образом Федераль-
ным законом «О садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан». Содержание и особенности
правового режима этих земель определены той целью, для которой
они используются.
Существует две основные правовые формы ведения садоводства
и огородничества: коллективная и индивидуальная. В рамках коллек-
тивной формы осуществления такой деятельности граждане могут
создавать садоводческие, огороднические некоммерческие товарище-
ства, садоводческие, огороднические потребительские кооперативы
либо садоводческие, огороднические некоммерческие партнерства. В
то же время законодательство допускает возможность вести садовод-
ство или огородничество в индивидуальном порядке.
4. Правовой режим сельскохозяйственных предприятий
Использование земель сельскохозяйственного назначения могут
осуществлять юридические лица, в т.ч. и те организации, для которых
такое производство не является основным: предприятия промышлен-
ности, религиозные организации (например, монастыри) для устрой-
ства подсобных сельских хозяйств.
Но основную массу сельскохозяйственных земель занимают орга-
низации, непосредственно ведущие аграрное производство, правовой
статус которых различен. Их большинство в настоящее время состав-
ляют сельскохозяйственные коммерческие организации.
Сельскохозяйственные коммерческие организации могут функци-
онировать в тех формах, которые предусмотрены действующим граж-
данским законодательством. Согласно ГК различают хозяйственные
общества, товарищества и кооперативы.
48
5. Особенности использования сельскохозяйственных угодий
Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, за-
лежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноград-
никами и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения
имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Для строительства промышленных объектов и иных несельскохо-
зяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения
сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные уго-
дья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по
кадастровой стоимости. Для строительства линий электропередачи, свя-
зи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других по-
добных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных
угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого
качества. Данные сооружения размещаются главным образом вдоль ав-
томобильных дорог и границ полей севооборотов.

6. Фонд перераспределения земель
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного
производства, создания и расширения крестьянских (фермерских)
хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, живот-
новодства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе
земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перерасп-
ределения земель, который формируется за счет земельных участков
из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот
фонд:
1) при добровольном отказе от земельного участка;
2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни
один из наследников не принял наследство, либо все наследники ли-
шены завещателем наследства, либо наследник отказался от наслед-
ства в пользу государства или отказался от наследства без указания,
в пользу кого он отказывается от наследства;
3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом, сведения о наличии земель в фонде перераспределения
земель являются общедоступными.

49
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного на-
значения» от 26 июня 2002 г.
4. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
5. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И.
Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С.А. Москва, 2002 г.
Контрольные вопросы:
1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.
2. Общая характеристика правого режима данного вида земель.
3. Правовой режим крестьянских (фермерских хозяйств).
4. Правовой режим сельскохозяйственных организаций.
5. Порядок предоставления земли для ведения крестьянского (фермер-
ского) хозяйства.

ТЕМА № 11. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ

Учебные вопросы:
1. Понятие и состав земель поселений.
2. Общая характеристика правового режима земель поселений.
3. Пригородные зоны.

1. Понятие и состав земель поселений
Землями поселений признаются земли, используемые и предназ-
наченные для застройки и развития городских и сельских поселений и
отделенные их чертой от земель других категорий.
Порядок использования земель поселений определяется в соот-
ветствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пре-
делах его административных границ делится на территориальные зоны
Выделяются два связанных признака, по которым земли могут
быть отнесены к данной категории:
50
1) использование (или предназначение) земель для застройки и
развития городских и сельских поселений;
2) отделение этих земель чертой поселения от земель других кате-
горий.
Земли поселений являются единственной категорией земель в
Российской Федерации, границы которой можно четко определить на
основании закона
Вся территория поселения подлежит разделению только на терри-
ториальные зоны. Правила землепользования и застройки – норматив-
ные правовые акты, которые устанавливают порядок осуществления
градостроительной деятельности на территориях поселений и разраба-
тываются, утверждаются и реализуются органами местного самоуп-
равления. Исключение из этого правила составляют лишь города
федерального значения Москва и Санкт-Петербург, для которых дан-
ные правила утверждаются законами этих городов – субъектов РФ.
Генеральный план градостроительная документация о градостро-
ительном планировании развития территорий городских и сельских
поселений
Состав земель поселений и зонирование территорий
В состав земель поселений могут входить земельные участки, от-
несенные в соответствии с градостроительными регламентами к сле-
дующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.

2. Общая характеристика правового режима земель поселений
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям при-
надлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

51
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижи-
мости не соответствуют установленному градостроительному регла-
менту территориальных зон в случае, если:
– виды их использования не входят в перечень видов разрешен-
ного использования;
– их размеры не соответствуют предельным значениям, установ-
ленным градостроительным регламентом.

3. Пригородные зоны
В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся
за пределами черты городских поселений, составляющие с городом
единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не
входящие в состав земель иных поселений.
В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйствен-
ного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для раз-
вития города.
Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением
пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-
Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов Россий-
ской Федерации.
Границы и правовой режим пригородных зон городов федераль-
ного значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяют-
ся федеральными законами.
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в
действие Земельного кодекса Российской Федерации».
5. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
6. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И.
Москва, 2002 г.
52
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С.А. Москва, 2002 г.
Контрольные вопросы:
1. Понятие и основное назначение земель поселений.
2. Состав земель поселений.
3. Общая характеристика правового режима земель населенных пунктов.

ТЕМА № 12. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И
ОБЪЕКТОВ. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА. ЗЕМЛИ
ВОДНОГО ФОНДА. ЗЕМЛИ ЗАПАСА

Учебные вопросы:
1. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий.
2. Земли особо охраняемых природных территорий.
3. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
4. Земли рекреационного назначения.
5. Земли историко-культурного назначения.
6. Особо ценные земли.
7. Земли лесного фонда.
8. Земли водного фонда.
9. Земли запаса.
1. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, кото-
рые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное,
эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значе-
ние, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации или решениями органов местного
самоуправления полностью или частично из хозяйственного исполь-
зования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Состав земель особо охраняемых территорий – земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечеб-
но-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодек-
сом, федеральными законами.
53
Создание сети особо охраняемых природных территорий пресле-
дует следующие цели:
сохранение этих территорий как резерватов дикой природы;
обеспечение надежной охраны объектов природного и культурно-
го наследия на этих территориях;
проведение научных исследований на особо охраняемых террито-
риях как эталонных участках биосферы;
развитие на базе особо охраняемых природных территорий систе-
мы экологического просвещения населения и пропаганды экологичес-
ких знаний, организация туризма и отдыха граждан в национальных
парках.

2. Земли особо охраняемых природных территорий
К землям особо охраняемых природных территорий относятся зем-
ли государственных природных заповедников, в том числе биосфер-
ных, государственных природных заказников, памятников природы,
национальных парков, природных парков, дендрологических парков,
ботанических садов, территорий традиционного природопользования
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных мест-
ностей и курортов.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объек-
там общенационального достояния и могут находиться в федеральной
собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в
муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федераль-
ными законами, допускается включение в земли особо охраняемых
природных территорий земельных участков, принадлежащих гражда-
нам и юридическим лицам на праве собственности.
На землях особо охраняемых природных территорий федерально-
го значения запрещаются:
1) предоставление садоводческих и дачных участков;
2) строительство федеральных автомобильных дорог, трубопро-
водов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также стро-
ительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых
объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых при-
родных территорий;

54
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не
связанные с функционированием особо охраняемых природных тер-
риторий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными зако-
нами.

3. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относят-
ся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для
лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли,
обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями
минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благопри-
ятным климатом и иными природными факторами и условиями, кото-
рые используются или могут использоваться для профилактики и
лечения заболеваний человека.
Земли природоохранного назначения
К землям природоохранного назначения относятся земли:
1) водоохранных зон рек и водоемов;
2) запретных и нерестоохранных полос;
3) лесов, выполняющих защитные функции;
4) противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных на-
саждений;
5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.

4. Земли рекреационного назначения
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназ-
наченные и используемые для организации отдыха, туризма, физкуль-
турно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные
участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги,
объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стацио-
нарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыбо-
лова и охотника, детские туристические станции, туристские парки,
лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортив-
ные лагеря, другие аналогичные объекты.

55
К землям рекреационного назначения относятся также земли при-
городных зеленых зон.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность,
не соответствующая их целевому назначению.
5. Земли историко-культурного назначения
К землям историко-культурного назначения относятся земли:
1) объектов культурного наследия народов Российской Федера-
ции (памятников истории и культуры), в том числе объектов археоло-
гического наследия;
2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исто-
рических промыслов, производств и ремесел;
3) военных и гражданских захоронений.
Земли историко-культурного назначения используются строго в
соответствии с их целевым назначением.
Изъятие земель историко-культурного назначения и не соответству-
ющая их целевому назначению деятельность не допускаются.
6. Особо ценные земли
К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых
имеются природные объекты и объекты культурного наследия, пред-
ставляющие особую научную, историко-культурную ценность (типич-
ные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества
растительных, животных организмов, редкие геологические образо-
вания, земельные участки, предназначенные для осуществления дея-
тельности научно-исследовательских организаций).
7. Земли лесного фонда
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покры-
тые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные
для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие)
и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли
(просеки, дороги, болота и другие).
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной раститель-
ностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления
(вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины,
площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культу-
рами, и иные).
56
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд
лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельско-
хозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли,
расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болота-
ми, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использова-
ния земли).

8. Земли водного фонда
К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объек-
тами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, вы-
деляемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов,
гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооруже-
ний, объектов.
Земли водного фонда могут использоваться для строительства и
эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потреб-
ностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и дру-
гих потребностей населения, а также для водохозяйственных,
сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяй-
ственных, энергетических, транспортных и иных государственных или
муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.
Для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового во-
доснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вво-
дится особый правовой режим использования земель.

9. Земли запаса
К землям запаса относятся земли, находящиеся в государствен-
ной или муниципальной собственности и не предоставленные гражда-
нам или юридическим лицам, за исключением земель фонда
перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей
80 настоящего Кодекса.
Использование земель запаса допускается после перевода их в
другую категорию.
Правовой режим земель запаса принципиально отличается от пра-
вового режима земель иных категорий. В отличие от земель сельско-
хозяйственного назначения, поселений, промышленности и иного

57
специального назначения и других есть земли, которые никому не
предоставлены для использования. Это – земли, целевое назначение
которых еще не определено. Это один из критериев определения зе-
мель данной категории. Такими землями являются земли запаса, ко-
торые земельное законодательство выделяет в качестве отдельной
категории земель.
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Лесной кодекс Российской Федерации.
4. Водный кодекс Российской Федерации.
5. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
6. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
7. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И.
Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С.А. Москва, 2002 г.
Контрольные вопросы:
1. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий и объектов.
2. Общие черты правого режима земель особо охраняемых террито-
рий и объектов.
3. Понятие, состав земель лесного фонда.
4. Общая характеристика правого режима земель лесного фонда.
5. Понятие, состав земель водного фонда.
6. Общая характеристика правого режима земель водного фонда.




58
ТЕМА № 13. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ,
ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, Р АДИОВЕЩАНИЯ,
ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, З ЕМЛИ ДЛЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ
ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Учебные вопросы:
1. Понятие и состав земель промышленности, энергетики, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обес-
печения космической деятельности, земель обороны, безопасности
и земель иного специального назначения.
2. Земли промышленности.
3. Земли энергетики.
4. Земли транспорта.
5. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики.
6. Земли для обеспечения космической деятельности.
7. Земли обороны и безопасности.
1. Понятие и состав земель промышленности, энергетики,
транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики,
земель для обеспечения космической деятельности, земель
обороны, безопасности и земель иного специального назначения
Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио-
вещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения кос-
мической деятельности, землями обороны, безопасности и землями
иного специального назначения признаются земли, которые располо-
жены за чертой поселений и используются или предназначены для обес-
печения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов
промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, те-
левидения, информатики, объектов для обеспечения космической дея-
тельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных
специальных задач и права на которые возникли у участников земель-
ных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодек-
сом, федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации (далее – земли промышленности и иного специального на-
значения).
59
Земли промышленности и иного специального назначения состав-
ляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
Земли промышленности и иного специального назначения в зави-
симости от характера специальных задач, для решения которых они
используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
В состав земель промышленности и иного специального назначе-
ния в целях обеспечения безопасности населения и создания необхо-
димых условий для эксплуатации объектов промышленности,
энергетики, особо радиационно- опасных и ядерно-опасных объектов,
пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транс-
портных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-за-
щитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок использования отдельных видов земель промышленнос-
ти и иного специального назначения, а также установления зон с осо-
быми условиями использования земель данной категории определяется:
1) Правительством Российской Федерации в отношении указан-
ных земель, находящихся в федеральной собственности;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Феде-
рации в отношении указанных земель, находящихся в собственности
субъектов Российской Федерации;
3) органами местного самоуправления в отношении указанных
земель, находящихся в муниципальной собственности.
Особенностью правового режима данной категории земель являет-
ся установление различных видов зон с особыми условиями использо-
вания земель. Такие зоны устанавливаются в целях обеспечения
безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуа-
тации промышленных, транспортных и иных объектов. Установление зон
с особыми условиями использования земель дает возможность не изы-
мать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяй-
ственных специальных целей, имеющие минимальные размеры.

60
2. Земли промышленности
Землями промышленности признаются земли, которые использу-
ются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и
(или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые
возникли у участников земельных отношений по основаниям, предус-
мотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации.
Земли промышленности как отдельный вид рассматриваемой ка-
тегории земель находятся только вне территорий поселений.
Наиболее важные признаки земель промышленности состоят в том,
что они расположены вне территорий населенных пунктов и обслужи-
вают производственные, административно-хозяйственные и жилищно-
строительные нужды промышленных предприятий.
3. Земли энергетики
Землями энергетики признаются земли, которые используются или
предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксп-
луатации объектов энергетики и права на которые возникли у участни-
ков земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ,
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энер-
гетики могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных
установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и дру-
гих электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
2) размещения воздушных линий электропередачи, наземных со-
оружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распреде-
лительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики.
Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации
объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны элект-
рических сетей.
4. Земли транспорта
Землями транспорта признаются земли, которые используются или
предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эк-
сплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водно-
го, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права
61
на которые возникли у участников земельных отношений по основа-
ниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации
объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земель-
ные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции стро-
ений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов,
железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, не-
обходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструк-
ции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений,
сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транс-
порта;
3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

5. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики при-
знаются земли, которые используются или предназначены для обеспе-
чения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания,
телевидения, информатики и права на которые возникли у участников
земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, фе-
деральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиове-
щания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные
участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур,
включая:
1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых на-
ходятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соот-
ветствующие полосы отчуждения;
2) кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии
радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и ра-
диофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
3) подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофика-
ции и соответствующие охранные зоны линий связи;
4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пунк-
ты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
62
5) наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

6. Земли для обеспечения космической деятельности
Землями для обеспечения космической деятельности признаются
земли, которые используются или предназначены для обеспечения де-
ятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и
права на которые возникли у участников земельных отношений по
основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и за-
конами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения космической деятельности могут предостав-
ляться земельные участки для размещения наземных объектов косми-
ческой инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы
и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и
пункты управления полетами космических объектов, пункты приема,
хранения и переработки информации, базы хранения космической тех-
ники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны призем-
ления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты
экспериментальной базы для отработки космической техники, центры
и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные соору-
жения и технику, используемые при осуществлении космической дея-
тельности.
Земельные участки, используемые под районы падения отделяю-
щихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участ-
ков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных
участков не изымаются.

7. Земли обороны и безопасности
Землями обороны и безопасности признаются земли, которые ис-
пользуются или предназначены для обеспечения деятельности Воору-
женных Сил Российской Федерации, войск Пограничной службы
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и ор-
ганов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих фун-
кции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности
территории Российской Федерации, защите и охране Государственной
границы Российской Федерации, информационной безопасности, дру-

63
гим видам безопасности в закрытых административно-территориаль-
ных образованиях, и права на которые возникли у участников зе-
мельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ,
федеральными законами.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные
участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой го-
товности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов (размещение военных организа-
ций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота,
проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, спе-
циальной, космической техники и боеприпасов (испытательных поли-
гонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) создания запасов материальных ценностей в государственном
и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
При необходимости временного использования земель (террито-
рий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуж-
дами обороны, земельные участки у собственников земельных
участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земель-
ных участков не изымаются.
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в
действие Земельного кодекса Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».
5. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
6. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И.
Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С.А. Москва, 2002 г.


64
Контрольные вопросы:
1. Понятие и состав земель промышленности и иного специального
назначения.
2. Общая характеристика правого режима данного вида земель.
3. Элементы и принципы правого режима земель промышленности
иного специального назначения.
4. Правовой режим земель транспорта, понятие и характеристика.
5. Правовой режим земель энергетики, понятие и характеристика.




65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:
– Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосо-
ванием 12.12.93г.;
– Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №
136-ФЗ;
– Лесной кодекс Российской Федерации от 25 января 1997 г.;
– Водный кодекс Российской Федерации от16 ноября 1995 г.;
– Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г.,
СЗ РФ 1998 г., №19, ст.2069;
– Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля
1998г., СЗ РФ 1998 г., №31, ст. 3824;
– Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-
ниях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ ;
– Гражданский кодекс Российской Федерации (первая часть) от 30
ноября 1994 г., СЗ РФ 1994 г. №32,ст.3301;
– Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. СЗ РФ
1996 г. №5, ст. 410;
– Гражданский кодекс РФ (часть третья) от26 ноября 2001 г. №146-
ФЗ;
– Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.;
– Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-
ФЗ
– ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от
26 июня 2002 г.;
– ФЗ РФ «О связи» от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ;
– ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое иму-
щество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ;
– ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 ав-
густа 2001 г., № 129-ФЗ;
– ФЗ РФ «О разграничении государственной собственности на зем-
лю» от17 июля 2001 г., № 101-ФЗ;
– ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-
ФЗ;

66
– ФЗ РФ «О государственном регулировании обеспечения плодородия
земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 года
– ФЗ РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. №102-
ФЗ;
– ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
– ФЗ РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровитель-
ных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 года;
– ФЗ РФ « О мелиорации земель» от 10 января 1996 г.,
– ФЗ РФ « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерчес-
ких объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г.;
– ФЗ РФ «О государственном регулировании обеспечения плодородия
земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г.;
– ФЗ РФ «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996
года;
– ФЗ РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30
ноября 1995 г.;
– Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г.;
– Закон Российской Федерации « О федеральных природных ресур-
сах» от 16 декабря 1993 г.;
– Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском ) хозяйстве» от 22 но-
ября 1990 г.;
– Закон РСФСР «О плате за землю» от 11 октября 1991 г.;
– Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №
1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной
реформы в России»;
– Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года № 337
«О реализации конституционных прав граждан на землю»;
– Указ Президента Российской Федерации от 26 ноября 1997 года №
1263 «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначен-
ных под застройку земельных участков, расположенных на терри-
ториях городских и сельских последний, или права их аренды»;
– Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структу-
ре федеральных органов исполнительной власти»;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января
1993 года № 77 «Об утверждении Положения о порядке возмещения
убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользовате-
лям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства»;
67
– Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря
1993 года № 1362 «Об утверждении Положения о порядке осуще-
ствления государственного контроля за использованием и охраной
земель в Российской Федерации»;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября
1997 года № 1223 «Об утверждении Положения об определении
размеров и установлении»;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999
года № 694 «Об утверждении Федеральной целевой программы
«Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-
2002 годы»;
– Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 года
№ 14 «О практике применения судами законодательства об ответ-
ственности за экологические правонарушения»

Учебная литература:
87
– Земельное право. Краснова И.О. Москва, 2003 г. (изд. Юрист);
– Земельное право. Боголюбов С.А, Москва, 1998 г. (изд. Норма-ИН-
ФРА-М);
– Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г., (изд. «Былина»);
– Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва,2002 г., (изд. Юрайт);
– Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И. Мос-
ква, 2002 г., (изд. Юристъ);
– Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С.А. Москва, 2002 г., (изд. Спарк).
– История государства и права России. Исаев Н.Г., Москва, 2002 г.




68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Земельные отношения в жизни современного российского об-
щества занимают одно из важных мест. За короткий срок, благодаря
земельной реформе, многие граждане стали собственниками земель-
ных участков. В настоящее время полным шагом осуществляется фор-
мирование рынка земли. В системе государственных органов
исполнительной власти появился и, наконец, сформировался мощ-
ный блок ведомств, которым переданы полномочия по управлению
земельными отношениями.
Происходящие перемены в земельном законодательстве, теории
и практике земельного права, обусловили необходимость включения
курса «Земельное право» в обязательную программу обучения юри-
дических высших учебных заведений. С помощью данного конспек-
та лекций, при условии надлежащей самостоятельной работы,
студенты смогут приобрести широкие знания о земельном законода-
тельстве, теоретических взглядах ученых, научиться анализировать
постоянно изменяющиеся нормативные правовые акты, находить в
них достоинства и недостатки, подготовиться к работе в государствен-
ных органах власти и получить практические навыки решения земель-
ных вопросов, защиты земельных прав граждан и организаций.




69
Павловский Игорь Александрович




ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
Конспект лекций




Подписано в печать 11.06.04.
Формат 60х90 1/16
Бумага типографская.
Печать офсетная.
Гарнитура Times New Roman.
Усл. печ. л. 4,75
Уч.-изд.л.3,8.
Тиража 600 экз.
Заказа № 93.


70

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ