<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ



Приложение №3
И Н Ф О Р М А Ц И Я
о закреплённой и гарантированной жилой площади за воспитанниками
ГОУ " Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" г. Пугачёва Саратовской области.

кв-ры
Кол-во
воспитанников
Количество вос-ков,
имеющих
закреплённую
жилую площадь
Количество вос-ков,
имеющих
гарантию
на получ.
жил. площади
Количество
Вос- ков,
поставленных на льготную
очередь на получение жил. пл.
Не получены документы, подтверждающие включение нес-него на льготную очередь (ф.и.восп-ка,
территория)
Кв. 1
21
14
7
7
Кв. 2
23
12
11
10
Александрова Катя
(Вольский район)
Кв. 3
21
20
1
1
кв. 4
22
13
9
6
Кантеев Я., Кантеев К.
Поликарпов В.
(Пугачёвский район)
Кв. 5
22
14
8
2
Силантьев В. (Вольск)
Маркина И.,КудашоваА.,
Кудашов В., Ермаков Т.,
Ермакова К. (Лысогорский район)
Кв. 6
22
15
7
7
Кв. 7
22
15
7
5
Салата Ж., Кондратенко Ю. (Саратовский р-н)
Кв. 8
19
15
4
4
Итого
172
118
54
42
12












Приложение №4
А Н А Л И З
получения алиментов и пенсий воспитанниками
ГОУ "Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г. Пугачёва
№ квартиры
Кол-во воспитанников в квартире
Кол-во воспитанников,
получающих пенсию
Получают только
пенсию
Кол-во вос-ов, которым присуждены
алименты
Не присуждены
алименты

Присуждены только алименты
Пенсия и алименты
Фактически
получили алименты




Количество
фамилия воспитанника
Кв.1
21
14
1 Лебедев Д
20
-
13
7
-
-
Кв.2
23
8
3 Майоров М
Тупаков А.
Тупаков А.
20
-
15
5
6
Фадеев А.
Потапова А.
Кабанова К.
Кабанов С.
СвиридоваН
Свиридов А.

Кв.3

21

8
3 Крылова Т.
Ануфриева
Ануфриев

17
1
Смирнова Кс.


12

5

1

Балыкова А.

Кв.4

22

8
4 Иванова А.
Буравов А.
Буравова Н.
Киселёв К.

18

-

14

4

2
Иванцова К.
Иванцова М.

Кв.5

22

10
3 Ланцева Н.
Петров С.
Иванов Д.

19

-

12

7

-
Кв.6
22
1
1 Серафимов
21
-
21
-
1
Кузнецов Д.
Кравченко О

Кв.7

22

9
3 Белокопы-това Т.
Мальцев А.
Мальцева А.

19

-

13

6

3
Воротиляк Н
Воротиляк А
Плужникова
Кв.8
19
5
-
19
-
14
7
1
Мамедов Э.
Итого
172
63
18
153
1
112
39
15

Примечание. В графе "Фактически получили алименты" указаны фамилии воспитанников, алименты которым зачислены на личные счета в ОСБ 3973 г. Пугачёва за период июнь-октябрь 2004 года.

Защита жилищных и имущественных прав детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей. Закон и реальность
Новикова Т.В.
главный специалист отдела образования
Кировского района г. Саратова;

В решении вопросов по защите жилищных и имущественных прав несовершеннолетних специалисты отдела образования руководствуются следующими нормативными документами:
Конституция РФ;
Гражданский Кодекс РФ;
Жилищный Кодекс РСФСР;
ФЗ №159 от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Закон РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации";
Приказ Министерства юстиции РФ от 20.07.2004 №126 "Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации прав несовершеннолетних на недвижимое имущество и сделок с ним";
Закон Саратовской области от 12.03.1997 г. №12-ЗСО "О предоставлении жилья в Саратовской области"; внесено дополнение в ст. 37 пунктом 4 "Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также, детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждения, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Органы исполнительной власти области обеспечивают указанных лиц по месту их жительства равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилой площадью не ниже установленной социальной нормы";
Постановление правительства Саратовской области от 21.09.2001 г. "О дополнительных мерах и социальных гарантиях по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений и дополнительных гарантиях жилищных прав детей указанной категории в Саратовской области;
Постановление правительства Саратовской области от 05.05.2003 г. №45-П "Положение о порядке предоставления субсидий за счет средств областного бюджета";
Письмо министерства образования РФ от 20.02.1995 г. №09-М "О защите жилищных прав несовершеннолетних";
Письмо министерства общего и профессионального образования РФ от 09.06.1999 г. №244/26-5 "О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних".
П.3. В соответствии со ст. 37, 292 ГК РФ в отдел образования района обратилось 503 гражданина по вопросу участия органа опеки и попечительства в защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетних.
3.1. За 10 месяцев текущего года обратилось 423 гражданина за разрешением на проведение сделок по отчуждению жилой площади, где зарегистрированы или имеют долю собственности несовершеннолетние. Подготовлено 385 распоряжений администрации района, разрешающих проведение приватизации, продажи жилых помещений, где зарегистрированы или имеют долю собственности несовершеннолетние.
Подготовлено 385 распоряжений администрации района, разрешающих проведение приватизации, продажи жилых помещений, где зарегистрированы или имеют долю собственности несовершеннолетние. Оформлено 26 писем, подтверждающих, что сделка с указанным имуществом не нарушает прав несовершеннолетних. В 12 случаях законными представителями получены отказы в проведении сделок в силу большого риска потери имеющейся площади. Чаще всего это связано с оформлением договоров в новостройках, а также в случаях, когда уменьшается доля собственности жилой площади у детей.
3.2. В соответствии с п. З ст. 60 ЖК РСФСР, ст.2 Закона РФ от 04.07.1991. №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", инструктивными письмами Министерства образования РФ в 2004 году три жилых помещения приватизированы на имя несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, которые остались проживать в жилом помещении одни. В случае устройства несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью, под опеку (поечительство), в государственное учреждение в соответствии со ст. 60 ЖК РСФСР жилое помещение, где зарегистрирован ребенок, закрепляется распоржением администрации района (частный сектор охранным письмом) и сохраняется за ним на весь период его пребывания в семье приемного родителя, попечителя или в соответствующем учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Копии распоряжений (охранных писем) о закреплении жилья за несовершеннолетними направляются в учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Саратовской области, ФГУП "Ростинвентаризация" г.Саратова, МУ "ДЕЗ по Кировскому району" (частный сектор - паспортно-визовую службу УВД Кировского района). Два раза в год (осень, весна) социальными педагогами школ, исходя из того в микрорайоне чьей школы находится обследуемое жилое помещение, проводятся акты обследования сохранности закрепленных жилых помещений. Всего в районе на учете состоит 315 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:
179 под опекой (попечительством);
97 в государственных учреждениях интернатного типа;
39 в учреждениях профессионального образования.
За всеми детьми закреплена жилая площадь в форме:
распоряжений 147;
охранных писем 77;
в собственности 40;
льготная очередь 51.
Для сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми, в соответствии со ст.ст. 37, 671-688 ГК РФ оформляются договоры найма жилых помещений между законным представителем ребенка (опекуном) и нанимателем. В настоящее время оформлено 2 договора, 2 - в стадии оформления. Основной целью сдачи в наем жилья является погашение имеющегося долга на момент, когда дети остались без попечения родителей (в случае смерти родителей). Первоначальный срок договора определяется суммой задолженности. В случае отсутствия претензий к нанимателю договор с согласия обеих сторон с разрешения органа опеки и попечительства, может быть продлен.
3.3. В случае установления факта непригодности жилого помещения (11 случаев), закрепленного за несовершеннолетним, а также в случаях, предусмотренных законодательством, отсутствия жилья у детей в соответствии со ст. 8 Федерального Закона РФ от 21.12.1996. №159 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и. детей, оставшихся без попечения родителей", п.8 третьего раздела Положения "О порядке предоставления жилых помещений и дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области", утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 21.09.2001. № 101-П решается вопрос о постановке ребенка в администрации района на льготную очередь для получения жилья. В настоящее время 51 несовершеннолетний, относящийся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоит на льготной очереди в районной администрации. В отношении 5 несовершеннолетних, оканчивающих обучение в 2005 году и состоящих на льготной очереди, направлены письма с извещением об очередности в учреждения начального и среднего профессионального образования с информацией о перечене документов, представляемых в Региональный фонд жилищного строительства. В 2003 году 3 граждан из числа лиц указанной категории улучшили свои жилищные условия за счет получения субсидий на строительство жилья (Авдеева Наталья Борисовна, Иванов Евгений Викторович, Связина Татьяна Викторовна). Еще 3 граждан (Даутова Наталья Владимировна, Соскова Людмила Николаевна, Лебедев Федор Михайлович) в 2004 году поставлены на учет в "Региональном фонде жилищного строительства".
Однако в решении данного вопроса имеются существенные трудности. Из-за внесенного дополнения в ст.37, которая дополнена пунктом 4 "Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждения, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Органы исполнительной власти области обеспечивают указанных лиц по месту их жительства равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилой площадью не ниже установленной социальной нормы"; В 2004 году столкнулись с проблемой получения временного жилья (койко-место), предоставляемого администрацией района. Благополучным аналогом в решении данной проблемы является Закон Псковской области "О дополнительных социальных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 27.09.2001. (Вестник образования России август 2004 г. №16), т.е. разработан целый нормативно-правовой блок, позволяющий от начальной стадии выявления до конечной -жизнеустройства определить ответственных лиц, осуществляющих определенный перечень мероприятий. Так, например, указанный и имеющийся у нас нормативно-правовой вакуум, когда выпускник прибывает на территорию района, за которой закреплен, и администрация района в соответствии с вышеуказанной внесенной поправкой уже не выделяет даже временного жилья, а областные структуры еще не предоставляют жилья просто из-за отсутствия системы... В Псковской области данная проблема решается, благодаря разработанным и утвержденным Положениям, распределения обязанностей согласно постановлению администрации Псковской области "Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов за аренду жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" где определен порядок возмещения органам местного самоуправления расходов, связанных с арендой жилых помещений для..., на период до обеспечения их жилыми помещениями. Возмещение расходов, связанных с арендой жилых помещений на период до обеспечения их жилыми помещениями органами местного самоуправления осуществляет главное управление образования области, (перечисляется перечень документов). Далее также постановлениями администрации Псковской области утверждены следующие Положения:
- О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений;
- О порядке возмещения расходов за наем, техническое обслуживание и отопление жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (освобождение от оплаты техническое обслуживание (содержание, текущий и капитальный ремонты, коммунальные услуги) указанных детей и лиц на время пребывания в учреждениях для .. .);
О порядке возмещения расходов за определение технического состояния и оценку стоимости жилого помещения в случае передачи его в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (главное управление образования области); О порядке бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся в образовательных учреждениях области, на междугородном пассажирском транспорте в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы (главное управление образования области возмещает расходы, связанные с проездом опекунам, приемным родителям, государственным учреждениям по предоставлению документов, подтверждающих транспортные расходы);
- О комиссии по проверке сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
3.4. Порядок и правила наследования регламентированы частью третьей ст.ст.1110 - 1185 ГК РФ. В соответствии со ст. 37, 1167 ГК РФ, ст.ст.71 Основ законодательства РФ о нотариате нотариусы города регулярно сообщают о детях, вступивших в права наследства по закону и завещанию. В 2004 году направлено 53 свидетельства о праве на наследство несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 1154 ГК РФ принятие наследства по закону (или по завещанию) осуществляется с момента подачи заявления после 6 месяцев получает свидетельство о праве на наследство. Если в течение 6 месяцев не подано заявления о принятии наследства, то в соответствии со ст. 1155 ГК РФ законные представители несовершеннолетних обращаются в суд с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства. На основании указанного решения суда нотариус выдает свидетельство о праве на наследство по закону (или завещанию). При рассмотрении наследственных споров в суде, если заинтересованной стороной являются несовершеннолетние, в соответствии со ст. 1167 ГК РФ к обязательному участию привлекаются территориальные органы опеки и попечительства. За 10 месяцев текущего года отдел образования был привлечен в качестве третьего лица к рассмотрению 5 наследственных дел. На заседаниях Опекунского Совета рассмотрено 21 обращение о разрешении на получение денежных средств, полученных детьми по наследству, 12 на переоформление и дальнейшую продажу автомобиля, перешедшего по наследству к детям.
3.5. В соответствии со ст.37 ГПК РФ интересы несовершеннолетних в суде представляют их законные представители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно представлять свои интересы. Большинство имущественных жилищных споров инициируются родителями (законными представителями) несовершеннолетних, во всех случаях орган опеки и попечительства участвует в качестве третьего лица и дает заключение по делу. Основной массой гражданских дел, связанных с имущественными и жилищными правами несовершеннолетних составляют споры о порядке пользования, утрате или отсутствии права пользования жилым помещением, на втором - месте споры о выселении, далее об оспаривании права собственности на жилье, признание членом семьи нанимателя и другие. В течение 10 месяцев 2004 года отдел образования администрации Кировского района г. Саратова принял участие в рассмотрении 70 подобных исков.
3.6. Споров, связанных с защитой имущественных прав несовершеннолетних, в т.ч. наследственных, в гражданских процессах рассматривается гораздо меньшее количество но сравнению с жилищными делами. Так в текущем году отдел образования района был привлечен в качестве третьего лица к участию в 10 гражданских делах, 5 из которых
являются наследственными. Имущественные споры достаточно разнообразны (от взыскания суммы за утраченный телефон до спора по наследству). Представителями интересов детей в основном являются родители.
Споры на основании ч.2 ст. 39 СК РФ, о разделе совместно нажитого имущества супругов, где затрагиваются интересы детей, также проходят с участием представителя органа опеки и попечительства района. Однако следует отметить тот факт, что подобные споры в суде достаточно редки. Так, например, в 2002 г. был только один подобный спор, в 2003 - ни одного, в текущем году -1.
п. 4. В соответствии со ст.78 СК РФ защита неимущественных прав детей в суде может осуществляться путем подачи исковых заявлений законными представителями, органами опеки и попечительства и прокуратурой и другими уполномоченными органами о лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах, о восстановлении в родительских правах, об отмене ограничения в родительских правах, о передаче на воспитание и под
опеку, об усыновлении, об отмене усыновления, об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения ребенка с родителями и другими родственниками, о возврате ребенка от лиц незаконно его удерживающих законным представителям. На практике истцами выступают законные представителями, прокуратурой, и органами опеки и попечительства. Наиболее часто встречающиеся дела: лишение родительских прав, установление усыновления, определение места жительства детей и порядок общения ребенка
с отдельно проживающим родителем. Реже встречаются дела о восстановление в родительских правах, об ограничении в родительских правах, о передаче на воспитание и под опеку. Во всех вышеперечисленных делах участие органа опеки и попечительства, подготовка по ним заключения и актов обследования, является обязательным в силу ст. 78 СК РФ и Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.05.1998 № 10.
п. 5. Распоряжением администрации Кировского района от 22.06.2001 №725 утверждено Положение об Опекунском Совете администрации Кировского района. Заседания Опекунского Совета проходят регулярно в понедельник в 10 часов. На заседаниях рассматриваются вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также имущественные вопросы, затрагивающие интересы детей. Так за 10 месяцев 2004 года проведено 37 заседаний, на которых рассмотрены следующие вопросы:
перерегистрация несовершеннолетних - 8;
продажа недвижимости - 12;
исполнение родительских обязанностей - 5;
отчеты опекунов - 4;
определение порядка общения с детьми - 7;
жизнеустройство несовершеннолетних - 10;
сдача в наем жилых помещений, закрепленных за детьми - 2;
снятие денежных средств, принадлежащих несовершеннолетним - 21;
перерегистрация и дальнейшая продажа автомобилей - 12
6. В интернатных учреждениях, расположенных на территории Саратовской области, в настоящее время находится 97 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на территории района 19, за пределами - 78.
При переводе несовершеннолетних из школ-интернатов в учреждения начального профессионального образования в соответствии со ст. 9 Федерального Закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставляется гарантия трудоустройства несовершеннолетних указанной категории. В 2004 году из интернатных учреждений выпустилось 5 человек, в 2005 году будет 7 выпускников данной категории.

Межведомственный подход к работе со случаем домашнего насилия

Царева А.А.
начальник отдела управления семейной и демографической политики министерства здравоохранения и социального развития

Домашнее насилие - это социальная болезнь, которая угрожает стабильности и безопасности общества.
Нарушенная система семейных отношений формирует такую группу детских проблем, как: бегство из дома, уход с неформальные асоциальные объединения, агрессивное и жестокое поведение, самоубийства.
Семья играет травмирующую роль, утратив функции защиты ребенка от негативного социального влияния
Ежегодно по области сотрудниками милиции пресекается более 200 противоправных фактов насилия в семье в отношении детей, более 1,5 тысяч фактов бытового насилия в отношении женщин, раскрывается до 10 убийств на бытовой почве в отношении детей, расследуется более 40 уголовных дел по фактам жестокого обращения с детьми. За 2003 г. зарегистрировано 143 попытки суицида среди женщин. Более 13 тысяч детей проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении и подвергаются домашнему насилию, либо являются свидетелями насилия в семье. Эта статистика свидетельствует об остроте данной проблемы в нашей области.
Основой правовой защиты ребенка от насилия в семье являются Семейный кодекс РФ, Федеральные законы "Об основных гарантиях прав ребенка", "Об основах социального обслуживания в РФ, "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др. В Уголовном Кодексе наряду с ответственностью за преступления против ребенка как личности выделены нормы УКРФ, устанавливающие ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних
В семейном праве жестокое обращение с детьми признается наиболее опасным видом злоупотребления родительскими правами под которым судами понимается использование родительских прав в ущерб интересам детей (создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и тд.)
Постановление №10 Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 г. "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей (п.11) выделяет следующие формы жестокого обращения с ребенком: физическое и психическое насилие, посягательства на половую неприкосновенность, применение недопустимых методов воспитания: грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, оскорбление и эксплуатация детей.
Основой для решения проблемы насилия в семье является социальная политика, обеспечивающая защиту прав личности, охрану его психического и физического здоровья и возможность социальной помощи в разрешении трудной жизненной ситуации.
В Саратовской области реализуется План действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2002- 2005 годы, приняты концепция семейной политики на 2001-2005 годы и План мероприятий по реализации ее основных направлений, в которых определены меры по предотвращению насилия в семье.
Социальную работу с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и их семьями проводят в 40 отделениях помощи женщинам, семье и детям центров социального обслуживания населения, 12 социально-реабилитационных центрах и приютах и 5 центрах социальной помощи семье и детям "Семья".
В соответствии с действующим законодательством социальные службы:
участвуют в выявлении случаев домашнего насилия;
осуществляют реабилитационную работу с лицами, пострадавшими от насилия и членами их семей;
ведут профилактическую работу по формированию общественного мнения и повышению уровня осведомленности населения о проблеме насилия в семье.
В отделениях помощи семье и детям центров социального обслуживания населения состоит на патронаже более 6 тысяч семей, находящихся в социально опасном положении, в которых 12 тысяч детей.
Свою деятельность по профилактике семейного неблагополучия учреждения социальной защиты населения нашей области строят во взаимодействии с органами внутренних дел, здравоохранения, образования.
В 4-х Центрах "Семья" и муниципальном центре помощи женщинам, семье и детям г. Саратова созданы отделения помощи женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации. Данные учреждения стали опытно-экспериментальными площадками по разработке новых технологий в работе со случаями домашнего насилия.
Всего в центрах "Семья" за 1 полугодие 2004 г. оказана помощь 189 женщинам, пострадавшим от домашнего насилия.
Ст.5 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" установлены такие принципы социального обслуживания, как добровольность и конфиденциальность. Они в полной мере относятся к работе по профилактике семейного насилия.
Одно из основных направлений в работе с лицами, претерпевшими насилие - оказание психологической поддержки. Психологами проводятся групповые практические занятия, индивидуальные консультации, создаются группы взаимоподдержки женщин, пострадавших от насилия. В Балаковском центре "Семья" имеется опыт работы не только с жертвами, но и с обидчиками.
Социозащитные учреждения оказывают различные виды социально-правовой помощи:
содействие в оформлении регистрации, гражданства, обмене паспорта;
оформление заявлений в органы внутренних дел на розыск и признание пропавшими без вести; документов на взыскание алиментов, различных исков и жалоб; ходатайств о лишении родительских прав, установлении опеки, оформлении пенсии, детского пособия, выплаты задолженности по детским пособиям, предоставления жилья.
Новым ювенальным направлением в работе является организация социального сопровождения или общественной защиты в суде. В Балашовском центре "Семья" реализуется проект "Технология сопровождения женщин, подвергшихся насилию общественными защитниками". В 2004 г. такая услуга оказана 20 женщинам. Правовое сопровождение включает в себя:
сбор необходимой информации и доказательств для суда;
составление заявлений, ходатайств, разъяснение процедуры суда, прав пострадавших в суде;
оказание моральной поддержки в зале суда;
разъяснение решений суда и возможностей его обжалования.
Всего за 2004 г. лицам, пострадавшим от домашнего насилия оказано более 750 социально-правовых услуг.
На особом контроле специалистов центров "Семья" стоят семьи, в которых женщины вернулись из исправительно-трудовых колоний и условно осужденные, для которых насильственное разрешение конфликтов стало нормой жизни. На патронаже в центрах "Семья" состоит 23 женщины данной категории.
Работа по профилактике домашнего насилия строится прежде всего на широком информировании населения по данному вопросу. Одно из направлений этой работы - формирование у детей и молодежи навыков ненасильственного разрешения конфликтов.
Игровые тренинги, направленные на совершенствование коммуникативных навыков у детей, использовались в реабилитационных программах работы с детьми на базе летних досуговых групп учреждений социальной защиты населения
Еще одно направление деятельности учреждений социальной помощи семье и детям - предупреждение незаконного вывоза за рубеж женщин и детей с целью их эксплуатации. Специалистами Энгельсского центра "Семья" проведено 6 тренингов по предотвращению незаконного вывоза и торговли женщинами и девушками - ( охвачено 70 чел., из них - 58 н/л девушки), налажено тесное взаимодействие с КТОСами города по информированию населения по данной проблеме.
Важной составляющей профилактической работы является работа по формированию идеологии здорового образа жизни, ответственного родительства у населения. В учреждениях социальной защиты населения широко используются такие формы работы, как: школы для молодых родителей, семейные клубы, проведение праздников и конкурсов семейного творчества.
Особая роль отводится межведомственному взаимодействию.
Успешность социальной работы с семьей, зависит от того, насколько эти семьи ориентированы на сотрудничество. Неблагополучные семьи, в которых отмечены случаи жестокого обращения с детьми, чаще всего не посещают или прекращают посещать учреждение социального обслуживания. В данном случае невозможно обойтись без взаимодействия с другими службами, которые имеют право активно вторгаться в семью.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и инспекции по делам несовершеннолетних обладают большим объемом властных полномочий, и могут побудить семью к сотрудничеству с социальной службой.
В нашей области отработана практика утверждения индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении на заседаниях межведомственных комиссий. Это ювенальный аспект. Присутствие при этом родителей может способствовать восприятию данного решения как обязательного, при жестоком обращении с ребенком ограничение в родительских правах целесообразно сочетать с возложением на родителя обязанности пройти программу реабилитации в учреждении социального обслуживания для устранения семейной дисфункции.
Во многом созданию в Саратовской области системы взаимодействия учреждений и ведомств по профилактике семейного неблагополучия, и в том числе домашнего насилия, способствовало взаимодействие министерства с Общественным фондом "Кризисный центр" министерством труда и социального развития области проведены 2 международных научно-практические конференции: "Право жить без насилия" и " Предотвращение незаконного вывоза женщин и девушек", 16 семинаров - тренингов для социальных работников по проблеме домашнего насилия и предупреждению незаконного вывоза женщин за рубеж и акция "Растопим лед равнодушия".
Рекламно-информационные материалы по проблеме домашнего насилия, изданные "Кризисным центром", направлены во все учреждения социальной защиты населения, в средства массовой информации, что оказало значительное влияние на формирование общественного мнения по проблеме домашнего насилия в области. Во всех учреждениях социальной защиты населения оформлены стенды информации по проблеме домашнего насилия.
Безусловно, проблема насилия в семье очень сложна, требует дальнейшей разработки механизмов ее решения. Практика работы с лицами, пострадавшими от домашнего насилия показывает, что действующие правовые механизмы относительно искоренения насилия в семье на сегодня не эффективны. Большинство преступлений, совершаемых в семье, остаются, скрытыми. Потерпевшие часто не обращаются в органы внутренних дел. Действующие законы охватывают лишь ограниченное число аспектов насилия в семье и требуют доработки с учетом международного опыта. Не учитываются как уголовно наказуемые такие виды насилия, как психологическое, эмоциональное. Социальные работники могут предпринимать реальные шаги по защите жертв домашнего насилия только при наличии явных признаков истязаний, побоев.
Специалисты социальных приютов готовят документы для возбуждения уголовных дел за неисполнение обязанностей по воспитанию детей, однако далеко не все эти дела доходят до суда . В 2004 году собраны документы на 3 такие семьи, 2 отказано в возбуждении уголовного дела из-за отсутствия состава преступления. Сегодня мы сталкиваемся на практике с такими фактами, когда участковые уполномоченные не принимают к рассмотрению заявления женщин, пострадавших от домашнего насилия, на том основании, что муж и жена сами разберутся в своих взаимоотношениях, медицинские же учреждения отказывают в освидетельствовании без справки из правоохранительных органов.
Законодательство недостаточно полно регламентирует обязанности специалистов сообщать о фатах, когда ребенок пострадал от насилия
Однако, проблема насилия в семье требует дальнейшей разработки механизмов ее решения.
В области имеется только одно стационарное кризисное отделение на 15 мест при Саратовском городском центре помощи женщинам, семье и детям, в которое принимаются только лица, имеющие саратовскую прописку. Планируется открыть в 2004 г. такие отделения в 3 центрах "Семья" (г.г. Вольск, Балаково, Энгельс) дальнейшее развитие сети центров "Семья", кризисных отделений, социальных гостиниц.
Еще не отработана комплексная технология интеграции усилий всех ведомств в решении данной проблемы, и, в первую очередь, взаимоинформирования всех структур по фактам домашнего насилия. Необходимо внести соответствующие дополнения в формы статистической отчетности всех заинтересованных ведомств.
Не в полной мере используется в работе со случаями домашнего насилия потенциал института мировых судей и общественных защитников.
Необходимо шире использовать средства массовой информации, социальную рекламу для формирования общественного мнения по вопросам семейного неблагополучия и насилия в семье, в целом по ювенальной проблематике.

Злоупотребление родительской властью как одна из причин формирования агрессивности несовершеннолетних
и их противоправного поведения
Красовская О.Ю.
преподаватель кафедры уголовного
и уголовно-исполнительного права
Саратовской государственной академии права

Россия, вступив на социально-экономический путь рыночной экономики, имеет определенные негативные результаты. В числе главных - резкое падение экономической, социальной и правовой защищенности несовершеннолетних. Значительная разница в уровнях доходов населения в нашей стране, а это 50:1, по мнению ряда авторов, способствует росту преступности, особенно среди несовершеннолетних. Именно они, принадлежащие к менее защищенным слоям общества, в большей степени ощущают на себе результаты негативных явлении, происходящих в различных сферах жизни общества.
Семья всегда считалась надежной защитой и опорой для человека. Сейчас же - это место конфликтов и психологической разрядки того, что накопилось в результате социально-бытовой неустроенности. В семье царит насилие и жестокость, родители хотят иметь безграничную власть над детьми, и все это происходит там, где должны править любовь и родственные чувства. Методы воспитания детей все чаще включают физическое и психическое насилие. Что, в свою очередь, способствует повышению уровня агрессивности детей, желание ими применять в дальнейшем насильственные способы разрешения своих проблем. В результате возможно формирование в такой обстановке личности подростка, склонного к совершению правонарушений и преступлений. Число подростков, доставленных в 2001 г. в милицию за различные правонарушения, превысило 1 млн. 140 тыс. По данным американских ученых, дети, подвергавшиеся жестокому обращению, на 40% чаще становятся правонарушителями.
Научный интерес вызывает не только изучение преступности несовершеннолетних и методов борьбы с ней, но и, что немаловажно, исследование и искоренение причин формирования личности несовершеннолетнего преступника. Одной из таких причин, очевидно, является неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию ребенка, а также все более частое применение родителями неправомерных методов воспитания, включающих жестокое обращением с ним. Родители, имея безграничную власть над ребенком, принижают его человеческое достоинство, не хотят видеть в нем самостоятельную личность. Психологи утверждают, что большинство малолетних преступников - это те, с кем жестоко обращались в семье. Ребенок, боящийся родителей, не наученный общению, становится агрессивным, а в подростковом возрасте его поведение преобразуется и становится криминальным или антиобщественным.
Семейным кодексом РФ закреплены обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Согласно статье 63 СК РФ, родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Также, согласно этой статье и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции о правах ребенка, родители несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (напр., ст. 5.35 КоАП), гражданско-правовой (напр., ст. 1073 - 1075 ГК РФ, ст. 69, 73 СК РФ), уголовной (напр., ст. 156 УК РФ).
Согласно Закону об образовании (п. 1 статьи 18) родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Родители сами могут выбирать средства и методы воспитания своего ребенка, однако они ограничены требованиями закона. Эти ограничения сформулированы в ст. 65 СК РФ, а именно: родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, его нравственному развитию; способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Однако далеко не всегда родителями выполняются требования законов о воспитании ребенка. В большинстве семей родители, имея власть над ребенком, считают его своей собственностью, обязанной выполнять любые распоряжения, не уважают его мнения, грубо обращаются с ним, не хотят видеть в ребенке самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите.
Необходимость научного исследования преступлений против несовершеннолетних, особенно с применением насилия к ним в семье, не вызывает сомнения, так как в России остро стоит проблема борьбы с ней. Дети все чаще становятся жертвами преступных посягательств родителей. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что 25 % детей подвергаются физическому или психическому насилию в семье. Данная проблема лежит на пересечении областей научных интересов юриспруденции, социологии, психологии, и изучение ее возможно лишь с использованием накопленного опыта многих ученых.
В последнее десятилетие нормативно-правовая база Российской Федерации по вопросам детства претерпела ряд прогрессивных изменений. В первую очередь, к ним можно отнести ратификацию нашей страной в 1990 году (с 15 сентября) Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Статья 19 Конвенции о правах ребенка предусматривает необходимость защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; от бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания. В июне 1992 года вступил в действие Указ Президента РФ №543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы"; в сентябре 1993 г. - Указ президента России "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав". С 1994 года начала реализовываться федеральная президентская программа "Дети России". В 1995 году был принят СК РФ, в котором защищаются права ребенка в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка. Кроме этого, принятый в 1996 году Уголовный кодекс Российской Федерации содержит главу, посвященную преступлениям против семьи и несовершеннолетних, в которую, в связи с криминогенными процессами в обществе и во исполнение международно-правовых обязательств, включена новая уголовно-правовая норма - статья 156. Эта статья предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Кроме этих, и другие законодательные акты, такие как ФЗ РФ № 124 от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка", ФЗ РФ № 120 от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и т.п. пока не решают всех проблем, возникающих в данной сфере.
Каковы же причины насилия в семье, в частности, жестокого обращения родителей со своими детьми? Каковы последствия злоупотребления родителями своей власти над детьми? Прежде чем рассматривать эти вопросы, хотелось бы дать определение понятия "жестокое обращение с детьми". Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей", жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации).
Можно согласиться с мнением большинства ученых, что причину жестокости родителей нужно искать отчасти в прошлом другой семьи, той, где рос и воспитывался родитель. Зачастую неблагополучные семьи порождают себе подобные. Исследуя преступность среди женщин, Ю.А. Антонян пишет, что "именно семья перестала сейчас в должной мере обучать женщину состраданию, сочувствию, мягкости. Если в родительской семье ее не любили и не заботились о ней, она вряд ли сможет проявлять должную любовь и заботу о своих детях". Таким образом, жестокость в семье родителей способствовала воспитанию в детях себе подобных, делая формирующуюся личность психически неуравновешенной, безнравственной, грубой и бездушной.
Другая причина, как показывают исследования ученых, в чертах характера людей, в предрасположенности человека к определенному поведению, в частности, к агрессивности. "Агрессивность неизбежна потому, что человек до настоящего времени не доказал, что он может управлять собой, руководствуясь только собственным разумом". Уже в детском саду можно выделить детей, которые возможно станут потенциальными жертвами и потенциальными насильниками. Часто родители поощряют агрессивность своего ребенка, видя в драках детей средство воспитания мужества в мальчиках. Сначала ребенок бьет и оскорбляет своих сверстников, затем жену и детей, считая это нормой поведения. Если позволить данным чертам характера развиваться, то общество в дальнейшем получит личности с негативными качествами. А. Волкова, исследующая вопросы жестокого обращения с детьми, пишет: "Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, превращая ее в конфликтную, а в крайнем выражении является патологией (социальной и клинической)". Мнение А. Волковой о том, что агрессивность имеет как природные, так и социальные корни, аналогично мнению многих ученых. Жестокость же, по ее мнению, - всегда социального происхождения. Каким бы ни был характер человека, в какой бы семье не воспитывался будущий родитель, вопросы культуры и нравственности не должны обходить его стороной. Однако в России этих качеств не хватает.
Анализируя причины и условия жестокого отношения к детям, нельзя не заметить, что в большей степени они относятся к семьям с низким уровнем образования и культуры, малоимущим и безработным, злоупотребляющим спиртными напитками. Алкоголизм очень часто является обязательным условием применения физического насилия. "Пьянство ослабляет или вовсе ликвидирует социально полезные связи человека, способствует разрушению семей, возникновению вражды между родителями и детьми, стимулирует рост насилия, прежде всего в семьях", - писал И.И. Карпец. По его данным на начало 90-х годов ХХ века 50 тысяч детей ежегодно убегает из дома, спасаясь от издевательств. А поэтому, природная предрасположенность ребенка к агрессии имеет благоприятную почву для формирования в личности жестокости, которая впоследствии будет использоваться и в процессе воспитания будущих детей.
Хотелось бы отметить, что большая часть населения страны снисходительно относится к насилию в семье. До сих пор большинство родителей не расценивают свои явно неправомерные действия по отношению к детям противозаконным. Да и окружающие их соседи, знакомые, учителя порой признают необходимость применения к детям насилия на бытовом уровне в качестве мер воспитательного характера, включающих как психологическое, так и физическое воздействие.
По настоящее время проблема бытового насилия, направленного против женщин и, особенно, детей, считается в нашей стране как бы частным, личным делом семьи. А ведь применение насилия в семьях даже между супругами морально травмирует ребенка. Согласно же статье 56 СК РФ, должностные лица организаций или иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства. Кроме этого, приказ МВД РФ от 26 мая 2000 года № 569 "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел" утверждает наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Сотрудники подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних должны выявлять родителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию детей, нарушающих права и интересы несовершеннолетних, и принимать к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правоохранительные органы редко вмешиваются в сферу семейных взаимоотношений. Исключения составляют лишь случаи причинения детям тяжкого физического вреда здоровью. Психологическая травма, наносимая родителями детям в процессе воспитания, практически не принимается во внимание и правовой оценки не имеет. А ведь физическое насилие, как правило, всегда влечет за собой не только физическую травму, но и психологическую. Например, пощечина или различные удары по голове, которыми сопровождаются воспитательные процессы в семье, оказывают негативное воздействие на психику ребенка. А. Волкова пишет: "психическое насилие - периодическое словесное оскорбление, угрозы со стороны близких, обвинение в том, в чем не виноват, демонстрация неприязни - давление на ребенка, которое наносит ему ущерб". Нельзя не согласиться с тем, что психическая травма наносит ущерб здоровью ребенка и даже его жизни. Психическое насилие, оскорбления и угрозы, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение могут привести даже к самоубийству подростков. Как следует из исследований А. Волковой, ежегодно 75 тыс. детей убегают из дома, за последние 20 лет самоубийства детей выросли на 73%, их них 52% обусловлены семейными конфликтами. У большинства детей в результате жестокого с ними обращения происходят отклонения как в психическом, так и в физическом развитии, искажается нормальный процесс развития. Им сложно адаптироваться в обществе, и порой они не могут стать его полноценными членами.
Семейный Кодекс РФ предусматривает гарантии осуществления прав ребенка. Так, согласно ст. 56 СК РФ, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию. Он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства, которым СК РФ отведена значительная роль в защите прав ребенка, а по достижению возраста 14 лет - в суд. К полномочиям органов опеки о попечительства по данному вопросу можно отнести следующие: назначение представителя для защиты прав и интересов детей в случае разногласий между родителями и детьми (ст. 64 СК); право предъявлять иски о лишении родительских прав (ст. 70 СК); право участвовать в рассмотрении судами дел о лишении родительских прав (ст. 70 СК) и об ограничении родительских прав (ст.73 СК). Кроме этого, родители, в результате обращения ребенка в органы опеки и попечительства или в суд, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Очень часто, после лишения родительских прав родители перестают нести ответственность за поступки своих детей. Хотя, согласно статье 1076 ГК РФ, на родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение трех лет после лишения родителя родительских прав.
Могут ли реально дети использовать свое право (согласно статье 56 СК РФ) на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства, а с 14 лет - в суд, в то время как при нашей бюрократической системе порой даже взрослым это сделать нелегко? Очевидно, данное ребенку право явно носит формальный и декларативный характер. Можно говорить о несовершенстве нормативно-правовой базы, обеспечивающей права несовершеннолетних. Необходимо законодательно урегулировать порядок осуществления ребенком права на самозащиту.
Об этом говорится, начиная с 1993 года, повторяется в 1999 году Комитетом ОНН по правам ребенка, который в своих заключительных замечаниях к Государственному периодическому докладу России выражает озабоченность "случаями грубого и жестокого обращения с детьми, как в семье, так и вне ее". Комитет ОНН по правам ребенка предложил "разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними". Также было предложено ускорить процесс реформирования законодательства в области защиты детей. Создание службы Федерального Комиссара (Уполномоченного) по правам детей, по мнению Комитета ОНН по правам ребенка, могло бы решить ряд проблем. Выполнение весьма важных рекомендаций необходимо сочетать с повышением эффективности применения действующих норм, включая уголовно-правовых, пресекающих жестокое обращение с детьми. Необходимо и в дальнейшем разрабатывать правовые основы обеспечения ювенальной защиты прав несовершеннолетних.



ЮВЕНАЛЬНЯ ЮСТИЦИЯ И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

Бороздина Мария Олеговна,
аспирантка

Ювенальная юстиция - специальная система правосудия для несовершеннолетних - в нашей стране до сих пор не развита в должной мере. Наиболее ясно назначение ювенальной юстиции можно увидеть на примере уголовного процесса. В его рамках ювенальная юстиция необходима в целях максимальной индивидуализации судопроизводства - единого из главных принципов ювенальной юстиции. Он означает, что в центре судопроизводства находится личность несовершеннолетних и причины их правонарушений. Концепция ювенальной юстиции предполагает, что судопроизводство по делам несовершеннолетних должно быть более неформальным, чем судопроизводство в общем порядке, которое имеет строго регламентированную процедуру.
Исходя из выше изложенного, можно заключить, что основная цель ювенальной юстиции - это рассмотрение дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. В связи с этим очевидно, что введение ювенальной юстиции в гражданском процессе не представляется целесообразным, так как круг дел о гражданско-правовых правонарушениях несовершеннолетних очень ограничен. Фактически к таким делам, рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства, можно отнести дела по искам о возмещении вреда, причиненного несовершеннолетним, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет; дела о признании несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет ограниченно дееспособным, а так же дела, вытекающие из трудовых и гражданско-правовых споров, ответчиками по которым являются несовершеннолетние. Объясняется это тем, что согласно Гражданско-процессуальному кодексу, гражданская процессуальная дееспособность в полном объеме возникает у граждан, достигших восемнадцати летнего возраста. (п.1 ст.37 ГПК), а права и интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет защищают в процессе их законные представители (п.3 той ж статьи). Таким образом, сфера вовлечения несовершеннолетних в гражданско-процессуальные отношения очень невелика (во всяком случае, по сравнению с уголовным процессом, где общий возраст ответственности составляет шестнадцать лет и где вопросы ювенальной юстиции разрабатываются наиболее подробно). Вместе с тем, согласно п.4 ст. 37 ГПК "В случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе лично защищать свои права, свободы и законные интересы." Но, как отмечалось выше, круг таких дел недостаточно широк для того, чтобы можно было вести речь о введении ювенальной юстиции в гражданском процессе, хотя ряд ее принципов и основополагающих элементов естественно находит свое выражение в таких делах, как дела об эмансипации несовершеннолетних, споры, где одной из сторон, участвующих в процессе непосредственно, является несовершеннолетний. К таким положениям в частности можно отнести участие психолога в процессе, привлечение в процесс органов опеки и попечительства, рассмотрение таких дел с обязательным участием прокурора. Здесь можно подвергнуть критике тех авторов которые в сферу ювенальной юстиции включают и дела о правонарушениях, совершенных в отношении несовершеннолетних (антиювенальные правонарушения). При рассмотрении вопроса о целесообразности введения ювенальной юстиции ее необходимость объясняется именно тем, что несовершеннолетние правонарушители имеют ряд существенных психологических особенностей, которые должны быть учтены в процессе. Кроме того, следует учитывать, что в уголовном процессе лица, не достигшие восемнадцати летнего возраста несут все обязанности обвиняемого самостоятельно, их не могут заменить родители или попечители. Именно в связи с этим и возникает необходимость учета всех особенностей психики и специфики поведения несовершеннолетнего. В гражданском же процессе участие таких несовершеннолетних лиц лично крайне редко. Если же такое участие в соответствии с федеральным законом возможно (например, в трудовых отношениях, отношениях, связных с членством в кооперативе), то как правило, согласно гражданскому законодательству, несовершеннолетний, достигший определенного возраста, выступает их полноправным участником, то есть имеет все права и несет все обязанности (за рядом таких ограничений, как, например, запрет на назначение несовершеннолетних на должности, связные с материальной ответственностью), что и их совершеннолетний участник. Отнесение к ювенальной юстиции дел о лишении, ограничении родительских прав в этой связи не представляется возможным, так как сами несовершеннолетние в таких делах редко принимают участие в процессе, а кроме того, представляется нецелесообразным введение специальных судов для рассмотрения одной или двух категорий дел какими общественно значимыми они бы ни были. В настоящее время здесь может идти речь о том, чтобы в федеральных судах были введены должности судей, рассматривающих споры, возникающие из семейно-брачных отношений, затрагивающие интересы несовершеннолетних (в том числе и дела о лишении или ограничении родительских прав, об усыновлении и другие дел, затрагивающие интересы несовершеннолетних в сфере семьи). В дальнейшем же возможно будут созданы так называемые "семейные" суды, которые будут разрешать всю совокупность споров, возникающую из отношений, регулируемых соответствующей отраслью права (например, о назначении алиментов нетрудоспособному супругу).
В настоящее время рассмотрение в гражданском процессе дел, в которых участвуют несовершеннолетние, имеет ряд особенностей, которые проявляются уже на стадии подготовки дел к судебному разбирательству. А значит, находят свое выражение в предварительном судебном заседании. Так, в процесс, затрагивающий права и свободы несовершеннолетних привлекаются органы опеки и попечительства. Привлечение указанных органов уже в предварительное судебное заседание будет способствовать более полной и всесторонней защите интересов несовершеннолетних. Судья сможет более полно оценить даваемое ими заключение по делу. А сами органы будут иметь больше возможностей влияния на процесс формирования доказательственной базы по делу, что особенно важно в тех случаях, когда они привлекаются в процесс в соответствии с требованиями закона, а не являются его инициаторами. В делах, связанных с правами и интересами несовершеннолетних, особенно если они являются непосредственными участниками процесса (таких как, эмансипация несовершеннолетнего, ограничение дееспособности лиц, не достигшего восемнадцати летнего возраста), большое значение может иметь участие психолога уже на этапе предварительного судебного заседания. Это поможет боле правильно оценить психологическую готовность несовершеннолетнего к самостоятельной жизни, уяснить истинные мотивы его поступков и перспективы дальнейшего развития спорной ситуации, что в конечном счете приведет к вынесению законного и обоснованного решения, определяющего последующую судьбу несовершеннолетнего наиболее благоприятным для него образом, а это по существу, и является целью ювенальной юстиции. Следует отметить, что в настоящее время вопрос об участии в предварительном судебном заседании органов опеки и попечительства, психолога, законодательно не решен, что затрудняет реализацию указанных положений на практике.



Рекомендации
областной научно-практической конференции "Проблемы и практика становления ювенальных технологий в защите прав и интересов несовершеннолетних в Саратовской области"
18 ноября 2004 года
г. Саратов

Участники областной конференции, обсудив в рамках своей компетенции круг проблем, связанных с практикой становления в области ювенальных технологий в защите прав и интересов несовершеннолетних, отмечают следующее:
комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав всех уровней в ходе практической деятельности фактически используются ювенальные технологии в работе с ребенком;
правозащитные функции комиссиями реализуются на комплексной межотраслевой основе и являются приоритетными направлениями их деятельности;
состояние дел по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, несмотря на некоторую положительную динамику, остается тревожным;
в области учтено 6160 семей, находящихся в социально опасном положении, в них проживает 11359 детей;
на 9,1% выросло количество преступлений, на 5,1% административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними;
вызывает обеспокоенность рост числа подростков, употребляющих алкогольные напитки и наркотические вещества;
имеют место многочисленные нарушения прав детей в интернатных учреждениях области;
несовершенной является система социальной адаптации выпускников интернатов, детских домов, воспитательных колоний;
нуждается в реформировании работа органов опеки и попечительства.
В целях объединения усилий всех ветвей государственной власти, общественных организаций в сфере защиты прав детей, выработки эффективных мер по борьбе с безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних, участники научно-практической конференции РЕКОМЕНДУЮТ:
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области:
представить Правительству области разработанные комиссией проекты законов:
"О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области";
"О наделении органов местного самоуправления полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав";
повторно выйти с инициативой в областную Думу о внесении изменений в закон Саратовской области "Об административной ответственности за нарушения общественного порядка" от 30.12.98 № 71-ЗСО и закон Саратовской области "Об административной ответственности за правонарушения на транспорте на территории Саратовской области" от 20.12.2002 №120-ЗСО: установить, что органами, рассматривающими правонарушения несовершеннолетних, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
обобщить практику взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с судебными исполнителями при осуществлении ими исполнительного производства по взысканию штрафов и алиментов и результаты обобщения направить Главному судебному приставу.
Министерству образования и науки области:
с целью упорядочения работы по защите жилищных и иных имущественных прав выйти с инициативой о принятии следующих нормативно-правовых актов:
о порядке предоставления жилых помещений детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителям, а так же лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, детям, имеющим закрепленное жилье, но не имеющим возможности проживания в данном жилом помещении;
о порядке возмещения расходов на наем, техническое обслуживание и отопление жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а так же лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
о порядке возмещения расходов за определение технического состояния и оценку стоимости жилого помещения в случае передачи его в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на регистрацию прав в регистрационной палате;
о порядке бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обучающихся в образовательных учреждениях области на междугородном пассажирском транспорте в пределах области в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы (за исключением такси) разработать форму единого билета для пользования во время поездки;
о комиссии по проверке сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
о порядке заключения договора пользования муниципальным жильем безвозмездного (без оплаты пользования жилым помещением) сроком не менее 5 лет детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Министерству здравоохранения и социального развития области:
считать одним из важнейших направлений в деятельности раннее выявление, обследование и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства или психотропные вещества и средства, находящиеся под специальным контролем;
совместно с министерством образования и науки области, другими заинтересованными органами проводить целенаправленную информационно-просветительскую кампанию по пропаганде здорового образа жизни, профилактики домашнего насилия в семье, наркомании, алкоголизма, табакокурения и суицидальных настроений среди несовершеннолетних;
принять меры к открытию стационарных отделений для женщин с детьми, пострадавшими от домашнего насилия;
разработать и внедрить в практику работы критерии оценки эффективности социально-реабилитационных программ для семей, находящихся в социально опасном положении.
Главному управлению внутренних дел области:
выйти с законодательной инициативой о внесении изменения в п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ: дополнить перечень статей, по которым должностные лица органов внутренних дел уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, статьей 20.21;
разработать предложения по созданию условий для реализации отдельных видов наказания, предусмотренных КоАП РФ, УК РФ: административного ареста, обязательных работ, ограничения свободы;
разработать для подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел муниципальных образований РОВД области методические материалы, по формированию доказательственной базы по наиболее распространенным в правоприменительной практике статьям КоАП РФ;
Саратовской государственной академии права, Саратовскому юридическому институту МВД РФ совместно с ГУВД области, комиссией по делам несовершеннолетних при Правительстве области проработать вопрос о возможности создания научно-методического совета по разработке и научно-методическому обеспечению внедрения ювенальных технологий.
Управлению судебного департамента, областному суду, ГУВД области, прокуратуре области ежегодно анализировать практику вынесения частных определений, представлений по вопросам защиты прав и интересов несовершеннолетних с целью информирования исполнительной власти о выявленных нарушениях прав детей;
Областному суду совместно с Саратовской государственной академией права обобщать судебную практику рассмотрения гражданских дел, связанных с обеспечением и защитой прав несовершеннолетних.
Управлению исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Саратовской области:
создать отдельный отряд из освобождающихся (за 10 месяцев до окончания срока) с воспитателями, помещениями, особой программой (в том числе и после 18 лет, до 21 года);
рассмотреть вопрос о приведении штатного состава Энгельсской воспитательной колонии в соответствие с воспитательными задачами: усилить воспитательный отдел психологами, психиатром, инспектором по ТБУ, работниками культурно-массового сектора.
Органам и учреждениям государственной власти, руководителям органов местного самоуправления:
активизировать работу по укреплению муниципальных и окружных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, усилению их координирующей роли;
совершенствовать методику выявления и комплексной реабилитации семей, имеющих несовершеннолетних детей и находящихся в социально опасном положении;
Межведомственному координационному совету по организации деятельности службы социальных работников при судах совместно с судебным департаментом обобщить практику работы социальных работников и судей, специализирующихся по делам несовершеннолетних по итогам 2004 года, с целью изучения возможности привлечения социальных работников к работе с подростками на стадии следствия.
Средствам массовой информации:
систематически освещать материалы по проблемам социального сиротства, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропагандировать положительный опыт воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
рассмотреть вопрос о создании постоянной рубрики передач, посвященных проблемам защиты прав несовершеннолетних;
способствовать формированию общественного мнения о недопустимости жестокого обращения с детьми, повышению ответственности родителей за воспитание детей;
публиковать материалы судебной хроники, обеспечивая при этом конфиденциальность, по наиболее показательным процессам, связанным с проблемами семьи, детства.


PS:
Саратовским областным судом приняты во внимание рекомендации областной научно-практической конференции "Проблемы и практика становления ювенальных технологий в защите прав и интересов несовершеннолетних в Саратовской области.
Сообщаю, что в плане работы областного суда на первое полугодие 2005 года предусмотрено проведение двух обобщений, связанных с практикой применения законодательства в отношении несовершеннолетних: обобщение практики рассмотрения судами области в 2004 году уголовных дел в отношении несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а также практики применения в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного воздействия и направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; обобщение практики рассмотрения в 2003-2004 годах дел об усыновлении (удочерении) детей.

И.о. первого заместителя
Саратовского областного суда Р.Е.Волосатых
Исх. От 25.01.2005 г. №01-12










С О Д Е Р Ж А Н И Е

№ п/п
Наименование
Стр
1.
Ювенальная юстиция - всерьез и навсегда - руководитель факультета правосудия ИПК и ПС, доцент Богатырев Н.И. .............

3
2.
ПРОГРАММА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "Проблемы и практика становления ювенальных технологий в защите прав и интересов несовершеннолетних" в Саратовской области ..............................................................................



6
3.
Приветствие ректора Саратовской государственной академии права на конференции "Проблемы и практика становления ювенальных технологий в защите прав и интересов несовершеннолетних" Григорьев Ф.А. ректор Саратовской государственной академии права .................................................................................




12
4.
Практика и проблемы применения ювенальных технологий в деятельности органов и учреждений системы профилактики. Региональный опыт. Чернобровкин В.С. председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области ............................................................................




13
5.
Проблемы обеспечения органами местного самоуправления защиты прав несовершеннолетних. Ковалева Н.Н. доцент кафедры административного права, декан магистратуры Саратовской государственной академии права ............................................



18
6.
Защита прав несовершеннолетних в нотариальной практике. Шундик И.А. старший преподаватель кафедры арбитражного процесса Саратовской государственной академии права ...............


19
7.
Ювенальные суды: за и против. Яровая С.В. преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной академии права ...........................


25
8.
Опыт, практика работы социальных работников при судах, специализирующихся по делам несовершеннолетних. Ананьева Н.В. координатор структуры социальных работников при судах ....


32
9.
Правовое сопровождение семьи, находящейся в сложной жизненной ситуации. Бурдина Г.С. директор Балаковского центра помощи семье и детям "Семья" ..............................................


35
10.
Общественные объединения - один из способов защиты прав несовершеннолетних. Степанова О.В. старший преподаватель кафедры гражданского права Саратовской государственной академии права ...................................................................



38
11.
Практика прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних в процессе расследования уголовных дел
Бурлаков Ю.И. начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Саратовской области ............................................................




44
12.
Проблемы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного процесса. Манова Н.С. доцент кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук Саратовской государственной академии права ............................................



47
13.
Проблемы по обеспечению прав несовершеннолетних в стадии предварительного следствия Пиявин В.В. начальник главного следственного управления ГУВД области ................................


50
14.
Некоторые вопросы назначения наказания в отношении несовершеннолетних в свете изменений, произошедших в УК РФ.
Казакова И.В. преподаватель кафедры уголовного права Саратовской государственной академии права ............................



55
15.
Проблемы становления ювенальной юстиции и профилактика преступного поведения несовершеннолетних. Куличкова Н.А. доцент кафедры уголовного процесса Саратовской государственной академии права ...................................................................



57
16.
Основные аспекты применения на практике ст. 92ч.2 УК РФ. Литвиненко В.В. заместитель начальника отдела ПДН ГУВД области .............................................................................


61
17.
Общие проблемы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обзор. Ильгова Е.В. преподаватель кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной академии права ....................



63
18.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемые к несовершеннолетним, основания, условия и порядок их применения. Курникова О.Ю. заместитель начальника управления - начальник отдела УОДУУМиПДН УВД г.Саратова .........................................................................




68
19.
Обеспечение прав ребенка при осуществлении комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав правоприменительных процедур. Спирягина С.А. консультант комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области ..



70
20.
Комментарий по проблемам взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и службы судебных приставов-исполнителей в процессе принудительного исполнения административных санкций. Слепов В.П. заместитель начальника отдела особо важных исполнительных производств Главного управления министерства юстиции РФ по Саратовской области ......





74
21.
Технологии взаимодействия заинтересованных органов на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и подготовки его к рассмотрению. Байрак С.В. ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Советского района ...............................................................




76
21.
Опыт взаимодействия комиссии по делам несовершеннолетних, судебных приставов-исполнителей и сотрудников органов внутренних дел в процессе исполнения административного наказания. Руденская М.А. ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Энгельсского района ..




80
22.
Работа государственного учреждения по защите прав ребенка на получение алиментов. Сергеева Т.М. социальный педагог Пугачевской школы-интерната ...............................................


85
23.
Защита жилищных и имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Закон и реальность. Новикова Т.В. главный специалист отдела образования Кировского района г. Саратова ...............................................................



92
24.
Межведомственный подход к работе со случаем домашнего насилия. Царева А.А. начальник отдела управления семейной и демографической политики министерства здравоохранения и социального развития ............................................................



98
25.
Злоупотребление родительской властью как одна из причин формирования агрессивности несовершеннолетних и их противоправного поведения. Красовская О.Ю. преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной академии права ...........................




103
26.
Ювенальная юстиция и гражданский процесс. Бороздина М.О. аспирантка .........................................................................

109
27.
Рекомендации областной научно-практической конференции "Проблемы и практика становления ювенальных технологий в защите прав и интересов несовершеннолетних в Саратовской области" ............................................................................



111


??

??

??

??




5



<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ