<<

стр. 3
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

7.100.00
2.000.00
200.00
4.480.00
700.00
150.00

7.45
-8.88
-4.21


-7.70
-0.44
-11.59
-9.75

-9.02
-6.55
-15.22

-3.69
-7.53
-4.72
-20.04
0.00
-1.41
-19.57
-30.67

29.550.00
1.366.81
182.00


230.75
1.593.00
6.631.00
6.317.56

1.273.66
9.344.78
4.239.00

3.563.30
924.75
6.764.55
1.599.23
200.00
4.417.00
563.00
103.99

27.500.00
1.500.00
190.00


250.00
1.600.00
7.500.00
7.000.00

1.400.00
10.000.00
5.000.00

3.700.00
1.000.00
7.100.00
2.000.00
200.00
4.480.00
700.00
150.00

7.45
-8.88
-4.21


-7.70
-0.44
-11.59
-9.75

-9.02
-6.55
-15.22

-3.69
-7.53
-4.72
-20.04
0.00
-1.41
-19.57
-30.67
Всего, эксплуатационные затраты
78.864.38
81.270.00
-2.96
78.864.38
81.270.00
-2.96
Чистый доход от эксплуатации
Не основные эксплуатационные расходы
Амортизация
Процент по закладным
101.371.00


1.000.00
900.00
99.310


1.000.00
900.00
2.08


0.00
0.00
101.371.00


1.000.00
900.00
99.310.00


1.000.00
900.00
2.08


0.00
0.00
Прибыль (финансовая)
99.471.00
97,410.00
2.12
99.471.00
97.410.00
2.12
Прочие издержки1
Номинал ссуды
Прирост основных средств (недвижимость)

75.00

128.065.27

75.00

128.065.27

0.00

0.00

75.00

128.065.27

75.00

128.065.27

0.00

0.00
Всего, прочие издержки
128.140.27
128.140.27
0.00
128.140.27
128.140.27
0.00
Неосязаемые средства2
Амортизация

1.000.00

1.000.00

0.00

1.000.00

1.000.00

0.00
Всего, неосязаемые средства
1.000.00
1.000.00
0.00
1.000.00
1.000.00
0.00
Чистый "поток наличности"
Прибыль
(29.669.27)
99.471.00
(31.730.27)
99.471.00
-6.50
2.12
(29.669.27)
99.471.00
31.730.27
99.471.00
-6.50
2.12
1 - выплаты (издержки) - не синоним термина "расходы". Издержки имеют место, когда предприятие платит за услуги либо приобретает средства, т. е. увеличение средств связано с увеличением издержек.
2 - средства компании, не имеющие осязаемого материального содержания, например, торговые марки, патенты. Но с того момента, как неосязаемые средства учитываются на балансе, их стоимость подлежит списанию - амортизация.














Таблица 10
Пример балансового отчета [33]
БАЛАНСОВЫЙ ОТЧЕТ
за январь, 31 дня, 20___года, дол. США
SEVILLE COMPANIES
Court Ridge Apartments
Средства (активы)
Недвижимость (основные фонды)
Земля
Прирост основных фондов
Итого: основных фондов

Модернизация
Модернизация строений
Всего, модернизация
Всего, затраты на недвижимость и модернизацию

Денежные средства и депозиты1
Наличный операционный счет
Депозитный сертификат
Небольшие наличные суммы
Гарантийный депозит арендатора
Денежные средства и депозиты (без арендной платы)

Причитающиеся суммы арендной платы
Прочие платежи арендатора
Прочие платежи
Общие платежи

Всего, денежные средства и депозиты

Прочие активы
Организационные затраты
Аккумулированная амортизация
Всего, прочие активы

Итого, активы
1.418.400.00
128.065.27




19.380.00




8.940.77
67.979.60
850.00
23.925.00


93.522.09
5.128.03
742.00





16.250.00
3.165.00






1.546.465.27



19. 380. 00







10.695.37




99. 392. 12

201.087.49








1.565.845.27


















13.085.00

1.780.017.76
Обязательства и капитал (пассивы)
Накопившиеся обязательства (краткосрочные) и платежи
Счета к оплате (кредиторов)
Налоги на заработную плату
Гарантийные депозиты
Накопившиеся обязательства
Всего, накопившиеся обязательства и платежи

Задолженность по закладной (Оставшаяся часть долгосрочной ссуды)
Всего, обязательства

Капитал
Начальный капитал
Распределение наличных сумм
Нераспределенная прибыль (убытки)2
Всего капитал

Всего, обязательства и капитал (пассивы)

88.796.32
1.544.13
23.305.00
16.425.00













130.070.45

161.325.00




4.330.000.00
(2.940.848.69)
99.471.00









291.395.45





1.488.622.31

1.488.622.31
1 - Счета дебиторов.
2 - Доход, полученный в результате хозяйственной деятельности, за вычетом выплат по ссуде.

















Таблица 11
Пример пробного баланса (оборотной ведомости)
ПРОБНЫЙ БАЛАНС (ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ)
за январь, 31 дня, 20_ года, дол. США
SEVILLE COMPANIES
Court Ridge Apartments
Счет
Описание счета
Дебет
Кредит счета
Счет
Описание
Дебет
Кредит
01030-000
01041-000
01061-000
02000-000
02010-000
02020-000
02045-000

03000-000

03020-000
03025-000
03060-000
03061-000

04020-000
04030-000
04040-000

04050-000
04060-000
04070-000

04080-000
04180-000
04190-000
04260-000
04420-000

04421-000

04430-000
05001-000

05002-000


05003-000


05004-000

05005-000

05010-000
05011-000
05020-000

05025-000
Земля
Прирост основных фондов
Модернизация здания
Наличный (кассовый) счет
Депозитный сертификат
Наличность в кассе
Гарантийный депозит арендатора
Причитающиеся суммы арендной платы
Прочие платежи арендатора
Прочие платежи
Организационные затраты
Аккумулированная амортизация
Счета дебиторов
Федеральный налог на доход
Налоговое обязательство
FICA
Налог штата на доход
Налог штата на безработицу
Федеральный налог на безработицу
Городской налог
Гарантийный депозит
Накопившиеся обязательства
Задолженность по закладной
Начальный капитал
Главный партнер
Начальный капитал
Партнер-вкладчик
Прибыль
Валовой потенциальный доход
Просроченная задолженность текущего месяца
Потери от вакантных арендных платежей за текущий месяц
Скидки арендной платы/ концессии
Инкассо прошлого/ следующего месяца
Полученные депозиты
Выплаченные депозиты
Возмещение расходов по оплате коммунальных услуг
Расходы на покрытие средствами на счете
1.418.400.00 128.065.27
119.380.00 8.940.77 67.979.60
850.00
23.925.00

93.522.09

5.128.03 742.00
162.500.0



















2.940.848.69

8.514.11


35.948.46


14.757.79



125.00









3.165.00

88.796.32 856.33 132.99

483.13
35.90
8.25

27.53
23.305.00
16.425.00 161.325.00

330.000.00


4.000.000.00


224.202.40








5.865.27

3.500.00

2.500.00

250.00
05030-000

05035-000 05040-000 05045-000
05050-000

06010-000
06020-000
06030-000 06035-000 06036-000

06037-000
06038-000

06039-000

06041-000

06042-000
06043-000 06044-000 06050-000 06060-000
06070-000

06080-000
06090-000

06100-000
06520-000
06600-000
07060-000
07070-000
08020-000
09001-000

09003-000
09006-000

09010-000


09020-000

09030-000
Платы по кредитному чеку
Мелкий ущерб Прачечная/торговля
Доход в виде процентов
Прочие доходы от недвижимости
Налоги на недвижимость
Коммунальные платежи
Страхование
Косметический ремонт
Ремонт системы электроснабжения Техобслуживание лифтов
Техобслуживание фундамента
Система водоснабжения и канализации
Материалы и складские запасы
Услуги
Зарплата
Разовые услуги
Услуги по контракту
Уборка
Комиссионные выплаты за аренду
Плата за управление
Административные расходы
Поощрение и маркетинг
Расходы на амортизацию
Процент по закладным
Основная сумма залога
Прирост капитала
Амортизация
Сумма "потока наличности"
Сумма чистого дохода
"Поток наличности"
Контрсчет
Контрсчет
Распределение прочих доходов
Контрсчет
Некассовые затраты
Контрсчет
Чистый доход






29.550.00
1.366.81
182.00 230.75 1.593.00

6.631.00
6.317.56

1.273.66

9.344.78

4.239.00 3.563.30 924.75 6.764,55 1.599.23
200.00

4.417.00
563.00
103.99
1.000.00
900.00
75.00
128.065.27
1.000.00
37.237.94











166.378.21

2.216.556.94
300.00

350.00
239.60
450.00
1.926.47
































166.378.21
37.237.94

128.140.27


1.000.00




766.130.60



Чистый доход за текущий период Чистый доход на конец года
99.471.00
99.471.00


















Таблица 12
Пример Главной бухгалтерской книги [33]

ПРОБНЫЙ БАЛАНС (ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ)
за января, 31 дня, 20___года, долл. США.
SEVILLE COMPANIES
Court Ridge Apartments



01030-000
gi 01/01/_
01041-000
cd 01/03/
01061-000
cd 01/08/
02000-000
cd 01/02/
cd 01/03/
cd 01/04/
cd 01/05/
cd 01/20/
cr 01/02/
cr 01/03/
cr 01/04/
cr 01/20/
cr 01/20/
cr 01/30/
gj 01/15/
gj 01/30/
gj 01/30/
os 01/25/
02010-000
cd 01/04/
02020-000
cd 01/05/
02045-000
91 01/06/
03000-000
cr 01/04/
gi 01/01/
Земля
Покупка акт № 1192
Прирост основных фондов
Настил кровли
Модернизация здания (сооружения)
Модернизация коридора
Наличный (кассовый) счет
Настил кровли
Модернизация коридора
Наличные вложения
Пополнения мелких наличных сумм (неделя 13/01)
Возвращаемый депозит
Получена арендная плата
Получен депозит (неделя 13/01)
Прачечная комната
Получено на конец месяца
Специальное обслуживание
Платежный период на 15/01 (окончание)
Возвраты
Январь - обслуживание долга
Подтверждение правильности ведения банковского счета
Депозитный сертификат
Наличные вложения
Мелкие наличные суммы
Пополнение мелких наличных сумм
Гарантийный депозит арендатора
Причитающийся депозит (неделя 6/01)
Причитающаяся арендная плата
Полученная арендная плата
Арендная плата за январь
1.257.000.00

0.00

0.00

82.546.23
















57.979.60

750.00

22.950.00

5.224.68



161.400.00

128.065.27

19.380.00

(128.065.27)
(19.380.00)
(10.000.00)
(100.00)

(125.00)
70.230.89
3.500.00
4.239.60
1.350.00
1.123.47
(3.103.16)
(620.00)
(975.00)
(53.355.09)
(90.106.21)

10.000.00

100.00

975.00

(135.904.99)
224.202.40
88.297.41


























850.00

23.925.00



93.522.09

1.418.400.00

128.065.27




19.380.00

























Таблица 13
Пример учета наличных депозитов [33]

НАЛИЧНЫЕ ДЕПОЗИТЫ
за январь 2000 года, в дол. США
SEVILLE COMPANIES
Court Ridge Apartments

Дата открытия
Дата закрытия
Арендная плата
Коммун. платежи
Депозит
Прочие
Всего
Исправлено
№ подтверждения закрытия
220
221
222
223
01/02/-
01/03/-
01/04/-
01/05/-
01/02/-
01/03/-
01/04/-
01/05/-
70.230.89
27.680.25
21.493.10
16.500.75
0.00
0.00
0.00
0.00
0.00
0.00
0.00
0.00
0.00
0.00
0.00
0.00
70.230.89
27.680.25
21,493.10
16.500.75

Всего

За вычетом сумм текущего периода, не покрытых средствами на счете
135.904.99

(500.00)
0.00

0.00
0.00

0.00
0.00

0.00
135.904.99

(500.00)

Итоговый депозит

За вычетом: сумм предыдущего периода, не покрытых средствами на счете
135.404.99

500.00
0.00

0.00
0.00

0.00
0.00

0.00
135.404.99

500.00

Чистые МТD депозиты
135.404.99
0.00
0.00
0.00
135.404.99

.


3.3. ДАННЫЕ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ КАК ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рыночная экономика насыщена ситуациями, когда происходит принятие решений финансово-экономического характера (инвестиционного, кредитного; при организации различных форм собственности и проведении различных мероприятий по реструктуризации действующего предприятия; при проведении процедуры банкротства, санации, оздоровлении предприятия и при многих других финансовых, экономических и юридических ситуациях) и при этом необходимо оценить партнера и его вклад, в целом предприятие, бизнес, определить его рыночную стоимость на дату принятия решения или на определенный момент в будущем после реализации программы, определить возможность компенсации потерь, способность рассчитаться с государством, контрагентами, гражданами; стоимость предприятия после реализации определенного проекта, рентабельность экономического субъекта, а в конечном итоге создать и использовать механизм контроля за наличием и движением собственности.
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что без умения правильно и быстро оценивать стоимость любого бизнеса невозможно создание среднего класса собственников, устойчивого и динамического развития рыночных отношений, недоверия партнеров и инвесторов, а в конечном итоге создание законного и честного экономического макро- и микроклимата. На этом основано функционирование экономики Германии, Франции, США, Японии, других развитых и развивающихся стран. В современных условиях, по данным бухгалтерского баланса, при выполнении процедуры оценки часто используются следующие показатели стоимости юридического лица:
1) стоимость чистых активов;
2) стоимость собственного капитала и резервов акционерного общества (уставный, добавочный, резервный капиталы, фонды накопления, социальной сферы, нераспределенная прибыль прошлых/лет и отчетного года);
3) рыночная стоимость предприятия, исчисленная по данным ликвидационного (нулевого) баланса, в процессе оценочной деятельности.
Ликвидационный баланс предприятия, когда предприятие прекращает деятельность (банкротство, добровольная ликвидация, принудительная ликвидация, другие случаи ликвидации юридического лица) без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Нулевой баланс составляется, когда предприятие путем прекращения юридического лица продолжает свою производственно-экономическую деятельность (например: слияние, разделение, выделение, преобразование, присоединение и др.).
По определению известных специалистов в области бухгалтерского учета Ткача В. И., Бреславцевой Н. А. и др., ликвидационный (нулевой) баланс - это бухгалтерский механизм определения балансовой рыночной или оценочной стоимости предприятия, составляемый на основе системных бухгалтерских проводок по условной реализации отдельных элементов активов фирмы в целях определения их реальной стоимости и последовательного удовлетворения обязательств предприятия. Ликвидационный баланс составляется при ликвидации юридического лица, во всех остальных случаях составляется нулевой баланс. Нулевые балансы получили более широкое распространение и составляются в следующих случаях:
1) Расчет реально и, рыночной стоимости активов фирмы при реорганизации юридического лица по решению его учредителей (участников) либо органами юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами использование нулевых балансов позволяет определить реальную, рыночную стоимость имущества каждого собственника, учредителя, участника.
2) Ведение общего контроля сохранности собственности за определенный период времени (позволяет установить случаи несанкционированного выбытия собственности).
3) Расчет реальной, рыночной стоимости имущества при смене форм собственности (акционирование, аукционная или конкурсная продажа, реализация предприятия иностранному собственнику и др.).
4) Выявление вновь приобретенной собственности за определенный период и ее учетно-правовое оформление (например, аренда с правом и без права выкупа предприятия).
5) При формировании кредитной политики, размера кредитных, ставок, определении вероятности возврата полученного кредита.
6) При формировании залоговой политики, получении и выдаче гарантий и обязательств, как со стороны государства, так и со стороны любого вида коммерческих структур.
7) Прогнозирование возможного курса акций конкретного предприятия, обоснование эмиссии акций и их предполагаемого курса.
8) Определение финансовой устойчивости предприятия и зон финансового риска.
9) При выборе политики экономического и финансового оздоровления экономического субъекта, проведении операционного аудита.
10) При выборе вариантов реструктуризации капитала, экономического субъекта, бизнеса.
11) При обосновании платежеспособности предприятия, участвующего в учреждении финансовых институтов, банков, финансовых компаний и т. п.;
12) При организации контроля за государственной и муниципальной собственностью и в других случаях.
Экономический, бухгалтерский механизм составления ликвидационного (нулевого) баланса сводится к последовательному удовлетворению обязательств предприятия, получению дебиторской задолженности, реализации материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов на основе условного или реального превращения всех активов предприятия, дебиторской и кредиторской задолженности и удовлетворения обязательств предприятия в соответствии с установленной очередностью, в установленные сроки.
По результатам ликвидационных бухгалтерских проводок составляется нулевой баланс, в активе которого остаются счета денежных средств, а в пассиве - некоторые источники собственных средств в зависимости от имущественного положения предприятия: уставный капитал, резервный капитал, целевое финансирование и поступления, нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года. В тех случаях, когда собственный капитал полностью исчерпан, баланс будет составлен с нулевым или даже с отрицательным итогом. Полученная стоимость по активу и пассиву характеризует активы и пассивы-нетто или чистую рыночную стоимость имущества.
Ликвидационные бухгалтерские проводки, как предлагают Ткач В. И., Бреславцева Н. А. и другие, составляются путем условного превращения всех активов в денежные средства и удовлетворения всех обязательств путем использования денежных средств. Ликвидационные проводки составляются по определенным правилам, основные из которых сводятся к следующему:
1) Вначале реализуются активы в зависимости от степени их ликвидности, начиная со 2-го по 1-й разделы актива баланса.
2) Затем удовлетворяются обязательства в зависимости от степени их требовательности с 6-го по 4-й разделы баланса.
3) В случае недостаточности используются последовательно:
- нераспределенная прибыль отчетного года,
- нераспределенная прибыль прошлых лет.
- резервный капитал,
- целевое финансирование и поступления (используются на соответствующем этапе на предусмотренную цель),
- фонд социальной сферы,
- фонд накопления,
- добавочный капитал,
- уставный капитал.
4) Все имущество предприятия, отраженное в бухгалтерском балансе, образует конкурсную массу (активы), в которую включаются все объекты, принадлежащие предприятию с подразделением на свободные от обязательств и заложенные.
5) Оценка активов предприятий производится в порядке, устанавливаемом законодательством РФ в контексте с конкретными случаями, договорами, соглашениями.
6) Имущество, являющееся предметом залога, обеспечения обязательств и платежей выданных и полученных, направляется на погашение соответствующих обязательств прямым путем в соответствии с наступившей очередью погашения обязательств.
7) В активы не включается имущество, не принадлежащее предприятию на праве собственности, арендованное имущество, материалы, принятые в переработку, находящиеся на собственном хранении, комиссии, имущество работников предприятия.
8) Удовлетворение обязательств при ликвидации юридического лица производится в порядке очередности, установленном ст.. 64 "Удовлетворение требований кредитора" ГК РФ.
9) Удовлетворение обязательств при составлении нулевого баланса во всех остальных случаях производится в порядке очередности, установленном ст. 855 "Очередность списания денежных средств со счета" ГК РФ.
Техника составления ликвидационного или нулевого баланса значительно отличается в зависимости от того, на базе каких материалов они доставляются (например, по данным бухгалтерского баланса, по данным Главной книги, по данным экспертных оценок специализированных организаций и т. д.). В соответствии с моделью ликвидационного (нулевого) баланса он может быть составлен в следующих вариантах оценок: в рыночных ценах, учетных ценах, рыночных и учетных ценах. При этом могут быть учтены следующие факторы:
- риски потери активов и уплаты обязательств;
- удержание и перечисление налогов по операциям условной реализации;
- учет и отражение операций, не учтенных, по каким-либо причинам в бухгалтерском балансе (пеня начисленная, но не отраженная в учете виновника, исправление найденных ошибок и др.);
- корректировки на использование различных категорий колеблющихся цен (например, трансфертных, прессинговых, демферных и др.);
- корректировки, вызванные отсутствием учета внешних факторов и в первую очередь экологического характера;
- скорость зачисления платежных средств в актив баланса по сравнению с суммами возникающих обязательств и др., факторы.
В процессе оценочной деятельности информационное поле, которое помимо бухгалтерской, статистической отчетности, включает в себя и другие источники аналитической информации и финансовой документации, подвергается различного рода корректировкам с целью подготовки для использования в оценочной деятельности. Работа оценщика, по мнению известных специалистов в области оценки Грязновой А. Г., Федотовой М. А. и др., с внутренней финансовой документацией проводится по следующим направлениям: инфляционная корректировка, нормализация бухгалтерской отчетности, трансформация бухгалтерской отчетности, вычисление относительных показателей и др.
Инфляционная корректировка отчетности в процессе оценки. Целью инфляционной корректировки документации являются приведение ретроспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду, учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконта. Простейшим способом корректировки является переоценка всех статей баланса по изменению курса рубля относительно курса более стабильной валюты (например, американского доллара). Достоинство этого способа: простота и возможность работы без большого объема дополнительной информации. Но корректировка по курсу валюты дает неточные результаты в силу того, что курсовые соотношения рубля и доллара не совпадают с их реальной покупательной способностью.
К более точным методам можно отнести переоценку статей актива и пассива баланса по колебаниям уровней товарных цен. Это может быть ориентировано как на товарную массу в целом, так и на каждый конкретный товар или товарную группу.
Распространенным методом освобождения финансовой отчетности от инфляции является метод изменения общего уровня цен. Использование данного метода позволяет абстрагироваться от материально-вещественной структуры активов предприятия и делать упор на общей оценке всего имущества с учетом покупательной способности денежной единицы и ее колебаний во времени, отражающих изменение среднего уровня цен. Этот метод заключается в том, что различные статьи финансовых отчетов рассчитываются в денежных единицах одинаковой покупательной силы (в рублях базового или текущего периода на отчетную дату). Для пересчетов используется либо индекс динамики валового национального продукта, либо индекс потребительских или оптовых цен. Реальная величина статьи, скорректированной по уровню инфляции, определяется отношением номинальной величины статьи по данным бухгалтерского учета и отчетности к индексу инфляции на момент или за период анализа (поправка делается на индекс инфляции в базовом периоде или на начальную дату отслеживания величины статьи баланса). Пересчет осуществляется в несколько этапов.
Нормализация бухгалтерской отчетности в процессе оценки проводится с целью определения доходов и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса. Важно, чтобы оценочные заключения имели объективный характер, основывались на реальных показателях, характеризующих деятельность предприятия, и учитывали специфику общепринятой бухгалтерской отчетности, не отражающей реальной, текущей рыночной стоимости активов предприятия.
Нормализующие корректировки финансовой документации для использования только в целях оценки проводятся по следующим направлениям:
> корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов;
> корректировка метода учета операций (например, учета запасов) или метода начисления амортизации;
> корректировка данных бухгалтерской отчетности с целью определения рыночной стоимости активов.
Корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов. К числу наиболее важных факторов, определяющих величину денежных потоков, генерируемых бизнесом, относится себестоимость продукции.
Полная себестоимость реализуемой продукции включает в себя полную себестоимость товарной продукции и изменения затрат в остатках продукции на складах и в отгрузке. Полная себестоимость товарной продукции состоит из затрат на: сырье и материалы, топливо и энергию, основную и дополнительную зарплату производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование, расходы на подготовку и освоение производства, расходы на эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные и внепроизводственные расходы. Активы, несвязанные с основной производственной деятельностью, должны быть исключены в ходе нормализации. В процессе подготовки исходной информации оценщик должен рассчитывать нормализованный доход с учетом нетипичных расходов (не относящихся к основным видам деятельности).
Выделяются также коммерческие и управленческие расходы, прочие операционные доходы и т. д., также влияющие на величину прибыли. Величина прибыли может быть занижена и поэтому потенциального инвестора интересует, в первую очередь, динамика выручки от реализации и структура себестоимости, а затем - нормализованная прибыль.
Корректировка метода учета операций. Существующая в Российской Федерации методика учета запасов: по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) - первым получен, первым отгружен, по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО) - последним получен, первым отгружен.
ФИФО основан на допущении того, что ресурсы, первые поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок, с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца.
ЛИФО основан на допущении того, что ресурсы, первые поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок (при росте цен метод ЛИФО уменьшает налогооблагаемую прибыль, в условиях инфляции более предпочтителен).
Корректировка метода начисления амортизации. Известно, что доля амортизации в стоимости продукции характеризует эффективность использования средств труда; "амортизация" понимается, как списание стоимости фондов в течение времени их полезного функционирования (не метод оценки, а процесс распределения стоимости).
Существуют разные методы учета амортизации, которые можно объединить в два направления:
1. Методы прямолинейного списания (стоимость объекта равномерно распределяется в течение срока его службы). Являются наиболее распространенными, 'поэтому по данному разделу корректировки оценщиком, как правило, не проводятся.
2. Методы ускоренного списания стоимости (годовая сумма амортизации увеличивается, например, удваивается, что ведет к росту себестоимости и уменьшению налогооблагаемой базы). Оценщик может увеличить прибыль после уплаты налогов на разницу, получаемую от применения метода ускоренного списания, скорректированную на ставку налогообложения.
Корректировка данных бухгалтерской отчетности осуществляется с целью определения рыночной стоимости активов, речь идет не о корректировке на нетипичные доходы или расходы или о методах учета, а об оценке рыночной стоимости активов.
Результатом нормализации финансовой отчетности является нормализованный баланс, т. е. бухгалтерский баланс, где все показатели представлены по их рыночной стоимости на дату оценки.
Трансформация бухгалтерской отчетности - это корректировка счетов для приведения к единым стандартам бухгалтерского учета. Она не является обязательной в процессе оценки предприятия, но ее необходимость обуславливается рядом причин.
Необходимость трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами обусловлена, прежде всего, требованием сопоставимости информации. Отчетная информация имеет принципиальное сходство: пользователям предоставляются данные об имущественном состоянии компании (баланс) и отчет о финансовых результатах. Вместе с тем между системами учета существуют различия. Среди них есть и формальные, например:
- по составу отчетности: западная отчетность содержит отчет об изменениях собственного капитала (в соответствии с GAAP), примечания к финансовым отчетам;
- по принципу построения основных показателей: российский баланс построен по принципу возрастания ликвидности, в то время как баланс по GAAP - по убыванию ликвидности.
К принципиальным отличиям следует отнести различия по регламентации в России бухгалтерского учета и отчетности, государственным органам (Минфином РФ), направленной на контроль за выполнением интересов государства, а международные бухгалтерские стандарты формируют более свободный подход к предоставлению информации о финансовом положении предприятия для широкого круга пользователей. Эти обстоятельства вызывают расхождения по определению, например, себестоимости реализованной продукции, общехозяйственных расходов (управленческим расходам), по составу управленческих расходов.
При вычислении относительных показателей в процессе оценки на основании финансовой отчетности за последние 3-5 лет (анализируемая оценщиком с целью определения будущего потенциала бизнеса на основе его текущей и прошлой деятельности) желательно использовать отчетность, прошедшую аудиторскую проверку. Вертикальный и горизонтальный анализы финансовой документации являются частью экспресс-анализа финансового состояния фирмы и позволяют увидеть в динамике происходящие изменения в структуре капитала компании, источниках финансирования, доходности и т. п.
При анализе структуры активов и пассивов предприятия особое внимание уделяется:
- соотношению между собственниками и заемными средствами;
-обеспеченности запасов и затрат собственными источниками (анализ собственного оборотного капитала);
- структуре кредиторской и дебиторской задолженности;
- анализу ликвидности баланса (ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств);
- удельному весу наиболее ликвидных активов (наиболее ликвидные активы - денежные средства и ликвидные ценные бумаги - должны быть больше или равны наиболее срочным обязательствам).
При анализе отчета о финансовых результатах особое внимание уделяется:
- соотношению выручки от реализации, себестоимости и прибыли предприятия за анализируемый период;
- выявлению тенденции в уровне доходов на предприятии.
Возможен расчет сводной таблицы финансовых коэффициентов. С помощью анализа финансовых коэффициентов на основании данных отчетов можно выявить: сильные и слабые стороны данного бизнеса; диспропорции в структуре капитала; уровень риска при инвестировании средств в данный бизнес; базу для сравнения с компаниями-аналогами и др. информацию.
Обычно оценщик выбирает наиболее важные с его точки зрения коэффициенты с учетом целей оценки (в сравнительном подходе должна быть единая методика расчетов по сравнению с компаниями-аналогами).
В соответствии с известными методическими указаниями Минфина РФ оценщик может рассчитать различные финансовые показатели и коэффициенты.
Показатели ликвидности (коэффициенты ликвидности):













Показатели оборачиваемости активов (деловой активности):
Коэффициент обрачиваемости дебиторской задолженности = Нетто - Выручка от реализации за год: дебиторская задолженность


Норма дней - 8 (45) дней









Оборачиваемость запасов в днях = 360 :Коэффициент оборачиваемости запасов = 3,5

Коэффициент использования собственного оборотного капитала + Нетто - Выручка от реализации : Собственный оборотный капитал

Коэффициенты структуры баланса:
Коэффициент концентрации привлеченного капитала = Общая сумма задолженности : Всего активов





Коэффициент операционного рычага = Процентное изменение прибыли до выплаты процента и налогообложения (прибыль от реализации) : Процентное изменение нетто - Выручка от реализации

Коэффициент финансового рычага= Процентное изменение прибыли после налогообложения (чистая прибыль) : Процентное изменение прибыли до выплаты налогов и процентов (прибыли от реализации)

Рентабельность собственных средств = Прибыль после выплаты процентов и налогов (чистая прибыль) : Собственные средства

Показатели рентабельности:
Рентабельность продукции = Прибыль до выплаты процентов и налогов (прибыль от реализации) : Нетто - Выручка от реализации

Коммерческая маржа = Прибыль после выплаты налогов (чистая прибыль) : Нетто - Выручка от реализации


Инвестиционные показатели:
Прибыль на акцию = Чистая прибыль - Дивиденды по привилегированным акциям : Общее число обыкновенных акций

Цена единицы доходов - Рыночная цена обыкновенной акции : Прибыль на одну обыкновенную акцию

Балансовая стоимость акций = Собственные средства : Количество выпущенных обыкновенных акций

Рассмотрены группы финансовых коэффициентов, наиболее часто встречающиеся в отчетах об оценке; оценщик имеет право выбирать пропорции (коэффициенты), более точно характеризующие бизнес с учетом целей оценки: критерий выбора, наличие данных по сопоставимым компаниям и единая методика расчета. Рассчитанные коэффициенты сравниваются с показателями компаний-аналогов, со среднеотраслевыми показателями, с данными за ряд лет с целью выявления тенденций в развитии компании. Анализ полученных коэффициентов может заканчиваться составлением сводной таблицы (табл. 14).
В результате выполненных расчетов оценщик решает следующие задачи:
- приведение ретроспективной финансовой документации к сопоставимому виду, учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков, ставок дисконта и т. д.;
- нормализация отчетности с целью определения доходов и расходов, типичных для оцениваемого бизнеса;
- определение текущего финансового состояния оцениваемого предприятия;
- выявление тенденций в развитии бизнеса на основе ретроспективной информации, текущего состояния и планов на будущее;
- подготовка информации для подбора компаний-аналогов, расчета величины рыночных мультипликаторов.

3.4. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как показывает огромный зарубежный опыт и некоторый отечественный опыт оценочной деятельности, значительную роль в процессе оценки играет диагностика экономического, финансового, хозяйственного состояния объекта оценки. Процедура диагностики экономического, финансового, хозяйственного состояния предприятия, проекта, бизнеса в значительной части базируется на методах и подходах, применяемых при выполнении финансового и управленческого анализа. Какова связь оценочной деятельности и учетно-аналитического механизма, частично показано в предыдущих разделах данной главы. Более полное представление о логической связке результатов оценки и данных учетно-аналитического обеспечения разворачивается при рассмотрении результатов процедуры диагностики ожидаемого состояния, бизнеса, какого-либо проекта. При выполнении оценки различных объектов, диагностика состояния этих объектов позволяет своевременно обнаружить причины возможного возникновения кризисной ситуации, прогнозировать дальнейшее развитие процесса. Какова связь оценки, диагностики прогноза?
Как известно, с методической точки зрения существуют два основных способа прогноза: дедуктивный, основанный на общем анализе тенденций развития процесса, идущих от прошлого в настоящее, на базе которого прогнозируется будущее (имеется определение этого способа как пассивный прогноз), и индуктивный, который заключается в целенаправленном построении возможных причинно-следственных цепочек







Таблица 14
Сводная таблица финансовых коэффициентов
Коэффициент
Формула расчета
Источник данных
Покрытия (ф.№1)



Быстрой ликвидности (ф.№1)




Абсолютной ликвидности



Оборачиваемости дебиторской задолженности


Оборачиваемости запасов

Использования собственного оборотного капитала

Концентрации привлеченного капитала

Автономии


Операционного рычага





Финансового рычага



Рентабельности продукции

Коммерческой маржи




Прибыли на акцию


Цены: прибыль на акцию

Дивидендного дохода



Балансовой стоимости

Текущие активы
Текущие обязательства

Денежные средства + Легко реализуемые ценные бумаги - Дебиторская задолженность (за вычетом резерва по сомнительным долгам)
Текущие обязательства

Денежные средства + Легко реализуемые ценные бумаги
Текущие обязательства

Нетто - выручка от реализации за год
Средняя дебиторская задолженность

Себестоимость реализованной продукции
Средняя стоимость запасов

Нетто-выручка от реализации
Собственный оборотный капитал

Общая сумма задолженности
Всего активов

Собственные средства
Всего активов

Процентное изменение прибыли до выплаты процентов и налогов
Процентное изменение нетто-выручки от реализации

Процентное изменение прибыли после налогообложения
Процентное изменение прибыли до выплаты процентов и налогов

<<

стр. 3
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

>>