<<

стр. 2
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Права и обязанности государственных органов и органов
местного самоуправления, их должностных лиц по обеспечению
доступа к информации о деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления
1. Государственные органы и органы местного самоуправления,
их должностные лица имеют право:
уточнять содержание запроса;
отказать в предоставлении информации о своей деятельности в
случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
35
Новое информационное законодательство РФ

размещать государственные или муниципальные заказы на вы-
полнение работ по обеспечению технического сопровождения
функций, связанных с обеспечением доступа к информации о дея-
тельности государственных органов и органов местного самоуправ-
ления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Государственные органы и органы местного самоуправления,
их должностные лица обязаны:
обеспечивать достоверность предоставляемой информации, за-
щиту от искажений и несанкционированного доступа с использова-
нием средств защиты информации в порядке, определяемом законо-
дательством Российской Федерации;
обеспечивать полноту предоставляемой информации, соблюде-
ние установленных сроков и условий ее предоставления;
изымать из предоставляемой информации информацию с огра-
ниченным доступом;
создавать организационно-технические и другие условия, необхо-
димые для реализации права на доступ к информации о деятельнос-
ти государственных органов и органов местного самоуправления;
обеспечивать размещение информации о деятельности государ-
ственных органов и органов местного самоуправления способами,
установленными настоящим Федеральным законом;
создавать информационные системы общего пользования для об-
служивания пользователей (потребителей) информации;
в течение установленного срока хранить нормативные правовые ак-
ты государственных органов, органов местного самоуправления и орга-
низаций, правопреемниками которых они являются, вести их реестр;
обеспечивать гласность перечней, установленных настоящим
Федеральным законом, прейскурантов информации, предоставляе-
мой за плату;
обеспечивать возможность доступа лиц с ограниченными воз-
можностями (слепые) к информации о деятельности государствен-
ных органов и органов местного самоуправления.
Статья 11
Организация доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления
1. Для организации доступа к информации о деятельности госу-
дарственных органов и органов местного самоуправления структур-
ные подразделения или уполномоченные должностные лица госу-
дарственных органов и органов местного самоуправления наделяют-
ся в установленном порядке соответствующими функциями.
36
Проект федерального закона «Об обеспечении доступа к информации...»

Права, обязанности, ответственность уполномоченных подразде-
лений государственных органов и органов местного самоуправле-
ния, их должностных лиц, осуществляющих деятельность по реали-
зации данной функции, устанавливаются положениями об этих под-
разделениях и должностными инструкциями, утверждаемыми в ус-
тановленном порядке.
2. Государственные органы вправе размещать государственные
заказы на выполнение работ по обеспечению технического сопро-
вождения функций, связанных с обеспечением доступа к информа-
ции о деятельности государственных органов в соответствии с зако-
нодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе размещать муниципаль-
ные заказы на выполнение работ по обеспечению технического сопро-
вождения функций, связанных с обеспечением доступа к информации
о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственные органы и органы местного самоуправления обя-
заны в случае размещения государственных или муниципальных за-
казов на выполнение работ по обеспечению технического сопровож-
дения функций, связанных с обеспечением доступа к информации о
деятельности государственных органов и органов местного само-
управления, обеспечить гарантии сохранения условий предоставле-
ния пользователям (потребителям) информации в соответствии с
настоящим Федеральным законом.
3. Права, обязанности и ответственность организаций, которым в
установленном порядке переданы государственные или муници-
пальные заказы на выполнение работ по обеспечению технического
сопровождения функций, связанных с обеспечением доступа к ин-
формации о деятельности государственных органов и органов мест-
ного самоуправления, устанавливаются государственными или му-
ниципальными контрактами.

Статья 12
Организация доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления,
находящейся в автоматизированных информационных системах
общего пользования
Для обеспечения права на доступ к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления, нахо-
дящейся в автоматизированных информационных системах общего

37
Новое информационное законодательство РФ

пользования, государственные органы и органы местного само-
управления:
подключают информационные системы к сети Интернет и разме-
щают информацию на своих официальных сайтах для неограничен-
ного доступа лиц, подключенных к данной сети, обеспечивают регу-
лярное и систематическое обновление информации;
выделяют адреса электронной почты для получения запросов и
передачи запрашиваемой информации по сети Интернет;
создают пункты подключения к информационным системам об-
щего пользования в местах, доступных для пользователей (потреби-
телей) информации (в помещениях государственных органов и орга-
нов местного самоуправления, государственных и муниципальных
библиотек, почтовых отделений и других местах, определенных за-
конодательством субъектов Российской Федерации);
публикуют перечень информационных систем общего пользова-
ния, баз данных, действующих в государственных органах и органах
местного самоуправления, их территориальных органах и подведом-
ственных организациях, с указанием способа и условий доступа к
этим системам;
принимают меры по защите информации о деятельности госу-
дарственных органов и органов местного самоуправления, размеща-
емой в информационных системах общего пользования, в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
несут ответственность за содержание, искажение и полноту ин-
формации о деятельности государственных органов и органов мест-
ного самоуправления, размещаемой в информационных системах
общего пользования.

Статья 13
Запрос на получение информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления
1. Запрос на получение информации о деятельности государст-
венных органов и органов местного самоуправления представляет
собой обращение пользователя (потребителя) информации о предо-
ставлении ему информации о деятельности государственных орга-
нов и органов местного самоуправления.
2. Запрос на получение информации о деятельности государствен-
ных органов и органов местного самоуправления должен содержать:
реквизиты документа: наименование, номер и дату (пользователь
(потребитель) информации вправе не указывать реквизиты запра-

38
Проект федерального закона «Об обеспечении доступа к информации...»

шиваемого документа) или иные характеристики запрашиваемой
информации, необходимые и достаточные для ее поиска;
для граждан: фамилию, имя и отчество и (или) номер телефона, и
(или) факса, и (или) почтовый адрес, и (или) адрес электронной поч-
ты для направления ответа или уточнения содержания запроса;
для организаций: наименование организации, от имени которой
направлен запрос, ее почтовый и юридический адреса и (или) номер
телефона, и (или) факса, и (или) адрес электронной почты для на-
правления ответа или уточнения содержания запроса;
форму предоставления информации.
При подаче запроса граждане вправе не указывать фамилию,
имя, отчество, а организации — свое наименование.
3. Запрос на получение информации о деятельности государст-
венных органов и органов местного самоуправления подается на го-
сударственном языке Российской Федерации.
Запрос на получение информации о деятельности государствен-
ных органов и органов местного самоуправления субъекта Россий-
ской Федерации подается на государственном языке Российской
Федерации или на государственном языке субъекта Российской Фе-
дерации.
Государственные органы и органы местного самоуправления
вправе устанавливать возможность подачи запроса на иностранном
языке.
4. Пользователь (потребитель) информации вправе обращаться в
государственные органы и органы местного самоуправления с за-
просом о получении информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления непосредственно или
через своего представителя. Оформление полномочий представите-
ля осуществляется в порядке, установленном гражданским законо-
дательством Российской Федерации.

Статья 14
Порядок рассмотрения запроса
При поступлении запроса государственный орган или орган ме-
стного самоуправления, его получивший, осуществляет поиск тре-
буемой информации.
При наличии запрашиваемой информации государственный ор-
ган или орган местного самоуправления осуществляет ее передачу
пользователю (потребителю) в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом.

39
Новое информационное законодательство РФ

Если государственный орган или орган местного самоуправления
не обладает запрашиваемой информацией и имеет сведения о том,
какой государственный орган или орган местного самоуправления
располагает такой информацией, то не позднее чем в семидневный
срок со дня поступления запроса он обязан направить указанный за-
прос в этот государственный орган или орган местного самоуправле-
ния (по подведомственности) и сообщить об этом пользователю (по-
требителю) информации.
Государственный орган или орган местного самоуправления, по-
лучивший запрос, направленный по подведомственности, не имеет
права переадресовать его другому государственному органу или ор-
гану местного самоуправления и обязан ответить на запрос в срок,
установленный в статье 16 настоящего Федерального закона.
Если государственный орган или орган местного самоуправления
не обладает запрашиваемой информацией и не имеет сведений о
том, какой государственный орган или орган местного самоуправле-
ния может располагать такой информацией, пользователю (потре-
бителю) информации направляется соответствующий ответ в семи-
дневный срок.

Статья 15
Порядок предоставления информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления
по запросу
1. Предоставление информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления по запросу осуществля-
ется в форме направления государственным органом или органом
местного самоуправления ответа, в котором содержится запрашива-
емая информация либо мотивированный отказ в предоставлении
информации о деятельности государственных органов и органов ме-
стного самоуправления.
Ответ на запрос лиц с ограниченными возможностями (слепых)
предоставляется государственными органами и органами местного
самоуправления в форме, понятной лицам с ограниченными воз-
можностями (слепым).
2. Информация предоставляется по запросу в одном экземпляре.
Информация по запросу предоставляется в том виде, в котором
она существует в государственном органе или органе местного само-
управления, без дополнительной обработки, если иное не установле-
но настоящим Федеральным законом.

40
Проект федерального закона «Об обеспечении доступа к информации...»

Информация может быть создана государственным органом или
органом местного самоуправления по запросу за плату.
3. Ответ на запрос должен содержать наименование, почтовый
адрес государственного органа или органа местного самоуправле-
ния, подписи уполномоченных должностных лиц.
Ответ органов государственной власти Российской Федерации на
запрос предоставляется на государственном языке Российской Фе-
дерации.
Ответ органов государственной власти субъекта Российской Феде-
рации на запрос предоставляется на государственном языке субъекта
Российской Федерации, если такое требование содержится в запросе.
Государственные органы и органы местного самоуправления
вправе ответить на запрос на языке, указанном в запросе.
4. В случае, если запрашиваемая информация о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления раз-
мещена в информационных системах общего пользования, госу-
дарственные органы и органы местного самоуправления не предо-
ставляют информацию, а в ответе указывают ссылку на источник, в
котором размещена запрашиваемая информация. При повторном
обращении пользователя (потребителя) информации о предостав-
лении информации о деятельности государственных органов и ор-
ганов местного самоуправления государственные органы и органы
местного самоуправления предоставляют запрашиваемую инфор-
мацию в порядке и сроки, установленные настоящим Федераль-
ным законом.
5. В случае, если информация о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления относится к государст-
венной тайне, в ответе указывается только ссылка на акт (его вид,
номер и дату принятия), которым эти сведения отнесены к государ-
ственной тайне.
В случае, если информация о деятельности государственных ор-
ганов и органов местного самоуправления относится к конфиденци-
альной информации, в ответе указывается только ссылка на акт (его
вид, наименование, номер и дату принятия), которым эти сведения
признаны конфиденциальной информацией.
В случае, если часть запрашиваемого документа содержит инфор-
мацию с ограниченным доступом, государственный орган или орган
местного самоуправления обязан предоставить информацию из за-
прашиваемого документа, не отнесенную к информации с ограни-
ченным доступом.

41
Новое информационное законодательство РФ

6. Запросы пользователей (потребителей) информации, а также
ответы на запросы подлежат обязательной регистрации государст-
венным органом или органом местного самоуправления.

Статья 16
Срок рассмотрения запроса
Ответ на запрос о получении информации о деятельности госу-
дарственных органов и органов местного самоуправления должен
быть направлен государственным органом или органом местного са-
моуправления не позднее чем через тридцать дней после дня получе-
ния запроса, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Если запрашиваемая информация о деятельности государст-
венных органов и органов местного самоуправления не может
быть предоставлена пользователю (потребителю) информации в
указанный срок, в течение семи дней после получения запроса
пользователь (потребитель) информации уведомляется об отсроч-
ке ответа с указанием причины отсрочки и срока предоставления
запрашиваемой информации, который не может превышать пят-
надцати дней сверх установленного настоящим Федеральным за-
коном срока для ответа.

Статья 17
Основания для отказа в предоставлении информации
о деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления
Государственные органы и органы местного самоуправления от-
казывают пользователю (потребителю) информации в предоставле-
нии информации в том случае, если:
содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую ин-
формацию или адрес для направления ответа;
отсутствует запрашиваемая информация о деятельности госу-
дарственных органов и органов местного самоуправления и (или)
отсутствуют сведения о том, какой государственный орган или ор-
ган местного самоуправления может располагать такой информа-
цией;
запрашиваемая информация о деятельности государственных ор-
ганов и органов местного самоуправления относится к информации
с ограниченным доступом;
запрашиваемая информация о деятельности государственных ор-
ганов и органов местного самоуправления размещена в информаци-

42
Проект федерального закона «Об обеспечении доступа к информации...»

онных системах общего пользования, если иное не установлено фе-
деральными законами;
запрашиваемая информация о деятельности государственных ор-
ганов и органов местного самоуправления была ранее предоставлена
пользователю (потребителю) информации;
не произведена оплата предоставления информации о деятельно-
сти государственных органов и органов местного самоуправления в
случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 18
Информация о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления, предоставляемая бесплатно
Пользователю (потребителю) информации бесплатно предостав-
ляется:
информация о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления, предоставляемая в устной форме;
информация о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления, обязательная для размещения в инфор-
мационных системах общего пользования;
иная информация о деятельности государственных органов и ор-
ганов местного самоуправления, определенная законодательством
Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъек-
тов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статья 19
Оплата информационных услуг, предоставляемых
государственными органами и органами местного самоуправления
1. В оплату информационных услуг, предоставляемых государст-
венными органами и органами местного самоуправления входят
расходы на тиражирование и доставку информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления, а так-
же затраты на поиск и создание информации по запросу пользовате-
ля (потребителя), если иное не установлено в статье 18 настоящего
Федерального закона.
2. Перечень информационных услуг, предоставляемых федераль-
ными органами исполнительной власти, оказываемых за плату поль-
зователям (потребителям) информации, утверждается постановле-
нием Правительства Российской Федерации.
Перечень информационных услуг, предоставляемых государст-
венными органами, образованными в соответствии с Конституцией

43
Новое информационное законодательство РФ

Российской Федерации, оказываемых за плату пользователям (по-
требителям) информации, утверждается нормативными правовыми
актами указанных государственных органов.
Перечень информационных услуг, предоставляемых органами
местного самоуправления, оказываемых за плату пользователям (по-
требителям) информации, утверждается нормативным правовым ак-
том органа местного самоуправления.
3. Методика определения стоимости информационных услуг,
предоставляемых государственными органами, оказываемых за пла-
ту, утверждается Правительством Российской Федерации.
Методика определения стоимости информационных услуг, пре-
доставляемых органами местного самоуправления, оказываемых за
плату, утверждается органами местного самоуправления с учетом
Методики определения стоимости информационных услуг, предо-
ставляемых государственными органами, оказываемых за плату, ут-
вержденной Правительством Российской Федерации.
4. Пользователь (потребитель) информации вправе обжаловать
размер платы за информационные услуги, предоставляемые государ-
ственными органами и органами местного самоуправления, в судеб-
ном или ином порядке.

Статья 20
Порядок оплаты информационных услуг, предоставляемых
государственными органами и органами местного самоуправления
1. При получении запроса государственный орган или орган ме-
стного самоуправления, располагающий информацией, за предо-
ставление которой взимается плата, направляет в порядке, установ-
ленном настоящим Федеральным законом, пользователю (потреби-
телю) информации ответ о наличии запрашиваемой информации с
приложением калькуляции ее стоимости и бланка платежного доку-
мента.
2. Пользователь (потребитель) информации, получив ответ госу-
дарственного органа или органа местного самоуправления, оплачи-
вает или не оплачивает информационные услуги.
В случае оплаты информационных услуг пользователь (потреби-
тель) информации возвращает государственному органу или органу
местного самоуправления его ответ с приложением копии платеж-
ного документа, подтверждающего оплату.
3. Государственный орган или орган местного самоуправления
отказывает пользователю в информационных услугах в случае, если

44
Проект федерального закона «Об обеспечении доступа к информации...»

по истечении двух месяцев со дня направления ответа пользователь
(потребитель) информации не предоставляет государственному ор-
гану или органу местного самоуправления подтверждение оплаты
информационных услуг.
4. Государственный орган или орган местного самоуправления,
получив подтверждение оплаты информационных услуг, в течение
трех рабочих дней направляет запрашиваемую информацию пользо-
вателю (потребителю) информации.
5. Государственный орган или орган местного самоуправления,
на возмездной основе предоставивший информацию, содержащую
неточные или неполные сведения, обязан на безвозмездной основе
внести необходимые исправления и дополнения на основании за-
проса пользователя (потребителя) информации.


ГЛАВА III
ЗАЩИТА ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 21
Защита права на доступ к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления
Действия (бездействие) государственных органов и органов мест-
ного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие права
граждан и организаций на доступ к информации о деятельности го-
сударственных органов и органов местного самоуправления, могут
быть обжалованы уполномоченному должностному лицу государст-
венного органа и органа местного самоуправления или в суд, а также
Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации может быть установ-
лен досудебный порядок обжалования действий и актов государст-
венных органов и органов местного самоуправления.
Пользователь (потребитель) информации, которому неправомер-
но отказано в доступе к информации о деятельности государствен-
ных органов и органов местного самоуправления, а также которым
получена указанная информация с нарушением сроков ее предо-
ставления, недостоверная и (или) неполная информация, имеет пра-
во на возмещение ущерба в порядке, установленном гражданским
законодательством Российской Федерации.
45
Новое информационное законодательство РФ

Статья 22
Контроль и надзор за соблюдением права на доступ
к информации о деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления
Контроль за соблюдением права на доступ к информации о дея-
тельности государственных органов и органов местного самоуправ-
ления осуществляет уполномоченное должностное лицо государст-
венного органа или органа местного самоуправления.
Порядок осуществления контроля определяется соответственно
нормативными правовыми актами государственных органов и орга-
нов местного самоуправления.
Надзор за исполнением государственными органами и органами
местного самоуправления, их должностными лицами настоящего
Федерального закона, а также за соблюдением государственными
органами и органами местного самоуправления прав граждан на до-
ступ к информации о деятельности государственных органов и орга-
нов местного самоуправления осуществляет прокуратура Россий-
ской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом
«О прокуратуре Российской Федерации».
Статья 23
Ответственность за нарушение права на доступ к информации
о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления
Должностные лица государственных органов или органов мест-
ного самоуправления, государственные или муниципальные служа-
щие, виновные в нарушении права на доступ к информации о дея-
тельности государственных органов и органов местного самоуправ-
ления, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и
уголовную ответственность в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации.

ГЛАВА IV
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24
Переходные положения
1. Статьи 4, 7, 12 настоящего Федерального закона вступают в си-
лу по истечении трех месяцев с момента вступления в силу настоя-
щего Федерального закона.

46
Проект федерального закона «Об обеспечении доступа к информации...»

2. Пункт 4 статьи 15, абзац 5 статьи 17 настоящего Федерального
закона вступает в силу с 1 января 2006 г.
3. Пункт 37 статьи 8 настоящего Федерального закона вступает в
силу с 1 января 2005 г.
4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г.
№ 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жа-
лоб граждан» действует в части, не противоречащей настоящему Фе-
деральному закону.

Статья 25
Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его офи-
циального опубликования.
2. До приведения законов и иных нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Федеральным законом действующие на
территории Российской Федерации законы и иные нормативные
правовые акты применяются в части, не противоречащей настояще-
му Федеральному закону.
3. Предложить Президенту Российской Федерации в трехмесяч-
ный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным зако-
ном изданные им правовые акты.
4. Поручить Правительству Российской Федерации в трехмесяч-
ный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным зако-
ном изданные им нормативные правовые акты и внести в Государст-
венную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пред-
ложения о приведении законодательства Российской Федерации в
соответствие с настоящим Федеральным законом.




47
Новое информационное законодательство РФ

КОММЕНТАРИЙ

В.Н. Монахов, к.ю.н.,
проф. кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву
и другим отраслям права
интеллектуальной собственности (Москва),
член Российского комитета
Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»,
ст.науч. сотр. сектора информационного
права ИГПАН РФ

Зоны уязвимости
Анализируемый проект Федерального закона «Об обеспечении
доступа к информации о деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления» вобрал в себя многие сильные
концептуальные наработки своих предшественников. Об этом, в ча-
стности, говорит его базовый принцип, закрепленный в ст. 3 законо-
проекта — презумпция доступности и открытости официальной ин-
формации, с четкими, определенными федеральными законами,
изъятиями из этой презумпции в пользу соответствующих личных,
общественных и государственных интересов.
Такая принципиальная установка законопроекта, обеспечиваю-
щая ему нелегкую законотворческую судьбу, уже испытанную его
предшественниками, с нашей точки зрения, заслуживает всяческой
поддержки. Вместе с тем, данный законопроект отнюдь не свободен
от недостатков, имеет свои «зоны уязвимости», от которых ему над-
лежит избавляться.
В частности, в ходе дальнейшего обсуждения его содержания и
формы представляется целесообразным обсудить следующие пред-
ложения по их возможному совершенствованию.
1) На мой взгляд, основную зону уязвимости данного законопро-
екта образуют формулировки его субъектно-объектного скелета, то
есть той важнейшей составляющей закона, в которой максимально
четко и недвусмысленно должны быть «описаны»:
— субъект обращения за информацией (управомоченное лицо);
— субъект ее предоставления (обязанное лицо);
— основной объект закона — предоставляемая информация.

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных
исследований — проект № 00-06-80114 с использованием справочной пра-
вовой системы «Консультант Плюс 3000».
48
Комментарий

Четкость и определенность этих основных смысловых категорий
закона — один из главных элементов механизма будущей реализа-
ции его положений.
В контексте определения управомоченного лица представляется
более правильным в преамбуле и во всех статьях законопроекта за-
менить слова «граждане и организации», а также слова «пользовате-
ли (потребители)» на «каждый» (или/и «запрашивающий») в соот-
ветствующем числе и падеже. Такое изменение будет точнее соот-
ветствовать терминологии ст. 29 Конституции РФ и избавит текст
явно публично-правового законодательного акта от непрофильного
для него частно-правового понятия «пользователя (потребителя)».
В контексте определения обязанного лица применяемую в данном
законопроекте формулировку — «государственные органы и органы
местного самоуправления» — следует расширить, как минимум, сле-
дующим ее продолжением — «... их должностные лица, а также
иные лица и организационные единицы, в объеме, в котором они, в
установленном законом порядке, участвуют в решении задач указан-
ных органов публичной власти». Такое расширение важно и социаль-
но необходимо, поскольку круг участвующих в выполнении задач и
функций органов публичной власти лиц и структур постоянно увели-
чивается (это общемировая тенденция), и эти субъекты также долж-
ны быть охвачены правовой обязанностью быть открытыми для об-
щественного взгляда и контроля.
Кроме четкой персонализации основных субъектов закона, другой
важнейшей частью механизма реализации норм закона является четкая
пропись предмета его регулирования или, иными словами, его объекта.
В данном случае объект закона — предоставляемая обязанным ли-
цом информация. Как представляется, содержащееся в абзаце 2 ст. 1
законопроекта описание объекта закона можно улучшить, применив
следующую формулировку: «К информации о деятельности государ-
ственных органов, органов местного самоуправления, их должност-
ных лиц, а также иных лиц и организационных единиц относятся
сведения, находящиеся в распоряжении этих органов и лиц, за ис-
ключением сведений, отнесенных к информации с ограниченным
доступом в смысле статьи 4 настоящего закона».
Такая формулировка уточнит и упростит понимание ключевого
понятия закона («информация») и его применение.
Кроме того, в контексте совершенствования определения объекта
закона, следует осмыслить и учесть опыт международно-правового ре-
гулирования аналогичного круга общественных отношений. В част-

49
Новое информационное законодательство РФ

ности, того обстоятельства, что новая редакция (2002 г.) Рекоменда-
ции Комитета Министров Совета Европы от 25 ноября 1981 г. R (81)
19 «О доступе к официальной информации, находящейся в распоря-
жении государственных органов» получила новое наименование (Те-
перь она называется «О доступе к официальным документам»).
Такое изменение отнюдь не случайно, а отражает корректировку
понимания предмета регулирования этого международно-правового
акта. Теперь это не некая безликая и бестелесная «официальная ин-
формация», а лишь та ее часть, которая содержится в «официальных
документах».
2) В ст. 4. п. 1. предлагается заменить слово «ограничивается» на
«может ограничиваться». Тем самым, принципиально оставляя зако-
нодательную возможность ограничения на доступ, из текста проекта
убирается обязательность его применения даже в тех случаях, когда
превалируют более важные общественные интересы (чем, например,
необходимость сохранения коммерческой тайны).
3) Правовые позиции статей 7, 8 и 12 проекта предлагается объе-
динить в отдельную главу «Организация доступа к информации в
информационных системах общего пользования» и существенно
обогатить как имеющие свой собственный предмет регулирования и
приоритетный потенциал развития. Сегодня уже не только доступ к
официальной информации, а практически весь комплекс отноше-
ний, связанных с поиском, получением, передачей, производством и
распространением информации (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) актив-
но интернетизируется, уходит в онлайн, требуя адекватной модерни-
зации своих правовых и этических регуляторов.
В этом смысле лучший пример для изучения и возможного заим-
ствования наиболее подходящих и для нас решений предоставляет
опыт Эстонии.
В этой стране уже несколько лет доступ граждан ко всей офици-
альной публичной информации, не содержащей государственной
тайны, осуществляется преимущественно именно через Интернет.
Правовую базу этому образуют нормы Закона Эстонии «О публич-
ной информации» от 15.11.2000.
В частности, ст. 29 указанного закона, закрепляющая способы об-
народования информации, перечень этих способов открывает строчкой
— обнародование на странице в сети Интернет. И лишь «вослед» это-
му способу идут разнообразные иные: посредством телерадиовеща-
ния или в периодической печати, или в официальных периодических
изданиях. Кроме того, норма п. 1 ст. 30 Закона «Выбор способа обна-

50
Комментарий

родования информации», недвусмысленно «намекает» владельцу со-
ответствующей информации, какой способ обнародования выбрать:
«Владелец информации обязан обнародовать информацию спо-
собом, обеспечивающим максимальную быстроту ее доведения до
сведения всех лиц, нуждающихся в информации». При этом дейст-
вует положение, что, если способ обнародования информации пре-
дусмотрен специальным законом или международным договором и,
в силу этого, при обнародовании информации приходится приме-
нять способ, предусмотренный таким законом или договором, то в
дополнение к этому способу информация должна быть обнародова-
на и в сети Интернет... (поневоле вспоминается аналогия с Карфаге-
ном, который все-таки должен быть!..)
Ст. 32 эстонского закона «Требования к ведению государственны-
ми и муниципальными учреждениями страницы в сети интернет» за-
крепляет следующие процедурно важные положения, заслуживаю-
щие отражения и в нашем законе:
— владелец информации указывает на странице в сети Интернет
дату каждого случая обнародования документа и дату обновле-
ния информации на странице в сети Интернет;
— со страниц в сети Интернет, ведущихся министерствами и ве-
домствами должен быть обеспечен прямой доступ к страни-
цам в сети Интернет, ведущимся подведомственными им уч-
реждениями.
4) Учитывая важность проблемы возмещения расходов на предо-
ставление информации, предлагается норму ст. 20. п. 1 сформулиро-
вать следующим образом: «1. Оплата услуг по предоставлению ин-
формации о деятельности государственных органов и органов мест-
ного самоуправления ограничена расходами на тиражирование и до-
ставку информации о деятельности государственных органов и орга-
нов местного самоуправления, а также затратами на поиск и созда-
ние информации по запросу пользователя (потребителя), если иное
не установлено в статье 20 настоящего Федерального закона».
Такая редакция нормы будет препятствовать самодеятельности
обязанных лиц в «изобретении» якобы понесенных ими расходов,
кроме тех, которые и так установлены нормами ст.20.
5) Наконец, необходимо серьезно расширить содержание норм ч.
2 ст. 4 и ч. 2 ст. 21 Проекта, пока лишь бланкетно регулирующих по-
рядок разрешения споров между лицами, запрашивающими инфор-
мацию и ее предоставляющими, а также досудебный порядок обжа-
лования действий и актов обязанных лиц. Определенную пользу в

51
Новое информационное законодательство РФ

этой связи мог бы сыграть учет соответствующих организационно-
правовых решений, предусмотренных в публикуемом в данном изда-
нии инициативном проекте закона Новосибирской области «О пала-
те по информационным спорам при Уполномоченном по правам че-
ловека в Новосибирской области».
Расширение содержания норм ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 21 Проекта было
бы правильным осуществить в совокупности с усилением правовой
позиции ст. 22 по законодательному закреплению форм и процедур
соучастия общественности, структур российского гражданского об-
щества в осуществлении контроля за соблюдением права на инфор-
мацию и реализации права на доступ к информации государственных
органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Основу для обсуждения возможных правовых механизмов такого
усиления могла бы составить предлагаемая редакция нормы ст. 22
Проекта: «По решению Президента РФ, глав субъектов РФ, совме-
стно с общественными организациями создаются федеральные и ре-
гиональные органы, наделенные полномочиями государственно-об-
щественного контроля за соблюдением права на информацию и ре-
ализации права на доступ к информации государственных органов,
органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также
иных лиц и организационных единиц».
В жанре заключения
Таковы лишь некоторые направления совершенствования право-
вого регулирования отношений, связанных с реализацией права рос-
сиян знать.
Но правовые ли проблемы составляют главное препятствие на
пути России в мировое сообщество «открытых правлений»?! Уверен,
нет. Более важны проблемы фокусировки политической воли и «вер-
хов» и «низов» на то, чтобы это естественное право получило нако-
нец-то надлежащий, добротный законодательный дом для своего во-
площения.
Президент М.С. Горбачев такую задачу поставил. Президент Б.Н.
Ельцин организовал возведение фундамента для этого дома. На долю
Президента В.В. Путина выпало главное и основное — организовать
завершение строительства юридического дома для права россиян
знать и тем самым включить информационную открытость власти в
стратегию политического, экономического и культурного подъема
России.
Но одной надежды на президента мало, надо и самим «не пло-
шать».

52
Проект федерального закона «О праве на доступ к информации»

Проект
внесен 19.03. 2001 г. депутатами
Государственной Думы
В.В. Похмелкиным и С.Н. Юшенковым,
23.05.2002 г. отклонен при первом чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О праве на доступ к информации
(О праве на информацию)

ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Цель настоящего Федерального закона
Целью настоящего Федерального закона является создание пра-
вовых условий для реализации права каждого свободно искать и
получать информацию и обеспечения информационной открытос-
ти деятельности органов государственной власти, иных государст-
венных органов и организаций, органов местного самоуправления.
Статья 2
Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе
Право на доступ к информации — право каждого свободно ис-
кать информацию и получать ее от органов государственной власти,
иных органов и организаций, наделенных государством властными
полномочиями, органов местного самоуправления (далее — орга-
нов и организаций), их должностных лиц, обладающих этой инфор-
мацией на законных основаниях.
Общественный интерес — интерес любого лица (лиц), связан-
ный с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и
устойчивого развития общества.
Документ — информация, зафиксированная в письменной, ау-
диовизуальной, акустической, электронной, оптической или любой
иной форме, пригодной для непосредственного восприятия, с рек-
визитами, установленными для данной формы документа.
Официальный документ — документ, созданный органом, орга-
низацией, должностным лицом в пределах своих полномочий и удо-
стоверенный в установленном порядке.

53
Новое информационное законодательство РФ

Информация ограниченного доступа — информация, доступ к
которой ограничен в соответствии с Федеральным законом.
Статья 3
Законодательство о праве на доступ к информации
Законодательство о праве на доступ к информации состоит из
Конституции Российской Федерации, относящихся к обеспечению
права на доступ к информации общепризнанных принципов и норм
международного права, международных договоров Российской Фе-
дерации, настоящего Федерального закона и других федеральных за-
конов, нормативных правовых актов Президента Российской Феде-
рации и Правительства Российской Федерации, а также законов и
иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федера-
ции, нормативных правовых актов органов местного самоуправле-
ния, принимаемых в пределах их полномочий.
Статья 4
Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на:
лиц, предоставляющих информацию — органы государствен-
ной власти, иные органы и организации, наделенные государством
властными полномочиями, органы местного самоуправления (орга-
ны и организации), их должностных лиц;
лиц, получающих информацию — граждан Российской Федера-
ции, их объединения, иностранных граждан и лиц без гражданства,
находящихся на территории Российской Федерации, органы и орга-
низации, иных лиц, обладающих правами юридического лица (далее
— лицо, запрашивающее информацию или заинтересованное лицо).
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется
на отношения, связанные с доступом к информации, содержащейся
в официальных документах и не отнесенной к категории информа-
ции ограниченного доступа.
Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними
нормативными правовыми актами могут устанавливаться конкрет-
ные виды информации, подлежащие обязательному представлению
лицам, запрашивающим информацию, а также особенности и усло-
вия доступа к отдельным видам информации.
3. Порядок доступа государственных органов и организаций к
информации, находящейся в ведении других государственных орга-
нов и организаций, устанавливается иными актами федерального за-
конодательства.

54
Проект федерального закона «О праве на доступ к информации»

4. Проекты федеральных конституционных законов, федераль-
ных законов, законов субъектов Российской Федерации предостав-
ляются для ознакомления заинтересованных лиц.
Порядок ознакомления с названными документами устанавлива-
ется федеральными органами законодательной власти, органами за-
конодательной (представительной) власти субъектов Российской
Федерации.
Решение об ознакомлении с проектами иных официальных доку-
ментов или доведении их до всеобщего сведения принимают органы
или организации, которые разрабатывают эти проекты.
5. Действие настоящего Федерального закона не распространяет-
ся на отношения, регулируемые законодательством Российской Фе-
дерации о средствах массовой информации.
Статья 5
Информация, доступ к которой не может быть ограничен
1. Не может быть ограничен доступ к информации, необходимой
для удовлетворения и защиты прав и законных интересов лиц, обра-
тившихся за получением этой информации, если она не отнесена фе-
деральным законом к категории информации ограниченного доступа.
2. Ограничение доступа к информации не допускается для:
законов, иных нормативных правовых актов, которые в соответ-
ствии с законодательством Российской Федерации подлежат обяза-
тельному опубликованию;
информации о чрезвычайных ситуациях (происшествиях, катаст-
рофах, стихийных бедствиях), угрожающих безопасности и здоро-
вью граждан, их официальных прогнозах; экологической, метеоро-
логической, демографической, санитарно-эпидемиологической и
другой информации, необходимой для обеспечения безопасности
граждан, населенных пунктов, производственных и иных объектов;
информации о размерах золотого запаса и государственных ва-
лютных резервах Российской Федерации;
информации о привилегиях, компенсациях и льготах, предостав-
ляемых гражданам, должностным лицам и организациям;
информации о состоянии здоровья лиц, отнесенных законода-
тельством Российской Федерации к категории высших должност-
ных лиц Российской Федерации;
информации о фактах нарушения прав и свобод человека и граж-
данина, а также прав и законных интересов юридических лиц;
информации о правовом статусе и деятельности органов государ-
ственной власти и органов местного самоуправления;
55
Новое информационное законодательство РФ

информации об использовании бюджетных средств, о состоянии
экономики и потребностях населения;
информации о состоянии борьбы с преступностью;
информации, ограничение доступа к которой запрещено иными
федеральными законами и законами Российской Федерации.

Статья 6
Основные принципы обеспечения права на доступ к информации
1. Основными принципами обеспечения права на доступ к ин-
формации являются:
презумпция доступности и открытости информации;
достоверность и полнота информации;
своевременность предоставления информации;
защита права на доступ к информации, в том числе в судебном
порядке;
ответственность за нарушение права на доступ к информации;
соблюдение при предоставлении информации прав и законных
интересов третьих лиц,
установление ограничения права на доступ к информации только
Федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо
для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны
страны и безопасности государства, авторитета и беспристрастности
правосудия; нравственности, здоровья, прав и законных интересов
физических и юридических лиц;
2. Порядок установления режима ограниченного доступа к ин-
формации определяется Федеральным законом и принятыми в соот-
ветствии с ним нормативными правовыми актами.


ГЛАВА II
ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА
НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ

Статья 7
Способы реализации права на доступ к информации
1. Доступ к информации обеспечивается:
обязательным доведением информации до всеобщего сведения;
сообщением информации для всеобщего сведения;
удовлетворением персональных и коллективных запросов на ин-
формацию.
56
Проект федерального закона «О праве на доступ к информации»

2. Порядок обязательного доведения информации до всеобщего
сведения определяется федеральными законами и принимаемыми в
соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Во всех случаях органы и организации, их должностные лица
обязаны незамедлительно всеми имеющимися средствами довести
до всеобщего сведения ставшую им известной информацию о фактах
и обстоятельствах, создающих угрозу общественной безопасности,
жизни и здоровью людей.
3. Сообщение информации для всеобщего сведения осуществля-
ется путем опубликования официальных документов в специальных
изданиях, размещения их в базах и банках данных, доступных для
неограниченного круга заинтересованных лиц.
4. Доступ к информации по запросу заинтересованного лица мо-
жет осуществляться в форме:
ознакомления с официальными документами, содержащими за-
прашиваемую информацию;
получения копии соответствующего документа или выдержек из
него;
получения письменной справки, содержащей запрашиваемую
информацию;
получения устного изложения содержания запрашиваемой ин-
формации;
получения сведений об источнике опубликования запрашивае-
мой информации в официальном издании.
5. Запрос на информацию, а также предоставление информации
по запросу может осуществляться в устной или письменной форме,
в том числе с использованием электронных технологий передачи
данных.
Статья 8
Организация доступа к информации
1. Для организации доступа к информации в структуре органов и
организаций создаются специализированные службы, наделяемые в
установленном порядке соответствующими функциями и полномо-
чиями.
При отсутствии таких служб выполнение названных функций
возлагается на иные, существующие в структуре данного органа или
организации службы и подразделения, а также на конкретных долж-
ностных лиц.
2. Функция по обеспечению информацией лиц, запрашивающих
информацию и названных в пункте 1 статьи 4, должна быть зафик-
57
Новое информационное законодательство РФ

сирована в положении о соответствующем органе или организации,
в процессе деятельности которых создается указанная информация.
Права, обязанности, ответственность специализированных
служб, подразделений, должностных лиц, осуществляющих деятель-
ность по реализации данной функции, устанавливаются положения-
ми об этих службах и подразделениях и должностными инструкция-
ми, утверждаемыми в установленном порядке.
3. Для реализации функций по обеспечению доступа к информа-
ции по усмотрению органа или организации, создающих данную ин-
формацию, могут быть привлечены на договорных условиях органи-
зации, осуществляющие на законных основаниях деятельность по
предоставлению информационных услуг.
Реквизиты этих организаций (название организации, почтовый
адрес, номер телефона и номер факса, адрес электронной почты, се-
тевой адрес — далее реквизиты организаций) должны быть доведе-
ны до сведения лиц, обратившихся за получением информации.
4. Правила выполнения запросов на получение информации ус-
танавливаются руководителем соответствующего органа или орга-
низации.
Названные Правила должны содержать наименование и режим
работы соответствующих организаций, служб, подразделений или
должностных лиц, на которых возложены обязанности по обеспече-
нию доступа к информации; категории предоставляемой информа-
ции, виды услуг, связанных с ее предоставлением (включая порядок
доступа к автоматизированным информационным системам), поря-
док оплаты этих услуг и другие условия доступа.

Статья 9
Организация доступа к информации в автоматизированных
информационных системах органов и организаций
1. Для обеспечения права на доступ к информации из автомати-
зированных информационных систем органов и организаций эти
органы и организации:
подключают названные системы к сети связи общего пользова-
ния и размещают информацию на официальном сервере органа (ор-
ганов) или организации (организаций) для неограниченного доступа
граждан, органов и организаций, подключенных к данной сети;
создают абонентские пункты, подключенные к сетям общего
пользования, в местах легко доступных для граждан, органов и орга-
низаций (в помещениях органов местного самоуправления, государ-

58
Проект федерального закона «О праве на доступ к информации»

ственных и муниципальных библиотек, почтовых отделений и дру-
гих местах, определенных законодательством субъектов Российской
Федерации);
выделяют адрес электронной почты для получения запросов и пере-
дачи запрашиваемой информации по сети связи общего пользования:
несут ответственность за содержание, достоверность и полноту
информации, размещаемой на официальном сервере.
2. В случае предоставления информации в электронном виде ее
достоверность подтверждается электронной цифровой подписью
или иным электронным способом в порядке, установленном законо-
дательством Российской Федерации. В документах, созданных с по-
мощью компьютера и передаваемых по телекоммуникационным ка-
налам, обязательно указание всех реквизитов, установленных для
данных документов.

Статья 10
Права и обязанности лица, запрашивающего информацию
1. Лицо, запрашивающее информацию, имеет право:
избрать любую форму запроса, предусмотренную настоящим Фе-
деральным законом;
не обосновывать необходимость получения запрашиваемой ин-
формации, если такое обоснование не требуется для уточнения со-
держания запроса и если иное не установлено Федеральным законом;
требовать письменного ответа;
обжаловать в установленном порядке действия органов и органи-
заций, их должностных лиц, нарушивших право на доступ к инфор-
мации и установленный порядок его реализации.
2. Лицо, запрашивающее информацию, обязано соблюдать поря-
док и условия доступа к информации, предусмотренные настоящим
Федеральным законом, другими издаваемыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами.

Статья 11
Обязанности органов и организаций, их должностных лиц
по обеспечению доступа к информации
1. Органы и организации, их должностные лица обязаны:
создать организационно-технические и другие условия, необхо-
димые для реализации права на доступ к информации;
в течение установленного срока хранить официальные докумен-
ты, содержащие информацию, подлежащую предоставлению в соот-
ветствии с данным Федеральным законом;
59
Новое информационное законодательство РФ

обеспечивать достоверность и полноту предоставляемой инфор-
мации, соблюдение установленных сроков и условий ее предостав-
ления;
соблюдать установленный законодательством Российской Феде-
рации порядок опубликования официальных документов, издавае-
мых в виде нормативных правовых актов;
в течение установленного законодательством Российской Феде-
рации срока хранить принятые ими акты, акты, устанавливающие их
правовой статус, акты органов и организаций, правопреемниками
которых они являются, а также иные официальные документы;
нести ответственность за нарушение установленного настоящим
Федеральным законом и другими актами законодательства Россий-
ской Федерации права на доступ к информации.
2. В случае, если предоставленная информация содержит неточ-
ные или неполные сведения, орган или организация обязаны по мо-
тивированному письменному заявлению лица, запросившего ин-
формацию, в возможно короткий срок, но не позднее семи дней по-
сле дня получения заявления, уточнить или дополнить предостав-
ленную информацию.
3. Органы и организации ведут реестры официальных докумен-
тов, которые они обязаны доводить до всеобщего сведения и предо-
ставлять по запросам.
Реестр должен содержать наименование, дату принятия, номер
каждого издаваемого акта и сведения о его опубликовании. Орган
или организация, ведущие реестр, могут устанавливать другие обяза-
тельные требования к данному реестру.

Статья 12
Запрос на получение информации
1. Запрос адресуется органу, организации или должностному ли-
цу, которые, по мнению обратившегося с запросом лица, обладают
необходимой ему информацией.
2. Запрос на получение информации должен содержать, по воз-
можности, наименование запрашиваемого документа, его реквизи-
ты или иные характеристики запрашиваемой информации, необхо-
димые и достаточные для ее поиска.
В запросе указываются фамилия, имя и отчество лица, обратив-
шегося за получением информации, наименование организации, от
имени которой обращен запрос, фамилия, имя и отчество лица, ко-
торому следует направить ответ, его почтовый адрес, номер телефо-

60
Проект федерального закона «О праве на доступ к информации»

на или факса, адрес электронной почты для ответа или уточнения
характера запроса, а также желаемые форма и вид ответа.

Статья 13
Порядок рассмотрения и удовлетворения запроса
1. Ответ на запрос о получении информации должен быть дан в
возможно короткий срок, но не позднее чем через тридцать дней по-
сле дня получения запроса.
Если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в
указанный срок, обратившемуся за ее получением в течение семи
дней после получения запроса направляется письменное уведомле-
ние об отсрочке ответа. В уведомлении должны быть указаны причи-
ны отсрочки и срок предоставления запрашиваемой информации,
которые не может превышать пятнадцать дней сверх установленного
настоящим Федеральным законом срока для ответа.
2. Если орган или организация, получившие запрос, не обладают
запрашиваемой информацией, то не позднее чем в семидневный
срок они обязаны сообщить об этом лицу, запросившему информа-
цию, а также, по возможности, предоставить ему реквизиты органа,
организации или лица, которые могут располагать запрашиваемой
информацией, либо указать реквизиты органа или организации, ку-
да направлен указанный запрос.
3. В том случае, если запрашиваемая информация содержится в
общедоступном официальном печатном издании, исполнитель за-
проса может ограничиться указанием реквизитов этого издания и
даты опубликования информации.
4. Ответ на запрос должен содержать реквизиты органа или орга-
низации и исполнителя запроса.
5. Предоставление информации в устной форме взамен требуе-
мой письменной не допускается без согласования с лицом, запраши-
вающим информацию. При этом должны быть указаны причины
представления информации в данной форме.
6. Представление справки по данному документу или выдержек
из запрашиваемого документа допустимо в случае, если эти справки
или выдержки содержат исчерпывающую информацию по запросу, а
также в случае необходимости обеспечения установленных режимов
ограниченного доступа к информации.
7. Запросы (в том числе устные), а также ответы на запросы под-
лежат обязательной регистрации по месту получения этих запросов.


61
Новое информационное законодательство РФ

Статья 14
Отказ в предоставлении информации
1. За исключением случаев, предусмотренных Федеральным за-
коном, не подлежит предоставлению по запросам информация, со-
держащая сведения:
составляющие государственную или служебную тайну;
о частной жизни другого лица без его согласия (персональные
данные), если иное не предусмотрено действующими федеральными
законами;
об осуществлении в установленном законом порядке оператив-
но-розыскной и следственной деятельности;
о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случа-
ях, когда разглашение этих сведений запрещено законом или может
нарушить право человека на объективное судебное рассмотрение его
дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;
доступ к которым ограничен другими федеральными законами.
Если в документе содержатся сведения, перечисленные в настоя-
щей статье, ознакомление с таким документом, его разъяснение и
выдача копий ограничиваются частью документа, не содержащей
указанных сведений.
2. Не подлежат обязательному предоставлению по запросам до-
кладные записки, переписка, поручения должностных лиц и прочая
информация внутриорганизационного характера.
3. Орган или организация, их должностные лица могут отказать в
предоставлении запрашиваемой информации, если:
не соблюдены формальные требования к запросу, предусмотрен-
ные статьей 12 настоящего Федерального закона;
не правомерно запрашивается информация, предусмотренная
пунктом 1 настоящей статьи;
орган или организация не располагают запрашиваемой информа-
цией.
4. Отказ в предоставлении информации должен содержать указа-
ние причин, по которым запрос не может быть удовлетворен, дату
принятия решения об отказе, а также разъяснения о порядке его об-
жалования.
5. Отказ в предоставлении информации по запросу, как письмен-
ному, так и устному, дается в письменной форме.

Статья 15
Порядок возмещения расходов на предоставление информации
1. На безвозмездной основе предоставляется:
62
Проект федерального закона «О праве на доступ к информации»

информация, непосредственно касающаяся лица, запросившего
информацию;
информация, уточняющая или дополняющая ранее предостав-
ленную информацию, в порядке, установленном пунктом 2 статьи 11
настоящего Федерального закона;
информация, содержащаяся в Правилах, названных в пункте 4
статьи 8 настоящего Федерального закона, включая тарифы на услу-
ги по предоставлению информации и случаи освобождения от опла-
ты оказанных услуг;
информация о правах и обязанностях юридического лица, запра-
шивающего информацию.
2. Освобождаются от оплаты за предоставление информации по
запросам лица, относящиеся к социально и экономически незащи-
щенным группам (категориям) населения (дети, инвалиды, пенсио-
неры, официально признанные безработные) в соответствии с зако-
нодательством Российской Федерации при наличии соответствую-
щих удостоверяющих документов.
Перечень категорий лиц, которым информация предоставляется
на безвозмездной основе, может быть дополнен по усмотрению ор-
ганов и организаций, предоставляющих эту информацию.
3. За предоставление информации может взиматься плата, не пре-
вышающая себестоимость услуг, связанных с ее предоставлением.
Порядок оплаты услуг по предоставлению информации устанав-
ливается Правилами, названными в пункте 4 статьи 8 настоящего
Федерального закона.
4. Порядок возмещения федеральным органам и организациям,
органам и организациям субъектов Российской Федерации расходов,
связанных с предоставлением ими информации, устанавливается со-
ответственно Правительством Российской Федерации или высшим
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

ГЛАВА III
ЗАЩИТА ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Статья 16
Защита права на доступ к информации
1. Отказ в предоставлении информации, необоснованная отсроч-
ка ответа или его непредоставление в течение установленного срока,

63
Новое информационное законодательство РФ

а равно другие нарушения порядка рассмотрения и удовлетворения
запроса, предусмотренного настоящим Федеральным законом, мо-
гут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в вы-
шестоящий в порядке подчиненности государственный орган (орга-
низацию).
В случае, если решение вышестоящего органа, организации или
должностного лица не удовлетворяет подателя жалобы, жалоба мо-
жет быть направлена для рассмотрения в суд.
Действие (бездействие) органов, организаций, их должностных
лиц, нарушающее право на доступ к информации, если ранее это
действие (бездействие) было обжаловано в судебном или админист-
ративном порядке, может быть обжаловано Уполномоченному по
правам человека в субъекте Российской Федерации и (или) Уполно-
моченному по правам человека в Российской Федерации.
2. Лица, которым неправомерно отказано в доступе к информа-
ции, а также лица, получившие недостоверную, неполную информа-
цию или получившие ее несвоевременно, имеют право на компенса-
цию понесенного морального вреда и (или) возмещение убытков в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 17
Ответственность за нарушение права на доступ к информации
Должностные лица органов и организаций, виновные в незакон-
ном ограничении доступа к информации, непредоставлении инфор-
мации в установленном порядке, предоставлении недостоверной
или неполной информации, допустившие иные нарушения права на
доступ к информации, привлекаются к уголовной, административ-
ной и гражданской ответственности в соответствии с законодатель-
ством Российской Федерации.

ГЛАВА IV
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18
Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его офи-
циального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации в трехмесяч-
ный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным зако-
ном изданные им правовые акты.

64
Проект федерального закона «О праве на доступ к информации»

3. Поручить Правительству Российской Федерации в трехмесяч-
ный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным зако-
ном изданные им нормативные правовые акты и внести в Государст-
венную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пред-
ложения о приведении законодательства Российской Федерации в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
4. До приведения законов и иных нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Федеральным законом действующие на
территории Российской Федерации законы и иные нормативные
правовые акты применяются постольку, поскольку они не противо-
речат настоящему Федеральному закону.

Президент
Российской Федерации




65
Новое информационное законодательство РФ

Действующее

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98
«Об обеспечении доступа к информации
о деятельности Правительства Российской Федерации
и федеральных органов исполнительной власти»

В целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на
доступ к информации о деятельности Правительства Российской
Федерации и федеральных органов исполнительной власти и в соот-
ветствии с Федеральным законом «Об информации, информатиза-
ции и защите информации» Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень сведений о деятельности
Правительства Российской Федерации и федеральных органов ис-
полнительной власти, обязательных для размещения в информаци-
онных системах общего пользования.
2. Федеральным органам исполнительной власти:
обеспечить доступ граждан и организаций к информации о дея-
тельности федеральных органов исполнительной власти, за исклю-
чением сведений, отнесенных к информации ограниченного досту-
па, путем создания информационных ресурсов в соответствии с пе-
речнем, утвержденным настоящим постановлением;
своевременно и регулярно размещать указанные информацион-
ные ресурсы в информационных системах общего пользования, в
том числе в сети Интернет;
систематически информировать граждан и организации о дея-
тельности федеральных органов исполнительной власти иными спо-
собами, предусмотренными законодательством Российской Федера-
ции.
3. Возложить на Аппарат Правительства Российской Федерации
обеспечение выполнения указанных в пункте 2 настоящего поста-
новления мероприятий по доступу к информации о деятельности
Правительства Российской Федерации.
4. Установить, что финансирование мероприятий, определенных
настоящим постановлением, осуществляется за счет средств феде-
рального бюджета, предусмотренных на текущее содержание феде-
ральных органов исполнительной власти, средств федерального бюд-

66
Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации...»

жета по статье расходов «Информатика (информационное обеспече-
ние)» и средств федеральной целевой программы «Электронная Рос-
сия (2002–2010 годы)», утвержденной постановлением Правительст-
ва Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 (Собрание зако-
нодательства Российской Федерации, 2002, № 5, ст. 531).
5. Министерству экономического развития и торговли Россий-
ской Федерации, Министерству Российской Федерации по связи и
информатизации, Министерству Российской Федерации по делам
печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Фе-
деральному агентству правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации совместно с Аппаратом Прави-
тельства Российской Федерации до 1 ноября 2003 г. представить в
Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации на-
стоящего постановления.
6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Рос-
сийской Федерации и органам местного самоуправления принять
меры по обеспечению доступа граждан и организаций к информа-
ции о своей деятельности с учетом настоящего постановления.
7. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 3 ме-
сяцев со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов




67
Новое информационное законодательство РФ

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 февраля 2003 г. № 98

ПЕРЕЧЕНЬ
сведений о деятельности Правительства
Российской Федерации и федеральных органов
исполнительной власти, обязательных
для размещения в информационных системах
общего пользования


I
СВЕДЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации
и иные нормативные правовые акты, составляющие правовую основу
деятельности Правительства Российской Федерации, в том числе:
Регламент Правительства Российской Федерации;
Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации.
2. Нормативные правовые и иные акты Правительства Россий-
ской Федерации, в том числе:
о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые
акты Правительства Российской Федерации;
о признании утратившими силу нормативных правовых актов
Правительства Российской Федерации.
3. Сведения о решениях судов о признании недействующими ак-
тов Правительства Российской Федерации.
4. Сведения о составе, задачах и деятельности координационных
и совещательных органов, образуемых Правительством Российской
Федерации.
5. Общие сведения о принятых Правительством Российской Фе-
дерации федеральных целевых программах (наименование, цели,
основные задачи, заказчики, головные исполнители, объем финан-
сирования, сроки и ожидаемые результаты реализации).
6. Сведения о законопроектной деятельности Правительства Рос-
сийской Федерации:

<<

стр. 2
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>