<<

стр. 3
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

68
Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации...

планы законопроектной деятельности Правительства Россий-
ской Федерации, а также сведения об их исполнении;
проекты федеральных законов, внесенных Правительством Рос-
сийской Федерации в Государственную Думу Федерального Собра-
ния Российской Федерации;
заключения Правительства Российской Федерации по законо-
проектам;
официальные отзывы Правительства Российской Федерации на
законопроекты, рассматриваемые палатами Федерального Собра-
ния Российской Федерации;
поправки к законопроектам.
7. Сведения о программах и планах деятельности Правительства
Российской Федерации.
8. Сведения об официальных визитах и рабочих поездках Предсе-
дателя Правительства Российской Федерации и членов Правитель-
ства Российской Федерации, а также правительственных делегаций.
9. Сведения о мероприятиях, проводимых в официальной рези-
денции Правительства Российской Федерации (заседания, совеща-
ния, встречи, пресс-конференции, семинары и брифинги, «круглые
столы»), и иная информация о повседневной деятельности Прави-
тельства Российской Федерации.
10. Тексты официальных выступлений и заявлений Председателя
Правительства Российской Федерации и членов Правительства Рос-
сийской Федерации.
11. Повестка дня заседания Правительства Российской Федера-
ции, а также сведения о материалах к заседанию Правительства Рос-
сийской Федерации и его итогах.
12. Сведения о решениях, принятых на заседаниях Правительст-
ва Российской Федерации, и об их исполнении.
13. Сведения о взаимодействии Правительства Российской Феде-
рации с иными органами государственной власти Российской Феде-
рации, общественными объединениями, политическими партиями,
профессиональными союзами и другими организациями, в том чис-
ле международными.
14. Перечни и тексты международных договоров и соглашений
Российской Федерации, заключенных (подписанных) Правительст-
вом Российской Федерации.
15. Сведения об основных показателях социально-экономичес-
кого развития Российской Федерации и исполнении федерального
бюджета.

69
Новое информационное законодательство РФ

16. Обзоры обращений граждан и организаций в Правительство
Российской Федерации, обобщенная информация о результатах рас-
смотрения таких обращений и о принятых мерах.
17. Сведения о государственной службе в Аппарате Правительст-
ва Российской Федерации:
порядок поступления на государственную службу в Аппарат Пра-
вительства Российской Федерации;
квалификационные требования к кандидатам на замещение ва-
кантных государственных должностей государственной службы в
Аппарате Правительства Российской Федерации;
перечень вакантных государственных должностей государствен-
ной службы в Аппарате Правительства Российской Федерации;
условия и результаты конкурсов на замещение вакантных госу-
дарственных должностей государственной службы в Аппарате Пра-
вительства Российской Федерации.
18. Сведения о Председателе Правительства Российской Федера-
ции и членах Правительства Российской Федерации, руководителях
федеральных органов исполнительной власти, заместителях Руково-
дителя Аппарата Правительства Российской Федерации, руководи-
телях структурных подразделений Аппарата Правительства Россий-
ской Федерации, а также руководителях организаций и органов, об-
разованных при Правительстве Российской Федерации (фамилии,
имена, отчества и по согласованию с указанными лицами — био-
графические данные).
19. Сведения о задачах и функциях структурных подразделений
Аппарата Правительства Российской Федерации, организаций и ор-
ганов, образованных при Правительстве Российской Федерации.
20. Телефоны и адресные реквизиты (почтовый адрес, адрес эле-
ктронной почты и др.) подразделения по работе с обращениями
граждан Аппарата Правительства Российской Федерации, сведения
о порядке его работы, телефоны справочной службы.


II
СВЕДЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

21. Федеральные законы, указы Президента Российской Федера-
ции, акты Правительства Российской Федерации и иные норматив-
ные правовые акты, регулирующие сферу деятельности федерально-

70
Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации...

го органа исполнительной власти и определяющие задачи, функции,
права, обязанности и ответственность федерального органа испол-
нительной власти и его территориальных органов.
22. Акты (постановления, приказы, распоряжения, правила, ин-
струкции, положения и др.) федерального органа исполнительной
власти, в том числе:
о внесении изменений и дополнений в акты федерального органа
исполнительной власти;
о признании утратившими силу актов федерального органа ис-
полнительной власти.
23. Сведения о решениях судов о признании недействующими
актов федерального органа исполнительной власти.
24. Сведения о государственной регистрации Министерством
юстиции Российской Федерации нормативных правовых актов фе-
дерального органа исполнительной власти в случаях, установленных
законодательством Российской Федерации.
25. Порядок деятельности федерального органа исполнительной
власти, его территориальных органов и подведомственных ему орга-
низаций по обеспечению реализации определенных законодательст-
вом Российской Федерации прав, свобод и законных интересов
граждан.
26. Сведения о реализации федеральных целевых программ, за-
казчиком или исполнителем которых является федеральный орган
исполнительной власти.
27. Сведения об официальных визитах и рабочих поездках руко-
водителей и официальных делегаций федерального органа исполни-
тельной власти.
28. Сведения об официальных мероприятиях, организуемых фе-
деральным органом исполнительной власти и его территориальны-
ми органами (заседания, встречи, брифинги, семинары, «круглые
столы» и др.).
29. Тексты официальных выступлений и заявлений руководителя
и заместителей руководителя федерального органа исполнительной
власти, его территориальных органов.
30. Перечни и существенные условия договоров гражданско-пра-
вового характера, заключенных федеральным органом исполнитель-
ной власти с организациями.
31. Сведения о международных договорах и соглашениях, в реа-
лизации которых принимает участие федеральный орган исполни-
тельной власти.

71
Новое информационное законодательство РФ

32. Сведения о проектах федеральных законов, федеральных це-
левых программ и концепций, разрабатываемых федеральным орга-
ном исполнительной власти.
33. Аналитические доклады и обзоры информационного характе-
ра о деятельности федерального органа исполнительной власти.
34. Сведения о взаимодействии федерального органа исполни-
тельной власти, его территориальных органов и подведомственных
ему организаций с иными органами государственной власти Россий-
ской Федерации, общественными объединениями, политическими
партиями, профессиональными союзами и другими организациями,
в том числе международными.
35. Обзоры обращений граждан и организаций в федеральный
орган исполнительной власти, обобщенная информация о результа-
тах рассмотрения таких обращений и о принятых мерах.
36. Сведения об основных показателях, характеризующих ситуа-
цию в отрасли, входящей в сферу ведения федерального органа ис-
полнительной власти, и динамику ее развития.
37. Прогнозы, подготовленные федеральным органом исполни-
тельной власти, его территориальными органами и подведомствен-
ными ему организациями в соответствии с их компетенцией.
38. Официальная статистическая информация, собранная и об-
работанная федеральным органом исполнительной власти и его тер-
риториальными органами.
39. Сведения об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экс-
пертизах и других мероприятиях, проводимых федеральным орга-
ном исполнительной власти, его территориальными органами и
подведомственными ему учреждениями, в том числе:
условия их проведения;
порядок участия в них физических и юридических лиц;
составы конкурсных комиссий, создаваемых федеральным орга-
ном исполнительной власти, его территориальными органами и
подведомственными ему учреждениями для проведения конкурсов
на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государ-
ственных нужд;
протоколы заседаний конкурсных комиссий;
порядок обжалования решений, принятых федеральным органом
исполнительной власти, его территориальными органами и подве-
домственными ему учреждениями.
40. Формы заявлений, принимаемых федеральным органом ис-
полнительной власти и его территориальными органами к рассмот-

72
Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации...

рению в соответствии с законодательством Российской Федерации,
в том числе с нормативными правовыми актами федерального орга-
на исполнительной власти.
41. Перечни информационных систем общего пользования и
банков данных, находящихся в ведении федерального органа испол-
нительной власти, его территориальных органов и подведомствен-
ных ему учреждений, а также перечни информационных ресурсов и
услуг, предоставляемых гражданам и организациям.
42. Сведения об исполнении федерального бюджета федераль-
ным органом исполнительной власти.
43. Сведения о направлениях расходования средств иностранной
технической помощи, предоставляемой по проектам, осуществляе-
мым с участием федерального органа исполнительной власти.
44. Сведения о результатах проверок, проведенных федеральным
органом исполнительной власти, его территориальными органами и
подведомственными ему учреждениями в пределах их компетенции,
а также проверок, проведенных в этих органах и организациях.
45. Сведения о состоянии защиты населения и территорий от чрез-
вычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопаснос-
ти, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о при-
емах и способах защиты населения от них, а также иные сведения, под-
лежащие доведению федеральным органом исполнительной власти до
граждан и организаций в соответствии с федеральными законами.
46. Сведения о государственной службе в федеральном органе ис-
полнительной власти:
порядок поступления граждан на государственную службу в фе-
деральный орган исполнительной власти;
перечень вакантных государственных должностей государствен-
ной службы в федеральном органе исполнительной власти;
квалификационные требования к кандидатам на замещение ва-
кантных государственных должностей государственной службы в
федеральном органе исполнительной власти;
условия и результаты конкурсов на замещение вакантных госу-
дарственных должностей государственной службы в федеральном
органе исполнительной власти.
47. Сведения о руководителях федерального органа исполнитель-
ной власти, его структурных подразделений, зарубежных представи-
тельств, территориальных органов и подведомственных ему органи-
заций (фамилии, имена, отчества и по согласованию с указанными
лицами — биографические данные).

73
Новое информационное законодательство РФ

48. Структура федерального органа исполнительной власти, све-
дения о задачах и функциях его структурных подразделений, телефо-
ны справочной службы и адресные реквизиты (почтовый адрес, ад-
рес электронной почты и др.) федерального органа исполнительной
власти, его структурных подразделений, территориальных органов и
подведомственных ему организаций.
49. Сведения об организациях, подведомственных федеральному
органу исполнительной власти (перечень организаций, их почтовые
и юридические адреса, телефоны, сведения о создании, реорганиза-
ции и ликвидации, основные показатели деятельности).
50. Телефоны и адресные реквизиты (почтовый адрес, адрес эле-
ктронной почты и др.) подразделений по работе с обращениями
граждан федерального органа исполнительной власти, его террито-
риальных органов и подведомственных ему организаций, сведения о
порядке работы этих подразделений.
51. Перечень зарубежных представительств федерального органа
исполнительной власти, их телефоны и адресные реквизиты (почто-
вый адрес, адрес электронной почты и др.).
52. Сведения об участии федерального органа исполнительной
власти в реализации международных договоров Российской Федера-
ции, межведомственных международных договоров и программ
международного сотрудничества.
53. Перечень международных организаций, в деятельности кото-
рых принимает участие федеральный орган исполнительной власти.
Примечание. Нормативные правовые акты, предусмотренные на-
стоящим перечнем, размещаются в информационных системах об-
щего пользования с указанием сведений об их официальном опубли-
ковании.

Москва,
14 февраля 2003 г.,
№ 0233

Документ:
http://www.government.ru/data/news_text.html?he_id=103&news_id=8828




74
Предложения Союза журналистов России по развитию законодательства...

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ
ПО РАЗВИТИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
НА 2004–2007 ГОДЫ

1. Стратегия
В настоящее время законодательство о средствах массовой ин-
формации переживает кризис, который проявляется, прежде всего, в
его игнорировании — со стороны правоприменителя — и в разру-
шении его цельности — со стороны законодателя. Среди предпо-
сылок кризиса:
а) отсутствие активности законодателя в создании отраслевых за-
конов, относящихся к законодательству о СМИ (как наиболее яркий
пример отметим отсутствие федеральных законов о телерадиовеща-
нии);
б) настойчивость лоббистов в продвижении всевозможных огра-
ничений деятельности СМИ через акты других отраслей законода-
тельства (о выборах и референдумах, о физкультуре и спорте, о про-
тиводействии экстремистской деятельности и т.п.);
в) отсутствие последовательности в формировании судебной и
административной практики по делам, связанным с применением
законодательства о СМИ.
Вот почему в целях преодоления кризиса важно системно подой-
ти к совершенствованию как законодательства о СМИ, так и прак-
тики его применения. Принципом законопроектной работы должен
стать принцип крупноблочного строительства данной отрасли зако-
нодательства, а основой правоприменения — единство и последо-
вательность правоприменительной практики. При этом главными
ориентирами должны стать общепризнанные нормы и принципы
международного, в первую очередь, общеевропейского права, доку-
менты ООН, ЮНЕСКО и ОБСЕ, рекомендации Совета Европы, ди-
рективы Европейского Союза, решения других межправительствен-
ных организаций.

2. Отношение к Закону о СМИ 1991 года
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах
массовой информации» долгое время считался одним из лучших в
Европе. Он не только провозглашает, но и в значительной степени

75
Новое информационное законодательство РФ

гарантирует свободу массовой информации, закрепляет права и обя-
занности журналистов, обеспечивает право граждан на опроверже-
ние и ответ и т.д. Данный нормативный акт является одним из не-
многих реально действующих законов, обеспечивающих сохранение
демократии в нашей стране. Причем даже принятие новых Граждан-
ского и других кодексов не помешало эффективному применению
Закона о СМИ на практике. Напротив, многие положения Закона о
СМИ нашли продолжение в соответствующих статьях кодексов.
Разумеется, законодательство о СМИ нужно развивать. Но не че-
рез реформу Закона о СМИ, а через разработку и принятие других,
конкретизирующих и дополняющих его федеральных законов с по-
следующей корректировкой Закона о СМИ. Поскольку Закон о
СМИ сформулирован как системообразующий, постольку на его ба-
зе и в соответствие с ним должно развиваться как федеральное, так и
региональное законодательство о СМИ.

3. Развитие законодательства об основах экономических
отношений в сфере массовой информации
Необходимо дополнить действующее законодательство о СМИ
федеральными законами, отражающими специфику экономических
отношений в сфере массовой информации. Такие законодательные
акты призваны создать правовую базу для решения следующих задач:
— развитие информационного плюрализма в обществе;
— обеспечение прозрачности отношений собственности в сфере
массовой информации;
— предотвращение монополизации рынка СМИ, в том числе пу-
тем противодействия демпинговой политике;
— укрепление гарантий редакционной самостоятельности;
— совершенствование механизмов экономической поддержки
СМИ и книгоиздания;
— уточнение правового статуса СМИ как объекта гражданских
прав.

4. Развитие законодательства
о телевизионном вещании и радиовещании
Представляется целесообразным нацелить законопроектную ра-
боту на создание пакета взаимоувязанных законов, которые в сово-
купности обеспечили бы правовую базу деятельности и развития ау-
диовизуальных СМИ. Речь должна идти о разработке проектов сле-
дующих федеральных законов:

76
Предложения Союза журналистов России по развитию законодательства...

а) Федеральный закон «О Федеральной комиссии по телерадио-
вещанию».
Образование Федеральной комиссии по телерадиовещанию пря-
мо предусмотрено ст.ст. 30 и 31 Закона о СМИ, а также ст. 14 Феде-
рального закона о порядке освещения деятельности органов госу-
дарственной власти в государственных СМИ.
Закон должен быть сугубо организационным, определяющим по-
рядок формирования и работы Комиссии как независимого государ-
ственного органа по типу, например, Центризбиркома. Этот закон не-
обходим, во-первых, как средство, чтобы реанимировать федераль-
ный Закон о порядке освещения деятельности органов государствен-
ной власти в государственных СМИ. Во-вторых, он нужен, чтобы пре-
одолеть противоречие между законом о СМИ 1991 г., установившим
лицензионный порядок телерадиовещания, и последующими поста-
новлениями Правительства Российской Федерации по этому вопросу.
б) Федеральный закон «О лицензировании телевизионного веща-
ния и радиовещания».
Вопросы лицензирования телерадиовещания в настоящее время
регулируются постановлениями Правительства Российской Федера-
ции. Существуют противоречия между ними и Законом о СМИ.
Предлагаемый закон должен разрешить противоречия и детально
урегулировать процедуру лицензирования, установив, как минимум,
10-летний срок действия лицензий с возможностью автоматической
пролонгации. Тем самым будут созданы надежные гарантии стабиль-
ности инвестиций в развитие отечественного телерадиовещания.
в) Федеральный закон «Об общественном телерадиовещании».
Данный закон должен способствовать становлению организаций
общественного вещания, прежде всего, путем трансформации госу-
дарственных телерадиокомпаний в соответствии с Софийской дек-
ларацией ЮНЕСКО 1997 г. и многочисленными решениями Совета
Европы. Общественные телерадиокомпании, существующие на
средства налогоплательщиков, которые сегодня расходуются на фи-
нансирование государственных электронных СМИ, призваны, не
преследуя коммерческие цели, максимально полно удовлетворять
информационные потребности населения, касающиеся правового
просвещения, экологии, образования, воспитания и т.д.
г) Федеральный закон «О вещании через спутник».
Мировой опыт свидетельствует о необходимости урегулировать
отношения, связанные со спутниковым вещанием, с помощью от-
дельного закона. Актуальность разработки такого нормативного ак-

77
Новое информационное законодательство РФ

та предопределена также подготовкой России к присоединению к
Европейской конвенции о трансграничном вещании.
д) Федеральный закон «О вещании по проводам и по кабелю».
Кабельное и проводное вещание имеет свои очевидные особен-
ности, которые должны получить правовое отражение.

5. Развитие законодательства о распространении
массовой информации через телекоммуникационные сети
Попытки приравнять Интернет к СМИ обречены на неудачу, по-
скольку киберпространство представляет собой принципиально но-
вую сферу правового регулирования, а не ординарное СМИ. В зако-
нопроектной работе на этом направлении необходимо опереться на
опыт ЮНЕСКО, давно занимающегося правовыми и этическими
проблемами, связанными с новыми информационными и коммуни-
кационными технологиями. В этой связи необходим закон о распро-
странении массовой информации через телекоммуникационные се-
ти. Этот закон, однако, не должен регулировать все прочие вопросы,
связанные с деятельностью в Интернете и других сетях.

6. Развитие законодательства, гарантирующего право на информацию
Необходимо скорейшее принятие федеральных законов «О праве
на доступ к информации», «О персональных данных» и т.д.

7. Развитие уголовно-процессуального законодательства в части
укрепления гарантий неприкосновенности источника информации
Необходимо дополнить новый Уголовно-процессуальный Ко-
декс Российской Федерации нормами, соответствующими нормам
Закона о СМИ, обязывающим журналистов и редакции не разгла-
шать персональные данные, позволяющие идентифицировать лич-
ность автора письма или иного сообщения в редакцию, если тот ого-
ворил сохранение их в тайне. Закон о СМИ освобождает редакцию
от обязанности сохранять в тайне источник информации и его пер-
сональные данные, «когда соответствующее требование поступило
от суда в связи с находящимся в его производстве делом». В действу-
ющем УПК Российской Федерации есть лишь одна корреспондиру-
ющая норма (ч. 2 ст. 144), однако она распространяется только на ре-
дакции, но не на журналистов, и далеко не отражает всех форм за-
щиты источника информации, предусмотренных Рекомендацией
Совета Европы № R (2000) 7 о праве журналистов не раскрывать
свои источники информации.

78
Предложения Союза журналистов России по развитию законодательства...

8. Внесение изменений в действующие федеральные законы
с целью устранения противоречий
Нескоординированность законопроектной работы уже не раз
приводила к тому, что во вновь принимаемых законах не учитывают-
ся те нормы, которые уже вошли в наше законодательство. В резуль-
тате возникают многочисленные противоречия, препятствующие
эффективному правоприменению.
Наиболее очевидный пример коллизии — серьезные расхожде-
ния между законодательством о СМИ и избирательным законода-
тельством. В 2003 г. законодатель попытался устранить эти противо-
речия в пользу законодательства о выборах, однако постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003
г. выявило неконституционность главных положений избирательно-
го законодательства в части определения понятия предвыборной
агитации. Вот почему из Закона о СМИ должна быть изъята статья
161, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера-
ции» должен быть кардинально переработан.
Необходимо устранить имеющиеся противоречия Закона о СМИ и
с другими федеральными законами. При этом следует исходить из то-
го, насколько соответствует та или иная законодательная норма Кон-
ституции Российской Федерации. Так, Федеральный закон «О физиче-
ской культуре и спорте» предусматривает обязанность всех телекомпа-
ний показывать утреннюю и производственную гимнастику. Очевид-
но, что такая норма введена с добрыми намерениями, но она противо-
речит статье 29 Конституции Российской Федерации и закону о СМИ.

9. Совершенствование правовой базы приватизации предприятий,
обеспечивающих производство и выпуск СМИ
Глава 3 Федерального закона «О государственной поддержке
средств массовой информации и книгоиздания Российской Федера-
ции» устанавливает особый порядок приватизации предприятий,
обеспечивающих выпуск газетной, журнальной и книжной продук-
ции. Фактически этот порядок не применяется. Кроме того, в значи-
тельной части он не распространяется на государственные издатель-
ства, многие из которых сегодня превратились в ординарных арен-
додателей офисных помещений. Необходимо не только укрепить и
уточнить порядок приватизации издательств и полиграфических
предприятий, но также распространить его на приватизацию радио-
телевизионных центров (РТЦ) и радиотелевизионных передающих

79
Новое информационное законодательство РФ

центров (РТПЦ). Только таким образом можно будет избежать даль-
нейшего развития медиа-бизнеса в России по олигархическому пути
и создать надежную правовую и экономическую базу независимости
СМИ.

10. Укрепление экономических основ независимости СМИ
Действовавший с 1995 года Федеральный закон «О государствен-
ной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Рос-
сийской Федерации» предусматривал освобождение СМИ от налога
на добавленную стоимость. Даже в 1998 году, после дефолта, Госу-
дарственная Дума сохранила эту льготу для всех СМИ, кроме эроти-
ческих и рекламных. Если реально идти по пути создания экономи-
ческой базы независимости СМИ, то необходимо вернуть эту льготу.
Кроме того, целесообразно отменить налог на добавленную сто-
имость при ввозе на таможенную территорию Российской Федера-
ции мелованных сортов бумаги и картона, а также нового полигра-
фического оборудования, не имеющего российских аналогов по сво-
им качественным характеристикам.
Важными шагами в этом направлении могли бы стать целена-
правленные действия Правительства Российской Федерации по со-
вершенствованию системы таможенных пошлин. В частности, речь
должна идти о введении таможенных пошлин на вывоз газетной бу-
маги отечественного производства за пределы таможенной террито-
рии Российской Федерации; об отмене таможенных пошлин на вво-
зимые на таможенную территорию Российской Федерации газетную
бумагу, мелованные сорта бумаги и картона, а также на ввозимое на
таможенную территорию Российской Федерации новое полиграфи-
ческое оборудование и расходные материалы для полиграфического
производства, не имеющие российских аналогов по своим качест-
венным характеристикам.

11. Совершенствование правовых механизмов
защиты чести, достоинства и деловой репутации
В настоящее время защита чести, достоинства и деловой репута-
ции от посягательства с использованием СМИ осуществляется как
гражданско-правовыми, так и уголовно-правовыми средствами.
В сфере уголовного права необходимо исключить из ч.ч. 2 и 3 ст.
129 «Клевета» УК РФ такие наказания, как арест и лишение свободы.
В сфере гражданского права необходимо распространить общий,
3-летний срок исковой давности на требования о защите чести, до-

80
Предложения Союза журналистов России по развитию законодательства...

стоинства и деловой репутации, а также законодательно установить
разумные пределы компенсации морального вреда во избежание це-
ленаправленного разорения СМИ. Важно также уравнять размеры
пошлин с исковых заявлений о компенсации морального вреда и ис-
ковых заявлений имущественного характера. Для этого потребуется
внести поправку в Закон Российской Федерации «О государствен-
ной пошлине».
Именно таким видит Союз журналистов России оптимальный
путь развития федерального законодательства о СМИ и готов всяче-
ски способствовать его реализации.

Предложения утверждены на расширенном заседании
Секретариата Союза журналистов России 18 марта 2004 г.




81
Новое информационное законодательство РФ

Разработан
Индустриальным комитетом СМИ
при участии МПТР России
(2-я редакция)

ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»


ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1
Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение
свободы массовой информации в Российской Федерации и регули-
рует организационные, имущественные и иные отношения, возни-
кающие в связи с созданием и использованием средств массовой ин-
формации.
2. В настоящем Федеральном законе под средством массовой ин-
формации понимается объект гражданских прав, специально пред-
назначенный для распространения массовой информации в опреде-
ленной форме среди потенциально неограниченного круга лиц.
Средство массовой информации представляет собой периоди-
чески обновляемый результат интеллектуальной и иной деятель-
ности и создается в форме периодического печатного или элек-
тронного издания, радио- или телеканала, либо иной не запре-
щенной законом форме периодического распространения массо-
вой информации.
Создание и использование средства массовой информации осу-
ществляется под постоянным названием, индивидуализирующим
данное средство массовой информации в обороте.

Статья 2
Применение настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении
средств массовой информации, создаваемых и используемых на тер-
ритории Российской Федерации.

82
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

Для средств массовой информации, создаваемых за пределами
Российской Федерации, настоящий Федеральный закон применяет-
ся в части, касающейся их использования на территории Россий-
ской Федерации.
2. Правила, установленные настоящим Федеральным законом
для граждан и юридических лиц, применяются к гражданам Россий-
ской Федерации независимо от их места жительства, а к юридичес-
ким лицам — независимо от их места нахождения в пределах терри-
тории Российской Федерации.
3. Правила, установленные настоящим Федеральным законом,
применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц
без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не ус-
тановлено Федеральным законом.
4. Имущественные и личные неимущественные отношения, ос-
нованные на равенстве, автономии воли и имущественной самосто-
ятельности их участников и связанные с созданием и использовани-
ем средств массовой информации, регулируются настоящим Феде-
ральным законом в части, не урегулированной гражданским законо-
дательством Российской Федерации.

Статья 3
Законодательство о средствах массовой информации
1. Законодательство Российской Федерации о средствах массо-
вой информации состоит из настоящего Федерального закона, а так-
же соответствующих ему иных нормативных правовых актов Рос-
сийской Федерации.
2. Положения нормативных правовых актов, регулирующие от-
ношения, возникающие в связи с созданием и использованием
средств массовой информации, не должны противоречить настоя-
щему Федеральному закону. Если положения нормативного право-
вого акта, регулирующие отношения, возникающие в связи с созда-
нием и использованием средств массовой информации, противоре-
чат настоящему Федеральному закону, то применяются нормы на-
стоящего Федерального закона.
3. Если общепризнанными принципами и нормами международ-
ного права либо международным договором Российской Федерации
предусмотрены для создания и использования средств массовой ин-
формации иные правила, чем установленные настоящим Федераль-
ным законом, применяются правила, предусмотренные этими прин-
ципами, нормами или международным договором.

83
Новое информационное законодательство РФ

Статья 4
Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следу-
ющие понятия:
массовая информация — информация, распространяемая через
средства массовой информации и предназначенная для потенциаль-
но неограниченного круга лиц в виде текстов, звуков или изображе-
ний, содержащая сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,
явлениях и процессах, а также мнения о них;
владелец средства массовой информации — лицо, обладающее
исключительными правами на его создание и использование в соот-
ветствии с настоящим Федеральным законом;
создание средства массовой информации — деятельность по
сбору и обработке информации, производству массовой информа-
ции и подготовке средства массовой информации к использованию;
использование средства массовой информации — деятельность
по распространению средства массовой информации, либо обеспе-
чению доступа к средству массовой информации либо иная деятель-
ность по введению средства массовой информации в оборот;
периодическое печатное издание — газета, журнал, альманах,
бюллетень, иное изделие полиграфического производства, предназ-
наченное для распространения массовой информации, имеющее
постоянное наименование, текущий номер и выходящее в свет не
реже одного раза в год;
продукция периодического печатного издания — тираж или
часть тиража отдельного номера периодического печатного издания.
тираж печатного средства массовой информации — совокуп-
ность экземпляров одного выпуска (номера) печатного средства мас-
совой информации.
периодическое электронное издание — зарегистрированное в
соответствии с настоящим Федеральным законом средство массовой
информации, предназначенное для распространения массовой ин-
формации в электронно-цифровой форме через информационные
системы общего пользования (глобальные компьютерные сети) и с
использованием иных электронных способов распространения
(включая оптические и магнитно-оптические носители), имеющее
постоянное название и обновляемое не реже одного раза в год;
издатель — лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим
Федеральным законом деятельность по созданию и использованию
периодического печатного или электронного издания;

84
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

теле-, радиоканал как средство массовой информации — сово-
купность аудио-, видео-, аудиовизуальных сообщений и материалов
(программ), анонсов, заставок и других материалов оформления,
рекламных материалов, распространяемых в уномедийной и/или
мультимедийной информационной среде;
общероссийский теле-, радиоканал — теле-, радиоканал, рас-
пространяемый на территории половины и более субъектов Россий-
ской Федерации;
межрегиональный теле-, радиоканал — теле-, радиоканал, рас-
пространяемый на территории двух и более субъектов Российской
Федерации;
региональный теле-, радиоканал — теле-, радиоканал, распро-
страняемый не менее чем на двух третьих территории соответствую-
щего субъекта Российской Федерации;
муниципальный теле-, радиоканал — теле-, радиоканал, рас-
пространяемый на территории одного или нескольких муниципаль-
ных образований, составляющих менее двух третей территории со-
ответствующего субъекта Российской Федерации;
вещание — деятельность по распространению теле-, радиока-
нала в соответствующей информационной среде;
вещатель — юридическое лицо или физическое лицо, осуществля-
ющее распространение теле- или радиоканала на основании лицен-
зии на вещание и в соответствии с настоящим Федеральным законом;
информационная среда — физическое ограниченное и/или нео-
граниченное пространство, в котором осуществляется распростра-
нение теле- и/или радиоканалов;
уномедийная (одноканальная) среда — информационная среда,
в которой в едином физическом сигнале присутствует один основ-
ной содержательный информационный поток;
мультимедийная (многоканальная) среда — информационная
среда, в которой в едином физическом сигнале присутствует не-
сколько основных содержательных информационных потоков;
оператор мультимедийной среды — лицо, владеющее необходи-
мыми техническими средствами и разрешениями (лицензиями) и
обеспечивающее в установленном законодательстве порядке техни-
ческий доступ к мультимедийной среде;
оператор уномедийной среды — лицо, владеющее необходимы-
ми техническими средствами и разрешениями (лицензиями) и обес-
печивающее в установленном законодательстве порядке техничес-
кий доступ к уномедийной среде;

85
Новое информационное законодательство РФ

социальный стандарт при вещании в уномедийной среде — ус-
танавливаемый в соответствии с требованиями настоящего феде-
рального закона минимальный уровень обязательств вещателя по
распространению сообщений, материалов и/или иной информации
(включая социальную рекламу), направленных на достижение обще-
ственно полезных целей.
регистрирующий орган — федеральный орган исполнительной
власти или его территориальный орган, уполномоченный в соответ-
ствии с настоящим Федеральным законом осуществлять регистра-
цию средств массовой информации;
лицензирующий орган — федеральный орган исполнительной
власти или его территориальный орган, уполномоченный в соответ-
ствии с настоящим Федеральным законом осуществлять лицензиро-
вание телерадиовещания;
редакция средства массовой информации — юридическое лицо,
оказывающее редакционные услуги, необходимые для создания средст-
ва массовой информации, на основании договора владельцу средства
массовой информации, вещателю или издателю либо соответствующее
подразделение владельца средства массовой информации, вещателя,
издателя, осуществляющее создание средства массовой информации;
главный редактор — физическое лицо, которому владелец сред-
ства массовой информации или по его поручению вещатель, изда-
тель вправе передать руководство редакцией средства массовой ин-
формации либо единоличное осуществление ее функций;
журналист — физическое лицо, занимающееся по трудовому
или иному договору сбором информации, подготовкой и (или) ре-
дактированием сообщений и материалов, необходимых для созда-
ния средства массовой информации;

Статья 5
Свобода массовой информации
1. В Российской Федерации:
поиск, получение и производство информации, предназначен-
ной для массового распространения,
распространение массовой информации,
владение средствами массовой информации,
создание и использование средств массовой информации,
изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация техничес-
ких устройств, оборудования и материалов, предназначенных для
создания и использования средств массовой информации,

86
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных
законодательством Российской Федерации о средствах массовой ин-
формации.
2. Не основанное на законе вмешательство органов государствен-
ной власти, органов местного самоуправления, организаций, обще-
ственных объединений, политических партий и/или их должност-
ных лиц либо работников в деятельность владельца средства массо-
вой информации, издателя, вещателя, редакции, журналиста либо в
их отношения между собой запрещается.
3. Государственная поддержка средств массовой информации
осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Статья 6
Недопустимость цензуры
1. Цензура массовой информации, то есть требование от владель-
ца средства массовой информации, издателя, вещателя, редакции,
журналиста со стороны органов государственной власти, органов
местного самоуправления, организаций, общественных или религи-
озных объединений, политических партий и/или со стороны их
должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и мате-
риалы (кроме случаев, когда такое требование исходит от автора или
интервьюируемого), а равно наложение запрета на распространение
сообщений и материалов, их отдельных частей запрещается.
2. Создание и финансирование организаций, учреждений, орга-
нов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуще-
ствление цензуры массовой информации, не допускается.

Статья 7
Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации
1. Не допускается использование средств массовой информации
в целях совершения уголовно наказуемых деяний, в том числе для
разглашения сведений, составляющих государственную или иную
специально охраняемую законом тайну, а также для распростране-
ния материалов и/или программ, пропагандирующих порнографию,
культ насилия и жестокости.
2. Не допускается использование средств массовой информации
для распространения экстремистских материалов, а также информа-
ции, распространение которой запрещено федеральным законом «О
борьбе с терроризмом».
3. Запрещаются распространение в средствах массовой информа-
ции сведений о способах, методах разработки, изготовления и ис-
87
Новое информационное законодательство РФ

пользования, местах приобретения наркотических средств, психо-
тропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преиму-
ществ использования отдельных наркотических средств, психотроп-
ных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы
наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в спис-
ки II и III в соответствии с федеральным законом «О наркотических
средствах и психотропных веществах», в средствах массовой инфор-
мации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работ-
ников, а также распространение иной информации, распростране-
ние которой запрещено федеральными законами.
4. В период проведения избирательных кампаний не допускается
использование средств массовой информации с нарушением правил
проведения предвыборной агитации, установленных законодатель-
ством Российской Федерации о выборах и референдумах.
5. Запрещается использование в средствах массовой информации
скрытых вставок и технических приемов и средств, воздействующих
на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их
здоровье.

ГЛАВА 2
ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ
Статья 8
Право на получение информации
1. Граждане имеют право на оперативное получение через средст-
ва массовой информации достоверных сведений о деятельности ор-
ганов государственной власти, местного самоуправления, организа-
ций, политических партий, общественных и религиозных объедине-
ний и их должностных лиц.
2. Органы, организации, объединения и лица, перечисленные в
пункте 1 настоящей статьи, информируют общественность о своей де-
ятельности путем проведения пресс-конференций, рассылки справоч-
ных и статистических материалов, в иных формах, а также предостав-
ляют сведения о своей деятельности по запросам владельцев средств
массовой информации, издателей, вещателей, редакций, журналистов.

Статья 9
Запрос информации
1. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель,
редакция (главный редактор), журналист вправе запрашивать инфор-

88
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

мацию о деятельности органов, организаций, объединений и лиц, пе-
речисленных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Запрашиваемую информацию в трехдневный срок обязаны предо-
ставлять пресс-службы указанных органов и организаций, а в случае
отсутствия таковых — руководители этих органов и организаций
либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
2. Запрос информации возможен как в устной, так и в письмен-
ной форме.

Статья 10
Отказ и отсрочка в предоставлении информации
1. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен,
только если она содержит сведения, составляющие государственную
или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об от-
казе вручается владельцу средства массовой информации, издателю,
вещателю, редакции или журналисту в той же форме, в какой был сде-
лан запрос, в трехдневный срок со дня его получения.
В уведомлении должны быть указаны:
1) причины, по которым запрашиваемая информация не может
быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую
законом тайну;
2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;
3) дата принятия решения об отказе в предоставлении информации.
2. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допу-
стима, если требуемые сведения не могут быть представлены в трех-
дневный срок. Уведомление об отсрочке вручается владельцу средст-
ва массовой информации, издателю, вещателю, редакции или жур-
налисту в той же форме, в какой был сделан запрос, в трехдневный
срок со дня его получения.
В уведомлении должны быть указаны:
1) причины, по которым запрашиваемая информация не может
быть представлена в трехдневный срок;
2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
3) должностное лицо, установившее отсрочку предоставления
информации;
4) дата принятия решения об отсрочке предоставления информа-
ции.
3. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации воз-
можна на срок не более 30 дней.


89
Новое информационное законодательство РФ

Статья 11
Конфиденциальная информация
1. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель,
редакция, журналист не вправе разглашать в распространяемых со-
общениях и материалах сведения, предоставленные им граждани-
ном с условием сохранения их конфиденциальности.
2. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель,
редакция, журналист обязаны сохранять в тайне источник информа-
ции и не вправе называть лицо, предоставившее им сведения с усло-
вием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соот-
ветствующее решение о раскрытии источника информации принято
судом в связи с находящимся в его производстве делом.
Не допускается раскрытие источника информации, если таким
раскрытием может быть нанесен вред охраняемым законом интере-
сам источника информации.
3. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель,
редакция (главный редактор), журналист не вправе разглашать сведе-
ния, прямо или косвенно указывающие на личность несовершенно-
летнего, подозреваемого, обвиняемого либо признанного виновным в
совершении преступления, либо признанного потерпевшим, без со-
гласия самого несовершеннолетнего или его законного представителя.

Статья 12
Письма
Письмо, адресованное владельцу, издателю (вещателю), редакции,
журналисту может быть использовано в сообщениях и материалах
средства массовой информации, если при этом не искажается смысл
письма и не нарушаются положения настоящего Федерального закона.
Владелец, издатель (вещатель), редакция, журналист не обязаны
отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам,
организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их
рассмотрение.

Статья 13
Использование сообщений и материалов
средств массовой информации
При использовании сообщений и/или материалов, впервые рас-
пространенных в одном средстве массовой информации, другими
средствами массовой информации, ссылка на средство массовой ин-
формации, в котором сообщение и/или материал был впервые рас-

90
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

пространен, обязательна, если иное не предусмотрено договором об
использовании сообщений и/или материалов.

Статья 14
Право на опровержение
Гражданин или юридическое лицо вправе потребовать опровер-
жения не соответствующих действительности и порочащих их честь
и достоинство или деловую репутацию сведений, которые были рас-
пространены в данном средстве массовой информации.

Статья 15
Порядок опровержения
1. В опровержении должно быть указано, какие сведения не соот-
ветствуют действительности, когда и как они были распространены
в данном средстве массовой информации.
2. Опровержение в периодическом печатном или электронном из-
дании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заго-
ловком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и
опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению оп-
ровержение должно быть передано, как правило, в то же время суток
и в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.
3. Объем опровержения должен быть достаточным для достиже-
ния целей опровержения.
4. Опровержение должно последовать:
1) по теле- или радиоканалу, а равно в периодических печатных и
электронных изданиях, распространяемых или обновляемых не ре-
же одного раза в неделю, в течение месяца со дня получения требо-
вания об опровержении или его текста;
2) в других средствах массовой информации — в ближайшем
планируемом номере или обновлении.
5. В течение месяца со дня получения требования об опроверже-
нии либо его текста владелец средства массовой информации, веща-
тель или издатель обязаны в письменной форме уведомить заинтере-
сованного гражданина о предполагаемом сроке распространения
опровержения либо об отказе в его распространении с указанием ос-
нований отказа.
6. Если решение, обязывающее владельца средства массовой ин-
формации, вещателя или издателя распространить опровержение,
принято судом, то опровержение должно последовать в срок, опре-
деленный в судебном акте.

91
Новое информационное законодательство РФ

Статья 16
Основания отказа в опровержении
1. В опровержении должно быть отказано, если данное требова-
ние либо представленный текст опровержения:
1) является злоупотреблением свободой массовой информации в
смысле статьи 7 настоящего Федерального закона;
2) противоречит вступившему в законную силу судебному акту;
3) является анонимным.
2. В опровержении может быть отказано, если:
1) опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном
или ином средстве массовой информации;
2) требование об опровержении поступило по истечении одного
года со дня распространения опровергаемых сведений в данном
средстве массовой информации;
3) владелец средства массовой информации, издатель, веща-
тель, редакция, журналист не несут ответственности за их распро-
странение в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального
закона.
3. Отказ в опровержении либо нарушение установленного насто-
ящим Федеральным законом порядка опровержения могут быть в
течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжа-
лованы в суд.

Статья 17
Право на ответ
1. Гражданин или организация, в отношении которого в средстве
массовой информации распространены сведения, не соответствую-
щие действительности, имеет право на ответ (комментарий, репли-
ку) в том же средстве массовой информации.
В отношении ответа и отказа в таковом соответственно применя-
ются правила статей 14–16 настоящего Федерального закона.
2. При обнаружении фактической ошибки, в том числе искаже-
ния имени физического лица, в материалах средства массовой ин-
формации владелец средства массовой информации, вещатель или
издатель обязаны по собственной инициативе либо по требованию
заинтересованного лица обнародовать поправку в том же средстве
массовой информации. Отказ в распространении поправки может
быть обжалован в суд.



92
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

ГЛАВА 3
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Статья 18
Права журналиста
1. Журналист имеет право:
1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать органы, организации и объединения, перечисленные
в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, либо их пресс-
службы;
3) быть принятым должностными лицами и иными лицами, пере-
численными в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в
связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам, за исключением
документов и материалов или их фрагментов, содержащих сведения,
составляющие государственную или иную специально охраняемую
законом тайну;
5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом вос-
производить документы и материалы при условии соблюдения тре-
бований пункта 1 статьи 11 настоящего федерального закона и под-
пункта 4 пункта 1 настоящей статьи;
6) производить записи, в том числе с использованием средств ау-
дио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случа-
ев, предусмотренных законом;
7) посещать, с соблюдением установленных Федеральным зако-
ном правил, специально охраняемые места стихийных бедствий,
аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений
граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное по-
ложение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
8) проверять достоверность информации, а также документов и
материалов, полученных им в порядке, установленном статьей 9 на-
стоящего Федерального закона;
9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и ма-
териалах, предназначенных для распространения под его именем
или псевдонимом;
10) запретить использование своего имени или псевдонима под со-
общением или материалом, которые противоречат его убеждениям;
11) снять свое имя или псевдоним под сообщением или материа-
лом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процес-
се редакционной подготовки, либо запретить или иным образом

93
Новое информационное законодательство РФ

оговорить условия и характер использования данного сообщения
или материала под его именем или псевдонимом;
12) распространять в средстве массовой информации подготов-
ленные им сообщения и материалы за своей подписью или под псев-
донимом, или без подписи.
2. Журналист пользуется также иными правами, предоставленны-
ми ему законодательством Российской Федерации о средствах мас-
совой информации.
3. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением
им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства,
здоровья, жизни и имущества как лицу, преследующему общественно
полезные цели и осуществляющему защиту общественных интересов.

Статья 19
Обязанности журналиста
1. Журналист обязан:
1) соблюдать заключенный с ним трудовой или иной договор на
осуществление сбора информации, подготовки и (или) редактирова-
ния сообщений и материалов, необходимых для создания средства
массовой информации;
2) проверять достоверность информации, содержащейся в подго-
тавливаемых им для распространения в средствах массовой инфор-
мации сообщениях и материалах;
3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об
указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого вы-
сказывания, если оно обнародуется впервые;
4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источ-
ника за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 настоя-
щего Федерального закона;
5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необхо-
димо для защиты общественных интересов) на распространение в
средстве массовой информации сведений о личной жизни гражда-
нина от самого гражданина или его представителей;
6) при получении информации от граждан и должностных лиц
ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино-
и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21
настоящего Федерального закона;
7) ставить в известность лицо (или определенного им представи-
теля), с которым журналист заключил соответствующий трудовой
или иной договор о возможных исках и предъявлении иных предус-

94
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

мотренных законом требований в связи с распространением подго-
товленного им сообщения или материала;
8) отказаться от данного ему задания, если оно либо его выполне-
ние связано с нарушением закона;
9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятель-
ности по первому требованию документ, удостоверяющий его пол-
номочия как журналиста.
2. Журналист несет также иные обязанности, установленные за-
конодательством Российской Федерации о средствах массовой ин-
формации.
3. При осуществлении профессиональной деятельности журналист
обязан уважать права, законные интересы, честь, достоинство и дело-
вую репутацию граждан, а также деловую репутацию организаций.

Статья 20
Аккредитация
1. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель,
редакция вправе обращаться в органы, организации и объединения,
перечисленные в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального зако-
на, с просьбой об аккредитации при них своих журналистов.
2. Органы, организации и объединения, к которым обращены
просьбы об аккредитации, обязаны аккредитовать заявленных жур-
налистов при условии соблюдения правил аккредитации, установ-
ленных этими органами, организациями, объединениями.
3. Правила аккредитации могут содержать обоснованные норма-
тивы (квоты), определяющие количество журналистов, аккредитуе-
мых от одного средства массовой информации. Установление таких
нормативов должно осуществляться на основе принципов открыто-
сти, равенства и справедливости, чтобы обеспечить реализацию пра-
ва граждан на получение общественно значимых сведений через
максимально широкий круг средств массовой информации.
4. Правила аккредитации не могут содержать каких-либо допол-
нительных требований к аккредитуемым журналистам помимо выте-
кающих из положений настоящего Федерального закона.
5. Аккредитовавшие журналистов органы, организации и объеди-
нения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совеща-
ниях и других мероприятиях, представляющих общественный инте-
рес, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными докумен-
тами, создавать благоприятные условия для производства записи и
передачи информации, оказывать содействие в организации инди-
видуальных встреч и бесед с должностными лицами.
95
Новое информационное законодательство РФ

6. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на
заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккре-
дитовавшими его органами, организациями и объединениями и
представляющих общественный интерес, за исключением случаев,
когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия. Ак-
кредитованные журналисты обязаны уважать правила внутреннего
распорядка, установленные в аккредитовавших их органах, органи-
зациях или объединениях, и не создавать помех их деятельности.
7. Журналист может быть лишен аккредитации, если им или вла-
дельцем средства массовой информации, издателем, вещателем или
редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо рас-
пространены не соответствующие действительности сведения, поро-
чащие деловую репутацию организации, аккредитовавшей журналис-
та, что подтверждено вступившим в законную силу судебным актом.
8. Отказ в аккредитации, а равно лишение аккредитации либо
ущемление прав аккредитованного журналиста могут быть обжало-
ваны в суд.

Статья 21
Скрытая запись
Распространение сообщений и материалов, подготовленных с
использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъем-
ки, допускается в случаях:
1) если это не нарушает конституционных прав и свобод челове-
ка и гражданина;
2) если это необходимо для защиты общественных интересов и
приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;
3) если демонстрация записи производится на основании судеб-
ного акта.

Статья 22
Недопустимость злоупотребления правами журналиста
1. Злоупотребление установленными настоящим Федеральным
законом правами журналиста в корыстных целях, для сведения лич-
ных счетов, а также в целях сокрытия или фальсификации общест-
венно значимых сведений, распространения слухов под видом до-
стоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего
лица, не являющегося владельцем средства массовой информации,
издателем, вещателем либо редакцией, с которым журналист связан
трудовым или иным договором, запрещается.

96
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

2. Запрещается использовать право журналиста на распростране-
ние информации с целью опорочить гражданина или отдельные ка-
тегории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расо-
вой или национальной принадлежности, языка, отношения к рели-
гии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их по-
литическими убеждениями.


ГЛАВА 4
ВЛАДЕЛЕЦ, ИЗДАТЕЛЬ, ВЕЩАТЕЛЬ, РЕДАКЦИЯ

Статья 23
Владелец средства массовой информации
1. Владельцем (совладельцем) средства массовой информации
может выступать физическое лицо или юридическое лицо.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муни-
ципальные образования могут на равных началах с иными владель-
цами — участниками отношений, регулируемых настоящим Феде-
ральным законом, выступать в качестве владельцев средств массовой
информации в лице органов государственной власти и органов мест-
ного самоуправления, действующих в пределах их компетенции.
Органы государственной власти и/или органы местного само-
управления в рамках их компетенции могут выступать в качестве
владельцев печатных средств массовой информации, создаваемых
исключительно для целей опубликования нормативных актов и
иных документов указанных органов.
Владелец средства массовой информации осуществляет свои пра-
ва и обязанности с момента регистрации средства массовой информа-
ции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
2. Исключительные права владельца в отношении средства мас-
совой информации означают право осуществлять и/или разрешать
осуществление следующих действий:
1) использование названия средства массовой информации;
2) создание и использование (включая размещение рекламных
сообщений и материалов и/или реализацию права на размещение
рекламы) средства массовой информации;
3) приостановление создания и использования средства массовой
информации;
4) прекращение создания и использования средства массовой ин-
формации;

97
Новое информационное законодательство РФ

5) использовать принадлежащие владельцу средства массовой
информации информационные ресурсы, сформированные в про-
цессе создания данного средства массовой информации.
Владелец средства массовой информации имеет также иные права и
несет обязанности, установленные настоящим Федеральным законом.
Исключительные права владельца на средство массовой информа-
ции могут быть переданы новому владельцу только в полном объеме.
Новый владелец приобретает права на средство массовой инфор-
мации и несет обязанности с момента перерегистрации средства
массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
3. При наличии у средства массовой информации нескольких вла-
дельцев, их взаимные права и обязанности, в том числе в отношениях по
созданию, производству (составлению) и распространению средства
массовой информации, а также связанные с регистрацией средства мас-
совой информации, и порядок осуществления прав владельцев средства
массовой информации определяются соглашением между ними.
В указанном договоре между совладельцами могут также регули-
роваться вопросы, связанные с порядком осуществления функций
издателя (вещателя), а также с порядком оказания услуг, в том числе
и редакционных.
Если иное не установлено соглашением между совладельцами,
совладелец может передать свои права в отношении средства массо-
вой информации иному лицу без согласия иных совладельцев.
Если иное не установлено соглашением между совладельцами,
совладелец может во всякое время выйти из числа совладельцев
средства массовой информации без согласия иных совладельцев.
Соглашением между совладельцами могут быть установлены усло-
вия и порядок выхода совладельца из числа совладельцев.
4. Совладельцами средств массовой информации, созданных в
соответствии с абзацем 3 пункта 1 настоящей статьи, наряду с орга-
нами государственной власти и/или органами местного самоуправ-
ления могут выступать исключительно государственные (муници-
пальные) предприятия и/или учреждения, на которых возлагаются
функции редакции, издателя данных средств массовой информации.
Статья 24
Отношения владельца средства массовой информации
с издателем, вещателем, редакцией
1. Владелец средства массовой информации может одновременно
выступать издателем, вещателем, редакцией в порядке, установлен-
ном настоящим Федеральным законом.
98
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

2. Владелец средства массовой информации вправе заключить дого-
вор с издателем, вещателем, редакцией по созданию и использованию
средства массовой информации. В договоре должно быть указано, ка-
кие из исключительных прав, предусмотренных пунктом 2 статьи 23 на-
стоящего Федерального закона, сохраняются за владельцем, какие —
осуществляются издателем, вещателем, редакцией, какие — осуще-
ствляются совместно владельцем и издателем, вещателем, редакцией.
3. Редакция вправе осуществлять функции редакции иного сред-
ства массовой информации с согласия владельца (совладельцев), ес-
ли иное не предусмотрено договором с редакцией.
Если иное не установлено договором, заключенным владельцем
средства массовой информации с редакцией, последней передается
исключительное право использовать принадлежащие владельцу сред-
ства массовой информации информационные ресурсы, сформиро-
ванные в процессе создания данного средства массовой информации
(подпункт 5 пункта 2 статьи 23 настоящего Федерального закона).
4. Если иное не установлено договором, заключенным владель-
цем средства массовой информации с издателем, вещателем, по-
следние вправе заключить договор с редакцией, а также иные дого-
воры, связанные с созданием и использованием средства массовой
информации.
5. Заверенные соответственно владельцем, издателем, вещателем,
редакцией копии договоров, указанные в пункте 2 настоящей ста-
тьи, направляются в регистрирующий орган не позднее одного меся-
ца с момента заключения договора. При этом лицо, направляющее
договор, вправе исключить сведения, содержащиеся в договоре и со-
ставляющие коммерческую тайну.
При изменении и (или) дополнении договоров, представленных в
регистрирующий орган в соответствии с настоящим пунктом, соот-
ветствующие изменения (дополнения) должны быть представлены в
регистрирующий орган в месячный срок с момента их принятия.
6. Права владельца в отношении средства массовой информации
могут быть предметом любых сделок, не запрещенных законодатель-
ством и применимых в отношении этих прав.

Статья 25
Ограничения, связанные с владением теле-, радиоканалом
и участием в организации, осуществляющей телевещание
1. Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин
Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного госу-

99
Новое информационное законодательство РФ

дарства, иностранное юридическое лицо, а равно российское юри-
дическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного
участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50
процентов и более, не вправе выступать владельцами теле-, радиока-
налов, а также не вправе учреждать организации, осуществляющие
телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает
половину и более субъектов Российской Федерации либо террито-
рию, на которой проживает половина и более численности населе-
ния Российской Федерации.
2. Не допускается отчуждение акций (долей) организации, явля-
ющейся владельцем общероссийского теле-, радиоканала либо орга-
низации, осуществляющей вещание общероссийского теле-, радио-
канала, а равно отчуждение акций (долей) организации, являющей-
ся владельцем теле-, радиоканала либо организации, осуществляю-
щей вещание теле-, радиоканала на территории, на которой прожи-
вает половина и более численности населения Российской Федера-
ции, в случае, если такое отчуждение приведет к:
а) появлению в их уставном (складочном) капитале доли (вклада)
иностранного участия, составляющей 50 процентов и более;
б) появлению в их уставном (складочном) капитале более 50 про-
центов доли (вклада) российского юридического лица с иностран-
ным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (скла-
дочном) капитале которого составляет 50 процентов и более.

Статья 26
Ограничения, связанные с финансированием создания
и использования периодических печатных изданий и деятельности
владельца и/или издателя периодического печатного издания
за счет средств бюджетов
В Российской Федерации не допускается финансирование за счет
средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, ме-
стных бюджетов, создания и использования периодических печат-
ных изданий, а также деятельности владельца и/или издателя пери-
одического печатного издания, за исключением случаев, когда такое
финансирование осуществляется:
— в отношении периодических печатных изданий, являющихся
официальными источниками опубликования федеральных за-
конов, законов субъектов Российской Федерации, иных нор-
мативных актов;

100
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

— в отношении периодических печатных изданий, создаваемых
органами государственной власти и органами местного само-
управления для целей опубликования нормативных актов и
иных документов указанных органов, а также документов и
материалов, относящихся к сфере их деятельности;
— в отношении периодических печатных изданий культурно-
просветительского, научного и образовательного характера, а
также предназначенных исключительно для детей и инвали-
дов. Порядок финансирования периодических печатных изда-
ний, указанных в настоящем абзаце, устанавливается Прави-
тельством Российской Федерации;
— в соответствии с законодательством Российской Федерации о
государственной поддержке районных (городских) газет;
— в отношении государственных информационных агентств.


ГЛАВА 5
РЕГИСТРАЦИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

<<

стр. 3
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>