<<

стр. 4
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Статья 27
Порядок регистрации средства массовой информации
1. Деятельность по созданию и использованию средства массовой
информации допускается только после его регистрации, если иное
не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
2. Регистрация средства массовой информации осуществляется
регистрирующим органом в порядке, определяемым Правительст-
вом Российской Федерации.
3. Форма свидетельства о регистрации средства массовой инфор-
мации утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 28
Заявление о регистрации
1. В заявлении о регистрации средства массовой информации
должны быть указаны:
1) сведения о заявителе (заявителях): наименование и организа-
ционно — правовая форма юридического лица, место его нахожде-
ния — для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жи-
тельства, данные документа, удостоверяющего личность, — для
физического лица;
2) название средства массовой информации;

101
Новое информационное законодательство РФ

3) язык (языки) средства массовой информации;
4) форма средства массовой информации;
5) основные тематические направления и (или) специализация;
6) предполагаемая периодичность выпуска;
7) сведения о том, в отношении каких других средств массовой
информации заявитель является владельцем, издателем (вещате-
лем), редакцией.
2. Сведения, указанные в подпунктах 1-5 пункта 1, включаются в
Свидетельство о регистрации средства массовой информации.
3. К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату
регистрационного сбора, копии учредительных документов и копия
документа о государственной регистрации в качестве юридического
лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены
нотариусом) — для юридических лиц, выступающих в качестве за-
явителей; копия свидетельства о государственной регистрации граж-
данина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявле-
нием оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) —
для индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве
заявителя; копию документа, удостоверяющего личность, — для
физического лица, выступающего в качестве заявителя.
При наличии нескольких заявителей средства массовой информа-
ции к заявлению прилагается также соглашение между заявителями,
предусмотренное пунктом 3 статьи 23 настоящего федерального закона.
4. Предъявление иных требований при регистрации средства мас-
совой информации запрещается.
5. Заявителю высылается (выдается) уведомление о приеме заяв-
ления с указанием даты поступления. Свидетельство о регистрации
средства массовой информации или решение об отказе в регистра-
ции должно быть выдано (направлено) заявителю в месячный срок с
даты принятия заявления.
6. С момента регистрации средства массовой информации заяви-
тель (заявители) становится владельцем (совладельцами) средства
массовой информации.

Статья 29
Название средства массовой информации
1. Название средства массовой информации признается средст-
вом индивидуализации средства массовой информации.
2. Название средства массовой информации должно быть указа-
но на государственном языке Российской Федерации и может быть

102
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

указано на языках народов Российской Федерации, а также на иных
языках.
3. В названии средства массовой информации не допускается ис-
пользование:
1) слов и словосочетаний, представляющих собой злоупотребле-
ние свободой массовой информации в смысле статьи 7 настоящего
Федерального закона;
2) наименований международных организаций, членом которых
является Российская Федерация, органов государственной власти
Российской Федерации и органов местного самоуправления без со-
гласия указанных органов и организаций;
3) бранных слов и словосочетаний, образованных на их основе
(нецензурная брань).
Использование в названии средства массовой информации наи-
менований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на
их основе слов и словосочетаний осуществляется в порядке, опреде-
ляемом Правительством Российской Федерации, за исключением
случаев, когда эти наименования и образованные на их основе слова
и словосочетания используются в соответствии с законами Россий-
ской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Пра-
вительства Российской Федерации.

Статья 30
Освобождение от регистрации
Не требуется регистрация периодических печатных изданий ти-
ражом одного номера (выпуска) менее одной тысячи экземпляров.
На владельцев, издателей, редакции таких средств массовой ин-
формации соответствующий статус, установленный настоящим Фе-
деральным законом, распространяется с момента начала деятельно-
сти по созданию и использованию средства массовой информации.

Статья 31
Отказ в регистрации
1. Отказ в регистрации средства массовой информации возможен
только по следующим основаниям:
1) если указанные в заявлении сведения не соответствуют дейст-
вительности;
2) если примерная тематика и (или) специализация средства мас-
совой информации представляют злоупотребление свободой массо-
вой информации в смысле статьи 7 настоящего Федерального закона;

103
Новое информационное законодательство РФ

3) если название средства массовой информации нарушает пра-
вила, установленные пунктом 3 статьи 29 настоящего Федерального
закона.
4) если название заявленного на регистрацию средства массовой
информации совпадает или имеет сходство до степени смешения с
названием ранее зарегистрированного тем же регистрирующим ор-
ганом средства массовой информации той же формы периодическо-
го распространения массовой информации;
5) если имеется нарушение требований, установленных п. 4 ст. 23,
ст. 25, ст. 26 настоящего Федерального закона.
2. Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в
письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных
настоящим Федеральным законом.
Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
3. Заявление о регистрации средства массовой информации воз-
вращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания воз-
врата:
1) если в заявлении содержатся не все сведения, предусмотрен-
ные в пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона;
2) если заявление подано с нарушением требований пунктов 1
или 3 статьи 28 настоящего Федерального закона;
3) если заявление от имени заявителя подано лицом, не имею-
щим на то полномочий;
4) если не уплачен регистрационный сбор.
После устранения нарушений заявление принимается к рассмот-
рению.

Статья 32
Перерегистрация и уведомление
1. При смене владельца, изменении состава совладельцев, а равно
наименования, в том числе на основании судебного решения о запре-
те использования в наименовании товарных знаков без разрешения
их правообладателей, языка, формы средства массовой информации,
средство массовой информации подлежит перерегистрации.
Перерегистрация средств массовой информации осуществляется
в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для
регистрации средства массовой информации.
2. При изменении местонахождения (места жительства) или наи-
менования (фамилии, имени, отчества) владельца (одного из совла-
дельцев) средства массовой информации владелец обязан в месяч-
ный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган.
104
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

Статья 33
Регистрационный сбор
1. За выдачу свидетельства о регистрации взимается регистраци-
онный сбор, равный пятикратному минимальному размеру оплаты
труда, установленному Федеральным законом.
2. Для средств массовой информации, специализирующихся на
сообщениях и материалах рекламного или эротического характера,
регистрационный сбор устанавливается в размере, равном стократ-
ному минимальному размеру оплаты труда, установленному Феде-
ральным законом.
Для детских, юношеских, образовательных, научных, культурно-
просветительских, экологических средств массовой информации, а
также для предназначенных преимущественно для инвалидов, пен-
сионеров и других малообеспеченных групп населения регистраци-
онный сбор устанавливается в размере, равном одному минимально-
му размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом.
Сумма регистрационного сбора зачисляется в федеральный бюджет.
3. В случае отказа в регистрации, а равно отказа от регистрации
заявитель имеет право на возврат регистрационного сбора.

Статья 34
Полномочия регистрирующего органа по контролю за соблюдением
требований настоящего Федерального закона
1. Регистрирующий орган осуществляет контроль за соблюдени-
ем владельцем средства массовой информации, издателем, вещате-
лем, редакцией требований настоящего Федерального закона.
2. При выявлении нарушения владельцем положений пунктов
1–3, 5 статьи 7 настоящего Федерального закона регистрирующий
орган вправе вынести предупреждение.
3. При выявлении нарушения владельцем положений настояще-
го Федерального закона регистрирующий орган вправе вынести
предписание об устранении таких нарушений.
Предписание регистрирующего органа является обязательным
для исполнения владельцем.
В случае если предписание регистрирующего органа не выполне-
но владельцем в месячный срок, регистрирующий орган вправе вы-
нести повторное предписание об устранении допущенных и не уст-
раненных нарушений. При неисполнении владельцем средства мас-
совой информации такого повторного предписания регистрирую-
щий орган вправе в течение шести месяцев с момента окончания

105
Новое информационное законодательство РФ

срока для устранения нарушений, установленного повторным пред-
писанием, обратиться в суд с требованием об аннулировании свиде-
тельства о регистрации средства массовой информации.
4. Предписания и предупреждения регистрирующего органа вы-
носятся в письменной форме.
5. Предписание и предупреждение могут быть обжалованы в су-
дебном порядке.
6. Предписания и предупреждения регистрирующего органа выно-
сятся не позднее шести месяцев с момента совершения нарушения.
7. Предписания и предупреждения регистрирующего органа счи-
таются действительными в течение одного года со дня их вынесения,
если до истечения этого срока регистрирующим органом не будет
принято решение о прекращении их действия, либо их недействи-
тельность не будет установлена вступившим в законную силу реше-
нием суда.

Статья 35
Аннулирование свидетельства
о регистрации средства массовой информации
1. Свидетельство о регистрации средства массовой информации
подлежит аннулированию регистрирующим органом:
1) при информировании регистрирующего органа о прекраще-
нии создания и использования средства массовой информации по
решению его владельца (совладельцев).
При аннулировании свидетельства о регистрации средства массо-
вой информации в соответствии с настоящим подпунктом владелец
должен:
— представить согласие всех совладельцев (при их наличии) на
аннулирование свидетельства о регистрации средства массо-
вой информации,
— копию уведомления издателю (вещателю) о подаче заявления об
аннулировании свидетельства о регистрации средства массовой
информации с приложением доказательств его отправления.
В случае, если право на прекращение создания и использования
средства массовой информации передано издателю (вещателю), вла-
делец наряду с документами, указанными в настоящем абзаце, пред-
ставляет согласие издателя (вещателя) на аннулирование свидетель-
ства о регистрации средства массовой информации.
2) если владелец — юридическое лицо, общественное или рели-
гиозное объединение, государственный орган ликвидированы и от-

106
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

сутствуют лица, которым переданы их права и обязанности в отно-
шении средства массовой информации.
3) по решению суда.
2. Свидетельство о регистрации средства массовой информации
может быть аннулировано регистрирующим органом по решению
суда, принятому по заявлению регистрирующего органа, если:
1) свидетельство о регистрации получено обманным путем;
2) средство массовой информации не обновляется (выпускается)
более двух лет;
3) владельцем не выполнены требования повторного предписа-
ния регистрирующего органа об устранении допущенных наруше-
ний настоящего Федерального закона;
4) имеются неоднократные действующие (не утратившие силу)
предупреждения регистрирующего органа, вынесенные владельцу в
соответствии с настоящим Федеральным законом.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
может быть также аннулировано регистрирующим органом по реше-
нию суда, принятому на основании заявления регистрирующего ор-
гана или прокурора в случае неоднократного распространения через
средство массовой информации экстремистских материалов, либо
если распространение таких материалов повлекло за собой наруше-
ние прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда обще-
ственной безопасности, личности, здоровью граждан, собственнос-
ти, законным экономическим интересам физических и (или) юри-
дических лиц, обществу и государству или создает реальную угрозу
причинения такого вреда, либо в случае распространения экстре-
мистских материалов, содержащих призывы к насильственному из-
менению основ конституционного строя или нарушению террито-
риальной целостности Российской Федерации, осуществлению мас-
совых беспорядков, террористической деятельности, созданию не-
законных вооруженных формирований, а также при нарушении
правил создания и использования средств массовой информации в
отношении проводящихся контртеррористических операций.
3. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с заявлением
об аннулировании свидетельства о регистрации средства массовой
информации в течение шести месяцев с момента вынесения второго
действующего предупреждения.
4. При решении судом вопроса об аннулировании свидетельства
о регистрации средства массовой информации на основаниях, пре-
дусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 2 настоящей статьи, не учи-

107
Новое информационное законодательство РФ

тываются вынесенные регистрирующим органом предписания и
предупреждения, которые оспаривались в судебном порядке и по
которым отсутствуют вступившие в законную силу судебные акты, а
также предписания и предупреждения, утратившие силу в связи с
решением регистрирующего органа о прекращении их действия ли-
бо истечением срока их действия в соответствии с пунктом 7 статьи
34 настоящего Федерального закона.
5. Одновременно с подачей заявления в суд об аннулировании
свидетельства о регистрации средства массовой информации регис-
трирующий орган вправе в порядке, предусмотренном процессуаль-
ным законодательством, обратиться с заявлением о приостановле-
нии создания и использования средства массовой информации, ес-
ли отсутствуют иные способы обеспечить соблюдение владельцем
положений настоящего Федерального закона, за нарушение кото-
рых регистрирующим органом выносились предупреждения.
6. При наличии оснований, указанных в части второй пункта 2 на-
стоящей статьи, создание и использование средства массовой инфор-
мации может быть приостановлено по решению регистрирующего
органа на срок до семи дней при наличии фактов противодействия
проведению контртеррористической операции или распространения
через средство массовой информации экстремистских материалов.
7. При приостановлении создания и использования средства мас-
совой информации в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи ре-
гистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении
распространения средства массовой информации (в том числе реа-
лизации тиража соответствующего номера периодического печатно-
го издания или тиража аудио-, видеозаписи, либо вещания соответ-
ствующего теле-, радиоканала).
Решение регистрирующего органа о приостановлении создания и
использования средства массовой информации является обязатель-
ным для исполнения всеми органами государственной власти и ме-
стного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в
том числе осуществляющими распространение средства массовой
информации, деятельность которого приостановлена.
Решение регистрирующего органа о приостановлении создания и
использования средства массовой информации является основани-
ем для изъятия нереализованной части тиража продукции периоди-
ческого печатного издания, содержащей экстремистские материалы.
8. При аннулировании свидетельства о регистрации регистраци-
онный сбор возврату не подлежит.

108
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

Статья 36
Государственный реестр средств массовой информации
1. В Российской Федерации ведется государственный реестр, со-
держащий общедоступные сведения о регистрации средств массовой
информации.
2. Ведение государственного реестра осуществляется уполномо-
ченным Правительством Российской Федерации федеральным орга-
ном исполнительной власти в порядке, установленном Правительст-
вом Российской Федерации.


ГЛАВА 6
СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

§1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37
Недопустимость воспрепятствования созданию
и использованию средства массовой информации
Воспрепятствование осуществляемому на законном основании
созданию и использованию средства массовой информации со сто-
роны физических и юридических лиц, общественных объединений,
государственных органов, органов местного самоуправления и их
должностных лиц не допускается.

Статья 38
Обязательные сообщения
1. Владелец средства массовой информации, вещатель, издатель
обязаны опубликовать бесплатно и в предписанный срок вступившее
в законную силу решение суда, содержащее требование об опублико-
вании такого решения через данное средство массовой информации.
Владелец средства массовой информации, вещатель или издатель
обязаны опубликовать бесплатно и в предписанный срок сообще-
ния, обязательность бесплатного опубликования которых установ-
лена федеральным законодательством Российской Федерации о вы-
борах и референдумах.
2. Государственные средства массовой информации обязаны рас-
пространять сообщения и материалы федеральных органов государ-
ственной власти и органов государственной власти субъектов Рос-
109
Новое информационное законодательство РФ

сийской Федерации в порядке, установленном федеральным зако-
ном «О порядке освещения деятельности органов государственной
власти в государственных средствах массовой информации».

Статья 39
Средства массовой информации рекламного характера
1. Рекламным признается средство массовой информации, объем
рекламы которого или фактическое время вещания рекламы в кото-
ром превышает пределы, установленные законодательством Россий-
ской Федерации о рекламе для средств массовой информации, не
специализирующихся на распространении рекламных материалов.
2. Периодическое печатное издание не может быть признано рек-
ламным исключительно исходя из некоммерческого (бесплатного)
способа его распространения.

Статья 40
Средства массовой информации эротического характера
1. Под средством массовой информации, специализирующимся
на сообщениях и материалах эротического характера для целей на-
стоящего Федерального закона понимается периодическое печат-
ное и/или электронное издание, или теле-, радиоканал, или иное
средство массовой информации, которое в целом и систематически
эксплуатируют интерес к сексу.
2. Распространение специализированных радио- и телеканалов
эротического характера, а равно отдельных передач эротического ха-
рактера, без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4
часов по местному времени, если иное не установлено органами го-
сударственной власти субъектов Российской Федерации в отноше-
нии радио- или телеканалов, распространяемых исключительно в
пределах их территорий.
3. Издатели периодических печатных и электронных изданий при
распространении программ теле- и радиопередач обязаны указы-
вать, какие передачи носят эротический характер, предупреждая о
нежелательности их просмотра зрителями, не достигшими шестнад-
цатилетнего возраста.
4. Розничная продажа продукции средств массовой информации,
специализирующихся на сообщениях и материалах эротического ха-
рактера, допускается только в запечатанных упаковках и в специаль-
но предназначенных для этого помещениях, расположение которых
определяется органами местного самоуправления.

110
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

Привлекать лиц моложе 18 лет к распространению и продаже
продукции периодических печатных изданий эротического характе-
ра запрещается.
5. Реклама продукции периодических печатных изданий эротичес-
кого характера, воспроизводящая фрагменты их содержания, допуска-
ется только в средствах массовой информации эротического характера.

Статья 41
Использование средств массовой информации
при проведении предвыборной агитации
Использование средств массовой информации при проведении
предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуще-
ствляется в соответствии с законодательством Российской Федера-
ции о выборах и референдумах.


§2. СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ

Статья 42
Особенности правового положения
владельца печатного средства массовой информации
1. Владелец передает все права на производство и распростране-
ние печатного средства массовой информации издателю, если иное
не предусмотрено договором между ними. С момента заключения
договора ответственность за соответствие производства и распрост-
ранения печатного средства массовой информации требованиям на-
стоящего Федерального закона несет издатель. Заключение договора
с издателем не освобождает владельца от ответственности в порядке,
предусмотренном ст. 7 настоящего Федерального закона.
2. Договором между владельцем и издателем помимо условий, ус-
тановленных п. 2 ст. 24, должно быть предусмотрено:
— права издателя при смене владельца;
— условия и порядок расторжения договора, в том числе при
смене владельца;
— порядок приостановления и прекращения выпуска печатного
средства массовой информации.
При смене владельца новый владелец не вправе расторгнуть дого-
вор с издателем до истечения срока его действия, если иное не уста-
новлено договором. Новый владелец вправе расторгнуть договор с

111
Новое информационное законодательство РФ

издателем, заключенный на неопределенный срок, только по осно-
ваниям и в порядке, предусмотренном таким договором.
3. При наличии договора с издателем право владельца прекра-
тить или приостановить выход печатного средства массовой ин-
формации в период действия договора ограничивается положени-
ями настоящего Федерального закона и условиями договора с из-
дателем.

Статья 43
Особенности правового положения
издателя средства массовой информации
1. Издатель периодического печатного издания осуществляет
производство и распространение периодического печатного изда-
ния как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц на осно-
вании соответствующих договоров, в том числе об оказании редак-
ционных и иных услуг.
2. Издатель периодического печатного издания:
— самостоятельно принимает решения о порядке и способах вы-
пуска периодического печатного издания, производства и рас-
пространения его продукции, если его договором с владель-
цем средства массовой информации не предусмотрено иное;
— определяет тираж периодического печатного издания;
— обладает правом собственности и иными правами на продук-
цию периодического печатного издания;
— имеет иные права и несет обязанности, предусмотренные на-
стоящим Федеральным законом.
Издатель несет ответственность за достоверность указания тира-
жа периодического печатного издания в выходных данных в соответ-
ствии с действующим законодательством.
3. Заключение издателем договоров с третьими лицами на выпол-
нение ими работ (услуг) по производству продукции периодическо-
го печатного издания не влечет перехода к последним предусмотрен-
ных настоящим Федеральным законом прав и обязанностей издате-
ля, если иное не установлено договором между ними.

Статья 44
Выходные данные периодического печатного издания
1. Каждый выпуск периодического печатного издания должен со-
держать следующие сведения:
название периодического печатного издания;

112
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

регистрационный номер свидетельства о регистрации средства
массовой информации и наименование органа, зарегистрировавше-
го издание;
наименование и место нахождения владельца — для юридичес-
ких лиц; фамилия, имя, отчество и почтовый адрес владельца — для
физических лиц;
наименование и место нахождения издателя — для юридичес-
ких лиц; фамилия, имя, отчество и почтовый адрес издателя — для
физических лиц;
порядковый номер выпуска и дата подписания его в печать;
тираж;
цена — либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;
наименование и адрес типографии;
указание на специализированный характер периодического пе-
чатного издания.
2. Издатель вправе указывать и иные сведения в перечне выход-
ных данных зарегистрированного им периодического печатного из-
дания.

Статья 45
Обязательные экземпляры
1. Доставка обязательных экземпляров периодических печатных
изданий осуществляется в порядке, установленном Федеральным
законом об обязательном экземпляре документов.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в
соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять регис-
трацию средств массовой информации, вправе обязать издателя на-
правлять платные экземпляры также и в другие учреждения и организа-
ции.

Статья 46
Порядок распространения
1. Издатель свободен в выборе способа распространения продук-
ции периодического печатного издания, если иное не установлено
настоящим Федеральным законом и договором с владельцем средст-
ва массовой информации.
2. Распространение продукции периодического печатного изда-
ния считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продук-
ция, предназначенная для некоммерческого распространения,


113
Новое информационное законодательство РФ

должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом ком-
мерческого распространения.
3. Принудительное изъятие или уничтожение тиража или его ча-
сти допускается только на основании вступившего в законную силу
судебного акта.

Статья 47
Электронная версия периодического печатного издания
1. Электронная версия периодического печатного издания ин-
формации является одним из способов распространения периодиче-
ского печатного издания.
2. Издатель периодического печатного издания вправе распрост-
ранять электронную версию периодического печатного издания на
магнитных, оптических и (или) магнитно-оптических носителях и в
электронном виде (в том числе через глобальную компьютерную
сеть Интернет) без регистрации электронной версии в качестве са-
мостоятельного средства массовой информации при условии иден-
тичности содержания печатной и электронной версии соответству-
ющего средства массовой информации.
Не рассматривается как нарушение идентичности содержания
исключение из электронной версии и (или) замена полностью или
частично рекламных сообщений, содержащихся в печатной версии
периодического печатного издания, а также уменьшение объема
представленных в электронной версии материалов, по сравнению с
печатной версией.
3. Издатель периодического печатного издания обязан уведомить
уполномоченный государственный орган исполнительной власти в
области средств массовой информации о распространении элек-
тронной версии периодического печатного издания.

§3. СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ТЕЛЕВИЗИОННЫХ И РАДИОКАНАЛОВ

Статья 48
Лицензия на вещание
1. Право на осуществление деятельности по использованию ин-
формационной среды для осуществления телевизионного вещания и
радиовещания (в том числе вещания дополнительной массовой ин-
формации) возникает с момента получения лицензии на вещание.
Лицензии на вещание выдаются лицензирующим органом.


114
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

Порядок лицензирования определяется Правительством Россий-
ской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Феде-
рального закона.
2. Лицензирование наземного эфирного вещания в уномедийной
среде в столицах субъектов Российской Федерации и в городах с на-
селением более 200 тысяч человек осуществляется на конкурсной
основе. Порядок проведения таких конкурсов устанавливается Пра-
вительством Российской Федерации.
3. Лицензия на вещание в уномедийной информационной среде
дает ее держателю право использовать с соблюдением лицензионных
условий радиочастотный канал (частоту) в определенной лицензией
уномедийной среде на указанной в лицензии территории.
4. Лицензия на вещание в мультимедийной информационной
среде дает ее держателю право использовать с соблюдением лицен-
зионных условий ресурсы многоканальных информационных сред
на указанной в лицензии территории.
5. Право использования радиочастотных каналов, предусмотрен-
ное пунктами 3 и 4 настоящей статьи, осуществляется вещателем са-
мостоятельно в случае, если он одновременно является оператором
соответствующей информационной среды, или на основании соот-
ветствующих договоров с оператором (операторами) соответствую-
щей информационной среды в случае, если вещатель не является
оператором соответствующей информационной среды.
6. В лицензии на вещание в мультимедийной информационной
среде указывается территория действия лицензии:
лицензия на осуществление вещания на территории соответству-
ющего муниципального образования;
лицензия на осуществление вещания на территории соответству-
ющего субъекта Российской Федерации;
лицензия на осуществление вещания на территории нескольких
определенных лицензией субъектов Российской Федерации;
лицензия на осуществление вещания на территории Российской
Федерации;
лицензия на осуществление вещания на территории Российской
Федерации и за ее пределами.
Осуществление вещания в мультимедийной среде за пределами
территориального действия лицензии (осуществление вещания с на-
рушением уровня выданной лицензии) запрещено.
7. В выдаче лицензии на вещание должно быть отказано, если от-
сутствует техническая возможность осуществлять вещание с заяв-
ленными характеристиками.

115
Новое информационное законодательство РФ

В выдаче лицензии на вещание может быть отказано на основа-
ниях, предусмотренных условиями конкурса, если заявки рассмат-
риваются на конкурсной основе.
8. Права и обязанности вещателя могут переуступаться вещате-
лем третьим лицам. Переуступка прав и обязанностей вещателя осу-
ществляется только в полном объеме. Переуступка прав и обязанно-
стей вещателя в соответствии с положениями настоящей статьи вле-
чет за собой переоформление лицензии в соответствии со статьей 52
настоящего Федерального закона.
9. Размеры и порядок взимания сборов за получение лицензии на
вещание, за переоформление лицензии, а также порядок определе-
ния конкурсных сборов при предоставлении права на вещание на
конкурсной основе устанавливаются Правительством Российской
Федерации.
10. Получение лицензии на вещание влечет за собой заключение
договора на оказание услуг связи по распространению теле- или ра-
диоканала с соответствующим оператором мультимедийной/уноме-
дийной информационной среды.
11. Оператор соответствующей информационной среды обязан
заключить договор с вещателем телевизионного или радиоканала
особой социальной значимости об их распространении в мультиме-
дийной среде в соответствии с условиями, определенными для рас-
пространения телерадиоканалов особой социальной значимости.
Критерии определения каналов особой социальной значимости,
их перечень и условия распространения устанавливаются Прави-
тельством Российской Федерации.
12. Содержание социального стандарта при вещании в уномедий-
ной среде определяется лицензирующим органом, а в случае получе-
ния лицензии в конкурсном порядке — лицензирующим органом
на основании решения Федеральной конкурсной комиссии по теле-
радиовещанию.
При этом государство осуществляет финансовую поддержку со-
здания и использования социально значимых материалов (передач,
программ) теле-, радиоканалов.

Статья 49
Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию
1. Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию об-
разуется при лицензирующем органе в целях обеспечения рацио-
нального использования ограниченного количества радиочастотных

116
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

каналов (радиочастот) для телерадиовещания, развития добросове-
стной конкуренции в сфере телерадиовещания, соблюдения общест-
венных интересов в области телерадиовещания.
2. Порядок формирования и деятельности Федеральной конкурс-
ной комиссии по телерадиовещанию определяется Правительством
Российской Федерации.

Статья 50
Срок действия лицензии
1. Срок действия лицензии на вещание составляет десять лет.
2. По истечении срока действия лицензии на вещание она авто-
матически пролонгируется выдавшим ее лицензирующим органом
на последующий десятилетний срок, за исключением случаев, когда
вещателем допускались нарушения требований настоящего Феде-
рального закона, по поводу которых имеются действующие (не утра-
тившие силу) предупреждения лицензирующего органа.
3. Отказ в продлении срока действия лицензии может быть обжа-
лован в суд.

Статья 51
Форма лицензии на вещание
1. Форма лицензии на вещание устанавливается Правительством
Российской Федерации.
2. Лицензия на вещание должна содержать:
наименование лицензирующего органа;
вид вещания (телевизионное или радиовещание);
наименование с указанием организационно-правовой формы ве-
щателя — для юридических лиц, фамилия, имя, отчество с указани-
ем места жительства — для физических лиц;
социальный стандарт — для лицензии на вещание в уномедий-
ной среде;
параметры информационной среды;
номер лицензии;
дата выдачи лицензии и дата начала вещания;
срок действия лицензии;
для лицензии на вещание в уномедийной среде — территория
действия лицензии, мощности передатчиков и номеров частотных
каналов;
10) для лицензии на вещание в мультимедийной среде — терри-
тория действия лицензии.

117
Новое информационное законодательство РФ

Статья 52
Переоформление лицензии на вещание
1. Лицензия на вещание подлежит переоформлению в следующих
случаях:
1) реорганизация организации, являющейся вещателем;
2) переуступка прав и обязанностей вещателя в порядке, предусмо-
тренном пунктом 8 статьи 48 настоящего Федерального закона;
3) изменения местонахождения или наименования организации,
являющейся вещателем;
4) изменение фамилии, имени, отчества или места жительства фи-
зического лица, являющегося вещателем;
5) для лицензии на вещание в уномедийной среде:
изменения данных о радиочастотном канале, на котором осуществ-
ляется вещание;
существенного увеличения территории, покрываемой вещанием, за
исключением случаев, когда в результате этого в территорию, покры-
ваемую вещанием, попадают населенные пункты, указанные в пункте
2 статьи 48 настоящего Федерального закона;
изменения содержания информационного социального стандарта;
6) для лицензии на вещание в мультимедийной среде — измене-
ния территориального уровня лицензии;
7) снижение уровня социального стандарта.
2. В случае получения лицензии на вещание по конкурсу, держатель
лицензии (вещатель) вправе снизить уровень социального стандарта
только с согласия Федеральной конкурсной комиссии по телерадиове-
щанию.
3. Переоформление лицензии не влечет изменения срока ее дейст-
вия.

Статья 53
Полномочия лицензирующего органа по контролю
за исполнением условий выданной им лицензии
1. Лицензирующий орган осуществляет контроль за соблюдением
вещателем условий выданной ему лицензии.
2. При выявлении нарушения вещателем положений настоящего
Федерального закона лицензирующий орган вправе вынести предпи-
сание об устранении таких нарушений.
Предписание лицензирующего органа являются обязательным для
исполнения вещателем.

118
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

В случае если предписание лицензирующего органа в установлен-
ный предписанием срок вещателем не выполнено, лицензирующий
орган вправе вынести повторное предписание об устранении допу-
щенных и не устраненных нарушений. При неисполнении вещателем
повторного предписания лицензирующий орган вправе в течение ше-
сти месяцев с момента окончания срока для устранения нарушений,
установленного повторным предписанием, обратиться в суд с требова-
нием об аннулировании лицензии на вещание.
3. При выявлении нарушения вещателем положений пунктов 2, 5
ст. 7 настоящего Федерального закона, несоблюдения условий лицен-
зии о территории вещания либо снижения уровня социального стан-
дарта лицензирующий орган вправе вынести ему предупреждение.
4. Предписания и предупреждения лицензирующего органа выно-
сятся в письменной форме.
5. Предписание и предупреждение могут быть обжалованы в судеб-
ном порядке.
6. Предписания и предупреждения лицензирующего органа выно-
сятся не позднее шести месяцев с момента совершения нарушения.
7. Предписания и предупреждения лицензирующего органа счита-
ются действительными в течение одного года со дня их вынесения, ес-
ли до истечения этого срока лицензирующим органом не будет приня-
то решение о прекращении их действия, либо их недействительность
не будет установлена вступившим в законную силу решением суда.

Статья 54
Аннулирование и приостановление действия лицензии
1. Лицензия на вещание подлежит аннулированию лицензирую-
щим органом:
1) по заявлению вещателя об аннулировании лицензии на вещание;
2) по истечении срока действия лицензии, если лицензия не под-
лежит пролонгации в соответствии с настоящим Федеральным зако-
ном;
3) если держатель лицензии — юридическое лицо, обществен-
ное или религиозное объединение ликвидированы и отсутствуют ли-
ца, которым их права и обязанности в отношении лицензии могут
быть переданы.
2. Лицензия может быть аннулирована судом только на основа-
нии заявления выдавшего ее органа если:
1) лицензия была получена обманным путем;
2) вещатель не осуществляет теле- или радиовещание более года;

119
Новое информационное законодательство РФ

3) вещателем не выполнены требования повторного предписания
лицензирующего органа об устранении допущенных нарушений на-
стоящего Федерального закона, вынесенного в соответствии с пунк-
том 2 статьи 53 настоящего Федерального закона;
4) имеются неоднократные действующие (не утратившие силу)
предупреждения лицензирующего органа, вынесенные владельцу,
осуществляющему функции вещателя, в соответствии с настоящим
Федеральным законом.
3. Лицензирующий орган вправе обратиться в суд с заявлением об
аннулировании лицензии на вещание в течение шести месяцев с мо-
мента вынесения второго действующего предупреждения. По исте-
чении этого срока лицензирующий орган не вправе требовать анну-
лирования лицензии на вещание.
4. При решении судом вопроса об аннулировании лицензии на
вещание на основаниях, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пунк-
та 2 настоящей статьи, не учитываются вынесенные лицензирую-
щим органом предписания и предупреждения, которые оспарива-
лись в судебном порядке и по которым отсутствуют вступившие в за-
конную силу судебные акты, а также предписания и предупрежде-
ния, утратившие силу в связи с решением лицензирующего органа о
прекращении их действия либо истечением срока их действия.
5. Одновременно с подачей заявления в суд об аннулировании
лицензии на вещание лицензирующий орган вправе обратиться с за-
явлением о приостановлении лицензии на вещание, если отсутству-
ют иные способы обеспечить соблюдение вещателем положений на-
стоящего Федерального закона, за нарушение которых лицензирую-
щим органом выносились предупреждения.
6. При аннулировании лицензии на вещание все платежи за ли-
цензию возврату не подлежат.

Статья 55
Недопустимость воспрепятствования телерадиовещанию
1. Воспрепятствование уверенному приему радио- и (или) теле-
каналов путем создания искусственных помех в полосе радиочастот,
на которых осуществляется вещание по лицензии, влечет админист-
ративную ответственность в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации.
2. Индустриальные помехи, возникающие при эксплуатации тех-
нических устройств в процессе хозяйственной деятельности, подле-
жат устранению за счет лиц, в собственности (ведении) которых на-
ходятся источники этих помех.
120
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

Статья 56
Хранение материалов радио- и телеканалов
1. В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для
правильного разрешения споров вещатель обязан:
сохранять распространенные им материалы (программы, переда-
чи) теле-, радиоканала;
фиксировать в регистрационном журнале распространенные им
материалы (программы, передачи) теле-, радиоканала.
2. В регистрационном журнале указываются дата и время выхода
в эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и основные участники.
3. Сроки хранения:
материалов (программ, передач) — не менее одного месяца со
дня их распространения;
регистрационного журнала — не менее одного года с даты по-
следней записи в нем.


§4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА

Статья 57
Информационные агентства
1. Информационное агентство осуществляет сбор, подготовку и
оперативное распространение массовой информации по каналам
связи в режиме реального времени (лента новостей).
Информационное агентство может выпускать бюллетени, вест-
ники, другие периодические печатные и электронные издания, а
также распространять массовую информацию в иных формах.
Информационному агентству принадлежат исключительные
права на материалы ленты новостей и другую продукцию, указанную
в настоящем пункте.
2. Вся продукция информационных агентств, указанная в пункте
1 настоящей статьи, подпадает под действие правил, предусмотрен-
ных законодательством в отношении продукции периодических пе-
чатных изданий.
3. Информационное агентство располагает собственной коррес-
пондентской сетью. Не менее 75 процентов информационных сооб-
щений информационного агентства, распространяемых на ленте но-
востей, должно исходить от собственной корреспондентской сети и
не может являться простой переработкой сообщений других средств
массовой информации. Несоблюдение этого условия является осно-
ванием для применения в отношении соответствующих средств мас-
совой информации мер, предусмотренных статьей 35 настоящего
Федерального закона.
121
Новое информационное законодательство РФ

4. При использовании сообщений и материалов информацион-
ного агентства другими средствами массовой информации ссылка на
информационное агентство обязательна, если иное не предусмотре-
но договором с информационным агентством.
Несоблюдение данного правила влечет за собой обязанность
опубликовать в том же средстве массовой информации сведения об
источнике информации в течение 10 дней с момента поступления
такого требования от информационного агентства. При невыполне-
нии этой обязанности информационное агентство вправе требовать
опубликования сообщения об источнике в судебном порядке.
5. Лицо, осуществляющее деятельность, указанную в настоящей
статье, при соблюдении условий п. 3 настоящей статьи имеет статус
информационного агентства.


§5. СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЭЛЕКТРОННЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

Статья 58
Создание и использование электронных периодических изданий
1. Правила, установленные настоящим Федеральным законом в
отношении зарегистрированных периодических печатных изданий,
применяются, если иное не установлено настоящим Федеральным
законом, к периодическим электронным изданиям.
2. Владелец информационного ресурса, размещенного в инфор-
мационной системе общего пользования (глобальных компьютер-
ных сетях), вправе не представлять его на регистрацию в качестве пе-
риодического электронного издания. В этом случае на такой инфор-
мационный ресурс, его владельца, издателя, редакцию не распрост-
раняются правила, установленные законодательством Российской
Федерации о средствах массовой информации.
3. Выходные данные периодического электронного издания, до-
ступ к которому открыт через информационные системы общего
пользования (глобальные компьютерные сети), должны содержать
следующие сведения:
1) название периодического электронного издания;
2) регистрационный номер свидетельства о регистрации перио-
дического электронного издания и наименование регистрирующего
органа;
3) наименование и местонахождение владельца — для юридичес-
ких лиц; фамилия, имя, отчество владельца — для физических лиц;
4) дата последнего полного или частичного обновления.
122
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

ГЛАВА 7
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 59
Международные договоры и соглашения
Межгосударственное сотрудничество в области массовой инфор-
мации осуществляется на основе общепризнанных принципов и
норм международного права, а также международных договоров
Российской Федерации.
Владельцы средств массовой информации, издатели, вещатели,
редакции, их профессиональные объединения участвуют в междуна-
родном сотрудничестве в области массовой информации на основе
соглашений с иностранными гражданами и юридическими лицами,
а также международными организациями.

Статья 60
Распространение зарубежной информации
1. Гражданам Российской Федерации гарантируется беспрепятст-
венный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств
массовой информации.
2. Ограничение приема программ непосредственного телевизи-
онного вещания допускается не иначе как в случаях, предусмотрен-
ных международными договорами, заключенными Российской Фе-
дерацией.
3. Для распространения продукции зарубежного периодического
печатного издания, то есть не зарегистрированного в Российской
Федерации и создаваемого за его пределами, необходимо получить
разрешение федерального регистрирующего органа, если иной по-
рядок распространения не установлен международным договором
Российской Федерации.
Размер и порядок определения сборов за выдачу разрешений на
распространение продукции зарубежного периодического печатно-
го издания определяется Правительством Российской Федерации.
4. Условия распространения зарубежных теле-, радиоканалов, т.е.
не зарегистрированных в Российской Федерации и/или создаваемых
за ее пределами, определяется Правительством Российской Федера-
ции, если иное не установлено международными договорами.
При этом условия, устанавливаемые для распространения зару-
бежных теле-, радиоканалов не могут быть менее благоприятны-
123
Новое информационное законодательство РФ

ми, чем условия, установленные в соответствии с настоящим фе-
деральным законом для распространения российских теле-, ра-
диоканалов.
5. Распространение продукции зарубежного периодического пе-
чатного издания, теле-, радиоканала может быть запрещено в том
случае, если будет доказано, что распространение такого средства
массовой информации нарушает требования ст. 7 настоящего Феде-
рального закона.

Статья 61
Зарубежные корреспонденты
1. Представительства иностранных средств массовой информа-
ции в Российской Федерации создаются с разрешения федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего государственное
управление в области отношений Российской Федерации с иност-
ранными государствами и международными организациями, если
иное не предусмотрено международным договором Российской Фе-
дерации.
2. Аккредитация в Российской Федерации зарубежных коррес-
пондентов, то есть журналистов иностранных средств массовой ин-
формации, осуществляется федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим государственное управление в области от-
ношений Российской Федерации с иностранными государствами и
международными организациями, в порядке, определяемом Прави-
тельством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 на-
стоящего Федерального закона.
3. На зарубежных корреспондентов, аккредитованных в Россий-
ской Федерации в этом качестве, независимо от их гражданства рас-
пространяется профессиональный статус журналиста, установлен-
ный настоящим Федеральным законом.
4. Правительством Российской Федерации могут быть установле-
ны ответные ограничения в отношении корреспондентов средств
массовой информации тех государств, в которых имеются специаль-
ные ограничения для осуществления профессиональной деятельно-
сти журналистов средств массовой информации, зарегистрирован-
ных в Российской Федерации.




124
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

ГЛАВА 8
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 62
Возложение ответственности
1. Нарушение законодательства Российской Федерации о средст-
вах массовой информации влечет уголовную, административную,
дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с зако-
нодательством Российской Федерации.
2. Ответственность за нарушение законодательства Российской
Федерации о средствах массовой информации может быть возложе-
на на владельцев средств массовой информации, издателей, вещате-
лей, редакции, органы государственной власти, органы местного са-
моуправления, политические партии, общественные и религиозные
объединения, учрежденные ими организации, должностных лиц,
журналистов — в зависимости от того, чьи действия (бездействие)
являются основанием для привлечения к ответственности.

Статья 63
Освобождение от ответственности
Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель, ре-
дакция, журналист не несут ответственности за распространение све-
дений, не соответствующих действительности и порочащих честь,
достоинство и деловую репутацию граждан, либо деловую репутацию
организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граж-
дан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массо-
вой информации и (или) правами журналиста, если эти сведения:
1) присутствуют в обязательных сообщениях;
2) получены от информационных агентств;
3) содержатся в ответе на запрос информации;
4) содержатся в распространяемых для информирования общест-
венности материалах органов, организаций, объединений и лиц, пе-
речисленных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а
равно их пресс-служб и представителей;
5) являются дословным или добросовестным воспроизведением
фрагментов высказываний лиц, занимающих выборные должности
либо должностных лиц органов государственной власти, органов ме-
стного самоуправления, организаций, общественных и религиозных
объединений;
125
Новое информационное законодательство РФ

6) содержатся в авторских произведениях, в том числе авторских
информационно-аналитических программах, идущих в эфир без
предварительной записи;
7) если они являются дословным и (или) добросовестным вос-
произведением сообщений или их фрагментов, распространенных в
другом средстве массовой информации, которое может быть уста-
новлено и владелец (издатель, вещатель, редакция) которого может
быть привлечен к ответственности за данное нарушение законода-
тельства Российской Федерации о средствах массовой информации.

ГЛАВА 9
ОРГАНЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
В СФЕРЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 64
Права органов саморегулирования в сфере массовой информации
1. Органы саморегулирования в сфере массовой информации —
общественные организации, их ассоциации и союзы юридических
лиц, иные объединения физических и юридических лиц, создавае-
мые в организационно-правовых формах некоммерческих организа-
ций владельцами, издателями, вещателями, редакциями средств
массовой информации, журналистами:
привлекаются к участию в разработке нормативных правовых актов;
проводят общественную экспертизу материалов и сообщений
средств массовой информации на предмет установления их соответ-
ствия требованиям законодательства Российской Федерации о сред-
ствах массовой информации;
вырабатывают правила профессиональной этики журналистов;
привлекаются регистрирующими органами и лицензирующим
органом к осуществлению контроля за соблюдением законодатель-
ства Российской Федерации о средствах массовой информации;
направляют в органы прокуратуры материалы, обращаются в ре-
гистрирующие органы и лицензирующий орган, предъявляют в уста-
новленном порядке иски в суд в интересах как владельцев средств
массовой информации, издателей, вещателей, редакций, журналис-
тов, так и в интересах неопределенного круга лиц, в случае наруше-
ния их прав, предусмотренных законодательством Российской Фе-
дерации о средствах массовой информации.
2. Споры и жалобы, связанные с нарушением правил профессио-
нальной этики, разрешаются органами саморегулирования.

126
Проект федерального закона «О средствах массовой информации»

ГЛАВА 10
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 65
Введение в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении
шести месяцев со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона ут-
рачивает силу Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах
массовой информации» (Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федера-
ции, 1992, № 7, ст. 300) со всеми последующими изменениями.
3. С момента введения в действие настоящего Федерального за-
кона правовые акты, действующие на территории Российской Феде-
рации, до приведения их в соответствии с настоящим Федеральным
законом применяются в части, не противоречащей настоящему Фе-
деральному закону.
4. Учредители средства массовой информации, зарегистрировав-
шие средства массовой информации до введения в действие настоя-
щего Федерального закона, должны подать заявление на перерегис-
трацию средства массовой информации в соответствии с требовани-
ями настоящего Федерального закона в течение года с момента его
вступления в силу.
При возникновении споров между учредителями в отношении
реализации прав владельцев, а также между учредителями (владель-
цами) и издателями (вещателями), иски о рассмотрении указанных
споров должны быть поданы в соответствующие судебные органы в
течение года с момента вступления в силу настоящего Федерального
закона. В этом случае заявление на перерегистрацию средства мас-
совой информации должно быть подано в течение трех месяцев с
момента вступления в законную силу судебного акта.
В том случае, если заявление на перерегистрацию средства массо-
вой информации не подано в сроки, установленные настоящим
пунктом, регистрирующий орган выносит предписание об устране-
нии нарушений сроков перерегистрации средства массовой инфор-
мации, предусмотренных настоящим пунктом.
Регистрирующий орган вправе аннулировать свидетельство о ре-
гистрации соответствующего средства массовой информации, если
заявление на перерегистрацию не подано в течение месяца со дня

127
Новое информационное законодательство РФ

получения предписания регистрирующего органа, указанного в аб-
заце третьем настоящего пункта.
В случае, если единственным учредителем средства массовой ин-
формации выступает объединение граждан, владельцем средства
массовой информации становится издатель (вещатель).
5. Держатели лицензии на вещание (вещатели), получившие ли-
цензию на вещание до введения в действие настоящего Федерально-
го закона, должны подать заявление о переоформлении лицензии в
федеральный орган исполнительной власти в области средств массо-
вой информации в течение года с момента его вступления в силу.
Лицензирующий орган обязан переоформить лицензии на веща-
ние в соответствии с требованиями настоящего Федерального зако-
на в течение трех месяцев с момента введения в действие Положения
о лицензировании телерадиовещания, утверждаемого Правительст-
вом Российской Федерации.
При переоформлении лицензии на вещание в соответствии с на-
стоящим пунктом срок действия лицензии исчисляется с даты выда-
чи лицензии, подлежащей переоформлению.
6. Если иное не вытекает из содержания настоящего Федерально-
го закона, сведения о существенных условиях договоров (соглаше-
ний), предусмотренные статьей 24 настоящего Федерального закона,
должны быть предоставлены в регистрирующий орган в течение трех
месяцев с момента перерегистрации средства массовой информации.
7. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации В. Путин




128
Комментарий к проекту ФЗ «О средствах массовой информации»

КОММЕНТАРИЙ
к проекту ФЗ «О средствах массовой информации»,
разработанному Индустриальным комитетом СМИ
при участии МПТР РФ

А.Н. Володина,
юрист Фонда защиты гласности

Подготовленный Индустриальным комитетом проект Федераль-
ного Закона «О средствах массовой информации» (в дальнейшем —
Проект) основан на действующем в настоящее время Законе РФ «О
СМИ». Разрабатывая его, авторы не только стремились использо-
вать опыт, накопившийся за годы существования «старого» закона,
но и разрешить ряд проблем, связанных с усложнением обществен-
ных отношений, сложившихся в сфере создания, распространения и
использования средств массовой информации.
Вполне закономерно, что в журналистской среде Проект вы-
звал весьма неоднозначную реакцию: большое количество нова-
ций, часть из которых представляется не вполне удачными, позво-
ляет говорить о необходимости продолжения работы над текстом
этого документа. Не претендуя на исчерпывающий комментарий,
мы ставим перед собой цель обсудить наиболее значимые и акту-
альные положения Проекта, остановиться на его сильных и сла-
бых сторонах.
К числу положительных наработок следует отнести формулиров-
ку ст. 3 Проекта. Она исключает возможность создания на уровне
субъектов РФ нормативных актов, противоречащих Закону «О
СМИ». Действующий закон, по сути, допускает создание на регио-
нальном уровне своих законов о средствах массовой информации. В
ряде регионов органами власти были предприняты попытки приня-
тия нормативных актов, ухудшающих положение СМИ, «закручива-
ющих гайки» на свободе профессиональной деятельности журнали-
стов. Подобный закон, к примеру, действовал в течение непродол-
жительного времени на территории Ханты-Мансийского автоном-
ного округа. Он был признан противоречащим Закону РФ «О СМИ»
и в настоящее время утратил силу.
Ст. 11 Проекта посвящена вопросам распространения конфиден-
циальной информации, она практически дублирует аналогичные
нормы, закрепленные в ст. 41 действующего Закона «О СМИ». Из-

129
Новое информационное законодательство РФ

менения, содержащиеся в тексте ст. 11 касаются перечня лиц, наде-
ленных правом (а равно и обязанностью) хранить молчание и не рас-
крывать источники конфиденциальной информации. Помимо ре-
дакции СМИ «свидетельским иммунитетом» ограждены владелец
СМИ, издатель, вещатель и сам журналист, получивший информа-
цию. Эта юридическая конструкция позволит журналистам, попав-
шим в сферу уголовного судопроизводства в качестве свидетелей,
сохранить на допросе в тайне источник информации без опасения
быть привлеченным к уголовной ответственности за отказ от дачи
показаний.
Ч. 2 ст. 11 предусматривает возможность раскрытия источника
информации: соответствующее решение может быть принято судом
в связи с находящимся у него в производстве делом. Однако второй
абзац указанной части ст. 11 гласит: «не допускается раскрытие ис-
точника информации, если таким раскрытием может быть нанесен
вред охраняемым законом интересам источника информации». Из
текста нормы не ясно, означает ли это положение, что в случае угро-
зы законным интересам источника информации сведения об этом
источнике не предоставляются суду по его требованию? Представля-
ется необходимым скорректировать текст этой нормы таким обра-
зом, чтобы исключить возможность ее двоякого толкования, по-
скольку это может воспрепятствовать правосудию.
К достоинствам Проекта относятся и обозначенные в ст. 9 и 10
сроки предоставления информации по запросу журналиста, редак-
ции СМИ, владельца, издателя или вещателя. Теперь получившие
запрос органы и организации обязаны в трехдневный срок предоста-
вить запрашиваемую информацию, либо мотивированно отказать в
ее предоставлении. Кроме того, максимальная отсрочка в предостав-
лении информации не может превышать 30 дней. Действующий за-
кон предоставляет право направления запроса только редакции
СМИ. Предложение расширить этот список также представляется
позитивным шагом.
Третья и четвертая главы регламентируют статус основных фи-
гур, действующих на «информационном поле». Ст. 18 Проекта со-
держит перечень прав журналиста. Он мало отличается от существу-
ющей редакции ст. 47. Однако имеющиеся редакционные различия
настораживают. В Законе «О СМИ» единственным ограничителем,
упоминаемым в подпункте 5 ч. 1 ст. 47 (соответствующем п. 5 ч. 1 ст.
18 Проекта) является необходимость соблюдения авторских прав.
П. 5 ч. 1 ст. 18 позволяет журналистам копировать, публиковать, ог-

130
Комментарий к проекту ФЗ «О средствах массовой информации»

лашать или иным способом воспроизводить документы и материа-
лы при условии соблюдения требований предыдущего подпункта той
же статьи. А подпункт 4 содержит ограничения, касающиеся досту-
па журналистов к государственной или иной, специально охраняе-
мой законом тайне.
На сегодняшний день журналисты не относятся к лицам, являю-
щимся носителями государственной тайны. Однако за последние
несколько лет попытки силовых структур привлекать журналистов к
ответственности за разглашение сведений, составляющих государст-
венную тайну, участились. Об этом свидетельствует, в частности,
данные мониторинга ФЗГ. Один из последних примеров — уголов-
ное дело, возбужденное сотрудниками ФСБ в октябре 2002 г. против
двух пермских журналистов Константина Стерледева и Константина
Бахарева, работавших в газете «Звезда».
В том случае, если журналист законным путем получил информа-
цию, относящуюся к этой категории, обязанность воздержаться от
ее разглашения на него не возлагается. К ответственности за утечку
этой информации должны привлекаться исключительно должност-
ные лица, допущенные к секретной информации. Оговорка, содер-
жащаяся в п. 5 ч. 1 ст. 18, может дать основание для привлечения
журналистов к ответственности за распространение информации,
формально подпадающей под ограничения п. 4 ч. 1 ст. 18 Проекта.
Эта норма может повлечь очередной всплеск возбуждения уголов-
ных дел против журналистов, особенно тех, кто специализируется на
расследовательской журналистике.
19 статья Проекта, определяющая обязанности журналиста, от-
личается от ст. 49 Закона «О СМИ» незначительными изменениями
формулировок, однако в отличие от ст. 49 в ней отсутствует положе-
ние, согласно которому государство гарантирует журналисту в связи
с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его
чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выпол-
няющему общественный долг. Нет упоминания об этом и в других
статьях, регламентирующих статус журналистов.
Ст. 20 Проекта посвящена аккредитации. К сожалению, авторы
проекта не учли печальный опыт, накопленный за годы применения
действующего закона, и не включили в текст статьи указание на то,
что отсутствие аккредитации не может повлечь за собой ограниче-
ние доступа к информации. В настоящее время часто встречаются
случаи отказа государственных органов в предоставлении информа-
ции именно на этом основании.

131
Новое информационное законодательство РФ

Крайне сложной и непрозрачной представляется структура взаи-
модействия между владельцем СМИ, издателем и редакцией, пред-
ложенная авторами Проекта.
Согласно Проекту, владелец СМИ заменяет фигуру учредителя
СМИ. При обсуждении Проекта неоднократно высказывалось мне-
ние о неудачно подобранном термине «владелец». Действительно,
право владения — это лишь одна из составляющих права собствен-
ности. Возможно, использование предложенного термина «правооб-
ладатель» или словосочетания «собственник СМИ» сможет более
точно отразить полномочия этого лица.
Спорным является и сама трактовка термина «владелец СМИ».
Согласно ст. 4 Проекта под ним понимается лицо, обладающее ис-
ключительным правом на создание и использование СМИ. При этом
не ясно, что именно подразумевается под словосочетанием «исклю-
чительное право на создание». Исходя из буквального толкования,
получается, что никто кроме владельца не может создать СМИ. Но
поскольку оно еще не создано, то владельцем чего будет являться ли-
цо? Расшифровка термина «создание СМИ», следующая за опреде-
лением «владелец СМИ» не вносит никакой ясности. Только ст. 27
Проекта указывает, что создание СМИ допускается после его регис-
трации. Таким образом, искусственное разведение создания СМИ и
регистрации СМИ, прямо не обозначенное в глоссарии, делает всю
конструкция чрезмерно запутанной и усложненной для восприятия
и применения.
Один из новых терминов, вводимых проектом: «использование
СМИ». Под ним понимается «деятельность по распространению
средства массовой информации либо обеспечению доступа к средст-
ву массовой информации, либо иная деятельность по введению
средства массовой информации в оборот». Осуществление этой дея-
тельности предлагается возложить на издателя, устранив из круга
правоотношений фигуру распространителя СМИ.
Еще одна новация — это ограничение круга лиц, имеющих пра-
во осуществлять «редакционные услуги». Согласно Проекту редак-
ция СМИ может существовать в двух формах: как самостоятельное
юридическое лицо и как структурное подразделение владельца, из-
дателя либо вещателя.
Согласно ст. 4 Проекта владелец имеет право передать лицу, име-
нуемому «главный редактор» руководство редакцией СМИ. Это мо-
жет сделать по его поручению и издатель/вещатель. В случае, если
редакция — это структурное подразделение владельца, издателя

132
Комментарий к проекту ФЗ «О средствах массовой информации»

или вещателя — безусловно, они наделены правом назначать лицо,
которое будет осуществлять руководство редакцией. Но в том слу-
чае, если редакция — это самостоятельное юридическое лицо, ко-
торое может согласно п. 3 ст. 24 Проекта одновременно осуществ-
лять создание нескольких СМИ и связано с владельцем исключи-
тельно договорными отношениями, рассматриваемая норма являет-
ся нарушением правил, закрепленных в ГК РФ. В этом случае владе-
лец СМИ, заключивший договор с редакцией об оказании ему ре-
дакционных услуг является лишь заказчиком, но никак не лицом,
имеющим возможность вопреки уставу юридического лица назна-
чать своего главного редактора, т.е. лицо, руководящее деятельнос-
тью независимой организации. Об этой коллизии уже неоднократно
упоминалось юристами, которые занимаются проблемами инфор-
мационного права. Хочется добавить, что при таком варианте взаи-
моотношений между редакцией и владельцем СМИ авторам Проек-
та целесообразно уточнить полномочия владельцев в двух указанных
случаях, а не ограничиваться общей фразой, которая может привес-
ти владельцев СМИ и редакции к конфликтным ситуациям.
Из текста Проекта полностью исчезли всякие упоминания о та-
ком документе, как Устав редакции. Редакция, имеющая статус са-

<<

стр. 4
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>