<<

стр. 6
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

области находящейся в их распоряжении информации гражданам и
организациям.
2. Обязанности по предоставлению информации в соответствии с
положениями настоящего Закона возлагаются на законодательные и
исполнительные органы государственной власти Новосибирской
области.
Иные органы государственной власти, органы местного само-
управления, а также предприятия, учреждения, общественные объе-
динения, средства массовой информации Новосибирской области
предоставляют информацию о своей деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Учреждения и организа-

167
Новое информационное законодательство РФ

ции, финансируемые полностью или частично из средств бюджета
Новосибирской области, не вправе ограничивать доступ к информа-
ции о порядке расходования этих средств.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства вправе требо-
вать предоставления информации органами государственной власти
Новосибирской области наравне с гражданами Российской Федера-
ции, кроме случаев, установленных законодательством Российской
Федерации.

Статья 3
Гласность деятельности органов власти
1. Деятельность органов государственной власти Новосибирской
области является открытой и гласной.
2. Информация о деятельности органов государственной власти
Новосибирской области является общедоступной. Всякое ограниче-
ние доступа к информации о деятельности органов государственной
власти Новосибирской области запрещено кроме случаев, установ-
ленных законодательством Российской Федерации.
3. Решение об отказе в доступе к информации должно быть моти-
вировано. Не может быть отказано в ознакомлении с решением, на
основании которого доступ к информации ограничивается. Доку-
менты и материалы, содержащие сведения, доступ к которым дол-
жен быть ограничен в соответствии с законодательством Российской
Федерации, представляются в части, не содержащей таких сведений.
4. В соответствии с законодательством Российской Федерации не
могут относиться к информации ограниченного доступа:
законодательные и другие нормативные правовые акты, устанав-
ливающие правовой статус органов государственной власти, органов
местного самоуправления, государственных и муниципальных орга-
низаций, общественных объединений, а также касающиеся прав,
свобод и обязанностей граждан, порядка их реализации;
документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуаци-
ях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитар-
но-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для
обеспечения безопасности граждан и населения в целом, безопасно-
го функционирования населенных пунктов и производственных
объектов;
документы, содержащие информацию о деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления, об ис-
пользовании бюджетных средств и других государственных и мест-

168
Проект закона Новосибирской области «О доступе граждан к информации...»

ных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за
исключением отнесенных к государственной тайне;
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и ар-
хивов, информационных системах органов государственной власти,
органов местного самоуправления, государственных и муниципаль-
ных организаций, общественных объединений, представляющие об-
щественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод
и обязанностей граждан.

Статья 4
Ограничение доступа к информации
Информацией с ограниченным доступом в соответствии с зако-
нодательством Российской Федерации признается информация, от-
несенная к государственной тайне, а также конфиденциальная ин-
формация. Порядок отнесения сведений к информации, составляю-
щей государственную или иную охраняемую законом тайну, осуще-
ствляется в соответствии с законодательством Российской Федера-
ции.

Статья 5
Способы предоставления информации
1. Основными способами предоставления информация о дея-
тельности органов государственной власти являются:
обнародование информации о деятельности органов власти;
предоставление информации на основании запроса;
предоставление информации о деятельности органов государст-
венной власти в пунктах коллективного доступа к информационным
системам общего пользования;
обеспечение доступа граждан к заседаниям и предоставление не-
посредственного доступа к документам и материалам органов госу-
дарственной власти.
2. Органы государственной власти Новосибирской области впра-
ве использовать для информирования населения о своей деятельно-
сти иные способы, не запрещенные законодательством Российской
Федерации.
3. Обеспечение органами государственной власти одного из спо-
собов доступа к информации о своей деятельности не может служить
основанием для ограничения предоставления информации посред-
ством другого законного способа.


169
Новое информационное законодательство РФ

ГЛАВА II
ОБНАРОДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 6
Сведения о деятельности органов государственной власти,
обязательные для обнародования
в общедоступных источниках информации
1. Органы государственной власти Новосибирской области обя-
заны обеспечить обнародование в общедоступных источниках ин-
формации следующих видов информации:
1) Справочная и статистическая информация о деятельности ор-
ганов государственной власти.
2) Сведения о порядке доступа к информации о деятельности ор-
ганов государственной власти и порядке работы с гражданами.
3) Сведения о нормотворческой деятельности органов государст-
венной власти.
4) Сведения об исполнительно-распорядительной деятельности
органов государственной власти и хозяйственной деятельности под-
ведомственных им организаций.
К справочной и статистической информации о деятельности органов
государственной власти Новосибирской области относятся следующие
виды сведений:
1) Сведения о структуре государственного органа, сведения о за-
дачах и функциях их структурных подразделений, почтовые адреса,
телефоны справочных служб и адресные реквизиты (почтовый ад-
рес, адрес электронной почты и др.) государственных органов, их
структурных подразделений и территориальных органов, числен-
ность их работников и размер фонда оплаты труда.
2) Сведения о руководителях государственных органов, их струк-
турных подразделений, зарубежных представительств, территори-
альных органов, органов местного самоуправления, подведомствен-
ных им организаций (фамилии, имена и отчества, биографические
данные — по согласованию с указанными лицами).
3) Сведения о депутатах государственных органов законодатель-
ной власти, представительных органов местного самоуправления
(фамилии, имена и отчества, биографические данные — по согла-
сованию с указанными лицами).


170
Проект закона Новосибирской области «О доступе граждан к информации...»

4) Сведения об организациях, подведомственных государствен-
ным органам и органам местного самоуправления: перечень органи-
заций, их почтовые и юридические адреса, телефоны; описание вы-
полняемых ими задач и функций, сведения об их создании, реорга-
низации и ликвидации, численность их работников, основные пока-
затели деятельности, размер фонда оплаты труда.
5) Перечень зарубежных представительств государственных орга-
нов, их почтовые и юридические адреса, телефоны, численность их
работников и размер фонда оплаты труда.
6) Перечень международных организаций, в деятельности кото-
рых принимают участие государственные органы Новосибирской
области.
7) Аналитические доклады, отчеты о работе, обзоры информаци-
онного характера о деятельности государственных органов, направ-
ленные государственным органам.
8) Прогнозы, подготовленные государственными органами и ор-
ганами местного самоуправления.
9) Официальная статистическая информация, собранная и обра-
ботанная государственными органами и их территориальными орга-
нами, органами местного самоуправления.
10) Сведения о результатах проверок, проведенных государствен-
ными органами и подведомственными им организациями в пределах
их компетенции и проверок, проведенных в государственных орга-
нах и подведомственных им организациях.
11) Сведения о состоянии защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безо-
пасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях,
о приемах и способах защиты населения от них, а также иные сведе-
ния, подлежащие доведению государственными органами до граж-
дан и организаций в соответствии с федеральными законами.
К сведениям о порядке доступа к информации о деятельности орга-
нов государственной власти и порядке работы с гражданами относятся
следующие виды сведений:
1) Телефоны и адресные реквизиты (почтовый адрес, адрес элек-
тронной почты и др.) подразделений государственных органов и
подведомственных им организаций по работе с запросами о предо-
ставлении информации, сведения о порядке работы этих подразде-
лений.
2) Перечни информационных систем общего пользования, бан-
ков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государст-

171
Новое информационное законодательство РФ

венных органов и подведомственных им организаций, а также пе-
речни информационных ресурсов и услуг, предоставляемых гражда-
нам и организациям.
3) Сведения об организациях, которым в установленном порядке
переданы государственные заказы на выполнение работ по обеспе-
чению технического сопровождения функций, связанных с обеспе-
чением доступа к информации о деятельности государственных ор-
ганов и органов местного самоуправления (наименование организа-
ции, почтовый и юридический адрес, номер телефона и номер фак-
са, адрес электронной почты).
4) Формы заявлений, установленные законодательством Россий-
ской Федерации и нормативными правовыми актами государствен-
ных органов, принимаемых к рассмотрению государственными ор-
ганами.
5) Обзоры обращений граждан и организаций, поступивших в го-
сударственные органы и органы местного самоуправления, обоб-
щенная информация о результатах рассмотрения таких обращений и
принятых мерах.
К сведениям о нормотворческой деятельности органов государствен-
ной власти относятся следующие виды сведений:
1) нормативные акты, принятые органами государственной влас-
ти Новосибирской области, включая:
сведения о внесении изменений и дополнений в нормативные
правовые акты;
сведения о признании утратившими силу нормативных правовых
актов государственных органов и органов местного самоуправления;
сведения о решениях судов о признании недействующими актов
государственных органов и органов местного самоуправления;
сведения о государственной регистрации нормативных правовых
актов государственных органов в случаях, установленных законода-
тельством Российской Федерации.
2) проекты нормативных актов органов государственной власти
Новосибирской области, включая:
тексты проектов нормативных актов, принятых органами зако-
нодательной власти субъектов Российской Федерации в каждом
чтении;
тексты проектов нормативных актов, непосредственно затраги-
вающих права и свободы жителей Новосибирской области и орга-
низаций, осуществляющих свою деятельность в Новосибирской
области;

172
Проект закона Новосибирской области «О доступе граждан к информации...»

тексты проектов нормативных и ненормативных актов, затраги-
вающих вопросы управления имущественными объектами, находя-
щимися в государственной собственности Новосибирской области,
тексты проектов нормативных и ненормативных актов, связан-
ных с распределением земельных ресурсов Новосибирской области;
тексты проектов нормативных и ненормативных актов, связан-
ных с застройкой населенных пунктов Новосибирской области.
Сведения об исполнительно-распорядительной деятельности орга-
нов государственной власти и хозяйственной деятельности подведомст-
венных им организаций относятся следующие виды сведений:
1) Сведения об официальных мероприятиях, организуемых госу-
дарственными органами (заседания, встречи, брифинги, коллегии,
семинары, «круглые столы», официальные визиты, рабочие поездки
и др.), а также сведения о решениях, принятых на официальных ме-
роприятиях и об их исполнении.
2) Тексты официальных заявлений и выступлений руководителей
и заместителей руководителей государственных органов и их терри-
ториальных органов, органов местного самоуправления.
3) Сведения о планах деятельности государственных органов.
4) Сведения об исполнении бюджета Новосибирской области.
5) Сведения о целевых и иных программах, заказчиками или ис-
полнителями которых являются государственные органы (наимено-
вание, цели и основные задачи, заказчики и головные исполнители
программ, сроки и ожидаемые результаты реализации, объем фи-
нансирования), ходе их реализации.
6) Сведения о расходовании средств иностранной технической
помощи (содействия) по проектам и мероприятиям, осуществляе-
мым с участием государственных органов.
7) Сведения об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экс-
пертизах и других мероприятиях, проводимых государственными
органами, их территориальными органами, органами местного са-
моуправления, а также подведомственными им организациями,
включая:
условия их проведения;
порядок участия в них физических и юридических лиц;
составы конкурсных комиссий, создаваемых государственными
органами и их территориальными органами, органами местного са-
моуправления, а также подведомственными им организациями для
проведения конкурсов на поставку товаров (выполнение работ, ока-
зание услуг) для государственных нужд;

173
Новое информационное законодательство РФ

протоколы заседаний конкурсных комиссий;
порядок обжалования решений, принятых государственными ор-
ганами, их территориальными органами, органами местного само-
управления, подведомственными им организациями.
8) Перечень и существенные условия договоров гражданско-пра-
вового характера, заключенных государственными органами Ново-
сибирской области с организациями.
9) Сведения о международных договорах и соглашениях, в реали-
зации которых принимают участие государственные органы НО.
10) Сведения о поступлении граждан на государственную службу
НО, включая:
порядок поступления граждан на государственную службу;
перечень имеющихся вакантных государственных должностей
государственной службы;
квалификационные требования к кандидатам на замещение ва-
кантных государственных должностей государственной службы;
условия и результаты конкурсов на замещение вакантных госу-
дарственных должностей государственной службы.
11) Сведения о взаимодействии государственных органов, их тер-
риториальных органов, органов местного самоуправления, подве-
домственных им организаций с иными государственными органами,
органами местного самоуправления, общественными объединения-
ми, политическими партиями, профессиональными союзами и дру-
гими организациями, в том числе международными.
12) Сведения об участии государственных органов в реализации
международных договоров Российской Федерации, межведомствен-
ных международных договоров и программ международного сотруд-
ничества.
2. Органы государственной власти Новосибирской области обя-
заны обеспечивать обнародование сведений, перечисленных в п. 1
настоящей статьи, в разумные сроки.
3. Перечисление в п. 1 настоящей статьи видов сведений, обяза-
тельных для обнародования в общедоступных источниках информа-
ции, не может являться основанием для ограничения доступа граж-
дан к иной информации о деятельности органов государственной
власти.




174
Проект закона Новосибирской области «О доступе граждан к информации...»

Статья 7
Размещение обязательной для обнародования информации
о деятельности органов государственной власти
в информационных системах общего пользования
1. Информация о деятельности органов государственной власти
Новосибирской области, которая подлежит обнародованию в соот-
ветствии с настоящим Законом, должна быть доступна в актуальном
состоянии, систематизированном и удобном для ознакомления и
поиска виде на Интернет-страницах органов власти Новосибирской
области для пользователей сети Интернет в Новосибирской области.
2. Ответственность за достоверность электронных версий норма-
тивных актов и иной официальной информации, включенной в ин-
формационные системы общего пользования, несут органы государ-
ственной власти.

Статья 8
Гарантии опубликования информации о деятельности
органов власти в средствах массовой информации
1. Органы государственной власти могут публиковать информа-
цию о своей деятельности в создаваемых ими для этого государст-
венных средствах массовой информации.
2. Органы государственной власти обязаны заведомо осуществ-
лять бесплатную рассылку в средства массовой информации Новоси-
бирской области материалов, которые содержат информацию, обяза-
тельную для обнародования в соответствии с настоящим Законом.

Статья 9
Размещение информации на информационных стендах
1. Основная справочная информация о структуре и порядке рабо-
ты органов власти, а также иная информация о деятельности орга-
нов власти, обладающая особой актуальностью для заявителей и по-
сетителей органов государственной власти, размещается на стацио-
нарных информационных стендах.
2. Информационные стенды располагаются в общедоступных для
посещения гражданами помещениях органов государственной влас-
ти, а также в местах регулярного и значительного скопления людей
(остановках общественного транспорта, учреждениях образования и
культуры, почтовых отделениях и иных).
3. На информационных стендах, расположенных в помещениях
органов государственной власти, помимо основной справочной ин-

175
Новое информационное законодательство РФ

формации размещается текст настоящего Закона, а также образцы
заявлений, обращений, жалоб и запросов граждан для предоставле-
ния в соответствующий орган власти. В месте расположения инфор-
мационных стендов, размещенных в органах государственной влас-
ти, обеспечиваются удобные условия для возможности составления
посетителями заявлений, обращений, жалоб и запросов.

Статья 10
Выпуск официальных справочных изданий
1. Органы государственной власти Новосибирской области на ос-
новании проводимых обзоров поступающих запросов о предостав-
лении информации и обращений граждан обеспечивают подготовку
и выпуск официальных справочных изданий в соответствии с часто
задаваемыми и наиболее актуальными вопросами.
2. Подготовку официальных справочных изданий (в том числе
выдержки из нормативных актов, комментарии, пояснения, схемы,
рекомендации по защите прав граждан и проч.) осуществляют спе-
циалисты и эксперты государственных органов в соответствующей
сфере правового регулирования, а также иные специалисты.
3. Выпуск официальных справочных изданий финансируется за
счет средств, выделенных на работу с запросами о предоставлении
информации и обращениями граждан.


ГЛАВА III
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
НА ОСНОВАНИИ ЗАПРОСА

Статья 11
Формы запроса о предоставлении информации
1. Запросы о предоставлении информации могут направляться
органам государственной власти в форме:
устного обращения;
письменного запроса, доставляемого по почте или передаваемого
лично в органы государственной власти;
текстового сообщения, передаваемого по каналам связи.
2. Ответ на запрос о предоставлении информации осуществляет-
ся в той же форме, в которой был направлен запрос, если в запросе
не указывается иное.


176
Проект закона Новосибирской области «О доступе граждан к информации...»

Статья 12
Порядок предоставления информации при устном обращении
1. В устной форме органами государственной власти предостав-
ляются справочные данные, в том числе устраняющие необходи-
мость направления письменных запросов. Ответственные за предо-
ставление информации лица не обязаны консультировать граждан
по вопросам, составляющим предмет устного запроса.
2. В случае, если незамедлительно сформировать ответ на запрос
не представляется возможным, либо если устный ответ на запрос не
носит исчерпывающего для гражданина характера, а также если есть
основания полагать, что в предоставлении информации должно
быть отказано, запрашивающему информацию разъясняются поря-
док составления письменного запроса и иные способы получения
информации.

Статья 13
Порядок составления и направления письменного запроса
1. Письменный запрос может быть отправлен гражданином по
почте, либо передан лично в соответствующий орган государствен-
ной власти. Направляющее запрос лицо не обязано мотивировать
причину своего интереса в запрашиваемой информации. Запрос со-
ставляется на русском языке.
2. В письменном запросе о предоставлении информации указы-
ваются:
наименование органа государственной власти, являющегося по-
лучателем запроса;
фамилия, имя и отчество запрашивающего информацию;
предмет запроса, сформулированный таким образом, который
позволяет однозначно судить о том, какого рода информация долж-
на быть предоставлена, при этом не требуется точного указания рек-
визитов необходимых документов или материалов;
почтовый адрес заявителя.
3. Требование включения в запрос иных данных не обязательно
для лица, запрашивающего информацию. В запрос о предоставле-
нии информации может быть включен номер контактного телефо-
на гражданина для уточнения предмета письменного запроса, от-
метка о согласии оплатить дополнительные расходы по обработке и
копированию информации в случае их возникновения, а также
иная информация, которая может способствовать выполнению за-
проса.

177
Новое информационное законодательство РФ

4. Органы государственной власти могут разрабатывать и утверж-
дать стандартные формы письменных запросов с учетом положений
настоящей статьи для ускорения обработки и повышения эффектив-
ности предоставления информации по конкретным направлениям
деятельности указанных органов и их структурных подразделений,
однако несоответствие формы запроса стандартной форме не может
служить основанием отказа в предоставлении информации.
5. В местах расположения каждого органа государственной влас-
ти оборудуется пункт приема корреспонденции от граждан.

Статья 14
Порядок рассмотрения и удовлетворения
письменного запроса
1. Письменный запрос о предоставлении информации подлежит
обязательной регистрации. Запрос после регистрации направляется
ответственному за подготовку ответа лицу. Исполнитель запроса
производит поиск необходимых документов и материалов, их копи-
рование и формирование комплекта документов для ответа.
2. Ответ на письменный запрос о предоставлении информации
должен носить исчерпывающий характер, исключающий необходи-
мость повторного обращения гражданина по тому же предмету за-
проса. Исполнитель запроса не обязан при этом консультировать о
порядке применения требуемых документов и материалов.
3. Ответ на письменный запрос о предоставлении информации
должен содержать следующие данные:
тексты запрашиваемых документов и материалов, либо справки о
них или части текстов документов и материалов, если они содержат
исчерпывающую для удовлетворения запроса информацию и их пре-
доставление взамен полных текстов документов и материалов допу-
стимо в соответствии с характером запроса;
решение исполнителя запроса, включающее краткую формули-
ровку предмета запроса, перечень предоставленных документов и
материалов, фамилию и должность исполнителя запроса;
типовую справку об иных способах получения информации, на-
ходящейся в распоряжении соответствующих органов власти, а так-
же о порядке обжалования отказа в предоставлении информации и
полноты ответа на запрос о предоставлении информации.
4. Если запрашиваемые на основании письменного запроса до-
кументы и материалы опубликованы в информационных системах
общего пользования или средствах массовой информации, в отве-

178
Проект закона Новосибирской области «О доступе граждан к информации...»

те вместо текстов запрашиваемых документов и материалов могут
содержаться ссылки на эти источники только в случае, когда это
прямо допускается гражданином в запросе. Указанные ссылки
должны точно идентифицировать электронные версии соответст-
вующих документов и материалов или содержать точные выход-
ные данные соответствующего выпуска средства массовой инфор-
мации.
5. Если орган государственной власти не располагает запрашива-
емыми документами и материалами и имеет сведения о том, какой
орган государственной власти или местного самоуправления распо-
лагает такой информацией, то не позднее чем в семидневный срок
запрос перенаправляется в соответствующий орган власти, о чем
уведомляется направившее запрос лицо.

Статья 15
Расходы, связанные с предоставлением информации
по письменному запросу
1. Подготовка ответов на запросы граждан, включая поиск, копи-
рование и отправку по почте документов и материалов, осуществля-
ется органами государственной власти бесплатно.
2. За оказание органами государственной власти дополнительных
информационных услуг, следствием которых является создание но-
вых по содержанию документов и материалов, может устанавливать-
ся оплата. Стоимость оказания дополнительных информационных
услуг должна быть обоснована, а порядок оплаты устанавливаться с
условием прозрачности механизма оплаты и удобства процедуры оп-
латы для запрашивающих информацию лиц. Граждане и организа-
ции вправе обжаловать назначенный размер оплаты предоставления
информации.

Статья 16
Сроки рассмотрения письменных запросов
о предоставлении информации
1. Подготовка ответа на запрос осуществляется в течение 30 дней,
при этом в пределах данного срока не допускается необоснованное
затягивание предоставления информации.
2. Исчисление срока для ответа на запрос начинается с момента
получения запроса в соответствующем органе государственной вла-
сти и завершается в момент передачи соответствующим органом
власти ответа на запрос в отделение почтовой связи.

179
Новое информационное законодательство РФ

3. Если в течение 30 дней ответ на запрос не может быть подготов-
лен, об этом доводится до сведения лицу, направившему запрос, с
указанием причины отсрочки. Период отсрочки не может превы-
шать двухнедельного срока.

Статья 17
Порядок удовлетворения запросов о предоставлении
информации, полученных в форме текстовых сообщений,
передаваемых по каналам связи
1. Запросы о предоставлении информации, полученные в форме
текстовых сообщений, передаваемых по каналам связи, удовлетво-
ряются посредством направления ответа адресату в соответствую-
щей форме. Подготовка ответа на такие запросы осуществляется ор-
ганами государственной власти бесплатно.
2. При получении запроса о предоставлении информации по
электронной почте, ответ в соответствующей форме направляется
при наличии запрашиваемых документов и материалов в элек-
тронном виде. В ином случае направляется разъяснение порядка
получения информации на основании письменного запроса и
иными способами. К ответу на запрос, полученный по электрон-
ной почте, прилагаются файлы с запрашиваемыми документами и
материалами, либо указываться конкретные ссылки, идентифици-
рующие электронные версии соответствующих документов и ма-
териалов, которые доступны в информационных сетях общего
пользования.
3. В случае если запрос о предоставлении информации получен
по факсу, ответ на него направляется в соответствующей форме. Ес-
ли этому препятствует значительный объем требуемых для удовле-
творения запроса документов и материалов, то направляется разъяс-
нение порядка получения информации на основании письменного
запроса и иными способами.
4. В целях обеспечения безопасности документооборота орга-
нов государственной власти для работы с запросами, полученны-
ми в форме текстовых сообщений, передаваемых по каналам свя-
зи, могут быть предусмотрены специальные требования в отноше-
нии регистрации и хранения запросов об информации и ответов
на них.




180
Проект закона Новосибирской области «О доступе граждан к информации...»

Статья 18
Случаи и условия правомерности отказа
в предоставлении информации по запросу
1. В случае если орган государственной власти не располагает и
не обязан располагать запрашиваемыми документами и материала-
ми, а также не имеет сведений о том, какой орган государственной
власти или местного самоуправления располагает такой информа-
цией, отказ в предоставлении информации правомерен, если к не-
му приложена справка о составе информационных фондов органа
государственной власти и порядке оказания платных информаци-
онных услуг.
2. В случае, когда запрашиваемая информация отнесена к инфор-
мации ограниченного доступа, отказ в ее предоставлении правоме-
рен, если к нему приложена копия экспертного решения, в соответ-
ствии с которым информация, содержащаяся в документе, отнесена
к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую
законом тайну.
3. В случае, когда из содержания запроса невозможно достоверно
установить предмет запроса, отказ в предоставлении информации
правомерен, если в нем содержится описание надлежащего порядка
составления письменного запроса и иных способов получения ин-
формации.
4. В случае, когда запрос данного лица по тому же предмету уже
находился на рассмотрении соответствующего органа власти, отказ в
предоставлении информации является правомерным, если в отказе
указаны регистрационные реквизиты и формулировка предмета рас-
смотренного ранее запроса данного лица.
5. Отказ в предоставлении информации направляется в том же
порядке, в котором направляется ответ на запрос о предоставлении
информации. Отказ в предоставлении информации должен быть мо-
тивирован со ссылками на нормы настоящего Закона. В отказе
должны содержаться сведения о должностном лице, принявшем ре-
шение об отказе, описание предусмотренных способов и порядка
обжалования отказа в предоставлении информации, а также описа-
ние порядка получения информации, находящейся в распоряжении
соответствующих органов власти, иными способами.




181
Новое информационное законодательство РФ

ГЛАВА IV
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ В ПУНКТАХ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОСТУПА
К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 19
Пункты коллективного доступа
к информационным системам общего пользования
1. Органы государственной власти Новосибирской области спо-
собствуют созданию и функционированию на территории Новоси-
бирской области пунктов коллективного доступа граждан к инфор-
мационным системам общего пользования.
2. Органы государственной власти Новосибирской области при-
нимают программы развития телекоммуникационной инфраструк-
туры области, осуществляют организационную поддержку операто-
ров универсального обслуживания, финансируют формирование го-
сударственных областных пунктов коллективного доступа Новоси-
бирской области, стимулируют развитие частных пунктов коллек-
тивного доступа в Новосибирской области.
3. Территориальное размещение государственных областных
пунктов коллективного доступа Новосибирской области и количе-
ство персональных рабочих мест в пунктах коллективного доступа
должно соответствовать требованию оперативного получения
гражданами информации о деятельности органов государственной
власти.

Статья 20
Информационные обслуживание граждан в пунктах
коллективного доступа при предоставлении информации
о деятельности органов государственной власти
1. В пунктах коллективного доступа для граждан должна быть
предусмотрена возможность использовать помощь консультанта при
поиске необходимой информации о деятельности органов государ-
ственной власти Новосибирской области.
2. В пунктах коллективного доступа оплата копирования на бу-
мажный носитель информации о деятельности органов государст-
венной власти Новосибирской области, размещенной в информаци-

182
Проект закона Новосибирской области «О доступе граждан к информации...»

онных системах общего пользования, не должна превышать себесто-
имости расходных материалов копирования.


ГЛАВА V
ДОСТУП К ЗАСЕДАНИЯМ
И НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ДОСТУП
К ДОКУМЕНТАМ И МАТЕРИАЛАМ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 21
Открытость работы органов государственной власти
для граждан
1. Текущая работа органов государственной власти осуществляет-
ся на началах открытости. Открытость заседаний (собраний, сове-
щаний и проч.) законодательных и исполнительных органов госу-
дарственной власти гарантируется возможностью присутствия на
них граждан.
2. Порядок организации посещения заседаний и проведения за-
седаний с участием посетителей устанавливается в регламенте рабо-
ты соответствующих органов государственной власти с учетом об-
щих требований, установленных настоящим Законом.
3. Органами государственной власти регулярно формируется до-
ступный для всеобщего ознакомления примерный план проведения
заседаний с указанием предположительной повестки каждого засе-
дания, даты его проведения, фамилий докладчиков, а также отмет-
кой об открытом или закрытом режиме его проведения. Уточненные
сведения об очередном заседании органа государственной власти
размещаются на информационных стендах, организуемых в соответ-
ствии с настоящим Законом, не позднее, чем за три дня до соответ-
ствующего заседания.
4. Сведения о результатах проведения каждого заседания должны
быть доступны в информационных системах общего пользования.
5. О проведении закрытого заседания соответствующий орган го-
сударственной власти предварительно принимает специальное ре-
шение, которое должно быть доступно для ознакомления и подроб-
но мотивировано со ссылками на нормы законодательства, явивши-
еся основанием для ограничения доступа к заседанию. Граждане
вправе обжаловать решение о проведении закрытого заседания.


183
Новое информационное законодательство РФ

Статья 22
Непосредственный доступ к документам
и материалам в органах государственной власти
1. Законодательные и исполнительные органы государственной
власти обеспечивают возможность непосредственного ознакомле-
ния граждан с документами и материалами органов власти в местах
расположения соответствующих органов.
2. В состав открытых для непосредственного ознакомления архи-
вов государственных органов включаются документы и материалы,
подлежащие обнародованию в соответствии с настоящим Законом, а
также иные документы и материалы, на которые не распространяет-
ся режим информации ограниченного доступа.

Статья 23
Организация доступа к открытым архивам органов власти
1. В отношении документов и материалов, составляющих от-
крытые архивы органов государственной власти, принимаются
меры сохранности. При обеспечении доступа посетителей к от-
крытым архивам государственных органов не допускается требо-
вать указания иных данных, кроме фамилии, имени и отчества по-
сетителя.
2. В случае ограничения доступа к документу или его части, в пе-
речень документов и материалов, находящихся в составе открытого
архива, вносится соответствующая запись, а также включается моти-
вированное решение, на основании которого доступ ограничивает-
ся, с указанием фамилии и должности соответствующего специаль-
но уполномоченного должностного лица, осуществившего экспер-
тизу. Доступ к записям и решениям об ограничении доступа не мо-
жет быть ограничен.
3. Доступ к открытым архивам органов государственной власти
должен обеспечиваться в течение всего рабочего дня. Посетители
вправе пользоваться услугами консультанта относительно поиска
необходимых документов и материалов. Для посетителей оборуду-
ются специальные рабочие места, посетители вправе делать выпис-
ки из документов и материалов. Обеспечивается возможность делать
копии документов и материалов, стоимость копий не должна превы-
шать себестоимости расходных материалов на копирование.




184
Проект закона Новосибирской области «О доступе граждан к информации...»

ГЛАВА VI
ГАРАНТИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 24
Финансирование деятельности органов государственной власти
по обеспечению доступа граждан к информации
Средства на осуществление обнародования информации о дея-
тельности органов государственной власти, подготовку ответов на
запросы граждан об информации, информационное и техническое
обслуживание государственных областных пунктов коллективного
доступа Новосибирской области, подготовку и издание справочни-
ков официальной информации, установку и обслуживание инфор-
мационных стендов, а также осуществление других мероприятий в
целях настоящего закона ежегодно закладываются в бюджет Ново-
сибирской области.

Статья 25
Организационные гарантии обеспечения доступа к информации
1. Органы государственной власти создают в своем составе струк-
турные подразделения и назначают ответственных лиц, на которых
возлагаются обязанности по непосредственному обеспечению предо-
ставления информации органов государственной власти гражданам.
2. Органы государственной власти организуют возможность по-
лучения гражданами по телефону кратких бесплатных справок отно-
сительно порядка реализации положений настоящего Закона, в том
числе относительно режима работы должностных лиц органов госу-
дарственной власти, порядка ознакомления с открытыми архивами
органов власти.

Статья 26
Информирование общественности о реализации настоящего закона
1. Органы государственной власти в течение года после вступле-
ния настоящего Закона в силу проводят в государственных средствах
массовой информации Новосибирской области разъяснительную ра-
боту среди населения Новосибирской области о порядке реализации
предоставляемых Законом возможностей получения информации.
2. Ежегодно органами государственной власти обеспечивается
опубликование очередного доклада о порядке обеспечения доступа к
185
Новое информационное законодательство РФ

информации о деятельности органов государственной власти Ново-
сибирской области.

Статья 27
Обжалование отказа в предоставлении информации
1. Решения и действия ответственных за обеспечение доступа к
информации лиц могут быть обжалованы вышестоящему должност-
ному лицу.
2. Отказ в предоставлении информации или ее ненадлежащее
предоставление органами государственной власти может быть обжа-
лован в судебном порядке в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации.

Статья 28
Ответственность за нарушение обязанностей
по предоставлению информации
1. Лица, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполне-
нии обязанностей по предоставлению информации, привлекаются в
соответствии с законодательством Российской Федерации к уголов-
ной, административной и гражданской ответственности.
2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами, ответ-
ственными за организацию и осуществление непосредственного
предоставления информации, своих обязанностей влечет наложение
на них органами государственной власти дисциплинарной или мате-
риальной ответственности.


ГЛАВА VII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29
Вступление в силу настоящего закона
1. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
2. Правовые акты органов государственной власти Новосибирской
области, включая регламенты их деятельности, должны быть приведе-
ны в соответствие с настоящим законом в течение трех месяцев.
3. Организации, финансируемые полностью или частично из
средств бюджета Новосибирской области, разрабатывают инструк-
ции о порядке предоставления гражданам информации о своей дея-
186
Проект закона Новосибирской области «О доступе граждан к информации...»

тельности в течении трех месяцев после вступления в силу настоя-
щего закона.
4. Предложить Администрации Новосибирской области разрабо-
тать методику исчисления оплаты оказания дополнительных инфор-
мационных услуг.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления принять ме-
ры по обеспечению доступа граждан и организаций к информации о
своей деятельности с учетом настоящего закона.

Глава Администрации
Новосибирской области В.А. Толоконский
г. Новосибирск


Приложение № 1.
Образец формы письменного запроса
о предоставлении информации
КУДА (ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ)
_______________________________________________________________________________________________________
ПРЕДМЕТ ЗАПРОСА (КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРЕДОСТАВИТЬ)
1. ____________________________________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. ЗАЯВИТЕЛЯ _____________________________________________________________________________
АДРЕС ЗАЯВИТЕЛЯ _____________________________________________________________________________
ДАТА ________________

ОТМЕТКА О СОГЛАСИИ НАПРАВЛЕНИЯ ВМЕСТО КОПИИ ДОКУМЕНТА
ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИК ЕГО ОБНАРОДОВАНИЯ
СОГЛАСЕН / НЕ СОГЛАСЕН (ненужное зачеркнуть)

ОТМЕТКА О СОГЛАСИИ ОПЛАТИТЬ ОКАЗАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
СОГЛАСЕН / НЕ СОГЛАСЕН (ненужное зачеркнуть)



Проект подготовлен в рамках Программы Фонда защиты гласности
и Института развития прессы-Сибирь «Оптимизация отношений
между СМИ, гражданами и органами власти Новосибирской области».

187
Новое информационное законодательство РФ

Проект
(автор — М.Э. Морозов)


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
О поддержке средств массовой информации
в Новосибирской области

Основной целью информационной политики органов государст-
венной власти и местного самоуправления является обеспечение
права каждого жителя Новосибирской области независимо от места
его жительства принимать самостоятельные осознанные решения по
всем вопросам социально-экономической, политической, культур-
ной жизни на основании полной, достоверной и своевременной ин-
формации, получаемой, в том числе, через средства массовой ин-
формации (далее СМИ).
С этой целью органы государственной власти Новосибирской об-
ласти оказывают поддержку СМИ, независимо от формы их собст-
венности, выполняющим функцию информационного обслужива-
ния населения конкретной территории (социальной группы).
Настоящий закон регулирует на территории Новосибирской об-
ласти порядок поддержки организаций, предметом деятельности ко-
торых являются производство и выпуск СМИ (предприятия СМИ),
а также иных организаций, обеспечивающих получение пользовате-
лем информации через СМИ; определяет подходы к созданию бла-
гоприятных экономических условий для всех СМИ и обеспечению
свободы прессы.

Статья 1
Виды поддержки предприятий СМИ
Для реализации этих целей в Новосибирской области осуществ-
ляются следующие виды поддержки предприятий СМИ:
— прямое бюджетное финансирование;
— налоговое регулирование;
— тарифное регулирование;
— организационная поддержка.



188
Проект закона Новосибирской области «О поддержке средств массовой информации...»

Статья 2
Регулирование получения поддержки предприятием СМИ
1. Экономическая поддержка предприятий СМИ в Новосибир-
ской области осуществляется на основе следующих принципов:
— обеспечения равных прав и возможностей для всех жителей обла-
сти получать качественные информационные услуги через СМИ;
— открытости, справедливости и равенства при распределении
поддержки;
— недопустимости дискриминации СМИ в зависимости от фор-
мы их собственности, социального и экономического статуса;
— необходимости обеспечения политического и идеологического
многообразия;
— недопустимости вмешательства органов государственной влас-
ти и органов местного самоуправления в профессиональную
деятельность предприятий СМИ.
2. Меры поддержки предоставляются предприятиям СМИ при
условии:
— обоснования необходимости такой поддержки для обеспече-
ния информированности населения конкретной территории
(социальной группы);
— обоснования невозможности безубыточной деятельности
предприятия СМИ в связи с неразвитым рекламным рынком и
низкими доходами населения;
— признания профессиональных этических кодексов;
— признания компетенции органов саморегулирования СМИ;
— признания компетенции Совета по информационным спорам;
— выполнения требований настоящего Закона о прозрачности
своей экономической деятельности.
3. Не допускается предоставление поддержки:
— отдельным предприятиям СМИ в индивидуальном порядке;
— СМИ рекламного или эротического характера;
— предприятиям СМИ с иностранным участием в уставном ка-
питале;
— предприятиям печатных СМИ, распространяющим продук-
цию бесплатно или по монопольно низким ценам;
— предприятиям СМИ в порядке компенсации за оказание ин-
формационных услуг органам государственной власти или ор-
ганам местного самоуправления;
— позднее, чем за шесть месяцев до объявления выборов в орга-
ны государственной власти или органы местного самоуправле-

189
Новое информационное законодательство РФ

ния и ранее, чем через шесть месяцев после объявления итогов
выборов;
— если выручка, полученная от деятельности СМИ, составляет
менее 50 процентов общей суммы выручки от реализации про-
дукции (работ, услуг) организации, запрашивающей поддержку.

Статья 3
Бюджетное финансирование предприятия СМИ
1. Бюджетная поддержка предприятий СМИ на территории Но-
восибирской области осуществляется независимо от формы их соб-
ственности на конкурсной основе.
2. Формы бюджетной поддержки предприятий СМИ:
— дотации на поддержку прессы в районах области с неразвитым
рекламным рынком;
— государственный заказ на публикацию нормативно-правовых
актов органов власти;
— гранты на подготовку и распространение общественно значи-
мых информационных материалов;
— беспроцентные кредиты;
— размещение социальной рекламы;
— реализация целевых программ.
Расходы на каждую из форм поддержки предусматриваются от-
дельной строкой в бюджете.
3. Распределение бюджетной поддержки производится на осно-
вании конкурса, при проведении которого утверждаются критерии
выбора СМИ, условия предоставления поддержки и отчетности о
расходовании полученных средств.
4. Прямому бюджетному финансированию подлежит не более одной
газеты от каждого района области, города областного подчинения, рай-
она города. Правом первоочередного финансирования пользуются со-
циальные издания для инвалидов и детей образовательного и культурно-
просветительского назначения, а также газеты в районах с депрессивной
экономикой и недостаточно развитым рынком рекламы. Финансирова-
ние производится в объеме разницы между обоснованными доходами,
которые предприятие СМИ сможет собрать от деятельности СМИ, и
обоснованными расходами, необходимыми для выпуска СМИ.
5. СМИ, учрежденные государственными органами власти и ме-
стного самоуправления, участвуют в конкурсах на право бюджетной
поддержки на общих основаниях или финансируются за счет
средств, предусмотренных на содержание аппарата органов власти.

190
Проект закона Новосибирской области «О поддержке средств массовой информации...»

6. В целях подготовки и выпуска общественно значимых инфор-
мационных материалов объявляется публичный конкурс на разме-
щение социальной рекламы, выделение грантов, к участию в кото-
ром допускаются все предприятия СМИ.

Статья 4
Меры организационной поддержки предприятий СМИ
1. Поддержка предприятия СМИ может быть осуществлена путем
выделения целевым назначением средств на повышение квалифика-
ции и профессионального мастерства специалистов СМИ.
2. Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических
печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением слу-
чаев, предусмотренных законодательством. Розничная продажа ти-
ража периодических печатных изданий в местах, не являющихся об-
щедоступными — помещениях и иных объектах, в отношении ко-
торых собственником или лицом, уполномоченным управлять его
имуществом, установлен особый режим пользования, — допускает-
ся с согласия указанных лиц.
3. Согласование мест распространения СМИ и выдача разреше-
ний производится в упрощенном порядке через Департамент разви-
тия общественных связей администрации Новосибирской области.

Статья 5
Совет по информационным спорам
1. Контроль за соблюдением настоящего Закона и рассмотрение
споров, возникающих в сфере деятельности СМИ, возлагается на
Совет по информационным спорам (далее СПИС). Совет по инфор-
мационным спорам является органом, функционирующим на осно-
ве принципов законности, справедливости, непредвзятости, колле-
гиальности и открытости.
Вмешательство органов государственной власти и местного само-
управления, а равно их должностных лиц в деятельность СПИС не
допускается.
2. Порядок формирования и деятельности СПИС определяется
Положением, утверждаемым Советом депутатов Новосибирской об-
ласти. В СПИС входят представители граждан (общественных объе-
динений), специалисты в области СМИ и права.
3. СПИС содействует:
— соблюдению законодательства о средствах массовой информа-
ции;

191
Новое информационное законодательство РФ

— проверке достоверности сообщений СМИ по вопросам, затра-
гивающим общественные интересы;
— соблюдению принципа равноправия в сфере СМИ;
— защите нравственных интересов детства и юношества в СМИ;
— осуществлению принципа политического и идеологического
многообразия в СМИ;
— соблюдению профессиональных этических стандартов.
4. Совет рассматривает споры и жалобы, связанные с нарушени-
ем требований настоящего Закона и законодательства о средствах
массовой информации. Совет в пределах своей компетенции выно-
сит решения, обязательные для рассмотрения соответствующими
органами государственной власти и местного самоуправления Ново-
сибирской области.

Статья 6
Регулирование тарифов
1. Тарифы на услуги, оказываемые предприятиям СМИ, инфор-
мационным агентствам, полиграфическим предприятиям и органи-
зациям по распространению периодических печатных изданий, под-
падающим под критерии получения поддержки, организациями
коммунального хозяйства, энергоснабжающими организациями, ус-
луги почтовой, телеграфной и телефонной связи, аренду помещений
в зданиях, находящихся в собственности Новосибирской области,
устанавливаются в размере как для учреждений культуры.
2. По решению органов власти для ветеранов труда и войны, ма-
лоимущих граждан может вводиться подписка на те или иные газеты
и журналы по льготному тарифу. Разница в тарифах компенсируется
за счет средств бюджета Новосибирской области.

Статья 7
Развитие материально-технической базы предприятий СМИ
1. Модернизация материально-технической базы предприятий,
осуществляющих выпуск СМИ, реализуется на основе целевых про-
грамм, разрабатываемых Департаментом развития общественных
связей администрации Новосибирской области и утверждаемых в
установленном порядке Советом депутатов Новосибирской области
и подпадающих под критерии получения поддержки.
2. Средства для реализации утвержденных целевых программ вы-
деляются из областного бюджета, также в этих целях могут привле-
каться средства заинтересованных предприятий, учреждений, орга-
низаций всех форм собственности, частных лиц.
192
Проект закона Новосибирской области «О поддержке средств массовой информации...»

Статья 8
Налоговое регулирование
1. Предприятия СМИ, информационные агентства, подпадаю-
щие под критерии получения поддержки, освобождаются от уплаты
налога на прибыль, полученную от производства и распространения
продукции СМИ, в части, зачисляемой в бюджет Новосибирской
области.
2. Полиграфические предприятия освобождаются от уплаты на-
лога на прибыль, полученную от оказания услуг по производству
продукции СМИ, в части, зачисляемой в бюджет Новосибирской
области в соответствии с действующим законодательством.
3. Предприятия СМИ, информационные агентства, предприя-
тия, осуществляющие выпуск СМИ, подпадающие под критерии по-
лучения поддержки, а также организации по распространению пе-
риодических печатных изданий освобождаются от уплаты налога на
имущество.

Статья 9
Обеспечение прозрачности
экономических отношений предприятий СМИ
Настоящий Закон обязывает предприятия СМИ, претендующие
на поддержку в соответствии с настоящим Законом, и получившие
ее, раскрывать для доступа общественности путем опубликования
(или обнародования иным способом) следующие сведения:
— сведения, характеризующие лиц или органы, участвующие в
структуре предприятия СМИ, а также степень участия этих
лиц и органов в этой структуре;
— сведения об участии предприятия СМИ или участвующих в
нем лиц в других предприятиях СМИ;
— сведения о финансовых результатах деятельности предприя-
тия СМИ, в том числе: общий объем доходов и расходов, объ-
ем размещенной рекламы и доходов от нее, объем доходов от
подписки и реализации через розничную сеть;
— сведения о достоверности тиража.

Статья 10
Особенности реализации закона
1. Списки организаций, получивших различные виды поддержки
от органов государственной власти, публикуются в печати с указани-
ем выделенных сумм.

193
Новое информационное законодательство РФ

2. Разработка и реализация политики в отношении СМИ на тер-
ритории Новосибирской области возлагается на Департамент разви-
тия общественных связей администрации Новосибирской области.
Департамент развития общественных связей разрабатывает проекты
Положений о конкурсах на оказание поддержки СМИ, а также иные
документы, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.

Статья 11
Вступление закона в действие
Закон вступает в действие с момента его опубликования.


Проект подготовлен в рамках Программы Фонда защиты гласности
и Института развития прессы-Сибирь «Оптимизация отношений
между СМИ, гражданами и органами власти Новосибирской области».
Апрель 2004 г.




194
Проект закона Новосибирской области «Об Уполномоченном по информационным правам...»

Проект
(Подготовлен В.Н. Монаховым, к.ю.н.,
проф. кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву
и другим отраслям права
интеллектуальной собственности (Москва),
членом Российского комитета Программы ЮНЕСКО
«Информация для всех», ст. науч. сотр.
сектора информационного права ИГПАН РФ )
Версия 1-10
май 2004 года

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
Принят Постановлением
Новосибирского областного Совета депутатов


ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ
ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРАВАМ
В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПАЛАТЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и
освобождения от должности Уполномоченного по информационным
правам в Новосибирской области, порядок формирования и органи-
зации деятельности Информационной палаты Новосибирской облас-
ти, их статус, компетенцию, а также иные вопросы их деятельности.

Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1
Уполномоченный по информационным правам в Новосибирской
области и Информационная палата при Уполномоченном

1. Должность Уполномоченного по информационным правам в
Новосибирской области (далее — Уполномоченный) и Информа-
ционная палата при Уполномоченном учреждаются в соответствии
195
Новое информационное законодательство РФ

со ст. 19 Всеобщей Декларации прав человека, ст. 10 Европейской
Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статей
23,24,29 и 42 Конституции Российской Федерации, Законом РФ «О
средствах массовой информации», Законом Новосибирской области
«О порядке предоставления информации органами государственной
власти Новосибирской области» в целях обеспечения гарантий госу-
дарственно-общественной защиты информационных прав, свобод и
законных интересов граждан и организаций в Новосибирской обла-
сти, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интере-
сов органами государственной власти, органами местного само-
управления Новосибирской области, их должностными лицами, ор-
ганизациями Новосибирской области.
2. Должность Уполномоченного является государственной долж-
ностью Новосибирской области.
3. Уполномоченный и Информационная палата при Уполномо-
ченном при осуществлении своих полномочий независимы и непо-
дотчетны каким-либо государственным органам и должностным ли-
цам.
4. Деятельность Уполномоченного и Информационной палаты
при Уполномоченном дополняют существующие средства защиты
информационных прав, свобод и законных интересов граждан и ор-
ганизаций, не отменяют и не влекут пересмотра компетенции орга-
нов государственной власти, органов местного самоуправления Но-
восибирской области, их должностных лиц, обеспечивающих защи-
ту и восстановление нарушенных информационных прав, свобод и
законных интересов граждан и организаций.
5. Уполномоченный и Информационная палата при Уполномо-
ченном защищают информационные права, свободы и законные
интересы граждан и организаций, определенные во Всеобщей декла-
рации прав человека, Европейской Конвенции о защите прав чело-
века и основных свобод, Конституции Российской Федерации, дру-
гих нормативных правовых актах Российской Федерации и Новоси-
бирской области, в случае их нарушения в Новосибирской области.

Статья 2
Правовые основы деятельности Уполномоченного
и Информационной палаты при Уполномоченном
Уполномоченный и Информационная палата при Уполномочен-
ном в своей деятельности руководствуются общепризнанными
принципами и нормами международного права, международными

196
Проект закона Новосибирской области «Об Уполномоченном по информационным правам...»

договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Фе-
дерации, Законом РФ «О средствах массовой информации» и другим
федеральным законодательством, Уставом Новосибирской области,
настоящим Законом, Законом Новосибирской области «О порядке
предоставления информации органами государственной власти Но-
восибирской области», другими законами и иными нормативными
правовыми актами Новосибирской области.

Статья 3
Задачи Уполномоченного
Основными задачами Уполномоченного являются:
1) обеспечение гарантий государственно-общественной защиты
информационных прав, свобод и законных интересов граждан и ор-
ганизаций;
2) содействие беспрепятственной реализации и восстановлению
нарушенных информационных прав, свобод и законных интересов
граждан и организаций;
3) совершенствование механизма обеспечения и защиты инфор-
мационных прав, свобод и законных интересов граждан и организа-
ций;
4) содействие в совершенствовании законодательства Новоси-
бирской области об информационных правах, свободах и законных
интересах граждан и организаций;
5) разъяснение и пропаганда необходимости защиты, признания
и соблюдения информационных прав, свобод и законных интересов
граждан и организаций;
6) содействие деятельности органов государственной власти, ор-
ганов местного самоуправления Новосибирской области, общест-
венных и иных некоммерческих организаций в области обеспечения
и защиты информационных прав, свобод и законных интересов
граждан и организаций;
7) информирование общественности о состоянии соблюдения и
защиты информационных прав, свобод и законных интересов граж-
дан и организаций, разъяснение и пропаганда норм ст. 19 Всеобщей
Декларации прав человека, ст. 10 Европейской Конвенции о защите
прав человека и основных свобод, а также института Уполномочен-
ного по правам человека;
8) развитие международного сотрудничества в области обеспече-
ния информационных прав, свобод и законных интересов граждан и
организаций.

197
Новое информационное законодательство РФ

Приоритетным в деятельности Уполномоченного является его
участие в организации и развитии деятельности Информационной
палаты Новосибирской области (глава IV настоящего Закона).

Статья 4
Принципы деятельности Уполномоченного
1. Деятельность Уполномоченного строится на основе принци-
пов независимости, справедливости, инициативности, ответствен-
ности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а
также взаимодействия и сотрудничества с органами государствен-
ной власти, органами местного самоуправления Новосибирской об-
ласти, их должностными лицами, ответственными за обеспечение и
защиту информационных прав, свобод и законных интересов граж-
дан и организаций;
2. Уполномоченный осуществляет сотрудничество с Уполномо-
ченным по правам человека в Российской Федерации, некоммерче-
скими организациями и общественными объединениями.
3. Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной
жизни обратившихся к нему и других лиц, ставшие ему известными
в связи с защитой информационных прав, свобод и законных инте-
ресов граждан и организаций, а также иную охраняемую законода-
тельством информацию.


Глава II
ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ
И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ
УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 5
Требования к кандидату на должность Уполномоченного
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющее-
ся гражданином Российской Федерации, не моложе 25 лет, не со-
вершившее порочащих его поступков, обладающее общественным
авторитетом, знанием проблем реализации конституционного ин-
ститута свободы массовой информации и опытом защиты инфор-
мационных прав, свобод и законных интересов граждан и органи-
заций.



198
Проект закона Новосибирской области «Об Уполномоченном по информационным правам...»

Статья 6
Назначение на должность Уполномоченного
1. Уполномоченный назначается на должность Новосибирским
областным Советом депутатов.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного мо-
гут вноситься в Новосибирский областной Совет депутатов Главой
администрации Новосибирской области, а также группой депутатов
Новосибирского областного Совета депутатов численностью не ме-
нее пяти человек.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вно-
сятся в Новосибирский областной Совет депутатов в течение 30 дней
до окончания срока полномочий Уполномоченного или со дня до-
срочного прекращения полномочий Уполномоченного.
2. Уполномоченный назначается на должность большинством го-
лосов от числа избранных депутатов Новосибирского областного
Совета депутатов.
3. Назначение на должность Уполномоченного оформляется по-
становлением Новосибирского областного Совета депутатов.
4. Уполномоченный считается вступившим в должность с момен-
та принесения на заседании Новосибирского областного Совета де-
путатов присяги следующего содержания: «Клянусь защищать ин-
формационные права, свободы и законные интересы граждан и ор-
ганизаций, добросовестно исполнять свои обязанности, руководст-
вуясь ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 10 Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституци-
ей Российской Федерации, федеральным законодательством и зако-
нодательством Новосибирской области, справедливостью и голосом
совести».
Присяга приносится непосредственно после назначения Уполно-
моченного на должность.
5. Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет.
Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Упол-
номоченного более чем на два срока подряд.
6. Новосибирский областной Совет депутатов принимает поста-
новление о назначении на должность Уполномоченного не позднее
30 дней со дня истечения срока полномочий Уполномоченного или
не позднее 60 дней со дня досрочного прекращения полномочий
Уполномоченного.



199
Новое информационное законодательство РФ

Статья 7
Условия выполнения Уполномоченным своих обязанностей
1. Уполномоченный не может являться депутатом Государствен-
ной думы Российской Федерации, Новосибирского областного Со-

<<

стр. 6
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>