<<

стр. 7
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

вета депутатов, законодательного (представительного) органа госу-
дарственной власти иного субъекта Российской Федерации, пред-
ставительного органа местного самоуправления, находиться на госу-
дарственной или муниципальной службе, быть членом политичес-
ких партий и иных политических общественных объединений.
2. Уполномоченный не может заниматься другой оплачиваемой
деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творчес-
кой деятельности.
3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовмести-
мую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность.
В случае если в течение указанного срока Уполномоченный не
выполнит требования, установленные настоящей статьей, его пол-
номочия прекращаются, и Новосибирский областной Совет депута-
тов назначает нового Уполномоченного.

Статья 8
Прекращение полномочий Уполномоченного
1. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента
вступления в должность нового Уполномоченного.
2. Полномочия Уполномоченного досрочно прекращаются в слу-
чае:
а) занятия деятельностью, несовместимой с должностью Уполно-
моченного;
б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в
отношении лица, являющегося Уполномоченным, либо судебного
решения о применении к этому лицу принудительных мер медицин-
ского характера;
в) письменного заявления Уполномоченного о сложении своих
полномочий;
г) утраты гражданства Российской Федерации;
д) неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам
в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд)
исполнять обязанности Уполномоченного;
е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дее-
способности лица, являющегося Уполномоченным, либо о призна-
нии этого лица недееспособным;

200
Проект закона Новосибирской области «Об Уполномоченном по информационным правам...»

ж) вступления в законную силу решения суда об объявлении ли-
ца, являющегося Уполномоченным, безвестно отсутствующим или
умершим;
з) смерти Уполномоченного.
3. Новосибирский областной Совет депутатов принимает поста-
новление о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного
по представлению Главы администрации Новосибирской области,
группы депутатов Новосибирского областного Совета депутатов
численностью не менее пяти человек.
Для предварительного рассмотрения нарушений требований ста-
тьи 7 настоящего Закона назначается комиссия Новосибирского об-
ластного Совета депутатов из числа его депутатов.
4. Постановление о досрочном прекращении полномочий Упол-
номоченного принимается большинством голосов от числа избран-
ных депутатов Новосибирского областного Совета депутатов.
5. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномочен-
ного новый Уполномоченный должен быть назначен Новосибир-
ским областным Советом депутатов в течение 60 дней со дня досроч-
ного прекращения полномочий предыдущего Уполномоченного.
6. Истечение срока полномочий Новосибирского областного Со-
вета депутатов, а также его роспуск не влекут прекращения полномо-
чий Уполномоченного.


Глава III
КОМПЕТЕНЦИЯ И ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 9
Полномочия Уполномоченного
1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установ-
ленной настоящим Законом, и не вправе принимать решения, отне-
сенные к компетенции других государственных органов, органов ме-
стного самоуправления Новосибирской области, их должностных
лиц, организаций Новосибирской области.
2. В целях выполнения своей функции и задач Уполномоченный:
а) осуществляет прием граждан, рассматривает обращения, каса-
ющиеся нарушения информационных прав, свобод и законных ин-
тересов граждан и организаций, и жалобы на решения или действия
(бездействие) органов государственной власти, органов местного са-

201
Новое информационное законодательство РФ

моуправления Новосибирской области, их должностных лиц, орга-
низаций Новосибирской области, нарушающих информационные
права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
б) проверяет самостоятельно или совместно с компетентными го-
сударственными органами, должностными лицами и государствен-
ными служащими сообщения о фактах нарушения информацион-
ных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
в) оказывает заявителям бесплатную юридическую помощь по
вопросам защиты информационных прав, свобод и законных инте-
ресов граждан и организаций;
г) обращается в суд с заявлением о защите нарушенных информа-
ционных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций
в случаях, предусмотренных законом, либо предлагает обратиться в
суд с подобным заявлением компетентным органам;
д) принимает участие лично либо через своего представителя в
установленных законом случаях и формах в судебных процессах с
целью защиты и восстановления нарушенных информационных
прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
е) принимает в пределах своей компетенции и с помощью воз-
можностей Информационной палаты Новосибирской области (гла-
ва IV настоящего Закона) меры к урегулированию информационных
споров;
ж) направляет органам государственной власти, органам местно-
го самоуправления Новосибирской области, их должностным ли-
цам, руководителям организаций Новосибирской области, в реше-
ниях или действиях (бездействии) которых он усматривает наруше-
ния информационных прав, свобод и законных интересов граждан и
организаций, свое заключение, содержащее рекомендации относи-
тельно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушен-
ных информационных прав, свобод и законных интересов граждан и
организаций и предотвращению подобных нарушений в дальней-
шем;
з) информирует правоохранительные органы о фактах нарушения
информационных прав, свобод и законных интересов граждан и ор-
ганизаций;
и) вносит в органы государственной власти, органы местного
самоуправления Новосибирской области предложения о совер-
шенствовании механизма обеспечения соблюдения и защиты ин-
формационных прав, свобод и законных интересов граждан и орга-
низаций;

202
Проект закона Новосибирской области «Об Уполномоченном по информационным правам...»

к) принимает участие в разработке нормативных правовых актов
Новосибирской области, затрагивающих информационные права,
свободы и законные интересы граждан и организаций;
л) осуществляет сбор, изучение и анализ информации, содержа-
щейся в материалах, получаемых от органов государственной влас-
ти, органов местного самоуправления Новосибирской области, по
вопросам обеспечения соблюдения и защиты информационных
прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также
в обращениях граждан, общественных и иных некоммерческих орга-
низаций, в сообщениях средств массовой информации по указан-
ным вопросам;
м) вносит на рассмотрение Новосибирского областного Совета
депутатов и Главы администрации Новосибирской области вопросы
о нарушении информационных прав, свобод и законных интересов
граждан и организаций, а также представляет заключения и предло-
жения по указанным вопросам;
н) направляет в компетентные органы обращения о привлечении
к дисциплинарной, административной либо уголовной ответствен-
ности лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усмат-
риваются нарушения информационных прав, свобод и законных ин-
тересов граждан и организаций.
3. Уполномоченный обладает правом внесения предложений на
рассмотрение Главы администрации Новосибирской области по во-
просам признания, соблюдения и защиты информационных прав,
свобод и законных интересов граждан и организаций.
4. По окончании календарного года Уполномоченный направля-
ет доклад о своей деятельности, о признании, соблюдении и защите
информационных прав, свобод и законных интересов граждан и ор-
ганизаций в Новосибирский областной Совет депутатов и Главе ад-
министрации Новосибирской области.
По отдельным вопросам соблюдения информационных прав,
свобод и законных интересов граждан и организаций Уполномочен-
ный вправе направлять специальные доклады в Новосибирский об-
ластной Совет депутатов и Главе администрации Новосибирской об-
ласти.
Уполномоченный вправе представить ежегодный доклад на засе-
дании Новосибирского областного Совета депутатов. Специальный
доклад на заседании Новосибирского областного Совета депутатов
представляется Уполномоченным на основании соответствующего
решения Новосибирского областного Совета депутатов.

203
Новое информационное законодательство РФ

Ежегодный доклад Уполномоченного публикуется в средствах
массовой информации Новосибирской области.

Статья 10
Рассмотрение Уполномоченным обращения (жалобы)
1. При рассмотрении обращения (жалобы) Уполномоченный ру-
ководствуется требованиями федерального законодательства и зако-
нодательства Новосибирской области. Получив обращение (жало-
бу), Уполномоченный вправе:
а) принять обращение (жалобу) к рассмотрению;
б) передать обращение (жалобу) органам государственной власти,
органам местного самоуправления Новосибирской области, их
должностным лицам, организациям Новосибирской области, к ком-
петенции которых относится разрешение обращения (жалобы) по
существу;
в) разъяснить заявителю средства, которые тот может использо-
вать для защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов;
г) отказать в принятии обращения (жалобы) к рассмотрению с
указанием мотивов отказа.
2. При рассмотрении обращения (жалобы) Уполномоченный
обязан предоставить возможность органам государственной власти,
органам местного самоуправления Новосибирской области, их
должностным лицам, организациям Новосибирской области, чьи
решения или действия (бездействие) обжалуются, дать свои объяс-
нения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе
проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
3. Уполномоченный не может передавать обращение (жалобу)
или поручать проверку обращения (жалобы) органам государствен-
ной власти, органам местного самоуправления Новосибирской об-
ласти, их должностным лицам, организациям Новосибирской обла-
сти, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
4. О результатах рассмотрения обращения (жалобы) Уполномо-
ченный обязан известить заявителя в месячный срок.

Статья 11
Гарантии деятельности Уполномоченного
Уполномоченный в целях реализации своей функции и задач
имеет право:
1) безотлагательно быть принятым по вопросам своей деятельно-
сти руководителями и другими должностными лицами органов госу-

204
Проект закона Новосибирской области «Об Уполномоченном по информационным правам...»

дарственной власти, органов местного самоуправления, правоохра-
нительных органов Новосибирской области, руководителями орга-
низаций Новосибирской области, администрацией мест ограниче-
ния свободы;
2) запрашивать и получать в установленном порядке необходи-
мые сведения, документы, материалы и разъяснения органов госу-
дарственной власти, органов местного самоуправления Новосибир-
ской области, их должностных лиц, организаций Новосибирской
области по вопросам, связанным с обеспечением соблюдения и за-
щитой информационных прав, свобод и законных интересов граж-
дан и организаций;
3) по предъявлении удостоверения по вопросам своей деятельно-
сти беспрепятственно посещать органы государственной власти, ор-
ганы местного самоуправления, правоохранительные органы Ново-
сибирской области, организации Новосибирской области;
4) привлекать экспертов и специалистов для осуществления от-
дельных видов работ, требующих специальных знаний;
5) получать разъяснения от органов государственной власти, ор-
ганов местного самоуправления Новосибирской области, их долж-
ностных лиц, организаций Новосибирской области по обстоятельст-
вам, подлежащим выяснению в ходе проверки обращения (жалобы);
6) самостоятельно или совместно с соответствующими органами,
в ведении которых находятся вопросы, связанные с защитой и вос-
становлением информационных прав, свобод и законных интересов
граждан и организаций, проводить проверку деятельности органов
исполнительной власти, органов местного самоуправления Новоси-
бирской области, их должностных лиц, организаций Новосибир-
ской области, нарушающих информационные права, свободы и за-
конные интересы граждан и организаций;
7) принимать участие в заседаниях Новосибирского областного
Совета депутатов, администрации Новосибирской области, других
коллегиальных органов Новосибирского областного Совета депута-
тов и исполнительных органов государственной власти Новосибир-
ской области по вопросам, связанным с признанием, соблюдением и
защитой информационных прав, свобод и законных интересов
граждан и организаций;
8) в случае грубого, систематического или массового нарушения
информационных прав, свобод и законных интересов граждан и ор-
ганизаций выступить с докладом на заседании Новосибирского об-
ластного Совета депутатов.

205
Новое информационное законодательство РФ

Статья 12
Рассмотрение обращений Уполномоченного
1. Должностные лица органов государственной власти, органов
местного самоуправления Новосибирской области, руководители
организаций Новосибирской области обязаны в двухнедельный
срок бесплатно предоставлять сведения, материалы и документы по
запросам Уполномоченного, необходимые для осуществления его
полномочий.
2. Заключения и рекомендации Уполномоченного направляются
в соответствующие органы государственной власти, органы местно-
го самоуправления Новосибирской области, их должностным ли-
цам, руководителям организаций Новосибирской области, в компе-
тенцию которых входит разрешение вопросов защиты и восстанов-
ления нарушенных информационных прав, свобод и законных инте-
ресов граждан и организаций.
В случае необходимости заключения и рекомендации Уполномо-
ченного направляются им в соответствующие федеральные органы.
3. Органы государственной власти, органы местного самоуправ-
ления Новосибирской области, их должностные лица, руководители
организаций Новосибирской области, получившие заключения и
рекомендации Уполномоченного, обязаны рассмотреть их в двухне-
дельный срок и уведомить Уполномоченного о принятых мерах в
письменной форме. В случае если рекомендации Уполномоченного
не выполнены, в ответе должно содержаться обоснование причин их
невыполнения.
Уполномоченный имеет право принимать непосредственное уча-
стие в рассмотрении и обсуждении поставленных им вопросов. О
времени и месте рассмотрения Уполномоченный должен быть изве-
щен не позднее, чем за три дня до даты рассмотрения вопроса.
4. В случае нарушения информационных прав, свобод и закон-
ных интересов граждан и организаций федеральными органами и
организациями Уполномоченный обращается к Уполномоченному
по правам человека в Российской Федерации либо в другие феде-
ральные органы.
5. Уполномоченный безвозмездно обеспечивается документами,
принятыми органами государственной власти, органами местного
самоуправления Новосибирской области, другими информацион-
ными и справочными материалами, официально распространяемы-
ми Новосибирским областным Советом депутатов и исполнитель-
ными органами государственной власти Новосибирской области.

206
Проект закона Новосибирской области «Об Уполномоченном по информационным правам...»

6. Вмешательство в деятельность Уполномоченного, а равно вос-
препятствование в любой форме его деятельности, неисполнение
должностными лицами государственных органов, органов местного
самоуправления Новосибирской области, руководителями органи-
заций Новосибирской области обязанностей, установленных насто-
ящим Законом, не допускаются и влекут ответственность, установ-
ленную законодательством.


ГЛАВА IV
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПАЛАТЫ

Статья 13
Информационная палата при Уполномоченном
1. При Уполномоченном по информационным правам в Новоси-
бирской области формируется Информационная палата из девяти
человек. Председателем Палаты по должности является Уполномо-
ченный.
2. Основной задачей Информационной палаты является содейст-
вие Уполномоченному по информационным правам в Новосибир-
ской области в эффективной реализации на территории Новосибир-
ской области информационных прав, свобод и законных интересов,
закрепленных в нормативных правовых актах, перечисленных в п. 1
ст.1 данного закона, иных нормативных правовых актах, а также по-
ложений данного закона.
3. Вмешательство органов государственной власти и местного са-
моуправления, а равно их должностных лиц в деятельность Инфор-
мационной палаты не допускается.
4. Процедура и порядок формирования Информационной пала-
ты определяется Положением, утверждаемым Новосибирским обла-
стным Советом депутатов. В Информационную палату входят спе-
циалисты в области права и массовой информации, представители
граждан (общественных объединений).
5. Информационная палата рассматривает споры и жалобы, свя-
занные с нарушением требований настоящего Закона, законода-
тельства о средствах массовой информации и доступа к информа-
ции. Информационная палата в пределах своей компетенции выно-
сит решения, обязательные для рассмотрения соответствующими
207
Новое информационное законодательство РФ

органами государственной власти и местного самоуправления Ново-
сибирской области.
6. В своей деятельности Информационная палата руководствует-
ся положениями норм нормативных правовых актов, указанных в
статье 2 данного Закона, а также принципами законности, разумно-
сти, справедливости, объективности, коллегиальности, гласности и
открытости.
7. В соответствии с возложенной на неё миссией Информацион-
ная палата выполняет следующие основные функции:
* содействует Уполномоченному в эффективной реализации на
территории Новосибирской области информационных прав, свобод
и законных интересов граждан и организаций;
* обеспечивает соблюдение принципа равноправия в сфере мас-
совой информации;
* обеспечивает защиту нравственных интересов детства и юноше-
ства в сфере массовой информации;
* способствует осуществлению принципа политического плюра-
лизма в информационных и общественно-политических телерадио-
программах;
* содействует обеспечению объективности и достоверности сооб-
щений в средствах массовой информации, информационных систе-
мах общего доступа, затрагивающих общественные интересы;
* дает указания по исправлению фактических ошибок в инфор-
мационных сообщениях средств массовой информации и информа-
ционных системах общего доступа Новосибирской области, затраги-
вающих общественные интересы.
8. Информационная палата участвует в разработке проектов зако-
нодательных актов Новосибирской области, регламентирующих об-
щественные отношения по поводу реализации свободы массовой
информации.

Статья 14
Компетенция Информационной палаты
1. Информационная палата разрешает споры и иные дела, возни-
кающие в сфере реализации конституционного института массовой
информации, кроме отнесенных федеральным законодательством к
юрисдикции судов Российской Федерации.
2. Информационная палата рассматривает споры и иные дела,
вытекающие из требований общепризнанных принципов и норм
международного права и международных договоров Российской Фе-

208
Проект закона Новосибирской области «Об Уполномоченном по информационным правам...»

дерации, а также из требований норм этики, в части, касающейся ре-
ализации на территории Новосибирской области конституционного
института массовой информации.
Вопрос о подведомственности Информационной палате кон-
кретного дела решается составом Информационной палаты, рассма-
тривающим дело.
3. Предметом разбирательства Информационной палаты являют-
ся споры, вытекающие из:
* ущемления свободы массовой информации, в том числе нару-
шения права гражданина, организации, редакции средства массовой
информации, журналиста на запрос и получение общественно зна-
чимой информации, установления ограничений на контакты с жур-
налистами и передачу им информации, за исключением сведений,
составляющих государственную, коммерческую или иную специаль-
но охраняемую законом тайну;
* необходимости оперативно обеспечить исправление (опровер-
жение) фактических ошибок в информационных сообщениях
средств массовой информации, информационных систем общего
доступа, затрагивающих общественные интересы;
* необъективности и недостоверности сообщений в средствах
массовой информации, информационных систем общего доступа, в
том числе основанных на слухах, непроверенных данных, ложной
информации;
* нарушений принципа равноправия в сфере массовой информа-
ции, в том числе ограничения прав журналиста по признакам соци-
альной, расовой, национальной, языковой или религиозной при-
надлежности;
* ущемления нравственных интересов детства и юношества в
средствах массовой информации, информационных систем общего
доступа;
* нарушений принципа политического плюрализма в информа-
ционных и общественно-политических теле- и радиопередачах;
4. Информационная палата в пределах своей компетенции выно-
сит по рассматриваемым ею информационным спорам и иным де-
лам решения, которые являются окончательными.
Государственные органы и их должностные лица, к которым об-
ращено решение Информационной палаты, в 2-недельный срок со-
общают ей об исполнении решения.
5. Информационная палата вправе вносить представления упол-
номоченным органам о вынесении ими письменных предупрежде-

209
Новое информационное законодательство РФ

ний учредителю и (или) редакции (главному редактору) в соответст-
вии с требованиями статьи 16 Закона Российской Федерации «О
средствах массовой информации».
6. Информационная палата вправе объявлять замечание журна-
листу, нарушающему общепринятые этические нормы, а в случае на-
рушения им законодательства о средствах массовой информации
ставить вопрос перед соответствующим органом (руководителем) о
привлечении его к установленной законодательством ответственно-
сти.
7. В случае систематического нарушения должностным лицом
информационных прав граждан, организаций, журналистов, редак-
ций средств массовой информации Информационная палата вправе
ставить вопрос перед соответствующим органом (руководителем) о
привлечении этого должностного лица к установленной законода-
тельством ответственности.
8. Если при рассмотрении информационного спора или иного де-
ла Информационная палата установит злоупотребление свободой
массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых де-
яний, а также факты торговли должностными лицами информацией,
которую они в соответствии с законодательством обязаны были бес-
платно передать гражданам, организациям, журналистам, редакциям
средств массовой информации, то тогда Информационная палата на-
правляет материалы об этих нарушениях в органы прокуратуры.
9. В период избирательных кампаний Информационная палата в
соответствии с положениями избирательного законодательства
обеспечивает равный доступ кандидатов и избирательных объедине-
ний к средствам массовой информации, равное использование ими
средств массовой информации, выполняет иные функции, установ-
ленные избирательным законодательством.

Статья 15
Организация и деятельность Информационной палаты
1. Рассмотрение информационных споров и иных дел Информа-
ционной палатой осуществляется на основе регламента Информа-
ционной палаты, принимаемого Информационной палатой.
2. Информационная палата, её члены вправе запрашивать у госу-
дарственных и иных органов, редакций средств массовой информа-
ции материалы, необходимые для осуществления функций Инфор-
мационной палаты. Представление таких материалов является обя-
зательным.

210
Проект закона Новосибирской области «Об Уполномоченном по информационным правам...»

3. Информационная палата вправе требовать от руководителей
редакций средств массовой информации, иных должностных лиц,
журналистов письменные объяснения по поводу имевших место до-
пущенных неэтичных действий.
4. Информационная палата вправе принять к рассмотрению ин-
формационные споры и иные дела как по жалобам, заявлениям за-
интересованных лиц, так и по инициативе Уполномоченного.
5. Информационная палата по предложениям федеральных орга-
нов государственной власти, Новосибирского областного Совета де-
путатов и администрации Новосибирской области вправе представ-
лять экспертное заключение по вопросам, относящимся к её компе-
тенции, а также рекомендации по применению законодательства о
массовой информации.
6. Важнейшие решения и рекомендации Информационной пала-
ты подлежат обязательному опубликованию в газете «Советская Си-
бирь» и «Ведомости» Новосибирского областного Совета депутатов.
Кроме того, они широко доводятся до сведения общественности по
иным каналам массовой информации.
7. Заседания Информационной палаты, кроме рабочих, являются
открытыми. Информация о месте, времени открытого заседания
Информационной палаты, а также о спорах и иных делах, выноси-
мых на её рассмотрение, сообщается в средства массовой информа-
ции Новосибирской области либо иным образом доводится до све-
дения участников и иных лиц не позднее, чем за шесть часов до на-
чала заседания.
Заседание Информационной палаты правомочно, если на нем
присутствует не менее двух третей от общего состава её членов.
8. Решения, рекомендации, экспертные заключения, заявления
Информационной палаты принимаются большинством от общего
количества членов Информационной палаты, а по вопросам внесе-
ния предложений о вынесении предупреждений учредителям и
(или) редакциям (главным редакторам) средств массовой информа-
ции, объявления замечаний журналистам, должностным лицам —
на основе консенсуса (общего согласия). Запись о достижении кон-
сенсуса производится в протоколе заседания Информационной па-
латы, который подписывается всеми присутствующими членами
Информационной палаты.
Решения, рекомендации, заявления Информационной палаты
вступают в силу с момента их принятия.


211
Новое информационное законодательство РФ

Глава V
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УПОЛНОМОЧЕННОГО
И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПАЛАТЫ

Статья 16
Аппарат Уполномоченного и Информационной палаты
1. Для реализации стоящих перед Уполномоченным и Информа-
ционной палатой задач и обеспечения их деятельности создается ра-
бочий аппарат.
2. Уполномоченный и его аппарат являются государственным ор-
ганом Новосибирской области с правом юридического лица, имею-
щим счета в банке, печать и бланки с изображением герба Новоси-
бирской области и своего наименования.
3. Уполномоченный:
а) руководит деятельностью аппарата и утверждает положение о
нем;
б) самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расхо-
дов;
в) утверждает структуру аппарата, устанавливает в пределах сме-
ты расходов его численность и штатное расписание;
г) решает иные вопросы деятельности аппарата.
4. Уполномоченному, замещающему государственную должность
Новосибирской области категории «А», устанавливается денежное
вознаграждение и надбавки к нему в размере денежного вознаграж-
дения по соответствующей должности аппарата Главы администра-
ции Новосибирской области и надбавок к нему.
Индексация или повышение денежного вознаграждения Уполно-
моченного осуществляются в размерах и сроки, предусмотренные
для государственных служащих Новосибирской области.
Лица, замещающие в аппарате Уполномоченного должности, от-
несенные нормативными правовыми актами Новосибирской облас-
ти к государственным должностям государственной службы Ново-
сибирской области, являются государственными служащими. В ап-
парате Уполномоченного могут быть учреждены должности, не от-
несенные к государственным должностям государственной службы
Новосибирской области.
Должностные оклады государственных служащих Новосибир-
ской области в аппарате Уполномоченного и Информационной па-
212
Проект закона Новосибирской области «Об Уполномоченном по информационным правам...»

латы устанавливаются на уровне должностных окладов государст-
венных служащих Новосибирской области в аппарате Главы адми-
нистрации Новосибирской области.
Оплата труда лиц, занимающих должности, не отнесенные к го-
сударственным должностям государственной службы Новосибир-
ской области, и осуществляющих техническое обеспечение деятель-
ности Уполномоченного и Информационной палаты, производится
в размерах и пределах, установленных для соответствующих работ-
ников органов исполнительной власти Новосибирской области.
5. Помещение для размещения Уполномоченного, Информаци-
онной палаты, их аппарата предоставляется администрацией Ново-
сибирской области в бессрочное безвозмездное пользование.

Статья 17
Финансирование деятельности Уполномоченного
и Информационной палаты
Средства на финансирование деятельности Уполномоченного,
Информационной палаты и их аппарата предусматриваются отдель-
ной строкой в бюджете Новосибирской области.

Статья 18
Общественные помощники Уполномоченного
Уполномоченный вправе иметь помощников, работающих на об-
щественных началах.
Положение о помощниках, работающих на общественных нача-
лах, утверждается Уполномоченным.
Помощникам Уполномоченного, работающим на общественных
началах, выдается соответствующее удостоверение.

Статья 19
Общественный экспертный совет Информационной палаты
Для оказания консультативной помощи при Информационной
палате может создаваться Общественный экспертный совет по во-
просам, касающимся информационных прав, свобод и законных
интересов граждан и организаций, состоящий из специалистов,
имеющих необходимые знания в этой области.
Положение об Общественном экспертном совете и его состав ут-
верждаются Уполномоченным — Председателем Информацион-
ной палаты.


213
Новое информационное законодательство РФ

Глава VI
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20
Назначение на должность первого Уполномоченного
и формирование первого состава Информационной палаты
Предложения о кандидатах на должность первого Уполномочен-
ного вносятся в Новосибирский областной Совет депутатов не позд-
нее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Закона.
Новосибирский областной Совет депутатов принимает постанов-
ление о назначении на должность первого Уполномоченного не по-
зднее 30 дней со дня истечения срока, для внесения предложений о
кандидатах на эту должность в порядке, установленном статьей 6 на-
стоящего Закона.
Вступивший в должность Уполномоченный не позднее 30 дней со
дня вступления в должность вносит в Новосибирский областной Со-
вет депутатов кандидатуры членов первого состава Информацион-
ной палаты.

Статья 21
Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его
официального опубликования.

Глава администрации Новосибирской
области

В. А. Толоконский
г. Новосибирск




214
Закон об общественном телерадиовещании Новосибирской области

Проект
(авторы — Ю.И. Вдовин, А.К. Копейка)

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН
Об общественном телерадиовещании
Новосибирской области

Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1
Предмет регулирования настоящего Закона
1. Настоящий Закон определяет особенности правового положе-
ния, порядка создания, деятельности, реорганизации и ликвидации
организации общественного телерадиовещания в Новосибирской об-
ласти в рамках законодательства Российской Федерации, а также фор-
мирования и использования имущества, права и обязанности учреди-
телей, управления деятельностью общественной вещательной органи-
зации и возможные способы ее финансирования.
2. Требования, установленные настоящим Законом для осуществ-
ления общественного телевизионного вещания и радиовещания в Но-
восибирской области с использованием радиочастот, в равной мере
применяются при осуществлении общественного телерадиовещания с
использованием кабельной или проводной сети и иных средств пере-
дачи информации, а также спутникового вещания, если иное не уста-
новлено законодательством Российской Федерации.
3. Настоящий закон является частью законодательства Новосибир-
ской области о средствах массовой информации.

Статья 2
Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
телевизионное вещание и радиовещание (телерадиовещание) — рас-
пространение телевизионных и (или) радиопрограмм, а также допол-
нительной информации с использованием электромагнитных волн,
предназначенных для индивидуального приема неограниченным кру-
гом лиц, в открытой или закодированной форме;


215
Новое информационное законодательство РФ

вещательная организация (вещатель) — телекомпания, радиокомпа-
ния, телерадиокомпания или физическое лицо, действующие на осно-
вании лицензии на вещание;
организация общественного телерадиовещания — организация теле-
радиовещания, создаваемая и осуществляющая телевизионное и (или)
радиовещание в порядке, установленным настоящим законом;
телевизионная (радиовещательная) передача — совокупность сооб-
щений и иных материалов, подготовленная и предназначенная для ве-
щания и являющаяся отдельной, законченной в организационном и
тематическом отношении частью теле- или радиопрограммы;
дополнительная информация — любая информация (буквенная, ци-
фровая, графическая, звуковая), не связанная с содержанием основ-
ной программы, передаваемая в составе телерадиовещательного сиг-
нала и предназначенная для индивидуального приема неограничен-
ным кругом лиц;
зона обслуживания — зона действия существующего или планируе-
мого телерадиовещательного передатчика, в пределах которой условия
индивидуального приема соответствуют требованиям действующих
стандартов и норм;
сетка вещания — документ, составляемый вещателем, содержащий
перечень, последовательность, наименование, время выхода в эфир
теле- или радиовещательных передач и дополнительной информации,
в котором отражаются основные направления вещательной политики
на конкретный период теле- или радиовещания без подробной дета-
лизации;
эфирное время — интервал (интервалы) времени, в пределах кото-
рых организация теле- и (или) радиовещания, согласно условиям ли-
цензии на вещание, распространяет теле- и (или) радиопередачи,
включая время распространения рекламной информации;


ГЛАВА II
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 3
Общественная телерадиокомпания
1. Общественная телерадиокомпания — вещатель с существующей
или планируемой зоной обслуживания, составляющей не менее 70
процентов территории Новосибирской области, осуществляющий об-
щественное вещательное обслуживание жителей Новосибирской об-
ласти в соответствии с настоящим законом.
216
Закон об общественном телерадиовещании Новосибирской области

2. Общественная телерадиокомпания может осуществлять общест-
венное вещание посредством наземного, спутникового или кабельно-
го вещания, а также вещания с использованием иных технических
средств.
3. Общественная телерадиокомпания может также помимо обыч-
ного вещания осуществлять передачу телетекста и иной дополнитель-
ной информации в соответствии с общественными потребностями.

Статья 4
Правовой статус общественной телерадиокомпании
1. Общественная телерадиокомпания является юридическим ли-
цом в форме государственного унитарного предприятия, находящего-
ся в собственности Новосибирской области, и учреждается Админист-
рацией Новосибирской области и Новосибирским областным Сове-
том депутатов путем преобразования телекомпании «Культура —
НТК» и радиоканала «Слово» в государственное унитарное предприя-
тие Новосибирской области, основанное на праве хозяйственного ве-
дения, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федера-
ции и Федеральным законом «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях».
2. Имущество общественной телерадиокомпании состоит из пере-
данного ей в хозяйственное ведение имущества «Культура — НТК» и
радиоканала «Слово», а также имущества, приобретенного ею процес-
се хозяйственной деятельности.

Статья 5
Цели и задачи деятельности общественной телерадиокомпании
1. Общественная телерадиокомпания осуществляет всестороннее
вещательное обслуживание населения Новосибирской области в фор-
ме радио- и телевизионных передач, передаваемых посредством лю-
бых современных средств связи и передачи информации.
2. Общественная телерадиокомпания осуществляет информирова-
ние, просвещение и обеспечение отдыха и развлечения жителей обла-
сти посредством телерадиовещания.
3. Общественная телерадиокомпания способствует реализации пра-
ва граждан Новосибирской области на информацию о наиболее важ-
ных общественно-значимых событиях в мире, стране, Новосибирской
области, о деятельности органов власти в Новосибирской области.
4. Для достижения целей общественного телерадиовещания в Но-
восибирской области общественная телерадиокомпания:
осуществляет телевизионное и радиовещание, производство и рас-
пространение телевизионных и радиопрограмм;
217
Новое информационное законодательство РФ

организует телевизионные и радиотрансляции с мест событий;
осуществляет сбор, обработку, анализ, производство и распростра-
нение информационной продукции;
участвует в создании и эксплуатации эфирных, кабельных и спут-
никовых средств, систем и сетей связи, иных коммуникационных се-
тей;
учреждает и выпускает теле- и радиопрограммы для осуществле-
ния задач общественного телерадиовещания, а также учреждает, выпу-
скает и реализует периодические печатные издания, касающиеся ее
программ передач и освещающие деятельность общественной телера-
диокомпании;
заказывает и приобретает для целей общественного телерадиове-
щания у сторонних производителей теле- и радиопродукции передачи
и их фрагменты;
осуществляет инновационную деятельность в области обществен-
ного телерадиовещания;
производит и размещает социальную рекламу;
осуществляет внешнеэкономическую деятельность в области об-
щественного телерадиовещания;
организует обучение и подготовку специалистов в области общест-
венного телерадиовещания;
осуществляет обмен информацией и телерадиопередачами с други-
ми телерадиокомпаниями, независимо от форм собственности, в Рос-
сийской Федерации и за рубежом;
запрашивает и получает информацию у органов государственной
власти и местного самоуправления, иных организаций их должност-
ных лиц;
получает в установленном порядке лицензии на вещание;
привлекает к совместному производству телерадиопередач другие
организации;
открывает и закрывает в российских и иностранных банках счета,
распоряжается ими;
приобретает или арендует основные и оборотные средства за счет
собственных ресурсов;
распоряжается своим имуществом, в том числе нематериальными
активами, в соответствии с гражданским законодательством Россий-
ской Федерации об интеллектуальной собственности;
на добровольных началах объединяется с третьими лицами в союзы
и ассоциации в целях обеспечения аудитории дополнительными услу-
гами;
участвует в хозяйственных товариществах и обществах и иных ком-
мерческих организациях;
218
Закон об общественном телерадиовещании Новосибирской области

осуществляет иные функции, направленные на достижение целей
общественного телерадиовещания.

Статья 6
Основные принципы деятельности общественной телерадиокомпании
1. Общественная телерадиокомпания обеспечивает широкое разно-
образие передач, отвечающих интересам различных социальных, воз-
растных, национальных, религиозных, политических и иных общест-
венных групп.
2. Общественная телерадиокомпания обязана обеспечивать бес-
пристрастность, объективность и сбалансированность вещания.
3. Общественная телерадиокомпания в своем вещании осуществля-
ет просветительскую деятельность в области прав и свобод человека.
4. Общественная телерадиокомпания обязана предупреждать своих
зрителей об особенностях фильмов и передач, содержащих фрагмен-
ты, способные нанести ущерб психике отдельных групп зрителей.
5. Общественная телерадиокомпания при осуществлении деятель-
ности следует Этическому кодексу общественной телерадиокомпании,
который принимается коллективом журналистов. Соблюдение Этиче-
ского кодекса является обязательным условием приема на работу со-
трудников общественной телерадиокомпании.

Статья 7
Независимость общественной телерадиокомпании
от государственных органов власти и управления, от органов
власти, управления и самоуправления Новосибирской области
1. Общественная телерадиокомпания не зависит в своей деятельно-
сти и в информационной политике от органов государственной власти
и управления, от органов власти, управления и самоуправления Ново-
сибирской области.
2. Органы власти и управления, обеспечивая реализацию права
граждан Новосибирской области на получение и распространение ин-
формации, создают благоприятные условия для деятельности общест-
венной телерадиокомпании за счет налоговой и арендной политики,
беспрепятственного представления полной и точной информации о
своей деятельности через соответствующие собственные информаци-
онные службы, за счет других форм предоставления информации в со-
ответствии с потребностями телезрителей и радиослушателей.
3. Запрещается создавать в органах власти, управления и само-
управления Новосибирской области какие-либо структуры для осуще-
ствления контроля за деятельностью общественной телерадиокомпа-
нии или для оказания влияния на информационную и вещательную
219
Новое информационное законодательство РФ

политику. Единственным органом контроля за деятельностью общест-
венной телерадиокомпании является Попечительский Совет общест-
венной телерадиокомпании, который осуществляет свою деятельность
в соответствии с Положением, принятым и утвержденным Новоси-
бирским областным Советом депутатов.
Любые претензии к деятельности телекомпании рассматриваются в
соответствии с действующим законодательством.

Статья 8
Финансирование общественной телерадиокомпании
1. Финансирование деятельности общественной телерадиокомпа-
нии осуществляется:
— за счет средств бюджета Новосибирской области;
— за счет средств, полученных от распространения рекламы на ка-
налах общественной телерадиокомпании;
— за счет предоставления прав на трансляцию или продажи аудио-
и видеозаписей передач, произведенных за счет общественной телера-
диокомпании;
— за счет спонсорства и пожертвований со стороны физических и
юридических лиц;
— за счет последующего введения абонентской платы за пользова-
ние теле- и (или) радиоприемников, установленной законом Новоси-
бирской области об абонентской плате за предоставление услуг обще-
ственного телерадиовещания;
— других законных источников.
2. Размер ассигнований из бюджета Новосибирской области на
обеспечение деятельности общественной телерадиокомпании устанав-
ливается не ниже размера бюджетного финансирования ГТРК «Ново-
сибирск», предусмотренного бюджетом Новосибирской области в 2004
году, и подлежит ежегодной индексации с учетом инфляции.

Статья 9
Защита интересов несовершеннолетних
при осуществлении общественного телерадиовещания
1. Общественная телерадиокомпания обязана принимать меры по
защите несовершеннолетних от информации, пропаганды и агитации,
наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в
том числе от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от
пропаганды социального, расового, национального и религиозного
неравенства, а также от распространения передач, пропагандирующих
порнографию, культ насилия и жестокости, наркоманию, токсикома-
нию, антиобщественное поведение.
220
Закон об общественном телерадиовещании Новосибирской области

2. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной,
нравственной, психической безопасности несовершеннолетних об-
щественная телерадиокомпания:
воздерживается 6.00 до 23.00 от показа фильмов и передач, кото-
рые в соответствии с возрастной категорией зрительской аудитории,
устанавливаемой Государственным регистром фильмов и прокатных
удостоверений, отнесены к допустимым только для взрослой аудито-
рии;
обеспечивает, чтобы реклама или анонс указанных фильмов не
транслировались до 23.00 и не содержали сцен, наносящих вред здо-
ровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних.
3. Передачи, предназначенные для семейного просмотра должны
транслироваться в наиболее удобное для просмотра время.
4. Зрители должны предупреждаться о программах, которые мо-
гут нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию
несовершеннолетних.

Статья 10
Особенности размещения рекламы
в эфире общественной телерадиокомпании
1. Общественная телерадиокомпания не вправе предоставлять
более 20 процентов времени, выделяемого для распространения рек-
ламы, одному рекламному агентству, его дочерним предприятиям,
филиалам или аффилированным лицам.
2. Общественная телерадиокомпания не транслирует рекламу с
7.00 до 9.00 и с 19.00 до 21.00, а так же по выходным и праздничным
дням. Данное ограничение не распространяется на социальную рек-
ламу
3. В целях обеспечения целостности художественного восприятия
транслируемых фильмов, театральных спектаклей, концертов и пе-
редач, реклама может размещаться только перед началом и после
окончания фильма, спектакля, концерта и передачи, а также в пере-
рывах (антрактах) спектаклей, концертов и передач.
4. Общественная телерадиокомпания обязана обеспечивать раз-
личие в содержании рекламы, передаваемой в эфир в дневное время
(с 6.00 до 22.00) и ночное время (с 22.00 до 6.00) в целях защиты здо-
ровья, нравственного и духовного развития несовершеннолетних.
5. Суммарное время трансляции рекламы в эфире общественной
телерадиокомпании не может превышать 10 минут в течение любого
часа вещания.

221
Новое информационное законодательство РФ

Статья 13
Спонсорство
1. Спонсорство производства или трансляции программ, отдельных
передач, фильмов, концертов, театральных спектаклей, спортивных
соревнований допускается, если спонсор не является политической
партией, религиозной организацией или коммерческой организацией,
основным видом деятельности которой является производство или
продажа (распространение) товаров, работ или услуг, реклама которых
запрещена федеральным законом, или аффилированным лицом на-
званных субъектов.
2. Спонсор не вправе оказывать влияние на содержание передачи и
на ее размещение в сетке вещания.
3. Сообщение о спонсоре (его фирменное наименование и (или) то-
варный знак (знак обслуживания) размещается только в начале и (или)
в конце спонсируемой передачи или трансляции фильма, концерта,
театрального спектакля, спортивных соревнований.
4. Спонсируемая передача не должна иметь рекламный характер.
5. Спонсорство при создании и (или) трансляции информацион-
ных и информационно-аналитических передач, обзоров текущих со-
бытий или их отдельных частей (сюжетов) не допускается.

Статья 14
Устав общественной телерадиокомпании
1. В уставе общественной телерадиокомпании должны быть опре-
делены:
наименование организации,
осуществление общественного теле- и (или) радиовещания в каче-
стве предмета ее деятельности,
цели ее деятельности,
место ее нахождения,
порядок управления ее деятельностью,
сведения о филиалах и представительствах,
источники формирования ее имущества,
порядок внесения изменений и дополнений в ее устав,
порядок ее реорганизации и ликвидации,
порядок использования имущества организации общественного те-
лерадиовещания в случае ее ликвидации.
2. В уставе общественной телерадиокомпании должен быть опреде-
лен порядок:
согласования с редакционным коллективом кандидатуры для из-
брания (назначения) на должность главного редактора;

222
Закон об общественном телерадиовещании Новосибирской области

согласования с редакционным коллективом решения органов уп-
равления организацией общественного телерадиовещания о приоста-
новлении или о прекращении выпуска соответствующей теле- и (или)
радиопрограммы.
3. Устав общественной телерадиокомпании должен гарантировать
ее самостоятельность в решении, прежде всего, следующих вопросов:
определение вещательной политики, составление сетки вещания;
подготовка передач;
редактирование и выпуск информационных и аналитических пере-
дач по освещению текущих событий;
организация работы редакционного коллектива;
распределение функциональных обязанностей внутри организа-
ции;
проведение переговоров и заключение любых договоров, затраги-
вающих законные интересы организации;
управление финансовыми ресурсами организации;
составление и исполнение бюджета организации;
представительство интересов организации в органах государствен-
ной власти, а также в органах местного самоуправления.
4. Устав общественной телерадиокомпании должен соответствовать
требованиям как настоящего Федерального закона, так и Закона Рос-
сийской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декаб-
ря 1991 года № 2124-1, а также может содержать иные не противореча-
щие законодательству положения.

Статья 15
Порядок реорганизации и ликвидации
общественной телерадиокомпании
1. Реорганизация общественной телерадиокомпании осуществля-
ется в соответствии с Уставом общественной телерадиокомпании со-
гласно законодательству Российской Федерации. Решение о реоргани-
зации общественной телерадиокомпании принимает Глава админист-
рации Новосибирской области по согласованию с Попечительским
Советом общественной телерадиокомпании.
2. Ликвидация общественной телерадиокомпании осуществляется
в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Россий-
ской Федерации и Уставом общественной телерадиокомпании. Реше-
ние о ликвидации общественной телерадиокомпании принимается
Главой администрации Новосибирской области по согласованию с
Попечительским Советом общественной телерадиокомпании и осу-
ществляется путем принятия в установленном порядке и вступления в

223
Новое информационное законодательство РФ

силу закона Новосибирской области «О ликвидации общественной те-
лерадиокомпании».


ГЛАВА III
УПРАВЛЕНИЕ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЕЙ

Статья 15
Попечительский Совет
1. Попечительский совет от имени потребителей информационных
услуг общественной телерадиокомпании осуществляет надзор за ис-
полнением возложенных на нее задач, за соответствием вещательной
политики нуждам потребителей, за соблюдением независимости, за
принятием ее органами управления решений и обеспечением их ис-
полнения, за использованием имущества организации, за соблюдени-
ем ею требований настоящего закона, а также законодательства Рос-
сийской Федерации о средствах массовой информации.
2. Решения Попечительского совета, принятые в пределах его ком-
петенции и с соблюдением установленного порядка, обязательны для
исполнения всеми органами управления общественной телерадиоком-
пании.
3. Попечительский совет не вправе осуществлять какой-либо пред-
варительный контроль содержания передач, предназначенных для рас-
пространения, требовать предварительного согласования подготавли-
ваемых передач или их фрагментов, а также накладывать запрет на рас-
пространение подготовленных передач или их фрагментов.
4. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на обще-
ственных началах в соответствии с Положением о Попечительском
Совете общественной телерадиокомпании и Регламентом Попечи-
тельского Совета общественной телерадиокомпании.
5. Расходы, непосредственно связанные с участием членов Попечи-
тельского совета в его работе, а также содержанием вспомогательного
аппарата совета, компенсируются из средств Фонда поддержки обще-
ственного телерадиовещания.

Статья 16
Состав Попечительского Совета
1. Члены Попечительского совета назначаются в порядке, обес-
печивающем плюрализм, защиту прав меньшинства и коллективное
представительство интересов общества в целом, а также участие в его
составе наиболее авторитетных общественных деятелей, специалис-
224
Закон об общественном телерадиовещании Новосибирской области

тов в области телевидения, радио, социологии и юриспруденции,
обладающих безупречной репутацией и высокими морально-этичес-
кими качествами.
2. В состав Попечительского Совета входят пятнадцать человек:
Список кандидатов в члены Попечительского Совета формирует-
ся представительной и исполнительной властью Новосибирской об-
ласти с учетом предложений творческих союзов, общественных ор-
ганизаций, объединений и политических партий в Новосибирской
области. После избрания членов Попечительского Совета на пле-
нарном заседании Новосибирского областного Совета депутатов
простым большинством голосов состав Попечительского Совета ут-
верждается Главой администрации Новосибирской области и Пред-
седателем Новосибирского областного совета депутатов.
3. Срок полномочий члена Попечительского Совета составляет
четыре года.
4. Процедура формирования первоначального состава Попечи-
тельского совета должна быть завершена не позднее чем за три меся-
ца до начала регулярного выхода в эфир общественной телерадио-
компании. В случае, если к указанному сроку Попечительский совет
не сформирован полностью либо не правомочен приступить к рабо-
те, регулярный выход в эфир общественной телерадиокомпании от-
кладывается на срок, определяемый лицензирующим органом.
5. Члены Попечительского Совета не представляют интересов тех
партий, объединений, организаций, властных и коммерческих
структур, в которых они состояли до избрания.
6. Попечительский совет вправе приступить к работе с момен-
та, когда его первоначальный состав сформирован более чем на
половину.

Статья 17
Приостановление и прекращение полномочий
члена Попечительского совета
1. Полномочия члена Попечительского совета, участвующего в
предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законо-
дательной (представительной) власти Российской Федерации или
субъекта Российской Федерации, либо его доверенного лица, либо со-
стоящего в составе избирательного штаба кандидата, приостанавлива-
ются на весь срок избирательной кампании решением Попечительско-
го совета.
2. Члены Попечительского совета не могут быть досрочно выведе-
ны из его состава против своей воли за исключением случаев:
утраты гражданства Российской Федерации;
225
Новое информационное законодательство РФ

вступления в законную силу обвинительного приговора суда ли-
бо судебного решения о применении к члену Попечительского сове-
та принудительных мер медицинского характера;
избрания в состав органа законодательной (представительной)
власти Российской Федерации или субъекта Российской Федера-
ции;
невозможности по состоянию здоровья или по иным уважитель-
ным причинам в течение длительного времени исполнять обязанно-
сти члена Попечительского совета;
занятия деятельностью, не совместимой с членством в Попечи-
тельском совете в связи с возможностью конфликта интересов;
совершения противоправных действий, ущемляющих свободу
деятельности организации общественного телерадиовещания либо
наносящих ей значительный ущерб.
3. Решение о прекращении полномочий члена Попечительского
совета по основаниям, предусмотренным в пункте 2 настоящей ста-
тьи, принимается Попечительским советом и может быть обжалова-
но заинтересованным лицом в суд общей юрисдикции.
4. Новосибирский Совет депутатов или Глава администрации Но-
восибирской области вправе досрочно прекратить полномочия чле-
на Попечительского совета по мотивированному ходатайству орга-
низаций, которые выдвинули данную кандидатуру при формирова-
нии Попечительского совета.
5. В случае выбытия члена Попечительского совета вакантное ме-
сто должно быть замещено в течение трех месяцев в порядке, преду-
смотренном настоящим законом и Положением о Попечительском
Совете.

Статья 18
Недопустимость вмешательства в деятельность
Попечительского совета
1. Члены Попечительского совета при осуществлении своих пол-
номочий независимы и неподотчетны каким-либо государственным
органам и должностным лицам.
2. Члены Попечительского совета не имеют права:
получать какие-либо указания от любого лица или организации
по вопросам своей деятельности в составе Попечительского совета;
прямо или косвенно участвовать в управлении общественной те-
лерадиокомпании;
прямо или косвенно участвовать в управлении организациями,
осуществляющими выпуск теле- и (или) радиопрограмм, если име-

226
Закон об общественном телерадиовещании Новосибирской области

ется вероятность конфликта интересов с функциями, которые они
осуществляют в Попечительском совете.
3. Члены Попечительского совета не обязаны давать каких-либо
объяснений, в том числе выдвинувшим их кандидатуры организаци-
ям, по существу рассматриваемых Попечительским советом вопро-
сов и по мотивам своего голосования в совете.

Статья 19
Задачи Попечительского совета
Задачи Попечительского совета состоят в обеспечении участия
общественности в решении наиболее важных вопросов формирова-
ния, деятельности и развития общественной телерадиокомпании и,
прежде всего, в:
1) отстаивании интересов аудитории в получении разнообразных
теле- и радиопередач и достоверной информации, отграниченной
как от рекламы, так и от комментариев;
2) укоренении и распространении достойных методов журна-
листской работы, формировании культуры профессиональной и че-
стной журналистики;
3) установлении доверия к теле- и (или) радиопрограммам, уч-
режденным и выпускаемым НОТРК;
4) обеспечении информационного плюрализма при освещении
общественно значимых событий путем представления различных, в
том числе противоположных, позиций и уважении права на ответ и
опровержение;
5) распространении средствами телевидения и радио идеалов то-
лерантности, демократии, уважения прав человека в контексте пре-
дотвращения опасностей, связанных с предрассудками и дискрими-
нацией, ксенофобией, агрессивным национализмом, этнической и
религиозной разобщенностью, терроризмом и насилием;
6) отстаивании самостоятельности общественной телерадиоком-
пании от любых попыток давления со стороны органов государст-
венной власти и местного самоуправления, политических партий,
должностных лиц, коммерческих и некоммерческих организаций,
иных заинтересованных лиц;
7) противодействии любым попыткам установления прямой или
косвенной цензуры, подчинения общественного телерадиовещания
интересам тех или иных политических либо финансовых групп;
8) определении путей решения наиболее важных проблем разви-
тия общественного телерадиовещания как важного структурного
элемента гражданского общества России.

227
Новое информационное законодательство РФ

Статья 20
Компетенция Попечительского совета
1. К компетенции Попечительского совета относится:
1) принятие регламента своей деятельности;
2) избрание председателя, заместителя председателя и ответствен-
ного секретаря Попечительского совета;
3) дача согласия на изменение устава общественной телерадиоком-
пании;
4) дача согласия на реорганизацию общественной телерадиокомпа-
нии;
5) дача согласия на ликвидацию общественной телерадиокомпа-
нии;
6) представление к назначению генерального директора общест-
венной телерадиокомпании;
7) консультирование органов управления общественной телерадио-
компании по общим вопросам вещательной политики;
8) надзор за соблюдением общественной телерадиокомпании своих
обязанностей в соответствии с настоящим законом;
9) определение перечня теле- и (или) радиопередач, прежде всего
для детей и юношества, лиц с нарушениями слуха, а также справочных,
учебных и образовательных, производство и распространение которых
должно осуществляться в приоритетном порядке;
10) вынесение решений по жалобам на деятельность общественной
телерадиокомпании, в том числе по вопросам журналистской этики,
профессионального мастерства и художественного вкуса;
11) разработка рекомендаций по вопросам освещения отдельных
общественно значимых проблем в теле- или радиопередачах органи-
зации общественного телерадиовещания;
12) обращение в органы государственной власти, в том числе в суд
общей юрисдикции, а также в органы местного самоуправления в за-
щиту прав и законных интересов потребителей информационных ус-
луг общественной телерадиокомпании, интересов сотрудников обще-
ственной телерадиокомпании, а также интересов компании в целом;
13) рассмотрение других вопросов, затрагивающих интересы потре-
бителей информационных услуг организации общественного телера-
диовещания;
2. Если органы управления общественной телерадиокомпанией ук-
лоняются от исполнения обязательных для них решений Попечитель-
ского совета, Попечительский совет как орган, осуществляющий над-
зор за деятельностью организации, вправе обратиться в суд общей
юрисдикции с требованием о понуждении органов управления орга-
низацией к исполнению решений Попечительского совета.
228
Закон об общественном телерадиовещании Новосибирской области

Статья 21
Генеральный директор общественной телерадиокомпании
1. Генеральный директор общественной телерадиокомпании назна-
чается Главой администрации Новосибирской области по представле-
нию Попечительского Совета общественной телерадиокомпании, со-
гласованному с Новосибирским областным Советом депутатов.
2. Генеральный директор назначается по итогам проводимого По-
печительским Советом общественной телерадиокомпании конкурса
сроком на пять лет в соответствии с Положением о конкурсе, разраба-
тываемом Попечительским советом общественной телерадиокомпа-
нии. По истечении этого срока по представлению Попечительского
Совета он может быть вновь назначен на эту должность в таком же по-
рядке. Генеральный директор исполняет свои полномочия вплоть до
назначения его преемника. В отсутствие Генерального директора его
обязанности выполняет его заместитель.
3. Генеральный директор:
по согласованию с Попечительским Советом общественной теле-
радиокомпании назначает своего заместителя и главных редакторов
теле- и радиопрограмм;
самостоятельно формирует штатное расписание, принимает и
увольняет работников общественной телерадиокомпании в соответст-
вии с законодательством Российской Федерации о труде.
несет ответственность за формирование сетки вещания, подготовку
передач и обеспечивает их соответствие настоящему закону, иным за-
конам Новосибирской области и законодательству Российской Феде-
рации;
разрабатывает программную политику общественной телерадио-
компании;
консультируется по основным вопросам развития программной по-
литики общественной телерадиокомпании с Попечительским Сове-
том общественной телерадиокомпании;
подготавливает документы для перерегистрации (продления) ли-
цензии на вещание и подает указанные документы в установленном за-
конодательством порядке в федеральный орган, осуществляющий ли-
цензирование телерадиовещания;
представляет общественную телерадиокомпанию во взаимоотно-
шениях со сторонними организациями в России и за рубежом, подпи-
сывает от ее имени договоры и соглашения, представляет ее интересы
в суде.
4. Генеральный директор работает на постоянной основе и не может
заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме связанной с об-
щественной телерадиокомпанией. На время работы в общественной
229
Новое информационное законодательство РФ

телерадиокомпании Генеральный директор обязан приостановить свое
членство в партии или иной общественной организации.
5. Генеральный директор может быть освобожден от должности Гу-
бернатором Новосибирской области только по представлению Попе-
чительского Совета общественной телерадиокомпании исключитель-
но в случаях:
истечения срока полномочий Генерального директора;
личного заявления Генерального директора об отставке, подаваемо-
го председателю Попечительского Совета;
совершения Генеральным директором уголовно наказуемого дея-
ния, установленного приговором суда, вступившим в законную силу;
если деятельность общественной телерадиокомпании будет дважды
признана Попечительским Советом общественной телерадиокомпа-
нии неудовлетворительной.


ГЛАВА IV
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22
Переходные положения
1. В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего
Закона Администрации Новосибирской области произвести преобра-
зование телеканала «Культура — НТК» и радиоканала «Слово» в Госу-
дарственное унитарное предприятие Новосибирской области «Обще-
ственная телерадиокомпания» (ОТРК).
2. Новосибирский областной Совет депутатов и Глава администра-
ции Новосибирской области в течение трех месяцев со дня вступления
в силу настоящего закона назначают членов Попечительского Совета
общественной телерадиокомпании.

Статья 23
Вступление в силу настоящего закона Новосибирской области
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубли-
кования.




230
Комментарий к пакету проектов региональныз законов о СМИ

КОММЕНТАРИЙ
к пакету проектов региональных законов о СМИ
и информационной стратегии
Новосибирской области1

П.А. Полоницкий,
руководитель региональной
корреспондентской сети
Фонда защиты гласности,
координатор проекта

Проект (руководитель проекта — президент Фонда защиты
гласности А.К. Симонов) возник после тщательного анализа право-
вого поля региона, на котором функционируют печатные и элек-
тронные СМИ, изучения состояния конституционных прав граждан
на информацию, желания областной власти внятно и оперативно
объясняться с населением. Встречи президента Фонда защиты глас-
ности А.К. Симонова с губернатором Новосибирской области В.А.
Толоконским, представителями журналистского сообщества и
структур гражданского общества выявили намерения участников,
послужили основанием будущего проекта.
В рамках первого этапа реализации проекта 7 марта 2003 года в
Новосибирске прошел круглый стол «Нужен ли Новосибирской обла-
сти региональный закон о СМИ?». Участники обсуждения пришли к
выводу, что Федеральный закон о СМИ сегодня не отвечает реалиям,
в которых работают отечественные масс-медиа. В законе нет поня-
тия о телесетях, нет норм о рекламе в СМИ, нет четкости в опреде-
лении отношений между издателем, учредителем и владельцем
СМИ. Надежды на принятие нового, более современного закона, по
мнению участников круглого стола, не снимают актуальности при-
нятия «своего», регионального закона, который может быть демо-
кратическим регулятором отношений в треугольнике «власть-граж-
данское общество-СМИ». Региональное законодательство поможет
оптимизировать механизм распределения бюджетных средств на

При подготовке комментария использованы стенограммы круглых сто-
1


<<

стр. 7
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>