<<

стр. 4
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Kelly and others v. UK, решение от 04 мая 2001 г.
76
Velikova v. Bulgaria, решение от 18 мая 2000 г.
77
Shanaghan v. UK, решение от 4 мая 2001 г.
84 78
Velikova v. Bulgaria, решение от 18 мая 2000 г., параграф 80.
79
Решение от 28 марта 2000 г.
СТАТЬЯ 2. ПРАВО НА ЖИЗНЬ



с преступлением. Позднее обвиняемый был оправдан, и никакого даль
нейшего расследования не проводилось. В ходе расследования не были
проверены возможные причины смерти, хотя убитый работал в газете
Ozgur Gundem журналистом, также не была проверена причастность сил
безопасности к произошедшему. Суд пришел к выводу, что в соответ
ствии со статьей 2 обязанность провести эффективное расследование не
была соблюдена.
В деле Shanaghan v. UK 80 Суд отметил, что эффективность расследо
вание и доступ участников к расследованию сопровождались нарушения
ми, так национальные суды, вопреки своему назначению, вынесли реше
ние на основании слухов и предположений. Сведения, которые могли бы
эффективно способствовать обвинению, не могли быть использованы в
связи с засекреченностью. Суд далее указал, что для существования
общественного доверия обязательны процедуры, предусматривающие
подотчетность представителей государства и условия правомерности при
чинения смерти. Отсутствие таких норм усиливает страх и негативное
отношение, что следовало из представленных жалоб по поводу убийств.
Суд пришел к выводу, что несоответствие законодательства требованиям
о процедурных обязательствах, предусмотренных статьей 2, может со
ставлять нарушение статьи 2.
В деле Ekinci v. Turkey 81 национальные власти провели расследование,
во время которого были опрошены как люди, которые знали убитого, так и
те, кто нашел у дороги его тело. Доказательства свидетельствовали о том, что
его смерть была связана со смертью его бывшего клиента г на Canturk. Пос
ледний был убит при аналогичных обстоятельствах за 1 месяц до этого. Суд
счел, что нежелание властей расследовать связь двух убийств составляет оче
видную недоработку со стороны властей. Суд отметил, что даже после пуб
ликации официальных отчетов, которые явно свидетельствовали о связи
между двумя мужчинами, власти не провели никакой проверки возможной
связи между убийством г на Canturk и пострадавшего, а также вероятной
причастности сотрудников сил безопасности. Уголовное расследование в
основном свелось к проверке членов семьи, друзей, профессиональных свя
зей и деятельности убитого. Суд пришел к выводу, что расследование не
было ни адекватным, ни эффективным.
Следует отметить, что расследование не обязательно должно прово
диться в рамках единой процедуры. В вышеназванном деле Shanaghan v.
UK установление фактов, уголовное расследование и предъявление обви
нения осуществлялось различными органами власти, но этого достаточно
для признания нарушения по статье 2. Важнее, чтобы во время расследова



85
80
Решение от 4 мая 2001 г.
81
Решение от 18 июля 2002 г.
СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА...



ния все предусмотренные и необходимые процедурные гарантии были до
ступны и эффективны.
При отсутствии эффективного расследования должна существовать и быть
доступной процедура обжалования неэффективности расследования.82
Уголовно процессуальный кодекс РФ закрепляет общие требования,
предъявляемые к проведению расследования.
В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, сле
дователь, орган дознания и дознаватель принимают меры по установле
нию события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совер
шении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ).
Наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления,
является основанием для возбуждения уголовного дела, которое может быть
возбуждено при наличии одного из поводов для возбуждения уголовного
дела, указанных в статье 140 УПК РФ: заявление о преступлении, явка с по
винной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, по
лученное из иных источников.
При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела прокурор,
следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуж
дении уголовного дела. Копия такого постановления в течение 24 часов с
момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом по
становление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжа
ловано прокурором или в суде (ст. 148 УПК РФ).
С момента возбуждения уголовного дела начинается предварительное
расследование (ст. 156 УПК РФ).
В период предварительного следствия по уголовному делу проводятся
следственные действия и оперативно розыскные мероприятия, направлен
ные на установление всех обстоятельств преступления, лиц виновных в со
вершении преступления и др.
Признав, что все следственные действия по уголовному делу произве
дены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинитель
ного заключения, следователь составляет обвинительное заключение и
представляет его вместе со всеми материалами уголовного дела прокурору
для последующего направления уголовного дела в суд для рассмотрения
по существу (ст. 215 УПК РФ).
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК
РФ)» говорится, что при рассмотрении дел об убийстве суды обязаны не
укоснительно выполнять требование закона о всестороннем, полном и
объективном расследовании обстоятельств дела.
В большинстве случаев расследование преступлений на территории Чечен
ской Республики проводится с серьезными процессуальными нарушениями.
86
82
Статья 13 Европейской Конвенции по правам человека.
СТАТЬЯ 2. ПРАВО НА ЖИЗНЬ



Например, в 2000 г. И., житель Чеченской Республики, возвращаясь
домой с рынка, был задержан группой вооруженных людей. После этого
И. исчез. Прокуратура не провела никаких следственных действий и вско
ре приостановила уголовное дело. В феврале 2002 г. родители И., убе
дившись в неэффективности внутригосударственных средств, подали жа
лобу в Европейский Суд по правам человека, в том числе о нарушении
права на жизнь. Спустя 4 месяца представители российских федеральных
сил задержали отца И. в его доме. Отец И. также после этого исчез. В ходе
следствия не были отработаны версии, которые могли бы привести к ус
тановлению личностей военнослужащих, задержавших отца И. Практи
чески сразу после его задержания была подана жалоба в Европейский Суд
о втором исчезновении. В настоящее время эти жалобы объединены Су
дом в одно производство. В 2003 г. Суд сообщил государству о жалобе.83
По состояниию на 1 июня 2004 г. ожидается принятие Судом решения о
приемлемости данной жалобы.
В 2001 г. жители Чеченской Республики 14 летний Г. и 23 летняя М.
(мать двоих малолетних детей), возвращались на автомобиле домой с
сельскохозяйственного участка. Недалеко от села, где проживали Г. и М.,
их машина была обстреляна из военных вертолетов. Военные, высадив
шиеся из вертолетов, забрали раненых Г. и М. и увезли их в неизвестном
направлении. Спустя несколько дней на военной базе федеральных сил
семьям Г. и М. вернули фрагменты разрубленных тел их родственников.
Проведенное расследование не выявило никаких подозреваемых по дан
ному делу, а представители военной прокуратуры сообщили родственни
кам Г. и М., что никаких правонарушений в ходе операции федеральных
сил не установлено. В 2002 г. родственники Г. и М. обратились с жалобой
в Европейский Суд по поводу нарушения нескольких статей Конвенции, в
том числе и статьи 2.84 По состоянию на 1 июня 2004 г. ожидается комму
никация жалобы Судом.



3.2. Обязанность проводить расследование
на основе полученной информации
о незаконном лишении жизни

Обязанность провести расследование распространяется на все виды
незаконного лишения жизни, а не только на убийства, совершенные го
сударственными служащими. Эта обязанность не зависит от подачи фор
мального заявления о совершении убийства в компетентные органы вла
сти. Суд полагает, что факт осведомленности властей об убийстве, сам по

87
83
Случай из практики организации «Правовая инициатива по Чечне».
84
Случай из практики организации «Правовая инициатива по Чечне».
СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА...



себе приводит к возникновению обязательств в соответствии со статьей 2 —
провести расследование.85 Такой подход распространяется на покушения
на убийство86 и предполагаемые факты исчезновения заключенных. Так,
в уже вышеупомянутом деле Salman v. Turkey 87 Суд счел, что, поскольку
власти были проинформированы о смерти в заключении, ipso facto встал
вопрос об обязанности по статье 2 провести эффективное расследование
обстоятельств смерти.
Если представители государства виновны в убийстве, то проведение
расследования должно гарантировать привлечение виновных к ответ
ственности. Суд считает, что это необходимо для поддержания обще
ственного доверия и защиты законных интересов, тех, кто пострадал в
результате убийства.88
В деле Yasa v. Turkey 89 об убийстве хозяина газетного киоска, кото
рый продавал газету Ozgur Gundem, журналист и владелец газеты направ
ляли многочисленные жалобы и протесты в министерство о большом ко
личестве покушений на людей, сотрудничавших с газетой. Суд счел, что
власти были обязаны провести расследование возможной причастности
представителей государства. И в принципе не имело значения, были ли
силы безопасности формально названы как виновники или нет.



3.3. Обязанность проводить расследование
по факту использования силы, которая потенциально
может привести к смерти

Обязанность проводить расследование существует не только тогда,
когда произошло убийство. Суд полагает, что власти также обязаны про
вести эффективное расследование покушения на убийство.90 Потерпев
ший имеет право на проведение такого же расследования, как и в случае
убийства.
В вышеназванном деле Yasa v. Turkey Суд счел, что власти не только не
обеспечили защиту жизни убитого, но и не исполнили свои процедурные
обязательства по статье 2 — провести эффективное расследование покуше
ний на заявителя, в которого 8 раз стреляли.




85
Yasa v. Turkey, решение от 02 сентября 1998 г.
86
Там же
87
Решение от 27 июня 2000 г.
88
Shanaghan v. UK, решение от 4 мая 2001 г.; Jordan v. UK, решение от 14 марта 2000 г.;
McCerr v. UK, решение от 04 мая 2001 г.; Kelly and others v. UK, решение от 4 мая 2001 г.
88 89
Решение от 2 сентября 1998 г.
90
Решение от 2 сентября 1998 г.
СТАТЬЯ 2. ПРАВО НА ЖИЗНЬ



3.4. Обязанность проводить расследование
и бороться с терроризмом

Расследование должно быть проведено, даже если человек был
убит во время столкновения с сепаратистами, террористами и т.д. Суд
считает, что государство не освобождается от своих обязанностей по
расследованию при таких обстоятельствах, «иначе это еще более обо
стрит обстановку безнаказанности в регионе и таким образом создаст
порочный круг».91
В деле Ergi v. Turkey, 92 в котором речь шла о засаде сил безопасности
на юго востоке Турции, Суд разъяснил, что:
ни распространенность насильственных вооруженных столк
новений, ни высокая степень неизбежности не может осво
бождать от исполнения обязанности по статье 2 — обеспечить
проведение эффективного независимого расследования
убийств, произошедших в результате столкновений с участи
ем сил безопасности, особенно в тех случаях …, когда обстоя
тельства во многом не ясны. 93



3.5. Обязанность проводить своевременное расследование

Расследование должно проводиться незамедлительно и должным об
разом. Быстрая реакция властей в случае убийства важна для поддержания
общественного мнения, что власти придерживаются ценностей правового
государства, предотвращают коррупцию и выражают нетерпимость к неза
конным действиям.94 Если расследование по разным причинам тормозит
ся, оно не отвечает требованиям, предъявляемым к должному расследова
нию. Суд считает, что медленное расследование в течение длительного
времени, которое оправдывается процессуальными интересами семьи
умершего, поднимает вопрос о том, отвечает ли система расследования
требованиям незамедлительности и доступности.95
В деле McShane v. UK 96 большая часть доказательств была собрана в
течение двух недель после убийства, которое произошло в июле 1996 г.
Но дело было передано прокурору (Director of Public Prosecutions97 )из ап


91
Решение от 2 сентября 1998 г.
92
Решение 28 июля 1998 г.
93
Там же, параграф 85.
94
Jordan v. UK, решение от 14 марта 2000 г.
95
Kelly and others v. UK, решение от 4 мая 2001 г.
96
Решение от 28 мая 2002 г.
97
Руководитель общественного обвинения, прокурор (the Director of Public Prosecutions) обеспе
89
чивает независимый анализ и предъявление обвинения по уголовным делам, возбужденным
полицией Англии и Уэльса.
СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА...



парата королевского констебля Ольстера (Royal Ulster Constabulary98 ) толь
ко в июне 1997 г. А окончательный отчет королевского констебля Ольсте
ра был направлен по запросу прокурора только 2 марта 1998 г., почти че
рез девятнадцать с половиной месяцев после случившегося. Даже, если
такой период времени был необходим для подготовки доказательств и
отчетов в суд, неясно, что препятствовало присоединить их к делу позднее,
и не объясняет причин такого долгого периода бездействия, особенно
после 6 декабря 1996 года. Суд был удивлен, что между двумя допросами
водителя военного грузовика, который сбил потерпевшего, прошло пять
с половиной месяцев. Суд пришел к выводу, что расследование не было
проведено должным образом.
В деле Kelly and others v. UK 99 расследование было начато спустя 8 лет,
хотя некоторые из многочисленных задержек в расследовании произошли по
вине заявителя. Суд решил, что задержки по вине заявителя, не освобождают
власти от необходимости отвечать требованиям разумного срока. Было при
знано нарушение статьи 2, поскольку не были соблюдены требования неза
медлительности и должного порядка расследования.
В деле Jordan (Hugh) v. UK 100 расследование было приостановлено на
25 месяцев, включая 12 месячный период, во время которого полиция, при
няв решение об отказе в проведении уголовного расследования, не пере
давала дело коронеру без каких либо объяснений. На момент принятия
решения Европейским Судом расследование проводилось уже в течение
8 лет, и еще не было завершено. Суд счел, что расследование не отвечает
требованиям незамедлительности и должного порядка.
В деле Paul and Audrey Edwards v. UK 101 решение о проведении рас
следования смерти жертвы, заключенного, было принято только через 8 ме
сяцев, а расследование началось через 10 месяцев. Доказательства соби
рались еще в течение 10 месяцев, и отчет был подготовлен спустя 2 года с
начала расследования (через 3 с половиной года после смерти). Суд счел,
что расследование было сложным: допрашивалось более 150 свидетелей,
привлекались некоторые общественные службы — и требовало значитель
ного времени для подготовки. Комиссия по расследованию посещала мес
то события, опрашивала убийцу, который содержался в психиатрической
больнице. Суд счел, что было оправданным выслушать всех свидетелей во
время расследования, так как критиковалась сложившаяся практика и ра
бота отдельных профессионалов. Решая вопрос о длительности расследо
вания, Суд указал, что с учетом всех обстоятельств дела период расследо


98
Королевский констебель (the Royal Ulster Constabulary) Северной Ирландии выполняет две
основные функции: он обеспечивает исполнение законов, как и в других частях Великобрита
нии, и защищает границы государства от любого военного вмешательства.
99
Решение от 4 мая 2001 г.
90 100
Решение от 14 марта 2000 г.
101
Edwards v. UK, решение от 15 марта 2002г.
СТАТЬЯ 2. ПРАВО НА ЖИЗНЬ



вания нельзя назвать неразумным. Соответственно, нарушение статьи 2 не
было установлено.
Если человек умер в заключении, то расследование должно быть начато
незамедлительно после установления факта смерти. 4 дневное промедле
ние в расследовании обстоятельств смерти лица в заключении Суд назвал
«поразительным».102 Также Суд отрицательно оценил нескоординирован
ность действий различных прокуратур, проводящих расследование, напри
мер, один прокурор не отвечал на запросы другого и т.д.103
Статья 162 УПК РФ говорит о том, что предварительное следствие по уго
ловному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев
со дня возбуждения уголовного дела, однако этот срок может быть про
длен до 6 месяцев, а в особо сложных случаях до 12 месяцев.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о сроках расследования
и о практике проведения расследования в целом органами прокуратуры,
расположенными на территории Чеченской Республики.
Во первых, очень часто возникают сложности с возбуждением уголов
ного дела. Нередки случаи, когда жалобы граждан о преступлениях, совер
шенных военнослужащими федеральных сил и сотрудниками милиции,
остаются без надлежащей проверки со стороны органов прокуратуры, в том
числе органов военной прокуратуры.
Как отмечает в своем докладе Правозащитный центр «Мемориал», в
1999 2000 г. на такие жалобы граждан из органов прокуратуры в течение
многих месяцев не поступало никакого ответа. Тем самым органы проку
ратуры грубейшим образом нарушали закон, поскольку Уголовно процес
суальный кодекс устанавливает четкий срок для проведения первичной
проверки и принятия решения по заявлению о совершении преступления:
3 суток со дня получения заявления, а в исключительных случаях – не бо
лее 10 суток. Лишь в результате длительной переписки с прокуратурой с
привлечением депутатов Государственной Думы представителям право
защитных организаций удавалось добиться в ряде случаев возбуждения
уголовных дел.
Однако с первой половины 2001 г. ситуация изменилась. Органы
прокуратуры начали возбуждать по жалобам граждан уголовные дела.
Это было связано с давлением международных организаций: Совета
Европы, ОБСЕ, ООН.
Впрочем, возбуждение уголовных дел отнюдь не означало, что преступ
ления будут расследованы, а виновные наказаны.
Органы прокуратуры за несколько лет так и не смогли никого привлечь
к уголовной ответственности за массовые убийства мирных граждан в ходе
«зачисток» поселка Новые Алды (февраль 2000 г.), Старопромысловско

91
102
Aktas v. Turkey, решение от 24 апреля 2003 г.
103
Tepe v. Turkey, решение от 9 мая 2003г.; Tekdag v. Turkey, решение от 15 января 2004 г.
СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА...



го района Грозного (январь февраль 2001 г.), села Алхан Юрт (декабрь
1999 г.). Вообще, многочисленные преступления, совершаемые предста
вителями федеральных сил в ходе «зачисток», в своем подавляющем боль
шинстве остаются безнаказанными.104
Во вторых, даже если уголовное дело и возбуждается, через 2 меся
ца оно, как правило, автоматически приостанавливается в связи с неус
тановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых
(ч. 1 ст. 208 УПК РФ).



3.6. Обязанность обеспечить доказательства

Власти должны предпринимать все необходимые шаги по сбору до
казательств обо всех фактах незаконного лишения жизни. Суд не оп
ределил перечень процедур, которые власти обязаны осуществить для
обеспечения должного расследования обстоятельств незаконного ли
шения жизни. Тем не менее, власти должны предпринять все необхо
димые действия для получения доказательств, касающихся происшед
шего, inter alia:
• привести соответствующие доказательства, в том числе баллистичес
кие экспертизы в случаях использования огнестрельного оружия;105
• допросить офицеров, арестовывавших погибших, в частности, о со
стоянии здоровья жертвы на момент ареста;106
• допросить свидетелей, включая офицеров полиции, вооруженных сил
и других лиц, принимавших участие в операции, в результате которой был
убит человек, особенно если показания других свидетелей указывают на
причастность представителей государства к смерти;107
• изъять пули;108
• провести квалифицированное вскрытие,109 на основании которого дол
жно быть сделано полное и точное заключение о характере ранения и объек
тивный анализ клинических данных, включая причину смерти,110 предпо
ложительное время нанесения ранений и смерти;111
• положение свидетелей в момент убийства;
• схема места преступления;
• полный отчет об использовавшемся оружии и отстрелянных гильзах;112


104
www.memo.ru
105
Jordan v. UK, решение от 14 марта 2000 г.
106
Velikova v. Bulgaria, решение от 18 мая 2000 г.
107
Shanaghan v. UK, решение от 4 мая 2001 г. Ogur v. Turkey, решение от 20 мая 1999 г.
108
Tanrikulu v. Turkey, решение от 28 июля 1999 г.
109
Tanrikulu v. Turkey, решение от 28 июля 1999 г.
110
McCerr v. UK, решение от 04 мая 2001 г.
92 111
Velikova v. Bulgaria, решение от 18 мая 2000 г.
112
Gul v. Turkey, решение от 14 декабря 2000 г.
СТАТЬЯ 2. ПРАВО НА ЖИЗНЬ



• фотографии оружия на месте его расположения;113
• анализ металла пуль и их фрагментов для идентификации произво
дителя и поставщика и типа использовавшегося оружия;114
• проверка состояния рук подозреваемых на наличие следов, которые
могут установить их связь с оружием, и проверку оружия на наличие отпе
чатков пальцев;115
• связь с другими убийствами в то же время, в той же местности и при
сходных обстоятельствах;116
• в случаях участия государственных служащих – отчеты об использова
нии ими оружия и боевых припасов.117
В деле Cakici v. Turkey 118 брат заявителя был задержан полицией и про
пал. Семья пропавшего обратилась к властям и сообщила, что есть три оче
видца, которые видели, что его задержали. Никаких действий по сбору до
казательств, кроме протоколов задержания, до коммуникации жалобы
Комиссией и ее направления Правительству Турции предпринято не было,
что явилось нарушением статьи 2.
В деле Tanrikulu v. Turkey 119 был проведен тщательный осмотр места
происшествия непосредственно в течение часа после убийства, были уста
новлены два очевидца, но их показания не были зафиксированы. В тот же
день двумя практикующими врачами общего профиля был проведен ос
мотр трупа. Также была проведена баллистическая экспертиза. На основа
нии собранных доказательств общественный прокурор спустя месяц
прекратил дело, признав, что смерть произошла в результате террористи
ческого акта. По словам заявителя, никаких других действий по расследова
нию в течение года предпринято не было, но расследование возобновилось
спустя месяц после того, как Комиссия передала жалобу на коммуникацию
Правительству. Суд пришел к выводу, что расследование было неадекват
ным, а действия по расследованию недостаточными.
В деле Velikova v. Bulgaria 120 потерпевший умер в течение 12 часов с мо
мента задержания полицией. Жалоба была подана его гражданской женой.
Причиной смерти была острая потеря крови в результате причинения теле
сных повреждений. Правительство заявляло, что потерпевший мог получить
телесные повреждения до задержания. Суд счел, что виновники преступле
ния были очевидны, если принять во внимание сведения о времени причи
нения телесных повреждений и об обстоятельствах задержания, а также о
состоянии здоровья погибшего. Тем не менее, следователь не зафиксировал

113
Gul v. Turkey, решение от 14 декабря 2000 г.
114
Gulec v. Turkey, решение от 27июля 1998 г.
115
Gul v. Turkey, решение от 14 декабря 2000 г.
116
Ekinci v. Turkey, решение от 16 июля 2002 г.
117
Gul v. Turkey, решение от 14 декабря 2000 г.
118
Решение от 8 июня 1999 г.
93
119
Решение от 28 июля 1999 г.
120
Решение от 18 мая 2000 г.
СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА...



эти доказательства, а надзирающий прокурор ничего не сделал, чтобы вос
полнить пробел. Более того, расследование много месяцев оставалось без
продвижения, и ничего не было сделано для установления правды об убий
стве. Правительство ответчик не представило никаких правдоподобных
объяснений отсутствию основных доказательств. Суд установил, что имело
место нарушение обязательств государства по статье 2 Европейской Конвен
ции о проведении эффективного расследования смерти жертвы.
В жалобах Хашиева и Акаевой против Российской Федерации, кото
рые упоминались выше, заявители утверждают, что имеют достаточные
доказательства убийства их родственников российскими войсками. Они
отмечают, что свидетели видели, как родственников заявителей задер
жали российские войска, а также ссылаются на отчет организации Human
Rights Watch, в котором эти имена названы. Правительство, не оспари
вая факт смерти родственников заявителей, допускает, что это дело
может быть связано с незаконными действиями федеральных войск в
Чечне, однако ссылается на отсутствие свидетелей преступления и про
должающееся расследование, которое неоднократно приостанавлива
лось и возобновлялось, при этом лица, совершившие преступление, ус
тановлены не были.121
В 2000 г. подразделения российской армии в Чечне убили 5 членов
семьи Э., в том числе годовалого мальчика и женщину на 8 м месяце бе
ременности. В ходе расследования этих убийств не была проведена су
дебно медицинская экспертиза трупов, не собраны все доказательства по
делу, не установлены свидетели, активность в расследовании началась
только после коммуникации жалобы. В 2000 г. родственники убитых чле
нов семьи Э. подали жалобу в Европейский Суд в отношении нарушений
нескольких статей Конвенции, в том числе и статьи 2. В 2003 г. Суд сооб
щил о жалобе государству.122
В 2000 г. подразделение МВД РФ задержало в Грозном 15 летнего Д.
После этого Д. исчез. По факту его исчезновения прокуратура возбудила
уголовное дело. Несмотря на то, что в ходе расследования было выявлено
подразделение, производившее задержание Д., а также были установле
ны конкретные представители федеральных сил, причастные к задержа
нию, прокуратура не смогла допросить никого из них. Через 1,5 месяца
после задержания и исчезновения Д. мать исчезнувшего получила офи
циальное письмо из прокуратуры, в котором сообщалось, что в связи с
отказом в явке для производства следственных действий военнослужа
щие Федеральных сил допрошены не были. В 2001 г. мать Д. обратилась в
Европейский Суд с жалобой на нарушения нескольких статей Конвенции,


121
См. подробнее: «Чеченские» дела в Страсбурге // Российский бюллетень по правам челове
94 ка, 2003. вып. 17. С. 107.
122
Случай из практики организации. «Правовая инициатива по Чечне».
СТАТЬЯ 2. ПРАВО НА ЖИЗНЬ



в том числе и статьи 2.123 По состоянию на 1 июня 2004 г. ожидается ком
муникация жалобы Судом.
В некоторых случаях материалы, имеющие значение для расследования
уголовных дел, исчезают в недрах прокуратуры. В 2000 г. в прокуратуру была
направлена видеокассета с записью того, как российский офицер отдает
приказ расстрелять человека, задержанного вместе с боевиками (после того,
как был отдан приказ, военнослужащие увели задержанного в неизвест
ном направлении, после этого он пропал без вести). На заявление матери
задержанного военная прокуратура ответила, что труп обнаружен не был,
из видеозаписи не установлено, имел ли место вообще факт убийства, т. к.
видеозапись такого факта не содержит, и в результате было принято реше
ние об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 1 ст. 5 УПК
РСФСР, за отсутствием события преступления. Позднее, в мае 2001 г., выяс
нилось, что в материалах дела отсутствует посланная видеокассета: она была
получена Главной военной прокуратурой Москвы, направлена в военную
прокуратуру в Чеченскую Республику, но по пути «исчезла».124
Мать пропавшего без вести обратилась с жалобой в Европейский Суд.
В ноябре 2003 г. Суд направил ее жалобу Правительству. По состоянию на
1 июня 2004 г. ожидается решение Суда о приемлемости данной жалобы.



3.7. Обязанность обеспечить общественный
контроль за расследованием

В целях обеспечения прозрачности расследования его результаты дол
жны быть доступны обществу, как теоретически, так и на практике.125 Уро
вень общественного контроля может быть разным от случая к случаю.
Тем не менее, близких родственников потерпевшего необходимо при
влекать к процедуре расследования, чтобы обеспечить необходимую
защиту законных интересов пострадавшего. Участие будет эффективным,
если был обеспечен доступ ближайших родственников жертвы к учас
тию в действиях по расследованию и к относимым документам. Что
касается контроля общества за расследованием, то Суд полагает, что
раскрытие или публикация полицейских отчетов и материалов рассле
дования может отразиться на интересах отдельных людей или рассле
довании в целом, так как может предрешать дело. Соответственно это
не может рассматриваться как непосредственное требование статьи 2.
Необходимый доступ общественности или родственников жертвы мо
жет быть обеспечен на других стадиях процедуры.126

123
Случай из практики организации «Правовая инициатива по Чечне».
124
Там же.
95
125
Mc Cerr v. UK, решение от 04 мая 2001 г.
126
McShane v. UK, решение от 28 мая 2002 г.
СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА...



В деле Ogur v. Turkey 127 в ходе административного расследования
ближайшие родственники погибшего не имели возможности познако
миться с материалами дела и не принимали участия в отдельных след
ственных действиях. Высший Административный Суд, подтвердив
решения нижестоящих судов, указал, что убийцу установить невоз
можно. Этот вывод был сделан на основании материалов расследова
ния дела, в котором родственники не принимали участие. Это призна
но нарушением статьи 2.
В деле Gul v. Turkey 128 в ходе проведения расследования были допро
шены только три офицера, которым было предъявлено обвинение. Мне
ние двух экспертов было составлено на основании версии событий, пред
ставленной офицерами, которая была принята как достоверная. Заявитель
и его семья не были извещены о том, что проводится расследование, и не
имели возможности представить суду свою версию событий, в связи с этим
было признано нарушение статьи 2.
В деле Kelly and others v. UK 129 семьи погибших не имели возможности
познакомиться с показаниями свидетелей до судебного слушания. Суд ука
зал, что это можно расценить как препятствие к подготовке и участию в
судебном допросе. Напротив, полиция и армия были обеспечены не только
юридической помощью, но имели доступ к информации о произошедшем
инциденте на основании своих собственных отчетов и показаний персона
ла. Суд счел, что право семей погибших участвовать в расследовании смер
ти их родственников предполагает, что осуществляемые следственные дей
ствия обеспечат необходимую защиту интересов семьи, несмотря на то, что
они могут быть прямо противоположны интересам полиции или сил безо
пасности, которые были вовлечены в события.



3.8. Обязанность обеспечить независимость
и беспристрастность расследования

Расследование убийства должно проводиться так, чтобы изучение
всех аспектов преступления было обеспечено. В случаях, когда пред
ставители государства замешаны в убийстве, следователи обязаны рас
следовать обвинения против них тщательно и в полном объеме. Недо
статочно просто выяснить у обвиняемых, например, полицейских, их
версию событий. Все свидетели, поддерживающие или опровергающие
официальную версию событий, должны быть допрошены с целью уста
новления истины.


127
Решение от 20 мая 1999 г.
96 128
Решение от 14 декабря 2000 г.
129
Решение от 4 мая 2001 г.
СТАТЬЯ 2. ПРАВО НА ЖИЗНЬ



В деле Ergi v. Turkey 130 потерпевший был убит во время засады в
деревне на юго востоке в Турции, целью операции был захват членов
ПКК. Общественный прокурор, проведя расследование на основании
отчета жандармов об инциденте, пришел к выводу, что именно члены
ПКК застрелили жертву. Отчет был составлен командиром жандармов,
который лично не принимал участия в засаде, и который заявил, что
ему неизвестно, кто принимал участия в операции. Прокурор посчитал,
что это родственники убитого должны сообщить ему о любых подозре
ниях относительно совершения преступлений со стороны сил безопас
ности, но они этого не сделали. Прокурор пришел к выводу, что погиб
ший был убит террористами, и прекратил дело, не опросив членов его
семьи. Действия прокурора были предметом рассмотрения в Нацио
нальном Суде Безопасности (National Security Court), где дело проле
жало несколько лет, в результате так и не было определено, действо
вали ли силы безопасности должным образом, поэтому было признано
нарушение статьи 2.
В деле Kaya v. Turkey 131 общественный прокурор решил, что убитый
был террористом, которого застрелили во время перестрелки силы безо
пасности. Солдаты, принимавшие участие в столкновении опрошены не
были. Версия военных сводилась к тому, что была перестрелка между си
лами безопасности и возможными террористами, но прокурором эта вер
сия не была тщательно проверена, например, не было установлено, оста
лись ли на месте столкновения патроны, использованные во время боя. Суд
признал, нарушение статьи 2.
Для того чтобы расследование убийства, совершенного представителя
ми власти было эффективным, лица, проводящие расследование, должны
быть независимы и от виновных и от участвующих в этом деле лиц.132 Име
ется в виду не только отсутствие иерархической или институциональной
связи, но и практическую независимость.
В деле Gulec v. Turkey 133 два следователя, проводившие расследова
ние убийства, совершенного во время демонстрации, проведенной курда
ми на юго востоке Турции, были вышестоящими по отношению к жандар
мам, чьи действия они расследовали. Следователи не подвергли сомнению
версию, представленную жандармами. Они не допросили основных сви
детелей, включая очевидца, стоявшего рядом с жертвой, в момент выстре
ла. Расследование было проведено без участия заявителя, который даже не
был извещен о том, что принято решение о прекращении дальнейшего
расследования. Суд пришел к выводу, что расследование было не полным,

130
Решение от 28 июля 1998 г.
131
Решение от 19 февраля 1998 г.
132
McShane v. UK, решение от 28 мая 2002 г.; Aktas v. Turkey решение от 24 апреля 2003 г,
97
Finucane v. UK, решение от 1 июня 2003 г.; Ogur v. Turkey, решение от 20 мая 1999 г.
133
Решение от 27 июля 1998 г.
СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА...



и проведено лицами, которые не были независимыми, поэтому признано
нарушение статьи 2.
В деле McShane v. UK 134 военный, чьи действия были предметом рас
смотрения, действовал по приказу королевского констебля Ольстера, а
аппарат королевского констебля Ольстера проводил расследование. Суд
счел, что поскольку полицейские связаны, хотя и косвенно, с теми, в от
ношении кого проводится расследование, это вызывает сомнения в их
независимости.
В деле Jordan v. UK 135 расследование убийства совершенного полицей
скими аппарата королевского констебля Ольстера проводилось другими
полицейскими того же аппарата королевского констебля Ольстера. Суд счел,
что тот факт, что расследование контролировалось независимым органом
власти (an independent police monitoring authority — ICPC) не может воспол
нить недостаток независимости расследования. Этот недостаток не мог быть
восполнен даже тем, что ICPC был вправе потребовать от королевского кон
стебля Ольстера передать отчет о расследовании прокурору для решения
вопроса о предъявлении обвинения или направлении дела на дисципли
нарное рассмотрение. Все вышеназванное не было достаточной гарантией,
т.к. расследование проводилось полицейскими, лично знакомыми и рабо
тавшими с теми полицейскими, в отношении которых это расследование
проводилось.


3.9. Обязанность объяснить причины
отказа в возбуждении уголовного дела

Суд не обязывает государственные власти в любом случае объяснять
причину отказа в возбуждении уголовного дела по факту убийства. Тем не
менее, Суд полагает, что если есть угроза независимости расследования, а
иногда и в некоторых других случаях, причины отказа должны быть моти
вированы. Эта обязанность с точки зрения Суда становиться особенно зна
чимой для поддержания общественного доверия в отношении «громких»
дел. В любом случае Суд считает, что причины должны быть объяснены,
если об этом просят члены семьи жертвы. В деле McShane v. UK 136
[Суд] не утверждает, что статья 2 автоматически требует от про
курора объяснения причин. Но в некоторых случаях такое тре
бование может вытекать из статьи 2, если семья жертвы об
этом просит, как это было в данном случае. 137


134
Решение от 28 мая 2002 г.
135
Решение от 14 марта 2001 г.
98 136
Решение от 28 мая 2002 г.
137
Решение от 28 мая 2002 г., параграф. 117.
СТАТЬЯ 2. ПРАВО НА ЖИЗНЬ



Кроме того, Суд отметил, что:
необъяснение причин [отказа в возбуждении] в случае при
чинения смерти при противоречивых обстоятельствах не
способствует общественному доверию. Это также лишает
семью жертвы доступа к информации, которая представ
ляет для них особую важность и препятствует обжалованию
принятых решений. 138
В вышеупомянутом деле Jordan (Hugh) v. UK 139 заявителю не сооб
щили причин, по которым убийство полицейским его сына не рассмат
ривалось как уголовное преступление, и полицейскому в этой связи не
было предъявлено обвинение. В тот момент не было возможности в су
дебном порядке обязать общественного прокурора сообщить причины
отказа от уголовного преследования по делам, рассматриваемым в Се
верной Ирландии. Суд, отметил, что полицейское расследование само
по себе вызывает сомнение в его независимости, так как не подлежит
общественному контролю. В этих обстоятельствах, было особенно важ
ным, чтобы полицейский, принимавший решение о возбуждении уголов
ного дела, был независим в принятии этого решения. Отказ объяснить
причины невозбуждения уголовного дела в случае смерти при противо
речивых обстоятельствах не способствует поддержанию общественного
доверия. Кроме того, отказ объяснить причины лишает семью погибше
го доступа к информации, представляющей для них особую важность и
препятствует обжалованию принятых решений. Суд пришел к выводу, что
в данном случае отсутствовало мотивированное решение, которое мог
ло убедить общественность, что верховенство закона было соблюдено.
Это было признано несоответствующим требованиям статьи 2, несмотря
на то, что информация стала известна иным путем, но это осталось за
пределами рассмотрения.
В деле McShane v. UK 140 общественный прокурор, который не обязан
объяснять причины отказа от предъявления обвинения, в действительно
сти дала объяснение. Заявительница обжаловала это объяснение как не
достаточное и возбудила судебную процедуру проверки. Рассмотрение
было отложено для того, чтобы дать заявительнице возможность формаль
но затребовать причины отказа у прокурора, а прокурору дать ответ. Суд
указал, что статья 2 не требует обязательно сообщать о причинах отказа
от уголовного преследования. Но в некоторых случаях такое требование
может вытекать из статьи 2, в связи с просьбой семьи жертвы. Заявитель
ница не настаивала на продолжении судебного разбирательства, поэтому
нарушение статьи 2 не было установлено.


138
Решение от 4 мая 2001 г., параграф 123.
99
139
Решение от 4 мая 2001 г.
140
Решение от 28 мая 2002 г.
СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА...



4. Применение силы
и исключения статьи 2 параграфа 2

Лишение жизни допустимо только при исполнении смертной казни
(часть 1 статьи 2) и при обстоятельствах, указанных как три исключения,
предусмотренные частью 2 статьи 2.



4.1. Смертная казнь

Часть 1 статьи 2 позволяет применять смертную казнь, назначенную при
говором суда по обвинению в преступлении, за которое законодательством
предусмотрена смертная казнь. Значение этого исключения статьи 2, с
учетом близкой единогласной ратификации Протокола 6 (запрещение смер
тной казни), считается не слишком большим. Только 4 страны из 45 участ
ников Совета Европы еще не ратифицировали этот Протокол.141 Это означа
ет, что смертная казнь может быть осуществлена на законных основаниях
только в этих четырех странах. Тем не менее, Суд в одном из последних дел
ясно заявил, что исполнение смертной казни в мирное время более не
приемлемо во всех странах участницах Совета Европы.
В деле Ocalan v. Turkey 142 заявитель был приговорен к смерти после
признания его виновным в терроризме. Он был лидером ПКК. Его приго
вор был позднее изменен на пожизненное заключение, а Турецкое прави
тельство запретило смертную казнь. Заявитель утверждал в жалобе inter
alia, что назначение смертной казни нарушает статьи 2 и 3 (запрет пыток,
бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания). Суд
рассмотрел жалобу по статье 3, но его выводы относимы к обеим статьям.
Он отметил, что Конвенция является «живым инструментом», которая дол
жна толковаться в соответствии с реалиями настоящего времени, и что
все более высокие стандарты, применяемые в сфере защиты прав челове
ка и основных свобод, требуют большей жесткости в оценке нарушений
фундаментальных ценностей демократического общества. Оценивая, мож
но ли данное обращение и наказание назвать бесчеловечными и унижаю
щими достоинство, Суд учитывал развитие и общепринятые стандарты в
политике стран участниц Совета Европы в этой сфере. Он также отметил,
что правовая оценка смертной казни значительно изменилась с момента
вынесения решения по делу Soering v. UK. 143 Суд указал, что за исключе
нием только одного государства, все участники Совета Европы запретили
смертную казнь, а в этом государстве (России) существует мораторий на


141
На 4 июня 2003 г.
100 142
Решение от 12 марта 2003 г.
143
Решение от 7 июля 1998 г.
СТАТЬЯ 2. ПРАВО НА ЖИЗНЬ



исполнение смертной казни, хотя и нет запрета. Суд отметил, что 44 стра
ны144 подписали Протокол 6 (запрещающий смертную казнь), и что 41 из
них уже его ратифицировали. Далее, Суд отметил, что политика Совета
Европы такова, что от новых членов требуется установить запрет смерт
ной казни как одно из условий присоединения к организации. Результа
том этого процесса стало, как указал Суд, то, что территория стран Совета
Европы является зоной, свободной от смертной казни. С учетом такой си
туации, Суд заявил, что смертная казнь в мирное время является непри
емлемой, если не бесчеловечной формой наказания, которая более не
допустима по статье 2. Более того, вполне возможно, что в свете такого
развития ситуации в этой сфере, государства договорятся об изменении
второго предложения части 1 статьи 2, в котором предусматривается смер
тная казнь в мирное время.
Цель этого решения и статьи 1 Протокола 6 — запрет смертной казни в
мирное время. Тем не менее, смертная казнь не запрещена за деяния, со
вершенные во время «войны или неизбежной угрозы войны»; статья 2 Про
токола 6 текстуально разрешает смертную казнь в этих обстоятельствах. Но
,
формулировка, используемая в этой норме уже формулировки статьи 15
Конвенции, которая допускает отступления — «во время войны или чрез
вычайного положения, когда существует угроза жизни нации», соответ
ственно, ее применение также ограничено. Соответственно, использование
смертной казни во время «чрезвычайного положения», которое немногим
отличается от войны, недопустимо.
В случаях, когда смертный приговор допустим, человек может быть
приговорен к смерти за совершение преступления, предусмотренное
законом. Формулировку «предусмотрено законом» следует интерпре
тировать так же, как и в других статьях Конвенции, где используется эта
фраза (например, статья 5). Для соответствия норме «предусмотрено
законом» закон должен быть предсказуемым в том смысле, что он дол
жен быть точным и доступным. Соответственно секретные докладные
записки, циркулирующие внутри государственных органов, не отвеча
ют требованиям предсказуемости.145
Статья 2 и статья 1 Конвенции, гарантируют защиту права на жизнь каж
дому в равной степени, включая незаконных и незарегистрированных им
мигрантов, тех, кто требует политического убежища, беженцев, задержан
ных иммигрантов, кто задержан с последующей высылкой из страны, и тех,
кто ожидает высылки в заключении.
При высылке в другую страну может возникнуть вопрос, связанный со
статьей 2, в том случае, если жизнь лица может подвергнуться риску в слу

144
На момент вынесения решения.
145
Amuur v. France, решение от 25 июня 1996 г. Дело касалось неопубликованных инструкций
101
министерств по поводу иностранцев, которым было отказано в разрешении пересечь пригра
ничную зону.
СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА...



чае возвращения. Возможно, что высылка иностранцев в государство, где
может быть вынесен смертный приговор, считается нарушением статьи 2.
Любое лицо, подвергнутое преследованиям со стороны государственных и
негосударственных органов, должно быть защищено статьей 2. Поскольку
этот вопрос более актуален для момента в будущем, нежели в прошлом,
стандартом доказательства должен быть «действительный риск» или «со
лидные основания для доверия».
Как уже говорилось выше, Протокол 13 запретил смертную казнь в прин
ципе во всех странах участницах и вступил в силу с июля 2003 г.
Следует рассмотреть вопрос о возможности применения смертной каз
ни в Российской Федерации. Статья 20 Конституции РФ предусматривает
возможность применения данного вида наказания, но с оговоркой, что оно
применяется в качестве исключительной меры за особо тяжкие преступле
ния против жизни, при этом обвиняемому предоставляется право требо
вать рассмотрения его дела судом с участием присяжных заседателей. Уго
ловный кодекс РФ (п. 2 ст. 59) гарантирует неприменение данного вида
наказания к женщинам, а также лицам, совершившим преступление в воз
расте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом при
говора 65 лет. Вопрос о смертной казни затрагивается и в ст. 78 УК РФ, в
соответствии с которой, вопрос о применении сроков давности к лицу, со
вершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизнен
ным лишением свободы, решается судом. При истечении сроков давности,
смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются, за ис
ключением случая совершения преступления, предусмотренного ст. 357 УК
РФ (геноцид). Иные возможные случаи применения смертной казни указа
ны в статьях 105, 277, 285, 317 УК РФ.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федера
ции от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве
(ст. 105 УК РФ)» сказано, что смертная казнь как исключительная мера
наказания может применяться за совершение особо тяжкого преступ
ления, посягающего на жизнь, лишь тогда, когда необходимость ее
назначения обусловливается особыми обстоятельствами, свидетель
ствующими о высокой степени общественной опасности содеянного,
и, наряду с этим, крайне отрицательными данными, характеризующи
ми виновного как лицо, представляющее исключительную опасность
для общества.
В настоящее время в Российской Федерации действуют два моратория
на применение смертной казни: установленный Президентом РФ в 1996 г. и
обоснованный решением Конституционного Суда РФ в 1999 г. При этом
Конституционный Суд сослался на отсутствие в большинстве субъектов Рос
сиийской Федерации судов присяжных, что делает невозможным реализа
цию права всех обвиняемых в совершении тяжких преступлений против
102
жизни обратиться в суд присяжных.
СТАТЬЯ 2. ПРАВО НА ЖИЗНЬ



4.2. Другие исключения,
предусмотренные в части 2 статьи 2

Исключения, предусмотренные в части 2 статьи 2 являются исчерпыва
ющими:
а) для защиты любого лица от противоправного насилия;
б) для осуществления законного ареста или предотвращения побега
лица, задержанного на законных основаниях;
в) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.
Пункт «а» части 2 статьи 2 включает и самооборону, и защиту другого
лица. Пункт «б» части 2 статьи 2 использует термины «законный арест» и
«задержанный на законных основаниях». Эти положения должны интер
претироваться в соответствии со статьей 5 Конвенции, предусматриваю
щей свободу и безопасность личности. Лишение жизни может быть оп
равдано только в том случае, если оно осуществлено в целях законного
задержания или предотвращения побега лица, задержанного на закон
ных основаниях. Но даже в этом случае средства осуществления задержа
ния/предотвращения побега должны быть «абсолютно необходимыми и
пропорциональными». Задержание, проведенное не в соответствии с тре
бованиями статьи 5, автоматически влечет нарушение статьи 2, если не
имеет место исключение.
Суд в своей практике пришел к выводу, что исключения, приведенные в
части 2 статьи 2 Конвенции, могут толковаться как преднамеренное лише
ние жизни, но не составляют его в действительности. Статья 2 «заранее» не
определяет обстоятельства, при которых допустимо умышленное лишение
жизни человека, но описывает ситуации, в которых допустимо причинение
смерти как непреднамеренный результат.146 Большинство случаев, рассмот
ренных Судом, в которых заявлялось о нарушении статьи 2, касались при
чинения смерти в ходе борьбы с терроризмом. Даже когда речь идет о та
кой борьбе, Суд полагает:
Антитеррористические операции должны планироваться и
контролироваться властями таким образом, чтобы макси
мально минимизировать пределы применения силы, которая
может повлечь смерть.147

4.2.1. Использование силы,
которая потенциально может привести к смерти
По смыслу части 2 статьи 2 Конвенции, в исключительных случаях до
пускается возможность причинить смерть.148 При определении того, мож


146
McCann and others v. UK, решение от 05 сентября 1995 г.; McShane v. UK, решение от 28 мая 2002 г.
103
147
See Gul v. Turkey, решение от 14 декабря 2000 г.; параграф 84.
148
Ilhan v. Turkey, решение от 27 июня 2000 г.
СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА...



но ли действия сотрудников причинивших смерть, считать несовмести
мыми со смыслом и целями статьи 2, учитывается, среди прочих факторов,
степень и вид использованного насилия, определенность намерений или
цель использования насилия. В большинстве случаев жалобы о жестоком
обращении со стороны полицейских и военных рассматривались по статье
3 Конвенции.

4.2.2. Использование силы в случае «абсолютной необходимости»
Причинение смерти должно быть «абсолютно необходимо» для дости
жения тех целей, которые закреплены в пунктах a–c части 2 статьи 2
Конвенции. Это более строгий и обязательный критерий, чем критерий
«необходимо в демократическом обществе», который применяется на ос
новании части 2 статей 8–11. Подчеркивается, что примененная сила долж
на быть строго пропорциональна достигнутым целям.149 Так как статья 2
защищает одно из фундаментальных прав, Суд однозначно установил, что
факты лишения жизни должны всегда самым тщательным образом прове
ряться. Это особенно актуально в случаях умышленного убийства.
В деле McCann and others v. UK 150 Суд учел, что государственные вла
сти были поставлены перед серьезной дилеммой. С одной стороны, от них
требовалось обеспечение защиты жизни людей, живущих в Гибралтаре,
включая собственный военный персонал, а с другой стороны, власти были
ограничены в своих действиях против подозреваемых, которые намери
вались нанести вред другим. Соответственно, один из вопросов, которо
му Суд уделил внимание, заключался в том, были ли действия военных в
конкретных обстоятельствах дела строго пропорциональны предполагае
мой угрозе. Суд учел информацию, полученную военными, и тот факт, что
они были убеждены в необходимости застрелить подозреваемых, чтобы
предотвратить взрыв бомбы, который мог повлечь большое количество
смертей. Суд пришел к выводу, что действия, предпринятые в этом слу
чае, воспринимались военными как «абсолютно необходимые» в целях
сохранения невинных жизней. В связи с этим нарушение статьи 2 установ
лено не было.
В деле Gulec v. Turkey, 151 как уже говорилось выше, сын заявителя был
убит во время демонстрации в деревне на юго востоке Турции. Силы безо
пасности открыли огонь из бронированной машины. Суд отметил, что де
монстрация также не носила мирного характера. Хотя государство утверж
дало, что выстрелы были сделаны только в воздух и потерпевший был убит
членами ПКК, доказательства подтверждали, что погибший был убит из



149
McCann and others v. UK, решение от 05 сентября 1995 г., Ogur v. Turkey, решение от 20 мая 1999 г.
104 150
Решение от 5 сентября 1995 г.
151
Решение от 27июля 1998 г.
СТАТЬЯ 2. ПРАВО НА ЖИЗНЬ



орудия бронированной машины по нисходящей траектории. Суд выска
зался, что поскольку использование силы потенциально может быть оп
равдано в данном случае, необходимо установить был ли соблюден баланс
цели и действий. Суд учел, что жандармы использовали весьма мощное
оружие, у них не было ни дубинок, ни слезоточивого газа, ни щитков, ни
водной пушки, ни резиновых пуль. Приняв во внимание, что государство
не представило никаких доказательств наличия оружия у демонстрантов,
Суд пришел к выводу, что применение силы в данном случае не было «аб
солютно необходимым».
В деле Andronicou and Constantinou v. Cyprus 152 полиция участвовала
в переговорах с мужчиной, удерживавшим в заложницах свою сожитель
ницу в течение дня на прицеле двустволки. Женщина очень боялась, было
слышно, как она кричала, что он убьет ее. Мужчина угрожал застрелить ее,
если полиция взломает дверь. Была привлечена помощь специальных сил,
предпринявших попытку спасти женщину. Когда они начали штурм, муж
чина использовал женщину как щит и застрелил офицера полиции, после
чего полицейские расстреляли и мужчину, и женщину, выпустив 29 пуль.
Суд пришел к выводу, что полицейские были вправе открыть огонь на по
ражение с целью спасти жизнь женщины и предпринять все меры, кото
рые, по их честному и обоснованному мнению, были необходимыми, что
бы уменьшить риск, угрожающий ее или их жизни. Использование силы не
было чрезмерным, так как они думали, что это «абсолютно необходимо».
В деле Gul v. Turkey 153 полицейские постучали в дверь квартиры за
явителя, которую он занимал вместе с двумя сыновьями и их семьями.
Полиция утверждала, что у них были сведения о нахождении в квартире
членов ПКК. Когда сын заявителя Мехемет Гул открыл дверь, 3 полицей
ских выпустили в него более 50 пуль. Позднее он умер от полученных
ран. Никого из членов ПКК в квартире обнаружено не было. Суд счел,
что такое количество выстрелов в открытую дверь не может быть оправ
дано никакими убеждениями полицейских, что их жизням угрожал кто
то находившийся в квартире. Более того, явно непропорционально было
открывать огонь из автоматического оружия по невидимой цели в блоч
ном жилом доме, где живет большое количество невинных людей, вклю
чая женщин и детей.
В деле Ogur v. Turkey 154 силы безопасности провели вооруженную опе
рацию на территории, принадлежащей горнодобывающей компании. Сын
заявителя, работавший на шахте сторожем, был убит в 6.30 утра, когда шел
домой. Государство утверждало, что он был убит предупредительным выс
трелом. Суд отметил, что по определению, предупредительные выстрелы


152
Решение от 9 октября 1997 г.
105
153
Решение от 14 декабря 2000 г.
154
Решение от 20 мая 1999 г.
СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА...



делаются в воздух, чтобы быть уверенным, что не они не попадут в подо
зреваемого. Трудно представить, что действительно предупредительный
выстрел мог поразить жертву в шею. Суд счел, что даже если предположить,
что погибший был убит предупредительным выстрелом, сам выстрел не
может быть оправдан, такие действия являются грубой халатностью. Суд
пришел к выводу, что применение оружия не было ни пропорциональным,
ни, соответственно, «абсолютно необходимым» для защиты кого либо от
незаконного насилия или для производства ареста.

4.2.3. Контроль и организация операций
государственных органов, приведших к смерти
Использование силы государственными органами в соответствии с частью
2 статьи 2 может быть оправдано, когда оно основано на искренней уверенно
сти в тот момент, что сила применяется в благих целях, хотя впоследствии мо
жет выясниться, что это не так.155 Иной подход может наложить невыполнимое
бремя на государство и сотрудников его правоохранительных органов, воз
можно, в ущерб их жизням и жизням других лиц.156 Соответственно Суд обра
щает внимание не только на действия представителей государства, применя
ющих оружие, но и на все обстоятельства, включая планирование и контроль
операций. Цель этого – оценить, осуществлялось ли в сложившихся обстоя
тельствах планирование и контроль за действиями, предприняли ли власти
соответствующие меры предосторожности для обеспечения минимизации рис
ка, внимательно ли они отнеслись к выбору самих действий. 157
В деле McCann and others v. UK 158 Суд указал, что решение не ос
танавливать трех террористов при въезде в Гибралтар, отсутствие со
мнений относительно достоверности сведений военных, и автомати
ческое применение военными оружия и смертельный исход, привело к
выводу, что использование силы не было «абсолютно необходимым»
для защиты людей от незаконного насилия, согласно пункта «а» части 2
статьи 2. Суд отметил, что солдат, проводивший внешний осмотр ма
шины, не был специалистом по взрывчатым веществам или радиоком
муникационным средствам (считали, что возможная бомба управляет
ся с помощью радиопередатчика), и решил, что в машине находится
бомба, только на том основании, что в машине отсутствовала антенна.
Солдаты получили инструкции открыть огонь на поражение при нали
чии соответствующей информации. Суд счел, что в ходе операции кон
троль за использованием оружия был недостаточным, с учетом того,
что можно было бы ожидать от военных, обученных обращаться с ору
жием, даже в контексте терроризма.

155
Mc Cann and ofhers v. UK, решение от 5 сентября 1995 г.
156
Andronicou and Costantinou v. Cyprus, решение от 9 октября 1997 г.
106 157
Там же.
158
Решение от 5 сентября 1995 г.
СТАТЬЯ 2. ПРАВО НА ЖИЗНЬ



В деле Andronicou and Constantinou v. Cyprus 159 Суд рассматри
вал преимущественно вопросы планирования и контроля в ходе опе
рации. Суд изучил обстоятельства дела, включая решение использовать
специальные силы, чтобы выяснить, предприняли ли власти все меры
для минимизации риска жизни, и решил, что власти не были «небреж
ны». Суд отметил, что национальные власти хорошо знали, что имеют
отношения не с закоренелым преступником, и до последней минуты вели
переговоры. Эти действия показывают, что использование специаль
ных сил было применено только как последнее средство. Следует учи
тывать, что была известна склонность мужчины к насилию (он избивал
женщину), переговоры не приносили успеха, женщина кричала, что ее
жизнь в опасности, а мужчина был вооружен. Все это привело к попыт
ке войти в квартиру, чтобы освободить женщину, разоружить мужчину
и арестовать его. Сотрудники специальных сил были проинструктиро
ваны использовать оружие только в крайнем случае, иначе говоря,
только если жизнь женщины или их жизни будут в опасности. Поэтому
нарушения статьи 2 не было установлено.
Вопрос об ответственности государства также может возникнуть, если
гражданские лица были убиты сотрудниками сил безопасности в результа
те беспорядочных выстрелов. 160 Это также применимо, если сотрудники
при определении средств и методов проведения операции про
тив оппозиционной группы не предприняли всех возможных
мер предосторожности с целью избежать или в любом случае
минимизировать жертвы среди гражданского населения. 161
В деле Ergi v. Turkey 162 силы безопасности устроили засаду в деревне
на юго востоке Турции для ареста членов ПКК. Они вели неприцельный
огонь в течение часа, во время которого были убиты сестра заявителя и ее
дочь. Суд установил, что в месте нахождения погибших риск попасть в
перестрелку между силами безопасности и террористами из ПКК был зна
чительным. Суд полагает, что даже если силы безопасности действуют с
целью защиты мирного населения, нет никаких оснований полагать, что
ПКК будет действовать так же при ответном огне. Сведений о принятии
каких либо мер предосторожности для защиты деревень, находящихся в
зоне конфликта, не было. Суд счел, что операция проводилась без должно
го уровня защиты и контроля, что нарушает статью 2.
Как следует из обстоятельств жалобы об обстреле села Катыр Юрт в
начале февраля 2000 г., поданой в Европейский Суд Зарой Исаевой, уго
ловное дело по факту гибели людей было возбуждено через полгода после
события и затем прекращено за отсутствием состава преступления. Прави

159
Решение от 9 октября 1997 г.
160
Ergi v. Turkey, решение от 28 июля 1998 г.
107
161
Там же, параграф 79.
162
Там же.
СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА...



тельство заявило, что смерть родственников заявительницы стала резуль
татом абсолютно необходимого применения силы.163

4.2.4. Ответственность за лишение жизни,
совершенное военнослужащими
Разрешение убивать, другими словами, стандарты поведения, позво
ляющие убийство в определенных ситуациях, могут нарушать статью 2,
если убийство не было обоснованным. В случае применения этих стан
дартов речь не идет об установлении необходимости применения ору
жия в данных обстоятельствах, а также было ли оно пропорциональным
ответом существующей угрозе или насилию. Убийство военнослужащи
ми автоматически не влечет нарушения статьи 2. Должны быть тщатель
но изучены все обстоятельства. Например, во многих делах против
Турции, касающихся нарушения статьи 2, Суд изучал конкретные обсто
ятельства перед тем, как определить, действовали ли сотрудники спец
служб с превышением своих полномочий. В деле McCann and others v.
UK 164 Суд отрицательно отнесся к тому факту, что военнослужащие не
обучались оценивать ситуацию, при которой было достаточно ранить
человека, а не убивать его для установления контроля над ситуацией.
Суд счел, что в ходе операции контроль за использованием оружия был
недостаточным, с учетом того, что можно было бы ожидать от военных,
обученных обращаться с оружием, в демократическом обществе даже в
контексте терроризма.
В этом деле, Суд также учел, что убийство подозреваемых террористов
готовилось заранее. Солдаты признали, что они стреляли на поражение. Тем
не менее, солдаты, с учетом полученной информации искренне верили, что
подозреваемых необходимо застрелить, чтобы предотвратить взрыв бом
бы, который мог унести жизни людей. Но в то же время не было доказа
тельств существования заранее подготовленного единого плана на уровне
высшего командования, среднего звена или солдат, более того, SAS (спе
циальные силы Великобритании), которые были использованы, не имели
доступа к сведениям о предполагаемом терракте. Суд отметил, что поскольку
SAS специально подготовлены для борьбы с терроризмом, то естественно,
было доверить им проведение операции.
В деле Andronicou and Constantinou v. Cyprus 165 Суд указал, что хотя
офицеры и были готовы к стрельбе на поражение, но они получили инструк
ции использовать силу только, если жизнь женщины и их жизни будут в опас
ности. Поэтому нарушение статьи 2 не было установлено.


163
См. подробнее: «Чеченские» дела в Страсбурге // Российский бюллетень по правам человека.
2003. вып. 17. С. 109–110.
108 164
Решение от 5 сентября 1995 г.
165
Решение от 9 октября 1997 г.
СТАТЬЯ 2. ПРАВО НА ЖИЗНЬ



Суд изучает все факты, относящиеся к каждому случаю, но не видит
необходимости изучать статистические данные и отдельные доказатель
ства по другим инцидентам, чтобы установить, существует ли практика
непропорционального использования силы представителями правоохра
нительных органов. 166
Российское законодательство предусматривает условия применения силы,
связанной с использованием представителями государства оружия и специ
альных средств.167 Подобное использование может происходить: 1) для за
щиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, если дру
гими способами и средствами защитить их невозможно; 2) для отражения
нападения на военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов,
угрожающего их жизни и здоровью; 3) для освобождения заложников;
4) для задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого или особо
тяжкого преступления против жизни и здоровья граждан либо собственно
сти, пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивле
ние; 5) для пресечения побега задержанных, арестованных, осужденных к
лишению свободы, а также пресечения попыток насильственного освобож
дения указанных лиц; 6) для отражения группового или вооруженного напа
дения на военные городки, воинские эшелоны, жилые помещения граждан,
помещения государственных органов, предприятий и организаций незави
симо от форм собственности; 7) для подавления сопротивления вооружен
ных лиц, отказывающихся выполнить требования о прекращении противо
правных действий и сдаче имеющегося у этих лиц оружия.
Представляется, что при оценке обстоятельств использования силы в
указанных выше случаях необходимо решать вопрос о соразмерности рис
ка лишения жизни в случае использования представителями государства
силы, с одной стороны, и желаемого результата, с другой стороны.
Федеральный закон от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом»
чрезвычайно лаконичен в вопросах регламентации сил и средств, исполь
зуемых для проведения контртеррористических операций. Так, в ст. 11
данного закона говорится, что для проведения такой операции опера
тивный штаб по управлению контртеррористической операцией имеет
право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных орга
нов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с тер
роризмом: Правительства РФ, Федеральной службы безопасности РФ,
Министерства внутренних дел РФ, Службы внешней разведки РФ, Фе
деральной службы охраны РФ, Министерства обороны РФ и др. Кроме
того, федеральные органы исполнительной власти и органы исполни


166
Mc Kerr v. UK, Решение от 4 мая 2001 г.
167
См.: Законы «О милиции», «О Государственной границе РФ», «О внутренних войсках МВД
109
РФ», «О государственной охране», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные на
казания в виде лишения свободы».
СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА...



тельной власти субъектов Российской Федерации выделяют необходи
мые для проведения контртеррористической операции оружие и специ
альные средства, транспортные средства и средства связи, иные мате
риально технические средства.



5. Исчерпание
правовых средств защиты (в дополнение)

Также как и в отношении всех других обращений в Европейский Суд по
правам человека, заявитель должен исчерпать внутренние средства право
вой защиты прежде, чем обращаться в Европейский Суд (один из основных
принципов международного публичного права). Это, тем не менее, не оз
начает, что нужно использовать бесполезные или излишние механизмы
защиты, а только те из них, которые являются адекватными и эффективны
ми для целей защиты. Суд полагает, что обязанность исчерпывать внутрен
ние средства защиты:
Обязывает заявителя использовать, прежде всего, те средства защиты,
которые обычно доступны и обоснованы во внутригосударственной право
вой системе, чтобы можно было восстановить нарушенные права. Суще
ствование средств защиты должно быть четко определено на практике так
же как и в теории, отсутствие чего повлечет недостаток, как доступности,
так и эффективности. 168
Но средства внутренней защиты можно не исчерпывать в случаях если:
• государство препятствует установлению обстоятельств смерти, а су
ществуют подозрения в причастности сил безопасности;
• есть свидетельства безнаказанности сотрудников сил безопасности,
виновных в убийстве;
• есть категории лиц, которых нельзя привлечь к ответственности за
убийство.



6. Практика достижения
дружественного урегулирования
по жалобам на нарушение статьи 2
После объявления жалобы приемлемой Суд предлагает сторонам раз
решить дело путем дружественного урегулирования (в соответствии со
ст. 38 Конвенции). В качестве примера можно привести решение о дости
жении дружественного урегулирования по делу Macir v. Turkey. 169 Муж

110 168
Salman v. Turkey, решение от 27 июня 2000 г., параграф 86.
169
Решение от 22 апреля 2003 г.
СТАТЬЯ 2. ПРАВО НА ЖИЗНЬ



заявительницы, владелец кафе, был очевидцем убийства двух человек в
кафе. В тот же день его допросили в полиции, а примерно через 3 месяца он
был убит в собственном кафе. При достижении дружественного урегули
рования государство в своем заявлении признало, что имело место нару
шение статьи 2, которое выразилось в невыполнении государством пози
тивных обязательств по защите жизни, а также процессуальных обязательств
по проведению эффективного расследования. В результате государство
предложило заявительнице компенсацию.
Дружественное урегулирование было также достигнуто в деле N.O.
v. Turkey. 170 Муж заявительницы был задержан сотрудниками сил безо
пасности в ходе спецоперации, доставлен в участок, затем после допросов
переведен в больницу, где в итоге, по версии государства, скончался от
кровоизлияния в мозг. Примерно через 9 месяцев после его смерти госу
дарство установило двух полицейских, допрашивавших задержанного в
участке. К этому времени они уже погибли во время перестрелки с терро
ристами. Государство признало нарушение статьи 2 и предложило заяви
тельнице компенсацию.
В деле Yakar v. Turkey 171 было установлено, что сын заявителя, причас
тный к террористической деятельности, сдался властям. На следующий день
после этого он показывал сотрудникам сил безопасности, где находится тело
террориста, и погиб, подорвавшись на мине, заложенной террористами. В
результате государство признало нарушение статьи 2 и предложило заяви
телю компенсацию.
Наконец, в деле Yurtseven and others v. Turkey 172 речь шла о проведе

<<

стр. 4
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>