стр. 1
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Министерство образования Республики Беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»




Н.Г. СТАНКЕВИЧ


КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО
Тексты лекций
по спецкурсу «Коммерческое право»
для студентов специальностей
Г 09.01.00 «Правоведение»;
Э 01.03.00 «Коммерческая деятельность»




Гродно 2002
УДК 347.7
ББК 67.404
С77



Рецензенты: зав. кафедрой международного права ГрГУ, кандидат
юридических наук, доцент О.Н.Толочко;
зав. кафедрой экономики и организации коммерческой
деятельности ГрГУ, кандидат экономических наук,
доцент Ли Чон Ку.


Рекомендовано советом юридического факультета ГрГУ им. Я.Купалы.




Станкевич Н.Г.
Коммерческое право: Тексты лекций / Н.Г.Станкевич. –
С77 Гродно: ГрГУ, 2002. – 147 с.

ISBN 985-417-393-3.

Изложены основные темы спецкурса «Коммерческое право». Содер-
жится анализ законодательства в сфере торгового оборота и дается его
научный комментарий. Рассматриваются правовое положение участни-
ков коммерческой деятельности, объекты торгового оборота и способы их
индивидуализации, вопросы организации торгового оборота, основные
сделки и договоры, в том числе особенности розничной и оптовой купли-
продажи, поставки и других договоров в торговом обороте.

УДК 347.7
ББК 67.404




ISBN 985-417-393-3. © Станкевич Н.Г., 2002
ВВЕДЕНИЕ

Коммерческое право является самостоятельной и новой учеб-
ной дисциплиной. Оно представляет собой одну из подотраслей
права гражданского и потому относится к числу частно-право-
вых областей правового регулирования.
Возрождение коммерческого права после почти столетнего
перерыва связано, главным образом, с расширением сферы тор-
гового оборота как внутри Республики Беларусь, так и с выхо-
дом ее на общемировой рынок. В условиях рыночной экономи-
ки немалая роль отводится правовому регулированию отноше-
ний в области коммерции (торговли). Правовая база такого
регулирования заметно расширилась. Вместе с тем, как пока-
зывает практика, в целом организация торгового оборота в Рес-
публике Беларусь пока еще отличается от стран с развитой
рыночной экономикой. Мы стоим только на пороге преобразо-
ваний в этой сфере.
Международная практика выработала ряд положений, ко-
торыми руководствуются государства при осуществлении тор-
говых операций. Республика Беларусь, встав на путь рыноч-
ных преобразований и ориентируясь на построение правового
государства, в коммерческих правоотношениях должна учиты-
вать положительный опыт в этой области ряда государств.
В настоящее время коммерческое законодательство пред-
ставляет собой сложную совокупность нормативных правовых
актов. Разобраться в их структуре и содержании непросто. Цель
данного издания – познакомить студентов с основными положе-
ниями законодательства, регулирующего торговый оборот. В
нем излагаются проблемы, связанные с понятием и системой
коммерческого права, законодательным обеспечением коммер-
ческой деятельности. Специальные темы курса посвящены орга-
низации торгового оборота, кругу его участников и объектов.
Большое внимание уделено состоянию правовой регламентации
коммерческих договоров.
Изучение коммерческого права предполагает самостоя-
тельное овладение комплексом знаний и умений.
Как представляется, у коммерческого права большое бу-
дущее.




3
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ О КОММЕРЧЕСКОМ ПРАВЕ

1. Основания выделения коммерческого права в качестве
самостоятельной подотрасли гражданского права.
2. Функции коммерческого права.
3. Юридический инструментарий коммерческого права.
Система коммерческого права.
4. Причины возрождения коммерческого права.

1. Понятие «коммерческое право» появилось в современ-
ном правовом обиходе недавно. Это связано с тем, что в пре-
жнем правопорядке, основой которого являлась государствен-
ная собственность на средства производства, не было места ком-
мерческой деятельности. Кроме того, исторически частное право
развивалось в Беларуси как единое гражданское право.
Понятие «коммерческое право» тесно связано с понятиями
«коммерсант», «коммерция» (лат. commercium – торговля). В
более широком смысле – деятельность, направленная на полу-
чение прибыли. Толковый словарь В.И.Даля определяет ком-
мерцию как «торг, торговлю, торговые обороты, купеческие
промыслы».
Коммерсант (фр. – commercant) – лицо, занимающееся час-
тной торговлей, коммерцией 1.
Торговля – разновидность торговой деятельности, заключа-
ющаяся в обмене товаров путем купли-продажи и оказании
связанных с этим процессом торговых услуг 2.
В экономической науке существует представление о тор-
говле как одном из видов деятельности, в рамках которой про-
исходит реализация товаров путем продажи. По своему эконо-
мическому содержанию торговая (торгово-посредническая, тор-
гово-закупочная) деятельность включается в стадию обмена
продуктами. Торговая деятельность состоит в продвижении то-
варов от производителя к потребителю путем реализации това-
ров за деньги. Торговлей называется деятельность торговых по-
средников, обособившаяся в самостоятельную отрасль экономи-

См.: Словарь иностранных слов. – 18-е изд. – М.: Рус. яз.,
1

1989. – С. 245.
См.: Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от
2

14.12.95 г. № 80 «О стандартизации терминологии в области торгов-
ли» в ред. приказа Минторга от 05.11.98 г. № 145 и постановления
Минторга от 10.07.2001 г. № 28.

4
ки. Функцией торговли является продвижение товаров от про-
изводителя к потребителю методом покупки товаров и их по-
следующей продажи 1.
Право торгового оборота формировалось постепенно. Этот
процесс был вызван необходимостью объединения торговых обы-
чаев и правил сословного характера в особое «коммерческое пра-
во» 2. Торговое право возникло в условиях феодального государ-
ства, с развитием и усложнением торговой деятельности. Право
торгового оборота первоначально по кругу субъектов распростра-
нялось на лиц торгового звания и называлось правом торговцев
(jus mercaturae). Затем обычаи торговцев начали использоваться
и для урегулирования отношений не только между лицами тор-
гового сословия, но и другими лицами, постепенно происходило
превращение права торговцев в торговое право 3.
Появление торгового права явилось предпосылкой того, что в
ряде стран континентальной системы права частное право разде-
ляется на две части: гражданское и торговое. При этом торговое
право может являться и самостоятельной отраслью права, как это
имеет место во Франции, Германии, Испании, Португалии, Япо-
нии и ряде других стран. В США, Англии торговое право не
выделялось из частного права в качестве его самостоятельной вет-
ви. Однако для унификации торгового оборота и в этих государ-
ствах принят ряд законов, а в США – Единообразный торговый
кодекс. Наблюдается и тенденция проникновения норм торгового
права в сферу права гражданского. Нередко под влиянием ком-
мерческой практики, торгового права происходит изменение от-
дельных норм гражданского права. Этот процесс в юриспруден-
ции называют «коммерциализацией» гражданского права 4.
Современное понятие «коммерческое право» является но-
вым и дискуссионным. Наиболее традиционно представление о
коммерческом праве как о самостоятельной подотрасли граж-
данского права. В этом смысле под коммерческим правом следу-
ет понимать совокупность норм права, регулирующих частные

См.: Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятель-
1

ности: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2000. – С. 32.
См.: Гражданское право: Учебник В 2-х т. Т. 1. / Отв. ред.
2

проф. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БЕК,
2000. – С. 15.
См.: Гражданское и торговое право капиталистических госу-
3

дарств. – М.: Международные отношения, 1993. – С. 17.
Там же. – С.20.
4



5
отношения (имущественные и личные неимущественные), воз-
никающие в связи с осуществлением торговой деятельности.
Как подотрасль гражданского права коммерческое право
имеет свои предмет, метод, принципы, содержание и систему.
В силу п. 1 ст. 1 ГК Республики Беларусь гражданское законо-
дательство определяет правовое положение участников граж-
данского оборота, основания возникновения и порядок осуще-
ствления права собственности и других вещных прав, прав на
результаты интеллектуальной деятельности. Оно регулирует
отношения между лицами, осуществляющими предпринима-
тельскую деятельность, или с их участием, договорные и иные
обязательства, а также другие имущественные и связанные с
ними личные неимущественные отношения.
Предметом коммерческого права выступают общественные
отношения в сфере торгового оборота.
Следует учитывать, что гражданское законодательство ре-
гулирует имущественные и связанные с ними личные неиму-
щественные отношения, основанные на равенстве, автономии
воли и имущественной самостоятельности участников.
Коммерческое право, как и гражданское, является част-
ным правом. Коммерческие отношения как частные отноше-
ния характеризуются теми же отличительными признаками,
что и гражданские. Их особенностью является то, что участни-
ки коммерческих отношений занимаются коммерческой (тор-
говой) деятельностью как разновидностью деятельности пред-
принимательской. Причем коммерческая деятельность являет-
ся более узким понятием, чем понятие предпринимательства.
Предпринимательская деятельность – самостоятельная де-
ятельность юридических и физических лиц, осуществляемая
ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под
свою имущественную ответственность и направленная на систе-
матическое получение прибыли от пользования имуществом,
продажи вещей, произведенных, переработанных или приобре-
тенных указанными лицами для продажи, а также от выполне-
ния работ или оказания услуг, если эти работы или услуги пред-
назначаются для реализации другими лицами и не используют-
ся для собственного потребления (ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК).
Одновременно укажем, что ГК Республики Беларусь раз-
личает предпринимательство как любой вид деятельности, на-
правленный на получение прибыли, и коммерческую деятель-
ность как деятельность в сфере торгового оборота.

6
Коммерция – вид торгового предпринимательства или биз-
неса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является
основой любой по-настоящему цивилизованной рыночной эко-
номики 1.
Если рассматривать соотношение понятий «хозяйственная
деятельность», «предпринимательская деятельность», «ком-
мерческая (торговая) деятельность», то самым широким по
содержанию будет понятие хозяйственной деятельности. Пред-
принимательская деятельность имеет более узкое содержание,
чем хозяйственная деятельность. Коммерческая деятельность
связана с предпринимательством от продажи товаров. Подобно
тому, как предпринимательство шире коммерции, так и ком-
мерческая деятельность – только часть деятельности предпри-
нимательской. Одновременно предпринимательская и коммер-
ческая деятельность являются частью хозяйственной деятель-
ности. В свою очередь, производственная и коммерческая
деятельность – разновидности хозяйственной деятельности.
Будучи подотраслью гражданского права, коммерческое
право регламентирует торговую деятельность физических и
юридических лиц в сфере товарного обращения. Под товар-
ным обращением (далее – торговым оборотом) следует пони-
мать процесс перемещения товара от производителя до потре-
бителя путем реализации товаров.
Нормы коммерческого права являются специальными по
отношению к нормам гражданского права.
В юридической литературе мы встречаем и другое понятие
коммерческой деятельности. Так, по мнению Н.Ю.Кругловой,
коммерческая деятельность (коммерция) – деятельность по куп-
ле-продаже имущества с целью получения прибыли или иной
выгоды. Она включает коммерческую деятельность предприя-
тий на различных рынках: внутреннем и внешнем, товарном
рынке, рынке нововведений, рынке факторов производства, рынке
инвестиций и рынке ценных бумаг и направлена на получение
прибыли 2. Исходя из этого, предметом коммерческого права,
по ее мнению, являются реальные коммерческие отношения,
то есть отношения по купле-продаже объектов торгового обо-

См.: Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятель-
1

ность: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Информа-
ционно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – С. 15.
См.: Круглова Н.Ю. Коммерческое право: Учебник. – М.: Рус-
2

ская Деловая Литература, 1999. – С. 8–9.

7
рота (в том числе прав пользования имуществом), складываю-
щиеся между субъектами хозяйственной деятельности и непос-
редственно направленные на получение прибыли или иной вы-
годы. Кроме того, в предмет коммерческого права она включа-
ет и некоммерческие отношения по поводу коммерческой
деятельности между субъектами коммерческой деятельности,
с одной стороны, и органами власти и управления, с другой 1.
В литературе по коммерческому праву мы встречаем поня-
тие коммерческого, торгового права как права предпринима-
тельского, т.е. гражданского права предпринимателя, пресле-
дующего цель систематического извлечения прибыли 2. Многие
авторы не отождествляют хозяйственное (предпринимательское)
право и право коммерческое, а рассматривают коммерческое
право как право, в котором субъектами правоотношений высту-
пают коммерческие организации.
Известный российский юрист Г.Ф.Шершеневич определял
торговлю как деятельность, имеющую своей целью посредни-
чество между производителями и потребителями при обраще-
нии экономических благ. Задачу торговли он видел в том, что-
бы доставить блага к тому месту и к тому времени, где и когда
возникает спрос со стороны потребителей. Торговое право он
определял как совокупность норм частного права, имеющих бли-
жайшее соприкосновение с торговым оборотом 3.
В юридической литературе понятия «коммерческое пра-
во», «предпринимательское право» нередко рассматриваются
как синонимы. Некоторые ученые разграничивают их только
как учебные дисциплины. С такими утверждениями вряд ли
можно согласиться. Следует учитывать, что коммерческое пра-
во носит частный характер, в то время как предпринимательс-
кое право представляет собой право государственно-регулируе-
мой и социально ориентированной рыночной экономики 4. Если

См.: Круглова Н.Ю. Коммерческое право: Учебник. – М.: Рус-
1

ская Деловая Литература, 1999. – С. 104.
См.: Коммерческое право: Учебник / А.Ю.Бушуев, О.А.Горо-
2

дов, М.С.Ковалевская и др. / Под ред. В.Ф.Попондуполо, В.Ф.Яков-
левой. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1997. – С. 9.
Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (По изданию 1914
3

г.). – М.: Спарк, 1994. – С. 24.
См.: Быков А.Г. Предпринимательское право: проблемы форми-
4

рования и развития // Вестник Московского университета. – 1993. –
№ 6. – Сер. 11: Право. – С.4–6.

8
коммерческое право объединяет нормы одного порядка, рас-
сматривается в контексте дуализма частного права, то предпри-
нимательское (хозяйственное) право представляет комплексное
образование, сочетающее публично-правовые и частно-правовые
начала1. В отличие от коммерческих, в состав хозяйственных
отношений входит более широкий круг отношений. Более ши-
рок и состав объектов хозяйственного права, чем права коммер-
ческого. Есть различия и в субъектном составе данных правоот-
ношений. Коммерческие отношения имеют отличные от пред-
принимательских (хозяйственных) отношений основания
возникновения, изменения и прекращения. Среди таких осно-
ваний особое место занимают торговые сделки и договоры.
Одновременно следует указать, что предпринимательское
(хозяйственное) и коммерческое право имеют немало общего.
Так, круг субъектов данных правовых образований весьма бли-
зок. Общими для них являются нормы о сертификации товаров
и ряд других.
По мнению профессора Б.И.Пугинского, изучение товарного
оборота следует начинать с действий организаций-изготовите-
лей, реализующих созданный товар. В состав коммерческой дея-
тельности следует включать акты приобретения товара потреби-
телями, использующими их для своих предпринимательских и
хозяйственных целей. Кроме того, в товарный оборот входит
урегулирование материального и товарного снабжения, заку-
пок товарных и материальных ресурсов. Коммерческая деятель-
ность, таким образом, не замыкается на деятельности посредни-
ческих организаций. В качестве самостоятельных участков тор-
гового оборота, по его мнению, должны приниматься: 1) сбыт
изготовителями своих товаров; 2) деятельность посреднических
и оптовых торговых звеньев; 3) действия субъектов по приоб-
ретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами.
Они составляют содержание торговой деятельности и предмет
регулирования торгового права 2.
Г.Ф.Шершеневич указывал, что круг отношений, к кото-
рым применяется торговое право, выходит далеко за пределы
экономических представлений о торговле. Первоначально, дей-
ствительно, торговое право совпадало с правом торгового оборо-

См.: Белых В.С. Предпринимательское право в системе права
1

России // Правоведение. – 2001. – № 1. – С.129.
См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. – М.: Юрайт,
2

2000. – С. 15–16.

9
та, но постепенно область применения торгового права стала рас-
ширяться и переходить в область экономического оборота 1.
Функцией торговли является продвижение товаров от про-
изводителя к потребителю методом покупки товаров и их по-
следующей продажи. Как известно, процесс реализации това-
ров осуществляется посредством оптовой и розничной торговли,
общественного питания, внешней торговли. Следует ли вклю-
чать розничную продажу товаров в предмет коммерческого пра-
ва? Единства мнений по этому вопросу нет. Так, Б.И.Пугин-
ский полагает, что розничная продажа товаров не включается в
предмет коммерческого права. Она достаточно полно регулиру-
ется гражданским законодательством и поэтому не нуждается в
специальном урегулировании в коммерческом праве 2. Другие
авторы включают розничную куплю-продажу в предмет изуче-
ния коммерческого права3. Все это свидетельствует о том, что
коммерческое право находится в стадии становления.
Коммерческое право можно рассматривать как науку и как
учебную дисциплину.
Коммерческое право как правовая наука имеет свои пред-
мет и специфику. Оно исследует основные этапы становления и
развития коммерческого права как подотрасли гражданского
права, его предмет и метод, систему и основные институты.
Непосредственным предметом исследования коммерческого пра-
ва как науки является коммерческий оборот, коммерческие
процессы, происходящие в оптовых и розничных сферах товар-
ного обращения.
Коммерческое право – это и учебная дисциплина. Она пред-
ставляет собой системное изложение основных положений о
коммерческом праве. Коммерческое право как учебная дисцип-
лина призвана помочь студентам в изучении научных достиже-
ний коммерческого права. В ходе изучения коммерческого пра-
ва студенты знакомятся с выводами науки, приобретают навы-
ки по применению норм коммерческого права на практике.
2. Коммерческое право как наука и как учебная дисцип-
лина выполняет ряд функций.


См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. работа. – С.25.
1

См.: Пугинский Б. И. Указ. работа. – С. 16.
2

См.: Королев В.Б.Коммерческое право: Вопросы и ответы /
3

Под ред. к.ю.н. И.В.Есшовой. – М.: Юриспруденция, 2000.

10
Теоретическая функция коммерческого права состоит в том,
что оно исследует коммерческое право как подотрасль граж-
данского права, его становление, основные этапы развития.
Наука коммерческого права представляет собой систему зна-
ний о торговой деятельности, торговом обороте, его участни-
ках. Коммерческое право разрешает научные проблемы, фор-
мирует теории и концепции о коммерции как самостоятельном
виде предпринимательства, месте и роли норм торгового зако-
нодательства.
Познавательная функция коммерческого права связана с
представлением о коммерческом праве, его истории, закономер-
ностях функционирования и перспективах развития. Коммер-
ческое право формирует знания о состоянии правового урегули-
рования торгового оборота; анализирует нормы об объектах и
участниках торговой деятельности, изучает их, объединяет в
определенные институты.
Практическая функция коммерческого права состоит в том,
что оно исследует практику применения норм торгового зако-
нодательства, разрабатывает практические предложения и ре-
комендации по повышению эффективности правового регули-
рования отношений в сфере торгового оборота.
В связи с коренными преобразованиями отношений собствен-
ности, расширением круга объектов торгового оборота и прав на
них велика роль коммерческого права с позиций выполнения им
идеологической функции. Коммерческое право раскрывает смысл
нормативных правовых актов, ориентирует на использование тех
или иных правовых средств в конкретных ситуациях, предосте-
регает от ошибок и нарушений закона.
Изучая действие торгового законодательства, его норм, ана-
лизируя их положительное или негативное влияние на разви-
тие общественных потребностей, наука коммерческого права
выполняет прогностическую функцию. Она намечает пути раз-
вития правового регулирования торгового оборота, «выдает»
прогноз законодателю.
Воспитательная функция коммерческого права состоит в
том, что оно прививает студентам знания, распространяет науч-
ные знания среди участников торгового оборота и населения.
Наука коммерческого права изучает опыт международного
торгового права. Под международным торговым правом пони-
мается совокупность правовых норм «международного законо-
дательства» и нового lex mercatoria (т.е. совокупность обычаев

11
и обыкновений международной торговли, а также типовых кон-
трактов), регулирующая частные отношения, возникающие при
осуществлении международной торговли 1.
3. Коммерческое право как учебная дисциплина возникла
не на пустом месте. В торговых вузах и техникумах, на эконо-
мических факультетах на протяжении ряда лет читался курс
«Торговое право», «Право советской торговли». Основной зада-
чей его являлось исследование предприятия торговли как само-
стоятельной сферы хозяйствования. Система курса «Коммер-
ческое право» строится иначе. Его построение обусловлено тем,
что коммерческое право – не комплексная отрасль права, а
составная часть права гражданского. И в этой связи можно гово-
рить о системе коммерческого права как одной из учебных
дисциплин. Она представлена следующими разделами.
Раздел 1. Вводные вопросы коммерческого права. Включа-
ет темы о понятии коммерческого права, его месте в системе
права, источниках.
Раздел 2. Общие положения торгового оборота. Данный
раздел включает темы, посвященные участникам коммерчес-
кой деятельности, объектам торгового оборота и способам их
индивидуализации. Рассматриваются вопросы организации тор-
гового оборота, в том числе организационные формы оптовой
торговли, правовые аспекты маркетинга, организации матери-
ального и товарного снабжения юридических лиц. Освещены
правовые вопросы конкуренции и способы защиты от недобро-
совестной конкуренции.
Раздел 3. Обязательства в торговом обороте. Освещаются по-
нятие и виды торговых сделок, требования к их форме и порядку
заключения. Рассматриваются особенности отдельных торговых
договоров, транспортировки товара, способы обеспечения испол-
нения торговых договоров, ответственности за неисполнение. В дан-
ный раздел входит и тема о государственном контроле за соблю-
дением правил торговой деятельности.
Лекции по курсу «Коммерческое право» включают лишь
важнейшие из перечисленных тем.
4. Следует отметить, что в последние годы наметилась
тенденция возрождения коммерческого права. Это связано в
первую очередь с тем, что расширяются сфера частно-право-

См.: Тынель А., Функ Я., Хвалей В. Курс международного тор-
1

гового права. – 2-е изд. – Мн.: Амалфея, 2000. – С. 7–8.

12
вого регулирования товарно-денежных отношений, их эконо-
мическая система, основой которой, наряду с государствен-
ной, стала частная собственность. Возрастает роль торгового
оборота и его правовой регламентации в новых экономичес-
ких условиях.
Коммерческое право как частное право оказалось необхо-
димым, поскольку гражданское право не способно на деталь-
ную регламентацию всей специфики торговых отношений.
Причиной возрождения коммерческого права явилось и
изменение роли коммерции как исключительно посредничес-
кой деятельности. Расширился и состав участников торгового
оборота. В их число, наряду с посредническими фирмами, вхо-
дят предприятия-изготовители, юридические лица и индиви-
дуальные предприниматели, не являющиеся таковыми.
Одним из средств, которые обеспечивают возникновение и
развитие имущественных товарно-денежных отношений в тор-
говом обороте, являются нормы коммерческого права. Возрас-
тающая роль правового регулирования торгового оборота и
унификация торгового законодательства являются важней-
шими причинами возрождения коммерческого права.


ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

1. Понятие и виды источников коммерческого права.
2. Гражданский кодекс – основной законодательный акт,
объединяющий нормы частного права.
3. Нормативные акты Президента Республики Беларусь
в области коммерческой деятельности.
4. Постановления Правительства Республики Беларусь по
вопросам торговли.
5. Ведомственные нормативные акты и иные акты, со-
держащие нормы коммерческого права.

1. Источниками коммерческого права являются норматив-
но-правовые акты, которые приняты в установленном порядке
и закрепляют, изменяют и прекращают нормы коммерческого
права.
Нормативный правовой акт – официальный документ ус-
тановленной формы, принятый (изданный) в пределах компе-
тенции уполномоченного государственного органа (должностно-

13
го лица) или путем референдума с соблюдением предусмотрен-
ной законодательством Республики Беларусь процедуры, содер-
жащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на
неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Коммерческое право в отличие от других отраслей, относя-
щихся к числу комплексных, объединяет нормы одного поряд-
ка. Коммерческое законодательство – совокупность норматив-
ных актов, в которых содержатся такие нормы. Оно состоит из
двух частей. Первая – это нормы национального законодатель-
ства, вторая – международно-правовые нормы.
Коммерческое законодательство не кодифицировано. Оно
находится в стадии становления, поскольку развитие рыноч-
ных отношений предполагает и наличие адекватной правовой
базы. Коммерческое законодательство относительно обособлено
от гражданского законодательства. В его задачи входит уста-
новление общеобязательных правил, которые бы регулировали
торговые и связанные с ними отношения.
Коммерческое (торговое) законодательство строится в со-
ответствии с интересами и потребностями практики.
Кроме вышеуказанных особенностей, источники коммер-
ческого (торгового) права отличаются следующими чер-
тами:
1) на первом месте среди этих источников стоит закон;
2) коммерческое законодательство представлено преимуще-
ственно диспозитивными правилами, в нем отсутствует деталь-
ная регламентация торговых отношений;
3) с формальной точки зрения среди источников коммерчес-
кого права важную роль играют ведомственные нормативные
правовые акты, принятые Министерством торговли, в форме по-
ложений, правил, инструкций и др. Ряд ведомственных норма-
тивных правовых актов носит межведомственный характер;
4) среди источников торгового права – обычаи и традиции;
5) на состояние национального коммерческого законода-
тельства большое влияние оказывают нормы международного
права, в первую очередь, международного частного права.
Коммерческое право состоит из общих и специальных норм.
Общие нормы включают правила об организации и дея-
тельности коммерческих организаций, праве собственности и
иных вещных правах в коммерческом обороте, торговых сдел-
ках, ответственности и др.

14
Специальные нормы отражают специфику коммерческой
(торговой) деятельности.
Источники коммерческого права, как и других отраслей, в
своей совокупности образуют определенную систему. Юридичес-
кая сила каждого из нормативных правовых актов в этой систе-
ме зависит от места и компетенции органа, его принявшего.
Виды нормативных правовых актов определены в ст. 2 За-
кона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных
правовых актах Республики Беларусь» 1. Среди них – Конститу-
ция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Бела-
русь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий
основополагающие принципы и нормы правового регулирования
важнейших общих отношений, программный закон, кодекс, за-
кон, декреты и указы Главы государства, постановления палат
Национального Собрания Республики Беларусь, постановления
Совета Министров Республики Беларусь, акты Конституционно-
го Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Бе-
ларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Ге-
нерального Прокурора Республики Беларусь, постановления
республиканского органа государственного управления и На-
ционального Банка Республики Беларусь (Правления Нацио-
нального Банка Республики Беларусь, Совета директоров На-
ционального Банка Республики Беларусь). К числу норматив-
ных правовых актов отнесены также регламенты, инструкции,
правила, уставы (положения), приказы, решения органов мес-
тного управления и самоуправления.
Правовые акты, принимаемые с целью осуществления кон-
кретных (разовых) организационных, контрольных или распо-
рядительных мероприятий либо рассчитанные на иное одно-
кратное применение, не являются нормативными. Перечень
таких актов назван ст. 3 вышеуказанного Закона.
Поскольку торговый оборот не замыкается рамками одного
государства, к числу источников коммерческого права следует
отнести нормы международного законодательства. Это – меж-
дународные договоры и решения международных организаций.
Принципы и нормы международных договоров Республики Бе-
ларусь являются частью действующего на территории Респуб-
лики Беларусь законодательства. Такие конвенции связывают

См.: Национальный реестр правовых актов Республики Бела-
1

русь. 2000. № 7. 2/136; 2002. № 7. 2/830.

15
государство в случае, если оно подписало такой акт или присо-
единилось к нему. Нередко этому предшествуют определенные
процедуры.
В число источников международного торгового права вклю-
чаются решения международных организаций. Так, в рамках
СНГ – это решения Совета глав государств и Совета глав прави-
тельств.
Среди важнейших конвенций, регулирующих вопросы
внешней торговли, можно назвать: Парижскую Конвенцию об
охране промышленной собственности 1883 г.; Венскую Кон-
венцию ООН 1980 г. о договорах международной купли-прода-
жи товаров; Гаагскую конвенцию 1986 г. о праве, примени-
мом к договорам международной купли-продажи; Римскую
Конвенцию ЕЭС 1980 г. о праве, применимом к договорным
обязательствам. Конвенция об исковой давности по договорам
международной купли-продажи товаров была подписана в Нью-
Йорке в 1974 г.
Для международной торговли важное значение имеют кон-
венции в области международного торгового арбитража.
В рамках СНГ принято Соглашение об общих условиях
поставки товаров (20 марта 1992 г., Киев). В Соглашении госу-
дарства-участники СНГ установили порядок заключения, изме-
нения и расторжения договоров, связанных с международными
поставками товаров.
Принят и ряд других договоров стран СНГ по вопросам
торгово-экономического сотрудничества. В силу Закона Респуб-
лики Беларусь от 14.05.2001 г. № 17-З «О присоединении Рес-
публики Беларусь к Конвенции о получении доказательств за
границей по гражданским или торговым делам»1 Республика
Беларусь присоединяется к Конвенции, принятой в рамках Га-
агской конференции по международному частному праву. Ми-
нистерство юстиции Республики Беларусь определено в каче-
стве Центрального органа, который обязуется принимать су-
дебные поручения по гражданским и торговым делам и
передавать их органу, компетентному исполнять.
2. Коммерческое право как часть (специальная) гражданс-
кого законодательства базируется на Гражданском кодексе Рес-
публики Беларусь. Он принят Палатой Представителей Наци-

См.: Национальный реестр правовых актов Республики Бела-
1

русь. 2001. № 48. 2/760.

16
онального Собрания 28.10.1998 г., одобрен Советом Республики
19.11.1998 г., подписан Президентом Республики Беларусь
07.12.1998 г.
В Гражданском кодексе содержатся основные положения
правового регулирования экономических отношений в новых
условиях хозяйствования. Он установил две формы собственнос-
ти: государственную и частную, закрепил важнейшие принци-
пы, которые действительны и для коммерческого права. Среди
них – равенство участников коммерческой деятельности; не-
прикосновенность собственности; свобода договора; недопусти-
мость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;
беспрепятственное осуществление гражданских прав; обеспече-
ние восстановления нарушенных прав; судебная защита нару-
шенных прав.
Гражданский кодекс устанавливает исходные начала пра-
вового урегулирования коммерческих отношений. Этот закон
объединяет нормы частного права о коммерческих организаци-
ях как юридических лицах. Так, в силу ст. 45 ГК юридичес-
кое лицо может иметь гражданские права, соответствующие
целям деятельности, предусмотренным в его учредительных
документах, а также предмету деятельности, если он указан в
учредительных документах, и нести связанные с этой деятель-
ностью обязанности. Отдельными видами деятельности, пере-
чень которых определяется законодательством, юридическое
лицо может заниматься только на основании специального раз-
решения (лицензии).
Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь
в случаях и порядке, предусмотренных законодательными ак-
тами. Решение об ограничении прав может быть обжаловано
юридическим лицом в суде.
Гражданский кодекс применяется и к отношениям, воз-
никшим после 1 июля 1999 г. По гражданским правоотношени-
ям, возникшим до 1 июля 1999 г., Кодекс применяется к тем
правам и обязанностям, которые возникнут после вступления
его в силу (ст. 1138 ГК).
В систему законодательства, регулирующего коммерческую
деятельность, входят и специальные законы, которые приняты
как до, так и после вступления в силу ГК Республики Беларусь.
В отношении первых действует правило, что они применя-
ются в той части, в которой не противоречат Гражданскому
кодексу (ч.1 ст. 1137 ГК).

17
Это Законы: от 24.11.1993 г. «О залоге» 1, от 18.11.1993 г.
«О поставках товаров для государственных нужд» 2, от
28.05.1991 г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь» 3,
от 09.12.1992 г. «Об акционерных обществах, обществах с огра-
ниченной ответственностью и обществах с дополнительной от-
ветственностью» 4.
Общие правовые, экономические и организационные ос-
новы защиты прав потребителей определены Законом Респуб-
лики Беларусь от 09.01.2002 г. № 90-З «О защите прав потре-
бителей» 5.
3. В соответствии со ст. 3 ГК к числу источников коммер-
ческого права как подотрасли гражданского права относятся
декреты и указы Президента Республики Беларусь.
Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 79), Пре-
зидент является главой государства. Президент Республики
Беларусь на основе и в соответствии с Конституцией издает дек-
реты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на
всей территории Республики Беларусь. Юридическая сила нор-
мативных актов Президента различна.
Декреты могут быть двух видов: декреты, издаваемые на
основании закона о делегировании Президенту законодатель-
ных полномочий; временные декреты.
Декреты и временные декреты имеют силу закона. Декре-
ты, указы и распоряжения Президента публикуются или дово-
дятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом
способом. Они подлежат немедленному опубликованию после
их подписания, если в самом документе не установлен иной
срок. Указы и распоряжения Президента вступают в силу в
порядке, установленном Президентом.

Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 35.
1

Ст. 449.
Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 33.
2

Ст. 432.
Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991.
3

№ 19. Ст. 269; 1992. № 6. Ст. 105; 1994. № 6. Ст. 72. Ведомости
Национального Собрания Республики Беларусь. 1997. № 7. Ст. 482;
1998. № 2. Ст. 7.
Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 35.
4

Ст. 952.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
5

2002. № 10. 2/839.

18
Нормативные акты Президента и их отдельные положения
не должны противоречить Конституции Республики Беларусь.
Указом Президента Республики Беларусь от 07.03.2000 г.
№ 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической
деятельности при продаже товаров» 1 установлены важные нор-
мы, определяющие понятие торговой посреднической деятель-
ности как предпринимательской деятельности по осуществле-
нию оптовой и (или) розничной торговли несобственного произ-
водства. Данным Указом было определено, что для торговой
посреднической деятельности необходимо специальное разре-
шение (лицензия) на осуществление оптовой и (или) рознич-
ной торговли или специальное разрешение (лицензия) на осу-
ществление оптовой и (или) розничной торговли отдельными
видами товаров, если посредником осуществляется оптовая и
(или) розничная торговля исключительно указанными видами
товаров. Одновременно установлено, что в качестве существен-
ного условия договоров купли-продажи (кроме розничной) дол-
жна указываться цель приобретения товаров. Расширен и со-
став обязательных документов, прилагаемых к договорам. Этим
Указом для организаций и индивидуальных предпринимате-
лей, осуществляющих торговую посредническую деятельность,
установлены различные виды экономической ответственности.
Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г.
№ 11 «Об упорядочении государственной регистрации и лик-
видации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствова-
ния» в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от
16.11.2000 г. № 22 утверждено «Положение о государствен-
ной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности)
субъектов хозяйствования» 2. Данный нормативно-правовой акт
направлен на совершенствование порядка государственной ре-
гистрации и ликвидации юридических лиц и индивидуаль-
ных предпринимателей, в том числе занимающихся торговой
деятельностью.
Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г.
№ 116 «О развитии фирменной торговли» (в редакции Указа от
15.09.1998 г. № 448 «О внесении изменений и дополнений в Указ

См.: Национальный реестр нормативных актов Республики
1

Беларусь. 2000. № 26. 1/1075.
См.: Национальный реестр правовых актов Республики Бела-
2

русь. 2000. № 109. 1/1779.

19
Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 113») 1 оп-
ределены понятие и критерии отнесения магазинов к числу
фирменных розничных торговых предприятий, порядок их со-
здания и деятельности.
Для всех контролирующих органов, уполномоченных в
соответствии с актами законодательства осуществлять провер-
ки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности юридичес-
ких лиц и индивидуальных предпринимателей, обязателен
«Порядок организации и проведения проверок (ревизий) фи-
нансово-хозяйственной деятельности и применения экономичес-
ких санкций». Он установлен Указом Президента Республики
Беларусь от 15.11.1999 г. № 673 (в редакции Указа Президента
Республики Беларусь от 06.12.2001 г. № 722) 2.
4. К числу источников коммерческого права следует отнес-
ти постановления Правительства Республики Беларусь, содер-
жащие нормы коммерческого права.
Совет Министров Республики Беларусь принимает норма-
тивные правовые акты на основе и во исполнение Конституции
Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь,
законов Республики Беларусь. Основная форма таких актов –
постановления. Принимаемые Советом Министров Республики
Беларусь иные нормативные правовые акты: положения, уста-
вы, правила и т.п. должны быть утверждены постановлением
Совета Министров Республики Беларусь.
Постановления Правительства Республики Беларусь дела-
ют возможным более детально регламентировать отношения по
организации и деятельности коммерческих организаций, дого-
ворные отношения по купле-продаже, кредитованию, расчетам
и иные. Следует учитывать, что Совет Министров вправе при-
нимать по вопросам, отнесенным к его компетенции Конститу-
цией и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Постановления Совета Министров Республики Беларусь
могут быть отменены Президентом Республики Беларусь.
Законы, декреты, указы, постановления Совета Министров
Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по
отношению к нормативным правовым актам министерств, иных

См.: Собрание декретов, указов Президента и постановлений
1

Правительства Республики Беларусь. 1998. № 26. Ст. 672.
Национальный реестр правовых актов Республики Бела-
2

русь.1999. № 89. 1/788; 2001. № 117. 1/3286.

20
республиканских органов государственного управления и Наци-
онального Банка Республики Беларусь.
Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь
от 08.07.1996 г. с изменениями и дополнениями, внесенными
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
20.08. 1998 г., утверждено Положение о поставках товаров в
Республике Беларусь 1.
На основании Постановления Совета Министров Республи-
ки Беларусь от 04.11.1992 г. № 666 на территории Республики
Беларусь введено лицензирование розничной торговли и торго-
во-производственной деятельности, утверждено Положение о
порядке выдачи лицензии, а также Основные правила ведения
розничной торговли и торгово-производственной деятельности
на территории Республики Беларусь 2.
5. Нормативные правовые акты министерств, иных респуб-
ликанских органов государственного управления принимаются в
форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты
Национального Банка Республики Беларусь (постановления
Правления Национального Банка Республики Беларусь и поста-
новления Совета директоров Национального Банка Республики
Беларусь) могут приниматься только в случае и пределах, пре-
дусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Банковским
кодексом Республики Беларусь и иными законодательными ак-
тами Республики Беларусь. Если министерство или иной респуб-
ликанский орган управления принял инструкцию, положение,
устав или правила, то они утверждаются постановлением или
приказом. Кроме того, при принятии данными органами норма-
тивного правового акта в нем должно содержаться указание, на
основании и во исполнение какого акта Президента Республики
Беларусь, закона Республики Беларусь, постановления Совета
Министров Республики Беларусь принимается данный акт.
Принятые нормативные правовые акты министерств, иных
республиканских органов государственного управления, Наци-
онального Банка Республики Беларусь подлежат обязательной
юридической экспертизе, проводимой Министерством юстиции
Республики Беларусь.
Собрание декретов, указов Президента и постановлений Пра-
1

вительства Республики Беларусь. 1996. № 19. Ст. 481; 1998. № 23.
Ст. 620.
См.: Собрание постановлений Правительства Республики Бела-
2

русь. 1992. № 31. Ст. 568; 1993. № 19. Ст. 358.

21
Среди ведомственных нормативных актов для коммерчес-
кого права наибольшее значение имеют нормативные акты
Министерства торговли (Минторга) Республики Беларусь, Ми-
нистерства финансов Республики Беларусь, Министерства по
налогам и сборам Республики Беларусь и др.
Минторг Республики Беларусь в соответствии с основными
задачами, которые закреплены в Положении о нем, утвержден-
ном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
31.10.2001 г. № 1594 1:
• анализирует состояние потребительского рынка и сферы
бытового обслуживания населения и прогнозирует тенденции
их развития;
• разрабатывает и осуществляет совместно с республикан-
скими органами государственного управления, иными государ-
ственными организациями, подчиненными Правительству Рес-
публики Беларусь, мероприятия, направленные на формирова-
ние внутреннего рынка республики, создание условий для роста
экспорта товаров и услуг;
• регулирует отношения, связанные с защитой прав потре-
бителей;
• осуществляет государственный контроль за соблюдением
законодательства о торговле.
Минторг Республики Беларусь разрабатывает проекты рес-
публиканских программ развития торговли, определяет приори-
теты в развитии внешнеторговой деятельности, разрабатывает и
представляет в Совет Министров Республики Беларусь проекты
законов Республики Беларусь, решений Президента Республики
Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь по вопросам
торговли, защиты прав потребителей. В пределах своей компе-
тенции Минторг Республики Беларусь издает приказы, прини-
мает постановления, иные нормативные правовые акты (инст-
рукции, положения, правила, уставы), организует и контроли-
рует их выполнение. При необходимости такие нормативные
правовые акты Минторг Республики Беларусь издает совместно
с иными республиканскими органами государственного управле-
ния. В функции Минторга Республики Беларусь входят также
разработка и утверждение нормативных документов по стандар-
тизации торговых и бытовых услуг, нормативно-технических

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
1

2001. № 105. 5/9330.

22
документов на производство, переработку продукции в обще-
ственном питании. Этот орган управления осуществляет в уста-
новленном порядке лицензирование видов деятельности в поряд-
ке и по перечню, которые определяются Советом Министров
Республики Беларусь. Кроме того, на Минторг Республики Бе-
ларусь возложены обобщение практики применения законода-
тельства Республики Беларусь, регулирующего отношения в сфере
торговли, защиты прав потребителей, рекламы, и разработка
предложений по его совершенствованию.
Приказами Минторга Республики Беларусь утверждены:
Правила розничной торговли хлебом и хлебобулочными изделия-
ми; Правила розничной торговли молоком, молочной продукци-
ей, сыром, маслом животным, маргарином и яйцами (1995 г.);
Правила розничной торговли новыми автотранспортными сред-
ствами и сельскохозяйственной техникой в Республике Бела-
русь (1995 г.); Правила работы мелкорозничной торговой сети
на территории Республики Беларусь (1993 г., с изм. и доп. на
01.01.1996 г.), Правила розничной торговли мясом и птицей,
колбасными изделиями и копченостями (1996 г.), Правила роз-
ничной торговли бытовыми электротоварами в Республике Бе-
ларусь (1996 г.); Правила розничной торговли бытовой радио-
электронной аппаратурой в Республике Беларусь (1997 г.); Вре-
менные правила по торговле продукцией, содержащей элементы
эротики (1997 г.); Правила продажи товаров по образцам (1998 г.);
Правила розничной торговли алкогольными напитками в Респуб-
лике Беларусь (1998 г.) и ряд других.
Приказом Министерства торговли Республики Беларусь от
08.07.1998 г. № 100 утверждены Правила торговли на рынках
Республики Беларусь 1. Эти Правила распространяются на все
рынки, расположенные в населенных пунктах Республики Бе-
ларусь, независимо от профиля, ведомственной принадлежнос-
ти и форм собственности.
Постановлением Министерства торговли Республики Бела-
русь от 29.09.2000 г. № 17 утверждены Правила работы мага-
зинов-складов 2. Они определяют понятие магазина-склада как
торгового объекта, порядок создания, основные требования к
продаже товаров, организации торговой деятельности, порядку

См.: БНПИ. – 1998. – № 11.
1

См.: Национальный реестр правовых актов Республики Бела-
2

русь. 2000. № 108. 8/4299; 2002. № 87. 8/8390.

23
расчетов магазинов-складов, юридических лиц и индивидуаль-
ных предпринимателей; ведение учета и отчетности в магазине-
складе.
Постановлением Министерства статистики и анализа Рес-
публики Беларусь от 02.07.2002 г. № 59 утверждена Инструк-
ция по учету розничного товарооборота, товарных запасов в
торговле 1. Это Министерство 21.09.1999 г. утвердило госу-
дарственную статистическую отчетность по форме 1-продажа
(опт) «Отчет о продаже продукции предприятиями оптовой
торговли» и Инструкцию по ее заполнению 2. Она обязательна
для юридических лиц и их обособленных подразделений: оп-
товых, оптово-посреднических, снабженческих, сбытовых и
других предприятий (включая предприятия потребительской
кооперации), осуществляющих оптовую продажу продукции.
Приказом Министерства статистики и анализа Республики Бе-
ларусь от 24.07.1998 г. № 179 в редакции Постановления
этого же Министерства от 17.07.2001 г. № 37 утверждены
формы государственной статистической отчетности по торгов-
ле и платным услугам и инструкции по учету платных услуг
населению. Следует иметь в виду, что все формы статистичес-
кой отчетности по торговле и услугам на основании данного
приказа распространены на юридических лиц и их обособлен-
ные подразделения всех форм собственности, включая совмес-
тные и иностранные предприятия. Исключение составляют
субъекты малого предпринимательства, которые отчитывают-
ся по особой форме.
В торговом обороте нередко используются обычаи делового
оборота. Определения понятия такого обычая ГК Республики
Беларусь не содержит. В силу ст. 5 ГК Российской Федерации
обычаем делового оборота признается сложившееся и широко
применяемое в какой-либо области предпринимательской дея-
тельности правило поведения, не предусмотренное законодатель-
ством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо
документе. Для применения обычая существует ряд обязатель-
ных предпосылок. Во-первых, обычай – это правило поведения,
не предусмотренное законодательством. В то же время обычаи

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
1

2002. № 90. 8/8348.
См.: Национальный реестр правовых актов Республики Бела-
2

русь. 1999. № 91. 8/1066.

24
делового оборота, противоречащие обязательным для участников
соответствующего отношения положениям законодательства или
договору, не применяются. Во-вторых, обычай делового оборота –
это правило поведения, которое сложилось и широко применяет-
ся на практике. В-третьих, сфера использования обычая делово-
го оборота – предпринимательство. Наконец, для применения
обычая неважно, зафиксировано ли правило поведения в ка-
ком-либо документе. Как подчеркивает проф. Е.А.Суханов, по
своей юридической силе обычаи делового оборота уступают как
норме права, так и заведенному порядку (практике взаимоот-
ношений сторон) 1.
Торговый оборот немыслим без использования типовых кон-
трактов и иных образцов договоров. Так, например, Типовой
договор на поставку потребительских товаров на внутренний
рынок для предприятий всех форм собственности утвержден
приказом Минторга Республики Беларусь, Министерства про-
мышленности Республики Беларусь, Министерства экономики
Республики Беларусь от 11.05.1998 г. № 67/31/39 2. Приказом
Министерства экономики Республики Беларусь от 17.03.1995
г. № 7 3 утвержден Типовой государственный контракт на по-
ставку товаров для государственных нужд.

ТЕМА 3. УЧАСТНИКИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие и виды субъектов коммерческой деятельности.
2. Участие юридических лиц в коммерческой деятельности.
3. Порядок и условия участия индивидуальных предпри-
нимателей в коммерческой деятельности.
4. Участие Республики Беларусь, административно-терри-
ториальных единиц Республики Беларусь в торговом обороте.

1. Система законодательства об участниках коммерческой
деятельности состоит из Гражданского кодекса, где содержатся
общие положения о юридических лицах, и иных нормативных
правовых актов, которые предусматривают особенности созда-


См.: Гражданское право: Учебник В 2 т. Т. 1: / Отв. ред. проф.
1

Е.А.Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БЕК, 2000. – С. 71.
БНПИ. – 1998. – № 13.
2

БНПИ. – 1995. – № 7.
3



25
ния и правового положения отдельных участников коммерчес-
ких отношений.
Если определить соотношение ГК Республики Беларусь и дру-
гих законодательных актов, в том числе специальных, регулиру-
ющих создание и условия деятельности этих субъектов, высшая
юридическая сила должна принадлежать ГК. Вместе с тем, круг
участников коммерческих отношений отличается от общего соста-
ва субъектов гражданского права. Во-первых, в число субъектов
коммерческого права не включаются физические лица, не наде-
ленные статусом индивидуального предпринимателя. Во-вторых,
участниками торговой деятельности нередко являются коммерчес-
кие представители и посредники. В-третьих, участие в коммер-
ческом обороте некоммерческих организаций ограничено.
Субъекты коммерческой деятельности должны отвечать ряду
признаков, каждый из которых необходим, а все вместе доста-
точны для того, чтобы организация признавалась субъектом тор-
гового оборота. Основным таким признаком является то, что
участник коммерческой деятельности должен быть предприни-
мателем. Формально-юридическое понятие предпринимателя
может быть выведено из определения предпринимательской де-
ятельности как деятельности юридических и физических лиц,
направленной на систематическое получение прибыли от про-
дажи произведенных, переработанных или приобретенных това-
ров, при условии, что они предназначаются для реализации дру-
гим лицам и не используются для собственного потребления.
Следует проводить различия между юридическими лица-
ми публичного права и юридическими лицами частного права.
Первые преследуют публичные цели, обладают властными пра-
вомочиями, членство в таких юридических лицах носит осо-
бый характер. Большинство субъектов коммерческой деятель-
ности являются юридическими лицами частного права. Их со-
здание осуществляется по усмотрению частных лиц, которые
создают имущественную основу их деятельности, определяют
виды и цели коммерческой деятельности.
В ряде государств романо-германской системы права про-
водится различие в правовой регламентации деятельности ком-
мерсантов и некоммерсантов. Правовое положение коммерсан-
тов, условия участия в торговом обороте, заключение и испол-
нение сделок предусмотрены специальными правилами.
В государствах, где торговое право не выделяется в каче-
стве самостоятельной отрасли частного права наряду с граж-

26
данским, по общему правилу, такого деления нет. Однако и в
государствах с единой системой частного права приняты нор-
мы, разработаны правила, относящиеся к организации и дея-
тельности лиц, занятых в торговом обороте.
Статус коммерсанта, по общему правилу, действующему в
праве общих правовых систем, определяется двумя критерия-
ми: объективным и субъективным. Объективный определяет-
ся природой заключенных сделок с участием коммерсантов.
Это – торговые сделки в виде промысла. Субъективный состо-
ит в том, что в число коммерсантов включаются участники
коммерческой деятельности определенной организационной
формы, вписанные в специальный торговый реестр. Они явля-
ются коммерсантами по природе. В их числе – полные и ком-
мандитные товарищества, акционерные общества, товарищества
с ограниченной ответственностью.
Как явствует из существующего в зарубежном праве поня-
тия «коммерсант», объективный критерий дополняется указа-
нием на торговый характер их деятельности – ведение промыс-
ла по осуществлению сделок определенного содержания 1.
Круг участников коммерческих отношений представлен,
в первую очередь, коммерческими организациями и индиви-
дуальными предпринимателями. Во-вторых, это некоммерчес-
кие организации, которые вправе заниматься коммерческой
деятельностью. Особое место среди них по мнению профессо-
ра Б.И.Пугинского, занимают специальные субъекты товар-
ного рынка – это товарные рынки, оптовые ярмарки, выстав-
ки-продажи и другие субъекты, создающие условия и возмож-
ности для совершения торговых операций 2.
Проводится и классификация субъектов коммерческой де-
ятельности по функциональным признакам. К их числу отно-
сятся:
– производители продукции, реализующие продукцию как
самостоятельно, так и через представителей;
– представители производителей, поставщиков и торговые
посредники;
– потребители;

См.: Гражданское и торговое право капиталистических госу-
1

дарств. – М.: Международные отношения, 1993. – С. 105–106.
См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. – М., Юрайт,
2

2000. – С. 37.

27
– субъекты, осуществляющие регулирование торговой дея-
тельности и контроль за ней 1.
Среди участников коммерческой деятельности особое мес-
то занимают торговые представители и посредники.
К основным видам представительства в коммерческой сфере
относят представительство, осуществляемое служащими коммер-
ческой организации; представительство, которое осуществляют
различного рода агенты. Они заключают торговые сделки от имени
представляемого и находятся с ним в постоянных отношениях.
В силу ст. 185 ГК Республики Беларусь коммерческим пред-
ставителем является лицо, постоянно и самостоятельно предста-
вительствующее от имени предпринимателей при заключении
ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.
Коммерческий представитель может одновременно пред-
ставлять разные стороны в сделке как с согласия этих сторон,
так и в других случаях, предусмотренных законодательством.
Коммерческое представительство осуществляется на осно-
вании договора, заключенного в письменной форме. Такой до-
говор должен содержать указания на полномочия представите-
ля. При их отсутствии представитель действует на основании
договора и доверенности.
Коммерческий представитель вправе требовать уплаты обус-
ловленного вознаграждения и возмещения понесенных им при
выполнении поручения издержек от сторон договора в равных
долях, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Особенности коммерческого представительства в отдельных
сферах предпринимательской деятельности устанавливаются
законодательством (п. 4 ст. 185 ГК РБ).
От института коммерческого представительства следует
отличать институт коммерческого посредничества. Он пресле-
дует цель заключения коммерческих договоров между заинте-
ресованными лицами.
В зависимости от выполняемых функций на товарном рын-
ке, основных видов договоров, а также от того, приобретают ли
такие посреднические организации право собственности на то-
вар, профессор Б.И.Пугинский выделяет три группы торговых
посредников. Первая – это независимые оптовые торговцы и по-

См.: Королев В.Б. Коммерческое право: Вопросы и ответы / Под
1

ред. к.ю.н. И.В.Ершовой. – М.: Юриспруденция, 2000. – С.12.

28
среднические фирмы, приобретающие право собственности на
реализуемый с их участием товар. К их числу он относит фир-
мы-дилеры, торговые дома, дистрибьюторов, экспортные и им-
портные фирмы, стокистов, трейдеров и ряд других. Вторая груп-
па включает посреднические организации, которые не приобре-
тают права собственности на товар, но оказывают услуги по
доведению товара от изготовителя к потребителю. Они действу-
ют как представители. Это – различные виды посреднических
организаций. К их числу относятся брокерские конторы (фир-
мы) и независимые агентства и агенты. Третья группа торговых
посредников представлена специальными участниками рынка,
призванными помочь в организации торгового оборота. Это – то-
варные биржи, оптовые ярмарки и другие 1.
2. Юридические лица, являющиеся коммерческими орга-
низациями, могут создаваться в форме хозяйственных товари-
ществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных
предприятий. Учредительными документами юридического лица
являются его устав (акционерное общество, производственный
кооператив, унитарное предприятие, основанное на праве хо-
зяйственного ведения), учредительный договор (полное и ком-
мандитное товарищества), учредительный договор и устав (об-
щество с ограниченной ответственностью и общество с дополни-
тельной ответственностью).
Коммерческие юридические лица подлежат государствен-
ной регистрации в порядке, определяемом законодательством.
Данные государственной регистрации включаются в Единый
государственный регистр юридических лиц, открытый для все-
общего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным
с момента его государственной регистрации.
Правоспособность юридического лица – это его способность
иметь права и нести обязанности как участника коммерческой
деятельности. Нормы гражданского законодательства о право-
способности коммерческих организаций получили разное тол-
кование среди ученых-юристов. Так, одни полагают, что ст. 45
ГК Республики Беларусь не предоставляет коммерческим орга-
низациям правомочия иметь гражданские права и нести граж-
данские обязанности, необходимые для осуществления любых

См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. – М.: Юрайт,
1

2000. – С. 38–42.

29
видов деятельности, не запрещенных законом. Следовательно,
они наделены специальной правоспособностью 1.
Позиции общей правоспособности коммерческих организа-
ций придерживаются М.И.Брагинский, В.В.Витрянский,
Е.А.Суханов, М.Ю.Тихомиров и др. 2 Некоторые ученые пола-
гают, что общая правоспособность коммерческих организаций
дает им право осуществлять любые не запрещенные законом
виды деятельности с обязательным преобладанием в них дея-
тельности, приносящей прибыль. Иные, неприбыльные виды
деятельности могут занимать только второе, неосновное место 3.
В силу Модельного гражданского кодекса для государств-
участников СНГ (ч. 2 п.1 ст.62) коммерческие организации, за
исключением унитарных предприятий, имеют гражданские
права и обязанности, необходимые для осуществления любых
видов деятельности, не запрещенных законом.
В отношении правоспособности некоммерческих органи-
заций как участников коммерческой деятельности действует
правило о специальной правоспособности.
Институт специальной правоспособности применим и к уни-
тарным предприятиям, уставы которых, помимо сведений, ука-
занных в п. 2 ст. 48 ГК, должны содержать сведения о предме-
те и целях деятельности предприятия (ст. 113 ГК).
Коммерческие организации должны иметь фирменное наи-
менование. Если фирменное наименование зарегистрировано в
установленном законом порядке, то юридическое лицо приоб-
ретает исключительное право на его использование.
Местом нахождения коммерческой организации является
место его государственной регистрации, если в соответствии с
законодательными актами в учредительных документах юри-
дического лица не установлено иное (п. 2 ст. 50 ГК).
Основной организационной формой коммерческих юриди-
ческих лиц являются торговые товарищества. К их числу от-
носят форму объединения лиц, как правило, на основе догово-
ра, которые осуществляют торговую деятельность в целях рас-

См.: Гражданское право: Учебник: В 2 ч. Ч. 1/ Под общ. ред.
1

проф. В.Ф.Чигиря. – Мн.: Амалфея, 2001. – С. 211.
См.: Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1 /Отв. ред. проф.
2

Е.А.Суханов. – М.: БЕК, 2000. – С. 190.
См.: Кашковский О.Н. Правоспособность организаций в сфере
3

выбора видов деятельности // Юрист. – 2001. – № 10. – С. 36.

30
пределения между участниками полученной прибыли. Зако-
нодательство стран ЕС предусматривает следующие их основ-
ные виды: полное и коммандитное товарищества, общество с
ограниченной ответственностью, акционерное общество.
В Беларуси, как и в России, торговые товарищества долгое
время не получали полного закрепления. Причинами тому яв-
лялись слабое развитие товарно-денежных отношений, нали-
чие крепостного права и отсутствие необходимости в товари-
щеских объединениях. После создания Свода законов Российс-
кой Империи законоположения о товариществах были включены
в Свод законов гражданских и в торговый Устав. Перечень тор-
говых товариществ включал полное товарищество, товарище-
ство на вере, акционерное товарищество (товарищество на паях),
артельное товарищество 1.
В силу ГК Республики Беларусь коммерческие организа-
ции – хозяйственные товарищества могут создаваться в форме
полного товарищества и коммандитного товарищества (товари-
щества на вере) (п. 2 ст. 63 ГК).
В полном товариществе его участники отвечают по обяза-
тельствам всем своим имуществом. Каждый его участник дол-
жен принимать участие в управлении и в его деятельности в
соответствии с условиями учредительного договора. Прибыли и
убытки полного товарищества распределяются между его учас-
тниками пропорционально их долям в уставном фонде, если
иное не предусмотрено учредительным договором или иными
соглашениями участников. В форме полного товарищества мо-
гут создаваться «семейные предприятия».
Коммандитное товарищество – такое объединение, где
одни участники (вкладчики, коммандиты) доверяют свои сред-
ства и имущество для ведения коммерческой деятельности пол-
ным товарищам. Последние отвечают по обязательствам всем
своим имуществом, а вкладчики – в пределах сумм внесенных
ими вкладов.
Общество с ограниченной ответственностью историчес-
ки возникло как переходное образование между полным това-
риществом и акционерным обществом. Эта форма ведения ком-

стр. 1
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>