<<

стр. 6
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

право. –2000. – № 8. – С. 61-69.
Мосс Дж.К. Указ. соч. – С.46.
3

Зыкин И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика; Он же. До-
4

говор во внешнеэкономической деятельности; Он же. Обычаи и обыкновения в
международной торговле: понятие, применение, формирование, применимое пра-
во, типовые контракты. – М., 1983.

146
родного договора и нормативно-правового (законодательного) акта.
Однако предложенное обозначение данной категории актов – «не-
государственное регулирование» – представляется не вполне удач-
ным по следующим основаниям.
Автор анализируемой позиции прямо включает в категорию
источников «негосударственного происхождения» типовые контрак-
ты, своды единообразных правил, общие условия и другие доку-
менты данного логического ряда. Кроме того, он, по сути дела, до-
полняет названную категорию контрактными положениями и
практикой международных коммерческих арбитражей, хотя в
тексте об этом прямо не сказано. «Нуждается в дальнейшем тео-
ретическом осмыслении существенная роль не только обычаев и
обыкновений, – пишет И.С.Зыкин, – но и отступающих в дозволен-
ных пределах от нормативных актов контрактных положений, кото-
рые базируются зачастую на типовых проформах, но могут носить
и специфический характер, а также практика международных ком-
мерческих арбитражей... При всех различиях их объединяет то, что
все они не исходят непосредственно от государства или государств,
хотя и допускаются ими»6.
Автор упоминает также «решения государственных судов», но
относит их, наряду с нормами международного договора или наци-
онального законодательства, к «результатам нормотворческой или
правоприменительной активности государств или их органов», т.е.,
в контексте работы, к категории, противоположной предлагаемому
им термину «негосударственное регулирование».
В то же время круг источников, чьи признаки не позволяют
включить их ни в категорию международных договоров, ни в кате-
горию законодательных актов, – гораздо более широк. На наш взгляд,
сюда следует отнести также доктрину, которая «начинает испол-
нять роль норм права в переломные моменты развития общества,
когда ни сам народ, ни его официальный представитель – государ-
ство, никакие иные социальные субъекты не в состоянии сформу-
лировать достаточное количество правил поведения для регулиро-
вания правовых по своей природе общественных отношений»7.
Далее, особое место в системе регулирования внешнеэконо-
мических отношений занимают международные договоры, в кото-
рых взятое за «точку отсчета» национальное государство не уча-
ствует. Роль их в правовом регулировании внешнеэкономических

Международное частное право: современные проблемы. – С.405-406.
6

Сільчанка Н.У. Агульная тэорыя права: Навучальны дапаможнік... – С.78.
7



147
договорных отношений практически не отличается от роли типовых
проформ или сводов единообразных правил: они «выходят на сцену»
чаще всего тогда, когда стороны включают в текст своего контракта
соответствующую ссылку. И судебная, и арбитражная практика в
таких случаях твердо придерживаются правила об обязательности
для суда такого выбора сторон8. Подпадают ли указанные источни-
ки под понятие «негосударственное регулирование», – ведь своим
происхождением нормы этих договоров обязаны государствам?
Тесно связана с рассматриваемым вопросом проблема так
называемого права «lex mercatoria», источниками которого явля-
ются, по мнению сторонников концепции, международные конвен-
ции, модельные законы для государств, разработанные на между-
народном уровне, международные обычаи и обыкновения, типовые
контракты, транснациональные кодификации, рекомендательные
документы международных организаций, арбитражные решения и
т.д.9. Очевидно, что понятие «негосударственное регулирование»
не вполне отражает многообразие правовых явлений, выходящих
за рамки международного договора и внутреннего закона.
Следует учесть также и тот факт, что на сегодняшний день в
литературе и законодательстве понятие «государственное регули-
рование» употребляется для обозначения административного
управления в сфере внешнеэкономической деятельности, или, ины-
ми словами, вмешательства государственного аппарата во внеш-
неэкономические процессы. Правотворческая деятельность госу-
дарства обозначается не как «государственное», а как «правовое»,
или, в данном контексте, «законодательное регулирование». По-
этому для обозначения рассматриваемого юридического феноме-
на можно предложить более предпочтительный, на наш взгляд, тер-
мин «внезаконодательное регулирование». Таким образом, по-
лучится, что международно-правовые договоры с участием
национального государства и его внутреннее законодательство со-
ставляют законодательное регулирование внешнеэкономических
отношений; при этом сюда же, на наш взгляд, следует отнести и
иностранное право, применяемое к внешнеэкономическим отноше-
ниям в силу национальных коллизионных норм права. Что касается
нормативно-правовых актов, имеющих иное происхождение, – они
образуют систему внезаконодательного регулирования внешне-
экономических отношений. Кроме того, чисто лингвистически, как
представляется, термин «внезаконодательный» заведомо предпо-

Брунцева Е.В. Международный коммерческий арбитраж. – С.125.
8




148
лагает рассмотрение нормативного документа в связи с его отно-
шением к национальному праву, в то время как термин «негосу-
дарственный» акцентирует внимание только на тот факт, что доку-
мент не обязан своим появлением государству, безразлично – оте-
чественному или иностранному.
Поскольку регулирующее значение актов внезаконодательно-
го происхождения неуклонно возрастает, настоятельно необходимо
уяснить не только их правовую природу, но и то место, которое они
занимают именно в белорусской системе правового регулирования
внешнеэкономических отношений.
На наш взгляд, в систему внезаконодательного регулирования
должны быть включены такие правовые формы, как:
• договор, или соглашение, сторон (у И.С.Зыкина – «контракт-

ные положения»);
• правовые обычаи, обыкновения, деловая практика;

• судебная и арбитражная практика;

• доктрина.

Названные категории источников внезаконодательного проис-
хождения объединяют все многообразие документов, называемых
в связи с рассматриваемой проблематикой: типовые (модельные)
законы, проформы договоров, кодексы поведения, своды единооб-
разных правил, транснациональные кодификации, комментарии су-
дебной и арбитражной практики и др.
В связи с этим, очевидно, можно говорить о четырех различ-
ных формах внезаконодательного регулирования: договорном (кон-
трактном), обычном, прецедентном и доктринальном регулирова-
нии внешнеэкономических отношений. Кроме всего прочего, это
соответствует принятой в теории права классификации источников
права, не вызывая необходимости «ломать» традиционный подход.
Итак, договорное регулирование является специфической осо-
бенностью гражданского права и продолжением действия частно-
правовых методов регулирования, в том числе свободы договора и
автономии воли сторон. Предоставленная сторонам гражданского
правоотношения возможность самостоятельно устанавливать пра-
ва и обязанности по договору дает основание для включения дого-
вора в систему иных форм правового регулирования, параллельно
(или в иерархической соподчиненности) с законодательством.
Договорное регулирование, как и любая другая форма право-
вого регулирования, имеет свои пределы, обусловленные степенью
императивности законодательства. Следует отметить, что во внеш-
неэкономической сфере эти пределы гораздо более широки, нежели
в рамках национального гражданского права.
149
Во-первых, в отличие от внутриэкономических хозяйственных
договоров, во внешнеэкономических сделках стороны вправе са-
мостоятельно избирать применимую к их отношениям правовую
систему. Это позволяет сторонам уходить от неудовлетворитель-
ного, с точки зрения их интересов, национального законодательства.
Кроме того, если избранное сторонами право допускает большую
свободу договора, нежели национальное, такой выбор дает допол-
нительные возможности для самостоятельного регулирования от-
ношений по контракту.
Во-вторых, специфика внешнеэкономических отношений (а
именно, отсутствие единого для всех или ряда государств регули-
рования соответствующих вопросов) обуславливает возрастание
роли принципа автономии воли сторон в указанной сфере. Практи-
чески это означает, что законодательство любого государства по-
ощряет самостоятельное контрактное регулирование, осуществля-
емое непосредственно субъектами внешнеэкономических отноше-
ний: чем больше вопросов урегулировано контрактом, тем меньше
в дальнейшем проблем у суда.
В-третьих, договорное регулирование во внешнеэкономичес-
кой деятельности позволяет обеспечить применение международ-
но-правовых договоров или иных международных документов, ко-
торые в силу осторожного отношения к ним со стороны государ-
ства или иных причин формально не действуют на данной территории.
Включение ссылки на такой документ в текст контракта придает
ему юридическую силу для данного правоотношения.
Непосредственное отношение к договорному регулированию
имеют так называемые типовые проформы, к которым относят-
ся как разработки самих участников делового оборота, так и при-
мерные формы контрактов, издаваемые международными органи-
зациями, которые используются в деловой практике как образец, при-
нимаемый за основу при заключении конкретного контракта10. Типовые
контракты призваны облегчить осуществление коммерческих опе-
раций и по возможности учитывают сложившуюся деловую практи-
ку, международное регулирование соответствующих отношений и
национальное законодательство заинтересованных сторон.
Большую известность получили общие условия и типовые кон-
тракты, подготовленные в рамках ООН. Так, например, Европейс-
кая экономическая комиссия ООН, расположенная в Женеве, раз-

См., например: Типовой дистрибьюторский контракт МТП. – М., 1996;
10

Типовой коммерческий агентский контракт МТП. – М., 1996.

150
работала свыше трех десятков таких документов: на поставку ма-
шин и оборудования, куплю-продажу целого ряда других товаров (в
частности, сырьевых) и др. Значительное количество аналогичных
актов разработано другими организациями в системе ООН, преж-
де всего, ЮНСИТРАЛ11.
Значение типовых контрактов имели в свое время Общие ус-
ловия поставок СЭВ, а также ряд двусторонних ОУП, заключен-
ных между СССР и некоторыми государствами. Наконец, в эту же
категорию следует отнести типовые контракты, разрабатываемые
различными международными профессиональными ассоциациями,
например, Международной федерацией инженеров-консультантов
(ФИДИК), Организацией по координации европейской металлооб-
рабатывающей промышленности (ОРГАЛИМ), Ассоциацией по
торговле зерном и кормами (ГАФТА) и др.
Все эти документы носят рекомендательный характер и при-
обретают юридическую силу для сторон в случае заключения ими
договора на основе определенной типовой проформы либо наличия
в контракте отсылки к тем или иным общим условиям. В результа-
те они становятся договорными условиями и применяются в Рес-
публике Беларусь именно в этом качестве.
Условия типовых договоров могут не совпадать с нормами
права, применимого к конкретному контракту. Если норма нацио-
нального права в этом случае является диспозитивной, то правило
типовой проформы, включенное в контракт, имеет приоритет перед
нормой законодательства. В то же время контрактные положения
не могут противоречить императивным нормам права, применимо-
го к контракту, поэтому в случае такого несоответствия приоритет
имеет императивная норма законодательства. Таким образом, со-
отношение норм законодательства и типовой проформы аналогич-
но принятому в праве большинства государств соотношению права
и договора.
Правовой обычай также является формой правового регули-
рования в сфере внешнеэкономических отношений12. Его место в

Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по международным встречным тор-
11

говым сделкам. Утверждено на двадцать пятой сессии ЮНСИТРАЛ (Нью-Йорк, 4-
22 мая 1992 г.). – Нью-Йорк: ООН, 1992; Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по
составлению международных контрактов на строительство промышленных объек-
тов. – Нью-Йорк: ООН, 1988; ООН. Европейская экономическая комиссия. Руко-
водство по составлению международных договоров на консультативный инжини-
ринг. – Нью-Йорк, 1983.
См.: Рамзайцев Д.Ф. Применение международных обычаев в советской
12

внешней торговле // Внешняя торговля. – 1971. – № 3. – С.51-57.

151
системе источников права зависит прежде всего от принципиаль-
ного отношения к нему законодателя. Как уже указывалось, бело-
русский Гражданский кодекс не включил обычай в систему источ-
ников гражданского права. Упоминание об обычае содержится лишь
единожды – в статье 1093 раздела «Международное частное пра-
во», где указано, что право, подлежащее применению к отношени-
ям с иностранным элементом, определяется, в том числе, на осно-
вании не противоречащих законодательству Республики Беларусь
международных обычаев. В скобках отметим, что обычай, содер-
жащий коллизионные правила, – настолько большая редкость, что
вряд ли его можно увидеть на практике. А обычаи материально-
правового характера, такие, например, как «Инкотермс», формаль-
но в систему регулирования гражданских отношений Республики
Беларусь не включены.
Любопытно, что в то же самое время Банковский кодекс от-
несся к правовому обычаю более лояльно. Согласно ст.3 Кодекса,
«субъекты банковских правоотношений при осуществлении банков-
ских операций с нерезидентами Республики Беларусь используют
также международные унифицированные правила и обычаи, нор-
мативные акты международных организаций, международные бан-
ковские стандарты и иные международные правовые акты, если
это не противоречит законодательству Республики Беларусь»13.
Таким образом, банковское белорусское законодательство
включает правовой обычай в число источников права, санкциони-
руя их применение к отношениям с участием нерезидентов. Что
касается гражданского права, то здесь применение правового обы-
чая возможно, видимо, только в том случае, если стороны вклю-
чили ссылку на него в свой договор. При этом подлежащий
применению обычай обязательно должен быть тем или иным об-
разом позитивирован, т.е. записан и отредактирован компетентным
учреждением или автором с тем, чтобы можно было бесспорно
судить о его содержании.
Место правовых обычных источников в действующем бело-
русском гражданском праве, таким образом, соответствует до-
говорному регулированию: обычай применяется так, как если бы
его содержание было полностью включено в текст договора. В
банковском праве правовой обычай применяется и без специаль-
ного соглашения сторон параллельно с иными нормативными ис-
точниками.

Банковский кодекс Республики Беларусь. – С.5.
13




152
Наибольшее распространение во внешнеторговой практике
получила транснациональная кодификация торговых обычаев под
наименованием «Инкотермс». Дело в том, что, заключая внешне-
торговый договор, партнеры должны четко распределить между
собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара
от продавца к покупателю (транспортировка, страхование в пути,
оформление таможенных документов и т.д.). Для единообразного
понимания прав и обязанностей сторон контракта деловой практи-
кой и были выработаны «базисные условия поставки», которые оп-
ределяют обязанности продавца и покупателя по доставке това-
ров, устанавливают момент перехода риска случайной гибели или
порчи товара с продавца на покупателя.
Виды и трактовка базисных условий контрактов в практике
складывались в течение длительного времени и аккумулировали
торговую практику ведущих стран – участниц международной тор-
говли. Базисными указанные условия контракта именуются пото-
му, что в зависимости от избранного сторонами условия рассчиты-
вается базис цены: чем больше обязанностей по контракту лежит
на продавце, тем выше цена поставки, поскольку в цену включают-
ся все действия и связанные с ними расходы продавца.
Каждое базисное условие в процессе его длительного приме-
нения получило собственное историческое наименование: «франко-
завод», «франко-перевозчик», «свободно вдоль борта судна» и т.д.
Эти наименования известны в настоящее время как торговые тер-
мины. Таким образом, под словами «базисные условия поставки»
и «торговые (коммерческие) термины» понимается, по сути, одно и
то же. По своей юридической природе торговые термины (базис-
ные условия поставки) являются правовыми торговыми обычая-
ми. В настоящее время эти обычаи записаны и систематизирова-
ны, что, однако, вовсе не изменяет их обычного (внезаконодатель-
ного) значения.
Большую работу по выработке общего подхода к толкованию
коммерческих терминов провела Международная торговая палата,
обобщившая применяемые в отдельных странах торговые терми-
ны, издав их в виде специального сборника – «Инкотермс»14.
«Инкотермс» (Incoterms – International Commercial Terms –
Международные коммерческие термины) впервые были опублико-
ваны в 1936 году с полным названием «Правила толкования меж-
дународных коммерческих терминов – Инкотермс». Последую-

ИНКОТЕРМС-2000. Официальный перевод. – СПб., 2000.
14



153
щие редакции данного документа (в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990,
2000 г.) отражали потребность обобщения коммерческой практи-
ки, согласование единообразных правил толкования общепринятых
ключевых понятий и обеспечение их широкого применения. В них
получили отражение и изменения в технике взаимоотношений сто-
рон по договору международной купли-продажи товаров. С этой
целью Международная торговая палата не только последователь-
но публикует «Инкотермс» в различных редакциях, но и обеспечи-
вает потребности коммерческого оборота путем публикации Ком-
ментариев к «Инкотермс». Так, первый Комментарий был опубли-
кован к «Инкотермс 1990», а второй – к «Инкотермс 2000».
«Инкотермс» предназначен для урегулирования правовых воп-
росов, которые не нашли отражения в Конвенции ООН о договорах
международной купли-продажи товаров 1980 г. и не всегда одина-
ково понимаются в разных странах.
Следует еще раз подчеркнуть, что в Беларуси «Инкотермс»
применяется только в том случае, если на него сделана прямая
ссылка в контракте и при этом в контракте не предусмотрено иных
положений, нежели в тексте «Инкотермс». Любопытно, что в Ис-
пании по импортным операциям, на Украине и в Ираке «Инкотермс»
признается нормативным актом15.
Кроме того, при согласовании соответствующего торгового
термина стороны договора купли-продажи должны включить в до-
говор указание на конкретную редакцию «Инкотермс» (2000, 1990 и
т.д.) для уточнения применения именно данной редакции и во избе-
жание применения предыдущих редакций и недопонимания сторо-
нами конкретного содержания того или иного термина. Последняя
редакция «Инкотермс 2000» включает в себя правила толкования
13 торговых терминов.
Кроме «Инкотермс», в системе обычного регулирования вы-
деляются иные своды единообразных правил. Под таким наиме-
нованием рассматриваются в первую очередь публикации Меж-
дународной торговой палаты. Помимо описанных выше «Инкотермс
2000» (публикация №460), это также Унифицированные правила для
документарных аккредитивов (публикация №500); Унифицирован-
ные правила по инкассо торговых документов (публикация №522);
Унифицированные правила по договорным гарантиям (публикация
№325), гарантиям по первому требованию (публикация №458) и

Вилкова Н.Г. Международные правила толкования торговых терминов
15

Инкотермс 2000 // Государство и право. – 2000. – №9. – С.66-71.

154
некоторые другие16. В эту же категорию относятся систематизиро-
ванные своды морских обычаев Международного морского комите-
та, – например, Йорк-Антверпенские правила по общей аварии17.
Юридическая природа указанных публикаций большинством
авторов определяется как правовой обычай18, поэтому их место в
системе регулирования внешнеэкономических отношений зависит,
как указывалось выше, от отношения национального законодатель-
ства к обычному регулированию. В Республике Беларусь обычаи
гражданско-правового характера применяются судом в качестве
условий договора, т.е. так же, как если бы стороны, заключая кон-
тракт, полностью переписали содержание соответствующей обыч-
ной нормы в свой контракт. Кодификации правовых банковских обы-
чаев Международной торговой палаты применяются к банковским
отношениям с иностранным элементом наравне с законодательным
регулированием с учетом, разумеется, императивных законодатель-
ных предписаний, которые нельзя обойти применением обычая.
Специфика внешнеэкономических отношений обусловливает
существование такой формы правового регулирования, как судеб-
ная (арбитражная) практика, или прецедент. Прежде всего
прецедент будет применен судом в тех случаях, когда коллизион-
ная норма обязывает применить к данному конкретному отноше-
нию иностранное право, которое базируется на прецеденте. Но ука-
занное основание не является единственным. Обилие пробелов и
сложнейших проблем, связанных с толкованием и применением дей-
ствующих нормативных предписаний, обусловили реальное прида-
ние регулятивных функций такой нетрадиционной для отечествен-
ного права форме как судебное решение19. М.М.Богуславский при-
водит даже конкретные примеры, когда советские суды в отсутствие
законодательного регулирования выносили судебные решения с
прямой ссылкой на судебную практику20.

Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в
16

редакции 1999 г. / Публикация Международной Торговой Палаты №500 // Между-
народное частное право: Действующие нормативные акты. – М., 1997. – С.409-437;
Унифицированные правила по инкассо в редакции 1995 г. / Публикация Междуна-
родной Торговой Палаты №522 // Международное частное право: Действующие
нормативные акты. – М., 1997. – С.437-447.
См.: Морское право. Учебное пособие / В.Г.Ермолаев, О.В.Сиваков. – М.,
17

2001. – С.171.
Егоров В.В. Указ. раб. – С.62.
18

Толочко О.Н. К вопросу о системе источников международного частного
19

права // Веснік ГрДУ. Серыя 1. – 2001. – № 2(7). – С.124-129.
Богуславский М.М. Международное частное право. – С.254-255.
20



155
Трудно переоценить практическое значение публикуемых оп-
ределений высших судебных инстанций и авторских комментариев
судебной и арбитражной практики по делам, возникающим из внеш-
неэкономических отношений21.
Доктрина как форма правового регулирования не получила
пока признания в Республике Беларусь ни со стороны законодате-
ля, ни со стороны правоведов22. Тем не менее, представляется, что
регулирующее значение доктринальных предписаний достаточно
велико и пренебрегать им нельзя. Обилие пробелов в гражданском
законодательстве внешнеэкономического направления, лавинообраз-
ное появление все новых и новых правовых отношений в данной
сфере обусловливают возрастание регулирующей роли доктрины.
Юридическая практика знает случаи, когда со ссылкой на доктри-
ну даже принимались судебные решения. Так, в решении Внешне-
торговой арбитражной комиссии при Торгово-промышленной пала-
те СССР по иску английской фирмы «Ромулус Филмс Лтд» к В/О
«Совэкспортфильм» говорилось: «...советское коллизионное право,
в согласии с господствующей доктриной и практикой, не применяет
категории обратной отсылки при разрешении споров по внешнетор-
говым сделкам, за исключением случаев, предусмотренных в зак-
люченных СССР международных договорах». Далее ВТАК в сво-
ем решении ссылается на часть вторую книги Л.А.Лунца «Между-
народное частное право», а также на работы Хелла, Фальконбриджа
и Батиффоля23.
Статья 1095 действующего Гражданского кодекса предписы-
вает применять иностранное право в соответствии с его официаль-
ным толкованием, практикой применения и доктриной в соответ-
ствующем иностранном государстве.
Таким образом, несмотря на отсутствие однозначного подхо-
да в литературе и внятной законодательной регламентации, докт-
рина все же занимает важное место в системе правового регулиро-
вания внешнеэкономических отношений. Разумеется, пределы ее

См., например: Практика международного коммерческого арбитражного
21

суда. Научно-практический комментарий / Сост. и автор комментария Розенберг
М.Г. – М., 1997.
Толочко О.Н. К вопросу о системе источников международного частного
22

права. –С.125.
Рамзайцев Д.Ф. Применение международного частного права в решениях
23

Внешнеторговой арбитражной комиссии при Всесоюзной торговой палате (Ин-
формационный обзор). Секция права Всесоюзной торговой палаты // Сборник ин-
формационных материалов. – Вып. 23. – М., 1970. – С.10.

156
применения ограничены. Прямое применение доктринальных поло-
жений юрисдикционным органом, как представляется, может иметь
место только при соблюдении следующих условий.
1. Доктрина применима только в качестве источника частного
права.
2. Данное конкретное отношение не урегулировано договором,
заключенным между сторонами.
3. Полностью отсутствует законодательное регулирование
(имеется пробел в праве).
4. В силу полного отсутствия законодательного регулирования
данного вида отношений отсутствует также возможность приме-
нения аналогии закона.
5. Применение аналогии права в смысле статьи 5 Гражданско-
го кодекса затруднено в связи с новизной и неоднозначностью пра-
воотношения.
Иными словами, доктрина может быть применена только при
абсолютном отсутствии позитивных правовых предписаний по дан-
ному конкретному частноправовому вопросу.
Если прямое применение доктрины в качестве источника пра-
ва имеет жесткие пределы, то роль научных обобщений и выводов
в повышении эффективности применения законодательства гораз-
до более заметна. Стремительно меняющаяся ситуация в мировой
экономике и международных отношениях, появление все новых и
новых видов договоров и иных правовых актов дают богатую по-
чву для доктринальных разработок24. В то время как законода-
тельство далеко не всегда успевает реагировать на изменение эко-
номических отношений, в научной литературе ответ на конкретный
спорный вопрос можно найти практически всегда. А поскольку
отказ в вынесении судебного решения по тем основаниям, что от-
ношение не урегулировано законодательством, в частноправовой
сфере невозможен, – значение доктрины в рассматриваемой сфере
вообще трудно переоценить.

См., например: Кабатова Е.В. Лизинг: понятие, правовое регулирование,
24

международная унификация. – М.: Наука, 1991; Комаров А.С. Правовые вопросы
товарообменных сделок. – М., 1994; Миримская О.Н. Компенсационные сделки:
финансовые и правовые аспекты бартера, клиринга, встречной торговли. – М.,
1992; Мусин В.А. Международные торговые контракты. – М., 1986; Розенберг М.Г.
Заключение договоров международной купли-продажи товаров. – М., 1991; Он
же. Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключе-
ния. Разрешение споров. – М., 1998; Томсинов В.А. Внешнеторговые сделки: прак-
тические рекомендации по составлению контрактов. – М., 1994; Феофанова Л.А.
Внешнеэкономические контракты: сборник. – М., 1994; и др.

157
Остается предметом дискуссий в литературе правовая приро-
да создаваемых на негосударственном уровне документов, кото-
рые иногда собирательно называются «кодексами поведения»25.
Например, Международная торговая палата в 1937 году приняла
Международный кодекс рекламной практики, впоследствии нео-
днократно пересматривавшийся26. Этой же организацией разрабо-
тан ряд кодексов относительно маркетинговой деятельности, в том
числе по продвижению товаров, их продаже по почте, практике не-
посредственных продаж, а также по проведению маркетинговых и
социальных исследований. Международная ассоциация франшизы
издала Кодекс поведения при совершении договоров франшизы,
Международная ассоциация юристов – Правила поведения между-
народных арбитров; аналогичные документы создаются соответ-
ствующими биржами и банковскими ассоциациями.
Еще одной специфической формой внезаконодательного регу-
лирования являются Принципы международных коммерческих до-
говоров, разработанные УНИДРУА в 1994 г.27. Целью этого доку-
мента является установление сбалансированного свода норм, пред-
назначенных для использования в международной торговой
практике. В нем, в числе прочего, нашли свое отражение нормы,
регулирующие общие положения в сфере договорных обязательств,
процедуру заключения договора, его содержание, исполнение, тол-
кование и т.д. Согласно тексту самого документа, Принципы УНИД-
РУА применяются, если в контракте стороны сделали на него пря-
мую ссылку, либо назвали в качестве регулятора отношений по кон-
тракту «общие принципы права» или аналогичные положения. Кроме
того, Принципы УНИДРУА могут использоваться для толкования
и восполнения содержания международных унифицированных пра-
вовых документов и для решения проблем, возникающих в ситуа-
циях, когда установить соответствующую норму применимого пра-
ва оказывается невозможным.
Юридическое значение Принципов УНИДРУ применительно
А
к правовой системе Республики Беларусь пока не определено. Ду-
мается, что в нашей стране регулирующие функции названный до-
кумент может исполнять в двух случаях.

Международное частное право: современные проблемы. – С.415.
25

Международный кодекс рекламной практики Международной торговой
26

палаты. – М., 1989.
Принципы международных коммерческих договоров / Международный
27

институт унификации частного права (УНИДРУ – М., 1996.
А).

158
Во-первых, он будет применяться в том случае, если стороны
сделали на него прямую ссылку в контракте. Однако, несмотря на
приведенные выше положения преамбулы документа, применитель-
но к национальному праву Республики Беларусь совершенно недо-
статочно, если стороны укажут лишь на «общие принципы права»,
«общие принципы и нормы международной торговли» или употре-
бят иные аналогичные выражения, поскольку белорусское граждан-
ское законодательство не предусматривает непосредственного при-
менения судами общей юрисдикции «общих принципов и норм меж-
дународного права» (ст.6 ГК). Если же стороны прямо назовут в
качестве применимого к договору права «Принципы международ-
ных коммерческих договоров УНИДРУА 1994 г.», то они должны
быть применены судом в качестве условий договора.
Второе основание применения Принципов УНИДРУА, обозна-
ченное в самом тексте документа, – для толкования и восполнения
содержания международных унифицированных правовых докумен-
тов и для решения проблем, возникающих в ситуациях, когда уста-
новить соответствующую норму применимого права оказывается
невозможным, – действует, как представляется, и в Республике
Беларусь. Белорусское гражданское законодательство допускает
при отсутствии прямого законодательного регулирования соответ-
ствующего отношения аналогию права. Если допустить, что граж-
данско-правовое отношение «внутреннего» характера может ока-
заться законодательно неурегулированным до такой степени, что
потребуется применение «основных начал и смысла гражданского
законодательства» (ст.5 ГК), то теоретически следует ожидать и
ситуации, когда в той же степени неурегулированным окажется и
внешнеэкономическое частноправовое отношение. В этом случае
национальное гражданское право может и не предоставить таких
«основных начал и смысла», какие требуются для регулирования
правоотношения с иностранным элементом. Именно в такой ситуа-
ции, на наш взгляд, возможным и необходимым является примене-
ние Принципов УНИДРУА в качестве аналогии права, вне зави-
симости от наличия или отсутствия соответствующих ссылок в
контракте. В системе внезаконодательного регулирования в том
виде, в котором она обозначена настоящей работой, их роль будет
приближаться здесь к доктринальному регулированию.
Таким образом, место конкретного нормативного документа
внезаконодательного происхождения в системе правового регули-
рования зависит от того, к какой форме правового регулирования
относится данный документ: договорной, обычной, прецедентной
или доктринальной. Если данный документ представляет собой свод

159
обычаев, то его место зависит от отношения законодателя к обыч-
ному регулированию и соответствует месту обычая в системе на-
ционального права. Если речь идет о типовой проформе, общих ус-
ловиях или ином подобном документе, то в случае включения со-
ответствующей ссылки в контракт они имеют свойства, присущие
договорному регулированию. Точно так же включение в контракт
любого из обычаев придает ему силу договорного условия, и он
будет применен судом в этом качестве независимо от признания
или непризнания данного обычая государством (законодательством).
В случае же, когда данное частноправовое отношение не урегули-
ровано ни законом, ни договором, обычное регулирование также
отсутствует либо не может быть применено в данной ситуации по
тем или иным причинам, т.е. в случае абсолютного пробела, – воз-
можно обращение к судебной или арбитражной практике, а при от-
сутствии практики – прямое применение доктрины как единствен-
ного регулятора возникшего правового отношения. В качестве док-
тринальных источников могут выступать не только авторские
разработки в сфере международного частного права, но и, в зави-
симости от ситуации, разработки специализированных международ-
ных институтов, таких, как ЮНСИТРАЛ, УНИДРУА, ВОИС, МТП
и других.
Итак, в сфере внешнеэкономической деятельности большое
значение приобретают правила, не исходящие непосредственно от
государства или государств. Эти правила создаются в ходе дея-
тельности непосредственных участников делового оборота. Назван-
ное явление обобщенно может быть определено как внезаконода-
тельное правовое регулирование, которое выступает в различных
формах и видах. Среди этих форм выделяются договор, правовой
обычай, судебное решение (прецедент) и доктрина. В качестве
видов могут быть обозначены обычаи и обыкновения; основываю-
щиеся на них, но имеющие собственную специфику: единообраз-
ные своды; договорные условия, в том числе базирующиеся на ти-
повых проформах; кодексы поведения; принципы коммерческих
договоров. Место правовых источников внезаконодательного про-
исхождения в национальной системе регулирования внешнеэконо-
мических отношений определяется той ролью, которая отведена в
национальном праве таким формам выражения юридических норм,
как договор (контракт), обычай, прецедент и доктрина.




160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для разработки эффективного механизма правового регулиро-
вания внешнеэкономических отношений необходимо, во-первых,
определить основные характеристики названных отношений, а во-
вторых, выявить методы и пределы национального и наднациональ-
ного правового воздействия на эти отношения.
Как самостоятельный объект правового регулирования внеш-
неэкономические отношения представляют собой отношения транс-
национального характера, хотя бы одной из сторон которых являет-
ся субъект конкретного первоначально заданного государства. Ины-
ми словами, «внешнеэкономическими» правовые отношения
выступают лишь в непосредственной связи с национальным (для
целей настоящего исследования – белорусским) государством. В
отличие от тех отношений, которые классически определяются как
«международные экономические», внешнеэкономические отноше-
ния находятся в сфере воздействия национального законодателя. В
то же время от внутренних экономических отношений они отлича-
ются тем, что требуют специфических средств правового регули-
рования, что объясняется их связью с иностранными правопоряд-
ками, международным правом и недостаточностью в силу этого
традиционных национально-правовых инструментов.
Система внешнеэкономических отношений сложна и многооб-
разна. Она включает в себя «горизонтальные» экономические от-
ношения на макроуровне (с участием государств) и микроуровне (с
участием субъектов хозяйствования); «вертикальные» или адми-
нистративные отношения между государством с одной стороны и
национальным или иностранным субъектом хозяйствования, нахо-
дящимся в сфере его юрисдикции, с другой стороны; «диагональ-
ные» частноправовые отношения, одной из сторон которых высту-
пает государство, а другой – физическое или юридическое лицо. К
сфере внешнеэкономических отношений, по мнению автора, долж-
ны быть отнесены также процессуальные отношения, связанные с
процедурой разрешения внешнеэкономических споров. В зависимо-
сти от избираемых критериев могут быть выделены и иные виды
рассматриваемых отношений. В целом система представляет со-
бой многократно усложненную проекцию внутренних экономичес-
ких отношений на условия международной экономической жизни
человеческого сообщества. В силу этого правовое регулирование
таких отношений не может быть осуществлено только в рамках
обособленной отрасли права или законодательства, без органично-

161
го включения нормативных предписаний в традиционные внутрен-
ние отраслевые нормативные акты, упорядочивающие соответ-
ствующую сферу (род, вид, группу) экономических отношений.
Вместе с тем, системный «разброс» таких норм ни в коей мере не
может исключить общей идеи, которой должно быть в целом объе-
динено правовое регулирование внешнеэкономических отношений,
и которая призвана обеспечивать национальные интересы Респуб-
лики Беларусь и белорусских субъектов хозяйствования на внешних
рынках. Закрепление такого рода идеи (концепции) правового регу-
лирования внешнеэкономических отношений для данного истори-
ческого этапа должно своевременно осуществляться посредством
специально предусматриваемых правил и процедур и неукоснительно
соблюдаться при разрешении частных вопросов. Эта идея должна
претворяться в жизнь не только при издании национальных норма-
тивно-правовых актов, но и при решении вопроса об участии Рес-
публики Беларусь в международных соглашениях по экономичес-
ким, социальным и политическим вопросам. Соответствующие пра-
вовые механизмы должны быть предусмотрены не только в
текущем национальном законодательстве, но и на конституционно-
правовом уровне.
Наконец, учитывая транснациональный характер рассматри-
ваемых отношений, эффективность их правового регулирования за-
висит не только от качества и направленности законодательных
источников, но и от соответствия национальной правовой базы об-
щим тенденциям регулирования экономических отношений, на-
блюдаемым в мировой юридической практике.
Таким образом, достигнутый в настоящее время уровень эко-
номической интеграции обусловливает острую потребность в каче-
ственно новых подходах к осуществлению правового регулирова-
ния внешнеэкономических отношений. Вместе с тем, системные
изменения в правовом регулировании такой обширной сферы обще-
ственных отношений как внешнеэкономическая деятельность го-
сударства и субъектов хозяйствования невозможны без надлежа-
щего доктринального обеспечения. Поэтому разработка теорети-
ческих основ механизма правового регулирования в названной сфере
является одной из приоритетных задач отечественной юридичес-
кой науки.




162
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб-
ное пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый
центр «Маркетинг», 2001. – 340 с.
2. Аверин Д.Д. Положение иностранцев в советском гражданском про-
цессе. – М.: Юридическая литература, 1966. – 170 с.
3. Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нор-
мы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. –
М.: Права человека, 1996. – 153 с.
4. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалисти-
ческом государстве. – М.: Юрид. литература, 1966. – 271 с.
5. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. – М.: Юрид. лит., 1981. –
353 с.
6. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций в 2 т. Т.1. –
Свердловск, 1972. – 195 с.
7. Алексеев С.С. Структура советского права. – М.: Юрид. лит., 1975. –
210 с.
8. Алексеев С.С. Теория права. – М.: БЕК, 1995. – 407 с.
9. Алексеев С.С. Частное право: Научно-публицистический очерк. –
М.: Статут, 1999. – 160 с.
10. Анисимов Л.Н. Международно-правовые средства разрешения
международных споров (конфликтов). – Л., 1975. – 262 с.
11. Ануфриева Л.П. Иностранные юридические лица: правовое поло-
жение в России // Российская юстиция. – 1997. – № 2. – С. 15-21.
12. Ануфриева Л.П. Международное частное право: Учебник: в 3 т.
Т.1. Общая часть. –М., 2000. – 375 с.
13. Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и меж-
дународного частного права: правовые категории. – М.: Спарк, 2002. – 415 с.
14. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации //
Собрание законодательства российской Федерации. – 1995. – № 19. –
Ст. 1709.
15. Ашавский Б.М. К вопросу о международном экономическом
праве // Советский ежегодник международного права. 1984. – М., 1986. –
С. 29-47.
16. Бабаев М.Х. Советское международное частное право: Предмет и
способы регулирования // Вестн. Киев. ун-та. Междунар. право и между-
нар. отношения. – 1985. – № 15. – С.75-81.
17. Банковский кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Амалфея,
2001. – 81 с.

163
18. Барциц И.Н. Международное право и правовая система России //
Журнал российского права. – 2001. – № 2. – С. 61-70.
19. Биктагирова Г.Р. Некоторые вопросы иммунитета государства на
примере нового законодательства США, Англии, Австралии, Канады и Ев-
ропейской конвенции о государственном иммунитете // Советский ежегод-
ник международного права. 1989–1990–1991. – СПб.: СКФ «Россия-Нева»,
1992. – С. 17-27.
20. Богуславский М.М. Иммунитет государства. – М.: Междунар. от-
ношения, 1962. – 193 с.
21. Богуславский М.М. Коллизионные вопросы обязательственных
правоотношений во внешней торговле СССР // Правовое регулирование
внешней торговли в СССР. – М., 1960. – С. 35-45.
22. Богуславский М.М. Международное частное право. М.: «Между-
народные отношения», 1994. – 416 с.
23. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 3-е
изд., перераб. и доп. – М.: Международные отношения, 1999. – 413 с.
24. Богуславский М.М. Международное экономическое право. М.:
Международные отношения, 1986. – 357 с.
25. Богуславский М.М. Проблемы международного частного права в
доктрине и практике КНР // Сов. Государство и право. – 1987. – № 1. – С. 44-49.
26. Броунли Я. Международное право. Т. 1. – М., 1977. – 456 с.
27. Брунцева Е.В. Международный коммерческий арбитраж / Учеб-
ное пособие для высших юридических учебных заведений. – СПб.: Изда-
тельский дом «Сентябрь», 2001. – 368 с.
28. Бувайлик Г.Е. Правовое регулирование международных экономи-
ческих отношений. – Киев, 1977. – 217 с.
29. Василевич Г.А. Общепризнанные принципы и нормы междуна-
родного права – реальная основа деятельности Конституционного Суда
Республики Беларусь // Проблемы интеграции правовой системы Рес-
публики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство /
Материалы междун. науч. конф./ Под ред. Н.В.Сильченко. – Гродно: ГрГУ,
2002. – С. 3-8.
30. Васильев А.М. О системах советского и международного права //
Советское государство и право. – 1985. – № 1. – С. 63-70.
31. Вельяминов Г.М. Основы международного экономического пра-
ва. – М.: ТЕИС, 1994. – 110 с.
32. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи
товаров. Комментарий. / М.М.Богуславский, Н.Г.Вилкова, А.М.Городисский
и др. – М.: Юридическая литература, 1994. – 316 с.
33. Венская конвенция о праве договоров между государствами и меж-
дународными организациями или между международными организация-
ми, от 21 мая 1986 г. // Действующее международное право. В 3 т. Соста-

164
вители Ю.М.Колосков и Э.С.Кривчикова. Т.1. – М.: Изд-во Московского не-
зависимого института международного права, 1999. – С. 372-409.
34. Венская конвенция о праве международных договоров 23 мая
1969 г. // Действующее международное право. В 3 т. Составители Ю.М.Ко-
лосков и Э.С.Кривчикова. Т.1. – М.: Изд-во Московского независимого
института международного права, 1999. – С. 343-372.
35. Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право. Введение в право-
вое регулирование внешнеэкономической деятельности – М.: Изд-во НОР-
МА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001. – 256 с. – (Краткие
учебные курсы юридических наук).
36. Вилкова Н.Г. Исторические аспекты унификации права междуна-
родных контрактов // Хозяйство и право. – 1997. – № 6. – С.25-29.
37. Вилкова Н.Г. Международные правила толкования торговых тер-
минов Инкотермс 2000 // Государство и право. – 2000. – № 9. – С. 66-71.
38. Вилкова Н.Г. Региональная унификация коллизионных норм и меж-
дународные коммерческие контракты // Юридический мир. – 1997. – № 10.
– С.33-40.
39. Вилкова Н.Г. Унификация коллизионных норм в сфере междуна-
родных коммерческих контрактов // Хозяйство и право. – № 11. – С. 131-136;
№ 12. – С. 139-147.
40. Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических
общественных отношений. – Саратов, 1974. – 235 с.
41. Внешнеэкономическая деятельность: Словарь-справочник / С.Ю.
Кричевский, Д.А. Панков, Л.В. Бедрицкая и др..; под общ. ред. С.Ю. Кричев-
ского. – Мн.: Выш. шк., 1992. – 413 с.
42. Вольф М. Международное частное право. – М.: Гос. изд. иностр.
лит., 1948. – 433 с.
43. Гавердовский А. Имплементация норм международного права. –
Киев, 1980. – 215с.
44. Гаврилов В.В. Международное частное право – М.: Изд-во НОР-
МА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2000. – 304 с. (Краткие
учебные курсы юридических наук).
45. Головко А.А. Законность и усмотрение национального государ-
ства в заимствовании норм международного права // Проблемы интегра-
ции правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое пра-
вовое пространство / Материалы междун. науч. конф./ Под ред. Н.В.Силь-
ченко. – Гродно: ГрГУ, 2002. – С. 8-10.
46. Городисский А.М. Национальность юридического лица и между-
народный торговый оборот: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Московский
институт международных отношений. – М., 1984. – 19 с.
47. Грабарь В.Э. Материалы к истории литературы международного
права в России (1647 – 1917). – М., 1958. – 313 с.
165
48. Гражданский кодекс. Часть третья. Модель. Рекомендательный
законодательный акт для Содружества Независимых Государств. Принят
на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи госу-
дарств – участников Содружества Независимых Государств 17 февраля
1996 года. // Информационный бюллетень. – 1996. – № 10 (приложение).
49. Гражданский кодекс Республики Беларусь 1964 г. В редакции
1994 г. – Мн., 1994. – 99 с.
50. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с коммент. к разделам /
Коммент. В.Ф. Чигира. 3-е изд. – Мн.: Амалфея, 2000. – 704 с.
51. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Офици-
альное издание. – М.: Юрид. лит., 1994. – 240 с.
52. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь. – Мн.:
Ураджай, 2001. – 286 с.
53. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. //
Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1964. – № 24. – Ст. 407.
54. Гражданское право. В 2 т. Т.1. Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. –
М.: Издательство БЕК, 1993. – 384 с.
55. Давид Р. Основные правовые системы современности. – М.: Про-
гресс, 1988. – 315 с.
56. Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. –
М.: Наука, 1988. – 237 с.
57. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономичес-
кая деятельность. – М.: Дело, 2000. – 319 с.
58. Декларация об установлении нового международного экономи-
ческого порядка от 1 мая 1974 г. // Резолюции, принятые Генеральной Ас-
самблеей на шестой специальной сессии, 9 апр. – 2 мая 1974 г. / ООН. Нью-
Йорк, 1974. – С. 3-5.
59. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. – М., 1997. – 145 с.
60. Дюмулен И., Пресняков В., Соколов В. Внешнеторговый режим
ведущих зарубежных стран // Внешняя торговля. – 1996. – № 4. – С.15-21.
61. Европейская конвенция об информации о зарубежном праве
1968 г. // БНПИ. – 1997. – № 5. – С. 36-41.
62. Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 21 апреля
1961 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1964. – № 44. – Ст. 485.
63. Европейский суд правосудия // Право Европейского Союза: право-
вое регулирование торгового оборота. Учебное пособие. Под ред. проф.
В.В.Безбаха, доц. А.Я.Капустина, проф. В.К.Пучинского. – М.: Издательство
ЗЕРЦАЛО, 1999. – С.205-221.
64. Егорова А.Г. Иностранный элемент в национальном праве: Авто-
реф. дис. ... канд. юрид. наук. Белорусский государственный университет. –
Мн., 2002. – 20 с.

166
65. Егоров В.В. Некоторые инструменты негосударственного регули-
рования в международной торговле: правовые аспекты // Государство и
право. – 2000. – № 8. – С. 61-69.
66. Егоров К.Ф. Соотношение прямых норм международного частно-
го и гражданского права в пределах внутригосударственного права // Тр.
ЦНИИМФ. – 1972. – Вып. 155. – С. 24-31.
67. Ермолаев В.Г., Сиваков О.В. Международное частное право: Курс
лекций. – М., 1998. – 407 с.
68. Жамен С., Лакур Л. Торговое право. – М.: «Международные отно-
шения», 1993. – 393 с.
69. Жильцов А.Н. Применимое право в международном коммерчес-
ком арбитраже (императивные нормы): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.
Московский государственный институт международных отношений (Уни-
верситет) МИД РФ. – М., 1998. – 20 с.
70. Жильцов А.Н. Проблема применения императивных норм третьих
стран в европейском международном частном праве // Законодательство и
экономика. – 1997. – № 23-24. – С.23-27.
71. Заключительный акт Конференции ООН по торговле и развитию //
Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 1964. – Приложение
№ 10. – С. 10-17.
72. Звеков В.П. К вопросу о соотношении материально-правового и
коллизионного способов регулирования в международном частном пра-
ве // Советский ежегодник международного права. – 1973. – М., 1975. –
С.23-30.
73. Звеков В.П. Международное частное право: Курс лекций. – М.: Изд.
группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 686 с.
74. Зивс С.Л. Источники права. – М.: Наука, 1981. – 215 с.
75. Зыкин И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика. –
М.: Международные отношения, 1994. – 234 с.
76. Зыкин И.С. Договор во внешнеэкономической деятельности. – М.:
Международные отношения, 1990. – 221 с.
77. Зыкин И.С. Обычаи и обыкновения в международной торговле:
понятие, применение, формирование, применимое право, типовые кон-
тракты. – М.: Международные отношения, 1983. – 158 с.
78. Иванов Г.Г., Маковский А.Л. Международное частное морское
право. – Л.: Судостроение, 1984. – 280 с.
79. Игнатов А.А. Стратегия «глобализационного лидерства» для Рос-
сии // Независимая газета. – 2000. – 7 сентября. – С. 2-3.
80. Имплементация норм международного права во внутригосудар-
ственное право / Л.В.Павлова, Ю.П.Бровка, М.Ф.Чудаков и др.; Под ред.
Л.В.Павловой. – Мн.: БГУ, 2001. – 148 с.

167
81. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой
представителей 30 мая 2001 г.: Одоб. Советом Респ. 8 июня 2001 г.: Вступ. В
силу с 9 окт. 2201 г. – Мн.: ИПА «Регистр», 2001. – 56 с.
82. ИНКОТЕРМС-2000. Официальный перевод. – СПб.: Закон и бизнес,
2000. – 80 с.
83. Иссад М. Международное частное право. – М.: Прогресс, 1989. –
436 с.
84. Кабатова Е.В. Изменение роли коллизионного метода в междуна-
родном частном праве // Международное частное право: современная прак-
тика: Сборник статей / Под ред. М.М.Богуславского, А.Г.Светланова. – М.,
2000. – С. 5-16.
85. Кабатова Е.В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, междуна-
родная унификация. – М.: Наука, 1991. – 113 с.
86. Карабельников Б.Р. Проблема публичного порядка при приведе-
нии в исполнение решений международных коммерческих арбитражей //
Журнал Российского права. – 2001. – № 8. – С. 101-111.
87. Кашанина Т.В. Корпоративное право // Право хозяйственных това-
риществ и обществ. – М.: 1999. – С. 25-63.
88. Ковалев А.А. Международная экономическая безопасность: пра-
вовые аспекты // Сов. государство и право. – 1987. – № 4. – С. 74-76.
89. Ковалева Т.М. Юридическая квалификация регламентов Всемир-
ной организации здравоохранения // Государство и право: теория и практи-
ка (государственное и муниципальное управление): Межвуз. сб. науч. тр. /
Калинингр. ун-т. – Калининград, 1999. – С. 87-91.
90. Ковалева Т.М., Малинин С.А. Международное агентство по атом-
ной энергии// Государство и право: теория и практика (государственное и
муниципальное управление): Межвуз. сб. науч. тр. / Калинингр. ун-т. – Ка-
лининград, 1999. – С. 81-87.
91. Кольцов Б.И. Правовое регулирование международных экономи-
ческих отношений. – М., 1979. – 294 с.
92. Комаров В.В. Международный коммерческий арбитраж. – Х.: Ос-
нова, 1995. – 304 с.
93. Комаров А.С. Правовые вопросы товарообменных сделок. – М.,
1994. – 176 с.
94. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации,
части первой / Отв. ред. О.Н.Садиков. – М., 1997. – 513 с.
95. Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 2 / Под ред.
В.Ф.Яковлева. – М.: Юрид. лит., 1995. – 160 с.
96. Конвенция о праве, применимом к договорам международной
купли-продажи товаров (Гаага, 1986 г.) // БНПИ. – 1997. – № 3. – С. 46-52.
97. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по граж-
данским, семейным и уголовным делам. Подписана государствами-чле-
168
нами СНГ 22 января 1993 г. Дополнена и изменена Протоколом 28 марта
1997 г. // ВВС РБ. – 1993. – № 28. – Ст. 375; Ведомости Национального
Собрания Республики Беларусь. – 1997. – № 32. – Ст. 651.
98. Конвенция по вопросам гражданского процесса 1 марта 1954 г. //
Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 1997. – № 5. –
С. 15-21.
99. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и до-
полнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996
года. – Мн.: Беларусь, 1997. – 94 с.
100. Конституция Российской Федерации. – М., 1994. – 54 с.
101. Корецкий В.М. Избранные труды. Кн. 1. – Киев, 1989. – 478 с.
102. Корецкий В.М. Очерки англо-американской доктрины и практики
международного частного права. – М.: Юриздат, 1948. – 256 с.
103. Корецкий В.М. Международное хозяйственное право: (Ориента-
ция и понятие) // Вестник советской юстиции. – 1928. – № 22. – С. 654-671.
104. Корецкий В.М. Очерки международного хозяйственного права. –
Харьков, 1928. – 185 с.
105. Курс международного права: В 6 т. Т.1. Понятие и сущность совре-
менного международного права. – М., 1967. – 397 с.
106. Кутиков В. Международно частно право на НР България. – София,
1976. – 457 с.
107. Ладыженский А.М. Теория национальности юридического лица в
международном частном праве // Советский ежегодник международного
права. 1964–1965. – М., 1966. – С. 85-92.
108. Лебедев С.Н. Международный торговый арбитраж. – М., 1965. –
251 с.
109. Лебедев С.Н. О природе международного частного права // Со-
ветский ежегодник международного права, 1979. – М., 1980. – С. 61-77.
110. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс,
1992. – 301с.
111. Лисовский В.И. Правовое регулирование международных эконо-
мических отношений. – М.: Высш. шк., 1984. – 191 с.
112. Лукашук И.И. Глобализация и международное право // Междуна-
родное право. Специальный выпуск. – Июнь 2001 г. – С. 13-29.
113. Лукашук И.И. К вопросу о соглашениях, подобных международ-
ным договорам // Советское государство и право. – 1960. – № 12. – С. 45-52.
114. Лукашук И.И. Международное право в судах государств. – СПб.:
СКФ «Россия – Нева», 1993. – 301 с.
115. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. –
М.: Издательство БЕК, 1996. – 371 с.
116. Лукашук И.И. Новое в осуществлении норм международного пра-
ва // Советский ежегодник междунар. права. 1986. – М.: Наука, 1987. – С. 92-99.
169
117. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе
России (Учебно-практическое пособие). – М., 1997. – 215 с.
118. Лукашук И.И. Функционирование международного права. – М.:
Наука, 1992. – 254 с.
119. Лунц. Л.А. Международное частное право. – М.: Юрид. лит.,
1970. – 325 с.
120. Лунц Л.А. Курс международного частного права: Общая часть. –
М.: Юридическая литература, 1973. – 384 с.
121. Лунц Л.А. Курс международного частного права: Особенная
часть. – М.: Юридическая литература, 1975. – 504 с.
122. Лунц Л.А., Марышева Н.И. Курс международного частного пра-
ва: Международный гражданский процесс. – М.: Юридическая литература,
1976. – 315с.
123. Лунц Л.А. Некоторые вопросы международного частного права //
Учен. зап. ВНИИСЗ. – 1955. – Вып. 3. – С. 76-99.
124. Лунц Л.А. О некоторых чертах американской доктрины и практи-
ки международного частного права // Вопросы международного права в
теории и практике США. – М., 1957. – С.102-111.
125. Лунц Л.А. О предмете международного частного права и некото-
рых особенностях международного частного права в отношениях между
странами социализма // Вопросы международного частного права. – М.,
1956. – С. 3-17.
126. Лунц Л.А. Развитие советской доктрины по международному ча-
стному праву // Сов. гос-во и право. – 1977. – № 12. – С. 44-49.
127. Лунц Л.А., Марышева Н.И., Садиков О.Н. Международное част-
ное право: Учебник. – М.: Юридическая литература, 1984. – 397 с.
128. Маковский А.Л. Вопросы теории международно-договорной уни-
фикации права и состав международного частного права // Материалы сек-
ции права ТПП СССР. Вып. 34. – М., 1983. – С. 43-52.
129. Маковский А.Л. Проблемы природы международного частного
права в советской науке // Проблемы совершенствования советского зако-
нодательства. Тр. ВНИИСЗ. Вып. 29. – М., 1984. – С. 35-43.
130. Маковский А.Л. Унификация морского права и понятие междуна-
родного частного морского права // Советский ежегодник международно-
го права, 1979. – М., 1980. – С. 220-232.
131. Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Орга-
низации 15 апреля 1994 г. // Действующее международное право. В 3 т. Со-
ставители Ю.М.Колосков и Э.С.Кривчикова. Т.3. – М.: Изд-во Московского
независимого института международного права, 1999. – С. 162-173.
132. Марышева Н.И. Международная правовая помощь по гражданс-
ким и уголовным делам: Дис. ... докт. юрид. наук. – М.: Институт законода-
тельства и сравнительного правоведения, 1996. – 202 с.
170
133. Марышева Н.И. Рассмотрение судами гражданских дел с участи-
ем иностранцев. – М.: Юридическая литература, 1970. – 222 с.
134. Матвеев Г.К. Предмет, система и задачи дальнейшего развития
международного частного права // Советский ежегодник международного
права, 1979. – М., 1980. – С. 282-289.
135. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В.Игнатен-
ко, О.И.Тиунов. – М., 2001. – 432 с.
136. Международное право: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. Отв.
ред. Ю.М.Колосов, В.И.Кузнецов. – М.: Междунар. отношения, 1998. – 624 с.
137. Международное частное право / Под ред. Г.К.Матвеева. – Киев,
1985. – 324 с.
138. Международное частное право. / Под ред. проф. Дмитриевой Г.К. –
М.: Юрист, 1993. – 511 с.
139. Международное частное право: современные проблемы. – М.:
ТЕИС, 1994. – 507 с.
140. Международное частное право: Учебник / В.Г. Тихиня и др. – Мн.:
Право и экономика, 1995. – 345 с.
141. Международное частное право: Учебник для вузов / Под ред. Н.И.-
Марышевой. – М., 2000. – 497 с.
142. Международное частное право: Учебное пособие. – М.: 1993. –
201 с.
143. Международный кодекс рекламной практики Международной
торговой палаты. – М.: Внешторгреклама, 1989. – 43 с.
144. Минаков А.И. Международный договор как источник междуна-
родного частного права (вопросы теории) // Советский ежегодник между-
народного права. 1986. – М., 1987. – С. 228-240.
145. Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права. –
Казань, изд-во Казанского ун-та, 1990. – 197 с.
146. Миримская О.Н. Компенсационные сделки: финансовые и пра-
вовые аспекты бартера, клиринга, встречной торговли. – М.: Арго, 1992. –
191 с.
147. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник /
Под ред. В.П.Колесова и М.Н.Осьмовой. М.: Флинта, 2000. – 432 с.
148. Монастырский Ю.Э. Пределы применения иностранных законов
в целях правосудия по международным спорам // Московский журнал меж-
дународного права. – 1996. – № 3. – С. 33-41.
149. Морозова Ю.Г. Оговорка о публичном порядке в международ-
ном частном праве: понятие и современный порядок применения: Авто-
реф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2001. – 22 с.
150. Морское право: Учебное пособие / В.Г.Ермолаев, О.В.Сиваков. –
М.: 2001. – 255 с.

171
151. Мосс Дж.К. Автономия воли в практике международного ком-
мерческого арбитража / Под ред. д.ю.н. А.А.Рубанова. – М.: ИГП РАН,
1996. – 83 с.
152. Муранов А.И. К вопросу об «обходе закона» в проекте раздела
YII «Международное частное право» части третьей ГК РФ // Московский
журнал международного частного права. – 1997. – № 3. – С. 11-19.
153. Мусин В.А. Международные торговые контракты. – М.: Юрид.
лит., 1986. – 203 с.
154. Мусин В.А. Правовое регулирование внешнеэкономической дея-
тельности // Коммерческое право / Под ред. Попондопуло В.Ф., Яковлевой
В.Ф. Ч. 2. – СПб, 1998. – С. 325-398.
155. Мюллерсон Р.А. Коллизионные и отсылочные нормы в регулиро-
вании международных отношений // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. – 1983. –
№ 5. – С. 49-55.
156. Мюллерсон Р.А. Национально-правовая имплементация меж-
дународных договоров // Советский ежегодник международного права.
1978. – М., 1980. – С. 34-39.
157. Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национально-
го права. – М.: Междунар. отношения, 1982. – 213 с.
158. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тен-
денции в международно-правовом регулировании. – М., 1998. – 195 с.
159. Нешатаева Т.Н. Международный гражданский процесс: Учеб.
пособие. – М.: Дело, 2001. – 504 с.
160. Нешатаева Т.Н. О некоторых проблемах, возникающих при рас-
смотрении споров с участием иностранных лиц // Законодательство. –
1996. – № 2. – С. 21-27.
161. Нью-Йоркская конвенция ООН о признании и приведении в ис-
полнение иностранных арбитражных решений 10 июня 1958 г. // Ведомости
Верховного Совета СССР. – 1960. – № 46. – Ст. 421.
162. Об инвестиционной деятельности белорусских субъектов хозяй-
ствования за границей / Постановление Совета Министров Республики Бе-
ларусь от 29.05.92 г. № 324 // Собрание постановлений Правительства Рес-
публики Беларусь. – 1992. – № 16. – Ст. 407.
163. Об основах внешнеэкономической деятельности в Республике
Беларусь / Закон Республики Беларусь // Сборник законов Белорусской ССР,
указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР и постановлений
Совета Министров Белорусской ССР. – 1990. – № 31. – Ст. 600.
164. Общепризнанные нормы в современном международном праве. –
Киев, 1984. – 177 с.
165. Об экспортном контроле / Закон Республики Беларусь // Ведомо-
сти Национального собрания Республики Беларусь. – 1998. – № 7. – Ст. 87.

172
166. О государственном регулировании внешнеторговой деятельнос-
ти / Закон Республики Беларусь // Ведомости Национального собрания Рес-
публики Беларусь. – 1999. – № 4. – Ст. 88.
167. О международных договорах Республики Беларусь / Закон Рес-
публики Беларусь // Ведомости Национального собрания Республики Бе-
ларусь. – 1998. – № 29-30. – Ст. 469.
168. О мерах по защите экономических интересов Республики Бела-
русь при осуществлении внешней торговли товарами / Закон Республики
Беларусь // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. –
1999. – № 34-35. – Ст. 521.
169. ООН. Европейская экономическая комиссия. Руководство по со-
ставлению международных договоров на консультативный инжиниринг. –
Нью-Йорк, 1983. – 417 с.
170. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верхов-
ного Суда РФ от 25 сентября 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. –
1999. – № 3. – С. 10-15.
171. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П.Фаминско-
го. – М., 1994. – 197 с.
172. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отно-
шений: Учебник / Научн. ред. д-р эконом. наук, профессор В.В.Круглов. -
М.: ИНФРА-М, 2000. – 447 с.
173. О совершенствовании внешнеэкономической деятельности. Указ
Президента Республики Беларусь № 108 от 19 марта 1996 г. // Собрание
указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Бе-
ларусь. – 1996. – № 9. – Ст. 220.
174. О совершенствовании нетарифного регулирования внешней тор-
говли в Республике Беларусь / Постановление Совета Министров Республи-
ки Беларусь от 30.06.1999 г. № 1000 // Собрание декретов, указов Президента и
постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1999. – № 18. – Ст. 522.
175. О совершенствовании порядка проведения и контроля внешне-
торговых операций / Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2000
г. № 7 // Збор дэкрэтаў, указаў Прэзідэнта і пастаноў Урада Рэспублікі Бела-
русь. – 2000. – № 5. – Ст.313.
176. О совершенствовании системы валютного регулирования и ва-
лютного контроля в Республике Беларусь / Указ Президента Республики
Беларусь от 23 февраля 2000 г. № 87 // Збор дэкрэтаў, указаў Прэзідэнта і
пастаноў Урада Рэспублікі Беларусь. – 2000. – № 6. – Ст.356.
177. Перетерский И.С., Крылов С.Б. Международное частное право. –
М.: Госюриздат, 1959. – 286 с.
178. Перетерский И.С. Очерки судоустройства и гражданского про-
цесса иностранных государств. – М.: Госюриздат, 1938. – 214 с.

173
179. Перетерский И.С. Система международного частного права // Сов.
государство и право. – 1946. – № 8/9. – С. 12-30.
180. Поздняков В.С. Международный коммерческий арбитраж в Рос-
сийской Федерации. – М.: Международный центр финансово-экономичес-
кого развития, 1996. – 80 с.
181. Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их
регламентация. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 326 с.
182. Поленина С.В., Сильченко Н.В. Научные основы типологии нор-
мативно-правовых актов в СССР. – М.: Наука, 1987. – 235 с.
183. Попков А.Н. Международный арбитраж и постоянные суды: сход-
ства и различия // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Бела-
русь. – 2000. – № 1. – С. 220-233.
184. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности:
Учебное пособие. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1999. – 245 c.
185. Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприя-
тия. / Под общей ред. М.Г. Прониной. – Мн.: Вышэйшая школа, 2000. – 251 с.
186. Правовое регулирование экономических отношений ЕС с разви-
вающимися странами // Право Европейского Союза: правовое регулиро-
вание торгового оборота. Учебное пособие. Под ред. проф. В.В.Безбаха,
доц. А.Я.капустина, проф. В.К.Пучинского. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО,
1999. – С.198-204.
187. Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по международным встреч-
ным торговым сделкам. Утверждено на двадцать пятой сессии ЮНСИТРАЛ
(Нью-Йорк, 4-22 мая 1992 г.). – Нью-Йорк: ООН, 1992. – 354 с.
188. Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по составлению международ-
ных контрактов на строительство промышленных объектов. – Нью-Йорк:
ООН, 1988. – 314 с.
189. Практика международного коммерческого арбитражного суда.
Научно-практический комментарий / Сост. и автор комментария Розен-
берг М.Г. - М.: Международный центр финансово-экономического разви-
тия, 1997. – 264 с.
190. Приказчиков А.А. Механизм разрешения споров во Всемирной
торговой организации и его влияние на внутреннее право государств // Го-
сударство и право. – 2001. – № 5. – С.83-88.
191. Принципы международных коммерческих договоров / Междуна-
родный институт унификации частного права (УНИДРУА); [Пер. с англ.
А.С.Комарова]. – М.: Международный центр фин.-экон. развития, 1996. –
307 с.
192. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С.Нер-
сесянца. – М., 1999. – 315 с.
193. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебно-прак-
тическое пособие. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1999. – 278 с.

174
194. Пушмин Э.А. Мирное разрешение международных споров
(международно-правовые вопросы). – М.: Междунар. отношения, 1974. –
295 с.
195. Пушмин Э.А. О процессуальных вопросах современного между-
народного права // Сов. государство и право. – 1982. – № 1. – С. 107-111.
196. Раапе Л. Международное частное право. – М.: Юрид. лит, 1960. –
527 с.
197. Разумов К.Л. Международное частное право (некоторые вопро-
сы теории и практики) // Материалы секции права Торгово-промышленной
палаты СССР. – № 34. – М., 1983. – С. 34-40.
198. Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. – М.-
Л., 1947. – 198 с.
199. Рамзайцев Д.Ф. Внешнеторговый арбитраж в СССР. – М.: Госю-
риздат, 1957. – 205 с.
200. Рамзайцев Д.Ф. Применение международного частного права в
решениях Внешнеторговой арбитражной комиссии при Всесоюзной тор-
говой палате (Информационный обзор). Секция права Всесоюзной тор-
говой палаты // Сборник информационных материалов. Вып. 23. – М.,
1970. – С. 78-84.
201. Рамзайцев Д.Ф. Применение международных обычаев в советс-
кой внешней торговле // Внешняя торговля. – 1971. – № 3. – С. 51-57.
202. Рекомендации Объединенной комиссии по координации законо-
дательной деятельности по вопросу «О реализации международных право-
вых актов в российской правовой системе» // Журнал российского права. –
1999. – № 3/4. – С. 93-97.
203. Розенберг М.Г. Заключение договоров международной купли-
продажи товаров. – М.: Международные отношения, 1991. – 297 с.
204. Розенберг М.Г. Контракт международной купли-продажи. Совре-
менная практика заключения. Разрешение споров. 3-е изд. – М.: Книжный
мир, 1998. – 453 с.
205. Рубанов А.А. Автономия воли в международном частном праве
как теоретическая проблема // Советский ежегодник международного пра-
ва, 1985. – М., 1986. – С. 65-70.
206. Рубанов А.А. Имущественные отношения в международном ча-
стном праве // Изв. вузов. Правоведение. – 1982. – № 6. – С. 25-30.
207. Рубанов А.А. Теоретические основы международного взаимо-
действия национальных правовых систем. – М.: Междунар. отношения,
1984. – 213 с.
208. Рубинская Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельнос-
тью. – М.: Дело, 1998. – 234 с.
209. Садиков О.Н. Императивные нормы в международном частном
праве // Московский журнал международного права. – 1992. – № 2. – С. 81-86.
175
210. Садиков О.Н. Коллизионные нормы в современном международ-
ном частном праве // Советский ежегодник международного права. 1982. –
М., 1983. – С. 35-42.
211. Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перево-
зок. – М.: Юрид. лит., 1981. – 236 с.
212. Савина И.В. Унификация права международной торговли: Авто-
реф. дис. ... канд. юрид. наук. Белорусский государственный экономичес-
кий университет. – Мн., 2002. – 20 с.
213. Сборник основных международных договоров Республики Бела-
русь в деятельности общих и хозяйственных судов. – Мн.: Информпресс,
1999. – 440 с.
214. Светланов А. Коллизионное регулирование в сфере внешнеэконо-
мической деятельности // Закон. – 1998. – № 7. – С.43-49.
215. Седова М.И. Необходимость изменения российского законода-
тельства о юрисдикционном иммунитете иностранного государства // Меж-
дународное публичное и частное право. – 2001. – № 2. – С. 2.
216. Сидорчук В.К., Толочко О.Н. Государственное регулирование внеш-
неэкономической деятельности. // Беларусістыка. Беларусь на шляху дэмак-
ратызацыі. Тэматычны зборник. – Мн.: ІФП АН РБ, 1996. – С. 168-171.
217. Сидорчук В.К., Толочко О.Н. Плотины в потоках иностранного
капитала. // Беларуская думка. – 1996. – № 2. – С. 92-96.
218. Сільчанка Н.У. Агульная тэорыя права: Навучальны дапаможнік
па аднайменнаму курсу для студэнтаў спецыянасці Г 0901 «Правазнаў-
ства»: У 4 ч. Ч.1 – Паходжанне, сутнасць, норма і крыніцы права. – Гродна,
1997. – 95 с.
219. Сильченко Н.В. Закон: Проблемы этимологии, социологии и логи-
ки / Под ред. С.Ф.Сокола. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1993. – 119 с.
220. Сильченко Н.В. О критериях отраслей права // Право и демокра-
тия. Вып. 13. – Мн.: «Право и экономика», 2002. – С. 17-27.
221. Сильченко Н.В. Некоторые проблемы отраслевой структуры
права // Государство и право: теория и практика. – Калининград, 2002. –
С. 137-145.
222. Сильченко Н.В., Толочко О.Н. Теоретические проблемы учения о
нормах международного частного права. // Государство и право. – 2000. –
№1. – С. 35-39.
223. Симонян Г.В. Экономический Суд Содружества Независимых
Государств в системе международных судов: Автореф. дис. ... канд. юрид.
наук. Белорусский государственный университет. – Мн., 2001. – 20 с.
224. Современные международные экономические отношения. – М.:
Международ. отношения, 1985. – 396 с.
225. Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические
проблемы. – М.: Юрид. литература, 1976. – 234 с.

176
226. Сталев Ж. Същность и функция на международното частно пра-
во. – София, 1982. – 305 с.
227. Суворов Л.Л. Проблема отделения личного статута юридичес-
кого лица от его государственной принадлежности в современном меж-
дународном частном праве // Журнал международного частного права
Российской ассоциации международного права. – 1995. – № 3 (9). – С. 3-12.
228. Суханов Е.А. Система частного права // Вестник МГУ. Серия 11:
Право. – 1994. – № 4. – С. 26-30.
229. Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосудар-
ственного права в Конституции Российской Федерации // Московский жур-
нал международного права. – 1994. – № 4. – С. 4-6.
230. Типовой дистрибьюторский контракт МТП. – М.: АО «Консалт-
банкир», 1996. – 79 с.
231. Типовой коммерческий агентский контракт МТП. – М.: АО «Кон-
салтбанкир», 1996. – 77 с.
232. Тихомиров Ю.А. Публичное право. – М.: Бек, 1995. – 202 с.
233. Толочко О.Н. Внешнеэкономические сделки: Учебное пособие. –
Гродно: ГрГУ, 2002. – 123 с.
234. Толочко О.Н. Интеграционные тенденции и механизмы в право-
вом регулировании экономических процессов // Проблемы интеграции
правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое право-
вое пространство / Материалы междун. науч. конф./ Под ред. Н.В.Сильчен-
ко. – Гродно: ГрГУ, 2002. – С. 137-140.
235. Толочко О.Н. К вопросу о системе источников международного
частного права // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Я. Ку-
палы. Серыя 1. – 2001. – № 2 (7). – С. 124-129.
236. Толочко О.Н. Международный коммерческий арбитраж. – Грод-
но: Изд-во Гродненского филиала «Негосударственного Института совре-
менных знаний», 1997. – 76 с.
237. Толочко О.Н. Методы правового регулирования внешнеэконо-
мической деятельности // Праблемы тэорыi i гiсторыi дзяржавы i права:
Зборнiк навуковых артыкулау / Пад рэд. М.У.Сiльчанкi. – Гродна: ГрДУ,
2002. – С.107-114.

<<

стр. 6
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>