<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Параметры памяти
Тип памяти. Различают обычно четыре типа памяти: зрительный, слуховой, моторный (двигательный) и смешанный.
Как установить свой тип памяти? Допустим, работая с книгой по специальности, вы замечаете, что лучше всего запоминаете прочитанное, когда читаете молча, про себя. Стремясь вспомнить какую-либо мысль, формулу или цифру из только что прочитанного, вы предварительно должны представить, в каком месте страницы книги и каким шрифтом эта формула отпечатана. Побывав один раз в незнакомой комнате, вы сразу запоминаете находящиеся в ней предметы и подробности обстановки, и если потом, закрыв глаза, вы ясно представляете то или иное место, надо полагать, что у вас лучше всего развита зрительная память. Ярким примером людей со зрительным типом памяти служат те шахматисты, которые, не глядя на доску, одновременно играют с несколькими партнерами. Человек, обладающий зрительной памятью, особенно хорошо запоминает то, что схватывает его взор (иллюстрации книги, чертежи, схемы, диаграммы, формулы, картины и т.п.), то, что сам читает и подчеркивает, особенно цветным карандашом.
Если же вы легче запоминаете то, что слушаете (лекцию, доклад, объяснения), то, что читаете вслух, значит, у вас развита слуховая память.
Если же ваша память лучше усваивает материал, когда вы совершаете те или иные движения: записываете, зарисовываете, читаете, - то у вас моторный тип памяти. Этот тип памяти довольно распространен.
У большинства же людей развита смешанная память, т.е. у них в той или иной степени есть элементы всех трех типов памяти. В этом случае полезно более или менее равномерно пользоваться всеми приемами: чтением про себя, записью, слушанием, собственным пересказом.
По данным психологии восприятия, человек с любым типом памяти усваивает материал значительно лучше тогда, когда он гибко использует все три основных способа запоминания (и зрительный, и слуховой, и двигательный), чем при использовании только одного, доминирующего (скажем, зрительного).
Емкость памяти. Потенциальные возможности информационной емкости мозга поистине безграничны. По оценкам ученых, общая информационная емкость мозга составляет 2,8 х 1020 бит информации. Как известно, бит - двоичная единица информации, используемая в вычислительной технике.

Ясно, что при таких возможностях повышение скорости чтения в 2-3 раза, т.е. соответствующее повышение оперативной способности принимать и перерабатывать текстовую информацию, не приводит к информационным перегрузкам мозга, Поскольку здесь есть резервы.
Объем памяти. Это количество информации, фиксируемой в системе памяти человека при одномоментном ее предъявлении. Впервые экспериментальный количественный тест для оценки Человеческой способности к одномоментному восприятию предметов внешнего мира предложил Уильям Гамильтон, шотландский философ XIX в. Он писал:
"Если вы бросите на пол горсть шариков, то обнаружите, что трудно сразу охватить взглядом больше шести, максимум семи шариков без ошибки". В 1871 г. английский экономист и логик Уильям Стэнли Джонс сообщил, что, бросая бобы в ящик, он никогда не ошибался в счете, когда бобов было три или четыре, редко ошибался, когда их было пять, верно определял их число только в половине случаев, когда их десять, и почти всегда ошибался, если их число достигало пятнадцати. В дальнейшем эксперимент Гамильтона психофизики повторили много раз с помощью совершенной аппаратуры и тонких методов контроля, которые подтвердили предположения Гамильтона: человек одновременно способен, не считая, воспринять взором без ошибки до семи предметов, при повышении этого числа ошибки становятся регулярными.
Таким образом, к концу XIX в. возникли интуитивные догадки об ограниченных способностях объема человеческого восприятия. Научное обоснование этому явлению дал американский психолог Дж. Миллер в статье "Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию" (1945). Статья начинается так:
"Повсюду меня преследует один знак. В течение семи лет это число буквально следует за мной по пятам, я непременно сталкиваюсь с ним в своих частных делах, оно встает передо мной на страницах самых распространенных наших журналов. Это число принимает множество обличий, иногда оно несколько больше, а иногда несколько меньше, чем бывает обычно, ко никогда не изменяется настолько, чтобы его нельзя было узнать. Та настойчивость, с которой это число преследует меня, объясняется чем-то большим, нежели простым совпадением. Здесь чувствуется какая-то преднамеренность, все это подчинено какой-то определенной закономерности".
Логика психофизических исследований привела к материалистическому объяснению "магии" числа семь. И недаром это число часто встречается в народных пословицах и поговорках:
Один с сошкой, семеро с ложкой; Семь раз примерь, один раз отрежь и т.д., в русских народных сказках и сказках народов мира. В сказке "Репка" семь персонажей: репка, бабка, дедка, внучка, Жучка, кошка, мышка.
Исследования советского ученого В.Л. Проппа, изучившего 100 русских сказок, показали, что, различаясь по сюжету, все они однотипны по количественному и качественному составу участников: их всегда не более семи: вредитель, даритель, помощник, царевна (или ее отец), отравитель, герой, ложный герой. Видимо, фольклорное искусство также подчинялось общим законам человеческого восприятия.
Исследователи, изучающие закономерности развития языка и мышления, отмечают, что все языки мира имеют тенденцию к оптимизации объема словаря, исходя из конкретных возможностей механизмов мозга, а не из фактического многообразия структуры окружающего мира. "По-видимому, - пишет Дж. Миллер, - наш организм имеет какой-то предел, ограничивающий наши способности воспринимать информацию и обусловленный, в свою очередь, либо процессом научения, либо самим строением нашей нервной системы".
Как было установлено Дж. Миллером в последующих экспериментах, при восприятии имеет значение именно общее число элементарных блоков информации, а не их содержание. Иначе говоря, объем оперативного восприятия зависит, по существу, не от количества суммарной информации, а от числа группировок блоков символов, или "кусков" информации. Это число постоянно и равно 7±2. Данное правило имеет большое значение и для быстрого чтения. В самом деле, если число одномоментного воспринимаемых "кусков" информации структурно постоянно, то для повышения эффективности чтения нужно сделать их содержание более емким.
Кодировать информацию можно цифрами, словами, предложениями и даже текстами и идеями. Очевидно, наибольшее количество информации передается кодом идей, который является самым емким и экономичным.
Следовательно, для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информативно-смысловые блоки (словосочетания, предложения). Значит, быстрое чтение, повышая скорость, вместе с тем обеспечивает и высокое качество усвоения информации при правильной организации этого процесса.
Изложенное позволяет предложить методические приемы, улучшающие запоминание при обучении быстрому чтению. Суть их в том, чтобы выработать рациональные способы перекодирования исходного текста с учетом указанной закономерности Миллера. Здесь нужно вспомнить, что уже одно из первых ; .упражнений методики быстрого чтения помогает решить эту задачу. В самом деле: семь блоков интегрального алгоритма чтения есть не что иное, как надежное средство укрепления Считываемой информации, основанное на рассмотренной закономерности 7±2.
Перейдем теперь непосредственно к характеристике запоминания - процессу памяти, в результате которого закрепляется новое и существенное для нас знание, связываясь с ранее приобретенным. Запоминание - активный, созидательный процесс, .во время которого сравнением нового и старого создается прибавка знаний, "укладывающаяся" в памяти. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все то, что мы прочитываем.
Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым. Рассмотрим эти разновидности запоминания подробно, поскольку они имеют большое значение для процесса чтения.
Произвольное запоминание - особый вид психической деятельности, цель которой в самом запоминании, осуществляемом с помощью специальных средств и приемов: установка на запоминание, повторение прочитанного, составление плана, генерация зрительного образа и т.д.
Непроизвольное запоминание - вид деятельности, при котором обеспечиваются активные познавательные и практические действия. Однако само запоминание не является целью. В таких случаях обо всем, что запомнилось, говорят: "Запомнилось само собой".
Как показывают исследования, непроизвольное запоминание имеет две разновидности. Запоминается непроизвольно, само собой что-то необычное, занимательное, то, что вызвало сильные переживания. Однако для процесса чтения наиболее интересна вторая разновидность непроизвольного запоминания. Как показали эксперименты психологов, запоминаем мы полно, связанно и прочно не только тогда, когда хотим запомнить, но и тогда, когда такого намерения нет, но выполняемая работа носит активный, эмоционально приподнятый творческий характер. Для чтения это означает, что, если, например, специалист увлечен изучением важной научно-технической проблемы и читает литературу, чтобы найти пути ее решения, ему не надо запоминать найденный материал. Нужное запоминается само собой.
Таким образом, когда непроизвольное запоминание происходит с помощью активных и содержательных способов деятельности, оно оказывается продуктивнее произвольного. В условиях быстрого чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного запоминания особенно велика и состоит в том, что в начале проработки текста часто только при помощи непроизвольного запоминания можно впоследствии сознательно и продуктивно воспроизвести весь текст. В этих случаях оно не только желательно, но и обязательно, так как преждевременное обращение к произвольному запоминанию отрицательно сказывается на понимании и запоминании материала.
Отсюда следует, что при обучении быстрому чтению основное внимание должно быть обращено на создание эмоционально благоприятных условий, при которых непроизвольное запоминание активизируется.
Механическое запоминание происходит без осознания связи между его элементами, например путем многократных повторений. Продуктивность его невысока.
Осмысленное запоминание основывается на сокращении количества информации в результате ее фильтрации. Смысловое запоминание более экономично, емко, продуктивно. Поданным профессора Н.А. Рыбникова, продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического.
Изложенное позволяет в значительной степени идентифицировать процессы понимания и запоминания. Можно считать, что материал, понятый в процессе чтения, будет более эффективно усвоен памятью. Вместе с тем это свидетельствует о том, что оптимальное перекодирование играет ведущую роль в чтении. При воспроизведении осмысленных текстов слова и грамматические конструкции, особенно сложные, заменяются более легкими и привычными, но смысл сохраняется. При чтении текста запоминаются не столько слова и предложения, сколько мысли, которыми они только обозначаются.


Рис 34. Кривая забывания.
Из этого следует четвертый вывод: перевод содержания запоминаемого материала при чтении на язык собственных мыслей, т.е. на материал, уже ранее усвоенный в результате жизненного опыта, улучшает запоминание. Какие же процессы сопутствуют хранению информации в мозге человека? Оказывается, воспринятый материал не просто .покоится в мозге, он продолжает все время преобразовываться. Хранение информации, кроме того, связано и с некоторой ее потерей.
Забывание - довольно сложный и неравномерный процесс. Немецкий психолог Г. Эббингауз в 1885 г. на основе проведенных экспериментов вычертил кривую забывания, которая показана на рис. 34.
В первые же часы после запоминания свежего материала кривая стремительно падает вниз. Оказывается, что объем усвоенной информации катастрофически уменьшается в течение первых 10 часов: со 100 до 35%. Таким образом, повторять значимый материал наиболее полезно сразу же после его прочтения. По этому поводу КД. Ушинский писал, что надо укреплять здание, когда оно еще стоит, а не пытаться чинить его, когда оно уже в развалинах.
Как же предотвратить резкое снижение эффекта памяти, наступающее сразу же после окончания чтения? Для лучшего сохранения прочитанного в памяти необходимо повторить изученный материал сразу же после окончания чтения; при этом, пересказывая содержание в соответствии с блоками интегрального алгоритма, дать свое толкование прочитанному и перевести его на язык собственных мыслей.
Итак, мы разработали основные особенности механизма памяти. Встает вопрос: как же развить и улучшить природную память?
Советы и практические упражнения по восприятию памяти, которые приводятся в книгах о памяти, безусловно, полезны, но при четырех непременных условиях: постоянной заинтересованности в этом; вере в успешность тренировок; убежденности в необходимости улучшения памяти и умении самостоятельно работать и творчески использовать лучшие особенности памяти.
Упражнения. Методика повторения учебного материала в период подготовки и сдачи экзаменов
(патент РОССИИ № 2128862)
1. Провести тренировку повторения прочитанного для режим:! "Запомнить на несколько дней" в соответствии с табл. 5. При этом следует иметь в виду, что под повторением мы понимаем воспроизведение прочитанного своими словами, возможно ближе к исходному тексту. Обращение к прочитанному допустимо только после невозможности вспомнить в течение 2-3 мин напряжения памяти. В приведенных ниже упражнениях мы даем рекомендации, как эффективно с наименьшими затратами времени и сил повторять пройденный материал непосредственно перед экзаменами.
Как показывают наблюдения, время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все студенты используют эффективно. Типичной является, например, следующая ситуация: из трех дней, отведенных для подготовки, два с половиной студент отдыхает, а оставшуюся половину дня и ночь готовится к экзамену. Продуктивность такой работы вряд ли будет высокой, Предлагаемый в табл. 5 режим повторения проверен многократно и дает хорошие результаты. Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства. Первое: имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее. Трудно ожидать положительного результата, если в таком режиме изучается принципиально новый материал, еще не систематизированный в сознании обучающегося.
Второе: необходимо процесс повторения производить строго в соответствии с приведенными выше определениями.
Как заниматься? Предположим, вы готовитесь к экзамену по истории. Для подготовки выделено четыре дня. Приготовили

Первое
Второе
Третье
Четвертое.
Сразу после окончания чтения
Через 20 мин после окончания предыдущего повторения
Через 8 часов
Через сутки (лучше перед сном)
Таблица 5

учебник, учебные пособия, вопросы, которые будут на экзамене. "Начинаете читать учебник. Как читать? Мы уже отмечали, что учебники нельзя читать быстро. Однако в нашей экспериментальной группе оказались однажды "непослушные" студенты, которые заявили, что они все учебники читают быстро. Проверенная проверка показала, что это не совсем так. Они действительно читали быстро, но не основной учебник, а дополнительную литературу и учебные пособия. В результате там, где; обычно студент ограничивается своим конспектом или одним .учебником, наши студенты прочитывали еще несколько книг, Затрачивая на это время, не превышающее в целом время чтения основного учебника. Но результат оказался совершенно неожиданным.
Многие неясные и непонятные в основном учебнике определения и теоремы приобретали при дополнительном чтении ясность и стройность. Но, что самое главное, наибольший эффект это дало для запоминания. Как мы полагаем, в режиме такого чтения ярко проявляется эффект непроизвольного запоминания, о котором мы писали, когда нужное запоминается само собой, без всяких усилий. Еще раз обращаем ваше внимание, что это результат реализации режима быстрого чтения.
Вы прочитали основной учебник Методом быстрого чтения прочитали дополнительную литературу. Затратили на это один день. На второй день утром, прочитав последние разделы учебника, сразу же приступаете к повторению.
Повторение - это практические ответы на вопросы имеющихся у вас контрольных экзаменационных билетов. К исходному тексту вы обращаетесь только в том случае, если не можете вспомнить необходимое, напрягая память в течение 2-3 мин. Закончив первое повторение, отдохните 20 мин и сразу же приступайте к новому повторению по аналогии с предыдущим. К вечеру второго дня вы закончили очередное повторение. Отдохните. Сделайте физические упражнения. Погуляйте перед сном. На третий день утром начинайте очередное, третье повторение. Вы его закончили к 15 ч. Отдыхайте до 15 ч следующего дня. На четвертый день в 15 ч приступайте к последнему повторению. Закончить его целесообразно к 22 ч и сразу лечь спать. На следующее утро экзамен. Вас ожидает успех. В этом нет никаких сомнений. Вы прочитали и повторили не только учебник, но и дополнительную литературу. Названия, факты, фамилии четко размещаются в блоках вашего алгоритм:!. Вы хорошо представляете особенности каждого историческою периода. Можете кратко изложить в виде доминанты сущность политики правящей партии определенной эпохи. Ваше отношение к изучаемому предмету отличается активным, критическим анализом событий, явлений и фактов.
Рассмотренная методика подготовки к экзаменам дает хорошие результаты и по другим предметам: математике, физике и т.д.
Домашнее задание
1. Установить свой тип памяти.
2. Провести тренировку повторения в соответствии с вышеизложенным упражнением.
3. Читать ежедневно обязательный объем литературы: две газеты, один журнал, 50 - 100 страниц текста.
4. Продолжить тренировку упражнений для развития внимания. Особое внимание уделить упражнению "Созерцание зеленой точки".
5. Продолжать работу с таблицами Шульте.
6. Прочитать контрольный текст 8, результаты чтения записать на бланке теста (см. приложение 1).
Текст 8 "Юный натуралист". № 5.
1988г. Объем - 5300 знака
Растения ищут воду
Отправляясь в путь, туристы, как правило, берут с собой незначительное количество воды, рассчитывая на пополнение ее запасов во время остановок. В таких случаях приходится надеяться на близость родника, ручья, реки, озера или другого водоема. А что делать, если их не окажется на маршруте? Как тогда утолить жажду. приготовить пищу, умыться, постирать одежду?
В такую ситуацию в 1906 г. попали участники экспедиции В.К. Арсеньева по Сихотэ-Алиню. Вот как он рассказал об этом s своей книге "В дебрях Уссурийского края".
"Опасение, что в сумерках мы не найдем воды, придало всем энергию. За горой была глубокая седловина и около не выемка, докрытая низкорослой древесной растительностью. Мы стали опускаться в эту ложбину. Чем скорее мы найдем воду, тем меньше завтра будем тратить усилий на обратное восхождение на хребет. Поэтому, опускаясь вниз, все внимательно прислушивались. Вскоpe наша ложбина приняла вид оврага. На дне его густо росли трава и кустарники, любящие влагу. От седловины мы уже спустились метров на двести, а воды все еще не было видно. Вдруг ухо мое уловило глухой шум под землею. Стрелки сбросили котомки и разбирать камни, но вода оказалась далеко. Тогда мы перешли ниже и принялись опять копаться в земле. На этот раз труды увенчались успехом: вода была найдена. Первым делом все бросились утолять жажду..."
Как видно из этого описания, путешественники искали воду не наугад, а руководствуясь определенными приметами. И главным указателем для них были "трава и кустарники, любящие влагу". Какие же растения помогают искать воду?
Люди давно заметили, что растения по-разному относятся к влагe. Для одних растений вода составляет среду обитания, другие не переносят избытка влаги. Некоторые и в засушливые районах Чувствуют себя превосходно. Причем растения всегда остаются верными своим привычкам и, попадая в чуждую для них среду, плохо развиваются или даже гибнут.
Первыми, кто обратил внимание на эти способности, были, вероятнее всего, колодезных дел мастера. По известным им приметам они умели находить воду в местах, где, казалось бы, ее не .должно быть. Они рыли колодцы там, где росли определенные виды трав, кустарников, деревьев, принимали во внимание обилие и "самочувствие" влаголюбивых растений. Еще античный писатель Витрувий Поллион, живший в 1 веке до нашей эры, указывал на важное значение растительности в поисках подземных вод: "Признаки воды в описанных выше земных породах следующие: там произрастают тонкий камыш, тростник, тальник, ольха, витекс (прутняк), плющ и другие, обладающие тем свойством, что не могут зародиться без воды".
Этот автор совершенно справедливо отметил, что вода является для растений одним из важнейших условий жизни. Они не могут существовать без воды, так как без нее не может быть фотосинтеза. Вода составляет от 40 до 90 процентов массы каждого растения. Конечно же, обводненность их в разных климатических и почвенных условиях далеко не одинакова. Больше всего обводнены растения влажных местообитаний (например, ранневесенние эфемероиды, обитатели болот, виды высокотравья Дальнего Востока) - от 78 до 91 процента, а меньше всего - растения пустынь и сухих степей - от 35 до 65 процентов.
По отношению к влаге все растения делятся на три основные экологические группы: гигрофиты, мезофиты и ксерофиты.
К гигрофитам относятся многие растения болот, берегов рек и озер, влажных лугов и лесов. Вода - главное условие их благоденствия.
Среди безбрежных песков встречаются неказистые на вид кустарники, деревца. Жара невероятная, а они цветут и плодоносят, Как растения ухитряются выжить в таком аду?
Помогает необыкновенно мощная корневая система. Иногда корни обитателей пустынь уходят вглубь на 20-30 м. Такие растения засушливых местообитаний, которые способны пережить продолжительную атмосферную и почвенную засуху, оставаясь физиологически активными, называются ксерофитами. Листья у них обычно твердые, жесткие, с плотной кожицей, большим количеством механических тканей, поэтому даже при большой потере воды они не теряют упругости. Листья часто свертываются вдоль так, что устьичная сторона оказывается внутри трубки, края листовой пластинки даже соприкасаются друг с другом.
У многих ксерофитов вместо листьев развиты колючки или чешуйки - это не что иное, как редуцированные листья. Такие приспособления сокращают испаряющую поверхность листа. У некоторых растений стебли, листья и даже цветки сильно опушены и кажутся серовойлочными. Эти растения отражают прямые солнечные лучи и уменьшают интенсивность испарения влаги. У многих видов поверхность листа покрыта восковым налетом, поэтому она приобретает сизый оттенок.
К растениям, приспособившимся к засушливым условиям обитания, принадлежат верблюжья колючка, саксаул, тамариск, солодка, сарсазан, чий и др.
Растения, встречающиеся в умеренных условиях увлажнения, называются мезофитами. К ним относится большинство растений наших лесов и лугов.
Если же попытки найти спасительную влагу при помощи растений оказались напрасными, можно получить ее из самих растений. Мы уже говорили о том, что ткани растительных организмов испаряют большое количество влаги. Вот этим свойством растений и необходимо воспользоваться. На густо олиственную ветвь дерева или сочный стебель травянистого растения надевают полиэтиленовый мешочек, плотно завязывают его, чтобы туда не проникал воздух, и наклоняют таким образом, чтобы дно мешочка находилось внизу. Вода, испаряясь из листьев, будет конденсироваться на стенках такого резервуара и скапливаться на его дне. Таким способом, особенно если применить несколько мешочков, можно собрать довольно значительное количество воды, достаточное для того, чтобы утолить жажду.
Мацюцкий С.П.
Вы внимательно изучили раздел "Параметры памяти". Путем наблюдений и контроля особенностей своего восприятия выяснили свой тип памяти. Вы изучили виды памяти. Этот вид памяти объясняет феномен более глубокого и прочного запоминания текста в режиме быстрого чтения. Само запоминание не является целью, но нужное запоминается само собой. Быстрое чтение всегда реализует режим непроизвольного запоминания. Это еще один существенный довод в пользу воздействия техники быстрого чтения на процессы памяти.

ИТОГИ ОБУЧЕНИЯ

Что же дает обучение быстрому чтению рядовому читателю? Лучше всего на этот вопрос ответят те, кто работает по предлагаемой методике, а также бывшие слушатели курсов быстрого чтения.
Проведенные социологические исследования среди обученных убедительно доказали эффективность методики. Основное преимущество большинство видит в возможности ежедневно читать необходимый объем литературы. В результате обработки более тысячи ответов на вопрос анкеты: "Сколько часов в день занимает у вас чтение и какой объем литературы успеваете вы прочитать?" мы получили следующие данные: инженерно-технические работники затрачивают на чтение 1,5-2 часа ежедневно, успевая в среднем прочитать одну-две газеты, журналы, научно-популярный, общественно-политический или научно-технический и 100-150 страниц книжного текста (не считал чтения служебной документации).
Но, пожалуй, более важны не количественные показатели. Вот что писали об этом слушатели курсов быстрого чтения.
Инженер И.: "Повышение скорости чтения даст уверенность в том, что можно справиться с потоком информации, с которым сталкиваешься сейчас".
Экономист М.Г: "Режим быстрого чтения дает мне прежде всего большую собранность, организованность, способность концентрировать свое внимание, видеть и выделять главное на фоне второстепенного. Стала лучше и быстрее понимать сложные теоретические статьи. С удивлением для себя обнаружила, что значительно меньше устаю. Теперь утомляюсь, как только замедляю чтение или читаю старым способом. Несколько раз отмечала результаты непроизвольного запоминания отдельных фактов и цифр. При чтении как будто даже и не фиксировал их, но, однако, когда на одном совещании нужно было привести точные сведения - все эти цифры как бы сами собой вспомнились четко и ярко".
Приведенные высказывания достаточно полно отвечают на поставленный вопрос. Мы уже знаем, что быстрое чтение используется только для чтения научно-технических текстов. Естественно, возникает вопрос: не ухудшается ли из-за этого чтение художественной литературы?
Есть законное опасение, что человек, научившись читать быстро технические тексты, так же быстро будет читать и классическую художественную литературу. Не обеднится ли при этом восприятие? Как показал опыт, подобные опасения напрасны.
Человек, читающий быстро, не становится рабом скорости. Приобретая навыки быстрого чтения, он совершенствуется и в других способах чтения. А что касается глубины восприятия, то быстрое чтение развивает и эту способность человеческой психики. "Быстрое чтение приблизило нас к искусству, - писали освоившие этот метод, - так как эти занятия способствовали развитию образного мышления. Описания природы, сравнения, метафоры и эпитеты проходили ранее при чтении художественной литературы мимо нашего внимания. Оказывается, мы раньше просто не способны были воспринимать их в тексте..."
Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека. Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления.
Итак, позади недели напряженной творческой деятельности по совершенствованию механизмов своего мышления, своего аппарата умственной деятельности. Как суммировать все, чему вы научились? Мы предлагаем "золотые правила" быстрого чтения, которые могут служить и дальнейшим руководством в совершенствовании техники чтения.
Семь "золотых правил" быстрого чтения
- Правило первое - читать без регрессий.
- Правило второе - читать по интегральному алгоритму чтения.
- Правило третье - всегда выделять доминанту - основное
смысловое значение текста.
- Правило четвертое - читать без артикуляции. Правило пятое - читать вертикальным движением глаз. Правило шестое - постоянно развивать свое внимание и
память.
- Правило седьмое - выполнять ежедневно обязательную
норму: читать две газеты, один журнал (научно-технический
или научно-популярный) и 50-100 страниц любой книги. Что делать дальше? Мы предлагаем выполнять упражнения,
которые позволят вам совершенствовать технику чтения.
Минимальный тренировочный комплекс
Патент России № 2125296
Предлагаемый комплекс упражнений выполняется через месяц после подведения итогов обучения. Комплекс упражнений рассчитан на одну неделю. Периодичность занятий 1 раз в месяц в течение одного года. Впоследствии можно продолжить его выполнение, если вы почувствуете в этом необходимость. Полезно проводить тренировки по указанной программе после длительного перерыва, например из-за болезни или по иным причинам.
1. Созерцание зеленой точки. Выполняется в течение всей недели тренировочного комплекса. Следует обратить особое внимание на аккуратное проведение подготовительного этапа:
аутогенную тренировку и медленное, спокойное чтение текста. Достижение состояния "ясного сознания" и способности видения всей страницы - свидетельство успешности ваших тренировок.
2. Первые два дня недели ежедневно 1-1,5 часа читать различные тексты с одновременным выстукиванием ритма. Закончив чтение отдельных текстов, излагать содержание прочитанного по блокам интегрального алгоритма чтения, формируя также доминанту.
3. Вторые два дня ежедневно 25-30 мин работать с таблицами Шульте. Читать ежедневно 1-2 книги "методом штурма".
4. Заключительные два дня недельного тренировочного цикла посвятить упражнениям для тренировки внимания. Выберите упражнения (не менее двух) из числа рекомендуемых в седьмом уроке. ^
5. В завершающий, седьмой день недели тренировок рекомендуем для проверки результативности ваших занятий прочитать тройную ежедневную норму чтения, т.е. 6 газет, 3 журнала научно-технических или научно-популярных и 150-300 страниц любого текста. Эффективность выполнения задания и будет свидетельством успешности ваших тренировок.
Домашнее задание
1. Ответьте на вопросы анкеты, приведенные в тесте № 2 (приложение 6). Это позволит вам провести детальный анализ отдельных этапов обучения, отчетливо представить себе свои достижения и неудачи. Например, как часто бывает, вас огорчают трудности, связанные с вертикальным движением глаз. Ответив на все вопросы анкеты, вы наверняка найдете их причину. Так, на вопрос, сколько часов начитали с одновременным выстукиванием ритма, вы записали - 8. Как известно, подавление артикуляции требует не менее 20 часов чтения с одновременным выстукиванием ритма. Видимо, именно в этом Кроется причина ваших трудностей. Подробный анализ анкеты поможет вам в дальнейшей работе над совершенствованием техники чтения.
2. Оцените особенности своего чтения в соответствии с заданием 3 (урок 1) и подсчитайте количество баллов. Результаты , запишите в графе "После обучения".

ЧИТАТЬ БЫСТРЕЕ ДОЛЖЕН КАЖДЫЙ
(вместо заключения)
Мы живем в постоянно изменяющемся мире и не можем стоять в стороне от перемен, происходящих не только в технике, науке, на производстве, но и в сознании людей. Каждый из нас должен откликнуться, совершив маленькую революцию в самом себе, преодолев инерцию своего мышления, сложившиеся стереотипы. Техника быстрого чтения - реальный путь решения этой задачи.
Чтение является неотъемлемой частью обучения, воспитания, образования и практической профессиональной деятельности человека. Навыками элементарного чтения в детстве и начальной школе овладевают под руководством родителей и учителей. Дальнейшее развитие культуры чтения происходит постепенно, при этом с разной успешностью. Если на какой-либо ступени развития человека, особенно в начале учения, возникают проблемы в чтении, то психический груз этих недочетов человек проносит до конца жизни.
Несовершенство навыков чтения оказывает воздействие на формирование личности и интеллекта, на интересы и познавательные потребности, духовную сферу человека, на качество его профессиональной деятельности и подготовки. Между тем, руководство развитием и совершенствованием чтения пока остается слабоуправляемой зоной. После начальной школы чтению практически нигде не учат.
Можно с уверенностью сказать, что многие проблемы современной педагогики, среднего образования, профтехобразования, вузовской подготовки и производственной педагогики связаны с отставанием в формировании общих умений читать и учиться.
Организация обучения в школах, техникумах, высших учебных заведениях должна быть нацелена прежде всего на улучшение творческих способностей человека. Поэтому центр внимания по подготовке специалистов всех категорий должен переместиться на творческое восприятие и использование новой информации, быстрый учет непрерывно меняющихся новых представлений и тенденций в обществе, науке и технике.
Как отмечают специалисты, в современных условиях все более увеличивается разрыв между возрастающей сложностью окружающего мира и способностью человека правильно осознать эту сложность. Выход представляется в активизации нераскрытых потенциальных возможностей человека, развитии его творческого видения, его способностей к обучению, которые могут быть значительно улучшены по сравнению с существующим уровнем. Творческие способности человека уже сейчас значительно расширены кибернетическими устройствами. В будущем, как показывают исследования по искусственному интеллекту, человек будет работать не с потоками информации, а с суждениями и понятиями. Готовиться к такому режиму работы нужно уже сегодня. Как мы уже знаем, техника быстрого чтения предполагает работу с текстами как раз на уровне суждений и понятий, свернутых в доминанту. Наконец, необходимо отметить важную роль быстрого чтения в подготовке операторов электронных вычислительных машин. Введение нового курса информатики и вычислительной техники в средней школе расширяет возможности применения вычислительных машин в различных видах деятельности. Однако совершенствующаяся вычислительная техника предъявляет все большие требования к работающему с ней человеку. Исследования показали, что операторы ЭВМ, обученные технике быстрого чтения, эффективнее работают с установками типа "Дисплей", меньше устают, меньше допускают ошибок. Это далеко не полный перечень направлений, в которых применение быстрого чтения дает ощутимые результаты. Расширение обучения, привлечение внимания к методике новых специалистов обнаружат новые сферы использования техники быстрого чтения.
Завершая рассказ о технике быстрого чтения, приведем высказывания Аббаса Махмуда Аль-Аккада. В эссе "Часы, проведенные среди книг" он писал:
"Наставники говорят тебе: Читай то, что приносит тебе пользу". А я говорю: "Нет. Извлекай пользу из самого чтения, ибо как узнаешь ты, какую пользу принесет тебе книга, прежде, чем ты прочтешь ее?"
Читатель, который читает лишь изысканные книги, подобен больному, который ест лишь изысканные кушанья. Это указывает скорее на болезнь желудка, нежели на хороший вкус.
...Кто понял, что прочесть книгу - вовсе не значит пробежать ее глазами и что разобраться в ней - вовсе не значит просто заучить наизусть ее страницы, тот, без сомнения, должен перечитывать книгу как можно чаще, потому что книга, которую прочел дважды, глубже и значительней двух книг, которые ты прочел один раз. Знай также, что нет книги дороже и прекраснее, чем та, которую тебе не терпится тотчас же перечесть, и нет книги более пустой и ничтожной, чем та, что ты закрываешь с легким сердцем, чтобы более к ней не возвращаться.
Когда я читаю, то придерживаюсь правила извлекать из каждой страницы таящуюся в ней мысль... Теперь ты знаешь, что я думаю о книгах, как я читаю. Давай же читать!"
Давайте и мы последуем мудрому совету писателя. Давайте читать. Читать с каждым днем все быстрее и быстрее, совершенствуя навыки и приемы быстрого чтения.
В разделе "от авторов", в начале нашей книги, в знаменитой восточной притче мы рассказывали о персидском царе, которому ученые мужи составили фразу, содержащую всю мудрость мира. Теперь мы можем изложить ее содержание. Вот оно: "Мы рождаемся, страдаем, творим и умираем". Давайте поразмыслим над этой фразой - доминантой всей жизни, смыслом существования человека.
Некоторые люди рождаются только для того, чтобы родиться. Есть люди, которые рождаются для того, чтобы страдать. Но большинство рождаются для того, чтобы творить, и потому никогда не умирают, а живут вечно в оставляемых ими творениях.
Семь ступеней нашей комплексной программы интеллектуального и духовного развития личности помогают решению этой задачи. Уже на четвертой ступени нашего курса - в программе "Четвертое измерение" вы познаете суть пространства и времени в их связи и единстве. Именно в этой программе вы впервые услышите в сеансе медитации фразу: "Я управляю временем своей жизни, а она вечна и бесконечна". На последней, заключительной ступени обучения в нашей программе "Нет предела" вы узнаете новое содержание доминанты человеческой жизни. Какое оно? Вы прочитаете это в заключительной части книги, излагающей методику обучения по этой программе.
А пока мы приглашаем рас в новый путь познания тайн окружающего нас мира, но прежде всего - познания своего собственного "я". Желаем вам успеха на этом пути. Но мы не прощаемся с вами. Будем рады ответить на ваши вопросы, оказать вам дальнейшую помощь в совершенствовании интеллектуальной деятельности и духовном развитии. Мы приглашаем вас на вторую ступень обучения по программе "Сатори" (приложения 8 и 9). Все заочники о своем желании продолжить курс обучения по новой программе должны написать в адрес Школы Олега Андреева:
125047, Москва, 4-ая Тверская-Ямская ул., д. 12, тел.: 251-99-47 и 973-39-25.
Искренне желаю вам успехов в вашей учебной и трудовой деятельности - успехов в совершенствовании чтения, благополучия и счастья.
Академик Олег Андреев


Приложения
Примерный план освоения быстрого чтения

Наименование этапа.


Дата



Скорость чтения,
Начало
Окончание
Введение

Урок 1. Как мы читаем. Первое правило быстрого чтения

Урок 2. Интегральный алгоритм чтения

Урок 3. Дифференциальный алгоритм чтения

Урок 4. Артикуляция и чтение

Урок 5. Движение глаз при чтении

Урок 6. Читаем вертикальным движением глаз

Урок 7. Внимание при чтении

Урок В. Чтение и память. Итоги обучения




Примечание. Графа "Скорость чтения" заполняется последовательно после выполнения каждого контрольного задания начиная с урока 1. Одновременно эти данные заносятся на график (см. рис. 2).
Приложение 2
Формулы внушения для занятий аутогенной тренировкой при освоении техники быстрого чтения
Рекомендуемые формулы предназначены для использования аутогенной тренировки в процессе обучения технике быстрого чтения. За основу при их выборе взяты рекомендации, изложенные в книге X. Линдемана "Аутогенная тренировка".
Аутогенная тренировка (AT) - это методика воздействия человека на самого себя посредством формул самовнушения в состоянии полного расслабления (релаксации) с целью влияния на свое настроение, чувства, намерения, волю. В нашем случае задача AT - внушение определенных правил и программ, изучаемых в курсе техники быстрого чтения.
Ключевым моментом AT является умение достигать состояния аутогенного погружения - своего рода полудремы, в котором образные эмоционально окрашенные представления оказывают влияние на ту часть нервной системы человека, которая не управляется сознательной волей. Иначе говоря, именно в этой ситуации создаются условия для бессознательного психического обучения. Приводим полную схему занятий AT, состоящую из последовательности формул для достижения состояния аутогенного погружения:
Я совершенно спокоен (1 раз).
Правая рука расслаблена (6 раз).
Я совершенно спокоен (1 раз).
Правая рука теплая (б раз).
Я совершенно спокоен (6 раз).
Сердце бьется спокойно и ровно (б раз).
Я совершенно спокоен (1 раз).
Дыхание спокойное и ровное (б раз).
Мне легко дышится (1 раз).
Солнечное сплетение излучает тепло (б раз).
Я совершенно спокоен (1 раз).
Лоб приятно прохладен (б раз).
Я совершенно спокоен (5 раз).
Лоб приятно прохладен (6 раз).
Сокращенный вариант достижения этого состояния после тренировок имеет следующий вид.
Покой - расслабление - тепло. Сердце и дыхание совершенно спокойны. Солнечное сплетение излучает тепло. Лоб приятно прохладный.
После достижения состояния аутогенного погружения можно переходить к обучающим формулам внушения в соответствии с таблицей (см. приложение 3), в зависимости от урока, который вы в настоящее время изучаете.
Для выхода из состояния погружения используется фраза:
"Руки сжаты. Дыхание глубокое. Открыть глаза. Расслабить руки".

Приложение 3 Формулы внушения в состоянии аутогенного погружения
Уроки
Обучающие формулы внушения
1
Мне легко учиться быстро читать. Я справлюсь. Я читаю без регрессий (повторить содержание первого правила быстрого чтения).
2
Мне легко учиться быстро читать. Я справлюсь. Постоянно помню семь блоков интегрального алгоритма чтения. Вижу свой зрительный образ алгоритма (повторить содержание всех семи блоков алгоритма).
3

Я читаю быстро. Всегда вижу в тексте его основное смысловое значение - доминанту. Я излагаю ее своими словами, на языке собственных мыслей.
4
Я читаю быстро. У меня нет артикуляции. Я запомнил ритм для ее подавления. Я буду помнить его всегда (простучать легко ритм).
5
Я читаю все быстрее и быстрее. Поле моего зрения постоянно расширяется. Я вижу всю страницу, весь текст сразу.
6
Я читаю очень быстро. Глаза легко и свободно скользят по тексту только вертикально. Мне приятно так читать.
7
Я читаю удивительно быстро. Я всегда внимателен. Сосредоточен. Мое внимание подчиняется мне.
8
Я читаю удивительно быстро. У меня отличная память. Все нужное запоминается само собой, без всяких усилий. Я буду быстро читать всегда.


Школа Олега Андреева принимает заявки на проведение выездных занятий во всех городах России и СНГ. Организуем также индивидуальное обучение президентов банков, компаний и фирм. Справки и оформление договоров по телефону: (095) 209-54-97, 973-39-25.

Приложение 4 Текст упражнения "Созерцание зеленой точки"


Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Мне легко учиться быстро читать, Занимаясь, я остаюсь свободным, свежим. Сейчас я стараюсь как можно ярче представить себе, о чем идет речь. Текст любой трудности я читаю только один раз. Всегда использую первое правило быстрого чтения -читать без регрессий. Глаза бегут легко и свободно только вперед. Я умею так читать. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Постоянно помню семь блоков интегрального алгоритма чтения. Зрительный образ алгоритма видится мне четко, ясно. Читая текст, я свободно раскладываю его содержание в блоки алгоритма. Все лишнее отбрасываю. Новая программа чтения действует теперь сама собой, по привычке. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Всегда вижу в тексте его основное смысловое значение - доминанту. Ясно вижу ее. Она высвечивается, как на экране, выпукло, ярко, контрастно. Всегда могу записать ее своими словами, на языке собственных мыслей. Я читаю быстро. У меня нет артикуляции. Я запомнил ритм для ее подавления. Он не дает проговаривать. Я буду помнить его всегда. Я читаю все быстрее и быстрее. Чувствую, что с каждым днем мое зрение становится более острым, сосредоточенным, сильным. Поле моего зрения O постоянно расширяется. С каждым днем я все лучше и лучше вижу всю страницу, вижу весь текст сразу Ясно, отчетливо. Мой взгляд свободен, спокоен, ясен. Глаза легко и свободно скользят по тексту только вертикально, сверху вниз, по центру страницы. Я могу прочитать одну страницу за пятнадцать секунд, за семь секунд, за одну секунду. Вижу текст, как на экране. Ясно вижу всю страницу сразу. Я стараюсь как можно ярче представить себе, о чем идет речь. Я чувствую себя сильным, молодым, здоровым. Нервная система, весь мой организм набираются энергии, спокойствия, выносливости, силы. Мой сон глубокий, крепкий. Я читаю удивительно быстро. Я всегда внимателен. Сосредоточен. Посторонние мысли не беспокоят. Мое внимание подчиняется мне. Я постоянно тренирую свое внимание. У меня отличная память. Моя память улучшается с каждым днем. Нужное запоминается само собой, без всяких усилий и высвечивается как на экране - полно и точно. Я читаю очень быстро. Я наслаждаюсь техникой быстрого чтения. Я читаю свободно, легко, с упоением. Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Я читаю быстро. Я закодировал новые программы и коды чтения в своем мозге, в своем сознании. Я буду быстро читать всегда.


Примечание. Кружочек закрасить зеленым цветом.
Приложение 5
"ДОМИНАНТА 2000 года"
ФИО____________________
ТЕСТ № 1
Анализ чтения
Что вы читаете /дни недели
ежедневно








Газеты
(название укажите на обороте)

Кол-во газет





Время, мин





Журналы
(название укажите на обороте)

Кол-во газет





Время, мин





Книги
(название укажите "а обороте)

Кол-во газет





Время, мин





Учебники
(название укажите на обороте)

Кол-во газет





Время, мин





Служебные док. и пр. тексты
(какие, укажите на обороте)

Кол-во газет





Время, мин





Общее время чтения (ч)





Мои недостатки чтения:
1. Регрессии
2. Отсутствие гибкой программы чтения
3. Артикуляция
4. Малое поле зрения
5. Отсутствие внимания
Название газет, журналов, книг, учебников и пр. текстов, которые вы прочли за неделю:
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

Обвести кружочком недостатки, которые Вы заметили в своем чтении.

Приложение 6 ФИО _______________
ТЕСТ №2 Итоги обучения
1. Что Вам практически дает быстрое чтение?______
2. Сколько часов начитали с выстукиванием ритма?
3. Сколько страниц книг прочитали "методом штурма"?
4. Ваше среднее время чтения одной таблицы Шульте?
5. Какие упражнения методики дают Вам наибольший эффект?
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
6. Какие упражнения не получаются и почему______________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________
7. Что дают сеансы аутогенной тренировки (тем, кто имеет запись):
Начальный __________________________


Конечный_________________________
8. Ваши пожелания и предложения (написать на обороте),
_____________________________ _____________________________ _____________________________
9. Ваша начальная скорость чтения = зн./мин.
10. Ваша конечная скорость чтения = зн./мин.
11. Хочу продолжить обучение по программе "Сатори",
Да. Нет. (Нужное обвести кружкам)
12. Ваш адрес для направления условий обучения по программе "Сатори". (Приложить конверт со своим адресом).

Итоги обучения


Приложение 7
Контрольные вопросы к текстам для проверки качества усвоения прочитанного и определения коэффициента понимания
Текст 1.
1. Название статьи.
2. Автор статьи.
3. Выходные данные (название газеты, дата).
4. Какой проблеме посвящена статья?
5. Какое явление обнаружили астрономы?
6. Какова протяженность сверхскопления?
7. Сколько галактик входит в сверхскопление?
8. Когда произошел начальный взрыв?
9. Что произошло после взрыва?
10. Какая гипотеза выдвигается в статье?
Текст 2.
1. Название.
2. Автор.
3. Выходные данные.
4. Какой проблеме посвящена статья?
5. Что такое дезинтегратор?
6. Во сколько раз быстрее растет форель?
7. Сколько мальков форели появляется в активированной воде?
8. В чем особенность активированной воды?
9. Чем объясняются большие размеры животных
в древности?
10. Что нового для себя вы узнали из этой статьи?
Текст 3.
1. Название.
2. Автор.
3. Выходные данные.
4. Какой проблеме посвящена статья?
5. Где лучше всего гасить молнию?
6. Каким зарядом заряжается поверхность капли воды при замерзании?
7. Что представляет собой система "облако - земля"?
8. Какие примеси добавляют в облако ученые?
9. Какое количество примесей вводят?
10. Доминанта статьи.
Текст 4.
1. Название.
2. Автор.
3. Выходные данные.
4. О чем эта статья?
5. В чем особенность интеллектуального поведения?
6. Что намечает человек перед решением задачи?
7. От кого зависит выбор правильного решения задачи?
8. Что подсчитал профессор А.Р. Лурия, говоря о поведении человека?
9. Из каких трех фраз состоит интеллектуальный
процесс?
10. Что такое интеллект?

Текст 5.
1. Название статьи.
2. Автор статьи,
3. Выходные данные.
4. Какой проблеме посвящена статья?
5. Какие три слоя в личности человека выделяет 3. Фрейд?
6. Какой принцип действует в жизни человека?
7. Что такое фрустрация?
8. В чем состоит важнейший просчет теории личности 3. Фрейда?
9. Для каких людей типична теория 3. Фрейда?
10. В чем основная заслуга 3. Фрейда?

Текст 6.
1. Название.
2.Автор.
3. Выходные данные.
4. Какой проблеме посвящена статья?
5. Какие данные свидетельствуют о меньшей жизнестойкости мужчин по сравнению с женщинами?
6. Почему мужчины менее здоровы, чем женщины?
7. В чем биологическая предопределенность относительно меньшей продолжительности жизни мужчин?
8. Каково численное соотношение между мужчинами и женщинами?
9. Что необходимо, с чего должен начать мужчина,
чтобы укрепить свое здоровье?
10. Доминанта статьи.

Текст 7.
1. Кто автор статьи "Тройка"?
2. Как современники называли художника Перова?
3. Как возник замысел картины?
4. Каково название рассказа, в котором Перов пишет о своей работе над картиной?
5. Где и как художник встретил мальчика, позже запечатленного на его полотне?
6. Как звали этого мальчика?
7. Кто из русских критиков высоко оценил произведение Перова?
8. Где сейчас находится эта картина?
9. Зачем к Перову приходила старушка . и что обещал ей художник?
10. Нарисуйте на память этюд картины.
Текст 8.
1. Название статьи.
2. В каком году участники экспедиции были на Сихотэ-Алине?
3. Как нашли воду участники экспедиции?
4. Кто первый обратил внимание на влаголюбивые растения?
5. В каком веке жил писатель, отметивший роль растений в поиске воды?
6. Сколько процентов воды в каждом растении?
7. На какие три экологические группы делятся все растения?
8. Как далеко вглубь уходят корни растений в пустыне?
9. К какой группе относятся растения наших лесов и лугов?
10. Как вы будете добывать воду из листьев?
Был ли у вас в процессе чтения зрительный образ такого опыта?
Приложение 8
Список патентов, защищающих методики Школы Олега Андреева
Программа "Доминанта 2000 года" -техника быстрого чтения
1. Патент Российской Федерации на изобретение № 2109346
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ БЕЗРЕГРЕССИОННОГО ЧТЕНИЯ Приоритет от 02.06.97
Формула изобретения
Способ развития навыков безрегрессионного чтения, заключающийся в формировании текстовых визуальных сигналов и аудиовизуальных сигналов сопровождения, отличающийся тем, что в течение первой недели тренировки ежедневно с периодичностью 1-3 часа на 1-3 мин формируют для восприятия тренируемым визуальные сигналы правила безрегрессионного чтения, на протяжении последующих 5-15 недель тренировки ежедневно за 20-40 мин до сна формируют на расстоянии 30-35 см от глаз тренируемого визуальные сигналы контрольного текста объемом 2500-3500 знаков и аудиовизуальные сигналы сопровождения, после безрегрессионного восприятия тренируемым контрольного текста регистрируют время чтения, на 9-12 мин формируют в центре поля контрольного текста круговой символ зеленого цвета для восприятия тренируемым совместно с текстом, фиксируют правильные ответы и оценивают скорость чтения контрольного текста по формуле:
V=Q*K/T,
где V - скорость чтения (зн./мин);
Q - число знаков в тексте (объем);
Т - время, затраченное на чтение текста, мин;
К - коэффициент понимания.

1. Патент Российской Федерации на изобретение № 2113730
СПОСОБ АНДРЕЕВА ОА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИНТЕГРАЛЬНО-АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ Приоритет от 26.09.97
Формула изобретения
Способ развития навыков интегрально-алгоритмического чтения, заключающийся в формировании текстовых визуальных сигналов сопровождения, отличающийся тем, что в течение 5-10 суток формируют зрительный образ интегрального алгоритма чтения с последующим его мысленным воспроизведением на протяжении 2-7 мин, в процессе чтения текста фиксируют внимание обучаемого на поиск ответа в читаемом тексте на вопрос соответствующего блока интегрального алгоритма, а после восприятия обучаемым текста в режиме быстрого чтения на протяжении 1-2 мин формируют команду-установку на мысленное представление зрительного образа интегрального алгоритма чтения и регистрируют результаты закрепления информации в каждом блоке алгоритма.

На рис. 1 показаны семь блоков интегрального алгоритма чтения, на рис. 2 - пример зрительного образа интегрального алгоритма чтения
3. Патент Российской Федерации на изобретение № 2113731
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ Приоритет от 26.09.97
Формула изобретения
Способ развития навыков дифференциально-алгоритмиче-ского чтения, в котором формируют текстовые визуальные сигналы и аудиовизуальные сигналы сопровождения, отличающийся тем, что в процессе восприятия текста последовательно фиксируют внимание обучаемого на поэтапной обработке воспринимаемой информации, причем на первом этапе в течение 2-7 мин выделяют ключевые слова текста, на втором этапе осуществляют повторное восприятие текста и на протяжении 2-3 мин - его логико-семантическую обработку, в результате которой формируют смысловые опорные пункты понимания в виде лаконичных выражений содержания предложения или абзаца, а на третьем этапе в результате трехкратного прочтения текста формируют доминанту текста.
4. Патент Российской Федерации на изобретение № 2109347
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ БЕЗАРТИКУЛЯЦИОННОГО ЧТЕНИЯ Приоритет от 02.06.97
Формула изобретения
Способ развития способностей безартикуляционного чтения, заключающийся в формировании текстовых визуальных сигналов аудиовизуальных сигналов сопровождения, отличающийся тем, что на протяжении 19-40 часов одновременно с чтением текстов формируют ритмические аудиосигналы, например выстукиванием о поверхность какого-либо предмета одной рукой звуков ритма в течение 9-10 часов и в течение последующих 10-30 часов - двумя руками тренируемого, а за 20-40 мин до сна на расстоянии 30-35 см от глаз тренируемого формируют визуальные сигналы контрольного текста объемом 2500-3500 знаков и аудиовизуальные сигналы сопровождения, после безрегрессионного восприятия тренируемым контрольного текста регистрируют время чтения, на 9-12 мин формируют в центре поля контрольного текста круговой символ зеленого цвета для восприятия тренируемым совместно с контрольным текстом, фиксируют правильные ответы и оценивают скорость чтения контрольного текста.
Нотная запись ритма, используемая для сокращения артикуляции, показана на рис. 1

5. Патент Российской Федерации на изобретение № 2123205
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ВЕРТИКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ Приоритет от 21.10.97
Формула изобретения
Способ развития навыков вертикального движения глаз при чтении текстов, заключающийся в использовании таблицы, размещенной на расстоянии 30-35 см от глаз обучаемого, отличающийся тем, что используют таблицы Шульте, в процессе восприятия символов на которых последовательно фиксируют внимание обучаемого на поэтапной обработке воспринимаемой безартикулярного информации, причем на первом этапе на протяжении 5-15 мин при взгляде на центральный символ очередной таблицы Шульте одновременно фиксируют соответствующие верхние - левый и правый и нижние - левый и правый символы, а на втором этапе в течении 20-35 с для каждой таблицы Шульте осуществляют последовательный поиск

контроля очередного символа вертикальным сканированием с использованием бокового периферического зрения относительно соответствующего столбца матрицы символов.
На рис. 1 показан образец таблицы Шульте и запись движения глаз при правильном способе поиска цифр в таблице.
6. Патент Российской Федерации на изобретение № 2128861
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ВЕРТИКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ ПРИ ОБУЧЕНИИ БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ ТЕКСТОВ Приоритет от 08.07.98
Формула изобретения
Способ развития навыков вертикального движения глаз при обучении быстрому чтению текстов, заключающийся в формировании для восприятия обучаемым текстовой информации, отличающийся тем, что в течение первых пяти секунд сосредотачивают внимание обучаемого на созерцании всей страницы текста, в течение вторых пяти секунд - на поиске информативного блока текста, а на протяжении последующих пяти секунд концентрируют внимание и память обучаемого на восприятии чтении информативного блока текста.
7. Патент Российской Федерации на изобретение № 2123726
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ Приоритет от 26.09.97
Формула изобретения
Способ развития внимания и памяти при чтении текстов, заключающийся в сосредоточении внимания обучаемого, отличающийся тем, что на протяжении первых двух недель ежедневно по 5-10 мин, а на протяжении последующих двух-трех недель ежедневно по 10-15 мин сосредотачивают внимание обучаемого на медленном вращении больших пальцев его рук один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении без касаний при постоянном самоконтроле собственного состояния, затем в течение двух-трех недель, два-три раза ежедневно, 3-5 мин фиксируют внимание обучаемого на движении секундной стрелки, 5-10 мин - минутной стрелки и 15-20 мин - часовой стрелки часов, 8-12 с - концентрируют внимание и память обучаемого на комбинациях из двух-шести фишек игры "Домино", после чего формируют для изучения образ простого несложного предмета, а для чтения рекомендуют текст неинтересной обучаемому книги с последующим самоконтролем эффективности восприятия предмета и текста.
8. Патент Российской Федерации на изобретение № 2128862
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ Приоритет от 08.07.98
Формула изобретения
Способ развития внимания и памяти при чтении текстов в процессе подготовки и сдачи экзаменов, заключающийся в сосредоточении внимания обучаемого, отличающийся тем, что сосредоточивают внимание обучаемого на многократном повторении изученного ранее материала, вначале - непосредственно после окончания чтения текста, затем - через 20 мин, и, наконец, - через 8 часов, а спустя сутки, непосредственно перед сном, концентрируют внимание обучаемого на окончательном повторении текстов и образов изученного материала.

9. Патент Российской Федерации на изобретение № 2125296
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ Приоритет от 14.01.98
Формула изобретения
Способ совершенствования, навыков быстрого чтения, заключающийся в формировании текстовых визуальных сигналов и аудиовизуальных сигналов сопровождения, отличающийся тем, что одну неделю в месяц на протяжении года ежедневно в течении 10-15 мин проводят аутогенную тренировку и в течение 10-12 мин формируют в центре поля контрольного текста круговой символ зеленого цвета для восприятия пользователем, первые два дня недели по 1,0-1,5 часа предъявляют пользователю визуальные сигналы различных текстов с одновременным выстукиванием ритмических сигналов, после чего регистрируют содержание текстов по блокам интегрального алгоритма с формированием доминанты текста, вторые два дня недели по 25-50 мин формируют визуальные сигналы таблиц Шульте и текстов одной-двух книг для восприятия пользователем, следующие два дня недели формируют аудиовизуальные сигналы двух и более упражнений для тренировки внимания пользователя, причем в каждом из шести дней недели предъявляют пользователю для восприятия визуальные сигналы текстов двух газет, одного научного журнала и 50-100 страниц любой книги, а в течение седьмого дня недели формируют для восприятия пользователем визуальные сигналы текстов шести газет, трех научных журналов и 150-300 страниц любой книги, после чего оценивают усвоение прочитанной пользователем информации.
Приложение 9
Рекордсмена назвали "Сатори"
Необычный выпуск состоялся в необычном учебном заведении. Правда, заведение при всей своей необычности хорошо известно - это московские курсы быстрого чтения. Возглавляет их автор оригинальной методики, один из авторов выдержавшей несколько изданий книги "Техника быстрого чтения" академик О. Андреев.
Что же касается выпуска, то он в самом деле необычен. Первая группа из 29 человек окончила вторую ступень курсов скорочтения, которую автор назвал восточным термином "Сатори" (озарение). Что же это такое?
- Как установили ученые, умственная деятельность во многом зависит от психофизического состояния человека, - поясняет Олег Андреевич. - Каждый, наверное, испытывал состояние внутреннего подъема, вдохновения, когда дело, кажется, идет само, с необыкновенной легкостью решаются трудные задачи, голова работает четко. Как показывает многовековая практика, такое состояние можно вызывать сознательно, более того, в те часы и минуты, когда это необходимо. Некоторые моменты из народного и научного опыта мы ввели в курс "Сатори": специальные физические упражнения, элементы аутотренинга, медитацию под музыку, специально написанную для нас композитором Михаилом Экимяном. А цель - скорочтение. Первые результаты чрезвычайно впечатляющи: если выпускник первого курса читает 5-6 тысяч знаков в минуту, то после "Сатори" -примерно вдвое больше. У одного из слушателей зафиксирован рекорд - 15350 знаков.
Переведем эти цифры на более понятные: среднего формата книгу объемом в 200 страниц можно "проглотить" по дороге на работу - минут за 40. После первоначального этапа обучения для этого потребуется полтора часа. Тоже неплохо, если учесть, что человеку, читающему обычным способом, не хватит и полусуток.
Скорочтение - не самоцель. Руководители курсов с помощью специалистов в области психологии, физиологии, других наук разработали масштабную по своей значимости программу интеллектуального развития.
- Мы, конечно, далеки от мысли, - сказал О. Андреев, - что можно создать универсальную методику для выращивания гениев. Но развитие интеллекта - задача вполне выполнимая, равно как и развитие памяти и вообще активизация познавательной деятельности. Сейчас готовим программу третьей ступени обучения с условным названием "Ультрарапид": то есть сверхбыстрое чтение.

И. Савинская "СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА" 10 июня 1999 г
.

Литература
Авоян Р.Г. Значение в языке. - М., 1985.
Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М., 1982.
Аткинсон Р. Человеческая память в процессе обучения. - М., 1980.
Беляев Г.С., Лобзин B.C., Копылова И.А. Психологическая саморегуляция. - М., 1978.
Вейн A.M., Каменецкая Б. И. Память человека.-М., 1973. Вулдридж Д. Механизмы мозга. - М., 1965. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.
Гиппенрейтер Ю.Б. Движение человеческого глаза.-М,1978.
Глезер В.Д. Зрение и мышление. -Л., 1985.
Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.,1972. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. - М., 1970.
Грегори Р.Л. Разумный глаз. - М., 1972.
Грей У. Живой мозг. - М., 1966.
Грима к Л. П. Резервы человеческой психики. - М., 1989.
Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим. - М., 1979.
Жинкин Н.И. Исследование внутренней речи по методу центральных речевых помех // Известия АПН СССР. - М., I960. - Вып. 113.-с. 113-137.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958.
Зеркало мира / Сост. В. А Эльвова. - М., 1984. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопр. психологии. -1971, №6, с. 35-51.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1973.
Леви В. Л. Искусство быть собой. - М., 1979.
Лезер Ф. Тренировка памяти. - М., 1979.
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. - М., 1965. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 19б9.
Линдеман X. Аутогенная тренировка. - М., 1985.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973. Психологические и психофизиологические исследования речи / Под ред. Т.Н. Ушаковой. - М., 1985.
Психофизиологические закономерности восприятия и памяти / Отв. ред. АН. Лебедев. - М., 1985.
Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М., 1969.
Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси,1961.
Хрестоматия по вниманию / Под ред. АН. Леонтьсва, АА Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976.
Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. - М., 1965.
Школе Олега Андреева - 30 лет
Школа Олега Андреева является лидером на российском рынке создания и внедрения обучающих программ, совершенствующих технику чтения.
В 1970 году была разработана методика быстрого чтения и получено первое авторское свидетельство, а сегодня уже 30 патентов России защищают оригинальные методики Школы Олега Андреева.
Школьники и студенты, инженеры и ученые, бизнесмены и политики - все это ученики Школы Олега Андреева. За 30 лет обучено более 500 тысяч человек разных возрастов и профессий. Общий тираж учебников, выпущенных издательствами России за 30 лет и написанных сотрудниками Школы Олега Андреева, превышает 3 млн. экземпляров. Филиалы Школы работают во многих городах России.
Основная цель деятельности Школы Олега Андреева - интеллектуальное и духовное развитие личности.
Вы научитесь читать быстрее в пять и более раз с глубоким пониманием и запоминанием прочитанного. Оригинальные упражнения разовьют вашу память до совершенства.
Специальные упражнения наших обучающих программ развивают внимание, повышают усидчивость у школьников и студентов, увеличивают работоспособность.
Мы предлагаем эффективную методику успешной подготовки и сдачи экзаменов.
Школа Олега Андреева предлагает две формы обучения: очную и заочную. Очная форма обучения предполагает проведение по каждой программе 8 занятий. Для удобства слушателей предусмотрены различные формы организации занятий: 1 или 2 раза в неделю. В дни школьных каникул организуются специальные учебные группы для школьников, студентов и всех желающих: 8 занятий - 8 дней подряд.
Для бизнесменов, руководителей банков, президентов компаний и фирм предлагается индивидуальное обучение по свободному графику с выездом преподавателя на место. Рассматриваем предложения по проведению занятий в других городах России, а также по продаже "ноу-хау".
Наш адрес: 125047, г. Москва, 4-я Тверская-Ямская ул., д. 12. Телефон: 251-99-47 (круглосуточно). Часы работы: с 10 до 21 ч ежедневно, без выходных и перерыва. Адрес нашего сайта в Интернете: http: // fastread.da.ru

Отзывы слушателей Школы Олега Андреева, освоивших метод быстрого чтения
Я стала совершенно по-другому читать. Читаю активно, намного больше, кажется, что я изменилась сама, стремлюсь быть более собранной, целеустремленной. Останавливаться на достигнутом нельзя. Школа Олега Андреева дала мне систему, пользуясь которой можно совершенствоваться всю жизнь.
Н.Н. Голубкина, научный сотрудник.

Быстрое чтение дает возможность больше читать и тратить меньше времени на это. Теперь я всегда читаю без регрессий, стала намного" внимательней. Сеансы аутогенной тренировки помогают хорошо отдохнуть, настраивают на занятия. Занятия в Школе Олега Андреева я посещала с удовольствием и с большой пользой для себя.
ГЛ. Сахарова, инженер-технолог

У меня улучшилась память, легче стала читать и запоминать, укрепилась нервная система. По роду работы я читаю много на иностранном языке, и, что удивительно, это чтение также значительно ускорилось. У меня улучшилось зрение. Курс замечательный, необходимо ввести его в школьную программу.
Г.Г. Воробьева, референт-переводчик

Ваши курсы настолько замечательны, что мне, человеку, скептически относящемуся к подобным семинарам и курсам, пришлось изменить свою точку зрения. Предлагаю ввести в качестве факультативных занятий освоение техники быстрого чтения в вузах. Система подготовки и сдачи экзаменов, изложенная в учебнике - поразительная. Используя ее, последнюю сессию сдал на все пятерки и получаю повышенную стипендию.
О.В. Балашов, студент МЭИ

Я стала получать удовольствие от чтения. Я не верила, что за один месяц можно ускорить свою технику чтения во много раз, но уже через два урока поняла, что это реально. Я не ожидала, что занятия могут быть такими интересными, время на занятиях проходит очень быстро.
Е.А. Пищурова, ученица 8 класса

Я учусь в школе. Мне приходится читать много учебных пособий. Теперь, закончив курс, я буду читать то, что хочу, и чтение газеты не будет занимать огромное количество времени. Такая отличная программа. Огромное спасибо! Я стал внимательным на уроках, у меня появился интерес, я стал получать хорошие отметки. Теперь на уроки дома я трачу в два раза меньше времени.
Л.Л. Чепайкин, ученик 10 класса

На мой взгляд, Школу Олега Андреева надо открыть во всех точках мира, чтобы все дети, взрослые могли учиться быстро читать. Это очень хорошая школа. Она мне помогла, и я думаю, что она может помочь другим. Теперь я уверен, что без работы не останусь. При чтении испытываю наслаждение и удовольствие. Если раньше я много сидел перед телевизором и компьютером, то теперь не мoгy оторваться от книги.
К. Б. Морозов, ученик 11 класса

Теперь я стараюсь нe просто читать, а обдумывать и анализировать тексты. Я обращаю внимание на мелкие детали в тексте, которых раньше не замечала. Теперь мне стало легче рассказывать о прочитанном. У меня появился интерес к разным книгам. Информация запоминается надолго.
О. В. Архенова, ученица 7 класса

Я стал лучше учиться. Очень повысился интерес к литературе, особенно в области истории и психологии. Я стал лучше спать, читаю гораздо больше. Я считаю, что Олег Андреев помог мне справиться с невнимательностью.
А.В. Ширяев, ученик 10 класса


Книги по скорочтению www.magazine.km.ru раздел психология
"Три цвета"
x@tsrv.ru

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ