<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Специальный субъект преступления признается квалифицирующим признаком. Это лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а также глава органа местного самоуправления.
Дача взятки (ст. 291 УК) состоит в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК).
Дача взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки не может состояться, если не было дачи взятки. Соответственно, не может состояться оконченное преступление дачи взятки, если материальные ценности или выгоды имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом. Поэтому предложение должностному лицу материальных ценностей или имущественных выгод, оставление ценностей в столе или в одежде должностного лица, отправление по почте в письме или посылке и даже передача их родственникам должностного лица или посреднику во взяточничестве со стороны должностного лица, если за этим не последует принятие последним взятки, нужно квалифицировать не как оконченное преступление, а как покушение на дачу взятки.
Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин и лицо без гражданства.
Уголовная ответственность за дачу взятки наступает с 16-летнего возраста.
С субъективной стороны дача взятки совершается с прямым умыслом. В содержание умысла преступника входит то, что он предоставляет должностному лицу незаконное вознаграждение (выгоду) имущественного характера именно как взятку, т. е. за действие или бездействие последнего с использованием служебных полномочий либо за способствование в силу должностного положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом или за общее покровительство или попустительство по службе. Если субъект добросовестно заблуждается относительно оснований передачи, полагая, что это не вознаграждение, или не осознавая его неправомерность, состав дачи взятки отсутствует.
Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть разными.
Квалифицированным видом преступления (ч. 2 ст. 291) является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Для вменения взяткодателю данного квалифицирующего признака необходимо доказать умысел взяткодателя, знание им того, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия).
В примечании к ст. 291 УК предусмотрены два самостоятельных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: 1) если в отношении его со стороны должностного имело мост вымогательство взятки или 2) если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбудит уголовное дело.

68. Преступления против правосудия, их классификация. Правовой анализ посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие.
Преступления против правосудия посягают на нормальную, определяемую законом деятельность суда по осуществлению задач правосудия и на деятельность государственных органов, а также соответствующих лиц, призванных содействовать суду в осуществлении правосудия. Поэтому можно считать, что основным непосредственным объектом преступных посягательств этой группы являются интересы правосудия. Дополнительным объектом ряда преступлений против правосудия является либо жизнь, здоровье и достоинство личности, либо ее собственность и др. С объективной стороны большинство преступлений против правосудия совершается путем активных действий (за исключением составов, предусмотренных ст. 308, 314, 315 УК). По законодательному описанию признаков объективной стороны большинство таких преступлений относится к формальным составам преступлений (кроме названных в ч. 2 ст. 305, ч. 2 ст. 311 УК). С субъективной стороны эти преступления совершаются только умышленно, как правило, при наличии прямого умысла. В отдельных статьях гл. 31 Уголовного кодекса указывается на мотив и цель преступления. Субъектом преступлений против правосудия по общему правилу могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью. В ряде случаев субъектом преступления могут быть лица, наделенные законом специальными признаками (судья, прокурор, лицо, производящее дознание, эксперт).
Все преступления против правосудия объединены по сходству признаков объективной стороны этих преступлений в несколько групп.
1. Преступления, посягающие на самостоятельность судебной власти, ее авторитет и безопасную деятельность судей и иных лиц, содействующих осуществлению правосудия (ст. 294-298 УК).
2. Преступления против правосудия, совершаемые судьями и иными должностными лицами органов предварительного расследования и сторонами по гражданскому (арбитражному) делу (ст. 299-305 УК)
3 Преступления, посягающие на установленный Конституцией и процессуальным законом порядок получения, использования и сохранения доказательственной информации (ст. 306-310 УК)
4 Преступления, посягающие на установленный законом порядок исполнения вступивших в законную силу приговоров, решений судов и иных судебных актов (ст. 311-315 УК).
Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК). Непосредственным объектом данного преступления являются интересы правосудия и жизнь лиц, указанных в ст. 295 УК.
С объективной стороны посягательством на жизнь считается убийство или покушение на убийство. Потерпевшим от этого преступления может быть судья, присяжный, народный или арбитражный заседатель, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, защитник обвиняемого, эксперт, судебный пристав, судебный исполнитель, а равно их близкие. Под близкими судьи, прокурора и иных лиц понимаются названные в п. 3 ст. 5 УПК лица, а равно другие люди, с которыми они состоят в близких отношениях (например, жених или невеста, зять или сноха и др.). Это преступление является оконченным с момента покушения на лишение жизни названных лиц.
Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16 лет и обладающее вменяемостью. Лицо, совершившее в возрасте от 14 до 16 лет посягательство на жизнь судьи, прокурора и других лиц, указанных в ст. 295 УК, в целях воспрепятствования их законной деятельности либо из мести за такую деятельность, подлежит уголовной ответственности по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК (при покушении - по ч. 3 ст. 30 и п. "6" ч. 2 ст. 105).
С субъективной стороны данное преступление совершается только с прямым умыслом. Мотивом этого преступления является месть за служебную деятельность указанных в законе лиц. Цель преступного деяния - воспрепятствование законной деятельности судей и других лиц либо их запугивание.

69. Квалификация насильственных действий в связи с осуществлением правосудия.
Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования. В ст. 296 УК предусматривается два основных состава угроз в отношении судей, а равно их близких (ч. 1) и в отношении прокурора, следователя и иных лиц, указанных в законе (ч. 2), а также составы этих преступлений при квалифицирующих (ч. 3) и особо квалифицирующих признаках (ч. 4).
Объектом составов преступлений, предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 296, являются интересы правосудия и личность названных в законе лиц. Основным непосредственным объектом являются интересы правосудия, а дополнительным - личность. Эти составы различаются по кругу потерпевших.
С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 296, выражается в угрозе убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением имущества в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия (народного или арбитражного заседателя), а равно их близких. Угроза - это высказанное в устной или письменной форме, непосредственно или через посредников сообщение о намерении лишить жизни, причинить вред здоровью, уничтожить или повредить принадлежащее потерпевшему или его близким имущество. Угроза может быть высказана как публично (например, в зале судебного заседания), так и при отсутствии третьих лиц, от себя лично, от имени другого лица либо от имени преступной группировки и др. Данное преступление является оконченным с момента высказывания угрозы непосредственно потерпевшему (в том числе по телефону) либо с момента получения им угрозы в письменной форме (письма, телеграфного сообщения и др.).
С субъективной стороны данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом и в связи с рассмотрением судьей, присяжным, народным или арбитражным заседателем дела или материалов в суде. Целью угрозы является оказание влияния на судей, участвующих в рассмотрении дела или материалов в суде. Мотивом является месть за не устраивающее виновного судебное решение. Угроза убийством, причинением тяжкого вреда здоровью либо уничтожением или повреждением имущества в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, по мотивам личного характера, не связанным с деятельностью по отправлению правосудия, при ее реальности должна квалифицироваться по ст. 119 УК.
Субъектом данного преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 296 УК, с объективной стороны выражается в угрозе убийством, причинением тяжкого вреда здоровью, уничтожением и повреждением имущества в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется наличием у виновного прямого умысла. Мотивами этого преступления могут быть месть за служебную деятельность по расследованию дела, по рассмотрению материалов либо по исполнению приговора или решения суда или иного судебного акта. Целью является стремление таким способом добиться от указанных в законе лиц решений или действий, которые желательны для виновного.
В ч. 3 и 4 ст. 296 УК предусматривается повышенная уголовная ответственность за совершение рассматриваемых преступлений при квалифицирующих признаках. Угроза в отношении потерпевших, названных в ч. 1 и 2 ст. 296, квалифицируется по ч. 3 ст. 296 УК, если она совершена с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья.
Квалифицирующим признаком ч. 4 ст. 296 УК является совершение угрозы с применением насилия, опасного для жизни или здоровья. Признаки насилия, не опасного для жизни или здоровья, а равно насилия, опасного для жизни или здоровья, подробно описаны применительно к составам грабежа (п. "г" ч. 2 ст. 161) и разбоя (ст. 162).


70. Преступления против порядка управления. Правовой анализ посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
К преступлениям против порядка управления относятся деяния, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами, препятствующие их деятельности.
Родовым объектом преступления против порядка управления является нормальная деятельность государства и его аппарата: органов законодательной и исполнительной власти, а также нормальная деятельность должностных лиц.
Исходя из непосредственных объектов, все преступления против порядка управления можно разделить на следующие группы.
1. Преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата: а) надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК); б) применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК); в) посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК); г) оскорбление представителя власти (ст. 319 УК), д) разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК); е) дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества .(ст. 321 УК); ж) приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК).
2. Преступления, посягающие на общественные отношения, установленные специальными правилами для обеспечения порядка управления: а) незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК); б) противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК); в) уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК), г) самоуправство (ст. 330 УК).
3. Преступления, посягающие на установленный порядок ведения официальной документации: а) похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325 УК); б) подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК); в) подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК).
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК)
Опасность данного преступления состоит в том, что оно нарушает нормальную деятельность правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также посягает на жизнь людей, стоящих на страже общественного порядка и общественной безопасности. Таким образом, виновный, совершая посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно его близких, посягает на два объекта, что следует из смысла диспозиции ст. 317 УК. Основным объектом данного преступления является нормальная деятельность государственного аппарата в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Потерпевшими от этого преступления могут быть лица трех категорий, сотрудники правоохранительного органа, военнослужащие и их близкие.
К объективной стороне рассматриваемого преступления законодатель относит посягательство на жизнь. Под посягательством принято понимать активные действия, направленные на лишение жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких.
В ст. 317 УК предусматривается ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, если оно совершено для воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. Следовательно, посягательство на жизнь этих лиц необходимо квалифицировать по ст. 317 УК и тогда, когда оно совершено не во время исполнения ими своих обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а в связи с этой деятельностью, из мести, спустя какое-то время. Разрыв во времени между исполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности указанными лицами не имеет значения для решения вопроса о привлечении виновного к уголовной ответственности. И если потерпевший к моменту посягательства уже не состоял на службе в правоохранительных органах или на военной службе, то это также не имеет значения для квалификации содеянного по ст. 317 УК. В этих случаях необходимо установить, что посягательство совершено из мести, вызванной выполнением ранее возложенных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Убийство указанных лиц, не связанное с их деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, нельзя трактовать как преступление против порядка управления и надлежит квалифицировать по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется прямым умыслом, т. е. виновный сознает, что его посягательство направлено против сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, предвидит возможность наступления смерти этих лиц в результате своих действий и желает таких последствий.
Анализируемое преступление может быть совершено в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность. Таким образом, законодатель обусловливает ответственность либо целью, либо специальными мотивами деятельности. Когда виновный препятствует осуществлению полномочий сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, то необходимо установить стремление к этому противодействию. А если виновный, испытывая неприязнь к указанным лицам, мстит им за их законную деятельность, то в этом случае необходимо установить мотив мести, на почве которого он посягает на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких.
Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Посягательство на указанных лиц несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет должно квалифицироваться по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.

71. Преступления против военной службы, общая характеристика составов.
Преступление против военной службы - это преступление против установленного порядка прохождения военной службы, совершаемое военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах, в других войсках, воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов (ст. 331 УК). Оно представляет собой деяние (действие или бездействие), характеризующееся едиными для всех преступлений признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и наказуемостью. Общественная опасность преступлений против военной службы характеризуется причинением либо угрозой причинения вреда боеспособности войск.
Их уголовная противоправность проявляется в совершении деяния, предусмотренного специальной гл. 33 УК, а также специальными воинскими законами и иными нормативными актами. Всякое преступление против военной службы нарушает порядок прохождения военной службы. Все диспозиции воинских уголовно-правовых норм, по существу, являются бланкетными, требуют предметного анализа соответствующих нормативных актов (воинских уставов, наставлений, инструкций и т. п.).
Виновность представляет собой психическое отношение преступника к деянию и наступившим последствиям, в преступлениях против военной службы она отражает воинский характер и того, и другого. Виновный сознает или должен сознавать, что, являясь субъектом воинского преступления, совершает деяние, нарушающее порядок прохождения военной службы, что он причиняет либо создает угрозу причинения вреда боевой готовности войск.
Уголовная наказуемость преступлений против военной службы специфична. К военнослужащим применяются почти все виды наказаний, предусмотренные ст. 44 УК, за некоторыми исключениями, обусловленными характером военной службы, в частности, к ним не применяются обязательные и исправительные работы. Вместе с тем в системе уголовных наказаний предусмотрены два вида наказания, применяемые исключительно к военнослужащим. Это содержание в дисциплинарной воинской части, применяемое к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и ограничение по военной службе, назначаемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Эти наказания позволяют наряду с общими целями, стоящими перед уголовным наказанием, решать и специфическую задачу воинского воспитания, поскольку отбываются они в условиях несения осужденным военной службы.
Воинскую природу имеет и один из дополнительных видов наказания - лишение воинского звания.
Состав преступления против военной службы включает единые для всех преступлений элементы: объект, субъект, объективную и субъективную стороны, признаки которых позволяют разграничивать их с общеуголовными преступлениями и между собой, а также с дисциплинарными проступками, определять основания уголовной ответственности.
Объектом преступлений является порядок прохождения военной службы, под которым понимается закрепленная законами, в том числе воинскими уставами, а также иными военно-правовыми актами, форма осуществления военно-служебной деятельности. Он является необходимым признаком деяния, квалифицируемого в качестве преступления против военной службы, хотя может выступать и в качестве признака обще-уголовного состава (например, при хищении военнослужащим военного имущества). Порядок прохождения военной службы специально не указан в перечне объектов, охраняемых уголовным законом, однако таковым является общественная безопасность, разновидностью которой можно считать военную безопасность, под которой понимается состояние защищенности страны от вооруженной агрессии и на которую посягает всякое преступление против военной службы.
Военная служба - особый вид государственной службы, функционально предназначенный для вооруженной борьбы с военной агрессией, т. е. для обеспечения военной безопасности государства. Для того чтобы успешно решать эту задачу, необходимо установить и строго соблюдать порядок прохождения службы, который служит средством обеспечения военной безопасности.
Порядок прохождения военной службы - объект, общий для всех воинских преступлений. Он подразделяется на виды, т. е. конкретные сферы военно-служебной деятельности, где решаются конкретные задачи обеспечения военной безопасности. Каждый такой вид воинского правопорядка, как правило, выступает в качестве объекта нескольких однородных преступлений. В соответствии с ними формируется система составов воинских преступлений: против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. 332-336 УК), против порядка пребывания на военной службе (ст. 337-339 УК), против порядка несения специальных (охранных) видов военной службы (ст. 340-342 УК), против порядка использования военного имущества (ст. 345-348 УК), против порядка эксплуатации военно-технических средств (ст. 349-352 УК).
Внутри каждого видового объекта выделяется непосредственный объект преступлений - им является порядок прохождения конкретного вида службы.
Субъект преступления против военной службы относится к категории специальных субъектов преступлений. Ни одно лицо, кроме тех, которые указаны в ст. 331 УК, не может признаваться субъектом преступления против военной службы, хотя само оно может нести ответственность и за другие преступления на общих для всех граждан основаниях.
Субъектом воинских преступлений являются две категории лиц: военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы.
Объективная сторона преступлений против военной службы характеризуется едиными для всех составов признаками: деяние (в виде действия, бездействия), последствие, причинная связь между деянием и наступившим последствием, время, место и другие обстоятельства. Их особенность состоит в том, что они имеют специфическое содержание, обусловленное объектом посягательства, т. е. порядком прохождения военной службы.
По конструкции объективной стороны преступления против военной службы носят в основном материальный характер, предусматривая в качестве обязательного признака наступление вредных последствий.
Отдельные составы имеют формальный характер. К ним относятся главным образом уклонения от военной службы (например, дезертирство - ст. 338 УК).
Место совершения преступления в отдельных составах преступлений указывается специально, например в ст. 345 УК говорится об оставлении погибающего военного корабля.
Одним из признаков объективной стороны многих составов преступлений против военной службы является нахождение военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы.
В законодательстве на период войны и чрезвычайных обстоятельств (ст. 331) в составах преступлений против военной службы обязательным признаком будет военное время.
В этих же составах будет фигурировать признак совершения преступления в боевой обстановке, под которой понимается ситуация реальной угрозы либо непосредственного вооруженного столкновения с противником.
Субъективная сторона преступлений против военной службы включает вину в форме умысла либо неосторожности (причем многие из них допускают как умысел, так и неосторожность, например, при нарушении уставных правил караульной службы - ст. 342 УК), а субъективная сторона некоторых из них - цель и мотив.

72. Преступления против мира и безопасности человечества. Правовой анализ наемничества и геноцида.
УК РФ 1996 г. впервые в отечественной практике кодификации уголовного законодательства предусматривает специальную главу "Преступления против мира и безопасности человечества". В ней сгруппированы преступления, получившие наименование международных преступлений. В теории международного права и доктрине уголовного права различают также преступления международного характера, под которыми понимаются преступные деяния, затрагивающие интересы многих государств, однако характеризующиеся меньшей общественной опасностью. Специфика преступлений международного характера, как и международных преступлений, заключается в том, что борьба с ними ведется на основе многосторонних международно-правовых соглашений, будучи участниками которых государства берут на себя обязательство установить в национальном уголовном законодательстве соответствующие нормы и вести борьбу с такими преступлениями.
Предусмотренные в гл. 34 УК преступления по признаку непосредственного объекта посягательства условно можно разделить на три группы преступления против мира, преступления против безопасности человечества и преступления против международного сотрудничества.
К преступлениям против мира относятся: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353); публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354); применение запрещенных средств и методов войны (ст. 356); наемничество (ст. 359).
К преступлениям против безопасности человечества относятся: производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355); геноцид (ст. 357); экоцид (ст. 358).
К преступлениям против международного сотрудничества относятся: нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360).
Наемничество (ст. 359 УК). Объектом наемничества, ответственность за которое установлена ст. 359 УК, является мирное сосуществование государств и народов. Общественная опасность наемничества заключается в том, что часть людей в качестве источника средств к существованию избирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на стороне государства, гражданами которого они не являются и где постоянно не проживают. Наемничество глубоко безнравственно и особо опасно потому, что в человеческом сообществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства, причинение тяжких или иных ранений, уничтожение или разрушение народно-хозяйственных объектов, разворовывание национального богатства государства и имущества населения противной воюющей стороны.
С объективной стороны наемничество выражается в вербовке наемника, его обучении, финансировании или ином материальном обеспечении, использовании наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей. Такое понимание наемника в уголовном праве России полностью согласуется со ст. 47 Дополнительного Протокола 1 к Женевским конвенциям 1949 г. и Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г.
Под вербовкой наемников понимается набор по найму людей для участия в вооруженном конфликте или военных действиях за определенное материальное вознаграждение. Обучение наемников заключается в проведении с ними специальных занятий по вопросам наиболее эффективного и целесообразного применения и использования оружия, боевых припасов, устройств военной техники, тактики ведения боя в тех или иных условиях местности, времени суток и года. Финансированием их считается обеспечение денежными средствами. Под иным материальным обеспечением наемников понимается их экипировка обмундированием по сезону, обеспечение их соответствующими видами боевого оружия и боеприпасами, а также автотехникой или иными средствами передвижения и т. п.
Под использованием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается непосредственное привлечение его к боевым операциям и акциям военного характера, как в районе боевых действий, так и за его пределами.
Рассматриваемое преступление считается оконченным с момента осуществления лицом одного из указанных в диспозиции закона действий.
С субъективной стороны наемничество совершается только при наличии прямого умысла. Мотивами этого деяния могут быть корыстные побуждения, соображения национального патриотизма и др.
Субъектом данного преступления могут быть уполномоченные на то государственными органами или органами военного управления лица вербующей Державы, а также лица, действующие по своей инициативе или по инициативе национальных движении и народных ополчений.
Квалифицирующим признаком наемничества (ч 2 ст. 359) является совершение его с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего. Под использованием служебного положения понимается использование государственным служащим или лицом, занимающим определенную руководящую должность в коммерческой или иной негосударственной организации, своих служебных полномочий в указанных в ст. 359 УК целях. Под несовершеннолетними понимаются лица, не достигшие 18 лет.
В ч. 3 ст. 359 УК предусматривается состав участия наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях. Объект данного состава тот же. С объективной стороны это преступление выражается в непосредственном участии наемника в боевых действиях или военных операциях в ходе военного конфликта или военных действий. Преступление является оконченным с момента начала военной акции при непосредственном участии наемника. Это преступление может совершаться только при наличии прямого умысла и корыстного мотива. Субъектом данного состава является наемник, достигший 16-летнего возраста и обладающий вменяемостью. В соответствии с нормами международного права наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного.
Геноцид (ст. 357 УК). Объектом состава геноцида являются безопасность человечества, жизнь и здоровье людей. Общественная опасность геноцида заключается в том, что в результате совершения образующих это преступление действий полностью или частично прекращает или может прекратить существование определенная национальная, этническая, расовая или религиозная труп- па людей, характеризующаяся самобытностью образа жизни и культуры, традиций и обычаев, иными особенностями. Геноцид ведет или может привести к обеднению разнообразия человеческого сообщества, к нарушению международного правопорядка. Геноцид - грубейшее нарушение общепризнанных принципов и норм международного права, прав и свобод человека. В ст. 1 Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г., ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 18 марта 1954 г., указывается, что геноцид независимо от того, совершается ли он в мирное или в военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права и против которого договаривающиеся стороны обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение.
С объективной стороны геноцид может выражаться в полном или частичном убийстве членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы людей, насильственном воспрепятствовании деторождению среди названных выше групп людей, насильственной передаче детей, родившихся в среде названных выше групп людей, представителям других национальных, этнических, расовых или религиозных групп людей, в ином создании жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы.
Преступным последствием геноцида является лишение жизни членов названных выше групп людей, причинение тяжкого вреда их здоровью, лишение родителей возможности воспитывать детей в духе традиций и обычаев своего народа, а равно насильственное лишение мужчин и женщин способности к деторождению, создание условий естественного обитания или жизни, ведущих к вымиранию людей такой группы.
Под национальной группой людей понимается связанная с принадлежностью к определенной нации группа людей независимо от территории ее проживания. Под нацией понимается исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью языка, психического склада и культуры, территории проживания и другими особенностями быта и традиций. Под этнической группой понимается исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей, представленной племенем, народностью, нацией. Иногда этим понятием обозначают обособленные группы людей внутри какого-либо народа. Под расовой группой подразумевается группа людей, характеризующаяся определенной совокупностью внешних признаков (цветом кожи, волос, глаз и т. п.) и другими исторически сложившимися особенностями. Религиозная группа - общность людей, исповедующих соответствующую религию, отличную от доминирующей в данном обществе.
Насильственным воспрепятствованием деторождению считаются противозаконная кастрация или стерилизация людей в репродуктивном возрасте, а также искусственное прерывание беременности против воли женщины или иные действия насильственного характера, направленные на недопущение деторождения среди названных выше групп людей. Насильственное переселение людей означает перемещение их в другие, непривычные для них климатические и иные природные условия, которые ведут к вымиранию людей соответствующей группы. Создание иных жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение людей таких групп, означает преднамеренное осуществление мер и мероприятий, делающих неизбежной гибель людей в силу тех или иных обстоятельств (заражение природной среды обитания радиоактивными веществами, биологическими или химическими токсинами и веществами). Геноцид является оконченным преступлением с момента наступления указанных в законе последствий.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом. Целью виновного является полное или частичное уничтожение соответствующей национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Мотивами преступления могут быть национальная вражда, религиозная нетерпимость и другие побуждения.
Субъектами этого преступления могут быть лица, занимающие государственные должности государственной службы РФ и субъектов РФ, а также частные лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.







??

??

??

??


<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ