<<

стр. 2
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

3« В соответствии с федеральным законодательством, структура ор-
ганов местного самоуправления определяется уставом муници-
пального образования.
Например, Устав города Волжского Волгоградской области уста-
навливает следующую структуру органов местного самоуправления:
• Волжский городской совет народных депутатов — представи-
тельный орган местного самоуправления, состоящий из 15 де-
путатов, избираемых на основе всеобщего, прямого, равного из-
бирательного права при тайном голосовании;
• председатель городского совета, избираемый депутатами
городского совета из своего числа;
• администрация города Волжского;
• глава администрации города Волжского (в соответствии со
ст. 37 устава) - должностное лицо, избранное населением го-
рода непосредственно, наделенное Уставом города полномо-
чиями для решения вопросов городского значения.
Аналогичная организационная форма местного самоуправле-
ния выбрана и населением города Волгограда.
Данная структура наиболее типична для большинства муници-
пальных образований РФ, особенно в таких субъектах РФ, как
края и области.
Наиболее существенно отличаются организационные формы ме-
стного самоуправления в муниципальных образованиях, располо-
женных на территориях национальных республик в составе РФ.
37

В о п р о с 17* Общеправовые принципы
в организации местного
самоуправления
Jk| Понятие общеправовых принципов
в организации местного самоуправления
2. Принцип соблюдения прав и свобод человека
\ц гражданина -|^JHJ——LZJZJLJ——j—L_
3. Принцип законности в организации
^Yu Осуществлении местного самоуправления
1. Местное самоуправление в РФ базируется не только на при-
сущих только ему специфических принципах, но и на обще-
правовых принципах.
Общеправовые принципы определяют основные начала законо-
дательного регулирования всех сторон жизни общества, явля-
ются критериями оценки истинно демократического, правово-
го государства и гражданского общества.
В раду таких принципов применительно к вопросам организа-
ции и осуществления местного самоуправления в науке муни-
. ципального права традиционно принято выделять следующие
приниипы:
• принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
• законность в организации и деятельности местного самоуправ-
ления.
2. Статья 2 Конституции РФ гласит: "Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства".
Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина — важ-
нейший конституционный принцип, на основании которого осу-
ществляется народовластие в РФ.
Данный приниип провозглашен в ряде международных актов, сре-
ди которых важное значение имеют:
• Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
• Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
• Пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 г.
Приоритет прав человека как приниип организаиии местного само-
управления заключается в том, что:
• органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления в своей деятельности должны исходить из при-
38

оритета прав и свобод человека и гражданина', любое решение
не должно нарушать прав человека и гражданина, установлен-
ных Конституцией РФ;
• нормативные акты органов местного самоуправления не должны
умалять признаваемые Конституцией РФ права человека и граж-
данина РФ;
• закрепление Конституцией РФ основных прав и свобод чело-
века и гражданина не должно рассматриваться как умаление
прав, прямо не названных в тексте Конституции. Принцип со-
блюдения прав человека и гражданина в равной мере распро-
страняется и на права, прямо не названные Конституцией РФ.
3. Принцип законности в юридической науке рассматривается в
двух значениях — в широком смысле и в узком смысле:
• принцип законности в узком смысле означает обязательность
соответствия всех принимаемых подзаконных нормативно-право-
вых актов нормам законов. Применительно к вопросам органи-
зации местного самоуправления данный принцип в узком
смысле трактуется как обязательность соответствия решений ор-
ганов и должностных лиц местного самоуправления, закреп-
ленных в нормативных актах органов и должностных лиц ме-
стного самоуправления, нормам федеральных законов и Консти-
туции РФ;
• в широком смысле принцип законности трактуется как обяза-
тельность соблюдения и неотвратимость наказания за нарушения
любых норм законодательства (независимо от уровня, норма-
тивно-правового акта).
Принцип законности выступает важной гарантией местного
самоуправления на всей территории РФ.
Одно из весьма значимых проявлений принципа законности в
организации и осуществлении местного самоуправления — за-
конность при осуществлении контроля и надзора за деятельно-
стью органов местного самоуправления. Нарушение приниипа
законности влечет нарушение и других принципов:
• принципа самостоятельного принятия решений населением по
вопросам местного значения;
• принципа организационного обособления системы органов ме-
стного самоуправления;
• других важнейших принципов местного самоуправления.
Порядок осуществления контроля за соблюдением законности
в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправ-
ления со стороны прокуратуры определяется Федеральным зако-
ном "О прокуратуре РФ" от 17.01.92 № 2202-1 (ред. от 30.06.2003).
39

Вопрос 18. Организационные принципы
деятельности органов местного
самоуправления
/. Понятие организационных принципов
деятельности органов местного
самоуправления
Z Гласность местного самоуправления
3. Сочетание коллегиальности и единоначалия
HinirrtT1
•• j в местное самоуправление
•{
-
1. Рассмотренные в предыдущих Вопросах принципы касались
вопросов организации и осуществления местного самоуправ-
ления в целом. Однако существуют принципы, регулирующие
более узкий круг вопросов, что, тем не менее, не ущемляет их
значимости в ряду общих принципов местного самоуправления.
К таким принципам следует относить организационные принципы
деятельности органов местного самоуправления - принципы,
регулирующие исключительно вопросы внутренней организации
органов местного самоуправления и порядка осуществления ими сво-
их полномочий. К данным приниипам относятся:
• принцип гласности в деятельности органов местного самоуправ-
ления;
• принцип сочетания коллегиальности и единоначалия в местное
самоуправление.
2« Гласность в деятельности как органов государственной власти,
так и органов и должностных лиц местного самоуправления —
важнейший показатель подлинно демократического государства.
На практике приниип гласности в деятельности органов местного
самоуправления означает.
• открытость органов местного самоуправления для населения;
• информирование населения муниципального образования о дея-
тельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Информация о деятельности органов и должностных лиц мест-
ного самоуправления для соблюдения принципа гласности
должна быть:
• достоверной;
• полной;
• своевременной;
• открытой для доступа населению муниципального образования.
40

Если информация о деятельности органов местного самоуправле-
ния соответствует всем леречисленным требованиям, но факти-
ческий доступ к ней затруднен рядом бюрократических преград,
что нередко встречается на практике, это следует рассматри-
вать как грубое нарушение принципа гласности местного са-
моуправления.
Только при соблюдении принципа гласности в деятельности
органов местного самоуправления возможно соответствие систе-
мы местного самоуправления другим основополагающим прин-
ципам местного самоуправления.
Основными способами обеспечения гласности в деятельности ор-
ганов местного самоуправления и должностных лиц местного са-
моуправления являются:
• обязанность органов местного самоуправления обеспечить по-
лучение гражданами полной и достоверной информации о своей
работе;
• обязанность органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления обеспечить каждому возмож-
ность ознакомления с документами и материалами, затраги-
вающими его права;
• обязательное опубликование нормативно-правовых актов органов
местного самоуправления, затрагивающих права и обязанности
человека и гражданина;
• обязанность органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления в течение одного месяца давать
ответы по существу на индивидуальные и коллективные обраще-
ния граждан.
3. Значительное место среди организационных принципов дея-
тельности местного самоуправления занимает принцип сочетания
коллегиальности и единоначалия в деятельности органов мест-
ного самоуправления.
Данный принцип заключается в установленной Конституци-
ей РФ и федеральным законодательством возможности населения
муниципального образования самостоятельно определять, в ка-
ких случаях эффективнее коллегиальное принятие решений орга-
нами местного самоуправления, а в каких — на основании прин-
ципа единоначалия.
4Т_


Вопрос 19. Функции местного самоуправления
Щ-Понятия- функций местного самоуправления
2. Обеспечение участия населения в решении
-4-4-допросов местного значения | 1 [ ] 1 Ь 1 1
3. Управление муниципальной собственностью
-4% Обеспечение комплексного развития
Hj муниципального образования t\fl I 1 1
5. Другие функции местного самоуправления
1. Функции местного самоуправления — основные направления дея-
тельности органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления, обусловленные социальным предна-
значением местного самоуправления.
Основными функциями местного самоуправления являются.
• обеспечение участия населения в решении вопросов местного
значения;
• управление муниципальной собственностью',
• обеспечение комплексного развития территории муниципально-
го образования;
• обеспечение удовлетворения потребностей населения в соци-
ально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно ва-
жных услугах;
^охрана общественного порядка^.
2» Решение вопросов местного значения непосредственно населением —
главное назначение местного самоуправления.
Вопросы местного значения в соответствии с действующим за-
конодательством — вопросы непосредственного обеспечения жиз-
недеятельности населения муниципального образования.
Для успешного выполнения данной функции необходимо создание
следующих условий:
• использование механизмов непосредственной демократии',
• наличие органов местного самоуправления, формируемых по-
средством свободных, равных, прямых выборов. Соответствен-
но необходимы и гарантии избирательных прав граждан при
избрании органов местного самоуправления;
• экономические гарантии местного самоуправления.
Формами участия населения в решении вопросов местного значения
являются:
• местный референдум;
1
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации:
учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002.
42

• муниципальные выборы;
• народная правотворческая инициатива;
• обращения в органы местного самоуправления;
• отзыв депутатов представительных органов местного самоуп-
равления;
• иные формы.
3* Функцию управления муниципальной собственностью выполняют
преимущественно специально создаваемые для этой цели ор-
ганы местного самоуправления.
Порядок управления муниципальной собственностью устанавли-
вают представительные органы местного самоуправления.
Муниципальная собственность признается и защищается нарав-
не с государственной и частной собственностью в соответствии
со ст. 8 Конституции РФ.
4, Функция комплексного развития муниципального образования
заключается в принятии программ развития территории муници-
пального образования, их осуществлении и контроле за их испол-
нением. Для реализаиии данной функиии органы местного само-
управления:
• организуют, содержат и развивают муниципальные учреждения до-
школьного, основного общего и профессионального образования,
• организуют, содержат и развивают муниципальные учреждения
здравоохранения',
• обеспечивают санитарное благополучие населения;
• создают и развивают соответствующие муниципальные предпри-
ятия, учреждения и организации',
• а также создают благоприятные условия для осуществления
данной функции любыми заинтересованными лицами.
5* К функциям местного самоуправления охрана общественного
порядка относится в соответствии со ст. 132 Конституции РФ.
Применительно к данной функции общественный порядок по-
нимается в узком смысле — как порядок в общественных местах.
Для этого органы местного самоуправления создают муниципаль-
ные органы общественного порядка и осуществляют контроль за
их деятельностью.
Участие населения в реализации функции охраны обществен-
ного порядка возможно также посредством создания народных
дружин, осуществляющих охрану общественного порядка на
безвозмездной основе.
43

Вопрос 20. Характеристика системы местного
самоуправления
/. Понятие системы местного самоуправления
2. Организационные формы осуществления X t |
местного самоуправления
1. Конституция РФ в ст. 130 закрепляет принцип осуществления
местного самоуправления на территории РФ в различных орга-
низационных формах.
В своей совокупности организационные формы осуществления ме-
стного самоуправления образуют систему местного самоуправ-
ления в рамках соответствующих муниципальных образований,
посредством которой обеспечивается решение вопросов местного
значения, местной жизни 1 . При этом, различные формы осу-
ществления местного самоуправления образуют единую систему
только в рамках муниципального образования. Невозможно рас-
смотрение в качестве одной системы всех форм местного са-
моуправления на территории РФ.
В рамках муниципального образования организационное един-
ство всей системы местного самоуправления обеспечивается:
• посредством единых принципов и начал ее организации и функ-
ционирования;
• единых функций местного самоуправления в обществе и государстве;
• разграничения предметов ведения и полномочий между различ-
ными формами осуществления местной власти.
2. В соответствии с действующим законодательством в РФ можно
выделить три основные группы организационных форм, посредст-
вом которых осуществляется местное самоуправление:
• формы непосредственной демократии;
• выборные и иные органы местного самоуправления;
• формы участия населения в осуществлении местного самоуп-
равления.
К основным формам непосредственной демократии при осуществ-
лении местного самоуправления относятся:
• муниципальные выборы;
• местный референдум.

1
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное -право Российской Федерации:
учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002. С. 137.
44

Вопрос 2 1 . Характеристика местного
референдума
Понятие местного рефереНдумй | | *| | | | [ [ | |
/.
5. Правовая основа проведения и назначения
-т • местного рёферендулщт!^^
3. Вопросы, выносимые на местный референдум
4. Участники местного референдума \\\\
5. Запрещение местного референдумаг\Х\\Т˜\\'
1. Местный референдум — высшее непосредственное выражение воли
населения муниципального образования по важнейшим вопро-
сам местного значения, в результате которого путем голосования
жителей муниципального образования принимается обязатель-
ное на всей территории муниципального образования решение.
2. Основные принципы организации и проведения местного референ-
дума в РФ устанавливаются.
• Конституцией РФ;
• федеральными конституционными законами и федеральными
законами;
• конституциями (уставами) субъектов РФ;
• законами субъектов РФ;
• уставами муниципальных образований;
• иными нормативными актами муниципальных образований.
Статья 130 Конституции РФ определяет местный референдум в
качестве одной из форм осуществления местного самоуправления.
В Федеральном законе вопросам проведения местного рефе-
рендума посвящена ст. 22, которая устанавливает основные пра-
вила проведения местного референдума:
• по вопросам местного значения может проводиться местный ре-
ферендум;
• решение о проведении местного референдума принимается пред-
ставительным органом местного самоуправления по собствен-
ной инициативе или по требованию населения в соответствии
с уставом муниципального образования;
• в местном референдуме имеют право участвовать все граждане,
проживающие на территории муниципального образования, об-
ладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном
референдуме непосредственно и на добровольной основе;
• голосование на местном референдуме осуществляется тайно,
контроль за волеизъявлением граждан не допускается;
45

• решение, пришггое на местном референдуме, не нуждается в
утверждении какими-либо органами государственной власти,
государственными должностными лицами или органами мест-
ного самоуправления. Если для его реализации требуется издание
нормативного правового акта, орган местного самоуправления,
в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой
акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосо-
вания подлежат официальному опубликованию (обнародованию);
• порядок назначения и проведения местного референдума, при-
нятия и изменения решений местного референдума устанавли-
вается уставом муниципального образования в соответствии с
законами субъектов РФ.
Наиболее подробно вопросы организации и проведения мест-
ного референдума раскрываются в законодательстве субъек-
тов РФ. В настоящее время во всех субъектах РФ приняты со-
ответствующие нормативно-правовые акты.
Важное место в системе нормативно-правовых актов, регули-
рующих вопросы местного референдума, занимает Федераль-
ный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и пра-
ва на участие в референдуме граждан РФ" от 12.06.2002 № 67-ФЗ
(ред. от 04.07.2003).
3. Федеральное законодательство закрепляет принцип, согласно
которому на местный референдум выносятся вопросы местного
значения. Дополнительные требования к вопросам, выносимым
на местный референдум, устанавливаются в законодательстве
субъектов РФ.
Как правило, законы субъектов РФ определяют круг вопросов
местного значения, которые не могут быть вынесены на рефе-
рендум. Например, Закон города Москвы "О местном референ-
думе в городе Москве" от 25.06.97 устанавливает, что на мест-
ный референдум не могут быть вынесены вопросы:
• о досрочном прекращении или продлении срока полномочий,
приостановлении осуществления полномочий органов власти
района, а также о проведении досрочных выборов органов вла-
сти района либо об отсрочке указанных выборов;
• о формировании состава органов власти района, персональном
составе органов власти района;
• об избрании, утверждении, назначении либо даче согласия на
назначение на должность или на освобождение от должности
главы управы и советников районного собрания;
46

• о принятии или об изменении соответствующего бюджета, ис-
полнении и изменении финансовых обязательств района;
• о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здо-
ровья и безопасности жителей района.
К вопросам, выносимым на местный референдум, предъявляются
следующие требования.
• вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить
федеральным законам;
• вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать
или отменять общепризнанные права и свободы человека и
гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав
и свобод;
• указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом,
чтобы исключалась возможность их множественного толкования;
• вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован
так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
4. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12.06.2002
№ 67-ФЗ (ред. от 04.07.2003) определяет участников референдума
как граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.
К голосованию на местном референдуме допускаются лица, вне-
сенные в списки участников референдума. Основанием включения
лиц в список участников референдума являются следующие юри-
дические факты.
• гражданство РФ;
• достижение 18-летнего возраста;
• постоянное проживание на территории муниципального обра-
зования.
В соответствии с действующим законодательством к участию в ме-
стном референдуме не допускаются липа, удовлетворяющие вы-
шеназванным требованиям, но:
• признанные в установленном законом порядке недееспособными;
• находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
5. Законодательство субъектов РФ в соответствии с федеральным
законодательством устанавливает ряд обстоятельств, при кото-
рых местный референдум не проводится.
Так, согласно ст. 5 Закона города Москвы "О местном референ-
думе в городе Москве" местный референдум не проводится:
• в условиях военного и чрезвычайного положения, введенного
на всей территории РФ, а также в городе Москве, и в течение
1
3 месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения;
• повторный референдум с такой же по содержанию и смыслу
формулировкой вопроса (вопросов) — в течение года после
опубликования результатов голосования на референдуме.
Аналогичные положения содержатся в Законе Волгоградской
области "О местном референдуме в Волгоградской области", од-
нако в отношении повторного референдума установлен лишь пре-
дел срока, в течение которого не допускается проведение повтор-
ного референдума 2 года. Данный срок согласно ст. 6 названного
закона определяется уставом муниципального образования.
Вопрос 22. Назначение местного референдума
Инициатива местного референдума^-
2. Реализация инициативы граждан о проведении


1* Круг субъектов, обладающих правом инициативы проведения ме-
стного референдума, устанавливается законом субъекта РФ, в со-
ответствии с общими принципами местного самоуправления и
принципами проведения референдума на территории РФ, меж-
дународными нормативными актами, Конституцией РФ и фе-
деральным законодательством.
С инициативой о проведении местного референдума вправе вы-
ступить:
• каждый гражданин или группа граждан, имеющие право участ-
вовать в местном референдуме;
• депутаты представительного органа местного самоуправления в
количестве, составляющем не менее одной трети от установ-
ленного числа депутатов;
• избирательные объединения, уставы которых зарегистрированы в
установленном порядке, не позднее чем за год до дня голосования.
Например, согласно ст. 7 Закона Волгоградской области "О ме-
стном референдуме в Волгоградской области"* инициатива про-
ведения местного референдума принадлежит:
• гражданам, имеющим право участия в местном референдуме;
• главе муниципального образования (инициатива проведения
местного референдума по вопросу принятия устава муници-
пального образования);
• представительному органу местного самоуправления (инициа-
тива проведения местного референдума по вопросу принятия
устава муниципального образования).
48
Общественные объединения вправе выступить с инициативой про-
ведения местного референдума при условиях, что:
• устав общественного объединения предусматривает возможность
участия в муниципальных выборах (данное положение действует
на сегодняшний день, но не соответствует последним изменени-
ям федерального законодательства о выборах и референдуме);
• со дня регистрации общественного объединения до дня обра-
щения с инициативой проведения местного референдума про-
шло более 6 месяцев.
В соответствии с уставом муниципального образования право
инициативы местного референдума может быть предоставлено
также:
• представительному органу местного самоуправления;
• депутатам представительного органа местного самоуправления;
• главе муниципального образования.
Согласно ст. 7 Закона города Москвы "О местном референдуме
в городе Москве" право на инициативу проведения референдума
- принадлежит:
• не менее чем 10% от числа жителей района, имеющих право на
участие в референдуме;
• районному собранию;
• префекту административного округа.
2. Статьи 8 и 9 Закона города Москвы "О местном референдуме в
городе Москве" регламентируют порядок реализации инициати-
вы граждан — жителей города Москвы, о проведении местного
референдума:
Каждый житель или группа жителей района, имеющие право на
участие в референдуме, могут образовать инициативную группу
в количестве не менее 10 человек для сбора подписей в под-
держку инициативы о проведении референдума.
Инициативная группа обращается в районное собрание с хода-
тайством о ее регистрации.
Районное собрание поручает территориальной избирательной
комиссии рассмотрение ходатайства инициативной группы, ее
регистрации, работе с петиционными листами и представле-
нию в районное собрание решения о регистрации инициативы
жителей о проведении референдума.
В ходатайстве инициативной группы указываются:
• формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициатив-
ной группой для вынесения на референдум;
49

• фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жи-
тельства, серии и номера паспортов или заменяющих их доку-
ментов членов инициативной группы, а также лиц, уполномо-
ченных действовать от имени инициативной группы.
К ходатайству должны быть приложены:
• протокол собрания инициативной группы, на котором было
принято решение об инициативе проведения референдума;
• копия устава общественного объединения, от имени которого
действует инициативная группа (в случае если инициатива
проведения местного референдума поддержана общественным
объединением).
Территориальная избирательная комиссия, установив соответствие
ходатайства инициативной группы требованиям закона, в те-
чение 15 дней со дня поступления ходатайства:
• принимает решение о регистрации инициативной группы;
• выдает инициативной группе регистрационное свидетельство.
В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мо-
тивированное решение территориальной избирательной комиссии.
Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в установлен-
ном порядке в месячный срок со дня получения соответствующе-
го решения территориальной избирательной комиссии.
Далее инициативная группа обязана собрать и предоставить в тер-
риториальную избирательную комиссию установленное число
подписей в поддержку инициативы проведения местного ре-
ферендума.
3. Правом назначения местного референдума в соответствии с зако-
нами субъектов РФ, как правило, наделяются представитель-
ные органы местного самоуправления.
• районное собрание — в городе Москве (ст. 10 Закона города
Москвы "О местном референдуме в городе Москве");
• представительные органы местного самоуправления, если уста-
вом муниципального образования не предусмотрено иное
(ст. 8 Закона Волгоградской области "О местном референдуме
в Волгоградской области").
Голосование на референдуме назначается на любой выходной
день в период от 1,5 до 2 месяцев со дня принятия уполномо-
ченным органом решения о назначении референдума.
После назначения референдума другие инициативы о его про-
ведении до опубликования результатов назначенного референ-
дума не рассматриваются.
50

Вопрос 2 3 . Подготовка и проведение местного
референдума
/. Подготовка к АробёдёНиЪо местного
ГJ I г 11 ..,1.1 Х м , |
˜Л\ референдума
2. Агитация
3.; Порядок голосования на местном референдуме
4Г Установление итогов местного референдума
Уст
Р фд
5. Реение, принятое на местном референдум
5 Реше
1 • После принятия IM
i \\ IM
i решения о проведении местного референдума
начинается подготовка к его проведению. Подготовка референ-
дума включает такие стадии кок:
• формирование комиссии по подготовке референдума;
• образование участков;
• составление и уточнение списков избирателей;
• оповещение граждан о времени, месте проведения референду-
ма и выносимых на референдум вопросах.
2. Следующий этап — агитация. Агитация по вопросам местного
референдума — деятельность граждан РФ, инициативной груп-
пы местного референдума, общественных объединений, имею-
щая целью побудить или побуждающая участников местного
референдума проводить местный референдум или отказаться от
его проведения, голосовать или отказаться от голосования т
местном референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный
на местный референдум вопрос.
Агитация может проводиться в формах:
• собраний и встреч Q гражданами;
• публичных дебатов, дискуссий;
• размещения материалов в СМИ;
• митингов;
• демонстраций;
• шествий.
• путем выпуска и распространения печатных и иных агитаци-
онных материалов;
• в иных установленных законом формах.
Срок проведения агитации по вопросам местного референдума —
агитационный период — начинается со дня опубликования ре-
шения о назначении референдума и прекращается в ноль часов
за одни сутки до дня голосования.
51

В течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования
опубликование в печатных средствах массовой информации ре-
зультатов опросов общественного мнения, прогнозов результа-
тов местного референдума, иных исследований, связанных с ме-
стным референдумом, не допускается.
3. Время начала и окончания голосования на референдуме устанав-
ливается законом субъекта РФ с учетом того, что продолжи-
тельность голосования не может составлять менее 10 часов'.
• с 8 до 22 часов (Закон Волгоградской области "О местном ре-
ферендуме в Волгоградской области");
• с 8 до 22 часов (Закон города Москвы "О местном референду-
ме в городе Москве");
• с 8 до 20 часов (Закон Московской области "О местном рефе-
рендуме в Московской области").
Установлены следующие основные правила проведения голосования'.
• в день голосования перед началом голосования председатель
участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участко-
вой комиссии, присутствующим участникам референдума пус-
тые ящики для голосования, которые вслед за этим опечаты-
ваются печатью участковой комиссии;
• каждый участник референдума голосует лично;
• голосование за других участников референдума не допускается;
• бюллетени выдаются участникам референдума, включенным в
список участников референдума, по предъявлении паспорта
или заменяющего его документа.
Бюллетень заполняется участником референдума в специально
оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.
Заполненные бюллетени опускаются участниками референдума
в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо
в технические средства подсчета голосов при их использовании.
4. Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени
голосования и проводится членами участковой комиссии с
правом решающего голоса без перерыва до установления ито-
гов голосования, о которых должны быть извещены все члены
участковой комиссии, а также наблюдатели.
При подсчете голосов на референдуме протоколируются следую-
щие данные:
• общее число граждан, имеющих право на участие в референ-
думе, зарегистрированных по участку референдума (с учетом
граждан, внесенных в список дополнительно);
52
• количество бюллетеней для голосования, полученных участко-
вой комиссией, с учетом бюллетеней, поданных гражданами,
проголосовавшими досрочно в территориальной комиссии;
• количество погашенных бюллетеней;
• общее число бюллетеней, выданных гражданам, в том числе:
• количество бюллетеней для голосования, обнаруженных в
ящиках для голосования, в том числе в переносных ящиках
для голосования;
• количество бюллетеней, признанных действительными;
• количество бюллетеней, признанных недействительными;
• количество голосов, поданных за вопрос, вынесенный на ре-
ферендум;
• количество голосов, поданных против вопроса, вынесенного
на референдум.
Протокол о результатах голосования составляется в двух эк-
земплярах и подписывается всеми членами участковой комиссии
с правом решающего голоса. Член участковой комиссии, не со-
гласный с протоколом в целом или отдельным его положени-
ем, вправе приложить к протоколу особое мнение. К первому
экземпляру протокола прилагаются поступившие в участковую
комиссию письменные жалобы и заявления о нарушениях на-
стоящего закона и принятые по ним решения. Заверенные ко-
пии жалоб, заявлений и принятых по ним решений прилага-
ются ко второму экземпляру протокола.
Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в
территориальную комиссию, а второй экземпляр вместе с опе-
чатанными бюллетенями и списком граждан, имеющих право
на участие в референдуме, направляется в районную управу,
где хранится в течение 2 месяцев, а затем уничтожается, если
за это время результаты референдума не были опротестованы.
Территориальная комиссия составляет протокол о результатах
референдума, в котором указываются следующие данные:
• количество участковых комиссий на территории района;
• количество участковых комиссий, представивших протоколы;
• общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме;
• общее число изготовленных бюллетеней для голосования;
• количество бюллетеней для голосования, полученных участко-
выми комиссиями;
• количество погашенных бюллетеней для голосования на участ-
ках референдума;
• количество бюллетеней для голосования, выданных гражданам;
53

• количество бюллетеней для голосования, обнаруженных в ящи-
ках для голосования, в том числе в переносных ящиках;
• количество бюллетеней для голосования, признанных действи-
тельными;
• количество бюллетеней для голосования, признанных недействи-
тельными;
• количество голосов, поданных за вопрос, вынесенный на ре-
ферендум;
• количество голосов, поданных против вопроса, вынесенного
на референдум.
На основании полученных данных территориальная комиссия при-
знает референдум:
• состоявшимся;
• несостоявшимся;
• недействительным.
Территориальная комиссия признает решение принятым на рефе-
рендуме, если за него проголосовало более половины граждан, при-
нявших участие в голосовании, при условии, если референдум
признан состоявшимся.
Территориальная комиссия признает референдум недействитель-
ным, если допущенные при проведении голосования нарушения
не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъ-
явления граждан, принявших участие в голосовании.
5. Согласно ст. 73 Федерального закона "Об основных гарантиях изби-
рательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"
от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 04.07.2003), решение, принятое на
местном референдуме:
• является обязательным и не нуждается в дополнительном утвер-
ждении;
• действует на территории соответствующегб муниципального об-
разования;
• подлежит регистрации в органе местного самоуправления в уста-
новленном порядке;
• может быть отменено или изменено путем принятия иного реше-
ния на местном референдуме, но не ранее чем через 2 года после
его принятия, либо признано недействительным (недействую-
щим) в судебном порядке.
54
Отмена судом решения, принятого на местном референдуме, мо-
жет быть произведена по следующим основаниям:
• нарушение установленного порядка проведения местного рефе-
рендума, повлекшее невозможность выявить действительную во-
лю участников референдума;
• несоответствие закона субъекта РФ, устава муниципального обра-
зования, на основании которых проводился местный референдум,
Конституции РФ, федеральному закону, закону субъекта РФ, дей-
ствовавшим на момент проведения данного референдума, по-
влекшие невозможность выявить действительную волю участ-
ников референдума;
• несоответствие решения местного референдума Конституции РФ,
федеральному закону, закону субъекта РФ.
Вопрос 24* Муниципальные выборы
1. Понятие муниципальных ф&бороё [ ]
J2. Правовое регулирование организЩйЩ


1 • Муниципальные выборы - форма прямого волеизъявления граж-
дан РФ и в установленных законом случаях иностранных гра-
ждан, проживающих на территории муниципального образования,
в целях формирования органов местного самоуправления и наде-
ления полномочиями должностных лиц местного самоуправления.
Мунииипальные выборы можно рассматривать в различных ас-

• как форму прямого волеизъявления граждан, проживающих на
территории муниципального образования;
• как форму осуществления местного самоуправления;
• как гарантию местного самоуправления;
• как способ формирования органов местного самоуправления
(наделения полномочиями должностных лиц местного само-
управления).
2« Особенностью правового регулирования муниципальных выборов
является то, что их проведение регламентируется:
• как федеральным законодательством;
• так и законодательством субъектов РФ.
Проведение муниципальных выборов регламентируется такими
нормативными актами федерального уровня как:
• Конституция РФ от 12.12.93 (ред. от 25.07.2003);
55

• Федеральный закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ" от 28.08.95 № 154-ФЗ (ред. от 08.12.2003);
• Федеральный закон "Об общих принципах организации мест-
ного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 № 131-ФЗ;
• Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12.06.2002
№ 67-ФЗ (ред. от 04.07.2003);
• Федеральный закон "Об обеспечении конституционных нрав
граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления" от 26.11.96 № 138-ФЗ (ред. от 22.06.98).
Порядок организации и проведения муниципальных выборов
регулируется также законами субъектов РФ и нормативно-
правовыми актами субъектов РФ. Как правило, в субъектах РФ
установлено следующая система нормативно-правовых актов,
регламентирующих муниципальные выборы:
• закон субъекта РФ об организации местного самоуправления в
субъекте РФ;
• закон субъекта РФ о дополнительных гарантиях избирательных
прав;
• закон субъекта РФ, подробно регламентирующий процедуру
выборов в определенный орган местного самоуправления.
Вопрос 2 5 . Основные принципы проведения
муниципальных выборов
/. Понятие основных принципов проведений^-
1
˜1р$ б1П\ \t˜ , -["••••

избцрительные стандарты.
Соотношение понятий "избирательные\-\Л
стандарты"и "принципы проведения выборо
3. Принципы участия граждан РФ
"" Г I'Т '
"jpiJnpitHtiuhiit ЪрганйШцШ^щтШ]
* Гiтi i i i ill I ill ГГM Гf\ 1 i i I i !*

\ T\
Основные принципы проведения выборов - закрепленные в Консти-
туции и федеральном законодательстве РФ главные положения, ре-
гулирующие порядок проведения выборов, которым должны соответ-
ствовать все другие нормы избирательного законодательства РФ.
Принципы избирательного права, закрепленные в избирательном
законодательстве РФ, в равной мере распространяются на вы-
боры всех уровней, в том числе и на муниципальные выборы.
Основные принципы проведения муниципальных выборов закреплены
в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных
56

прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12.06.2002
№ 67-ФЗ (ред. от 04.07.2003).
2. Международные избирательные стандарты ˜ международно-
правовые нормы, устанавливающие критерии выборов, обеспе-
чивающих подлинную легитимность избранных органов и долж-
ностных лиц.
Понятие избирательных стандартов имеет много общего с по-
нятием принципов проведения выборов, однако полностью
отождествлять их нельзя.
Избирательные стандарты формируются на основе общих
принципов проведения выборов и должны полностью им соот-
ветствовать.
3. Принципы избирательного права условно можно разделить на две

• принципы участия граждан РФ в выборах;
• принципы организации выборов.
Принципы участия граждан РФ в выборах:
• всеобщее избирательное право;
• равное избирательное право;
• прямое избирательное право;
• тайное голосование;
• свободное и добровольное участие в выборах.
Принцип всеобщего избирательного права раскрывается посредст-
вом следующих положений:
• гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать,
а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ,
федеральными законами, конституциями (уставами), законами
субъектов РФ, — быть избранным в органы государственной вла-
сти и органы местного самоуправления;
• гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущест-
венного и должностного положения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности к общественным объеди-
нениям, а также других обстоятельств;
• не имеют права избирать, быть избранными граждане, приз-
нанные судом недееспособными или содержащиеся в местах
лишения свободы по приговору суда.
Принцип равного избирательного права в науке избирательного
права традиционно выражается через формулировку "один че-
ловек — один голос".
57

Принцип прямого избирательного права состоит в том, что гра-
жданин РФ голосует на выборах и референдуме непосредствен-
но за кандидата (список кандидатов) или против всех кандида-
тов (против всех списков кандидатов)".
В соответствии с принципом тайного голосования:
• запрещается контроль за волеизъявлением избирателя на вы-
борах;
• процедура голосования должна быть организована таким обра-
зом, чтобы гарантировать тайну голосования;
• никто не может быть принужден сообщать, за кого он намерен
голосовать или голосовал.
Принцип свободного и добровольного участия в выборах означа-
ет, что никто не может быть принужден к участию (отказу от
участия) в выборах.
4. Принципы организаиии выборов в РФ:
• обязательность выборов;
• независимость избирательных комиссий;
$/ гласность в деятельности избирательных комиссий.
Принцип обязательности выборов, гарантирующий сменяемость
органов власти, в том числе и местной власти, предусматривает
обязательное назначение в установленный законом срок выборов.
Законодательство РФ предусматривает ряд гарантий принципа
обязательности выборов, устанавливая обязанность назначения
выборов в рамках полномочий нескольких органов. В случае
не назначения в установленный срок выборов органом или долж-
ностным лицом, уполномоченным на это законом, выборы впра-
ве назначить соответствующая избирательная комиссия.
Независимость избирательных комиссий обеспечивается запре-
том вмешательства в деятельность комиссий со стороны зако-
нодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций, должностных лиц, иных граждан.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референ-
думе граждан РФ" от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 04.07.2003)
деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов,
референдума, подсчете голосов* установлении итогов голосо-
вания, определении результатов выборов, референдума осуще-
ствляется открыто и гласно.
58

Вопрос 2 6 . Выдвижение и регистрация
кандидатов на муниципальных
выборах

˜.[ ' на муниципальных выборах} -^Г|.Т|."|-|.4.Т_|
j?.i Сбор подписей в поддержку выдвижения
кандидата на муниципальных выборах
3.!Порядок регистрации кандидатов
I на муниципальных ^MffilMjO il М_ И .1 II
1* Граждане РФ. обладающие пассивным избирательным правом, мо-
гут быть выдвинуты кандидатами:
• непосредственно;
• в составе списка кандидатов.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуще-
>
ствлено путем:
• самовыдвижения;
• выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком.
Не может быть выдвинут кандидатом гражданин РФ, не обла-
дающий пассивным избирательным правом на соответствую-
щих выборах.
О выдвижении кандидата в соответствующую избирательную ко-
миссию представляется письменное уведомление.
2. В поддержку выдвижения кандидатов:
• могут собираться подписи избирателей;
• может быть внесен избирательный залог.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации
кандидатов, устанавливается законом субъекта РФ и не может
превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на
территории избирательного округа.
Подписи могут собираться со дня, следующего за днем полу-
чения комиссией уведомления о выдвижении кандидата.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обла-
дающих активным избирательным правом в том избирательном
округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение.
При осуществлении сбора подписей также не допускается:
• принуждение избирателей;
• вознаграждение за внесение подписи;
59

• сбор подписей на рабочих местах;
• сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной пла-
ты, пенсий, пособий, иных социальных выплат.
3. Регистрация кандидата осуществляется на основании:
• необходимого количества собранных в поддержку выдвижения
кандидата подписей избирателей;
• или внесенного избирательного залога.
Если в поддержку выдвижения кандидата собирались подписи
избирателей, то они подлежат обязательной проверке перед ре-
гистрацией кандидата.
Вместо сбора подписей кандидат может внести избирательный
залог. Избирательный залог вносится из средств избирательно-
го фонда.
Размер избирательного залога составляет 15% от устанавливае-
мого законом предельного размера средств избирательного фонда
кандидата.
Регистрация кандидатов, выдвинутых политическими партия-
ми, избирательными блоками, осуществляется без сбора подпи-
сей избирателей и внесения избирательного залога при условии,
что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов
ГД ФС РФ федеральные списки кандидатов, выдвинутых эти-
ми политическими партиями, избирательными блоками, были
допущены к распределению депутатских мандатов. Основанием для
регистрации кандидата в этом случае является решение о его
выдвижении, принятое политической партией, избирательным
блоком в установленном федеральным законом порядке.
При проведении выборов в представительные органы местного
самоуправления муниципальных образований со средней нор-
мой представительства избирателей менее 10 тыс. сбор подписей в
поддержку кандидатов может не проводиться, если законом субъ-
екта РФ предусмотрен иной порядок выдвижения кандидатов.
Решение о регистрации или отказе в регистрации кандидата
принимается избирательной комиссией в течение 10 дней со
дня представления всех необходимых для регистрации доку-
ментов.
Основаниями отказа в регистрации кандидата на муниципальных
выборах могут быть:
• отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
• отсутствие среди документов, представленных для регистрации,
документов, необходимых для регистрации кандидата;
60
• грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей
в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен;
• недостаточное количество представленных достоверных и дей-
ствительных подписей избирателей;
• недостоверность сведений о размере и источниках доходов;
• несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением
случаев, когда создание избирательного фонда не обязательно);
• использование кандидатом при финансировании своей избира-
- тельной кампании, помимо средств собственного избиратель-
ного фонда, иных денежных средств, составляющих более 5%
от установленного законом предельного размера расходования
средств избирательного фонда;
• превышение кандидатом при финансировании своей избира-
тельной кампании размера расходования из избирательного фон-
да более чем на 5% от установленного законом предельного раз-
мера расходования средств избирательного фонда;
• использование кандидатом, его доверенными лицами преиму-
ществ должностного или служебного положения;
• наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном
округе на данных выборах.
Данный перечень оснований отказа в регистрации, установ-
ленный федеральным законом, является исчерпывающим и не
подлежит расширению, в том числе в законодательстве субъек-
тов РФ.
Вопрос 2 7 . Предвыборная агитация и голосование
на муниципальных выборах
-4Ш*



1. Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в пе-
риод избирательной кампании и имеющая целью побудить или
побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, канди-
датов, список кандидатов или против него (них) либо против
всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
Предвыборной агитаиией признаются осуществляемые в период
избирательной кампании:
• призывы голосовать за или против;
• выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов,
в частности указание на то, за какого из кандидатов будет го-
лосовать избиратель;
• описание возможных последствий избрания или неизбрания
. кандидата;
• распространение информации с явным преобладанием сведе-
ний о каких-либо кандидатах в сочетании с позитивными либо
негативными комментариями;
• распространение информации о деятельности кандидата, не
связанной с его профессиональной деятельностью или испол-
нением им своих служебных (должностных) обязанностей;
• деятельность, способствующая созданию положительного или
отрицательного отношения избирателей к кандидату;
• иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие
избирателей голосовать за кандидатов или против них, против
всех кандидатов.
2* Федеральное законодательство устанавливает не исчерпываю-
щий перечень форм осуществления предвыборной агитации:
• агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периоди-
ческих печатных изданиях;
• агитация посредством проведения массовых мероприятий (соб-
раний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шест-
вий, публичных дебатов и дискуссий);
• посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизу-
альных и других агитационных материалов.
Кандидат вправе самостоятельно определять формы проведе-
ния предвыборной агитации в установленных законом рамках.
3« Запрещается проводить предвыборную агитацию:
• федеральным органам государственной власти, органам государ-
ственной власти субъектов РФ, иным государственным органам,
органам местного самоуправления;
• лицам, находящимся на государственной или муниципальной
службе при исполнении ими своих должностных или служебных
об51занностей и (или) с использованием преимуществ должно-
стного или служебного положения;
• воинским частям, военным учреждениям и организациям;
• благотворительным организациям и религиозным объединениям,
учрежденным ими организациям, а также представителям рели-
гиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
• комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
62
• иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным
юридическим лицам;
• представителям организаций, осуществляющих выпуск средств
массовой информации, при осуществлении ими профессио-
нальной деятельности.
4. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандида-
та и создания соответствующего избирательного фонда.
Агитационный период прекращается в ноль часов по местному
- времени за одни сутки до дня голосования.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовеща-
ния и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней
до дня голосования.
Проведение предвыборной агитации в день голосования и в пред-
шествующий ему день запрещается.
Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне
помещений для голосования, зданий и помещений комиссий в
установленном федеральным законом порядке на расстоянии
не менее 50 м от входа в них, сохраняются в день голосования
на прежних местах.
Вопрос 2 8 . Финансирование избирательной
кампании кандидата
на муниципальных выборах



ча мши ципалъных въ
Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды
для финансирования своей избирательной кампании в период
после письменного уведомления соответствующей избиратель-
ной комиссии об их выдвижении до их регистрации этой из-
бирательной комиссией.
Законом субъекта РФ может быть установлено, что на выборах в
органы местного самоуправления при определенном числе избира-
телей в избирательном округе (но не более 5 тыс. избирателей)
создание кандидатом избирательного фонда необязательно при
условии, что финансирование кандидатом своей избирательной
кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет
соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоя-
тельствах.
Кандидаты вправе назначать уполномоченных представителей
по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных пред-
ставителей по финансовым вопросам осуществляется комис-
сиями в порядке, установленном законом.
2. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за $чеп\\
• собственных средств кандидата;
• средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избиратель-
ным объединением, избирательным блоком;
• добровольных пожертвований граждан;
• добровольных пожертвований юридических лиц;
• средств, выделенных кандидату соответствующей избиратель-
ной комиссией в случае, если это предусмотрено законом.
Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кан-
дидатов:
• иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;
• иностранным гражданам;
• липам без гражданства;
• гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет на день голосо-
вания;
• российским юридическим лицам с иностранным участием, ес-
ли доля иностранного участия в их уставном (складочном) ка-
питале превышает 30%;
• международным организациям и международным общественным
движениям;
• органам государственной власти и органам местного самоуправ-
ления;
• государственным и муниципальным учреждениям и организациям;
• воинским частям, военным учреждениям и организациям, пра-
воохранительным органам;
• благотворительным организациям, религиозным объединениям
и учрежденным ими организациям;
• анонимным жертвователям;
• юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один
год до дня голосования на выборах.
3, Право распоряжаться средствами избирательных фондов при-
надлежит создавшим их кандидатам.
Средства избирательных фондов имеют целевое назначение.
Средства избирательных фондов могут использоваться канди-
датами только на покрытие расходов, связанных с проведением
своей избирательной кампании.
64

Средства избирательных фондов, фондов референдума могут ис-
пользоваться на:
• финансовое обеспечение организационно-технических мер, на-
правленных на сбор подписей избирателей, в том числе на оплату
труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
• предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) ин-
формационного и консультационного характера;
• оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражда-
нами или юридическими лицами, а также на покрытие иных
расходов, непосредственно связанных с проведением кандида-
тами своей избирательной кампании;
• внесение избирательного залога.
Вопрос 2 9 . Голосование на муниципальных
выборах


1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в рас-
поряжение участковой комиссии главой соответствующего му-
ниципального образования.
В помещении для голосования должен быть зал, в котором раз-
мещаются кабины или иные специально оборудованные места
для тайного голосования, оснащенные системой освещения
и снабженные письменными принадлежностями, за исключе-
нием карандашей.
В помещении для голосования либо непосредственно перед
указанным помещением участковая комиссия оборудует ин-
формационный стенд, на котором размещает следующую инфор-
мацию обо всех кандидатах, внесенных в бюллетень:
• биографические данные кандидатов в объеме не меньшем чем
объем биографических данных, внесенных в бюллетень;
• сведения об основаниях регистрации кандидатов;
• сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, уста-
новленном организующей выборы избирательной комиссией;
• информация о фактах представления кандидатами недостовер-
ных сведений (если такая информация имеется);
• сведения о судимостях кандидата;
• сведения о наличии у кандидата гражданства иностранного
государства.
Размещаемые на информационном стенде материалы не долж-
ны содержать признаков предвыборной агитации.
65
В помещении для голосования должна находиться увеличенная
форма протокола об итогах голосования, предназначенная для
занесения в нее данных об итогах голосования по мере их ус-
тановления.
В помещении для голосования размещаются стационарные ящики
для голосования. В качестве стационарных ящиков могут исполь-
зоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе
программно-технические комплексы обработки бюллетеней.
Помещение для голосования должно быть оборудовано таким
образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного
голосования и ящики для голосования, технические средства
подсчета голосов при их использовании одновременно находи-
лись в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.
2. Время начала и окончания голосования на муниципальных вы-
борах устанавливается законом субъекта РФ. Продолжитель-
ность голосования не может составлять менее 10 часов.
О времени и месте голосования территориальные и участковые
комиссии обязаны оповестить избирателей, участников рефе-
рендума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через
средства массовой информации или иным способом.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других из-
бирателей не допускается.
Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудован-
ной кабине, ином специально оборудованном месте, где не
допускается присутствие других лиц.
Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня до-
пустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдав-
шему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен
испорченного. Член комиссии выдает избирателю новый бюлле-
тень, делая при этом соответствующую отметку в списке изби-
рателей. Испорченный бюллетень погашается, о чем составля-
ется акт.
Избиратель* не имеющий возможности самостоятельно запол-
нить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью дру-
гого избирателя, не являющегося:
• членом комиссии;
• зарегистрированным кандидатом;
• уполномоченным представителем избирательного объедине-
ния, избирательного блока;
• доверенным лицом кандидата;
• наблюдателем.
66

Вопрос 30. Институт отзыва в системе
местного самоуправления
Рт :иа тej\т •щееп то<
1Атше о т31tit т
/. ?0 •




и е м(Я
0 V*

I
И
10в€ и я 0 т31>нш с\еЩт41 \пга
0
и*

)едс п в игти ы не г 7 эга\Чп Hi еетШ >0 о< . . . .




Ч гаа е 1Я
мо ит
..... ... ..
... *Р .....
......

Отзыв депутата, выборного должностного лица местного само-
управления как институт непосредственной демократии пред-
ставляет собой форму ответственности депутата, выборного
должностного лица перед населением, содержанием которой яв-
ляется возможность досрочного прекращения полномочий де-
путата, выборного должностного лица по воле избирателей1.
Приведенное выше определение института отзыва в системе
местного самоуправления — общепризнанное в науке муници-
пального права. В то же время, в науке муниципального права
продолжаются дискуссии о социальной значимости и роли ин-
ститута отзыва в системе местного самоуправления.
С одной стороны, очевидны необходимость механизмов ответ-
ственности народных избранников перед своими избирателями
и возможность досрочного прекращения полномочия избранного
представителя, в случае если он не руководствуется в своих
действиях интересами населения муниципального образования.
А следовательно, необходимо и законодательное закрепление
отзыва как наиболее эффективного механизма такой ответст-
венности и способа досрочного прекращения полномочий.
С другой стороны, широкое распространение и применение про-
цедуры отзыва неизбежно приводит к превращению конститу-
ционно закрепленного свободного мандата в императивный
мандат, что явно не соответствует демократическим принципам
местного самоуправления.
Федеральное законодательство не содержит определения отзыва,
оставляя его законодательное закрепление на усмотрение субъ-
ектов РФ. Например, Закон Волгоградской области "Об отзыве
депутата Волгоградской областной думы" от 03.07.2000 № 425-ОД2
(в ред. от 25.01.2001) содержит следующее легальное определение:
"Отзыв депутата Волгоградской областной думы — результат
выявленного в соответствии с настоящим Законом волеизъяв-
1
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации:
учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002. С. 175.
2
Волгоградская правда. 18 июля 2000 года. № 129.
67
ления избирателей, на основании которого полномочия депу-
тата Волгоградской областной думы могут быть прекращены
досрочно".
2. Как и большинство положений, касающихся процедуры отзыва
депутата представительного органа местного самоуправления, ос-
нования отзыва определяются законодательством субъекта РФ.
Большинство субъектов РФ идет по данному пути правового
регулирования данного вопроса. Так, названный выше Закон
Волгоградской области устанавливает основание отзыва — сис-
тематическое неисполнение следующих обязанностей, которое
состоит:
• в нарушении порядка отчета перед избирателями;
• в отсутствии реагирования должным образом на гражданскую
инициативу;
• в неисполнении поручений Волгоградской областной думы и
ее органов;
• в неучастии в работе Волгоградской областной думы и ее орга-
нов по неуважительной причине;
• в отказе от голосования на заседаниях Волгоградской областной
думы и ее органов.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 02.04.2002 сфор-
мулировал следующую позицию по вопросу оснований отзыва вы-
борного лица местного самоуправления: "Основанием для отзыва
выборного лица местного самоуправления может быть действие
(бездействие) данного лица, которое ставит под сомнение дове-
рие к нему населения. Это действие (бездействие) лица может стать
известным избирателям без его предварительного юрисдикцион-
ного подтверждения. Вместе с тем большое значение при от-
зыве имеет судебная защита, предполагающая, в частности,
возможность установления судом по инициативе отзываемого
лица, что то или иное действие (бездействие) отзываемого лица
не имело места или что от его воли не зависело наступление тех
последствий, которые оцениваются как основания для утраты
к нему доверия, и потому дальнейшее осуществление процеду-
ры отзыва исключается".
68

Вопрос 31 • Процедура отзыва депутата
представительного органа
1
местного самоуправления
1. Регистрация инициативной группы 1 ;N J 4 4 I j
J2J С^о/7 подписей в поддержку инициативы
И ИИ
--у^^тзыва депутата
44
3* Назначение даты голосования по отзыву
ItI I1 jI ] |' Г1 I I 1

фо q&fwoey отзыва джутатш 1 1 1 I
!• Реализация инициативы по отзыву депутата начинается с пись-
менного извещения областной избирательной комиссии о проведе-
нии инициативного организационного собрания для группы
граждан или заседания руководящего органа избирательного
объединения по вопросу инициирования отзыва депутата.
Извещение представляется в областную избирательную комис-
сию не позднее чем за 7 дней до дня проведения инициативного ор-
ганизационного собрания для группы граждан или заседания ру-
ководящего органа избирательного объединения по вопросу
инициирования отзыва депутата.
В письменном извещении указываются:
• дата и время проведения инициативного собрания;
• место проведения инициативного собрания;
• номер избирательного округа; фамилия, имя и отчество депутата,
в отношении которого намечается процедура отзыва.
Заявление подписывается всеми лицами инициативной группы
граждан или руководящими уполномоченными лицами изби-
рательного объединения с указанием даты.
Организационное собрание инициативной группы должно быть
проведено строго в соответствии с ранее установленными да-
той, временем и местом проведения собрания или заседания
инициаторов отзыва депутата. В противном случае для област-
ной избирательной комиссии оно является недействительным.
На инициативном собрании решаются следующие вопросы:
• о принятии решения об отзыве депутата по конкретному округу;
• об избрании уполномоченного представителя инициаторов отзыва;
• о доверенных лицах инициаторов отзыва;
• об утверждении формулировки мотива отзыва.

Данный вопрос рассмотрен на примере законодательства Волгоградской области.
69

Собрание должно проводиться открыто. Его ход протоколируется.
Инициатива граждан, избирательных объединений по отзыву депу-
тата:
• оформляется как заявление одного из инициаторов отзыва —
уполномоченного представителя инициаторов отзыва;
• в 5-дневный срок со дня проведения организационного собра-
ния или заседания руководящего органа избирательного объе-
динения направляется в областную избирательную комиссию
для регистрации инициативы отзыва.
В письменном заявлении уполномоченного представителя инициато-
ров отзыва должны быть указаны:
• ?го фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, за-
нимаемая должность (род занятий) и место жительства;
• аналогичные сведения о доверенных лицах инициаторов;
• фамилия, имя и отчество депутата, отзыв которого инициируется;
*/ номер избирательного округа отзываемого депутата;
• краткий текст формулировки мотива отзыва депутата, основан-
ный на конкретном перечне нарушенных депутатом норм де-
путатского статуса.
Отзыв депутата может быть мотивирован исключительно сис-

<<

стр. 2
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>