<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Согласно ст. 5 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.98
№ 73-ФЗ (ред. от 10.01.2003) городскими поселениями в РФ яв-
ляются города и поселки.
В зависимости от численности населения городские поселения под-
разделяются на:
• сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн человек);
• крупнейшие города (численность населения от 1 до 3 млн человек);
• крупные города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн
человек);
• большие города (численность населения от 100 до 250 тыс. че-
ловек);
• средние города (численность населения от 50 до 100 тыс. человек);
• малые города и поселки (численность населения до 50 тыс. человек).
Организаиия местного самоуправления на территории городских
поселений обусловлена такими факторами как:
• численность населения;
• размер территории;
• внутренняя структура городского поселения и т. д.
Возможны следующие варианты организации местного самоуправ-
ления на территории городского поселения:
• территория городского поселения входит в состав одного муни-
ципального образования;
• городское поселение входит в состав муниципального образова-
ния наряду с другими городскими и сельскими поселениями;
• в городских поселениях могут создаваться органы территори-
ального общественного самоуправления.
104

2. Согласно Градостроительному кодексу РФ сельские поселения
подразделяются на:
• крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тыс.
человек);
• большие сельские поселения (численность населения от 1 до 5 тыс.
человек);
%/ средние сельские поселения (численность населения от 200 до 1
тыс. человек);
• малые сельские поселения (численность населения до 200 человек).
Возможны следующие варианты организации местного самоуправ-
ления на территории сельского поселения:
• сельское поселение — самостоятельное муниципальное образование;
• сельское поселение — самостоятельное муниципальное образование
в границах другого, более крупного муниципального образования;
• сельское поселение не является самостоятельным муниципальным
образованием, а входит в муниципальное образование, состоящее из
нескольких поселений.
В случае если сельское поселение — самостоятельное муници-
пальное образование — находится на территории более крупного
муниципального образования, то предметы ведения муници-
пальных образований разграничиваются законом субъекта РФ.
3. Существует три варианта организации местного самоуправления
в районе:
• одно муниципальное образование на территории района;
• район как муниципальное образование, на территории которо-
го существуют другие муниципальные образования (на терри-
тории городских и сельских поселений);
• район как уровень государственного управления.
В настоящее время в РФ преобладает первый вариант, характери-
зующийся:
• едиными районными органами местного самоуправления;
• единым местным бюджетом на территории всего района;
• единой районной муниципальной собственностью.
Обусловлено преобладание первого варианта рядом причин,
среди которых на первом месте — финансово-экономические.
Малые поселения не в состоянии самостоятельно решать во-
просы местного значения из-за отсутствия соответствующей
финансовой базы, и, следовательно, население таких поселений
выступает против организации самостоятельного муниципального
образования и реализует свое право на местное самоуправление в
границах районного муниципального образования.
105

Вопрос 45» Особенности организации местного
самоуправления на территории
городов федерального значения
/. Факторы, обуславливающие особенности
JLL местного самоуправления на территории
-^j-j^fkg^0 федерального> значенищ \J | | I I t
-Щ Основные особенности местного \-\˜j
ЪЛ^амоуправления на территории городов
федерального значения
ь—|—\—|—i—\—Y˜

Ышшя
\ \ \f j 1 I I
1. В соответствии со ст. 64 Конституции РФ субъектами РФ — горо-
дами федерального значения являются:
• город Москва;
• город Санкт-Петербург.
Особенности организации местного самоуправления на терри-
тории городов федерального значения обусловлены совпадени-
ем территории субъекта РФ и территории муниципального об-
разования.
Основными сложностями в организации местного самоуправления
на территории городов федерального значения являются:
• разграничения полномочий органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления;
• организация местного самоуправления на территории города,
квалифицируемого Градостроительным кодексом РФ от 07.05.98
№ 73-ФЗ (ред. От 10.01.2003) как сверхкрупного.
2. Имеются следующие особенности организации местного само-
управления на территории городов федерального значения —
Москвы и Санкт-Петербурга:
• в городах федерального значения могут не создаваться выбор-
ные городские органы местного самоуправления;
• в городах федерального значения создаются внутригородские
муниципальные образования;
• местное самоуправление на внутригородских территориях осуще-
ствляется при сохранении единства городского хозяйства;
• в целях сохранения единства городского хозяйства предметы
ведения находящихся на территории города муниципальных
образований разграничиваются законом субъекта РФ;
106

• объединение или преобразование внутригородских муниципаль-
ных образований, изменение их границ осуществляются посред-
ством принятия закона субъекта РФ с учетом мнения населения
муниципального образования;
• население городских поселений, входящих в состав территории
города федерального значения, не может быть лишено права на
осуществление местного самоуправления.
3. В соответствии с Уставом города Москвы, действуют следующие
органы государственной власти субъекта РФ - города Москвы:
• Московская городская дума (представительный орган);
• Правительство Москвы (коллегиальный исполнительный орган);
• мэр Москвы (высшее должностное лицо субъекта РФ).
До 13.07.2001, когда в Устав города Москвы были внесены со-
ответствующие изменения, вышеперечисленные органы государ-
ственной власти города Москвы одновременно являлись органами
местного самоуправления, что противоречило ст. 12 Конститу-
ции РФ.
Территориальными единицами в городе Москве являются:
• административные округа;
• районы.
В соответствии с Уставом города Москвы административные
округа Москвы — это административно-территориальные едини-
иы города, образуемые для:
• административного управления соответствующими террито-
риями;
• координации деятельности администраций районов, территори-
альных подразделений и служб отраслевых органов городской
администрации;
• осуществления контроля за исполнением правовых актов города.
Всего в городе Москве 10 административных округов.
Административный округ возглавляет префект — должностное
лицо городской администрации.
Административный округ не является муниципальным образо-
ванием.
Административные округа в городе Москве подразделяются на
районы. Районы приобретают статус муниципальных образо-
ваний после истечения срока полномочий районных собраний,
избранных до принятия изменений в Устав города Москвы
13.07.2001.
Т07

14.03.2004 в г. Москве состоялись выборы депутатов муници-
пальных собраний. Данные выборы ознаменовали реформу сис-
темы местного самоуправления в г. Москве.
Суть данной реформы следующая:
• с 14.03.2004 система управления в г. Москве приводится в со-
ответствие с Конституцией РФ;
• существовавшее 3 года (2001 — 2004 гг.) совмещение органов
государственной власти и местного самоуправления прекращается;
• с момента выборов депутатов муниципальных собраний 14.03.2004
и наделения их полномочиями система управления в Москве
приобретает двухуровневую структуру:
• Мэр, Городская Дума, Правительство г. Москвы становятся
исключительно органами государственной власти субъекта РФ;
• избранные 14.03.2004 муниципальные собрания и формируемые
ими органами образуют систему местного самоуправления в
г. Москве, не входящую в систему государственной власти.
Вопрос 4 6 . Полномочия и компетенция
местного самоуправления




1. Полномочия местного самоуправления — это закрепляемые нор-
мами муниципального права за населением, выборными и ины-
ми органами местного самоуправления права и обязанности, не-
обходимые для осуществления задач и функций местного само-
управлениями^ территории муниципального образования1.
Формами реализации полномочий местного самоуправления являются:
• реализация полномочий местного самоуправления населением
муниципального образования непосредственно',
• реализация полномочий местного самоуправления органами и
должностными лицами местного самоуправления.

1
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации:
учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002. С. 368.
108

Полномочия местного самоуправления принято подразделять на две
основные группы:
• "собственные" полномочия местного самоуправления — полно-
мочия по решению вопросов местного значения;
• делегированные полномочия органов государственной власти.
2. Компетенция ˜ содержание и объем властных правомочий (права
и обязанности по осуществлению функций местного самоуправ-
ления), которые имеет орган власти или его должностное лицо
и которые фиксируются в соответствующем юридическом до-
кументе1.
Компетенция включает два элемента:
• предметы ведения (круг рассматриваемых вопросов);
• полномочия (права и обязанности).
3. Основополагающим нормативным актом, устанавливающим
принципы определения компетенции органов местного само-
управления, является Европейская хартия местного самоуправ-
ления. Статья 4 Европейской хартии местного самоуправления
закрепляет пять принципов:
• основные полномочия и компетенция органов местного само-
управления устанавливаются конституцией или законом. Од-
нако это положение не исключает предоставления органам ме-
стного самоуправления в соответствии с законом полномочий
и компетенции для конкретных целей;
• органы местного самоуправления в пределах, установленных
законом, обладают полной свободой действий для осуществле-
ния собственных инициатив по любому вопросу, который не
исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции дру-
гого органа власти;
• публичная власть, как правило, должна преимущественно осу-
ществляться органами власти, наиболее близкими к граждани-
ну. Предоставление полномочий иному органу власти должно
производиться с учетом объема и характера поставленной за-
дачи, а также требований эффективности и экономии;
v' предоставляемые органам местного самоуправления полномо-
чия должны быть, как правило, полными и исключительными.
Они могут быть оспорены или ограничены иным органом вла-
сти, центральным или региональным, только в порядке, уста-
новленном законом;

Алексеев С.С. Государство и право. С. 41.
• при делегировании полномочий центральными или региональ-
ными органами органам местного самоуправления последние
должны, насколько это возможно, обладать свободой приме-
• нять их в соответствии с местными условиями.
Вопрос 4 7 . Полномочия местного самоуправления
в области планово-финансовой
деятельности
1. Полномочия местного самоуправления
%
,1 |
' ˜+ в области планирования1^^^±ХХХ
'rjj
2. Полномочия местного самоуправления
˜˜\Х^˜рюджетно финансовой деятельности }Ulf44
1. Планирование — процесс разработки будущих программ для по-
вышения эффективности деятельности органов местного само-
управления, лучшего выполнения основных задач местного
самоуправления, в частности для комплексного социально-
экономического развития муниципального образования.
Основными элементами полномочий местного самоуправления в об-
ласти планирования являются'.
• возможность принимать планы и программы комплексного раз-
вития муниципального образования, а также отдельные про-
граммы для различных сфер жизнедеятельности населения му-
ниципального образования;
• возможность использования финансовых ресурсов для реализации
принятых программ развития,
• возможность осуществления контроля за ходом исполнения приня-
тых программ и планов.
Планы комплексного развития муниципального образования в со-
ответствий с действующим законодательством должны основывать-
\ ся на определенных принципах, таких как:
• ориентация на самостоятельное развитие территории исходя из
собственных возможностей и ресурсов;
• содействие развитию рыночных отношений, поддержка разви-
тия малого предпринимательства;
• приоритетное решение наиболее 'острых для населения муни-
ципального образования проблем;
• развитие собственной материально-финансовой базы, гарантиру-
ющее полную финансово-экономическую самостоятельность
муниципального образования и адекватное стоящим перед му-
ниципальным образованием задачам.
110

Комплексные программы развития муниципального образования
включают различные разделы, объединяющие ряд вопросов местного
значения:
• финансово-экономический;
• социально-культурный;
• коммунального обслуживания населения;
t/ коммуникационный;
• экологический;
• строительства и т. д.
2. Органы местного самоуправления наделены полномочиями по
регулированию бюджетного процесса в муниципальном обра-
зовании.
Бюджетный процесс в муниципальном образовании — это регла-
ментируемая нормами права деятельность органов местного само-
управления и иных участников бюджетного процесса по составле-
нию и рассмотрению проекта местного бюджета, его утверждению
и исполнению, а также контролю за его исполнением1.
Полномочия органов местного самоуправления в бюджетном про-
иессе включают следующие права:
• определять направления, объемы и порядок использования бюд-
жетных средств;
• вкладывать свободные средства в хозяйственные мероприятия,
ценные бумаги, а также предоставлять муниципальные займы;
• предусматривать в местных бюджетах средства для погашения
долговых обязательств;
• определять размеры резервных фондов финансовых ресурсов
за счет средств местных бюджетов;
|/ определять категории граждан, имеющих право на пособия
и льготы за счет средств местных бюджетов.




1
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации:
учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002. С. 389.
Ill

Вопрос 4 8 . Гарантии местного самоуправления
1.

ипие и классификация г
местного самоуправления А-+-• 4+
I ? IВ ipa] шиц, обеспечивающие организацией 4} т.
jLHi-14-14 1 - J * •..-.. Г-.1Х-и1..4ч4™1
гажиетьятелЪношь
НОС1 вления
Ъра>чтищ обеспЫитющие

травления
-t-f
\. Гарантии в юридическом смысле — условия и средства обеспече-
ния прав.
Двумя самыми распространенными видами гарантий являются:
• гарантии-средства;
• гарантии-условия.
Гарантии-средства - представляют собой конкретные способы
реализации и защиты прав.
Гарантии-условия — создают предпосылки к осуществлению гра-
жданами своих прав. Они создают правовое, экономическое,
социальное и культурное пространство, действуя в котором,
человек может осуществлять свои права. Такие гарантии долж-
ны функционировать постоянно, раньше чем отдельный граж-
данин воспользуется принадлежащим ему правом.
Наиболее распространенная классификаиия гарантий заключает-
ся в их разделении на три группы:
• общие гарантии;
• правовые гарантии;
• организационные гарантии.
2. Гарантии местного самоуправления — система условий и средств,
обеспечивающих осуществление местного самоуправления и соот-
ветственно реализацию прав каждого гражданина РФ на мест-
ное самоуправление.
Гарантии местного самоуправления делятся на:
• общие гарантии;
• правовые (юридические) гарантии.
Общие гарантии не всегда закреплены юридически. К ним относятся:
• экономические гарантии;
U2

• политические гарантии;
• социальные гарантии;
• духовные гарантии.
Для науки муниципального права наибольший интерес пред-
ставляют правовые гарантии местного самоуправления, то есть
гарантии, закрепленные в нормативно-правовых актах различной
юридической силы.
Правовые гарантии местного самоуправления можно подразделить
на две большие группы:
• гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность
местного самоуправления;
• гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоя-
тельность местного самоуправления.
Кроме правовых гарантий в широком смысле, то есть гарантий,
закрепленных в нормативно-правовых актах, в науке муници-
пального права выделяют так называемые правовые гарантии в
узком смысле — судебные гарантии и иные формы юридической
защиты местного самоуправления.
3. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность
местного самоуправления, — закрепляемые законодательством
о местном самоуправлении организационные основы местного
самоуправления, принципы определения компетенции органов ме-
стного самоуправления1.
К гарантиям, обеспечивающим организаиионную самостоятель-
ность местного самоуправления, относятся.
• конституционное положение (ст. 12 Конституции РФ) о том,
что органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти)
• право населения муниципального образования самостоятельно
определять структуры органов местного самоуправления;
• собственная компетенция органов местного самоуправления;
• собственная символика муниципальных образований, отражаю-
щая исторические и иные местные традиции;
• обязательность учета мнения населения при изменении границ
муниципального образования;
• законодательно установленные пределы и порядок государственного
контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

1
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации:
учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002. С. 531.
пз
4. Система гарантий финансово-экономической самостоятельности
местного самоуправления основывается на следующих приниипах.
• муниципальная собственность как одна из признаваемых законом
форм собственности защищается государством]
• право управления и распоряжения муниципальной собственно-
стью принадлежит исключительно муниципальному образованию;
• предусмотренная законом возможность создания органами мест-
ного самоуправления муниципальных коммерческих и некоммерче-
ских организаций]
%/ обязанность органов государственной власти передавать необходи-
мые финансовые средства для реализации органами местного
самоуправления делегированных им долномочий;
• самостоятельность органов местного самоуправления при формиро-
вании, утверждении и исполнении местного бюджета;
• самостоятельное участие муниципальных образований в граждан-
ско-правовых отношениях.
Вопрос 4 9 . Судебная защита как гарантия
местного самоуправления




1. Среди гарантий местного самоуправления выделяются так на-
зываемые правовые гарантии в узком смысле, то есть возмож-
ность юридической защиты местного самоуправления.
В данной группе гарантий местного самоуправления главное
место отведено судебной защите местного самоуправления.
Согласно ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления
органы местного самоуправления должны иметь право на су-
дебную защиту для обеспечения свободного осуществления
ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Консти-
туции или внутреннем законодательстве принципов местного
самоуправления.
2. В рамках судебной защиты местного самоуправления с иском в
суд могут обратиться:
• граждане, проживающие на территории муниципального образо-
вания;
• органы местного самоуправления;
• должностные лица местного самоуправления.
П4

В судебном порядке могут быть обжалованы:
• нормативно-правовые акты;
• индивидуальные акты.
В судебном порядке могут быть отменены акты, нарушающие
права местного самоуправления:
• органов государственной власти;
• государственных должностных лиц;
• органов местного самоуправления;
• должностных лиц местного самоуправления;
• предприятий, учреждений и организаций;
• общественных объединений.
Обращение с зашитой прав местного самоуправления может быть
подано в соответствии с правилами подсудности в:
• суд общей юрисдикции;
• арбитражный суд.
Порядок принятия искового заявления, его рассмотрения и вы-
несения решения регулируется нормами Гражданско-процес-
суального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (от 30.06.2003) и
Арбитражно-процессуального кодексов РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ.
Вопрос 50* Контроль за деятельностью органов
местного самоуправления




1. Европейская хартия местного самоуправления устанавливает ряд
общих принципов, на основании которых осуществляется ад-
министративный контроль за деятельностью органов местного
самоуправления. Его основные приниипы:
• любой административный контроль за органами местного са-
моуправления может осуществляться только в порядке и слу-
чаях, предусмотренных конституцией или законом;
• любой административный контроль за деятельностью органов
местного самоуправления, как правило, предназначен лишь
для обеспечения законности и соблюдения конституционных
принципов;
115
• административный контроль может осуществляться вышестоящи-
ми органами власти при выполнении органами местного само-
управления делегированных им задач;
• административный контроль за органами местного самоуправ-
ления осуществляется таким образом, чтобы степень вмешательст-
ва контролирующего органа была соразмерна значимости интере-
сов, которые это вмешательство имеет в виду защитить.
2. Осуществление контроля за деятельностью органов местного
самоуправления не должно нарушать принципа самостоятель-
ности и независимости местной власти.
Различные процедуры контроля предусмотрены в зависимости от
полномочий контролируемых органов местного самоуправления:
• контроль за исполнением "собственных" полномочий местного само-
управления;
• контроль за исполнением делегированных полномочий органов госу-
дарственной власти субъектов РФ.
Указанный контроль в строго ограниченных законом рамках
осуществляется уполномоченными государственными органами.
3. Надзор за деятельностью органов местного самоуправления осу-
ществляется органами прокуратуры РФ в соответствии с Феде-
ральным законом "О прокуратуре РФ" от 17.01.92 № 2202-1
(ред. от 30.06.2003).
Прокуратура РФ осуществляет надзор за:
• исполнением законов органами и должностными лицами ме-
стного самоуправления;
• соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами и
должностными лицами местного самоуправления.
Предметом надзора за соблюдением законов органами и долж-
ностными лицами местного самоуправления согласно ст. 21
названного федерального закона являются:
• соблюдение Конституции РФ и исполнение законов органами
и должностными лицами местного самоуправления;
• соответствие законам правовых актов органов и должностных
лиц местного самоуправления.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функиий вправе:
• беспрепятственно входить на территории и в помещения орга-
нов местного самоуправления;
116
• иметь доступ к документам и материалам органов местного само-
управления;
• проверять исполнение законов в связи с поступившей в орга-
ны прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
• требовать от руководителей и других должностных лиц органов
местного самоуправления'.
• представления необходимых документов, материалов, стати-
стических и иных сведений;
• выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
• проведения проверок по поступившим в органы прокурату-
ры материалам и обращениям, ревизий деятельности под-
контрольных или подведомственных им организаций;
• вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по по-
воду нарушений законов.
Формы реагирования прокурора на выявленные факты нарушения
законности в деятельности органов местного самоуправления'.
• протест;
• представление;
• постановление.
Прокурор приносит протест на противоречащий закону право-
вой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот
акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должност-
ному лицу.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее
чем в 10-дневный срок р момента его поступления, а в случае
принесения протеста на решение представительного органа
местного самоуправления — на ближайшем заседании. При ис-
ключительных обстоятельствах, требующих немедленного уст-
ранения нарушения закона, прокурор вправе установить со-
кращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщает-
ся прокурору в письменной форме.
Представление об устранении нарушений закона вносится про-
курором в орган или должностному лицу, которые полномоч-
ны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлага-
тельному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть
приняты конкретные меры по устранению допущенных наруше-
ний закона, их причин и условий, им способствующих. О резуль-
m
татах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письмен-
ной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным органом про-
курору сообщается о дне заседания.
Вопрос 5 1 . Характеристика ответственности
органов местного самоуправления
И
/. Ответственность органов местного
самоуправления как основополагающий Ц4
принцип местного самоуправления
2. Классификация ответственности органов
местного самоуправленшц]^ , |j [ | [ | | »
1. Население муниципального образования, формируя органы ме-
стного 'самоуправления, которые самостоятельно будут решать
рад вопросов местного значения, должно иметь существенные
гарантии того, что созданные органы будут во всех своих дей-
ствиях руководствоваться интересами именно населения. Для
этого предусматриваются механизмы ответственности органов
местного самоуправления и должностных лиц местного само-
управления за принимаемые в процессе реализации своих пол-
номочий решения.
Принцип ответственности органов местного самоуправления
означает признаваемую Конституцией и федеральным законо-
дательством возможность применения санкций к должностным
лицам и органам местного самоуправления за нарушение зако-
нодательства в процессе исполнения своих функций.
Законодательное закрепление приниипа ответственности органов
местного самоуправления призвано обеспечить:
• эффективность осуществления органами местного самоуправ-
ления и должностными лицами местного самоуправления возло-
женных на них функций;
• соответствие деятельности органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления интересам насе-
ления муниципального образования;
• тесную связь органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления с населением муниципального об-
разования.
2. Ответственность органов местного самоуправления и должно-
стных лиц местного самоуправления — это неблагоприятные
118

правовые последствия за принятые ими противоправные решения,
ненадлежащее осуществление своих задач и функций 1 .
Согласно ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах ор-
ганизации местного самоуправления в РФ" от 28.08.95 № 154-ФЗ
(ред. от 08.12.2003) существуют следующие виды ответствен-
ности:
• ответственность перед населением;
• ответственность перед государством;
• ответственность перед физическими и юридическими лицами.
Вопрос 5 2 . Виды ответственности органов
местного самоуправления

местного самоуправления перед насел ˜
ЙН Этвёт^твенгЬЬтЪЪйгйнов местного
^ управлений˜г' \рством\
стнсщ


1 • Ответственность органов и должностных лиц местного само-
управления перед населением раскрывает ст. 48 Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправ-
ления в РФ" от 28.08.95 № 154-ФЗ (ред. от 08.12.2003). Данный
вид ответственности наступает в результате утраты доверия
населения.
В соответствии с федеральным законом порядок и условия от-
ветственности органов и должностных лиц местного самоуправ-
ления в результате утраты доверия определяется в уставе му-
ниципального образования.
Наиболее распространенный вид реализации ответственности
перед населением — отзыв депутата, выборного должностного
лица органа местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления несут ответственность за осуществление от-
дельных государственных полномочий в той мере, в какой эти
полномочия обеспечены соответствующими органами государст-
венной власти материальными и финансовыми средствами.
1
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации:
учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002. С. 540.
П9

Ответственность перед государством может наступать в форме:
• отмены неправомерного решения;
• досрочного прекращения полномочий;
• отрешения от должности.
Представительный орган местного самоуправления, глава муни-
ципального образования, принявшие (издавшие) нормативный
правовой акт, который признан судом противоречащим Консти-
туции РФ, федеральному конституционному закону, федераль-
ному закону, конституции, уставу, закону субъекта РФ, уставу
муниципального образования, обязаны:
$/ в установленный решением суда срок отменить данный норма-
тивный правовой акт или отдельные его положения;
• опубликовать информацию о решении суда в течение 10 дней со
дня вступления решения суда в силу.
3. Физические и юридические лица, чьи права и законные инте-
ресы нарушены решениями и действиями (бездействием) орга-
нов и должностных лиц местного самоуправления, могут об-
жаловать указанные решения, действия (бездействие) в суд.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок дан-
ного обжалования, является Закон РФ "Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права граждан" от 27.04.93
№4866-1 (ред. от 14.12.95).
120

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Феде-
рации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ.
Серия 11. Право. 1996.
2. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1987.
3. Зиновьев А.В. и Поляшова И.С. Избирательная система
России. СПб., 2003.
4. Местное самоуправление: современный российский опыт
законодательного регулирования: Учебное пособие / Под ред.
К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. М., 1998.
5. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 2. СПб., 1909.
6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской
Федерации: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002.
7. Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному
праву. Т. 2. СПб., 1910.
8. Постовой Н.В. Муниципальное право России. М., 2002.
9. Теория государства и права / Под ред. A.M. Корельского и
В.Д. Перевалова. М., 1997.
10. Теория государства и права. Учебник / Под ред. Н.И. Ма-
тузова и А.В. Малько. М., 1999.
11. Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994.
12. Шугрина Е.С. Муниципальное право. Учебник. М., 1999.
121

СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Понятие, предмет и метод муниципального права 3
/. Понятие муниципального права
2. Предмет и метод отрасли муниципального права
3. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина. Их
отличие
4. Основные этапы развития муниципального права в России
Вопрос 2. Муниципально-правовые нормы и отношения 5
/. Муниципально-правовые нормы. Их особенности
2. Классификация муниципально-правовых норм
3. Муниципально-правовые отношения
Вопрос 3. Характеристика местного самоуправления 7
L Понятие местного самоуправления
2. Местное самоуправление как основа конституционного строя
3. Местное самоуправление как форма народовластия
4. Признаки местного самоуправления
Вопрос 4. Основные теории местного самоуправления 9
1. Понятие и классификация теорий местного самоуправления
2. Теория свободной общины
3. Общественно-хозяйственная теория
4. Государственная теория
5. Теория дуализма муниципального управления
6. Теория социального обслуживания
Вопрос 5. Источники муниципального права 11
1. Понятие и виды источников муниципального права
2. Конституция РФ как источник муниципального права
3. Международные договоры
4. Федеральное законодательство
5. Законодательство субъектов РФ
6. Акты органов местной власти
7. Постановления Конституционного суда РФ
Вопрос 6. Европейская хартия местного самоуправления 13
1. Характеристика Европейской хартии местного самоуправления
2. Структура Европейской хартии местного самоуправления
3. Основные положения Европейской хартии местного
самоуправления
Вопрос 7. Одновременное действие в 2003 — 2006 гг. двух законов
"Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"
(1995 г. и 2003 г.) 15
1. Особенности современного правового регулирования местного
самоуправления
2. Отличительные черты Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ
122

3. Порядок вступления в силу Федерального закона от 06,10,2003
№ 131-ФЗ
4, Нормативные акты, утрачивающие силу с 01,01.2006
Вопрос 8. Местное самоуправление в дореволюционной России 17
1. Осуществление власти на местах в период до реформ
Александра II
2. Земская и городская реформы Александра II
3. Местное самоуправление после реформ 1890 — 1892 гг.
Вопрос 9. Местное самоуправление в советский период 22
1, Изменения в системе местного самоуправления после 1917 г.
2, Система государственного управления на местах
в соответствии с Конституцией РСФСР 1937 г,
3, Реформирование системы управления на местах в начале 1990-х гг.
Вопрос 10. Развитие местного самоуправления
в современный период 24
1, Основные задачи местного самоуправления
2, Государственная политика по отношению к местному
самоуправлению
Вопрос 11. Понятие и классификация принципов местного
самоуправления 25
/. Понятие принципов местного самоуправления
2. Особенности принципов местного самоуправления
3, Классификация принципов местного самоуправления
Вопрос 12. Принцип самостоятельного решения населением
вопросов местного значения 28
/. Понятие принципа самостоятельного решения населением
вопросов местного значения
2, Содержание принципа
3, Способы самостоятельного решения населением вопросов
местного значения
4, Финансово-экономическая самостоятельность местного
самоуправления
5, Запрет вмешательства государственных органов в решение
вопросов местного значения
6, Сфера компетенции органов местного самоуправления
Вопрос 13. Принцип организационного обособления органов
местного самоуправления 31
/. Понятие принципа организационного обособления органов
местного самоуправления
2, Содержание принципа
Вопрос 14. Принцип сочетания форм прямой и представительной
демократии 32
/. Понятие принципа сочетания форм прямой и представительной
демократии
2, Содержание принципа
123

Вопрос 15. Принцип ответственности органов местного
самоуправления , 34
/. Понятие принципа ответственности органов местного
самоуправления
2, Назначение принципа ответственности органов местного
самоуправления
3, Виды ответственности органов и должностных лиц местного
самоуправления
4, Ответственность органов и должностных лиц местного
самоуправления перед населением
Вопрос 16. Принцип многообразия организационных форм местного
самоуправления 35
L Понятие и содержание принципа многообразия организационных
форм местного самоуправления
2. Причины законодательного закрепления многообразия
организационных форм местного самоуправления
3. Типичные организационные формы местного самоуправления
(на примере г. Волжского)
Вопрос 17. Общеправовые принципы в организации местного
самоуправления 37
1. Понятие общеправовых принципов в организации местного
самоуправления
2. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина
3. Принцип законности в организации и осуществлении местного
самоуправления
Вопрос 1 8 . Организационные принципы деятельности органов
местного самоуправления 39
1. Понятие организационных принципов деятельности органов
местного самоуправления
2. Гласность местного самоуправления
3. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местное
самоуправление
Вопрос 19. Функции местного самоуправления 41
/. Понятия функций местного самоуправления
2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного
значения
3. Управление муниципальной собственностью
4. Обеспечение комплексного развития муниципального образования
5. Другие функции местного самоуправления
Вопрос 20. Характеристика системы местного самоуправления 43
7. Понятие системы местного самоуправления
2. Организационные формы осуществления местного
самоуправления
Вопрос 2 1 . Характеристика местного референдума 44
1. Понятие местного референдума
124
2. Правовая основа проведения и назначения местного референдума
3. Вопросы, выносимые на местный референдум
4. Участники местного референдума
5. Запрещение местного референдума
Вопрос 22. Назначение местного референдума 47
1. Инициатива местного референдума
2. Реализация инициативы граждан о проведении местного
референдума
3. Назначение местного референдума
Вопрос 23. Подготовка и проведение местного референдума 50
/. Подготовка к проведению местного референдума
2. Агитация
3. Порядок голосования на местном референдуме
4. Установление итогов местного референдума
5. Решение, принятое на местном референдуме
Вопрос 24. Муниципальные выборы 54
/. Понятие муниципальных выборов
2. Правовое регулирование организации и проведения муниципальных
выборов
Вопрос 2 5 . Основные принципы проведения муниципальных выборов 55
1. Понятие основных принципов проведения муниципальных выборов
2. Международные избирательные стандарты. Соотношение
понятий "избирательные стандарты" и "принципы проведения
выборов "
3. Принципы участия граждан РФ в выборах
4. Принципы организации выборов
Вопрос 26. Выдвижение и регистрация кандидатов
на муниципальных выборах 58
/. Условия и порядок выдвижения кандидатов
на муниципальных выборах
2. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата
на муниципальных выборах
3. Порядок регистрации кандидатов на муниципальных выборах
Вопрос 27. Предвыборная агитация и голосование
на муниципальных выборах 60
1. Понятие предвыборной агитации
2. Формы осуществления предвыборной агитации
на муниципальных выборах
3. Запрет проведения предвыборной агитации
4. Агитационный период
Вопрос 28. Финансирование избирательной кампании кандидата
на муниципальных выборах 62
1. Понятие избирательного фонда кандидата
125

2. Источники формирования избирательного фонда кандидата
3. Порядок расходования средств избирательных фондов
на муниципальных выборах
Вопрос 29. Голосование на муниципальных выборах 64
/. Помещение для голосования
2. Порядок голосования
Вопрос 30. Институт отзыва в системе местного самоуправления 66
/. Понятие отзыва в системе местного самоуправления
2. Основания отзыва депутата представительного органа
местного самоуправления
Вопрос 31. Процедура отзыва депутата представительного органа
местного самоуправления 68
/. Регистрация инициативной группы
2. Сбор подписей в поддержку инициативы отзыва депутата
3. Назначение даты голосования по отзыву депутата
4. Агитация по вопросу отзыва депутата
Вопрос 32. Обращения граждан в органы местного самоуправления 72
/. Понятие и значение обращений граждан в органы местного
самоуправления
2, Виды обращений граждан в органы местного самоуправления
Вопрос 33. Народная правотворческая инициатива и иные формы
непосредственной демократии 73
1. Понятие народной правотворческой инициативы
2. Порядок и гарантии реализации народной правотворческой
инициативы
3. Иные формы непосредственной демократии
Вопрос 34. Виды органов местного самоуправления 76
/. Понятие и система органов местного самоуправления
2, Виды органов местного самоуправления
3. Проблемы формирования системы органов местного
самоуправления в современной России
Вопрос 35. Представительные и иные органы местного
самоуправления 78
/. Представительные органы местного самоуправления
2, Глава муниципального образования
3. Иные органы местного самоуправления
Вопрос 36. Ассоциации и союзы муниципальных образований 80
1. Понятие ассоциаций и союзов муниципальных образований
2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
Вопрос 37. Правовая основа местного самоуправления 82
/. Понятие правовой основы местного самоуправления
2. Федеральное законодательство в системе нормативно-правовых
актов о местном самоуправлении
126

3, Законодательство субъектов РФ о местном самоуправлении
4, Нормативно-правовые акты муниципальных образований
Вопрос 38. Территориальные основы местного самоуправления 85
/. Понятие территориальных основ местного самоуправления
2. Территория муниципального образования
3, Образование, объединение, преобразования, упразднение
муниципальных образований
Вопрос 39. Организационные основы местного самоуправления 87
/. Понятие организационных основ местного самоуправления
2. Организационная структура местного самоуправления
3. Структура и организация работы представительных органов
местного самоуправления
Вопрос 40. Финансовые основы местного самоуправления 89
1. Понятие финансово-экономических основ местного
самоуправления
2. Местный бюджет
3. Муниципальная собственность
Вопрос 41. Понятие и правовое регулирование
муниципальной службы 92
1. Понятие муниципальной службы
2. Принципы муниципальной службы
3. Правовое регулирование муниципальной службы
4. Муниципальная должность
Вопрос 42. Основы правового статуса муниципальных служащих 95
1. Понятие муниципальных служащих
2. Классификация муниципальных служащих
3. Правовой статус муниципального служащего
4. Гарантии прав муниципальных служащих
Вопрос 43. Прохождение муниципальной службы 100
1. Поступление на муниципальную службу
2. Аттестация муниципального служащего
3. Прекращение муниципальной службы
Вопрос 44. Особенности организации местного самоуправления
на отдельных территориях 103
1. Особенности организации местного самоуправления
в городских поселениях
Z Особенности организации местного самоуправления
в сельских поселениях
3. Особенности организации местного самоуправления в районе
Вопрос 45. Особенности организации местного самоуправления
на территории городов федерального значения 105
1. Факторы, обуславливающие особенности местного
самоуправления на территории городов федерального значения
127
2. Основные особенности местного самоуправления на территории
городов федерального значения
3. Организация местного самоуправления в городе Москве
Вопрос 46. Полномочия и компетенция местного самоуправления 107
1. Понятие полномочий местного самоуправления
2. Понятие компетенции органов местного самоуправления
3. Принципы определения компетенции местного самоуправления
Вопрос 47. Полномочия местного самоуправления в области
планово-финансовой деятельности 109
/. Полномочия местного самоуправления в области планирования
2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой
деятельности
Вопрос 48. Гарантии местного самоуправления 111
/. Понятие и классификация гарантий в юридической науке
2, Понятие и классификация гарантий местного самоуправления
3, Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность
местного самоуправления
4, Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую
самостоятельность местного самоуправления
Вопрос 49. Судебная защита как гарантия местного самоуправления 113
/. Понятие судебной защиты как гарантии местного
самоуправления
2. Порядок осуществления права на судебную защиту местного
самоуправления
Вопрос 50. Контроль за деятельностью органов местного
самоуправления 114
/. Основные положения Европейской хартии местного
самоуправления о контроле за деятельностью местных органов
2. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления
3. Прокурорский надзор за деятельностью органов местного
самоуправления
Вопрос 51. Характеристика ответственности органов местного
самоуправления 117
/. Ответственность органов местного самоуправления
как основополагающий принцип местного самоуправления
2. Классификация ответственности органов местного
самоуправления
Вопрос 52. Виды ответственности органов местного самоуправления 118
/. Понятие и формы ответственности органов местного
самоуправления перед населением
2, Ответственность органов местного самоуправления перед
государством
3. Ответственность органов местного самоуправления перед
физическими и юридическими лицами
Список литературы 120

<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ