стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

А.Я. АЛЕЕВА


РУССКИЙ ЯЗЫК
(НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ)


Часть 1




• ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ •
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ




А.Я. АЛЕЕВА

РУССКИЙ ЯЗЫК
(НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ)


Часть 1


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Тамбов
• Издательство ТГТУ •
2003
ББК Ш13(Рус)-937
А45




Рецензент
Доктор филологических наук, профессор
С.В. Пискунова




Алеева А.Я.
А45 Русский язык (научный стиль речи): Учеб. пособие. Ч. 1. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,
2003. 72 с.
ISBN 5-8265-0039-5

В учебном пособии по научному стилю речи современного русского языка излагаются вопросы,
составляющие содержание программы курса научного стиля речи для студентов технических спе-
циальностей.
Цель данного пособия – формирование навыков и умений во всех видах речевой деятельности на
материале текстов научного стиля речи. В пособии изучается необходимый минимум общенаучной
и специальной лексики, синтаксических структур, характерных для научной речи.
Пособие состоит из шести глав, выделение которых продиктовано соображениями как теорети-
ческого, так и методического характера. Кроме того, книга включает таблицы, содержащие основ-
ные синтаксические конструкции научного стиля речи, и образцы конспектов, что позволяет сту-
дентам достаточно быстро освоить устную и письменную речь научного стиля.
Предназначено для студентов технических специальностей, изучающих курс «Русский язык и
культура речи».

ББК Ш13(Рус)-937




ISBN 5-8265-0039-5 © Алеева А.Я., 2003
© Тамбовский государственный
технический университет
(ТГТУ), 2003

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

АЛЕЕВА Анна Яковлевна

РУССКИЙ ЯЗЫК
(НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ)
Часть 1

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


Редактор Е. С. Мордасова
Инженер по компьютерному макетированию Т. А. Сынкова

Подписано к печати 29.12.2003.
Формат 60 ? 84/16. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Объем: 4,2 усл. печ. л.; 4,0 уч.-изд. л.
Тираж 100 экз. С. 888

Издательско-полиграфический центр
Тамбовского государственного технического университета
392000, Тамбов, ул. Советская, 106, к. 14
Тема I

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ И
ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ

КЛАССИФИКАЦИЯ

что делится на что по какому признаку
на классы по составу, по свойствам
на виды по агрегатному состоянию
на группы
что – это что
что является чем
простым веществом – сложным веществом
металлом – неметаллом
твёрдым веществом – жидкостью – газом
что относится к чему (к какой группе, классу, виду, типу)

Классификация помогает изучать и описывать явления природы. Обратите внимание, что научный
текст при описании веществ и явлений даёт их классификацию.

Вещества
(Простые вещества. Сложные вещества)

Все вещества по своему составу делятся на две группы: простые вещества и сложные вещества. На-
пример, кислород – это простое вещество. Вода является сложным веществом.

Простые вещества по своим По своему составу и свойст-
свойствам делятся на метал- вам сложные вещества де-
лы и неметаллы. Например, лятся на несколько групп.
железо это металл. Фосфор Главные группы: оксиды,
является неметаллом. гидроксиды, кислоты и соли.

1. Ответьте на вопросы.
1) На какие группы делятся все вещества?
2) На какие группы делятся простые вещества?
3) На какие группы делятся сложные вещества?
4) По какому признаку вещества делятся на простые и сложные?
5) По какому признаку простые вещества делятся на металлы и неметаллы?
6) По какому признаку сложные вещества делятся на группы?
ВЕЩЕСТВА
(Твердые вещества. Жидкости. Газы)

По агрегатному состоянию вещества можно разделить на твёрдые вещества, жидкости и газы.
По какому признаку вещества делятся на твердые вещества, жидкости и газы?

что является чем

Желёзо является простым веществом. Железо является металлом. Железо является твёрдым веще-
ством.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Передайте информацию предложений, используя глагол являться. Напишите эти предложения.
1) 5 – это целое положительное число. 2) Числа 2, 4, 6, 8, 10 и
т.д. – это чётные числа. 3) Числа 1, 2, 3, 4 и т.д. – это натуральные числа. 4) В кинематике считают, что
тело – это материальная точка. 5) Луна движется по орбите, траектория Луны – кривая линия. 6) Дви-
жение по окружности – это частный случай криволинейного движения.
7) При равномерном движении скорость тела – постоянная величина.
8) Точка – это геометрическая фигура. 9) Точка и прямая – это основные геометрические фигуры на
плоскости.
2. Составьте предложения из данных слов и словосочетаний, используя глагол являться.
1) Сера, простое вещество. 2) Сложные вещества, вода и мел.
3) Серная кислота, жидкое вещество. 4) Уголь, нефть, твёрдое вещество, жидкое вещество. 5) Твёрдые
вещества, все металлы. 6) Механическое движение, самый простой вид движения. 7) При прямолиней-
ном движении, прямая линия, траектория тела. 8) Скорость, постоянная величина, при равномерном
движении.
3. Прочитайте предложения и обратите внимание на глаголы, которые можно использовать при
классификации.
1) Известно, что в природе существуют простые и сложные вещества. 2) В природе существуют
твёрдые, жидкие вещества и газы.
3) Топливо может быть твёрдым, жидким и газообразным. 4) Механическое движение может быть двух
видов: равномерное и неравномерное. 5) Механическое движение может быть двух видов: прямолиней-
ное и криволинейное. 6) В механике несколько разделов: кинематика, динамика, статика и др. 7) В фи-
зике несколько разделов: механика, молекулярная физика и теплота, электричество, оптика и др. 8)
Энергия бывает электрической, механической и тепловой.
4. Скажите, по какому признаку классифицируют данные объекты.

Классификация по признаку

1) Все вещества делятся на 1) По свойствам. 2) По агре-
простые и сложные. 2) Про- гатному состоянию. 3) По
стые вещества делятся на составу. 4) Больше или
металлы и неметаллы. 3) меньше нуля. 5) По
Вещества делятся на твёр- характеру траектории.
дые, жидкости и газы. 4) В
математике числа могут
быть положительными и от-
рицательными. 5) Движение
тела может быть прямоли-
нейным и криволинёйным.

5. Образуйте прилагательные с суффиксом -ическ-. Составьте, где возможно, с ними словосочета-
ния.
Модель: химия – химический
химическая реакция
химический элемент.
Физика, электричество, механика.
Математика, геометрия, алгебра.

Определение понятия

Что – это что; что есть что
как (чем) называется что
Если ..., то что называется как (каким, какой и т. д.).

УПРАЖНЕНИЯ
1. Прочитайте определения понятий, выучите их. Обратите внимание на словосочетания при кото-
ром и при которой. Эти словосочетания используют в определениях процессов.
1) Химическая реакция – процесс, при котором происходит превращение одних веществ в другие. 2)
Реакция разложения – это такая реакция, при которой из молекулы одного вещества образуются моле-
кулы двух и более веществ. 3) Реакция соединения – это такая реакция, при которой из молекул двух и
более веществ образуется молекула одного вещества. 4) Равномерное движение – такое движение, при
котором тело за любые равные интервалы времени проходит равные отрезки пути. 5) Неравномерное
движение – это такое движение, при котором тело за любые равные интервалы времени проходит не-
равные отрезки пути.
2. Найдите, какие определения (справа) соответствуют понятиям, которые вы видите слева.

1) Раздел механики, который объясня-
1) МОЛЕКУЛА
ет, как движется тело, но не объясняет,
почему оно движется.

2) Химический 2) Раздел механики, который объясня-
элемент ет, почему тело движется.
3) Механика
3) Наименьшая частица вещества, ко-
торая сохраняет все химические свой-
ства этого вещества.
4) КИНЕМАТИ- 4) Это наука о свойствах геометриче-
КА ских фигур.

5) Раздел геометрии, который изучает
5) Динамика
фигуры на плоскости.

6) Любое множество точек пространст-
6) Геометрия
ва или плоскости.

7) Множество атомов одного вида или
7) Планиметрия
множество атомов, которые имеют
одинаковый заряд ядра.

8) Геометриче- 8) Раздел физики, который изучает за-
ская фигура коны механического движения.


3. Ответьте на вопросы. Обратите внимание на порядок слов при ответе.
1) Как называется множество атомов, которые имеют одинаковый заряд ядра? 2) Как называется
процесс, при котором происходит превращение одних веществ в другие? 3) Как называется реакция,
при которой из двух простых веществ образуется одно сложное вещество?
4) Как называется мера инертности тела? 5) Как называется раздел физики, который изучает законы ме-
ханического движения тел? 6) Как называется изменение положения тела относительно тела отсчёта?
7) Как называется движение, при котором тело за любые равные интервалы времени проходит равные
отрезки пути? 8) Как называется любое множество точек пространства или плоскости?

Если ..., то что называется как (каким, какой и др.)

4. Закончите предложения и повторите определения понятий целиком. Напишите эти определения.
1) Если траектория тела прямая линия, то движение называется … .
2) Если траектория тела является кривой линией, то движение называется … .
3) Если тело за любые равные промежутки времени проходит равные отрезки пути, то такое движе-
ние называется … .
4) Если молекулы вещества состоят из атомов одного вида, то такое вещество называется ... .
5) Если молекулы вещества состоят из атомов разных видов, то такое вещество называется ... .
6) Если число больше нуля, то такое число называется … .
7) Если число меньше нуля, то такое число называется … .
5. Попробуйте дать определения следующих понятий, используя три конструкции: что – это что;
что называется как (чем); Если ..., то что называется как (каким).
1) Что называется равномерным движением?
2) Что называется прямолинейным движением?

ЧТЕНИЕ

1. Читайте текст по абзацам и определяйте по первым предложениям, о чём говорится в каждом аб-
заце. (Помните при этом о названии текста.)

Периодический закон и периодическая система элементов
Д.И. Менделеева

В 1869 году Д. И. Менделеев открыл и сформулировал периодический закон:
свойства простых веществ, а также свойства и формы соединений элементов находятся в пе-
риодической зависимости от величины атомных масс элементов.
На основе периодического закона Д.И. Менделеев создал периодическую систему химических эле-
ментов. Первый вариант системы содержал все известные в то время 63 элемента.
Современная периодическая система содержит 107 химических элементов. Каждый элемент зани-
мает определённое место в периодической таблице, имеет свой порядковый номер (атомный номер). В
периодической системе все элементы делятся на 7 периодов и 8 групп. Периоды (горизонтальные ряды
элементов) делятся на малые (1 – 3, 7) и большие (4 – 6) периоды. Каждый период содержит строго оп-
ределённое число элементов, свойства которых последовательно изменяются. Группы (вертикальные
ряды) делятся на подгруппы. В каждую группу и подгруппу входят элементы, которые имеют одинако-
вую валентность и сходные свойства. Итак, в периодической системе атомная масса и свойства изме-
няются в строго определённой последовательности как в горизонтальном, так и в вертикальном на-
правлениях.
Периодический закон Д.И. Менделеева – один из основных законов природы. Периодический закон
и периодическая таблица отражают зависимости между элементами, которые существуют в природе.
Периодический закон и периодическая система элементов
Д.И. Менделеева имеют большое значение в науке. Они помогают учёным открывать новые элементы и
соединения, создавать новые вещества с нужными свойствами, изучать строение атомов и их ядер.
2. Расположите пункты данного ниже плана в соответствии с содержанием текста.
– Периодический закон – закон природы.
– Открытие и формулировка периодического закона, создание периодической системы элементов Д.
И. Менделеева в 1869 году.
– Современная периодическая система элементов.
– Значение периодического закона и периодической системы элементов.
3. Найдите в тексте ответы на следующие вопросы.
1) Как формулируется периодический закон Д.И. Менделеева?
О какой зависимости он говорит?
2) Сколько элементов содержит современная периодическая таблица? Какие характеристики имеет
каждый элемент в таблице?
3) На какие классы делятся элементы периодической системы? Сколько этих классов?
4) Какие общие характеристики имеют а) элементы периода и
б) элементы группы и подгруппы?
5) Как вы можете объяснить, что периодический закон – закон природы?
6) Как можно доказать, что периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менде-
леева имеют большое значение в науке?

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В наше время периодический закон Д.И. Менделеева формулируется так:
Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра
(или от порядкового номера элемента).




ТЕМА II

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ И
ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ

Измерение

что (вин. п.) измеряют как
какую величину можно измерить каким прибором
что (им. п.) измеряется при помощи какого прибора
какая величина измеряется в каких единицах

Активные глаголы темы:
измерять – измерить; находить – найти
вычислять – вычислить; обозначать – обозначить
определять – определить; выражать – выразить

УПРАЖНЕНИЯ

1. Скажите, в каких единицах измеряются физические величины, которые вы видите в таблице.

Физиче- Обо- Обо-
ская вели- значе- Единица измерения значе-
чина ние ния

Темпера- Градус
T 1°
тура m, M Грамм, килограмм г, кг
Масса Сантиметр, метр
l см, м
л, см3
Длина Литр, кубический санти-
V
Объем метр
F Н
Сила v Ньютон м/с,
Скорость Метр в секунду, километр в
t км/ч
Время час
а с, мин,
Ускорение Секунда, минута, час ч
м/с2
Метр в секунду в квадрате

2. Напишите, в каких единицах измеряются масса, длина, сила и объём, используя разные формы
глагола (измеряют, измеряются, можно измерить).
3. Скажите, какой буквой обозначается каждая физическая величина, которую вы видите в таблице
вверху.
4. Ответьте на вопросы.
1) Как в химии обозначают элементы, молекулы, вещества?
2) Как в математике обозначают числа, действия?
3) Как в физике обозначаются физические величины?
5. Напишите предложения по модели.

Модель: Сила тока измеряется амперметром.
Силу тока измеряют амперметром.

1) Температура измеряется в градусах. 2) Масса тела измеряется в граммах. 3) Масса тела обознача-
ется буквой т. 4) Физика условно делится на 6 разделов. 5) Простые вещества делятся на металлы и
неметаллы. 6) Заряд ядра атома определяется по таблице Менделеева.
7) Числовое значение температуры определяется при помощи термометра. 8) Ускорение вычисляется по
формуле. 9) Атомная масса химического элемента определяется по таблице Менделеева.
6. Прочитайте текст и сформулируйте основные вопросы к нему.

СКАЛЯРЫ И ВЕКТОРЫ

Необходимо различать скалярные и векторные величины (скаляры и векторы).
Скалярные величины – это величины, которые характеризуются только числовым значением. На-
пример, пройденный путь – это скалярная величина. Пройденный путь не имеет направления. Он пока-
зывает число метров, которое прошло тело по траектории за время движения.
Время (t), масса (m), температура (Т), энергия (E), плотность (?) тоже являются скалярными вели-
чинами.
Векторные величины – это величины, которые характеризуются числовым значением и направле-
r
r r
нием. Так, скорость ( v ), ускорение ( a ), сила ( F ) – векторы. Векторы обозначаются буквой со стрелкой
над ней. На рисунке вектор изображают отрезком со стрелкой на
конце.
r
0 • ????> a
r
Числовое значение вектора называют модулем ? a ? = a = 6
7. Расскажите о скалярах и векторах, используя вопросы, и закончите данные предложения.
1) Какие величины ...?
2) Что такое …?
3) Что такое ...?
4) Как обозначаются ...?
5) Как ...?
6) Как называют ...?

ЧТЕНИЕ

1. Прочитайте текст по абзацам и ответьте на вопрос: «О чём говорится в абзаце?»
2. Быстро просмотрите текст ещё раз и повторите, о чём говорится в каждом абзаце.

Система интернациональная

В настоящее время при расчётах используют Международную систему единиц измерения – систему
СИ. Система СИ (система интернациональная) – это система, которая имеет 7 основных единиц измере-
ния:
единица длины – метр (м);
единица времени – секунда (с);
единица массы – килограмм (кг);
единица силы электрического тока – ампер (А);
единица температуры – кельвин (К);
единица количества вещества – моль (моль);
единица силы света – кандела (кд).
Названные единицы системы СИ (метр, секунда, килограмм, ампер, кельвин, моль, кандела) назы-
вают основными. Их устанавливают произвольно, по международному соглашению.
Единицы других (неосновных) величин являются производными. Их определяют по формулам.
Например, производными являются единицы скорости, ускорения, силы, мощности, плотности. Эти
единицы выводят из формул.
Выведем единицу измерения силы. Из основного уравнения динамики имеем: F = ma.
Подставим на место т и а единицы их измерения:
F = 1 кг ? 1 м/с2 = 1 кг ? м/с2.
Полученный результат принимают за единицу измерения силы – ньютон (Н). Таким образом, силой
в 1 ньютон называется сила, которая сообщает телу массой 1 кг ускорение 1 м/с2.
Совокупность основных, производных и дополнительных единиц называется системой единиц.
Система СИ – это система, в которую входят 7 основных единиц, а также производные от основных
и дополнительные единицы,
В настоящее время система СИ применяется во всём мире как единая Международная система еди-
ниц.

ЗАДАНИЯ

1. Посмотрите, согласны ли вы с данным ниже планом текста.

План
1) Система интернациональная:
а) основные единицы измерения системы СИ;
б) производные единицы измерения системы СИ;
в) вывод единицы измерения силы.
2) Понятие системы единиц (любая) и системы СИ.
3) Значение системы СИ в настоящее время.

2. Найдите в тексте ответы на следующие вопросы.
1) Какое значение имеют измерения в физике и технике? Почему? Каковы главные условия для вы-
полнения измерений?
2) Какую систему единиц измерения называют системой СИ?
3) Какие единицы измерения называют основными? Приведите примеры основных единиц системы
СИ.
4) Какие единицы измерения называют производными? Приведите примеры основных единиц сис-
темы СИ.
5) Что такое система единиц? Что такое система СИ? Какие другие системы единиц вы знаете?

3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «О чём в нем говорится?» Дайте название тексту.

Текст

Чтобы найти численное значение какой-либо величины, в физике используют два вида измерений –
прямое и косвенное.
Измерение, при котором численное значение величины определяют непосредственно при помощи
измерительных приборов, называют прямым измерением. Например, можно выполнить прямые изме-
рения длины, массы и других величин.
Однако прямое измерение не всегда даёт точный результат и не всегда удобно для измерения, по-
этому часто используют косвенные измерения. Косвенным называют измерение, при котором числен-
ные значения величины определяют по формуле путём вычислений. Например, если нужно найти чис-
ленное значение длины окружности, то удобнее измерить не саму окружность, а её диаметр d или ради-
ус r и вычислить длину окружности по формулам: l = ?d или l – 2?r. Как видим, в данном случае изме-
ряют не саму нужную величину, а другие величины, которые связаны с ней определёнными зависимо-
стями.
В этом случае результат измерения получают путём вычислений.
На практике (и в науке и в технике) обычно выполняют косвенные измерения.

4. Ответьте на вопросы.
1) Какие два вида измерений используют в физике?
2) Что такое прямое измерение?
3) Что такое косвенное измерение?
4) Какой вид измерений чаще используют в науке и технике? Почему?

5. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «Какие величины трудно измерить?»

Измерение неизмеримого

При измерении объектов природы существуют определённые пределы использования привычных
измерительных приборов. Трудно измерить как бесконечно большие, так и бесконечно малые величи-
ны. Например, расстояние между городами можно измерить с помощью привычных методов измерения,
а расстояние между звёздами измерить уже нельзя. Невозможно измерить массу Земли с помощью ка-
кого-либо прибора. Также трудно измерить бесконечно малые величины.
Но современная вычислительная техника позволяет с большой точностью определить такие «неиз-
меримые» величины, как массы планет и Солнца, расстояния до очень далёких космических тел, разме-
ры и массы бесконечно малых величин. Благодаря современной науке и технике учёные смогли опреде-
лить основные характеристики микрочастиц. Размеры элементарных частиц бесконечно малы: пример-
но 10-13 см, их массы находятся в пределах от 10-27 до 10-24 г. Так, в настоящее время известно, что масса
электрона 9,1095 ? 10-28 г, а его заряд составляет 1,6022 ? 10-19 К.




Т е м а III

ХАРАКТЕРИСТИКА ЯВЛЕНИЙ (ПРОЦЕССОВ)

ПРИРОДЫ


Суффикс -ени (-ани -яни)

изменяться – изменение чего кипеть – кипение чего
превращаться – превращение плавиться – плавление
чего чего
разлагаться – разложение растворяться в чём – рас-
чего на что творение чего в чём
образоваться – образование
чего

УПРАЖНЕНИЯ

1. От данных глаголов с помощью суффикса -ени-е образуйте существительные, которые обозна-
чают процессы.

а) кипеть – … б) изменяться – в) плавиться (в/вл) – ...
делить – … ... разлагаться (г/ж) – …
умножать – превращаться – двигаться (г/ж) – …
… …
решать – ... растворяться – ...

2. Замените словосочетания и предложения по модели.

М о д е л ь : тело движется – движение чего – движение тела

а) вода кипит – ... б) форма тела изменяется –
металлы плавятся – ... …
тело вращается – … скорость тела уменьшается –
тело падает – … ...
объем тела увеличивается –
...
состав вещества изменяется
– ...
в) Луна вращается вокруг г) разложить число на мно-
Земли. – ... жители – ...
вода превращается в пар – … сократить дробь на – …
вода разлагается на водород
и кислород – …
сахар растворяется в воде …

3. Скажите, о каком процессе говорится в каждом предложении.

М о д е л ь : Сахар хорошо растворяется в воде.
процесс – растворение сахара в воде
1) Оксид ртути разлагается на ртуть и кислород. 2) Алюминий плавится при температуре 660 °С
(градусов Цельсия). 3) Кислород превращается в жидкость при температуре –183 °С. 4) Вода превраща-
ется в лёд при температуре 0°С. 5) Ртуть превращается в твёрдое вещество при температуре –39°С. 6)
Земля движется по орбите вокруг Солнца. 7) Положение одного тела изменяется относительно другого
тела.
4. Прочитайте текст. Обратите внимание на отглагольные существительные, обозначающие процес-
сы. Ответьте на вопросы.

Физические явления

Вокруг нас происходит множество явлений. Летом идёт дождь, а зимой – снег. Вода может превра-
щаться в лёд или пар. Как и почему происходят эти явления? Почему твёрдые вещества плавятся, а газы
превращаются в жидкость? Почему все тела падают на Землю? Почему Луна движется вокруг Земли и
не улетает? На все наши вопросы может ответить физика. Явления, о которых мы говорили: превраще-
ние воды в лёд или в пар, плавление твёрдого вещества, падение тел на Землю, движение Луны по ор-
бите вокруг Земли – это физические явления.

О каких явлениях вы прочитали?
1)
Какие физические явления можно видеть непосредственно на улице?
2)
Какие физические явления можно видеть в лаборатории или на заводе?
3)
На какой вопрос может ответить физика?
4)

При какой температуре? При каких условиях?
при температуре °С при определённых усло-
при нормальной темпера- виях
туре при нормальных услови-
ях

При характеристике процесса всегда нужно знать, при каких условиях происходит этот процесс.


УПРАЖНЕНИЯ

1. Закончите предложения, используя условия, данные справа.
1) Вода кипит … 100 °С
2) Сера плавится … 112 °С
3) Кислород превращается в жидкость ... –183 °С
4) Жидкость превращается в твёрдое вещест- при опреде-
во ... лённых усло-
виях
5) Сахар растворяется в воде ... при нормаль-
ных условиях
6) Железо реагирует с кислородом ... при нормаль-
ных условиях
7) Вода превращается в лёд … 0 °С

2. Ответьте на вопросы.
При какой температуре кипит вода?
1)
При какой температуре плавится магний? (651 °С)
2)
При каких условиях поваренная соль растворяется в воде?
3)
При каких условиях любой металл плавится?
4)
При каких условиях любая жидкость кипит?
5)
При каких условиях вода превращается в лёд?
6)

при каких условиях происходит какой процесс

При температуре 0 °С происходит превращение воды в
При температуре 660 происходит лёд
°С При температуре происходит плавление алюминия
100 °С кипение воды

Обратите внимание, что вы знаете два ответа на вопрос: Что происходит с веществом при опре-
делённых условиях? Н а п р и м е р : Что происходит с водой при температуре 100 °С?
При температуре 100 °С вода кипит.
происходит кипение воды.
В языке науки чаще используют второй вариант.

3. Передайте информацию предложений, используя конструкцию происходит + процесс.
1) При определённых условиях газы превращаются в жидкости.
2) При определённых условиях любая жидкость кипит.
3) При температуре 660°С алюминий плавится.
4) При химических реакциях изменяется состав вещества.
5) При химических реакциях образуются новые вещества.
4. Напишите ответы на вопросы.

М о д е л ь : Что происходит с водой при температуре 0 °С?

При температуре 0 °С вода превращается в лёд.
происходит превращение воды в лёд.

Что происходит со спиртом при температуре 78 °С?
1)
Что происходит с серой при температуре 112 °С?
2)
Что происходит с ртутью при температуре –39 °С?
3)
Что происходит со многими веществами в воде?
4)
Что происходит с алюминием при температуре 660°С?
5)
5. Задайте вопрос о процессе и ответьте на него, используя синонимические варианты.

Условия Вещество Процесс

1) Температура 100 °С вода
2) Температура 660 °С алюминий
3) Температура –183 °С кислород
4) Температура 0 °С вода
5) Определённые условия жидкости
6) Определённые условия газы
7) Обычные условия сахар, соль, вода

6. Прочитайте текст и скажите: а) Сколько в нём частей? б) Соответствует ли абзац части?
7. Сформулируйте основной вопрос к каждой части. Ваши вопросы должны раскрывать название
текста (явления, физические явления, химические явления). Это план текста.
8. Найдите в конце первого абзаца фразу-переход к следующим частям.
ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Когда мы наблюдаем окружающий нас мир, мы видим, что в нём всегда происходят изменения.
Идёт человек, летит самолёт, падает
снег – изменяется положение тел относительно Земли. Плавится металл и превращается в жидкость –
изменяется температура металла, его агрегатное состояние и объём. Горит бумага, и в результате обра-
зуются новые вещества – изменяется состав вещества. Любое изменение, которое происходит в приро-
де, называется явлением (или процессом). Существует бесконечное множество явлений. Все явления,
которые происходят с веществами, условно делятся на физические и химические.
При физических явлениях изменяется, например, положение одного тела относительно другого,
форма тела или его объём, состояние тела, но не изменяется его состав. Поэтому, например, механиче-
ское движение, плавление и кипение вещества, свет, звук относятся к физическим явлениям.
При химических явлениях (реакциях) всегда изменяется состав вещества и происходит образование
новых веществ. Например, разложение воды – это химическое явление, так как изменяется состав воды
и в результате реакции образуются новые вещества - водород и кислород.
2Н2О>2Н2 + О2.

9. Расскажите о физических и химических явлениях, используя данную ниже запись.

План Схема

1) Что такое явление (про- 1) Определение понятия.
цесс)? Примеры. Фраза-переход
(классификация).
2) Ответ на вопрос. Приме-
2) Что изменяется при физи- ры.
ческих явлениях?
3) Что изменяется при хими- 3) Ответ на вопрос. Приме-
ры.
ческих явлениях?

ЧТЕНИЕ

1. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Что называется явлением»?

Что называется явлением

В природе постоянно происходят изменения: падает снег, град, растёт дерево, нагревается или ох-
лаждается вода, Земля движется вокруг Солнца, вода превращается в лёд или пар и т.д. (так далее). Лю-
бое изменение, которое происходит в природе, называется явлением (или процессом).
В окружающем нас мире можно наблюдать бесконечное множество процессов. Процессы происхо-
дят в любом веществе, в живых организмах, в атомах, атомных ядрах, элементарных частицах.
Всякий процесс, который происходит в природе, – это движение материи. Материя не существует
без движения.

2. Ответьте на вопросы.
1) На каких примерах можно показать, что в природе всегда происходят изменения?
2) Как называется любое изменение, которое происходит в природе?
3) На каких примерах можно показать, что в природе происходит бесконечное множество явлений?
3. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «О каком явлении говорится в тексте»?
Текст

Из всех явлений, которые происходят в природе, наиболее известно явление механического движе-
ния.
Примеры механического движения можно наблюдать в окружающем нас мире. Например, мы мо-
жем наблюдать, как летит самолёт, падает яблоко на Землю, катится шар по столу и т.д.
Что общего имеют все эти явления? Общее для данных явлений – изменение положения одного те-
ла относительно других тел. Самолёт, яблоко изменяют своё положение относительно Земли, шар изме-
няет своё положение относительно стола. Примеры показывают, что тела могут с течением времени из-
менять своё положение относительно друг друга.
Если с течением времени тело изменяет своё положение относительно других тел, то говорят, что
тело движется. Механическим движением называется изменение положения тел или частей тел отно-
сительно друг друга с течением времени.
Механическое движение тел, его особенности и свойства изучает раздел физики – механика.

4. Ответьте на вопросы.
1) Какое явление природы наиболее известно? Почему?
2) Какие примеры механического движения можно наблюдать в окружающем нас мире?
3) Что общего имеют примеры, данные в тексте?
4) Что такое механическое движение?
5) Какой раздел физики изучает механическое движение, его особенности и свойства?
6) Какая связь между текстами «Что называется явлением?» и «Механическое движение»?
7) Что называется явлением?




Т е м а IV

ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЯ ВЕЩЕСТВА И
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ ЯВЛЕНИЙ

Изменение

происходит:
что изменяется (меняется) изменение чего
что переходит из чего во что переход чего из чего … во
что …
что превращается во что превращение чего во что
что увеличивается (умень- увеличение (уменьшение)
шается) чего
что повышается (снижается) повышение (снижение) чего
что возрастает (убывает) возрастание (убывание) чего
что становится каким по мере чего что изменяется

Например:
При температуре 0 °С агрегатное состояние воды изменяется (меняется).
При температуре 0 °С вода переходит из жидкого состояния в твёрдое.
При температуре 0 °С вода превращается в лёд.
При температуре 0 °С вода становится твёрдым веществом.
При температуре 0 °С происходит переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
По мере нагревания вещества его температура повышается.
1. Прочитайте текст 1.
Текст 1

ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА

В природе вещества находятся в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. На-
пример, при обычных условиях все металлы (за исключением ртути) находятся в твёрдом состоянии,
нефть – это жидкость, а кислород является газом.
Агрегатное состояние веществ зависит от условий (от температуры и давления).
При определённых условиях происходит переход веществ из одного состояния в другое: при темпе-
ратуре 0 °С вода становится твёрдым веществом, то есть переходит из жидкого состояния в твёрдое.
А при температуре 100 °С вода кипит, переходит из жидкого состояния в газообразное.
Существует несколько переходов веществ из одного состояния в другое: плавление, кипение, испа-
рение, отвердевание (кристаллизация), конденсация и др.
Плавление – это переход вещества из твёрдого состояния в жидкое. Если нагревать свинец, то по
мере нагревания его температура сначала увеличивается, достигает определённого значения (327,3 °С),
и свинец начинает плавиться. Во время плавления температура свинца не меняется. Когда весь свинец
становится жидким, его температура снова растёт.
При плавлении наблюдается изменение объёма веществ. Большинство веществ при плавлении
расширяется: их объём увеличивается (исключение: лёд, чугун).

2. Ответьте на вопросы.
1) В каких агрегатных состояниях находятся вещества в природе?
2) В каком состоянии находятся металлы при нормальных условиях?
3) В каком состоянии находится ртуть (вода, нефть, кислород) при нормальных условиях?
4) От чего зависит агрегатное состояние вещества?
5) Что происходит с веществами при определённых условиях?
6) Что происходит с водой при температуре 0 °С?
7) Что происходит с водой при температуре 100 °С?
8) Какие существуют переходы веществ из одного состояния в другое?
9) Что такое плавление?
10) В каком состоянии находится свинец при нормальных условиях?
11) Как сначала изменяется температура свинца, если его нагревать?
12) Когда свинец начинает плавиться?
13) Изменяется ли температура свинца во время плавления?
14) Когда температура свинца снова начинает повышаться?
15) Как изменяется объём большинства веществ при плавлении?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Напишите ответы на вопрос: Что происходит с веществом при указанных условиях?

Модель: вода, 0 °С. Что происходит с водой при температуре
0 °С?
При температуре 0 °С:
? вода превращается в твёрдое вещество.
? переходит из жидкого состояния в твёрдое.

алюминий, 660 °С (... в жидкое ...)
1)
ртуть, –39 °С (... в твёрдое …)
2)
спирт, 78 °С (... в газообразное ...)
3)
кислород, –183 °С (... в жидкое ...)
4)
кислород, –218 °С (... в твёрдое ...)
5)
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСОМ -
Н-

Инженер инженерный
атмосфер-а атмосферный
+ -н-
желез-о железный

2. Образуйте прилагательные с суффиксом -н-, которые имеют общий корень с выделенным словом
словосочетания.
1) масса атома – какая масса – … масса
2) температура комнаты – ... температура
3) давление атмосферы – какое давление – ... давление
4) слой атмосферы, которые находятся наверху – какие слои – ... слои атмосферы
5) слой воды, который находится наверху и включает поверхность воды – какой слой воды – ...
слой воды
6) слой атмосферы, которые находятся внизу – ... слой атмосферы
3. Объясните, как вы понимаете данные предложения, используя словосочетания: становиться ка-
ким, превращаться во что.
1) Любой металл при определённой температуре плавится. 2) При определённых условиях любая
жидкость кипит. 3) Зимой верхний слой воды в реках и озёрах замерзает (отвердевает). 4) Зимой в верх-
них слоях атмосферы пары воды конденсируются, а затем капли воды кристаллизуются и образуются
снежинки.
4. Закончите предложения, а затем ответьте на вопрос, используя возможные синонимические ва-
рианты.

М о д е л ь : Что происходит с водой при температуре 0 °С?
– При температуре 0 °С вода отвердевает, то есть переходит из жидкого состояния в твёрдое. При
температуре 0 °С происходит отвердевание воды, т. е. переход из жидкого состояния в твёрдое.

1) При нормальных условиях спирт находится ... . Что происходит со спиртом при температуре 78
°С?
2) При нормальных условиях серебро находится в … . Что происходит с серебром при температуре
981 °С?
3) При нормальных условиях ртуть находится ... . Что происходит с ртутью при температуре –39
°С?

УСЛОВНО-ВРЕМЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ

при нагревании (охлаждении) … при + предл. п.
если нагревать (охлаждать) тело, если + инфинитив

когда нагревают (охлаждают) те- когда + неопр.-личн.
ло, … форма

Например:
При нагревании (охлаждении) объём тела изменяется.
Если нагревать (охлаждать) тело, его объём меняется.

5. Ответьте на вопросы, используя конструкции, данные в рамке.
1) При каком условии объём большинства тел увеличивается?
2) При каком условии температура тела уменьшается?
3) При каком условии плотность тела увеличивается?
4) При каком условии скорость химической реакции растёт?

При температуре °С
Если нагревать до температуры °С,
Когда нагревают до температуры °С, вещество начинает …
Когда температура достигает °С

6. Напишите ответы на вопросы, используя конструкции, данные в рамке. Обратите внимание на
точность выражения мысли в науке.
1) При каком условии свинец начинает плавиться? 2) При каком условии начинается кипение воды?
3) При каком условии начинается отвердевание ртути?

7. Напишите предложения, заменив придаточные предложения конструкцией с предлогом при.
1) Когда (если) тело движется неравномерно, его скорость – величина непостоянная. 2) Когда (если)
тело движется равномерно, его скорость – постоянная величина. 3) Когда (если) тело движется нерав-
номерно, его скорость изменяется. 4) Когда (если) тело движется прямолинейно, его траектория – пря-
мая линия. 5) Когда (если) тело движется криволинейно, его траектория – кривая линия. 6) Когда метал-
лы соединяются с кислородом, образуются оксиды металлов. 7) Когда уголь горит, образуется углекис-
лый газ.
ГЛАГОЛЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

I II
нагреваться ? охлаждаться увеличиваться ? уменьшать-
ся
расширяться ? сжиматься повышаться ? снижаться
ускоряться ? замедляться возрастать ? убывать
усиливаться ? ослабевать расти ?падать
становиться больше ? меньше выше ? ниже, сильнее ? сла-
бее

Например:
1) Вещество нагревается. Его температура увеличивается (повышается и т. п.).
2) Вещество расширяется. Его объём увеличивается (возрастает).
3) Движение тела ускоряется или замедляется, в этом случае скорость тела увеличивается [умень-
шается или возрастает (убывает)].

8. Объясните, как вы понимаете данные предложения, используя глагол становиться больше
(меньше), сильнее (слабее), длиннее
(короче).
1) При плавлении объём большинства тел увеличивается. 2) При нагревании воды от 0 °С до 4 °С её
объём уменьшается, а при дальнейшем нагревании возрастает. 3) В большинстве случаев при повы-
шении температуры растворимость твёрдых тел растёт. 4) При нагревании скорость движения молекул
жидкости повышается, а при охлаждении – снижается. 5) При нагревании движение молекул жидко-
сти усиливается, а при охлаждении – ослабевает. 6) При охлаждении колебательное движение молекул
твёрдого тела ослабевает. 7) Химическая активность щелочных металлов (натрия, калия, кальция и др.)
усиливается с возрастанием атомной массы. 8) Если нагревать металлический стержень, то он удлиня-
ется, а при понижении температуры соответственно укорачивается.
9. Замените данные предложения антонимичными.
1) По мере повышения температуры скорость движения молекул жидкости возрастает. 2) По мере
нагревания движение молекул жидкости усиливается. 3) По мере плавления объём свинца увеличивает-
ся.
4) По мере отвердевания воды её плотность уменьшается. 5) По мере нагревания веществ химическая
реакция ускоряется. 6) По мере увеличения высоты над уровнем моря атмосферное давление падает. 7)
Температура тела падает по мере его охлаждения.
Глаголы с частицей -ся
Солнце нагревает Землю.
Земля нагревается Солнцем.
10. Напишите предложения, вставляя вместо точек подходящий глагол в нужной форме.

1) Днём Солнце … Землю. Днём Земля ..., а нагревать(ся)
ночью ... . охлаж-
дать(ся)
2) Обычно, чтобы ... реакцию, вещества на-
гревают. При нагревании химическая реак- ускорять(ся)
ускорить
ция ...

3) Если добавить катализатор, можно ... изменяться
скорость химической реакции. Если доба- изменить
вить катализатор, скорость химической ре-
акции … .
ускоряться
ускорить
4) Если добавить катализатор, можно ... или
... химическую реакцию. Химическая реак-
замедляться
ция ... или ... .
замедлить
изменять(ся)
5) Когда нагревают металл, то … его элек-
тропроводность. При нагревании электро-
замедляться
проводность металлов …
замедлить
6) Если охлаждать жидкость, то движение
усиливаться
молекул ... .
ослабевать
7) Если повышать температуру тела, движе- усилить
ние молекул ... . При охлаждении движение
частиц тела ...

11. Закончите предложения:
1) Если нагревать вещество, скорость химической реакции … .
2) Если охлаждать жидкость, движение молекул ... .
3) Если повысить температуру свинца до 327,3 °С, то он начинает … .
4) При нагревании объём свинца …, а его плотность ... .
5) При понижении температуры до –183 °С кислород начинает ... .
6) Если охладить ртуть до определённой температуры, то она становится … .
7) Если охладить кислород до определённой температуры, то он становится ... .
8) Если нагреть алюминий до определённой температуры, то он становится ... .
12. Прочитайте текст и выделите в нём новую информацию по сравнению с текстом 1.
Текст 2
ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА

В природе существуют твёрдые вещества, жидкости и газы. Металлы, сера, поваренная соль явля-
ются твёрдыми веществами. Атмосферный воздух – это смесь газов, вода – жидкость. При обычных ус-
ловиях кислород представляет собой газ. Но при температуре –183 °С он переходит из газообразного
состояния в жидкое, а при температуре –218 °С превращается в твёрдую массу, которая похожа на снег.
Пример кислорода показывает, что при определённых условиях происходят изменения агрегатного со-
стояния вещества. Существует несколько процессов перехода вещества из одного состояния в другое.
Процесс, при котором твёрдое вещество переходит из твёрдого состояния в жидкое, называется
плавлением. Плавление всегда происходит при определённой температуре, называемой температурой
плавления. Во время процесса плавления температура плавления остаётся неизменной. Это объясняет-
ся тем, что энергия, которую получает вещество при нагревании, идёт на разрушение кристаллической
структуры вещества.
Что же происходит с молекулами при плавлении? В кристаллических веществах молекулы колеб-
лются около определённых положений равновесия. По мере повышения температуры колебательное
движение молекул усиливается. Наконец, получив достаточное количество энергии, молекулы покида-
ют свои места и начинают двигаться беспорядочно. При этом тело теряет форму и превращается в жид-
кость.
Если затем охлаждать полученную жидкость, то сначала температура будет снижаться, дойдёт до
определённого значения и начнётся процесс отвердевания. Когда закончится отвердевание, температура
вещества снова начнёт снижаться. Таким образом, и плавление и отвердевание происходит при одной и
той же температуре, называемой температурой плавления.
При плавлении и отвердевании происходит изменение объёма вещества. Большинство веществ при
плавлении расширяется, а при отвердевании сжимается (исключение: лёд и чугун).

13. Ответьте на вопросы.
1) Какая информация отсутствует в тексте (по сравнению с текстом 1)?
2) Расскажите, что происходит с молекулами веществ при плавлении.
3) Объясните, почему вещества плавятся при неизменной температуре.
14. Прочитайте текст, вставляя вместо точек подходящие по смыслу глаголы. Дайте название этому
тексту.
При обычных условиях железо ... кристаллическим веществом. Оно … в твёрдом состоянии. При
определённых условиях агрегатное состояние железа ...: железо ... из твёрдого состояния в жидкое … .
Если ... железо до определённой температуры, оно плавится, то есть … в жидкое. Железо начинает ... ,
когда его температура … 1539 °С.
Температура, при которой … плавление железа, ... его температурой плавления. Во время процесса
плавления температура ... неизменной, так как энергия, которую получает железо при нагревании, ... на
разрушение кристаллической структуры веществ.
При дальнейшем нагревании температура расплавленного железа будет ... Если затем охлаждать
полученную жидкость, то сначала температура будет ..., ... 1539 °С и железо начнёт ... . Таким образом,
и плавление и отвердевание ... при одной и той же температуре, которая может колебаться в зависимо-
сти от давления.

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

Прочитайте текст и разделите его на две смысловые части (в этом вам поможет название текста).

Плавление и отвердевание

Известно, что вещество при определённых условиях может переходить из одного агрегатного со-
стояния в другое. Существует несколько процессов перехода из одного состояния в другое: плавление,
отвердевание, кипение и др.
Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое называется плавлением. Если лёд положить в
стакан и нагревать, то можно увидеть, что температура льда постепенно повышается и достигает 0 °С.
При температуре 0 °С лёд начинает плавиться, то есть из твердого состояния переходит в жидкое. Тем-
пература, при которой вещество из твёрдого состояния переходит в жидкое, называется температурой
плавления. Наблюдения показывают, что во время всего процесса плавления температура смеси «лед –
вода» остаётся неизменной. Когда процесс плавления заканчивается, температура воды снова повышает-
ся.
Почему же температура вещества не изменяется во время процесса плавления? Это объясняется
тем, что энергия, которую получают молекулы вещества при нагревании, идёт на разрушение кристал-
лической решётки вещества. При этом молекулы начинают двигаться беспорядочно, расстояние между
ними увеличивается, тело теряет форму и превращается в жидкость. Рассмотрим отвердевание – про-
цесс перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое. Если охлаждать воду, её температура посте-
пенно понижается до 0 °С, а затем прекращает понижаться. В воде начинают появляться кристаллы
льда, которые быстро растут: идет процесс отвердевания (кристаллизации). Во время всего процесса
отвердевания (кристаллизации) температура вещества остаётся неизменной. Наблюдения показывают,
что вещество отвердевает при той же температуре, при которой плавится. Когда процесс отвердевания
заканчивается, температура льда снова понижается.
Такие явления наблюдаются при плавлении и отвердевании всех кристаллических веществ. Если
составить график изменения температуры, то получим кривую с горизонтальной частью. Эта горизон-
тальная часть соответствует температуре смеси «лёд – вода».
Каждое кристаллическое вещество имеет определённую температуру плавления, которая называет-
ся точкой плавления вещества.
В таблице приведена температура точек плавления некоторых веществ.

вещество плавится при вещество плавится при
°С °С
алюминий 659 олово 232
железо 1539 платина 1773
золото 1064 ртуть –39
лёд 0 свинец 327
медь 1083 цинк 419

ЗАДАНИЯ

1. Найдите в тексте или кратко сформулируйте ответы на основные вопросы к части «Плавление».
1) Что называется плавлением?
2) Что называется температурой плавления?
3) Изменяется ли температура во время процесса плавления?
4) Почему температура вещества при плавлении не изменяется?
5) Из двух последних вопросов (3, 4) выберите один, который вы считаете основным.
2. Найдите в тексте или кратко сформулируйте ответы на основные вопросы к части «Отвердева-
ние».
1) Что такое отвердевание?
2) Изменяется ли температура во время процесса отвердевания?
План Конспект
Вступление Вещество при определённых усло-
виях переходит из одного агрегат-
ного состояния в другое. Процессы
перехода: плавление, отвердевание
и др.
Плавление
Что называется плав- Переход вещества из твёрдого со-
лением? стояния в жидкое называется плав-
лением.
Лёд плавится при 0°С
Что называется темпе- Температура, при которой вещество
ратурой плавления? из твёрдого состояния переходит в
жидкое, называется температурой
плавления.
Почему температура При плавлении температура веще-
при плавлении не из- ства (смеси «лёд – вода») не изме-
меняется? няется, так как энергия идёт на раз-
рушение кристаллической структу-
ры вещества. Когда процесс плав-
ления льда заканчивается, темпера-
тура воды снова повышается.


3. Продолжите конспект.
Обратите внимание, что
а) в конспект включается основная информация;
б) распространённые словосочетания трансформируются в более краткие.

Н а п р и м е р : ... во время процесса плавления ... – при плавлении ..., если охлаждать воду ... – при
охлаждении воды, ... остаётся неизменной … – не изменяется, ... это объясняется тем, что ... так как

в) не включайте в конспект: таблицу точек плавления, описание графика.

4. Расскажите текст: а) пользуясь своими записями; б) не пользуясь записями.


Зависимость, связь

Констатация зависимости
что зависит от чего что связано с чем
что находится в зависимости от чего определяется чем
что изменяется в зависимости от чего что влияет на что
что соответствует чему
Как зависит одна величина от другой
чем больше (меньше) ..., тем больше (меньше) ...
что пропорционально чему
с увеличением чего что увеличивается (уменьшается).

Например:
Сила сопротивления воздуха зависит (находится в зависимости, изменяется в зависимости) от его
плотности.
Сила сопротивления воздуха связана с его плотностью.
Существует связь между силой сопротивления воздуха и его плотностью.
Определённая сила сопротивления соответствует определённой плотности воздуха.
Плотность воздуха влияет на его силу сопротивления.

Чем больше (меньше) плотность воздуха, тем больше (меньше) сила сопротивления воздуха.
Сила сопротивления воздуха прямо пропорциональна его плотности.
С увеличением (уменьшением) плотности воздуха увеличивается (уменьшается) сила сопротивления
воздуха.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Прочитайте предложения и а) назовите два фактора, которые связаны между собой; б) объясни-
те, что зависит от чего (и что влияет на что).

М о д е л ь : Скорость испарения жидкости находится в зависимости от температуры.
Скорость испарения – температура
Скорость испарения зависит от температуры.
Температура влияет на скорость испарения жидкости.

1) Скорость движения молекул жидкости находится в зависимости от температуры. 2) Температура
плавления вещества связана с давлением. 3) Давление и плотность земной атмосферы связаны с высо-
той над уровнем моря. 4) Скорость падения тел в воздухе связана с формой и размерами падающего те-
ла. 5) Существует связь между электропроводностью металлов и изменениями температуры (повыше-
нием или понижением её). 6) Скорость химической реакции зависит прежде всего от природы реаги-
рующих веществ. 7) Свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от вели-
чины заряда ядер их атомов.
2. Напишите предложения, используя глагол влиять.
3. Прочитайте предложения а) скажите, что зависит от чего; б) объясните, как зависит.

М о д е л ь : С увеличением плотности воздуха возрастает сила сопротивления воздуха.

Сила сопротивления воздуха зависит от его плотности.
Если плотность воздуха увеличивается, то сила сопротивления воздуха тоже возрастает.

1) С повышением температуры жидкости возрастает скорость испарения. 2) С понижением темпе-
ратуры жидкости уменьшается скорость движения её молекул. 3) С увеличением высоты над поверхно-
стью земли возрастает потенциальная энергия тела. 4) С ростом температуры растворимость почти всех
твёрдых и большинства жидких веществ увеличивается, а растворимость газов уменьшается. 5) С уве-
личением высоты над уровнем моря атмосферное давление снижается (падает). 6) Период колебаний
маятника возрастает с увеличением длины маятника. 7) С ростом температуры колебательное движение
молекул твёрдого тела усиливается. 8) Увеличение скорости движения частиц с возрастанием темпера-
туры является одним из основных законов природы, который относится к веществу в любом состоянии

в твёрдом, в жидком или газообразном.

4. Ответьте на вопросы, используя в нужной форме слова, данные в скобках.
1) Чем определяется модуль скорости равномерного движения? (отношение пути ко времени, тело
проходит данный путь, за который)
2) Чем определяются ускорения тел? (все действующие на них силы)
3) Чем определяется скалярная величина? (только, полностью, числовое значение – модуль)
4) Чем определяется векторная величина? (не только, но и; числовое значение, направление)
5) Чем определяется любая сила? (величина, направление и точка приложения)
6) Чем определяется внутренняя энергия газов? (кинетическая энергия движения молекул)
чем ..., тем ...
больше (меньше) выше (ниже)
сильнее (слабее) быстрее (медленнее)

О б р а т и т е в н и м а н и е : первая часть предложения в этой конструкции, начинающаяся со слова
чем, обозначает условие. Например: Чем выше температура, тем больше скорость движения частиц тела
(вторая часть – следствие).

5. Составьте предложения из данных словосочетаний, используя конструкцию чем ... , тем ... . Об-
ратите внимание на порядок частей в предложении.

больше скорость испарения выше температура
больше плотность воздуха больше сила сопротивлёния
воздуха
выше давление выше температура плавления
больше высота над уровнем ниже атмосферное давление
моря
больше потенциальная энер- больше высота над поверх-
гия ностью Земли
сильнее колебательное дви- выше температура
жение молекул твердого тела

6. Напишите ответы на вопросы, используя слово пропорционален в нужной форме. Обратите вни-
мание, что слово пропорционален используется в том случае, если зависимость выражается формулой.
1) Как объём газа зависит от температуры (при постоянной массе и неизменном давлении)?… пря-
мо ... его абсолютной температуре.
2) Как давление газа зависит от его объёма (при постоянной массе и неизменной температуре)? ...
обратно ... его объёму.
3) Как кинетическая энергия зависит от скорости тела? … прямо ... квадрату скорости.
4) Как периметр равностороннего треугольника зависит от длины его стороны? ... прямо ... длине
его стороны.
5) Как площадь круга зависит от радиуса круга? … прямо …квадрату радиуса.
6) Как зависит длина окружности от её радиуса?
7) Как зависит путь, который проходит тело при равномерном движении, от скорости тела?

7. Прочитайте текст.
Зависимость температуры кипения жидкости от давления

Существует связь между температурой кипения жидкости и давлением. Известно, что вода кипит
при температуре 100 °С только при нормальном давлении – 760 мм рт. ст., (или 1 атм). С изменением
давления меняется и температура кипения жидкости. На вершине горы Эльбрус (5642 м) давление рав-
но 0,5 атм. Этому давлению соответствует температура кипения 82 °С. Значит, чем ниже давление, тем
ниже температура кипения.
С повышением давления температура кипения возрастает. Так, при давлении 15 атм температура
кипения воды равна 200 °С, при давлении 80 атм вода кипит при температуре 300 °С.
Итак, мы видим, что с уменьшением давления температура кипения понижается, а с увеличением –
повышается. Отсюда следует, что в горах вода должна кипеть при температуре ниже 100 °С, а в глубо-
ких шахтах – выше 100 °С.

8. Ответьте на вопросы.
1) От чего зависит температура кипения жидкости?
2) Как изменяется температура кипения в зависимости от давления?
3) Чему равно нормальное атмосферное давление?
4) Какая температура кипения воды соответствует нормальному атмосферному давлению?
5) Какая температура кипения воды соответствует давлению
0,5 атм, 15 атм, 80 атм?
6) Как атмосферное давление зависит от высоты над уровнем
моря?
7) Где атмосферное давление ниже – в горах или глубоких
шахтах?
8) Где температура кипения воды ниже – в горах или глубоких шахтах?

ЗАДАНИЯ

1. а) Найдите в тексте и прочитайте предложения, которые дают главную информацию.
б) Запишите примеры, показывающие зависимость температуры кипения от давления.
760 мм (1 атм) – 100 °С
0,5 атм – ...
2. Расскажите кратко текст, используя главную информацию, свои записи с примерами.
3. Объясните, почему в горах и глубоких шахтах вода кипит при разных температурах.
4. Прочитайте и расскажите текст по вашему плану.

Понятие функции

При изучении явлений окружающего мира и в практической деятельности мы сталкиваемся с раз-
личными величинами: длина, площадь, объём, масса, температура, время и т.д. В зависимости от рас-
сматриваемых условий одни из величин имеют постоянные числовые значения, у других величин – эти
значения переменные. Такие величины называются соответственно: постоянными и переменными.
Математика изучает зависимость между переменными в процессе их изменения. Например, при из-
менении радиуса круга меняется и его площадь, и мы рассматриваем вопрос об изменении площади
круга в зависимости от изменения его радиуса.
Такая зависимость, когда каждому допустимому значению одной переменной (k) соответствует оп-
ределённое значение другой переменной (у), называется функциональной зависимостью. Переменная
величина у – это функция другой переменной k. Функцию записывают так:

у = f (х) – «игрек» есть «эф» от «икс»,

где x – независимая переменная, или аргумент; у – зависимая переменная.
В нашем примере зависимая переменная у – это площадь круга, которая принимает различные чи-
словые значения в зависимости от изменения аргумента х – радиуса круга.

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

Прочитайте текст и в процессе чтения разделите его на смысловые части. Дайте название каждой
смысловой части.

Тепловое расширение твердых тел

При повышении температуры геометрические размеры тел увеличиваются, а при понижении
уменьшаются. Например, металлический шар при комнатной температуре свободно проходит через ме-
таллическое кольцо. Если этот шар нагреть, то он не проходит через кольцо: объём шара при нагрева-
нии увеличивается. Будем охлаждать шар. Его температура понижается. Шар опять проходит свободно
через кольцо: при понижении температуры объём шара уменьшается. Итак, мы видим, что с изменени-
ем температуры объём твёрдых тел изменяется. Изменение объёма тела при нагревании называется объ-
ёмным расширением. При объёмном расширении тела увеличиваются все его геометрические размеры,
его объём.
Но иногда интересно знать, как изменяется один из размеров тела. Рассмотрим, как изменяется
длина проволоки при нагревании. Между точками А и В натянем проволоку. Пропустим через неё элек-
трический ток. Проволока нагревается. При этом длина проволоки увеличивается. Выключим электри-
ческий ток. Проволока охлаждается, её длина уменьшается.
Изменение одного размера твёрдого тела при повышении температуры называется линейным рас-
ширением. Формула линейного расширения имеет вид: ?l = ?l0t .
Наблюдения показывают, что линейное расширение тела зависит от:
1) начальной длины тела. Чем длиннее проволока, тем больше увеличиваются её размеры;
2) изменения температуры тела ?t = t ? t0 Линейное расширение тела пропорционально приросту
температуры;
3) рода вещества. Линейное расширение разных материалов при одном и том же повышении темпе-
ратуры различно.
Величина, характеризующая зависимость линейного расширения при нагревании от рода вещества,
называется коэффициентом линейного расширения и обозначается буквой ?.
Коэффициент линейного расширения показывает, на какую часть своей длины, которую имеет тело
при температуре 0 °С, изменяется длина тела при нагревании на 1 °С.
Коэффициенты линейного расширения различных твёрдых тел веществ приведены в таблице.

Вещество, ?, град–1 Вещество, ?, град–1
Алюминий 0,000023 Олово 0,000021
Железо 0,000012 Платина 0,000009
Золото 0,000014 Свинец 0,000028
Лёд (от –10 0,000051 до 0) °С Стекло 0,000009

Тепловое линейное расширение тел учитывают во многих областях техники. Например, при строи-
тельстве железных дорог на стыке рельсов делают небольшие промежутки, чтобы рельсы не деформи-
ровались в жаркую погоду. В холодную погоду промежуток между рельсами может быть от 0,6 см до
1,2 см, а в жаркую погоду промежутка почти нет.
Какой промежуток между рельсами нужно делать?
Это можно вычислить по формуле, если известна длина рельса, а также известны минимальная и
максимальная температура.
Предположим, что в течение года температура данного места изменяется от –25 °С зимой до +40 °С
летом, т.е. интервал изменения температуры равен 65 °С. Длина одного рельса 12,6 м. Коэффициент ли-
нейного расширения железа (см табл.) равен 0,000012. Изменения длины тела при изменении темпера-
туры вычисляют по формуле:

?l = ?l0 t .

Подставим числовые данные в формулу. Имеем:

?l = 0,000012 ? 12,5 ? 65 - 0,985 см

Значит, длина рельса может измениться приблизительно на 1 см, если температура в течение года
изменяется на 65 °С.

ЗАДАНИЯ

1. Запишите названия смысловых частей (составьте план).
2. Скажите, соответствует ли тексту расположение пунктов
плана?
а) линейное расширение тел;
б) зависимость линейного расширения от различных факторов;
в) объёмное расширение тел;
г) учет линейного расширения тел в технике;
д) коэффициент линейного расширения.
3. Прочитайте еще раз текст и запишите кратко его основное содержание по вашему плану (со-
ставьте конспект).
При составлении конспекта НЕ ВКЛЮЧАЙТЕ:
а) таблицу линейного расширения твердых тел;
б) пример вычисления промежутков между рельсами.
Обязательно включите формулу линейного расширения.
Сократите описание опытов, доказывающих расширение тел, но сохраните основную информацию.
Например:
Если нагреть металлический шар, он не проходит через кольцо. При охлаждении шар снова прохо-
дит через кольцо.
Сравните краткую запись опыта с его описанием в тексте.
ЧТЕНИЕ
1. Прочитайте текст и скажите, от чего зависит скорость химической реакции.

Скорость химических реакций

Химические реакции протекают с различными скоростями. Для некоторых реакций требуются доли
секунды, для других – минуты, часы. Известны реакции, которые продолжаются несколько лет, десяти-
летий и более длительные отрезки времени. Кроме того, одна и та же реакция в одних условиях, напри-
мер, при повышенных температурах, может протекать быстро, а в других, например, при охлаждении,
протекает медленно. При этом различие в скорости протекания одной и той же реакции при изменении
условий может быть очень значительным.
Необходимым условием химического взаимодействия между веществами является достаточное
сближение, соударение их частиц (молекул, атомов). Только при таком условии происходят взаимные
переходы электронов и перегруппировки атомов исходных веществ. В результате этого процесса пере-
ходов и перегруппировок образуются новые вещества – продукты реакции.
Однако в действительности не всякое соударение, столкновение молекул (атомов) реагирующих
веществ приводит к образованию продуктов реакции. Для того чтобы произошла реакция и образова-
лись новые вещества, необходимо сначала разорвать или ослабить связи между атомами в молекулах
исходных веществ. На это нужно затратить энергию. И только если энергия сталкивающихся частиц
достаточна для ослабления и разрыва связей, происходит реакция между исходными веществами и об-
разуются новые вещества.
От чего же зависит скорость протекания химических реакций? Установлено, что важнейшими фак-
торами, влияющими на скорость реакции, являются следующие: природа реагирующих веществ, их
концентрация, температура, присутствие катализатора.
Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ можно показать на
таком примере: металлы калий и натрий с одним и тем же веществом – с водой – реагируют с различ-
ными скоростями. Атомы калия имеют больший радиус и поэтому отдают электроны активнее, чем ато-
мы натрия.

стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>