<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции объясняется сле-
дующим образом. Столкновение молекул в некотором пространстве при заданной температуре проис-
ходит тем чаще, чем больше этих молекул в единице объема. Поэтому скорость химической реакции
зависит от концентрации реагирующих веществ. Чем значительнее концентрация, тем больше число
столкновений. По мере уменьшения концентрации исходных веществ во времени скорость реакции па-
дает. Эту зависимость можно записать следующим образом:
При постоянной температуре скорость химической реакции пропорциональна произведению
концентрации реагирующих веществ.
На скорость реакции существенно влияет температура в системе реагирующих веществ. При повы-
шении температуры на каждые 10 °С скорость большинства реакций увеличивается в 2 – 4 раза. Однако
при значительном увеличении температуры скорость реакции может возрасти во много раз. Влияние
температуры на скорость реакции объясняется тем, что при повышении температуры возрастает ско-
рость движения молекул, что приводит к увеличению числа столкновений между ними, а значит, – к ус-
корению реакции. Вместе с тем с повышением температуры растёт кинетическая энергия частиц.
Существенно влияет на скорость реакции присутствие в системе реагирующих веществ катализато-
ра. Под действием катализатора молекулы, энергия которых была недостаточна для активных соударе-
ний, становятся активными, в результате чего происходит ускорение протекания реакции. Под влияни-
ем катализаторов реакции могут ускоряться в миллионы раз и более. В некоторых случаях под действи-
ем катализаторов могут происходить такие реакции, которые без них в данных условиях практически не
происходят.

Объясните:
1) Почему не всегда столкновение частиц приводит к химической реакции?
2) Почему скорость реакции зависит от концентрации реагирующих веществ?
3) Почему скорость реакции зависит от температуры в системе реагирующих веществ?
2. Задание: Прочитайте текст. Скажите, о чем в нем говорится.


Текст

Известно, что существует определённая зависимость между цветом и температурой нагретого тела.
Определённой температуре нагретого тела соответствует определённый цвет. Рассмотрим примеры.
Если нагревать, например, железо, то по мере повышения температуры оно становится сначала
тёмно-красным, затем жёлтым и, наконец, белым. По цвету расплавленного металла можно определить
его температуру.
Звёзды имеют разный цвет. Например, Солнце имеет жёлтый цвет, Сириус имеет белый цвет, боль-
шинство звёзд имеет красноватый цвет. Различие в цвете звёзд объясняется тем, что температуры их
поверхностей различны. Определённой температуре поверхности звезды соответствует определённый
цвет. Таким образом, по цвету звезды можно определить температуру её поверхности.
Установлено, что на поверхности красной звезды температура 3000 – 4000 °С. Температура жёлтых
звёзд 4000 – 6000 К, например, температура поверхности Солнца 5760 °С. Более горячие звёзды
(Т = 10000 °С и выше) имеют белый цвет.
Итак, рассмотренные примеры показывают, что существует закономерная зависимость между цве-
том и температурой нагретого тела.

Плазма

До XX века были известны три состояния вещества: твёрдое, жидкое и газообразное. В XX веке в
физике появилось новое понятие – плазма. Плазмой называют особое, четвёртое состояние вещества.
Плазмой называется частично или полностью ионизованный газ.
В нём атомы (все или значительная часть) потеряли по одному или несколько электронов и преврати-
лись в положительные ионы. Таким образом, в общем случае можно считать, что плазма представляет
собой смесь трёх компонентов: свободные электроны, положительные ионы и нейтральные атомы
(или молекулы).
Плазма – это естественное состояние вещества, нагретого до очень высокой температуры. При дос-
таточно сильном нагревании любое вещество испаряется – превращается в газ, а при нагревании до
температуры порядка тысяч и миллионов градусов вещество превращается в ионизованный газ – плаз-
му. Плазма с температурой порядка 10 000 – 100 000 °С называется низкотемпературной, «холодной», а
с температурой порядка миллиона градусов и выше называется высокотемпературной, «горячей».
При сверхвысоких температурах происходит процесс термической ионизации газа: молекулы на-
чинают распадаться на атомы, которые затем теряют электроны и превращаются в ионы. Термическая
ионизация начинается при температурах порядка 6000 °С (температура поверхности Солнца около 6000
°С). При температуре 1 млн. градусов и выше ионизованы элементы водород и гелий, а при температуре
в
10 млн. градусов почти полностью ионизованы углерод, азот, кислород. Такие высокие температуры
наблюдаются во Вселённой: Температура в центре Солнца равна 14 млн. градусов, а температура в цен-
тре ярких и горячих звезд достигает нескольких десятков млн. градусов. При этих температурах веще-
ство звёзд находится в состоянии плазмы.
Плазма – наиболее распространённое состояние вещества в природе. В состоянии плазмы находится
большая часть Вселённой – звёзды, звёздные атмосферы, межзвёздная среда. Солнце и звёзды можно
рассматривать как гигантские сгустки плазмы. Учёные подсчитали, что 99 % (по массе) вещества во
Вселённой находится в состоянии плазмы. Только примерно 1 % вещества составляют такие тела, как
планета Земля, другие планеты, космическая пыль…
В земных условиях плазменное состояние можно наблюдать в молниях, полярном сиянии, электри-
ческой дуге, светящемся веществе неоновых и аргоновых ламп и других явлениях. Верхний слой атмо-
сферы Земли (ионосфера) также является плазмой.
Низкотемпературная плазма широко применяется в науке и технике. Использование высокотемпе-
ратурной плазмы – это проблема, над которой работают многие учёные. Изучением свойств плазмы за-
нимаются новые области науки – физика плазмы и химия плазмы.

3. Найдите в тексте ответы на следующие вопросы.
1) Что называется плазмой? Из каких компонентов она состоит? При каких условиях плазма – есте-
ственное состояние вещества? При каких температурах вещество превращается в ионизованный газ?
2) Какую плазму называют низкотемпературной, «холодной» и какую – высокотемпературной, «го-
рячей»?
3) Что такое процесс термической ионизации? При какой температуре он начинается? Где в приро-
де идёт постоянный процесс ионизации? В каком состоянии находится вещество в этих условиях?
4) Как можно объяснить, что плазма – наиболее распространённое состояние вещества во Вселен-
ной? Какой процент вещества во Вселённой находится в состоянии плазмы?
5) Можно ли наблюдать плазму в земных условиях?

4. Скажите кратко: а) при каких условиях вещество переходит в состояние плазмы; б) одинаковы
ли эти условия для различных веществ.

Тема V

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ И

ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ


Рассуждение. Доказательство. Эксперимент.
Лексические средства организации связного текста

Слова, словосочетания: Указание на:

1) он, этот, такой, всё это (это) предыдущую информацию

2) из практики известно, что; источник информации
известно, что; согласно зако-
ну; по определению; пусть;
допустим
последовательность, допол-
3) во-первых, во-вторых, в- нительность информации
третьих; при этом; кроме того
сопоставление, противопос-
4) с одной стороны, с другой тавление информации
стороны, а; но; однако
причину, условие, следствие
5) потому что; так как; поэто-
му; если ..., то; тогда; отсюда
следует (отсюда); следова-
главный момент опыта
тельно
подтверждение мысли
6) оказывается (оказалось)
общий вывод
7) действительно; оказывается
8) таким образом; итак

Например:
– Ускорение свободного падения имеет приближённое значение. Оно (1) равно 9,8 м/с2.
– Существуют различные величины: длина, объём, масса, давление и т.д. В зависимости от усло-
вий одни величины имеют постоянные числовые значения, у других величин – эти значения перемен-
ные.
Такие (1) величины называются соответственно постоянными и переменными.
– По определению (2) молекула есть наименьшая частица вещества, которая сохраняет все его хи-
мические свойства.
– Известно (2), что молекулы в веществе непрерывно и беспорядочно движутся. При этом (3) чем
больше скорость движения молекул, тем больше их кинетическая энергия и тем выше температура тела.
Кроме того, (3) из опыта известно, что между молекулами действуют силы притяжения и силы оттал-
кивания.
Молекула вещества, как и само вещество, имеет плотность. Однако (4) плотность отдельной моле-
кулы всегда больше плотности вещества.
– При падении тел в воздухе на них действует сила сопротивления воздуха, поэтому (5) тела па-
дают не одновременно.
– В воздухе тела падают не одновременно, потому что (5) на них действует сила сопротивления
воздуха. Следовательно, (5) возникает вопрос, как падают тела при отсутствии силы сопротивления.
Оказывается, (5) что при отсутствии силы сопротивления (в вакууме) тела падают с одинаковым
ускорением. Это свободное падение.
Итак, (7) свободное падение можно определить как движение тела в вакууме под действием только
силы тяжести при V0 = 0.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Прочитайте текст и скажите, какие слова связывают предложения этого текста. Повторите текст
без книги.
А к с и о м а : Через любые две различные точки проходит одна и только одна прямая.

а А В

Рис. 1

Отсюда следует, что две различные прямые имеют не более одной общей точки (рис. 1). Если две
прямые имеют одну общую точку, говорят, что они пересекаются (рис. 2).

а

С

b

Рис. 2

2. Прочитайте доказательство теоремы. Назовите слова, которые связывают предложения текста.
Перепишите текст и выучите наизусть.

Свойство диаметра окружности

Т е о р е м а : Диаметр есть наибольшая из хорд.
Доказательство, пусть AB – хорда, не проходящая через центр окружности, CD – диаметр (рис. 3),
Рассмотрим треугольник АОВ. В треугольнике каждая сторона меньше суммы двух других сторон. По-
этому АВ < ОА + ОВ. Так как ОА и ОВ – радиусы, то АВ < CD. Значит, диаметр больше всякой хорды, не
проходящей через центр. Но так как диаметр есть тоже хорда, то диаметр – наибольшая из хорд.



О
C D

A B


Рис. 3

3. а) Прочитайте текст, затем повторите по книге вслух рассуждение о свойстве параллельных пря-
мых, используя рисунок.

Свойства параллельных прямых

Аксиома параллельных прямых. Через данную точку, не лежащую на данной прямой, проходит
только одна прямая, параллельная данной (рис. 1).
Рассмотрим свойство, которое следует из этой аксиомы. Если две различные прямые параллельны
третьей прямой, то они параллельны (рис. 4).
Пусть а||с и b||с. Докажем, что а||b. Допустим, что прямые а и b не параллельны. Тогда они пересе-
каются в некоторой точке М. Значит, через точку М проходят две различные прямые а и b, параллель-
ные прямой с. Это противоречит аксиоме о параллельных прямых. Поэтому наше допущение неверно и
прямые а и b параллельны

a
М
М
b b
c
c


Рис. 4
б) Закройте текст и повторите рассуждение о свойстве параллельных прямых, пользуясь опорными
словами, данными ниже:
1) Пусть ... и ... . Докажем, что ... .
2) Допустим, что ... не ... . Тогда они пересекаются ... . Значит, через точку М проходят две … .
3) Это противоречит… . Поэтому наше допущение ... и ...
4) Прочитайте текст-рассуждение по физике. Вставьте вместо точек связочные слова: таким обра-
зом, а, тогда, действительно, пусть. Повторите рассуждение.

О форме траектории

Форма траектории зависит от выбора системы отсчёта. …, тело падает в вагоне, который движется
относительно Земли. ... траектория этого тела относительно вагона будет прямой линией, … относи-
тельно Земли это будет кривая линия (при отсутствии сопротивления воздуха – парабола).
… , понятие формы траектории имеет относительный смысл. Нельзя говорить о форме траектории
вообще. Можно говорить лишь о форме траектории в заданной системе отсчёта.
5) Прочитайте текст-рассуждение по физике. Обратите внимание на глаголы учитывать что и пре-
небречь чем.

Материальная точка
При решении ряда задач механики можно не учитывать форму и размеры тела и рассматривать тело
как материальную точку. Материальной точкой называется тело, размерами которого можно пренеб-
речь в данной задаче.
Действительно, если, например, нас интересует, сколько времени нужно самолёту, чтобы долететь
от Москвы до Новосибирска, то совершенно не нужно знать характер движения отдельных частей са-
молёта. Но нельзя пренебречь размерами и формой самолёта, если нас интересует сила сопротивления
воздуха. Аналогично мы можем считать Землю и другие планеты точками, если нас интересует их ха-
рактер движения вокруг Солнца. Однако, чтобы определить причины смены дня и ночи или времён го-
да, Землю уже нельзя считать точкой; следует учитывать её размеры, вращение вокруг своей оси и т.п.
Таким образом, одно и то же тело в одних задачах можно рассматривать как материальную точку, а
в других – нельзя.
6) Проверьте ещё раз по тексту ход рассуждения:
а) Когда мы рассматриваем тело как материальную точку? Что такое материальная точка?
б) Два примера, когда можно и нельзя считать тела материальными точками.
в) Вывод.

7) Закройте текст и восстановите его по опорным словам:
При решении … можно не учитывать ... и рассматривать ... . Материальной точкой называется ... .
Действительно, если, например, ... сколько времени ... от Москвы до Новосибирска, то не нужно ...
характер движения отдельных частей самолёта. Но нельзя ... размерами и формой ... , если ... . Анало-
гично мы можем ... Землю и другие планеты как … , если ... их ... вокруг Солнца. Однако, чтобы ... при-
чины смены дня и ночи, ... , ... вокруг оси и т.п.
Таким образом, одно и то же тело в одних задачах ..., а в других
... .

8) Восстановите текст ещё раз по данным ниже опорным словам:
… можно ... .... и рассматривать тело как ... . Материальной точкой ... .
Действительно, если … … сколько времени ... ..., то ... характер движения отдельных … … . Но
нельзя …, если ... . Аналогично ... ... Землю и др. планеты ... , если ... ... Солнца.
Однако, ... ... , если ... причины смены дня и ночи, ... ..., следует ... её размеры, вращение ... и т. д.
Таким образом, одно и то же тело ... ... .

проводить – провести опыт установить, что
поместить что куда доказать правильность вы-
вода
взвесить что справедливость закона
сделать вывод, что убедиться на опыте в чём
проверить вывод на основании чего

1) Для изучения явлений природы учёные проводят различные эксперименты. Часто они проводят
опыты, чтобы проверить свои выводы, чтобы убедиться в правильности этих выводов.
2) Ломоносов провёл опыт с металлом и кислородом, чтобы доказать справедливость закона со-
хранения массы веществ.
3) Ломоносов и Лавуазье установили закон сохранения массы почти одновременно, независимо
друг от друга.
4) Знаете ли вы, что Галилео Галилей был первым учёным, который начал проводить опыты по
физике?
5) Знаете ли вы, что до Галилея учёные устанавливали законы природы только на основании на-
блюдений и рассуждений?

Закон сохранения массы

Закон сохранения массы был открыт Ломоносовым в 1748 году. При этом Ломоносов установил,
что общая масса исходных веществ равна общей массе продуктов реакции. В 1756 году Ломоносов экс-
периментально доказал правильность своего вывода. Он провёл такой опыт: взял запаянный сосуд с ме-
таллом и кислородом, взвесил его и нагрел. Затем взвесил сосуд ещё раз после нагревания. Оказалось,
что масса запаянного сосуда осталась неизменной, хотя в результате реакции в сосуде образовался ок-
сид металла. Таким образом, Ломоносовым экспериментально была доказана справедливость открытого
им закона сохранения массы.




Несколько позднее (1789 г.) закон сохранения массы был независимо от Ломоносова установлен
французским химиком Лавуазье
(1743 – 1794 гг.), который доказал, что при химических реакциях сохраняется не только общая масса
реагирующих веществ, но и масса каждого элемента, который входит в состав этих веществ.

ЗАДАНИЯ

1. Определите по тексту:
а) цель опыта Ломоносова;
б) ход опыта (взял, взвесил) и главный момент (оказалось, ...);
в) вывод на основании опыта.
Обратите внимание, что в описание опыта обычно всегда включают эти компоненты.
2. Расскажите текст по плану:
1) Когда Ломоносов открыл закон сохранения массы? Что он установил?
2) Опыт Ломоносова,
3) Открытие Лавуазье.

путем
чего эксперимента (опыта)
наблюдений
с помощью
чего рассуждения
расчётов (вычислений)

3. Ответьте на вопросы, используя словосочетания, данные выше.
1) Как можно проверить вывод (предположение, гипотезу)?
2) Каким путём можно изучать явления природы?
3) Как (каким путём) можно определить неизвестную величину?

4. Прочитайте текст. Обратите внимание на обобщенно-личную форму глагола при описании опыта
(возьмём, поместим ...), на связочные слова и словосочетания в тексте.

Исчезает ли алмаз?

В конце XVII века итальянские учёные обнаружили интересное явление: когда они нагрели алмаз с
помощью линзы и солнечных лучей, то увидели, что алмаз вдруг исчез. Никто из учёных не смог объяс-
нить, что произошло с алмазом.
Будем рассуждать. Согласно закону сохранения материи, материя не исчезает и не возникает из ни-
чего, она только переходит из одного вида в другой. Значит, алмаз не может исчезнуть. Он может лишь
превратиться в другое вещество. Следовательно, нужно решить вопрос, во что превратился алмаз.
Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Поместим алмаз в виде порошка в колбу с кислоро-
дом, плотно закроем её и будем нагревать. Через некоторое время мы увидим, что порошок алмаза ис-
чезнет, а колба станет чистой и прозрачной, как и до опыта. Исследуем полученный газ. Оказывается,
это углекислый газ.
Будем рассуждать. Известно, что по своему химическому составу углекислый газ представляет со-
бой соединение двух элементов: углерода и кислорода. А в колбе, кроме алмаза и кислорода, ничего не
было. Отсюда следует, что алмаз – чистый углерод, который при нагревании сгорел в кислороде, т.е.
произошла такая реакция:

С + О2 = СО2.
Проверим свой вывод. Повторим опыт ещё раз, но сначала взвесим исходные продукты: кислород и
порошок алмаза.
Затем взвесим полученный углекислый газ. Его масса равна сумме масс алмаза и кислорода. По за-
кону сохранения массы при химических реакциях сохраняется не только общая масса исходных ве-
ществ, но и масса каждого элемента. Значит, масса углерода в углекислом газе должна быть равна массе
алмаза. Проверим это путём расчётов. Вычислим по формуле массу углерода в полученном углекислом
газе. Действительно, она равна массе алмаза. Следовательно, наш вывод правилен: алмаз – это чистый
углерод.
Таким образом, мы доказали, что при нагревании до определённой температуры алмаз не исчезает,
он сгорает в кислороде с образованием углекислого газа.

5. Ответьте на вопросы:
1) Какое явление обнаружили итальянские учёные и какой вопрос у них возник? (Прочитайте соот-
ветствующие предложения.)
2) Как мы можем правильно сформулировать вопрос? На основании какого закона? (Прочитайте
слова, которые отвечают на вопрос).
3) Какова цель нашего опыта? (Прочитайте соответствующее предложение).
4) Какой главный момент опыта? (Прочитайте соответствующее предложение).
5) Что мы делаем, когда обнаруживаем, что в колбе – углекислый газ?
6) Какой вывод мы делаем в результате рассуждения?
7) Как мы проверяем этот вывод? На основании какого закона?
8) Как называется текст? Прочитайте в тексте ответ на вопрос – название текста.

ЗАДАНИЯ

1. Сформулируйте правильно вопрос на основании закона сохранения материи. В вашем рассужде-
нии должны быть слова: согласно закону... значит..., следовательно... .
2. Расскажите о вашем опыте: а) его цель, б) ход, в) главный
момент.
3. Повторите рассуждение, на основании которого вы делаете вывод, что алмаз – чистый углерод.
Ваше рассуждение должно состоять из двух предложений:
а) По своему составу ... (или: Известно, что углекислый газ...).
б) А в колбе ... (или: А исходные продукты ...).
в) Отсюда следует ... (или: Следовательно, ...).
4. Расскажите о повторном опыте: его цель; чем его ход отличается от первого опыта. Обратите
внимание на слова: Повторим..., но...
5. Докажите на основании опыта и закона сохранения массы, что алмаз – чистый углерод.
6. Прочитайте пример описания физического эксперимента с рассуждением. Обратите внимание на
связочные слова.

Опыт с картофелиной
Проделаем простой опыт. Возьмём стакан с чистой водой и картофелину. Если мы опустим карто-
фелину в стакан, то увидим, что она опускается на дно. Почему это происходит? Будем рассуждать.
Согласно закону Архимеда, на тело в жидкости действует выталкивающая сила, которая направлена
вертикально вверх. Значит, в данном случае на картофелину действуют две силы: вертикально вниз –
сила тяжести и вертикально вверх – выталкивающая сила (сила
Архимеда).
Обозначим силу тяжести Fтяж. Она равна mg. Запишем Fтяж = mg. Но m = ?V, где ? (ро) – плот-
ность тела, V – его объём. Тогда
Fтяж = ?тVт g.
Обозначим выталкивающую силу Fвыт.
Но закону Архимеда эта сила равна весу жидкости, которую вытесняет тело. Отсюда

Fтяж = ?жVж g,

где ?ж – плотность жидкости; Vж – объём жидкости, которую вытеснило тело. Сравним полученные
формулы:

Fтяж = ?тVт g; Fтяж = ?жVж g.

Мы видим, что формулы отличаются только плотностью, так
Vж = Vт. Следовательно, сила тяжести может быть больше, меньше или равна силе Архимеда в зависи-
мости от плотности тела и плотности жидкости.
В нашем примере картофелина опускается на дно. Значит, сила тяжести больше силы Архимеда,
потому что плотность картофелины больше плотности воды. Действительно, это так. Плотность чистой
воды 1 г/см3, а плотность картофелины немного больше единицы.
Таким образом, мы доказали, что картофелина опускается на дно, потому что её плотность больше
плотности чистой воды.
7. Расскажите, что происходит с картофелиной в ходе опыта.
8. Сформулируйте вопрос, который возникает у вас, когда вы видите, что картофелина опускается
на дно.
9. Скажите, на основании какого закона вы можете объяснить причину данного явления.
10. Объясните, почему картофелина опускается на дно. (Повторите всё рассуждение. Исполь-
зуйте связочные слова.)
11. Прочитайте продолжение текста. Рассмотрите ещё два случая.
12. Объясните (аналогично первому случаю), что и почему происходит в каждом случае.

Продолжим опыт. Если добавлять в стакан с картофелиной соль, то она будет растворяться в воде и
через некоторое время мы увидим, как картофелина начнёт постепенно подниматься вверх. Прекратим
добавлять соль. Опыт показывает, что в этом случае картофелина плавает внутри жидкости. Если же
продолжать добавлять соль в воду, то через некоторое время картофелина поднимется вверх и будет
плавать на поверхности жидкости.

ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ «ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ ТЕЛА»

Внутренняя энергия тела

С точки зрения механики, молекулы представляют собой тела микроскопических размеров.
Из опыта известно, что молекулы в веществе непрерывно и хаотически движутся, и поэтому можно
сказать, что молекулы обладают кинетической энергией. Мерой кинетической энергии движущихся мо-
лекул является температура тела. При этом чем больше скорость движения молекул, тем больше их ки-
нетическая энергия и тем выше температура тела.
Кроме того, известно, что молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга и между ни-
ми действуют силы взаимного притяжения и отталкивания. А это значит, что можно говорить о потен-
циальной энергии молекул тела. Величина сил притяжения и отталкивания, а следовательно, и потенци-
альная энергия молекул зависит от расстояния между молекулами, которое может изменяться при изме-
нении агрегатного состояния вещества или при деформации тела.
Сумма кинетической и потенциальной энергии молекул тела называется внутренней энергией тела.
Внутренняя энергия является, с одной стороны, характеристикой хаотического теплового движения мо-
лекул, а с другой – характеристикой взаимодействия молекул тела между собой.
1. Прочитайте текст. Обратите внимание на второй и третий абзацы. Эти абзацы содержат сокра-
щенные умозаключения: в каждом из них отсутствует второе предложение. Восстановите их.
2. Сделайте вывод на основании двух данных предложений:
А. 1) Известно, что молекулы вещества непрерывно и хаотически движутся.
2) По определению, если тело движется, оно обладает кинетической энергией.
3) Следовательно, молекулы ...
Б. 1) Известно, что молекулы находятся на расстоянии друг от друга и между ними действуют силы
притяжения и отталкивания.
2) По определению, потенциальная энергия зависит от взаимного положения тел.
3) Следовательно, молекулы ...
Вы сделали два умозаключения. Умозаключение – это основная единица при рассуждении.
3. Повторите ход рассуждения в тексте с опорой на данные слова:
1) С точки зрения механики, молекулы ... .
2) Известно, что молекулы ... , и поэтому (или: а это значит, что) … Мерой ... . При этом чем …
3) Известно, что молекулы …, это значит (или: и поэтому; отсюда следует …) … . Величина сил ... ,
а следовательно, и … .
4) Сумма ... . Внутренняя энергия, с одной стороны, ... , а с другой, – ... .
4. Восстановите ещё два предложения в первом абзаце, так как он сокращён до одного предложе-
ния.
1) С точки зрения механики, молекулы … .
2) А все тела обладают ... .
3) Следовательно, молекулы тоже обладают ... .




Т е м а VI

ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА И СТРОЕНИЯ ТЕЛ

что состоит из чего что содержит что
что составляет что где содержится что
что входит в состав чего где имеется что
что составная часть чего

Например:
– Молекула воды состоит из атомов водорода и кислорода.
– В cocтав молекулы воды входит один атом кислорода.
– Молекула воды содержит один атом кислорода.
– В молекуле воды содержатся два атома водорода.
– Кислород составляет 21 % воздуха по объёму.
– В морской воде имеется большое количество йода.
– Кислород и азот – основные составные части воздуха.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Ответьте на вопросы:
1) Какой элемент входит в состав всех оксидов?
2) Какой элемент входит в состав всех кислот?
3) Кислород входит в состав соляной кислоты?
4) Кальций входит в состав мела?
5) Какие элементы входят в состав углекислого газа?
6) В состав каких веществ входит кислород?
7) В состав каких веществ входит водород?

2. Передайте информацию предложений, используя глагол содержаться.

М о д е л ь : Каждая кислота содержит водород.

В каждой кислоте содержится водород.
1) Не все кислоты содержат кислород. 2) Соляная кислота не содержит кислород. 3) Морская вода
содержит все элементы, необходимые для жизни человека. 4) Атмосферный воздух всегда содержит уг-
лекислый газ. 5) Все органические вещества содержат углерод. 6) Глина содержит алюминий, кремний
и кислород в виде соединений.

3. Прочитайте информацию и закончите предложения, используя эту информацию.
И н ф о р м а ц и я 1. Основную массу тела человека составляют несколько элементов: кислород –
60 %, углерод – 20,2 %, водород –
10 %, азот – 2,5 %, кальций – 2,5 %, фосфор – 1,14 %.
1) Кислород составляет ...
2) Углерод составляет ...
3) Содержание водорода составляет ...
4) Содержание азота составляет ...
5) Количество кальция ...
6) Количество фосфора ...

И н ф о р м а ц и я 2. Самым распространённым элементом космоса является водород. Так, водород
на Солнце составляет 75 % по объёму, доля гелия составляет 24 %, доля же остальных элементов со-
ставляет 1 %.
1) Содержание водорода на Солнце ...
2) Доля гелия ...
3) Доля всех остальных элементов ...

Таблица распространённости некоторых элементов в земной коре

Элемент % Элемент %
Кислород 47 Водород 1
Кремний 27 Сера 0,1
Алюминий 8 Фосфор 0,1
Железо 4 Медь 0,01
Кальций 3 Цинк 0,01
Натрий 2,5 Свинец 0,0016
5 ? 10-7
Калий 2,5 Золото
Магний 2


4. Используя данные таблицы, постройте предложения по каждому из образцов.

Модели:
1) Земная кора содержит 47 % кислорода по весу.
2) В земной коре содержится 47 % кислорода по весу.
3) Кислород составляет 47 % земной коры по весу.
4) Содержание кислорода в земной коре составляет 47 %.

5. Прочитайте текст, сформулируйте основные вопросы и ответьте на них.
Воздух

Атмосферный воздух представляет собой смесь многих газов. Кроме кислорода и азота, образую-
щих основную массу воздуха, в его состав входят в небольшом количестве благородные газы, диоксид
углерода (СО2) и водяные пары. Кроме перечисленных газов в воздухе содержится ещё большее или
меньшее количество пыли и некоторые случайные примеси.
Кислород, азот и благородные газы считаются постоянными составными частями воздуха, так как
их содержание в воздухе практически повсюду одинаково. Содержание же диоксида углерода, водяных
паров и пыли может изменяться в зависимости от условий.
Если учитывать только постоянные составные части воздуха, то его состав можно записать в виде
таблицы:

Содержание, %
Составная часть возду-
ха по объему по массе
Азот 78,2 75,5
Кислород 20,9 23,2
Благородные газы 0,9 1,3

6. Составьте предложения, используя следующие однокоренные слова: состав, составная часть, со-
стоять из, составлять, входить в состав (по тексту «Воздух»).
7. Расскажите о составе атмосферного воздуха по плану.

Элемент в природе

Что (эле- Где В каком виде
мент)
находится в земной коре в свободном состоянии
встречается в воздухе в свободном виде
входит в со- в воде свободный элемент
став
в горных породах
в минералах в связанном виде
в животных и рас- в виде соединений с ...
тительных орга-
низмах

Кислород в природе

Кислород является самым распространённым элементом земной коры. Свободный кислород содер-
жится в атмосферном воздухе.
В связанном виде кислород входит в состав воды, минералов и горных пород.
Кроме того, в виде соединений кислород содержится во всех животных и растительных организ-
мах.
Общее количество кислорода в земной коре составляет 47 % её массы.
1) В каком виде (состоянии) находится кислород в природе?
2) Где в природе встречается свободный кислород?
3) В состав чего входит кислород в связанном виде (в виде соединений)?
4) Сколько процентов земной коры по массе составляет кислород?
9. Расскажите о кислороде в природе.
10. Составьте предложения из данных слов и словосочетаний:
1) водород, в свободном состоянии, встречаться, земля, на, в незначительных количествах;
2) в состав воды, входить, водород, в связанном виде;
3) водород, земная кора, составлять, масса, примерно 1 %;
4) животные и растительные организмы, водород, содержать;
5) животные и растительные организмы, водород, содержаться;
6) вода, девятая часть, по массе, составлять, водород;
7) составлять, около половины, масса Солнца и других звёзд, водород;
8) являться, космос, самый распространённый, водород, элемент.

Азот в природе

Большая часть азота находится в природе в свободном состоянии. Свободный азот является главной
составной частью воздуха, который содержит 75,5 % азота по массе.
Меньшая часть азота встречается в виде органических и неорганических соединений. Неорганиче-
ские соединения азота не встречаются в природе в больших количествах, если не считать натриевую
селитру (богатейшее месторождение натриевой селитры имеется в Чили). Почва содержит незначитель-
ное количество азота, главным образом в виде солей азотной кислоты.
Но в виде сложных органических соединений – белков – азот входит в состав всех живых организ-
мов. Без белка нет жизни. А так как азот является обязательной составной частью белка, то понятно, ка-
кую важную роль играет этот элемент в живой природе.
Общее содержание азота в земной коре (включая гидросферу и атмосферу) составляет 0,04 % по
массе.
11. Составьте основные вопросы к тексту.
12. Расскажите об азоте в природе по схеме:

I Азот в природе



В свободном виде В виде соединений



Неорганиче- Органические
ские соедине- соединения
ния



II Общее количество

Активные причастия настоящего времени
Сравните:

Простые вещества – это Простые вещества – это
вещества, которые состоят из вещества, состоящие из ато-
атомов одного вида. мов одного вида.
Простое вещество – это Простое вещество – это
вещество, которое состоит из вещество, состоящее из ато-
атомов одного вида. мов одного вида.

Суффиксы
идти (ид-ут) -ущ- идущий
иметь (име-ют) -ющ- имеющий
содержать (содерж- -ащ- содержащий
ат)
состоять (состо-ят) -ящ- состоящий
Состоящий – какой? = который состоит
Состоящая – какая? = которая состоит
Состоящее – какое? = которое состоит
Состоящие – какие? = которые состоят
Строение атома

Атом – наименьшая частица элемента, входящая в состав молекулы. Атом является сложной части-
цей, содержащей элементарные частицы.
В центре атома находится ядро, содержащее протоны и нейтроны. Протоны – это элементарные
частицы, имеющие положительный заряд. Нейтроны – это элементарные частицы, не имеющие заряда.
Вокруг ядра атома располагаются электроны. Они являются элементарными частицами, имеющими
отрицательный заряд.
Атом не имеет заряда, потому что число протонов, находящихся в ядре атома, равно числу электро-
нов, располагающихся вокруг ядра атома.

13. Закончите предложения, выбрав из текста причастные обороты.
1) Атом – наименьшая частица химического элемента, ... .
2) Атом – сложная частица, ... .
3) В центре атома находится ядро, ... .
4) Протоны – это элементарные частицы, ... .
5) Нейтрон – это элементарная частица, ... .
6) Электроны являются элементарными частицами, ... .
7) Число электронов, ..., равно числу протонов, ... .

УПРАЖНЕНИЯ

1. Скажите, от каких глаголов образованы данные причастия.

имеющий существующий находящийся
состоящий происходящий изменяющий-
ся
входящий действующий встречаю-
щийся
составляющий взаимодействующий образующий-
ся
лежащий образующий движущийся
принадлежащий окружающий

2. Сравните предложения слева и справа. Найдите определяемое слово. Поставьте вопрос от этого
слова к придаточному предложению (слева) и к причастному обороту (справа).

Модель:
В природе существует В природе существует
много веществ, которые много веществ, имеющих,
имеют одинаковый состав, но одинаковый состав, но раз-
разные свойства. ные свойства.
Определяемое слово – веществ.
Вопрос: веществ – каких?
1) Молекула – наимень- 1) Молекула – наимень-
шая частица вещества, кото- шая частица вещества, со-
рая сохраняет его химические храняющая его химические
свойства. свойства.
2) Все предметы, кото- 2) Все предметы, окру-
рые окружают нас, имеют жающие нас, имеют три раз-
три размера: длину, ширину и мера: длину, ширину и высо-
высоту. ту.
3) Хлор является очень 3) Хлор является очень
активным неметаллом, кото- активным неметаллом, при-
рый принадлежит к группе надлежащим к группе гало-
галогенов. генов.
4) Молекулярная масса 4) Молекулярная масса
вещества равна сумме атом- вещества равна сумме атом-
ных масс элементов, которые ных масс элементов, входя-
входят в состав молекул ве- щих в состав молекул веще-
щества. ства.
5) Алмаз и графит отно- 5) Алмаз и графит отно-
сятся к веществам, которые сятся к веществам, имеющим
имеют одинаковый состав, но одинаковый состав, но раз-
разные свойства. ные свойства.
6) Смесь, которая состо- 6) Смесь, состоящую из
ит из порошка серы и железа, порошка серы и железа,
можно разделить на состав- можно разделить на состав-
ные части при помощи маг- ные части при помощи маг-
нита. нита.


3. Передайте содержание предложений, заменив причастные обороты придаточными предложе-
ниями со словом который.
1) Любая величина, имеющая направление и числовое значение, называется вектором. 2) Векторы,
лежащие на одной прямой и имеющие одинаковое направление, называются сонаправленными. 3) Чис-
ла, принадлежащие множеству натуральных чисел, – это целые положительные числа. 4) Отрезок – это
часть прямой, состоящая из всех точек этой прямой, лежащих между двумя данными её точками. 5) Ра-
диус – это отрезок прямой, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности. 6) Отрезок
прямой, соединяющий две точки окружности, называется хордой. 7) Диаметром называется хорда, про-
ходящая через центр окружности. 8) Белый цвет, проходящий через призму, разлагается на составляю-
щие его цвета.
4. Прочитайте текст. Сосчитайте, сколько причастий в тексте. Сформулируйте основные вопросы к
тексту и ответьте на них.
Отрезок

Отрезком АВ называется геометрическая фигура, состоящая из двух различных точек А и В и всех
точек, лежащих между ними. Отрезок обозначается | АВ | или А В. Точки А и В называются концами
отрезка АВ. Отрезок АВ является частью прямой а, на которой лежат точки А и В.
Длиной отрезка называется расстояние между его концами. Длина отрезка обозначается так же, как
и расстояние между двумя точками – концами этого отрезка: АВ.
В геометрии есть общее определение расстояния между двумя фигурами, как наименьшего из всех
возможных расстояний XY, где X – точка одной фигуры, a Y – точка другой фигуры.

5. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. В ответах вы можете использовать причастия.


О системах тел

В физике часто изучают явления, происходящие не с одним телом, а с несколькими взаимодейст-
вующими телами. Входящие в эту группу тела образуют систему тел.
Например, Солнце и взаимодействующие с ним окружающие планеты образуют Солнечную систе-
му. При расчёте движения любой планеты, входящей в Солнечную систему, рассматривают её взаимо-
действие со всеми другими телами, принадлежащими системе.
Множество молекул газа, находящегося в сосуде, также образует систему, состоящую из большого
числа беспорядочно (хаотически) движущихся молекул.
Силы взаимодействия, возникающие между телами системы, называют внутренними силами. А си-
лы взаимодействия между телами, образующими систему с любыми другими, не принадлежащими ей,
называют внешними силами.


Что образуют несколько взаимодействующих тел?
1)
Какие тела образуют Солнечную систему?
2)
Что вы можете сказать о множестве молекул газа, находящегося в сосуде?
3)
Что такое внутренние силы?
4)
Что такое внешние силы?
5)
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

Прочитайте текст, не обращая внимание на незнакомые слова, и постарайтесь понять его содержа-
ние. В процессе чтения разделите текст на смысловые части и озаглавьте их (составьте план). Одну из
частей текста можно разделить на более мелкие смысловые части.

Из чего состоит Вселенная

Развитие науки о химических элементах тесно связано с именем великого русского учёного Д. И.
Менделеева, открывшего в 1869 году периодический закон химических элементов. Этот закон явился ак-
тивным помощником человека в изучении природы, и в первую очередь он показал материальное един-
ство Вселенной.
Человека давно интересовали вопросы, из чего состоят окружающие его тела – воздух, земля, вода,
горные породы, растения, живые организмы, из чего состоят Солнце и звёзды, метеориты, падающие на
Землю. Есть ли между этими различными телами что-либо общее? Периодический закон помог создать
единую картину мира.
Уже в прошлом веке были произведены детальные анализы горных пород, составляющих земную
кору. Оказалось, что самые разнообразные горные породы состоят главным образом из немногих хими-
ческих элементов – кислорода и кремния, алюминия и железа, кальция и натрия, калия и магния, водо-
рода и некоторых других. Эти элементы входят в состав земной коры в основном в виде соединений.
Общее количество кислорода в земной коре равно приблизительно половине её массы – 47 %. Ки-
слород является одним из самых распространённых элементов. Четвёртую часть массы земной коры (27
%) составляет кремний. Он занимает второе место. Около 8 % по массе составляет алюминий, железо
составляет 4 % по массе. Затем следуют кальций, натрий, калий, магний и водород.
Перечисленные девять элементов составляют более 98 % массы земной коры, содержание же всех
остальных элементов не превышает 2 %. В эти 2 % входят и такие широко применяемые в народном хо-
зяйстве элементы, как медь, цинк, свинец, никель, сера, фосфор и другие.
С глубиной процентное содержание химических элементов меняется, Увеличивается содержание
железа и магния, уменьшается количество кислорода, натрия, алюминия, кремния. Изучением распро-
странения элементов в земной коре занимается геохимия. Труды известных учёных В.И. Вернадского и
А.Е. Ферсмана имели большое значение для развития геохимии.
Известен в настоящее время и состав воздуха, представляющий собой смесь многих газов, главны-
ми из которых являются азот и кислород. Воздух содержит азота 75,5 % по массе и 23,2 % кислорода.
В состав его входят в небольшом количестве благородные (инертные) газы (1,3 % по массе), а также ди-
оксид углерода (СО2) и водяные пары. Кроме перечисленных газов, в воздухе содержится ещё большее
или меньшее количество пыли и некоторые случайные примеси. Кислород, азот и благородные газы
считаются постоянными составными частями воздуха, так как их содержание в воздухе практически
повсюду одинаково, Содержание же диоксида углерода водяных паров и пыли может изменяться в за-
висимости от условий.
Достаточно однообразен химический состав веществ органического происхождения. Десятки тысяч
разнообразнейших органических тел природы состоят главным образом из нескольких элементов. На-
пример, 99,1 % массы растения составляют семь элементов: кислород (70 %), углерод (18 %), водород
(10 %), натрий, калий, кальций по
0,3 %, кремний (0,15 %). Однако в ничтожных количествах в растениях содержится более 70 химиче-
ских элементов.
В настоящее время изучен химический состав живых организмов. Какие же элементы входят в со-
став организма человека?
Основную массу тела человека тоже составляют несколько элементов: кислород (60 %), углерод
(20,2 %), водород (10 %), азот
(2,5 %), кальций (2,5 %), фосфор (1,14 %). Интересные данные приводит журнал «Химия и жизнь». В
человеке, который весит 70 кг, содержится 45,5 кг кислорода, 12,6 кг углерода, 7 кг водорода, 2,1 кг азо-
та, 1,4 кг кальция, 0,7 кг фосфора, 0,7 кг калия, серы, натрия, хлора, магния, железа и цинка, вместе взя-
тых.
Таким образом, химические элементы, которые входят в периодическую таблицу элементов Д.И.
Менделеева, образуют разнообразные вещества неживой и живой природы.
В прошлые веки многие учёные считали, что органические вещества отличаются от неорганических
веществ: камень и любое другое вещество можно научиться создавать искусственным путём, органиче-
ские же вещества нельзя получить искусственным путём, так как они создаются только организмами.
Развитие науки показало, что это не так. В настоящее время синтезировали многие органические
вещества, не только имеющиеся в природе, но и в природе не встречающиеся.
Возникает ещё один вопрос: из каких элементов состоят космические тела, звёзды, планеты? Со-
держат ли они какие-либо новые элементы, не входящие в таблицу Менделеева. Современная наука от-
рицательно отвечает на этот вопрос.
Многочисленные анализы метеоритов показали, что они состоят из тех же химических элементов,
которые входят в таблицу Менделеева. Ни одного нового, неизвестного нам на Земле элемента в составе
метеоритов нет!
С развитием космонавтики расширились возможности изучения различных космических тел. Ре-
зультаты исследований Луны, проведённых в последние годы, показывают, что породы современной
лунной коры химически более однородны, чем земные.
Автоматические станции типа «Венера» определяли состав атмосферы Венеры. 97 % общей массы
атмосферы составляют диоксид углерода СО2. Азот и благородные газы составляют лишь несколько
процентов, кислород – около 0,1 %, а водяной пар ещё меньше.
Результаты последних химических исследований состава космических тел убедительно доказыва-
ют, что ни на одном из них нет неизвестных нам элементов. Нет элементов, которые не входят в перио-
дическую таблицу Д.И. Менделеева. Вся Вселенная, весь мир во всём своём многообразии един по сво-
ей природе!

ЗАДАНИЯ

1. Скажите, соответствует ли логике текста данное расположение пунктов и подпунктов плана?

План

1) Значение периодического закона в изучении природы.
2) Состав органических веществ.
3) Состав космических тел:
а) состав лунных пород;
б) состав атмосферы Венеры;
в) состав метеоритов.
4) Материальное единство мира.
5) Состав земной коры.
6) Состав живых организмов.
7) Состав воздуха.

2. Со всеми формулировками пунктов и подпунктов плана вы согласны? Какие формулировки вы
хотите изменить?
3. Ниже дан вариант конспекта 1 и 2 смысловых частей текста. Сравните текст и конспект. Обра-
тите внимание, что в конспекте сохранена основная информация текста, использован в основном язык
исходного текста (язык автора).
План Конспект

Значение периодиче- Периодический закон, от-
ского закона в изучении крытый Д.И. Менделеевым в
природы 1869 году, явился помощником
человека в изучении природы.
Он показал материальное един-
ство Вселенной, помог создать
единую картину мира.
Состав земной коры Горные породы состоят
главным образом из О, Si, Al,
Fe, Ca, Na, К, Mg, H и др. Эти
элементы находятся в земной
коре в виде соединений.
О2 составляет 47 %, Si – 27
%, Al – 8 %, Fe – 4 % по массе.
Все перечисленные девять эле-
ментов составляют 98 %, ос-
тальные – 2 %.
С глубиной содержание хи-
мических элементов меняется.
Увеличивается содержание Fe,
Mg, уменьшается – О, Na, Al, Si.

4. Продолжите конспект.
Советуем при составлении конспекта: 1) использовать язык исходного текста; 2) сократить текст
приблизительно на 50 – 60 %.
5. Прочитайте ваш конспект. Он должен представлять собой краткий логически связанный текст.

ЧТЕНИЕ

1. Читайте текст и выполняйте задания.
1) Найдите абзац, в котором говорится об общем строении Земли.
2) Определите с помощью выделенных слов основные части
текста.
3) Скажите, о чём говорится в двух последних абзацах. Как они связаны с текстом в целом?

Внутреннее строение Земли

По имеющимся в настоящее время данным геофизики считают, что планета Земля имеет концен-
трическое строение. Оно состоит из концентрических (то есть имеющих общий центр) внутренних обо-
лочек различной плотности – земной коры, мантии и ядра, характеризующихся определённым химиче-
ским составом и физическим состоянием вещества. Внешними оболочками Земли являются атмосфера,
гидросфера и биосфера.




Внутренне строение Земли:
А – земная кора; В – верхняя мантия; С – переходный слой; D – нижняя мантия;
E – внешнее ядро; F – граница внешнего и внутреннего ядра; G – внутреннее ядро

Земная кора – это верхняя твёрдая оболочка Земли, имеющая толщину от 5 – 15 км в океанах и до
70 – 80 км на континентах. Земная кора неоднородна по составу и строению. В зависимости от состава и
строения различают два типа коры – континентальную и океаническую, отличающуюся по расположе-
нию, толщине и другим особенностям.
Земная кора – наиболее неоднородная по составу оболочка Земли, сложенная различными горными
породами (осадочными, гранитными, базальтовыми). В настоящее время получены данные о химиче-
ском составе земной коры. Установлено, что в её состав входят девять основных элементов: кислород
(47,0 %), кремний (29,5 %), алюминий (8,05 %), железо (4,65 %), кальций (2,96 %), натрий (2,50 %), ка-
лий (2,50 %), магний (1,87 %), титан (0,45 %). Их общее содержание составляет 99,48 % по массе. На
долю других элементов приходится
0,52 %. Из приведённых данных следует, что важнейшими элементами, входящими в состав земной ко-
ры, являются такие элементы, как кислород, кремний, алюминий, железо, составляющие её основную
часть по массе.
Состав Земли со временем меняется. Земля постоянно пополняется космическим веществом в виде
метеоритов и космической пыли, которое по составу отличается от вещества верхних слоев Земли. Но и
сама Земля отдаёт в мировое пространство часть своего вещества – гелий, неон, возможно, водород,
азот и другие газообразные элементы и соединения. Некоторые химические элементы, например, ра-
диоактивные, входящие в состав земного вещества, со временем изменяются. В результате уран и торий
превращаются в конечном итоге в устойчивые элементы – свинец и гелий. В ранние геологические эпо-
хи содержание урана и тория было, очевидно, значительно выше, а содержание свинца ниже, чем сей-
час. По-видимому, это относится и ко всем другим элементам, которые подвергаются превращениям.
Под земной корой на глубине до 2900 км находится вторая оболочка Земли – мантия. О строении и
составе вещества мантии имеются лишь гипотезы, являющиеся результатом проведённых геофизиче-
ских исследований. По скорости распространения сейсмических волн учёные установили, что мантия
неоднородна по состоянию вещества, составу и строению. Считают, что в состав мантии входят сили-
катные минералы, распадающиеся под действием высоких давлений и температур на оксиды, но оксиды
изменённой структуры, например оксиды магния, кремния, железа.
Геофизические исследования позволяют учёным делать выводы о физическом состоянии вещества
мантии. Как предполагают, мантия в основном твёрдая и очень сжатая. Но в верхней мантии, лежащей
на глубине до 100 – 250 км под континентами и до 50 – 400 км под океанами, вещество находится в рас-
плавленном состоянии. Считают, что верхняя мантия является местом зарождения вулканических про-
цессов и землетрясений. Плотность и температура вещества мантии изменяется не только с изменением
глубины, но и в горизонтальных направлениях. Давление вещества мантии различно в различных слоях.
В нижней части нижней мантии оно достигает 1,3 – 1,4 млн. атм. При таких условиях вещество мантии
находится в особом, уплотнённом состоянии.
В центре Земли расположено её ядро. Изучение скорости распространения сейсмических волн в
оболочках Земли позволило установить, что на глубине 2900 – 5080 км находится жидкое ядро, а на
глубине 5080 – 6371 км расположено твёрдое ядро с радиусом 1291 км. Давление вещества в центре
Земли достигает 3,8 млн. атм, а температура – 6400 °С.
К настоящему времени среди учёных нет единого мнения о составе ядра Земли. Большинство учё-
ных считает, что оно состоит в основном из железа. Предполагают, что в железном ядре содержатся в
небольших количествах кремний и, возможно, сера. При достаточно высоких температурах и давлениях
вещество ядра Земли находится в особом, металлическом состоянии. Важно при этом иметь в виду, что
в настоящее время ни одна из гипотез о составе ядра не является общепризнанной.
Вывод о наличии в Земле концентрических оболочек различной плотности – земной коры, мантии и
ядра является важнейшим научным открытием начала XX века. Этот вывод был сделан на основании
данных сейсмологии – раздела геофизики, изучающего колебания земной коры. По наблюдениям за
распространением через различные слои Земли волн, возникающих при колебаниях земной коры при
землетрясениях, учёные делают выводы о внутреннем строении и составе Земли. Так, исследования
распространения сейсмических волн позволили определить границы, где скорости распространения
волн резко меняются: 1) границу, отделяющую верхний поверхностный слой Земли – земную кору – от
мантии, и 2) границу, отделяющую мантию от ядра. Таким образом, использование сейсмических мето-
дов исследований позволило установить неоднородность земного вещества на различных глубинах и
подразделить Землю на три оболочки – земную кору, мантию и ядро.
Несмотря на крупные достижения современной науки в изучении планеты Земля, знания об основ-
ных закономерностях строения и развития Земли ещё в значительной степени находятся в стадии гипо-
тез. Поэтому центральной проблемой всего комплекса наук о Земле является разработка единой теории
Земли, где будут определены и более точные данные о строении и составе Земли.

2. Расположите пункты данного ниже плана в соответствии с содержанием текста.
– Центральная проблема всех наук о Земле – разработка единой теории Земли, включающей дан-
ные о внутреннем строении и составе Земли.
– Вывод о наличии в Земле концентрических оболочек – земной коры, мантии и ядра – важнейшее
открытие начала XX века. Роль сейсмических методов изучения Земли в открытии концентрического
строения Земли.
– Изменение состава Земли со временем.
– Концентрическое строение Земли.
– Ядро.
Его расположение.
Жидкое и твёрдое ядро.
Предположения о составе.
– Земная кора.
Общее представление о земной коре.
Химический состав.
– Мантия.
Общее представление о мантии.
Состав мантии.
Физическое состояние вещества мантии.

3. Найдите в тексте ответы на следующие вопросы:
1) Какое строение имеет планета Земля? Из каких оболочек она состоит? Какие оболочки являются
внутренними и какие – внешними?
2) Какой слой Земли называют земной корой? Какие типы земной коры различают? Каков химиче-
ский состав земной коры?
3) Какие факты говорят о постоянном изменении состава Земли?
4) Какой слой Земли называют мантией? Что известно о составе мантии? В каком состоянии нахо-
дится вещество мантии в различных её слоях?
5) На какой глубине расположено ядро Земли? Что известно в настоящее время о составе ядра Зем-
ли? В каком состоянии находится вещество ядра Земли?
6) Какое значение имеет вывод о наличии в Земле концентрических оболочек – земной коры, ман-
тии и ядра? С помощью какого метода учёные определили границы, отделяющие земную кору от ман-
тии и мантию от ядра?
7) Каковы достижения науки о Земле и каковы их задачи на будущее?
Солнечная система
Солнечную систему составляют Солнце и планеты с их спутниками, астероиды (малые планеты),
кометы, метеориты, межпланетная пыль и разрежённый газ. Центральным телом Солнечной системы
является Солнце. Масса Солнца равна 2 ? 1033 г, что в 333434 раза больше массы Земли и в 750 раз
больше массы всех других планет, вместе взятых. Масса Солнца составляет 99,866 % всей массы Сол-
нечной системы. Благодаря своей огромной массе и, следовательно, большой силе притяжения Солнце
удерживает на разных расстояниях от себя девять больших планет, астероиды, кометы и другие тела,
образующие Солнечную систему. Солнце имеет наибольшую силу притяжения и управляет движением
всех тел Солнечной системы.
Вокруг Солнца по эллиптическим орбитам, близким к окружностям, обращаются девять планет. В
порядке удаления от Солнца расположены орбиты Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера, Сатур-
на, Урана, Нептуна и Плутона. Вокруг большинства планет, за исключением Меркурия, Венеры и Плу-
тона, обращаются естественные спутники, имеющие значительно меньшие размеры, чем их спутники.
Все планеты Солнечной системы движутся под действием силы притяжения Солнца подобно тому, как
Луна и искусственные спутники Земли движутся вокруг Земли под действием земного притяжения. По-
добное движение называется центральным. Для него справедливы законы Кеплера. Согласно первому
закону Кеплера, каждая планета обращается вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого
находится Солнце.
Тела Солнечной системы совершают сложные движения: все планеты вращаются вокруг Солнца и
одновременно вокруг своих осей, спутники планет обращаются вокруг собственных осей, вокруг планет
и вместе с планетами – вокруг Солнца. Солнце, в свою очередь, совершает сложное движение. Все тела
Солнечной системы движутся вокруг Солнца по своим орбитам.
Изучение Солнечной системы показывает, что существуют общие закономерности в её строении и
движении тел: 1) обращение всех планет вокруг Солнца в одном направлении; 2) вращение Солнца во-
круг своей оси в том же направлении, в котором вращаются планеты;
3) вращение всех планет вокруг своей оси в одном направлении (исключая Венеру и Уран, которые
вращаются в обратном направлении); 4) расположение орбит планет в одной плоскости (отклонение
имеет лишь орбита Плутона); 5) расстояние между планетами по мере удаления от Солнца увеличивает-
ся вдвое.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аросева Т.Е., Рогова Л.Г., Сафьянова Н.Ф. Пособие по научному стилю речи (технический про-
филь). М.: «Русский язык», 1987.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема I
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ И ОПИ-
САНИЯ
ПРИРОДЫ
………………………………………………………………... 3
Упражнения
4
…………………………………………………………
Чтение
……………………………………………………………
….. 7
Тема II
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ И ОПИ-
САНИЯ
ПРИРОДЫ 1
………………………………………………………………... 0
Упражнения 1
………………………………………………………… 0
Чтение
…………………………………………………………… 1
….. 2
Задания
…………………………………………………………… 1
… 3
Тема III
ХАРАКТЕРИСТИКА ЯВЛЕНИЙ (ПРОЦЕССОВ) ПРИ- 1
РОДЫ ………. 5
Упражнения 1
………………………………………………………… 5
Чтение
…………………………………………………………… 1
….. 9
Тема VI
ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЯ ВЕЩЕСТВА
И
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ ЯВЛЕНИЙ 2
………………………………... 1
Упражнения 2
………………………………………………………… 2
Конспектирование 2
………………………………………………….. 8
Задания
…………………………………………………………… 2
… 9
Упражнения 3
………………………………………………………… 1
Задания
…………………………………………………………… 3
… 4
Конспектирование 3
………………………………………………….. 5
Задания
…………………………………………………………… 3
… 7
Чтение
…………………………………………………………… 3
….. 8
Тема V
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ И ОПИ-
САНИЯ
ПРИРОДЫ 4
………………………………………………………………... 2
Упражнения 4
………………………………………………………… 3
Задания
…………………………………………………………… 4
… 7
Тема VI
ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА И СТРОЕНИЯ ТЕЛ 5
……………….. 3
Упражнения 5
………………………………………………………… 3
Конспектирование 6
………………………………………………….. 1
Задания
…………………………………………………………… 6
… 3
Чтение
…………………………………………………………… 6
….. 4
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 7
……………………………………………….. 1

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ