стр. 1
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

АКАДЕМИЯ




С.В.АСЯМОВ
Ю.С.ПУЛАТОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГ СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


Учебное пособие




Ташкент 2001
2
Одобрено Редакционно-издательским советом
Академии МВД Республики Узбекистан




Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психоло-
гический тренинг сотрудников органов внутренних дел: Учеб-
ное пособие. – Ташкент: Академия МВД Республики Узбеки-
стан, 2000 г. – 141 с.
В пособии рассматриваются особенности профессиональной
деятельности сотрудников органов внутренних дел с позиции психо-
логического анализа, содержание их психологической подготовки,
раскрываются основные психологические закономерности по форми-
рованию познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативных
способностей сотрудников органов внутренних дел, определяются
пути и способы их развития с помощью специально организованной
системы тренировок.
Предназначено для слушателей вузов МВД, практических со-
трудников органов внутренних дел и других правоохранительных ор-
ганов.




Рецензенты:
заслуженный деятель науки Республики Узбекистан, доктор
психологических наук, профессор Давлетшин М.Г.;
доктор психологических наук, профессор Гайнутдинов Р.З.;
кандидат юридических наук, доцент Исмаилов И.




© Академия МВД Республики Узбекистан, 2001 г.
3
ВВЕДЕНИЕ

Деятельность работников органов внутренних дел осущест-
вляется в условиях, составным и важным аспектом которых
объективно выступает психологическая реальность. Сотрудник
не только должен быть правым, ему надо добиваться понима-
ния людьми справедливости и гуманности его требований, по-
вышения престижа норм права и собственной деятельности.
Невозможно эффективно решать оперативно-служебные задачи,
ограничиваясь их "чисто правовой" стороной, как нельзя созна-
ние, мысли, чувства, поступки людей разделить между разными
ведомствами. Игнорирование психологического аспекта либо
его некомпетентный учет снижают эффективность действий со-
трудника.
Умение разобраться во всей гамме психологических оттен-
ков и зависимостей своей работы характеризуют уровень про-
фессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел.
Однако подготовка сотрудника к преодолению психологиче-
ских трудностей не стала еще повседневным явлением. Слабая
профессионально-психологическая подготовка сотрудника вы-
ступала и выступает хронически болезненным изъяном его
профессионального мастерства и деятельности. Когда сотрудник
беспомощен в анализе и регулировании человеческих поступ-
ков и отношений (а на него давит груз ответственности за реше-
ние стоящей служебной задачи), он попадает в ситуацию, под-
талкивающую его к использованию силовых методов: домога-
тельства, насилия, угроз и других незаконных мер. Отсутствие
должной профессионально-психологической подготовленности -
одна из важных причин человеческой глухоты и бесчувствен-
ности, неиссякаемый источник черствости, формализма, ги-
пертрофированной властности, нарушений законности и серьез-
ных профессиональных просчетов.
Есть еще два обстоятельства, активизирующих и обост-
ряющих проблему улучшения профессионально-психологиче-
ской подготовки сотрудников органов внутренних дел. С од-
ной стороны, процессы построения независимого демократич-
ного государства, отказа от абсолютизации административно-
командных методов и поворота к человеку, происходящие в
нашей республике, повышают наряду с экономическими и роль
4
социально-психологических методов, особенно в деятельности
работников государственных органов. Тот, кто не владеет этими
методами и не может успешно вести правоприменительную дея-
тельность в условиях построения правового государства, тот
уже сегодня является отстающим от динамизма жизни обще-
ства. "Сама жизнь убедительно доказывает, что только образо-
ванное, просвещенное общество оценивает все преимущества
демократического развития, и наоборот, малообразованные, не-
вежественные люди предпочитают авторитаризм и тоталитар-
ную систему"1.
С другой стороны, обобщение передового опыта и уровень
развития юридической психологии уже сегодня позволяет пре-
дупредить это отставание, качественно повысить уровень про-
фессионализма в работе сотрудников органов внутренних дел
путем повсеместного осуществления профессионально-
психологической подготовки.
Сегодня ясно, что профессионально-психологическая под-
готовленность сотрудника - не просто желательная добавка к
его мастерству, но обязательная составная часть профессио-
нального мастерства. Профессиональное мастерство сотрудни-
ка органов внутренних дел, как человека искушенного в юриди-
ческих делах, органически включающих в себя человека и его
психологию, складывается не только из специальной юридиче-
ской обученности, но и профессионально-психологической
подготовленности. Если у него нет такой подготовленности,
нет и подлинного мастерства.
В этой связи очень важно, чтобы сотрудники могли овла-
деть методами, которые позволяют развить необходимые про-
фессионально важные качества, обеспечивающие эффектив-
ность их профессиональной деятельности, обучиться психоло-
гическим приемам, повышающим надежность их деятельности,
позволяющим грамотно работать с людьми. Поэтому большой
интерес представляет организация профессионально-
психологического тренинга сотрудников органов внутренних
дел - весьма перспективного направления профессионально-
психологической подготовки.

Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы
1

безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т., 1997. - С.143.
5
Глава I
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
И ЕГО РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1. Психологические особенности деятельности
сотрудников органов внутренних дел

Любая профессиональная деятельность предъявляет к че-
ловеку определенные требования и накладывает своеобразный
отпечаток на его личность и весь образ жизни. И для того, что-
бы определить, какими личностными качествами, обусловли-
вающими эффективность профессиональной деятельности дол-
жен обладать сотрудник органов внутренних дел, необходимо
подвергнуть психологическому анализу саму эту деятельность,
выявить ее специфические особенности, раскрыть ее структу-
ру. Выяснение закономерностей профессиональной деятельно-
сти позволяет не только изучить ее, но и разработать систему
организационных мероприятий, направленных на ее совершен-
ствование.
Психологические особенности деятельности сотрудников
органов внутренних дел в настоящее время довольно подробно
исследованы в юридической психологии. При этом разработка
данной проблемы шла как в плане психологического анализа
структуры профессиональной деятельности сотрудников орга-
нов внутренних дел, так и в плане психологической характери-
стики присущего ей комплекса психологических особенностей.
По мнению авторов, проводивших эти исследования (Ва-
сильев В.Л., Дулов А.В., Коновалова В.Е., Ратинов А.Р., Столя-
ренко А.М. и др.), деятельность сотрудника органов внутренних
дел характеризуется следующими специфическими психологи-
ческими особенностями.
Во-первых, это правовая регламентация деятельности со-
трудников органов внутренних дел - одна из наиболее специфи-
ческих особенностей профессиональной деятельности в органах
внутренних дел. Деятельность сотрудников строго регламенти-
рована правовыми нормами (законодательными актами, норма-
тивными документами МВД и т.п.). Эта особенность отличает
работу сотрудников органов внутренних дел от многочисленных
6
отраслей человеческой практики, где выполнение работ опре-
деляется общими планами или инструкциями и создает широ-
кую возможность для свободного осуществления своих личных
представлений о наиболее эффективной организации труда.
Правовая регламентация подчиняет деятельность сотрудника
порядку, строго установленному нормами закона. Неисполнение
или ненадлежащее исполнение сотрудником своих служебных
обязанностей всегда является нарушением того или иного зако-
на. Все это в конечном итоге порождает повышенную ответ-
ственность сотрудника за свои решения и действия.
Это, однако, не означает, что сотрудник не свободен в сво-
их волеизъявлениях, в выборе средств осуществления деятель-
ности, ее наиболее рациональной и эффективной организации.
К числу психологических особенностей профессиональной
деятельности сотрудников органов внутренних дел следует от-
нести и наличие широкого тактического простора, который
дается им в рамках норм закона и профессиональной морали.
Другой психологической особенностью деятельности со-
трудников органов внутренних дел является наличие властных
полномочий. В интересах дела сотрудникам предоставлено пра-
во в необходимых случаях вторгаться в личную жизнь людей,
выяснять обстоятельства, которые нередко стараются скрыть от
окружающих, входить в жилище граждан, ограничивать в необ-
ходимых случаях свободу отдельных граждан и даже лишать
ее. Психологическое состояние сотрудника, облаченного данной
властью, определяется прежде всего высокой степенью ответ-
ственности, а применение им своих полномочий предполагает
решение ряда мыслительных задач, позволяющих определить
необходимость и разумность действий, их законную основу. Не-
редко это связано с необходимостью остановиться на одном из
вариантов и поэтому характеризуется особой напряженностью.
Умение разумно, законно пользоваться предоставленной вла-
стью - одно из важнейших профессиональных требований к со-
трудникам органов внутренних дел. В значительной степени
правомерность и целесообразность использования власти зави-
сит от личностных качеств сотрудника.
Важной психологической особенностью профессиональной
деятельности сотрудников является постоянное противобор-
ство и противодействие заинтересованных лиц. Это придает
7
деятельности сотрудника по раскрытию, расследованию и пре-
дупреждению преступлений характер борьбы, принимающей
иногда очень острые формы. Необходимость преодоления
опасных ситуаций, устранение препятствий, которые специаль-
но создаются на пути сотрудника, вызывают у него различные
эмоциональные реакции, требует постоянного волевого напря-
жения и активной умственной деятельности. В условиях актив-
ного противоборства возникает необходимость постоянной
сложной интеллектуальной работы, зашифровки своих целей,
маскировки действительных социальных ролей.
Следующей характерной особенностью профессиональной
деятельности является широкая коммуникативность, как спо-
собность общения с широкой по своему диапазону средой. Она
носит многосторонний и исключительный характер. Многосто-
ронность коммуникативности сотрудника состоит в том, что он
общается с представителями различных возрастных категорий,
с людьми различных профессий, занимающих различное пра-
вовое положение. Это требует знания психологии человека во-
обще и психологических основ общения в частности. Коммуни-
кативность сотрудника - черта, необходимая для правильной ор-
ганизации производства различных следственных, оперативно-
розыскных и профилактических мероприятий.
Отличительной чертой коммуникативности сотрудника
является то, что она требует перевоплощения. Необходимость
этого объясняется важностью установления психологического
контакта со всеми лицами, попадающими в сферу его деятель-
ности.
К специфическим особенностям профессиональной дея-
тельности сотрудника необходимо отнести дефицит времени и
наличие перегрузок в его работе. Оперативность и быстрота
входят в число основных принципов раскрытия и расследова-
ния преступлений. Чем больше преступник находится на сво-
боде, тем больше у него возможностей для того, чтобы уйти от
ответственности, уничтожить следы своей преступной деятель-
ности скрыться от следствия. На его стороне всегда выигрыш
во времени. Промедление всегда ведет к неудаче.
С другой стороны, дефицит времени проявляется в необхо-
димости соблюдения процессуальных и других сроков, кото-
рые отводятся на расследование уголовного дела, рассмотрение
8
заявлений граждан и пр. Сотрудник постоянно находится из-за
этого в напряженном состоянии. То, что в других видах дея-
тельности свойственно лишь "аварийным ситуациям", является
обычным в работе сотрудника органов внутренних дел.
Напряженность связана и с большими физическими и пси-
хическими нагрузками, которые испытывает сотрудник из-за
высокой экстремальности его деятельности, действиями в усло-
виях конфликтной ситуации, воздействие различного рода
стрессфакторов, ненормированным рабочим днем, наличием
отрицательной эмоциональной окраски деятельности, так как
сотруднику приходится сталкиваться с проявлениями человече-
ского горя, сложными условиями его служебной деятельности.
Ну и конечно профессиональную деятельность сотрудника
отличает ярко выраженный познавательный характер, что
требует не только многообразного решения мыслительных за-
дач различного плана и трудности, но и организации практиче-
ского их осуществления. При этом деятельность чисто мысли-
тельная, имеющая целью построение различных версий, состав-
ление планов осуществления оперативно-служебных мероприя-
тий и планов работы в целом, соединяется с практической орга-
низацией работы, реализующей мысленные схемы и решения.
В профессиональной деятельности сотрудников органов
внутренних дел можно выделить следующие основные элемен-
ты: познавательную деятельность, конструктивную, органи-
заторскую и коммуникативную1. Разумеется, в реальной дея-
тельности сотрудников каждый из этих структурных компонен-
тов не встречается в чистом виде: все они функционируют в ор-
ганическом единстве.
Познавательная деятельность. Трудно переоценить ее
значение для всей деятельности сотрудника. Без осуществления
познавательной деятельности невозможно достичь ни одной
цели борьбы с преступностью, без познания не может реализо-
ваться ни деятельность в целом, ни один из указанных выше ее
компонентов. Только в результате процесса познания появляет-


Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. - Воро-
1

неж, 1997.
9
ся возможность целенаправленного осуществления других дей-
ствий сотрудника.
Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познава-
тельная деятельность сотрудника должна обеспечить установ-
ление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относя-
щихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего
времени. Например, на сборе, анализе, обобщении информации
по выявлению лиц, представляющих оперативный интерес, и
предвосхищении их незаконных действий в будущем зиждется
вся работа по предотвращению преступлений, а также работа
по раскрытию совершенных преступлений.
Учитывая сложность, многоплановость, разнообразие за-
дач, решаемых сотрудником, недостаточность, а зачастую про-
тиворечивость их условий, изменчивость исходных данных, на-
личие элементов внезапности и т.п., можно с полным основани-
ем отнести познавательную деятельность сотрудника к разряду
творческих, а основной формой обеспечения познания в ней
назвать практическое творческое мышление.
Конструктивная деятельность. Под ней понимается мыс-
лительная деятельность, направленная на планирование дейст-
вий по раскрытию, расследованию, предупреждению преступ-
лений, розыску скрывшихся преступников и т.д. Если при реа-
лизации познавательной деятельности мышление стремится, в
основном, дать ответ на вопросы, что еще неизвестно, что нуж-
но дополнительно обнаружить, найти для решения конкретной
задачи, то в конструктивной деятельности осуществляется пла-
нирование самих этапов познавательной деятельности, т.е. в
ней дается ответ на вопрос, в какой последовательности мы бу-
дем искать неизвестное. Иными словами, поисковая и конструк-
тивная деятельности сотрудника есть две стороны единого про-
цесса мышления, характеризующие разные его этапы.
Организаторская деятельность. Она имеет своей целью
обеспечение оптимальных условий для осуществления всех ос-
тальных видов профессиональной деятельности сотрудника. Ее
содержанием является управление процессами раскрытия, рас-
следования, предупреждения преступлений, что проявляется в
оперативном руководстве, учете и контроле, поддержании
взаимодействия между участниками этих процессов. Она со-
стоит как из передачи и обмена информацией, так и организа-
10
ции действий других лиц, которые должны по роду своих обя-
занностей выполнять указания сотрудника.
Коммуникативная деятельность. Как отмечалось выше,
профессиональная деятельность сотрудника отличается широ-
кой коммуникативностью. Его коммуникативная деятельность
заключается в получении необходимой информации посредст-
вом общения, т.е. непосредственного речевого контакта с окру-
жающими в целях решения практических оперативно-
служебных задач. Чтобы оказывать влияние на людей в про-
цессе общения, в личности сотрудника должны гармонически
сочетаться достаточно высокий интеллект и эрудиция с сильной
волей, а также комплексом личных свойств, определяющих его
человеческую привлекательность.
Даже беглый обзор основных психологических особенно-
стей и структурных элементов профессиональной деятельно-
сти сотрудника показывает, насколько сложна и многогранна
его деятельность. Она предъявляет к нему множество различ-
ных требований, среди которых одно из самых важных - обла-
дание развитыми профессионально значимыми качествами
личности.
В первую очередь к ним относят:
- профессионально-психологическую ориентированность
его личности;
- психологическую устойчивость;
- развитые волевые качества: умение владеть собой в
сложных ситуациях, смелость, мужество, разумную склонность
к риску;
- хорошо развитые коммуникативные качества: умение
быстро устанавливать контакт с различными категориями лю-
дей, устанавливать и поддерживать доверительные отношения;
- способность оказывать психологическое воздействие на
людей при решении различного рода оперативно-служебных за-
дач;
- ролевые умения, способность к перевоплощению;
- развитые профессионально-значимые познавательные ка-
чества: профессиональную наблюдательность и вниматель-
ность, профессионально развитую память, творческое вообра-
жение;
11
- профессионально развитое мышление, склонность к на-
пряженной умственной работе, сообразительность, развитую
интуицию;
- быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной
обстановке.
Данные качества не присущи человеку изначально. Их фор-
мирование и развитие - длительный и напряженный процесс, но
это является необходимым условием профессионального ста-
новления сотрудника органов внутренних дел. Отсутствие или
недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника
препятствуют нормальному осуществлению им своих функцио-
нальных обязанностей, порождают ошибки в его деятельности,
вызывают процессы профессиональной дезадаптации и профес-
сиональной деформации личности. В этой связи большое зна-
чение приобретает профессионально-психологическая подго-
товка сотрудников, одно из предназначений которой - формиро-
вание у сотрудников данных качеств.


2. Психологическая подготовка сотрудников органов
внутренних дел

Одним из ведущих направлений совершенствования дея-
тельности органов внутренних дел является психологическая
подготовка сотрудников.
Целью психологической подготовки сотрудников органов
внутренних дел является формирование у них готовности дей-
ствовать профессионально грамотно, четко, с высокой ра-
ботоспособностью в любых сложных условиях служебной дея-
тельности.
Оперативно-служебная деятельность предъявляет особые
требования к личностным качествам сотрудников, в первую
очередь к профессионально важным. Особенности этой деятель-
ности требуют развития эмоционально-волевой устойчивости у
сотрудников, формирования у них психологической надежности
при воздействии стрессовых факторов.
Основные задачи психологической подготовки заключаются
в том, чтобы:
12
- повысить психологическую устойчивость сотрудников
органов внутренних дел к действию стресс-факторов и их соче-
таний, типичных для органов внутренних дел;
- развить у сотрудников психологические качества, сформи-
ровать особые характеристики навыков и умений, способст-
вующих высокоэффективному выполнению всех профессио-
нальных действий в любых сложных и опасных условиях опе-
ративно-служебной деятельности.
Психологическая подготовленность является комплексным
слагаемым профессионального мастерства сотрудников. Это
совокупность сформированных и развитых психологических ха-
рактеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным
психологическим особенностям оперативно-служебной деятель-
ности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее
осуществления. Она складывается из четырех групп компонен-
тов:
- профессионально-психологической ориентированности и
чувствительности сотрудника (стремление, интерес и умение
понимать психологические аспекты ситуаций и людей, с кото-
рыми он имеет дело, умение разобраться в них);
- подготовленности сотрудника по психологическим аспек-
там эффективности профессиональных действий и тактики,
проявляющейся в понимании психологических условий эффек-
тивности профессиональных действий и умении обеспечивать
их создание; умелом использовании психологических средств
реализации профессиональных действий речевых и неречевых,
в умелом применении всего комплекса психологических прие-
мов, обеспечивающих более высокую эффективность решения
оперативно-служебных задач;
- развитой профессиональной наблюдательности и памяти
сотрудника (включает умение применять психологически обос-
нованные приемы и правила для повышения эффективности
профессионального наблюдения, развитой профессиональной
внимательности, натренированности органов чувств и воспри-
ятий, натренированности в быстром, полном и точном запо-
минании, хорошем сохранении в памяти и правильном воспро-
изведении значимой для решаемых задач информации);
- психологической устойчивости (выражается в способно-
сти сотрудника действовать спокойно и уверенно в психологи-
13
чески сложных, эмоционально напряженных, опасных и ответ-
ственных ситуациях оперативно-служебной деятельности).
Психологическая подготовленность существенно повышает
профессиональное мастерство сотрудника. Научные данные и
имеющийся положительный опыт указывают на необходимость
введения специальных задач, форм и методов целенаправленно-
го повышения психологической подготовленности в системе
профессионального обучения. Психологическая подготовка ны-
не - важный вид профессиональной подготовки в органах внут-
ренних дел. "...Качество личного состава... определяется степе-
нью его профессионализма, морально-психологическим уров-
нем, физической подготовленностью и дисциплинированно-
стью"1.
Психологическая подготовка сотрудников органов внутрен-
них дел - это специально организованный, целенаправленный
процесс воздействия на сотрудников по формированию, разви-
тию и активизации необходимых качеств, обусловливающих
успешное, эффективное выполнение оперативно-служебных за-
дач.
Сама психологическая подготовка обусловлена особенно-
стями служебной деятельности сотрудников. В соответствии с
этим содержание психологической подготовки должно харак-
теризоваться четко выраженной профессиональной направлен-
ностью.
К содержанию психологической подготовки сотрудников
можно отнести следующее:
- формирование психологической готовности к борьбе с
преступностью;
- развитие психологической ориентированности в различ-
ных аспектах специфической оперативно-служебной деятельно-
сти;
- формирование и развитие профессионально значимых по-
знавательных качеств;
- совершенствование и развитие навыков и умений установ-
ления психологического контакта с различными категориями
граждан;

1
Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безо-
пасности, условия и гарантии прогресса. - Т., 1997., с.157.
14
- формирование навыков ролевого поведения в различных
ситуациях оперативно-служебной деятельности;
- совершенствование умений применять психолого-
педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных
ситуациях общения с гражданами;
- формирование психологической устойчивости умения
владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной
деятельности;
- развитие положительных эмоционально-волевых качеств
личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и
самоуправления;
- формирование волевой активности и навыков волевых
действий;
- подготовка к психическим перегрузкам в работе.
Формирование психологической готовности к борьбе с
преступностью. По всей видимости, это является самым важ-
ным в психологической подготовке. Главное здесь - формиро-
вание профессиональной направленности сотрудников, разви-
тие у них стойких профессиональных интересов к профессио-
нальной деятельности.
Это также предполагает формирование у сотрудников не-
терпимости к всякого рода правонарушениям, стойкой привыч-
ки безоговорочного исполнения правовых норм, обостренного
чувства правды, справедливости и законности.
Развитие психологической ориентированности в раз-
личных аспектах специфической оперативно-служебной
деятельности. Это предполагает ознакомление сотрудников с
основами психологии, формирование у них навыков и привычек
учитывать психологию людей, групп в своей работе. Ориенти-
рованность в психологических аспектах оперативно-служебной
деятельности предполагает знание и учет сотрудниками психо-
логических особенностей проводимых следственных, оператив-
но-розыскных и иных действий.
Формирование и развитие профессионально значимых
познавательных качеств. Эти качества обеспечивают эффек-
тивность познавательной деятельности сотрудников. К ним
относят профессиональную чувствительность, восприятие, на-
блюдательность, память, мышление, воображение. Специальные
упражнения и тренировки по развитию этих качеств предпола-
15
гают овладение сотрудниками основными приемами и знаниями
определенных правил повышения эффективности запоминания,
сохранения и воспроизведения профессионально значимой ин-
формации, развития логического мышления и творческого во-
ображения. Проведенные исследования (Столяренко А.М.,
Волков А.А., Сапарин О.Е., наши собственные) показывают, что
целеустремленное развитие перечисленных качеств с помо-
щью практических занятий и специальных тренировок позволя-
ет улучшить показатели их развития в 2-3 раза.
Совершенствование и развитие навыков и умений ус-
тановления психологического контакта с различными кате-
гориями граждан. Деятельность сотрудника органов внутрен-
них дел немыслима без постоянного общения с различными ка-
тегориями граждан (потерпевшими, свидетелями, подозревае-
мыми, подучетными и т.д.). От умения сотрудников общаться с
ними, устанавливать психологический контакт, доверительные
отношения, зависит качество получаемой оперативно значимой
информации, что в свою очередь влияет на успешность деятель-
ности в целом. В ходе психологической подготовки сотрудни-
ки должны овладеть системой методов и приемов установления
психологического контакта. У них должны быть сформированы
умения быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми и
располагать их к себе, умение выслушивать людей, умение пре-
одолевать психологические барьеры в процессе общения. Пси-
хологическая подготовка предполагает усвоение сотрудниками
определенных правил, которые позволяют облегчить процесс
установления психологического контакта.
Формирование навыков ролевого поведения в различ-
ных ситуациях оперативно-служебной деятельности. Важ-
ным компонентом профессионального мастерства сотрудника
органов внутренних дел являются навыки ролевого поведения,
которые используются с целью добывания необходимой для
раскрытия или предупреждения преступлений информации. В
этой связи, в ходе психологической подготовки сотрудники
должны вырабатывать умения маскировать свою принадлеж-
ность к органам внутренних дел, свои действительные качества
и состояния, цели общения.
Совершенствование умений применять психолого-
педагогические приемы воздействия в сложных, конфликт-
16
ных ситуациях общения с гражданами. Конфликтные си-
туации в процессе общения с гражданами являются наиболее
типичными для деятельности сотрудников органов внутренних
дел. Поэтому весьма важным является формирование у со-
трудников умения нейтрализовать конфликтную ситуацию,
обучение их способам разрешения конфликтов. Эффектив-
ность деятельности сотрудников во многом зависит и от умело-
го использования определенных методов психолого-
педагогического воздействия на людей, таких как убеждение,
внушение, принуждение, стимулирование. У сотрудников
должны вырабатываться и навыки использования различных
тактических приемов поведения в ситуации конфликтного пове-
дения, в частности и использования конфликтной ситуации в
оперативных целях.
Формирование психологической устойчивости умения
владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-
служебной деятельности. В повседневной практической работе
сотрудники подвергаются воздействию многих неблагоприят-
ных психологических обстоятельств, которые могут влиять на
качество выполнения профессиональных действий. И психоло-
гическая устойчивость рассматривается как один из важнейших
показателей психологической подготовленности, которая про-
является в способности сотрудников не поддаваться воздейст-
вию негативных обстоятельств. Здесь важно формирование
знаний и умений предвидеть эти трудности при решении опера-
тивно-служебных задач. Формирование психологической устой-
чивости способствует натренированности сотрудников в без-
укоризненном выполнении профессиональных действий в усло-
виях максимальных психологических трудностей, что может
достигаться путем моделирования напряженности в процессе
тренировок и практических занятий.
Развитие положительных эмоционально-волевых ка-
честв личности, обучение сотрудников приемам саморегу-
ляции и самоуправления. Формирование психологической ус-
тойчивости и умения владеть собой в напряженных ситуациях
предполагает выработку у сотрудников определенных эмоцио-
нально-волевых качеств личности, таких как ответственность,
стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, само-
обладание, выдержка и т.д. Сотрудник должен владеть приема-
17
ми самоконтроля поведения, управлять своим поведением и
эмоциями. В процессе занятий и тренировок сотрудники долж-
ны овладеть приемами саморегуляции, снятия нервного напря-
жения, активизации внутренних ресурсов на выполнение по-
ставленной задачи.
Формирование волевой активности и навыков волевых
действий. В практической деятельности сотрудникам органов
внутренних дел приходится сталкиваться с различными трудно-
стями, препятствиями, которые затрудняют качественное вы-
полнение работы, а порой и препятствуют достижению постав-
ленной цели. В этих ситуациях им приходится проявлять воле-
вую активность, побуждающую их на преодоление этих трудно-
стей и препятствий. Развитию навыков волевых действий спо-
собствует включение в процесс занятий определенных элемен-
тов, помех, препятствующих реализации поставленной зада-
чи. Опыт волевой активности, накопленный в процессе таких
тренировок, будет влиять на развитие воли, волевых качеств
личности.
Подготовка к психическим перегрузкам в работе. Дея-
тельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется
также тем, что воздействующие на них различные факторы, за-
частую носят стрессовый характер, приводят к чрезмерным на-
грузкам и перегрузкам нервной системы. Это в свою очередь
сказывается на эффективности осуществляемой ими деятельно-
сти. Поэтому необходимо, чтобы сотрудники были ознакомлены
с основными закономерностями протекания этих процессов и
приемами (в частности, приемами психорегулирующей трени-
ровки), которые позволяют в короткое время восстановить ра-
ботоспособность и снять излишнее психическое напряжение.


3. Методы профессионально-психологического тренинга
сотрудников органов внутренних дел и принципы
его организации

Центральным звеном, стержнем, определяющим специфику
психологической подготовки сотрудников, являются методы ее
проведения. Здесь имеются в виду приемы, с помощью которых
развивается и достигается необходимый уровень психологиче-
18
ской подготовленности, позволяющий эффективно выполнять
оперативно - служебные задачи. В последнее время все большее
значение в организации психологической подготовки приобре-
тает использование профессионально-психологического тренин-
га сотрудников органов внутренних дел. Профессионально-
психологический тренинг представляет собой систему целена-
правленных тренировок и упражнений, позволяющих эффектив-
но развивать профессионально значимые качества личности
сотрудника. Данный тренинг предполагает также овладение
сотрудником системой соответствующих психологических
приемов, повышающих эффективность его профессиональной
деятельности.
Для проведения психологической подготовки используются
следующие основные методы профессионально-психлогическо-
го тренинга:
- тренинг познавательных качеств;
- коммуникативный тренинг;
- ролевой тренинг;
- психорегулирующие тренировки;
- психотехнические игры.
Методы профессионально-психологического тренинга по-
зволяют эффективно формировать и развивать необходимые
для оперативных работников качества, навыки и умения.
К тренингу познавательных качеств относят тренинги по
развитию профессиональной памяти, профессиональной на-
блюдательности и накоплению опыта профессиональных вос-
приятий, тренировки по развитию профессиональной чувстви-
тельности.
Коммуникативный тренинг заключается в овладении навы-
ками установления психологического контакта и доверитель-
ных отношений, осуществления психологического воздействия
на лиц, представляющих оперативный интерес.
В процессе решения оперативно-служебных задач сотруд-
никам приходится выполнять различные роли. Умение пере-
воплощаться, маскировать и мотивировать свое поведение - не-
обходимые компоненты профессионального мастерства сотруд-
ников органов внутренних дел и здесь большое значение игра-
ет ролевой тренинг для выработки соответствующих качеств.
Навыки ролевого поведения развиваются путем осуществления
19
ролевой гимнастики - специальных упражнений в придании ре-
чи и неречевым средствам внешне выраженных признаков, со-
ответствующих заданной роли, в развитии способности к им-
провизации при применении этих средств.
Для овладения навыками саморегуляции эмоционально-
волевых процессов используются психорегулирующие трени-
ровки. Эти тренировки направлены на овладение навыками
использования простейших методов саморегуляции, позво-
ляющих регулировать эмоциональные состояния личности,
снимать излишнее напряжение, создавать определенный поло-
жительный настрой в деятельности сотрудника. В эту же груп-
пу относят и аутогенную тренировку, овладение приемами воле-
вой саморегуляции.
Психотехнические игры - эффективный метод психологи-
ческой подготовки сотрудников, применяемый для формирова-
ния определенных качеств средствами игрового поведения.
Психотехнические игры предусматривают выполнение опреде-
ленных ролей, взаимных действий, на основе которых склады-
ваются ситуации, психологически близкие к практическим,
имевшим место в действительности.
К методам психологической подготовки относят и психоло-
гическое моделирование условий и трудностей оперативно-
служебной деятельности - это комплекс приемов, способов и
средств, позволяющих создать внешние и внутренние (психоло-
гические) условия, близкие к реальным условиям оперативно-
служебной деятельности.
Среди методов психологической подготовки можно выде-
лить и метод психологического анализа и решения практиче-
ских задач, достоинством которого является реальная проверка
уровня профессионально-психологической подготовленности
сотрудников. Решение практических ситуаций позволяет со-
трудникам применять полученные практические знания, навыки
и умения в оперативно-служебной деятельности.
Сложность и ответственность задач, а также содержания и
путей осуществления профессионально-психологического тре-
нинга определяет высокие требования к организации и методике
его проведения.
При осуществлении профессионально-психологического
тренинга необходимо руководствоваться определенными прин-
20
ципами его организации. В качестве общих принципов высту-
пают:
- научная обоснованность и целесообразность тренинга;
- профессиональная направленность тренинга;
- систематичность и последовательность в его проведении;
- сознательность и активность обучаемых;
- доступность подготовки.
Научная обоснованность и целесообразность применяе-
мого комплекса средств и методов профессионально-
психологического тренинга определяется необходимостью глу-
боко и тонко разбираться в его психологических тонкостях и
следовать рекомендациям юридической психологии и педагоги-
ки.
Профессиональная направленность тренинга выражается
в максимальной конкретизации задач и содержания подготовки,
исходя из особенностей профессиональной деятельности со-
трудников и испытываемых ими психологических трудностей.
Необходимо выбирать также с учетом этого учебные задания,
методы, объекты, имитировать условия и действия.
Систематичность и последовательность в проведении
профессионально-психологического тренинга заключается в
строгой логической связи прохождения психологической подго-
товки, когда новые знания, навыки и умения приобретаются на
основе предыдущих, а предыдущие требуют дальнейшего раз-
вития. Необходимо идти от простого к сложному, от отработан-
ного - к неотработанному, создавать высокие, но всегда по-
сильные трудности с полным учетом реальной обученности
тренирующегося и тех результатов, которые были достигнуты
на предыдущем занятии. Желательно, чтобы на данном занятии
трудность заданий (задачи, темпа, условий и пр.) чуть-чуть
превышала предшествующую. Если же тренирующийся, не-
смотря на старание, не справляется вообще с заданием, труд-
ность следует уменьшить.
Трудности во время тренировок мобилизуют возможности
обучаемых, процесс обучения ускоряется, растут и результаты.
Когда же задания просты, легко выполнимы, то интерес к за-
нятиям падает, темпы обучения замедляются.
Принцип сознательности и активности обучаемых за-
ключается в обеспечении сознательной работы сотрудников по
21
самоусовершенствованию, активизации их познавательной дея-
тельности, формировании устойчивых интересов к занятиям
по психологической подготовке. Необходимо, чтобы трени-
рующийся отчетливо понимал, что и в какой последовательно-
сти делать. При этом повышаются темпы и уровень овладения
действием, и эффективность выполнения на практике.
Принцип доступности подготовки требует так организо-
вать и проводить психологическую подготовку, чтобы сотруд-
ники могли сознательно усвоить необходимые знания и требуе-
мые навыки и умения при определенном напряжении своих
умственных и физических сил.
Одним из важных условий эффективной организации
профессионально-психологического тренинга является знание
сотрудников своих собственных резервов, уровня развития про-
фессионально значимых качеств личности. Это позволяет ему
правильно определять программу подготовки, концентрировать
свои усилия в нужном направлении. Существенную помощь
здесь сотруднику может оказать использование определенных
простых психодиагностических методик, которые предостав-
ляют ему возможность лучше познать свои психологические
возможности. В приложении № 1 к пособию представлен ряд
таких психодиагностических методик, которые может исполь-
зовать любой сотрудник.


Глава II
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1. Особенности познавательной сферы личности
сотрудников органов внутренних дел

Элементы познания - составная часть любой деятельности
человека, важнейший компонент его сознания. Это проявляется
в изучении свойств объектов, закономерностей их развития, свя-
зей и отношений между предметами и явлениями внешнего ми-
ра.
22
Познание начинается с восприятия объективного мира при
помощи органов чувств. Однако познавательная деятельность
не может завершиться только чувственным восприятием окру-
жающей действительности. Она всегда включает в себя много-
образную мыслительную деятельность, позволяющую проник-
нуть в сущность явлений, вскрыть объективные взаимосвязи
между объектами и явлениями, установить причинно-
следственные отношения. Результаты познания используются и
проверяются в практической деятельности.
В ходе познавательной деятельности всегда решаются мыс-
лительные задачи, разные по своему классу, объему и т.д. В тех
случаях, когда известен способ их решения - эти задачи просты.
Сложной является задача, где отсутствуют достаточные исход-
ные данные и неизвестен способ решения, его еще надо найти. В
познавательной деятельности при раскрытии и расследовании
преступлений приходится сталкиваться с задачами и того и
другого вида. Это предопределяет широкий диапазон мысли-
тельных операций, способов и приемов, которые необходимы
для их решения. Однако познавательная деятельность не ис-
черпывается проведением мыслительных операций. Она вклю-
чает в себя осуществление действий с объектами познания, из-
менение условий их существования и т.д.
Познание может рассматриваться как процесс получения и
переработки информации о событии, предмете, явлении. В ре-
зультате формируется мысленная модель события или явления.
В правоохранительной деятельности это имеет первостепенное
значение, ибо опосредуется особенностью основного объекта
познания - преступления.
Сотрудник, как правило, не наблюдает непосредственно
событие преступления. В ходе расследования он восстанавлива-
ет его в сознании по отдельным штрихам, свидетельским пока-
заниям, вещественным доказательствам, результатам следствен-
ных и оперативных действий. В итоге - формируется мысленная
информационная модель события, которая затем переходит в
концептуальную (версия). Такие модели обладают большой ди-
намичностью.
На эффективность познавательной деятельности сотрудни-
ков оказывают влияние ряд факторов:
- наличие четкой цели в осуществлении познания;
23
- наличие достаточной психической активности, что обес-
печивается интересом к данной деятельности, соответствующи-
ми мотивами и т.п.;
- наличие достаточного опыта, знаний, навыков и умений,
обеспечивающих результативность профессиональной деятель-
ности;
- исправность каналов получения информации, в первую
очередь обеспечивающих восприятие необходимых фактов;
- наличие соответствующего эмоционального состояния,
например, положительного эмоционального настроя.
В психологической структуре различных профессий позна-
вательная деятельность может иметь различное содержание. Это
зависит от целей, объектов, условий и способов, которые и оп-
ределяют специфику познавательной деятельности. Специфи-
ческими особенностями характеризуется познание и в право-
охранительной деятельности. К ним можно отнести следующие.
Во-первых, познание в правоохранительной деятельности
не является самоцелью, а есть средство обеспечения других ви-
дов деятельности.
Во-вторых, деятельность по расследованию преступления
начинается после его совершения. Из этого следует, что в дан-
ном виде познавательной деятельности сравнительно незначи-
тельное место занимает непосредственное познание. Основная
же масса фактов познается опосредованно - через показания
других лиц (потерпевших, свидетелей).
В-третьих, познание направлено как на настоящее, так и на
будущее, хотя целью является построение мысленной модели
прошедшего преступного события.
В-четвертых, исключительно большой поток информации
предполагает ее селекцию, т.е. отбор той, которая имеет непо-
средственное отношение к данному преступлению.
В-пятых, поступление информации характеризуется ди-
намичностью. Сведения о преступном событии постоянно из-
меняются и дополняются. Нередко информация не может быть
получена заново или противоречит уже имеющимся сведениям,
что предполагает ее строгую фиксацию.
Ну и наконец - наличие процессуальной регламентации.
Само познание в деятельности органов внутренних дел облечено
в определенную процессуальную форму, которая обусловлена
24
целями правоохранительной деятельности: установлением объ-
ективной истины по делу, виновных, исключением субъекти-
визма и т.д.
Все это вызывает необходимость развития у сотрудников
комплекса профессионально важных познавательных качеств
личности, которые обеспечивают результативность познания.
В этой связи большое значение приобретает специальный
тренинг познавательных качеств сотрудников органов внутрен-
них дел, в процессе которого эти качества получают свое раз-
витие.




2. Тренинг памяти

При осуществлении профессиональной деятельности со-
трудникам органов внутренних дел приходится постоянно опе-
рировать различной информацией: сведениями, сообщениями,
сводками, ориентировками и т.п., поэтому память сотрудника
подвержена большим нагрузкам. Тот, кто не обладает ею вряд
ли сможет эффективно выполнять свои служебные обязанности,
вот почему развитие профессиональной памяти - важное на-
правление психологической подготовки сотрудников.
Что же понимается в психологии под памятью? Принято
определять память как процесс запоминания, сохранения и по-
следующего воспроизведения индивидом его опыта1. Запоми-
нание предполагает первоначальное восприятие органами
чувств и затем загрузку информации в память. Сохранение
обеспечивается повторением, уменьшающим вероятность забы-
вания. Воспроизведение означает извлечение информации из
памяти в виде узнавания или воспоминания. Схематично этот
процесс можно изобразить следующим образом:



Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. - М., 1986. –
1

с. 291.
25


Восприятие


Потеря
Запоминание информации



Забывание
Сохранение



Воспроизведение



Рис.1. Структура процесса памяти.

Каждый этап важен для функционирования памяти в целом.
И на каждом возможно применение специальных методов оп-
тимизации работы памяти.
На этапе восприятия важно обеспечить, в первую очередь,
эффективную работу внимания. Если мы воспринимаем инфор-
мацию невнимательно, рассеяно, то затрудняем собственно за-
поминание.
Запоминание - самый интересный этап. Здесь возможно
применение максимального (по сравнению с другими этапами)
количества различных методов и приемов.
Длительное сохранение информации в памяти обеспечива-
ется не только активным концентрированным восприятием и
эффективным запоминанием, но и рационально организован-
ным повторением.
Чтобы застраховать себя от невосполнимой потери инфор-
мации, нужно знать и закономерности забывания. Нередко мы
26
сами провоцируем себя на быстрое забывание, а потом виним в
этом свою память.
И последний этап - воспроизведение. Здесь нужно знать
специальные методы, позволяющие быстро найти в хранилище
памяти необходимые данные. Ведь этим часто и определяется
эффективность работы всей памяти: можно прочно запомнить и
сохранить информацию, но в нужный момент не суметь извлечь
ее на поверхность.
При организации деятельности процессов памяти необ-
ходимо всегда помнить об основных закономерностях,
влияющих на успешность памяти.
Во-первых, чем более значима информация для жизнедея-
тельности человека, тем более прочно она запоминается и лег-
че воспроизводится. Потому запоминая какую-нибудь инфор-
мацию, необходимо постоянно подчеркивать для себя ее важ-
ность, например, для достижения целей профессиональной дея-
тельности.
Во-вторых, чем более полно информация включена в дея-
тельность человека, тем прочнее она запоминается. Важно не
просто накапливать какие-либо знания, но как можно шире их
использовать в своей практической деятельности.
В-третьих, чем глубже осмысление запоминаемой информа-
ции, тем лучше она сохраняется в памяти. Пользоваться этой
закономерностью - значит максимально приблизить процесс за-
поминания к процессу мышления. Осмысленное запоминание
основывается на логических связях, отражающих наиболее важ-
ные и существенные стороны и отношения объектов.
В-четвертых, информация, вызывающая интерес или любо-
пытство, запоминается легко. Связать усваиваемое нами с тем,
что интересует нас, вызвать интерес к тому, что запоминается,
активно заинтересоваться им - такова одна из основных предпо-
сылок успешного запоминания.
В-пятых, важную роль в успешности запоминания играют
готовность к восприятию определенной информации и уста-
новка на прочность запоминания. Они оказывают значитель-
ное влияние как на сам процесс запоминания, так и предвосхи-
щяют его результаты и облегчают воспроизведение.
В-шестых, представления, возникающие одновременно, при
воспоминании вызывают друг друга. Пользоваться этой зако-
27
номерностью значит научиться использовать естественные ас-
социации при запоминании и воспроизведении, а также конст-
руировать облегчающие работу памяти искусственные ассоциа-
тивные связи. На действии этой закономерности опираются
многие мнемотехнические системы.
Одна и та же информация может быть запомнена по разно-
му. Различают следующие основные способы запоминания: ра-
циональный (логический, смысловой), механический и мнемо-
технический.
Рациональный - основной способ запоминания. Насколько
эффективно мы можем его использовать, определяется возмож-
ность нашего интеллекта в целом. Этот способ основан на ус-
тановлении смысловых, логических связей внутри запоминаемо-
го материала, а также между ним и накопленными знаниями.
Смысловые связи, на которых основано рациональное заучива-
ние, характеризуются большей прочностью, чем механически
возникающие связи. Одним из важнейших приемов рациональ-
ного запоминания является прежде всего смысловая группиров-
ка материала, т.е. группировка его по смыслу. Так, следователь,
запоминая информацию, содержащуюся в материалах уголовно-
го дела, мысленно разбивает ее на определенные группы, объе-
диненные между собой общим смысловым стержнем. Со смы-
словой группировкой тесно связан другой процесс - выделение
смысловых опорных пунктов. Он заключается в том, что каж-
дую выделенную группу необходимо замещать тем, что как бы
заключает в себя ее содержание в сжатом, сокращенном, "свер-
нутом" виде, выражает самую "суть" ее и является поэтому
опорой запоминания. В данном случае это могут быть краткие
тезисы, резюмирующие содержание каждой выделенной груп-
пы, а иногда и отдельные слова (имена, названия) или отдель-
ные выражения. Оба приема представляют собой, вместе взятые,
мысленное составление плана материала, понимание структуры
материала в целом, логической последовательности его частей.
Только упорядочив все, что надо запомнить, осознав структуру
материала, поняв не только каждую его часть в отдельности, но
и связь между частями его как целого, мы сможем добиться ус-
пешного запоминания.
28
Пользуясь этим способом, мы применяем логическую па-
мять. Тренировать ее - значит тренировать интеллект, углублять
и расширять свои знания.
Механический способ - тот, который мы называем "зуб-
режкой". Его основой является простое повторение того, что
запоминается, многократное восприятие его, не сопровождае-
мое осмысливанием его содержания. Так запоминаются, напри-
мер, многие номера телефонов, которые мы сохраняем в памя-
ти, часто не осмысливая соотношений между отдельными чис-
лами, входящими в их состав. Механическое заучивание опира-
ется также, как и всякое запоминание, на возникновение связей,
образующихся между тем, что заучивается нами. Существен-
ным для связей, образующихся при механическом запоминании,
является то, что они обычно возникают благодаря многократ-
ному повторению того, что происходит одновременно или сле-
дует друг за другом во времени. Такого рода связи носят назва-
ние ассоциаций по смежности. Именно они и являются основой
механического заучивания.
Механическая память - это элементарная основа более вы-
соких видов памяти. Без нее мы не можем обойтись. И эффек-
тивность этого способа заучивания можно повысить за счет его
рациональной организации. Большое значение здесь играют
процессы нашей воли и внимания.
Мнемотехнический способ запоминания - самый интерес-
ный и наиболее тренируемый. Это способ опосредованного за-
поминания в основном несмысловой информации. С его помо-
щью можно заметно усилить рациональный способ запомина-
ния смысловой информации и неизмеримо повысить эффектив-
ность механического запоминания несмыслового материала.
Этот способ заключается в том, что запоминаемый материал по
определенным правилам переводится в другую знаковую сис-
тему, в иные образы, в нем выделяются не имеющие смысло-
вого содержания ассоциативные и структурные связи, которые
запоминаются лучше. Мнемотехника - сильное вспомогательное
средство при запоминании. Но она ни в коем случае не заменяет
другие способы запоминания, а лишь дополняет их в необходи-
мых случаях.
Как уже отмечалось, сотрудник органов внутренних дел
должен обладать развитой профессиональной памятью, под ко-
29
торой следует понимать его способность быстро, полно и точно
запоминать, надежно сохранять, своевременно и правильно
(без ошибок) воспроизводить, извлекать из памяти необходимые
сведения, данные, информацию о профессионально значимых
явлениях, объектах и событиях, важных для решения опера-
тивно-служебных задач. "Профессионально развитая память -
качество, характеризующееся особенностями запоминания,
сохранения и последующего воспроизведения работником все-
го ранее воспринятого, сделанного, пережитого, имеющего
отношение к оперативно-служебной деятельности и нужного
для ее успешного осуществления"1.
Целеустремленное развитие профессиональной памяти со-
трудника предполагает проведение тренировок:
- по запоминанию и узнаванию лиц людей, их внешнего
облика, примет и особенностей поведения;
- по запоминанию и сохранению в памяти словесной ин-
формации, отражающей особенности решения задач при вы-
полнении служебных обязанностей (ориентировки, содержание
инструктажа и др.);
- по запоминанию и узнаванию номеров, примет автомашин,
находящихся в розыске;
- по запоминанию и узнаванию предметов похищенного
имущества и их примет;
- по запоминанию и сохранению в памяти планов, схем ме-
стности, маршрутов движения и пр.
При этом развитию профессиональной памяти способству-
ет использование сотрудниками органов внутренних дел ряда
психологических приемов:
- запоминания;
- сохранения;
- воспроизведения профессионально значимой информации.
Для повышения эффективности запоминания профессио-
нально значимой информации полезно использовать следую-
щие психологические приемы:



1
Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава
органов внутренних дел. - М., 1987. - С. 20.
30
1. Установка на запоминание. Всякий раз сталкиваясь с
профессионально значимой информацией сотруднику полезно
говорить себе: "Это нужно запомнить!".
2. Заучивание. Объемную, сложную для запоминания ин-
формацию следует "про себя" или мысленно повторить, до-
бившись ее точного запечатления в памяти.
3. Осмысление. Любая информация запоминается лучше,
если она осмыслена. Вскрыть смысловые связи в запоминаемой
информации помогает постановка вопросов "Почему?", "За-
чем?" и пр.
4. Поиск закономерностей. Это облегчает запоминание
цифровой информации, например, номеров автомашин и теле-
фонов. Так, например, номер телефона 28-37-46 легче запомнит-
ся, если отметить, что цифры в каждой паре в сумме составляют
десять, причем первые из них возрастают на единицу, начиная
от двойки, а вторые уменьшаются на единицу, начиная от вось-
мерки. Прием этот заключается в том, чтобы находить в за-
поминаемом какие-либо закономерности: смысловые, цифро-
вые и т.п.
5. Использование аналогий, сходства. Новая информация
всегда легче запоминается, если она сопоставляется с уже из-
вестной информацией. Нужно найти, на что похож объект. Так,
запоминая приметы разыскиваемого лица полезно спросить се-
бя: "На кого он похож?". Запоминая приметы угнанного авто-
мобиля полезно отметить, что он похож, например, на автомо-
биль вашего соседа и т.д.
6. Образное представление. Словесную информацию го-
раздо легче запомнить, если подключить к этому воображение.
Приметы похищенных вещей или разыскиваемого преступника
гораздо легче запомнить, если попытаться наглядно их предста-
вить, воссоздать в своем воображении.
7. Мысленное проговаривание. Фотография разыскиваемо-
го лица прочнее и точнее запечатляется в памяти, если при
запоминании сотрудник мысленно, во внутренней речи "прого-
ворит", отметит отдельные черты лица. Например, нос прямой,
тонкий; глаза - широко расставлены, взгляд - тяжелый, угрюмое
выражение лица и т.д.
8. Моделирование. Этот прием особенно хорош, если мате-
риал не упорядочен и содержит много разнообразных сведений.
31
С помощью логических связей разрозненные факты соединяют-
ся в единую систему. Она и послужит моделью для запомина-
ния. Например, следователю приходится запоминать обстанов-
ку места происшествия, показания очевидцев и т.д. Если с по-
мощью выдвижения следственной версии реконструировать
прошедшее событие, смоделировать его, то это, кроме всего
прочего, позволит лучше запомнить нужную информацию.
Профессионально значимая информация лучше сохранится
в памяти, если сотрудник использует следующие приемы:
1. Активизация памяти через прогнозирование послед-
ствий. Представляем, что будет, если мы не сохраним в памяти
нужную информацию (или, наоборот, если сохраним). В первом
случае следует намеренно сгустить краски, во втором - все ри-
суем в розовых тонах. Напуганные или обнадеженные, мы вер-
нее сохраним в памяти то, что нам нужно. При этом надо выяс-
нить, какой именно итог - мрачный или радостный, производит
на вас наибольшее впечатление.
2. Повторение. Следует знать, что забывание происходит
наиболее интенсивно в первые шесть часов после запоминания.
Поэтому если информацию требуется запечатлеть надолго, то
ее целесообразно повторять с определенными интервалами че-
рез 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа.
3. Систематизация. Увязывание ранее запомненной ин-
формации с вновь запоминаемой позволяет более надежно со-
хранить их в памяти. Нужно найти в своей памяти "крючок", на
который можно "повесить" свежую информацию, чтобы она
стала звеном в цепи уже имеющихся знаний. Иначе говоря,
надо чем-то связать новые сведения с уже имеющимися по
смыслу, созвучию, внешнему виду и т.д.
4. Запоминание через забывание. Наша память обладает
одним странным свойством: желая забыть что-то, мы концен-
трируем на этом свое внимание и в результате этого запомина-
ем. Можно поставить небольшой эксперимент. Постарайтесь
мысленно представить образ белой обезьяны... Представили?
А теперь попробуйте выбросить это из головы. Чем больше вы
будете стараться не думать об этом, тем сильнее этот образ бу-
дет вас преследовать.
32
Преодолению трудностей по воспроизведению, извлечению
из памяти профессионально значимой информации помогает
применение следующих приемов:
1. Физическое воспроизведение обстановки. Нужно ока-
заться "на том же самом месте", расставить, например в нужном
порядке предметы обстановки. Опора на зрительные впечатле-
ния позволит легче вспомнить то, что необходимо. Иногда бы-
вает достаточно развернуть в нужную сторону свое кресло, что-
бы помочь себе вспомнить нужную информацию.
2. Мысленное воспроизведение обстановки. Не всегда
можно физически оказаться в той же обстановке, физически
воспроизвести ее, но всегда можно мысленно представить, вос-
становить по отдельным частям в памяти всю ситуацию, а с по-
мощью этого вспомнить и необходимую информацию.
3. Перебор ситуаций. Положим, вы встретили человека,
лицо которого показалось знакомым. Кто он? Не помните...
Тогда представьте, где бы вы могли его видеть: в отделе, во дво-
ре вашего дама, в транспорте и т.д. При переборе различных
ситуаций могут всплыть и сведения об интересующем вас лице.
4. Мысленное воспроизведение последовательности со-
бытий (перебор цепи). Восстановление в памяти всей последо-
вательности событий помогает восстановить утерянное звено в
цепочке. Последовательно перебирайте звенья воображаемой
цепи, в которой должно храниться искомое. Обнаружив в цепи
пропуск, перескочите его, пройдите вперед, а затем возвращай-
тесь назад. Если звено не восстановится, не напрягайте слишком
долго память - это вряд ли поможет. Попробуйте переключится
на прием расслабления.
5. Расслабление. Если вам не удается быстро, скажем в те-
чение трех минут, вспомнить что-либо, расслабьте на не-
сколько минут мускулы и постарайтесь ни о чем не думать. По-
сле этого обычно приходит нужная мысль. Релаксация (расслаб-
ление) помогает практически всем.


3. Тренинг внимания и наблюдательности

Наблюдение играет важную роль в осуществлении профес-
сиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
33
Оно позволяет выявлять преступную деятельность лиц, пред-
ставляющих для органов внутренних дел оперативный интерес,
их связи, личностные качества, места хранения и сбыта похи-
щенного, выявлять факты, относящиеся к расследуемым собы-
тиям и т.п. Умелая организация процесса наблюдения, конечно
в совокупности с другими способами организации профессио-
нальной деятельности, во многом способствует своевремен-
ному предупреждению, быстрому раскрытию, полному рассле-
дованию преступлений, розыску скрывшихся преступников.
Под наблюдением в психологической науке понимается
преднамеренное, планомерное, целенаправленное восприятие,
предпринимаемое с целью изучения предмета, явления. Целена-
правленность и организованность при наблюдении не только по-
зволяют воспринимать наблюдаемый объект как нечто целое, но
и дает возможность распознавать в нем единичное и общее, раз-
личать детали предмета и устанавливать некоторые виды его
связей с другими объектами. Иными словами, наблюдение - не
простая сумма отдельных элементов, изолированных друг от
друга, а сочетание чувственного и рационального познания.
Профессиональное наблюдение - это целенаправленное и
специально организованное восприятие сотрудником органов
внутренних дел значимых для решения оперативно-служебных
задач явлений и процессов. К числу последних относятся преж-
де всего проявления личности (правонарушителей, лиц, со-
стоящих на профилактическом учете, осужденных, потерпев-
ших, свидетелей и др.), ее состояния, действия, различные объ-
екты, изучение которых имеет значение для раскрытия и рас-
следования преступлений, деятельность самого сотрудника и
пр.
Психологическая природа профессионального наблюдения
весьма многогранна. Наблюдение - наиболее развитая форма
преднамеренного восприятия. Сотрудник при этом воспринима-
ет не все из того, что бросается ему в глаза, а вычисляет наи-
более важное, необходимое, интересное. Это обусловлено це-
лями, задачами, планом, которые обычно лежат в основе на-
блюдения. Наблюдение всегда опирается на активную работу
органов чувств. Для сотрудника органов внутренних дел это, в
первую очередь, зрение и слух. Особенно важную роль в на-
блюдении играет внимание, выступающее его регулятором.
34
Через внимание, как направленность и сосредоточенность соз-
нания на определенных предметах, реализуются цели и план
наблюдения. Наблюдение всегда связано с переработкой ин-
формации и невозможно без активной работы мышления. Нако-
нец, наблюдение определяется и особенностями личности само-
го сотрудника.
Наблюдение в деятельности сотрудников органов внутрен-
них дел характеризуется эмоциональной и интеллектуальной
насыщенностью. Его условия определяются психологическими
особенностями деятельности сотрудников. В связи с этим на-
блюдение, как способ деятельности сотрудников органов внут-
ренних дел, должно удовлетворять следующим психологиче-
ским требованиям.
Во-первых, сотруднику необходимо предварительное зна-
ние особенностей личности тех лиц, в отношении которых он
проводит наблюдение (например, характера и направленности
их преступной деятельности, преступного опыта, их склонно-
стей, интересов и т.п.).
Во-вторых, он должен полно и точно фиксировать путем
запоминания или иным путем (в необходимых случаях и с ис-
пользованием технических средств) конкретные действия и по-
ведение объекта наблюдения.
В-третьих, он должен сопоставлять фиксируемые факты с
ранее полученными данными о наблюдаемом и оперативно
анализировать результаты этого сопоставления с целью пред-
видения действий объекта наблюдения.
Успех наблюдения в конечном счете предопределяет ин-
теллект, который организует этот процесс по определенному
плану, устанавливает нужную очередность этапов наблюдения
и использует его результаты. По мнению проф. Ратинова А.Р.,
для организации эффективного наблюдения сотруднику органов
внутренних дел необходимо помнить ряд общих правил:
- до наблюдения получить наиболее полное представление
об изучаемом человеке, предмете или явлении;
- определить цель, сформулировать задачу, составить (хотя
бы мысленно) план или схему наблюдения;
- искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось
найти, но и обратное тому;
35
- расчленить предмет наблюдения и в каждый момент на-
блюдать одну из частей, не забывая о наблюдении целого;
- следить за каждой деталью, стараясь подметить наиболь-
шее их число, установить максимальное количество свойств
предмета или особенностей наблюдаемого;
- не доверять однократному наблюдению, исследовать
предмет или явление с разных точек зрения, в разные моменты
и в разных ситуациях, изменяя условия наблюдения;
- подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые
могут быть ложной демонстрацией, симуляцией или инсцени-
ровкой;
- ставить вопросы "почему" и "что это значит" относи-
тельно каждого элемента наблюдения, продумывая, предпола-
гая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением
свои мысли и выводы;
- сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их,
искать сходство, различие и связи;
- сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ра-
нее известно об этом предмете, с данными науки и практики;
- ясно формулировать результаты наблюдения и фиксиро-
вать их в соответствующей форме - это помогает их пониманию
и запоминанию;
- привлекать к наблюдению различных специалистов, срав-
нивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллега-
ми;
- помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом на-
блюдения1.
Наблюдение как психический процесс и определенная фор-
ма профессиональной деятельности сотрудника органов внут-
ренних дел вырабатывает у него такую важную черту личности,
как профессиональная наблюдательность - комплексное свой-
ство личности, выражающееся в возможности подмечать про-
фессионально-значимые, характерные, но малозаметные и на
первый взгляд малосущественные особенности оперативной об-
становки, людей, предметов, явлений и их изменений (которые
могут иметь впоследствии значение для дела). Основа профес-
1
Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М.,
1967. - С.90.
36
сиональной наблюдательности сотрудника - устойчивый инте-
рес к людям, их внутреннему миру, психологии, видение их под
углом зрения профессиональных задач, своеобразная психоло-
гическая "повернутость" к ним.
Что необходимо для обеспечения высокого уровня наблю-
дательности сотрудника?
Во-первых, установка на восприятие информации,
имеющей значение для решения профессиональных задач со-
трудника. Эта установка помогает преодолеть усталость, апа-
тию, брезгливость (например, при осмотре разлагающегося тру-
па).
Во-вторых, специфическое концентрирование внимания
именно на тех объектах и их свойствах, которые могут дать не-
обходимую информацию, имеющую значение для решения тех
задач, которые стоят перед сотрудником.
В-третьих, длительное сохранение устойчивого внимания,
обеспечивающего готовность сотрудника к восприятию в нуж-
ный момент необходимой исходной информации (особенно при
длительных обысках, осмотрах мест происшествия и допросах).
Важнейшее направление развития профессиональной на-
блюдательности - овладение сотрудником техникой профессио-
нального наблюдения, которая включает в себя приемы и спо-
собы его осуществления, основанные на соответствующих пси-
хологических закономерностях.

стр. 1
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>