<<

стр. 2
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Тренировки на развитие внимания полезно разделить на
три формы.
Общая внимательность. Не давая себе никакого предвари-
тельного задания, выясняете, что осталось замеченным от впе-
чатлений, с которыми столкнулись.
Направленная внимательность. Дается задание на вни-
мательное рассматривание названного объекта. После чего
спрашивается о чем-либо, относящемся к этому объекту, о том,
что можно было уловить при рассмотрении, хотя заранее пред-
мет вопроса не был известен.
Целевая наблюдательность. Дается задание наблюдать
определенные детали некоторого явления, и лишь затем пока-
зывается это явление.
Одним из распространенных приемов развития профессио-
нальной наблюдательности является следующий: всмотревшись
37
в кого-нибудь из окружающих, следует отвести от него взгляд
и представить его затем в памяти, стараясь описать мысленно
его приметы, после чего проверить себя, посмотрев вновь на
этого человека. Или следующее упражнение: посмотрите в тече-
ние некоторого времени на стоящий поблизости дом и отвер-
нувшись попробуйте мысленно описать, сколько окон, балко-
нов, где окна открыты, где висит белье, где в квартирах нахо-
дятся люди и т.п. При этом необходимо учитывать, что знать,
сколько окон или балконов в доме, - еще не значит проявить на-
блюдательность: число их неизменно. Но заметить, когда от-
дельные окна открыты или где включен свет, - уже результат
наблюдательности, пристального внимания, способности улав-
ливать связи и подмечать зависимости. Другое упражнение -
наблюдение за каким-либо событием. В данном случае не име-
ется ввиду какое-либо уличное происшествие, привлекающее
всеобщее внимание. Это может быть и обычная совокупность
действий одного или нескольких человек, которые преследу-
ют определенную цель. "Почему этот человек здесь находит-
ся?", "Чего он ожидает?", "Как он сейчас поступит?" - ответы
на эти вопросы позволяют развить в себе способности психоло-
гического наблюдения за людьми, умение прогнозировать по-
ведение человека, что очень важно в деятельности сотрудника
органов внутренних дел.
Внимание и наблюдательность в процессе упражнений раз-
виваются весьма успешно. Высшей степенью развития наблю-
дательности надо считать такой ее уровень, когда она становит-
ся не только чертой личности сотрудника, но и чертой его ха-
рактера, когда она проявляется во всех видах его деятельности.
Наблюдательный сотрудник именно тем и характеризуется, что
он ничего не упустит, все своевременно подметит и сделает со-
ответствующие выводы.


4. Развитие интеллектуальных качеств

В решении профессиональных задач, стоящих перед со-
трудником органов внутренних дел большое значение имеет
активизация его профессионального мышления. Значение и
роль профессионального мышления определяется рядом мо-
38
ментов. Во-первых, интеллектуальные качества, развитое мыш-
ление неотъемлемо связаны со спецификой деятельности и не-
обходимы при решении практически любой оперативно-
служебной задачи. Без них невозможно выявить тщательно за-
маскированное преступление, выиграть интеллектуальную
схватку с умным, расчетливым преступником, разобраться в
противоречиях человеческой натуры и установить истину.
Во-вторых, важные перемены в обществе, поступательное
продвижение Узбекистана к построению независимого демокра-
тического правового государства заметно обостряют проблему
интеллектуальных ресурсов. Важные задачи, стоящие перед
нашим обществом, формируют потребность в новых подходах,
в новом мышлении при решении задач в сфере правопорядка.
Именно от профессионализма мышления во многом зависит
эффективность деятельности сотрудника органов внутренних
дел в современных условиях.
В-третьих, профессиональное мышление - это не только
интеллектуальный ресурс, потенциал, который надо привести в
движение, но прежде всего рычаг, инструмент активизации че-
ловеческого фактора в органах внутренних дел.
Под мышлением в психологии обычно понимают умст-
венную деятельность, с помощью которой человек раскрывает
сущность явлений, их связи и отношения. Профессионально
развитое мышление - важное качество сотрудника, проявляю-
щееся в способности познавать существенные свойства пред-
метов, людей и их поступков, имеющих отношение к решае-
мым профессиональным задачам, находить закономерные связи
между ними1.
Уметь мыслить - это значит применять имеющиеся знания,
опыт, уметь думать, размышлять, рассуждать при решении
стоящих перед сотрудником задач. Мышление сотрудника - это
способность решения новых и сложных оперативно-служебных
задач, способность находить новые подходы к решению прак-
тических проблем.
Большой интерес для сотрудников может иметь овладение
ими приемами активизации профессионального мышления. Под

1
Столяренко А.М. Психологическая подготовка сотрудников
органов внутрених дел. - М., 1987. - С. 21.
39
этими приемами следует понимать способы сознательной, про-
извольной самоорганизации мыслительного процесса, осно-
ванных на соответствующих психологических закономерностях.
При использовании таких приемов полезна привычка осознавать
ход своей мысли, вырабатывать для себя определенные правила,
учитывать свои индивидуальные особенности. При обучении
этим приемам сотрудник может сталкиваться с рядом психоло-
гических барьеров, мешающих формированию техники профес-
сионально мышления. Среди них можно выделить следующие:
1. Мотивационные:
- отсутствие стремления профессионально мыслить, неже-
лание подходить к делу творчески, инициативно, самостоятель-
но;
- отсутствие заинтересованности, стимулов к мышлению,
стремление "не высовываться" и т.п.
2. Социально-психологические:
- наличие неформальных норм, мнений и настроений, тор-
мозящих самостоятельное, творческое мышление;
- отсутствие взаимопонимания между сотрудниками, обо-
стренные взаимоотношения, психологическая несовместимость.
3. Индивидуально-психологические:
- умственная леность;
- ригидность, отсутствие гибкости мысли;
- негативизм, конформизм;
- возрастные изменения.
4. Культурно-языковые:
- недостатки общей интеллектуальной культуры;
- профессиональная узость, ограниченность эрудиции;
- привычка к определенным терминам и понятиям в про-
фессиональной речи, неприятие новых терминов и понятий.
5. Перцептивные:
- упрощенное, стереотипное восприятие важных явлений;
- беспроблемное видение явлений в круге профессионально-
должностных интересов;
- субъективность, пристрастность при восприятии и оценке
с профессионально-должностных позиций.
6. Интеллектуальные:
- привычка к безальтернативному, одновариантному мыш-
лению;
40
- привычка к единомыслию, нетерпимость к другим точкам
зрения, к профессиональному плюрализму;
- отсутствие навыков концептуального мышления, испол-
нительский склад ума;
- поверхностно-формальный подход, абсолютизация адми-
нистративно-запретительной тенденции в мышлении и др.
Важно, чтобы сотрудник смог научиться преодолевать
данные барьеры, которые возникают в его интеллектуальной
деятельности и отрицательно влияют на ее эффективность.
К основным приемам активизации профессионального
мышления относятся:
1. Прием уяснения профессиональной задачи. С этого
нужно начинать любое дело. Исходную общую задачу необхо-
димо разложить на несколько простых, элементарных подзадач.
Важно проявлять внимание к деталям, мелочам, ничего не упус-
кать из вида. При этом необходимо стараться иметь несколько
вариантов решения задачи.
2. Прием оптимизации поиска решения. Выделяется от-
правной пункт, исходная точка поиска, при этом устанавлива-
ются и регулируются также границы и зоны поиска. Происхо-
дит выбор, сочетание и пересмотр стратегий поиска.
3. Прием построения мысленной картины исследуемого
события. Сотруднику требуется осуществить наглядно-
образную проработку исходных элементов и картины в целом и
на основе этого осуществить построение схемы исследуемого
события (это может быть реализовано в форме оперативных или
следственных версий). Необходимо проследить и проработать
связи между элементами события, рационально увязать их в
целостную картину, найти решающее звено.
4. Прием психологизации мышления. Заключается в пси-
хологической ориентировке в исследуемой ситуации (например,
разобраться в мотивах поведения подозреваемого), проведении
психологического анализа и осуществлении на его основе про-
гнозирования развития ситуации в дальнейшем. Используется
рефлексия - размышления за противную сторону.
5. Прием активизации самоконтроля мышления. Важна
установка на самокритику. Необходимо проверять себя с ис-
пользованием словесных формул самоконтроля ("Как у меня это
получилось?", "Почему я пришел к такому выводу?" и т.п.).
41
Нужно стремиться к исключению субъективизма в своих выво-
дах и оценках, отстранению от личных симпатий и антипатий.
6. Прием преодоления умственного тупика. Необходимо
выявлять и преодолевать зацикливания в ходе мыслительной
деятельности, возвращаться к исходной ситуации. Полезно в та-
ких случаях привлекать на помощь других сотрудников - "со
свежим взглядом".
Как уже отмечалось, проведение оперативно-служебных
мероприятий часто происходит в условиях противоборства.
Стремление сторон к достижению прямо противоположных це-
лей создает ситуацию, когда каждый из противников, планируя
свои действия, учитывает действия другого, создает ему помехи
и трудности, чтобы обеспечить себе выигрыш. При этом на
первый план выдвигается вопрос о том, как рассуждают и при-
нимают решения "соперничающие" стороны. В психологии та-
кая мыслительная работа обозначается термином "рефлексия",
т.е. размышление, связанное с имитацией мыслей и действий
противника и с анализом собственных рассуждений и выводов.
При наличии противодействия побеждает та сторона, которая
имеет превосходство в рефлексии. Отсюда ясно, как важно
для сотрудника уметь предвидеть возможные действия лица, со-
вершившего преступление, как важно не только предугадывать
эти действия, но и своевременно обеспечивать их изменение,
локализацию. Это можно осуществить только в том случае, ес-
ли с подобной целью постоянно собирают, изучают информа-
цию и моделируют процесс ее использования.
Рефлексивное управление поведением противодействующе-
го лица основано на:
- анализе его общих адаптационных способностей;
- его ригидности, шаблонности;
- неосведомленности о тактических планах сотрудника, о
мере его информированности;
- использовании внезапности, дефицита времени и инфор-
мации для продуманных контрдействий.
Преимущество в рефлексивных рассуждениях позволяет со-
труднику не только предвидеть поведение своего соперника,
регулируя тем самым и собственное поведение, но и активно
влиять на его рассуждения, формировать у него основания для
принятия желательного сотруднику решения.
42
Глава III
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1. Значение эмоционально-волевой подготовленности
сотрудников органов внутренних дел

Эмоционально-волевая устойчивость может рассматривать-
ся как один из важнейших показателей психологической под-
готовленности сотрудников к профессиональной деятельности.
Под ней понимается способность сохранять в сложных услови-
ях благоприятное для успешной работы психическое состоя-
ние. Эмоционально-волевая устойчивость проявляется в:
- отсутствии у сотрудника в экстремальных ситуациях пси-
хологических реакций, снижающих эффективность действий и
порождающих неточности, промахи, ошибки;
- натренированности в безукоризненном выполнении про-
фессиональных действий в психологически сложных условиях;
- умении сохранять профессиональную бдительность, про-
являть разумную настороженность и внимание к риску, опасно-
сти, неожиданностям;
- неподатливости к психологическому давлению со сто-
роны третьих лиц, пытающихся влиять на строго законное ве-
дение юридических дел;
- умении вести напряженную психологическую борьбу с
лицами, противодействующими предупреждению, раскрытию
и расследованию преступлений;
- умении владеть собой в психологически напряженных,
конфликтных, провоцирующих ситуациях.
В современных условиях деятельности сотрудников ор-
ганов внутренних дел успех выполняемой ими работы, эффек-
тивность совместного труда сотрудников, психологический
климат в коллективе в значительной степени зависят от умения
регулировать свое поведение, сдерживать чувства, контроли-
ровать настроение, считаясь с требованиями ситуации и окру-
жающих.
Сотрудникам органов внутренних дел особенно необходи-
мы четкий самоконтроль, высокое самообладание, способность
43
принимать оперативные решения, управлять служебными опе-
рациями, поведением и эмоциями.
Не вызывает сомнения, что умение путем саморегуляции
снять эмоциональное напряжение, подавить чувство страха и
неуверенности, сконцентрировать внимание и мобилизовать все
силы для выполнения поставленной задачи является чрезвы-
чайно важным качеством сотрудника органов внутренних дел.
Частое пребывание в опасных, а иногда и угрожающих жизни,
ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро
оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные
решения, что будет способствовать более эффективному вы-
полнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных
происшествий и срывов профессиональной деятельности среди
личного состава органов внутренних дел.
Неумение сотрудника регулировать психическое состоя-
ние и действия приводят к отрицательным, а зачастую и тяже-
лым последствиям как для него самого, так и для окружающих.
Неумение управлять своим поведением снижает способность
социально-психологической адаптации личности к данным ус-
ловиям среды, является серьезной помехой в реализации ее
жизненного потенциала.
На сотрудников органов внутренних дел ежедневно оказы-
вают воздействие различные факторы (зачастую имеющие
стрессовый характер), что, в свою очередь, может привести к
появлению усталости, переутомления, возникновению различ-
ных отрицательных эмоциональны состояний, к расстройствам
профессионально-служебной деятельности.
В процессе оперативно-служебной деятельности сотрудни-
ков органов внутренних дел очень часто возникают такие ситуа-
ции, в которых необходимо регулировать свое состояние. В тех
случаях, когда психические и физические нагрузки бывают
слишком велики, а сотрудник плохо управляет своим состояни-
ем, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое
снижает эффективность деятельности и может привести ее к
дезорганизации, к существенным ошибкам и промахам в работе.
Повторение таких случаев нередко приводит к срывам, потере
уверенности в себе, нервной депрессии. Проводимое нами ис-
следование, например, показало, что среди опрошенных со-
трудников уголовного розыска 30% предъявляют жалобы на
44
нарушение сна, более 80% опрошенных отмечают у себя один
или несколько симптомов проявления невротических состоя-
ний, которые проявляются к концу рабочего дня: усталость
(70%), снижение внимания (30%), раздражительность (20%),
головные боли и головокружения (10%), сонливость и слабость
(10%) и т.д.
В этой связи, овладение сотрудниками приемами и мето-
дами эмоционально-волевой саморегуляции является весьма ак-
туальной задачей современного дня. Больших успехов в слу-
жебной деятельности добиваются те сотрудники, у кого крепче
нервы, кто лучше умеет настроиться на борьбу с противником
(преступником), кто умеет более рационально распоряжаться не
только своими физическими и умственными ресурсами, но и
сохранять на оптимальном уровне нервно-психическую актив-
ность, проявлять в сложных ситуациях оперативно-служебной
деятельности свою волевую активность.
Основной целью эмоционально-волевой саморегуляции
является формирование особых психических состояний, способ-
ствующих наиболее оптимальному использованию сотрудником
своих внутренних возможностей, раскрытию его творческого
потенциала, более широкого и эффективного проявления его
профессиональных качеств и способностей. Это достигается за
счет специальных центрально-мозговых перестроек, в результа-
те чего создается такая интегративная деятельность организма,
которая концентрировано и наиболее рационально направляет
все его возможности на решение конкретных задач. Для со-
трудника органов внутренних дел это, в конечном счете, дости-
жение успеха в раскрытии и расследовании преступления,
одержание превосходства в противоборстве с преступником и
т.п.
Таким образом, возможность (в определенных пределах)
самостоятельно активно изменять процессы, происходящие в
собственном организме, и управлять ими имеет важное значе-
ние. Путем саморегуляции можно на короткое время примени-
тельно к ситуации активизировать или затормозить психические
процессы, а также повысить качество подготовки и эффектив-
ность выполняемой деятельности. Например, при задержании
вооруженного преступника сотрудник может подавить возни-
кающее чувство страха, неуверенности, поднять свой боевой
45
дух, мобилизоваться и т.д. С помощью различных форм саморе-
гуляции можно воздействовать как на познавательные, так и
на мотивационные процессы; повышать действенность мотивов
и установок (например, при работе с высокими нагрузками, со-
провождающимися ощущениями монотонности и сильным
утомлением). Это важно для развития боеспособности и твер-
дости духа в деятельности сотрудников органов внутренних дел,
когда нельзя ожидать немедленного достижения результата
(иногда раскрытие и расследование преступления может затяги-
ваться на недели, месяцы, а то и годы), в ситуациях, субъектив-
но воспринимаемых как рискованные или опасные, а также при
мобилизации работоспособности в экстремальных условиях
деятельности.
Принципиально психическая саморегуляция имеет две це-
левые установки: с одной стороны, создание максимально бла-
гоприятных психологических предпосылок для успешного вы-
полнения служебной деятельности, с другой - облегчение пере-
хода к отдыху. При этом следует различать применение про-
стых психорегуляторных приемов, найденных самим сотрудни-
ком в результате большого опыта ("наивная" психорегуляция),
и овладение научно обоснованными тренировочными метода-
ми. Под овладением психорегуляторными тренировочными ме-
тодами подразумевается, как правило, целенаправленное изме-
нение автономных процессов, т.е. произвольно не управляемых
обычными средствами. Желательный эффект достигается только
путем планомерно повторяемой тренировки.
Сущность психической саморегуляции состоит в том, что
чувства, накапливаемые в процессе общения с окружающей
средой и познания собственного организма, человек делает
предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать
на свое психическое состояние и организм в целом. Психиче-
ская саморегуляция с помощью эмоционально-волевой трени-
ровки опирается на важный общий принцип функционирования
организма: постоянную обратную связь, реафферентную сиг-
нализацию центральной нервной системы о выполнении физио-
логических процессов. Эти сигналы могут восприниматься
дифференцировано и создавать основу, на которой строится
содержание программ эмоционально-волевой тренировки
46
(тренировка чувства внутренней раскованности, резкости, на-
пряжения, расслабления и т.д.).
В принципе, каждый здоровый, работоспособный сотруд-
ник располагает предпосылками к овладению методами саморе-
гуляции. Но при этом необходимо учитывать, что существует
ряд факторов, которые могут снижать эффективность и резуль-
тативность использования приемов эмоционально-волевой са-
морегуляции. Среди них можно выделить следующие:
- отношение сотрудника к выполнению данных упражне-
ний (его внутренний настрой). Достижению успеха не способст-
вует чрезмерная самоуверенность. Эффекта нельзя добиться
только при помощи одного желания. Нужна систематическая
работа, терпение, волевые усилия;
- успех, достигнутый на ранней стадии тренировки, кото-
рый может дезориентировать тренирующегося в его отношении
к занятиям, обусловить излишнюю веру в себя и неумение пре-
одолевать трудности;
- плохие условия самотренировки. Надо создавать спокой-
ную обстановку, исключающую внешние помехи, способст-
вующую расслаблению. По мере овладения методами психоре-
гуляции можно переходить к тренировке в реальных условиях
служебной деятельности;
- неправильный выбор метода саморегуляции, не соответст-
вующий индивидуальной предпочтительности сотрудника, по-
этому выбор психорегулирующих средств должен производить-
ся с большой осторожностью при постоянном контроле их эф-
фективности;
- особенность проявления таких личных качеств, как вну-
шаемость и способность к воображению.
Процесс эмоционально-волевой саморегуляции строится
на трех основополагающих принципах:
- релаксации;
- визуализации;
- самовнушения.
Сущность принципа релаксации заключается в подготовке
тела и психики к совместной работе. Именно в моменты релак-
сации можно услышать свой внутренний голос и почувствовать
связь своего организма и мыслительной деятельности. Релакса-
ция, или расслабление, означает освобождение тела и психики
47
от ненужного напряжения и расслабляющих моментов, она ока-
зывает на человека благотворное психологическое и физиоло-
гическое влияние. Это взаимно-обратный процесс: тело рас-
слабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успо-
каивается от того, как расслабляется и разряжается тело.
Второй принцип - визуализация. Интуитивное мышление
использует различные пути проникновения в сознание. Основ-
ным является путь рисования картин, или визуализация обра-
зов в вашем мозгу. Это называется созданием внутреннего об-
раза. Визуализация обозначает различные способы активиза-
ции направленного воображения с помощью слуховых, зри-
тельных, обонятельных, вкусовых, осязательных ощущений, а
также их комбинаций. В принципе мозг человека одинаково
реагирует как на образы объективного мира, так и на созда-
ваемые внутренние образы. И поэтому навыки визуализации
позволяют человеку лучше использовать свои внутренние ре-
сурсы, активизировать протекание психических процессов.
Сущность принципа самовнушения заключается в том, что
с помощью самовнушения мы облекаем наши внутренние об-
разы в слова, которые неоднократно отдаются эхом в нашем
сознании. Эти слова, наполненные собственной внутренней си-
лой и поддержкой, воспринимаются глубоко на эмоциональном
уровне. Такое внутреннее эхо может быть сформулировано как
отношение, намерение и установка, выраженная словами: "Я
могу это сделать". Самовнушение - это ясное утверждение, что
успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем вре-
мени. Слова, обращенные к себе, усиливают веру в то, что чело-
век в состоянии достичь своей цели, и указывают направление, в
котором нужно идти. Они заставляют мозг сконцентрироваться
и активно участвовать в достижении цели. Самовнушение - это
активная установка, позволяющая облечь образы в словесную
оболочку.
48
2. Простейшие методы саморегуляции

Цель применения простейших методов саморегуляции со-
стоит в том, чтобы помочь созданию оптимальных внутренних
условий для успешного выполнения служебных действий со-
трудником. При этом имеется в виду ряд моментов:
- закрепление положительной установки относительно себя
("Я справлюсь"), повышение чувства уверенности в себе;
- гармонизация и активация эмоционально-аффективных
процессов (особенно в ситуациях связанных с риском, чувст-
вом страха, дефицитом времени на осуществление профес-
сиональных действий и т.д.);
- повышение сосредоточенности при подготовке к выпол-
нению оперативно-служебного действия (следственного, опе-
ративно-розыскного, профилактического и т.д.);
- ускорение перехода к отдыху после больших служебных
нагрузок;
- поддержание высокого уровня функциональной готовно-
сти и работоспособности при большой продолжительности
оперативно-служебной деятельности (например, при круглосу-
точных дежурствах и т.п.).
Применение простейших методов саморегуляции в первую
очередь усиливает стимулирующую и ориентирующую регу-
ляцию. В их сферу входит усиление позитивных и исключение
негативных установок сотрудника в отношении себя, своих воз-
можностей, ожидаемых профессиональных результатов. Преж-
де всего имеется в виду выработка оптимистического профес-
сионального настроя. Сюда же относятся и формы психического
самовнушения, направленные на преодоление страха, монотон-
ности, антипатии (например, к сидящему напротив обвиняемому
на допросе). Оптимальное психическое состояние не является
подарком судьбы. Требуется систематическая работа над собой
для того, чтобы научиться управлять своими эмоциями и чувст-
вами, настраиваться на преодоление трудностей, снимать влия-
ние психологического груза временных служебных неудач, бо-
язни предстоящей деятельности.
При овладении сотрудниками простейшими методами само-
регуляции необходимо учитывать то обстоятельство, что невоз-
можно рекомендовать какой-то универсальный метод, пригод-
49
ный для использования всеми сотрудниками. Методы саморе-
гуляции надо специально подбирать с учетом особенностей ха-
рактера сотрудника, его темперамента, специфики деятельности
и многих других обстоятельств.
Для соответствующих тренировок могут быть рекомендо-
ваны следующие методы.
Использование приемов логики. Очень часто сложившаяся
ситуация требует, чтобы сотрудник органов внутренних дел
умел хладнокровно разобраться в ней. При этом можно сначала
убедить себя в нерациональности имеющегося психического со-
стояния, неадекватного нервного напряжения, а затем - в целе-
сообразности другого стиля деятельности и поведения. В про-
цессе логического осмысления ситуации и устранения связан-
ных с ней отрицательных эмоций можно пользоваться несколь-
кими приемами. Снимать нервное напряжение можно, что на-
зывается, поговорив с самим собой, убедив себя в несерьезно-
сти переживаний. Психическая защита в данном случае строится
на самоубеждении в том, что трудные положения воспиты-
вают умение даже из неудачи извлекать максимум пользы.
Важно четко проанализировать, что произошло, где допущена
ошибка, и сразу же представить себе, какая может быть польза
для будущей деятельности.
Очень важным является прием индивидуально значимого
самоубеждения типа "Я самый опытный", "Я все могу", "Я мо-
гу раскрыть любое преступление" и т.п. Эти самоубеждения
надо обязательно тренировать, постоянно используя их как
стимул в преодолении трудных ситуаций, возникающих в каж-
додневной практике.
Использование самоприказов. Дисциплинированный со-
трудник может хорошо управлять собой с помощью внутрен-
них самоприказов типа: "Надо!", "Смелее!", "Терпи!", "Рабо-
тай!" и т.п. Важно систематически тренировать преодоление се-
бя с таким дополнительным самоприказом. В конечном итоге
должна выработаться своего рода органическая связь между
внутренней речью и действием. Самоприказ при этом обретает
дополнительную силу, становится своего рода пусковым сти-
мулом. Следует отметить, что очень удобно объединять само-
приказы с формулами самоубеждения. Например: "Я ничего не
50
боюсь! Вперед!" или "Я справлюсь с этой работой! Смелее!" и
т.п.
Использование образов. Лицам с художественным типом
мышления помогает прием, основанный на "игре в кого-
нибудь". Например, оперативный работник, выполняющий ка-
кую-нибудь тяжелую и напряженную работу, может предста-
вить себя в образе литературного или киногероя-сыщика. Уме-
ние мысленно представить себе образ для подражания, войти в
нужную роль помогает обрести свой стиль поведения и не
только регулировать свое состояние, но и, если нужно, оказы-
вать психологическое давление на преступника.
Целенаправленное представление ситуаций. Умению на-
строиться или снять нервное напряжение помогает использова-
ние воображения. У каждого человека есть в памяти ситуации, в
которых он испытывал покой, умиротворение, расслабление. У
одних - это пляж, приятное ощущение отдыха на теплом песке
после купания, у других - горы, чистый свежий воздух, голубое
небо, снежные вершины. Таких ситуаций может быть очень
много, но выбрать надо самую значимую, способную вызвать
нужные эмоциональные переживания.
При настройке на выполнение какого-либо профессио-
нального действия сотруднику органов внутренних дел реко-
мендуется вспомнить эмоциональные сцены, ситуации, связан-
ные, например, с успешным раскрытием преступления, задер-
жанием преступника, героическими поступками и т.п.
Способы отвлечения. Могут быть состояния, когда к ак-
тивным методам саморегуляции прибегать трудно. Нередко это
бывает связано с выраженным утомлением, чувством опустоше-
ния, отчаяния. В таких случаях снять груз психического напря-
жения можно с помощью различных средств отвлечения. Это
может быть книга, которую перечитываешь по много раз, не те-
ряя к ней интереса, может быть музыка, полюбившийся фильм и
т.д.
Сознательное управление мышечным тонусом. Мышеч-
ный тонус - один из показателей эмоционального состояния.
Как правило, нерациональное нервно-психическое напряжение
сочетается с ненужным напряжением мускулатуры, а это в
свою очередь, еще больше увеличивает нервную нагрузку.
Большое значение при этом имеет умение произвольно управ-
51
лять мышечным тонусом, например, лица человека. Стоит на-
хмуриться, принять грустное выражение лица, как станет дей-
ствительно грустно. И наоборот, улыбка способна сделать чудо.
Умение улыбнуться даже в тяжелой ситуации, убрать ненуж-
ную скованность, психическую напряженность, мышечную за-
жатость повышает способность человека к лучшей реализации
своих возможностей.
Дыхание как средство саморегуляции. Как уже отмечалось
выше, дыхание занимает важное место в системе эмоционально-
волевой саморегуляции. Умение правильно дышать является
основой успеха в овладении методами саморегуляции. Ниже бу-
дет более подробно освящены методы дыхательной гимнастики.
Но хотелось бы отметить, что простейшие дыхательные приемы
могут успешно использоваться сотрудниками в ситуациях, ко-
гда необходимо быстро взять себя в руки, успокоиться или, на-
оборот, поднять свой тонус.
Важное значение для регуляции психического состояния
имеет ритм дыхания. Успокаивающий ритм заключается в том,
что каждый выдох делается вдвое длиннее вдоха.
Хорошо показывает себя такой прием, как дыхание на
счет. Этот прием заключается в том, что необходимо дышать
на счет. В ситуации, когда необходимо успокоиться: на счет
1,2,3,4 делается вдох, потом на счет 1,2,3,4 - выдох, затем на
счет 1,2,3,4,5 делается вдох и на счет 1,2,3,4,5 - выдох и так вдох
и выдох удлиняются до 12. Происходит искусственная задержка
дыхания, что непроизвольно приводит к определенному снятию
эмоционального напряжения. Наоборот, в ситуации, когда не-
обходимо поднять свой тонус, активизироваться, поступают об-
ратным образом. Начинают делать вдохи и выдохи с 12 и по-
степенно укорачивают их до 4. Дыхание учащается, напряжение
возрастает.
Другой прием - задержка дыхания. В ряде случаев для то-
го, чтобы снять острое нервное напряжение, можно сделать
глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 с. Следующий за
этим выдох и последующий повторный глубокий компенсатор-
ный вдох будут способствовать стабилизации состояния.
Каждый из предложенных простейших методов саморегу-
ляции, естественно, может быть углублен и расширен. Поэтому
сначала необходимо выбрать те из них, которые лучше отвечают
52
характеру и темпераменту, кажутся наиболее удобными для сис-
тематического применения. Критерием отбора должны быть
собственные индивидуальные особенности. Кроме того, необхо-
димо учитывать, что методы саморегуляции могут различаться
по направленности. В одном случае они помогут снять нервное
напряжение, расслабиться, восстановить работоспособность, в
другом - будут способствовать мобилизации, вхождению в осо-
бое психическое состояние, наиболее адекватное оперативно-
служебным условиям.



3. Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка включает в себя комплекс упраж-
нений, направленных на повышение возможности саморегуля-
ции исходно непроизвольных функций организма. Аутогенная
тренировка - это метод самовнушения, предложенный немецким
ученым И.Г.Шульцем. При этом методе первоначально путем
самовнушения достигается расслабление тонуса мускулатуры -
релаксация, затем в этом состоянии проводятся самовнушения,
направленные на те или иные функции организма.
Данный метод отличается простотой и может быть освоен
большинством людей. Под его влиянием нормализуется высшая
нервная деятельность, эмоциональная сфера, усиливаются во-
левые способности человека. Приемы аутогенной тренировки
усваиваются в процессе систематических упражнений, что при-
дает этой методике тренировочный характер. Учитывая, что та-
кая тренировка укрепляет силу воли, ее можно считать и акти-
вирующей личность. Следует отметить, что основным элемен-
том аутогенной тренировки является обучение мышечному рас-
слаблению (релаксации). Умение расслабляться поможет ра-
ботникам органов внутренних дел снять или уменьшить эмо-
циональное напряжение, а также получить полноценный отдых
за короткий промежуток времени.
Время овладения аутогенной тренировкой зависит от инди-
видуальных особенностей каждого конкретного человека, но в
53
среднем составляет около 3-4 месяцев при ежедневных двух-
трехразовых занятиях по 10 минут.
Прежде чем приступить к изучению специальных упражне-
ний аутогенной тренировки, целесообразно освоить некоторые
подготовительные упражнения.
Наиболее важным подготовительным мероприятием являет-
ся дыхательная гимнастика, которая состоит в освоении рит-
мического полного дыхания. Самым важным условием регули-
рования дыхания является контроль за его ритмом. Нужно все-
гда помнить, что для того чтобы дышать правильно, необхо-
димо точно отсчитывать установленный ритм. Для определения
оптимального ритма дыхания удобно пользоваться частотой
пульса перед занятиями (этот ритм и служит основой счета при
дыхании). Прежде чем освоить так называемое полное дыхание,
необходимо овладеть его составными элементами (брюшным,
средним и верхним дыханием).
Брюшное (диафрагмальное) дыхание - выполняется стоя,
сидя или лежа. Для его выполнения необходимо сосредоточить-
ся на области пупка. Втягивая брюшную стенку, делаем выдох.
Затем медленно делаем вдох. Брюшная стенка при вдохе выпя-
чивается наружу и нижняя часть легких наполняется воздухом.
Грудная клетка при брюшном дыхании остается неподвижной и
только живот производит волнообразные движения, наполняя и
освобождая нижнюю часть легких.
Среднее дыхание - выполняется стоя, сидя или лежа. Необ-
ходимо сосредоточится на ребрах. После выдоха медленно
вдыхаем, растягивая с обеих сторон ребра. Делая выдох, сжима-
ем ребра. При этом типе дыхания наполняется воздухом средняя
часть, в то время, как живот и плечи остаются неподвижными.
Верхнее дыхание - также выполняется стоя, сидя или ле-
жа. Внимание сосредоточивается на верхушках легких. После
выдоха делаем вдох, медленно поднимая ключицы и плечи.
Выдыхая, опускаем плечи и ключицы. При верхнем дыхании
живот и передняя часть груди остается неподвижной.
Полное дыхание - так же, как и его составные части, выпол-
няется стоя, сидя или лежа. После полного выдоха необходимо
медленно встать, считая 8 ударов пульса, чередуя и соединяя все
три вышеописанных типа дыхания в одном непрерывном волно-
образном движении. Прежде всего выпячивается живот, потом
54
расширяются ребра и, наконец, поднимаются ключицы и плечи.
В этот момент стенка живота слегка подтягивается. Выдох про-
изводится в той же последовательности, что и вдох: вначале втя-
гиваем стенку живота, потом сжимаем ребра и опускаем ключи-
цы и плечи. При этом весь дыхательный аппарат находится в
единообразном движении. Между выдохом и следующим вдо-
хом можно задержать дыхание, пока не появится естественное
желание сделать вдох. Дыхание осуществляется через нос.
Одна из важных целей дыхательной гимнастики - обучение кон-
центрации внимания, что будет иметь большое значение для
успешного освоения упражнений аутогенной тренировки. Одна-
ко следует отметить, что даже применение только одного пол-
ного дыхания (без специальных упражнений аутогенной трени-
ровки) снимает (или уменьшает) эмоциональное напряжение,
успокаивает нервную систему, наполняет человека чувством
спокойствия и уверенности в себе. Делают это упражнение 5-6
раз с максимальной концентрацией внимания. Занятия аутоген-
ной тренировкой целесообразно начинать после выполнения
этого дыхательного упражнения. Необходимо учитывать, что,
освоив "полное дыхание", нет необходимости в выполнении
его составных частей (брюшного, среднего и верхнего дыха-
ния).
После овладения приемами дыхательной гимнастики можно
переходить к изучению и овладению непосредственно упражне-
ний аутогенной тренировки. В начальном периоде изучения
этой методики желательно использовать для занятий время
сразу после пробуждения и непосредственно перед засыпанием,
так как в период естественной сонливости гораздо легче до-
биться предусмотренных упражнениями ощущений. В даль-
нейшем для освоения аутогенной тренировки можно использо-
вать любое время суток. Первые тренировки желательно прово-
дить в теплом, тихом помещении, при неярком свете. В даль-
нейшем занимающийся в состоянии не обращать внимания на
шум и при достаточном овладении техникой тренировки может
проводить сеансы, даже сидя в поезде или автобусе.
Во время занятий важно придать телу удобное положение,
исключающее какое-либо мышечное напряжение. Предлагается
принять одну из следующих трех поз, наиболее удобных для за-
нятий.
55
1. Положение сидя - кучерская поза. Чтобы принять ее,
нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а потом рас-
слабить все скелетные мышцы. Чтобы диафрагма не давила на
желудок, не следует слишком сильно наклоняться вперед. Го-
лова опущена на грудь, ноги слегка расставлены и согнуты под
тупым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, лок-
ти немного округлены - словом, характерная поза кучера, дрем-
лющего в ожидании седока. Глаза закрыты. Данная поза являет-
ся активной и ее можно принять практически где угодно: дома,
на работе, в транспорте и т.д.
Следующие позы относятся к пассивным и их используют,
как правило, при занятиях дома.
2. Положение полусидя. Занимающийся сидит свободно в
мягком кресле, удобно облокотившись на его спинку; все тело
расслаблено, обе руки несколько согнуты в локтевых суставах,
лежат ладонями на передней части бедер или на подлокотниках,
ноги свободно расставлены, носки немного врозь. Если носки
направлены прямо или приподняты, то стадия расслабления еще
не наступила.
3. Положение лежа. Эта поза используется при занятиях
перед сном или непосредственно после него. Тренирующийся
лежит удобно на спине, голова слегка приподнята, покоится на
низкой подушке. Руки, несколько согнутые в локтевом суставе,
свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз. Для вечерних
тренировок желательно принимать ту позу, в которой трени-
рующийся привык засыпать.
После того, как занимающийся примет одно из указанных
положений, начинается выполнение специальных упражнений.
Для большей сосредоточенности внимания на задании рекомен-
дуется выполнять упражнения с закрытыми глазами.
Для достижения тренирующимся необходимых ощущений,
разработано 6 основных стандартных упражнений, выполняе-
мых путем мысленного повторения соответствующих формул
самовнушения.
56


Упражнение, направленное на вызывание ощущения тяжести


Упражнение, направленное на вызывание ощущения тепла



Упражнение, направленное на овладение ритмом сердечной
деятельности



Упражнение, направленное на овладение регуляцией ритма
дыхания



Упражнение, направленное на вызывание ощущения тепла в
области брюшной полости и области солнечного сплетения



Упражнение, направленное на вызывание ощущения
прохлады в области лба



Самовнушение необходимого состояния


Рис.2. Комплекс аутогенной тренировки.

1. Упражнение, направленное на вызывание ощущения
тяжести. Рекомендуется, заняв исходное положение в одной
из трех поз, мысленно спокойно произнести: "Я совершенно
спокоен". Потом медленно со спокойной концентрацией вни-
мания 5-6 раз мысленно произнести формулу: "Моя правая рука
очень тяжелая" (для левши: "Моя левая рука очень тяжелая"),
57
после чего мысленно произносят один раз: "Я совсем спокоен".
Формула повторяется одновременно с фазой выдоха. Необходи-
мо много раз представить себе, что сказанное действительно
имеет место. Расслабление мышц правой руки ощущается тре-
нирующимся как тяжесть. Для усиления эффекта можно попы-
таться представить себе, что в правой руке находится гиря, или
что на нее давит что-нибудь тяжелое и т.п.
Иногда для контроля можно попытаться несколько припод-
нять руку, чтобы убедиться в появлении ощущения тяжести.
Постепенно, в результате тренировки ощущение тяжести вызы-
вается в противоположной руке, в обеих руках одновременно,
в обеих ногах, в руках и ногах одновременно, во всем теле.
Первое упражнение считается освоенным, когда тренирую-
щийся способен быстро и легко достигать чувство тяжести во
всем теле. После этого можно переходить ко второму упражне-
нию.
2. Упражнение, направленное на вызывание ощущения
тепла. Предварительно вызывают ощущение тяжести и получив
четкое ощущение тяжести во всем теле, медленно со спокой-
ной концентрацией внимания 5-6 раз подряд мысленно произне-
сти и представить себе: "Моя правая рука теплая" и один раз:
"Я совсем спокоен". Для усиления эффекта представить себе,
что отяжелевшая правая рука погружена в теплую воду и т.п. По
мере тренированности ощущение тепла так же, как и ощущение
тяжести распространяется на обе руки, ноги и на все тело. Для
получения более четкого ощущения тепла во всем теле также
необходимо пользоваться яркими образными представлениями.
Упражнение считается освоенным тогда, когда ощущение тепла
вызывается легко и отчетливо. Освоив это упражнение, можно
переходить к третьему.
3. Упражнение, направленное на овладение ритмом
сердечной деятельности. При выполнении упражнения реко-
мендуется предварительно научиться мысленно считать пульс
или сердцебиение. Вначале это упражнение выполняется в по-
ложении лежа на спине, при этом правую руку прикладывают к
области левой лучевой артерии или к области сердца. Для
уменьшения мышечного напряжения правой руки под локоть
подкладывают какой-либо мягкий предмет (подушку). Сначала
вызывают ощущение тяжести и тепла как было указано выше.
58
Затем переходят к мысленному 5-6-кратному повторению фор-
мулы самовнушения: "Сердце бьется спокойно и ровно" и один
раз произносят мысленно: "Я совсем спокоен".
Это упражнение должно выполняться очень спокойно без
какой-либо концентрации внимания на деятельности сердца. Не
нужно стремиться ощутить работу своего сердца. Людям нерв-
ным, впечатлительным, склонным к повышенной заботе о своем
здоровье, это упражнение лучше вообще не делать.
Упражнение считается освоенным тогда, когда вырабаты-
вается способность в той или иной мере произвольно изменять
ритм сердечной деятельности.
4. Упражнение, направленное на овладение регуляцией
ритма дыхания. Предварительно вызывают ощущение тяжести,
тепла и внушают себе, что сердце бьется спокойно, ровно. По-
сле этого мысленно 5-6 раз повторяют: "Дышу совершенно спо-
койно" и один раз: "Я совсем спокоен".
Упражнение считается освоенным, если вырабатывается
способность спокойно и ритмично дышать в процессе трени-
ровки. Это упражнение несложное и осваивается быстро.
5. Упражнение, направленное на вызывание ощущения
тепла в брюшной полости и в области солнечного сплете-
ния. Это упражнение является наиболее трудным. Солнечное
сплетение представляет собой важнейший узел вегетативной
нервной системы - "брюшной мозг" и расположено оно поза-
ди желудка. Его место можно определить довольно точно, ес-
ли найти середину между нижним концом грудины и пупком. В
этом месте за желудком и находится важнейший центр нерв-
ных сплетений, управляющий деятельностью органов брюшной
полости и через них существенным компонентами нашего само-
чувствия и настроения.
Вначале упражнения вызывают ощущения, соответствую-
щие четырем указанным упражнениям. Затем 5-6 раз мысленно
повторяют: "Мое солнечное сплетение излучает тепло" или
"Живот прогрет приятным теплом" и один раз мысленно произ-
носят "Я совсем спокоен". При выполнении этого упражнения
внимание должно быть сосредоточено на области солнечного
сплетения. Для получения более отчетливых ощущений необхо-
димо, как и в предыдущих упражнениях пользоваться образны-
ми представлениями (например, представить себе, что на по-
59
верхности живота в области солнечного сплетения лежит ка-
кой-нибудь теплый предмет и т.п.). Постепенно у занимающего-
ся появляется ясное ощущение тепла в брюшной полости и то-
гда упражнение считается освоенным.
6. Упражнение, направленное на вызывание ощущения
прохлады в области лба. Проделав все вышеописанные уп-
ражнения аутогенной тренировки и получив все необходимые
ощущения, необходимо мысленно повторить себе 5-6 раз: "Мой
лоб приятно прохладен" и один раз мысленно произносят: "Я
совсем спокоен". Это упражнение довольно сложное для освое-
ния. При его выполнении внимание концентрируется на облас-
ти лба и висков. Для усиления эффекта в этом случае также
необходимо пользоваться образными представлениями (на-
пример, представить себе, что лоб приятно обдувается про-
хладным ветерком или, что на поверхности лба находится про-
хладная повязка и т.п.). Упражнение считается освоенным, если
занимающийся вызывает легкое отчетливое ощущение прохла-
ды в области лба.
Когда эти шесть упражнений достаточно хорошо освоены,
предлагается в дальнейшем заменять длинные формулы само-
внушения более краткими: "Спокойствие...", "Тяжесть...", "Те-
пло...", "Сердце и дыхание спокойные...", "Солнечное сплете-
ние теплое...", "Лоб прохладный...".
Необходимо подчеркнуть, что концентрация (сосредото-
чение) внимания во всех случаях носит спокойный "пассивный"
характер. Не нужно затрачивать силы на концентрацию внима-
ния. Упражнения аутогенной тренировки должны выполняться
спокойно, без излишнего напряжения. Они должны быть прият-
ны для тренирующегося, а не утомлять его.
Каждое новое упражнение повторяют в течение 2 недель по
2-3 раза ежедневно и лишь после того, как было освоено пре-
дыдущее. Таким образом, на освоение всех шести упражнений
затрачивается 12 недель. Из них первое упражнение выполняет-
ся в течении 12 недель, второе - 10, третье - 8, четвертое - 6, пя-
тое - 4, шестое - 2 недели.
Наибольший период тренировки таким образом прихо-
дится на первые упражнения. Обычная длительность трениро-
вок - от 2-3 минут (вначале) до 5-6 минут и более.
60
Приведенные выше шесть упражнений получили название
"стандартных", и их Шульц относит к низшей ступени трени-
ровки. К высшей ступени, или аутогенной медитации (самосо-
зерцанию), он относит упражнения, позволяющие научится
вызывать яркую визуализацию представлений и погружать се-
бя в состояние "нирваны". Они не нашли своего широкого рас-
пространения, поэтому мы на них остановимся кратко.
Для достижения высшей ступени рекомендуется следую-
щее:
1) упражнения, при которых предлагается при закрытых
глазах отводить глазные яблоки вверх и как бы смотреть, не
открывая глаз, в одну точку, расположенную примерно в сред-
ней лобной части волосяного покрова черепа;
2) упражнения в визуализации представлений: вызывание
представления однотонного цвета, образов конкретных предме-
тов. Это упражнение выполняется в течении 30-60 минут и ре-
комендуется только тем, кто регулярно тренируется не менее 6
мес.- одного года. Задание считается выполненным, если трени-
рующийся может вызвать у себя яркое представление любого
цвета, а также образ предметов и, наконец, образ другого чело-
века;
3) вызывание у себя грезоподобного состояния ("состояния
интенсивного погружения"), во время которого такие абстракт-
ные понятия, как например, красота, счастье, справедливость,
вызывали бы соответствующие зрительные образы;
4) вызывание своеобразного состояния сновидного расщеп-
ления сознания (глубокого погружения), во время которого за-
нимающийся сам себе задает вопросы (например, "Что я делаю
неправильно?", "В чем смысл работы?") и ответы на них получа-
ет в виде зрительных сновидных образов.
Овладение методом аутогенной тренировки позволяет че-
ловеку не только произвольно регулировать определенные
функции организма (что уже само по себе играет важную роль в
саморегуляции), но и с помощью самовнушения, которое ис-
пользуется в конце сеанса, после вызова состояния релаксации,
вызывать у себя необходимые состояния, позволяющие эффек-
тивно справляться со сложным заданием, овладеть собой в на-
пряженной ситуации, снять излишнее напряжение, повысить
чувство уверенности в себя и т.п. В деятельности сотрудников
61
органов внутренних дел аутогенную тренировку целесообразно
использовать в следующих направлениях:
1. Уменьшение чувства тревоги, волнения, эмоциональ-
ной напряженности. В то время как ощущения и восприятия
отражают свойства вещей, существующих независимо от нас,
эмоции отражают наше отношение к окружающему. Они по-
зволяют оценить происходящее с точки зрения его значимости
для организма и выполняют регуляторную функцию по отно-
шению к нему. В ситуации, связанной с угрозой для здоровья
или жизни человека, возникают такие эмоции, как страх, тре-
вога, испуг и т.п. Данные эмоции не позволяют человеку про-
должать действовать в данных условиях, заставляют его изме-
нить их, блокируют его нормальную деятельность. И это вполне
нормально, так как таким образом эмоции предохраняют чело-
века от негативных последствий деятельности в подобных усло-
виях. Но сотрудникам органов внутренних дел по долгу своей
службы постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, со-
пряженными с риском, угрозой для безопасности и мало этого -
они должны действовать в этих условиях, выполнять свой про-
фессиональный долг. Аутогенная тренировка может помочь со-
труднику в таких ситуациях. Она может быть использована для
снятия излишнего эмоционального напряжения: чувства тре-
воги, беспокойства, страха, волнения (например, связанного с
задержанием преступника). При этом важно суметь вызвать со-
стояние мышечного расслабления (релаксации), для чего дос-
таточно овладеть первым и вторым стандартными упражнения-
ми. В состоянии релаксации используются команды самовну-
шения, которые в этом состоянии быстрее достигают своей це-
ли: "Я абсолютно спокоен. Мне незачем беспокоиться", "Я уве-
рен в себе и легко справлюсь с этим заданием", "Нет причин для
беспокойства и тревоги. Я хорошо контролирую себя и ситуа-
цию" и подобные им.
2. Регуляция функции сна. Аутогенная тренировка может
быть полезна тем сотрудникам, которые дежурят сравнительно
короткими периодами, часто сменяя друг друга, и имеют воз-
можность уснуть между сменами, постами. Нужно выполнить
первые два упражнения аутогенной тренировки (вызов ощуще-
ния тяжести и тепла в теле) и начать мысленно внушать себе
желание спать и постараться вызвать у себя чувство сонливости.
62
Для этого можно пользоваться примерно следующей форму-
лой: "Я полностью расслаблен. Я отдыхаю. Мне хочется спать.
Мои веки смыкаются, наливаются свинцовой тяжестью. Голова
наполняется легким туманом. Я засыпаю. Я сплю..." и т.п.
Стандартной формулы нет; общий принцип заключается в том,
чтобы внушить себе состояние сонливости. Если при этом тре-
буется пробуждение в определенное время или в ответ на опре-
деленный сигнал, делается соответствующее самовнушение.
3. Кратковременный отдых. В тех ситуациях, когда необ-
ходимо за короткий промежуток времени получить полноцен-
ный отдых, рекомендуется погружение в состояние релаксации
на 5-15 минут с самовнушением последующего чувства бодро-
сти ("Я хорошо отдохнул, я бодр..." и т.п.).
4. Активизация организма. Аутогенную тренировку
можно использовать для устранения сонливости, активизации
организма, подготовки к действию, мобилизации внутренних
ресурсов. Это дает основание рекомендовать ее для экстренной
мобилизации организма, в частности в экстремальных ситуаци-
ях деятельности сотрудников органов внутренних дел. Для этих
целей возможно:
- самовнушение стенических эффектов (гнев, ярость) путем
вызывания, например, соответствующих образных представле-
ний ("защита от нападения" и т.п.) - мысленно произносят и
стараются прочувствовать: "мышцы напрягаются... руки сжи-
маются в кулак... челюсти сжимаются... дыхание частое...";
- вызывание образных представлений, связанных у данного
сотрудника с активной деятельностью ("задержание правона-
рушителя", "дуэль" во время допроса" и т.п.);
- самовнушение ощущений, возникающих при введении ад-
реналина (ощущение озноба, "гусиной кожи", холода и т.п.).
По механизму обратной связи они оказывают адреналиноподоб-
ный активирующий эффект;
- прямое самовнушение чувства бодрости по окончании се-
анса аутогенной тренировки.
5. Укрепление воли, коррекция некоторых форм поведе-
ния и характерологических особенностей, мобилизация ин-
теллектуальных ресурсов. Нередко людям не хватает воли
осуществить свои намерения. Для укрепления этой стороны во-
левой активности можно прибегнуть к самовнушению, в частно-
63
сти в процессе аутогенной тренировки. В состоянии релакса-
ции (особенно утром, после пробуждения) проводятся само-
внушения, направленные на укрепление волевой активности.
Формулы самовнушения сугубо индивидуальны. Они должны
быть краткими, построены желательно в утвердительной форме:
"Намерения тверды...", "Намеченное выполню...", "Сосредото-
чен!". Аналогично можно прибегнуть к самовнушению для
борьбы с дурными привычками и коррекции нежелательных ха-
рактерологических особенностей. При этом в зависимости от
целевых установок можно, например, внушать себе: "Говорю
тихим голосом" (при привычке очень громко говорить), "Я
спокоен, легко сдерживаю свои эмоциональные порывы" (при
эмоциональной возбудимости), "Я легко обойдусь без курения.
Сигареты вызывают у меня отвращение" (при желании бросить
курить) и т.д. Применение аутогенной тренировки позволяет
ускорить обучение, повысить устойчивость внимания, лучше
использовать свои интеллектуальные возможности благодаря
усилению способности к концентрации внимания, облегчению
процессов реминисценции, а также свободному оперированию
образными представлениями.
Эмоциональная сфера человека, его воля, самосознание и
даже черты характера в результате самовоспитания могут под-
вергнуться существенным изменениям. А это означает, что
практически любой работник органов внутренних дел при же-
лании и систематических занятиях над собой может научиться
успешно преодолевать сложные (и даже опасные для жизни)
ситуации, не допускать переутомления и избежать различных
заболеваний, связанных с нервной нагрузкой. Помогут ему в
этом регулярные занятия аутогенной тренировкой.
64
Глава IV
КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


1. Роль общения в профессиональной деятельности
сотрудников органов внутренних дел

В процессе деятельности человеку приходится общаться с
другими людьми. При этом люди обмениваются информацией,
осуществляют неизбежное воздействие один на другого, прово-
дят обучение, передачу опыта.
Общение представляет собой необходимый, существенный
аспект всякой деятельности. Именно в процессе общения, и
только через него, проявляется сущность человека, достигает-
ся взаимопонимание, слаженность при выполнении работы,
растет способность прогнозировать поведение друг друга в тех
или иных обстоятельствах или, наоборот, возникают конфликты
и моральные противоречия, разлад в работе, проявляется неспо-
собность предугадать поведение партнера по общению.
Общение, или коммуникация, - одна из форм взаимодейст-
вия людей. Представляя собой процесс обмена сообщениями, в
которых содержатся результаты отражения людьми действи-
тельности, общение является неотъемлемой частью их соци-
ального бытия и средством формирования и функционирования
их сознания, индивидуального и общественного. С помощью
общения происходит организация целесообразного взаимодей-
ствия людей в ходе совместной деятельности, передача опыта,
трудовых и бытовых навыков, проявление и удовлетворение ду-
ховных потребностей.
При общении с населением сотрудники органов внутрен-
них дел решают служебные задачи и вполне естественно, что от
их умений общаться с людьми, устанавливать психологический
контакт будет зависеть в конечном итоге и эффективность их
деятельности. Коммуникативные качества являются наиболее
65
важным элементом в структуре профессионального мастерства
сотрудников органов внутренних дел.
Что же понимают под общением в психологии?
Общение есть процесс установления и поддержания целе-
направленного, прямого или опосредованного теми или иными
средствами контакта между людьми, так или иначе связан-
ными с друг другом в психологическом отношении1. Осуществ-
ление этого контакта позволяет либо изменить протекание кол-
лективной (совместной) деятельности за счет согласования "ин-
дивидуальных" деятельностей по тем или иным параметрам
или, наоборот, за счет разделения функций, осуществлять це-
ленаправленное воздействие на формирование и изменение от-
дельной личности в процессе коллективной или "индивидуаль-
ной", но социально опосредованной деятельности
Служебная деятельность сотрудников органов внутренних
дел немыслима без коммуникативных связей. Общение выпол-
няет роль регулятора взаимоотношений между сотрудниками и
гражданами. На важность этого процесса постоянно обращается
внимание в различных нормативных документах. В них гово-
рится, что повседневная деятельность милиции протекает на
виду у населения и авторитет милиции во многом зависит от
поведения ее сотрудников при общении с людьми. Очень важ-
но, чтобы каждый работник милиции был вежлив и тактичен
при обращении с гражданами, чутко относился к их просьбам и
заявлениям, справедливо оценивал их поведение. Сотрудник
милиции обязан следить за своим внешним видом.
Кроме этого необходимо учитывать, что коммуникативная
деятельность сотрудников органов внутренних дел весьма свое-
образна. Она имеет ряд психологических особенностей, кото-



Леонтьев А.А. Общение как объект психологического ис-
1

следования. В кн.: Методологические проблемы в социальной
психологии. - М., 1975. - С.116.
66
рые, с одной стороны, делают ее весьма специфичной, с другой -
могут ее осложнять.
Одной из важнейших психологических особенностей обще-
ния в органах внутренних дел является его профессиональная
направленность, связанная с необходимостью установления
лиц, совершивших преступления, свидетелей, потерпевших и
т.д., т.е. существует определенная заданность параметров обще-
ния. Со стороны сотрудников - это установление истины, а со
стороны преступников - сокрытие обстоятельств преступления,
стремление избежать ответственности, дать ложную информа-
цию. Характерной особенностью общения сотрудников в дан-
ных условиях является нормативность. Например, общение
следователя с подследственным регламентировано нормами
процессуального законодательства.
Существенные трудности в общении возникают из-за того,
что сотрудник вынужден вступать в общение, несмотря на свое
отношение к собеседнику, зачастую негативное, на свое со-
стояние, желание общаться и т.д. - общение является неотъем-
лемой частью его деятельности. Сам объект общения весьма
специфичен, как правило, это не лучшие представители нашего
общества и поэтому особой радости общение с ними сотрудни-
ку не дает.
Общение затруднено наличием психологических барьеров,
связанных со многими факторами: боязнью вступать в контакт
с работниками милиции, взаимонепониманию, неверным объяс-
нением намерений сторон, недоверием и т.п. К тому же эти
барьеры могут создаваться искусственно и приводить к обост-
рению взаимоотношений, возникновению конфликтов.
И, наконец, сотрудник милиции должен обязательно учи-
тывать особенности общения в преступной среде - наличие
преступного жаргона и татуировок, как специфических средств
общения в преступной среде. Их знание весьма полезно и не-
обходимо для решения ряда оперативно-служебных задач.
Очень важно, чтобы сотрудник обладал следующими необ-
ходимыми коммуникативными качествами:
67
- умением быстро устанавливать психологический контакт
с незнакомыми людьми и располагать их к себе;
- умением слушать других людей;
- умением оказывать психологическое воздействие на людей
при осуществлении оперативно-служебной деятельности;
- умением преодолевать психологические барьеры в обще-
нии;
- ролевыми умениями.
Ежедневно сотрудник милиции сталкивается в различных
ситуациях с множеством людей, с которыми он вступает в об-
щение и от того, насколько умело он вступает с ними в кон-
такт, насколько быстро и эффективно это делает, будет зависеть
и конечный результат его деятельности. Умение расположить
человека к себе, завоевать его доверие, позволяет установить
доверительные отношения, получить от него оперативно значи-
мую информацию.
Специалисты в области общения считают, что одним из
наиболее важных качеств, которое позволяет повысить эффек-
тивность процесса общения, является умение выслушивать дру-
гих людей. Когда вы внимательно слушаете своего собеседника,
вы таким образом демонстрируете свою заинтересованность в
том, что он говорит, проявляете уважение к нему. И это неми-
нуемо будет сказываться на облегчении установления психоло-
гического контакта. Человек, обращаясь к сотруднику органов
внутренних дел, ждет, что его внимательно выслушают, разбе-
рутся и помогут в его проблемах. Умение выслушивать человека
позволяет сотруднику расположить его к себе, снять психоло-
гическое напряжение, которое, как правило, неизбежно в на-
чальном периоде общения.
Для сотрудника милиции важно не только правильно и
умело общаться с людьми, но и уметь оказывать психологиче-
ское воздействие на них: склонять их к своей точке зрения, убе-
ждать, стимулировать положительные проявления в их поведе-
нии, принуждать к даче правдивой информации и т.п. Всегда
необходимо помнить, что сотрудник вступает в общение не по-
68
тому, что его просто интересует этот человек, а для того, что-
бы изменить его позицию, его отношение. И именно психологи-
ческое воздействие в процессе общения с ним позволяет этого
добиться.
При общении с гражданами необходимо научиться преодо-
левать различные психологические барьеры в общении, которые
могут возникать из-за взаимонепонимания, неприязни, нежела-
ния общаться с работником милиции и т.д. И вполне естествен-
но, как уже отмечалось выше, это неминуемо приводит к обост-
рению взаимоотношений, конфликтам. В этой связи очень важ-
но, чтобы сотрудник не только научился правильно разбираться
в природе этих барьеров в общении, но и научился их обходить,
а когда надо и разбивать.
Важной особенностью деятельности сотрудников органов
внутренних дел, как уже отмечалось, является то, что им прихо-
дится сталкиваться с противоборством заинтересованных лиц,
которое может проявляться как открыто, так и в скрытой фор-
ме. В условиях активного противоборства (зачастую в самых
острых формах), необходимости постоянной конспирации, за-
шифровки своих целей, маскировки действительных социаль-
ных ролей, очень важно, чтобы сотрудник смог научиться на-
выкам ролевого поведения.
Все это и объясняет необходимость коммуникативной под-
готовки сотрудников органов внутренних дел, но этот путь дли-
телен и сложен, основан на методе проб и ошибок и потому не-
достаточно надежен и эффективен. Важно, чтобы сотрудник в
процессе коммуникативной подготовки получил представление
о наиболее важных психологических закономерностях обще-
ния.
Профессиональное
общение

Средства Способы
Особенности Качества,
общения коммуникативного
профессионального необходимые
воздействия
общения для успешного
общения

Заражение
умение устанавливать
профессиональная Неречевые
Речевые
психологический
направленность
контакт


Внушение
умение
правовая
Устная Жесты
преодолевать
регламентация
речь
психологические
барьеры
Письменная Мимика Убеждение
умение оказывать
вынужденный
речь
психологическое
характер
воздействие
общения
Пантомимика
Подражание
умение
наличие
слушать
психологических
барьеров
Качество
голоса
ролевые
необходимость
умения
учета особенностей
Дистанция
общения в
между
преступной среде
общающимися


Рис.3 Профессиональное общение сотрудников ОВД
2. Средства общения и способы коммуникативного
воздействия

Как и каждый вид деятельности, общение имеет свою спе-
цифическую психологическую структуру. В любом общении
всегда содержатся следующие обязательные элементы:
- коммуникативная сторона общения, которая проявляется
в процессе обмена информацией между общающимися индиви-
дами;
- аффективная сторона общения - проявление своего эмо-
ционального отношения к передаваемой и получаемой инфор-
мации, проникновение в чувства собеседника;
- перцептивная сторона общения, реализуемая в процессе
восприятия друг друга партнерами по общению и установлению
на этой основе взаимопонимания.




Рис.4 Структура процесса общения

Полнота развития, реализации этих элементов существенно
влияет на состояние человека в ходе общения. Так, возмож-
ность полностью передать в общении всю желаемую информа-
цию, наличие сигнала о получении, понимании ее вызывают
состояние удовлетворения, еще более активизируют после-
дующий процесс общения.
Передача любой информации возможна лишь посредством
знаков, точнее знаковых систем. Существуют несколько знако-
вых систем, которые используются в коммуникативном процес-
се, соответственно им можно построить классификацию ис-
пользуемых в процессе общения средств.
72
Различают речевые средства общения ( в качестве знаковой
системы используется речь ) и неречевые средства (используют-
ся различные неречевые знаковые системы ).
Речевым средством общения является человеческая речь,
которая является самым универсальным средством коммуни-
кации, поскольку при передаче информации с помощью речи
менее всего теряется смысл сообщения. Речь - это вербальная
коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Разли-
чают следующие виды речи: письменная и устная речь, послед-
няя подразделяется на диалогическую и монологическую. Диа-
лог - разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно об-
суждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Монолог
произносит один человек, обращаясь к другому или многим
лицам, слушающим его.
В деятельности сотрудников органов внутренних дел ис-
пользование речевых средств общения играет очень важную
роль. От умения правильно формулировать свои мысли, грамот-
но их излагать в процессе непосредственного общения или при
составлении различного рода документов во многом зависит
эффективность служебной деятельности сотрудника.
Хотя речь и является универсальным средством общения,
она приобретает значение только при условии включения в сис-
тему деятельности, а включение это обязательно дополняется
употреблением других - неречевых средств общения.
К первой группе этих средств относятся жесты и мимика.
Мимика - динамичное выражение лица в момент общения.
Жест - социально отработанное движение, передающее психи-
ческое состояние. По ним мы можем заключить об отношении
человека к какому-либо событию, лицу, предмету и пр. Жест
может нам сказать о желании этого человека, о его состоянии.
Другая группа неречевых средств общения - это система во-
кализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность и т.п.
Все эти дополнения увеличивают значимость информации и яв-
ляются своеобразными "добавками" к речи.
В третью группу неречевых средств общения входит про-
странство и время организации коммуникативного процесса,
которые также выступают особой знаковой системой и несут
смысловую нагрузку, как компоненты коммуникативных си-
туаций. В последнее время в психологических исследованиях
73
обращено внимание на коммуникативное значение дистанции
между общающимися и зависимость эффективности общения от
расположения партнеров. Выделяют четыре дистанции между
общающимися: интимную (от 0 до 0,5 м), личностную (0,5 – 1,5
м), социальную (1,5 – 3 м), публичную (св. 3 м). Изменяя рас-
стояние, сотрудник может добиваться дополнительного воздей-
ствия на подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и т.д., так как
этим изменяется характер отношений между партнерами.
Общение включает в себя также определенные способы
коммуникативного воздействия индивидов друг на друга. Вы-
деляют следующие способы воздействия: заражение, внуше-
ние, убеждение, подражание.
Заражение - особый способ воздействия, определенным
образом интегрирующий большие массы людей, особенно в свя-
зи с возникновением таких явлений, как массовые беспорядки,
религиозные экстазы, массовые психозы и т.д.
В самом общем виде заражение можно определить как бес-
сознательную, невольную подверженность индивида опреде-
ленным психическим состояниям. Она проявляется через пере-
дачу определенного эмоционального состояния. Поскольку это
эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует
механизм многократного взаимного усиления эмоциональных
воздействий общающихся людей.
Учет психологических механизмов заражения важен для со-

<<

стр. 2
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>