<<

стр. 3
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

трудников органов внутренних дел при ликвидации последствий
массовых беспорядков, при обеспечении охраны общественного
порядка в период проведения массовых культурно-зрелищных и
спортивных мероприятий.
Внушение - это способ коммуникативного воздействия,
рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в кото-
рых нечто утверждается или отрицается без доказательств. На
современном уровне развития знаний об этом психологическом
явлении обычно исходят из положения, что "внушение опира-
ется на уверенность, сформировавшуюся без логических до-
казательств, и переносится или, точнее сказать, автоматически
распространяется от индивида к индивиду, от коллектива к лич-
74
ности и наоборот"1. Невольно поддаваясь внушающему воздей-
ствию человек начинает неосознанно поступать и действовать
под его влиянием. Сотрудникам органов внутренних дел необ-
ходимо очень осторожно использовать данный способ воздейст-
вия, а иногда его использование запрещается законом (напри-
мер, при производстве следственных действий).
Убеждение - это воздействие на сознание, чувства и волю
людей посредством общения, разъяснения и доказательства пра-
вильности того или иного положения, взгляда, поступка, либо
их недопустимости с целью изменения существующих взглядов,
установок, позиций, отношений и оценок. Убеждение - основ-
ной, наиболее универсальный способ коммуникативного воз-
действия. Механизм убеждения основан на активизации умст-
венной деятельности человека, на сознательном выборе им пу-
тей и средств достижения цели. Убедить кого-либо в чём-либо -
значит добиться такого состояния, когда убеждаемый вследст-
вие логических рассуждений и умозаключений согласится с оп-
ределённой точкой зрения и будет готов защищать её или дей-
ствовать в соответствии с ней.
Убеждение должно быть основным способом воздействия,
которое оказывает сотрудник органов внутренних дел на граж-
дан. Успех его использования зависит от многих условий, к ко-
торым относятся:
- личная убежденность воздействующего;
- его научная подготовленность и эрудиция;
- правдивость, точность и достоверность сообщаемых фак-
тов, событий, действий;
- используемые факты должны быть характерными, типич-
ными;
- умение расположить к себе людей, завоевать их доверие;
- настойчивость воздействующего, его выдержка и тактич-
ность.
Подражанием называется сознательное или несознатель-
ное копирование образца. Оно позволяет выработать идентич-
ные приемы поведения людей, составляющих группу, коллек-
тив.

1
Баталова И.Т. Установка как механизм действия внуше-
ния//Вопросы психологии,1987, № 2, с.42.
75
В процессе общения должно присутствовать взаимопонима-
ние между его участниками. Большое значение при этом имеет
то, как воспринимается партнер по общению. Учет закономер-
ностей, эффектов межличностного восприятия имеет боль-
шое значение для деятельности сотрудников органов внутрен-
них дел, особенно при оценке показаний очевидцев, свидетелей,
потерпевших, а также при оценке собственных восприятий.
Один из эффектов межличностного восприятия – "эффект
ореола", который проявляется во влиянии общего впечатления о
другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его
личности. Если общее впечатление благоприятное, то его поло-
жительные качества переоцениваются, а отрицательные не за-
мечаются и наоборот. Под влиянием этого эффекта, например,
сотрудник милиции может проглядеть первые шаги "вечного"
правонарушителя к исправлению и, естественно, не сможет под-
держать его в этом.
Другой эффект – "эффект последовательности", который
проявляется в том, что на формирование образа человека и впе-
чатления о нем в случае противоречивой информации наиболь-
шее влияние оказывают сведения, которые поступили в первую
очередь. Если это касается знакомого человека, то наоборот –
самые последние.
"Эффект стереотипизации" проявляется в оценке восприни-
маемого человека посредством распространения на него качеств,
присущих определенной социальной группе. У каждого из нас
есть определенные социальные стереотипы – стереотип учителя,
военного, преступника и т.п. Сталкиваясь с представителем оп-
ределенной группы, мы заранее наделяем его определенными
качествами, типичными для людей, принадлежащих к данной
группе. И зачастую бывает очень тяжело избавиться от этого.
Эффекты социального восприятия тесно связаны с социаль-
ной установкой, приводят к ее возникновению. Сама социальная
установка может быть определена как внутренняя готовность
человека к восприятию другого человека. Особенно значительна
роль установки при формировании первого впечатления о не-
знакомом человеке. Хорошо известны эксперименты
А.А.Бодалева, в которых выявлялась роль установки в этом
случае.
76
В одном из экспериментов двум группам людей была по-
казана фотография одного и того же человека. Но предвари-
тельно первой группе было сообщено, что человек на предъяв-
ленной фотографии является закоренелым преступником, а вто-
рой группе о том же человеке было сказано, что он герой. По-
сле этого каждой группе было предложено написать словесный
портрет сфотографированного человека. В первом случае были
получены соответствующие характеристики: глубоко посажен-
ные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся
подбородок - о решимости "идти до конца" в преступлении и
т.д. Соответственно во второй группе те же "глубоко посажен-
ные глаза" говорили о глубине мысли, а выдающийся подборо-
док - о силе воли в преодолении трудностей. В этой связи необ-
ходимо отметить, что сотрудникам органов внутренних дел
очень важно учитывать особенности межличностного воспри-
ятия в своей деятельности, стремиться сводить на нет негатив-
ное влияние эффектов социального восприятия, избегать созда-
ния у себя и у лиц, причастных к расследуемым событиям соци-
альных установок. Так, например, при подготовке к опознанию
опознающего, следователю следует избегать таких формулиро-
вок, как: "Сейчас Вы должны опознать преступника, который
Вас ограбил" и подобных этому. Такие формулировки приводят
к возникновению установки на восприятие преступника, а если
образ опознаваемого не вяжется со стереотипом "преступника",
то это может исказить результаты опознания. В этих случаях
следует использовать нейтральные формулировки типа – "Сей-
час Вы должны опознать среди предъявленных лиц человека,
который отнял у Вас бумажник с деньгами". Это снижает воз-
можность негативного влияния установки.
77
3. Развитие навыков профессионального общения

Важным составным компонентом профессионального
мастерства сотрудников органов внутренних дел, во многом
определяющим успешность реализации возложенных на них
функций, являются навыки профессионального общения, уме-
ние устанавливать психологический контакт с гражданами при
решении оперативно-служебных задач.
Установление психологического контакта есть целенаправ-
ленная, планируемая деятельность по созданию условий, обес-
печивающих развитие общения в нужном направлении и дос-
тижения его целей.
Психологический контакт, устанавливаемый сотрудниками
с гражданами в ходе решения оперативно-служебных задач,
выступает важным параметром оперативно-служебной деятель-
ности и существенно отличен от психологических контактов,
устанавливаемых между людьми в обыденной жизни. Главное
же его отличие, отмеченное в ряде нормативных документов
МВД, состоит в том, что успешное достижение психологическо-
го контакта сотрудниками органов внутренних дел неразрывно
связано в конечном итоге с получением значимой информации и
изменением линии поведения граждан в диапазоне от противо-
действия - к содействию и сотрудничеству.
Установить контакт - это значит оптимально облегчить по-
следующий процесс общения. Понятие контакта определяется
наличием желания субъекта вступить в общение, его готовно-
стью, способностью воспринимать, перерабатывать информа-
цию, поступающую в процессе общения, обменом доверитель-
ной информацией.
В установлении психологического контакта можно выде-
лить несколько этапов, которые включают в себя часть общего
процесса развития общения:
78

Прогнозирование предстоящего общения



Создание внешних условий, облегчающих
установление контакта



Проявление внешних коммуникативных качеств
и накопление согласия



Поиск общих и нейтральных интересов


Действия по ликвидации помех в общении


Индивидуальное воздействие

Рис.5. Стадии установления психологического контакта.
1. Прогнозирование предстоящего общения. Для опти-
мального достижения целей при установлении психологическо-
го контакта весьма целесообразно иметь предварительный план
действий, спрогнозировать предстоящее общение. Для этого
необходимо иметь в наличии предварительные данные о лично-
сти, с которой предстоит общаться. Так, следует располагать
сведениями о коммуникабельных свойствах. Существуют пси-
хические свойства личности, которые облегчают установление
с ней контакта - откровенность, любознательность, общитель-
ность, вежливость, тактичность.
Наряду с этим существуют свойства личности, которые за-
трудняют установление контакта: повышенная раздражитель-
79
ность, вспыльчивость, агрессивность, подозрительность, скрыт-
ность, озлобленность и т.д.
Наличие каких-либо из перечисленных свойств всегда
должно учитываться при прогнозировании общения.
2. Создание внешних условий, облегчающих установление
контакта. В каждом конкретном случае внешние условия
должны идеально соответствовать той социальной роли, кото-
рую необходимо проявить в процессе общения. Ничто не долж-
но мешать общению, отвлекать вашего собеседника. Обста-
новка должна располагать к доверительной беседе.
3.Проявление внешних коммуникабельных качеств и
накопление согласия. Улыбка, радушие в облике, жестах, ми-
мике располагают собеседника к вам. У него невольно вызыва-
ются также положительные эмоции, что имеет значение для
процесса установления психологического контакта. Как уже
отмечалось выше, сотруднику милиции в процессе общения с
гражданами очень часто приходится преодолевать психологи-
ческие барьеры в общении. С этой целью необходимо накопле-
ние согласия с собеседником на первоначальном этапе обще-
ния. Здесь не имеет значение то, по поводу чего достигнуто со-
гласие - важно количество согласий. Нужно уметь так ставить
вопрос, чтобы человек не мог не согласиться с вами (например:
"Вам неприятно, что вас вызвали на допрос?", "Вы конечно бу-
дете говорить правду?" и т.п. ).
4.Поиск общих и нейтральных интересов. На начальной
стадии общения важно расположить человека к себе, найти об-
щий язык с ним. Решению этой цели помогает выявления общих
и, в то же время, нейтральных интересов (это может быть хоб-
би: коллекционирование марок, монет, книг; увлечения: спор-
том, туризмом и т.п. ). Общие интересы и их поиск всегда вызы-
вают положительные эмоции и инициатор контакта в данном
случае является источником этих эмоций. Само по себе обще-
ние по интересу сближает собеседников, создает группу ("мы -
охотники", "мы - болельщики одной команды" и т.п.). Ней-
тральные интересы всегда к тому же снижают различие в инте-
ресе и статусе.
5. Действия по ликвидации помех в общении. При разви-
тии психологического контакта с человеком необходимо обра-
щать внимание и предпринимать необходимые меры по ликви-
80
дации помех в общении, к которым можно отнести отрицатель-
ное отношение к предстоящему общению; наличие психиче-
ских состояний, затрудняющих, делающих невозможным раз-
витие общения; вмешательство посторонних лиц и т.п. Сня-
тие всех помех - обязательный этап установления психологиче-
ского контакта.
6. Индивидуальное воздействие. Завершать установление
психологического контакта сотрудник должен индивидуальным
воздействием на личность собеседника, которого он к тому же
ждет. Цель этого воздействия - получение от него доверитель-
ной информации. При этом могут вырабатываться какие-то
общие нормы доверительных отношений на будущее.
Как уже отмечалось, большое значение для профессиональ-
ной деятельности сотрудников органов внутренних дел (в осо-
бенности для сотрудников оперативных подразделений, следо-
вателей) имеют их ролевые умения - способность перевопло-
щаться при решении ряда важных оперативно-служебных за-
дач. От этих умений зависит не только конечный результат дея-
тельности сотрудника, но, зачастую, и его личная безопас-
ность.
Под профессионально-ролевым поведением сотрудников
органов внутренних дел понимается поведение, в котором регу-
лируется внешний вид человека, маскируются его истинные
внутренние состояния, создающие у окружающих определен-
ные, нужные для сотрудника представления.
Особое значение для реализации ролевого поведения опера-
тивного работника имеет умелое применение речевых и нерече-
вых средств, что имеет важное значение для обеспечения так-
тического превосходства над противником.
В юридической психологии различают три вида ролевого
поведения:
1) конспиративно-ролевое;
2) личностно-ролевое;
3) целеролевое.
При первом, например, сотрудник, осуществляющий лич-
ный сыск, маскирует свою принадлежность к органам внутрен-
них дел и представляется окружающим покупателем, отды-
хающим, рыбаком и т.п., представителем определенной соци-
альной группы, исходя из оперативно-служебной целесообраз-
81
ности. При личностно-ролевом поведении сотрудник маскирует
не принадлежность к органам внутренних дел, а свои действи-
тельные качества и состояния. Он должен уметь представлять-
ся, когда надо, простаком, доверчивым человеком, сомне-
вающимся, верящим лжи, весельчаком, растерянным и т.п. Це-
леролевое поведение проявляется в маскировке истинных целей,
намерений, например при проведении зашифрованного опроса.
При этом необходимо соблюдать ряд важных требований к
выбору роли и ее использованию:
1. Открытая роль должна способствовать негласной. Выбор
роли должен преследовать главную цель - возможность уста-
новления контакта с нужным человеком, завоевание его дове-
рия.
2. В роли должны быть моменты, объясняющие заинтере-
сованность сотрудника милиции тем человеком, с которым он
вступает в контакт. Роль должна быть связана с его интересами
и потребностями.
3. Первое впечатление, которое производит сотрудник
должно быть положительным.
4. Необходимо, чтобы сотрудник был отнесен к эталонной
группе.
5. Чем больше человек играет себя, тем меньше он отойдет
от роли.
При формировании навыков ролевого поведения необходи-
мо научиться и правильно пользоваться средствами ролевого
поведения: маскировочными, личностно-психологическими и
поведенческими. Маскировочные средства - это материальные
средства: одежда, прическа, предметы украшения и т.п. Необ-
ходимо помнить, что экипировка должна соответствовать той
роли, которую выбрал для себя сотрудник. Профессиональная
принадлежность, свойства характера, социальное положение
человека - все это проявляется не только в манере говорить, в
поведенческих актах, но и в том, как одевается человек. Поэто-
му необходимо научиться адекватно себя подавать, в единстве
внутреннего и внешнего. Личностно-психологические средства
ролевого поведения - это содержание и манера разговора, де-
монстрируемые качества и привычки. Причем здесь могут
маскироваться или напротив - демонстрироваться как сильные,
так и "слабые" стороны своей личности, в зависимости от скла-
82
дывающейся оперативно-служебной ситуации. Например, при
проведении допроса следователь, чтобы "усыпить" бдительность
обвиняемого, прикидывается доверчивым "простачком", не-
опытным сотрудником, которого легко можно обхитрить. Ну
и, наконец, поведенческие средства ролевого поведения - это
играемая роль, занимаемая позиция, проводимая линия и такти-
ка поведения. Здесь очень важно помнить следующее: необхо-
димо подстраиваться под своего противника, уметь идентифи-
цировать его истинную роль, обладать эмпатией (способностью
сопереживать, понимать чувства другого человека).
Все эти навыки и умения связаны с определенным арти-
стизмом, полным владением способами презентации (подачей
себя) в поведении.
Итак, как видно, профессиональное общение - довольно
сложный процесс, требующий развития определенных способ-
ностей сотрудника, но при наличии желания и соответствующей
коммуникативной подготовки, он легко может стать управляе-
мым, что положительно отразится на результативности дея-
тельности сотрудника.
83
Приложение 1

Психодиагностические материалы
Определение продуктивности памяти

Целью данного теста является изучение особенностей кратковре-
менной и долговременной памяти в аспекте их продуктивности. Про-
цедура исследования включает в себя четыре субтеста. Вам предлага-
ется за ограниченное время (тест № 1 - 40 секунд, тест № 2 - 40 се-
кунд, тест № 3 - 10 секунд, тест № 4 - 60 секунд) запомнить опреде-
ленный материал, соответственно для первого теста - слова с их циф-
ровыми обозначениями, для второго - цифры с их цифровыми
обозначениями, для третьего - фигуры, для четвертого нужно запом-
нить выделенные жирным шрифтом и пронумерованные мысли и
воспроизвести их, соблюдая также указанную в тексте последователь-
ность.
Материал:
Тест 1

1. УКРАИНЕЦ 11. МАСЛО
2. ЭКОНОМИКА 12. БУМАГА
3. КАША 13. ПИРОЖНОЕ
4. ТАТУИРОВКА 14. ЛОГИКА
5. НЕЙРОН 15. СТАНДАРТ
6. ЛЮБОВЬ 16. ГЛАГОЛ
7. НОЖНИЦЫ 17. ПРОРЫВ
8. СОВЕСТЬ 18. ДЕЗЕРТИР
9. ГЛИНА 19. СВЕЧА
10. СЛОВАРЬ 20. ВИШНЯ

Тест 2

43 6. 72 11. 37 16. 6
1.
57 7. 15 12. 18 17. 78
2.
12 8. 44 13. 86 18. 61
3.
33 9. 96 14. 56 19. 83
4.
81 10. 7 15. 47 20. 73
5.
84

Тест 3




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Тест 4

В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Ог-
ромный пассажирский пароход "Титаник", шедший первым рейсом
из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной го-
рой - айсбергом /1/, получил большую пробоину и стал тонуть /2/.
"Спустить шлюпки!" - скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось
недостаточно /3/. Их хватило только на половину пассажиров.
"Женщины и дети - к сходням, мужчинам надеть спасательные
пояса!" /4/ - раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от
борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду
/5/. Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщи-
нами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку /6/.
И вдруг к сходням, крича и воя, бросился какой-то толстяк с
перекошенным от страха лицом /7/. Расталкивая женщин и детей,
он совал матросам пачки денег и пытался вскочить в перепол-
ненную людьми шлюпку /8/. Послышался негромкий сухой щелчок
- это капитан выстрелил из пистолета /9/. Трус упал на палубу
мертвым /10/, но никто даже не оглянулся в его сторону.

Анализ результатов:

Продуктивность запоминания отдельных слов:
_ количество правильно воспроизведенных слов х 100
20
Продуктивность запоминания отдельных цифр:
_ количество правильно воспроизведенных цифр х 100
20
Продуктивность запоминания фигур:
_ количество правильно воспроизведенных фигур х 100
20
Продуктивность запоминания мыслей:
_ количество правильно воспроизведенных мыслей х 100
20
85
Интегральный показатель продуктивности памяти:
_ сумма результатов по четырем тестам
4

Шкала оценок:
90-100 - отлично 30-50 - удовлетворительно
70-90 - очень хорошо 10-30 - плохо
50-70 - хорошо 0-10 - очень плохо.

Примечание. Долговременная память проверяется через неделю
следующим образом: без опоры на что-либо надо воспроизвести мате-
риал четырех тестов. Если результат "хороший" - значит долговре-
менная память хорошая.


Методика "Расстановка чисел"
Методика предназначена для исследования внимания и опера-
тивной памяти.
Вариант 1
Перед вами изображены 25 чисел в произвольном порядке. Вам
необходимо на листе записать эти числа в возрастающем порядке.
На выполнение задания дается 1,5 минуты.


16 37 98 29 54
80 92 46 59 35
43 21 8 40 2
65 84 99 7 77
13 67 60 34 18


Вариант 2
Перед вами изображены 49 чисел в произвольном порядке. Вам
также необходимо на листе записать эти числа в возрастающем по-
рядке.
На выполнение задания дается 4 минуты.
86
16 19 42 14 56 27 43
69 26 57 49 68 7 13
31 1 40 21 59 64 70
65 35 45 66 8 34 22
51 6 53 29 17 61 41
46 18 32 12 63 2 50
4 39 23 60 28 55 36

Оценка результатов выполнения заданий производится по коли-
честву чисел, записанных в правильном порядке. Полученный показа-
тель переводится в баллы.

Шкала балльных оценок к методике "Расстановка чисел"

Показа-
Значение показателя
тель
Количество
23 и 22 21 20 18- 16- 14- 13 9- 8и
чисел,
более 19 17 15 12 менее
записанных
в правиль-
ном поряд-
ке
(из 25)

-"- 47 и 46- 44- 42- 39- 35- 29- 25- 23- 19 и
(из 49) более 45 43 40 36 30 26 24 20 менее

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Баллы
87
Методика "Выявление слов"
Данная методика предназначена для изучения и оценки особен-
ностей внимания и качества восприятия.
Внимательно посмотрите на представленный текст и быстро
найдите в нем слова. Эти слова нужно подчеркнуть. На выполнение
задания дается 4 минуты.

КРЕНПРОЧПЕКАСИБАКЛАВЛЕПЕТЛЯПРУБОМБИ
СИЛАРГОРКАГАКБАКАЧАРКРОТИСОТАНКРУЧН
ВЗРЫВЫПСОШОССЕНЕПИРОЭЛЕКТРОНТИМАКВЛЬ
СЛЕДОВАТЕЛЬВИРАЖШЛЕБОЛЕЗНЬЕРЕСВОРАТ
СВИДЕТЕЛЬПЛОМСАМОЛЕТСРИДОШЛЕОАХМУПА
СОРАСХОДОМЕРОМАНГАРУТЕМПЕРАТУРАКШУМ
МАСКАМКЕРЬТАНГАЖОСТАКУРСНОВКРОЗЫСКО
ШТУРМАНИОСМОТРЕПИЛТФУСМУТПРАЗБОЙМК
МЕОТПЕЧАТОККОМАНДИРПЕРЕВРУЗКАВЗЛЕТР
РУГПРЕСТУПНИККАБИНАПЗАКОНКАЗАДЕЛОКАН
ВУАЗАРУЛЬНМАСЛОКАФАМОНЕБОСТАБЯНГРОМ
НАЧАПАРАШЮТГМРКАКРАЖАНЕЕУРСААЭШЕЛОН
ВИДИМОСТЬИПРАВДААКРОДРОМОБЛАКОВЕТЕР
ПЕВЫСОТАМАВУРИЯВЛАЖНОСТЬТОЧКАНОЖРОН
КАТАСТРОФАРАЗБОРЛАЗАРЕТВИКИНТСРУЖЬЕ

Оценка результатов выполнения задания производится по обще-
му количеству найденных слов в тексте, которое переводится в баллы.
88

Ключ к методике:

КРЕНПРОЧПЕКАСИБАКЛАВЛЕПЕТЛЯПРУБОМБИ
СИЛАРГОРКАГАКБАКАЧАРКРОТИСОТАНКРУЧН
ВЗРЫВЫПСОШОССЕНЕПИРОЭЛЕКТРОНТИМАКВЛЬ
СЛЕДОВАТЕЛЬВИРАЖШЛЕБОЛЕЗНЬЕРЕСВОРАТ
СВИДЕТЕЛЬПЛОМСАМОЛЕТСРИДОШЛЕОАХМУПА
СОРАСХОДОМЕРОМАНГАРУТЕМПЕРАТУРАКШУМ
МАСКАМКЕРЬТАНГАЖОСТАКУРСНОВКРОЗЫСКО
ШТУРМАНИОСМОТРЕПИЛТФУСМУТПРАЗБОЙМК
МЕОТПЕЧАТОККОМАНДИРПЕРЕВРУЗКАВЗЛЕТР
РУГПРЕСТУПНИККАБИНАПЗАКОНКАЗАДЕЛОКАН
ВУАЗАРУЛЬНМАСЛОКАФАМОНЕБОСТАБЯНГРОМ
НАЧАПАРАШЮТГМРКАКРАЖАНЕЕУРСААЭШЕЛОН
ВИДИМОСТЬИПРАВДААКРОДРОМОБЛАКОВЕТЕР
ПЕВЫСОТАМАВУРИЯВЛАЖНОСТЬТОЧКАНОЖРОН
КАТАСТРОФАРАЗБОРЛАЗАРЕТВИКИНТСРУЖЬЕ


Шкала балльных оценок к методике "Выявление слов":

Показа-
Значение показателя
тель
Общее 52 10
кол-во и 51- 45- 40- 35- 30- 25- 20- 15- и
46 41 36 31 26 21 16 11
найден- бо- ме-
ных слов лее нее

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Баллы
89

Тест определения уровня развития
интеллектуальных способностей (Г.Айзенка)

На выполнение всех заданий теста дается ровно 30 минут. Не
задерживайтесь слишком долго над одним заданием. Ответ на задание
состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда нужно произвести
выбор из нескольких возможностей, иногда вы сами должны приду-
мать ответ. Ответ напишите в указанном месте. Если вы не в состоя-
нии решить задачу - не следует писать ответ наугад.
Прежде чем приступить к решению, удостоверьтесь, что Вы пра-
вильно поняли, что от Вас требуется.
Примечания. 1. Точки обозначают количество букв в пропущен-
ном слове. Например, (. . . . ) означает, что пропущенное слово состоит
из четырех букв.
2. Для решения некоторых заданий потребуется использовать
последовательность букв русского алфавита без буквы "ё".

1. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных.
90


2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
и началом второго:

ОБЫ(...)КА


3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово:

ААЛТЕРК
КОЖАЛ
ДМОНЧЕА
ШКААЧ


4. Вставьте недостающее число:




5. Вставьте пропущенное слово:

Б А Г О Р (Р О С А) Т Е С А К
ГАРАЖ (. . . .) ТАБАК


6. Вставьте пропущенное число:

196 ( 25 ) 324
325 ( ) 137
91

7. Продолжите ряд чисел:

18 10 6 4 ?



8. Решите анаграммы и исключите лишнее слово:

НИАВД
СЕОТТ
СЛОТ
ЛЕКСОР


9. Выберите нужную фигуру из пронумерованных:
92


10. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:




11. Вставьте недостающую букву:

Щ Ц Т П Л ?

12. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого
слова и началом второго:

МЕ (...) ОЛАД
93

13. Вставьте пропущенное число:




14. Вставьте недостающее число:

4 9 20
8 5 14
10 3 ?
15. Вставьте недостающее число:

16 ( 27 ) 43
29 ( ) 56

16. Вставьте недостающие буквы:
94
17. Выберите нужную фигуру из пронумерованных:




18. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:
95
19. Вставьте пропущенное число:

6 11 ? 27

20. Вставьте пропущенное число:

12 ( 56 ) 16
17 ( ) 21

21. Вставьте пропущенное слово:

ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ
КОСЯК (. . . .) МИРАЖ

22. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого сло-
ва и началом второго:

ПРИК (...) ЬЯ


23. Решите анаграммы и исключите лишнее слово:

ЖААРБ
ТЯХА
НУССК
КОДАЛ
24. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова,
стоящие вне скобок:

РУКА (.....) ГРОЗДЬ

25. Вставьте пропущенную букву:

А Г Ж
Г З Л
З М ?
96
26. Вставьте пропущенные буквы:




27. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:
97
28. Выберите нужную фигуру из пронумерованных:




29. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:
98



30. Вставьте пропущенное слово:

КНИГА (АИСТ) САЛАТ
ПОРОГ ( . . . .) ОМЛЕТ

31. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоя-
щие вне скобок:

КАРТОЧНАЯ ИГРА ( . . . . ) СТЕРЖЕНЬ С РЕЗЬБОЙ


32. Вставьте пропущенное число:

1 8 27 ?

33. Вставьте пропущенное слово:

ЛОТОК (КЛАД) ЛОДКА
ОЛИМП (. . . . ) КАТЕР

34. Решите анаграммы и исключите лишнее слово:

АТСЕН
ТИВОНКР
РАКЫШ
КООН
35. Вставьте пропущенную букву и пропущенное число:



В 5 ?
1
3 Д ?
А
99



36. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоя-
щие вне скобок:

ЗАЛИВ (....) ЧАСТЬ ЛИЦА


37. Вставьте пропущенное слово:

ПИРОГ (ПОЛЕ) СЛЕЗА
РЫНОК (. . . . ) ОСАДА

38. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:
100
39. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:




40. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных:
101
Ответы к тесту:

1. 4. 2. ЧАЙ. 3. ЧЕМОДАН. 4. 11. 5. ЖАБА. 6. 21. 7. 3.
8. ТЕСТО. 9. 6. 10. 5. 11. И. 12. ШОК. 13. 54. 14. 11. 15. 27.
16. С и Е. 17. 2. 18. 2. 19. 18. 20. 76. 21. КОЖА. 22. ЛАД. 23.
СКУНС. 24. КИСТЬ. 25. С. 26. Е и Е. 27. 2. 28. 1. 29. 1. 30.
ГРОТ. 31. ВИНТ. 32. 64. 33. ПОРТ. 34. ВТОРНИК. 35. Ж/7.
36. ГУБА. 37. РОСА. 38. 1. 39. 6. 40. 1.

Обработка результатов производится с помощью графика
(Рис.7.). Отложите на горизонтальной линии графика количество
правильно решенных задач. Затем проведите вертикаль до пересече-
ния с диагональной линией. От точки пересечения проведите гори-
зонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует
вашему коэффициенту интеллектуальности (КИ).


150
Коэффициент интеллектуальности




145
140
135
130
125
120
115
110
105
100
95
90
6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30
Количество правильно решенных задач


Рис. 6. График для оценки результатов тестирования.
102
Личностный опросник EPQ
(Методика Айзенка)

Опросник предназначен для изучения индивидуально-
психологических черт личности с целью диагностики степени вы-
раженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компо-
нентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма.
Предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычно-
го способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации
и дайте первый "естественный" ответ, который прейдет Вам в голову.
Если Вы согласны с утверждением, отвечайте - "да", если не соглас-
ны - "нет". Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет "хороших"
или "плохих" ответов.


Текст опросника:

1. У Вас много различных хобби?
2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь сделать?
3. У Вас бывают спады и подъемы настроения?
4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действи-
тельности сделал другой человек?
5. Вы разговорчивый человек?
6. Вас беспокоило бы то, что Вы залезли в долги?
7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без
особых на то причин?
8. Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить
больше, чем полагалось?
9. Вы тщательно запираете на ночь дверь?
10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком?
11. Увидев, как страдает ребенок, животное, Вы бы сильно
расстроились?
12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали
что-то, чего не следовало бы делать или говорить?
13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично вам
это очень неудобно?
14. Вы получили бы удовольствие прыгая с парашютом?
15. Способны ли Вы дать волю чувствам и от души повеселиться
в шумной компании?
16. Вы раздражительны?
17. Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем на самом
деле были виноваты Вы сами?
103
18. Вам нравится знакомиться с новыми людьми?
19. Вы верите в пользу страхования?
20. Легко ли Вас обидеть?
21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
22. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе?
23. Стали бы Вы принимать средства, которые могут привести
Вас в необычное или опасное состояние (алкоголь, наркотики)?
24. Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело?
25. Вам случалось брать вещи, принадлежащие другому лицу,
будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица?
26. Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в
обществе?
27. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого Вы любите?
28. Вас часто беспокоит чувство вины?
29. Вам приходилось говорить о том, в чем Вы плохо разбирае-
тесь?
30. Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми?
31. У Вас есть явные враги?
32. Вы назвали бы себя нервным человеком?
33. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому?
34. У Вас много друзей?
35. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда
могут действительно причинить людям боль?
36. Вы беспокойный человек?
37. В детстве Вы всегда безропотно и немедленно выполняли то,
что Вам приказывали?
38. Вы считаете себя беззаботным человеком?
39. Много ли для Вас значат хорошие манеры и чистоплотность?
40. Волнуетесь ли по поводу каких-либо ужасных событий, кото-
рые могли бы случиться, но не случились?
41. Вам случалось сломать или потерять чужую вещь?
42. Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве?
43. Можете ли Вы легко понять состояние человека, если он де-
лится с Вами заботами?
44. У Вас часто нервы бывают натянуты до предела?
45. Бросите ли Вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет
корзины?
46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей?
47. Считаете ли Вы что брак старомоден, и его следует отме-
нить?
48. Вы иногда чувствуете жалость к себе?
49. Вы иногда много хвастаетесь?
104
50. Вы легко можете внести оживление в довольно скучную ком-
панию?
51. Раздражают ли Вас осторожные водители?
52. Вы беспокоитесь о своем здоровье?
53. Вы говорили когда-нибудь плохо о чужом человеке?
54. Вы любите пересказывать анекдоты и шутки своим друзьям?
55. Для Вас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус?
56. Бывает ли у Вас иногда дурное настроение?
57. Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве?
58. Вам нравится общаться с людьми?
59. Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей
работе?
60. Вы страдаете от бессонницы?
61. Вы всегда моете руки перед едой?
62. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
63. Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше на-
значенного срока?
64. Вы чувствуете себя апатичным, усталым, без какой-либо
причины?
65. Вам нравится работа, требующая быстрых действий?
66. Вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного
случая побеседовать с новым человеком?
67. Ваша мать - хороший человек (была хорошим человеком)?
68. Часто ли Вам кажется, что жизнь ужасно скучна?
69. Вы когда-нибудь воспользовались оплошностью другого че-
ловека в своих целях?
70. Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время?
71. Есть ли люди, которые стараются избегать Вас?
72. Вас очень заботит Ваша внешность?
73. Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми?
74. Считаете ли Вы, что люди затрачивают слишком много вре-
мени, чтобы обеспечить свое будущее, откладывая сбережения,
страхуя себя и свою жизнь?
75. Возникало ли у Вас когда-нибудь желание умереть?
76. Вы попытались бы избежать уплаты налога с дополнительно-
го заработка, если бы были уверены, что Вас никогда не смогут ули-
чить в этом?
77. Вы можете внести оживление в компанию?
78. Вы стараетесь не грубить людям?
79. Вы долго переживаете после случившегося конфуза?
80. Вы когда-нибудь настаивали на том, чтобы было по-вашему?
81. Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед
отходом поезда?
105
82. Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное
или обидное для человека?
83. Вас беспокоили Ваши нервы?
84. Вам неприятно находиться среди людей, которые подшучи-
вают над товарищами?
85. Вы легко теряете друзей по своей вине?
86. Вы часто испытываете чувство одиночества?
87. Всегда ли Ваши слова совпадают с делом?
88. Нравится ли Вам иногда дразнить животных?
89. Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично Вас и
Вашей работы?
90. Жизнь без какой-либо опасности показалась бы Вам слиш-
ком скучной?
91. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?
92. Вам нравится суета и оживление вокруг Вас?
93. Вы хотите, чтобы люди боялись Вас?
94. Верно ли, что Вы иногда полны энергии и все горит в руках, а
иногда совсем вялы?
95. Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать
сегодня?
96. Считают ли Вас живым и веселым человеком?
97. Часто ли Вам говорят неправду?
98. Вы очень чувствительны к некоторым явлениям, событиям,
вещам?
99. Вы всегда готовы признать свои ошибки?
100. Вам когда-нибудь было жалко животное, которое попало в
капкан?
101. Трудно ли Вам было заполнять анкету?


Обработка данных:
Полученные результаты ответов сопоставляются с "ключом". За
ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответ-
ствующий ключу - 0 баллов. Полученные баллы суммируются.
Ключ:
1. Шкала психотизма:
Ответы "нет": 2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100.
Ответы "да": 14, 23, 27, 31, 35, 47, 51, 55, 71, 85, 88, 93, 97.
2. Шкала экстраверсии-интроверсии:
Ответы "нет": 22, 30, 46, 84.
Ответы "да": 1, 5, 10, 15, 18, 26, 34, 38, 42, 50, 54, 58, 62, 66, 70,
74, 77, 81, 90, 92, 96.
106
3. Шкала нейротизма:
Ответы "да": 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60,
64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98.
4. Шкала искренности:
Ответы "нет": 4, 8, 17, 25, 29, 41, 45, 49, 53, 57, 65, 69, 76, 80, 82,
91, 95.
Ответы "да": 13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 99.

Интерпретация данных:
Средние показатели по шкале экстра- интроверсии: 7-15 баллов.
Низкие показатели (меньше 7 баллов) - характеризуют интроверсию,
что выражается в необщительности , замкнутости, сдержанности в
поведении, застенчивости, спокойствии. Высокие показатели (свыше
15 баллов) характерны для экстравертов, людей общительных, ожив-
ленных, легких в поведении, импульсивных, оптимистичных, характе-
ризующихся слабым контролем над эмоциями и чувствами.
Средние показатели по шкале нейротизма: 8-16 баллов. Низкие
показатели (менее 8 баллов) характеризуют людей эмоционально ус-
тойчивых. Высокие (свыше 16 баллов) - эмоционально неуравнове-
шенных.
Средние показатели по шкале психотизма: 5-12 баллов. Высокие
показатели (свыше 12 баллов) говорят о склонности к асоциальному
поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций,
высокой конфликтности, эгоцентричности, эгоистичности, равноду-
шию. Низкие показатели (менее 5 баллов) - свидетельство о развитии
противоположных качеств.
Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то
результаты обследования считаются недостоверными и следует отве-
чать на вопросы более откровенно.



Методика оценки склонности к риску
(по Шуберту)

Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Ваших при-
вычек, взглядов, особенностей характера и поведения. Не тратьте
много времени на обдумывание, полагая, что первое, что пришло Вам
в голову, отражает истинное положение вещей. Ответы могут быть
пяти видов:
1 - "полное да";
2 - "скорее да, чем нет";
107
3 - "трудно сказать";
4 - "скорее нет, чем да";
5 - "полное нет".
Прочитав внимательно вопрос, ответьте на него, записав цифру,
соответствующую выбранному Вами ответу.

Текст опросника:

1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее
оказать медицинскую помощь тяжелобольному человеку?
2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в
опасной и длительной экспедиции?
3. Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скоро-
сти 100 км/час?
4. Стали бы Вы на пути убегающего опасного преступника?
5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально
работать?
6. Стали бы Вы первым вброд переходить холодную и быструю
реку?
7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не со-
всем уверены, что он Вам сможет вернуть эти деньги?
8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами, при
его заверении, что это безопасно?
9. Могли бы Вы под руководством со стороны залезть на высо-
кую фабричную трубу?
10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?
11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?
13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?
14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от
Ташкента до Москвы?
15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел
Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном
происшествии?
16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожар-
ной команды?
17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с по-
стельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?
18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, дви-
жущегося со скоростью 50 км/час?
19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими
людьми подняться на лифте, рассчитанным только на шестерых?
108
20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с
завязанными глазами оживленный уличный перекресток?
21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее
хорошо платили?
22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?
23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за вы-
соковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?
24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объясне-
ний управлять вертолетом?
25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов,
предпринять поездку из Ташкента в Омск?

Обработка результатов:
За каждый ответ "полное да", поставьте себе два балла, за каж-
дый ответ "скорее да, чем нет" - один балл. Суммируйте полученные
баллы.
Интерпретация результатов:
0 баллов - полностью отсутствует склонность к риску;
1-15 баллов - небольшая склонность к риску;
16-32 балла - средняя склонность к риску;
свыше 32 баллов - высокая склонность к риску.



Оценка уровня личностной тревожности
(Личностная шкала самооценки Спилберга)

Методика позволяет определить уровень тревожности личности,
как индивидуальной чувствительности к стрессу и как черту лично-
сти, характеризующуюся склонностью человека в той или иной степе-
ни испытывать в большинстве ситуаций страх, опасение.
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предло-
жений и выберите один из вариантов ответов, записав цифру, ему
соответствующую. Варианты ответов:

1- "почти никогда",
2 - "иногда",
3 - "часто",
4 - "почти всегда".
109
Текст опросника:

1. Я испытываю удовлетворение.
2. Я быстро устаю.
3. Я легко могу заплакать.
4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.
5. Бывает, что я проигрываю из-за того, что недостаточно бы-
стро принимаю решение.
6. Я чувствую себя бодрым.
7. Я спокоен, хладнокровен и собран.
8. Ожидание трудностей очень тревожит меня.
9. Я слишком переживаю из-за пустяков.
10. Я вполне счастлив.
11. Я принимаю все слишком близко к сердцу.
12. Мне не хватает уверенности в себе.
13. Я чувствую себя в безопасности.
14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.
15. У меня бывает хандра.
16. Я бываю доволен.
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.
18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом не
могу о них забыть.
19. Я уравновешенный человек.
20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о
своих делах и заботах.

Обработка результатов:
Из суммы ответов на вопросы 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18,
20 вычитается сумма ответов на вопросы 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19. К по-
лученной разнице прибавляется цифра 35.
Интерпретация результатов:
Суммарный показатель по шкале Спилберга до 30 баллов - низ-
кий уровень тревожности;
от 30 до 45 баллов - средний;
свыше 45 баллов - высокий уровень тревожности.
110

Приложение 2
Задачи для тренинга
Задача 1
Доктор Меридит и шериф Монахан только закончили ужинать,
когда Вэт Фалтон ворвался в их лагерь.
- Быстрее, шериф, - кричал он. - Боба убили!
Во время пятиминутного перехода в свой лагерь Фалтон расска-
зал, что случилось:
- Час назад, только мы с Бобом собрались пить кофе, два челове-
ка с ружьями вышли из леса. Мы приняли их за охотников, но они
сказали: "Руки вверх!".
Боб прыгнул на одного, но другой ударил его камнем по голове.
Они связали нас и взяли наши деньги. Когда мне удалось ослабить
веревки, я перерезал веревки Боба, но он был мертв. Я вспомнил, что
вы остановились неподалеку, и поспешил разыскать вас.
В лагере Фалтона наметанный глаз Меридита ничего не упустил.
Тело Боба Свамма лежало возле огня. Рядом валялись несколько мот-
ков веревки и окровавленный камень. Здесь же была перерезанная
веревка, которой, очевидно, связывали Фалтона.
Два спальных мешка и два рюкзака лежали на земле. На большом
плоском камне были расставлены приборы для двух человек: тарелки,
вилки, чашки, ложки и ножи. Чашки были чистыми.
- Боб Свамм умер около часа назад, скорее всего от удара по го-
лове, - сказал Меридит.
После этого несколько минут тишину прерывало лишь шипение
кипящего кофе, выплескивающегося в огонь.
Меридит нарушил тишину.
- Хорошо продуманная сцена убийства, Фалтон. Но вы допустили
ошибку.
Какую?

Задача 2
В 1935 году известная экспедиция Стефана Дольмана погибла в
"зеленом аду", как называют джунгли Южной Америки. Следов ее не
сумели найти. Спустя некоторое время распространился слух, что на
участников экспедиции напало одно из племен, живущих в тех краях.
В состав экспедиции входили руководитель Стефан Дольман и его
111
жена Сильвана, Боб Тревор - горбатый фотограф и корреспондент од-
ной американской газеты Джон Харди, невзрачный и щуплый коллега
Дольмана, с которым он охотился на львов в Африке, и, наконец, ка-
питан Альваро Колес, близкий приятель Дольмана.
Люция Дольман, мать Стефана, умерла в начале второй мировой
войны. До последнего часа своей жизни она верила, что ее сын жив и
вернется домой. Перед смертью она завещала свое большое состояние
сыну.
Действительно, через несколько лет по окончании второй миро-
вой войны в Лондоне появился человек, который прибыл из Южной
Америки и выдавал себя за Стефана Дольмана. Он имел документы,
подтверждающие его личность, и рассказал такие истории, что ду-
шеприказчики покойной матери Дольмана признали его сыном и на-
следником состояния.
Возвращение человека, которого считали погибшим, произвело
сенсацию. Пресса охотно описывала одиссею отважного исследова-
теля. Одно за другим помещались интервью, проводились пресс-
конференции.
Однажды в полицию позвонил директор банка, в котором храни-
лись капиталы Люции Дольман. Он сообщил, что наследник снял все
деньги со счета и намерен выехать в Южную Америку.
Инспектор Скотланд-Ярда Антони Слейд тут же навестил дирек-
тора банка, который показал ему чеки. На всех чеках подписи были
абсолютно идентичны и не имели ни малейших расхождений.
Слейд внимательно рассмотрел все денежные документы, после чего
спросил у директора банка, был ли он знаком с Дольманом.
- Когда-то перед войной он был у меня вместе с Джоном Харди.
Визит был короток, и я плохо запомнил их лица. Дольман пережил
очень много, он, видимо, сильно изменился, если судить по чертам
его лица. Изменился даже голос. Говоря откровенно, эти сомнения и
побудили меня позвонить к вам.
Слейд вернулся в Скотланд-Ярд, провел совещание со своими
помощниками и дал указание о подготовке к аресту преступника.
Кого имел в виду арестовать Слейд? Что изобличало преступни-
ка?

Задача 3
Ночной телефонный звонок не на шутку рассердил комиссара
Барнса.
- Какого черта?
112
- Шеф, это сержант Джаспер. Опять банда хромого Дика. Они ог-
рабили казино. На прошлой неделе Штейн, владелец заведения, отка-
зался платить, и ...
- Кто из банды сейчас в городе, сержант?
- Боб, Джек, Пит и Марк. Мы их уже взяли. Они тут орут и
требуют адвокатов. Боб говорит, что он вообще ни за что не пошел
бы на дело втроем с Питом и Джеком - в прошлый раз их в этом со-
ставе замели, а он суеверный. Я этот факт и без него знаю.
Штейн сказал, что грабителей было двое, третий их сообщник
сидел в машине. Кстати, лучше всех водит машину Пит, а Джек и
Марк вообще никогда не садятся за руль - нет прав, да и не умеют.
- Кто-нибудь пострадал?
- Ранен швейцар, он уже в клинике. Перед тем, как потерять соз-
нание, он успел только сказать, что стрелял высокий. Тут тоже неяс-
ность: и Боб, и Джек - громилы, каких поискать. Каждый шесть футов
с лишним.
- Слушай, сержант, а ведь Пит и Марк поругались из-за той ма-
некенщицы. Как ее, Джанет Рич, что ли?
- Так точно, шеф. Они теперь даже в баре за разными столиками
сидят и никогда не здороваются, не то что на дело вместе пойдут.
- Вот что, Джаспер. Невиновного отпусти, шофера - в первую
камеру, стрелявшего - во вторую, третьего грабителя - в третью. Ут-
ром проверю. Ну, пока!
Сержант Джаспер был неглуп и, подумав, исполнил приказ ко-
миссара.
Как поступил сержант?


Задача 4

- Алло! Полиция? Помогите! Моя жена покончила жизнь само-
убийством. Оставила предсмертную записку. О ужас!
- Сейчас же выезжаем. Ваш адрес?
- Особняк на Беверли-Хилл,47. Я муж несчастной, Сэм Фоссет.
Комиссар Коллинз с отвращением швырнул трубку.
- Еще одна кретинка на мою голову. Сержант, машину!
Через три минуты, прибыв на место, комиссар уже допрашивал
мужа покойной.
- Я находился у себя в кабинете и вдруг услышал выстрел. Ко-
гда я вбежал в комнату Эдит, все уже было кончено. Она так и оста-
лась сидеть в кресле у стола, а пистолет лежал там, где и сейчас. На
113
столе я увидел вот эту записку, вернее, последнее "прощай" моей до-
рогой Эдит.
Коллинз взял в руки половину листа, на которой была написана
записка, и прочел: "Мне еще не ясно ухожу боже и лишаю себя этой
моей, мученической унизительной жизни. Эдит".
- Что же ей было не ясно, а, Фоссет? Кстати, знаки препинания
стоят как-то странно. Особенно эта запятая. У вас что, была мало-
грамотная жена?
- Напротив, сэр. Она филолог. Гарвардский университет. Сказать
по правде, мне сейчас не до запятых, комиссар. Я ...
- Сэмюэл Фоссет, вы арестованы по обвинению в убийстве
собственной жены. А теперь расскажите, как вы заставили вашу жену
написать это письмо.
Каким образом комиссар Коллинз узнал о виновности Фоссета?


Задача 5
Через 10 минут после звонка в полицию инспектор Смит уже был
на месте происшествия. Там находились представители дорожной по-
лиции и человек, представившийся мистером Джонсоном, - соседом
убитого мистера Кларка, тело которого лежало в гостиной дома.
- Итак, мистер Джонсон, что вы можете сообщить?
- Видите ли, господин инспектор, примерно 25 минут назад я
вернулся из города, куда ездил за покупками. Подъехав к дому, я от-
крыл ворота и въехал во двор. Затем, взяв из машины покупки, занес
их в дом, после чего загнал машину в гараж и собрался промыть заба-
рахливший карбюратор. В этот момент раздался ужасный крик, а за
ним и выстрел. Это произошло в 12 часов, я так утверждаю, потому
что буквально за 10-15 секунд до этого запищал сигнал моих наруч-
ных часов, установленных на полдень.
- Что же было дальше?
- Подавив обуявший меня страх, я бросился к шоссе, где при-
мерно в 200 метрах от моего дома находится пост дорожной полиции.
Там были два сотрудника. Один из них вызвал полицию, а со вторым
мы побежали к дому моего соседа.
Осмотрев место происшествия, инспектор обратился к мистеру
Джонсону:
- А нельзя ли мне побывать на том месте, откуда вы услышали
выстрел?
114
- Конечно, господин инспектор, пойдемте, - ответил мистер
Джонсон. Он проводил инспектора к своему дому, находившемуся в
30 метрах от дома убитого.
Осмотрев двор, инспектор Смит сказал:
- Мистер Джонсон, я хотел бы осмотреть ваш гараж.
- Пожалуйста, господин инспектор. Только какое отношение он
имеет к убийству?
- Возможно, никакого, но я человек любопытный, - заметил ин-
спектор.
Они подошли к гаражу. Джонсон открыл замок и пропустил ин-
спектора внутрь. Заглянув в него и бросив беглый взгляд на машину,
инспектор обратился к Джонсону:
- В том, что вы мне рассказали, вероятно есть доля правды, но тем
не менее для того, чтобы выяснить причины, которые заставили вас
лгать, мне придется доставить вас в участок.
Что дало возможность инспектору принять такое решение?


Задача 6
Запах газа, пробивавшийся из квартиры господина Альмуса, к
счастью, привлек внимание соседа, который не спал в эту ночь, заня-
тый срочной работой. Вызванные по телефону инспектор Вернер и
сержант Фитт прибыли очень быстро. Альмус был еще жив, его от-
правили на "скорой помощи" в больницу.
- Убийца допустил промашку, - констатировал инспектор, указы-
вая на перчатку, лежащую в передней на стуле и не принадлежавшую
хозяину квартиры (об этом сказал он сам, прежде чем его снесли на
носилках в машину).
- Этот тип пробрался сюда, чтобы открыть газ, а потом впопыхах
забыл перчатку. Возможно он вернется за ней, чтобы замести следы,
не подозревая, что попытка убийства не удалась, - рассуждал вслух
сержант Фитт. Детективы выключили в квартире свет и приготови-
лись к появлению "гостя". Действительно, через полчаса скрипнула
дверь, и кто-то тихо вошел в переднюю, освещая себе дорогу спичкой.
- Руки вверх! - произнес инспектор.
Сержант включил свет и обратился к вошедшему:
- Вы пришли за своей перчаткой, не так ли?
Незнакомец не стал отрицать, но решительно отверг обвинение в
том, что он покушался на жизнь Альмуса. Сержант напомнил ему о
смягчении наказания, которое применяется к сознавшимся преступни-
кам, но тут инспектор Вернер отвел сержанта в сторону и сказал:
115
- Этот ночной визит действительно крайне подозрителен, но я не
думаю, что этот господин покушался на жизнь Альмуса.
Почему инспектор пришел к такому выводу?


Задача 7
В этот жаркий летний день инспектор Вернер, весь залитый по-
том, преследовал по городским улицам известного гангстера Длинно-
го Джима. И буквально на глазах инспектора Длинный Джим был
убит наповал выстрелом из проезжавшей автомашины.
- Это дело рук Гаусена, главаря конкурентов Джима, - сказал ин-
спектор сержанту Фитту. Через четверть часа они звонили в жилище
Гаусена.
Дверь открыл сам Гаусен, держа за руку сына.
- Я вернулся домой полчаса назад и не выходил с тех пор из
квартиры, - заявил Гаусен в ответ на вопрос инспектора. В этот мо-
мент ребенок вырвался из его рук, опрокинув столик с лимонадом и
порцией подтаявшего мороженого.
- Проклятая мелюзга, - разозлился гангстер. Показывая на моро-
женое, он сказал:
- Мороженщик Том, который стоит со своей тележкой здесь, пе-
ред домом, может подтвердить, что я пришел полчаса назад и купил у
него мороженое для ребенка, а потом уже не выходил.
- Я знаю Тома и его связи с твоей бандой, - отвечал инспектор. -
Он готов в любую минуту подтвердить ложное алиби.
Почему инспектор догадался, что Гаусен лжет?


Задача 8
Получив сообщение о том, что, серый "шевроле" с номером, на-
чинающимся на шестерку, сбил женщину и скрылся, инспектор Вер-
нер и сержант Фитт выехали к вилле господина Нилендера, машина
которого как будто соответствовала описанию. Не прошло и получа-
са, как они были на месте.
Серый "шевроле" стоял перед домом. Увидев полицейских, хозя-
ин спустился к ним прямо в пижаме.
- Я никуда не выезжал сегодня, - заявил он, выслушав инспектора.
- Да и не мог бы: вчера я потерял ключ от зажигания, а новый будет
готов только в пятницу.
116
Фитт, успев тем временем осмотреть автомобиль, прошептал
инспектору:
- Видимо, он говорит правду. На машине нет никаких следов
столкновения.
Инспектор, облокотясь на капот автомобиля, отвечал:
- Это ничего не значит, удар был несильным, ведь потерпевшая
жива. А ваше алиби, господин Нилендер, кажется мне чрезвычайно
подозрительным. Где вы спрятали ключ от зажигания и почему пы-
таетесь скрыть от меня, что только что приехали сюда на этой самой

<<

стр. 3
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>