<<

стр. 3
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

дарства внесенного залога. Решение принимает суд по инициати-
ве органа, в который не явился обвиняемый или подозреваемый.
При изменении меры пресечения в виде залога на заключение
под стражу, если это не связано с неподлежащим поведением по-
дозреваемого или обвиняемого, залог возвращается законода-
тельно.


Личное и общественное поручительство
в качестве мер пресечения

Личное поручительство состоит в принятии на себя заслужи-
вающими доверия лицами письменного обязательства в том, что
они ручаются за надлежащее поведение и явку подозреваемого
или обвиняемого по вызову лица, производящего дознание, сле-
дователя, прокурора и суда. Число поручителей не может быть
менее двух.
Данная мера пресечения обычно применяется вместо других,
более строгих, мер пресечения и возможна только тогда, когда
поручитель достаточно хорошо знает обвиняемого, подозревае-
мого и находится с ним в отношениях, позволяющих позитивно
воздействовать на лицо, за которое он ручается.



68
Вопрос о том, являются ли лица, желающие принять на себя
поручительство, заслуживающими доверия, решает должностное
лицо, избирающее меру пресечения. Во всяком случае, это долж-
ны быть граждане, известные своей законопослушностью, добро-
порядочностью, пользующиеся высокой репутацией и притом
способные реально воздействовать на обвиняемого, подозревае-
мого позитивно. Доверие к поручителю включает и доверие к его
возможностям обеспечить надлежащее поведение и явку по вы-
зову лица, за которое он поручается.
При отобрании подписки о личном поручительстве поручи-
тель должен быть поставлен в известность о сущности дела, по
которому избрана данная мера пресечения, и об ответственности
в случае совершения подозреваемым или обвиняемым действий,
для предупреждения которых была применена мера пресечения в
виде личного поручительства. В этом случае на каждого поручи-
теля может быть наложено судом денежное взыскание в размере
до одного минимального размера оплаты труда или применены
меры общественного воздействия.
При применении личного поручительства составляется два
документа: постановление о применении меры пресечения и под-
писка о личном поручительстве. В подписке должны быть приве-
дены данные о личности поручителя, о разъяснении поручителю
сущности дела, об ответственности поручителя в случае совер-
шения обвиняемым (подозреваемым) действий, в целях преду-
преждения которых применяется мера пресечения. Подписка о
личном поручительстве отбирается у каждого поручителя от-
дельно.
Поручительство общественного объединения состоит в даче
письменного обязательства в том, что общественное объединение
ручается за надлежащее поведение и явку подозреваемого или
обвиняемого по вызовам лица, производящего дознание, следова-
теля, прокурора и суда.
Общественное объединение, дающее поручительство, должно
быть поставлено в известность о сущности дела, по которому из-
брана данная мера пресечения.
Поручительство применяется, если оно может обеспечить
надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого) и явку его
по вызовам органов, ведущих производство по делу.
Поручительство общественного объединения применяется на


69
основании письменного ходатайства этого объединения, адресо-
ванного органу, ведущему производство по уголовному делу.
Данная мера пресечения оформляется постановлением следо-
вателя, судьи, определением суда, которое должно содержать
указание о ходатайстве соответствующего объединения, дате и
органе, его возбудившем. Руководитель общественного объеди-
нения, принявшего на себя соответствующие обязательства, или
уполномоченное на то лицо ознакамливается с постановлением
следователя с письменным указанием на постановлении, что ему
разъяснены обязанности общественного объединения, и получена
копия постановления следователя.
Общественное объединение или трудовой коллектив вправе
отказаться от принятого на себя обязательства. В этом случае
применяется другая мера пресечения.


Наблюдения командования воинской части
в качестве меры пресечения

Наблюдения командования воинской части состоит в приня-
тии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил России в
целях обеспечения надлежащего поведения и явки подозреваемо-
го или обвиняемого военнослужащего по вызовам лица, произво-
дящего дознания, следователя, прокурора, суда.
Командование воинской части ставится в известность о сущ-
ности уголовного дела, по которому избрана данная мера пресе-
чения.
Об установлении наблюдения командования воинской части в
письменной форме осведомляет орган или должностное лицо,
избравшие эту меру пресечения.


Отдача несовершеннолетнего
под присмотр

В отношении несовершеннолетнего, привлекаемого к уголов-
ной ответственности кроме мер пресечения, предусмотренных в
ст. 89, может применяться отдача под присмотр родителей и дру-
гих родственников, опекунов, попечителей или иных заслужи-


70
вающих доверия лиц, а к тем, кто воспитывается в закрытых дет-
ских учреждениях – отдача под присмотр администрации этих
учреждений.
Данная мера пресечения состоит в принятии на себя кем-либо
из указанных лиц или администрацией специального детского
учреждения письменного обязательства обеспечить явку несо-
вершеннолетнего к следователю и в суд, а также его надлежащее
поведение. Избрание рассматриваемой меры пресечения возмож-
но лишь по письменному ходатайству указанных лиц или адми-
нистрации.
При отобрании подписки о принятии под присмотр указанные
лица ставятся в известность о характере преступления, в котором
подозревается или обвиняется несовершеннолетний, и об их от-
ветственности в случае нарушения принятой на себя обязанности.
В отношении родителей, опекунов, попечителей и других вы-
шеуказанных лиц, а также администрации специального детского
учреждения, которым был отдан под присмотр несовершенно-
летний, в случае нарушения ими принятого обязательства могут
применяться меры, связанные с наложением денежного взыска-
ния или общественным воздействием (ст. 94, 323, 394 УПК).




71
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ



I. ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО


9. Возбуждение уголовного производства

Понятие, сущность, значение и задачи
стадии возбуждения уголовного производства.
Решения, применяемые на этой стадии

Возбуждение уголовного производства – первая и самостоя-
тельная стадия уголовного процесса, призванная обеспечить за-
конное и обоснованное принятие решения по поступившей ин-
формации о совершенном или готовящемся преступлении.
Сущность данной стадии заключается в том, что орган дозна-
ния, следователь и прокурор, установив в событии, о котором им
стало известно, признаки преступления, принимают решение на-
чать уголовное производство. В случае же их отсутствия, а равно
при наличии обязательств, исключающих уголовное производст-
во, принимается решение об отказе в его возбуждении.
Значение данной стадии заключается в том, что она отделяет
непроцессуальную деятельность по обнаружению преступлений
от процессуальной и служит формальным основанием для начала
производства следственных действий и применения мер уголов-
но-процессуального принуждения.
Эта стадия служит выполнению общих задач уголовного про-
цесса, указанных в ст. 2 УПК, но, кроме того, имеет и самостоя-
тельную задачу – разрешение вопроса о возбуждении уголовного
производства.
Выделяют четыре вида решений в данной стадии:
– о возбуждении уголовного дела;
– о проведении предварительной проверки материалов в по-
рядке ст. 109 УПК;
– об отказе в возбуждении уголовного дела;


72
– о направлении заявления или сообщения без возбуждения
уголовного дела по подследственности или подсудности.


Поводы и основания к возбуждению
уголовного производства

Поводы к возбуждению уголовного производства – это уста-
новленные законом источники, из которых правоохранительные
органы получают информацию о совершенном или готовящемся
преступлении и которые обязывают их принять законное процес-
суальное решение.
Поводами к возбуждению уголовного производства являются:
1) заявления и письма граждан;
2) сообщения профсоюзных и других общественных организа-
ций и объединений;
3) сообщения предприятий, учреждений, организаций и долж-
ностных лиц;
4) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати;
5) явка с повинной;
6) непосредственное обнаружение органом дознания, следова-
телем или прокурором признаков преступления.
Основание к возбуждению уголовного производства – наличие
фактических данных, указывающих на совершенное или готовя-
щееся преступление.
В соответствии с ч. 2 ст. 108 УПК «дело может быть возбуж-
дено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные,
указывающие на признаки преступления».
Основание к возбуждению уголовного производства включает
в себя два необходимых элемента: критерий факта и критерий
права.
Критерий факта заключается в том, что компетентные орга-
ны и должностные лица должны располагать достаточными фак-
тическими данными о том, что событие действительно имело ме-
сто в реальной действительности.
Критерий права означает, что должны быть собраны фактиче-
ские данные, указывающие на то, что происшедшее событие со-
держит признаки конкретного преступления, предусмотренного
уголовным законом.


73
Нужно учитывать, что установление всех признаков, характе-
ризующих все элементы состава преступления, не входят в зада-
чу предварительной проверки. Достаточно установить такие фак-
ты, которые, несомненно, указывали бы на общественную опас-
ность деяния и его противозаконный характер.
При решении вопроса о возбуждении уголовного производст-
ва с точки зрения достаточности данных, как правило, компе-
тентные органы и должностные лица не обязательно должны
знать, кто совершил преступление, какова форма вины. Важно
иметь достаточные данные, указывающие на то, что действитель-
но имело место общественно опасное деяние


Основания, сроки, задачи и методы
предварительной проверки заявлений и
сообщений о преступлениях

Основанием для проведения предварительной проверки слу-
жит поступившая информация о совершенном или готовящемся
противоправном деянии, но этой информации недостаточно для
принятия обоснованного решения о возбуждении уголовного
производства.
Общий срок предварительной проверки – 3 суток. В исключи-
тельных случаях – не более 10 суток. Под исключительными слу-
чаями следует понимать обстоятельства, которые в силу объек-
тивных причин препятствуют возможности окончании проверки
в общий срок (например, когда врач может окончательно опреде-
лить степень тяжести полученных потерпевшим повреждений не
ранее, чем через неделю и т. п.).
Продление данного срока не допускается.
Задачей предварительной проверки является установление на-
личия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного про-
изводства.
Способы (методы) предварительной проверки:
1) получение объяснений от граждан и должностных лиц;
2) истребование необходимых материалов и документов от ор-
ганизаций и граждан;
3) проведение ревизий, инвентаризаций и документальных
проверок;


74
4) получение доказательств от граждан, должностных лиц, уч-
реждений и организаций;
5) проведение исследований;
6) осмотр места происшествия (единственное следственное
действие, разрешенное законом до возбуждения уголовного про-
изводства.)
Кроме того, органы дознания, осуществляющие ОРД, могут
проводить в ходе проверки оснований к возбуждению уголовного
производства оперативно-розыскные мероприятия.


Процессуальный порядок возбуждения
уголовного производства

При наличии повода и основания к возбуждению уголовного
производства прокурор, следователь, орган дознания обязаны в
пределах своей компетенции возбудить уголовное дело.
Однако нужно иметь в виду, что в принципе УПК позволяет
органу дознания и следователю возбудить любое уголовное дело
(даже вне рамок их компетенции) для производства неотложных
следственных действий.
О возбуждении уголовного производства прокурор, следова-
тель и орган дознания выносят постановление.
В соответствии со ст. 115 УПК после вынесения постановле-
ния о возбуждении уголовного производства:
1) прокурор направляет дело для производства предваритель-
ного следствия или дознания;
2) следователь приступает к производству предварительного
следствия, а орган дознания – к производству дознания;
3) судья направляет дело для производства предварительного
следствия или дознания либо принимает к рассмотрению его су-
дом.
Если уголовное дело возбуждается должностным лицом, кото-
рое будет вести расследование, то выносится одно постановление
о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему произ-
водству (ст. 129 УПК).
Копия постановления о возбуждении уголовного дела, выне-
сенного органом дознания или следователем, должна быть не-
медленно направлена прокурору.


75
Отсутствие сведений о лице, совершившем преступление, не
препятствует возбуждению уголовного дела. В связи с этим по
общему правилу уголовное дело возбуждается по факту преступ-
ления, а не в отношении определенного лица. Однако по ряду
категорий уголовных дел вопрос о возбуждении уголовного дела
может решаться лишь в отношении конкретного лица (например,
при возбуждении дела о дезертирстве, даче заведомо ложных по-
казаний).
Если в период предварительного расследования будет уста-
новлено, что лицо, в отношении которого возбуждается дело, со-
вершило еще несколько преступлений, в том числе при участии
других лиц, то вынесения постановления о возбуждении уголов-
ного дела по каждому преступлению и в отношении соучастни-
ков не требуется.
Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть
приняты меры к предотвращению или пресечению преступления,
а равно к закреплению следов преступления.


Процессуальный порядок отказа в возбуждении
уголовного производства. Обстоятельства,
исключающие уголовное производство

В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного де-
ла, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производ-
ство по делу, прокурор, следователь, орган дознания и судья от-
казывают в возбуждении уголовного производства.
Если в полученном заявлении или сообщении имеются данные
об административном или дисциплинарном проступке либо ином
нарушении общественного порядка и установленных правил об-
щежития, прокурор, следователь, орган дознания, судья вправе
направить поступившее заявление или сообщение на рассмотре-
ние общественной организации, трудовому коллективу или пере-
дать полученный материал на разрешение в административном
или дисциплинарном порядке.
Об отказе в возбуждении уголовного производства выносится
мотивированное постановление, о чем уведомляется лицо, пред-
приятие, учреждение или общественная организация, от которых



76
поступило заявление или сообщение, и разъясняется им право на
обжалование этого постановления.
Отказ в возбуждении уголовного производства может быть
обжалован заявителем, соответственно, надлежащему прокурору
или в вышестоящий суд (ст. 113 УПК).
Обстоятельства, исключающие уголовное производство:
1) за отсутствием события преступления;
2) за отсутствием в деянии состава преступления;
3) за истечением сроков давности;
4) вследствие акта амнистии, если он устраняет наказания за
совершенное деяние, а также ввиду помилования отдельных лиц;
5) в отношении лица, не достигшего к моменту совершения
общественно опасного деяния возраста, по достижении которого,
согласно закону, возможна уголовная ответственность;
6) за примирением потерпевшего с обвиняемым по делам, воз-
буждаемым не иначе как по жалобам потерпевших, кроме случа-
ев, предусмотренных ст. 27 УПК;
7) за отсутствием жалобы потерпевшего, если дело может
быть возбуждено не иначе как по его жалобе, кроме случаев, пре-
дусмотренных частью третьей ст. 27 УПК, когда прокурору пре-
доставлено право возбуждать дело и при отсутствии жалобы по-
терпевшего;
8) в отношении умершего, за исключением случаев, когда
производство по делу необходимо для реабилитации умершего
или возобновления дела в отношении других лиц по вновь от-
крывшимся обстоятельствам;
9) в отношении лица, о котором имеется вступивший в закон-
ную силу приговор по тому же обвинению либо определение или
постановление суда о прекращении дела по тому же основанию;
10) в отношении лица, о котором имеется неотмененное по-
становление органа дознания, следователя, прокурора о прекра-
щении дела по тому же обвинению, кроме случаев, когда необхо-
димость возбуждения дела признана судом, в производстве кото-
рого находится уголовное дело;
11) в отношении священнослужителя за отказ от дачи показа-
ний по обстоятельствам, известным ему из исповеди.
Уголовное производство подлежит прекращению по основа-
ниям, указанным в п. 5 ч. 1 ст. 5 УПК, также и в отношении несо-
вершеннолетнего, который достиг возраста, предусмотренного


77
частями первой или второй ст. 20 Уголовного кодекса Россий-
ской Федерации, но вследствие отставания в психическом разви-
тии, не связанного с психическим расстройством, во время со-
вершения общественно опасного деяния не мог в полной мере
осознавать фактический характер и общественную опасность
своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Уголовное производство не может быть возбуждено, а возбу-
жденное подлежит прекращению за отсутствием в деянии состава
преступления до вступления приговора в законную силу также и
в случае, когда преступность и наказуемость этого деяния были
устранены уголовным законом, вступившим в силу после совер-
шения этого деяния (ст. 5 УПК).
Прекращение дела по основаниям, указанным в п. п. 3 и 4 ст. 5
УПК, не допускается, если обвиняемый против этого возражает.
В этом случае производство по делу продолжается в обычном
порядке.
Перечень этих обстоятельств исчерпывающий и расширитель-
ному толкованию не подлежит.



10. Предварительное расследование,
его формы и общие условия производства


Понятие, задачи и значение стадии
предварительного расследования

Предварительное расследование – это самостоятельная ста-
дия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовно-
го производства и выражающаяся в деятельности органов дозна-
ния, следователя и прокурора по раскрытию преступления, выяв-
ления и изобличения лиц, виновных в его совершении, а также
отягчающих и смягчающих их ответственность обстоятельств в
целях обеспечения правильного применения закона и определе-
ния наиболее справедливой меры наказания при условии уста-
новления их виновности, осуществляемая в строгом соответствии
с уголовным и уголовно-процессуальном законом.
Задачами предварительного расследования являются:

78
1) быстрое и полное раскрытие преступлений;
2) изобличение виновных лиц;
3) обеспечение правильного применения закона с тем, что бы
каждый совершивший преступление был подвергнут справедли-
вому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уго-
ловной ответственности и осужден;
4) воспитание правопослушного поведения человека и граж-
данина, и всего населения в целом.
Уголовный процесс способствует укреплению законности и
правового порядка в обществе, предупреждению преступлений,
соответственно охране прав и свобод человека и гражданина, ин-
тересов общества и государства.
Задачи предварительного расследования определяются зада-
чами всего уголовного процесса, сформулированными в ст. 2 УПК.
Предварительное расследование направлено на то, чтобы под-
готовить для суда материал с тем, чтобы судебное следствие и
разбирательство были эффективными и справедливыми.
Значение данной стадии заключается в том, что она является
основанием для наступления третьей стадии уголовного процесса
– назначения судебного заседания. Без нее и до ее завершения
обвинительным заключением невозможно уголовное судопроиз-
водство. Кроме того, на этой стадии наиболее полно устанавли-
ваются все фактические обстоятельства преступления и лицо, ви-
новное в его совершении (обвиняемый).


Формы предварительного расследования

В уголовном процессе признаются две формы предваритель-
ного расследования:
1) дознание
2) предварительное следствие.
Дознанием называется только уголовно-процессуальная дея-
тельность органов дознания, перечень которых определен зако-
ном (ст. 117 УПК). Оперативно-розыскная деятельность органов
дознания в это понятие не входит.
Раскрывая преступление, органы дознания, как правило, осу-
ществляют и тот и другой вид деятельности.



79
Предварительное следствие – это деятельность органов и
должностных лиц, осуществляющих предварительное следствие.
К ним относятся органы следствия, прокуратуры, внутренних
дел, федеральной службы безопасности и налоговой полиции, а
также следователи и прокуроры. Сходство состоит в том, что они
имеют общие задачи, равное доказательственное значение уста-
новленных фактов, и та и другая осуществляются в рамках УПК
и т. п.
Различия, в основном, заключаются в следующем:
1) они проводятся различными органами и должностными ли-
цами (ст.ст. 117 и 125 УПК);
2) они имеют различные сроки (ст.ст. 121, 133 УПК);
3) проводятся по различным категориям преступлений (ст. 126
УПК);
4) лица, их проводящие, имеют различные процессуальные
полномочия (ст. 120 УПК);
5) дознание имеет несколько упрощенную процедуру (ст. 120
УПК).
Дознание, в свою очередь, делится на два вида и соответст-
венно соотношение предварительного следствия с дознанием оп-
ределяется уже в зависимости от его вида. Так дознание по де-
лам, по которым предварительное следствие обязательно, не яв-
ляется самостоятельной формой расследования и ограничивается
сроком и производством неотложных следственных действий.
При этом следователь имеет право принять дело к своему произ-
водству и приступить к расследованию, не дожидаясь окончания
процессуального срока и неотложных следственных действий.
Дознание по делам, по которым производство предваритель-
ного следствия не обязательно, является самостоятельной фор-
мой расследования и имеет вышеуказанные отличия от предвари-
тельного следствия.
Еще одна особенность их соотношения состоит в том, что
прокурор вправе заменить дознание следствием, но не наоборот.

Виды дознания и их особенности

Существует два вида дознания:
– дознание по делам, по которым предварительное следствие
обязательно;


80
– дознание по делам, по которым производство предваритель-
ного следствия не обязательно.
Дознание по делам, по которым предварительное следствие
обязательно, проводится в срок не более десяти суток со дня воз-
буждения уголовного производства.
При наличии признаков преступления, по которым производ-
ство предварительного следствия обязательно, орган дознания
возбуждает уголовное производство и, руководствуясь правила-
ми уголовно-процессуального закона, производит неотложные
следственные действия по установлению и закреплению следов
преступления:
– осмотр,
– обыск,
– выемку,
– освидетельствование,
– задержание и допрос подозреваемых,
– допрос потерпевших и свидетелей.
Перечень указанных действий является исчерпывающим и
расширению не подлежит.
Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган
дознания немедленно уведомляет прокурора.
По выполнении неотложных следственных действий орган
дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания десятису-
точного срока, обязан передать дело следователю.
В случае, если данное преступление подследственно разным
органам предварительного следствия, дело направляется проку-
рору для определения органа, который будет проводить предва-
рительное следствие.
После передачи дела следователю орган дознания может про-
изводить по нему следственные, оперативно-розыскные и розы-
скные действия только по поручению следователя.
В случае передачи следователю дела, по которому не предста-
вилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступле-
ние, орган дознания продолжает принимать оперативно-
розыскные меры для установления лица, совершившего преступ-
ления, уведомляя следователя о результатах.




81
По делам, по которым производство предварительного след-
ствия не обязательно, орган дознания возбуждает дело и прини-
мает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом
меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию
по уголовному делу.
Дознание рассматриваемого вида должно быть закончено не
позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного производ-
ства, включая в этот срок составление обвинительного заключе-
ния, либо постановления о его прекращении или приостановле-
нии. При этом орган дознания руководствуется правилами, уста-
новленными УПК для предварительного следствия, за следую-
щими исключениями:
1) потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и
их представители извещаются об окончании дознания и направ-
лении дела прокурору, но материалы уголовного производства
для ознакомления им не предъявляются;
2) на органы дознания не распространяются правила, установ-
ленные частью второй ст. 127 УПК. При несогласии с указаниями
прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему
прокурору, не приостанавливая выполнение этих указаний.
По делам, по которым производство предварительного следст-
вия не обязательно, материалы дознания являются основанием
для их рассмотрения в суде.


Понятие подследственности и ее виды

Подследственность понимается как совокупность признаков
уголовного производства, в зависимости от которых закон отно-
сит его к компетенции того или иного органа расследования.
Известны следующие признаки подследственности:
1. Территориальный.
2. Смешанный или альтернативный.
3. Предметный или родовой.
4. Субъектный или персональный.
5. Универсальный.
Подследственность конкретного уголовного дела определяет-
ся всегда сочетанием двух признаков, одним из которых обяза-
тельно является территориальный, а вторым – либо субъектный,


82
альтернативный, предметный или универсальный. Более значи-
мым из них является субъектный. Это выражается в том, что если
он есть, то подследственность определяется по нему.
Субъектный или персональный признак (ст. 126 ч.ч. 2 и 3
УПК). Субъектный или персональный признак подследственно-
сти определяется субъектом преступления.
Смешанный или альтернативный признак (ст. 126 ч.ч. 6 и 7
УПК). В соответствии с этим признаком орган предварительного
расследования определяется самим ходом ранее начатого рассле-
дования. Так, например, по делам о преступлениях, предусмот-
ренных ст.ст. 150, 285, 286, 306, 307, 309, 311 ч.ч. 2, 316, 320 и
327 УК РФ, предварительное следствие производится тем орга-
ном, к чьей подследственности относится преступление, в связи с
которым возбуждено данное уголовное дело.
По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 171 ч. 2,
ст.ст. 172–174, 176, 185, 193, 201, 202, 204, 210, 222 ч.ч. 2 и 3,
ст.ст. 272–274, 290–293 и 304 УК РФ, предварительное следствие
может производится также следователями органов налоговой по-
лиции, если их расследование связано с преступлениями, по ко-
торым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделе-
но в отдельное производство.
По делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 285, 286 и
290–293 УК РФ, предварительное следствие также производится
следователями органов ФСБ, если это связано с расследованием
уголовных дел о преступлениях, отнесенных к их подследствен-
ности.
Предметный или родовой признак (ст. 126 ч.ч. 1, 3, 4 УПК).
Этот признак определяется характером преступления, т. е. уго-
ловно-правовой квалификацией совершенного преступления.
Территориальный признак. Территориальный признак под-
следственности определяется местом совершения преступления,
либо обнаружения преступления, а также местом нахождения
подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей (ст.
132 УПК).
Универсальный признак. Универсальный признак состоит в
том, что, осуществляя надзор за исполнением законов органами
дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах
своей компетенции, участвует в производстве дознания и предва-
рительного следствия и в необходимых случаях лично произво-


83
дит отдельные следственные действия или расследование в пол-
ном объеме по любому уголовному делу (п. 5 ст. 211 УПК).
В случае, когда лицо, производящее дознание или следователь
установит, что данное дело находится вне его компетенции, про-
изведя все возможные неотложные следственные действия, вы-
носит мотивированное постановление о передаче его по подслед-
ственности и направляет его вместе с делом надзирающему про-
курору. Прокурор разрешает данный вопрос по месту, где начато
предварительное расследование. Все споры о подследственности
разрешаются прокурором.


Начало, место и сроки
предварительного следствия

Предварительное следствие производится только после воз-
буждения уголовного производства.
Следователь обязан немедленно приступить к производству
следствия по возбужденному им или переданному ему делу.
Если уголовное дело возбуждено следователем и принято им к
своему производству, то составляется единое постановление о
возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производ-
ству. В случае принятия к своему производству дела, возбужден-
ного прокурором, следователь выносит отдельное постановление
о принятии дела к своему производству. Копии этих постановле-
ний следователь не позднее двадцати четырех часов направляет
прокурору.
Предварительное следствие производится:
1) в том районе, где совершено преступление;
2) по месту обнаружения преступления;
3) по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или
большинства свидетелей.
В последних двух случаях оно может проводится в указанных
местах только в целях обеспечения наибольшей быстроты, объек-
тивности и полноты расследования.
В случае необходимости производства следственных или ро-
зыскных действий в другом районе следователь вправе произве-
сти их лично либо поручить их производство соответствующему



84
следователю или органу дознания, который обязан выполнить
поручение в срок не свыше десяти суток.
Общий срок предварительного следствия – 2 месяца, дознания
(как самостоятельной формы расследования) – 1 месяц.
В этот срок включается время с момента возбуждения дела и
до его направления прокурору с обвинительным заключением
или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения во-
проса о применении принудительных мер медицинского характе-
ра либо до прекращения или приостановления уголовного произ-
водства.
Срок предварительного следствия и дознания, может быть
продлен районным, городским прокурором, военным прокурором
гарнизона, объединения, соединения и приравненными к ним
прокурорами до трех месяцев. Причем применительно к дозна-
нию вышеуказанный прокурор может продлевать этот срок два-
жды – по одному месяцу (т. е. до трех месяцев).
По делам, расследование которых представляет особую слож-
ность, прокурор субъекта Российской Федерации, военный про-
курор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегиче-
ского назначения, Федеральной пограничной службы Российской
Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители
могут продлить срок предварительного следствия и дознания до
шести месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произ-
ведено только в исключительных случаях Генеральным прокуро-
ром Российской Федерации или его заместителем.
При возобновлении приостановленного или прекращенного
дела срок дополнительного следствия устанавливается прокуро-
ром, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одно-
го месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее
продление срока производится на общих основаниях.
В случае необходимости продления срока следствия следова-
тель обязан составить об этом мотивированное постановление и
представить его соответствующему прокурору до истечения сро-
ка предварительного следствия.
Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материа-
лами уголовного дела при исчислении срока следствия не учиты-
вается.




85
Соединение и выделение
материалов уголовного производства

В одном производстве могут быть соединены материалы уго-
ловного дела:
– по обвинению нескольких лиц в соучастии в совершении
одного или нескольких преступлений,
– или же материалы по обвинению одного лица в совершении
нескольких преступлений, а равно в заранее не обещанном укры-
вательстве этих же преступлений.
Не могут быть соединены в одно производство несколько са-
мостоятельных уголовных дел, по которым действия обвиняемых
ничем не связаны. Наличие по таким делам одних и тех же свиде-
телей или потерпевших не имеет при этом процессуального зна-
чения.
Выделение дел допускается только в случаях, вызываемых не-
обходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте
и объективности исследования и разрешения дела.
С соблюдением этих условий по указанию прокурора из уго-
ловного дела по обвинению лица или лиц в совершении несколь-
ких преступлений в отдельное производство для завершения рас-
следования может быть выделено дело в отношении указанных
лица или лиц о преступлении или преступлениях при установле-
нии по ним всех обстоятельств, подлежащих доказыванию.
В ст. 195 УПК говорится о возможности выделения и приос-
тановления дела в случаях, если обвиняемый скрылся от следст-
вия или суда либо заболел психическим или иным тяжким забо-
леванием, а также если не установлено лицо, совершившее пре-
ступление.
Ст. 396 УПК гласит: «Если несовершеннолетний участвовал в
совершении преступления вместе с взрослыми, дело о нем по
возможности должно быть выделено в отдельное производство в
стадии предварительного следствия».
Соединение и выделение дел производится по постановлению
лица, производящего дознание, следователя, прокурора либо по
определению или постановлению суда.
Не допускается выделение в отдельное производство дела в
отношении одного из причастных к преступлению лиц, деяние



86
которого тесно связанно с действиями другого лица, если имеется
возможность расследовать и рассмотреть эти дела вместе.
При соединении нескольких дел в одно производство срок по
ним исчисляется по тому делу, которое возбуждено раньше все
остальных. Так например, если соединены три дела возбужден-
ные 22 мая , 10 июня и 7 июля 2000 года, то срок образовавшего-
ся единого дела будет исчисляться с 22 мая 2000 года.
Срок предварительного расследования по выделенному уго-
ловному делу исчисляется со дня вынесения постановления о вы-
делении уголовного дела в отдельное производство.



11. Взаимодействие следователя с органом дознания
при производстве по уголовному делу

Взаимодействие органов следствия и дознания – это основан-
ная на законе, согласованная по целям, месту и времени деятель-
ность следователя и оперативного работника органов дознания,
направленная на предотвращение и раскрытие преступлений,
изобличение виновных лиц путем наиболее рационального соче-
тания процессуальных и оперативно-розыскных средств борьбы с
преступностью.
Взаимодействие следователя и органа дознания осуществляет-
ся в двух формах:
1) уголовно-процессуальной;
2) организационной.
Уголовно-процессуальное взаимодействие. Ст. 127 УПК пре-
доставляет следователю право по расследуемым им делам давать
органам дознания поручения и указания о производстве розыск-
ных и следственных действий и требовать от них содействия при
производстве отдельных следственных действий. Такие поруче-
ния и указания, даваемые в письменном виде, обязательны для
органов дознания.
Поручения и указания следователя органам дознания облека-
ются в форму письменного предписания и направляются следо-
вателем руководителю соответствующего правоохранительного
органа, который поручает их исполнение подчиненным ему со-
трудникам.

87
В отдельном поручении указывается: наименование органа
дознания, которому дается поручение; краткое изложение об-
стоятельств уголовного дела в объеме, необходимом для качест-
венного исполнения поручения; фактические и правовые основа-
ния дачи поручения; содержание задания, даваемого органу доз-
нания; перечень следственных и розыскных действий, которые
необходимо произвести органу дознания при исполнении пору-
чения; срок исполнения поручения; наименование органа, кото-
рому должны быть направлены материалы исполненного поруче-
ния.
Ст. 127 УПК не устанавливает срока, в течение которого орган
дознания обязан исполнить поручение или указание следователя.
На практике по аналогии применяются положения ст. 132, уста-
навливающей десятисуточный срок исполнения отдельного по-
ручения. Однако следует учитывать, что следователь не связан
рамками этого срока и в зависимости от конкретных обстоя-
тельств дела может установить любой срок исполнения отдельно-
го поручения в рамках общего срока расследования.
Согласно ст. 7 Федерального закона РФ «Об оперативно-
розыскной деятельности» следователь по уголовным делам, на-
ходящимся в его производстве, уполномочен давать письменные
поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Давая поручения о производстве оперативно-розыскных дейст-
вий, следователь в общем виде ставит задачу по установлению
обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, органам, осуще-
ствляющим ОРД. При этом он не вправе указывать, какие кон-
кретно ОРМ должны быть для этого выполнены.
Организационное взаимодействие. Основной организацион-
ной формой взаимодействия согласно Инструкции по организа-
ции взаимодействия подразделений и служб ОВД в расследова-
нии и раскрытии преступлений, утвержденной Приказом МВД
РФ № 334 от 20 июня 1996 года, является следственно-
оперативная группа (СОГ).
Следственно-оперативные группы подразделяются на сле-
дующие виды:
1. Дежурная (при дежурной части) – обеспечивает немедлен-
ное реагирование на сообщения о преступлениях, производство
неотложных следственных действий и ОРМ по «горячим следам»


88
и формируется в составе следователя, сотрудников оперативных
и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога. Воз-
главляет СОГ следователь.
2. Целевая (временная) – для расследования и раскрытия пре-
ступлений по конкретному уголовному делу.
3. Специализированная (постоянно действующая) – для рас-
следования и раскрытия определенной категории преступлений, в
том числе по которым лица, их совершившие, не установлены.
4. Совместная СОГ (бригада) – для расследования и раскры-
тия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершен-
ных организованными преступными группами, либо для рассле-
дования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В
состав данной группы (бригады) могут включаться по согласова-
нию сотрудники органов прокуратуры, ФСБ, ФСНП.
Взаимодействия следователя с органом дознания предусмат-
ривает согласованное планирование следственных действий и их
совместное производство, а также взаимный обмен информацией
или сообщений, имеющих значение для дела, совместное обсуж-
дение дальнейшего хода расследования.
При расследовании преступлений, совершенных российскими
гражданами, иностранными гражданами либо лицами без граж-
данства на территории России, но скрывающихся на территории
других государств, следователь взаимодействует с правоохрани-
тельными органами других стран по уголовным делам.
Правовую основу такого взаимодействия составляют:
– международные конвенции;
– межгосударственные договоры;
– межправительственные соглашения по отдельным вопросам
оказания правовой помощи;
– внутригосударственное законодательство.
Так, к числу международных правовых актов, регулирующих
вопросы оказания правовой помощи относится Конвенция «О
правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, се-
мейным и уголовным делам», заключенная между странами СНГ
в Минске в 1993 году. Ее подписали Беларусь, Казахстан, Узбе-
кистан, Туркменистан. Россией данная конвенция ратифицирова-
на 4 августа 1994 года.
Двухсторонние договоры о правовой помощи заключены Рос-
сией с Кыргызстаном, Молдовой, Азербайджаном, Литвой, Эсто-


89
нией, Арменией, Украиной. Для России имеют силу двухсторон-
ние договоры о взаимной помощи, заключенные в период с 1957
по 1984 годы, как правоприемника Союза ССР с КНДР, Польшей,
Румынией, Албанией, Венгрией, Монголией, Алжиром, Грецией,
Южным Йеменом, Кипром.
Межправительственные соглашения по отдельным вопросам
оказания правовой помощи заключены с Великобританией,
США, Германией, Францией, Италией, Турцией, Канадой, Мек-
сикой, Аргентиной, Испанией например, соглашение между пра-
вительством США и правительством РФ о сотрудничестве по
уголовно-правовым вопросам, заключенное в Москве 30 июня
1995 года.
Порядок сношения судов, прокуроров, следователей и органов
дознания с судебно-следственными органами иностранных госу-
дарств, а равно порядок выполнения поручений последних опре-
деляется действующим законодательством и международными
договорами, заключенными Россией с соответствующими госу-
дарствами (ст. 32 УПК).



12. Следственные действия


Понятие, виды и значение
следственных действий

Следственные действия – это строго регламентированные
УПК процессуальные действия следователя (лица, производяще-
го дознание), направленные на собирание, закрепление и провер-
ку доказательств как уличающих, так и оправдывающих лицо,
привлекаемое к уголовной ответственности и производимые в
целях установления объективной истины по делу.
Их значение определяется тем, что они являются основными
средствами установления обстоятельств, имеющих существенное
значение для разрешения дела.
К следственным действиям относятся:
– задержание подозреваемого в совершении преступления;



90
– допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпев-
шего, эксперта);
– очная ставка (в любом сочетании);
– предъявление для опознания (живых лиц, фото, предметов,
документов не мене трех и трупа );
– обыск (помещений, участков местности, личный обыск);
– выемка (предметов, документов, почтово-телеграфной кор-
респонденции);
– наложение ареста на имущество;
– осмотр (места происшествия, местности, помещений, пред-
метов, документов, трупов);
– эксгумация трупа;
– освидетельствование (обвиняемого, подозреваемого, свиде-
теля, потерпевшего);
– следственный эксперимент;
– производство экспертизы;
– получение образцов для сравнительного исследования.
Данный перечень является исчерпывающим и расширитель-
ному толкованию не подлежит. Однако на практике производится
еще одно следственное действие, не предусмотренное УПК –
проверка и уточнение показаний на месте. Это следственное
действие проводится по правилам осмотра места происшествия,
следственного эксперимента и допроса.


Задержание лица по подозрению
в совершении преступления

Процессуальное задержание – это мера уголовно-
процессуального принуждения, заключающаяся в кратковремен-
ном лишении свободы подозреваемого в соответствии с нормами
УПК.
Задержание подозреваемого является неотложным следствен-
ным действием. Его сущность состоит в кратковременном (не
более чем на 72 часа) задержании лица, подозреваемого в совер-
шении преступления, в целях выяснения причастности задержан-
ного к преступлению и разрешения вопроса о применении или
неприменении к нему меры пресечения в виде заключения под
стражу.


91
Обязательные условия для законного задержания следующие:
1. Задержание в порядке ст. 122 УПК может производиться
только после возбуждения уголовного дела.
2. Задержано может быть только лицо, подозреваемое в со-
вершении преступления, за которое может быть назначено нака-
зание в виде лишения свободы.
3. Решение о задержании должно быть подкреплено необхо-
димыми фактическими данными, т. е. в любом случае должен
быть проведен ряд следственных действий (допросы, осмотры,
личный обыск и т. д.). Причем, сюда же могут входить и данные,
полученные с помощью технических средств, в порядке, преду-
смотренном Федеральным законом РФ «Об ОРД».
4. Процессуальное задержание может производится только
уполномоченным на то органом или должностным лицом (орган
дознания, следователь и прокурор).
Процессуальное задержание возможно только при наличии
одного из указанных в ч. 1 ст. 122 УПК оснований:
а) когда лицо застигнуто при совершении преступления или
непосредственно после его совершения;
б) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут
на данное лицо, как на лицо, совершившее преступление;
в) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в
его жилище будут обнаружены явные следы преступления;
г) при наличии иных данных, дающих основания подозревать
лицо в совершении преступления, оно может быть задержано
лишь в том случае, если:
– это лицо покушалось на побег
– не имеет постоянного места жительства
– когда не установлена личность подозреваемого
Есть еще последнее обязательное условие законности процес-
суального задержания – это его мотивированность. В законе это
условие не раскрыто, но исходя из выработанной практики, мо-
тивами задержания могут быть опасения, что подозреваемый, в
случае оставления на свободе:
– будет продолжать преступную деятельность;
– скроется от следствия или дознания;
– станет препятствовать установлению истины.




92
Важную роль для правильного определения мотивов задержа-
ния могут играть данные о прошлой судимости подозреваемого,
его характеристика, отсутствие постоянного места жительства и т. д.
Процессуальный порядок задержания выражается в том, что о
всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении
преступления, орган дознания или следователь обязаны составить
протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и ме-
сяца, места задержания, объяснений задержанного и времени со-
ставления протокола. Он подписывается лицом, его составив-
шим, и задержанным. В течение 48 часов с момента получения
извещения о произведенном задержании прокурор обязан дать
санкцию на заключение под стражу либо освободить задержан-
ного (ч. 3 ст. 122 УПК).
Причем, если протокол составляется от органа дознания, то он
в обязательном порядке полежит утверждению начальником со-
ответствующего органа дознания.
Только после составления протокола, лицо, задержанное по
подозрению в совершении преступления, приобретает статус по-
дозреваемого и приобретает все соответствующие права и обя-
занности.
Закон обязывает лицо, производящее задержание уведомить
семью или родственников подозреваемого, если известно место
их жительства. Однако при задержании по подозрению в совер-
шении тяжкого преступления уведомление семьи производится,
только если это не будет препятствовать установлению истины
по уголовному делу.
О задержании несовершеннолетнего его родители или лица,
их заменяющие, уведомляются во всех случаях независимо от
тяжести преступления, в совершении которого подозревается за-
держанный.
Об уведомлении делается отметка в протоколе задержания, с
указанием кто уведомлен, времени и способа уведомления.


Допрос подозреваемого или обвиняемого
в совершении преступления

Допрос подозреваемого (обвиняемого) – это следственное дей-
ствие, направленное на получение компетентными органами и


93
должностными лицами государства по борьбе с преступностью в
процессе дознания, предварительного или судебного следствия
показаний подозреваемого (обвиняемого) по поводу обстоя-
тельств, послуживших основанием для его задержания или
предъявленному обвинению, а равно по поводу известных ему
обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств.
Следователь обязан допросить обвиняемого немедленно после
предъявления ему обвинения.
Подозреваемый же должен быть допрошен немедленно, толь-
ко если он заключен под стражу. Однако если произвести допрос
немедленно не представляется возможным, подозреваемый дол-
жен быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момен-
та задержания. В остальном процессуальный порядок допроса
подозреваемого ничем не отличается о порядка допроса обвиняе-
мого, поэтому далее речь будет идти только о обвиняемом.
Допрос обвиняемого не может производиться в ночное время,
кроме случаев, не терпящих отлагательства.
Обвиняемый допрашивается в месте производства предвари-
тельного следствия. Следователь вправе, если признает это необ-
ходимым, произвести допрос в месте нахождения обвиняемого.
Обвиняемые, вызванные по одному и тому же делу, допраши-
ваются порознь, причем следователь принимает меры, чтобы они
не могли общаться между собой.
В начале допроса следователь должен спросить обвиняемого,
признает ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении,
после чего предлагает обвиняемому дать показания по существу
обвинения. Следователь выслушивает показания обвиняемого, а
затем в случае необходимости задает обвиняемому вопросы (ст.
150 УПК).
О каждом допросе обвиняемого следователь составляет про-
токол, в котором указываются данные о личности обвиняемого, в
том числе: фамилия, имя, отчество, время и место рождения,
гражданство, национальность, образование, семейное положение,
место работы, род занятий или должность, местожительство,
прежняя судимость, а также и другие сведения, которые окажутся
необходимыми по обстоятельствам дела.
Показания обвиняемого заносятся в протокол в первом лице и
по возможности дословно; в случае необходимости записываются
заданные обвиняемому вопросы и его ответы.


94
По окончании допроса протокол предъявляется обвиняемому
для прочтения или по его просьбе прочитывается следователем.
Обвиняемый имеет право требовать дополнения протокола и вне-
сения в него поправок. Эти дополнения и поправки подлежат
обязательному занесению в протокол.
По прочтении протокола обвиняемый своей подписью удосто-
веряет правильность записи его показаний. Перед подписью об-
виняемого в протоколе отмечается, прочитал ли протокол обви-
няемый лично или он ему был прочитан следователем.
Если протокол написан на нескольких страницах, обвиняемый
подписывает каждую страницу отдельно. Все дополнения и по-
правки в протоколе должны быть удостоверены подписью обви-
няемого и следователя.
Если допрос обвиняемого производится с участием перево-
дчика, то протокол допроса должен включать указание на разъяс-
нение переводчику его обязанностей и предупреждение об ответ-
ственности за заведомо неправильный перевод, что удостоверя-
ется подписью переводчика. В протоколе также отмечаются
разъяснение обвиняемому его права на отвод переводчика и по-
ступившие в связи с этим заявления обвиняемого.
Переводчик подписывает каждую страницу протокола и про-
токол в целом. Обвиняемый своей подписью в конце протокола
подтверждает, что сделанный ему в устной форме перевод прото-
кола соответствует данным им показаниям. Если протокол до-
проса был переведен на другой язык в письменном виде, то пере-
вод в целом и каждая его страница в отдельности должны быть
подписаны переводчиком и обвиняемым (ст. 151 УПК).
Лишь после дачи обвиняемым показаний, в случае его прось-
бы, ему должна быть предоставлена возможность написать свои
показания собственноручно, о чем делается отметка в протоколе
допроса. Показания подписываются обвиняемым и следователем.
Следователь, по ознакомлении с письменными показаниями
обвиняемого, может задать ему дополнительные вопросы. Эти
вопросы и ответы на них записываются в протокол. Правиль-
ность записей вопросов и ответов удостоверяется подписями об-
виняемого и следователя.
Очная ставка – это одновременный допрос двух ранее допро-
шенных лиц по очереди, в присутствии друг друга, по одним и



95
тем же обстоятельствам, с целью устранения имеющихся в их
показаниях существенных противоречий.
Поскольку участвующие в очной ставке свидетели, потерпев-
шие, подозреваемые или обвиняемые, уже были допрошены ра-
нее, протокол очной ставки не содержит анкетной части: после
указания времени и места его составления, а также наименования
производящего ее лица, указываются лишь фамилия, имя, отчест-
во допрашиваемых и их процессуальное положение.
Если на очной ставке допрашиваются свидетели и потерпев-
шие, то они до начала очной ставки предупреждаются об ответ-
ственности за отказ от дачи показаний, а также за дачу заведомо
ложных показаний по ст.ст. 307 и 308 УК РФ, что отмечается в
протоколе и удостоверяется их подписью.
Перед допросом лицо, производящее дознание, или свидетель
опрашивают лиц, между которыми производится очная ставка,
знают ли они друг друга и в каких отношениях находятся. После
этого вызванным на допрос предлагается поочередно дать пока-
зания по тем обстоятельствам, для выяснения которых произво-
дится очная ставка.
«Оглашение показаний участников очной ставки, содержа-
щихся в протоколах предыдущих допросов, а также воспроизве-
дение звукозаписи этих показаний допускается лишь после дачи
ими показаний на очной ставке и записи их в протокол» (ч. 3 ст.
163 УПК).
Следователь в целях конкретизации этих показаний и устра-
нения неясностей может задавать вопросы каждому из участни-
ков очной ставки. В протокол записываются не только ответы, но
и вопросы. Допрашиваемые на очной ставке лица с разрешения
следователя могут задавать друг другу вопросы, которые, как и
ответы на них, записываются в протокол.
Протокол очной ставки прочитывается допрошенным лицам,
после чего каждый из них подписывает свои показания и каждую
страницу в отдельности, а затем он подписывается лицом, произ-
водящим дознание или следователем.




96
Осмотр и освидетельствование

Осмотром называется следственное действие, направленное
на обнаружение на месте происшествия, предмете или документе
различных признаков и обстоятельств, имеющих значение для
расследования дела.
Непосредственная его цель – обнаружить на местности, в по-
мещении и на предметах такие признаки, которые могут устано-
вить и разъяснить существенные для дела обстоятельства, зафик-
сировать эти признаки в целях дальнейшего их использования в
процессе расследования.
Осмотр является единственным неотложным следственным
действием, которое может быть произведено до возбуждения
уголовного дела.
Осмотр производится в присутствии понятых.
Следователь вправе привлечь к участию в осмотре обвиняемо-
го, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, а также пригласить
соответствующего специалиста.
В необходимых случаях следователь производит при осмотре
измерения, фотографирование, киносъемку или видеосъемку, со-
ставляет планы и схемы, изготавливает слепки и оттиски следов.
Осмотр предметов и документов, обнаруженных при выемке
или обыске, осмотре места происшествия, местности и помеще-
ния, следователь производит на месте производства соответст-
вующего следственного действия. В этом случае результаты ос-
мотра записываются в протокол указанного следственного дейст-
вия. В случае, если для осмотра предметов или документов по-
требуется продолжительное время, или по иным основаниям,
следователь производит осмотр по месту производства следствия.
В необходимых случаях изымаемые предметы упаковываются и
опечатываются.
Осмотр почтово-телеграфной корреспонденции производится
в присутствии понятых из числа работников почтово-
телеграфного учреждения.
Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения произво-
дит следователь в присутствии понятых и с участием врача-
специалиста в области судебной медицины, а при невозможности
его участия – иного врача. При необходимости для осмотра трупа
привлекается также другой специалист.


97
В случае необходимости извлечения трупа из места захороне-
ния следователь выносит об этом постановление. Извлечение
трупа производится в присутствии следователя, понятых и врача-
специалиста в области судебной медицины, а при необходимости
– в присутствии и иного специалиста.
О производстве осмотра следователем составляется протокол
по общим правилам (см. ст.ст. 141 и 142 УПК).
В протоколе описываются все действия следователя, а равно
все обнаруженное при осмотре в той последовательности, как
производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное на-
блюдалось в момент осмотра. В протоколе перечисляется и опи-
сывается также все изъятое при осмотре.
Освидетельствованием называется следственное действие,
направленное на установление на теле человека следов преступ-
ления или особых примет, если при этом не требуется производ-
ство судебно-медицинской экспертизы.
Фактическое основание освидетельствования – наличие доста-
точных данных, позволяющих полагать, что на теле подозревае-
мого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля имеются следы
преступления или особые приметы.
Формальное основание освидетельствования – вынесение мо-
тивированного постановления.
О производстве освидетельствования следователь составляет
постановление. Это постановление обязательно для лица, в от-
ношении которого оно вынесено.
Освидетельствование производится в присутствии понятых, а
в необходимых случаях с участием врача.
В тех случаях, когда это следственное действие сопровождает-
ся обнажением освидетельствуемого лица, оно производится в
присутствии понятых того же пола.
Следователь не присутствует при освидетельствовании лица
другого пола, если его освидетельствование сопровождается об-
нажением. В этом случае освидетельствование производится вра-
чом в присутствии понятых, а следователь записывает показания
со слов врача.
При освидетельствовании не допускаются действия, уни-
жающие достоинство или опасные для здоровья освидетельст-
вуемого лица.



98
О производстве освидетельствования следователем составля-
ется протокол по общим правилам.
В протоколе описываются все действия следователя, а равно
все обнаруженное при освидетельствовании в той последователь-
ности, как производился осмотр, и в том виде, в каком обнару-
женное наблюдалось в момент освидетельствования. В протоколе
перечисляется и описывается также все изъятое при освидетель-
ствовании.


Обыск и выемка

Обыск – это следственное действие, направленное на отыска-
ние и изъятие орудий преступления, предметов и ценностей, до-
бытых преступным путем, а также других предметов и докумен-
тов, которые могут иметь значение для дела. Обыск может про-
изводиться для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов.
Виды обыска:
– в помещении;
– в ином месте;
– личный обыск.
Основания делятся на фактические и формальные.
Фактические основания для производства обыска – это нали-
чие достаточных данных указывающих на то, что в каком-либо
помещении или ином месте, или у какого-либо лица находятся
орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступ-
ным путем, а также другие предметы или документы, могущие
иметь значение для дела.
Формальное основание – это вынесение мотивированного по-
становления о производстве обыска.
Цель обыска – розыск и изъятие объектов, перечисленных в
ст. 168 УПК.
Обыск производится по мотивированному постановлению
следователя и только с санкции прокурора. Санкционирование
обыска производится прокурором или его заместителем.
Однако в случаях, не терпящих отлагательства, закон допуска-
ет, что обыск может быть произведен и без санкции прокурора,
но с последующим сообщением прокурору в суточный срок о
произведенном обыске.


99
Производство обыска в ночное время, кроме случаев, не тер-
пящих отлагательства, не допускается.
При производстве обыска обязательно присутствие понятых.
Должно быть обеспечено присутствие лица, у которого произ-
водится обыск, либо совершеннолетних членов его семьи. В слу-
чае невозможности их присутствия приглашаются представители
жилищно-эксплуатационной организации или администрации.
Обыск в помещениях, занятых предприятиями, учреждения-
ми, организациями, производится в присутствии представителя
данного предприятия, учреждения, организации.
В необходимых случаях для участия в производстве обыска
следователь вправе вызвать соответствующего специалиста.
Лицам, у которых производится обыск, понятым, представи-
телям перед началом обыска должно быть разъяснено их право
присутствовать при всех действиях следователя и делать заявле-
ния по поводу этих действий, подлежащие занесению в протокол.
Затем следователь обязан предъявить постановление об этом,
и предлагает лицу, у которого производится обыск, выдать ору-
дия преступления, предметы и ценности, добытые преступным
путем, а также другие предметы или документы, могущие иметь
значение для дела. Если они выданы добровольно и нет основа-
ний опасаться сокрытия разыскиваемых предметов и документов,
следователь вправе ограничиться изъятием выданного и не про-
изводить дальнейших поисков.
При производстве обыска следователь вправе вскрывать за-
пертые помещения и хранилища, если владелец отказывается
добровольно открыть их, при этом следователь должен избегать
не вызываемого необходимостью повреждения запоров, дверей и
других предметов.
Следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были
оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства ин-
тимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других
лиц.
Следователь вправе запретить лицам, находящимся в помеще-
нии или месте, в котором производится обыск, а также лицам,
приходящим в это помещение или место, покидать его, а также
сноситься друг с другом или иными лицами до окончания обы-
ска.



100
При производстве обыска следователь должен строго ограни-
чиваться изъятием предметов и документов, могущих иметь от-
ношение к делу. Предметы и документы, запрещенные к обраще-
нию, подлежат изъятию независимо от их отношения к делу.
Все изымаемые предметы и документы предъявляются поня-
тым и другим присутствующим лицам и в случае необходимости
упаковываются и опечатываются на месте обыска.
Обыск в помещениях, занимаемых дипломатическими пред-
ставительствами, а равно в помещениях, в которых проживают
члены дипломатических представительств и их семьи, может
производиться лишь по просьбе или с согласия дипломатическо-
го представителя. Согласие дипломатического представителя на
выемку или обыск испрашивается через Министерство иностран-
ных дел.
При производстве выемки и обыска в указанных помещениях
обязательно присутствие прокурора и представителя Министер-
ства иностранных дел.
О производстве обыска следователь составляет протокол по
общим правилам. Он должен содержать указание на разъяснение
присутствующим лицам прав и сделанные ими заявления.
В отношении предметов и документов, подлежащих изъятию,
должно быть указано, выданы ли они добровольно или изъяты
принудительно, в каком именно месте и при каких обстоятельст-
вах они обнаружены. Все изымаемые предметы и документы, а
равно все описываемое имущество должны быть перечислены в
протоколе или приложенной к нему описи с точным указанием
количества, меры, веса или индивидуальных признаков и по воз-
можности их стоимости.
Если при выемке, обыске, наложении ареста на имущество
имели место попытки уничтожить или спрятать предметы и до-
кументы либо факты нарушения порядка со стороны обыскивае-
мых или других лиц, протокол должен содержать указание на это
и на меры, принятые следователем.
Протокол подписывается всеми участвующими в обыске ли-
цами.
Копия протокола вручается под расписку лицу, у которого
был произведен обыск, либо совершеннолетним членам его се-
мьи, а при их отсутствии – представителю ЖЭК или администра-
ции, а в организации – руководителю организации.


101
Личный обыск производится в целом по общим правилам обы-
ска за ниже перечисленными исключениями.
Личный обыск может быть произведен без вынесения поста-
новления и санкции прокурора:
– при задержании лица в порядке ст. 122 УПК,
– или заключении его под стражу,
– а также при наличии достаточных оснований полагать, что
лицо, находящееся в обыскиваемом помещении или ином месте,
скрывает при себе могущие иметь значение для дела предметы и
документы.
Личный обыск производится лицом одного пола с обыскивае-
мым и в присутствии понятых того же пола (ст. 172 УПК).
Выемка – это самостоятельное следственное действие, которое

<<

стр. 3
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>