<<

стр. 2
(всего 11)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


Разработайте и утвердите на общем собрании должностные инструкции для каждого
4. сотрудника в штатной сетке, исходя из своих представлений о наборе и качестве
услуг. Утвердите график работы, исходя из своего представления об удобстве, например, с
12-00 до 20-00 со вторника по субботу.

Объявите всем жителям о поиске подходящих кандидатур на посты в штатном
5. расписании, утвержденном большинством жителей очно-заочным голосованием. По
каждой штатной единице проведите интервью с кандидатами. Принимайте на работу
сотрудников от уборщицы до управляющего исключительно с трехмесячным
испытательным сроком. Обязательно заручитесь рекомендациями с предыдущих мест
работы. Если кандидат на предложенный вами пост пришел из другого жилищного
объединения, узнайте мнение рядовых членов о его работе и о методах общения с
клиентами.

Начинайте подбор штата с наименьшей шкалы заработной платы. Для экономии средств
постарайтесь скооперироваться с другими ТСЖ для покупки услуг одних и тех же
специалистов по пол ставки, по четверть ставки. Шире привлекайте к работе
предпринимателей без образования юридического лица.


6. телефоны, всем жителям ФИО всехмогут приносить свои пожелания, предложения,
Объявите членов выборных органов и их контактные
а также место, куда они
жалобы и инициативы. За несколько дней до проведения заседания выборного органа
оповещайте об этом всех жителей, чтобы желающие могли присутствовать.
7. актам, регулирующим деятельность жилищных объединений,Кодекса, нормативным
Обеспечьте свободный доступ к тексту Устава, Жилищного
телефонам
контролирующих служб и т.д. Создайте правовую информотеку в каждом подъезде.




ПОЖАЛУЙСТА:

Не допускайте грубость, хамство, нарушение законов РФ и прав граждан. Не
уподобляйтесь тем, кого с трудом свергли!

Помните: право Гражданина на «справочку» (ордер, выписку…) не обременяется
никакими другими его обязательствами.

Ломайте систему человеконенавистничества, потому что жизнь устроена по принципу
бумеранга: тот, кто по лбу бьет другого - будет по лбу бит сам.




Смотри также:

Приложение 5 - протокол собрания жильцов,

Приложение 6 - комментарии к законодательным нормам, касающимся ТСЖ,

Приложение 7 - образец Устава ТСЖ.
Рекомендации рядовым членам ТСЖ по контролю над правлением ТСЖ


1. Вооружайтесь правовой, экономической и технической информацией об
управлении домом, а также текущей информацией обо всем, что вокруг вас и вашего
дома происходит. Покупая автомашину, стиральную машину, компьютер, вы же
читаете инструкции по их бережному использованию.

2. Помните поговорку "Доверяй да проверяй!" Держите правление под контролем
с первого дня. Безнаказанность и бесконтрольность это те две стихии, которые могут
совращать даже ангелов. Засыпайте правителей и контролеров вопросами об их
деятельности. Никакой даже самый добрый дядя не будет "на автомате" "грызть
глотку" за ваши интересы на 100%. Нужна постоянная стимуляция, подстегивание,
дыхание в затылок…

3. Будьте активными. Управляйте своим домом не от собрания к собранию, где все
орут и никого не слышно, а в периоды между собраниями. Представляйте правителям
свои жалобы, пожелания, инициативы, идеи, предложения. Добивайтесь их
рассмотрения.

4. Общайтесь! Общение, то есть поиск, получение, передача, распространение и
обмен информацией это и есть действенная форма коллективного управления большим
хозяйством. О доме каждый день вы должны знать все также, как вы знаете ежедневно
все о семье: что ели дети, во сколько пришел муж (жена)… Если для размещения всей
необходимой информации одной информационной доски вам покажется мало, требуйте
установки второй и третьей…

5. Вы соединили свои ресурсы с соседями для того, чтобы качество жизни изо дня в
день повышать, а стоимость ЭТОГО уменьшать. Совершенству нет предела и это факт.
Поэтому посещайте дома, которые лучше вашего и внедряйте более высокие
стандарты обслуживания. Уборщицы не моют лестницы в "хрущевках" не потому,
что "жители платят мало", а потому что последних это устраивает, и они другого не
требуют. Они не требуют исполнения даже минимального норматива.

6. Хозяева и наемный персонал всегда "притираются" друг к другу. Рачительный
хозяин всегда смотрит, где бы поэксплуатировать наемного работника. Работник
приглядывается, где бы можно схалтурить. Качество покупаемых вами услуг и работ
будет определяться тем, как вы поведете себя с обслуживающими фирмами и
персоналом с первых дней: предотвращать всегда все легче, чем лечить и "удалять".
Именно от личности зависит блеск и чистота на одной площадке и хаос на другой.



От редакции: При любой форме управления надо создать реальный контролирующий
орган (домком, например), который будет контролировать исполнительный
– правление ТСЖ, старшего по дому или управляющую компанию. И надо
регулярно организовать общие собрания или голосования жильцов дома по
различным вопросам (образец бюллетеней для голосования см. в
Приложении 27).



Смотри также Приложение 16. Жалоба против навязанных ТСЖ услуг.
Как ТСЖ и управляющие компании становятся заложниками большого бизнеса[14]

С тех пор, как домовладельцы получили право участвовать в управлении своей
недвижимостью, тянется нескончаемая череда скандалов между управдомами и
жильцами. Собственников и арендаторов недвижимости категорически не устраивает
работа эксплуатирующих компаний. Но других кандидатур на роль управдома у них,
похоже, пока нет.

Жильцы дома на улице Островитянова оказались по разные стороны баррикады: в марте
2005 года здесь сместили управляющую компанию (УК), "посаженную" на дом
застройщиком. Было создано новое товарищество собственников жилья (ТСЖ) и принято
решение управлять домом самостоятельно, не нанимая другую компанию. Прошло
полгода, и выяснилось, что далеко не все жильцы рады тому, что "народ" взял власть в
свои руки. В октябре планируется новое собрание жильцов, которое вполне может
закончиться сменой нынешнего правления. И так, как можно догадаться, до
бесконечности: делить власть в нашей стране намного интереснее и выгоднее, чем
работать.

Подобный случай из частного грозит дорасти до типичного. Особенно, если дело касается
новостроек. Ведь пока идет процесс оформления квартир в собственность, домом, как
правило, управляет дочерняя, или аффилированная с застройщиком компания, которая
"прикрывает" строительный брак и все дефекты до момента истечения гарантийного
срока. После чего все недоделки благополучно достаются домовладельцам. Через пару лет
после заселения количество претензий к назначенной управляющей компании
накапливается до критического уровня. Однако если решение о смене эксплуатирующей
компании девелопера приходит само собой, то решение о выборе новой УК дается
значительно труднее. Более того, самостоятельное управление домовладельцев сменой
УК, как правило, заканчивается тупиковыми или кризисными ситуациями. Зачастую
жильцы просто не в состоянии договориться между собой. Однако причина не только в
человеческом факторе. Не существует публичной и прозрачной практики выбора и
приобретения услуг управляющих компаний… Выбор новой УК можно было бы
осуществлять на основании информации в открытых источниках, но ее в
структурированном виде просто нет. Рекомендации других пользователей недвижимости,
оценивших работу независимой УК на своем примере, тоже не выход. Позитивный опыт в
этом случае часто оказывается случайностью, а не закономерностью - слишком велика
вероятность, что он не будет тиражирован на будущих объектах. Вопрос о том, что делать
домовладельцам, решившим самостоятельно управлять своей недвижимостью, по-
прежнему остается открытым.

Коммунальный интерес

Подавляющее большинство УК (98-99%) так или иначе аффилированы с девелоперами
или с муниципальными властями, либо фактически обслуживают корпоративные
интересы единственного собственника нескольких объектов. Причины экспансии
застройщиков на рынке эксплуатирующих компаний вполне очевидны. Их основная цель
– благополучно сдать дом госкомиссии и в эксплуатацию. Дело в том, что после
возведения застройщик должен передать дом на обслуживание эксплуатирующим
компаниям. Это может быть ДЭЗ или подобная ему организация. Однако ДЭЗы за годы
своего существования доказали свою неэффективность, а рынок эксплуатирующих фирм в
Москве только начинает формироваться. Поэтому многие крупные строительные
корпорации организовали собственные эксплуатационные службы. Созданное
застройщиком и инвестором ТСЖ, как правило, передает функции по эксплуатации дома
"своим" коммерческим управляющим компаниям. Таким образом, ТСЖ и
эксплуатационная фирма благополучно принимают дом на баланс и "прикрывают"
застройщика…

Отсюда – еще одна цель: "выжать" из домовладельцев как можно больше денег. Здесь
постарается каждый. Эксплуатирующая компания застройщика пытается собирать с
жильцов максимум платежей еще до того, как они оформят свои права на жилплощадь.
Например, установить планку стоимости услуг управляющей компании, идентичную
элитному жилью (от $2 за м2 в месяц).

У ТСЖ – свои способы честного отъема денег у населения. Кроме сумм за жилищные
услуги (платеж за техническое обслуживание дома рассчитывается по площади квартиры)
и коммунальные услуги с фиксированными тарифами (свет, газ, отопление,
водоснабжение) через товарищество собственников проходят дополнительные средства на
управление домом. Например, деньги за услуги, повышающие комфортность (уборка
территории, разведение цветника у подъезда и т.д.). При этом эксплуатирующие фирмы
совместно с ТСЖ могут предлагать собственные расценки на эти дополнительные услуги.
Никаких норм (минимумов-максимумов) здесь не существует. Цена назначается в
зависимости от фантазии заинтересованных лиц. Добавим сюда тот факт, что выбранная
товариществом эксплуатирующая компания имеет право сдавать в аренду технические
помещения дома, использовать фасады и крыши для размещения рекламы - и мы получим
роскошное поле для деятельности (и заработка).

Мизерное же количество независимых управляющих компаний, работающих в жилищном
секторе – это организации, которые представляют собой артели из 30-40 специалистов,
занимающихся частной практикой и зарегистрировавших для этих целей общество с
ограниченной ответственностью. Понятно, что ответственность таких независимых
управленцев действительно минимальна. Они не обладают ни собственным оборотным
капиталом, ни основными средствами, необходимыми для эффективной деятельности.
Продолжительность жизни таких "контор" определяется динамикой их отношений с
жильцами двух-трех обслуживаемых домов. Это означает, что любой конфликт, скорее
всего, приведет к прекращению существования компании… При современном зачаточном
состоянии жилищно-коммунального хозяйства и при существующих низких расценках на
содержание домов частный бизнес вряд ли активно пойдет в сферу управления
недвижимостью.

Частные фирмы не стремятся в этот бизнес еще и потому, что до сих пор каждая
конкретная практика жилищного управления уникальна, а у эксплуатирующих компаний
нет единого проектного подхода к разным объектам. Этим объясняется и тот факт, что у
тех немногих частных управляющих компаний, которые работают на рынке жилищного
управления, могут быть как крайне позитивный, так и крайне негативный опыт.
Привлекая такую фирму, клиент не имеет гарантий, что в следующий раз получится так
же хорошо, как и в предыдущий. Другими словами, есть прецеденты, но нет
закономерности. Пока принято считать, что в сфере управления жилой недвижимостью не
требуется внимания к формализации, стандартизации, брендингу услуг, хотя в сегменте
коммерческой недвижимости это уже норма…

Товарищи по несчастью

Допустим, что жильцы избавились от навязанного им управдома и решили взять власть в
свои руки. Для принятия подобного решения необходимо письменное согласие половины
его жителей. Если речь идет о многоквартирном доме или жилом комплексе на сотни
квартир, четверть из которых, скорее всего, являются инвестиционными, то принять
единогласное решение практически невозможно. Другими словами, собственники не
горят желанием участвовать в каких-либо собраниях. Если кто-то говорит, что в
новостройке на собрании жильцов по всем правилам избрали ТСЖ и (или) новую УК, не
верьте - правила были нарушены группой заинтересованных людей… Также нет никаких
гарантий, что никто в своих интересах не поставит под сомнение правомочность
предыдущего собрания… В большинстве случаев такие активисты не намерены
эксплуатировать недвижимость. Их цель - "увести" дом от одной управляющей компании,
чтобы затем отдать его в руки другой за соответствующее вознаграждение. Скоро можно
будет говорить о появлении на рынке ЖКХ новых игроков - своего рода брокеров,
которые за комиссионные станут продавать право на эксплуатацию зданий.

Собравшись, жители неизбежно столкнутся с проблемой неоднородности как социального
состава дома, так и формы собственности на жилье. Разница заключается в том, что
собственники смогут голосовать по всем вопросам сами, а за людей, которые проживают
по договорам найма, принимать решение будет специальный орган власти,
представляющий интересы города (поскольку именно город является собственником
данного жилья). При этом вес голоса пропорционален не количеству, а площади
муниципальных квартир.

Однако даже если жильцы объединятся, то их ждет изнурительный "бег с препятствиями".
Во-первых, чтобы сместить ТСЖ застройщика, жильцы должны создать свое собственное
ТСЖ. Чтобы оно заработало, необходимо общее собрание собственников квартир, на
котором они выбрали бы форму управления. Только подав заявление на членство в
правление товарищества, жители получают право принимать участие в деятельности
ТСЖ, в том числе избираться и быть избранными в правление. Но лишь после того, как
более 50% квартир в доме оформлено в собственность (засвидетельствованы в едином
государственном реестре). А теперь представьте, что в Москве оформление прав на
недвижимость занимает от года до двух (причем в ряде случаев этот процесс затягивается
не без участия застройщика). Таким образом, пока у покупателей нет юридических прав
на квартиру, они не могут вступить в ТСЖ или выбрать новую эксплуатирующую
компанию. То есть пока дом, уже сданный Госкомиссии, находится в стадии оформления
в собственность, им будет управлять структура, аффилированная с компанией-
застройщиком. Согласно закону о ТСЖ застройщик после сдачи дома на баланс должен
сам инициировать собрание и предложить жильцам решить вопрос о своем членстве в
ТСЖ и дальнейшей стратегии управления домом. На практике так поступают единицы…

Дворников не выбирают

Пока Жилищный кодекс предусматривает три варианта самоорганизации жильцов,
которая в марте 2006 года должна приобрести массовый характер. Два из них уже
существуют – это ТСЖ, которые, являясь юридическими лицами, или самостоятельно
выбирают подрядчика на оказание услуг по эксплуатации дома, или делегируют данные
полномочия УК.

Новый кодекс добавляет еще одну форму объединения – управление дома
собственниками без образования юридического лица. Выбор способа управления зависит
от самих жильцов, их способности и желания содержать жилище. Однако для того, чтобы
самим организовать эксплуатацию дома, нужно иметь хотя бы общее представление о его
технических параметрах и технологии ремонта. По мнению экспертов, наиболее простой,
но и самый затратный вариант – передать весь комплекс работ управляющей компании за
30-40% комиссионных.
Добровольное или принудительное решение застройщика передать ТСЖ домовладельцам
вовсе не означает, что проблемы с эксплуатацией дома исчезнут… После двух-трех лет
эксплуатации застройщики отдают дома в таком состоянии, что жильцы впадают почти в
шоковое состояние. Другими словами, эксплуатирующая компания не передает
управление домом, а попросту его прекращает. Решение владельцев о создании
товарищества означает лишь введение внутреннего управления.

Получается парадоксальная ситуация: с одной стороны, выбор, кому доверить дом,
вправе делать домовладельцы. С другой стороны, выбора у них нет. Ведь возможность
контролировать расходы у жильцов появится только в том случае, если они заключат
договоры напрямую с эксплуатационными службами (во всех прочих вариантах роль
ТСЖ сводится к роли "свадебного генерала").

Однако по пути прямых договоров идут единицы. Очень уж хлопотно получается! Так,
почти все возможные пути прошли жильцы дома на Мичуринском проспекте...
Отказавшись от услуг эксплуатирующей компании, жители попытались управлять домом
самостоятельно. Домовладельцы решили, что их управленческих ресурсов и навыков
окажется достаточно для решения всех проблем. Изначальная концепция подразумевала,
что 17 жильцов будут курировать определенный блок вопросов - финансы, право,
строительство, и т.д., нанимая соответствующих субподрядчиков. Такое управление
продлилось около полугода. В итоге у жильцов не хватило ни времени, ни терпения. Тогда
было найдено другое решение. ТСЖ продолжает вести самостоятельную финансовую
деятельность, при этом заключая договоры с несколькими разнопрофильными
подрядчиками. Например, управляющая компания по договору оказания услуг
предоставляет оперативных менеджеров и координирует подрядчиков; консалтинговая
компания предоставляет финансовое, правовое и документальное сопровождение;
отдельные договоры заключены с локальными монополиями ("Мосэнерго",
"Мосводоканал" и др.), охранным предприятием и мелкими контрагентами. При такой
схеме работы ТСЖ имеет полный контроль над деньгами, которые проходят через
расчетные счета товарищества, а не управляющей компании. Домовладельцы же
коллегиально выбирают подрядчиков для разных типов работ…



От составителей: Если вы интересуетесь деятельностью ТСЖ по заключению
договоров с разнопрофильными производителями услуг и/или
заинтересованы в создании подконтрольных вашим ТСЖ управляющих
компаний, обращайтесь к специалистам Института Проблем
Глобализации (см. Контакты в конце брошюры).
Буржуазный Жилищный Кодекс: вопросы и ответы

Взгляд из правительства

Из интервью с руководителем департамента строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации Леонидом
Чернышовым[15]

– Вы согласны с Минэкономразвития в том, что рост тарифов на ЖКХ вносит
основной вклад в инфляцию?

– Вопрос регулирования тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в
условиях перехода к предъявлению населению экономически обоснованной стоимости
этих услуг является ключевым не только для обеспечения устойчивого функционирования
коммунальных предприятий, но и для экономики в целом. И здесь нельзя не согласиться с
тем, что рост цен и тарифов на услуги ЖКХ оказывает непосредственное влияние на
инфляционные процессы. На рост величины платежа потребителя жилищно-
коммунальных услуг (ЖКУ) влияет и инфляционная составляющая, ведущая к росту
тарифов, и увеличение оплаты ЖКУ населением от уровня экономически обоснованного
тарифа. Ведь когда населению предъявлялась к оплате только часть (35–60%)
экономически обоснованных тарифов, остальные средства должны были дотироваться из
бюджета предприятиям ЖКХ. В среднем, начиная с 1993 г., ежегодно бюджет
недоплачивал коммунальным предприятиям около 70 млрд. руб. Таким образом,
сложившаяся в эти годы система недофинансирования жилищно-коммунального
хозяйства длительное время являлась своеобразным демпфером, сдерживающим
инфляционные процессы в экономике. Подобная практика была возможна, потому что
деньги перечислялись предприятиям. Переходя к 100%-ной оплате населением услуг
ЖКХ и внедряя адресную социальную поддержку населения по оплате ЖКУ путем
«передачи» средств поддержки гражданам, государство лишает себя сдерживающего
инфляцию инструмента.

– В каком состоянии находится ЖКХ сегодня?

– Жилищно-коммунальное хозяйство испытывает острую потребность в обновлении
основных фондов. Четверть из них отслужили свой срок: потери тепла при эксплуатации
существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы. Более половины из
эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений перегружены, требуют
срочной реконструкции. Обострилась проблема обеспечения населения России питьевой
водой нормативного качества в достаточном количестве. Планово-предупредительный
ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения уступил место аварийно-
восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых зачастую в 2-3
раза выше, чем затраты на их предотвращение. Более половины из общего количества
аварий на водопроводно-канализационных сетях происходят по причинам их ветхости.
Дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений приведет к значительному
увеличению количества аварий. Все это усугубляет нехватку ресурсов, ведет к
лавинообразному накапливанию недоремонта и падению надежности.

– В чем же проблема коммунального хозяйства?

– Проблема в том, что все, чем располагает российское ЖКХ, создавалось в условиях
индустриального строительства за счет централизованных финансовых средств
госкапвложений. Тогда предполагалось, что и модернизироваться вся эта инженерная
инфраструктура и жилье будут также за счет государства, которое предусмотрит в
бюджете средства и в плановом порядке проведет необходимые работы. Однако с
переходом страны к рыночным условиям хозяйствования институт госкапвложений для
нужд ЖКХ утратил свое прежнее значение. С 1992 г. мы постоянно ужимаем ресурсы,
выделяемые коммунальному хозяйству из федерального бюджета на капитальное
строительство. Более того, в соответствии с существующим законодательством с 2006 г.
ресурсы на эти цели не будут предусмотрены и на региональном уровне: вопросы ЖКХ
отнесены к исключительной компетенции местного самоуправления.

– Вы считаете, что надвигается инфраструктурный кризис?

– Системный кризис уже начался. Не нужно ждать потрясений, надо понимать, что кризис
не может быть обвальным и одновременно случиться по всей стране. Он происходит
точечно, захватывая все больше и больше поселений. При этом необходимо понимать, что
редко, когда в одном месте отказывают все системы сразу: обрушаются дома, выходят из
строя очистные сооружения, котельное и сетевое хозяйства, не ремонтируются дороги и
не проводится благоустройство, отключаются свет и газ. Но тот или иной кризисный
фактор присутствует сегодня в большей части населенных пунктов России. Причем с
каждым годом к имеющимся прибавляются новые, приближая нас к критической отметке.
Например, уже три года мы пытаемся решить проблемы в городе Усть-Кут Иркутской
области, где ситуация доведена до критической. Чтобы хоть как-то выровнять ситуацию,
туда вкладываются и федеральные, и региональные, и муниципальные средства. Чтобы
избежать кризиса по всей стране, необходимы огромные финансовые ресурсы. Мы не
должны забывать, что сфера жилищно-коммунального обслуживания есть сфера
социальная, политически высокорискованная для власти. Эта сфера даже в благополучной
Англии сейчас вызывает серьезные противоречия, так как требует основательной
правовой среды и культуры взаимоотношений между публичным характером
предоставления услуг и интересами частного бизнеса. У нас подобных отношений нет, а
правовое поле только выстраивается.

– Вы не думали о том, чтобы попросить денег на восстановление ЖКХ из
Стабилизационного фонда?

– Эти разговоры ведутся на уровне нашего министра Владимира Яковлева с членами
правительства. Он неоднократно говорил, что необходимы средства на развитие
городской инфраструктуры. Именно на развитие, потому что восстанавливать или
модернизировать инженерные системы, которые изначально неэффективны, нет никакого
смысла.

– На что будет делаться акцент в практической плоскости?

– В Минрегионразвития подготовлена концепция развития регионов. В ней ставка
делается на развитие систем жизнеобеспечения городов с использованием современных
технологий, проектных решений, материалов и оборудования. Нужно понимать, что в
этой многообразной отрасли есть такие сферы, как водоотведение, благоустройство и
дорожное строительство, которые всегда будут иметь бюджетную составляющую. В
теплоснабжении же надо переходить на модульные, автономные системы подачи тепла.
Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить
финансовое положение отрасли в долгосрочной перспективе. Ведь большинство проектов
модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально
являются коммерчески привлекательными. В городах, где реализуются такие
инвестиционные проекты, как правило, затраты окупаются за 3-5 лет. Это относится к
большим и средним городам России, где живет почти половина населения страны. В них
объемы поставляемых ресурсов значительны и окупаемость выше. Но таких городов в
стране всего около 200. Остальные россияне живут в малых городах и поселениях, где
инфраструктура и жилье, построенное в период индустриального домостроения, также
нуждаются в модернизации, но, пожалуй, бизнес туда придет не скоро. Муниципальных
образований такого рода насчитывается 24 тыс. В этом случае потребуются бюджетные
средства для развития, так как ни иностранный, ни отечественный инвестор туда не
пойдет. Он будет инвестировать только в крупные, промышленно развитые города:
Москву, Санкт-Петербург, Пермь, Оренбург и др.

– Но считается, что бизнес не особенно интересуется коммуналкой?

– Пока это действительно «спящий» для бизнеса сектор экономики. Но думаю, ненадолго.
В других странах это совершенно нормальный, эффективно работающий сектор
муниципальной экономики. Но там население оплачивает полностью все услуги, отлажена
система тарифного регулирования. Управляющая компания, решившая поднять тариф,
выносит это на публичное обсуждение, чтобы объяснить населению, почему она это
делает. Кроме того, все это происходит в условиях стабильной экономики, в которой нет
такого уровня инфляции, как у нас, и такого роста цен на энергоресурсы. В условиях
постоянного роста цен на составляющие коммунального тарифа нам приходится
объяснять населению, почему важно и нужно платить за услуги «полным» рублем.
Невыполнение бюджетом своих обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных
процедур формирования и изменения тарифов обуславливают непривлекательность
жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций.

– Нужны будут крупные инвестиции в отрасль?

– Не только о привлечении инвестиций должна идти речь. Сегодня принципиально важно
привести в коммунальный сектор эффективный бизнес-менеджмент. Это важнее, потому
что инвестиции лишь его следствие. При отсутствии эффективного менеджмента не
помогут никакие инвестиции, так как деньги у нас не раз закапывались в землю. Но
частный бизнес должен оценить риски вхождения в этот сектор. Основных рисков, по
существу, два. Во-первых, отсутствие должной культуры договорных отношений между
собственником и оператором, а также между оператором и потребителями коммунальных
услуг. В коммунальном секторе у нас договоры сейчас практически не работают. Во-
вторых, ценообразование, тарифное регулирование. О варианте концессионных
соглашений можно говорить только в том случае, если ответственность за регулирование
тарифов на услуги тепло- и водоснабжения будет лежать на органах местного
самоуправления, потому что ключевая позиция договора сдачи собственности в аренду
или в концессию – это договоренность о том, как будет выстраиваться ценовая политика.

– Вы сейчас упомянули концессионные соглашения. Чем они важны для
коммунальной отрасли?

– Отсутствие Закона «О концессионных соглашениях» мешало инвесторам эффективно и
не опасаясь произвола властей вкладывать средства в модернизацию объектов публичной
инфраструктуры, которую нельзя приватизировать: в обновление коммунальных сетей, в
строительство дорог и т.д. Смысл договора концессии в том, что частный оператор и
муниципалитет делят между собой риски по состоянию и развитию коммунальной
инфраструктуры. Заключается контрактное соглашение, формируется соответствующая
тарифная политика, концессионер принимает на себя определенные инвестиционные
обязательства. В такой ситуации задача органов местной власти – не принимать участие в
управлении, а отслеживать только через систему мониторинга, систему целевых
показателей, насколько хорошо концессионер выполняет свои обязанности, справляется
он с поставленной задачей или не справляется. Государству же необходимо решить две
проблемы: сформировать доступную, последовательную методику ценообразования,
которая заинтересовала бы в сокращении затрат, и создать систему взаимоотношений
между частным бизнесом и муниципальной или государственной собственностью. Радует,
что Закон «О концессионных соглашениях» принят Федеральным собранием в весеннюю
сессию.

– Тарифное регулирование есть некий компромисс между поставщиками и
потребителями?

– С точки зрения того, какое качество услуг мы хотим иметь в конкретном поселении. То
есть в любом случае ответственность лежит на местном сообществе, все операции
проходят через соответствующие институты – органы местного самоуправления. Эту
проблему местное сообщество обязано осознавать и решать в каждом отдельном случае. А
для того, чтобы успешно ее решить, нужны достаточно жесткие методические правила.
Такие правила, безусловно, будут прописаны на федеральном уровне. Регулирование – это
ответственность двух сторон. И задача федерального законодательства – определение
меры ответственности регулятора.

– Давайте еще раз уточним, когда ЖКХ будет передано на местный уровень?

– Начиная с 2006 г. законодательно ответственность за организацию, содержание и
развитие муниципальных систем жизнеобеспечения отнесена к предметам ведения
местного самоуправления. Коммунальные предприятия тепло- или водоснабжения
должны стать акционерными предприятиями, 100% акций которых пока будут
принадлежать муниципалитету. Такая модель, связанная с закреплением собственности за
органами местного самоуправления и с привлечением частного бизнеса для управления
собственностью, на наш взгляд, крайне привлекательна для бизнеса. Вариант, где
собственность остается муниципальной, а работает на ней частный бизнес, – это путь, по
которому сейчас идут страны третьего мира. Подобная практика открывает перспективы
для развития бизнеса в этом секторе муниципальной экономики, привлечение сюда
инвестиционных ресурсов, так как становится понятной и прозрачной экономика этой
деятельности.

– Что должно быть сделано на местном уровне?

– Сейчас мы реализовывали один из самых непопулярных элементов реформы: повысили
уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг до 100%. Это то, что можно было сделать
с федерального уровня в рамках формирования межбюджетных отношений. Местная
власть должна принять решение: либо она оставляет коммуналку вообще без денег, либо
идет на непопулярные для себя меры и также увеличивает оплату жилья и коммунальных
услуг до 100%. В тех регионах, где этот процесс происходит последовательно, где
соблюдался режим повышения оплаты, там население вообще не обратило внимания на
этот процесс, тем более что регионы ввели новую, разработанную Федерацией систему
социальной защиты населения.

– Вы говорите о монетизации льгот в ЖКХ?

– Хочу подчеркнуть, что у нас не было и не будет никакой монетизации: мы уже давно
используем совсем другой механизм. В большинстве регионов страны осуществлен
переход к адресной социальной защите малоимущих категорий населения по оплате
жилищно-коммунальных услуг через персонифицированный учет граждан, нуждающихся
в социальной поддержке и предоставлении им субсидий и льгот. Теперь деньги на оплату
ЖКУ, включая социальную помощь государства, концентрируются у потребителя услуг, и
он «полным» рублем рассчитывается за ЖКУ. В этом году государство особенно
постаралось по максимуму выполнить свои финансовые обязательства перед
малоимущими и льготниками.



От редакции: В приведенном, достаточно откровенном, интервью хочется обратить
внимание на несколько моментов. С одной стороны, это признание в том,
что 100%-ная оплата услуг ЖКХ населением подстегивает инфляцию. А
использование средств Стабилизационного фонда в виде государственных
вложений в развитие ЖКХ как раз могло бы стать сдерживающим
инфляцию механизмом. Таким образом, политика президента и
правительства, уводящая «нефтегазовые» доллары из отечественной
экономики, прямо стимулирует ее развал, в том числе в виде
инфраструктурных, а значит, социальных, катаклизмов.

С другой стороны, концессионное будущее ЖКХ (сдача объектов в
коммерческое пользование частному капиталу за взимаемую фиксированную
плату в госбюджет) также не принесет ожидаемого бума в отрасли.
Капитал идет лишь в те сферы, которые обещают ему высокую прибыль
при низких вложениях. Для сотен тысяч небольших городов и поселков нашей
страны такая возможность ныне закрыта.

И, наконец, остается поражаться логике нашего государства, которое,
закрывая глаза на свои многолетние миллиардные долги перед ЖКХ страны,
бесстыдно узаконило выселение своих граждан из их жилья за неуплату
сумм, ничтожных по сравнению со своими задолженностями перед
населением.



Взгляд оппозиции

Из интервью депутата Государственной Думы ФС РФ Олега Шеина

- Будут ли пересмотрены очереди на предоставление жилья?

- Нет. Те, кто стоял в очереди, будь то льготная или общая, по состоянию на 1 марта, из
нее не будут вычеркнуты. Другой вопрос – будет ли она двигаться, если отныне
приоритетной категорией признаются малоимущие.

- Как квартира будет предоставляться в найм?

- Здесь есть принципиальные вещи. Вводится два вида найма - социальный и
коммерческий. Социальным является, напр., обычное проживание в неприватизированной
квартире. То есть, человек платит за жилищные и коммунальные услуги в соответствии с
их себестоимостью. А вот коммерческий найм предполагает, что собственник сдает
квартиру по коммерческим условиям. Это есть и сегодня, но это впервые узаконено.
Последствием может стать, скажем, появление доходных домов. В них домовладелец
(предприниматель) сможет сдавать жилье по расценкам, которые сам же и установит (ст.
19 ЖК).

- Можно ли приватизировать квартиру?

- Если Вы по состоянию на 1 марта, имеете на руках ордер, то право приватизации у вас
сохраняется до 1 января 2007 года. После этой даты приватизировать не получится уже
никогда. Кстати, до 1 января 2007 года можно и "расприватизировать" жилье - отдать
право собственности на него обратно властям (Закон "О вступлении в силу ЖК").

- Нужно ли приватизировать квартиру?

- Желательно. У владельца неприватизированной квартиры меньше прав. Чтобы вселить
даже члена семьи в свое жилье он должен спросить разрешения у чиновника, а тот вправе
отказать (ст. 70). Он не имеет права голоса на собрании жильцов дома (ст. 36). Наконец,
его могут выселить за долги по коммунальным платежам. Правда, долги должны
возникнуть по "неуважительной причине", а низкий уровень доходов относится к
причинам уважительным (ст. 90). Но все это – лишняя нервотрепка, и лучше обойтись без
нее.

- Есть опасность, что с жильцов приватизированных квартир будут брать высокий
налог?

- Пока такое решение не принято. Но с жильцов квартир неприватизированных будут
брать плату за найм. Ее размер будет зависеть от качества жилья, но определять его будет
мэрия по собственному усмотрению. Малоимущие от платы за найм освобождаются (ст.
157). Если доходы в семье в расчете на одного человека ниже прожиточного минимума.

- А кто такие малоимущие?

- Нет пока методики, правительство ее еще не подготовило.

- Будет ли обязательное страхование жилья?

- Пока нет.

- Вправе ли жильцы многоквартирного дома запретить размещение в доме офиса,
кафе, парикмахерской и пр.?

- Если речь идет о переводе жилого помещения в нежилое самим собственником
квартиры, тогда соседи не вправе вмешаться. Но если речь идет о местах общего
пользования (подвал, чердак и т.д.), то без согласия жильцов никто не вправе передать эти
места в пользование кому-то не было.

- Изменились ли с новым Жилищным Кодексом права бывших супругов и др.
членов семьи?

- Изменились. Если доходы бывшего члена семьи позволяют снять жилье по найму, либо
где-то у него есть иное жилье, суд примет решение о его выселении. Если денег у бывшей
жены нет, и нет другой крыши над головой, суд оставит ее в вашей квартире "на
определенный срок". Что такое "определенный срок" - неизвестно, и зависит теперь
исключительно от воли судьи. Если есть дети, то "суд вправе обязать собственника
жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других
членов семьи". "Вправе" – то есть не обязан. Опять-таки речь идет о свободе судьи
принимать любое решение. Любое решение будет законным (ст. 31 ЖК). Но собственник
вправе теперь продать свою квартиру и купить вместо нее другую, уже без всяких
обязательств перед бывшим супругом и детьми. Согласие органов опеки теперь не
требуется. Лично я думаю, что это очень неправильно. Авторы Кодекса рекомендуют
заключать брачные контракты и все прописывать в них, но это предложение нелепо к уже
существующим семьям.

- Мы живем в частном доме в центре города. Может ли мэрия отобрать у нас землю и
выселить на окраину?

- Это даже не вполне так, а хуже. "Для государственных и муниципальных нужд",
перечень которых не определен, может быть изъят и земельный участок, и снесены дома.
Об этом ему сообщается за год. Взамен изымаемого жилья никто квартиру давать не
обязан. Давать обязаны только деньги - "выкупную цену", включающую в себя рыночную
стоимость дома, расходы на переезд, найм нового жилья и оформление права
собственности на новое жилье. Оформление права собственности, насколько я понимаю,
означает не более, чем его регистрацию. Правда, далее написано, что власть "может
предоставить взамен изымаемого иное жилое помещение с зачетом его стоимости в
выкупную цену". То есть получается, что денег должно хватить на другое жилье. Но нигде
не сказано, что площадь этого жилья должна быть равноценна вашей, и что это жилье
должно быть в центре города. Теоретически, можно спокойно выселить из старых
строений в центре города и предложить взамен такие же старые строения на окраине.
Если Вы с таким решением не согласны, то дело будет рассматривать суд. Единственная
зацепка в суде для горожанина - постараться доказать, что "государственные и
муниципальные нужды» здесь ни причем. Но если Ваш дом является аварийным или
ветхим, то сам факт его сноса является "нуждой" и суд Вы не выиграете (ст. 32 ЖК).

- Изменится ли что-то с ЖЭКами?

- Уже меняется. Сейчас все больше муниципальных предприятий реорганизуются в ООО,
т.е. приватизируются. И чаще всего они переходят в руки тех же директоров или
чиновников, которые раньше управляли ЖЭКами. Есть плюсы в появлении частного
сектора, но гораздо больше минусов. Во-первых, за все эти годы накопились огромные
долги ЖЭКов перед жильцами – это все неоказанные услуги, которые были оплачены. Где
ремонт? Почему дома в таком плачевном состоянии? А потому что деньги ушли не туда.
А теперь нам предлагают простить эти долги, и заново начинать платить новым частным
коммунальным предприятиям, в том числе за капремонт, если ты собственник. Во-вторых,
что касается монополий (водоканалы, коммунэнерго, газовые службы), то их
приватизация только усугубит ситуацию, и повлечет за собой очередной скачок цен на
воду, тепло, газ. Здесь должна быть общественная собственность, т.е. муниципальная
собственность под контролем общества. Там, где возможна конкуренция, и,
соответственно, снижение цен и повышение качество, нужно дать жильцам права с тем
или иным предприятием самим заключить договор. По новому ЖК с 1 марта владельцы
приватизированных квартир, если их в доме большинство, смогут сами решать, кому и
сколько платить за обслуживание дома (ст. 156). В итоге я бы сказал, что частный бизнес
может войти в ЖКХ, но только в дополнении к общественному сектору.

- Обязательно ли проводить такое собрание?
Да, иначе будет хуже. Если сами люди за год не соберутся, мэрия вправе провести
конкурс и сама выбрать управляющую организацию. Договор с этой организацией
заключается на срок от года до пяти. Понятно, что лучше выбрать эту организацию самим
и заключить с ней договор на год (а потом посмотреть), чем отдавать такое право властям,
которые вправе заключить договор сразу на пять лет и смотреть ни на что особенно не
будут. Это будет делаться через конкурсы, но все мы знаем, как проводятся конкурсы.
Понятно, что если люди сами не примут решения об управлении собственными домами,
вместо рынка получится сговор нескольких компаний, на основе коррупционных связей с
местной властью получивших в безраздельное владение целые жилые массивы и города.
При этом тариф на услуги будет "договорным", а жителям скажут: "вы, граждане,
извините, но у вас была возможность самим определить способ управления домом. Вы
этого не сделали, а к нам, в мэрию, пришли всего две фирмы - «Одуванчик» и
«Наперсточек». Первая предложила платить за квадратный метр 20 рублей, а вторая - 22.
Поэтому мы, мэрия, выбрали "Одуванчик". Договор заключен на пять лет, обращайтесь в
2011 году".

Из трех формы управления, допускаемых новым ЖК, лучше всего выбрать
"непосредственное управление", которое дает право каждому отдельно заключать
договора с коммунальщиками. В отношении ремонта самого дома можно сделать
исключение и заключить общий договор (ст. 164). Но в любом случае собраться и
определиться нужно уже сейчас, в этом году. Иначе за вас решат другие.

- Где и как можно получить сведения об управляющих компаниях (включая штатное
расписание, сметы выполненных работ за последние годы), если, например, СМИ не
публикуют годовые балансы таких компаний, а местная власть отмалчивается, не
отвечая на письменные обращения жителей?

Особенность управляющей компании как формы состоит в том, что она будет собирать
деньги как за жилищные, так и за коммунальные услуги, выступая в роли посредника.
Думаю, что подобрать управляющую компанию без риска натолкнуться на мошенников,
будет весьма сложно. К тому же, никаких нормативных документов, регулирующих
деятельность управляющих компаний, нет. Более того, как член правительственной
комиссии по изменению ЖК РФ, могу сказать, что таких документов никто не готовит и
не собирается готовить. Поэтому, с моей точки зрения, лучше всего:
? от варианта с выбором именно управляющей компании отказаться вообще;

? пойти по пути ТСЖ или непосредственного управления. При этом посоветоваться
с уже существующими ТСЖ по вопросу: с какими именно бригадами слесарей,
дворников и т.д. лучше иметь дело. Кроме того, лучше заключить договор с тем
ЖЭКом или РЭУ, которое уже обслуживает этот район. Они, может, работают не
лучшим образом, но хотя бы никуда не сбегут с вашими деньгами.

- Как жители смогут отказаться от услуг управляющей компании, если до истечения
договора они поймут, что качество работ (по их мнению) не соответствует той плате,
которая с них взимается? Не окажутся ли суды завалены исками жителей? Не
парализует ли это работу не только судов, но и самих управляющих компаний, тем
самым ухудшит ситуацию в ЖКХ, которая и так на сегодняшний день далека от
идеальной?

- Суды не будут завалены исками. В соответствии с ФЗ-210 "О регулировании тарифов на
коммунальные услуги", который вступает в силу с 1 января 2006 года, потребителями
коммунальных и жилищных услуг являются: - управляющие компании; - ТСЖ; - жильцы
домов, выбравших непосредственное управление своими домами; - владельцы частных
домов.

Проще говоря, человек, живущий в ТСЖ либо в доме, переданном мэрией под контроль
управляющей компании, потребителем уже не является. То есть, на него не
распространяется закон "О защите прав потребителей" и он не имеет права подавать в суд
или прокуратуру при отключении отопления, электроэнергии, воды и проч. Что до тех
домов, где не мэрия выбрала управляющую компанию, а это сделали сами жители, то все
зависит от договора. Каким будет договор, такими будут и права. Если договор будет
прописан отчетливо, то при его невыполнении подать в суд можно, если договор будет
прописан туманно - то судебный процесс жильцами будет заведомо проигран.

- Есть ли другие модели работы ЖКХ в части предоставления услуг населению, чем
внедряемые сегодня? Если да, то не могли бы Вы привести несколько конкретных
примеров? Какие должны быть сделаны законодательные шаги, чтобы права
жителей реально, а не на бумаге были защищены?

- О чем говорила думская оппозиция и общественные организации с самого начала, и что
делается сегодня властью?

Мы предлагали обязать местную власть перед повышением тарифов проводить
экспертизу – вместо этого с 1 марта 2006 эта норма исключена из законодательства и
экспертиза экономической обоснованности тарифов более не обязательна.

Мы предлагали дать право людям самим выбирать обслуживающую дом организацию -
это право было дано, но лишь до 1 марта следующего года, на этой дате права людей
заканчиваются.

Мы предлагали сохранить солидарный принцип платежей лишь по жилищным услугам -
вместо этого вводится коллективная ответственность, и в случае, если деньги за
электроэнергию задолжали одни люди, отключат всех их соседей.

Мы предлагали сохранить государственную и муниципальную собственность на системы
жизнеобеспечения (водопровод, отопительные системы и проч.) - вместо этого принято
решение об их приватизации. Поэтому другие модели есть. Но их внедрение предполагает
пресечение воровства и расширение прав жителей. Тем, кто сегодня правит страной, это,
видимо, невыгодно.

- Как будет решаться вопрос проведения капитального ремонта домов, если
плановые сроки этого мероприятия были сорваны в период с 1991-2005 гг.? Будут ли
перечислены положенные на это средства из бюджета?

- Никаких обязательств по выделению не выделенных на ремонт в прежние годы средств
муниципалитет больше не несет. Хотя в ЖК РФ есть норма, разрешающая местным
органам власти выделять деньги на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Единственный плюс: теперь, хотя бы, помощь в капитальном ремонте не будет считаться
нецелевым расходованием средств.

- Будет ли лицензироваться деятельность управляющих и эксплуатирующих
организаций?
- Нет, этого не предполагается, хотя я считаю такой подход неверным. Учитывая
социальную значимость данного вида услуг и тот факт, что управляющие компании будут
"сидеть" на живых деньгах, думаю, что это принципиально важно, иначе грозит наплыв
мошенников.

- Как можно встать на очередь на улучшение жилищных условий после 1 марта?

- Для этого надо считаться "малоимущим". Критериев этого понятия пока нет, но
правительство должно разработать их в марте. На основании предложений правительства
будет принят региональный закон. Оснований для постановки на учет теперь четыре:
1. человек не имеет жилья вообще;
2. площадь квартиры слишком маленькая и в расчете на члена семьи не
соответствует нормативу;
3. жилое помещение не соответствует установленным требованиям (ветхое,
располагается в зоне подмочки и т.п.);

4. в составе семьи есть хронически больной человек, проживание в одной квартире с
которым невозможно. Перечень заболеваний будет утверждать правительство и в него
войдут, видимо, такие заболевания как туберкулез и псориаз.

Однако в ЖК есть и ст.53 «Последствия намеренного ухудшения гражданами
своих жилищных условий». Согласно ей граждане, «которые с намерением
приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны
нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в
жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных
намеренных действий». Это – иезуитская формулировка. Получается, если семья
очередников, не имея средств к существованию, например, продает последнее имущество,
которое у нее есть, скажем, квартиру, и приобретает меньшую по площади, оказывается
дважды пострадавшей.

А предоставление земельного участка для строительства дома и получение жилищной
субсидии вообще являются основанием для исключения из очереди (ст. 56 ЖК РФ).

- Очереди дождаться невозможно? Кто вправе получить жилье вне очереди?

- Теперь таких категорий только три. Это жители аварийных и ветхих домов, дети-сироты
и граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний (ст. 57). При этом,
по-прежнему, заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов,
допускается только с их согласия.

- Обязаны ли мы платить за капитальный ремонт?

- В приватизированных квартирах - да (ст. 154). Но если в доме капитальный ремонт
много лет не проводился, можно через суд потребовать уменьшения платежей. Как это
будет выглядеть, неизвестно, но норма ЖК напрямую переписана из закона "О защите
прав потребителей". Закон "О защите прав потребителей" работает неплохо, так что
надежды, что такое право будет работать и в ЖК, есть (ст. 66).

- За что могут выселить из квартиры?
- Из приватизированной квартиры вообще не могут выселить, исключая случай сноса
дома "ввиду муниципальных нужд". Из неприватизированной выселить можно, НО только
на основании решения суда, если возникли долги за жилищные и коммунальные услуги,
превышающие шесть месяцев, наниматель разрушает помещение или делает
невозможным проживание с ним соседей (ст. 83). При выселении ввиду возникновения
долгов человеку обязаны предоставить комнату в общежитии – 6 м2ов на человека (ст.
105). Правда, выселить можно только тех должников, которые не платят за жилье без
«уважительных причин» (?!). При выселении ввиду порчи жилья или "антисоциального
поведения" ему ничего предоставлять не обязаны и просто выселяют на улицу вместе с
семьей (ст. 91). В случае, если выселение происходит ввиду сноса дома, жителям
неприватизированных квартир предоставляют жилье такой же площади, с таким же
числом комнат, и не ниже социального норматива по жилплощади (ст. 89), но без
улучшения жилищных условий.

- Как защититься от выселения?

Лучше приватизировать квартиру. Надо платить за содержание жилья хотя бы каждые
шесть месяцев. Контролировать тарифы. Не платить только по «уважительным причинам»
(от человека не зависящим).

- Я прошу предоставить мне комнату в общежитии маневренного фонда. Что может
быть основанием для этого?

Согласно ст. 95, органы власти должны предоставлять помещения в маневренном фонде
только для тех, кто:
1. потерял жилье, так как не смог вернуть банку кредит по ипотеке;
2. оказался в квартире, непригодной к проживанию ввиду пожара и иных
чрезвычайных обстоятельств;

3. при выселении из своей квартиры за долги по ЖКХ.

Как быть остальным людям (напр., тем, кто вообще остался без жилья) – неизвестно. Они,
правда, имеют право на внеочередное получение квартиры, но на комнату в маневренном
фонде – нет.

- Как теперь будут предоставляться коммунальные субсидии и кому они положены?

- С 2006 г все регионы перейдут на новую систему предоставления субсидий. Теперь
средства за субсидии должны зачисляться на личные целевые (только на оплату ЖКХ)
счета граждан. Т.е. если ранее гражданин, получающий субсидию, просто вычитал ее
сумму при оплате, то сейчас ему придется сначала оплатить все сполна, потом ждать
когда придут деньги на его личный счет. Правда, в ЖК, где закреплена эта процедура,
говорится, что бюджет обязан перечислить деньги до дня оплаты, но не говорится, как
граждане могут заставить его это сделать. «Обязательность» бюджета очевидна на многих
примерах. Если в бюджете не будет предусмотрено необходимых средств, долги будут
неминуемы. В бюджете Астрахани, напротив, сумма, предусматриваемая для
предоставления субсидий, уменьшена по сравнению с прошлым годом с 90 до 60 млн. руб.

Официальная цель создания новой схемы расчета – реализация адресного подхода к
предоставлению социальной помощи. Однако, непонятно, почему показалась
«неадресной» авторам реформы действующая схема предоставления субсидий. Ведь, в
отличие от транспортных льгот, здесь деньги перечислялись коммунальным службам
строго по количеству получателей субсидий. По сути, предложенная реформа
представляет собой продолжение пресловутой «монетизации» в жилищной сфере.

Субсидии полагаются тем, у кого расходы на оплату жилья и коммунальных услуг
превышают максимально допустимую долю расходов в бюджете семьи (федеральный
стандарт – 22%). В некоторых регионах местные власти по собственной инициативе
устанавливают более низкую планку расходов для малоимущих – 14 или даже 10% (см.
Приложение 28), но сделать так могут далеко не все. Ведь из 13 тыс. муниципальных
образований лишь 450 не являются дотационными.

И еще один момент. С принятием нового Жилищного кодекса малоимущим стало гораздо
труднее получить субсидии. Жильцы, жалуются на сложный порядок с массой
бюрократических проволочек ее получения и недостаточность суммы. В уполномоченную
организацию людям приходится нести не менее десятка всевозможных бумажек и
справочек: заявление, справку о составе семьи, копии документов на владение либо
пользование квартирой, справки о доходах - своих и членов семьи, квитки по оплате
коммунальных услуг, справку об отсутствии задолженности и т.д.

К тому же, поскольку приходится сначала платить в полном объеме, а потом только ждать
частичный возврат, накапливаются долги. А тем, кто имеет долги, субсидия уже не
положена. Замкнутый круг. Также в предоставлении субсидии отказывают, если в семье
есть безработные, не стоящий на учете в бюро по трудоустройству. Получить же
официальный статус безработного тоже непросто.



Из интервью с депутатом Государственной Думы Галиной Хованской

– Известно, что уже идет разработка закона о местном налоге на недвижимость?

– На сегодняшний день методика массовой оценки стоимости жилья, как мне сказали
разработчики, практически завершена. Надо заметить, что с принятием этого закона самая
массовая категория льготников – пенсионеры – потеряют льготу, освобождающую от
уплаты налога на приватизированную квартиру. По недорогим квартирам цена вопроса не
изменится. А по дорогим квартирам, естественно, возрастет – ведь налог будет
исчисляться исходя из рыночной стоимости жилья, а не из оценок, которые дает БТИ по
остаточной стоимости. Думаю, что осенью закон будет принят, а с нового года введен в
действие.

– На ваш взгляд, сделают ли принятые законы о ипотечном кредите жилье более
доступным?

– Давайте опустимся на землю и признаем, что все упирается в экономику. Да, этот пакет
законов, снижая риски банков, работает на снижение процента по ипотечному кредиту,
который сейчас пока недоступен среднему россиянину. Однако инфляция вместо 8,5%
выходит на уровень 12%! Это первое. Второе – платежеспособность населения. Если
учесть эти две составляющие, то понятно, что без государственной помощи в этой сфере
пока не обойтись. Доступное жилье – пока замечательное светлое будущее. Я считаю, что
Жилищный кодекс был пристегнут к жилищному пакету законов искусственно. На мой
взгляд, он не о формировании доступного жилья, а как раз о невозможности для многих
получения социального жилья.
Как контролировать сферу ЖКХ
Необходимо контролировать жилищно-коммунальную сферу, чтобы коммунальные
службы и муниципалитеты не смогли спокойно украсть деньги людей и при этом годами
не ремонтировать дома, не топить, отключить воду и электричество. Это довольно трудно,
поскольку сфера ЖКХ – очень непрозрачна. Но есть лазейки, и есть уже разработки.

Проблема в том, что в момент подготовки брошюры (начало осени 2005), мы находимся в
переходном периоде – не все положения нового жилищного законодательства еще
вступили в силу, поэтому сложно угадать заранее, как будет работать законы, и какие
«дырки» можно будет использовать для осуществления общественного контроля. Не факт,
что все приемы, которые до сих пор использовали активисты, будут работать и дальше.
Но, в любом случае, необходимо попытаться, поскольку даже неуспешная борьба – это
способ заставить местную власть считаться с вами. При этом, как практика показывает,
даже необязательные по закону для власти вещи, можно обязать ее делать после массовых
выступлений граждан. Поэтому юридическая борьба должна всегда сочетаться с
политической борьбой, необходимой для оказания массового давления на власть.

Законодательство:

? Новый Жилищный кодекс РФ (вступил в силу 1 марта 2005 г.)

? Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования
тарифов организаций коммунального комплекса" (вступит в силу с 1 января 2006)

? Федеральный закон №133 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»: перенесен, вступит в силу в
полном объеме после 2009 года

? Закон «О защите прав потребителей» (без изменений)

? Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2004 г. №89 «Об утверждении
Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

Текст законов см.: http://rfi.narod.ru/VI.html#fz



ВАЖНО!

Закон «Об основах федеральной жилищной политики» отменен новым Жилищным
кодексом. Он часто использовался активистами, чтобы обязать органы власти и службы
ЖКХ предоставить информацию или проводить экспертизу экономически обоснованные
тарифы. На этот закон ссылаться уже невозможно.



Сейчас в области регулирования тарифов главный закон - №210-ФЗ. Проблема в том, что
он вступит в силу только с 1 марта 2006. Поэтому пока существует юридический вакуум,
который может быть использован, как для укрепления позиций общественных
организаций, так и против нас. Главное здесь: активность и решительность. Местная
власть не лучше нас разбирается в новом законодательстве.

Основные пункты в области законодательства по регулированию тарифов и услуг:

? Большие полномочия переданы местной власти, поэтому обращаться надо именно
к ней;

? При этом муниципальная власть имеет гораздо меньше обязательств перед
гражданами. То, что старое законодательство «обязывало» делать (предоставить
информацию при просьбе граждан или общественной организации, провести
экспертизу), оно теперь только «рекомендует». Конкретно, это значит, что требовать
чего-либо от муниципальной власти можно, но поскольку она не обязана подчиниться
(и суд не может ее заставить), то необходимо давить и заставлять. И добиться здесь
результата можно только массовыми действиями.

? Больше свободы действий получают жилищно-коммунальные службы, которые
теперь могут быть как муниципальные (правда, в виде акционерных обществ со 100%-
ным участием муниципалитетов), так и частные. Это было бы еще ничего, если
конкуренция бы помогла снизить тарифы и улучшить качество услуг. Но это вряд ли
произойдет. Во-первых, трудно себе представить конкуренцию между энергетиками
или водоканалами. Во-вторых, многие частные фирмы просто являются преемниками
старых ЖЭКов и филиалами мэрии. Конкуренции надо будет добиваться своими
действиями – заключая договор с той или иной фирмой на выгодных жильцам
условиях, послать подальше фирмы, работу которых нас не устраивает, публиковать
сами результаты нашего мониторинга о работе той или иной фирмы.

? Цены на жилищные услуги станут полностью свободными: условия будут
зависеть от конкретного договора с обслуживающей фирмой. Если мэрия его заключит,
то жильцы потеряют всякий контроль. Единственный возможный контроль – через
ТСЖ или непосредственное управление, в крайнем случае управляющую компанию,
выбранную самими жильцами на общем собрании.

? Электроснабжение и тепло будут включены в сферу регулирования субъектов
федерации, а вода и канализации — в сферу регулирования муниципалитетов.
Федеральная власть будет всего лишь устанавливать какие-то абстрактные «правила»
регулирования, а определять конкретный метод регулирования, и устанавливать
тарифы (цены) на услуги организаций коммунального комплекса – муниципальная и
региональная власть. (№210-ФЗ)

? Муниципалитеты и региональная власть МОГУТ публиковать информацию о
тарифах, и МОГУТ привлекать аудиторские фирмы для проведения экспертизы.
(№210-ФЗ). Однако, Постановление Правительства № 89, предусматривает, что
установление цен и тарифов осуществляется с УЧЕТОМ заключения независимой
экспертизы – п. 17.

? Представительный орган муниципальных образований «устанавливают надбавки
к тарифам для потребителей» (п.1-3 ст.5 №210-ФЗ), т.е. конкретную цену,
оплачиваемую жильцами за воду и утилизацию бытовых отходов. А это цена включает
не только тарифы производства, но и опасную «инвестиционную» надбавку. На самом
деле, это и есть ПРИБЫЛЬ, которая узаконена, подтверждена и контролируется только
муниципальной властью. Поскольку мэрия должна будет контролировать
осуществление инвестиционной программы, можно не сомневаться, что эти «надбавки»
пойдут куда угодно, но только не на модернизацию жилищно-коммунальной сферы.
Значит, повторяем, с 1 марта 2006 года жильцы будут оплачивать прибыль
организациям ЖКХ!

? Государственные дотации (кроме субсидий) отменяются: все - за счет самых
жильцов.

? Единственная гарантия: изменение тарифов (надбавок) для потребителей может
производиться не чаще одного раза в год.

? Что касается электро- и теплоснабжения (№210-ФЗ): тарифы будет устанавливать
федеральная власть, но надбавки (прибыль/инвестиции) – местная власть. При этом
часть 7 ст. 15 №210-ФЗ предполагает полное свертывание государственного
регулирования в этой сфере с 1 июня 2008 – муниципальная власть всего лишь сможет
одобрять инвестиционную (прибыльную) программу этих служб. Т.е. цены на
электричество и на тепло станут свободными в 2008 г.!



Не тратьте время на обжалование незаконности тарифов на том основании, что они
превышают федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг!
(Постановления Правительства РФ N 89 от 17.02.2004). Эти федеральные стандарты
предельной стоимости – чисто формальный перерасчет между разными уровнями
бюджетами. Это никак не отражается на реальном уровне тарифов! Это подтверждено
решениями многих судов и Верховного суда.



Как все-таки будет осуществляться контроль за обоснованностью «экономически
обоснованных» тарифов? Пока конкретного ответа нет. Нет ни вразумительной методики
расчета платежей, ни механизма или метода контроля на местах, муниципалитеты решают
сами.

После Конференции по ЖКХ (Ижевск, 1-2 октября) стало понятно, что после вступления в
силу с 1.1.06 закона 210 ФЗ об основах регулирования тарифов, жильцы будут
практически лишены возможности контролировать тарифы через независимую
экспертизу, оспаривать экономически необоснованные тарифы и пр. Инвестиционная
составляющая тарифов (т.е. прибыль) будет закладываться в тариф в любом размере и не
сможет оспариваться. Поэтому здесь могут быть эффективными только массовые акции
протеста против повышения тарифов.

Правда, старые приемы активистов по судебным искам все же будут иметь обратную силу
(что касается оспариваемых тарифов до 1.1.06). Об этом сообщил всем участникам
специалист из пензенского Координационного Совета Анатолий Логинов, который щедро
консультировал людей, желающих судиться из-за завышенных тарифов. Наконец, было
еще предложена идея об использовании энергосберегающих установок, которые бы
окупались довольно быстро, судя по опыту некоторых успешных ТСЖ в Перми (об этом
рассказал, например, Валентин Гузов из Пермского КС).
Чтобы контролировать жилищные услуги, необходимо:


1. услуги все еще ввходит в перечень услуг, и стоимость этих услуг. Если жилищные
Уточнить, что
муниципальной сфере, надо требовать от мэра информации о
затратах на содержание жилья (что входит в экономически обоснованный тариф с
населения по платежам за содержание жилья с калькуляцией тарифа по копейкам за
квадратный метр по виду услуг). Если тарифы завышены, обратиться в прокуратуру, или
требовать независимой экспертизы.

Если жилищные услуги уже приватизированы, заключите выгодный вам договор с
фирмой, требуйте детальной калькуляции стоимости предоставленных услуг. Если
договор нарушен, подать в суд.


2. (ст. 27 и 28) регулирует сроки, и дает возможность подать в судправ потребителей»
Контролировать сроки выполнения работ. Закон «О защите
в случае нарушения.
Есть еще государственные нормы по срокам (ГОСТ), если содержание жилья все еще в
обязанности муниципальной власти.


3. Контролировать, какидут деньги, собранныеЕсли договор составлен, всесравно надо
расходуются деньги.
контролировать, куда с жильцов. В соответствии законом
«О защите прав потребителей надо требовать у руководства жилищно-коммунальной
фирмы:
? Сколько денег собрано с жильцов дома за жилищные услуги с 1 января 2005 года;
? Сколько средств с этого периода жители дома задолжали
? Сколько денег было потрачено на обслуживание дома по видам затрат

? Штатное расписание фирмы

В случае отказа обратиться в прокуратуру.

Потребовать перерасчета за не оказанные услуги. Основание: Ст. 16 и 29 Закона
4. РФ «О защите прав потребителей»
Пример заявления о перерасчете


Начальнику ЖЭУ

Я проживаю в данном доме с 1970 года. Из жилищных услуг: ни разу
не проводился ремонт лестничных клеток, в жутком состоянии
потолочные перекрытия подъезда, в отвратительном состоянии вход
в подвал…

Из коммунальных услуг: не проводилась очистка вентиляционных
каналов, отсутствует отопление подъезда, не освещаются подъезд и
этажи…

Поэтому я прошу сделать перерасчет на мой л/сч 5705 за весь
период по не предоставленным услугам.

Дата Подпись

В случае отказа, обращаться в суд или прокуратуру.
Чтобы контролировать коммунальные услуги, необходимо:

Ставить счетчики на электричество, воду и тепло (как известно, нормы потребления
1. завышены)


2. Выяснить расходование средств предприятиями-поставщикамипоставщики – к
услуг. Если
муниципальное – обратиться к главе администрации. Если частные
директору соответствующей фирмы. Основание: Закон «О защите прав потребителей» (а
после 1 марта – ФЗ 210) + Постановление Правительства №1099 (согласно ему, если
услуга поставляется некачественно, размер платежей уменьшается или вообще исчезает).

Просить предоставить информацию по следующим вопросам:
? норматив потребления воды в расчете на одного потребителя;
? расчетное число потребителей;
себестоимость одного м3 воды;
?
? расчет себестоимости;
? штатное расписание предприятия-поставщика услуг, включая сведения по
зарплате;
? сведение о приобретении оборудования и материалов, включая данные о
стоимости и конкурсах, если такие проводились;
? сведения о проведенных ремонтных работах за истекший год, включая их объемы
и места проведения;

? сведения о проведении экспертизы при установлении тарифов.


3. Подать иски при отсутствии или ненадлежащем качестве услуг. Есть широко по
распространенное мнение, что судиться – очень дорого и сложно. На самом деле,
массовым делам, будь то отключение электроэнергии или задержка зарплаты,
государственной пошлины практически нет, адвокат не нужен и дело рассматривается в
короткий срок.

Иск подается по месту юридического адреса ответчика, то есть организации, с которой вы
судитесь. Если вы не знаете, кто именно должен нести ответственность, можно в иске
указать на несколько организаций, и пусть они сами разберутся между собой. Первая
инстанция – районный суд.

См. Приложение 11 (Образцы исковых заявлений о взыскании средств за неоказанные
услуги, и Исковое заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств)

Комментарий юриста (Мирослав Светлый)[16]

Прежде всего, необходимо знать свои права при оказании жилищно-коммунальных услуг.
Отношения, возникающие в этой сфере, регулируются статьями 779 – 783 ГК Российской
Федерации, статьями 27 – 39 Закона Российской Федерации “О защите прав
потребителей”, а также Правилами предоставления коммунальных услуг и Правилами
предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 № 1099 (с
последующими изменениями и дополнениями). В первую очередь: с каждым
ответственным квартиросъемщиком должен быть заключен договор.
Договор – необходимый документ в отношениях с коммунальщиками!


Согласно ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ:
«…2.2. В договоре отражаются: качество услуг, режим предоставления услуг и нормативные объемы потребления; порядок и сроки устранения
неисправностей и аварий; установленные размеры и условия оплаты, расчетный период и сроки внесения платежей, пеня за несвоевременную
оплату услуг; технические характеристики инженерного оборудования жилых помещений, в том числе определяющие максимальную мощность
электробытовых машин, приборов, аппаратуры; права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя.


2.3. Состав услуг, предоставляемых потребителю, определяется степенью благоустройства жилого дома или квартиры.


Расчетный период для оплаты услуг устанавливается в один календарный месяц, срок внесения платежей - до 10 числа следующего за истекшим
месяца. Плата за услуги вносится равномерно в течение года, если иное не оговорено договором.


3.1. Пользование услугами должно осуществляться на основании и в соответствии с настоящими Правилами и договором…»


Я не зря цитирую этот документ, поскольку коммунальные службы мало с кем заключают
эти договора. А это прямое невыполнение собственных обязанностей. И знаете, к чему это
ведет в первую очередь? Вы имеете право не платить за квартиру – ни больше, ни меньше,
поскольку ордер, как и квитанция на оплату не являются самим договором, а
соответственно квитанции носят уведомительный характер. И то, что договор еще не
заключен, является «проколом» коммунальных служб, а не вашим. Это всегда обязан
учитывать суд и выселить за это вас никто не имеет право. Вас могут через суд только
обязать подписать такой договор.

Как составлять договор?

Знаменитый российский юрист Павел Файзов рекомендует: «Не подписывайте договор,
если в нем нет главного – ответственности Комитета за нарушение пунктов Договора.
Ответственность – это штрафные санкции. Требуйте в договор внесения штрафных
санкций».

Председатель городской Думы г. Вологды Александр Лукичев советует: «Один из
главных документов договора – Акт сдачи-приемки квартиры на техобслуживание. От
того, как он будет заполнен, зависит работа самого Договора. А по Акту тоже есть
вопросы. Например, там укажут, что дом оборудован водопроводом с горячей и холодной
водой. Если у меня, к примеру, вода поступает только два раза в сутки. Укажут ли это в
акте? Или «оборудован мусоропроводом». А он во многих домах заварен… При
подписании Договора под рукой должен быть Протокол разногласий».

Только в суд…

По стандартам, горячая вода должна подаваться 344 дня в году, что на практике часто
нарушается. Вы можете подать коллективный иск в суд, и у Вас есть большие шансы
выиграть это дело.

В суде Вы можете потребовать возмещения материального вреда в размере платы за
горячую воду за время непредоставления этой услуги. Из этого времени Вы должны
вычесть 21 день, отпущенный законом на ежегодный ремонт сетей.

Иски о защите прав потребителей подаются в суд по месту нахождения ответчика, либо по
месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения
договора. При этом, если цена иска не превышает 500 минимальных размеров оплаты
труда, установленных законом на день подачи искового заявления, исковое заявление
подается мировому судье, а в иных случаях – в районный (городской) суд. Потребители
по делам о защите своих прав освобождаются от уплаты госпошлины.

Прежде, чем отдать требуемую с Вас высокую оплату за все услуги оглянитесь и
подумайте, а выполняет ли Ваше ЖЭУ «Правила пользования жилыми помещениями,
содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР» (в ред. Постановлений
Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N 726)

Отношения между снабжающими организациями и абонентами энергоснабжения,
регулируются на основании статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отношения, связанные со снабжением тепловой энергией, газом, водой и другими
товарами через присоединенную сеть, регулируются ст. 6 главы 30 Гражданского кодекса
Российской Федерации, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, или
не вытекает из существа обязательства.

Мы покупатели, а коммунальные службы – продавцы услуг

При применении положений Закона "О защите прав потребителей" в части, касающейся
ответственности продавца за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по
договору купли - продажи, необходимо учитывать, что Гражданским кодексом
Российской Федерации установлена ограниченная ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения - сторона,
нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим только реальный
ущерб (статья 547 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, пунктом 2
статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае
нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству
энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. И заметьте, во всех пунктах
цитируемых документов есть слово «Договор». А если его нет, значит и категорических
требований к жильцам, не заключившим договор, быть не может.

Пени

Похоже, наибольший прокол у коммунальщиков вышел с размером пени, которую они
начисляют – 1% за просроченный платеж. А по закону пеня не должна превышать ставку
рефинансирования Центробанка. Проще говоря, на сегодняшний день пеня должна быть в
100 раз (!) меньше – около 0,07%. Кстати, это относится и к ежемесячной оплате за услуги
телефонной связи.

Техническое обслуживание

Каждый месяц, получая квитанции на оплату жилья, мы встречаем в ней такую графу
«техническое обслуживание», и многих интересует вопрос: «А что подразумевается под
этой фразой?». Наши специалисты – чиновники в один голос утверждают, что это
средства только на содержание внешних инженерных сетей и самого дома. Но что же
говорит по этому поводу Закон из процитированных выше правил?

Как написать претензию, см. Приложение 12.

Неужели каждый квартиросъемщик должен отдельно воевать за свои права?
Да. Органы прокуратуры вправе провести самостоятельную проверку выполнения Правил
предоставления коммунальных услуг нашими коммунальными службами, т.е.
фактическую инвентаризацию всего жилого фонда, и самим вынести общее
постановление о снижении тарифов по оплате за те или иные услуги, особенно в старом и
ветхом фонде. Т.е. значительно облегчить жизнь людям. Но, видимо, нашей власти это не
выгодно. Поэтому в суд, дорогие квартиросъемщики, только в суд.



ВНИМАНИЕ!

На основании решения общего собрания собственников квартир, осуществляющих
непосредственное управление, от имени всех собственников может действовать (в том
числе и подать в суд) один из собственников (старший по дому), при наличии письменной
доверенности, выданной ему большинством собственников.

Комментарий юриста (Б.В. Шестов)[17]

Основным субъектом правоотношений в сфере ЖКХ по новому законодательству
являются жильцы многоквартирного дома. Они решают на своем собрании, какую
выбрать форму управления своим домом. Величина тарифов на обслуживание и ремонт
дома утверждается на общем собрании жильцов.

У этой схемы предусмотрены различные варианты, но суть одинакова: бремя
собственности, т.е. содержание жилища, несет муниципалитет, если вы являетесь
нанимателем жилья; либо вы сами, если являетесь собственником жилья. В первом случае
на собрании жильцов ваши интересы как потребителя ЖКУ представляет муниципалитет
(собственник вашей квартиры), во втором – вы сами.

Общественным организациям и населению необходимо выработать стратегию и тактику
своих действий исходя из собственных интересов. По сути, новый ЖК предлагает нам
выбирать из двух зол наименьшее. Таким наименьшим злом на данном этапе
представляется тактика, сочетающая элементы самоорганизации и противодействия
ущемлению интересов местного сообщества. Жители многоквартирных домов на своих
собраниях или путем сбора подписей выбирают людей (управдомов, домкомов и т.п.),
способных представлять их интересы во взаимодействии с властями и коммунальными
службами. Эти люди могут объединиться в общественное движение и организованно
отстаивать интересы потребителей услуг ЖКХ.

Главная идея состоит в том, чтобы, используя все доступные методы гражданского
контроля и давления на власть, включая акции протеста, требовать от муниципальных
властей исполнения возложенных на них функций по оказанию административных услуг
населению.

Оказание жилищно-коммунальных услуг остается основной функцией органов местного
самоуправления и всякие рыночные нововведения не умаляют значения эффективного
управления жильем на муниципальном уровне. Дополнительными доводами в пользу
такой позиции является, во-первых, ситуация с накопленными обязательствами по
проведению капитального ремонта, особенно это касается старого жилого фонда; во-
вторых, предоставление коммунальных услуг по-прежнему, осуществляется
монополистами, в отношении которых (пока) действуют правила регулирования.
Общественные организации не должны допустить сброс ответственности органов
местного самоуправления за состояние ЖКХ на население. Необходимо осуществлять
мониторинг исполнения муниципальными властями своих прямых обязанностей,
включающих формирование необходимой нормативно-правовой базы. Жалобы
чиновников на правительство и плохие законы не должны усыплять бдительность
граждан. Следует постоянно напоминать власть предержащим: «Господа руководители, не
можете управлять городским хозяйством – уступите место другим. Никто вас насильно не
гонит во власть».

Воронеж: бунт закончился победой жителей[18]

Март 2005: тарифы еще раз признаны
завышенными

16 марта 2005 года воронежский суд
признал очередное повышение
коммунальных тарифов незаконным.

Спустя всего два месяца после
январского скачка тарифов суд вынес
вердикт о незаконности постановления
мэрии о повышении тарифов на
отопление и горячую воду на 20%,
принятого 29 декабря 2004 г.
Представители облпрокуратуры и
Воронежской гордумы, которые подали
соответствующие иски в суд, выразили
удовлетворение судебным решением. В
случае исполнения судебного решения,
мэрия должна будет провести
перерасчет коммунальных платежей за
январь-март 2005 года на сумму 240 млн.
руб.

На слушаниях начальник муниципально-
правового управления гордумы Нина
Музалевских, депутат гордумы Галина
Кудрявцева и старший советник
прокурора области Валентина Иванова
привели одинаковые доводы: по уставу
города мэрия не имела права повышать
тарифы на услуги ЖКХ без согласования
с городской думой. Госпожа Иванова
также сообщила, что по закону
изменение цен на коммунальные услуги
может происходить не чаще, чем один
раз в год (1 апреля 2004 года мэрия уже
поднимала тарифы на 18%),
следовательно, постановление о
повышении тарифов не могло быть
принято в декабре. Представители
истцов потребовали признать
Воронеж стал одним из первых городов
постановление недействующим.
России, где после повышения тарифов в 2002
году люди вышли на улицы. Благодаря
И суд согласился с ними: постановление
активной политической и юридической борьбе
признано «недействительным со дня его
всем жителям вернули деньги за

<<

стр. 2
(всего 11)

СОДЕРЖАНИЕ

>>